Как составить задания по функциональной грамотности по биологии

Функциональная грамотность
на уроках биологии

Автор: Боханова Наталья Петровна

Организация: МОУ СОШ № 4 им. Д.М. Перова

Населенный пункт: Иркутская область, г. Саянск

Система образования в настоящее время меняется. Важнейшая компетентность личности школьника – умение учиться, поэтому современная школа должна работать на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике, то есть образование нацелено на развитие функциональной грамотности, когда теоретические знания должны использоваться в повседневной жизни.

Исследования выявили, что современные учащиеся недостаточно владеют навыками применения знаний на практике, умением использовать различную информацию. Современный учитель и должен на своих уроках формировать у обучающихся умения и навыки применения знаний на практике. В процессе обучения не выдавать знания, а стимулировать их к получению, возможность добиться успеха, через проблемное обучение.

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Этому способствует методический инструментарий, который должен содержать компетентностные задания, экспериментальные работы, исследования, анализ и синтез процессов, явлений, фактов, выводов.

1) «Что будет, если…?», «Попробуй объясни…- задания на объяснение явлений и фактов. 2) «Как узнать?» применение методов познания.

3) «Сделай вывод и поясни…на формирование умений делать выводы, соотносить свой жизненный опыт с предложенным научным.

Изменились формы организации деятельности учащихся на уроках, где они могут применить полученные знания, опираясь на жизненный опыт.

Я стала работать по этой теме, так как столкнулась с моментами, когда ученики, обладая системой знаний, не могли пояснить особенности тех или иных процессов, сделать выводы по изученному материалу или выполненному исследованию, воспользоваться и применить информацию, работать самостоятельно или сообща в команде, отстаивать своё мнение.

Уроки биологии позволяют решать через предложенные задания проблемные ситуации, которые должен понимать и решать «научно-грамотный» человек сегодняшнего и завтрашнего дня. Проблема развития функциональной грамотности учащихся в процессе обучения биологии реализуется в аспекте формирования умения решать ситуационные задания и самостоятельно применять знания в новых ситуациях. И я стала использовать на своих уроках такие задания – ситуационные задачи. Они позволяют осваивать ученику интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление-понимание–применение–анализ–синтез–оценка.

Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание; –зачастую требуются знания нескольких предметов и такая задача имеет интересное название;

–обязательный элемент такой задачи – проблемный вопрос, который должен вызвать у ученика желание найти на него ответ;

Результат работы с такой задачей-успех. Формула успеха: овладение = усвоение + применение знаний на практике. Ситуационные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовывать работу по изучению учебного материала, дополнительной информации и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиеся прорабатывали текст учебника и другие предложенные источники информации, умели находить ответы на вопросы, проводить эксперименты, анализ и синтез информации, т.е. учащиеся учатся узнавать новое и применять его на практике, в повседневной жизни. Ситуационные задачи позволяют формировать биологические, интеллектуальные, коммуникативные компетенции, использовать разные формы работы учащихся на уроках: индивидуальную, парную, групповую, делают урок интересным и способствуют саморазвитию личности в процессе обучения биологии.

В практике использую следующие примеры заданий для учащихся 5-11 классов:

1. Тайна горшка. Около 300 лет назад знаменитый учёный В. Гельмонт поставил опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы. Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только дождевой водой, которая не содержала ни каких питательных веществ. Через 5 лет выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её масса за 5 лет увеличилась на 65 кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр. Откуда же растение взяло 64 кг 950 гр. органического вещества?

2.Опасный трамвай. Осенью около трамвайных путей, проходящих вблизи садов и парков, иногда вывешивают плакат «Осторожно, Листопад!» Каков смысл этого предупреждения?

3. Как охотятся грибы? Любому живому существу нужны органические вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения образуют органические вещества посредством фотосинтеза. А как быть грибам? Они не обладают фотосинтезом, не охотятся?

4. Кот – лекарь. Кот может безошибочно определить где у человека больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И ведь действительно помогает. Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть у кота?

5.Волшебный кислород. В сутки человек вдыхает примерно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведённые факты и расчёты, составить листовку о защите природы.

6. Контейнер для наркотиков. Прочитайте фрагмент газетной заметки «…Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен для перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином…». Какая функция желудка оказалась для него роковой? Ответьте на вопрос, используя знания за 8 класс по теме «Пищеварение».

7.Разрушители зубов. «…Каждый раз во время еды, вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту…», из текста, рекламирующего жевательную резинку. Как с точки зрения биологии прокомментировать это утверждение. Дать ответ.

При подготовке ситуационных задач по курсам биологии стараюсь учитывать возрастные особенности, а также преемственность формирования функциональной грамотности с 5 по 11 класс, уровень её сформированности.

В условиях современной модернизации образования одной из главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения– необходимое условие функциональной грамотности. УУД смыслового чтения — умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию , соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов по биологии и другим дисциплинам. работа с текстом на уроках биологии мотивирует учащихся к познавательной деятельности, успеху, создаёт атмосферу сотрудничества и сотворчества, что позволяет выполнить требование ФГОС – развивать УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ, самостоятельное управление через осмысленное чтение своим собственным развитием. Эта работа ведётся на каждом уроке биологии (работа в парах, группах, индивидуально), с применением знаний на практике, при контроле, выполнении проектов, лабораторных и практических работ.

Стратегии смыслового чтения:

— работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

-работа с текстом: преобразование информации и её интерпретация;

-работа с текстом: оценка информации;

-приобретение социального и жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Результаты смыслового чтения:

Общая ориентация в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной информации в практической деятельности.

Пример текста – задания для работы на уроке биологии 8 класс по теме «Пищеварение. Питательные вещества» количество питательных веществ: белков, жиров, углеводов, а также витаминов. Эти вещества поступают в организм с пищей. Когда вы приходите в магазин и выбираете сыр, то видите различные этикетки: сырный продукт, натуральный сыр. И соответственно обращаете внимание на разницу в стоимости этого продукта питания, а также на то, что они располагаются на разных полках…Известно, что натуральные сыры не содержат пальмового масла, которое пагубно влияет на организм.». Внимательно прочитайте текст, пользуясь информацией из текста, ответьте на вопрос:1) Почему мы должны покупать и есть натуральные продукты – натуральные сыры?

Основные умения смыслового чтения:

1)Вычленять информацию, заданную в тексте в явном виде.

2)Определять из текста значение терминов.

3)Сопоставлять информацию из разных частей текста.

4)Устанавливать в тексте последовательность действий.

5)Выделять главную мысль отдельных частей текста.

6)Делать выводы на основе информации из текста.

7)Преобразовывать информацию из текста в графическую и наоборот.

8)Группировать или классифицировать информацию из текста.

9) Выделять ненужную информацию.

На уроках применяю различные приемы работы с текстом при изучении нового материала, обобщении, актуализации во время индивидуальной, парной, групповой форм работы.

1.Приём Ромашка Блума:6 лепестков – 6 типов вопросов и заданий по тексту учебника к уроку:

-простые вопросы: Как будет…

-уточняющие вопросы: Если я правильно понял…-интерпретационные вопросы: (объясняющие)…Почему-творческие вопросы, содержат частицу «бы» …А если бы…-оценочные вопросы: Почему что-то хорошо…-практические вопросы: Где вы в обычной жизни можете наблюдать…

Каждый вправе выбрать вопрос по желанию при индивидуальной работе, при работе в парах и группах.

2.Приём Восстанови текст. Текст собирается всеми участниками из отдельных предложений в логической последовательности.

3.Приём Лови ошибку. Участникам группы выдаётся текст с ошибками, которые надо найти и исправить, используя учебник.

4.Приём Верные и неверные утверждения. Выдается тест, в котором необходимо решить, что верно, а что неверно, своё решение пояснить. 5.Приём Памятка на полях (Инсерт). При чтении текста, учащийся оставляет метки- + — знаю, — не знал?-возник вопрос, !- я удивлён.

6.Приём Задай вопрос. Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают друг другу.

7.Приём Составь задание. На основе анализа текста составляют задание в парах или группах.

8.Прием Дополни или сконструируй определение. При работе с текстом, выделяют главную мысль и выполняют задание.

Во время уроков использую и возможности рабочей тетради при работе с текстом. Задания, предложенные в рабочих тетрадях ориентированы на работу с текстом учебника, на осмысление содержания, на самостоятельную работу, при опросах, контроле, изучении нового материла, выполнении лабораторных и практических работ, индивидуальной работе с учащимися, работе с новыми понятиями.

1.Поиск в тексте информации для формулировки новых терминов по изучаемой теме.

2.«Вставьте пропущенные буквы» в новых понятиях, предварительно изучив их правильное написание в тексте.

3.Составьте предложения с новыми терминами по изученной теме.

4.Работа с немыми рисунками. «Подпиши части растения или животного» (анализ текста и рисунков учебника).

5.Заполните таблицу, изучив текст учебника.

6.Составьте план параграфа.

7.Распределите изображённые организмы по группам, назовите их признаки.

8.Заполните пропуски в тексте.

9.Используя дополнительную информацию подготовьте сообщение по теме или презентацию.

10. «Исправь ошибку». Найдите 8 ошибок в тексте или на рисунках.

11.Решите кроссворд, используя текст учебника.

12.Смоделируйте объект по описанию в тексте.

13.Изучив задания лабораторной работы и текст учебника, выполнить работу на оценку.

14.Выполнение практических работ с использованием текста учебника и рабочей тетради.

15.Проведение исследований с помощью микроскопа.

Таким образом прослеживается формирование функциональной грамотности в урочной деятельности через систему заданий и работу с текстом. с использованием различных средств, методов и приёмов.

Приложения:

  1. file0.docx.. 24,0 КБ

Опубликовано: 20.01.2021

Задания по развитию функциональной грамотности мною
разделяются на 3 уровня: I уровень – репродуктивный уровень
обучаемости (по таксономии это ступени знания, понимания, применения) –
позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по
алгоритму; II уровень – высокий, прикладной уровень (
по таксономии — анализ и синтез) – позволяет активно использовать приобретенные
знания в знакомой ситуации); III уровень – наиболее
высокий, творческий уровень (по таксономии – оценка) – позволяет
самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение
давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений.

Виды
деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ

1.                     
Объяснение и описание явлений

2.                     
Использование и построение моделей явлений и процессов

3.                     
Прогнозирование изменений

4.                     
Формулирование выводов на основе имеющихся данных

5.                     
Анализ данных и оценка их достоверности

6.                     
Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана
исследования и др.

Заданий по развитию функциональной
грамотности обладают своими особенностями, а потому, при использовании таких
заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на решение.

Особенности
заданий по функциональной грамотности.

1.                     
Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью
предметных знаний;

2.                     
В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило,
близкая понятная учащемуся;

3.                     
Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в
повседневной жизни;

4.                     
Ситуация требует осознанного выбора модели поведения;

5.                     
Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило,
немногословны;

6.                     
Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;

7.                     
Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Примеры
заданий по функциональной грамотности и этапы урока, на которых их можно
применять.

В каждом виде грамотности встречаются
вопросы разного уровня сложности. Учить детей надо начиная с малого. В урочной
деятельности можно использовать задания низкого уровня сложности или задания,
имеющие небольшое описание ситуации. В ВПР, и в заданиях ОГЭ и ЕГЭ простые виды
заданий представлены.

1. Проверка домашнего задания или
первичное закрепление изученного материала о механизмах закаливания.

Задание на применение методов
естественно-научного исследования. Уровень — средний.

Проанализируйте предположения о том, что
будет происходить с организмом человека при регулярном и постепенном
закаливании (текст может быть предложен учителем или взят из учебника)

Организм постепенно адаптируется к низким температурам

Да

Нет

Закаленный человек будет реже простужаться

Да

Нет

Закаленный человек будет постоянно простужаться

Да

Нет

У человека снизится риск развития кариеса

Да

Нет

Подведение к теме урока или актуализация
знаний в зависимости от темы урока.

Задание на применение методов
естественно-научного исследования. Уровень — средний.

Рассмотрите четыре варианта постановки
эксперимента с целью обнаружения углекислого газа. Выберите 2 из них, которые
нужно сравнить, чтобы выяснить, выделяется ли углекислый газ.

https://urok.1sept.ru/articles/688244/img1.jpg

2. Изучение нового материала.

Синтез информации из нескольких
источников, работа с информацией и чтением. Уровень средний.

Работа с одним или несколькими текстами
(учебник+ дополнительная литература) при составлении таблицы, схемы или
инструкции.

Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся
при решении заданий по функциональной грамотности.

Наибольшие проблемы у учащихся вызывают
задания на определение достоверности информации и выявление ошибочных суждений
на основе анализа статистических данных.

Пример № 1. Выберите
верное утверждение. (уровень низкий)

А. Главный корень у растений развивается
из зародышевого корешка.

Б. Боковые корни развиваются на стебле и
листьях.

Пример № 2. Найти
ошибки в тексте (уровень средний), сравнить 2 текста на одну и ту же тему и
найти несоответствия (уровень средний)

https://urok.1sept.ru/articles/688244/img2.jpg

Пример № 3. Проведите
сопоставительный анализ. (уровень средний)

Пример № 4. Анализ
графиков и диаграмм, особенно, если в вопросе содержится одно или несколько
отрицаний.

https://urok.1sept.ru/articles/688244/img3.jpg

Исходя из всего выше сказанного, можно
сделать вывод о том, что лучше всего решению заданий по функциональной
грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют
анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно
задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать
путь решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по
функциональной грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить
их в урок.

Литература

1. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С.
«Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва,
«Просвещение», 2020.

Формула успеха: овладение = усвоение + применение знаний на
практике. Ситуационные задачи значимы для учащихся в настоящей и будущей жизни,
позволяют организовывать работу по изучению учебного материала, дополнительной
информации и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы учащиеся
прорабатывали текст учебника и другие предложенные источники информации, умели
находить ответы на вопросы, проводить эксперименты, анализ и синтез информации,
т.е. учащиеся учатся узнавать новое и применять его на практике, в повседневной
жизни. Ситуационные
задачи позволяют формировать биологические, интеллектуальные, коммуникативные
компетенции, использовать разные формы работы учащихся на уроках:
индивидуальную, парную, групповую, делают урок интересным и способствуют саморазвитию
личности в процессе обучения биологии.

В практике использую следующие примеры заданий для учащихся
5-11 классов:

1. Тайна
горшка. 
Около 300 лет назад знаменитый учёный В. Гельмонт
поставил опыт. Он поместил в горшок 80 кг земли и посадил в него ветку ивы.
Землю в горшке прикрыл, чтобы на неё не попала пыль. Поливали ветку только
дождевой водой, которая не содержала ни каких питательных веществ. Через 5 лет
выросшую иву вынули из земли и взвесили. Её масса за 5 лет увеличилась на 65
кг. Масса же земли в горшке уменьшилась всего на 50 гр. Откуда же растение
взяло 64 кг 950 гр. органического вещества?

2.Опасный
трамвай. 
Осенью около трамвайных путей, проходящих вблизи
садов и парков, иногда вывешивают плакат «Осторожно, Листопад!» Каков смысл
этого предупреждения?

3. Как
охотятся грибы? 
Любому живому существу нужны органические
вещества для построения своего тела. Животные получают их через еду. Растения
образуют органические вещества посредством фотосинтеза. А как быть грибам? Они
не обладают фотосинтезом, не охотятся?

4. Кот –
лекарь.
 Кот может безошибочно определить где у человека
больное место. Он ложится прямо на больной сустав и начинает его «лечить». И
ведь действительно помогает. Объясните, что за странное чутьё и лекарство есть
у кота?

5.Волшебный
кислород. 
В сутки человек вдыхает примерно 25 кг воздуха.
На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток
сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше?
Используя приведённые факты и расчёты, составить листовку о защите природы.

6. Контейнер
для наркотиков.
 Прочитайте фрагмент газетной заметки
«…Погиб парень двадцати лет. Желудок этого молодого человека был предназначен
для перевозки полиэтиленовых мешочков с кокаином…». Какая функция желудка оказалась
для него роковой? Ответьте на вопрос, используя знания за 8 класс по теме
«Пищеварение».

7.Разрушители
зубов.
 «…Каждый раз во время еды, вы подвергаете свои зубы
воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту…», из текста, рекламирующего
жевательную резинку. Как с точки зрения биологии прокомментировать это
утверждение. Дать ответ.

В условиях современной модернизации образования одной из
главных проблем обучения становится формирование умений смыслового чтения при
работе с текстом учебника и другими источниками, которые предлагаются для
работы на уроках биологии. Формирование умений смыслового чтения– необходимое
условие функциональной грамотности. УУД смыслового чтения — умения максимально
точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую
информацию , соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и
применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных,
учебно-познавательных текстов по биологии и другим дисциплинам. 

Стратегии смыслового чтения:

— работа с текстом: поиск
информации и понимание прочитанного;

-работа с текстом:
преобразование информации и её интерпретация;

-работа с текстом: оценка
информации;

-приобретение социального и
жизненного опыта через обогащение новыми знаниями.

Результаты смыслового чтения:

· ориентация
в тексте. Глубокое понимание текста. Применение полученной информации в
практической деятельности.

Пример текста – задания для
работы на уроке биологии 8 класс по теме «Пищеварение. Питательные вещества»
количество питательных веществ: белков, жиров, углеводов, а также витаминов.
Эти вещества поступают в организм с пищей. Когда вы приходите в магазин и выбираете
сыр, то видите различные этикетки: сырный продукт, натуральный сыр. И
соответственно обращаете внимание на разницу в стоимости этого продукта
питания, а также на то, что они располагаются на разных полках…Известно, что
натуральные сыры не содержат пальмового масла, которое пагубно влияет на
организм.». Внимательно прочитайте текст, пользуясь информацией из текста,
ответьте на вопрос:1) Почему мы должны покупать и есть натуральные продукты –
натуральные сыры?

Основные умения смыслового
чтения:

1)Вычленять информацию,
заданную в тексте в явном виде.

2)Определять из текста
значение терминов.

3)Сопоставлять информацию из
разных частей текста.

4)Устанавливать в тексте
последовательность действий.

5)Выделять главную мысль
отдельных частей текста.

6)Делать выводы на основе
информации из текста.

7)Преобразовывать информацию
из текста в графическую и наоборот.

8)Группировать или
классифицировать информацию из текста.

9) Выделять ненужную
информацию.

1.Приём Ромашка Блума:6
лепестков – 6 типов вопросов и заданий по тексту учебника к уроку:

-простые вопросы: Как будет…

-уточняющие вопросы: Если я
правильно понял…-интерпретационные вопросы: (объясняющие)…Почему-творческие
вопросы, содержат частицу «бы» …А если бы…-оценочные вопросы: Почему что-то
хорошо…-практические вопросы: Где вы в обычной жизни можете наблюдать…

Каждый вправе выбрать вопрос
по желанию при индивидуальной работе, при работе в парах и группах.

2.Приём Восстанови
текст. Текст собирается всеми участниками из отдельных предложений в
логической последовательности.

3.Приём Лови
ошибку. Участникам группы выдаётся текст с ошибками, которые надо найти и
исправить, используя учебник.

4.Приём Верные и неверные
утверждения. Выдается тест, в котором необходимо решить, что верно, а что
неверно, своё решение пояснить. 5.Приём Памятка на полях (Инсерт). При
чтении текста, учащийся оставляет метки- + — знаю, — не знал?-возник вопрос, !-
я удивлён.

6.Приём Задай
вопрос. Ученики читают текст и составляют вопросы, которые потом задают
друг другу.

7.Приём Составь
задание. На основе анализа текста составляют задание в парах или группах.

8.Прием Дополни или
сконструируй определение. При работе с текстом, выделяют главную мысль и
выполняют задание.

Учитель биологии: Чугунова Наталья Владимировна

Добрый день, уважаемые участники онлайн конференции. Я, учитель биологии Чугунова Наталья Владимировна, рада приветствовать всех вас из стен Домодедовского лицея №3 имени Героя Советского Союза Ю.П. Максимова ГО Домодедово.

Тема моего выступления «Развитие функциональной грамотности на уроках биологии: от теории к практике».

«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».

                    Я. А. Коменский

В современной  России  предъявляются высокие требования  к  подходам в об-

учении  детей,  направленным  на  повышение  качества  образования.  Федеральный

государственный образовательный стандарт основного общего образования ориен-

тирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и

заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образо-

вания и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания

на практике.

Выпускник школы должен быть  готов взаимодействовать с окружающим ми-

ром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в со-

ответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразо-

ванию, к  прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система

образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников

В современной России предъявляются высокие требования к подходам в обучении детей, направленным на повышение качества образования.  Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образования и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания на практике. Сегодняшней выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в соответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразованию, к прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников.

Впервые термин «функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, и определялся как международная проблема для развитых стран мира. Согласно А.А.  Леонтьеву (филологам эта личность хорошо знакома) функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев, 1999: 5).

«Функционально грамотным, – отмечают О.П. Чигишева, Е.М. Солтовец, А.В.Бондаренко, – считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы, и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общества» (Чигишева, 2017: 127).Э.Г. Азимов и А.Н. Щукин дают следующее определение: функциональная грамотность –  это  «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в социальных отношениях, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» (Азимов, 2009: 342).

«Функциональная грамотность сегодня – это базовое образование личности, – поясняет Н.Ф. Виноградова (Виноградова Наталья Федоровна (родилась 29.08.1937 г.) — член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, руководитель научно-исследовательского Центра начальной школы, председатель Проблемного совета по начальному образованию РАО, главный редактор журнала «Завуч начальной школы», член редколлегии журнала «Начальная школа») – Ребенок должен обладать готовностью успешно взаимодействовать в изменяющемся окружающим мире, решать различные (в том числе, нестандартные) учебные и жизненные задачи, строить социальные отношения, давать оценку своей деятельности, стремиться к дальнейшему образованию…

Теоретическая интерпретация исследуемого понятия позволила выделить сле-

дующие компоненты функциональной грамотности:

– интегративный (читательская, коммуникативная, информационная, социаль-

ная грамотность);

– предметный (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная,

общекультурная, финансовая, правовая, здорового образа жизни).

Таким образом, индикаторами функциональной грамотности будут являться:

общая грамотность  (включающая умение  школьников написать сочинение,

эссе, заполнить бланки различного содержания, уметь считать без калькулятора, от-

вечать на вопросы без затруднений);

компьютерная грамотность (умение искать информацию в интернете, спра-

вочной литературе, перерабатывать и систематизировать полученную информацию,

работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы, пользо-

ваться электронной почтой и другими электронными сервисами и мессенджерами);

информационная грамотность (умение отбирать информацию из справочной

литературы, читать чертежи, схемы, анализировать числовую информацию, исполь-

зовать материалы СМИ);

коммуникативная грамотность (умение организовывать и работать в груп-

пе,  владеть грамотной  устной  и  письменной  речью,  быстро  приспосабливаться к

изменившимся условиям), правовая грамотность (уметь отстаивать свои права, объ-

яснять различия и функции государственной власти, законодательства РФ и др.);

Научные труды Московского гуманитарного университета

2020 № 4

59

финансовая грамотность (умение планировать денежные расходы, использо-

вать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и

их тратами);

бытовая грамотность (умение выбирать продукты и товары, умение ориен-

тироваться  в  незнакомом  городе,  используя  карту-схему,  мобильные  навигаторы,

умение пользоваться различными бытовыми приборами, действовать в чрезвычай-

ных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь)

Поэтому теоретическая интерпретация исследуемого понятия позволила выделить следующие компоненты функциональной грамотности:

интегративный (читательская, коммуникативная, информационная, социальная грамотность);

предметный (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная, общекультурная, финансовая, правовая, здорового образа жизни).

Таким образом, индикаторами функциональной грамотности будут являться:

общая грамотность (включающая умение школьников написать сочинение, эссе, заполнить бланки различного содержания, уметь считать без калькулятора, отвечать на вопросы без затруднений);

компьютерная грамотность (умение искать информацию в интернете, справочной литературе, перерабатывать и систематизировать полученную информацию, работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы, пользоваться электронной почтой и другими электронными сервисами, и мессенджерами);

информационная грамотность (умение отбирать информацию из справочной литературы, читать чертежи, схемы, анализировать числовую информацию, использовать материалы СМИ);

коммуникативная грамотность (умение организовывать и работать в группе, владеть грамотной устной и письменной речью, быстро приспосабливаться к изменившимся условиям), правовая грамотность (уметь отстаивать свои права, объяснять различия и функции государственной власти, законодательства РФ и др.);

финансовая грамотность (умение планировать денежные расходы, использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и их тратами);

бытовая грамотность (умение выбирать продукты и товары, умение ориентироваться в незнакомом городе, используя карту-схему, мобильные навигаторы, умение пользоваться различными бытовыми приборами, действовать в чрезвычайных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь).

Необходимо понимать, что один, отдельно взятый педагог на «своём предмете» не сможет осуществить процесс формирования и развития функциональной грамотности в полном объёме, этого результата можно добиться лишь коллективом педагогов, работая в двух направления (учебный процесс и внеурочная деятельность) по формированию функциональной грамотности. Учитель должен ориентироваться на изменения в содержании учебного предмета с учетом на самопознание, разработку и внедрение практико-ориентированных модулей с использованием ученического исследования, реализацию комплексного подхода к исследовательской деятельности в образовательном процессе, организацию сотрудничества на основе субъектных отношений всех участников образовательных отношений. Тщательно продуманные уроки, выбор образовательной технологии, самостоятельная работа учащихся на уроке, все это в комплексе дает возможность формировать функциональную грамотность. Очевидно и то, что ученик не может усваивать материал только через личное исследование – это не только затратно по времени, но и полученный результат может быть не высок. Поэтому уместно использовать на уроках элементы исследовательского метода обучения.

Обязательным условием развития функциональной грамотности является наличие творческого домашнего задания. Это могут быть синквейны, эссе, составление памяток, рекомендаций, написания резюме, работа с таблицами и многое другое в зависимости от уровня подготовки обучающихся.

В процессе решения задач по формированию и развитию функциональной грамотности посредством исследовательской деятельности, педагогу необходимо уйти от позиции носителя информации к позиции консультанта (тьютора).

Внеурочная деятельность является логическим продолжением учебного процесса, в нее входит работа кружков, элективных, факультативных занятий, мета-предметных курсов. В рамках внеурочной деятельности предполагается поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.

Занятия внеурочной деятельности проходят в менее регламентированном режиме, с применением знаний и умений, ранее полученных на уроках. Внеурочная деятельность носит продуктивный характер и включает в себя следующие виды деятельность: экскурсии, экспедиции, конкурсы, праздники, конференции, олимпиады, концерты, марафоны, выставки, дискуссии, спектакли, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, лаборатории, мастерские.

В результате внеурочной деятельности у учащегося должно формироваться умение учится самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. Формирование и развитие   функциональной грамотности через исследовательскую деятельность –  процесс длительный и многосторонний.  Однако, положительных результатов можно добиться при соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и поддержки талантливых детей. Тогда процесс развития функциональной грамотности через исследовательскую деятельность будет полным и целостным.

Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают овладение учащимися исследовательскими умениями и выполнение учащимся проектно-исследовательской работы по одному из учебных предметов или любой выбранной области знаний. Следовательно, проект или исследование будут выполнять все обучающиеся.

Предмет биология имеет прекрасные перспективы развития функциональной грамотности, более того, в профильной школе этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, вывод формулы разнообразия белков и многое другоек. А также помогает учащимся быть адаптированными и самостоятельными гражданами в современном мире — владеть навыками здорвьесбережения и экологической грамотности.

Задания по развитию функциональной грамотности разделяются на 3 уровня: 

I уровень – репродуктивный уровень обучаемости (по таксономии это ступени знания, понимания, применения) – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму; 

II уровень – высокий, прикладной уровень (по таксономии — анализ и синтез) – позволяет активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации); 

III уровень – наиболее высокий, творческий уровень (по таксономии – оценка) – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений.

Примеры заданий разных уровней определение обучаемости учащихся и сформированности функциональной грамотности.

Задания и упражнения для формирования функциональной грамотности на уроках биологии и химии Курочкина Наталья Александровна

Задания и упражнения для формирования функциональной грамотности на уроках биологии и химии

Курочкина Наталья Александровна

«…ум заключается не только в знании,  но и в умении прилагать знание на деле…»  Аристотель

«…ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле…» Аристотель

Из чего складывается функциональная грамотность на уроках?   Межпредметные умения  Естественно-научная грамотность

Из чего складывается функциональная грамотность на уроках?

Межпредметные умения

Естественно-научная грамотность

Компетенции естественнонаучной грамотности  и требования ФГОС ООО к образовательным результатам Научное объяснение явлений Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Компетенции естественнонаучной грамотности и требования ФГОС ООО к образовательным результатам

Научное объяснение явлений

Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования

Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов

Задания на формирование компетенции:  научное объяснение явлений   Задание . (умение - применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений) Розы, срезанные в бутоне, поставили в вазу с водой. Через некоторое время бутоны роз раскрылись . В опрос: Почему? Задание (умение - преобразование знаков и символов для решения познавательных задач) Полноценная пища должна содержать в определенном количестве все вещества, необходимые организму. Подсчитано, что в организме человека в среднем содержится 15-20% белков, 0,6% углеводов, 19% жиров, 5,8% минеральных солей и 60-65% воды. Эти вещества в процессе жизнедеятельности человека должны постоянно пополняться. Вопрос: Каково соотношение белков, жиров и углеводов в пище для нормального функционирования организма?

Задания на формирование компетенции: научное объяснение явлений

Задание .

(умение — применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений)

Розы, срезанные в бутоне, поставили в вазу с водой. Через некоторое время бутоны роз раскрылись .

В опрос: Почему?

Задание

(умение — преобразование знаков и символов для решения познавательных задач)

Полноценная пища должна содержать в определенном количестве все вещества, необходимые организму. Подсчитано, что в организме человека в среднем содержится 15-20% белков, 0,6% углеводов, 19% жиров, 5,8% минеральных солей и 60-65% воды. Эти вещества в процессе жизнедеятельности человека должны постоянно пополняться.

Вопрос: Каково соотношение белков, жиров и углеводов в пище для нормального функционирования организма?

Задание

(умение — применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений)

Смесь белого и красного фосфора обработали большим количеством растворителя – сероуглеродом. Часть смеси не растворилась.

Вопрос: Что представляет собой нерастворимый осадок?

А. Часть смеси белого и красного фосфора.

В. Осадок – нерастворимое вещество, образовавшееся при растворении фосфора в сероуглероде.

С. Белый фосфор.

D. Красный фосфор.

Задание

(умение — объяснение явления)

Фосфор применяется в пиротехнике, производстве спичек. Первые фосфорные спички были созданы в 1827 г. Такие спички загорались при трении о любую поверхность, что нередко приводило к пожарам. Так в 1867 г. от ожогов скончалась итальянская эрцгерцогиня Матильда, которая случайно наступила на спичку, – ее платье было мгновенно охвачено пламенем. Описаны случаи отравления фосфорными спичками, как из-за неосторожного обращения, так и с целью самоубийства: для этого достаточно было съесть несколько спичечных головок. Вот почему на смену таким спичкам пришли безопасные, которые верно служат нам и сегодня.

Вопрос: Объясните, почему первые фосфорные спички были столь опасны, а современные нет. Укажите одну из причин.

Задание

(умение — использование естественнонаучных знаний в жизненных ситуациях)

При сборе урожая сельскохозяйственных культур может произойти нарушение круговорота фосфора в природе.

Вопрос. Как можно решить эту проблему?

Задание

(умение — применение естественнонаучных знаний для объяснения явлений,

интерпретация данных и получение соответствующих выводов)

Задание 1. Раскройте двойственную биологическую роль серы в организме.

Перечислите основные источники оксида серы(IV)как загрязнителя атмосферы и способы его улавливания.

Задание 2 . Внесите в рисунок недостающие элементы.

Задание 3 . Анализируя рисунок, ответьте на следующие вопросы:

А) Как отразится на биоценозе водоема воздействие кислотных дождей (образовавшихся с участием SO 2 ), выпавших на почву?

В) Каким образом могут быть устранены изменения, происшедшие в водоёме под действием попавшего туда SO 2 ?

Задание 4 . Вы директор предприятия, изображенного на рисунке. Экспертами экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO 2 вашим предприятием. Что вы предпримете?

А) Закроете предприятие. Б) Усовершенствуете очистные сооружения. В) Займётесь очисткой воды в озере.

Задания на формирование компетенции:  понимание особенностей естественнонаучного исследования

Задания на формирование компетенции: понимание особенностей естественнонаучного исследования

Задание (умение - выявление вопросов, которые могут быть решены с помощью методов научных исследований) У учёных-химиков есть методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода. В опрос: Откуда попадает углерод в растение? Выберите один ответ. А. Из почвы. Б. Из воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.

Задание

(умение — выявление вопросов, которые могут быть решены с помощью методов научных исследований)

У учёных-химиков есть методы, с помощью которых они могут определить, из чего состоят растения. Оказалось, что на втором месте после воды в составе растений содержится больше всего углерода.

В опрос: Откуда попадает углерод в растение? Выберите один ответ.

А. Из почвы. Б. Из воды. В. Из воздуха. Г. Из солнечного света.

Задание

умение — распознавание цели данного исследования, оценка результатов экспериментов)

В книге голландского естествоиспытателя Ян Батист ван-Гельмонта (ещё в начале XVII века) был описан еще один известный опыт, который Ксения решила повторить сама. В этом ей помог папа, потому что в опыте надо было использовать электрическую плитку и спирт. Их опыт состоял из следующих шагов.

1) Растение герани (пеларгонии) поставили в тёмный шкаф и продержали там несколько дней (3-4).

2) Растение выставили на свет, закрепив на одном из листьев с двух сторон полоску плотной бумаги.

3) Через сутки срезали лист с полоской бумаги, сняли полоску и опустили лист в кипяток на 2-3 минуты; после этого весь лист, в том числе и там, где была полоска, остался зелёным.

4) Лист опустили на несколько минут в горячий спирт, в результате чего лист обесцветился, а спирт приобрел зеленоватый оттенок.

5) Лист промыли в воде, а затем в стеклянной чашечке залили слабым раствором йода.

6) Когда лист вынули, он имел такой вид:

Вопрос 1: В чем состоит цель этого опыта? Выберите один ответ. А. Показать, что хлорофилл, содержащийся в листе, растворяется в спирте. Б. Показать, что лист в кипятке сохраняет зелёную окраску. В. Показать, что в листьях на свету образуется крахмал. Г. Показать, что под закреплённой бумажкой лист теряет хлорофилл.

Вопрос 2. Каким был бы результат опыта, если бы лист срезали сразу после 4 дней в тёмном шкафу и, так же обработав в воде и спирте, положили в раствор йода?

Задание (умение - распознавание цели данного исследования) Представьте: вы озябли. Чтобы согреться, вы начали делать гимнастику. Сердце стало работать сильнее, вам стало теплее. Задание: Составьте вопросы, которые помогли бы вам научно обосновать те процессы, которые происходят в вашем организме.

Задание

(умение — распознавание цели данного исследования)

Представьте: вы озябли. Чтобы согреться, вы начали делать гимнастику. Сердце стало работать сильнее, вам стало теплее.

Задание: Составьте вопросы, которые помогли бы вам научно обосновать те процессы, которые происходят в вашем организме.

( умение - выдвижение объяснительных гипотез) Задание. На примере любого комнатного растения или любого домашнего животного докажите, что это целостная система.  (умение - овладение научным подходом к решению различных задач) Вы знаете, что клетка – структурная и функциональная единица живого организма. В опрос: Можно ли считать отдельные органоиды (митохондрии, пластиды и т.д.) структурными и функциональными единицами жизни?

( умение — выдвижение объяснительных гипотез)

Задание. На примере любого комнатного растения или любого домашнего животного докажите, что это целостная система.

(умение — овладение научным подходом к решению различных задач)

Вы знаете, что клетка – структурная и функциональная единица живого организма.

В опрос: Можно ли считать отдельные органоиды (митохондрии, пластиды и т.д.) структурными и функциональными единицами жизни?

( умение — распознавание цели исследования)

Мы привыкли, что вода испаряется с поверхности водоёмов. Но оказывается, что испарять воду могут и растения. Увидеть это можно в следующем опыте .

Возьмём три прозрачных пробирки и нальём в них одинаковое количество воды. В одну из этих пробирок поставим ветку с листьями. В две пробирки нальём растительного масла по одной ложке на поверхность воды. На пробирку с растением наденем прозрачный полиэтиленовый пакет и плотно закрепим его на пробирке. Поставим пробирки на неделю на подоконник.

Через неделю можно увидеть, что уровень воды в пробирке, где находилась ветка с листьями, значительно понизился, тогда как в другой пробирке с маслом на поверхности уровень воды практически не изменился. В первой пробирке вода также испарялась, но с поверхности, так как там не было масла.

Вопрос: 1. Зачем мы налили на поверхность воды в две пробирки растительное масло?

Вопрос: 2. Вы знаете, что любой опыт состоит из экспериментальной и контрольной группы. В какой пробирке представлен контрольный уровень жидкости? Что демонстрирует уровень воды в первой пробирке? Объясните, почему вы так решили.

Задания на формирование компетенции: интерпретация данных для получения выводов

Задания на формирование компетенции:

интерпретация данных для получения выводов

Задание (умение - построение логических рассуждений) Для поимки своей добычи хищным птицам приходится изрядно потрудиться. Однажды было подсчитано, что примерно из 3 тысяч атак, предпринятых разными хищными птицами, закончились удачно только 200 атак. Пернатые хищники поймали добычу (мелких птиц) и смогли подкрепиться. Некоторые хищные птицы могут вообще не есть в течение пяти недель из-за отсутствия пищи. В опрос: Чем могут отличаться от других те животные, которых удаётся поймать хищным птицам?

Задание

(умение — построение логических рассуждений)

Для поимки своей добычи хищным птицам приходится изрядно потрудиться. Однажды было подсчитано, что примерно из 3 тысяч атак, предпринятых разными хищными птицами, закончились удачно только 200 атак. Пернатые хищники поймали добычу (мелких птиц) и смогли подкрепиться. Некоторые хищные птицы могут вообще не есть в течение пяти недель из-за отсутствия пищи.

В опрос: Чем могут отличаться от других те животные, которых удаётся поймать

хищным птицам?

Задание (умение - установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений) Хищные птицы питаются мелкими птицами и птицами средних размеров, грызунами, зайцами, рыбами, лягушками, змеями, копытными животными и даже хищными, например, лисицами, рысями и другими. Если спросить, выдели ли вы когда-нибудь хищных птиц в природе, то многие из вас ответят, что «нет». Хищных птиц в природе действительно мало по сравнению с другими птицами. На Земном шаре насчитывается 9 000 различных видов птиц, из них к хищным птицам принадлежит приблизительно 270 видов, а в России всего 55 видов. Вопрос: Почему хищных птиц в природе гораздо меньше по сравнению с другими птицами? Выберите один ответ. А. У хищных птиц меньше продолжительность жизни, чем у других птиц. Б. Хищные птицы крупнее и им нужно больше пищи, чтобы прокормиться. В. На хищных птиц человек больше охотится, чем на других птиц. Г. Хищные птицы живут в более суровых природных условиях, чем другие птицы.

Задание

(умение — установление причинно-следственных связей, построение логических рассуждений)

Хищные птицы питаются мелкими птицами и птицами средних размеров, грызунами, зайцами, рыбами, лягушками, змеями, копытными животными и даже хищными, например, лисицами, рысями и другими. Если спросить, выдели ли вы когда-нибудь хищных птиц в природе, то многие из вас ответят, что «нет». Хищных птиц в природе действительно мало по сравнению с другими птицами. На Земном шаре насчитывается 9 000 различных видов птиц, из них к хищным птицам принадлежит приблизительно 270 видов, а в России всего 55 видов.

Вопрос: Почему хищных птиц в природе гораздо меньше по сравнению с другими птицами? Выберите один ответ. А. У хищных птиц меньше продолжительность жизни, чем у других птиц. Б. Хищные птицы крупнее и им нужно больше пищи, чтобы прокормиться. В. На хищных птиц человек больше охотится, чем на других птиц. Г. Хищные птицы живут в более суровых природных условиях, чем другие птицы.

Задание (умение — построение логических рассуждений, использование естественнонаучных знаний в жизненных ситуациях)

У клеток есть свои органы, которые называются органоидами или органеллами. Снаружи клетки ограничены от окружающей среды плазматической мембраной. У расти-ельных клеток поверх мембраны расположена клеточная стенка — оболочка. Жидкость, находящаяся внутри клетки, называется цитоплазмой. Она постоянно находится в движении. Митохондрии вырабатывают энергию для жизнедеятельности клетки, лизосомы помогают переваривать пищу, попавшую в клетку. На рибосомах синтезируются белки, необходимые клетке. Эндоплазматическая сеть, как линии метро, пронизывают клетку и транспортируют по ней различные вещества. Ядро — самый важный органоид. Оно управляет всеми процессами в клетке, в нём клетка хранит и передаёт своим дочерним клеткам наследственную информацию при делении.

Два ученика спорят о том, что такое клетка. Один ученик говорит, что клетку можно сравнить с супом, в котором плавают разные вещества, взаимодействующие друг с другом. Другой ученик говорит, что клетку можно сравнить с городом, в котором все службы

взаимосвязаны.

Задачи ( умение - преобразование одной формы данных в другую) Задание В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний. Задание: Приготовьте 80 г такого раствора.

Задачи ( умение — преобразование одной формы данных в другую)

Задание

В середине марта, т.е. за месяц до посева, начинают готовить семена огурцов. Их подвешивают для прогревания над батареей. Затем на 10 мин. помещают в раствор поваренной соли NaCl с массовой долей 0,05 или 5%. Для посева отбирают лишь потонувшие семена, всплывшие выбрасывают. Кстати, обработка раствором соли не только помогает отобрать полноценные семена, но и удаляет с их поверхности возбудителей заболеваний.

Задание: Приготовьте 80 г такого раствора.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности, для общения и социальных отношений — это функционально грамотный человек.

В течение жизни каждый человек получает опыт практического использования знаний, но начинается это процесс еще в школе. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности. Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах.

При проведении урока в соответствии с ФГОС учитель должен использовать задания на развитие не только предметных знаний, но метапредметных (когнитивные, коммуникативные, регулятивные).

В связи с этим основной задачей учителя остается инициировать образовательный запрос учащихся. При этом наиболее удачными педагогическими средствами являются учебное задание и учебные ситуации.

Уроки должны быть выстроены так, чтобы каждая следующая тема показывала подросткам «границы» применимости предыдущих знаний, «заставляла» обучающихся искать новые ходы, способы для движения в предметном материале. Каждое новое занятие должно вооружать подростка новым способом действия. Виды работ на уроке также должны постоянно меняться.

Виды деятельности учащихся на уроке при формировании ФГ

  1. Объяснение и описание явлений
  2. Использование и построение моделей явлений и процессов
  3. Прогнозирование изменений
  4. Формулирование выводов на основе имеющихся данных
  5. Анализ данных и оценка их достоверности
  6. Выдвижение гипотез, формулирование цели и построение плана исследования и др.

Заданий по развитию функциональной грамотности обладают своими особенностями, а потому, при использовании таких заданий на уроке, надо помнить о времени, затраченном на решение.

Особенности заданий по функциональной грамотности.

  1. Задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
  2. В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая понятная учащемуся;
  3. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
  4. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
  5. Вопросы изложены простым, ясным языком и, как правило, немногословны;
  6. Требуют перевода с обыденного языка на язык предметной области;
  7. Используются иллюстрации: рисунки, таблицы.

Примеры заданий по функциональной грамотности и этапы урока, на которых их можно применять.

В каждом виде грамотности встречаются вопросы разного уровня сложности. Учить детей надо начиная с малого. В урочной деятельности можно использовать задания низкого уровня сложности или задания, имеющие небольшое описание ситуации. В ВПР, и в заданиях ОГЭ и ЕГЭ простые виды заданий представлены.

1. Проверка домашнего задания или первичное закрепление изученного материала о механизмах закаливания.

Задание на применение методов естественно-научного исследования. Уровень — средний.

Проанализируйте предположения о том, что будет происходить с организмом человека при регулярном и постепенном закаливании (текст может быть предложен учителем или взят из учебника)

Организм постепенно адаптируется к низким температурам

Да

Нет

Закаленный человек будет реже простужаться

Да

Нет

Закаленный человек будет постоянно простужаться

Да

Нет

У человека снизится риск развития кариеса

Да

Нет

Подведение к теме урока или актуализация знаний в зависимости от темы урока.

Задание на применение методов естественно-научного исследования. Уровень — средний.

Рассмотрите четыре варианта постановки эксперимента с целью обнаружения углекислого газа. Выберите 2 из них, которые нужно сравнить, чтобы выяснить, выделяется ли углекислый газ.

2. Изучение нового материала.

Синтез информации из нескольких источников, работа с информацией и чтением. Уровень средний.

Работа с одним или несколькими текстами (учебник+ дополнительная литература) при составлении таблицы, схемы или инструкции.

Проблемы, с которыми сталкиваются учащиеся при решении заданий по функциональной грамотности.

Наибольшие проблемы у учащихся вызывают задания на определение достоверности информации и выявление ошибочных суждений на основе анализа статистических данных.

Пример № 1. Выберите верное утверждение. (уровень низкий)

А. Главный корень у растений развивается из зародышевого корешка.

Б. Боковые корни развиваются на стебле и листьях.

Пример № 2. Найти ошибки в тексте (уровень средний), сравнить 2 текста на одну и ту же тему и найти несоответствия (уровень средний)

Пример № 3. Проведите сопоставительный анализ. (уровень средний)

Пример № 4. Анализ графиков и диаграмм, особенно, если в вопросе содержится одно или несколько отрицаний.

Исходя из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что лучше всего решению заданий по функциональной грамотности уделить время на внеурочных занятиях, которые позволяют анализировать длинные тексты и медленно поэтапно учиться решать задания. Можно задания по ФГ давать учащимся для решения дома, а на уроке только разобрать путь решения и ответ. В урочной деятельности, между тем, заданиям по функциональной грамотности тоже есть место, и задача учителя красиво встроить их в урок.

Литература

1. Киселев Ю.П., Ямщикова Д.С. «Естественно-научная грамотность. Живые системы. Тренажер 7-9 классы», Москва, «Просвещение», 2020.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти информацию на английском языке
  • Как составить вопрос с модальным глаголом can
  • Как найти понимание если его нет
  • Как правильно составить протокол рабочего совещания
  • Как найти фазу в распределительной коробке