Как составить задание в формате pisa

Методические
рекомендации по разработке задания в формате
PISA (конструктор
заданий)

Содержание

1.      Общие
характеристики задания в формате
PISA

стр.1

2.     
Математическая грамотность

стр.1

3.     
Читательская грамотность

стр.2

4.     
Финансовая грамотность

стр.5

5.     
Естественнонаучная грамотность

стр.6

6.     
Креативное мышление

стр.9

7.     
Глобальные компетенции

стр.11

8.     
Требования к разрабатываемым заданиям

стр.12

9.     
Алгоритм разработки задания в формате PISA

стр.14

Международный тест PISA не
замеряет академические знания обучающихся – содержание школьных курсов, которые
освоил школьник. Уникальность инструментария международного экзамена в том, что
он определяет те умения обучающихся, которые будут способствовать успешности
выпускника школы к полной реализации себя как личности во взрослой жизни.
Исследование PISA определяет уровень умений и навыков обучающихся применять
академические знания в различных жизненных ситуациях.

Общие характеристики
задания в формате
PISA

1.      Область содержания (содержательная область оценки)

2.     
Контекст: общественная жизнь; личная жизнь; образование/профессиональная
деятельность; научная деятельность (практический-ЧГ);

3.     
Компетентностная область оценки (мыслительная
деятельность (МГ), тип текста (ЧГ))

4.     
Объект оценки (предметный
результат)

5.      Уровень сложности: 1 (низкий), 2
(средний) или 3 (высокий).

6.      Формат ответа: с развёрнутым
ответом; с выбором ответа; с выбором нескольких ответов (множественный выбор),  с
кратким ответом.

7.      Критерии оценивания: (0,1 или 2
балла): полный ответ – 2 балла, частично верный ответ – 1 балл, неверный ответ-
0 баллов.

Математическая грамотность

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в
мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические
суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и
будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему
гражданину.

Характеристика
задания в формате
PISA по математической грамотности

Область содержания

(всего 4 данные
области): пространство и форма; изменение и зависимости; неопределенность и
данные; количество.

Контекст

общественная жизнь; личная жизнь;
образование/профессиональная деятельность; научная деятельность

Мыслительная деятельность

(всего 4 деятельности): рассуждать; формулировать;
применять; интерпретировать.

Объект оценки (предметный
результат)

например, чтение графиков реальных зависимостей и
др.

Уровень сложности:

1 (низкий), 2 (средний) или 3 (высокий).

Формат ответа:

с развёрнутым ответом; с выбором ответа; с выбором
нескольких ответов (множественный выбор),  с кратким ответом.

Критерии оценивания:

(0,1 или 2 балла): полный ответ – 2 балла, частично верный ответ
– 1 балл, неверный ответ- 0 баллов.

Контекст
задания – это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в
задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными
аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей
математизации.

Математическое
содержание заданий в исследовании распределено по четырём категориям: изменение
и зависимости – задания, связанные с математическим описанием зависимости между
переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом; пространство
и форма – задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим
формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу;  количество – задания,
связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот
материал чаще всего относится к курсу арифметики; неопределённость и данные –
задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости,
которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности.

Для
описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем
используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать,
которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися: –
формулировать ситуацию на языке математики; – применять математические понятия,
факты, процедуры; – интерпретировать, использовать и оценивать математические
результаты

Читательская грамотность

Под читательской грамотностью
понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на
них, использования их содержания

Для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей
для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и
буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование
прочитанного для осуществления жизненных целей.

Характеристика
задания в формате
PISA по читательской грамотности

Область содержания

1.                
чтение для личных целей

2.                
чтение для общественных
целей

3.                
чтение для практических
целей

4.                
 чтение для получения
образования

межличностные отношения,
человек и природа, человек и технический прогресс, экологические проблемы,
здоровый образ жизни, безопасность, путешествия по родной земле, научные
открытия, выбор товаров и услуг, образование, великие люди нашей страны,
будущее и др.

Контекст

Образовательный, личный, общественный, практический

Тип текста

Сплошной:

1) описание (художественное и техническое);

2) повествование (рассказ, репортаж);

3) объяснение (объяснительное сочинение, определение
понятия, толкование слова, резюме/выводы, интерпретация);

4) аргументация (комментарий, обоснование);

5) инструкция (указание к выполнению работы;
правила, законы).

Несплошной:

1)     
графики; 2) диаграммы; 3) таблицы; 4)
карты, схемы;

5)
рисунки, фотографии, 6) формы (анкеты и др.); 7) информационные листы и
объявления.

Составной текст включают в
себя несколько текстов, каждый из которых был создан независимо от другого и
является связным и законченным.  

Объект оценки (предметный
результат)

Находить и извлекать информацию, интегрировать и
интерпретировать информацию, осмысливать и оценивать содержание и форму
текста, использовать информацию из текста

Уровень сложности:

1 (низкий), 2 (средний) или 3 (высокий).

Формат ответа:

с развёрнутым ответом; с выбором ответа; с выбором
нескольких ответов (множественный выбор),  с кратким ответом.

Критерии оценивания:

(0,1 или 2 балла): полный ответ – 2 балла, частично
верный ответ – 1 балл, неверный ответ- 0 баллов.

При описании разработанных заданий ситуация функционирования
текста, определяющая цель чтения, и тематика текста зафиксированы в такой
характеристике задания, как «Содержательная область оценки» (сначала указывается
ситуация, потом тематика).

Например: 4. Чтение для получения образования

4.1. Человек и природа

— чтение для личных целей (для себя): включает личные письма (в
том числе блоги, чаты, смс), художественную литературу, биографии и др.);

— чтение для общественных целей: включает официальные документы,
информацию разного рода о событиях общественного значения и др.;

— чтение для практических целей: тексты инструкции, информация о
товарах, услугах; реклама; путеводители; расписание движения транспорта; афиши
и т.п.;

— чтение для получения образования: включает учебную, справочную
литературу, научно-популярные тексты.

Объект оценки читательской
грамотности

1. Находить и извлекать информацию

1.1 Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент
текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)

1.2 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации

1.2.1 Находить и извлекать одну или несколько единиц информации,
расположенных в одном фрагменте текста

1.2.2 Находить и извлекать несколько единиц информации,
расположенных в разных фрагментах текста

1.3. Определять наличие/отсутствие информации

2. Интегрировать и интерпретировать информацию

2.1. Понимать фактологическую информацию (сюжет,
последовательность событий и т.п.)

2.2 Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную
мысль/идею, назначение текста)

2.3 Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе
контекста

2.4 Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями
(причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис –
пример, сходство – различие и др.)

2.5 Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом

2.6. Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей
текста

2.7 Понимать чувства, мотивы, характеры героев

2.8 Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию,
коммуникативное намерение) 3. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста

3.1 Оценивать содержание текста или его элементов (примеров,
аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора

3.2 Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.),
целесообразность использованных автором приемов

3.3Понимать назначение структурной единицы текста

3.4 Оценивать полноту, достоверность информации

3.5 Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких
текстах

3.6 Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по
вопросу, обсуждаемому в тексте

4. Использовать информацию из текста

4.1 Использовать информацию из текста для решения практической
задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых
знаний

4.2 Использовать информацию из текста для решения практической
задачи с привлечением фоновых знаний

4.3 Формулировать на основе полученной из текста информации
собственную гипотезу

4.4 Прогнозировать события, течение процесса, результаты
эксперимента на основе информации текста

4.5 Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому
же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из
одной предметной области в другую) 4.6 Выявлять связь между прочитанным и
современной реальностью

Финансовая
грамотность

Финансовая грамотность понимается нами как способность личности принимать разумные,
целесообразные решения, связанные с финансами, в различных ситуациях
собственной жизнедеятельности.

Характеристика
задания в формате
PISA по финансовой грамотности

Область содержания

деньги и денежные
операции; покупки; планирование и управление финансами; риски и
вознаграждения; финансовая среда (отдельные вопросы из области финансов).

доходы и расходы;
финансовое планирование и бюджет; личные сбережения; кредитование; инвестирование;
страхование; риски и финансовая безопасность; защита прав потребителей; общие
знания экономики и азы финансовой арифметики.

Контекст

образовательный и профессиональный (образование и
работа); • домашний и семейный (дом и семья); • личностный (личные траты,
досуг и отдых); • общественный (сообщество и гражданин сообщества).

Компетентностная область оценки

выявление финансовой информации; анализ информации в
финансовом контексте; оценка финансовых проблем;  применение финансовых
знаний.

Объект оценки (предметный
результат)

Необходимо обозначить российскую национальную валюту
и её графическое изображение; Предлагается выбрать объяснения, связанные с
использованием графических изображений валюты, Необходимо подсчитать, какая
сумма необходима для…, Предлагается из предложенного списка выявить траты,
совершаемые в личных целях, Предлагается выбрать из предложенного списка
траты, от которых можно было бы при определенных обстоятельствах отказаться,
и пояснить сделанный выбор; : Необходимо выбрать объяснения, которые бы
помогли понять, почему возникают проблемы с деньгами; Необходимо объяснить,
почему следует планировать траты карманных денег и др.

Уровень сложности:

1 (низкий), 2 (средний) или 3 (высокий).

Формат ответа:

с развёрнутым ответом; с выбором ответа; с выбором
нескольких ответов (множественный выбор),  с кратким ответом.

Критерии оценивания:

(0,1 или 2 балла): полный ответ – 2 балла, частично верный ответ
– 1 балл, неверный ответ- 0 баллов.

Область содержания «Деньги
и денежные операции» охватывает повседневные покупки товаров, платежи, расходы,
банковские карты, валюты. Вторая область «Планирование и управление финансами»
включает в себя задания, касающиеся семейного бюджета, планируемых расходов и
различных видов доходов (например, пособий, заработной платы и др.).
Содержательная область «Риски и вознаграждения» (в исследовании PISA это
ключевая область финансовой грамотности) ориентирует на управление финансами с
учётом двух видов рисков: первый представляет собой финансовые потери,
вызванные непредвиденными обстоятельствами (например, катастрофическим
бедствием), второй – риск, присущий финансовым продуктам (например, кредитным
соглашениям с переменной процентной ставкой или инвестиционным продуктам).
Содержательная Мониторинг формирования и оценки функциональной грамотности 4
стр. из 10 Финансовая грамотность область «Финансовая среда (Отдельные вопросы
из области финансов)» включает знание (понимание) правового статуса (прав и
обязанностей) потребителей финансовых продуктов, вопросов правового
регулирования отношений на финансовом рынке, последствий изменения
экономических условий и государственной политики. Например, последствий
изменения процентных ставок, инфляции, налогообложения, введения или отмены тех
или иных социальных пособий.

Выявление финансовой
информации осуществляется при работе с источниками финансовой информации (к
ним, в частности, относятся описания различных жизненных ситуаций, обращающихся
к определённым финансовым задачам человека). Анализ информации в финансовом
контексте осуществляется также на основе предъявляемых текстов (включая тексты,
введённые в иллюстрации, представленные в формате таблиц, рекламных призывов и
др.) и включает сравнение, противопоставление, синтез и экстраполяцию
(распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на
другую его часть или на всё явление в целом). Оценка финансовых проблем
сфокусирована на построении финансовых обоснований, объяснений, оценочных
суждений, обобщений, основанных на знании и понимании. Требования заданий на
применение финансовых знание можно условно разделить на две группы. Первая
включает в себя требования из категории «финансовая арифметика»: подсчитать,
сколько герой может получить по вкладу, каков будет остаток денежных средств
после совершения всех обязательных трат, какую сумму в рублях может получить
герой, совершив обмен валюты и т.д. Вторая группа, как правило, подразумевает
определение действий, которые следует предпринять в той или иной ситуации.

Естественнонаучная
грамотность

Естественнонаучная
грамотность
– способность использовать естественнонаучные
знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть
исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов,
основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания
окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность

человека, и для принятия соответствующих решений.

Характеристика
задания в формате
PISA по естественнонаучной грамотности

Область содержания (содержательная область оценки)

Содержательное знание,
знание научного содержания, относящегося к следующим областям: «Физические
системы», «Живые системы» и «Науки о Земле и
Вселенной».

Процедурное знание,
знание разнообразных методов, используемых для получения научного знания, а
также знание стандартных исследовательских процедур.

Контекст

личный (связан с самим
учащимся, его семьей, друзьями), местный/национальный (связан с
проблемами данной местности или страны) и глобальный (когда
рассматриваются явления, происходящие в различных уголках мира)

Компетентностная область оценки

научно объяснять явления; понимать основные
особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и
использовать научные доказательства для получения выводов.

Объект оценки (предметный
результат)

анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие
выводы; предлагать или оценивать способ научного исследования данного
вопроса; делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или
явления; вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания для
объяснения явления, распознавать и формулировать цель данного исследования;
делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
выдвигать объяснительные гипотезы и предлагать способы их проверки;
описывать и оценивать
способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и
достоверность объяснений.

Уровень сложности

1 (низкий), 2 (средний) или 3 (высокий).

Формат ответа

с развёрнутым ответом; с выбором ответа; с выбором
нескольких ответов (множественный выбор),  с кратким ответом.

Критерии оценивания

(0,1 или 2 балла): полный ответ – 2 балла, частично верный ответ
– 1 балл, неверный ответ- 0 баллов.

Соотношение содержательного и процедурного типов
знания в заданиях должно составлять примерно 50% : 50%.

 Оцениваемые компетенции, умения

Характеристика учебного задания, направленного на
формирование/оценку умения

1

Компетенция:
научное объяснение явлений

1.1

Применить соответствующие
естественнонаучные знания для объяснения явления

Предлагается описание
достаточно стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую
использовать программный материал.

1.2

Распознавать, использовать
и создавать объяснительные модели и представления

Предлагается описание
нестандартной ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для
получения

объяснения она должна быть
преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или
в модель, в которой

ясно прослеживаются нужные
взаимосвязи. Возможна обратная задача: по представленной модели узнать и
описать явление.

1.3

Делать и научно
обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления

Предлагается на основе понимания
механизма (или причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие
событий.

1.4

Объяснять
принцип действия технического устройства или технологии

Предлагается объяснить, на
каких научных знаниях основана работа описанного технического устройства или
технологии.

2

Компетенция: понимание
особенностей естественнонаучного исследования

2.1

Распознавать и
формулировать цель данного исследования

По краткому описанию хода
исследования или действий исследователей предлагается четко сформулировать
его цель.

2.2

Предлагать или оценивать
способ научного исследования данного вопроса

По описанию проблемы
предлагается кратко сформулировать или оценить идею

исследования, направленного
на ее решение, и/или описать основные этапы такого исследования.

2.3

Выдвигать объяснительные
гипотезы и предлагать способы их проверки

Предлагается не просто
сформулировать гипотезы, объясняющие описанное явление, но и обязательно
предложить возможные способы их проверки.

Набор гипотез может
предлагаться в самом задании, тогда учащийся должен предложить только способы
проверки.

2.4

Описывать и оценивать
способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность

данных и достоверность объяснений

Предлагается
охарактеризовать назначение того или иного элемента исследования, повышающего
надежность результата (контрольная группа, контрольный образец, большая
статистика и др.).
Или:
предлагается выбрать более надежную стратегию

исследования вопроса.

3

Компетенция: интерпретация
данных и использование научных доказательств для получения выводов

3.1

Анализировать,
интерпретировать данные и

делать соответствующие выводы

Предлагается формулировать
выводы на основе интерпретации данных,

представленных в различных
формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии,

географические карты,
словесный текст. Данные могут быть представлены и в сочетании форм.

3.2

Преобразовывать одну форму
представления данных в другую

Предлагается преобразовать одну форму

представления научной
информации в другую, например:
словесную в схематический рисунок, табличную форму в график или

диаграмму и т.д.

3.3

Распознавать допущения,

доказательства и
рассуждения в научных текстах

Предлагается выявлять и формулировать

допущения, на которых
строится то или иное научное рассуждение, а также характеризовать сами типы
научного текста: доказательство, рассуждение, допущение.

3.4

Оценивать c научной точки зрения аргументы и

доказательства из различных
источников

Предлагается оценить с
научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся
в различных источниках, например, научно-популярных текстах, сообщениях СМИ,
высказываниях людей.

Креативное мышление

Креативное мышление – это способность проуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и
эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения
воображения.

Характеристика
задания в формате
PISA по креативному мышлению

Область содержания (содержательная область оценки)

Креативное
самовыражение
: письменное или устное
словесное самовыражение; изобразительное и символическое самовыражение; 

Получение нового знания
/ креативное решение проблем:
решение
естественнонаучных и математических проблем;  решение социальных и
межличностных проблем.

Контекст

общественная жизнь; личная жизнь;
образование/профессиональная деятельность; научная деятельность

Компетентностная область оценки

Уточнение и совершенствование идеи, Выдвижение
разнообразных идей, Выдвижение креативных идей, Отбор креативных идей, Оценка
сильных и слабых сторон, Уточнение и совершенствование идеи

Объект оценки (предметный
результат)

Отбор креативных идей, Идеи изменений в сюжете произведений,
Умение оценить оригинальность чужих идей, придумать оригинальное
соревнование, Отбор креативной идеи – выбрать и указать, Придумать правила
для соревнования, Оценить предложенную идею, Доработка чужой идеи и др.

Уровень сложности:

1 (низкий), 2 (средний) или 3 (высокий).

Формат ответа:

Ответ может не приниматься (оценка 0 баллов),
приниматься частично (оценка 1 балл), приниматься полностью (оценка 2 балла).

Критерии оценивания:

Проверка ведется на
основе тщательно установленных и прописанных критериев

− разнообразия идей,

 − креативности
(понимаемой как адекватность предложенной ситуации, оригинальность и
ценность).

Письменное самовыражение
требует от учащихся продемонстрировать воображение и уважение к правилам и
условностям, которые делают создаваемые тексты понятными различным аудиториям.
В заданиях используются различные модели: (1) создание свободных высказываний и
текстов (с указанными ограничениями по объему); (2) выдвижение идей для
создания текстов на основе рассмотрения различных стимулов, таких как
рисованные мультфильмы без заголовков, фантастические иллюстрации или ряд
абстрактных картинок; (3) оценка креативности приводимых высказываний,
например, заголовков, историй, лозунгов и т.п.; (4) совершенствование
собственных или чужих текстов.

Визуальное самовыражение
предполагает, что учащиеся исследуют, экспериментируют и выражают различные
идеи с помощью разнообразных изобразительно-выразительных средств. В заданиях
используются различные модели: (1) выдвижение идей для своих проектов,
основываясь на заданном сценарии и исходных установках (например, на тех
деталях, которые должны быть включены в проект, или тех инструментах или
способах, которые необходимо использовать); (2) оценка креативности собственных
или чужих идей с позиций их ясности, привлекательности или новизны; (3)
совершенствование изображений в соответствии с данными инструкциями или
дополнительной информацией.

Решение социальных проблем
основано на способности учащихся сочувствовать, сопереживать потребностям
отдельных социальных групп, а также выявлять и оценивать эти потребности;
распознавать образцы и выдвигать идеи, имеющие смысл для данной группы,
предлагать инновационные и одновременно функциональные решения. В заданиях
используются различные модели: (1) погружение в проблему, имеющую социальный
фокус; (2) выдвижение различных идей для решения социальных проблем, отвечающих
заданному сценарию; (3) оценка оригинальности, эффективности и осуществимости собственных
или чужих решений; (4) вовлечение в непрерывный процесс построения знания и
совершенствования решения.

Креативное мышление в области
точных наук может проявлять себя разными способами: в виде новой идеи,
привносящей вклад в научное знание; в виде замысла эксперимента для проверки
гипотезы; в виде развития научной идеи; в виде изобретения, имеющего прикладную
ценность; в виде планирования новых областей применения научной / инженерной
деятельности. Несмотря на значительное пересечение с естественнонаучными
умениями и навыками, креативное мышление в области точных наук больше
сфокусировано (1) на процессе выдвижения новых идей, а не на применении уже
известных знаний; (2) на оригинальности предлагаемых подходов и решений (при условии,
что ответы имеют смысл и ценность); (3) на открытых проблемах, допускающих
альтернативные решения и потому требующих серии приближений и уточнений; (4) на
способах и процессе получения решения, а не на ответе.

Задания делятся на группы:
•задания, требующие использования художественных средств — словесных и
изобразительных (далее используются термины «задания на вербальное
самовыражение» и «задания на визуальное самовыражение»), •задания на разрешение
проблем — социальных и научных.

Для оценки способности
выдвигать креативные идеи используются следующие три критерия: 1)
правомерность, адекватность ответа заданию; 2) оригинальность; и 3) значимость,
полезность, ценность ответа. В заданиях на визуальное самовыражение креативный
ответ — это, как правило, решение, способное привлечь к себе внимание, изящное,
тщательно отработанное и, конечно, оригинальное, необычное. Креативным решением
социальной проблемы считается не просто оригинальное, но и эффективное,
работающее и малозатратное решение. Критерий креативности может различаться
даже в рамках одной и той же области, в зависимости от специфики задания. Так,
в одних заданиях на словесное самовыражение в ответе ценится прежде всего
художественный вымысел (как, например, при создании рассказа), а в других —
юмор (например, например, когда требуется придумать название мультфильма).

Глобальные
компетенции

Глобальная компетентность
рассматривается на международном уровне как «многомерная» цель обучения на
протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность — человек, который
способен воспринимать местные и глобальные проблемы и вопросы межкультурного
взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения,
успешно и уважительно взаимодействовать с другими людьми, а также ответственно
действовать для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Глобальную компетентность (глобальные компетенции) можно рассматривать как
специфический обособленный ценностно-интегративный компонент функциональной
грамотности, имеющий собственное предметное содержание, ценностную основу и
нацеленный на формирование универсальных навыков (soft skills).

Данное выше определение
отражает следующие особенности глобальной компетентности: а) динамизм
содержания под воздействием постоянно изменяющегося мира; б) осознание
взаимосвязи и взаимопроникновения локального и глобального; в) включение в
контент глобальной компетенции представлений о межкультурных взаимодействиях;
г) деятельностная направленность; д) коммуникативная Мониторинг формирования и
оценки функциональной грамотности. Глобальные компетенции направленность; е)
ценностная основа.

Характеристика
задания в формате
PISA по глобальным компетенциям

Область содержания

Основные причины
возникновения глобальных проблем. Человек и природа (аспект: экологический
кризис и его причины).

Здоровье (аспект:
глобальные проблемы и основы здорового образа жизни).

Мониторинг формирования
и оценки функциональной грамотности 

 Глобальные компетенции

Традиции и обычаи
(аспект: понимание необходимости межкультурного диалога).

Права человека
(аспекты: равноправие, противостояние политическому, расовому, гендерному,
религиозному и другим видам неравенства).

Семья (аспект: роль
семьи в жизни общества).

Образование как
ценность и право.

Контекст

общественная жизнь; личная жизнь;
образование/профессиональная деятельность; научная деятельность

Объект оценки

1. Указывать причины существования проблемы
(явления, действия, взаимодействия и пр.) с опорой на представленную
информацию и контекстные знания.

2. Приводить адекватные аргументы о возможных
перспективах развития проблемы (явления, действия, взаимодействия и пр.) с
опорой на представленную информацию и контекстные знания.

3. Оценивать информацию о проблеме (явлении,
действии, взаимодействии и пр.) с точки зрения выбора источников.

4. Оценивать информацию о проблеме (явлении,
действии, взаимодействии и пр.) с позиций внутренней целостности,
непротиворечивости объективным данным и личному опыту.

5. Объяснять сходства и различия в оценке проблемы,
явления, действия, взаимодействия, обусловленные культурными и иными
особенностями и традициями.

Компетентностная область оценки

 Осознание межкультурных различий, взаимопонимание;
осознание и понимание глобальных проблем; осознание межкультурных различий,
взаимопонимание и др.

Уровень сложности:

1 (низкий), 2 (средний) или 3 (высокий).

Формат ответа:

с развёрнутым ответом; с выбором ответа; с выбором
нескольких ответов (множественный выбор),  с кратким ответом.

Критерии оценивания:

(0,1 или 2 балла): полный ответ – 2 балла, частично верный ответ
– 1 балл, неверный ответ- 0 баллов.

Требования
к разрабатываемым заданиям.

1.
Учащимся предлагаются не учебные задачи, а контекстуальные, практические
проблемные ситуации. Контекст, в рамках которого предложена проблема, должен
быть действительно жизненным, а не надуманным. Ситуации должны быть
характерными для повседневной учебной и внеучебной жизни учащихся (например,
связаны с личными, школьными или общественными проблемами, как это понимается в
концепции PISA). Поставленная проблема должна быть нетривиальной, интересной и
актуальной для учащихся того возраста, на который она рассчитана.

2.
Для выполнения задания требуется холистическое, т.е. целостное, а не
фрагментарное, применение учебных предметов. Это означает, что требуется
осуществить весь процесс работы над проблемой: от понимания, включая
формулирование проблемы на языке математики, через поиск и осуществление её решения,
до сообщения и оценки результата, а не только часть этого процесса.

3.
Концептуальная область оценки, описывается в соответствии с концепцией
PISA-2021.

4.
Для выполнения заданий требуются знания и умения из разных разделов учебных
предметов основной школы, соответствующие темам, выделенным в PISA, и
планируемым результатам в объёме ФГОС ООО и Примерной основной образовательной
программы.

5.
Используется следующая структура задания: даётся описание ситуации (введение в
проблему), к которой предлагаются один (два) связанных с ней вопроса.

6.
Введение в проблему представляет собой небольшой вводный текст, мотивирующего
характера, который не содержит лишней информации, не связанной с заданием или
не принципиальной для ответа на поставленные далее вопросы. Введение не должно
содержать информацию, которая носит отвлекающий характер. Важно: уровень
овладения читательской грамотностью не должен отражаться на проверке
математической грамотности и т.п. Информация, сообщаемая в задании, даётся в
различных формах: числовой, текстовой, графической (график, диаграмма, схема,
изображение и др.), она может быть структурирована и представлена в виде
таблицы. Наличие визуализации обязательно.

7.
Используются задания разного типа по форме ответа: с выбором одного или
нескольких верных ответов из предложенных альтернатив; со свободным кратким
ответом в форме конкретного числа, одного двух слов; со свободным полным
ответом, содержащим запись решения поставленной проблемы, построение заданного
геометрического объекта, объяснение полученного ответа

Алгоритм
разработки задания в формате
PISA

Определите область содержания, которую необходимо проверить
Конкретизируйте объект оценки
Создайте проблемную ситуацию,Визуализируйте проблемную ситуацию,Определитесь с уровнем задания,Определитесь с формой ответа на задание
Сформулируйте вопросы к проблемной ситуации, направленные на объект оценки,Проработайте все способы решения проблемной ситуации
Пропишите критерии оценивания
Пропишете контекст задания,Уточните характеристики при необходимости

Курсы: «Международное исследование качества образования (PISA) как фактор развития компетенций педагога»

Тема: «Разработка кейсов заданий PISA»

Руководитель группы: Филиппов В.И.

Авторский коллектив:

Васькина Ю.Ю.

Голышева Т.А.

Минаева Г.П.

г.о.Кашира

МБОУ «СОШ №4»

2020г

I.Читательская грамотность

Задание1.ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА – ПРИРОДНОЕ СОКРОВИЩE

Галапагосские острова расположены в Тихом океане, в 972 км западнее побережья Южной Америки. Вулканического происхождения архипелаг, состоящий из 19 островов, 13 из которых – основные, является самым популярным регионом Республики Эквадор и одним из крупнейших и значимых заповедников в мировом масштабе. Галапагосские острова примечательны великолепием природы, разнообразием флоры и фауны. Эти острова часто называют «живой лабораторией», потому что у них много потенциала для научных исследований. Так как острова расположены рядом с экватором, острова получают достаточно солнечного света, а сильные океанские течения обеспечивают присутствие прохладных бризов. Для многих видов растений и животных такие условия являются прекрасной средой обитания. Именно здесь Чарлз Дарвин разработал теорию эволюции путем естественного отбора. Многочисленные туристы, неутомимые исследователи таинственного и любители экстремальных видов спорта стремятся побывать в этом живописном солнечном крае, покоряющем сердца своими чистейшими песчаными пляжами. На протяжении веков галапагосские животные эволюционировали без вмешательства и истребления со стороны человека и, таким образом, животные не боятся присутствия человека в отличие от большинства животных мира. Животные, обитающие на островах, часто сами подходят к людям! Такое поведение позволяет сделать потрясающие фотографии, но оно также и подвергает животных опасности. В течение долгого времени экосистема Галапагосских островов подвергалась опасности из-за человеческой деятельности на территории архипелага. Урон, нанесенный экосистеме, привел к негативным последствиям для популяций многих галапагосских животных. К счастью, благодаря труду исследователей, преданных своему делу, экосистема постепенно восстанавливается.

Рецензентам:

В качестве нашего проекта мы создали сайт для новой организации: Природоохранное общество Галапагоса. Членами общества являются ученые и граждане Эквадора, обеспокоенные будущим экосистемы Галапагоса. Мы не закончили все страницы сайта, но мы будем благодарны вам за проверку и отзыв о готовых страницах. Мы также хотели бы, чтобы вы ответили на несколько вопросов, чтобы убедиться в том, что на сайте размещено достаточно информации.

ЖИВОТНЫЕ

Узнайте интересные факты о местных видах животных Галапагосских островов! Скоро: еще больше животных!

Название: галапагосская черепаха

Охранный статус: уязвимый

Гигантские черепахи могут прожить более 100 лет и весить более 230 килограмм. Они питаются разнообразными растениями и могут прожить целый год без еды и воды.

Название: морская игуана

Охранный статус: уязвимый

Морские игуаны в основном питаются найденными в океане водорослями. Они проводят столько времени в океане, что соленая вода накапливается в их туловищах. Морские игуаны чихают и избавляются от нее, выталкивая ее из ноздрей.

Название: галапагосский нелетающий баклан

Охранный статус: уязвимый

Галапагосские нелетающие бакланы не умеют летать, но они прекрасные пловцы. Они могут погружаться под воду в поисках еды на более чем 3 минуты на расстоянии до 100 метров от берега. В их единственной среде обитания – на Галапагосских островах – их осталось меньше 2000.

ОХРАНА ПРИРОДЫ

На Галапагосских островах действуют различные природоохранные программы. Следите за обновлениями этой страницы и узнавайте о новых успешных программах!

Программа сохранения черепах.

К 1965 году популяция гигантских черепах значительно уменьшилась, и несколько видов черепах исчезли. Люди, которые посещали и селились на островах, привозили с собой паразитных видов животных, например, крыс, которые охотились на черепашьи яйца и маленьких черепах. Черепахам стало практически невозможно дожить до зрелого возраста в дикой природе. В связи с этим специалисты по охране природы запустили программу по размножению, которая спасла бы оставшихся черепах от исчезновения. Сначала взрослых черепах перевозили в места, где они могли бы откладывать яйца в безопасности вдали от крыс и других хищников. Когда черепахи становились достаточно большими для того, чтобы защитить себя, их возвращали обратно на их родной остров. На их панцирях были нарисованы числа, что позволяло наблюдать за тем, как они росли в своих естественных природных условиях. Такая программа по сохранению черепах была особенно важна для поддержания и увеличения популяций черепах, но пока гигантские черепахи размножаются с помощью человека, они считаются исчезнувшими видами в дикой природе.

Остров Пинсон – история успеха. Специалисты по охране природы пришли к выводу, что на острове Пинсон нужен был другой подход к восстановлению размножающейся популяции гигантских черепах. Из-за огромной популяции инвазивных черных крыс черепахи практически не доживали до зрелого возраста на острове. Единственным выходом из данной ситуации было истребление крыс. В противном случае черепахи не могли бы вылупиться и провести первые годы своей жизни в безопасности в естественной среде обитания. Масштабная программа по истреблению крыс была запущена на острове в 2012 году. С вертолетов было сброшено более 20 000 килограмм яда. Яд был привлекателен для крыс, но не для местных видов животных. Вскоре после этого остров Пинсон был объявлен свободным от крыс. Дополнительные доказательства успеха программы появились в декабре 2014 года. Группа ученых обнаружили только что вылупившихся в дикой местности черепах! Принимая во внимание эту вселяющую надежду находку, можно сделать вывод о том, что популяция черепах на острове Пинсон может поддерживать свое существование самостоятельно.

ВОЛОНТЕРСТВО

Эта страница находится в разработке.

Здесь будет описание видов добровольной деятельности, а также безопасный способ

перечисления пожертвований для общества.

Вопрос 1: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Чем питаются морские игуаны?

A. Разнообразными растениями.

B. Яйцами черепах.

C. Водорослями.

D. Мелкой рыбой.

Вопрос 2: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Согласно информации на странице «Охрана природы» что было главной целью введения

программы по размножению черепах?

A. Спасение черепах от исчезновения.

B. Наблюдение за ростом черепах.

C. Защита черепашьих яиц от хищников.

D. Долгосрочное наблюдение за черепахами.

Вопрос 3: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Что общего у галапагосской черепахи, морской игуаны и галапагосского нелетающего

баклана?

A. Их еда находится в океане.

B. Они питаются одинаковой пищей.

C. Они долго живут.

D. Их популяции находятся под угрозой.

Вопрос 4: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

На странице «Охрана природы» приведены два примера программ для защиты гигантских черепах. В чем заключается основное различие между подходами этих двух программ?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вопрос 5: ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

После проверки сайта вы решаете отправить Алехандро и Кристине список идей, которые

сделали бы сайт более достоверным. Какие из изменений, предложенных в таблице ниже,

сделали бы сайт более достоверным для людей, которые хотят узнать об островах и

Природоохранном обществе Галапагоса? Обведите «Да» или «Нет» для каждого изменения.

Делает ли данное изменение сайт более достоверным?

1)Разместить положительные отзывы от туристов, побывавших на Галапагосских островах. Да / Нет

2)Использовать больше подзаголовков. Да / Нет

3)Цитировать авторитетные источники. Да / Нет

4)Добавить описание и цели Природоохранного общества Галапагоса. Да / Нет

Задание 2. ГРАФФИТИ

— Я киплю от злости, потому что уже в четвертый раз стену школу очищают и перекрашивают, чтобы избавиться от граффити. Творчество – это великолепно, но люди должны найти такой способ самовыражения, который не понесет за собой лишний ущерб для общества. Зачем наносить удар по репутацию молодежи своими рисунками в запрещенных местах? Профессиональные художники не выставляют свои картины на улицах, не так ли? Вместо этого они находят спонсирование и становятся известными через официальные выставки. На мой взгляд, даже заборы и лавочки в парках – произведения искусства сами по себе. Разве не жалко портить эту архитектуру росписями? Более того, используемый для этого метод разрушает озоновый слой. На самом деле, я не понимаю, почему эти псевдо-художники так злятся, когда их «художественные произведения» убирают с глаз долой снова и снова.

(Ольга)

— О вкусах не спорят. Общество переполнено информацией и рекламой. Логотипы торговых компаний, названия магазинов. Огромные навязчивые афиши на улицах. Они допустимы? Да, в большинстве своем. А граффити приемлемы? Тут мнения расходятся. Кто платит за эти граффити? А кто, в конце концов, платит за рекламу? Правильно. Потребитель. Люди, которые устанавливали рекламные щиты, спрашивали вашего разрешения? Нет. А почему тогда люди, занимающиеся граффити, должны вас спрашивать? Разве это не просто вариант общения – ваше собственное имя, названия банд и большие произведения искусства на улицах? Вспомните полосатую и клетчатую одежду, которая появилась в магазинах пару лет назад. А горнолыжные костюмы. Узоры и цвета были позаимствованы прямо с разноцветных бетонных стен. Странно, что эти узоры и цвета нравятся и приняты обществом, а граффити в том же стиле считаются ужасными. Да, искусство нынче переживает тяжелые времена.

(Софья)

Эти два письма о граффити взяты из Интернета.

Граффити – это незаконные рисунки и надписи на стенах или в любых других местах.

Для ответа на последующие вопросы обратитесь к письмам еще раз.

Вопрос 1: ГРАФФИТИ

Укажите цель этих писем:

A. Объяснить, что такое граффити.

B. Выразить мнение по поводу граффити.

C. Рассказать о популярности граффити.

D. Рассказать людям, как много средств тратится на удаление граффити.

Вопрос 2: ГРАФФИТИ

Почему Софья ссылается на рекламу?

……………………………………………………………………………………………………………………………………..

……………………………………………………………………………………………………………………………………..

Вопрос 3: ГРАФФИТИ

С кем из авторов вы согласны (с Ольгой или Софьей)? Объясните ваш выбор своими

словами, опираясь на содержание одного или обоих писем.

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

Вопрос 4: ГРАФФИТИ

То, о чем говорится в письме, — это его содержание.

Способ написания письма — это его стиль.

Вне зависимости от того, с каким письмом вы согласны, по вашему мнению, какое письмо

написано лучше? Объясните свое мнение, ссылаясь на способ написания (стиль) одного

или двух писем.

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

………………………………………………………………………………………………………………………………………

Критерии оценивания

Задание

Критерии оценивания

Уровень сложности

Цель вопроса

ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 1

1 балл: С. Водорослями.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.

Уровень сложности 1в

Поиск и выбор нужного текста

ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 2

1балл: А. Спасение черепах от исчезновения.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.

Третий уровень сложности

Поиск и выбор нужного текста

ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 3

1балл: D. Их популяции находятся под угрозой.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.

Четвертый уровень сложности

Интеграция и генерация выводов

ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 4

2 балла: Дается ответ, в котором указано, что в рамках одной программы в центре внимания находилось размножение местных видов, а в рамках другой – истребление инвазивных видов.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.

Шестой уровень сложности

Интеграция и генерация выводов

ГАЛАПАГОССКИЕ ОСТРОВА

Вопрос 5

2 балла: Четыре правильных ответа в следующем порядке: Нет, Нет, Да, Да.

1 балл: Указаны любые два правильных ответа

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.

Пятый уровень сложности

Оценка качества и достоверности

ГРАФФИТИ

Вопрос 1

1 балл: ответ: B. Выразить мнение по поводу граффити.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.

Второй уровень сложности

Формирование широкого понимания: определение цели текста

ГРАФФИТИ

Вопрос 2

2 балла: Говорится, что проводится сравнение между граффити и рекламой. Ответ соответствует идее о том, что реклама – законная форма граффити.

 Чтобы показать, что реклама может так же глубоко проникать во все сферы нашей жизни, как и граффити.

 Потому что некоторые люди считают, что реклама так же безобразна, как и граффити.

 Таким способом она демонстрирует, что реклама – легальная форма граффити.

 Она считает, что реклама и граффити похожи.

 Потому что вашего разрешения никто не спрашивает при установке рекламных щитов.

[Сравнение рекламы и граффити выражено косвенно.]

 Потому что реклама размещается в обществе без спроса. Граффити таким же способом.

 Потому что рекламные щиты, по сути, те же граффити. [Минимально допустимый ответ. Сходство осознается, но его суть не объясняется.]

 Потому что это другая форма выставки.

 Потому что рекламщики размещают плакаты и постеры на стенах, поэтому она считает, что это те же граффити.

 Потому что она тоже размещается на стенах.

 Потому что на них одинаково и приятно, и неприятно смотреть.

 Она ссылается на рекламу, так как в отличие от граффити она считается допустимой.

[Подразумевается сходство граффити и рекламы на основе противоположного

отношения к ним.]

ИЛИ: Говорится, что ссылка на рекламу – это стратегия по защите граффити.

 Для того, чтобы в результате мы поняли, что граффити законно, несмотря ни на что.

0 баллов: Дается недостаточный или расплывчатый ответ.

 Это способ выражения ее точки зрения.

 Потому что она хочет. Вот и ссылается на рекламу для примера.

 Это стратегия.

 Логотипы компаний и названия магазинов.

ИЛИ: Просматривается нечеткое понимание материала или дается недостоверный или

неуместный ответ.

 Она описывает граффити.

 Потому что люди наносят граффити на рекламу.

 Граффити – это способ рекламы.

 Потому что граффити – это реклама определенного человека или банды. [Сравнение имеет неверную направленность, то есть говорится, что граффити – форма рекламы,

а не наоборот.]

ИЛИ отсутствие ответа.

Четвертый уровень сложности

Интерпретация: формулирование вывода о предполагаемой связи

ГРАФФИТИ

Вопрос 3

2 балла: Объясняется точка зрения через обращение к содержанию одного или же обоих

писем. Может быть выражена общая позиция (например, за или против) или показана

детальная аргументация. Обоснование мнения должно быть убедительным. Оно

может быть представлено в виде пересказа части письма, но не должно быть

полностью или в большинстве своем скопировано без изменений или добавлений.

 Я согласен(-на) с Ольгой. Граффити незаконно. Следовательно, оно приравнивается к вандализму.

 С Ольгой, потому что я против граффити. [Минимальный допустимый ответ]

 С Софьей. Я считай лицемерием штрафовать за граффити, а потом делать деньги на их дизайнах и идеях.

 Я в какой-то степени согласен(-на) с обеими девушками. Действительно, незаконно рисовать на стенах в общественных местах, но тогда у художников должна быть возможность рисовать где-то еще, на специально отведенных для этого территориях.

 С Софьей, потому что она заботится об искусстве.

 Я согласен(на) с обеими девушками. Граффити – это плохо, но реклама – это так же плохо. Поэтому я не хочу лицемерить.

 С Ольгой, потому что мне тоже не нравится граффити. Однако я могу понять Софью, которая заступается за людей, которые делают то, во что верят.

 С Ольгой, потому что действительно обидно, что своими рисунками в запрещенных местах они наносят удар по репутации молодежи. [Ответ на грани: прямая цитата, включенная в другой текст.]

 С Софьей. Абсолютно верно, что узоры и цвета заимствуются прямо из нарисованных

граффити и позже попадают в магазины. То есть эти цвета и узоры принимаются людьми, которые считают граффити ужасными. [Объяснение – комбинация фраз из письма Софьи, но способ их постановки и преобразования в одно целое указывает на то, что текст был хорошо понят.]

0 баллов: Обоснование своей точки зрения осуществляется через использование прямой цитаты (с кавычками или без них).

 С Ольгой, так как я тоже считаю, что люди должны найти такой способ самовыражения, который не понесет за собой лишний ущерб для общества.

 С Ольгой. Зачем наносить удар по репутацию молодежи своими рисунками в запрещенных местах?

ИЛИ: Дается неполный или расплывчатый ответ.

 С Софьей, так как письмо Ольги не имеет обоснованной аргументации. (Софья проводит сравнение с рекламой и т.д.) [Ответы сконцентрированы на стиле или качестве аргументов.]

 С Ольгой, потому что ее письмо содержало больше деталей. [Ответы сконцентрированы на стиле или качестве аргументов.]

 Я согласен(-на) с Ольгой. [Нет аргументов.]

 С Ольгой, потому что я могу понять, почему она так думает. Но Софья тоже права. [Нет аргументов.]

ИЛИ: Просматривается нечеткое понимание материала или дается недостоверный или неуместный ответ.

 Я больше согласен(-на) с Ольгой. Кажется, что Софья не совсем уверена в том, что она говорит.

 С Ольгой, так как она думает, что у некоторых людей есть талант. [Неправильное

толкование письма Ольги.]

ИЛИ отсутствие ответа.

Шестой уровень сложности

Анализ содержания текста: обоснование своей точки зрения

ГРАФФИТИ

Вопрос 4

2 балла: Мнение объясняется через обращение к стилю или форме одного или же двух писем.

Затрагиваются такие критерии, как стиль написания, построение аргументации,

убедительность аргументов, тон, стратегии убеждения читателей. Такие

высказывания как «аргументы представлены лучше» должны быть обоснованы.

 Письмо Ольги. Она дала много пунктов для размышления и упомянула ущерб, который люди, рисующие граффити, наносят окружающей среде. Я думаю, это очень важно.

 Письмо Ольги было более убедительным, так как она обращалась напрямую к людям,

рисующим граффити.

 Я считаю, письмо Ольги было лучшим из этих двух. Мне кажется, Софья была немного предвзятой.

 Я считаю, что Софья дала очень мощные аргументы, а письмо Ольги намного лучше построено.

 Письмо Софьи, так как она никому его не адресовала, а просто выражала свое мнение.

[Выбор объясняется при помощи ссылки на качество содержания. Объяснение четкое, если его интерпретировать, как «ни на кого не нападает».]

 Мне нравится письмо Ольги. Она очень убедительно выражает свое мнение.

0 баллов: Суждение в виде согласия или несогласия с позицией авторов писем или просто пересказ их содержания ИЛИ отсутствие ответа.

 Письмо Ольги. Я согласен(-на) со всем, что она сказала.

 Письмо Ольги было лучше. Граффити – это дорого. Вдобавок, это трата времени. Все как она и сказала.

ИЛИ: Суждение без соответствующих объяснений.

 Письмо Софьи было лучшим.

 Письмо Софьи было легче читать.

 У Ольги доводы были сильнее.

ИЛИ: Просматривается нечеткое понимание материала или дается недостоверный или

неуместный ответ.

 Письмо Ольги написано лучше. Она работает с проблемой шаг за шагом, а затем

логически приходит к выводам.

 Письмо Софьи, потому что она держит при себе свое мнение вплоть до конца письма.

ИЛИ отсутствие ответа.

Шестой уровень сложности

Анализ формы текста: оценка качества двух писем

II.Математическая грамотность

Задание 3.ПИНГВИНЫ

Фотограф-анималист Джин Баптист отправился в годичную экспедицию и сделал множество фотографий пингвинов и их птенцов. Особенно его интересовал рост размеров различных колоний пингвинов.

Вопрос №1

Как правило, каждый год пара пингвинов производит два яйца. Обычно выживает только птенец из более крупного яйца. У хохлатых пингвинов первое яйцо весит приблизительно 78 г, а второе яйцо — примерно 110 г. На сколько процентов второе яйцо тяжелее первого?

A. 29%

B. 32%

C. 41%

D. 71%

Вопрос № 2

Джин задается вопросом, о том, как изменится размер колонии пингвинов в течение следующих нескольких лет. Он делает следующие предположения:

• в начале года колония состоит из 10 000 пингвинов (5 000 пар);

• каждый год весной каждая пара пингвинов выращивает одного птенца;

• к концу года 20% всех пингвинов (взрослых и птенцов) умирают.

Сколько пингвинов (взрослых и птенцов) будет в колонии в конце первого года?

Количество пингвинов: ………………………….

Решение:…………………

Вопрос №3

Джин предполагает, что колония будет продолжать расти следующим образом:

• в начале каждого года колония состоит из равного числа самцов и самок, которые

образуют пары;

• каждый год весной каждая пара пингвинов выращивает одного птенца;

• к концу каждого года 20% всех пингвинов (взрослых и птенцов) умирают;

• годовалые пингвины также будут выращивать птенцов.

Исходя из данных предположений, вычислите, какая из приведенных ниже формул

описывает количество пингвинов в колонии Р через 7 лет.

A. P = 10 000 x (1.5 x 0.2)7

B. P = 10 000 x (1.5 x 0.8)7

C. P = 10 000 x (1.2 x 0.2)7

D. P = 10 000 x (1.2 x 0.8)7

Задание 4. Багаж в Аэропорту

И ван Иванович летит в отпуск на самолете авиакомпании «Сокол». Он узнал, что в салон самолета можно взять ручную кладь весом не более 7 кг. Также в стоимость билета входит 1 место багажа весом до 20 кг.

За каждый «лишний» килограмм сверх двадцати, нужно заплатить 300 р. (вес округляется в большую сторону до кг). Или можно оформить одно или несколько дополнительных мест багажа. Дополнительное место – один предмет весом до 20 кг – стоит 1000 р.

Прибыв в аэропорт, Иван Иванович взвесил каждый предмет своего багажа.

► Чемодан 19 кг 900 г

► Рюкзак 3 кг 900 г

► Коробка 4 кг 500 г

► Ноутбук 1 кг 800 г

Вопрос 1. Какие предметы может взять с собой в салон самолета Иван Иванович?

Укажите все возможные варианты набора предметов. Ответ: ___

Вопрос 2. Как Ивану Ивановичу поступить с багажом, который нельзя взять в

салон самолета? Какое решение будет более выгодным Ивану Ивановичу?

Объясните свой ответ: _________________

Критерии оценивания

Задание

Критерии оценивания

Уровень сложности

Цель вопроса

ПИНГВИНЫ

Вопрос 1

1 балл: С. 41%

0 баллов: другие ответы.

Третий уровень сложности

Описание: вычислить проценты в рамках контекста ситуации.

Область математического содержания: количество.

Контекст: научный.

Познавательная деятельность: применение.

ПИНГВИНЫ

Вопрос 2

2 балла: приведён верный ответ (12000) с подробным решением;

1 балл: ответ:12 000

0 баллов: Другие ответы ИЛИ ответ отсутствует.

Решение:

1) 10000+5000=15000(п.) всего взрослых и птенцов

2) 15000*0,2=3000(п.) умрут за год

3) 15000-3000=12000(п.) будет через год

Ответ:12000 пингвинов.

Пятый уровень сложности

Описание: проанализировать реальную ситуацию для расчета конкретного числа,

основываясь на изменениях, а также учитывая процентное увеличение / уменьшение.

Область математического содержания: количество.

Контекст: научный.

Познавательная деятельность: формулировать.

ПИНГВИНЫ

Вопрос 3

1 балл: B. P = 10 000 x (1.5 x 0.8)7

0 баллов: Другие ответы.

Шестой уровень сложности

Описание: проанализировать ситуацию и выбрать подходящую математическую модель.

Область математического содержания: изменение и зависимости. Контекст: научный.

Познавательная деятельность: формулировать.

Багаж в Аэропорту

Вопрос 1

2 балла – приведены два верных ответа: «коробка и ноутбук» и «рюкзак и

ноутбук» и не указан неверный ответ; также принимаются дополнительно к

этим ответы: «только ноутбук», «только коробка», «только рюкзак»;

1 балл – приведен один из верных ответов и не приведен неверный ответ;

0 баллов — другой ответ ИЛИ ответ отсутствует.

Третий уровень сложности

Описание: сравнивать величины;

выполнять прикидку результата сложения двух или

нескольких величин,

обосновывать

Область математического содержания: Количество

Контекст: Личная жизнь

Познавательная деятельность: Формулировать

Багаж в Аэропорту

Вопрос 2

2 балла – дан верный ответ: «Сдать в багаж чемодан и оплатить второе место

багажа» и дано объяснение: Осталась коробка. За нее нужно заплатить или

1500 р. (по 300 р. за 5 кг) или 1000 р. за дополнительное место багажа.

Дешевле оплатить второе место багажа.

ИЛИ: Остался рюкзак. За него нужно заплатить или 1200 р. (по 300 р. за 4 кг)

или 1000 р. за дополнительное место багажа. Выгоднее оплатить второе

место багажа.

1 балл – дан верный ответ: «Сдать в багаж чемодан и оплатить второе место

багажа», а объяснение, неполное, но не содержит неверных утверждений,

или объяснение не приведено;

0 баллов — другой ответ ИЛИ ответ отсутствует.

Четвертый уровень сложности

Описание: сравнивать величины; округлять величины;

выполнять прикидку результата сложения двух или

нескольких величин,

обосновывать Область математического содержания: Количество

Контекст: Личная жизнь

Познавательная деятельность: Рассуждать

III.Естественнонаучная грамотность

Задание 1. ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИИ

Многие верят, что в будущем в качестве источников энергии для производства электричества вместо нефти и угля будут использоваться ветроустановки. Механизмы, продемонстрированные на картинке ниже, представляют собой ветряные мельницы c лопастями, приводимыми в движение ветром. Данные вращения производят электричество при помощи генераторов, которые активируются ветряными мельницами.

Ветроэлектростанция

Вопрос 1:

Графики ниже демонстрируют среднюю скорость ветра в четырех разных местностях в течение года. На каком из графиков указано самое подходящее место для установки ветроэлектростанции с целью производства электричества?

Вопрос 2:

Чем сильнее ветер, тем быстрее скорость вращения лопастей и мощнее производство электроэнергии. Однако в реальной ситуации прямое отношение между скоростью ветра и электроэнергией отсутствует.

Ниже перечислены четыре необходимые условия работы при генерации электроэнергии на реальной ветроэлектростанции.

Лопасти ветряной мельницы начинают вращаться, когда скорость ветра достигает V1.

Производство электроэнергии достигает максимума (W), когда скорость ветра равняется V2.

В целях безопасности лопасти не могут достичь скорости, превышающей ту, которую они развивают при скорости ветра равной V2.

Лопасти прекращают вращение при скорости ветра равной V3.

Какой из графиков наиболее точно показывает отношение между скоростью ветра и производством электроэнергии в рамках данных условий работы?

Вопрос 3:

Чем больше высота, тем медленнее вращение лопастей ветряных мельниц при неизменной скорости ветра.

Какое из утверждений наилучшим образом обосновывает медленное вращение лопастей ветряных мельниц в более высокой местности

при неизменной скорости ветра?

A. Плотность воздуха уменьшается по мере увеличения высоты. B. Температура снижается по мере увеличения высоты.

C. Сила притяжения уменьшается по мере увеличения высоты.

D. В более высокой местности чаще идут дожди.

Вопрос 4:

Приведите одно значимое достоинство и один значимый недостаток использования ветряной энергии для производства электричества в сравнении с использованием ископаемого топлива, например, угля и нефти.

Достоинство: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………

Недостаток: ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

………………………………………………………………………………………………………

Критерии оценивания

Задание

Критерии оценивания

Уровень сложности

Цель вопроса

Вопрос 1

1 балл: С.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.

Уровень сложности низкий

Поиск и выбор нужного графика

Вопрос 2

1балл: В.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.

Низкий уровень сложности

Поиск и выбор нужного графика

Вопрос 3

1балл: А. Плотность воздуха уменьшается по мере увеличения высоты.

0 баллов: Другие ответы ИЛИ отсутствие ответа.

Средний

уровень сложности

Интеграция и генерация выводов

Вопрос 4

2 балла: Приводится одно значимое достоинство и один значимый недостаток.

Комментарий по оценке: возможно, затраты на ветряные мельницы могут быть восприняты как преимущество или недостаток в зависимости от рассматриваемого аспекта (например, организационные расходы или текущие расходы). Таким образом, упоминание «стоимости» без последующего объяснения является недостаточным для определения того, является это достоинством или же недостатком.

Достоинство

Не осуществляется выброс углекислого газа (CO2).

Не потребляет ископаемые виды топлива.

Ресурс ветряной энергии неиссякаем.

После установки ветрогенератора стоимость генерации электроэнергии становится меньше.

Отсутствие отходов и/или токсичных веществ.

Использование природных сил или экологически чистой энергии.

Является довольно экологически безопасным и имеет большой период длительности.

Недостаток

Генерация по мере необходимости невозможна. [Так как скорость ветра нельзя контролировать.]

Ограниченное количество действительно хороших мест для размещения ветряных мельниц.

Ветряная мельница может быть повреждена слишком сильным порывом ветра.

Объем энергии, производимый каждой ветряной мельницей, достаточно мал.

В некоторых случаях может присутствовать шумовое загрязнение.

Иногда птицы попадают в винты мельницы и погибают.

Изменение пейзажа [Визуальное загрязнение окружающей среды].

Процесс установки довольно дорогостоящий.

1 балл: Приводится либо достоинство, либо недостаток (как показано в примерах к полному ответу),

0 баллов: Не представлено ни достоинство, ни недостаток.

Отдельные примеры неприемлемых достоинств и недостатков представлены ниже.

Подходит для окружающей среды или природного мира. [Данный ответ является общим оценочным суждением.]

Оказывает плохое воздействие на окружающую среду или природный мир. Стоимость построения ветроэлектростанции намного ниже, чем стоимость построения электростанции на ископаемом топливе. [Данное утверждение упускает тот факт, что для генерации объема энергии, производимого электростанцией на ископаемом топливе, необходимо будет построить большее количество ветроэлектростанций.]

Стоимости будут различны.

Высокий

уровень сложности

Интеграция и генерация выводов

Особенности заданий PISA. Формирование банка заданий PISA

Учитель химии и биологии  

МОУ «Санталовская СШ» Баринова М.А

PISA (Programme for International Student Assessment) — международная программа по оценке образовательных достижений учащихся в области читательской, математической и естественнонаучной грамотности.

Цель исследования — сравнение мировых систем образования посредством оценки способности учащихся 15-летнего возраста применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.

Цикл исследования – 1 раз в 3 года.

На сайте Федерального института оценки качества образования доступны для ознакомления примеры заданий международной программы по оценке учебных достижений PISA (Programme for International Student Assessment).

Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления – читательская компетентность, математическая и естественнонаучная грамотность.

Формат заданий включает текст, таблицы, диаграммы, графики, карты, рекламные буклеты и различные инструкции.

Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста, а понимание и рефлексия на текст, использование прочитанного для осуществления жизненных целей.

Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах. Эти выводы необходимы для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.

Для проведения проверки читательской, математической и естественнонаучной грамотности были выделены три направления: содержание, виды деятельности, ситуации (таблица 1-3).

Таблица 1 – Компетенции PISA

Математика

Естествознание

Чтение

— воспроизведение (простых математических действий, приемов, процедур);

— установление связей (между данными из условия задачи при решении стандартных задач);

— рассуждения (широкий спектр математических умений)

— описание, объяснение и

прогнозирование

естественнонаучных

явлений;

— понимание научных

исследований;

— интерпретация научной

аргументации.

— нахождение информации;

— интерпретация текста;

 — рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Таблица 2 – Содержательные области направлений

Математика

Естествознание

Чтение

 количество (понимание единиц измерения, расчётов, абсолютных величин и показателей, относительных размеров, числовых диаграмм и схем; использование арифметического мышления, множественных представлений чисел, устного счета, калькуляции, и оценка обоснованности результатов);

 пространство и форма (пространственные и плоские геометрические формы и отношения, т.е. геометрический материал; схемы, свойства объектов, их расположение; пространственная визуализация);

  изменение и отношения (зависимость между переменными в различных процессах, т.е. алгебраический материал; изменения в системах взаимосвязанных объектов, когда элементы влияют друг на друга; использование математических моделей для описания и прогнозирования);

 неопределенность (вероятностные и статистические явления и зависимости, имеющие непосредственное отношение к современному информационному обществу; определение и обобщение информации, встроенной в набор данных)

структура и свойства вещества;

 атмосферные изменения;

 физические и химические изменения;

  передача энергии;

 силы и движение;

 физиологические изменения;

 генетический контроль;

 экосистемы;

 Земля во Вселенной;

 географические изменения

 «сплошные» тексты (прозаические произведения, например, описание, повествование, объяснение, аргументация);

 «не сплошные» тексты (графики, формы, информационные листы и др.)

Таблица 3 – Типы ситуаций

Математика

Естествознание

Чтение

  личная;

 обучение и профессиональная деятельность;

  общественная.

 естествознание

 в жизни;

  здоровье;

 земля и окружающая среда;

 естествознание

  и техника

 чтение для личных целей (например, личных писем);

  чтение для общественных целей (например, официальных документов);

  чтение в профессиональной деятельности (например, отчетов);

  чтение для получения образования (например, учебной литературы)

Из приведенного выше определения вытекают требования к заданиям по оцениванию ЕНГ. Они должны быть направлены на проверку перечисленных выше компетентностей и при этом основываться на реальных жизненных ситуациях. Именно такие задания, объединенные в тематические блоки, составляют измерительный инструментарий PISA. Типичный блок заданий включает в себя описание реальной ситуации, представленное, как правило, в проблемном ключе, и ряд вопросов-заданий, связанных с этой ситуацией.

При этом каждое из заданий классифицируется по следующим параметрам:

• компетентность, на оценивание которой направлено задание;

• тип естественнонаучного знания, затрагиваемый в задании;

• контекст;

• познавательный уровень (или степень трудности) задания.

Ниже смысл каждого из этих параметров раскрывается подробнее. Компетенции и умения Каждая из трех основных компетенций, составляющих ЕНГ, включает в себя набор конкретных умений, на проверку которых может быть непосредственно направлено задание. В таблице 4 приводятся эти умения, раскрывающие содержание каждой из основных компетенций, и краткая характеристика учебного задания, с помощью которого можно формировать или оценивать соответствующее умение.

Таблица 4. Умения, раскрывающие содержание ЕНГ, и характеристика

заданий по формированию/оценке этих умений

Оцениваемые компетенции,

умения

Характеристика учебного задания,

направленного на формирование/оценку

умения

1

Компетенция: научное объяснение явлений

1.1

Применить соответствующие

естественнонаучные знания для объяснения явления

Предлагается описание достаточно

стандартной ситуации, для объяснения которой можно напрямую использовать программный материал.

1.2

Распознавать, использовать и

создавать объяснительные

модели и представления

Предлагается описание нестандартной

ситуации, для которой ученик не имеет готового объяснения. Для получения объяснения она должна быть преобразована (в явном виде или мысленно) или в типовую известную модель или в модель, в которой ясно прослеживаются нужные взаимосвязи.

Возможна обратная задача: по представленной модели узнать и описать явление.

1.3

Делать и научно обосновывать

прогнозы о протекании процесса или явления

Предлагается на основе понимания механизма (или причин) явления или процесса обосновать дальнейшее развитие событий.

1.4

Объяснять принцип действия

технического устройства или

технологии

Предлагается объяснить, на каких научных знаниях основана работа описанного технического устройства или технологии.

2

Компетенция: понимание особенностей естественнонаучного исследования

2.1

Распознавать и формулировать цель данного исследования

По краткому описанию хода исследования или действий исследователей предлагается четко

сформулировать его цель.

2.2

Предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса

По описанию проблемы предлагается кратко сформулировать или оценить идею исследования, направленного на ее решение, и/или описать основные этапы такого

исследования.

2.3

Выдвигать объяснительные

гипотезы и предлагать способы

их проверки

Предлагается не просто сформулировать

гипотезы, объясняющие описанное явление, но и обязательно предложить возможные способы их проверки.

Набор гипотез может предлагаться в самом

задании, тогда учащийся должен предложить только способы проверки.

2.4

Описывать и оценивать способы,

которые используют учёные,

чтобы обеспечить надёжность

данных и достоверность

объяснений

Предлагается охарактеризовать назначение

того или иного элемента исследования,

повышающего надежность результата

(контрольная группа, контрольный образец,

большая статистика и др.). Или: предлагается

выбрать более надежную стратегию

исследования вопроса.

3

Компетенция: интерпретация данных и использование научных

доказательств для получения выводов

3.1

Анализировать,

интерпретировать данные и

делать соответствующие выводы

Предлагается формулировать выводы на

основе интерпретации данных, представленных в различных формах: графики, таблицы, диаграммы, фотографии,

географические карты, словесный текст.

Данные могут быть представлены и в

сочетании форм.

3.2

Преобразовывать одну форму

представления данных в другую

Предлагается преобразовать одну форму

представления научной информации в другую, например: словесную в схематический рисунок, табличную форму в график или диаграмму и т.д.

3.3

Распознавать допущения,

доказательства и рассуждения в

научных текстах

Предлагается выявлять и формулировать

допущения, на которых строится то или иное

научное рассуждение, а также характеризовать

сами типы научного текста: доказательство,

рассуждение, допущение.

3.4

Оценивать c научной точки

зрения аргументы и

доказательства из различных

источников

Предлагается оценить с научной точки зрения корректность и убедительность утверждений, содержащихся в различных источниках, например, научно-популярных текстах, сообщениях СМИ, высказываниях людей.

Данную таблицу можно рассматривать в качестве кодификатора, который используется для разработки и оценки выполнения заданий по ЕНГ.

Источники:

  1. http://школа11н-ск.рф/files/2019-20/praktikum.pdf — методические рекомендации
  2. https://krippo.ru/files/PISA/task.pdf — примеры заданий
  3. https://fioco.ru/примеры-задач-pisa — примеры заданий
  4. http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/ЕГ_2019_основные%20подходы.pdf -особенность заданий

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как по паспорту захоронения найти могилу
  • Как правильно составить фоторобот человека
  • Как найти клиентов в европе
  • Искривленный палец на ноге как исправить
  • Как найти песню зная только автора