Как составить задачу на обмен

  Решение тестовых заданий и практических задач по теме  «Энергетический обмен»  (подготовка к ЕГЭ )   Автор:Писаренко Н.И., учитель биологии МБОУ СОШ №23  с. Новозаведеннного

Решение тестовых заданий и практических задач по теме «Энергетический обмен» (подготовка к ЕГЭ ) Автор:Писаренко Н.И., учитель биологии МБОУ СОШ №23 с. Новозаведеннного

Цель урока:   обобщить и систематизировать знания по теме «Энергетический обмен», научиться применять их при решении практических  задач и тестовых заданий ЕГЭ по биологии .  

Цель урока:

обобщить и систематизировать знания по теме «Энергетический обмен», научиться применять их при решении практических задач и тестовых заданий ЕГЭ по биологии .

1. Дайте определения главным понятиям темы метаболизм, катаболизм, диссимиляция, анаболизм, ассимиляция,  АТФ,  митохондрии,  ферменты, гетеротрофы, автотрофы, анаэробы, аэробы,  гликолиз, реакция фосфорилирования

1. Дайте определения главным понятиям темы

  • метаболизм,
  • катаболизм,
  • диссимиляция,
  • анаболизм,
  • ассимиляция,
  • АТФ,
  • митохондрии,
  • ферменты,
  • гетеротрофы,
  • автотрофы,
  • анаэробы,
  • аэробы,
  • гликолиз,
  • реакция фосфорилирования

2. Заполните пропуски и составьте схему строения молекулы АТФ   Аденозинтрифосфат (АТФ) является ________. В состав молекулы АТФ входят азотистое основание -  _____,  углевод -  ________  и три остатка  _____ _______ .  Второй и третий остатки фосфорной кислоты присоединяются связью, богатой энергией. Такая связь называется   ___________ .

2. Заполните пропуски и составьте схему строения молекулы АТФ

Аденозинтрифосфат (АТФ) является ________. В состав молекулы АТФ входят азотистое основание —  _____,  углевод —  ________  и три остатка  _____ _______ . Второй и третий остатки фосфорной кислоты присоединяются связью, богатой энергией. Такая связь называется   ___________ .

    Аденозинтрифосфат (АТФ) является нуклеотидом. В состав молекулы АТФ входят азотистое основание -  аденин ,  углевод -  рибоза  и три остатка  фосфорной кислоты . Второй и третий остатки фосфорной кислоты присоединяются связью, богатой энергией. Такая связь называется   макроэргической  .

Аденозинтрифосфат (АТФ) является нуклеотидом. В состав молекулы АТФ входят азотистое основание —  аденин углевод —  рибоза  и три остатка  фосфорной кислоты . Второй и третий остатки фосфорной кислоты присоединяются связью, богатой энергией. Такая связь называется   макроэргической  .

 3. Решите задачу Объясните, в чем сходство и различия процессов окисления глюкозы в клетке и горения, если их можно выразить общим суммарным уравнением:  С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 = 6СО 2 + 6Н 2 О + Энергия

3. Решите задачу

Объясните, в чем сходство и различия процессов окисления глюкозы в клетке и горения, если их можно выразить общим суммарным уравнением:

С 6 Н 12 О 6 + 6О 2 = 6СО 2 + 6Н 2 О + Энергия

Сходство: 1) происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды; Различия: 1) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение – быстрый процесс в виде одной реакции; 2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей .

Сходство:

1) происходит окисление органических веществ до конечных продуктов углекислого газа и воды;

Различия:

1) биологическое окисление происходит медленно, последовательно в процессе нескольких реакций, а горение – быстрый процесс в виде одной реакции;

2) при горении вся энергия выделяется в виде тепла, а при биологическом окислении часть энергии аккумулируется в молекулах АТФ в виде энергии химических связей .

4.Соотнесите процессы, происходящие в клетке,  с этапами энергетического обмена:  1.Подготовительный этап 2. Бескислородный этап 3. Кислородный этап а – начинается с расщепления глюкозы б – происходит в мембранах крист митохондрий в – образуется 2 молекулы молочной кислоты г – синтезируется 36 молекул АТФ д – синтезируется 2 молекулы АТФ е – одним из результатов является спиртовое брожение

4.Соотнесите процессы, происходящие в клетке,

с этапами энергетического обмена:

1.Подготовительный этап

2. Бескислородный этап

3. Кислородный этап

а – начинается с расщепления глюкозы

б – происходит в мембранах крист митохондрий

в – образуется 2 молекулы молочной кислоты

г – синтезируется 36 молекул АТФ

д – синтезируется 2 молекулы АТФ

е – одним из результатов является спиртовое брожение

5.Установите соответствие между названием вещества и его функцией в энергетическом обмене: 1. Глюкоза 2. АТФ 3. Этиловый спирт 4. Молочная кислота 5. АТФ-синтетаза А –источник энергии в клетке Б – исходное вещество для ассимиляции В – продукт брожения Г – фермент Д – продукт неполного расщепления глюкозы

5.Установите соответствие между названием вещества и его функцией в энергетическом обмене:

1. Глюкоза

2. АТФ

3. Этиловый спирт

4. Молочная кислота

5. АТФ-синтетаза

А –источник энергии в клетке

Б – исходное вещество для ассимиляции

В – продукт брожения

Г – фермент

Д – продукт неполного расщепления глюкозы

6.Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена:         1)образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)         2)расщепление молекул крахмала до дисахаридов         3)образование углекислого газа и воды        4)образование молекул глюкозы

6.Установите последовательность этапов окисления молекул крахмала в ходе энергетического обмена:

        1)образование молекул ПВК (пировиноградной кислоты)

        2)расщепление молекул крахмала до дисахаридов

        3)образование углекислого газа и воды

       4)образование молекул глюкозы

Задачи на энергетический обмен   Чтобы решить задачу на энергетический обмен, нужно ВЫУЧИТЬ этапы обмена, уравнения реакции и четко называть соотношения количеств веществ в этих реакциях! Уравнения реакций этапов энергетического обмена 1 этап – подготовительный Полимеры → мономеры 2 этап – гликолиз (бескислородный) С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 =2С 3 Н 6 О 3 +2АТФ+2Н 2 О 3 этап – кислородный 2С 3 Н 6 О 3 +6О 2 +36АДФ+36 Н 3 РО 4 =6СО 2 +42 Н 2 О+36АТФ   Суммарное уравнение:  С 6 Н 12 О 6 +6О 2+ 38АДФ+38Н 3 РО 4 =6СО 2 +44Н 2 О+38АТФ

Задачи на энергетический обмен

Чтобы решить задачу на энергетический обмен, нужно ВЫУЧИТЬ этапы обмена, уравнения реакции и четко называть соотношения количеств веществ в этих реакциях!

Уравнения реакций этапов энергетического обмена

1 этап – подготовительный

Полимеры → мономеры

2 этап – гликолиз (бескислородный)

С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 =2С 3 Н 6 О 3 +2АТФ+2Н 2 О

3 этап – кислородный

3 Н 6 О 3 +6О 2 +36АДФ+36 Н 3 РО 4 =6СО 2 +42 Н 2 О+36АТФ

  Суммарное уравнение: С 6 Н 12 О 6 +6О 2+ 38АДФ+38Н 3 РО 4 =6СО 2 +44Н 2 О+38АТФ

1.Окислению подверглось 3 молекулы глюкозы , на это расходовалось 18 молекул кислорода. Определите, сколько молекул воды и углекислого газа выделилось при этом. С 6 Н 12 О 6 +6О 2+ 38АДФ+38Н 3 РО 4 =6СО 2 +44Н 2 О+38АТФ  3 С 6 Н 12 О 6 + 18 О 2+ 38АДФ+38Н 3 РО 4 = ? СО 2 + ? Н 2 О+38АТФ

1.Окислению подверглось 3 молекулы глюкозы , на это расходовалось 18 молекул кислорода. Определите, сколько молекул воды и углекислого газа выделилось при этом.

С 6 Н 12 О 6 +6О 2+ 38АДФ+38Н 3 РО 4 =6СО 2 +44Н 2 О+38АТФ

3 С 6 Н 12 О 6 + 18 О 2+ 38АДФ+38Н 3 РО 4 = ? СО 2 + ? Н 2 О+38АТФ

 2. Гликолизу подверглось две молекулы глюкозы, окислению только одна. Определите количество образованных молекул АТФ и выделившихся молекул углекислого газа при этом.  Для решения используйте уравнения 2 этапа (гликолиза) и 3  этапа (кислородного) энергетического обмена.   2 этап – гликолиз (бескислородный)  С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 =2С 3 Н 6 О 3 +2АТФ+2Н 2 О   3 этап – кислородный  2С 3 Н 6 О 3 +6О 2 +36АДФ+36 Н 3 РО 4 =6СО 2 +42 Н 2 О+36АТФ

2. Гликолизу подверглось две молекулы глюкозы, окислению только одна. Определите количество образованных молекул АТФ и выделившихся молекул углекислого газа при этом. Для решения используйте уравнения 2 этапа (гликолиза) и 3  этапа (кислородного) энергетического обмена. 2 этап – гликолиз (бескислородный) С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 =2С 3 Н 6 О 3 +2АТФ+2Н 2 О 3 этап – кислородный 3 Н 6 О 3 +6О 2 +36АДФ+36 Н 3 РО 4 =6СО 2 +42 Н 2 О+36АТФ

Решение:      Для решения используем уравнения 2 этапа (гликолиза) и 3  этапа (кислородного) энергетического обмена.      При гликолизе одной молекулы глюкозы образуется 2   молекулы АТФ, а при окислении 36 АТФ. По условию задачи гликолизу подверглось 2 молекулы глюкозы: 2∙2=4, а окислению только одна. 4+36=40 АТФ.       Углекислый газ образуется только на 3 этапе, при полном     окислении одной молекулы глюкозы образуется 6 СО 2              Ответ:  40 АТФ; СО 2 .- 6

Решение:

   Для решения используем уравнения 2 этапа (гликолиза) и 3  этапа (кислородного)

энергетического обмена.      При гликолизе одной молекулы глюкозы образуется 2   молекулы АТФ, а при окислении 36 АТФ. По условию задачи гликолизу подверглось 2 молекулы глюкозы: 2∙2=4, а окислению только одна.

4+36=40 АТФ.

      Углекислый газ образуется только на 3 этапе, при полном     окислении одной молекулы глюкозы образуется 6 СО 2

             Ответ:  40 АТФ; СО 2 .- 6

3.Какое из двух типов брожения – спиртовое или молочнокислое является энергетически более эффективным? Эффективность рассчитать по формуле:   Э ф = Е зап.  × 100% Е общ. где  Е зап.  – запасённая энергия;   Е общ.  – общая энергия Энергия, запасённая в 1 моль АТФ, составляет 30,6 кДж/моль. Энергия общая – 150 кДж/моль (спиртовое брожение); энергия общая – 210 кДж/моль (молочнокислое брожение). Ответ поясните.

3.Какое из двух типов брожения – спиртовое или молочнокислое является энергетически более эффективным? Эффективность рассчитать по формуле:

Э ф =

Е зап.

× 100%

Е общ.

где  Е зап.  – запасённая энергия;   Е общ.  – общая энергия

Энергия, запасённая в 1 моль АТФ, составляет 30,6 кДж/моль.

Энергия общая – 150 кДж/моль (спиртовое брожение); энергия общая – 210 кДж/моль (молочнокислое брожение). Ответ поясните.

Ответ:   1) спиртовое и молочнокислое брожение протекает в анаэробных условиях (без кислорода), и в результате синтезируется 2 моль АТФ, т.е. 2 х 30,6 кДж/моль = 61,2 кДж/моль; 2) эффективность спиртового брожения: Эф сп. бр.  = 40,8% 3) эффективность молочнокислого брожения: Эф мол. бр.  = 29,1% 4) энергетически более эффективным является спиртовое брожение.

Ответ:

1) спиртовое и молочнокислое брожение протекает в анаэробных условиях (без кислорода), и в результате синтезируется 2 моль АТФ, т.е. 2 х 30,6 кДж/моль = 61,2 кДж/моль;

2) эффективность спиртового брожения:

Эф сп. бр.  = 40,8%

3) эффективность молочнокислого брожения:

Эф мол. бр.  = 29,1%

4) энергетически более эффективным является спиртовое брожение.

 4 . Два организма - аэроб и анаэроб получили одинаковое количество глюкозы – по 3 моля. Одинаковое ли количество энергии смогут они получить при окислении имеющейся глюкозы?  Докажите, используя расчетный метод.

4 . Два организма — аэроб и анаэроб получили одинаковое количество глюкозы – по 3 моля. Одинаковое ли количество энергии смогут они получить при окислении имеющейся глюкозы?

Докажите, используя расчетный метод.

 5.В результате гликолиза в клетке образовалось 6 моль молочной кислоты. Сколько моль глюкозы вступило в реакцию? Сколько энергии при этом образовалось? С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 =2С 3 Н 6 О 3 +2АТФ+2Н 2 О

5.В результате гликолиза в клетке образовалось 6 моль молочной кислоты. Сколько моль глюкозы вступило в реакцию? Сколько энергии при этом образовалось?

С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 =2С 3 Н 6 О 3 +2АТФ+2Н 2 О

 6. Почему организмы, обитающие в анаэробных условиях, ведут малоактивный образ жизни?

6. Почему организмы, обитающие в анаэробных условиях, ведут малоактивный образ жизни?

Биологический диктант по теме «Энергетический обмен».   Заполнить пропуски в тексте.   1. Гликолиз – это _______________________________ 2. В результате него образуются: _________________, _______________________ и _______________. 3. Подготовительный этап энергетического обмена происходит в __________________, гликолиз происходит в _________________________, дыхание – в __________________. 4. Кислород принимает участие в процессе диссимиляции на этапе ______________. Его роль - _____________________________. 5. В результате кислородного расщепления образуются ______________, _______________ и ____________________. 6. Вода образуется в результате ______________ на этапе __________________. 7. Углекислый газ образуется в ___________ митохондрий на этапе ___________________. 8. В результате окисления двух молекул молочной кислоты образуется _____ молекул _______. Следовательно, основную роль в обеспечении клетки энергией играет __________________. 9. Итогом полного расщепления одной молекулы глюкозы является образование ________ молекул _________. В таком виде запасенная ______________ направляется в ______________ и расходуется на процессы ________________________.

Биологический диктант по теме «Энергетический обмен».

  Заполнить пропуски в тексте.

  1. Гликолиз – это _______________________________

2. В результате него образуются: _________________, _______________________ и _______________.

3. Подготовительный этап энергетического обмена происходит в __________________, гликолиз происходит в _________________________, дыхание – в __________________.

4. Кислород принимает участие в процессе диссимиляции на этапе ______________. Его роль — _____________________________.

5. В результате кислородного расщепления образуются ______________, _______________ и ____________________.

6. Вода образуется в результате ______________ на этапе __________________.

7. Углекислый газ образуется в ___________ митохондрий на этапе ___________________.

8. В результате окисления двух молекул молочной кислоты образуется _____ молекул _______. Следовательно, основную роль в обеспечении клетки энергией играет __________________.

9. Итогом полного расщепления одной молекулы глюкозы является образование ________ молекул _________. В таком виде запасенная ______________ направляется в ______________ и расходуется на процессы ________________________.

5.Выберите три характеристики, относящиеся  к кислородному этапу обмена веществ:  а – происходит в цитоплазме клетки б – происходит в митохондриях в – завершается образованием молочной кислоты или этилового спирта г – энергетический эффект – 2 молекулы АТФ д – завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды е – энергетический эффект – 36 молекул АТФ

5.Выберите три характеристики, относящиеся

к кислородному этапу обмена веществ:

а – происходит в цитоплазме клетки

б – происходит в митохондриях

в – завершается образованием молочной кислоты или этилового спирта

г – энергетический эффект – 2 молекулы АТФ

д – завершается образованием АТФ, двуокиси углерода и воды

е – энергетический эффект – 36 молекул АТФ

8. В процессе гликолиза образовалось 68 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось при полном окислении. Ответ поясните.

8. В процессе гликолиза образовалось 68 молекул пировиноградной кислоты (ПВК). Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось при полном окислении. Ответ поясните.

Ответ:   1) при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется с образованием 2-х молекул ПВК, С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 = 2С 3 Н 6 О 3 + 2АТФ +2Н 2 О,  следовательно, гликолизу подверглось: 68 : 2 = 34 молекулы глюкозы  2) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ (2 молекулы при гликолизе и 36 молекул при гидролизе); 3) при полном окислении 34-х молекул глюкозы образуется : 34 × 38 = 1292 молекулы АТФ.

Ответ:

1) при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется с образованием 2-х молекул ПВК, С 6 Н 12 О 6 +2АДФ+2Н 3 РО 4 = 3 Н 6 О 3 + 2АТФ +2Н 2 О,

следовательно, гликолизу подверглось:

68 : 2 = 34 молекулы глюкозы

2) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ (2 молекулы при гликолизе и 36 молекул при гидролизе);

3) при полном окислении 34-х молекул глюкозы образуется : 34 × 38 = 1292 молекулы АТФ.

9 . В процессе гидролиза образовалось 972 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза и полного окисления. Ответ поясните.

9 . В процессе гидролиза образовалось 972 молекулы АТФ. Определите, какое количество молекул глюкозы подверглось расщеплению и сколько молекул АТФ образовалось в результате гликолиза и полного окисления. Ответ поясните.

Ответ при гидролизе (кислородный этап катаболизма) из одной молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ, следовательно, гидролизу подверглось: 972 : 36 = 27 молекул глюкозы; 2) при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется до 2-х молекул ПВК с образованием 2-х молекул АТФ, поэтому количество молекул АТФ равно: 27 ×2 = 54; 3) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, при полном окислении 27 молекул глюкозы образуется : 27 × 38 = 1026 молекул АТФ (или 972 + 54 = 1026).  

Ответ

  • при гидролизе (кислородный этап катаболизма) из одной молекулы глюкозы образуется 36 молекул АТФ, следовательно, гидролизу подверглось:

972 : 36 = 27 молекул глюкозы;

2) при гликолизе одна молекула глюкозы расщепляется до 2-х молекул ПВК с образованием 2-х молекул АТФ, поэтому количество молекул АТФ равно: 27 ×2 = 54;

3) при полном окислении одной молекулы глюкозы образуется 38 молекул АТФ, следовательно, при полном окислении 27 молекул глюкозы образуется : 27 × 38 = 1026 молекул АТФ (или 972 + 54 = 1026).

Со времени приобретения 2000евро для поездки во Францию курс вырос. Поэтому Айтал обогатился в рублях на сумму 59360.

2000×55=110000 руб.

2000×84,68=169360 руб.

169360-110000=59360 руб.

Данные расчеты не столь важны.

Рассматриваем какое количество американских денег будет получено при обмене.

2000×1,17=2340долл.

Переведём их в рубли.

2340×72,51=169673,4 руб. Этой суммы более чем достаточно.

Рассчитаем затраты на обычную покупку долларов.

1200×72,51=87012 руб.

Вот только я не понимаю зачем все эти расчёты, когда и так известно, что евро стоит 84,68 руб., а доллар 72,51. А это значит, мы элементарным делением в одно действие можем узнать выгодность обмена.

84,68÷72,51=1,167 это приблизительно 1,17.

Поэтому нет смысла заморачиваться с продажей-покупкой. Проще осуществить обмен.

Составить и решить задачу на определение пропорций обмена или составить ребус с понятием обмен, бартер, выгода.

Если вам необходимо получить ответ на вопрос Составить и решить задачу на определение пропорций обмена или составить ребус с понятием обмен, бартер, выгода?, относящийся
к уровню подготовки учащихся 5 — 9 классов, вы открыли нужную страницу.
В категории Экономика вы также найдете ответы на похожие вопросы по
интересующей теме, с помощью автоматического «умного» поиска. Если после
ознакомления со всеми вариантами ответа у вас остались сомнения, или
полученная информация не полностью освещает тематику, создайте свой вопрос с
помощью кнопки, которая находится вверху страницы, или обсудите вопрос с
посетителями этой страницы.

Задачи на применение формулы определения меновой стоимости (менового уравнения) и построения цепочек меновых уравнений

ЗАДАЧА 1

Постановка задачи:Меновое соотношение
товаров А и В представляется как 2:3. Как
оно изменится, если производительность
труда в производстве товара В вырастет
в 2 раза.

Технология решения задачи:рост
производительности труда изменяет
стоимость товара, она уменьшается также,
как растет производительность труда.
Так как производительность выросла в
два раза, то стоимость товара В уменьшилась
в два раза. Вместе с изменением стоимости
изменяется меновое отношение. Для
сохранения эквивалентности обмена с
понижением стоимости, товара В необходимо
больше в два раза, чтобы обменять на
тоже количество товара А. Поэтому меновое
отношение станет 2А = 6 В или 1А = 3В.

Ответ: 1А = 3В.

ЗАДАЧА 2

Постановка задачи:Меновое соотношение
товаров А, В и С представляется как
4:5:9. Как оно изменится, если производительность
труда в производстве товара А вырастет
в 2 раза, интенсивность труда в производстве
товара В увеличится в З раза, а стоимость
товара С увеличится наполовину.

Технология решения задачи:с ростом
производительности труда стоимость
товара уменьшается также, как растет
производительность труда. Следовательно,
стоимость товара А уменьшилась в два
раза. Рост интенсивности труда приведет
к тому, что будет производиться больше
товаров, но стоимость единицы не
изменяется, следовательно, стоимость
товара В не изменится. Стоимость товара
С увеличится в 1,5 раз. Все это приведет
к изменению меновой стоимости. Если
раньше меновое отношение было 4А = 5В =
7С, то теперь для обмена надо 8А, 5В и 6 С.

Ответ: 8А = 5В = 6С.

ЗАДАЧА 3

Постановка задачи:Стоимость двух
мобильных телефонов в три раза выше,
чем трех утюгов.

Выразите меновую стоимость сначала
мобильного телефона, затем утюга.

Технология решения задачи:Если бы
мы выражали стоимость каких-нибудь
делимых товаров, то меновая стоимость
выглядела бы так: 1А = 9/2 В. Но так как
утюги делить нельзя, то необходимо
привести уравнение к экономическому
смыслу и оно будет иметь вид: 2 телефона
= 9 утюгов.

Ответ: 2 телефона = 9 утюгов

9 утюгов = 2 телефона.

ЗАДАЧА 4

Постановка задачи:Составьте примеры
разных меновых отношений в обмене
товаров, удовлетворяющих разную
потребность.

Технология решения задачи:например,
возьмем два товара – зубную щетку и
торт. Затраты труда на производство
торта раза в три больше, чем на производство
щетки. В результате меновое уравнение
может быть:

3 зубные щетки = 1 торт.

Если рассмотреть электрическую зубную
щетку, то качество ее значительно больше,
чем у простой щетки и затраты на ее
производство больше, поэтому меновое
уравнение может измениться следующим
образом: 1 электрощетка = 1 торт.

Задача 5

Постановка задачи:Как изменится
меновая стоимость товаров 18 карандашей
= 50 тетрадей,

а) стоимость карандашей возрастет в 2
раза?

б) стоимость тетрадей упадет в 2 раза?

в) стоимость карандашей упадет в 2 раза,
а стоимость тетрадей возрастет в 2 раза?

г) стоимость карандашей возрастет в 2
раза, а стоимость тетрадей упадет в 2
раза?

Что такое меновая стоимость? Что такое
стоимость товара? Объясните связь между
стоимостью и меновой стоимостью.

Решение

а) 18 карандашей = 100 тетрадей
б) 8 карандашей = 100 тетрадей

в) 18 карандашей = 12,5 тетрадей
г) 18 карандашей = 200 тетрадей

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Структура

Пояснения

1

Вид ДМ

Подборка
задач

2

Раздел
программы/тема

Модуль1:
«Деньги и инфляция»/ «Уравнение обмена»

3

Класс

9

4

Дидактическая
цель

Предметные
ожидаемые результаты:

-учащиеся
научатся рассчитывать количество денег для государства

-получат
возможность научиться прослеживать связь между изменением величины денежной
массы и другими показателями уравнения обмена, между реальным и номинальным
ВВП и другими показателями уравнения обмена.

Метапредметные
результаты:

-ученик
научится устанавливать причинно-следственные связи.

5

Этап
урока

Осознание,
осмысление;

Этап
контроля (самостоятельная работа на следующем уроке)

6

Необходимое
время

См. в ДМ

7

Форма
организации

Индивидуально,
пары, группы

8

Необходимые
ресурсы

Карточки
с задачами

9

Содержание
ДМ

Приложение
1

10

Методика
организации деятельности с использованием ДМ

На этапе
осознания и осмысления и отработке навыка первые типовые задачи решаются всем
классом (фронтальная работа), при решении последующих — в «слабом» классе
можно выбрать групповую работу, в «среднем» — парную, в «сильном» —
индивидуальную

На этапе
контроля знаний для сильных учеников – индивидуальная работа, для остальных –
парная или групповая

У многих
детей возникает необходимость исправления или получения дополнительной
оценки: карточки с задачами – прекрасный шанс: ученик выбирает задачу на
соответствующую оценку (уровень тройки, четвёрки или пятёрки)

11

Возможность
использования данного ДМ с учащимися разного уровня подготовки или в разных
классах.

1.При
составлении карточек используется двойная дифференциация:

-по
классам (внешняя дифференциация):

Если
класс сильный, с серьёзной математической базой, то в карточку включаются три
задачи типа 3,4,5 (см.приложение1)

Для
среднего класса предлагаются задачи типа 2,3,4 (см.приложение1)

Слабый
класс решает задачи типа 1,2,3 (см.приложение1)

-по
индивидуальным особенностям учащихся (внутренняя дифференциация)

Каждая
карточка содержит три разноуровневые задачи. Таким образом, даже очень
слабому ребёнку даётся шанс удовлетворительно справиться с заданием. Задача1
оценивается в 3, задача2 – в 4, задача 3 – в 5

Также,
исходя из индивидуальных особенностей учащихся, возможна групповая или парная
работа

2.Задачи
первого и второго типа можно использовать и в 6 классе (только сильные
классы) при изучении темы «Количество денег, необходимое стране» в модуле4
«Деньги», без использования %

Приложение
1

Подборка
задач по теме «Уравнение обмена»

9
класс

Задачи
типа 1
(обязательный уровень) иллюстрируют
влияние изменения величины денежной массы на другие показатели уравнения обмена
– 5-7 минут на решение задачи, в зависимости от уровня класса

1.     Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза

А)Как
при этом изменятся цены?(в разах и в %)

Б)Как
изменятся цены, если величина денежной массы уменьшится в 2 раза?

2.     Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза

А)Как
при этом изменятся объёмы производства?(в разах и в %)

Б)Как
изменятся объёмы производства, если величина денежной массы уменьшится в 2
раза?

3.     Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза

А)Как
при этом изменится скорость обращения денег?(в разах и в %)

Б)Как
изменится скорость обращения денег, если величина денежной массы уменьшится в 2
раза?

Задачи
типа 2
(обязательный уровень) иллюстрируют
влияние изменения различных показателей уравнения обмена на изменение величины
денежной массы страны (задача, обратная к предыдущей) – 5-7 минут на решение
задачи, в зависимости от уровня класса

1.     Цены
выросли в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной массы страны? (в
разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если цены снизятся в 4
раза?

2.     Скорость
обращения денег выросла в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной
массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если
скорость обращения денег снизятся в 4 раза?

3.     Объёмы
производства в стране выросли в 4 раза. Как при этом изменились величина
денежной массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы,
если объёмы производства снизятся в 4 раза?

Задачи
типа 3
(средний уровень) иллюстрируют влияние
процентного изменения величины денежной массы страны на изменение различных
показателей уравнения обмена  – 6-8 минут на решение задачи, в зависимости от
уровня класса

1.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся цены? (в разах
и в %)

2.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся объёмы
производства? (в разах и в %)

3.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)

Задачи
типа 4
(средний уровень) иллюстрируют влияние
изменения нескольких различных показателей уравнения обмена на изменение других
показателей– 7-9 минут на решение задачи, в зависимости от уровня класса

1.     Правительство
решило эмиссировать 20% от имеющейся денежной массы в условиях спада объёмов
производства в стране на 10%. Как на это отреагируют цены, если скорость
обращения денег не изменилась?

2.     Как
изменятся объёмы производства в стране в течение года, если инфляция за год
составила 12%? Скорость обращения денег увеличилась в 2 раза, а количество
денег осталось неизменным.

3.     Сколько
денег придётся эмиссировать ЦБ, чтобы восполнить недостающие из-за роста цен в
2 раза и снижения объёмов производства на 15% без изменения скорости обращения
денег?

4.     Как
изменится скорость обращения денег в стране, если дефляция составит 5%, денежная
масса страны не изменится, а количество производимой продукции увеличится в 1,5
раза?

5.     Как
изменятся цены при снижении величины денежной массы на 10% и роста объёмов
производства на 10%? (Скорость обращения денег неизменна)

6.     Как
изменятся объёмы производства в стране, если эмиссия ЦБ наличных денег составит
5% от имеющейся величины денежной массы страны, а дефляция составит 2%?
(Скорость обращения денег неизменна)

Задачи
типа 5
(повышенный уровень) иллюстрируют связь
реального и номинального ВВП с показателями уравнения денежного обмена– 10
минут на решение задачи (только в сильном классе)

1.     Как
изменится количество денег в стране в условиях 10%-ной инфляции, если реальный
ВВП снизится на 5%? (Скорость обращения денег неизменна)

2.     Как
изменится реальный ВВП страны в условиях 5%-ной дефляции, если правительство
напечатает ещё 10% наличных денег? (Скорость обращения денег неизменна)

3.     Как
нужно изменить скорость обращения денег, чтобы при неизменном количестве денег
в стране и 15%-ной инфляции реальный ВВП вырос на 10%?

Карточки с задачами

Сильный класс

Вариант 1 (23-25 мин.)

1.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся цены? (в разах
и в %)

2.     Правительство
решило эмиссировать 20% от имеющейся денежной массы в условиях спада объёмов
производства в стране на 10%. Как на это отреагируют цены, если скорость
обращения денег не изменилась?

3.     Как
изменится количество денег в стране в условиях 10%-ной инфляции, если реальный
ВВП снизится на 5%? (Скорость обращения денег неизменна)

Вариант 2 (23-25 мин.)

1.    
Величина денежной массы страны увеличилась
на 10%. Как при этом изменятся объёмы производства? (в разах и в %)

2.    
Как изменятся объёмы производства в стране
в течение года, если инфляция за год составила 12%? Скорость обращения денег
увеличилась в 2 раза, а количество денег осталось неизменным.

3.    
Как нужно изменить скорость обращения
денег, чтобы при неизменном количестве денег в стране и 15%-ной инфляции
реальный ВВП вырос на 10%?

Вариант 3 (23-25 мин.)

1.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)

2.     Сколько
денег придётся эмиссировать ЦБ, чтобы восполнить недостающие из-за роста цен в
2 раза и снижения объёмов производства на 15% без изменения скорости обращения
денег?

3.     Как
нужно изменить скорость обращения денег, чтобы при неизменном количестве денег
в стране и 15%-ной инфляции реальный ВВП вырос на 10%?

Средний класс

Вариант 1 (18-24 мин.)

1.     Цены
выросли в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной массы страны? (в
разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если цены снизятся в 4
раза?

2.    
Величина денежной массы страны увеличилась
на 10%. Как при этом изменятся цены? (в разах и в %)

3.    
Как изменится скорость обращения денег в
стране, если дефляция составит 5%, денежная масса страны не изменится, а
количество производимой продукции увеличится в 1,5 раза?

Вариант 1 (18-24 мин.)

1.     Скорость
обращения денег выросла в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной
массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если
скорость обращения денег снизятся в 4 раза?

2.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся объёмы
производства? (в разах и в %)

3.     Как
изменятся цены при снижении величины денежной массы на 10% и роста объёмов
производства на 10%? (Скорость обращения денег неизменна)

Вариант
1 (18-24 мин.)

1.     Объёмы
производства в стране выросли в 4 раза. Как при этом изменились величина
денежной массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы,
если объёмы производства снизятся в 4 раза?

2.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)

3.     Как
изменятся объёмы производства в стране, если эмиссия ЦБ наличных денег составит
5% от имеющейся величины денежной массы страны, а дефляция составит 2%?
(Скорость обращения денег неизменна)

Слабый
класс

Вариант
1 (16-22 мин.)

1.     Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза

А)Как
при этом изменятся цены?(в разах и в %)

Б)Как
изменятся цены, если величина денежной массы уменьшится в 2 раза?

2.     Цены
выросли в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной массы страны? (в
разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если цены снизятся в 4
раза?

3.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменятся цены? (в разах
и в %)

Вариант
2 (16-22 мин.)

1.     Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза

А)Как
при этом изменятся объёмы производства?(в разах и в %)

Б)Как
изменятся объёмы производства, если величина денежной массы уменьшится в 2
раза?

2.     Скорость
обращения денег выросла в 4 раза. Как при этом изменилась величина денежной
массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы, если
скорость обращения денег снизятся в 4 раза?

3.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)

Вариант
3 (16-22 мин.)

1.     Величина
денежной массы страны увеличилась в 2 раза

А)Как
при этом изменится скорость обращения денег?(в разах и в %)

Б)Как
изменится скорость обращения денег, если величина денежной массы уменьшится в 2
раза?

2.     Объёмы
производства в стране выросли в 4 раза. Как при этом изменились величина
денежной массы страны? (в разах и в %) Как изменится величина денежной массы,
если объёмы производства снизятся в 4 раза?

3.     Величина
денежной массы страны увеличилась на 10%. Как при этом изменится скорость
обращения денег? (в разах и в %)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти трансляцию в инстаграме прямую
  • Как найти samsung по gps
  • Как найти гамильтонов путь в графе
  • Minecraft морковь как найти
  • Как найти контакты собственника квартиры по адресу