Как составить задания суммативное оценивание

Составление авторских заданий

суммативного оценивания по химии и биологии

с целью повышения качества образования

Грамотно спланированное оценивание в любой системе образования является залогом высокого качества преподавания дисциплин. Чтобы ученик действительно знал предмет, при оценивании материал должен быть охвачен полностью, чтобы в последствии знать, какие пробелы в знаниях имеет ученик, чтобы в дальнейшем вести работу над пробелами и недопониманием той или иной темы.

Разные виды оценивания нужно и планировать в соответствии с календарно –тематическим и поурочным планированием, опираясь на документальную основу.

Имея необходимые документы, каждый учитель в начале учебного года составляет КТП, а к нему и график суммативного оценивания на год.

Изначально задания мы также брали готовые из СМК, которые были сложные и непонятные, и возможность составлять авторские задания, которая теперь нам предоставлена, меняет и качество заданий, и их понимание, а вместе с этим и качество знаний наших учеников.

Как правильно запланировать оценивание, чтобы охватить весь материал и повысить качество знаний?

  • В самом начале четверти определяемся с датами СОР и СОЧ

  • В спецификациях СОЧ находим цели проверяемых разделов

  • В КТП отмечаем данные цели , чтобы иметь ввиду, что они охвачены

  • Оставшиеся цели можно использовать для составления СОР.

(Если целей мало, их же и планируем повторно)

  • Исходя из целей, которые мы ставим для проверки знаний, формулируются критерии,

  • Если критерии сформулированы, уже легче придумать задание.

  • А когда задание придумано, на дескрипторы уходит совсем немного времени.

К дескрипторам нужно относиться очень ответственно, сейчас многие учащиеся ими пользуются, спрашивают, поэтому игнорировать данный , заключительный этап ни в коем случае нельзя. Не забывайте о том, что в дескрипторах не должно быть подсказок!

Подробно хочу остановиться на видах заданий

По классификации задания сумативного оценивания за раздел и четверть могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения.

2. Задания закрытого типа — самые распространенные в педагогике и психологии. Они сравнительно легко формируются, легче понимаются учащимися. Закрытые задания могут иметь разнообразную внутреннюю структуру при сохранении общего дидактического смысла задания. Это позволяет создавать различные варианты заданий на одном и том же дидактическом материале, но с различными количественными и качественными характеристиками.

Однако, при использовании только заданий закрытого типа, полученные знания и навыки учащихся будут ограниченными и неполными.

Наиболее часто используются следующие виды заданий закрытого типа:

— задания с множественным выбором ответов: выбор одного правильного ответа, выбор нескольких правильных ответов;

— задания на установление соответствия;

— задания на установление последовательности;

— задания на определение истинности утверждения – «Правда или ложь?»

Коротко остановлюсь на содержании каждого типа заданий.

Задания с множественным выбором ответов.

Множественный выбор является специальной формой вопроса с объективным ответом, где ответ учащегося ограничен в рамках предложенного списка вариантов ответа. Задания с множественным выбором ответа состоят из двух компонентов: текста задания и вариантов ответов, правильный ответ является ключом, а неправильные — дистракторами. Текст задания должен быть максимально коротким, но в то же время должен раскрыть контекст вопроса. Очень важно, чтобы задание было грамотно сформулировано. Нельзя создавать трудности понимания задания из-за сложности его формулировки. Задания должны быть составлены с соблюдением правил орфографии и грамматики.

При составлении заданий с множественным выбором ответов необходимо соблюдать определенные требования.

Отрицательные формулировки осложняют определение верного ответа учащимися, так как вызывают трудности восприятия. При этом они не влияют на определение реального уровня усвоения изучаемого материала. Однако, в случаях, когда отрицательная формулировка неизбежна, необходимо дополнительно использовать графические эффекты. Например, подчеркнуть, выделить курсивом или жирным шрифтом, написать с заглавной буквы ту часть, где присутствует отрицание.

Необходимо избегать заданий, в которых требуется вставить пропущенные слова в предложения из заданного текста. Такие задания направлены, в первую очередь, на проверку зрительной памяти, а не на качество усвоения пройденного материала.

В заданиях на множественный выбор количество вариантов ответов может варьироваться. Следует отметить, что чем больше количество вариантов, тем меньше шансов у учащихся угадать верный ответ. Однако чрезмерно большое количество альтернативных вариантов увеличивает затрачиваемое учащимся время на выполнение задания. Рекомендуется использовать от 2 до 5 вариантов ответов.

Варианты ответов могут располагаться в различной логической последовательности (алфавитная, хронологическая, возрастание/убывание, грамматические категории и др.). Таким образом, учащиеся не смогут определить верный ответ по его позиции. Например, если вариант ответа начинается со слова, то они располагаются в алфавитном порядке. Если вариант ответа начинается с цифры, то они располагаются в порядке возрастания/убывания. Если два варианта визуально схожи друг с другом, то их необходимо располагать последовательно, чтобы учащемуся было легко их сравнить.

Согласно алгоритмам разработки заданий, при составлении заданий с множественным выбором ответов рекомендуется сформулировать ключ до того, как будут сформулированы вопрос и дистракторы. Это гарантирует то, что в задании действительно есть верный ответ. Варианты ответов нужно формулировать очень тщательно, чтобы учащиеся не могли определить дистрактор по тому, как он был сформулирован.

Дистракторы должны соответствовать изучаемому материалу и быть неправильными, но правдоподобными. Основная задача использования дистракторов – привлекать внимание тех учащихся, которые недостаточно освоили учебный материал.

Например, задание в СОЧ 3 по химии в 10 классе

Определите основные области применения соединений кальция.

А) в медицине

Б) машиностроении

В) легкая промышленность

Г) лакокрасочное производство

Д) в быту

Е) в строительстве

Ж) в хлебопечении (ответы А, Д,Е)

Задание в СОЧ 3 по биологии в 8 классе

Выберите вариант, в котором кости соединены полуподвижно:

А) локтевой сустав

Б) лобная и теменная кость

В) тазобедренный сустав

Г) шейные позвонки

Д) теменная и затылочная кости

Следующий вид задания закрытого типа – задания на установление соответствия.

Одним из простых видов на соответствие является задание, состоящее из двух столбцов: в первом содержится вопрос или задача, на которые нужно ответить, а во втором — ответы, которые необходимо сопоставить с заданием из первого столбца. При этом количество заданий в первом столбце и соответствующих им ответов одинаково. Такого рода задания могут содержать некоторые риски: учащиеся могут угадывать ответы, в то же время, если учащийся ответит неправильно в одном случае, это сразу повлечет за собой ошибку и во втором случае. Не исключена следующая ситуация: ученик точно знает соответствие по всем позициям, кроме одной, где ответ получается сам собой.

В правом столбце должно быть на несколько позиций больше, чем в левом. В идеальном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева.

Для удобства обработки результатов рекомендуется позиции левого столбца обозначать цифрами, а правого – заглавными буквами.

В идеально составленном задании на соотнесение каждой строке левого столбца должна соответствовать лишь одна строка

Замечу, что вопросы на соответствие обеспечивают наиболее эффективный способ проверки знаний на уроках, в которых важны события, даты, имена и места. Задания на соответствие хорошо подходят для естественнонаучных предметов, в которых необходимо помнить многочисленные эксперименты, результаты, специальные термины и определения.

Здесь можно выделить следующие виды соотнесения:

— термины — с определениями

— фразы — с другими фразами

— причины — со следствиями

— единицы измерения — с большими единицами

— задачи — с решениями.

В преимущества этого вида заданий можно отнести то что, они просты и удобны для оценивания уровня знаний и понимания, удобны при проверке материала, который имеет много фактов.

К недостаткам можно причислить то, что требуется определенное время для составления и выполнения таких заданий; они не всегда уместны для оценивания навыков высокого порядка.

Например, задание по разделу «Галогеноалканы» в 10 классе

Для галогеноалканов характерны реакции элиминирования. Существует 2 механизма реакции.

А) Выберите правильную характеристику каждой реакции, ответ занесите в таблицу

Мономолекулярное элиминирование

Бимолекулярное элиминирование

1 Легко проходит у третичных галогеноалканов

2.Процесс идет в две стадии

3. Проходит у первичных галогеноалканов

4.Требует присутствия основания

5. Процесс идет в одну стадию

6.Присутствует стадия образования карбокатиона

Задание по разделу «Дыхание», биология 9

1

АЭРОБНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

А

Тяжелая атлетика

2

АНАЭРОБНЫЕ ВИДЫ СПОРТА

В

Волейбол

С

Художественная гимнастика

Д

Армрестлинг

Е

Фигурное катание

F

Бег на короткие дистанции

Задания на установление правильной последовательности предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов и т.д. В задании приводятся в произвольном случайном порядке действия, процессы, элементы, связанные с определенной задачей. Испытуемый должен установить правильный порядок предложенных действий и указать его с помощью цифр в специально отведенном для этого месте (как правило, в прямоугольниках, стоящих слева перед каждым элементом задания).

Можно выделить несколько вариантов применения таких заданий.

1) последовательность исторических событий.

2) последовательность технологических действий и операций.

3) последовательность различных процессов.

4) цепочка умственных действий, образующая систему знаний, умений, навыков и представлений.

Задания на установление правильной последовательности особенно эффективны на заключительной стадии профессиональной подготовки, что объясняется важной ролью алгоритмов в профессиональной деятельности. Цель введения таких заданий в учебный процесс — формирование алгоритмического мышления и алгоритмических знаний, умений и навыков. Алгоритм представляет собой систему четких правил упорядоченной деятельности. Основные требования к алгоритму: он должен быть понятен и доступен учащемуся, корректен с точки зрения цели и содержания, однозначен по трактовке и результативен в процессе осуществления заданного числа шагов. При этом однозначность предполагает наличие только одного алгоритма, соответствующего правильному ответу.

Например, Задание в СОЧ 3 по химии в 8 классе

Установите последовательность химических элементов по возрастанию значений электроотрицательности: Cl, Al, S, H, F,O, Na, Ca, C

Задание в СОЧ 4 по биологии в 9 классе

Установите последовательность эр, по которым развивалась жизнь на планете Земля:

А) кайнозой В) архей С) протерозой Д) палеозой Е) мезозой

Задания на определение истинности или ложности утверждений.

Это задания, в которых дается утверждение, и обучающийся должен определить, является ли утверждение истинным или ложным. Другими словами, существует только два возможных ответа для каждого вопроса, и обучающийся выбирает одно из них. Задания данного типа хорошо подходят для оценивания навыков знания и понимания. Учащиеся могут быстро реагировать и отвечать на задания, охватывающие большой контент за короткий промежуток времени.

Например, Задание в СОР «Выделение» по биологии в 9 классе

  1. Установите правду и истину в утверждениях

    Утверждение

    правда

    ложь

    1

    За сутки в организме взрослого человека образуется до 170 л первичной мочи

    2

    Без процесса реабсорбции организм человека терял бы столько жидкости и полезных веществ, что погиб бы от обезвоживания

    3

    Рацион питания абсолютно не влияет на работу почек

    4

    В сутки без вреда для почек можно употреблять не более 5 г соли

    5

    Пиелонефрит – это инфекционное заболевание почек

  2. В отличие от заданий на применение, задания на размышления предполагают, чтобы обучающийся мог сам обдумать тему и найти способы применения новых знаний в своей деятельности. Такие задания могут быть представлены в форме открытых вопросов, без вариантов ответов, чтобы обучающийся самостоятельно изложил свои мысли, нашел решение поставленной проблемы. Для составления таких заданий высокого порядка необходимо научиться разрабатывать вопросы открытого типа.

Итак, задания открытого типа предназначены для проверки когнитивных навыков высокого порядка, умений аргументировать, излагать собственную точку зрения, критически мыслить. Ответы на задания открытого типа могут отличаться по длине (объему) и варьироваться от одного или нескольких слов в кратком ответе до целого аргументированного суждения в развернутом ответе.

Для заданий, требующих краткого ответа, учащийся должен предоставить краткие конкретные ответы на вопросы, используя несколько слов, одно предложение, простой чертеж или формулу.

Например, задание в СОР «Выделение» по биологии в 9 классе

  1. Вставьте пропущенные термины в предложения.

Мышечные волокна – это______________________.

Молочная кислота также имеет название___________________.

Структурная единица почки — ____________________________.

Накопление молекул какого-либо вещества на поверхности другого — ______

Процесс обратного всасывания, или возврат веществ в кровяное русло это_____________________.

Инфекционное воспаление мочевого пузыря — ________________________.

Задания, требующие развернутого ответа, необходимо выполнять, используя несколько предложений, объяснение, чертеж или доказательство, состоящее из нескольких этапов.

Например, задание в СОР «Транспорт веществ» по биологии в 8 классе

Дайте определения терминам:

термин

определение

МИОКАРД

ПЕРИКАРД

ГИПЕРТОНИЯ

ТАХИКАРДИЯ

ТОНОМЕТР

Одним из вариантов заданий, требующих развернутого ответа, является эссе. С помощью эссе проверяются навыки не только письма, но и умение рассмотреть указанный вопрос или проблему с различных точек зрения, раскрыть разные аспекты указанной темы, аргументировать свою точку зрения, предлагать пути решения проблем. Однако есть и недостатки использования эссе. К ним можно отнести то, что этот вариант заданий охватывает ограниченный материал, что понижает валидность, занимает много времени и трудно оценивать, здесь возможно проявление субъективного подхода.

Например, задание в СОЧ 2 по биологии 8 класса

Напишите эссе на тему «Озоновый экран», «Парниковый эффект»

Содержание заданий не должно вызывать беспокойство и стресс у учащихся. При выборе тематики желательно не выбирать такие темы, как тяжелые проблемы семьи, социальные и религиозные проблемы, природные и техногенные катаклизмы, война и терроризм, наркомания, тяжелая болезнь или смерть.

Исходя из всего вышесказанного, при составлении заданий суммативного оценивания я стараюсь всегда применять дифференцированный подход в каждом классе.

Следует помнить, что качественное оценивание помимо хороших инструментов также зависит от правильно установленной и проведенной инструкции к процедуре оценивания. Обучающиеся должны хорошо понимать цель оценивания, точно знать, что от них требуется и в какие сроки. Для этого и вывешивается в самом начале график СОР и СОЧ

Любая наша деятельность в школе всегда должна быть направлена на повышение интереса к предмету и качества знаний. Интересные задания повышают интерес несомненно, разнообразие заданий тоже. Полный охват целей также будет направлен на повышение качества знаний.

Всем своим коллегам желаю плодотворного труда в этой области, ведь без качественного оценивания не получится повысить качество знаний!

В ваших руках — разработка качественных заданий и достижение высоких результатов обучения учащихся!

Спасибо за внимание! Успехов вам в разработке заданий для оценивания!

Коучинг

«Алгоритм
разработки заданий для суммативного оценивания»

Куанова Г.С.

Дата

30.09.17.

Цель

Оказание
содействия участникам коучинга в понимании алгоритма разработки заданий для
суммативного оценивания,
способствовать умению разрабатывать критерии и дескрипторы.

Ожидаемые
результаты 

Участники
коучинга знают
цель,
основные понятия, правила планирования и организации суммативного оценивания,

функции учителя
при планировании и организации суммативного оценивания, понимают
алгоритм
разработки заданий для суммативного оценивания.

Материалы
и оборудование

Компьютер,
проектор, экран, презентация «Суммативное оценивание», раздаточный материал, флипчарты,
маркеры

Ход
занятия

Этапы
прведения коуч сесии

Время

Действия
коуча и действия участников коучинга

Приветствие

2
мин

Приветствие
 участников коучинга, объявление темы и цели данного коучинга

Психологический
настрой

2мин

Стихотворение «Советы учителям»

Я Бесконечно Доброе, Феноменально Умное, Чертовски
Привлекательное, Божественно Красивое, Необычайно Работоспособное,
Беспредельно Ответственное, Исключительно Порядочное, Кристально Честное,
Беспрецедентно Талантливое, Экстра Ординарное, Невероятно Офигительное, Гипер
Сексуальное, Сексапильно- Обворожительное, Не-По-Годам Развитое,
Чистое-И-Не-Поро­чное, Сказочно Щедрое, Бесподобно — Бесподобное, Невероятно
Перспективное, Беззаветно Любящее, Легендарно Сильное, Непостижимо
Оптимистичное, Идеально Сложенное, Крайне Интеллигентное, Супер Активное,
Неописуемо Чувственное, Архи Надежное, Бесспорно Положительное, Всеми
Любимое, Фантастически Скромное Человечище!!!

Уважаемые коллеги, обратите внимание, что вы не просто
послушали советы, но и были вовлечены в процесс самооценивания.

Деление
на группы

3
мин

 Коуч
просит участников выбрать понравившиеся смайлики, затем, участники формируют
группы по изображениям смайликов

Мозговой
штурм

«Понятийное
колесо»

10
мин

Участники
записывают понятия по теме «Суммативное оценивание» в течение 2 минут.

Обсуждают
в группе, заполняют понятийное колесо с ключевым термином «Суммативное
оценивание».

Презентация
работы групп.  Активное обсуждение.                                                                                    

                                                                                       
Слайд 2-3

Информационный
блок

15
мин

Участники
знакомятся с особенностями и структурой суммативного оценивания.   с организацией
и проведением суммативного оценивания за раздел, алгоритмом составления
заданий для СОР

Слайд 4-9

Приложение 1

Работа
в группах

10
мин

Участники
знакомятся с разработанными заданиями для СОР. Разрабатывают в группах
дескрипторы для предложенных заданий.

Презентация
работы групп.

Сравнение
разработанных участниками дескрипторов с дескрипторами СОР.

Слайд 10

Приложение 2-3

Информационый
блок

5
мин

 Участники
знакомятся с правилами предоставления обратной связи по результатам СОР, с
понятием «рубрика»                           

Слайд 11-12

Приложение 4-5

Работа
в группах

10
мин

Участники
в группах разрабатывают рубрики по результатам СОР.  Презентация работ.
Обсуждение.

Слайд  13

Приложение 6

Информационый
блок

10
мин

 Участники
знакомятся  
с
организацией и проведением суммативного оценивания за четверть,
структурой
тестовой спецификации СОЧ

Слайд 15-18

Приложение 7-8

Работа
в группах

5
мин

Участники
предлагается определить сходство и различия между СОР и СОЧ

Слайд 19-21

Обратная
связь. Рефлексия.

3
мин

Участники
оценивают свою деятельность и результативность занятия по стратегии «Мишень»

·      
Интересность

·      
Полезность

·      
Качество
темы

·      
Общая
атмосфера

Слайд 23

Приложение 9

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема: Суммативное оценивание.
Цель: понимать основы суммативного оценивания.
Уровень мыслительных навыков: знание, понимание, синтез.
Критерий оценивания: знает и понимает основы суммативного оценивания.
Дескрипторы:

1.              
Восстанавливает модель суммативного оценивания.

2.              
Определяет ключевые фразы, характеризующие суммативное оценивание.

3.              
Составляет алгоритм сумммативного оценивания.

Задания.

1.              
Восстановите модель суммативного оценивания

2.              
Определите, какие ключевые слова и словосочетания пропущены в
тексте, заполните пропуски в предложениях.

Суммативное оценивание – это
вид ­­­­_______________, который проводится ________________, обеспечивает
обратную связь между _______________________ и позволяет своевременно
корректировать учебный процесс без _____________________________.

3.              
Составьте алгоритм суммативного оценивания из предложенных
элементов.

Таксономия Блума, цели
обучения, задания, критерии оценивания, учебная программа, обратная связь,
дескрипторы.

                                                                                                
                                            ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Образцы заданий для СО
Раздел: 5.4.А. Решение текстовых задач
Тема: Решение задач на проценты
Цель: 5.5.1.6. решать текстовые задачи на проценты
Критерий: анализирует термины и правила, сопоставляет их со значением
Уровень мыслительных навыков: применение, анализ, обобщение
Задание .
Разноуровневая самостоятельная работа
Выберите любые три задачи и решите их. Затем посчитайте количество набранных
вами баллов.

1.              
В Назарбаев интеллектуальной школе города Астаны 1500 учеников. Из
них 42% составляют мальчики. Сколько мальчиков в школе?

2.              
Истратив на посев 65% имевшегося в запасе зерна, фермер села
Иртышск обнаружил, что у него осталось 197,4 кг зерна. Сколько кг зерна было у
фермера первоначально?

3.              
После двух одинаковых понижений цен на одинаковое количество
процентов, цена на продукцию Экибастузского молокозавода снизилась с 300 тенге
до 192 тенге. Назовите процент снижения цены продукции каждый раз.

4.              
Какой должен быть первоначальный вклад в Народный банк Казахстана,
если клиент хочет получить сумму 845000 тенге через два года, если банковская
процентная ставка состоит из 30 % каждый год?)

5.              
Рост Мадины увеличился на 20% между ее 5 и 10 днем рождения. Он
увеличился на 15% между 10 и 15 днем рождения и увеличился на 10%  между
15 и 20 днем рождения. На сколько ее рост увеличился между 5 и 20 днем
рождения?

Дескрипторы:
-составляет краткую запись к задаче;
-определяет способ решения задачи;
-решает задачи применяя правила нахождения процента от данного числа, числа по
его процентам.

Крите́рий — признак, основание, правило принятия решения по оценке чего-либо на
соответствие предъявленным требованиям. Критерии расшифровываются
дескрипторами, в которых (для каждой конкретной работы) дается четкое
представление о том, как в идеале должен выглядеть результат выполнения
учебного задания, а оценивание согласно дескриптору – это определение степени
приближения ученика к данной цели.

Рубрикатор (инструкция по оцениванию) 
подробное описание уровней достижений учащихся по каждому критерию и
соответствующее им количество баллов.

Дескриптор 
описание уровней достижения конкретного балла, которое последовательно
показывает все шаги учащегося по достижению наилучшего результата, каждый
уровень оценивается определенным количеством баллов: чем выше достижение – тем
больше балл по данному критерию.

Библиографическое описание:


Карнасюк, А. В. Разработка заданий суммативного оценивания за раздел по математике для 6-х классов / А. В. Карнасюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 14 (356). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79668/ (дата обращения: 27.05.2023).




В этой статье рассматривается структура разработки заданий суммативного оценивания за раздел для учащихся 6-х классов общеобразовательных школ для разных образовательных групп учащихся. Показана важность дифференцированного подхода при использовании заданий суммативного оценивания для учащихся 6-х классов.



Ключевые слова:



структура, суммативное оценивание, критерий, анализ, результат.


Введение

Значение оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно оценивание является наиболее очевидным показателем уровня школьного образования, основным индикатором диагностики проблем обучения и средством осуществления обратной связи. Под системой оценивания при этом понимается не только шкала отметок и моменты, в которые отметки выставляют учащимся, но в целом механизм контрольно-диагностической связи между учеником, учителем и родителями.

Суммативное оценивание за раздел в школьном образовании, нацелено на мониторинг индивидуального прогресса и мотивирование учащихся на выстраивание индивидуальной траектории развития. Использование системы суммативного оценивания заключается в сравнении достижений школьника с определенными, коллективно выработанными, заранее известными всем субъектам образовательного процесса критериями. При этом оцениваемая работа позволяет самому ученику рефлексировать свои успехи и неудачи, не только усваивать знания, но и применять их, многопланово анализировать собственные действия, организовывать эффективное взаимодействие с учителем

Активность учащегося, его включенность в учебный процесс обеспечивается тем, что критериальное оценивание выполняет функцию обратной связи, когда ученик получает информацию о своих успехах и неудачах. Тем самым решая проблему объективного оценивания учащихся, суммативный подход стимулирует их на достижение не только более высокого результата, но и на самостоятельную постановку целей в учебном процессе.


Основная часть

Суммативное оценивание за раздел — это оценивание учебных достижений по завершении определенного изученного материала, то есть «подсчет» достижений учащихся по итогу темы, раздела [1, c. 23].

Начинать составление заданий для суммативного оценивания следует с обзора учебной программы и плана. Следующим шагом является анализ цели обучения, на основании чего и будут составляться критерии оценивания. Если критерии оценивания соответствуют проверяемым целям, то следующий шаг — составление заданий. При составлении заданий для суммативного оценивания за раздел учитель может использовать или адаптировать образцы, предложенные в методических рекомендациях по суммативному оцениванию. Кроме этого, учителю предлагается самостоятельно разработать инструменты оценивания согласно установленному алгоритму.

На практике столкнулись с тем, что задания в методических рекомендациях нацелены на среднего ученика. А как бы с детьми, которые являются учащимися общеобразовательной школы, но с особыми образовательными потребностями? Рекомендованные задания для таких учеников сложные, требуют больше времени для выполнения, а также отрицательно влияют на эмоциональное состояние ученика [2, с. 23–24, с. 27–28].

Рассмотрим задания суммативного оценивания за раздел

«Линейное уравнение с


одной переменной»

, которые взяты из сборника «Методические рекомендации по суммативному оцениванию»

1. При каком значении

b

уравнения будут равносильными:


2х — 9 = 3

и

х + 3b = — 10

?

2. Решите уравнение:

3. Решите уравнение: 5|

х —

4| = 135.

4. В одном шкафу было в 4 раза меньше книг, чем в другом. Когда в первый шкаф положили 17 книг, а из второго взяли 25, то в обоих шкафах книг стало поровну. Сколько книг было в каждом шкафу [3, c. 16–17]?

Данные задания вызвали затруднения у низко мотивированных учащихся, а также учащихся с особыми образовательными потребностями. Это было выявлено при проведении анализа суммативной работы за раздел. Наглядно можно увидеть в таблице 1.


Цель:

определить уровень достижения целей обучения за раздел

  1. Анализ Сор показал следующий уровень учебных достижений (УУД) учащихся:

Таблица 1


Анализ суммативного оценивания

Предмет

Дата

Писало

Процентное содержание баллов СО

% кач-ва

% успев -ти

УУД уч-ся

81–100 %

51–80 %

21–50 %

1–20 %

Математика

24

4

17

2

45,8 %

100 %

Для раздела

«Линейные неравенства с


одной переменной»

задания для суммативного оценивания были разработаны самостоятельно, учитывая вышеизложенные требования. Анализ суммативного оценивания показал следующий результат в таблице 2:


Цель:

определить уровень достижения целей обучения за раздел

  1. Анализ Сор показал следующий уровень учебных достижений (УУД) учащихся:

Таблица 2


Анализ суммативного оценивания

Предмет

Дата

Писало

Процентное содержание баллов СО

% кач-ва

% успев -ти

УУД уч-ся

81–100 %

51–80 %

21–50 %

1–20 %

Математика

24

5

17

58,3 %

100 %


Заключение.

Анализ показал, что при использовании заданий суммативного оценивая из сборника учащиеся показали результат хуже, чем при использовании заданий, составленных дифференцируемо: отдельно для учащихся основного класса и для учащихся с особыми образовательными потребности. Наглядно это можно заметить на рис. 1.

Рис. 1

Следовательно, можно сделать вывод о том, что при проведении суммативного оценивания за раздел нужно подбирать такие задания, чтобы были понятны и ясны не только среднему и сильному ученику класса, но и для слабо мотивированных учащихся, и для учащихся с особыми образовательными потребностями.

Литература:

  1. Автономная организация образования «Назарбаев интеллектуальные школы» Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школ Учебно-методическое пособие Астана, 2017
  2. Руководство по критериальному оцениванию для учителей основной и общей средней школы, учебно-методическое пособие, Астана, 2017 г,
  3. Модель критериального оценивания. Утверждены решением Правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» от 15 августа 2016 года (протокол № 39) (с изменениями и дополнением от 17.08.2017 № 42, 22.08.2018 № 48; 21.06.2019 № 23; 15.08.2019 № 37)

Основные термины (генерируются автоматически): оценивание, раздел, учащийся, использование заданий, составление заданий, критерий оценивания, обратная связь, процентное содержание баллов, учебный процесс, школьное образование.

Обновлено: 26.05.2023

Учителя регулярно суммирует то, чему ученики научились, так как понимание учениками эффективной оценки успеваемости является неотъемлемой частью их дальнейшего продвижения. Но это не является единственным способом использования оценивания в классе. Его применение целесообразно в целях составления отчета для родителей по успеваемости ребенка; в оказании помощи руководителю школы при распределении ученика в определенный класс, помощи ученику при выборе дополнительных предметов в обучении; формирования всех составляющих или отдельных составляющих внешней квалификации; предоставлении информации о результатах, достигнутых учениками в конкретной школе.

Надежность и достоверность являются главными принципами суммативного оценивания, проводимого учителем. Надежность предполагает степень предоставления подлинной и исчерпывающей информации об успеваемости ученика; достоверность требует необходимости оценивания всего, что может являться важным и принципиальным для оценки.

Мнение учителя, содержащее оценку деятельности ученика, является значимым, широко применяется как аргумент. В принципе, это объясняется тем, что учителя способны оценивать работы учеников более тщательно, чем какие-либо методы оценивания, разработанные внешкольными агентствами. Это обеспечивает как надежность (предоставляет больше информации, чем внешне разработанные методы оценивания), так и достоверность (обеспечивает достаточный диапазон доказательств) оценивания.

Высокая достоверность и оптимальная надежность вместе способствуют гарантированности процедуры оценивания, уверенности в ней.

Надежность оценивания может устранить такие проблемы как несправедливое или предвзятое оценивание, различие образцов, применяемых учителями, неспособность размышлять над важными аспектами понимания и навыков.

В разработке системы суммативного оценивания в классе, чрезвычайно важно помнить о том, как будут использованы результаты оценивания: намеренное использование или фактическое (иногда ненамеренное) использование.

Качественное суммативное оценивание в классе предусматривает:

вовлечение учеников в мониторинг собственной успеваемости;

понимание и способность учителя четко формулировать перспективы, к которым необходимо стремиться;

умение учителя использовать разные методы при оценивании деятельности ученика;

осуществление учителями отчетных процедур, позволяющих отслеживание обучения каждого ребенка, без необходимости письменного фиксирования хода и результатов этого обучения;

умение учителя находить общий язык с каждым учеником.

Качественное суммативное общешкольное оценивание предусматривает:

систематическое предоставление отчета о деятельности учеников учителями, ответственными за них;

устранение различий стандартов, применяемых разными учителями, с целью устранения возможной предвзятости в суждениях;

продуманное применение в школе результатов суммативного оценивания, полученных от учителей (свободное от формальности);

ответственность в предоставлении информации об успеваемости ученика родителям/опекунам.

В целях обеспечения достоверности в оценивании, необходимо обратить особое внимание на качество тестов и заданий, подготовленных для проведения данной процедуры в классе. Например, большинство учителей среднего образования используют тестовые вопросы, заимствованные из учебников или прошлых экзаменационных заданий.

Обычный процесс оценивания в классе не всегда требует разработки определенных заданий и тестов. Во многих случаях достаточно оценивать успеваемость учеников во время ежеденевных занятий и подводить итоговую оценку на основе текущего оценивания.

Данная форма оценивания приемлема для учителей начальных классов, имеющих большую возможность систематизации информации о достижениях каждого ученика, нежели учителя-предметники средних классов.

Надежность оценивания не принципиальна в случае, если изначально предназначалась для использования внутри класса или школы. Также нет необходимости регулирования повседневного суммативного оценивания в классе, если основной целью является создание основы для дальнейшего обучения.

Надежность и достоверность необходимы только в том случае, если результаты оценивания предназначены для внешнего использования.

Качество подведения итоговой оценки учителем требует от него высокого мастерства.

В то же время, формативное оценивание учителей не должно искажаться требованиями суммативного оценивания, что является сложной задачей.

Black P & Wiliam D (2007): Масштабные системы оценивания: Разработка принципов, основанных на сравнении международных способов. Измерение , 5 (1): 1-53.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Методические рекомендации по суммативному оцениванию

Обучение грамоте

Задания для суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему позволят учителю определить уровень достижения учащимися целей обучения, запланированных на четверть.

Для проведения суммативного оценивания за раздел/ сквозную тему в методических рекомендациях предлагаются задания, критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные уровни учебных достижений учащихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами носят рекомендательный характер.

Для проведения суммативного оценивания за четверть предлагается спецификация со схемой выставления баллов. Данный документ стандартизирован и обязателен для проведения суммативного оценивания за четверть.

Методические рекомендации предназначены для учителей начальных классов, администрации школ, методистов отделов образования, школьных и региональных координаторов по критериальному оцениванию и других заинтересованных лиц.

При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, фотографии, тексты, видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных интернет-сайтах.

Используемые условные обозначения:

* рекомендуется в одной четверти интегрировать (по возможности) цели обучения со сквозными темами, исходя из расчета – 2 сквозные темы на четверть

** используется одна из частей цели обучения учебной программы

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ . 19

Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть . 27

Слушание и говорение

Цель обучения:

1.1.2.1 Определять, о ком /о чем говорится в тексте, и понимать, что хотел сказать автор.

1.1.6.1 Использовать в речи слова-описания/ сравнения, невербальные средства общения (мимика, жесты и т. д.), соблюдать интонацию для передачи смысла высказывания.

1.1.9.1 *Выделять звуки в словах и различать их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).

Уровень мыслительных навыков:

Знание и понимание Применение

Критерий оценивания:

Обучающийся

Отвечает на вопросы по содержанию текста.

Описывает предметы, используя слова – описания / сравнения.

Выделяет звуки в словах и различает их признаки ( гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).

Время выполнения:

Прослушайте текст и ответьте на вопросы. Одуванчик

Мы с ребятами отправились в путешествие на луг. Там росли разные цветы:

колокольчики, васильки, ромашки. Нам больше всех понравился одуванчик.

Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет пушистый шарик. Дина дунула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.

Девочки пришли домой с золотыми веночками на голове.

Вечером мы все уснули. И цветы закрыли свои цветочки до утра.

Ответьте на вопросы — О чем этот текст?

Куда отправились ребята?

Из каких цветов сплела Дина венок?

На что похож цветок одуванчика? — Почему венки названы золотыми?

Опишите любой цветок. Используйте слова – описания и сравнения.

Начертите схемы слов, изображенных на картинках (корабль, якорь). Поставьте ударение в словах.

__________________ _______________________

Критерий оценивания

Обучающийся

Отвечает на вопросы по содержанию текста.

определяет, о чём говорится в тексте;

называет место путешествия;

определяет название цветка;

использует слова-описания при сравнении;

объясняет, почему венки названы золотыми;

Описывает предметы, используя слова – описания / сравнения.

описывает любой цветок: по цвету, форме, размеру;

сравнивает описанный цветок с одуванчиком;

Выделяет звуки в словах и различает их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).

чертит звуковую схему и ставит ударение в слове – корабль;

чертит звуковую схему и ставит ударение в слове –якорь.

Всего баллов

ФИО обучающегося: ______________________________

Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Отвечает на вопросы по содержанию текста.

Затрудняется отвечать на вопросы по содержанию

Допускает ошибки при ответах на вопросы по содержанию текста.

Верно отвечает на все вопросы по содержанию текста.

Описывает предметы, используя слова – описания / сравнения.

Затрудняется в описании и сравнении предметов.

Допускает ошибк и в описании / сравнении предметов.

Верно описывает и сравнивает предметы.

Выделяет звуки в словах и различает их признаки (гласные ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, глухие/звонкие).

Затрудняется пр и составлении звуковых схем сл ов и допускает ошибки при расстановке ударений в слова х.

Допускает ошибк и при составлении схем слов / расстановке ударений в слов ах.

Верно чертит звуковые схе мы слов и стави т ударение во всех словах.

Учитель: Розакулова О.А.

Ф.И.О. Родителей_______________________

Цель обучения:

1.2.1.2 Использовать основные виды чтения (плавное слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами, осознанное чтение).

1.3.5.1 Составлять и писать простые предложения/тексты на заданную тему, используя слова для справок/с помощью учителя.

Уровень мыслительных навыков:

Знание и понимание Применение

Критерий оценивания:

Обучающийся

Использует слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами.

Составляет и записывает простые предложения.

Время выполнения:

Лиса и журавль. Ли-са с жу-рав-лём по-дру-жи-лась.

Вот и взду-ма-ла од-наж-ды ли-са у-гос-тить жу-рав-ля, пош-ла звать е-го к се-бе в гос-ти:

— При-хо-ди, ку-ма-нёк, при-хо-ди, до-ро-гой! Уж как я те-бя у-го-щу!

И-дёт жу-равль на зва-ный пир, а ли-са на-ва-ри-ла ман-ной ка-ши и раз-ма-за-ла её по та-рел-ке. По-да-ла и пот-чу-ет:

— По-ку-шай, мой го-луб-чик ку-ма-нек! Са-ма стря-па-ла.

Примечание: продолжение сказки читает учитель.

Вопросы по содержанию текста:

О ком эта сказка? ________________________________________________. Почему дружба лисы и журавля закончилась? ________________________.

2. Подпишите картинки и прочтите предложения.

______________

Критерий оценивания

Обучающийся

Использует слоговое чтение с переходом на чтение целыми словами.

читает по слогам/целыми словами;

определяет героев сказки;

определяет, что хотел сказать автор сказки;

Составляет и записывает простые предложения.

составляет первое предложение, записывая пропущенное слово;

составляет второе предложение, записывая пропущенное слово;

составляет третье предложение, записывая пропущенное слово.

Всего баллов

ФИО обучающегося: ______________________________

Критерий Уровень учебных достижений оценивания

Низкий Средний Высокий

Затрудняется при Допускает ошибки при Демонстрирует

Использует определении чтении / понимании понимание

слоговое чтение с прочитанного текста,

темы и основной прочитанного текста.

переходом на определяя тему и

чтение целыми словами. основную мысль .

Составляет и Затрудняется при Допускает ошибки при Верно составляет записывает составлении прост ых составлении прост ых предложения и простые предложений и предложений / зап иси правильно предложения. записи слов. слов. записывает слова.

Спецификация суммативного оценивания за 3 четверть

Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.

Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Обзор суммативного оценивания за 3 четверть 3.1. Продолжительность — 40 минут

Чтение – 20 минут

Письмо – 20 минут

Слушание и говорение проверяется отдельно. Количество баллов — 18

3.2. Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:

Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа и с кратким ответом.

В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.

Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и третье – на письмо.

4. Примеры вопросов и схемы выставления баллов.

Слушание и говорение

Прослушайте сказку и выполните задания.

У страха глаза велики Жили-были бабушка-старушка, внучка-хохотушка, курочка-клохтушка и мышканорушка.

Каждый день ходили они за водой. У бабушки были ведра большие, у внучки — поменьше, у курочки — с огурчик, у мышки — с наперсточек.

Бабушка брала воду из колодца, внучка — из колоды, курочка — из лужицы, а мышка — из следа от поросячьего копытца.

Вот раз наши водоносы пошли за водой. Воды набрали, идут домой через огород.

А в огороде яблонька росла, и на ней яблоки висели. А под яблонькой зайка сидел. Налетел на яблоньку ветерок, яблоньку качнул, яблочко хлоп — и зайке в лоб!

Прыгнул зайка, да прямо нашим водоносам под ноги.

Испугались они, ведра побросали и домой побежали. Бабушка на лавку упала, внучка за бабку спряталась, курочка на печку взлетела, а мышка под печку схоронилась. Бабка охает:

— Ох! Медведище меня чуть не задавил!

— Бабушка, волк-то какой страшный на меня наскочил!

Курочка на печке кудахчет:

— Ко-ко-ко! Лиса ведь ко мне подкралась, чуть не сцапала!

А мышка из-под печки пищит:

— Котище-то какой усатый! Вот страху я натерпелась!

А зайка в лес прибежал, под кустик лег и думает:

Схема выставления баллов

Дополнительная информация

Бабушка / внучка / курочка / мышка / зайка.

Один балл ставится за любые два названных персонажа сказки.

Все пошли за водой / Они каждый день ходили за водой / Бабушка, внучка, курочка и мышка ходили за водой / Жили-были бабушка, внучка, курочка и мышка.

Принимаются все возможные предложения, соответствующие завязке, развитию событий и развязке

Они испугались / Испугались и вёдра побрасали / Они испугались и домой побежали.

Страшно им стало / Все убежали / У страха глаза велики.

Всего баллов

Прочитайте текст и подчеркните в нем слова-предметы одной линией, словапризнаки волнистой линией, слова–действия — двумя линиями.

В одном сказочном лесу жили зайчонок, бурундучок и медвежонок. Утром они играли, бегали, прыгали на поляне. Только медвежонку — лень. Поэтому он был неуклюжий, вялый. А зайчонок и бурундучок веселые и бодрые.

Схема выставления баллов

Дополнительная информация

Слова-предметы:

зайчонок, бурундучок медвежонок. Слова-признаки:

неуклюжий, вялый, веселые, бодрые.

Слова-действия:

играли, бегали, прыгали

Всего баллов

Вставь пропущенные буквы и подчеркни орфограммы Маш_на, щ_ка, рощ_.

Схема выставления баллов

Дополнительная информация

Всего баллов

5. Правила проведения суммативного оценивания

В период проведения суммативного оценивания закройте любые наглядные материалы в Вашем кабинете: диаграммы, схемы, постеры, плакаты или карты, которые могут быть подсказкой.

Перед началом суммативного оценивания зачитайте инструкцию и сообщите обучающимся, сколько времени выделено для выполнения работы. Напомните обучающимся, что им нельзя разговаривать друг с другом во время выполнения работы. Когда Вы закончите давать инструкции, убедитесь, что все обучающиеся поняли, и спросите, есть ли у них вопросы, прежде чем приступить к выполнению работы.

Удостоверьтесь, что обучающиеся работают самостоятельно во время суммативного оценивания и у них нет возможности помогать друг другу. Во время проведения суммативного оценивания у обучающихся не должно быть доступа к дополнительным ресурсам, которые могут помочь им, например, словарям или справочной литературе (кроме тех случаев, когда по спецификации этот ресурс разрешается).

Рекомендуйте обучающимся зачёркивать неправильные ответы вместо того, чтобы стирать их ластиком.

В процессе выполнения работы отвечайте на вопросы, касающиеся инструкции и времени выполнения. Вы не должны читать слова за обучающихся, помогать с правописанием, перефразировать вопросы и комментировать любую информацию, которая может предоставить преимущество отдельным обучающимся.

Сообщайте обучающимся, когда остается 5 минут до завершения суммативного оценивания.

После окончания времени, отведенного на суммативную работу, попросите обучающихся прекратить работу и положить свои ручки/ карандаши на парту.

6. Модерация и выставление баллов

Все учителя используют одинаковую схему выставления баллов. В процессе модерации необходимо проверять образцы работ с выставленными баллами для того, чтобы не допускать отклонения от единой схемы выставления баллов.

ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ

Виды речевой деятельности:

Слушание и говорение

Цель обучения:

1.1.8.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок.

1.1.9.2 Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове.

Уровень мыслительных навыков:

Знание и понимание Применение

Критерий оценивания:

Обучающийся

Составляет рассказ, сохраняя последовательность картинок.

Делит слова на слоги, определяет количество и порядок слогов в слове.

Время выполнения:

Рассмотрите рисунки. Пронумеруйте картинки по порядку и составьте рассказ.

Из данных слогов составьте слово и запишите в таблицу. Укажите, сколько в слове слогов.

Образец: ма-ли-на — малина — 3 слога

Количество слогов

Критерий оценивания

Обучающийся

Составляет рассказ, сохраняя последовательность картинок.

определяет структуру рассказа: завязка, развитие событий и развязка;

составляет логически последовательный, связный рассказ по серии сюжетных картинок;

Делит слова на слоги, определяет количество и порядок слогов в слове.

составляет слова, не менее двух;

определяет количество слогов в составленных словах.

Всего баллов

ФИО обучающегося: ______________________________

Критерий оценивания

Уровень учебных достижений

Составляет рассказ, сохраняя последовательность картинок.

Затрудняется в определении структуры и составлении рассказа по сюжетным картинкам.

Допускает ошибки в определении структуры / составлении рассказа по сюжетным картинкам.

Верно определяет структуру и составляет рассказ.

Делит слова на слоги, определяет количество и порядок слогов в слове.

Затрудняется при делении слов по слогам и определении

Допускает ошибки в делении слов по слогам / определени и количества слогов в

Верно делит слова по слог ам и определяет количество

Виды речевой деятельности:

Цель обучения:

1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных позиций буквами на письме.

Уровень мыслительных навыков:

Знание и понимание Применение

Критерий оценивания:

Обучающийся

Составляет и отвечает на вопросы по тексту.

Соблюдает нормы каллиграфии.

Время выполнения:

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Дети собрались играть в футбол. На поле играют две команды. Это очень сильные, крепкие ребята. Аскар был вратарем, а Витя и Айдар были защитниками. Вот мяч летит прямо в ворота! Аскар схватил мяч. Матч начался.

Запишите ответы на вопросы по содержанию текста.

О чем этот текст?____________________________________________.

Какие ребята играют в футбол?________________________________.

hello_html_408bff55.jpg
hello_html_735d1681.jpg

Критерий оценивания

Дескрипторы

Обучающийся

Составляет и отвечает на вопросы по тексту.

определяет, о ком говорится в тексте;

отвечает на вопрос по содержанию прочитанного текста ;

составляет первый вопрос к картинке ;

составляет второй вопрос к картинке;

Соблюдает нормы каллиграфии.

записывает составленные вопросы без ошибок ;

правильно соединяет буквы и пишет разборчиво.

Всего баллов

hello_html_93ee76b.jpg

ФИО обучающегося: ______________________________

Спецификация суммативного оценивания за 4 четверть

Цель суммативного оценивания за четверть

Суммативное оценивание направлено на проверку достижения обучающимися целей обучения и выявление их уровня знаний, умений и навыков, приобретенных в течение четверти в рамках обновления содержания среднего образования.

Документ, определяющий содержание суммативного оценивания за четверть

Обзор суммативного оценивания за 4 четверть 3.1. Продолжительность — 40 минут

Чтение – 20 минут

Письмо – 20 минут

Слушание и говорение проверяется отдельно. Количество баллов — 12

3.2 Структура суммативного оценивания В суммативном оценивании за четверть используются различные типы заданий:

Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.

В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.

В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.

Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и третье – на письмо.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Суммативное оценивание за IV четверть. Данные тесты переработаны в соответствии с знанниями учащихся.

Суммативные оценивания за IV четверть.

Виды речевой деятельности: Слушание и говорение

Цель обучения: 1.1.8.1 Составлять рассказ по сюжетной иллюстрации или по серии картинок.

Понимать, что слова состоят из слогов, определять количество и порядок слогов в слове.

Уровень мыслительных навыков: Знание и понимание

Критерий оценивания: Обучающийся

Определяет составные части рассказа.

Делит слова на слоги, определяет количество и порядок слогов в слове.

Время выполнения: 25 минут

Пришла весна. Оживает природа. Пробегает свежий ветерок. Скоро зацветут душистые цветы. На деревьях набухли почки.

Прочитай текст. Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ. Пронумеруйте.

Птичка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

Это было зимой. К окну прилетела синичка. Она была голодна.

У окна стояли дети. Им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку.

3.Из данных слогов составьте слово и запишите в таблицу. Укажите, сколько в слове слогов.

Образец: ма-ли-на — малина — 3 слога

Количество слогов

Критерии оценивания

Записывает текст под диктовку.

– ставится, если нет ошибок и исправлений; работа написана аккуратно в соответствии с требованиями каллиграфии.

– ставится, если не более двух орфографических ошибок; работа выполнена чисто, но есть небольшие отклонения от каллиграфических норм.

– ставится, если допущено 3 – 5 ошибок, работа написана небрежно.

– ставится, если допущено более 5 орфографических ошибок, работа написана неряшливо.

– ставится, если допущено 8 орфографических ошибок.

Определяет составные части рассказа

определяет структуру рассказа: завязка, развитие событий и развязка;

Делит слова на слоги,

определяет количество и

порядок слогов в слове.

составляет слова, не менее двух;

определяет количество слогов в

МАКСИМАЛЬНЫЙ БАЛЛ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам

ФИО обучающегося: _____________________________________________________________

Уровень учебных достижений

Записывает текста под диктовку.

Затрудняется в написании предложений под диктовку(нарушение правил написания слов, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах; отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения))

Допускает ошибки в написании и искажение букв в словах; замену слов; отсутствие знаков препинания в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения

Верно записан текст диктанта, безошибочно, ученик обнаруживает осознанное усвоение понятий, определений, правил и умение самостоятельно применять знания при выполнении работы

Определяет составные части рассказа.

Допускает ошибки в

частей.

структуру и части

Делит слова на

слоги, определяет

количество и

порядок слогов в

делении слов по

Допускает ошибки в

делении слов по

количества слогов в

слове.

слова по слогам

Ознакомлен (-а)____________________

2.Прочитай текст. Расположить абзацы так, чтобы получился связный рассказ. Пронумеруйте.

Птичка влетела в комнату. Она стала клевать хлебные крошки.

Это было зимой. К окну прилетела синичка. Она была голодна.

У окна стояли дети. Им стало жаль птичку. Ребята открыли форточку.

3.Из данных слогов составьте слово и запишите в таблицу. Укажите, сколько в слове слогов.

Образец: ма-ли-на — малина — 3 слога

Количество слогов

Виды речевой деятельности: Чтение

Цель обучения:1.2.5.1 Формулировать вопросы к иллюстрациям/ тексту (с помощью учителя), отвечать на вопросы по содержанию прочитанного.

1.3.8.1 Писать элементы букв, прописные (заглавные) и строчные буквы и их соединения; писать разборчиво в соответствии с нормами каллиграфии; обозначать звуки сильных

позиций буквами на письме.

Уровень мыслительных навыков: Знание и понимание

Критерий оценивания: Обучающийся

Составляет и отвечает на вопросы по тексту.

Соблюдает нормы каллиграфии.

Время выполнения: 20 минут

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Дети собрались играть в футбол. На поле играют две команды. Это очень сильные, крепкие ребята. Аскар был вратарем, а Витя и Айдар были защитниками. Вот мяч летит прямо в ворота! Аскар

схватил мяч. Матч начался.

Запишите ответы на вопросы по содержанию текста.

О чем этот текст?_________________________________________________________________________.

Какие ребята играют в футбол?_____________________________________________________________.

Составьте два вопроса по картинке. Напишите красиво.

Вставить пропущенные буквы.

И или Ы: Ш…шка, верш. на,ж…раф,снеж. нка.

А или Я:Щ. вель, ч…йник,рощ…,волч. та.

У или Ю:Щ…ка, ч…деса, ч…чело, угощ…

СО №2 Имя________________________________________

1. Прочитайте текст и ответьте на вопросы.

Дети собрались играть в футбол. На поле играют две команды. Это очень сильные, крепкие ребята. Аскар был вратарем, а Витя и Айдар были защитниками. Вот мяч летит прямо в ворота! Аскар схватил мяч. Матч начался.

Запишите ответы на вопросы по содержанию текста.

О чем этот текст?_____________________________________________________________

Какие ребята играют в футбол?__________________________________________________

2.Составьте два вопроса по картинке. Напишите красиво.

3.Вставить пропущенные буквы.

И или Ы: Ш…шка, верш. на, ж…раф, снеж. нка.

А или Я: Щ. вель, ч…йник, рощ…,волч. та.

У или Ю:Щ…ка, ч…деса, ч…чело, угощ…

Критерии оценивания

Составляет иотвечает на

вопросы по тексту

определяет, о ком говорится в тексте;

отвечает на вопрос по содержанию

составляет первый вопрос к картинке;

составляет второй вопрос к картинке;

записывает составленные вопросы без

правильно соединяет буквы и пишет

правописания: жи-ши, ча-ща,чу-щу;

записывает слова ссочетаниями жи-ши, ча-

ВСЕГО БАЛЛОВ

Рубрика для предоставления информации родителям по итогам

ФИО обучающегося: _____________________________________________________________

Уровень учебных достижений

Составляет и

отвечает на вопросы по тексту.

определении темы и

информации по тексту.

Допускает ошибки в

информации по тексту.

информацию по тексту.

Составляет один из

двух вопросов по

Составляет и

записывает простые

предложения.

составлять и записывать

разборчиво и без

Допускает ошибки в

составлении и записи вопросов /правильном

соединяет буквы и

Вставляет пропущенные буквы,

применяя правила

правописания: жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Затрудняется вставить нужную букву в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу

Допускает ошибки в

расстановке букв в сочетаниях жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Верно вставляет буквы в сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Ознакомлен (-а)____________________

Обзор суммативного оценивания за 4 четверть

3.1. Продолжительность — 40 минут

Чтение – 20 минут

Письмо – 20 минут

Слушание и говорение проверяется отдельно.

Количество баллов –12

3.2 Структура суммативного оценивания

Данный вариант состоит из 5 заданий, включающих вопросы с множественным выбором ответа, с кратким ответом и вопросы, требующие развернутого ответа.

В вопросах, требующих краткого ответа, обучающийся записывает ответ в виде слова или короткого предложения.

В вопросах, требующие развёрнутого ответа, обучающийся показывает всю последовательность действий в решении заданий для получения максимального балла. Задание может содержать несколько структурных частей/вопросов.

Первое задание направлено на проверку слушания и говорения, второе – на чтение и третье – на письмо.

Система оценивания в начальной школе считается одной из самых важных, но в то же время и самых проблематичных областей. Система оценивания для малышей призвана помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самокритичность или другими словами здоровую самооценку. Учителя оценивают своих учеников не полностью объективно, не как роботы, а как справедливые и доброжелательные люди, учитывающие индивидуальные особенности ребенка (внимание, память, мышление, воображение, восприятие, речь….)

  • помочь ребенку обрести уверенность в себе и здоровую самооценку;
  • создание оптимальных педагогических условий для формирования основ учебной деятельности.

Задачи:

  • вырастить в школьниках учебную самостоятельность как умение расширять свои знания, умение и способности по собственной инициативе.

Ожидаемый результат: Успешный ученик.

Теоретическое обобщение темы:

Оценивание, это один из основных компонентов процесса обучения.

Функция оценивания — получить, оценить и показать результат обучения.

В современной образовательной системе наметились два подхода к оцениванию:

  • оценивание для оценивания
  • оценивание для обучения

Оценивание для оценивания является контролирующей функцией, признанной определить что изучил ученик на конкретный момент.

При данной форме оценивания достижений ученика сравниваются с установленными нормами, что соответствует заключению: соответствует/не соответствует стандарту, уровню, утвержденной бальной шкале.

Оценивание для обучения является функцией системы обучения, содействующей процессу обучения и направленной в первую очередь на определение возможностей и потенциала обучающегося в своем обучении.

Это инструмент, применяемый одновременно и для определения качественных характеристик образования обучающегося и прогресса деятельности учителя и установления уровня достигнутого в обучении обучающимся, учителем и образовательным учреждением.

Это способ коррекции программы обучения самим обучающимся и деятельности учителя по организации работы с обучающимся.

Рассмотрим процесс оценивания проводимый учителем с целью определения результативности деятельности обучающихся.

В этом процессе участвуют обучающийся, демонстрирующий знания и навыки и учитель, организовавший наблюдение, обеспечивший сбор, проводящий анализ соответствия оцениваемых показателей заданным критериям и мониторинг результатов.

Условия проведения процесса оценивания, обуславливаются различными формами и методами обучения.

Однако, когда встает вопрос об измерении достижений с целью сравнения, то в этом случае не подходит тестирование.

Здесь требуется иная форма, такая как, например, аутентичное оценивание результативности обучения.

Аутентичное оценивание – это оценивание процесса развития и прогресса обучающегося, в его реальных достижениях. Оно ни в коей мере не может быть субъективным, занимает достаточно большое количество времени на подготовку, проведение и подведение итогов, поэтому проводится в небольших группах или индивидуально.

Учитель, проводящий аутентичное оценивание, четко должен представлять что будет оценивать еще до начала процесса оценивания.

Аутентичное оценивание имеет еще одну особенность, оно проводится сразу же по завершении выполнения задания, потому что здесь более важен процесс выполнения, нежели его результат.

Данные, полученные в результате множественных наблюдений, а также всевозможные виды работы обучающихся накапливаются в портфолио. Портфолио вносит существенный вклад в оценивание и является аутентичным подтверждением успеваемости обучающегося, характеризующим его сильные и слабые стороны.

Умение объективно оценивать собственную деятельность и достижения для современного человека становится таким же необходимым умением, как и процесс приобретения и использования новых знаний. Помимо качественной и количественной (балльной) самооценки работы обучающийся важно получать качественную и количественную оценку собственных достижений.

Ее получение это специально организованный учителем процесс самооценки, когда обучающийся сам оценивает собственную работу, либо процесс взаимной оценки, когда обучающиеся оценивают работу других участников.

На каждом этапе обучения учитель организовывает процесс обсуждения вопросов, которые он заранее подготавливает; осуществляется разбор и комментирование выполненных обучающимися практических заданий; проводится экспертная оценка полученных обучающимися итоговых результатов.

Цель такого оценивания – получить комплексную характеристику работы обучающегося, дать ему возможность посмотреть на свою работу со стороны и в результате — понять, осознать и освоить изучаемую тему и осознать уровень, которого он достиг в обучении.

При такой организации процесса оценивания, наблюдаем значительное снижение его функций контроля и следующего за ним наказания и ярко выраженный рост мотивации, направленной на совершенствование и рост личной компетентности.

Кейс 1

В работе с учащимися начальных классов, мыиспользуем следующие виды оценивания:

Неформальное оценивание – это система наблюдений и сбор данных о том, что из себя представляет ученик в нормальных условиях обучения.

Цель неформального оценивания в том, чтобы заметить даже маленький прогресс и постараться усилить его путем похвалы и поддержки.

Это может быть сделано разными способами:

  • не скупиться на устную похвалу при хороших результатах;
  • давать дружелюбные письменные комментарии (в рабочих тетрадях)
  • рисовать или штамповать веселые или грустные лица (1 класс)
  • создавать папки с индивидуальными работами и контрольными работами детей.

Неформальное оценивание несет скрытый характер и поэтому не пугает детей и помогает избежать стресса, который неизбежен при отметочном использовании.

Оценивание для обучения содействует всестороннему развитию обучающегося, не отталкивая его от обучения, заменяет критику на заинтересованную обратную связь.

Одновременно с оцениванием, в ходе обсуждения работы и результатов деятельности обучающегося и команды накапливаются мнения, суждения, комментарии. Эта совокупность данных создает базу данных — Базу Углубленных Коллективных Знаний (БУКЗ).

Использовать БУКЗ, вы будете для формирования новых ЗУН и компетенций, обучающихся. В рамках существующей стандартной модели урока оценить, как это требует ФГОС, УУД, инициативу, творчество, взаимодействие обучающихся при командной работе, нравственные качества, развить умение достаточно объективно оценивать себя – свои возможности, свои достижения, свое поведение, все это учитель может реально получить применяя оценивание для обучения и проводя оценку результатов.

Проведя самооценку, взаимную оценку, обеспечив наблюдение и обратную связь, учитель получает возможность определить объективную комплексную оценку эффективности качества достижений обучающегося.

Комплексная итоговая оценка, состоит из оценки процесса работы обучающегося и оценки полученных им результатов. Причем, процесс оценивает сам обучающийся, а результаты его работы будет оценивать члены команды. И для самооценки и для оценки коллег необходимы критерии и таблицы оценивания.

В современных технологиях значительное изменение претерпели формы и методы работы с обучающимися. Учитель, в зависимости от целей обучения может применить и классно-урочную систему с фронтальной формой общения, организовать индивидуальную работу с обучающимся, работу в парах или групповую работу.

Многообразие форм накладывает свои особенности на организацию оценивания результатов. полученных обучающимися при индивидуальной и групповой работе. На нашем курсе далее мы подробно рассмотрим технологию работы в группах и систему оценивания индивидуальных достижений обучающегося в групповой работе.


Кейс 2

2. Самооценивание — это оценивание, проводимое самим ребенком, с целью измерить собственный успех.

Этот вид оценивания особенно важен для данного возраста в силу следующих причин:

  • он обеспечивает детскую психологическую безопасность и автономию;
  • это необходимый компонент концепции, которая предполагает обучение в течении всей жизни, т.к. в будущем большинство сегодняшних учеников, работая независимо, будут вынуждены оценивать себя и свою компетентность правильно и справедливо.

Цели самооценивания:

  • представить детям полную картину их достижений;
  • показать совпадают ли личностная и учительская оценки;
  • сформировать правильное отношение к оцениванию.

Использование шкал самооценки может помочь учителям и младшим школьникам сделать процедуру оценивания прозрачной, ясной, объективной и безболезненной.

Учитель и ученик вместе имеют шанс оценить достижения, сравнить оценку, проанализировать ее и понять свои недочеты.

Выполняя такой вид оценивания ученики:

  • Учатся взаимодействию, стремясь к одной цели;
  • Учатся уважать и принимать мнение другого человека;
  • Становятся партнерами, что сводит к минимуму негативный аспект соревновательности;
  • Начинают доверять друг другу;
  • Чувствуют себя более защищенными, чем работая в одиночку.

Формальное оценивание – это выставление оценок при наличии определенных критериев в условиях, которые обеспечивают оценивание коммуникативных знаний, умений, навыков в даннойо бласти.

Кейс 3

Критериальное оценивание — способствует снижению тревожности ученика, формированию положительной мотивации. То обстоятельство, что оценки, получаемые за промежуточную работу, не выставляются в журнал, превращает эту работу в осмысленную деятельность по наращиванию своих знаний. Учитель превращается из сурового судьи в заинтересованного помощника и консультанта. Между учителем и учеником исчезает закон конфликта, оценивание превращается в совместную работу по критериям принятым обеими сторонами. Открытость. Прозрачность самого процесса оценивания, возможность высказать свою точку зрения помогают ученику стать настоящим субъектом своего обучения.

Мы не должны забывать, что дети хотят, чтобы их оценили, а не наказали. И если их все же следует покритиковать, то делать это нужно дружелюбно, корректно, с помощью обратной связи:

  • Индивидуально с каждым ребенком;
  • С группой детей;
  • В краткой письменной форме;
  • В доброжелательной беседе.

Обратная связь помогает детям проанализировать свои сильные и слабые стороны безболезненно для ребенка.

Кейс 4

Критериальное самооценивание

Основной смысл критериального самооценивания, как и многих других техник формирующего самооценивая, заключается в том, что в процессе познавательной деятельности учащихся оно позволяет оценивать не только результат этой деятельности (который оно, безусловно, тоже анализирует), но и пароцесс работы, приводящей к этому результату.

Учащимся изначально известны критерии, по которым будет оцениваться работа, они являются неотъемлемой частью задания, изложены письменно и доступны для всех.

Основой для дальнейшей успешной и продуктивной работы по самооцениванию является первый этап урока, на котором вводятся критерии оценивания. Наиболее полезным способом ввести эти критерии является общее обсуждение, в котором все учащиеся и учитель приходят к единому пониманию того, что будет оцениваться и зачем.

После того как критерии определены, целесообразно на конкретных примерах показать, что степень достижений по каждому критерию может быть различной, и ввести показатели, по которым она будет определяться.

Следующим этапом должно стать подробное ознакомление учащихся с бальной шкалой, по которой будет проводиться оценивание.

Можно порекомендовать провести несколько проб совместного оценивания, когда на примере чьей-либо работы ученики потренируются в применении критериев и показателей оценки и убедятся в том, что понимают их сходным образом.

После того как дети оценят свои работы, полезно обсудить результаты их оценивания и сравнить с тем, как оценивает эти же работы учитель.

Правильно подготовленные и регулярно проводящиеся критериальные оценивание и самооценивание:

  • Дают учителю возможность точно оценить не только реальные, но и потенциальные достижения учеников, отраженные в их стремлении двигаться в перед;
  • Формируют ученическую самоорганизацию, предоставляя ученику возможность построить план дальнейших действий по собственному продвижению;
  • Предоставляют учителю и ученикам не размытые, объективные критерии оценки, пригодные для интерпретации, анализа и непосредственного использования во взаимодействии с учащимися и родителями;
  • Обеспечивают преемственность в работе разных учителей-предметников и создают основание для их коллективно распределенной работы;
  • Дают общие основания для оценки достижений учащихся на разных этапах учебного процесса применительно к разным задачам и ситуациями;
  • Формируют и поддерживают заинтересованность и уровень компетентностного участия родителей в учебном процессе;
  • Критериальное оценивание является основной практически всех оценочных методик.

Наиболее простым инструментом можно считать знакомую многим методику цветовых дорожек или светофора.

Кейс 5

Компетенции, формирующиеся при неформальном и критериальном оценивании.

Понимает полученную информацию и применяет ее в своем дальнейщем обучение

Неформальное Критериальное оценивание

Применяет полученные знания

Неформальное Критериальное оценивание

Высказывает свои мысли и суждения, иллюстрирует, демонстрирует, презентует

Неформальное Критериальное оценивание

Демонстрирует готовность к общению в группе

Неформальное Критериальное оценивание

Умеет слушать и слышать собеседника (толерантность к иному мнению)

Неформальное Критериальное оценивание

Организует работу группы

Неформальное Критериальное оценивание

Анализирует и дает оценку работе группы

Понимает и принимает свою роль в группе

Цветовые дорожки (формативное оценивание)
Взаиное оцениванин

Способен продуктивно работать самостоятельно

Самооценивание
Цветовые дорожки (формативное оценивание)

Проявляет готовность к взаимному общению. Предлагает и обсуждает идеи

Анализирует ресурсы, которые могут быть использованы для решения проблемы

Оценивает продукт своей деятельности

Саморценивание
Критериальное оценивание

Понимает и принимает оценку своей работы в группе

Критериальное оценивание взамиооценивание

Организует себя на дальнейшую деятельность

Критериальное оценивание – обратная связь
Самооценивание


Мой опыт по применению формативного оценивания

Цветовое самооценивание позволяют ученику, пользуясь цветными карандашами, самостоятельно оценить, насколько он понял материал, может ли выполнить задание, уверенно ли чувствует себя при ответе на вопрос.

Выбрав один из трех цветов, ученики делают пометки в своих тетрадях рядом с классной работой.

  • Красный цвет — это сигнал тревоги: я этого не могу, мне трудно;
  • Желтый – неуверенности: я не совсем в этом разобрался;
  • Зеленый – благополучия: мне все ясно, я с этим справляюсь.

Учитель, взяв тетради учеников, видит, кто из них и в каком вопросе нуждается в помощи.

Мое предложение по оцениванию в начальной школе.

Ввести модульную систему оценивания. В конце каждого семестра проводить контрольные по предметам двумя способами:

2. Контрольная работа.

Проводить текущие контрольные работы.

Заключение

Сочетая разные виды оценивания, каждый учитель в состоянии сделать этот процесс наиболее эффективным, интересным для всех участников учебного процесса, безболезненным и мотивирующим на дальнейшее успешное обучение.

Каждый ребенок будет оценен по заслугам и уйдет с урока удовлетворенным и в хорошем настроении, а дома с нетерпением будет ждать следующего занятия, где снова его успехи оценят по достоинству и отметят его старания.

Читайте также:

      

  • Примеры учебных пособий для начальной школы
  •   

  • Помощь персоналу школ в специальном образовании
  •   

  • Отражение в хартии интересов различных социальных слоев феодальной англии кратко
  •   

  • Планирование внеклассной работы в малокомплектной школе
  •   

  • Принцип построения современной карты звездного неба кратко

Особенности составления заданий для суммативного оценивания

При составлении заданий для суммативного оценивания очень важно точно сформулировать и постоянно помнить о целях обучения, именно на их основе создается эффективное и значимое практическое задание. Задания могут быть закрытого или открытого типов. Каждый вид задания актуален и необходим для достижения определенных целей обучения.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти неисправный драйвер в windows
  • Как найти мозги утопцев ведьмак
  • Как найти скопированные ссылки на телефоне андроид
  • Как правильно составить заявление в жэу
  • Как найти работу в условиях кризиса