Как составить задание по креативному мышлению

21 упражнение для развития креативности

Творческое мышление необходимо не только художникам и музыкантам, но и обычным людям. С его помощью можно придумывать нестандартные идеи, которые дадут возможность облегчить труд, увеличить доход и завоевать признание людей. В этой статье мы рассмотрим 21 упражнение для развития креативности.

1

Ассоциации

Откройте словарь и возьмите первое попавшееся слово. Придумайте к нему как можно больше ассоциаций. Нам попалось слово «зеленый». Вот ассоциации к нему: «трава», «поляна», «лес», «огурцы», «арбуз», «деньги».

2

Неожиданные связи

Снова откройте словарь и возьмите два любых слова. В нашем случае — «автомат» и «морковь». Придумайте 3 отличия и 3 сходства между предметами, а также составьте с ними несколько предложений.

Вот что получилось у нас. Отличия — размеры, способ применения, морковь можно вырастить, а автомат нельзя. Сходства — автомат и морковь можно держать в руках, ствол автомата напоминает морковь, у АК-47 рукоятка оранжевого цвета.

Предложение со словами: «Солдат начал стрелять из автомата по банке, но вдруг понял, что стреляет в зайца, бегающего среди грядок моркови».

3

Нестандартные способы применения

Придумайте необычные способы применения для обычного предмета. Например, карандашом можно закручивать бумагу для поделок, размешивать что-нибудь или использовать как снаряд для рогатки.

4

Час безмолвия

В течение часа отвечайте на все вопросы только «Да» и «Нет». Использовать другие слова для ответов запрещено.

5

Два в одном

Возьмите два предмета и подумайте, как их можно использовать вместе. К примеру, банан + сумка = сумка в форме банана.

6

Рассказ из 100 слов

Вы должны составить рассказ из 100 слов. Ни одного слова больше, ни одного слова меньше. Чтобы усложнить задачу, можете уменьшить количество слов до 75 или 50. При этом рассказ должен иметь начало, развитие и концовку.

7

Новый язык

Создайте свой собственный язык: алфавит, слова и произношение. Это упражнение — отличная тренировка для воображения.

8

Биография

Когда вы будете в следующий раз ехать в метро, не тратьте время попусту. Посмотрите на человека рядом с вами. Поразмышляйте о том, кто он такой, чем занимается, родился в вашем городе или приехал издалека, какова история его жизни.

9

100 идей

Представьте, что вам дали отпуск на целый год. Чем вы будете заниматься эти 12 месяцев? Подумайте хорошо и напишите 100 идей о том, как провести время.

10

Разгадывание друдлов

Друдлы — это картинки, которые можно интерпретировать разными способами. Один человек может видеть змею, а другой выступы гор. Примеры таких картинок вы можете посмотреть в нашем материале, посвященном друдлам.

11

Слова

Скорее всего, вы играли в эту игру. Один игрок называет какой-то предмет, а второй придумывает слово, начинающееся на последнюю букву предыдущего. Чтобы развивать творческое мышление, попробуйте поставить ограничения. Например, можно называть только те предметы, размер которых меньше автомобиля.

12

Хамелеон

Возьмите любое утверждение и придумайте доводы за и против.

Мы возьмём утверждение: «Инопланетян нет».

Доводы в его поддержку: никто их не видел; другие планеты непригодны для жизни.

Доводы против: некоторые утверждают, что видели инопланетян; учёные нашли немало планет, где могут быть условия для возникновения жизни.

13

Писатель

Напишите рассказ или сочинение о:

  • жизни спички во время войны 1812 года;
  • детстве крокодила Гены;
  • 3 лучших способах покрасить волосы с помощью бензина и не запачкаться.

Это упражнение может показаться глупым, но оно хорошо развивает способность находить нестандартные идеи.

14

Поэт

Откройте любимое стихотворение и возьмите из него одну строчку. Придумайте к ней рифму и напишите своё стихотворение.

15

Роль

Когда вы будете смотреть фильм, попробуйте представить себя на месте героев. Как бы вы поступили в их ситуации? Смогли бы найти самое творческое решение проблемы?

16

Нереальное реально

Что было бы, если бы у пингвина были копыта? А у попугая — зубы?

Попытайтесь придумать 10 необычных животных и порассуждайте о том, как бы они жили, если бы появились на самом деле.

17

Одна буква

Составьте предложение, где все слова будут начинаться на одну букву. Например: «Разительного роста растение росло рядом с рощей». Неважно, какой получится смысл. Главное — составить предложение.

18

Дорисуй

Мы рекомендуем выполнять это упражнение в компании друзей. Пусть один человек нарисует какую-нибудь фигуру, второй пририсует пару деталей, а третий закончит рисунок.

19

Новые слова

Придумывайте новые слова и их значения. К примеру, «странномаркет» — магазин по продаже необычных вещей.

20

Разные решения

Когда вы столкнётесь с какой-нибудь проблемой, не останавливайтесь на одном варианте решения. Подумайте, как её можно решить другим способом. Таким образом вы будете убивать двух зайцев сразу — развивать креативность и находить самые лучшие способы решения, которые могут сэкономить время и средства.

21

Сумасшедший архитектор

Запишите 10 любых предметов. Города, фамилии, названия и нематериальные объекты использовать нельзя.

У нас получился такой список: колесо, слон, деньги, планшет, ноутбук, ряженка, леопард, автомобиль, кровать, коляска.

Теперь нарисуйте здание, в котором будут присутствовать все перечисленные предметы.

Как выполнять упражнения

Чтобы получить максимальный эффект от упражнений:

  1. Тренируйте творческое мышление каждый день.
  2. Выполняйте минимум одно упражнение в день.
  3. Уделяйте тренировкам хотя бы 10-15 минут.

Если вы будете использовать предложенные нами упражнения, уже через несколько недель заметите, что вам стало проще находить творческие идеи.

Желаем удачи в тренировках!

Приветствуем вас, уважаемые читатели!

Сегодня мы поговорим о развитии творческого мышления. Если вы не имеете к творчеству никакого отношения, не спешите закрывать статью. Творческое (креативное) мышление отвечает не только за написание гениальных картин и музыкальных произведений. Оно помогает вырваться из привычных закостенелых шаблонов и начать генерировать качественно новые идеи.

В статье вы найдете упражнения для развития креативного мышления.

Для чего нужно развивать креативное мышление

Мышление взрослого человека изобилует шаблонами и стереотипами. Они значительно облегчают жизнь, когда нужно действовать по уже известной схеме. Реакции и действия отработаны до автоматизма, поэтому мы тратим на них гораздо меньше сил и времени.

Рабочий день среднестатистического человека состоит из знакомых действий и манипуляций.

Мы приходим в офис, садимся в родное кресло, просматриваем электронную почту, выполняем ряд рутинных задач. И так изо дня в день.

Под все эти действия у нас в мозге образованы прочные нейронные сети.

Но жизнь не всегда идет по намеченному сценарию. Когда возникает ситуация, которая не вписывается в привычный шаблон и требует качественно новых действий, мы впадаем в ступор. Отойти от привычных стереотипов невероятно сложно. Это как съехать с глубокой колеи на проселочной дороге.

Человек, способный быстро перестраиваться и приспосабливаться к меняющимся условиям, оказывается в несколько раз более эффективным. Поэтому и нужно развивать креативное мышление. Оно делает ум более гибким, пластичным, вариативным. И позволяет успешно решать не только знакомые рутинные задачи, но и качественно новые.

Развитое креативное мышление – неотъемлемая характеристика человека, чья деятельность связана с творчеством в том или ином виде. И это не только художники, писатели и музыканты. Под эту категорию попадает множество современных модных профессий: маркетолог, PR-менеджер, дизайнер, копирайтер, контент-менеджер и другие.

Мир меняется и требует от человека умения быстро адаптироваться к этим изменениям.

Упражнения

Развитие креативного мышления – процесс увлекательный и несложный.

Основное препятствие, с которым вам предстоит столкнуться, – ваш внутренний критик. Некоторые упражнения будут казаться вам глупыми, бессмысленными, придурковатыми. Смело отметайте все эти мысли.

Позвольте себе хотя бы на время тренировок быть несерьезным и дурачиться от души.

Представленные задания подойдут взрослым и подросткам. Помните, что у них нет правильных вариантов решения. Поэтому вопрос о том, так ли вы все делаете, не должен беспокоить вас.

Некоторые упражнения мы сопроводили комментариями и поделилась своими вариантами выполнения. Призываем вас тоже делиться в комментариях к статье.

Ассоциации

Возьмите в руки книгу, откройте ее на произвольной странице и ткните пальцем в любое слово не глядя. Теперь придумайте как можно больше ассоциаций к нему.

Начните с самых очевидных, а затем постарайтесь как можно дальше уйти от них.

В конце списка у вас будут ассоциации, понятные только вам. И это нормально.

Если вам попалось слово “тетрадь”, ваш ассоциативный ряд с ним может выглядеть так: слова, листы, бумага, линии, белый, дневник, сочинение, цифры, математика, четыре, шуршание, пятно, крошки, карман, рана.

Парадоксальные связи

Выберите два слова, никак не связанных между собой. Можете снова воспользоваться книгой. А теперь постарайтесь придумать предложение, в котором будут логично употреблены оба слова.

Инструкции

Возьмите любой предмет и постарайтесь придумать как можно больше способов его применения. Чем необычнее и интереснее они будут, тем лучше.

Когда у вас будет готовый список, придумайте инструкцию для одного из способов использования. Примерно это может выглядеть следующим образом.

Берете зубную щетку, помещаете ее в правую руку и плотно обхватываете всеми пятью пальцами. Заносите руку за спину и начинаете совершать движения вверх-вниз по спине в том месте, где ощущается зуд.

Продолжаете до тех пор, пока зуд не пройдет. При необходимости выполните несколько подходов.

Ограниченный рассказ

Суть упражнения в том, что нужно придумать рассказ, состоящий из определенного количества слов.

Это количество вы задаете заранее. Например, 100 слов, 50 или 200. Пробуйте разные варианты.

Нельзя отступать от заданного количества ни на слово!

Рассказ должен быть стройным и логичным. В нем должны присутствовать все необходимые элементы повествования: начало, кульминация и развязка.

Новый язык

В детстве многие любили придумывать новые буквы и слова. Как оказалось, это отличная тренировка креативности. Попробуйте создать собственный язык. Начните с составления алфавита, затем переходите к словам и предложениям.

Джон Толкин, автор трилогии “Властелин Колец”, очень увлекся, выполняя это упражнение. В результате им был создан эльфийский язык, на котором до сих пор говорят почитатели его творчества.

Биография

В следующий раз, когда окажетесь в людном месте, понаблюдайте за людьми. В общественном транспорте или в очереди выберите себе одну “жертву” и постарайтесь составить ее биографию. Что это за человек, кем он работает, чем увлекается, какие скелеты хранит в шкафу.

Генератор идей

Ваша задача – придумать как можно больше идей, чем заняться в отпуске. Пусть будет 100. Представьте, что ваш начальник расщедрился и выделил вам целый год на отдых. Что вы будете делать все это время?

За и против

Возьмите какую-нибудь мысль, идею или утверждение и устройте своеобразные дебаты. Сначала сформулируйте все доводы за.

Затем примите другую сторону и придумайте аргументы против.

Утверждение может быть совершенно бессмысленным и парадоксальным. Например: “Синие киты умеют летать”.

Соответственно, аргументы могут казаться глупыми, надуманными, детскими.

Не обращайте внимания на эти мысли. Одна из основных целей развития креативности – победить внутреннего критика. Именно он ставит жесткие ограничения на наш образ мыслей.

Сочинения

Мысленно вернитесь в школу и вспомните уроки литературы. Только не спешите кидать в нас тапком за такие советы! Мы не заставим вас расписывать на четырех листах смысл письма Татьяны к Евгению Онегину. Темы для своих сочинений можете брать абсолютно любые. Главное, чтобы можно было вдоволь порассуждать и поумничать.

Вот вам список готовых тем, если фантазия подводит:

  1. Почему холодная сторона подушки приятнее, чем теплая.
  2. В чем смысл выражения “Назвался груздем, полезай в кузов”.
  3. Нравственная подоплека песни Ольги Бузовой “Мало половин”.
  4. Почему болгарин – житель Болгарии, а болгарка – инструмент.

Сценарист

Начните смотреть фильм, который до этого не смотрели. Дойдя до середины, поставьте запись на паузу и попробуйте предсказать развитие сюжета. Подумайте, что случится с ключевыми героями, какой будет финал истории. Лучше всего это сделать письменно, а потом сравнить с оригиналом.

Сказочные твари

Что будет, если ежу приделать крылья? А носорогу прирастить хобот? Придумайте несколько странных несуществующих животных и поразмышляйте, как бы они жили в дикой природе. Для пущего эффекта можете нарисовать их на бумаге или создать в графическом редакторе. Это будет отличным тренингом для креативного мышления.

Буквенный бенефис

Ваша задача – придумать предложение, все слова в котором будут начинаться на одну букву. Чем длиннее оно получится, тем лучше. Постарайтесь, чтобы оно было осмысленное, но слишком сильно к смыслу не придирайтесь.

Может получиться вот что: “Веселая ворона ворковала в Воронеже, вертясь волчком вопреки всему”.

Дорисовка

Это командное упражнение.

Можете выполнять его в компании друзей.

Один человек должен нарисовать на листе бумаги какую-то деталь: линию, штрих, фигуру, закорючку. Следующий продолжает рисовать на том же листе что-то свое, за ним дорисовывает другой. И так далее.

Словарик

Одно из наших любимых упражнений. Нужно придумывать новые слова на основе уже имеющихся. И сделать это так, чтобы можно было понять их смысл.

Приведём несколько примеров:

  1. Самохвал – человек, который сам себя хвалит.
  2. Поздномаркет – магазин, который работает по ночам.
  3. Пчелокот – кот в черно-желтую полоску.
  4. Обижаба – жаба, которая все время обижается.
  5. Трамвася – Вася, который любит ездить на трамвае.

Множественные решения

Это упражнение не только развивает креативное мышление, но и помогает найти наилучший выход из непростых ситуаций. В следующий раз, когда столкнетесь с реальной проблемой, устройте мозговой штурм. Сядьте и накидайте как можно больше вариантов решения.

Даже самые нелепые и бредовые идеи записывайте. Возможно, одна из них сможет обойти тот самый камень преткновения, о который вы бились не один день.

Недавно мы прочитали в интернете забавную историю.

Парень никак не мог заставить соседа по комнате в общежитии навести порядок. Тогда он зарегистрировался на сайте знакомств от имени девушки и познакомился там с этим неряхой. Виртуальный роман развивался стремительно, и вскоре сосед пригласил новую знакомую в гости. Получив согласие, он принялся убираться. Вскоре комната сияла чистотой. Вот такой вот нестандартный и креативный способ решения проблемы.

Аббревиатуры

Напишите несколько коротких слов по 3–5 букв. Затем к каждому слову придумайте расшифровку, как будто это аббревиатура.

Например:

  1. РОТ – Рыбный Омлет с Тмином;
  2. ГОРА – Грустный Омбудсмен, Работающий Автомехаником;
  3. НИК – Научно-Исследовательская Колбаса;
  4. ЛЕВ – Лучшая Европейская Валюта.

Чем забавнее, удивительнее и парадоксальнее будут аббревиатуры, тем лучше.

Задом наперед

Прогуливаясь по улице, читайте слова на вывесках и рекламных баннерах наоборот. Например, не магазин, а “низагам”, не остановка, а “аквонатсо”. Когда приноровитесь к словам, можно браться за словосочетания и предложения.

Нелогичное чтение

Попробуйте необычным способом читать художественные произведения. Начинайте не с начала, а с середины. Все, что будет непонятно, додумывайте по ходу повествования сами.

Загляните в нашу подборку книг про мышление.

Крылатые выражения

Русский язык богат крылатыми выражениями, поговорками, красочными эпитетами, идиомами. Некоторые из них у всех на слуху, а о существовании некоторых знают не все филологи. Предлагаю пораскинуть мозгами и попытаться придумать объяснение не самым известным русским поговоркам. А затем загуглить реальное значение и оценить работу своей фантазии.

Итак, погнали:

  1. Бела береза, да деготь черен.
  2. Один сын – не сын, два сына – полсына, три сына – сын.
  3. Жалует царь, да не жалует псарь.
  4. До Бога высоко, до царя далеко.

Что на картинке

Вбейте в строке поисковика фразу “непонятные фотографии” и наслаждайтесь плодами человеческого безумия. Выберите парочку самых странных изображений и попробуйте объяснить, что на них происходит. Желательно, чтобы объяснение было такое же безумное, как и сама картинка.

Нам очень понравилась вот эта фотография, можете начать с нее.

Вырезанный фрагмент

Это упражнение поможет расшевелить мозг и отучить его мыслить шаблонами. Найдите в интернете репродукцию всем известной картины, распечатайте ее и вырежьте ножницами изображение ключевого персонажа. Да хоть ту же Мону Лизу.

Придумайте, в какую обстановку могла бы органично вписаться муза Леонардо да Винчи. Можно, например, вообразить ее сидящей в кресле парикмахера. Или представить в роли психотерапевта, который выслушивает жалобы клиента. Вариантов море. Самые одаренные могут попробовать эту обстановку нарисовать на листе, а в центр поместить вырезанного персонажа.

Обратная перемотка

Учитесь мыслить в обратном направлении, а именно: строить логическую цепочку не от начала к концу, а от конца к началу.

Если вы умеете играть в шахматы, можете применить это свое умение. Расставьте фигуры на доске произвольно и попытайтесь представить, какие ходы могли привести к такой расстановке.

Счастливая случайность

Каждый раз, когда перед вами стоит какая-то проблема, прибегайте к помощи слова. Возьмите любую книгу, ткните в первое попавшееся слово и попытайтесь отыскать в нем ключ к решению.

Не факт, что у вас получится, но это и не столь важно. Главная цель упражнения – сдвинуть свои мысли с накатанных шаблонных рельсов в сторону креативного мышления.

Перестановка

Для этого упражнения нам понадобится парочка новостных заголовков. Можете поискать их в газетах или на новостных порталах в интернете. Когда найдете стоящий вариант, поменяйте в нем местами существительные.

Например, было: “Голикова сообщила о росте смертности в России”, а стало: “Смертность сообщила о росте Голиковой в России”. Или было: “Ученые изобрели лекарство от коронавируса”, а стало: “Коронавирус изобрел лекарство от ученых”.

Полученный вариант покажется вам чушью.

Ваша миссия – наполнить его смыслом настолько, насколько это возможно.

Например, коронавирус мутировал до разумной деятельности и придумал, как истребить ученых, сражающихся с ним (тьфу-тьфу, пойду постучу по дереву).

Вечные вопросы

Вспомните себя в детстве.

С помощью бесконечных вопросов, обращенных к взрослым, вы пытались докопаться до самой сути вещей и процессов.

– Почему дерево качается?

– Потому что ветер дует.

– Почему ветер дует?

– Потому что температура меняется.

– Почему температура меняется?

– Отстань, надоел со своими вопросами!

Сегодня взрослый – это вы, а значит, вопросы можно обращать к себе. Каждый раз, когда у вас в голове возникает какой-то вопрос, не ограничивайтесь только им. Стройте цепочку дальше. После 3-4 вопроса вы осознаете, как мало на самом деле знаете. Отличный повод начать расширять кругозор.

Двойной взгляд

Наверняка вам встречались картинки, на которых можно разглядеть два разных изображения, меняя фокус внимания.

Ваша задача – нарисовать подобную картинку. Отговорки “я не умею рисовать” не принимаются. Возьмите что-нибудь простенькое, хотя бы вазу и два лица.

В процессе рисования вы задействуете правое полушарие мозга. Как известно, именно оно отвечает за творческие способности.

Рисование обеими руками

Еще одно упражнение для развития правого полушария и улучшения межполушарной передачи импульсов. Возьмите в каждую руку по ручке или карандашу. Одной рукой начните чертить круг, а другой – треугольник. Делать это нужно одновременно.

Сначала у вас не получится нормально нарисовать ни одну из двух фигур. Тренируйтесь до тех пор, пока не научитесь совершать независимые движения обеими руками.

Абстрактные картины

Проходили когда-нибудь тест Роршаха на исследование личности? Испытуемым нужно смотреть на абстрактные чернильные пятна и выбирать, на что они похожи. Мы с вами будем делать нечто похожее.

Возьмите лист бумаги и краски. Хорошенько смочив кисть, оставьте на листе несколько смачных клякс.

Можете использовать несколько цветов. Затем согните лист пополам, чтобы пятна отпечатались симметрично на обеих частях листа. У вас должно получиться нечто подобное.

Советуем сделать сразу несколько разных экземпляров. А потом засесть за расшифровку.

Посмотрите на каждое изображение по очереди. Что вы видите на них? Попробуйте придумать сразу несколько вариантов. Чем сложнее они будут, тем лучше. Например, не бабочка, а два карабкающихся по пальме медведя с зонтиками в зубах.

Расфокусировка

Творческое мышление не терпит жесткости и напряжения. Мозг должен быть в легком и полурасслабленном состоянии, чтобы мыслить по-новому. Сейчас мы будем учиться создавать такое состояние.

Начните воспринимать сигналы сразу от всех органов чувств. Прислушайтесь к звукам за окном, вдохните запах, доносящийся с кухни, осмотритесь вокруг, почувствуйте прикосновение теплого одеяла к ногам. В этот момент мозг придет в расфокусированное состояние и как бы зависнет. Попытайтесь сохранить это состояние хотя бы на несколько минут. С каждым разом увеличивайте время.

Странное искусство

Это упражнение поможет вам не только развить креативное мышление, но и познакомиться с мировыми шедеврами живописи.

История знает множество художников, которые создавали картины, далекие от художественного реализма. Самый попсовый – Сальвадор Дали. Кроме него есть Рене Магритт, Василий Кандинский, Макс Эрнст, Жоан Миро и множество других.

Начните знакомиться с творчеством одного из них.

Внимательно рассматривайте картины, ищите объяснение увиденному, размышляйте над смыслом, который хотел вложить автор. Это поможет расширить границы сознания и научиться смотреть на вещи под разными углами.

Наш фаворит – нидерландский художник конца XV века Иероним Босх. На его картинах множество деталей, символов, зашифрованных посланий. Их можно разглядывать часами.

Знакомство с проблемой

В следующий раз, когда столкнетесь с проблемой, попробуйте поближе познакомиться с ней.

Задайте себе следующие вопросы:

  1. Какой вкус был бы у проблемы, если бы ее можно было съесть?
  2. Если бы она была живым существом, то каким? Аргументируйте свой ответ.
  3. Если бы проблема могла говорить, что она рассказала бы вам?
  4. Есть ли у проблемы братья или сестры? Какие у нее взгляды на жизнь? Чем она занимается в свободное время?

Овеществление абстрактных понятий

Мы используем в речи множество слов, которые не имеют материального выражения.

Это абстрактные понятия и категории, существующие только в нашем сознании, например: вдохновение, менталитет, духовность, доказательство, смятение и др.

Можете сами продолжить этот ряд.

Попробуйте изобразить эти слова на листе бумаги.

С чем они у вас ассоциируются? На что похожи?

Будет здорово, если вы подойдете к этому упражнению со всей фантазией и создадите цветные детальные изображения.

Кстати, тренировать креативное мышление можно и онлайн с помощью специальных приложений. У нас на сайте как раз есть обзор самых эффективных.

Заключение

Вы только что освоили три десятка упражнений по развитию творческого мышления. Это первый уверенный шаг на пути к освобождению своего мозга от закостенелых шаблонов. Если хотите достичь серьезных результатов, заниматься нужно регулярно.

Возьмите за правило выполнять хотя бы по 2-3 упражнения в день. Для них даже не нужно выделять специальное время. Занимайтесь в транспорте по пути на работу, во время скучного ожидания, лежа в кровати перед сном. Всего неделя вам понадобится, чтобы заметить первые результаты. Ум станет более гибким и восприимчивым к новым идеям.

Всего хорошего!

КОПИЛКА УПРАЖНЕНИЙ

НА РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ

Упражнение “Рассказ из заголовков”.

Автор упражнения Э. Де Боно.

Цель: Развитие дивергентного мышления.

Инструкция: Возьмите одну газету. Просмотрите заголовки. Это задание надо сделать , используя лишь один выпуск. Ваша задача – составить вместе как можно больше заголовков, чтобы получился какой-нибудь рассказ. Этот рассказ должен сам по себе иметь смысл. Если вам приходится заполнять пробелы выдуманными словами, то ваш рассказ не совсем удался. Обратите внимание, сколько таких заголовков вы можете составить вместе таким образом. Чем больше заголовков, чем длиннее рассказ, тем большего успеха вы добились. Вырезав заголовки, вы можете составить из них различные комбинации. У вас могут получиться непохожие рассказы. Вы можете выполнить вариант задания, взяв картинку (фотографию) из газеты и подобрав к ней заголовок. Это может быть любой заголовок, кроме “родного” (того, который действительно соответствует этой картинке).

Ваша комбинация может быть как серьезной, так и шуточной (постарайтесь по возможности получить шуточную комбинацию).

Вы можете собирать серию картинок и заголовков, а затем пробовать составлять из них различные комбинации. При этом тренируются ваше восприятие, воображение и способность находить альтернативы.

Упражнение “Композиция из предметов”.

Автор упражнения А. И. Копытин.

Цель: Развитие творческого воображения.

Составьте композицию на свободную тему из предметов, имеющихся на вашем столе, в сумочке, в карманах, на вас. После того как вы ее составите, приготовьте комментарии к ней. Композиция может быть представлена загадкой. Участники группы выдвинут предположения о сюжете.

На построение композиции отводится 5 минут. После истечения этого времени участники тренинга ходят “в гости” к “художникам”, которые готовы представить свой творческий продукт.

Упражнение “Клипмейкеры”.

Автор упражнения Володина-Панченко Н. В.

Цель: Развитие творческого воображения.

Инструкция: Прослушайте музыкальный клип с закрытыми глазами. Во время звучания музыки ассоциируйте и запоминайте свои ассоциации. Создайте собственный вариант клипа, опираясь на ассоциации. “Нарисуйте” созданный клип словами и продемонстрируйте свой вариант участникам группы.

После демонстрации творческих продуктов участниками тренинга друг другу просмотрите авторский вариант клипа.

Игра «Что на что похоже»

Данное мероприятие проводится в форме игры. В ней могут участвовать до 30 детей, роль ведущего лучше взять на себя учителю, воспитателю. Дети с помощью ведущего выбирают 2-3 человека, которые должны на несколько минут быть изолированы от общей группы. В это время все остальные загадывают какое-то слово, желательно предмет. Затем приглашаются изолированные ребята. Их задача – отгадать то, что было загадано с помощью вопроса: «На что это похоже?» Например, если загадано слово «бантик», то на вопрос: «На что это похоже?» из зала могут поступать такие ответы: «На пропеллер у самолета» и т.д. Как только водящие догадываются о том, что было загадано, ведущий меняет их, и игра повторяется снова.

Упражнение «Рифмуем имена»

Участникам необходимо сочинить двустишье на свое имя, которое начинается словами: «Меня зовут…»

Пример:

  • Меня зовут Никита, меня любят москиты!
  • Меня зовут Нина, я пришла из магазина!
  • Меня зовут Саша, у меня сгорела каша!
  • Меня зовут Настя, от меня всем здрасьте!
  • Меня зовут Рита, в огороде все полито!

Упражнение «Сочинитель»

Цель: развитие речи, словаря детей, мышления и креативности. Можно использовать в качестве ледокола на тренинге у взрослых.

Ход проведения: Даны три слова. Например, стол, арбуз, вагон. Необходимо придумать как можно больше предложений, в каждом из которых были бы использованы все три слова. Слова можно изменять любым способом.

Упражнение «Прекрасный ужасный рисунок»

Участники делятся на две группы. Каждой группе дается по листу бумаги и по одному фломастеру. Первый участник создает «прекрасный» рисунок и передает его соседу справа. Тот в течение 30 секунд превращает «прекрасный» рисунок в «ужасный» и передает следующему человеку, который должен снова сделать рисунок «прекрасным».

Так лист проходит весь круг. Рисунок возвращается первому автору.

Упражнение для менеджеров «Принцесса и крестьянин»

Цель: побудить людей к творческому мышлению.

Размер группы: от 5 до 15 человек.

Условия: классная комната. Вам понадобится по одному экземпляру текста истории на каждого участника.

Порядок действий:

  1. Расскажите историю о принцессе и крестьянине.
  2. Раздайте каждому участнику по экземпляру истории и разрешите обсуждать проблему сколь угодно долго – скорее всего, это займет 5-10 минут.
  3. Предложите собственный ответ на загадку, но если кто-то рассудит иначе, тем лучше.

Текст:

Крестьянин захотел жениться на принцессе. Король, ее отец, пришел в ярость и приказал отрубить крестьянину голову за дерзость.

Но крестьянин был красив, а королева добра и желала дочери счастья, поэтому она уговорила короля подвергнуть крестьянина испытанию. Было решено, что он должен вытащить из ящика одну из двух карт и принять то, что будет на ней написано, как свою судьбу. На одной карте будет написано «свадьба», а на другой – «смерть». Если он откажется, то умрет. Однако король смошенничал: пометил обе карты словом «смерть» и положил их в ящик.

Королева заметила это и поспешила рассказать обо всем принцессе, чтобы та смогла предупредить своего возлюбленного о неразрешимой задаче и той ужасной опасности, что нависла над ним. Однако, когда пришло время испытания, крестьянин держался спокойно. Он вытянул карту, после чего женился на принцессе и жил после этого счастливо. Король так рассвирепел, что умер от удара, а королева унаследовала престол.

Как крестьянину удалось избежать ловушки, устроенной злым королем?

Правильный ответ: правильный ответ гласит, что крестьянин вытянул карту и, не взглянув на нее, порвал на клочки, проглотил и сказал: «Пусть другую карту достанет король, и я узнаю свою судьбу из его рук. Если он вытянет «свадьбу», я буду знать, что моей картой была «смерть», и смирюсь со своей судьбой. Но если картой короля будет «смерть», я пойму, что моей была «свадьба», и смогу жениться на принцессе».

Завершение: участники часто считают, что короля тем или иным способом надули. Например, они скажут, что крестьянин подкупил человека, который клал карты в ящик, или что он попросил принцессу заменить «свадьбу» на «смерть». Один участник предположил, что эта история является старой французской сказкой, и что королева заставила короля написать букву «с», которая будет означать «смерть», а король был так глуп, что не вспомнил, что «с» означает также и «свадьбу».

В действительности не важно, какие предположения высказывают люди. Единственной целью занятия является немного встряхнуть их мозги.

Необходимое время: около 20 минут.

Упражнение «Развитие креативности»

Найдите сходство между приведенными ниже объектами. Например: «Что общего между слоном и бананом?». Возможные ответы: толстая кожа, живут в жарком климате и т.д. На каждую пару отводится по три минуты.

  1. Что общего между кофе и жителями Лапландии?
  2. Что общего между шнурками для обуви и поездами?
  3. Что общего между горой и шоколадом?
  4. Что общего между ходьбой и говорением?

Время проведения и обсуждения результатов – 25-30 минут.

Упражнение «Творческое озарение»

Цель: развитие творческого мышления и умения сосредоточиться.

На протяжении двух минут, используя 14 слов (тренер сам подбирает заранее слова, набор слов может меняться в связи с целями и задачами тренинга), придумайте связный рассказ. Можно ставить слова из списка в любом порядке, а также добавлять любые другие слова.

Упражнение «Превращения»

Цель: развитие креативности.

Для развития технического интеллекта очень полезно представлять себе конструкцию различных машин и приборов, а также принципы их работы. Предлагаем вам новое и эффективное упражнение. Если вы не знаете, каков принцип работы того или иного прибора – просто придумайте его!

  1. Представьте себе, что вы – это лист бумаги, вот-вот готовый отправиться в копировальный аппарат. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  2. Представьте, что вы – бензин в бензобаке автомобиля, поступающий в двигатель. Вы превращаетесь во взрывную силу и движете автомобиль. Закрыв глаза, в максимальных подробностях представьте процесс, происходящий с вами.
  3. Представьте, что вы – сигнал, излучаемый передатчиком местной телестанции. Закрыв глаза, максимально подробно представьте себе ваш путь от антенны передатчика до превращения в картинку на телеэкране.
  4. Представьте, что вы превратились в собственный голос и совершаете путь от вашей телефонной трубки через спутник связи в телефонную трубку вашего друга, находящегося на противоположном конце планеты. Закрыв глаза, представьте себе свое путешествие как можно детальнее.

Упражнение «Заглавная буква»

Чтобы стимулировать появление творческих идей, нужно научиться выискивать ассоциации в обычном потоке мыслей.

Это упражнение можно выполнять в любом месте, в любое время, с любой буквой!

Начнем с буквы Ж. На протяжении трех минут запишите как можно больше слов, начинающихся с буквы Ж.

Время проведения: 10-15 минут.

Упражнение «Завяжи шнурок»

Цель: развитие креативности.

За две минуты найдите как можно больше применений для обувного шнурка и запишите их.

Это упражнение, развивающее творческий интеллект для рассмотрения можно брать любой другой предмет: скрепку для бумаг, зубную щетку, карандаш, спичку… и т.д.

Время проведения и обсуждения результатов – 10 минут.

Принято считать, что креативность нужна только людям искусства: художникам, писателям, музыкантам. Но без креативности нет прогресса. Люди с творческим мышлением создают новые технологии и системы, методы ведения бизнеса и инструменты решения разнообразных задач.

В статье рассказываем, что такое креативное мышление и почему оно нужно современному специалисту. А также разбираем, как оценить свой уровень и улучшить навыки с помощью проверенных методик и упражнений.

Креативное мышление — это умение отыскивать нестандартные подходы и решения сложных ситуаций. Люди с развитым креативным мышлением умеют отойти от шаблонов и знают, что у проблемы может быть больше одного решения.

Креативное мышление не противопоставляет интеллект и воображение, логику и творчество, а сочетает в себе и то и другое. К характеристикам такого типа мышления можно отнести следующие пункты:

  • умение обозначить проблему;
  • способность генерировать множество разнообразных идей по её решению;
  • умение видеть нестандартные варианты решения;
  • способность углубить идею, дополняя детали;
  • способность анализировать и выбирать оптимальные идеи.

Первым концепцию креативности описал профессор психологии, член Американской психологической ассоциации Джой Пол Гилфорд (Joy Paul Guilford). Он же выделил два типа креативного мышления: конвергенцию и дивергенцию.

Конвергентное мышление нужно, чтобы найти оптимальное решение проблемы, у которой много условий. Например, решение математической задачи: существует ответ, который нужно найти, выполнив последовательность действий.

Большинство людей пользуются в основном конвергентным мышлением. Именно на его развитие направлено обучение в школе: есть правильный ответ, до которого надо добраться, рассуждая определённым образом либо выполняя известные действия.

Люди, которые пользуются только конвергентным мышлением, склонны верить общепризнанным фактам, выбирать из общего объёма информации ту, которая подтверждает их убеждение, и отрицать те данные, которые представляют иную точку зрения.

Дивергентное мышление работает сразу во многих направлениях. Используя его, можно найти для одной задачи несколько решений. Дивергентное мышление применяют, например, при мозговых штурмах, когда команда начинает предлагать разные варианты решений задачи, в том числе самые оригинальные и несуразные.

Люди с развитым дивергентным мышлением склонны к образности, оригинальности и быстроте восприятия. Они замечают детали, которые ускользают от большинства, способны за короткое время придумать множество идей и вариантов решения.

У дивергентного мышления тоже есть свои нюансы. Человек, который использует только его, будет бесконечно генерировать идеи, а не решать стоящие перед ним задачи. Поэтому важно развивать в себе как конвергенцию, так и дивергенцию.

Креативное мышление: что это, как его развивать и где оно пригодится

Наглядная разница между конвергентным и дивергентным мышлением

Другой специалист по творческому мышлению, британский психолог Эдвард де Боно (Edward de Bono) предлагал ещё один способ мыслить креативно — латеральное мышление.

Человеческий мозг предпочитает решать стоящие перед ним задачи проверенными способами — шаблонами. Латеральное мышление предполагает новый взгляд на проблему, боковой, с неожиданной стороны, в том числе юмористический.

Например, латеральный маркетинг предполагает не выпуск нового товара для существующего рынка, а создание новой целевой аудитории для своего изобретения. Классический пример — киндер-сюрприз, который соединил продукт питания (шоколад) и игрушку. А Барби стала первой куклой, которая изображала взрослого, и создала целый новый рынок игрушек.

Идея латерального мышления также легла в основу design thinking. Дизайн-мышление — это методология решения задач (инженерных, бизнес и других) с помощью не аналитического подхода, а творческого.

Большинство специалистов считают, что творческое и креативное мышление — это одно и то же. Однако существуют и другие мнения. Хотя по происхождению слова «креативность» и «творчество» обладают общим значением («креативность» образовано от латинского creo — создавать, творить), есть тонкие отличия. Если творчество — это создание новых предметов искусства, то креативность — это создание новых идей, умение нестандартно комбинировать имеющуюся информацию.

Творческое и креативное тесно связаны друг с другом и не встречаются по отдельности. Поэтому мы будем рассматривать два этих типа мышления как одно.

Определить уровень развития своего креативного мышления можно с помощью многочисленных тестов. Например, тест креативности Торренса. Его автор, Элис Пол Торренс (Ellis Paul Torrance), американский психолог, профессор педагогической психологии, специализировался на исследовании природы творчества и на основании исследований предложил систему оценки уровня развития креативности человека.

Тест Торренса на самом деле состоит из 12 различных небольших тестов, объединённых в модули или батареи: вербальную, изобразительную и звуковую. Результаты помогут определить, насколько у вас развито креативное мышление.

Ещё один способ проверить свою креативность — опросник, созданный психологом Джеромом Брунером (Jerome Seymour Bruner). Испытание включает 75 вопросов, на которые нужно отвечать «да» или «нет». Результаты можно интерпретировать с помощью прилагаемого ключа.

Для тех, у кого совсем мало времени, но большое желание всё-таки выяснить, насколько они креативны, Гарвард разработал четырехминутный тест на уровень дивергентного мышления. Испытуемый должен назвать 10 существительных, максимально отличающихся по значению друг от друга. На основе этих слов алгоритм определит уровень вашей креативности. На данный момент тест доступен только на английском языке.

Креативное мышление, как и другие типы мышления, можно и нужно развивать. Для этого существуют различные упражнения, игры и тренировки.

Метод разработан Эдвардом де Боно и помогает структурировать мыслительный процесс.

Де Боно определяет шесть режимов мышления и каждому из них присваивает метафорическую шляпу определённого цвета.

  • Белая шляпа — факты, вся информация, которая есть на данный момент по задаче.
  • Красная шляпа — эмоции, чувства, интуитивные догадки.
  • Чёрная шляпа — критика, пессимистичные прогнозы, опасения.
  • Жёлтая шляпа — оптимизм, позитивные прогнозы, преимущества и перспективы.
  • Зелёная шляпа — креатив, самые нестандартные идеи и предположения.
  • Синяя шляпа — процесс, планирование, выводы.

Метод шести шляп одинаково хорошо применять как индивидуально, так и для групповых обсуждений.

Это упражнение поможет вам развить воображение. Возьмите два совершенно не связанных по смыслу слова и придумайте историю, которая бы их связала. Например, можно взять книгу и наугад выбрать слова. История может быть любой — от возможной реальной ситуации до фантазийного сочинения.

Креативное мышление: что это, как его развивать и где оно пригодится

Пример таблицы для упражнения

Если перед вами стоит какая-то задача, которую вы не можете решить, используйте упражнение «Таблица, ассоциация». На доске с буквами определите слово, которое первым бросилась вам в глаза. Придумайте к нему пять ассоциаций. Затем попробуйте эти ассоциации применить к решению вашей проблемы.

Эта техника стала популярна благодаря известному мультипликатору Уолту Диснею, который использовал её для создания персонажей. Но придумал этот метод один из лидеров современного НЛП (нейролингвистического программирования) Роберт Б. Дилтс (Robert B. Dilts).

Автор более сорока книг по НЛП, консультант Apple, Fiat, Lucasfilm и других крупнейших компаний, Дилтс предлагает рассматривать задачу с тех позиций:

  • глазами мечтателя с самыми невероятными фантазиями и идеями;
  • глазами реалиста с трезвым и прагматичным взглядом;
  • глазами критика, который ищет везде подвох.

Интересный метод разработала Наталья Альгешкина, руководитель отдела маркетинга Сбербанка Чувашия. Чтобы определить слабые стороны своих проектов, она предлагает рассмотреть их с точки зрения основных СМИ и жёлтых изданий. Например, вы решили устроить акцию и снизили цены на конкретный продукт.

Заголовки традиционных газет будут, к примеру, «Компания Х предложила своим клиентам выгодные условия». Жёлтое издание может написать что-то вроде «Компания Х с помощью снижения цен решила избавиться от потенциального брака». Такой подход поможет заранее обработать возможные возражения потребителей.

В этом упражнении вы должны написать 10 слов, которые первыми пришли вам на ум. Затем вы представите себе, что вы архитектор, а эти слова — часть обязательного условия заказчика, и вы любыми способами должны их вписать в проект.

Например, стол, баран, таблетка, контрабас и другие. Если со столом всё понятно, то барана можно отразить в коврах под баранью шерсть, сделать круглые, как таблетки, стулья, повесить картину с контрабасом и таким образом придумать варианты реализации всех 10 понятий.

Возьмите самые обычные предметы и придумайте нестандартные способы их применять. Например, ручкой можно не только писать, но и проделывать отверстия вместо дырокола или закручивать локоны.

Ещё один хороший способ развить свою фантазию — найдите в сети изображения иероглифов — китайских, древнеегипетских, любых. Попробуйте их расшифровать и придумать свою историю о чём угодно.

Придумайте какое-нибудь утверждение. Например, «Снежный человек существует». Разделитесь на две команды, если вы в компании, или последовательно выступайте в роли «прокурора» и «адвоката», если вы один. Приводите доводы за и против этого убеждения.

Если регулярно выполнять эти упражнения, уже за несколько недель можно обнаружить, что вы стали замечать больше деталей и мыслить шире. Главное, регулярно уделять время развитию своей креативности, хотя бы 10–15 минут в день.

  • Выясните, для чего нужно развивать креативное мышление
  • Изучите наиболее эффективные приёмы и методики
  • Узнаете, как научиться мыслить креативно

Творческое мышление — это не твёрдый навык для какой-то определённой должности. Умение мыслить креативно пригодится в любой профессии и в обычной жизни, для решения личных и повседневных задач и проблем.

Но есть ряд профессий, кроме очевидно творческих, в которых без креативного мышления точно не обойтись.

  • Маркетологам сложно успешно продвигать продукты, если они не могут генерировать идеи и отходить от шаблонов.
  • Дизайнерам всех видов необходимо мыслить творчески. Рисовать персонажей видеоигры, создать удобный и красивый сайт, сделать дизайн студии, где необходимо вместить одновременно кухню, спальню и кабинет — для этих и других задач нужна креативность.
  • Копирайтерам и всем, кто создаёт тексты.
  • Разработчикам программного обеспечения креативное мышление поможет находить нестандартные решения.
  • SMM-менеджерам для успешного продвижения аккаунтов и блогов всегда нужны новые идеи.
  • Для PR-специалистов и всех, кто занимается рекламой, креативность — это не просто качество, а необходимый навык.
  • Инженерам и исследователям креативное мышление помогает решать сложные задачи и разрабатывать необычные проекты.

Вот какие примеры мы нашли на hh.ru:

Для развития креативного мышления можно обратиться к профессиональной литературе. Мы сделали для вас подборку.

  • «Гениально! Инструменты решения креативных задач», Эдвард де Боно. Автор даёт методы и упражнения для развития творческого мышления.
  • «Рисовый штурм», Майкл Микалко. В книге много упражнений и рекомендаций, как придумывать идеи.
  • «Найти идею. Введение в ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач», Генрих Альтшуллер. Автор на примерах показывает, что творчество — это не хаос, как принято думать. А вполне себе тренируемый навык.
  • «Гениальность на заказ», Марк Леви. Автор рассказывает о фрирайтинге — простом, но эффективном способе генерации идей.
  • «Кради как художник», Остин Клеон. Интересная человеческая особенность — как бы мы ни старались подражать своим кумирам, мы не способны ничего скопировать идеально. Автор книги утверждает, что творчество доступно каждому, и даёт советы, как развить в себе креативность.

Творческое мышление — это не только про умение писать картины или создавать музыку. Это навык, который поможет вам реализовать себя в любой профессии и решать сложные жизненные ситуации.

Креативность — это не талант и не врождённое качество. Его можно и нужно в себе развивать. Творческое мышление поможет вам воспринимать самые труднорешаемые задачи и проблемы не как тупиковые ситуации, а лишь вызов, который вполне можно преодолеть.


    Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для Нетологии? Читайте наши условия публикации. Чтобы быть в курсе всех новостей и читать новые статьи, присоединяйтесь к Телеграм-каналу Нетологии.

    Задания, формирующие креативное мышление школьников

    1.       Классификация, анализ

     Назови, объясни  и перечисли:

     домашних животных, диких животных, птиц,  рыб, насекомых, деревья, кустарники, цветы, овощи, фрукты, грибы, время суток, мебель, посуда, одежда, головные уборы, украшения, школьные принадлежности, имена, времена года, месяцы, дни недели, буквы, числа, сказки, инструменты, музыкальные инструменты, транспорт, государства, планеты, города, реки, осадки, явления природы, виды спорта, геометрические фигуры, продукты питания, крупы, ткани, бытовые приборы.

    2.       Сравнение, анализ

     Сравни, чем похожи и чем отличаются:

    собака и волк, береза и сирень, мальчик и старик, птица и самолет, солнце и электрическая лампочка, дом и избушка, книга и тетрадь, пианино и скрипка, шалость и драка, щекотать и гладить, город и деревня, метр и сантиметр, подлежащее и сказуемое, сложение и умножение, вертолет и автобус, весна и осень, декабрь и февраль, Россия и Япония, муха и бабочка, Москва и Хабаровск, день и ночь, снег и дождь, сок и чай, понедельник и воскресенье, молоко и творог, орел и воробей, девочка и мальчик, ель и дуб, яблоко и помидор, гитара и пианино, Солнце и Земля, плюс и минус, имя существительное и глагол и т.д.

    3.       Обобщение.

     Назови одним словом:

    Волк, лиса, заяц — …                                                Воробей, ворона, синица — …

    Дуб, береза, сосна — …                                                 Ромашка, колокольчик, астра — …

    Орешник, сирень, смородина — …                          Лето, зима, осень — …

    Утро, день, вечер — …                                              Платье, брюки, куртка — …

    Круг, квадрат, треугольник — …                             Дождь, град, снег — …

    Корова, овца, собака — …                                         Пшено, рис, гречка — …

    Муха, бабочка, паук — …                                         Яблоко, груша, апельсин — …

    Клубника, земляника, малина — …                         Январь, февраль, март — …

    Понедельник, вторник, среда — …                          Автобус, трамвай, самолет — …

    Кепка, шляпа, шапка — …                                        Тетрадь, линейка, ранец — …

    Сметана, творог, кефир — …                                

    Вычитаемое, уменьшаемое, разность — …             Запятая, точка, тире — …

    Подлежащее, сказуемое — …                                   Деление, вычитание, сложение —

    Россия, Япония, Китай — …                                     Амур, Волга, Лена, Уссури — …

    Сладкий, горький, кислый — …                               Синий, красный, зеленый — …

    Валенки, ботинки, туфли — …                                  Бусы, кольцо, браслет — …

    Санкт-Петербург, Москва, Смоленск — …             Опята, лисички, подберезовики —

    Хабаровск, Уссурийск, Биробиджан — …              Пожарный, учитель, геолог — …

    Лодка, яхта, катер — …                                              Колобок, Буратино, Золушка — …

    Имя существительное, имя прилагательное, глагол — …

    4.       Исключение лишнего. Анализ

     Найди среди перечисленных слов одно лишнее, которое не подходит по смыслу ко всем остальным. Объясни, свой выбор.

    1)      Старый, дряхлый, маленький, ветхий.

    2)      Храбрый, злой, смелый, отважный.

    3)      Яблоко, слива, огурец, груша.

    4)      Огурец, репа, морковь, заяц.

    5)      Огурец, арбуз, яблоко, мяч.

    6)      Волк, лиса, медведь, кошка.

    7)      Фиалка, ромашка, морковь, василек.

    8)       Кукла, машинка, скакалка, книга.

    9)      Поезд, самолет, самокат, пароход.

    10)  Воробей, орел, оса, ласточка.

    11)  Лыжи, коньки, лодка, санки.

    12)  Гвоздь, молоток, рубанок, пила.

    13)  Снег, мороз, жара, лед.

    14)  Автобус, трамвай, самолет, троллейбус.

    15)  Река, лес, асфальт, поле.

    16)  Пожарный, космонавт, балерина, милиционер.

    17)  Парта, доска, ученик, учебник.

    18)  Змея, улитка, бабочка, черепаха.

    19)  Кисти, краски, художник, полотно.

    20)  Шляпа, крыша, дверь, окно.

    21)  Молоко, чай, лимонад, хлеб.

    22)  Нога, рука, голова, ботинок.

    23)  Молоко, творог, сметана, хлеб.

    24)  Час, минута, лето, секунда.

    25)  Ложка, тарелка, кастрюля, сумка.

    26)  Платье, свитер, шапка, рубашка.

    27)  Мыло, мочалка, паста зубная, шампунь.

    28)   Береза, дуб, сосна, земляника.

    29)  Книга, телевизор, радио, магнитофон.

    30)  Сложение, умножение, плюс, вычитание.

    31)  Приставка, корень, предлог, суффикс.

    32)  Имя, существительное, имя прилагательное, подлежащее, глагол.

    5.Анализ. Сопоставление

    Подумай и назови, кем (чем) это было раньше?

    Цыпленок (яйцом),                                       рубашка (тканью),

    лошадь (жеребенком),                                 ботинки (кожей),

    корова (теленком),                                       дом (кирпичом),

    дуб (желудем),                                             сильный (слабым),

    рыба (икринкой),                                          мастер (учеником),

    яблоня (семечком),                                      листок (почкой),

    лягушка (головастиком),                             собака (щенком),

    бабочка (гусеницей),                                    свитер (шерстью),

    хлеб (мукой),                                                шуба (мехом),

    шкаф (доской),                                             птица (птенцом, яйцом),

    велосипед (железом, металлом),                 овца (ягненком),

    козел (козленком),                                        творог (молоком).

    6.Развитие скорости мышления, сообразительности.

    Активизация словаря

    Перечисли все слова, противоположные по значению предложенным ниже (т.е. антонимы).

    1)      Слова, обозначающие действия (глаголы):

    Таять (замерзать),                                             пачкать (отмывать, очищать),

    засыпать (просыпаться),                                  чинить (ломать),

    подниматься (опускаться),                              поджигать (тушить),

    нырять (выныривать),                                      вытаскивать (затолкать),

    нагревать (охлаждать),                                    разрезать (склеивать, соединять),

    рисовать (стирать),                                           приглашать (выгонять),

    втолкнуть (вытолкнуть),                                 обрадовать (огорчить),

    приехать (уехать),                                            закрыть (открыть),

    уснуть (проснуться),                                        завернуть (развернуть).

    2)      Слова, обозначающие качественные характеристики (имена прилагательные):

    Веселый (грустный),                                         трудолюбивый (ленивый),

    быстрый (медленный),                                     тяжелый (легкий),

    красивый (безобразный),                                 трусливый (храбрый),

    пустой (полный),                                              белый (черный),

    худой (толстый),                                               твердый (мягкий),

    умный (глупый),                                               шершавый (гладкий),

    мокрый (сухой),                                                темный (светлый),

    широкий (узкий),                                              добрый (злой).

    3)      Слова, обозначающие состояние объекта, явление природы, качества характера и т.д. (имена существительные):

    Трус (храбрец),                                                радость (грусть),

    начало (конец),                                                болезнь (здоровье),

    война (мир),                                                     свет (тьма),                                                   

    ссора (примирение),                                       аккуратность (неряшливость),

    зима (лето),                                                      холод (тепло),

    тяжесть (легкость),                                         недостаток (достоинство),

    чернота (белизна),                                          зной (прохлада),

    смех (плач),                                                     шум (тишина),

    крик (шепот),                                                   глубина (мель),

    острота (тупость),                                           щедрость (жадность),

    жизнь (смерть),                                               работяга (лентяй),

    счастье (несчастье, горе).                              утро (вечер),

    доброта (злость),                                             женщина (мужчина),

    молодость (старость),                                     интерес (скука),

    дождь (снег),                                                    мороз (жара).

    7. Развитие образного мышления, понимание скрытого смысла

    Объясни, что это означает.

    А. Образные выражения

    1.       Мальчик, как медведь.                                      14. Человек, как с цепи сорвался.

    2.       Учитель, как грозовая туча.                             15. Мальчик, как с Луны упал.               

    3.       Девушка, как лебедь.                                        16.«Лес, точно терм расписной…»

    4.       Человек, как стена.                                            17. Человек – просто золото!

    5.       Машина, как игрушка.                                      18. Собачий холод!

    6.       Трава, как ковер.                                                19. Как с гуся вода!

    7.       Деревья, как богатыри.                                      20. Весна на носу!

    8.       Воздух, как стеклянный.                                   21. Ведет себя, как клоун!

    9.       Лед, как камень.                                                 22. Львиная доля.

    10.   Ноги, как ватные.                                               23. Как белка в колесе!

    11.   Человек, как облако.                                          24. Медвежья услуга.

    12.   Девочка, как солнышко.                                    25. Повесить нос.

    13.   Голова, как чугунная.                                        26. Наломать дров.

    Б. Пословицы и поговорки.

    1. Семь раз отмерь, один раз отрежь.

    2. Красна птица пером, а человек – делом.

    3. На чужой сторонушке рад своей воронушке.

    4. Не в свои сани не садись.

    5. Готовь сани летом, а телегу – зимой.

    6. Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

    7.Ученье-свет, а неученье – тьма.

    8. Лучшая вещь – новая, лучший друг – старый.

    9. Семеро одного не ждут.

    10. Старый друг лучше новых двух.

    11. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

    12. Волков бояться – в лес не ходить.

    13. Ум хорошо, а два лучше.

    14. Поспешишь – людей насмешишь.

    15. На вкус, да на цвет – товарищей нет.

    16. Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось.

    8. Развитие творческого мышления, оперирование свойствами предметов.

    Назови по 3 предмета, которые могут сочетать  2 заданных признака,в том числе и употребляемые в переносном смысле. Например: яркий, желтый – свет, солнце, лампа. Сладкий, легкий – жизнь, запах, победа.

    Пушистый, зеленый –

    Сильный добрый –

    Черствый, черный –

    Прозрачный, голубой –

    Звонкий, громкий –

    Сладкий, легкий –

    Белый, мягкий –

    Легкий, блестящий –

    9. Развитие мышления методом фокальных объектов.

    Предполагает концентрацию внимания на объекте, который нужно изучить или усовершенствовать, возможно в новых проявлениях. Например,  слово «река». Фокусируем его через хорошо знакомые объекты, например, «молоток». Признаки молотка: железный, большой, тяжелый легкий, изящный. Соединяем. «Железная река»  – расплавленная сталь, «большая река» — перечисли все большие реки, «тяжелая река» — для туристов, сплавляющихся по реке и т.д.

    Фокусируем объекты:

    Зверь, рыба, птица, бабочка, озеро, море, лес, поле.

    Слова для фокальной группировки: стакан, тарелка, сок, цветок, самолет, снег и т.д.

    10. Учимся делать логические выводы.

    Внимательно послушай задачу и постарайся представить ситуацию.

    • Петя старше Маши, а Маша старше Коли. Кто самый старший и самый младший?

    • Сережа выше Наташи, а Наташа выше Оли. Кто самый высокий и самый низкий?

    • Ваня худее Миши, но толще Андрея. Кто самый толстый и самый худой?

    • Оля читает лучше Маши, но хуже Лены. Кто читает лучше всех и хуже всех?

    • Света считает лучше Лены и Вики, а Наташа считает лучше Вики. Лена считает лучше Наташи. Назови, кто из девочек считает лучше всех и хуже всех?

    11. Учимся обозначать существенные признаки предмета.

    Играть можно всем классом или индивидуально. В течение одной минуты рассказать о предложенном объекте так, чтобы все поняли, что имеется в виду. Лучше брать объекты искусственного происхождения и профессии. Правило описания:

    1. К какому классу, роду, виду принадлежит объект.

    2. Отличительные признаки объекта.

    Слова: сапожник, кастрюля, автобус, елка, снеговик, тарелка, шапка, книга, помидор, машина и т.д.

    12. Учимся оценивать событие с разных сторон.

    Каждое событие можно оценить с двух позиций: с хорошей и с плохой. Постарайся найти что-то хорошее и что-то плохое в следующих.

    • Вылет самолета задерживается на 2 часа.

    • Твой костюм облили супом.

    • Учитель поставил двойку.

    • Дома случайно выбросили твою игрушку.

    • Повысились цены на обеды.

    • Родителей вызывают к директору.

    • На дом задали трудное задание по математике.

    • В воскресенье с утра идет проливной дождь. Поездка в лес отменяется.

    • Тебе подарили огромный торт на день рождения.

    • С тобой не хочет мириться лучший друг.

    • Тебя заставляют поработать на даче, убрать в своей комнате.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти инертный газ
  • Mount and blade runtime error как исправить
  • Как найти профиль тик ток по номеру
  • Как составить поиска менеджера
  • Как найти в майнкрафт седло для