Как составить задачу по химии 8 класс вода

Решение
задач на растворы

При решении расчетных
задач на растворы учащиеся часто сталкиваются с определенными трудностями в
осмыслении текста задачи и выборе способа ее решения. Предлагаю графический
метод, который позволяет школьникам перейти от абстрактных понятий «доля»,
«раствор», «растворенное вещество» к более наглядным и образным графическим
объектам.

В самом начале
договоримся о терминах и условных обозначениях (схема 1): прямоугольник –
это некий «сосуд», в котором готовят раствор; часть раствора – это
растворенное вещество. Над прямоугольником записываем массы объектов – то,
что можно подержать в руках: масса раствора, масса воды, масса навески вещества
и т.д. Под прямоугольником – массовая доля, масса вещества в растворе,
абстрактные величины – ибо подержать в руках их нельзя; вычисляются по
формуле:

m(в-ва)
=
 http://him.1september.ru/2009/03/o1.gifm(р-ра),

Схема
1

http://him.1september.ru/2009/03/44-2.jpg

где http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif –
массовая доля вещества, выраженная в десятичных дробях. Договоримся, что
массовая доля «чистого» вещества равна единице, массовая доля вещества в воде
равна нулю (естественно, ведь растворенного вещества там просто нет).

Попробуем решить
графическим методом ряд задач. Начнем с тех, что попроще.

Задача
1.

Рассчитайте массовую
долю вещества в растворе, полученном при смешивании 200 г воды и 30 г вещества.

Р
е ш е н и е

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif = m(в-ва)/m(р-ра).

Складываем все массы над
«сосудами», получаем массу раствора (знаменатель), складываем массы под
«сосудами» (числитель) (схема 2).

Схема
2

http://him.1september.ru/2009/03/44-1.jpg

И далее выполняем
расчет:

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif =
30/230 = 0,1304, или 13,04%.

Ответ. Массовая
доля вещества
в растворе равна 13,04%.

Наглядно видно, что
масса нового раствора складывается из масс всех «объектов», а масса
растворенного вещества – из масс «абстрактного» вещества. Мы сложили все
массы над прямоугольниками и все массы под прямоугольниками.

Теперь возьмем задачи
посложней.

Задача
2.

Какова массовая доля
вещества в растворе, полученном при добавлении к 150 г 15%-го раствора серной
кислоты 250 г воды?

Р
е ш е н и е

Выполняем те же
операции, что и в предыдущей задаче, находим числитель и знаменатель (cхема 3).

Схема
3

http://him.1september.ru/2009/03/45-1.jpg

Расчет массовой доли:

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif =
22,5/400 = 0,05625, или 5,625%.

Ответ. Массовая
доля вещества в растворе равна 5,625%.

Задача
3.

Какой будет массовая
доля вещества в растворе, полученном при сливании 30 г 24%-го и 75 г 12%-го
растворов серной кислоты?

Р
е ш е н и е

(См. cхему 4.)

Схема
4

http://him.1september.ru/2009/03/45-2.jpg

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif =16,2/105=
0,1543, или 15,43%.

Ответ. Массовая
доля серной кислоты в растворе равна 15,43%.

Задача
4.

Сколько надо добавить
воды к 450 г 23%-го раствора сахара, чтобы получить 18%-й раствор?

Р
е ш е н и е

Рассуждаем так (cхема
5): поскольку масса «абстрактного» вещества (вещества в растворе) не
изменилась, мы можем найти массу полученного раствора:

1) m(р-ра2)
=
 m(в-ва)/http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif =
103,5/0,18 = 575 г.

Схема
5

http://him.1september.ru/2009/03/45-3.jpg

Масса воды –
разница масс полученного и исходного растворов (на схеме это ясно видно).

2) m(воды)
= 575 – 450 = 125 г.

Ответ.
Надо добавить 125 г воды.

Задача
5.

К 225 г 12%-го раствора
соли добавили еще 23 г этой же соли. Какова массовая доля соли в
полученном растворе?

Р
е ш е н и е

Напомню, массовая доля
соли в соли равна 1 (cхема 6,
 см. с.
46
).

Схема
6

http://him.1september.ru/2009/03/46-1.jpg

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif =
50/248 = 0,2016, или 20,16%.

Ответ.
Массовая доля соли в растворе
равна 20,16%.

Задача
6.

Из 560 г 30%-го раствора
выпарили 120 г воды. Какова массовая доля вещества в полученном растворе?

Р
е ш е н и е

Здесь следует обратить
внимание на знак «минус» между прямоугольниками (так наглядно можно показать,
что испарилась вода) и в действиях со значениями масс (cхема 7).

Схема
7

http://him.1september.ru/2009/03/46-2.jpg

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif =
168/440 = 0,3818, или 38,18%.

Ответ. Массовая
доля вещества в растворе равна 38,18%.

Как видим, можно не
только складывать массы веществ, но и вычитать их!

Теперь рассмотрим задачу
на приготовление раствора из двух растворов с разными массовыми долями.

Задача
7.

Из 20%-го и 5%-го
растворов серной кислоты надо приготовить 300 г раствора с массовой долей
серной кислоты, равной 12%. В каких пропорциях следует смешать исходные
растворы?

Р
е ш е н и е

Пусть масса первого
раствора –
 x г,
а второго –
 y г
(cхема 8).

Схема
8

http://him.1september.ru/2009/03/46-3.jpg

Получим систему из двух
уравнений (первое уравнение написано над рисунками, второе – под
рисунками – надо только приглядеться):

http://him.1september.ru/2009/03/46-4.jpg

или:

http://him.1september.ru/2009/03/46-5.jpg

0,15y =
24,
 y =
160,

x =
140.

Ответ.
Надо смешать 140 г 20%-го раствора
и 160 г 5%-го раствора.

Графический метод
годится и для решения задач с кристаллогидратами. Правда, в этом случае
необходимо провести предварительные расчеты массовой доли соли в
кристаллогидрате.

Задача
8.

20 г пентагидрата
сульфата меди(II) растворили в 250 г воды. Какова массовая доля сульфата меди в
полученном растворе?

Р
е ш е н и е

CuSO4•5H2O –
пентагидрат сульфата меди(II), или медный купорос. Найдем массовую долю соли в
кристаллогидрате (схема 9).

Схема
9

http://him.1september.ru/2009/03/47-1.jpg

М(CuSO4•5H2O)
= 250 г/моль,

M(CuSO4)
= 160 г/моль,

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif(CuSO4)
= 160/250 = 0,64

(напомним, что массовая
доля – всегда отношение массы части к массе целого).

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif =
12,8/270 = 0,047, или 4,7%.

Ответ. Массовая
доля сульфата меди
 
в полученном растворе равна 4,7%.

Задача
9.

Сколько граммов медного
купороса надо растворить в воде, чтобы приготовить 200 г 5%-го раствора?
Сколько воды потребуется?

Р
е ш е н и е

Найдем массовую долю
соли в кристаллогидрате (см. задачу 8):
 http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif(CuSO4)
= 0,64. Напомним, что масса сульфата меди в кристаллогидрате равна массе сульфата
меди в растворе – 10 г (cхема 10).

Схема
10

http://him.1september.ru/2009/03/47-2.jpg

m(CuSO4•5H2O)
= 10/0,64 = 15,625 г,

m(воды)
= 200 – 15,625 = 184,375 г.

Ответ. Надо
взять 15,625 г медного купороса
и 184,375 г воды.

Задача
10.

Из 500 г 40%-го раствора
сульфата железа(II) при охлаждении выпало 100 г его кристаллогидрата
(кристаллизуется с семью молекулами воды). Какова массовая доля вещества в
оставшемся растворе?

Р
е ш е н и е

(См. схему 11 на с. 47.)

Схема
11

http://him.1september.ru/2009/03/47-3.jpg

Рассчитаем массовую долю
соли в кристаллогидрате:

M(FeSO4)
= 152 г/моль,

M(FeSO4•7H2O)
= 278 г/моль,

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif(FeSO4)
= 0,55.

Обратите внимание на
знаки!

http://him.1september.ru/2009/03/o1.gif =145/400=
0,3625, или 36,25%.

Ответ. Массовая
доля вещества в
оставшемся растворе равна 36,25%.

Используя метод решения
расчетных задач при помощи графических схем на уроках и на занятиях элективных
курсов, я обнаружила, что учащиеся легко справляются с ними и успевают сделать
гораздо больше задач (за то же время), чем учащиеся, решавшие традиционными
способами.

В заключение предлагаю
несколько задач для самостоятельного решения.

1. Требуется
приготовить 1 кг 15%-го раствора аммиака. Сколько нужно взять для этого
концентрированного 25%-го раствора и воды?

2. К
80 г раствора соли неизвестной концентрации прибавили 40 г воды. Вычислите
массовую долю соли в исходном растворе, если после разбавления она стала равной
18%.

3. Из
400 г 20%-го раствора соли упариванием удалили 100 г воды. Чему стала равна
массовая доля соли в полученном растворе?

4. В
результате упаривания 450 г 10%-го раствора хлорида кальция его массовая доля
увеличилась вдвое. Вычислите массу испарившейся воды.

5. Имеются
два раствора аммиака с массовой долей 25% и 5%. Сколько граммов каждого
раствора надо взять, чтобы получить 125 г 10%-го раствора аммиака?

6. Сколько
воды и английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо взять, чтобы
приготовить 440 г раствора сульфата магния с массовой долей 8%?

7. Какую
массу английской соли (гептагидрат сульфата магния) надо добавить к 225 г
12%-го раствора сульфата магния, чтобы получить 30%-й раствор?

Название темы: Вычисление массовой доли и массы вещества в растворе

Вопросы:1. вычислите массовую долю растворенного вещества, если в 68 г воды растворили 12 г соли.
2. вычислите массу воды, в которой нужно растворить 25 г сахара, чтобы получить раствор с массовой долей растворенного вещества 10%.
3. рассчитайте массы воды и соли, которые нужно взять для приготовления 200 г раствора с массовой долей соли 0,25.

Вопросы:1. вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе, приготовленном из 15 г соли и 45 г воды.
2. рассчитайте, какую массу воды необходимо взять для приготовления раствора с массовой долей вещества 20%, если нужно растворить 100 г соли.
3. рассчитайте массы воды и соли, которые нужно взять для приготовления 150 г раствора с массовой долей соли 0,3.

Вопросы:1. в 105 г воды растворили 35 г соли. вычислите массовую долю растворенного вещества.
2. выпарили 50 г раствора, при этом получили 5 г хлорида натрия. вычислите массовую долю соли в растворе.
3. рассчитайте массы сахара и воды, которые нужно взять для приготовления 250 г раствора с массовой долей сахара 15%.

Вопросы:1. в 400 г воды растворили 100 г соли. рассчитайте массовую долю вещества в растворе.
2. при выпаривании 30 г раствора получили 9 г соли. рассчитайте массовую долю растворенного вещества.
3. рассчитайте массы сахара и воды, которые нужно взять для приготовления 500 г раствора с массовой долей сахара
0,05.

Название темы: Химические свойства воды. Основания

Вопросы:1. составьте уравнения реакций с водой следующих веществ: лития, кальция, оксида бария. назовите вещества, образующиеся в результате реакций.
2. при разложении воды электрическим током образуются водород и кислород. можно ли утверждать, что в состав воды входят два простых вещества? дайте обоснованный ответ.
3. в реакцию с водой вступило 28 г оксида кальция. рассчитайте массу образовавшегося вещества.

Вопросы:1. составьте уравнения реакций с водой следующих веществ: натрия, оксида калия, оксида кальция. назовите вещества, образующиеся в результате реакций.
2. опишите физические свойства воды и методы ее очистки.
3. рассчитайте массу кислорода, образующегося при разложении 54 г воды.

Вопросы:1. составьте уравнения реакций с водой следующих веществ: калия, кальция, оксида лития. назовите вещества, образующиеся в результате реакций.
2. смесь, состоящую из оксида натрия и оксида меди(ii), обработали избытком воды и отфильтровали. какое вещество осталось на фильтре? почему? напишите уравнение протекающей реакции.
3. в реакцию с водой вступил натрий массой 9,2 г. рассчитайте массу образовавшегося гидроксида натрия.

Вопросы:1. составьте уравнения реакций с водой следующих веществ: бария, оксида натрия, оксида кальция. назовите вещества, образующиеся в результате реакций.
2. можно ли приготовить однородную смесь из воды, сахара и растительного масла? почему?
3. рассчитайте массу водорода, выделившегося при взаимодействии с водой 20 г кальция.

Название темы: Итоговая по теме 4

Вопросы:1. даны вещества: гидроксид натрия, соляная кислота, оксид кальция, вода. какие из этих веществ будут взаимодействовать между собой? напишите уравнения реакций и назовите образующиеся вещества.
2. приведите два примера реакции нейтрализации. почему эта реакция носит такое название?
3. вычислите массу оксида меди(ii), образующегося при разложении 49 г гидроксида меди(ii).

Вопросы:1. определите, к какому классу относится вещество, имеющее формулу сао. назовите его. напишите уравнения двух химических реакций, наиболее ярко характеризующих его свойства как представителя указанного вами класса.
2. на какие две группы делят основания? приведите примеры формул тех и других оснований и назовите их.
3. в реакцию с азотной кислотой вступило 20 г гидроксида натрия. рассчитайте массу образовавшейся соли.

Вопросы:1. даны вещества: оксид калия, гидроксид кальция, серная кислота, вода. какие из этих веществ будут взаимодействовать между собой? напишите уравнения реакций и укажите названия образующихся веществ.
2. как опытным путем определить, является ли выданный вам раствор раствором кислоты или щелочи? ответ подтвердите конкретным примером.
3. рассчитайте массу оксида кальция, необходимого для получения 37 г гидроксида кальция.

Вопросы:1. определите, к какому классу относится вещество, имеющее формулу р2o5. назовите его. напишите уравнения двух химических реакций, наиболее ярко характеризующих его свойства как представителя указанного вами класса.
2. вам выданы две пробирки с белыми порошкообразными веществами. известно, что в одной из пробирок содержится ва(он)2, а в другой — zn(oh)2. как опытным путем можно распознать эти вещества?
3. к раствору сульфата меди(ii) прилили раствор, содержащий 10 г гидроксида натрия. рассчитайте массу образовавшегося осадка.

Рады приветствовать учеников всех учебных заведений всех возрастов на нашем сайте!
Здесь вы найдете решебники и решения задач бесплатно, без регистрации.

Задачи, связанные с изучением растворов, можно условно разделить на следующие группы:

1. вычисление массовой доли растворённого вещества (в процентах) и массы растворенного вещества;

2. вычисление молярной концентрации и массы вещества в растворе определённой молярной концентрации;

3. разбавление растворов с массовой долей растворённого вещества и молярной концентрацией;

4. смещение растворов с массовой долей растворённого вещества и молярной концентрацией;

5. расчёты по химическим уравнениям с применением растворов различной концентрации.

Рассмотрим первое

: 

вычисление массовой доли растворённого вещества (в процентах) и массы растворенного вещества

Необходимо знать условные обозначения физических величин, которые используются при решение задачи:

·        m(р.в.), или m, — масса растворённого вещества в растворе, например, m(CACL2);

·        m(р-ра.), или m(р.),  — масса раствора;

·        w(р.в.), или  w, — массовая доля растворённого вещества.

Растворённое вещество является  частью целого – раствора. Следовательно, масса раствора представляет собой сумму масс растворённого вещества и растворителя (воды):

w(р.в.) = m(р.в.)/m(р-ра.)*100%

Задача 1: Какова массовая доля растворённого вещества в растворе, полученном  растворением хлорида кальция массой 10г в воде 70г?

Дано

m (CaCL2) =10г

m(H2O) = 70г

Решение

w(р.в.) = m(р.в.)/m(р-ра.)*100%

w(CaCL2m(CaCL2) /m(рра.)*100%

в данном случае нам из формулы не известна масса раствора. Найдём массу раствора.

m(р.в.) –это (CaCL2) его10г

m(р-ра) = m(р.в.) + m(H2O)

m(р-ра) =10г +70г =80г

w(CaCL2) =10г :80г = 0.125*100%=12.5%

Найти : w(CaCL2) — ?

Ответ:

Массовая доля CaCL2 в полученном растворе

12,5%

2. Приготовление раствора с заданной массовой долей растворённого вещества.

Задача 2

Сколько безводного карбоната натрия и воды надо взять, чтобы приготовить раствор массой 70 г с массовой долей карбоната натрия 10%

Дано:

m(р-ра) – 70г

w(р.в.) – 9% = 0,09

Решение

w(р.в.) = m(р.в.) / m (р-ра) нам не известно из  формулы m(р.в.) следует m(р.в.)=w(р.в.) * m (р-ра)

m (р-ра)  = m(р.в.)  + m(H2O), отсюда,

m(H2O) = m (р-ра) — m(р.в.) ;

m(р.в.)  = 0,09 * 70г = 6.3г

m(H2O)  = 70г – 6.3г = 63,7г

Найти:

m(H2O) -?

m(Na2CO3) -?

Ответ:

Для приготовления раствора надо взять 6,3г карбоната натрия (Na2CO3) и 63,7г или 63,7 мл. воды (H2O)

3. Вычисление молярной концентрации раствора.

Исходные уравнение для вычислений:

с(р.в.) = n(р.в) / V(р-ра) или с(р.в.) = v(р.в.) / V(р-ра)

с(р.в.) – молярная концентрация растворённого вещества,

n(р.вили v(р.в.) – количество растворенного вещества,

V(р-ра) – объём раствора.

Задача 3

В воде растворили гидроксид натрия массой 21,4г . Объём раствора довели до 300 мл.. Определите молярную концентрацию полеченного раствора.

Дано:

m(NaOH) = 21.4г

V(р-ра) –300мл.= 0.3л

Решение:

с(р.в.) = n(р.в) / V(р-ра)

n(р.в) =m / M;

M(NaOH) = 40г/моль

n(NaOH) =21,2г :40г/моль = 0,53моль

c(NaOH)  = 0.53моль : 0,3л = 1,77моль/литр или 1,8M

Найти: c(NaOH)-?

Ответ:

Концентрация полученного растворённого 1.8 моль/л

4, Приготовление раствора заданной молярной концентрации

Растворы молярной концентрации можно готовит из твёрдых, жидких и газообразных веществ. В случае жидкого вещества необходимо знать его плотность; если раствор готовится из газообразного вещества, то применяется молярный объём газов (при н.у.)

Вычисления, связанные с приготовлением молярного раствора, часто  являются составным компонентом в расчётах по химическим уравнениям (комбинированные задачи).

Задача 4   Какая масса хлорида цинка потребуется для приготовления раствора этой соли объёмом 500 мл. и с концентрацией 1.15 моль/л

Дано:

V(р-ра) = 500мл или 0,5

c(ZnCL2) = 1.15моль/л

Решение:

m(ZnCL2) = n(ZnCL2) * M(ZnCL2)

M(ZnCL2) =136г/моль

c(р.в.) n(р.в.) / V(р-ра)концентрация хлорида цинка нам дана в задаче, а количество вещества нам не известна

n(р.в.) =c(р.в.) * V(р-ра) 

n(ZnCL2) = 1.15моль/л * 0,5 =0,575моль

m(ZnCL2) = n(ZnCL2) * M(ZnCL2)

m(ZnCL2) =0,575моль * 136г/моль =78г

Найти:

m(ZnCL2) = ?

Ответ:

Для приготовления 500мл 1.15Mраствора потребуется 78г хлорида цинка

МБОУ «Эльгяйская средняя общеобразовательная школа

им. П.Х.Староватова»

Сунтарского улуса

Министерство образования Республики Саха (Якутия)

                                 Разработка урока

            Решение расчетных задач по теме «Растворы»

          по технологии КСО, по методике «Взаимообмен

                                        заданиями»                                                                                                    

                                                                  Работа: Алексеевой Розалии Антоновны

                                                         учителя химии высшей категории Эльгяйской

                                                        средней общеобразовательной школы

                                                        Сунтарского района Республики Саха (Я)

                                                         Адрес: с. Эльгяй ул. Дружбы 9

                                                         Телефон: 8 – 235 – 24 – 1 — 29

                                                         E – mail:  ytys@mail.ru

2007 г.

План урока

       Урок рассчитан на 2 часа. На проекторе проецируется схема «Две стороны химической задачи», алгоритм работы, формулы определения массовой доли растворенного вещества, массы вещества и.т.д.

Тема: Решение расчетных задач по вычислению массовой доли и массы вещества в растворе

Цель урока: Систематизировать, обобщать, углубить сведения о растворах, сформировать практические навыки по решению экспериментальных задач, приучить учащихся выполнять определенные требования к решению и оформлению расчетных задач.

Ход урока:  I часть.  Ведется по технологии КСО, введены элементы информационно – коммуникационных технологий.

Блок из шести дидактических карточек по теме «Растворы» по методике «ВЗ» (взаимообмен заданиями). Каждая карточка состоит из двух заданий. В задании I отражена сущность задачи. Уровень трудности во второй части карточек помечен знаками: ∆ — на «3», □ – на «4», ○ – «5».

Работа над блоком карточек происходит по алгоритму. Ответы задач проверяют по компьютеру.

II часть. Практическая часть. Приготовление растворов солей с определенной массовой долей вещества.

Оборудование: Технические весы с разновесами, мерный цилиндр, стаканы на 100 мл, ложечка для сыпучих веществ, стеклянная палочка, склянки под приготовленный раствор. Реактивы: NaCl, CuSO4, NaHCO3, KOH, дистиллированная вода.

1. Ознакомление с правилами техники безопасности.

2 Сдача зачета по ТБ.

3.Произвести расчеты (ответы проверить по компьютеру).

4. Если расчет правильный, тогда отвесить соль и поместить в стакан.

5.Отмерить в мерном цилиндре необходимый объем воды и вылить в стакан с навеской соли, перемешать.

  1. Вылить в сосуд и этикетировать.
  2. Сделать отчет о работе.
  3. Уборка рабочего места.

       III. Заполнить листок учета и сдать учителю. Получить оценку.

 Большая проблема учителей химии – научить учащихся решению расчетных задач. Один из путей ее решения – использование различных вариантов решения задач, учитывающих тип познавательной деятельности учащихся, а также формирование у учащихся понятия о двух сторонах химической задачи

                                     Две стороны химической задачи

Текст

Исследование задачи

Схематическая запись  условия задачи

Химическая часть решения

Анализ задачи

Ответ

Выбор способа решения

Анализ решения

(проверка)

Решение

(расчеты)

Математическая часть решения

Составление

обратной задачи учеником

Для решения задач можно использовать следующий алгоритм.

                                                 Алгоритм

  1. Прочтите текст задачи, вникните в ее сущность.
  2. Выполните химическую часть задачи:

                                                                                     Краткая запись условия

Химическая часть решения задачи   ——→      Исследование

                                                                                      Анализ

  1. Выполните математическую часть решения задачи:

                                                                                    Рациональный способ      

                                                                                          решения

        Математическая часть решения задачи    ——→     Расчеты        

                                                                                    Запись ответа

  1. Проверьте результат
  2. Составьте условие обратной задачи.

Урок: Решение расчетных задач по теме «Растворы» по технологии КСО, по методике «Взаимообмен заданиями» (УШ класс).

Цели. Обучающие – Актуализировать и систематизировать знания о растворах. Научить выполнять определенные требования к решению и оформлению расчетных задач.

Развивающие — формирование познавательного интереса к химии через решение расчетных и экспериментальных задач, связанных с растворами, развитие логического мышления. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами, развивать  способность к адекватному само – и взаимоконтролю.

Воспитательные – продолжить формирование научного мировоззрения учащихся; воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик – ученик», «учитель – ученик».

Задачи.

  1. Формировать навыки решения расчетных задач, связанных с растворами.
  2. Формировать навыки работы с техническими средствами обучения
  3. Развивать навыки приготовления растворов и работы с лабораторным оборудованием.
  4. Развивать навыки коммуникативного общения при групповых формах работы.

Методы и методические приемы. Решение задач, лабораторная работа, самостоятельная работа с карточками, взаимопроверка результатов  самостоятельной работы в парах, взаимопомощь, выставление оценок.

Оборудование. Проектор, листок учета, карточки с заданиями для самостоятельной работы по теме «Растворы», лабораторные весы, лабораторная посуда: мерный цилиндр, химические стаканы, колбы, резиновые пробки, карандаши.  

Карточки 1 – 4 базового уровня, карточки 5 и 6 – продвинутого уровня. Уровень трудности во второй части карточек помечен знаками: ∆ — на  «3», □ – на «4», o – на «5».

Класс разбивается на 4 -5 групп, в группе по 4 – 5 учащихся. Каждый учащийся в группе выполняет разные карточки и обмениваются друг с другом в группе. Ответы задач проверяют по комльютеру.

Работа над блоком карточек  происходит по следующему алгоритму:

                                                Алгоритм работы

  1. Получите карточку и поставьте точку в листок учета (точка – сигнал: «Я изучаю эту карточку»).
  2. Выполните задание первой части карточки самостоятельно с консультацией, помощью ассистента
  3. Выполните задание второй части карточки,  самостоятельно выбрав уровень сложности. В листке учета замените точку  на крестик.
  4. Найдите партнера в своей малой группе.
  5. Сядьте рядом. Объясните партнеру  задание первой части карточки и сделайте необходимые записи в его тетради. Ответьте на его вопросы.
  6. Выслушайте объяснение товарища  по первой части его карточки. Проверьте, как товарищ сделал запись в своей тетради.
  7. Поменяйтесь карточками и выполняйте каждый второе задание новой карточки.
  8. Сверьте вторые задания.
  9. В листке учета кружочком обведите крестик против той карточки, которую вы передали товарищу.
  10. Проверьте в листке учета  против вашей фамилии должен стоять «+» в графе с номером той карточки, которую вам передал товарищ.
  11. Найдите нового партнера  и работайте  с ним так, как описано, начиная с пункта 5

Листок учета

Блок №___________ Тема_____________________________________________________    

Ф.И.

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

                                                             Карточка 1

Нахождение массы растворенного вещества по известным  массе раствора и массовой доле вещества в растворе

                                                                 1

 Вычислите  массу сульфата меди (11), содержащего в 4 %-ном растворе массой 250г.

Алгоритм решения

  1. Прочитайте условия задачи.
  2. Проанализируйте его.
  3. Запишите условие по образцу.

Найти: m (CuSO4)=mB

Дано: mp=250г

w = 0,04

  1. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:

W = mB/mp                                                                                               (1)

          5. Преобразуйте исходную формулу – выразите неизвестную величину:

 mB  = W * mp                                                                                    (2)

         6. Данные из условия задачи подставьте в формулу (2) и произведите расчет.

         7. Запишите ответ.

11

∆ Вычислите массу хлорида натрия, необходимого для приготовления 6 %-ного раствора массой 400 г.

Составьте условие обратной задачи. Решите ее.

○ Вычислите массу хлорида натрия, содержащегося в растворе, полученном при сливании 250 г 15%-ного раствора и 120 г 3%-ного раствора.

                Решение карточки №1.

                                                                I

Дано:                               Расчет по формуле (2):  mв = w ∙ mp

W = 0,04                          mв = 0,04 ∙ 250г = 10г

mp = 250г                         Ответ: m (CuSO4) = 10г

Найти: m(CuSO4) = ?

                                                               II

  Дано:                                                mв = w ∙ mp

w = 6% = 0,06                                  mв = 0,06∙ 400г = 24г

mp = 400г                                          Ответ: m (NaCl) = 24г

Найти: m(NaCl) =?

□ Обратная задача. Найдите массовую долю растворенного вещества, если в 400г раствора содержится 24г хлорида калия

Дано:

mp= 400г                             w = mв ∕ mр-ра

mв = 24г                              w = 24г ∕400г = 0,06

Найти: w = ?                        Ответ: w = 0,06

 Дано:                                 mв = 0,15 ∙ 250 г = 37,5г

w1 = 15% = 0,15                   mв  = 0,03 ∙ 120г = 3,6 г                      

mр = 250г                              m(NaCl) = 37,5г + 3,6 = 41,1г

w2 = 3% = 0,03                    Ответ: m(NaCl) = 41,1г

mр = 120г

Найти: m(NaCl) = ?

                                                               Карточка 2

           Нахождение массы раствора по известным массе и массовой доле        растворенного вещества.      

                                                           I

Вычислите массу 15% — ного раствора, содержащего растворенное вещество массой 45г.

                    Алгоритм решения

  1. Прочтите условие задачи.
  2. Проанализируйте его.
  3. Запишите условие по образцу.

Найти: mр

Дано: W = 0,15

mв = 45г

  1. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:

W = mв / mр                                                                                               (1)

5. Преобразуйте исходную формулу – выразите неизвестную величину:

 mр =mв/w                                                                                             (2)

  1. Подставьте данные из условия задачи в формулу (2) и произведите расчет.
  2. Запишите ответ.

                                                      II

∆ Рассчитайте массу 6 % -ного раствора, содержащего хлорид натрия массой 30 г.

□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.

○ Вычислите массу раствора, полученного при сливании 20% -го раствора, содержащего соль массой 4 г, и 80% — ного раствора, содержащего соль массой 20г.

                                        Решение карточки №2

                                                         I

Дано:                             Расчет по формуле (2): mp = mв ∕w

w = 0,15                        mp = 45г ∕ 0,15 = 300г

mв = 45г                       Ответ: mp =300г

Найти: mр = ?

                                                       II

       Дано:                             mp = mв ∕w

w = 6% = 0,06                   mp = 30г ∕ 0,06 = 500г

mв = 30г  (NaCl)                           Ответ: mp = 500г

Найти: mp = ?        

        Обратная задача. Вычислите массовую долю 30г хлорида натрия содержащегося в 500 г раствора

Дано:                                 w = mв / mр                                                                                               

mв = 30г (NaCl)                 w = 30г ∕ 500г = 0,06

mp = 500г                            Ответ: w = 0,06

Найти: w = ?      

   Дано:  

 w1 = 20%                        mp1 = 4г ∕ 0,20 = 20г

mв1 = 4г                            mp2 = 20г ∕ 0,8 = 25г  

  w2 = 80%                        mp3 = 20г + 25г = 45г

mв2 = 20г                           Ответ: mp3 = 45г                                           

      Найти: mp = ?        

                                                Карточка 3

    Нахождение массовой доли растворенного вещества по известным массам

                         растворителя и растворенного вещества.

                                                        I

Вычислите массовую долю растворенного вещества, если масса вещества 20г, а масса растворителя 150г.

                                 Алгоритм решения

  1. Прочтите условие задачи.
  2. Проанализируйте его.
  3. Запишите условие по образцу.

Найти: w

Дано: mв= 20г

mр-ля= 150г

  1. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:

W = mв / mр                                                                                                                                              (1)

5. Помните, что

 mр = mр-ля + mв                                                                                                                                    (2)

Поставьте выражение (2) в (1):

 w = mв / mp-пя +  mв                                                                                                                            (3)

  1. Произведите вычисления по формуле (3).
  2. Запишите ответ

                                                          II

∆ Определите массовую долю вещества в растворе, если раствор содержит вещество, массой 75г и воду массой 300 г.

□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.

○ Вычислите массовую долю растворенного вещества в растворе, полученном при смешивании растворов, содержащих 30г соли и 170 г растворителя и 50 г соли и 250 г растворителя.

                                                     Решение карточки №3

                                                    I

Дано:                    w = mв / mp-пя +  mв                        mp = 150г + 20г = 170г                                                                                                   

mв= 20г                  w = 20г ∕ 170г = 0,12 = 12%

mр-ля= 150г            Ответ: w = 12%

Найти: w = ?

                                                     II

Дано:                         w = mв / mp-пя +  mв )                       mp = 75г + 300г = 375г                                                                                                   

mв = 75г                         w = 75г ∕ 375г = 0,2 =20%

mр-ля = 300г                    Ответ: w = 20%

Найти: w = ?

        Обратная задача. Вычислите массу вещества содержащегося в 375г  20% раствора.

   Дано:                              mв = mр ∙  w

     w = 20%                             mв = 375 ∙ 0,2 = 75г

      mр= 375г                            Ответ: mв = 75г

Найти: mв = ?    

  Дано:                         w = mв / mp-пя +  mв )                       

mв1 = 30г                          mp1 = 170г + 30г =200г

mр-ля1 =170г                     mp2 = 250г + 50г = 300г

mв2 = 50г                          mp3 = 200г + 300г = 500г

mр-ля2 = 250г                    mв3 = 30г + 50г = 80г

Найти: w3 = ?                 w3 = 80г ∕ 500г = 0,16 = 16%          Ответ: w3 = 16%

                                                Карточка 4

Нахождение массы растворителя по известным массе вещества и массовой

                                       доле вещества в растворе

                                                             I

Вычислите массу воды, необходимой для приготовления 20% -ного раствора, содержащего 30 г вещества.

                                               Алгоритм решения

  1. Прочтите условие задачи.
  2. Проанализируйте его.
  3. Запишите условие по образцу.

Найти: m (H2O)

Дано: w = 0,2

          mв = 30 г

  1. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества.

          w= mв / mр                                                                                                                                            (1)

  1. Преобразуйте формулу (1)  — выразите неизвестную величину:

          mр = mв / w                                                                                             (2)

6. Помните, что  mр = mв + m (H2O)                                                              (3)

Отсюда m (H2O) = mр  — mв                                                                                                                    (4)

Поставьте данные задачи в формулы (2) и (4) и произведите расчет.

  1. Запишите ответ

                                                         II

∆ Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления 15 % -ного раствора, содержащего вещество  массой 60 г.

□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.

○ Вычислите массу воды, которая потребуется для приготовления 40 % — ного раствора из 90 % — ного раствора, содержащего соль массой 60 г.

                                         Решение карточки №4

                                                         I

Дано: w = 0,2                mр = mв / w              mр = 30г ∕ 0,2 = 150г                                                                                                                                                                          

           mв = 30г               m (H2O) = mр  — mв         m (H2O) = 150г – 30г = 120г                                                                                                                                                                                                                             

Найти: m воды = ?           Ответ:  mводы = 120г

                                                         II

Дано: w = 0,15 = 15%          mр = mв / w              mр = 60г ∕ 0,15 = 400г                                                                                                                                                                              

               mв = 60г                     m (H2O) = mр  — mв         m (H2O) = 400г – 60г = 340г                                                                                                                                                                                                                             

Найти: m воды = ?                     Ответ:  mводы = 340г

Обратная задача: Вычислите массовую долю раствора содержащего 60г растворенного вещества и 340г воды.

Дано: mв = 60г                           w = mв ∕  m p                     mp= m в +  mводы                    

            m воды =  340г                    mp= 60г + 340г = 400г      w = 60г ∕ 400г = 0,15            

  Найти: w = ?                             Ответ:  w = 15%  = 0,15

                                              Карточка №5

                        Нахождение массовой доли растворенного вещества

        по известным объему раствора, плотности раствора и массе растворенного

                                                    вещества

В растворе объемом 100 мл. (р -= 1,33 г/мл) растворено 3 г вещества. Рассчитайте массовую долю данного вещества в растворе.

                                             Алгоритм решения

  1. Прочтите условие задачи.
  2. Проанализируйте его.
  3. Запишите условие по образцу.

Найти:  w

Дано: Vр = 100 мл

Рр = 1,33 г / мл

. m в= 3 г.

4. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:

 w = mв/mр                                                                                                                                 (1)

5. Помните, что: mр = Vр· рр                                                        (2)

Поэтому w =  mв / Vp · pp                                                              (3)

Поставьте данные из условия задачи в формулу (3) и произведите расчет.

  1. Запишите ответ.

                                                         II

∆ Вычислите массовую долю вещества в растворе  объемом 250 мл. (плотность 1,836 г/ мл.), содержащем вещество массой 9,8 г.

□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.

○ Рассчитайте массовую долю соли в растворе, полученном из раствора объемом 150 мл. (р= 1,05 г/мл.), содержащего соль массой 8 г, и раствора объемом 200 мл. (р = 1, 03 г/ мл.) содержащего соль массой 12 г.

                                                 Решение карточки №5

                                                                I

       Дано:                                            w =  mв / Vp · pp                                                                       Vр = 100 мл                                         w =  3г ∕ 100мл ∙ 1,33г ∕ мл = 0,04 =4%

Рр = 1,33 г / мл                                    Ответ: w =  4%

 m в= 3 г.

Найти:  w = ?          

                                                              II

  ∆    Дано:                                          w =  mв / Vp · pp                                                                       Vр = 250 мл                                         w =  9,8г ∕ 250мл ∙ 1,836г ∕ мл = 0,07 =7%

Рр = 1,836 г / мл                                    Ответ: w =  7%

 m в= 9,8г.

Найти:  w = ?          

   □ Обратная задача.  Вычислить объем 7% раствора (плотность 1,836г ∕ мл)  содержащего 9,8г растворенного вещества.                                                                            

Дано:  w = 7% = 0,07                        Vp= mв ∕ w ∙pp        ∙        

             p = 1,836 г ∕ мл                       Vp= 9,8г ∕ 0,07 ∙ 1,836 г ∕ мл = 257мл                      

             mв = 9,8г

Найти: Vp= ?                                     Ответ: Vp= 257мл

Дано:      Vp1 = 150мл                           w =  mв / Vp · pp                                                                       

                     рр1 = 1,05г ∕ мл                    w = 20г ∕  350г ∙ 1,04 г ∕ мл = 0,06

                    mв1 = 8г  

                     Vp2 = 200мл  

                     рр2 = 1,03г ∕ мл    

                     mв1 = 12гг                         Ответ: w =  6%

     Найти:  w = ?          

                                                                Карточка 6      

  Нахождение объема раствора по известным массовой доле растворенного            вещества, его массе и плотности раствора.

                                                                       I

Рассчитайте объем 30% раствора плотностью 1,3 г/мл, содержащего серную кислоту массой 60 г.

                                        Алгоритм решения.

  1. Прочтите условие задачи.
  2. Проанализируйте его.
  3. Запишите условие по образцу.

Найти: Vр

 Дано: w = 0,3

m (H2SO4) = md = 60 г

рр  = 1,3 г /мл

  1.  Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества

      w = mв / mр                                                                                                                                        (1)

Отсюда   mр = mв/w                                                                             (2)

  1. Вспомните формулу для вычисления объема: Vр = mр / pp      (3)
  2. Подставьте формулу (2) и формулу (3): Vp = mв / w· pp
  3. Произведите расчет.
  4. Запишите ответ.

                                                         II

∆ Рассчитайте объем 20 % раствора плотностью 1,33 г/мл, содержащего соль массой 8г.

□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.

○ Определите объем раствора , полученного при смешивании 40 % раствора (р = 1,4 г/мл), содержащего 20 г серной кислоты, и 15% раствора  (р = 1,1 г/мл.), содержащего 30 г серной кислоты.

                                  Решение карточки №6

                                                        I

Дано:                                        Vp = mв / w· pp

w = 0,3                                      Vp = 60г ∕ 0,3 ∙ 1,3г ∕ мл =  260мл

m (H2SO4) = md = 60 г              Ответ:  Vp = 260мл

рр  = 1,3 г /мл

Найти: Vр = ?

                                                       II

 Дано:                                    Vp = mв / w· pp

w = 0,2                                      Vp = 8г ∕ 0,2 ∙ 1,33г ∕ мл = 53,2мл

mв =  8г                                    Ответ:  Vp = 53,2мл

рр  = 1,33 г /мл

Найти: Vр = ?

Обратная задача: Вычислите массовую долю растворенного вещества, если известно, что в 53,2мл раствора плотностью 1,33г ∕ мл растворено 8г соли.

 Дано:                                    w = mв / V · pp

Vp = 53,2мл                                       w = 8г ∕ 53,2мл ∙ 1,33г ∕ мл = 0,2

mв =  8г                                    Ответ:  w = 0,2

рр  = 1,33 г /мл

Найти: w = ?                                            

Дано:  w1 = 40%                                     Vp = mв / w· pp

                P1 = 1,4г ∕ мл                               V1 = 20г ∕ 0,4 ∙ 1,4г ∕ мл = 70мл      

                 mв 1 = 20г (Н2SO4)                     V2 = 30г ∕ 0,15 ∙ 1,1г ∕ мл = 220мл

                 w2 = 15%                                    V3 = 220мл + 70мл = 290мл.

                 p2 = 1,1г ∕ мл                               Ответ:  V3 = 290мл.

                 mв = 30г

     Найти: Vp = ?

                                                           II часть урока

                                            Практическая работа № 5

          Приготовление раствора с заданной массовой долей растворенного    

                                                   вещества

Цель работы: Приготовить раствор с заданной массовой долей путем растворения  рассчитанной массы твердого вещества в определенном объеме воды. Знать правила техники безопасности при выполнении практической работы, правила пользования химической посудой и реактивами.

1. Каждая группа перед тем как приступить к практической работе сдает зачеты по технике безопасности.

Зачетные вопросы по технике безопасности

Вопросы

Варианты ответов

/ в ар и а н т

1. Почему твердую щелочь нельзя брать руками?

1)        Плавится в руках;

2)        происходит ожог рук;

3)        все указанное в предыдущих пунктах;

4)        пачкаются руки

2. Как называется этот предмет?

1)        Щипцы;

2)        шпатель;

3)        пинцет;

4)        капельница

3. по

сте

Как оказать первую мощь при порезе клом?

1)        Продезинфицировать раствором КМпО„
или спирта;

2)        смазать йодом;

3)        забинтовать;

4)        все указанное в предыдущих пунктах

11 вариант

1. Куда следует сливать агрессивные жидкости?

1)        В раковину у лабораторного стола;

2)        в специальные емкости в вытяжном шкафу;

3)        вынести и вылить на улицу;

4)        куда угодно

2. Почему нельзя пользоваться плохо вымытой посудой?

1)        Неприятно брать в руки;

2)        дает неточный результат опыта;

3)        изменяется цвет осадка;

4)        все указанное в предыдущих пунктах

3.

Как оказать первую

1)        Смыть водой;

2)        наложить вату, смоченную этиловым спиртом;

3)        обработать рану уксусной кислотой;

4)        обработать рану щелочью

по ог

мощь при ожогах чем первой степени?

III вариант

1. Как приготовить разбавленный раствор H2S04?

  1. Кислоту влить в воду;
  2. воду влить в кислоту;
  3. нет разницы; 4) не знаю

2. Как определить газ по запаху?

  1. Наклониться над сосудом и вдохнуть;
  2. направить пары газа к себе движением руки;
  3. воспользоваться прибором с газоотводной трубкой;
  4. не знаю

3. Как оказать первую           1)   Промыть струей воды;

 помощь при ожогах              2)   обработать 3—5%-м раствором КМп04;

паром II степени                    3)    наложить вату, смоченную этиловым спиртом;          

IY вариант

I. Каковы

обязанности дежурного?

1)        Мыть за всех посуду;

2)        получать у лаборанта все необходимое
для проведения работы;

3)        сдать лабораторный стол в порядке преподавателю;

4)        указанное в пунктах 2, 3

2. Почему избыток раствора (вещества) нельзя сливать (ссыпать) обратно в склянку?

1)        Трудно открывать пробки;

2)        загрязняется реактив;

3)        можно перепутать склянки;

4)        запачкаются руки

3. Как оказать первую помощь при ожоге кислотой?

1)        Промыть большим количеством воды и затем 5%-м
раствором NaHCO, (соды);

2)        смыть водой;

3)        промыть 5%-м раствором соды;

4)        промыть уксусной кислотой

2. После сдачи зачета каждая группа приступает к выполнении практической работы. Задание и варианты заданий к практической работе проецируются по проектору.

Правила техники безопасности

                   

Задание: Рассчитайте массу твердого вещества, необходимого для приготовления раствора в соответствии с вашим вариантом задания (табл. 1). На весах отмерьте рассчитанную массу твердого вещества и перенесите его в химический стакан.

Рассчитайте массу воды, необходимой для приготовления раствора. Поскольку плотность воды равна 1 г / мл. рассчитанная вами масса численно равна  ее объему. С помощью мерного цилиндра отмерьте вычисленный объем воды и прилейте его к веществу в стакане. Перемешивая содержимое стакана стеклянной палочкой, добейтесь полного растворения вещества в воде. Требуемый раствор готов.

Перелейте раствор в склянку, закройте пробкой, сделайте этикетку.

Помните, при приготовлении растворов! К соли приливают воду. Кислоту добавляют в воду при постоянном помешивании!

                     Варианты задания к практической работе №5

Вариант

Растворенное вещество

Масса раствора, г

Массовая доля растворенного вещества, %

            1

Поваренная соль

80

10

2

Сульфат меди

150

5

3

Гидрокарбонат     натрия

50

2

4

Гидроксид натрия

70

10

По окончании работы составьте письменный отчет проделанной работы. Приведите в порядок рабочее место. Сдайте тетради на проверку.

Использованная литература.

      1.Карпова А.Н. КСО на уроках химии Изд. ИСКРО Якутск 1994

2.Обучение восьмиклассников решению расчетных задач. Научно-методический журнал «Химия в школе».№9, 2003.

3.Сравните и почувствуйте разницу. Начуно-методический журнал «Химия в школе». №4, 2003.

4. Шамова М.О.  «Учимся решать расчетные задачи по химии: технология и алгоритмы решения». Москва, «Школа – Пресс». 2001 г.

Карточка 5

     Нахождение массы растворителя и массовой доли растворенного вещества по                  известным  массам раствора  и растворенного вещества.

                                                           I

Определите массу растворителя и массовую долю соли в растворе массой 280 г, содержащем соль массой 28 г.

                                          Алгоритм решения

  1. Прочтите условие задачи.
  2. Проанализируйте его.
  3. Запишите условие по образцу.

Найти: mр –ля, w

Дано: mр = 280 г , mсоли  = mв = 28 г.

  1. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:

w = mв/ mр                                                                                                                             (1)

  1. Помните, что mр = mр-ля + mв

Отсюда mр-ля = mр – mв                                                                                               (2)

Поставьте данные из условия задачи в формулы (1)  и (2). Произведите расчет.

6. Производите расчет.

                                                           II

∆  Определить массовую долю растворенного вещества и массу растворителя в растворе массой 200 г, содержащем вещество массой 25 г.

□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.

○ Вычислите массу  растворителя и массовую долю соли в растворе, полученном при смешивании раствора массой 250 г, содержащего соль массой 50 г, и раствора массой 80 г, содержащего соль массой 20 г.

                                                         Карточка 1

Нахождения массовой доли растворенного вещества по известным массам раствора и растворенного вещества

1

Вычислите массовую долю соли в растворе массой 300 г, содержащем 6 г сульфата меди (11).

Алгоритм решения

  1. Прочтите условия задачи.
  2. Проанализируйте его.
  3. Запишите условия по образцу.

Найти: w

Дано: mp=300г

       m (CuSO4)=mB=6г

4. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:

 W=mB /mp

5.Данные из условия задачи подставьте в формулу и произведите расчет.

6.Запишите ответ.

11

В 150г раствора хлорида натрия содержится 15г соли. Вычислите массовую долю хлорида натрия в растворе.

□ Составьте условие обратной задачи. Решите ее.

○ Вычислите массовую долю соли растворе, полученном при смешивании раствора хлорида натрия массой 100 г, содержащего 20 г соли, и раствора массой 150 г, содержащего 50 г этой же соли.

P.S. Расчет массы раствора  по итоговой аттестации в форме ЕГЭ для выпускников оказываются сложными. Неправильно определяют массу конечного раствора – не учитывают удаление из него газообразного или нерастворимого вещества.

Задачи, в которых необходимо определить массу конечного раствора, можно разделить на два типа.

Первый тип. Если в процессе химической реакции не происходит образования осадка или выделения газа, то масса конечного раствора mк (р-ра) будет равна начальной массе раствора или воды плюс масса раствора или вещества, добавляемого для протекания реакции

Нахождение массы растворителя и массовой доли растворенного вещества по известным массам раствора и растворенного вещества

                                                              I

Определите массу растворителя и массовую долю соли в растворе массой г, содержащем соль массой г.

Алгоритм решения

  1. Прочтите условие задачи.
  2. Проанализируйте его.
  3. Запишите условие по образцу.

Найти:  mр-ля

w

Дано: mр-ля= 280г

mсоли = mр-ля= 28г

4. Запишите исходную формулу для определения массовой доли вещества:

 w = mв/mр                                                                                                                                 (1)

5. Помните, что: mр = Vр· рр                                                        (2)

Поэтому w =  mв / Vp · pp                                                              (3)

Поставьте данные из условия задачи в формулу (3) и произведите расчет.

  1. Запишите ответ.

Дата: 14.03.14 г.

Класс: 8 «А»

Учитель: Рощина Н.В.

Роспись зам директора по УВР__________________

Тема занятия № 4

Решение задач по воде

Ссылки:

Учебник 8 класса, календарные планы

Цели:

— формирование универсального расчетного понятия «доля» в теме «Растворы» применяя межпредметные связи химии и математики; продолжить вырабатывать навык решения расчетных задач по химии.

— развитие основных приемов мышления, умение анализировать, сравнивать, синтезировать, делать выводы, развивать речь и творческие способности учащихся.

формирование научного мировоззрения.

— с помощью стратегии РКМЧП “Шесть шляп мышления» всесторонне проанализировать проблемный вопрос и сформировать свое отношения к проблеме воды в современном мире

Результаты обучения:

Готовность решать задачи по теме «Массовая доля вещества в растворе».

Источники, ресурсы, оборудование:  рисунки и таблицы: «Распространение воды в природе», «Агрегатные состояния воды», «Водородная связь», «Кристаллическая структура льда».

Формируемые химические знания, умения, навыки учащихся: систематизация знаний учащихся о распространенности воды в природе, физических свойствах

Формируемые компетенции:

учебно-познавательная компетенция: развитие умений сравнивать, анализировать, доказывать, составлять схемы на основе работы с текстом

информационная компетенция: развитие умения анализировать и отбирать необходимую информацию, умения готовить и делать сообщения, умения пользоваться Интернатом для поиска учебной информации;

коммуникативная компетенция: развитие умений вести беседу, диалог, задавать вопросы.

Формы организации работы детей: групповая (просмотр презентации, практическая работа, решение задач), индивидуальная (беседа, работа с рабочей тетрадью), проблемное обучение (решение проблемных вопросов).

Методы обучения и методические приёмы: изучение нового материала — рассказ учителя, сообщения учащихся.

Оборудование: проектор, компьютер, раздаточный материал, шесть фигурок шляп (белого, желтого, черного, красного, зеленого и синего цветов), презентация

  1. Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска SmartBord;

  2. Приложение 1: презентация PowerPoint “Вода”;

  3. Приложение 2: презентация Smart Notebook “Свойства воды”;

  4. Приложение 3: апрель (звуковой файл);

  5. Наглядно – демонстрационное оборудование.

Оформление класса:

а) на стенах развешены плакаты и лозунги о воде: «Всегда и везде – вечная слава воде!»

«Вода — удивительное вещество в мире, великий художник природы»

«Воду надо беречь!»;

б) Красочные этикетки на тему «Это интересно!», выставленные на столах с выставкой творческих работ учащихся школы:

—         «Человеку для жизнедеятельности клеток необходимо 2,5 литра воды ежесуточно, а за 70 лет жизни – почти 65 тонн»;

—         «На получение 1 т. стали расходуется 150 т. воды, бумаги – 250 т., синтетических волокон – 4000 т.»;

—         «Для получения 1т. пшеницы нужно около 1500 т. воды; хлопчатника – 10 000 т.»;

—         «На территории России 200 000 рек и озёр. В озере Байкал сосредоточено 10% всей пресной воды нашей планеты».

—         «Кровь содержит 83% воды, сердце и мозг – около 81%, кости- 15-20% воды»

Ход урока

I. Орг момент. Эмоциональный настрой на урок и организация на работу

Звучит музыка дождя.

1. Потирание ладоней.

2. Щелчки пальцами.

3. Негромкое похлопывание в ладоши.

4. Похлопывание ладонями по коленям.

5. Негромкое похлопывание в ладоши.

6. Щелчки пальцами.

7. Потирание ладоней.

II. Актуализация знаний

Блиц опрос – поймай вопрос

1. Какую воду мы пьем?

2. Влияет ли вода на климат нашей планеты?

3 .Как получают дистиллированную воду?

4. Для чего нужна дистиллированная вода в химической и фармацевтической промышленности?

5. Какими свойствами она обладает?

6. Будет ли реагировать с водой кальций и серебро?

7. Как синтезировать воду?

8. Почему вода считается источником жизни на земле?

Какие утверждения верны?

  • Вода занимает три четверти поверхности Земли

  • 3апасы пресной воды на Земле исчерпаны

  • Чистая вода не имеет запаха и цвета

  • Вода встречается в почве, минералах

  • Природная вода является растворителем

  • Фильтрование удаляет из воды растворенные в ней примеси

  • Дистилированная вода содержит растворимые соли

  • Чистая вода кипит при температуре 100 градусов Цельсия

  • Вода замерзает при + 1 градусе Цельсия

Деление на группы

Полетели капельки на землю. Попрыгали, поиграли. Скучно им стало поодиночке, собрались они вместе и потекли маленькими весёлыми ручейками.

(Капельки, взявшись за руки, образуют ручейки.)

Однажды встретившись, ручейки стали большой рекой.

(Дети соединяются в один поток, образуя реку.)

Текла-текла река и попала в большой океан.

(Дети перестраиваются в хоровод и ходят по кругу.)

Поплавали капельки в океане и вдруг вспомнили, что мама Туча наказывала домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки лёгкие, поднялись вверх, вернулись к маме взявшись за руки по 5 капелек.

III. Проверка Дом задания и введение в тему.

Проверяет у учащихся д/з

  1. Два ученика работают у доски по индивидуальным карточкам.

1. Дано 500 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 20%. Вычислите массу вещества, которое получается при выпаривании этого раствора.

1. В 500 г раствора, насыщенного при 20° С содержится 120 г нитрата калия. Определите растворимость этой соли.

  1. Остальные учащиеся решают задачи в тетрадях — открывают девиз урока

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 300г 10%-ного раствора?

В 500г воды растворили 100г медного купороса. Вычислить массовую долю CuSO4 в растворе.

Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 200 г 5%-ного раствора?

К 300 г 40%-ного раствора добавили 20г соли. Найти массовую долю соли в полученном растворе

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 500 г 10%-ного раствора?

В 513 г дистилл. воды растворили 27 г соли. Вычислите содержание растворённого вещества в полученном растворе в процентах.

Какую массу соли надо растворить в 250 г воды, чтобы получить 10%-ный раствор?

К 500 г 10%-ного раствора сульфата натрия добавили 10 г этой соли. Найти массовую долю сульфата натрия в полученном растворе.

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 250 г 7%-ного раствора?

В 300 г раствора содержится 30 г соли. Найти массовую долю соли в растворе.

Какую массу соли надо растворить в 300 г воды, чтобы получить 20%-ный раствор?

К 250 г 7%-ного раствора хлорида алюминия добавили 100г воды. Найти массовую долю вещества в растворе, полученном после разбавления.

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 600 г 5%-ного раствора?

В 370 г раствора содержится 37 г соли. Найти массовую долю соли в растворе.

Найти массы соли и воды, необходимые для приготовления 100 г 5%-ного раствора.

К 600 г 5%-ного раствора сульфата калия добавили 20 г этой соли. Найти массовую долю сульфата калия в полученном растворе.

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 300 г 40%-ного раствора?

В 800г раствора содержится 40г поваренной соли. Какова массовая доля соли в растворе?

Найти массы соли и воды, необходимые для приготовления 200г 15%-ного раствора.

К 300 г 10%-ного раствора хлорида алюминия добавили 150г воды. Найти массовую долю вещества в растворе, полученном после разбавления.

Дополнительное задание

Смешали 200 г 5%-ного раствора серной кислоты и 300г 15%-ного раствора той же кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе.

III. Изучение новой темы — По таксономии Блума

Цель

Содержание

Задания

Знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.)

Знать определение понятий: раствор, насыщенный и ненасыщенный раствор, массовая доля растворённого вещества, анализ, синтез, растворимость.

Знать физические и химические свойства воды, способы её очистки и применение.

1) Раствор — это …система, состоящая из молекул … и частиц … вещества, между которыми происходят … и … взаимодействия.

2) Массовая доля растворённого вещества — это отношение массы … к массе … . Напишите формулу для нахождения массовой доли растворённого вещества.

3) С какими из перечисленных веществ взаимодействует Н2О: Na, Au, CaO, H2, O2, SO3. Напишите уравнения осуществимых реакций.

4) Приведите примеры различных способов очистки воды от примесей.

Понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция)

Понимать, что такое раствор, растворитель, растворённое вещество.

Объяснять чем «насыщенный» раствор отличается от «концентрированного».

Объяснять как при помощи анализа и синтеза можно доказать качественный и количественный состав воды.

1) Чем раствор отличается от суспензии и эмульсии?

2) При открывании бутылки с кока-колой наблюдается бурное выделение газа.

Чем это можно объяснить?

3) В чём заключается очистка питьевой воды?

4) Полезно ли пить дистиллированную воду?

Применение

Уметь приготовить раствор с определённой массовой долей растворённого вещества.

Уметь наблюдать и описывать физические и химические свойства воды.

Исследовать свойства воды и делать выводы из результатов проведённых химических экспериментов.

Экономное и бережное отношение к использованию пресной воды в быту.

1) Приготовьте 200 г 5%-го раствора поваренной соли.

2) Какие примеси можно отделить от воды с помощью:

а) фильтровальной бумаги;

б) делительной воронки;

в) дистиллятора.

3) Приведите примеры реакций разложения, соединения и замещения с участием воды.

4) Как узнать, не пробуя на вкус, какой раствор сахара более сладкий:

а) приготовленный из 250 г воды и 50 г сахара; или

б) приготовленный из 50 г воды и 10 г сахара.

Анализ (взаимосвязей, принципов построения);

Уметь сравнивать состав основных и кислотных оксидов, выявлять общие и существенные признаки сходства и различия, классифицировать объекты на основании существенных признаков.

При взаимодействии воды с оксидами могут образовываться:

а) кислоты;

б) щёлочи.

Приведите примеры уравнений химических реакций на каждый случай.

Какие оксиды участвуют в данных реакциях?

Синтез — синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);

Уметь предлагать эксперимент, позволяющий доказать качественный и количественный состав воды и на основании полученных данных вывести её химическую формулу.

Рассчитайте, в каких массовых отношениях реагируют водород с кислородом при получении 180 мл воды. Одаренный ученик

Оценка— оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

Понимать значение воды для жизни на Земле, её использование в быту, в промышленности, в сельском хозяйстве и т.д.

Понимание необходимости сохранения чистой воды, охраны её и рационального использования.

Население Земли составляет 7 млр. человек. Рассчитайте сколько пресной воды люди выпивают за год, если в сутки человек выпивает 1,5 л воды.

Физкультминутка.

Потянуться к солнышку

Покачаться как дерево на ветру

Похлопать по спине соседу – как дождик

Похлопать по сильнее – пошел град

Потирание спины – ветерок подул

Потянуться – выглянуло солнышко

Деление на группы по видам загрязнения воды: оригами из шляп в виде смайликов (на 6 групп)

Составление синквейна в рабочих тетрадях. Это японское слово, которое означает в буквальном переводе «эмоциональное отношение». Синквейн будет состоять из 5 строк.

  1. Одним словом (именем существительным) выразите тему сегодняшнего урока

  2. Подберите к этому слову 2 прилагательных

  3. Подберите к этому слову 3 глагола

  4. Составьте фразу, в которой будет отражена значимость этого слова

  5. Подберите синоним к этому слову.

Пример «синквейна», написанного учащимися.

  1. Вода.

  2. Бесцветная, жидкая.

  3. Растворяет, орошает, питает.

  4. Не все то золото, что блестит.

  5. Жизнь.

V. Закрепление.

Предлагает задание по закреплению изученного материала.

Мотивация, постановка задачи — 2 минуты

Говорят, что о вкусах не спорят. Но люди очень часто отстаивают свое мнение. В споре рождается истина. Но спорить, то есть вести дискуссии, тоже нужно уметь. Именно поэтому мы проведём рефлексию с использованием интересного метода ведения дискуссии «Шесть шляп мышления». Сегодня мы рассмотрим проблему воды в современном мире и постараемся решить её, рассмотрев с шести разных сторон.

Исходная информация и инструктаж – 5 минут

А теперь внимание на цвет, который и определит, в каком русле вы будете рассуждать

Практическое освоение материала (работа в группах) Обсудить в группах и презентовать результаты – 5 минут

4. Подведение итогов, рефлексия – 3 минуты

Как бы вы продолжили фразу:

Для меня сегодняшний урок – это..

Спасибо за работу, уважаемые коллеги.

VI. Домашнее задание.

Прием «Шесть шляп критического мышления»  — Работают в группах, в соответствии с полученным цветом шляпы

Каждая группа получает шляпу определенного цвета. При этом высказывается шесть точек зрения по проблеме загрязнения воды на основании данных концептуальной таблицы.

—  «Белая шляпа»- статистическая (констатируются факты без их обсуждения).

«Желтая шляпа» — положительная (высказываются положительные моменты).

— «Черная шляпа» — негативная  (высказываются отрицательные моменты).

— «Синяя шляпа» — аналитическая (проводится анализ, группа отвечает на вопросы: почему?, зачем?).

— «Зеленая шляпа» — творческая (можно высказывать самые «бредовые идеи и предложения»).

— «Красная шляпа» — эмоциональная (группа формулирует эмоции, испытанные при работе с материалом).

22 марта объявлен Международным днём воды. Так давайте же будем беречь воду. И этот день отмечается не потому, что на Земле много воды, а потому, что она всё чаще требует защиты. На память я хочу подарить вам памятки “Берегите воду”.

Белая шляпа

У вашей шляпы белый цвет!

Эмоциям скажите: «Нет!»

Бесстрастно факты изложите!

Не надо чувств! Их берегите!

В этом режиме мы сосредоточены на той информации, которой располагаем или которая необходима для принятия решения: мыслим фактами, цифрами. Без эмоций, без оценок. Только факты и информация!!!

Желтая шляпа

Вы с желтой шляпой – это значит,

Лишь позитив найти задача!

Что продуктивно, хорошо!

Аргументируйте еще!

Под желтой шляпой мы стараемся найти достоинства и преимущества предложения. Необходимо выделить в рассматриваемом явлении позитивные стороны и (!!!) аргументировать

Черная шляпа

Я весь негатив, недостатки сложила

Лишь в черную шляпу! Скажите, что было

Проблемно, неясно! Причину найдите!

Без критики не было б многих открытий!

Смысл заключается в том, чтобы не только выделить противоречия, недостатки, но и проанализировать их причины

Красная шляпа

Эмоции, чувства лежат в шляпе красной

Грусть, радость, обида – все чувства прекрасны.

Что вам интересно, что вас удивляет…

Пусть только эмоции вас направляют

С каким именно моментом занятия связана та или иная эмоция? Не нужно объяснять, почему Вы пережили то или иное эмоциональное состояние (грусть, радость, интерес, раздражение, обиду, агрессию, удивление и т.д.), но лишь осознать это. Иногда эмоции помогают нам точнее определять направление поиска, анализа.

Зеленая шляпа

Лишь творческой шляпы зеленый подход!

Она размышлять вам возможность дает!

К вопросу она подойдет нестандартно,-

Творите, рождайте идеи, ребята!

Задайтесь вопросами: «как можно было бы применить тот или иной факт, метод и т.д. в новой ситуации?», «Что можно было бы сделать иначе, почему и как именно?», «Как можно было бы усовершенствовать тот или иной аспект?» и др. Эта «шляпа» позволяет найти новые грани в изучаемом материале.

Синяя шляпа

У вас шляпа синяя! Будьте готовы

К тому, что за вами последнее слово!

Вы слушайте всех, материал собирая,

Озвучьте итог, мысли шляп обобщая!

Это философская, обобщающая «шляпа». Те, кто мыслит в «Синем» русле, старается обобщить высказывания других «шляп», сделать общие параллели и т.д.

Шесть шляп мышления

Красная Шляпа. Эмоции. Интуиция, чувства и предчувствия. Не требуется давать обоснование чувствам. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая Шляпа. Преимущества. Почему это стоит сделать? Каковы преимущества? Почему это можно сделать? Почему это сработает?

Черная Шляпа. Осторожность. Суждение. Оценка. Правда ли это? Сработает ли это? В чем недостатки? Что здесь неправильно?

Зеленая Шляпа. Творчество. Различные идеи. Новые идеи. Предложения. Каковы некоторые из возможных решений и действий? Каковы альтернативы?

Белая Шляпа. Информация. Вопросы. Какой мы обладаем информацией? Какая нам нужна информация?

Синяя Шляпа. Организация мышления. Мышление о мышлении. Чего мы достигли? Что нужно сделать дальше

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 300г 10%-ного раствора?

В 500г воды растворили 100г медного купороса. Вычислить массовую долю CuSO4 в растворе.

Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 200 г 5%-ного раствора?

К 300 г 40%-ного раствора добавили 20г соли. Найти массовую долю соли в полученном растворе.

Дополнительное задание

Смешали 200 г 5%-ного раствора серной кислоты и 300г 15%-ного раствора той же кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 500 г 10%-ного раствора?

В 513 г дистилл. воды растворили 27 г соли. Вычислите содержание растворённого вещества в полученном растворе в процентах.

Какую массу соли надо растворить в 250 г воды, чтобы получить 10%-ный раствор?

К 500 г 10%-ного раствора сульфата натрия добавили 10 г этой соли. Найти массовую долю сульфата натрия в полученном растворе.

Дополнительное задание

Смешали 200 г 5%-ного раствора серной кислоты и 300г 15%-ного раствора той же кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 250 г 7%-ного раствора?

В 300 г раствора содержится 30 г соли. Найти массовую долю соли в растворе.

Какую массу соли надо растворить в 300 г воды, чтобы получить 20%-ный раствор?

К 250 г 7%-ного раствора хлорида алюминия добавили 100г воды. Найти массовую долю вещества в растворе, полученном после разбавления.

Дополнительное задание

Смешали 200 г 5%-ного раствора серной кислоты и 300г 15%-ного раствора той же кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 600 г 5%-ного раствора?

В 370 г раствора содержится 37 г соли. Найти массовую долю соли в растворе.

Найти массы соли и воды, необходимые для приготовления 100 г 5%-ного раствора.

К 600 г 5%-ного раствора сульфата калия добавили 20 г этой соли. Найти массовую долю сульфата калия в полученном растворе.

Дополнительное задание

Смешали 200 г 5%-ного раствора серной кислоты и 300г 15%-ного раствора той же кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе

  1. Какие массы воды и соли необходимо взять для приготовления 300 г 40%-ного раствора?

В 800г раствора содержится 40г поваренной соли. Какова массовая доля соли в растворе?

Найти массы соли и воды, необходимые для приготовления 200г 15%-ного раствора.

К 300 г 10%-ного раствора хлорида алюминия добавили 150г воды. Найти массовую долю вещества в растворе, полученном после разбавления.

Дополнительное задание

Смешали 200 г 5%-ного раствора серной кислоты и 300г 15%-ного раствора той же кислоты. Найти массовую долю кислоты в полученном растворе.

  1. Два ученика работают у доски по индивидуальным карточкам.

1. Дано 500 г раствора с массовой долей гидроксида натрия 20%. Вычислите массу вещества, которое получается при выпаривании этого раствора.

1. В 500 г раствора, насыщенного при 20° С содержится 120 г нитрата калия. Определите растворимость этой соли.

1) Раствор — это …система, состоящая из молекул … и частиц … вещества, между которыми происходят … и … взаимодействия.

2) Массовая доля растворённого вещества — это отношение массы … к массе … . Напишите формулу для нахождения массовой доли растворённого вещества.

3) С какими из перечисленных веществ взаимодействует Н2О: Na, Au, CaO, H2, O2, SO3. Напишите уравнения осуществимых реакций.

4) Приведите примеры различных способов очистки воды от примесей.

1) Чем раствор отличается от суспензии и эмульсии?

2) При открывании бутылки с кока-колой наблюдается бурное выделение газа.

Чем это можно объяснить?

3) В чём заключается очистка питьевой воды?

4) Полезно ли пить дистиллированную воду?

1) Приготовьте 200 г 5%-го раствора поваренной соли.

2) Какие примеси можно отделить от воды с помощью:

а) фильтровальной бумаги;

б) делительной воронки;

в) дистиллятора.

3) Приведите примеры реакций разложения, соединения и замещения с участием воды. Дайте определение этим реакциям.

4) Как узнать, не пробуя на вкус, какой раствор сахара более сладкий:

а) приготовленный из 250 г воды и 50 г сахара; или

б) приготовленный из 50 г воды и 10 г сахара.

При взаимодействии воды с оксидами могут образовываться:

а) кислоты;

б) щёлочи.

Приведите примеры уравнений химических реакций на каждый случай.

Какие оксиды участвуют в данных реакциях?

Рассчитайте, в каких массовых отношениях реагируют водород с кислородом при получении 180 мл воды.

Население Земли составляет 7 млр. человек. Рассчитайте сколько пресной воды люди выпивают за год, если в сутки человек выпивает 1,5 л воды.

Знание (конкретного материала, терминологии, фактов, определений, критериев и т.д.)

Понимание (объяснение, интерпретация, экстраполяция)

Применение

Анализ (взаимосвязей, принципов построения);

Синтез — синтез (разработка плана и возможной системы действий, получение системы абстрактных отношений);

Оценка— оценка (суждение на основе имеющихся данных, суждение на основе внешних критериев).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти момент инерции составного сечения
  • Как составить акт на пеню
  • Как найти свой утерянный телефон с андроидом
  • Как найти тезисы в параграфе
  • Как найти масло чайного дерева