Как составит задачу на выражения второй класс

Методическая
разработка Соловей Виктории Анатольевны, учителя начальных классов МБОУ
Пяозерская СОШ.

Разработка рассчитана на учащихся 1 –
4 классов.

Обучение
составлению задач по выражению.

Образование перешло на стандарты
второго поколения, по требованиям которых целью образования становится
общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся,
обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться. В основе данного
умения лежат универсальные учебные действия, которые требуют специальной работы
по их формированию. Работа по составлению и решению задач в значительной
степени позволяет формировать у учащихся познавательные и регулятивные
универсальные учебные действия. Из познавательных УУД формируются логические
действия (анализ с целью выделения признаков, построение логической цепи
рассуждений), действия постановки и решения проблем (формулирование проблем).
Из регулятивных УУД формируются целеполагание (постановка учебной задачи на
основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще
неизвестно), планирование (составление плана и последовательности действий),
прогнозирование (предвосхищение результатами уровня усвоения, его временных
характеристик), контроль (в форме сличения способа действия и его результата с
заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона),
коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия
в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта), оценка
(выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит
усвоению, осознание качества и уровня усвоения), волевая саморегуляция
(способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к
выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий).

  Обучаясь работе над задачей, ученик
учится решать любую жизненную задачу, т.к. при решении и математической, и
жизненной задачи он проходит те же этапы.

Обучение составлению задач по выражению
очень важно для обучения решению задач. Обучаясь составлять задачи, ученик
более глубоко осознает установленные связи между величинами, учится
представлять себе связь между числовыми данными и реальными объектами,
переносить математические объекты на объекты реального мира. Это кропотливая и
сложная работа, в ходе которой учитель развивает у обучающихся важное умение –
умение решать задачи.

Этапы обучения составлению задач по выражению.

1. Подготовительный этап – обучение составлению задач
по выражениям, включающим одно действие.

На данном этапе перед нами стоит цель обучить составлению
задач по выражениям, включающим одно действие. Чтобы обучающиеся осознали, что
одним и тем же арифметическим действием можно решить разные виды задач,
предлагаются следующие задачи:

1.     
решающиеся действием сложения (задача разбирается
устно всем классом, решения записываются на доске в столбики)

«Девочка вымыла 25 глубоких тарелок  и  16 мелких. Сколько
всего тарелок вымыла девочка?»

 «Один дом построили за 3 недели, а на строительство
второго дома затратили на 2 недели больше. Сколько недель затратили на
строительство второго дома?»

2.     
решающиеся действием вычитания

«У Миши было 7 рублей. Он купил тетрадь за 4 рубля. Сколько
денег осталось у Миши?»

«Мальчики слепили из пластилина 4 медведя и несколько
слонов. Всего они слепили 7 животных. Сколько слонов слепили мальчики?»

3.     
решающиеся действием умножения

«У бабушки жили кролики в трех клетках, по 2 кролика в
каждой. Сколько кроликов жило у бабушки?»

«Учитель задумал число, которое при делении на 3 дает число
2. Какое число задумал учитель?»

«За каникулы один ученик прочитал 2 книги, а второй ученик
— в 2 раза больше. Сколько книг прочитал за каникулы второй ученик?»

4.     
решающиеся действием деления

«Двум классам подарили 10 скакалок, каждому поровну.
Сколько скакалок подарили каждому классу?»

«В магазин привезли 10
кг яблок, а груш – в два раза меньше. Сколько кг груш привезли в магазин?»

«На конкурсе самодеятельности выступили 10 чтецов и 2
певца. Во сколько раз больше выступило чтецов, чем певцов?»

После решения всех задач необходимо сделать вывод о том,
что одним и тем же выражением можно записать решения различных задач. Для этого
предлагается посмотреть на записи в столбиках и подумать, что можно сказать о
записях в каждом столбике, какие задачи решались.

Следующий шаг – составление всевозможных задач по одному
выражению.

Чтобы облегчить поиск сюжета, на доску вывешивается таблица
с перечнем глаголов, которая была составлена совместно с учащимися в ходе
беседы о том, какие действия можно совершать с игрушками, покупками, книгами,
тканями и т.д.

Подарили

Вылепили

Покрасили

Заплатили

Отрезали

Погрузили

Убрали

Вырастили

Прочитали

Начертили

Принесли

Разложили

Полили

Уехали

Привезли

Так же следует отметить, что сюжет задачи, а,
следовательно, и слова, обозначающие действия, обучающиеся могут придумать
сами.

Для того чтобы добиться результативности в работе,
необходимо предусмотреть при обучении составлению текстовых задач следующие этапы.

Поэтому вынесем на доску готовый алгоритм составления
задачи:

1) придумаю сюжет задачи

2.назову объекты, о которых будет говориться в задаче

3.дам количественную характеристику объектам

4.сформулирую требование задачи

5.смоделирую текст задачи.

На доске записывается выражение а + в. Дается задание
придумать как можно больше задач, которые можно решить с помощью данного
выражения. Далее идет обсуждение придуманных задач.

Такая же работа проводится с выражениями а – в, а * в, а :
в.

2. Обучение составлению задач по выражениям,
включающим два действия.

Работа проводится в несколько этапов.

1, 2, 3, 4 этапы – фронтальная работа.

5 этап – групповая работа.

6 этап – индивидуальная работа.

1 этап – составление задачи по
образцу учителя.

Предлагается решить задачу  «В книжном шкафу на трех полках
стоит по 10 книг, а на четвертой полке 5 книг. Сколько книг в шкафу?»

-О чем говорится в задаче? (О книгах.)

-Зная, что на трех полках по 10 книг, что можно найти?
(Сколько всего книг на трех полках.)

-Зная, сколько всего книг на трех полках и сколько книг на
четвертой полке, что можно найти? (Сколько всего книг в шкафу.)

-Запишем решение в виде выражения.

На доске появляется запись 10*3+5

Следующий шаг – объяснение учителем, как он будет
составлять задачу.

Опять используется таблица со словами-подсказками.

-Посмотрите внимательно на выражение. Какое действие
выполняем первым? (Действие умножения)

-По 10 взяли три раза.

-В решенной задаче назовите объект, к которому относится
число 3? (Количество полок, на которых было по 10 книг).

-В решенной задаче назовите объект, к которому относится
число 10? (Число книг на каждой из трех полок).

-Что обозначает число 5? (Отдельное число книг на четвертой
полке).

-Таким образом, было книг по 10 три раза да еще 5.

-Придумаем задачу с такими же количественными
характеристиками.

1. Придумаю сюжет задачи: привоз в магазин.

2. Выберу объекты: пачки с печеньем.

3.Дам объекту количественную характеристику: по 10 три раза
– по 10 пачек печенья в трех коробках, да еще 5 пачек отдельно.

4.Сформулирую требование задачи: сколько пачек печенья
привезли в магазин?

5.Смоделирую текст задачи: «В магазин привезли три коробки
с печеньем по 10 пачек в каждой коробке, да еще 5 пачек отдельно. Сколько пачек
печенья привезли в магазин?»

Текст задачи появляется на доске. Предлагается разобрать
задачу, чтоб убедиться, будет ли предложенное выражение являться решением
составленной задачи. После решения задачи подводится итог, что учитель составил
задачу по предложенному выражению верно.

Следующий шаг – составление учащимися аналогичных задач по
образцу, данному учителем, но предлагается изменить числовые данные. 
Предлагается выражение 8*4+6. [Приложение № 2].

2 этап — самостоятельное
составление аналогичной задачи по выражению предварительно решенной задачи.

На этом этапе предлагаются две задачи: в записи решения
первой содержится действие умножения, в записи решения второй – действие
деления.

Задача 1: «Девочки посадили на клумбы 6 астр, 4 мака, а
ромашек в 2 раза больше, чем астр и маков вместе. Сколько ромашек посадили
девочки на клумбы?»

-О чем говорится в задаче?

-Что сказано о каждом виде цветов?

-Что нужно найти в задаче?

-Можем ли мы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-Узнав, сколько астр и маков вместе, можем ли мы найти,
сколько ромашек посадили?

-Составьте словесную краткую запись:

А. – 6 шт.

М. – 4 шт.

Р. — ?, в 2 раза больше, чем —-

-Решите задачу, записав решение в виде выражения.

На доске появляется выражение вида (6+4)*2.

Вывод: в данном выражении одну количественную
характеристику сложили со второй количественной характеристикой и увеличили в
два раза.

Следующее, что предстоит сделать, это составить задачу по
этому же выражению.

-Сколько групп объектов должно быть в задаче? (три)

-Что известно о количестве объектов первой группы? (их 6)

-Что сказано о количестве объектов второй группы? (их 4)

-А что можно будет сказать про количество объектов третьей
группы? (их в два раза больше, чем первых и вторых вместе)

-Составьте аналогичную задачу по этому же выражению,
подобрав объекты сами. Можно сюжет изменить [Приложение №  2].

Задача 2: «В школьном концерте выступили 8 чтецов, певцов –
в 2 раза меньше, а танцоров – на 3 больше, чем певцов. Сколько танцоров
выступило в школьном концерте?»

-О чем говорится в задаче?

-Кто выступал в концерте?

-Что сказано о чтецах?

-Что сказано о певцах? Можем ли мы найти, сколько их было?
Как?

-Что сказано о танцорах? Можем ли мы узнать, сколько их
было? Как?

-Ответили мы на вопрос задачи?

-Составьте краткую запись.

Чтецы-8
чел.

Певцы-?, в 2 раза меньше, чем

Танцоры-?,
на 3 больше, чем

— Решите задачу, записав решение в виде выражения.

На доске появляется запись 8:2+3.

Вывод: одну количественную характеристику уменьшили в 2
раза, тем самым нашли вторую количественную характеристику. Затем ко второй
количественной характеристике прибавили еще 3, тем самым нашли третью (искомую)
характеристику.

Предлагается составить аналогичную задачу.

-Сколько групп объектов должно быть в вашей задаче? (три)

-Что известно о количестве представителей первой группы
объектов? (их 8)

-Что можете сказать о количестве представителей второй
группы объектов? (мы не знаем сколько их, но знаем, что их в 2 раза меньше, чем
первых)

-Что можете сказать о количестве представителей третьей
группы? (не знаем, сколько их, но знаем, что их на 3 больше, чем вторых)

-Составьте аналогичную задачу по этому же выражению,
подобрав другие объекты. Сюжет можно изменить [Приложение № 2].

3 этап – составление задач с
описанием новой ситуации.

На данном этапе обучающиеся должны научиться составлять
задачи с описанием иной ситуации сначала по образцу учителя, а затем
самостоятельно. Поэтому здесь можно выделить два шага.

1 шаг – составление задач по образцу задачи учителя.

Решается задача: «Два мальчика разделили подаренные им 80
рублей поровну. Один из мальчиков истратил 15 рублей. Сколько денег у него
осталось?»

-О ком говорится в задаче?

-Что сказано про мальчиков?

-Как разделили деньги мальчики?

-Можем сразу ответить на вопрос задачи? Почему?

-Можно узнать, сколько было денег у каждого мальчика?

-Составим краткую запись в виде чертежа.

1 м.

2 м.

                  ?       15 руб.

-Что найдем сначала? Каким действием?

-Теперь можно ответить на вопрос задачи? Каким действием?

Задача решается, решение записывается в виде выражения
80:2-15

Делается вывод: определенное число группы объектов
разделили на две равные части, и из одной части сняли определенное их
количество.

Теперь учитель составляет по этому выражению задачу другого
вида и объясняет учащимся, как он это делает.

-Какое действие в данном выражении выполняется первым?
(действие деления)

-Действие деления можно связать:

1) с разбиением множества на равнозначные подмножества:

на равные части — что мы и делали в решенной задаче;

по содержанию – каждый ученик вырезал 4 снежинки, а всего они
вырезали 16 снежинок. Сколько учеников вырезали снежинки? 16:4=4 (уч.)

2) с уменьшением числа в несколько раз:

например, кроликов 20, а курочек в два раза меньше; сколько
курочек? 20:2=10 (к.)

или, у Васи 20 марок, а у Ромы в два раза меньше, сколько у
Ромы? 20:2=10.

Таким образом, в первом случае мы имеем дело с разными
объектами, а во втором случае – с одинаковыми объектами.

3) с  кратным сравнением. Но
этот случай мы не рассматриваем, т.к. ученику трудно составить задачу в два
действия, где встречается кратное сравнение.

 Так как перед нами стоит цель составить иную задачу по
данному выражению, обратимся к случаю, в котором необходимо число уменьшить в
несколько раз.

Итак, количество каких-то объектов уменьшили в несколько
раз, получив новую группу объектов, которую еще уменьшили на несколько единиц.

1. придумаю сюжет: покупка мебели в школу.

2. выберу объекты: парты и стулья.

3. дам количественную характеристику: стульев – 80.
Количество парт «связываем» с выражением. Неизвестно, но можно найти: 80 : 2.
Далее в выражении выполняется действие вычитания, значит, количество парт
уменьшилось на 15.

4. сформулирую требование задачи: сколько парт из
привезенных осталось?

5. смоделирую текст задачи: «В школу привезли 80 стульев, а
парт – в 2 раза меньше. 15 парт отдали в музыкальную школу. Сколько парт из
привезенных осталось в школе?»

Следует сравнить два вида задач, тексты которых написаны на
доске.

«Два мальчика разделили подаренные им 80 рублей поровну.
Один из мальчиков истратил 15 рублей. Сколько денег у него осталось?»

«В школу привезли 80 стульев, а парт – в 2 раза меньше.
15 парт отдали в музыкальную школу. Сколько парт из привезенных осталось в
школе?»

Объект
– деньги.

Действием
деления определенное количество денег делится на две равные части.

Из
одной части денег отнимается определенное количество рублей.

Объект
– парты и стулья.

Действием
деления находится количество второй группы объектов, т.е. парт (уменьшаем
количество стульев в два раза).

Из
второй группы объектов отнимается определенное их количество.

-Глядя на выражение, с помощью которого записано решение
этих двух задач, и судя по сравнению содержания этих задач, к какому выводу
можно прийти? (с помощью одного и того же выражения записано решение двух
совершенно разных задач)

Далее детям предлагается составить задачу, аналогичную той,
которая составлена учителем (Приложение № 2).

2 шаг – самостоятельное составление задачи другого вида по
выражению ранее решенной задачи.

Всем классом разбирается задача: «У Мити 3 игрушечных
динозаврика, у Саши – в 2 раза больше, чем у Мити, а у Славы – на 4 динозаврика
больше, чем у Саши. Сколько динозавриков у Саши?»

В итоге получается выражение 3*2+4.

-Что обозначает действие умножения в этой задаче?
(количество динозавриков Мити увеличили в два раза)

-Что означает действие умножения в высказывании «карандаши
разложили в 2 коробки по 3 штуки»? (по 3 взяли два раза)

-Попробуйте составить задачу, в которой какие-либо 3
объекта возьмут два раза, да еще добавят 4 такие же объекта [Приложение № 2].

4 этап – составление памятки.

На данном этапе необходимо составить алгоритм, которым
смогут пользоваться учащиеся при составлении задач по выражению.

-С чего начинаем, когда нам предложено то или иное
выражение? (смотрим, какие действия в этом выражении, какое действие
выполняется первым, вторым)

-Вспомним, что мы находим действием умножения (сумму
одинаковых слагаемых, либо увеличиваем число в несколько раз).

-Вспомним, что мы находим действием деления (деление на
равные части, деление по содержанию, уменьшение числа в несколько раз).

-Теперь необходимо выбрать, что мы будем делать с будущими
объектами, используя данное действие.

-Можно приступить непосредственно к придумыванию задачи?
(да, можно)

-Что теперь нам необходимо придумать? (сюжет задачи)

-Далее что делаем? (придумываем объекты)

-Как теперь связать объекты с выражением? (подумать, какой
объект связать с той или иной числовой данной)

-Условие задачи практически готово, чего еще не хватает в будущей
задаче? (требования)

-Составив требование, что нужно сделать? (сформулировать
текст задачи)

-Сформулируем памятку в виде пунктов плана:

1. Посмотрю на действие, которое выполняется первым, и
подумаю, что я могу найти этим действием.

2. Придумаю сюжет задачи.

3. Придумаю объекты задачи.

4. Свяжу объекты с числовыми данными выражения.

5. Составлю требование задачи.

6. Сформулирую текст задачи.

Учащиеся готовят для себя памятки в виде карточек, чтобы
иметь возможность использовать их в дальнейшей работе.

5 этап – составление задач в
парах.

1. Первый ученик решает задачу, составляя выражение. Второй
ученик составляет аналогичную задачу. Затем меняются ролями
[Приложение № 3].

Задача 1: «Мама сварила 33
кг варенья. 5 кг варенья она налила в одну банку, а остальное – в 7 банок
поровну. Сколько килограммов варенья она налила в каждую банку?»

Задача 2: «Засолили 89
кг огурцов, 65 кг поместили в бочку, а остальные разложили поровну в 8 банок.
Сколько килограммов огурцов положили в каждую банку?»

2. Первый ученик решает задачу, составляя выражение. Второй
ученик составляет по этому выражению задачу с описанием новой ситуации. Затем
меняются ролями [Приложение № 3].

Задача 1: «18 учеников сели по 2 ученика за парту. Еще 4
парты остались свободными. Сколько всего парт?»

Задача 2: «20 яблок разложили по 5 яблок на тарелки. Еще 5
тарелок остались пустыми. Сколько всего тарелок?»

6 этап – индивидуальная работа.

Каждому учащемуся предлагается решить задачу, составив
выражение. А затем дается задание составить задачу по этому выражению, но с
описанием новой ситуации. Задачи даются по вариантам.

Задача 1: «В школьный хор из первых классов взяли 9
учеников, из вторых классов – в 2 раза больше, чем из первых классов, а из
третьих – на 3 ученика меньше, чем из вторых классов. Сколько учеников взяли в
школьный хор из третьих классов?»

Задача 2: «На молочной ферме работало 8 школьников, в поле
– в 4 раза больше, чем на ферме, а в саду – на 10 школьников меньше, чем в
поле. Сколько школьников работало в саду?»

Дата публикации: 13 апреля 2017.

Составление числовых выражений

1. Составь числовые выражения, используя числа: 5, 9, 12, 17, 34, 58.

2. Составь числовые выражения, используя числа: 6, 12, 16, 18, 24, 32.

3. Представь эти предложения в виде числовых выражений и реши их:

3.1. к числу 7 прибавь сумму чисел 16 и 18.
3.2. к числу 13 прибавь разность чисел 33 и 12.
3.3. из числа 48 отними разность чисел 45 и 38.
3.3. из числа 34 отними сумму чисел 12 и 22.

4. Для этой текстовой задачи составь числовые выражения и реши их.

В первом тайме футбольного матча между командами «Заря» и «Восход» было забито 6 мячей, а во втором тайме – 8 мячей. Сколько мячей было забито в течении всего матча? На сколько больше мячей было забито во втором тайме, по сравнению с первым таймом? На сколько меньше мячей было забито в первом тайме, по сравнению со втором таймом?

5. Для этой текстовой задачи составь числовые выражения и реши их.

За 2 часа Петя решил 12 задач, а Миша за это же время решил на 5 задач больше. Сколько задач решил Миша? Сколько всего задач решили мальчики?

6. Используя рисунок, составь числовые выражения и реши их.

Выражение

7. Используя рисунок, составь числовые выражения и реши их.

Выражение

8. Для этих текстовых задач составь числовые выражения и реши их.

8.1. На улице А живёт 56 жителей, а на улице Б – на 12 жителей меньше.
8.2. За смену мастер делает 18 деталей, а его помощник – на 6 деталей меньше.
8.3. Лодка проплывает расстояние от одного берега реки до другого за 18 минут. Катер тоже самое расстояние проплывает на 8 минут быстрее.

Выражения с переменными

1. Заданы выражения: k + 12 и k — 12. Определи значения этих выражений при k = 29; c = 15; k = 70; k = 58.

2. Заданы выражения: p + 6 и p — 6. Определи значения этих выражений при p = 14, p = 28, p = 46.

3. Составь буквенное выражение с числами 4, 12 и переменной r.

4. Составь буквенное выражение с числами 7, 37 и переменной k.

5. Составь буквенное выражение с числами 9, 83 и переменной n.

6. Составь буквенное выражение с числами 0, 45 и переменной a.

7. Составь буквенное выражение с числами 3, 67 и переменной d.

8. Составь буквенное выражение с числами 1, 19 и переменной e.

9. Вместо пропусков вставь числа.

13 + … = 31 56 — … = 23 … + 16 = 42 … — 11 = 39
88 — … = 11 22 — … = 22 … + 36 = 52 … + 53 = 59

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ В ДВА ДЕЙСТВИЯ ВЫРАЖЕНИЕМ. РЕШЕНИЕ ВЫРАЖЕНИЙ СО СКОБКАМИ

Цели: дать понятие числовые выражения, формировать умение учащихся решать задачи в два действия и выражения со скобками; сравнивать именованные числа; развивать вычислительные навыки; прививать интерес к предмету.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Каллиграфическая минутка.

6 9 6 9 6 9 6 9

III. Устный счет.

А)Индив.задания- карточки с дифференцированными заданиями

Б)М.диктант (если считаете высказывание верным –кв., неверно-кр.

Однозн.числа-красным цветом раскрашиваем, двузн.числа-синим

(с.15,в рабочей тетради Т.Н.Ситникова,2012)

В)Сравните величины

IV. Составление и решение выражений.

Прочитайте записи

9+7          30+6+1

23-3          18-(4+6)

Это числовые выражения. Если в выражении выполнить действие ,то мы найдем значение выражения

Разбирается задание 2 (с. 34 учебника, часть 1). Учащиеся составляют выражения, определяют порядок действий в них и находят значения.

V. Работа над задачами.

Учитель просит учащихся прочитать задачу  из задания 4 (с. 34 учебника, часть 1), внимательно рассмотреть выражения, записанные ниже, и выбрать то выражение, которое соответствует задаче.

– Какое из записанных ниже выражений соответствует задаче? (6 + 3 – 2.)

– Объясните, почему так считаете. (Сначала в мастерской было 6 машин, затем поставили ещё 3, значит, машин в мастерской стало больше, это можно записать выражением  6 + 3. Потом две машины забрали из ремонта, значит, машин в мастерской стало меньше, следовательно, можно дописать предыдущее выражение 6 + 3 – 2.)

Далее дети составляют задачи по оставшимся выражениям.

Н а п р и м е р:

6 – 3 + 2

 В гараже стояло 6 машин. 3 машины выехали из гаража, а 2 вернулись. Сколько машин стало в гараже?

6 + 3 + 2

 На стоянке стояло 6 машин. Приехало 3 машины, а затем ещё 2. Сколько машин стало на стоянке?

6 – 3 – 2

 Во дворе было 6 машин. Сначала уехало 3 машины, а потом ещё 2. Сколько машин осталось во дворе?

VI. Сравнение именованных чисел.

С этой целью учитель может использовать задание 5 (с. 34 учебника, часть 1), а также подобрать свои аналогичные задания.

Н а п р и м е р:

Сравните: 1 дм и 1 см;

   1 ч и 60 мин;

   10 мм и 1 см;

   1 м и 15 дм.

Задание может быть выполнено детьми как самостоятельно с последующей фронтальной проверкой, так и фронтально, с объяснением.

VIIСамостоятельная работа

Проверочные работы с.20-21 по вариантам

VIII. Итог урока.

– Что нового узнали на уроке?

– Для чего нужны эти знания?

– Какую работу вам хотелось бы выполнить ещё?

– Каков ваш вклад в этот урок?

IX.Д/З: №3,№5 с.40

Тема: Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?

Цель: познакомить с понятиями корень, однокоренные слова; развивать речь; пополнять словарный запас учащихся.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить в словах корень и образовывать однокоренные слова, употреблять их в речи; анализировать, делать выводы, сравнивать.

Формирование универсальных учебных действий на уроках:

Личностные:

  1. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
  2. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  3. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
  4. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат.

Регулятивные:

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
  2. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
  3. Использование знаково-символических средств представления информации.

Познавательные:

  1. Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
  2. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

3.Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

  1. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Коммуникативные:

  1. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
  2. Работать в паре и группе           

       Межпредметные связи: Чтение. ИЗО. Музыка (умение работать с текстом, развитие моторики руки; развитие фонематического слуха).

Ресурсы: методическое пособие; Учебник; тетрадь с печатной основой; тетрадь для учащихся в узкую линейку.

Организация пространства: фронтальная, в парах, самостоятельная.

Ход урока:

Этап урока

Содержание учебного материала и деятельности учителя. Форма организации.

ФУУД у учащихся

  1. Мобилизующее начало

Учитель настраивает детей на работу.

Самостоятельная работа

Минутка чистописания

Бб

Л1. Ученики проверяют готовность к уроку.

презентация

Повторяют написание элементов букв, букв, слогов.

  1. Актуализация знаний

Самостоятельная работа

Словарная работа

Б.реза,л.пата в.терок,скор..,пр.щай, ..сина, р.сунок.

.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Сверка с записью на доске.

  1. Самоопределение к деятельности

Фронтальная работа

(Презентация)

На доске записаны слова: часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.

— Выпишите только однокоренные слова.

— Выделите общую часть родственных слов.

— Как называется общая часть родственных слов?

— Это тема нашего сегодняшнего урока.

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Часовщик, часы, часики, часовой.

Час-

Корень.

4. Работа по теме урока

Фронтальная работа

Работа по учебнику, с. 61

Упр. 84 – по заданиям учебника

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1.

Дети подбирают родственные слова, выделяют корень в словах.

Физминутка

5. Продолжение работы по теме

Самостоятельная работа

Работа по учебнику, с. 61 – 62  

Упр. 85 – по заданиям учебника

Фронтальная работа)

Упр. 86 – устно

Работа в парах

Упр. 87

Л4; Р1, 2; П1, 3; К1

Умение находить однокоренные слова.

Закройте пальчиком общую часть слова и прочитайте то,что осталось незакрытым.

-Можно ли назвать то,что вы прочитали,словами?

Убедились ,что в слове обязательно должен быть корень.Он «хранит»общее значение всех однокоренных слов.

6.Рефлексия

Самостоятельная работа

Текст в рабочей тетради с корнем –кур-

Р2. Оценивать свои достижения.

Дети выписывают только однокоренные слова.

Сверка с образцом с доски.

Ученики оценивают свою работу с помощью светофоров-«смайликов».

7.Итог урока

Фронтальная работа

— Что такое корень?

— Назовите синоним слову родственные.

— Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?

— Кому нужно время, чтобы разобраться в этой теме?

К2. Отвечать на итоговые вопросы урока.

Ответы детей.

Однокоренные.

8.Домашнее задание

С. 63 упр.88  (уч.)

Л3, 4; Р2; П3.

Чтобы составить задачу, которая приведёт к этим выражениям, например, с двумя неизвестными, нужно сначала поиграться с числами.

Берём две машины. Одна движется со скоростью 60 км/час, а вторая на 20 быстрее 80 км/час. У этих скоростей оптимальный общий множитель 48. Увеличиваем его в 10 раз получится 480 км.

Первой машине потребуется 8 часов, для преодоления этого расстояния, а второй 6 на 2 часа меньше. 480 км — это известное расстояние. Неизвестные величины — это скорость и время.

Напускаем туману. Определяемся, что скорость 1-й машины на 20 км/час меньше второй машины. Но вторая выехала на 2 часа позже и догнала первую на расстоянии 480 км. Задача готова. Нужно хитро задать вопрос. Например: Через какое время 2-я машина будет на расстоянии в 100 км от первой после из встречи.

Чтобы решить такую задачу потребуется составлять выражение. Принимать за «х» скорость первой или второй машины до встречи. За «у» время первой или второй машины также до встречи. Или обходиться одним «х», а можно и просто обойтись числами. Но это не для составителя. Составитель оперирует известными ему числами, а «решала» составляет выражения.

Конечно это интересно. Составить хитрую математическую задачку, и чтобы её не быстро решили. А выдёргивать с интернета любой может. Я составляю сама. Бывает до взрыва мозга, а не такую легкотню, как написала выше. Например вот эта: про курагу, чернослив и инжир.

Математика, 2 класс

Урок № 22. Решение текстовых задач. Запись решения выражением

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

— Что такое встречное движение, расстояние?

— Как выполнять схематический чертёж к задачам на движение?

Глоссарий по теме:

Задача – это упражнение, которое выполняется посредством умозаключения, вычисления.

Выражение – формула, выражающая какие–либо математические отношения.

Расстояние – пространственный промежуток, разделяющий два объекта, отрезок пути.

Основная и дополнительная литература по теме урока (точные библиографические данные с указанием страниц):

  1. Математика. 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова, Г.В.Бельтюкова и др. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2017. – с.64.
  2. Математика. Рабочая тетрадь. 2 класс. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Ч.1/ М. И. Моро, М.А.Бантова – 6-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 2016. – с.46.
  3. Для тех, кто любит математику. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 9-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.28.
  4. Математика. Проверочные работы. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. М. И. Моро, С. И. Волкова – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – с.30,31.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Расстояние – это путь, который прошёл какой-либо объект.

РАССТОЯНИЕ – промежуток в пространстве, разделяющий два объекта

Измеряя расстояние, мы будем использовать сокращённые записи.

1 МЕТР – 1м

1 ДЕЦИМЕТР – 1дм

1 САНТИМЕТР – 1 см

1 МИЛЛИМЕТР – 1 мм

Сегодня на уроке мы будем решать новые задачи – задачи на движение.

Длина аллеи 80 м. Два мальчика пошли навстречу друг другу. Один прошёл до встречи 45 м. Сколько прошёл до встречи другой мальчик?

Сделаем к задаче схематический чертёж.

Начертим отрезок, обозначающий длину всей дорожки, или расстояние между концами дорожки. Синей стрелкой обозначим длину дорожки. Укажем – 80 метров.

Мальчики шли навстречу друг другу с разных сторон дорожки. На чертеже это будем обозначать стрелками, которые показывают направление движения каждого мальчика.

Место встречи мальчиков будем обозначать флажком.

Теперь обозначим, что один мальчик прошёл до встречи 45 метров, а другой –

неизвестно. Поставим знак вопроса.

? м

45 м

Так выглядит схематический чертёж к задаче. По чертежу видно, что нам необходимо найти разность отрезков, выполнить вычитание.

Чтобы узнать, сколько метров до встречи прошёл второй мальчик, вычтем из длины всей дорожки длину пути, который прошёл первый мальчик.

80 – 45 = 35 (м) прошёл второй мальчик.

Второй мальчик прошёл до встречи 35 метров.

Решим вторую задачу:

Девочки измеряли длину дорожки с двух концов, идя навстречу друг другу. Одна девочка прошла до встречи 30 м, другая на 4 метра меньше. Какой длины была дорожка?

Сделаем схематический чертёж к задаче.

Итак, нам надо найти длину всей дорожки. Для этого мы должны знать, сколько метров прошла каждая девочка. Мы знаем, сколько прошла первая девочка – 30 метров. А сколько прошла вторая девочка, нам надо узнать.

Будем решать задачу в два действия. Запишем первое действие:

1) 30 – 4 = 26 (м) прошла вторая девочка.

Вторая девочка прошла до встречи двадцать шесть метров.

Теперь можем ответить на вопрос задачи. Запишем второе действие:

2) 30 + 26 = 56 (м) длина дорожки.

Длина всей дорожки была 56 метров.

Вывод: Для решения задач на движение обычно выполняют чертёж, в котором стрелками показывают направление движения объектов. Движение может быть встречным или в противоположных направлениях.

Тренировочные задания.

1.Подберите схематический чертёж к задаче

Красная Шапочка отправилась в гости к бабушке. До дома бабушки нужно пройти 100 метров. Красная Шапочка уже прошла 70 метров. Сколько ей осталось пройти?

Правильные ответы:

Вторая схема.

2.Соедините каждый чертёж с карточкой, на которой записано соответствующее решение задачи.

30 – 20

30 + 20

70 – 45

Правильные ответы:

70 – 45

30 + 20

30 – 20

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти скутер хонда
  • Как найти длину диагонали параллелограмма по координатам
  • Как составить древо желаний
  • Как найти маску интернета
  • Как найти его бывшую в соц сетях