Практическая работа№12:
«Законодательная техника»
1.
Доклад на тему: «Нетипичные нормативные правовые предписания».
2.
Вопросы для устного
ответа:
1)
Что такое правотворчество?
2)
Каковы признаки
правотворческого процессы?
3)
Что такое инкорпорация?
4)
Как соотносятся понятия
«правотворчество» и «законотворчество».
5)
Перечислите стадии
правотворчества.
6)
Дайте определение
законодательной технике.
3.
Практические задания:
1)
Охарактеризуйте кратко
содержание основных принципов в правотворчестве:
Принципы правотворчества |
Содержание принципа |
2)
Одна из
партий, проанализировав ситуацию с военным делом в стране, пришла к выводу, что
реальное улучшение обороноспособности страны возможно только при переходе на
контрактную армию. Были проведены соответствующие экономические расчеты,
составлен законопроект и от имени депутата, члена этой партии, подан в
Президиум Государственной думы. На заседании Президиума Государственной думы
законопроект был рассмотрен, но не поставлен в очередь законопроектов,
поступивших в палату. В качестве причин были выдвинуты следующие аргументы:
ü законопроект противоречит положениям
Конституции РФ, где сказано о том, что защита страны есть долг и обязанность
каждого гражданина, и нет ни слова о профессиональной армии;
ü у государства нет денег на создание
профессиональной армии.
Оцените эти аргументы с точки зрения закона и скажите: правильно
ли было отказано депутатам в рассмотрении законопроекта?
3)
В Законе РФ об
образовании установлено, что общее образование является обязательным.
Предположим, что правительство, ознакомившись с ситуацией, связанной со
школьным образованием, выносит следующее постановление: в местностях, где
существует дефицит педагогических кадров, обязательным является шестилетнее
образование.
Можно ли признать издание данного нормативного акта законным?
При расхождении содержания нормативных актов, изданных по одному и тому же
вопросу, какой из них следует применить?
4)
Предположим,
что Министерство образования и науки РФ, ознакомившись с зарубежным опытом и
найдя его весьма положительным, разработало проект закона «О
специализированном обучении в старших классах». Проект был подан в
Государственную думу. Через месяц пришел ответ за подписью председателя
Комитета по образованию Государственной думы. Сообщалось, что законодательное
предложение не может быть принято по двум причинам:
ü министерство не относится к числу
государственных органов, которым по Конституции РФ принадлежит право
законодательной инициативы;
ü в России пока не сложились условия для
повсеместного введения специализированного обучения в школе (особенно это
касается сельских школ).
Оцените ответ (и по форме и по содержанию) с точки зрения
закона.
Ответ задачи №2:
Действительно, и в Конституции, и в Законе РФ об
образовании говорится о том, что общее образование в нашей стране является обязательным.
Сделано это не случайно, образованные граждане — это потенциально лучшие
работники, которые могут выполнять работу более сложную, более технологичную и
способны к тому же лучше и качественнее делать любую работу. Но не только в
этом состоит выигрыш общества в целом. Образованные граждане — это еще и
социально активные граждане, т. е. способные сознательно участвовать в выборах
государственных органов и тем самым, косвенно участвуя в управлении
государством, могущие заставить власть считаться с мнением народа и
служить людям.
Однако в жизни могут так сложиться обстоятельства, когда самые
благородные намерения бывает трудно исполнить. Именно ситуация со школьным
образованием, описанная в задаче, существует во многих сельских местностях.
При этом хорошим правилом следует считать следующее: надо ставить планку
несколько выше, чем реальные обстоятельства, и постараться ее достигнуть,
соответствующим образом изменяя и совершенствуя жизнь.
Правительству не следовало выходить с предложением, о котором
речь идет в задаче, по двум причинам:
1) по существу: такое предложение
регрессивное и создает условия для отката общества назад по сравнению с
завоеванными на сегодняшний день позициями в области образования;
2) по форме: постановление
Правительства, даже если бы оно было принято, было бы незаконным, поскольку оно
противоречит нормативным актам, имеющим более высокую юридическую силу
(Конституции РФ и Закону РФ об образовании).
Как же тогда должно поступить Правительство?
Вариантов множество. Вот лишь три на этот счет:
выделить деньги для приобретения транспорта с целью доставки
школьников тех сельских местностей, где существует дефицит педагогических
кадров и нет возможности организовать обучение, в более крупные населенные
пункты;
выделить деньги для строительства интернатов в более крупных
населенных пунктах, где можно осуществлять обучение школьников по полной
программе девятилетнего образования, с тем чтобы не возить в школы детей
ежедневно;
предусмотреть льготы для выпускников педагогических вузов,
направляющихся на работу в сельскую местность.
Ответ задачи №1.
Отказ незаконный по следующим причинам.
1) Согласно ст. 104 Конституции РФ, депутаты
Государственной думы имеют право законодательной инициативы, причем один депутат
или несколько, а также разрозненные депутаты или объединившиеся во фракцию —
не имеет значения.
Каждый гражданин обязан защищать Отечество, однако порядок
несения военной службы определяется не Конституцией РФ, а Законом РФ «О
воинской обязанности и военной службе». Вот именно этот Закон и предлагают
изменить депутаты, причем кардинально: предусмотреть в нем создание армии на
профессиональной основе.
то же касается отсутствия денег на ее создание, то их надо
найти, а не отговариваться этим.
Ответ задачи №4.
Отказ в принятии законопроекта к
рассмотрению законный. Дело в том, что само министерство не обладает правом
законодательной инициативы (см. ст. 104 Конституции РФ). Оно должно свои
предложения проводить через Правительство РФ. И это справедливо: члены
Правительства со всех сторон (в том числе и с финансовой) могут оценить предложения
и направить законопроект в Государственную думу. Одним словом, формальная
причина здесь была положена во главу угла.
Что же касается причины отказа
содержательного характера (не сложились условия для введения
специализированного обучения), то этот аргумент не основан на законе. Оценка
этого фактора — дело депутатов, которые и будут рассматривать законопроект.
Подборка по базе: Основы менеджмента Практ занятие 1.docx, Теоретические и методические основы организации трудовой деятель, Практическое занятие №3.docx, 1. Практическое занятие 16. Эффективность управления оборотными , Практическое занятие 3 (алена.pdf, Практическое занятие 3.docx, Практическое занятие 2.pdf, Практическое занятие 4.docx, Математика практическое занятие2 (копия).docx, Музейное занятие Косинова.pptx
Практическое занятие № 4.
Овладение юристом юридической техникой.
- Раскройте понятие, элементы и приемы юридической техники.
Юридическая техника – совокупность правил, средств и приемов разработки, оформления и систематизации нормативных актов в целях их ясности, понятности и эффективности.Объектом юридической техники является текст нормативного документа, в отношении которого применяются интеллектуальные усилия законодателя.Элементы юридической техники:
1) правотворческая техника, т.е. техника принятия, оформления и формулирования законов; оформления кодексов; техника индивидуальных актов (бланк протокола допроса и т.п.).
2) Правоприменительная техника включает в себя: приемы оформления и построения правоприменительных актов – протоколов, приговоров, судебных решений.
3) Толкование права — это интеллектуальный процесс, направленный на выявление смысла норм права самим интерпретатором и доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).
Правила юридической техники:
- конкретность, ясность и исчерпывающая полнота правового регулирования;
- логика в изложении текста документа и связь нормативных предписаний между собой;
- отсутствие противоречий, пробелов, коллизий как в нормативном акте, так и во всей системе законодательства;
- ясность, простота применения и понимания терминов;
- краткость и компактность изложения правовых норм, сокращение до минимума дублирования нормативного материала по одному и тому же вопросу.
Приемы юридической техники:Абстрактный– это такой прием формулирования юридических норм, при котором фактические данные охватываются обобщающей формулировкой, т.е. родовыми признаками. Например, в нормативном положении «лицо освобождается от ответственности при отсутствии в его действиях вины» слова «отсутствие вины» являются обобщающей формулировкой, которая охватывает все случаи, когда лицо не предвидело и по обстоятельствам данного дела не могло предвидеть противоправные результаты своего поведения.Казуистический – при формулировании нормативно-правового акта. последовательно перечисляются условия при которых он действует.
* По способу изложения элементов юридической нормы различаются три приема:
прямой, ссылочный и бланкетный.
При прямом изложении все элементы нормы прямо формулируются в данной статье нормативного акта.
При ссылочном изложении отдельные элементы нормы не формулируются в данной статье; в ней делается отсылка к другой норме, где содержатся нужные предписания.
При бланкетномизложении отдельные элементы норм тоже прямо не формулируются, но недостающие элементы восполняются не какой-либо точно указанной нормой, а правилами определенного вида, которые со временем могут изменяться.
Также в юридической технике *используются иные приемы, такие как:
- правовые презумпции – предположения о наличии или отсутствии определенных фактов основанное на связи между предполагаемыми фактами и фактами наличными и подтвержденная предшествующим опытом.
- правовые аксиомы – положения самоочевидные истины, не требующие доказательств в юридическом процессе.
- правовые преюдиции — обязательность для всех судов, рассматривающих дело, принять без проверки и доказательств факты, ранее установленные вступившим в законную силу судебным решением или приговором по другому делу. В этом случае говорят, что такие факты имеют преюдициальное значение и не подлежат доказыванию (оспариванию).
- 2. Охарактеризуйте особенности юридических документов и работы с ними.
Юридический документ – это носитель юридически значимой информации, с которым нормы нрава связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений, который в соответствии с нормами права служит основанием или подтверждением прав и обязанностей участников этих правоотношений.
В качестве основных особенностей юридических документов можно выделить следующие:
- 1) материальная форма – юридический документ, как и всякий иной документ, создан в виде материального носителя информации: бумажного документа, электронного документа, в форме вещи (например, номерок, получаемый в гардеробе, выступающий специфической формой договора хранения);
- 2) информативность – в документе в различной форме содержится информация, которая может быть воспринята людьми;
- 3) юридическая сила – такой документ либо порождает, либо удостоверяет (подтверждает) юридические права и обязанности участников определенных правоотношений. Именно в этом состоит главное функциональное назначение этого вида документов. В связи с этим есть все основания полагать, что составление юридического документа можно рассматривать как юридический акт – действие, имеющее целью породить правовые последствия;
- 4) правовая определенность статуса документа – нормы права содержат указания на существование юридических документов, на возможность их использования в конкретной ситуации для определенных юридических целей. Этот признак предполагает, что нормами права определяются и закрепляются юридические последствия использования таких документов;
- 5) формальность – нормы права предусматривают требования к форме, содержанию документа и его реквизитам. Соблюдение этих требований является необходимым условием возможности использования юридического документа по назначению. Причем перечень таких требований у различных юридических документов различный;
- 6) компетентность – юридический документ создается строго уполномоченными на то субъектами правоотношений.
- 3. Дайте характеристику правозащитному движению в России.
Правозащитное движение в нашей стране возникло еще в советские годы, являясь частью диссидентского движения в СССР. Следует отметить ту особую роль, которую оно сыграло внутри диссидентского — правозащитники создали единое информационное поле, отстаивали гражданские права и свободы граждан, гарантированных Конституцией СССР (свобода слова, печати, демонстраций, ассоциаций и др.), вне зависимости от их принадлежности к каким-либо мировоззренческим группам.
Старшейшими из действующих до настоящего времени организаций этого толка являются Московская Хельсинкская Группа, организация для защиты прав заключенных «Международная Амнистия» (Amnisty International) и общество «Мемориал».
Днем рождения правозащитного движения принято считать 05 декабря
1965 г., когда в Москве на площади Пушкина состоялась первая демонстрация под правозащитными лозунгами.
В деятельности неправительственных правозащитных организаций могут быть выделены следующие основные направления:
— оказание правовой помощи гражданам; участие в законодательном процессе;
— соблюдение обеспечения прав и свобод человека и гражданина;
— правовое просвещение, пропаганда правозащитных идей, общественный контроль (мониторинг) за деятельностью правоохранительных органов;
При осуществлении своей деятельности правозащитные организации тесно сотрудничают с правоохранительными органами, Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Так, в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2006 г. отмечалось, что особенно плодотворным было взаимодействие Уполномоченного с такими неправительственными организациями, как Московская Хельсинкская группа, Правозащитный центр «Мемориал», Фонд «Социальное партнерство», Фонд «Демос», Независимый экспертно-правовой совет, Всероссийская коалиция общественных организаций «За демократическую альтернативную гражданскую службу», Форум переселенческих организаций и др. Однако большинство правозащитных организаций так и не сумели завоевать должной поддержки и понимания широких слоев российского общества.
Альтернативным вариантом урегулирования некоторых споров, возникающих из ряда частных правоотношений, стала процедура медиации. «Медиация» — это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая является заинтересованной только лишь в том, чтобы стороны разрешили свой спор (конфликт) максимально выгодно для конфликтующих сторон.
Правовой основой медиации в России стал Закон о процедуре медиации. Данный Закон принят в целях создания правовых условий для применения в Российской Федерации альтернативной процедуры урегулирования споров с участием в качестве посредника независимого лица — медиатора (процедуры медиации), содействия развитию партнерских деловых отношений и формированию этики делового оборота, гармонизации социальных отношений. Процедура медиации может применяться к спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также к спорам, возникающих из гражданских трудовых и семейных правоотношений
(ст. 1, 2 указанного Закона).
Вместе с тем медиация не может применяться к коллективным трудовым спорам, а также таким спорам, которые затрагивают или могут затронуть права и законные интересы третьих лиц, не участвующих в процедуре медиации, или публичные интересы.
Процедура медиации проводится при взаимном волеизъявлении сторон на основе принципов добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, беспристрастности и независимости медиатора.
9901378, Контрольная работа, Юридическая техника, 8 с., 2019 год, 70%
9901816, Задачи, Уголовное право, 9 с., 2020 год
1506170, Курсовая работа, Теория государства и права, 40 с., 2016 год, 60%
9901823, Курсовая работа, Теория государства и права, 25 с., 2020 год, 70%
1507934, Доклад, Семинар I Понятие и виды юридической техники, 8 с., 2019 год, 72%
9202076, Контрольная работа, Гражданское право, 63 с., 2021 год
1105220, Контрольная работа, Юридическая техника, 16 с., 2016 год, 78%
1901652, Контрольная работа, Юридическая техника, 18 с., 2019 год, 86%
1901955, Курсовая работа, Теория государства и права, 56 с., 2020 год, 60%
1509677, Контрольная работа, Механизм регионального законотворчества, 33 с., 2022 год, 60%
Скорее всего мы уже написали работу на твою тему. Проверь!
Приводим
перечень бумаг, которые в разговорной
речи нередко называются юридическими
документами. Определите, что действительно
является юридическим документом. В
каком значении употребляется в этом
случае термин «юридический документ»:
—
Трудовой договор, подписанный работодателем
—
Проект федерального закона, принятый
Государственной Думой
—
Паспорт
—
Решение арбитражного суда
—
Заявление о приеме в коллегию адвокатов
—
Конституция РФ, изданная отдельной
книгой
—
Комментированный Гражданский кодекс
—
Претензия к ателье
—
Учебник по гражданскому процессу.
Упражнение 2
При
составлении актов правоприменения,
некоторых видов обращения (исковые
заявления, претензии и т.п.) часто
требуется описать какой-либо объект,
человека, обстоятельства. В этом случае
важна точность описания. В одних случаях
для такого описания достаточно
использовать обычный, повседневный
язык, в других случаях требуется
использование специальной терминологии.
Задание
1. Отработка точности описания с
использованием универсальных, общепринятых
слов
Опишите
человека, знакомого аудитории, используя
обычный, повседневный язык, но не
называйте его. Пусть аудитория, не
задавая вопросы, отгадает, о ком идет
речь.
Задание
2. Отработка точности использования
профессиональной (специальной)
терминологии
Представьте,
что вы заказали в ателье костюм. Причем,
когда говорили с мастером, показали ему
в каталоге модель, которую хотели бы
получить, и оставили мастеру этот
каталог. Когда пришли за готовой вещью,
выяснилось, что вам сшили другую модель.
Напишите описательную часть претензии,
используя специальную терминологию.
Опишите, какую модель вы хотели и какой
костюм вам сшили.
Представьте,
что вы на мебельной фабрике заказали
книжные полки. Причем, когда говорили
с мастером, показали ему в каталоге
модель, которую хотели бы получить, и
оставили мастеру этот каталог. Когда
привезли готовые полки, выяснилось, что
вам сделали другую модель. Напишите
описательную часть претензии, используя
специальную терминологию. Опишите,
какую модель вы хотели и что вам сделали.
Упражнение 3
В
качестве примера предлагаются два
исковых заявления. Сравните содержание
и форму этих документов с требованиями,
предусмотренными в ст. 131 ГПК РФ. Может
ли (должен ли) судья, получивший такие
исковые заявления, отказать в принятии
их к рассмотрению? Назовите недостатки,
имеющиеся в данных исковых заявлениях.
В
Кировский районный суд г. Саратова
Истец:
Иванова Ольга Петровна,
проживающая
по адресу: г. Саратов,
ул.
Ленина, д. 135, кв. 6
Ответчик:
Иванов Александр Борисович,
проживающий
по адресу: г. Саратов,
ул.
Ленина, д. 135, кв. 6
Исковое
заявление
о
принудительном обмене жилого помещения
С
ответчиком Ивановым А.Б. я состояла в
браке с 10.10.1974 г. Брак
расторгнут
15.12.1999 г.
С
ноября 1987 г. на основании ордера,
выданного райисполкомом г.
Саратова,
я с ответчиком проживаю в квартире N 6
по ул. Ленина, д. 135,
состоящей
из трех изолированных комнат, с
коммунальными услугами
(холодная,
горячая вода, газ, отопление) на
условиях договора найма
жилого
помещения.
Совместное
проживание с ответчиком в одной квартире
невозможно по
причине
злоупотребления им спиртными напитками.
Кроме того, к нему
постоянно
приходят в гости его друзья, его новая
жена, они допоздна
распивают
спиртные напитки, громко слушают музыку.
Мною
ответчику был предложен вариант обмена
занимаемой нами квартиры
на
две отдельные квартиры, однако
соглашение между нами об обмене
достигнуто
не было.
В
соответствии со статьей 68 ЖК Российской
Федерации прошу:
Произвести
принудительный обмен жилого помещения,
расположенного по
адресу:
г. Саратов, ул. Ленина, д. 135, кв. 6, на две
отдельные квартиры
и
переселить в одну из них ответчика
Иванова А.Б.
В
качестве свидетелей вызвать:
1.
Тихомирову А.П., проживающую по адресу:
г. Саратов, ул. Ленина,
135,
кв. 7;
2.
Петросееву Г.С., проживающую по адресу:
г. Саратов, ул. Пушкина,
д.
7
Приложение:
1.
Копия ордера на занимаемое жилое
помещение.
2.
Копия свидетельства о расторжении
брака.
3.
Копия лицевого счета и плана обмениваемого
помещения.
4.
Копия искового заявления.
10.07.2000
Подпись____________
В
Кировский районный суд г. Саратова
Истец:
Иванова Ольга Петровна,
проживающая
по адресу: г. Саратов,
ул.
Ленина, д. 135, кв. 6
Ответчик:
Иванов Александр Борисович,
проживающий
по адресу: г. Саратов,
ул.
Ленина, д. 135, кв. 6
Исковое
заявление
о
принудительном обмене жилого помещения
С
ответчиком Ивановым А.Б. я состояла в
браке с 10.10.1974 г. Брак
расторгнут
15.12.1999 г.
С
ноября 1987 г. на основании ордера,
выданного райисполкомом г.
Саратова,
я с ответчиком проживаю в квартире N 6
по ул. Ленина, д. 135,
состоящей
из трех изолированных комнат, с
коммунальными услугами
(холодная,
горячая вода, газ, отопление) на
условиях договора найма
жилого
помещения.
Совместное
проживание с ответчиком в одной квартире
невозможно по
причине
злоупотребления им спиртными напитками.
Кроме того, к нему
постоянно
приходят в гости его друзья, его новая
жена, они допоздна
распивают
спиртные напитки, громко слушают музыку.
Мною
ответчику был предложен вариант обмена
занимаемой нами квартиры
на
две отдельные квартиры, однако
соглашение между нами об обмене
достигнуто
не было.
В
соответствии со статьей 68 ЖК Российской
Федерации прошу:
Произвести
принудительный обмен жилого помещения,
расположенного по
адресу:
г. Саратов, ул. Ленина, д. 135, кв. 6, на две
отдельные квартиры
и
переселить в одну из них ответчика
Иванова А.Б.
В
качестве свидетелей вызвать:
1.
Тихомирову А.П., проживающую по адресу:
г. Саратов, ул. Ленина,
135,
кв. 7;
2.
Петросееву Г.С., проживающую по адресу:
г. Саратов, ул. Пушкина,
д.
7
Приложение:
1.
Копия ордера на занимаемое жилое
помещение.
2.
Копия свидетельства о расторжении
брака.
3.
Копия лицевого счета и плана обмениваемого
помещения.
4.
Копия искового заявления.
10.07.2000
Подпись____________
Содержание
- Теория права – основополагающая дисциплина
- Решение задачи – это формирование юридического мышления
- Шаг 1. Удаление «информационного мусора»
- Шаг 2. Установление фактических обстоятельств
- Составление списка фактов
- Анализ фактов
- Выделение смысловых групп
- Шаг 3. Юридическая квалификация
- Идентификация отрасли права
- Идентификация института отрасли права
- Определение проблематики
- Определение нормы права
- Проверка пределов действия нормы
- Толкование нормы права
- Юридические факты
- Устранение пробелов
- Решение проблемы
- Шаг 4. Юридическая аналитика
- Системный подход
- Общий вывод
Теория права – основополагающая дисциплина
Без знания теории права решение юридической задачи невозможно. Какие именно разделы теории права являются необходимым минимумом можно прочитать здесь.
Решение юридической задачи сквозным методом проверяет знания всех основных понятий и классификаций теории права. Именно теория права формирует навыки владения юридической лексикой, что является одним из первых признаков для оценки уровня подготовки юриста.
Достаточно часто можно встретить студентов и выпускников юрфаков, которые так и не овладели профессиональной лексикой. Их речь ничем не отличается от речи «обычного» человека. Бытовой стиль общения накладывает отпечаток на мышление. В результате такой юрист становится неспособным правильно «считывать» юридические формулировки, понимать язык в законе, договоре и иных правовых источниках.
Решение задачи – это формирование юридического мышления
Цель решения юридических задач – совершенствование навыков мышления и построения логически выверенных цепочек по вопросам права. Именно степень развития этой способности и характеризует качество подготовки студента по специальности «Юриспруденция».
Наиболее часто совершаемые ошибки при решении юридических задач можно прочитать здесь.
Предлагаемый далее алгоритм решения задачи не является сводом императивных правил. В зависимости от специфики конкретной задачи те или иные элементы могут отсутствовать. Но в целом изложенная методика является эффективной
Шаг 1. Удаление «информационного мусора»
Любая задача это набор фактов, наименований, дат и прочей информации, расположенной в той или иной последовательности.
Однако часть этих фактов не несет никакой смысловой нагрузки. В реальной практической деятельности такой «информационный мусор» может выражаться, например, в следующем:
- представитель в судебном заседании начинает говорить по вопросам, не имеющим отношения к делу,
- клиент на консультации у юриста начинает изложение своей истории со времен «царя Гороха»
Одной из самых распространенной форм «информационного мусора» является словоблудие – говорение ради говорения, чтобы продемонстрировать свою ценность либо прикрыть незнание проблематики. Примером словоблудия является ответ студента, желающего «говорением» на отвлеченные темы прикрыть неспособность ответить по существу на вопрос из экзаменационного билета
Во всех этих случаях необходимо уметь отделять не несущие смысловой нагрузки тексты от юридически значимых обстоятельств.
Это особенно важно с учетом того, что нормы права, на основе которых решается юридическая задача, являются абстрактными. Поэтому чтобы решить задачу, надо очистить ее от лишней информации, максимально довести до «чистых» формулировок.
Данный этап реализуется следующими действиями:
- исключение лишнего текста (эпитеты, метафоры, деепричастные обороты и пр.),
- замена имен собственных (названия юридических лиц, ФИО) на юридические категории,
- удаление реквизитов документов (товарных накладных, счетов-фактур и пр.),
- удаление дат, указателей времени (за исключением случая, если задача изначально проверяет умение считать сроки) и пр.
В результате данной работы текст задачи существенно сократится.
Шаг 2. Установление фактических обстоятельств
Оставшийся после удаления «информационного мусора» текст задачи необходимо начать расщеплять на конкретные факты.
Составление списка фактов
На данный момент мы можем не знать имеют ли выбранные факты юридическое значение, т.к. норма права еще не подобрана и не истолкована. Поэтому просто выписываем все факты: кто, что, где, когда и при каких обстоятельствах сделал.
Установление фактических обстоятельств в практической деятельности юриста реализуется, как правило, двумя способами:
(1) интервьюирование (опрос клиента, допрос свидетеля и т.д.), и
(2) исследование документов
Анализ фактов
Отобранные факты необходимо аналитически обработать:
- нарисовать взаимоотношения (договорные связи, корпоративные отношения, процессуальные взаимоотношения и пр.),
- составить таймлайн и посчитать сроки (для дат, периодов времени),
- найти отличия, противоречия, совпадения между фактами,
- классифицировать и пр.
Выделение смысловых групп
После этого факты необходимо разделить на смысловые группы. Выявить смысловые группы можно исходя из контекста, характера возникшего юридического конфликта или иных признаков.
Каждая смысловая группа это маленькая история внутри одной юридической задачи. Суть этой истории можно изложить двумя-тремя предложениями.
Шаг 3. Юридическая квалификация
На данном этапе начинается непосредственная работа с законом. Описанный ниже вариант является классической дедукцией – от общего (отрасль права) к частному (норма права). Индукция тоже применяется, но при другом анализе.
Идентификация отрасли права
У каждой смысловой группы необходимо определить характер общественного отношения и, следовательно, применимую отрасль права.
С этого момента все дальнейшие шаги при решении задачи возможны только в случае, если у студента имеется понимание основных институтов отрасли права и базовых нормативных моделей данных институтов.
Идентификация института отрасли права
К какому институту отрасли права относятся фактические обстоятельства каждой смысловой группы? Для реализации этого шага необходимо как минимум хорошо ориентироваться в базовых понятиях отрасли права и в отраслевом кодексе.
Определение проблематики
В результате сравнения нормативной модели института права с результатом аналитической обработки фактических обстоятельств необходимо сформулировать юридическую проблему.
Сама проблема формулируется в одно-два утвердительных (изредка вопросительных) предложения.
Юридическая задача может содержать в себе несколько правовых проблем, требующих решения
Данное действие необходимо повторить в отношении каждой смысловой группы фактических обстоятельств.
Определение нормы права
По обозначенной проблематике подбирается применимая норма права внутри института права.
Далее идет блок шагов, основанный на детальной проработке данной нормы права.
Проверка пределов действия нормы
Для тех, кто не знает что это, смотрим учебники по теории права: тема про действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц.
Толкование нормы права
Установление содержания терминов нормы права. По результатам толкования определить, какие из ранее установленных фактов имеют юридическое значение. Исключить не имеющие юридического значения факты.
Юридические факты
Проверить сформирован ли фактический состав, который требуется нормой права, какие юридические последствия наступают (либо не наступают).
Устранение пробелов
Устранить пробелы в праве, если они выявлены.
Решение проблемы
По результатам сопоставления фактических обстоятельств с результатом толкования нормы права сделать правовой вывод. В некоторых случаях выводов может быть несколько.
Шаг 4. Юридическая аналитика
Данный шаг призван выработать аналитические способности студента. Здесь могут быть проанализированы различные факторы, влияющие на решение задачи или толкование примененной в задаче нормы права.
Системный подход
Смысл заключается в поиске взаимосвязей, закономерностей, причинно-следственных связей. Базовый набор действий включает в себя следующую аналитику:
- сравнить сделанный правовой вывод (решение проблемы) с иными нормами права отрасли, другими институтами этой отрасли,
- устранить коллизии норм, если выявлены противоречия в результате реализации предыдущего пункта,
- сравнить правовой вывод (решение проблемы):
- с теорией (если это возможно)
- с правовыми позициями высших судебных инстанций
- с положениями иных отраслей права и правовыми позициями прочих судов (факультативно)
Общий вывод
После проведения все указанных действий необходимо сделать общий аналитический вывод, который может включать в себя ответы на следующие вопросы:
- как с точки зрения действующего законодательства решается конкретная проблема, поставленная в задаче,
- как это соотносится с иными положениями отрасли права,
- соответствует ли такое решение судебной практике,
- совпадает ли вывод с теорией, разработанной по данному вопросу
- соответствует ли правовая позиция высших судов воле законодателя и пр.