Решение тестовых заданий и практических задач по теме «Энергетический обмен» (подготовка к ЕГЭ ) Автор:Писаренко Н.И., учитель биологии МБОУ СОШ №23 с. Новозаведеннного
Цель урока:
обобщить и систематизировать знания по теме «Энергетический обмен», научиться применять их при решении практических задач и тестовых заданий ЕГЭ по биологии .
1. Дайте определения главным понятиям темы
- метаболизм,
- катаболизм,
- диссимиляция,
- анаболизм,
- ассимиляция,
- АТФ,
- митохондрии,
- ферменты,
- гетеротрофы,
- автотрофы,
- анаэробы,
- аэробы,
- гликолиз,
- реакция фосфорилирования
2. Заполните пропуски и составьте схему строения молекулы АТФ
Аденозинтрифосфат (АТФ) является ________. В состав молекулы АТФ входят азотистое основание — _____, углевод — ________ и три остатка _____ _______ . Второй и третий остатки фосфорной кислоты присоединяются связью, богатой энергией. Такая связь называется ___________ .
Аденозинтрифосфат (АТФ) является нуклеотидом. В состав молекулы АТФ входят азотистое основание — аденин , углевод — рибоза и три остатка фосфорной кислоты . Второй и третий остатки фосфорной кислоты присоединяются связью, богатой энергией. Такая связь называется макроэргической .
3. Решите задачу
Объясните, в чем сходство и различия процессов окисления глюкозы в клетке и горения, если их можно выразить общим суммарным уравнением:
С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 = 6СО 2 + 6Н 2 О + Энергия
Сходство:
1) происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды;
Различия:
1) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение – быстрый процесс в виде одной реакции;
2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей .
4.Соотнесите процессы, происходящие в клетке,
с этапами энергетического обмена:
1.Подготовительный этап
2. Бескислородный этап
3. Кислородный этап
а – начинается с расщепления глюкозы
б – происходит в мембранах крист митохондрий
в – образуется 2 молекулы молочной кислоты
г – синтезируется 36 молекул АТФ
д – синтезируется 2 молекулы АТФ
е – одним из результатов является спиртовое брожение
5.Установите соответствие между названием вещества и его функцией в энергетическом обмене:
1. Глюкоза
2. АТФ
3. Этиловый спирт
4. Молочная кислота
5. АТФ-синтетаза
А –источник энергии в клетке
Б – исходное вещество для ассимиляции
В – продукт брожения
Г – фермент
Д – продукт неполного расщепления глюкозы
6.Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена:
1)образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)
2)расщепление молекул крахмала до дисахаридов
3)образование углекислого газа и воды
4)образование молекул глюкозы
Задачи на энергетический обмен
Чтобы решить задачу на энергетический обмен, нужно ВЫУЧИТЬ этапы обмена, уравнения реакции и четко называть соотношения количеств веществ в этих реакциях!
Уравнения реакций этапов энергетического обмена
1 этап – подготовительный
Полимеры → мономеры
2 этап – гликолиз (бескислородный)
С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 =2С 3 Н 6 О 3 +2АТФ+2Н 2 О
3 этап – кислородный
2С 3 Н 6 О 3 +6О 2 +36АДФ+36 Н 3 РО 4 =6СО 2 +42 Н 2 О+36АТФ
Суммарное уравнение: С 6 Н 12 О 6 +6О 2+ 38АДФ+38Н 3 РО 4 =6СО 2 +44Н 2 О+38АТФ
1.Окислению подверглось 3 молекулы глюкозы , на это расходовалось 18 молекул кислорода. Определите, сколько молекул воды и углекислого газа выделилось при этом.
С 6 Н 12 О 6 +6О 2+ 38АДФ+38Н 3 РО 4 =6СО 2 +44Н 2 О+38АТФ
3 С 6 Н 12 О 6 + 18 О 2+ 38АДФ+38Н 3 РО 4 = ? СО 2 + ? Н 2 О+38АТФ
2. Гликолизу подверглось две молекулы глюкозы, окислению только одна. Определите количество образованных молекул АТФ и выделившихся молекул углекислого газа при этом. Для решения используйте уравнения 2 этапа (гликолиза) и 3 этапа (кислородного) энергетического обмена. 2 этап – гликолиз (бескислородный) С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 =2С 3 Н 6 О 3 +2АТФ+2Н 2 О 3 этап – кислородный 2С 3 Н 6 О 3 +6О 2 +36АДФ+36 Н 3 РО 4 =6СО 2 +42 Н 2 О+36АТФ
Решение:
Для решения используем уравнения 2 этапа (гликолиза) и 3 этапа (кислородного)
энергетического обмена. При гликолизе одной молекулы глюкозы образуется 2 молекулы АТФ, а при окислении 36 АТФ. По условию задачи гликолизу подверглось 2 молекулы глюкозы: 2∙2=4, а окислению только одна.
4+36=40 АТФ.
Углекислый газ образуется только на 3 этапе, при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 6 СО 2
Ответ: 40 АТФ; СО 2 .- 6
3.Какое из двух типов брожения – спиртовое или молочнокислое является энергетически более эффективным? Эффективность рассчитать по формуле:
Э ф =
Е зап.
× 100%
Е общ.
где Е зап. – запасённая энергия; Е общ. – общая энергия
Энергия, запасённая в 1 моль АТФ, составляет 30,6 кДж/моль.
Энергия общая – 150 кДж/моль (спиртовое брожение); энергия общая – 210 кДж/моль (молочнокислое брожение). Ответ поясните.
Ответ:
1) спиртовое и молочнокислое брожение протекает в анаэробных условиях (без кислорода), и в результате синтезируется 2 моль АТФ, т.е. 2 х 30,6 кДж/моль = 61,2 кДж/моль;
2) эффективность спиртового брожения:
Эф сп. бр. = 40,8%
3) эффективность молочнокислого брожения:
Эф мол. бр. = 29,1%
4) энергетически более эффективным является спиртовое брожение.
4 . Два организма — аэроб и анаэроб получили одинаковое количество глюкозы – по 3 моля. Одинаковое ли количество энергии смогут они получить при окислении имеющейся глюкозы?
Докажите, используя расчетный метод.
5.В результате гликолиза в клетке образовалось 6 моль молочной кислоты. Сколько моль глюкозы вступило в реакцию? Сколько энергии при этом образовалось?
С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 =2С 3 Н 6 О 3 +2АТФ+2Н 2 О
6. Почему организмы, обитающие в анаэробных условиях, ведут малоактивный образ жизни?
Биологический диктант по теме «Энергетический обмен».
Заполнить пропуски в тексте.
1. Гликолиз – это _______________________________
2. В результате него образуются: _________________, _______________________ и _______________.
3. Подготовительный этап энергетического обмена происходит в __________________, гликолиз происходит в _________________________, дыхание – в __________________.
4. Кислород принимает участие в процессе диссимиляции на этапе ______________. Его роль — _____________________________.
5. В результате кислородного расщепления образуются ______________, _______________ и ____________________.
6. Вода образуется в результате ______________ на этапе __________________.
7. Углекислый газ образуется в ___________ митохондрий на этапе ___________________.
8. В результате окисления двух молекул молочной кислоты образуется _____ молекул _______. Следовательно, основную роль в обеспечении клетки энергией играет __________________.
9. Итогом полного расщепления одной молекулы глюкозы является образование ________ молекул _________. В таком виде запасенная ______________ направляется в ______________ и расходуется на процессы ________________________.
5.Выберите три характеристики, относящиеся
к кислородному этапу обмена веществ:
а – происходит в цитоплазме клетки
б – происходит в митохондриях
в – завершается образованием молочной кислоты или этилового спирта
г – энергетический эффект – 2 молекулы АТФ
д – завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды
е – энергетический эффект – 36 молекул АТФ
8. В процессе гликолиза образовалось 68 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось при полном окислении. Ответ поясните.
Ответ:
1) при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется с образованием 2-х молекул ПВК, С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 = 2С 3 Н 6 О 3 + 2АТФ +2Н 2 О,
следовательно, гликолизу подверглось:
68 : 2 = 34 молекулы глюкозы
2) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ (2 молекулы при гликолизе и 36 молекул при гидролизе);
3) при полном окислении 34-х молекул глюкозы образуется : 34 × 38 = 1292 молекулы АТФ.
9 . В процессе гидролиза образовалось 972 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза и полного окисления. Ответ поясните.
Ответ
- при гидролизе (кислородный этап катаболизма) из одной молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ, следовательно, гидролизу подверглось:
972 : 36 = 27 молекул глюкозы;
2) при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется до 2-х молекул ПВК с образованием 2-х молекул АТФ, поэтому количество молекул АТФ равно: 27 ×2 = 54;
3) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, при полном окислении 27 молекул глюкозы образуется : 27 × 38 = 1026 молекул АТФ (или 972 + 54 = 1026).
Со времени приобретения 2000евро для поездки во Францию курс вырос. Поэтому Айтал обогатился в рублях на сумму 59360.
2000×55=110000 руб.
2000×84,68=169360 руб.
169360-110000=59360 руб.
Данные расчеты не столь важны.
Рассматриваем какое количество американских денег будет получено при обмене.
2000×1,17=2340долл.
Переведём их в рубли.
2340×72,51=169673,4 руб. Этой суммы более чем достаточно.
Рассчитаем затраты на обычную покупку долларов.
1200×72,51=87012 руб.
Вот только я не понимаю зачем все эти расчёты, когда и так известно, что евро стоит 84,68 руб., а доллар 72,51. А это значит, мы элементарным делением в одно действие можем узнать выгодность обмена.
84,68÷72,51=1,167 это приблизительно 1,17.
Поэтому нет смысла заморачиваться с продажей-покупкой. Проще осуществить обмен.
Составить и решить задачу на определение пропорций обмена или составить ребус с понятием обмен, бартер, выгода.
Если вам необходимо получить ответ на вопрос Составить и решить задачу на определение пропорций обмена или составить ребус с понятием обмен, бартер, выгода?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Экономика вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.
Задачи на применение формулы определения меновой стоимости (менового уравнения) и построения цепочек меновых уравнений
ЗАДАЧА 1
Постановка задачи:Меновое соотношение
товаров А и В представляется как 2:3. Как
оно изменится, если производительность
труда в производстве товара В вырастет
в 2 раза.
Технология решения задачи:рост
производительности труда изменяет
стоимость товара, она уменьшается также,
как растет производительность труда.
Так как производительность выросла в
два раза, то стоимость товара В уменьшилась
в два раза. Вместе с изменением стоимости
изменяется меновое отношение. Для
сохранения эквивалентности обмена с
понижением стоимости, товара В необходимо
больше в два раза, чтобы обменять на
тоже количество товара А. Поэтому меновое
отношение станет 2А = 6 В или 1А = 3В.
Ответ: 1А = 3В.
ЗАДАЧА 2
Постановка задачи:Меновое соотношение
товаров А, В и С представляется как
4:5:9. Как оно изменится, если производительность
труда в производстве товара А вырастет
в 2 раза, интенсивность труда в производстве
товара В увеличится в З раза, а стоимость
товара С увеличится наполовину.
Технология решения задачи:с ростом
производительности труда стоимость
товара уменьшается также, как растет
производительность труда. Следовательно,
стоимость товара А уменьшилась в два
раза. Рост интенсивности труда приведет
к тому, что будет производиться больше
товаров, но стоимость единицы не
изменяется, следовательно, стоимость
товара В не изменится. Стоимость товара
С увеличится в 1,5 раз. Все это приведет
к изменению меновой стоимости. Если
раньше меновое отношение было 4А = 5В =
7С, то теперь для обмена надо 8А, 5В и 6 С.
Ответ: 8А = 5В = 6С.
ЗАДАЧА 3
Постановка задачи:Стоимость двух
мобильных телефонов в три раза выше,
чем трех утюгов.
Выразите меновую стоимость сначала
мобильного телефона, затем утюга.
Технология решения задачи:Если бы
мы выражали стоимость каких-нибудь
делимых товаров, то меновая стоимость
выглядела бы так: 1А = 9/2 В. Но так как
утюги делить нельзя, то необходимо
привести уравнение к экономическому
смыслу и оно будет иметь вид: 2 телефона
= 9 утюгов.
Ответ: 2 телефона = 9 утюгов
9 утюгов = 2 телефона.
ЗАДАЧА 4
Постановка задачи:Составьте примеры
разных меновых отношений в обмене
товаров, удовлетворяющих разную
потребность.
Технология решения задачи:например,
возьмем два товара – зубную щетку и
торт. Затраты труда на производство
торта раза в три больше, чем на производство
щетки. В результате меновое уравнение
может быть:
3 зубные щетки = 1 торт.
Если рассмотреть электрическую зубную
щетку, то качество ее значительно больше,
чем у простой щетки и затраты на ее
производство больше, поэтому меновое
уравнение может измениться следующим
образом: 1 электрощетка = 1 торт.
Задача 5
Постановка задачи:Как изменится
меновая стоимость товаров 18 карандашей
= 50 тетрадей,
а) стоимость карандашей возрастет в 2
раза?
б) стоимость тетрадей упадет в 2 раза?
в) стоимость карандашей упадет в 2 раза,
а стоимость тетрадей возрастет в 2 раза?
г) стоимость карандашей возрастет в 2
раза, а стоимость тетрадей упадет в 2
раза?
Что такое меновая стоимость? Что такое
стоимость товара? Объясните связь между
стоимостью и меновой стоимостью.
Решение
а) 18 карандашей = 100 тетрадей
б) 8 карандашей = 100 тетрадей
в) 18 карандашей = 12,5 тетрадей
г) 18 карандашей = 200 тетрадей
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
№ |
Структура |
Пояснения |
1 |
Вид ДМ |
Подборка |
2 |
Раздел |
Модуль1: |
3 |
Класс |
9 |
4 |
Дидактическая |
Предметные -учащиеся -получат Метапредметные -ученик |
5 |
Этап |
Осознание, Этап |
6 |
Необходимое |
См. в ДМ |
7 |
Форма |
Индивидуально, |
8 |
Необходимые |
Карточки |
9 |
Содержание |
Приложение |
10 |
Методика |
На этапе На этапе У многих |
11 |
Возможность |
1.При -по Если Для Слабый -по Каждая Также, 2.Задачи |
Приложение
1
Подборка
задач по теме «Уравнение обмена»
9
класс
Задачи
типа 1 (обязательный уровень) иллюстрируют
влияние изменения величины денежной массы на другие показатели уравнения обмена
– 5-7 минут на решение задачи, в зависимости от уровня класса
1. Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза
А)Как
при этом изменятся цены?(в разах и в %)
Б)Как
изменятся цены, если величина денежной массы уменьшится в 2 раза?
2. Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза
А)Как
при этом изменятся объёмы производства?(в разах и в %)
Б)Как
изменятся объёмы производства, если величина денежной массы уменьшится в 2
раза?
3. Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза
А)Как
при этом изменится скорость обращения денег?(в разах и в %)
Б)Как
изменится скорость обращения денег, если величина денежной массы уменьшится в 2
раза?
Задачи
типа 2 (обязательный уровень) иллюстрируют
влияние изменения различных показателей уравнения обмена на изменение величины
денежной массы страны (задача, обратная к предыдущей) – 5-7 минут на решение
задачи, в зависимости от уровня класса
1. Цены
выросли в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной массы страны? (в
разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если цены снизятся в 4
раза?
2. Скорость
обращения денег выросла в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной
массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если
скорость обращения денег снизятся в 4 раза?
3. Объёмы
производства в стране выросли в 4 раза. Как при этом изменились величина
денежной массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы,
если объёмы производства снизятся в 4 раза?
Задачи
типа 3 (средний уровень) иллюстрируют влияние
процентного изменения величины денежной массы страны на изменение различных
показателей уравнения обмена – 6-8 минут на решение задачи, в зависимости от
уровня класса
1. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся цены? (в разах
и в %)
2. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся объёмы
производства? (в разах и в %)
3. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)
Задачи
типа 4 (средний уровень) иллюстрируют влияние
изменения нескольких различных показателей уравнения обмена на изменение других
показателей– 7-9 минут на решение задачи, в зависимости от уровня класса
1. Правительство
решило эмиссировать 20% от имеющейся денежной массы в условиях спада объёмов
производства в стране на 10%. Как на это отреагируют цены, если скорость
обращения денег не изменилась?
2. Как
изменятся объёмы производства в стране в течение года, если инфляция за год
составила 12%? Скорость обращения денег увеличилась в 2 раза, а количество
денег осталось неизменным.
3. Сколько
денег придётся эмиссировать ЦБ, чтобы восполнить недостающие из-за роста цен в
2 раза и снижения объёмов производства на 15% без изменения скорости обращения
денег?
4. Как
изменится скорость обращения денег в стране, если дефляция составит 5%, денежная
масса страны не изменится, а количество производимой продукции увеличится в 1,5
раза?
5. Как
изменятся цены при снижении величины денежной массы на 10% и роста объёмов
производства на 10%? (Скорость обращения денег неизменна)
6. Как
изменятся объёмы производства в стране, если эмиссия ЦБ наличных денег составит
5% от имеющейся величины денежной массы страны, а дефляция составит 2%?
(Скорость обращения денег неизменна)
Задачи
типа 5 (повышенный уровень) иллюстрируют связь
реального и номинального ВВП с показателями уравнения денежного обмена– 10
минут на решение задачи (только в сильном классе)
1. Как
изменится количество денег в стране в условиях 10%-ной инфляции, если реальный
ВВП снизится на 5%? (Скорость обращения денег неизменна)
2. Как
изменится реальный ВВП страны в условиях 5%-ной дефляции, если правительство
напечатает ещё 10% наличных денег? (Скорость обращения денег неизменна)
3. Как
нужно изменить скорость обращения денег, чтобы при неизменном количестве денег
в стране и 15%-ной инфляции реальный ВВП вырос на 10%?
Карточки с задачами
Сильный класс
Вариант 1 (23-25 мин.)
1. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся цены? (в разах
и в %)
2. Правительство
решило эмиссировать 20% от имеющейся денежной массы в условиях спада объёмов
производства в стране на 10%. Как на это отреагируют цены, если скорость
обращения денег не изменилась?
3. Как
изменится количество денег в стране в условиях 10%-ной инфляции, если реальный
ВВП снизится на 5%? (Скорость обращения денег неизменна)
Вариант 2 (23-25 мин.)
1.
Величина денежной массы страны увеличилась
на 10%. Как при этом изменятся объёмы производства? (в разах и в %)
2.
Как изменятся объёмы производства в стране
в течение года, если инфляция за год составила 12%? Скорость обращения денег
увеличилась в 2 раза, а количество денег осталось неизменным.
3.
Как нужно изменить скорость обращения
денег, чтобы при неизменном количестве денег в стране и 15%-ной инфляции
реальный ВВП вырос на 10%?
Вариант 3 (23-25 мин.)
1. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)
2. Сколько
денег придётся эмиссировать ЦБ, чтобы восполнить недостающие из-за роста цен в
2 раза и снижения объёмов производства на 15% без изменения скорости обращения
денег?
3. Как
нужно изменить скорость обращения денег, чтобы при неизменном количестве денег
в стране и 15%-ной инфляции реальный ВВП вырос на 10%?
Средний класс
Вариант 1 (18-24 мин.)
1. Цены
выросли в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной массы страны? (в
разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если цены снизятся в 4
раза?
2.
Величина денежной массы страны увеличилась
на 10%. Как при этом изменятся цены? (в разах и в %)
3.
Как изменится скорость обращения денег в
стране, если дефляция составит 5%, денежная масса страны не изменится, а
количество производимой продукции увеличится в 1,5 раза?
Вариант 1 (18-24 мин.)
1. Скорость
обращения денег выросла в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной
массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если
скорость обращения денег снизятся в 4 раза?
2. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся объёмы
производства? (в разах и в %)
3. Как
изменятся цены при снижении величины денежной массы на 10% и роста объёмов
производства на 10%? (Скорость обращения денег неизменна)
Вариант
1 (18-24 мин.)
1. Объёмы
производства в стране выросли в 4 раза. Как при этом изменились величина
денежной массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы,
если объёмы производства снизятся в 4 раза?
2. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)
3. Как
изменятся объёмы производства в стране, если эмиссия ЦБ наличных денег составит
5% от имеющейся величины денежной массы страны, а дефляция составит 2%?
(Скорость обращения денег неизменна)
Слабый
класс
Вариант
1 (16-22 мин.)
1. Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза
А)Как
при этом изменятся цены?(в разах и в %)
Б)Как
изменятся цены, если величина денежной массы уменьшится в 2 раза?
2. Цены
выросли в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной массы страны? (в
разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если цены снизятся в 4
раза?
3. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся цены? (в разах
и в %)
Вариант
2 (16-22 мин.)
1. Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза
А)Как
при этом изменятся объёмы производства?(в разах и в %)
Б)Как
изменятся объёмы производства, если величина денежной массы уменьшится в 2
раза?
2. Скорость
обращения денег выросла в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной
массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если
скорость обращения денег снизятся в 4 раза?
3. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)
Вариант
3 (16-22 мин.)
1. Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза
А)Как
при этом изменится скорость обращения денег?(в разах и в %)
Б)Как
изменится скорость обращения денег, если величина денежной массы уменьшится в 2
раза?
2. Объёмы
производства в стране выросли в 4 раза. Как при этом изменились величина
денежной массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы,
если объёмы производства снизятся в 4 раза?
3. Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)