Как составить загадки с метафорой

Выступление  воспитателя

МБДОУ НГО Детский сад №15 «Березка»  Баяновой Натальи Витальевны

Тема: «Составление загадок и метафор по картине»

Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

       Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели загадки.
  3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений.
  5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

          Советы воспитателям:

  • Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.
  • При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
  • Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

По окончании работы выразительное чтение загадки.

Какой?

Что такое же?

«Как» «Но не» 

Что делает?

Кто (что) делает так же?

«Как» «Но не» 

Ребенок сравнивает вид объекта  с видом другого объекта (общее и разное)

На что похож?

Чем отличается?

«Как» «Но не» 

Составление по картине «Кошка с котятами»

«Составление загадки о кошке»

-Сейчас будем составлять загадку о кошке. В загадке скажем о внешнем виде кошки, что умеет делать кошка? Давайте вспомним, какая по внешнему виду бывает кошка? Пушистая

-Кто еще бывает таким же пушистым Собака, мышка, овечка.

-Выбираем: овечка.

-Кошка умеет: выбираем – царапаться.

-Кто бывает таким же (или что царапается?) Хомячок, тигр, лев, иголка.

-Выбираем: иголка. А теперь составляем загадку.

                                                           Пушистая, но не овечка.

                                                           Царапается, но не иголка.

                                                           Кто это?        (кошка)

-Загадаем эту загадку своим близким

Технология обучения детей составлению метафор

Как известно, метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели метафоры.
  3. Подбор характеристик.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.

В конце работы демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

Вариант №1

  1. Берется объект 1 (кошка). Про неё и будет составлена метафора.
  2. У неё выявляется специфическое свойство (серая или белая).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойствами (белая как снег).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (на улице после снегопада).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (белая как снег – на улице после снегопада).
  6. Составить предложение с этими словами (белая).

Вариант №2

Детям предлагается рассмотреть на картину «Кошка с котятами».

Задача: составить метафору относительно кошки и котят.

Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.

— Что  изображено на картине?

— Кошка и котята (воспитатель на листе бумаги пишет букву «К» и ставит стрелку вправо). 
— А какие они (пушистые, мягкие, красивые, гладкие)  (воспитатель уточняет — «мягкие», и ставит букву «м» на листе бумаги). 

— А кто еще бывает таким же? Белка, лиса, подушка (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы «п» и рисует подушка).

Так что можно сказать про котят и кошку?

— Мягкие, как подушка;

—  а где находиться котята?

— на ковриках  (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы «к» и рисует схематично коврик). 
— Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения подушки  и коврика). 
— Произнесите эти два слова подряд! 
— подушка и коврик
— Кто составит мне предложение с этими словами?

— В доме появились подушка и коврик. Котята и кошка радовались, им очень было удобно лежать на коврике. 

http://luzga.at.ua/CIMG5169.jpg

http://image.otto.ru/asset/mmo/formatz/7316927.jpg

Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.

Скатерть бела весь свет одела.

Поселились мудрецы в застекленные дворцы, в тишине наедине, открывают тайны мне.

Всегда идут, не устают, идут не останавливаясь.

Из нарядной яркой чашки угощаются букашки «Красненька матрёшка, беленько сердечко.

Золотое решето чёрных домиков полно.


Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю.

Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька.

На лесной поляне красуется Татьяна : алый сарафан, белые крапинки.

Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане, в зелёном кафтане, в лесу на поляне. Он богат и невелик, а подарком наделит.

Поселились мудрецы в застекленные дворцы, в тишине наедине, открывают тайны мне.

Загадки с метафорами очень интересны! Чтобы их найти или придумать самому, придется сначала «подковаться» в теории литературы. Но, как бы устрашающе это ни звучало, задание сие весьма увлекательное.

Стоит только начать, и мир преобразится. Вот уже в нем под рыдающими небесами, где готовится исполинский пирог, бродят усатые матери и толстопузые сеньоры. Между ними без устали снует кто-то, похожий на шуструю служанку. В квартире поселяется слон, а на носу у деда – велосипед.

И за всем этим пристально наблюдает очень-очень странный глаз.

Форма краткая, образ емкий

Метафора усиливает языковую образность и речевую выразительность в художественной литературе и искусстве ораторов.

Слово «метафора» произошло от μεταφορά (древне-греческий). В переводе это обозначает:

  • перенос;
  • переносный смысл.

В нем может употребляться выражение, основа которого – сравнение по общему признаку. Причем сам предмет не называется, а именуется так, как сопоставляемый с ним.

Загадка про виноград. Метафора

Гость в саду и странный наблюдающий глаз

Это свойство данных тропов делает их благодатным материалом для хитроумных задачек. Загадки с метафорами издавна были популярны. Строятся на основе этих тропов они и сейчас.

№1.

Братья – маленькие детки –

Кучкой собираются,

Друг от друга ни на шаг,

Вместе быть стараются.

В сад зашел сегодня гость

И назвал их словом «гроздь».

Всех он ласково погладил по головкам,

Подвязал семью рукою ловкой.

Им до осени силенок

Набираться,

За подол зеленый

Матушкин держаться.

Но присмотрись внимательно,

Ведь есть усы у матери!

(ответ: виноградины в грозди, садовод, лоза)

№2.

Наблюдал за мною раз

Очень-очень странный глаз.

Натуральный цвет белка,

Но какая радужка!

Словно солнце иль луна,

Ярко-желтая она.

И совсем уже нет зрачка!

Что за глаз? Задачка!

(ответ: яичница глазунья)

Метафоры в загадках

Очень увлекательно, не правда ли? В этих загадках с метафорами с ответами описываемых тропов несколько:

  • виноградины в грозди — детки, маленькие братья;
  • все растение целиком — семья;
  • матушка – лоза;
  • зеленый подол – листва;
  • усы – особые отростки, которые служат для роста и поддержки растения.

В случае второй загадки метафора с языка слетает сама почти у каждого, кто когда-либо разбивал куриное яйцо или ел яичницу глазунью. Само название этого блюда метафорично.

Кислое с пресным сравнить интересно

Если же предметы просто уподобляются один другому, речь идет об обороте, называемым сравнением.

Эти стилистические фигуры в высказывании усиливают:

  • выразительность;
  • эксперссивность;
  • многоплановость;
  • глубину.

Богатые оттенки смыслов рождают ассоциации в основе загадок с метафорами и сравнениями, стимулируют интерес у слушателя и отгадчика.

Прекрасный цветок, шустрая служанка и хрупкое стекло

Сравнение может быть создано с помощью слов:

  • подобный;
  • похожий.

№3.

Подобно редкому цветку прекрасна,

Но никогда гербарием не стану.

И не лови меня ты понапрасну, —

В твоем альбоме все равно растаю.

(ответ: снежинка)

№4.

Хрупок, словно тонкое стекло,

На солнце полировкою сверкает.

Стало то им, что вчера текло,

То, что на морозе застывает.

(ответ: лед, вода)

Как и в загадках с метафорами, в зарифмованных сравнениях предмет не называется. Его нужно узнать, выявить по признакам подобия.

Загадка про воробья со сравнениями

5.

Коричнево-сер я, как хлеба буханка,

Но мал и умею летать.

Я шустр, как у строгих хозяев служанка,

Сную, чтобы корм добывать.

Пою незатейливо, точно бубенчик:

Все динь да дилинь об одном.

Я в городе, в поле, в саду, в деревеньке,

Сосед ваш за каждым окном.

(ответ: воробей)

В этой поэтической задачке сравнения созданы с помощью:

  • союза как (коричнево-сер, как буханка хлеба; шустр, как служанка у строгих хозяев);
  • союза точно (пою незатейливо, точно бубенчик).

С ответами на загадки-сравнениями,(как и с метафорами), не возникнет больших трудностей.

Сотворить лицо

Бывает, человеческие качества или свойства переносят на:

  • неодушевленные понятия;
  • явления окружающей действительности;
  • отвлеченные понятия.

В таком случае используется троп олицетворение. Последнее призвано помочь пишущему или говорящему создать такой художественный образ, который будет:

  • неповторимым;
  • ярким;
  • расширяющим способности слова передать картину мира, какие-либо чувства и ощущения;
  • уникальным в передаче своего отношения к тому, что изображается.

Загадка про помидор. Олицетворение

Прожорливый сеньор под чихающим небом

Вот еще примеры.

№6.

Красный сеньор смотрит сверху на грядки.

Все у него с аппетитом в порядке.

Воду с солями сосет из земли,

Быстро толстеет, соком налит.

Щеки развесил алые,

Выпятил пузо немалое!

(ответ: помидор)

Олицетворение, делающее из всем известного овоща знатного сеньора, не ново. Еще Джанни Родари в знаменитой «Чиполлино» представил его так.

Так же, как и сказка, только в более сжатой форме, поступает и загадка. Она наделяет ягоду аппетитом. Рассказывается, что некто «пьет», «толстеет», «развешивает щеки» и «выпячивает пузо». Таким образом, растению приписываются человеческие черты.

Хороший способ придумать загадку – олицетворение. Как и с метафорой, с ним получаются колоритные, запоминающиеся строки.

№7.

Небо с утра грустит,

К обеду и вовсе хмурится:

Укрыло лицо в тени.

Я не иду на улицу.

Кашляло очень громко,

Чихало, – земля дрожала.

Насупило темные бровки

И горько так зарыдало!

(ответ: гроза)

Грустят, хмурятся, кашляют, чихают, супят бровки и рыдают обычно люди. Кое-что из этого умеют делать животные. А придание этих качеств небу, тучам, грому и дождю – это олицетворение.

Загадки про снег

Как отличить, что это: загадки со сравнением или с метафорой?

С олицетворением все понятно. Да и с прочими тоже. А теперь рассмотрим еще примеры.

№8.

Ходит по улицам барыня белая,

Город по крыши засыпала мелом!

(ответ: зима, снег)

Если бы здесь было «время года, похожее на белую барыню» или «засыпала чем-то, выглядящим, как мел», то это было бы сравнение. Но в данном примере метафора.

№9.

На небе случился ох-переполох!

На весь свет решили там испечь пирог.

Но в кухне небесной мешки

Прохудились,

На землю потоки муки

Устремились.

(ответ: снегопад)

В случае, если имелось бы высказывание типа: «потоки чего-то, белого и легкого, точно мука», можно было бы говорить о сравнении. Но здесь также явная загадка с метафорой.

С ответами на следующие задачки переносимся в сферу быта и личного обихода.

№10.

День уборки наступает,

Слоник хобот расправляет.

Там, где он сейчас прошел,

Дышится так хорошо!

Пыль всосал легко и быстро,

И ковер наш снова чистый!

(ответ: пылесос)

№11.

Есть рама и два колеса.

Но не едет он никуда.

Этот маленький велосипед

На носу своем носит дед.

(ответ: очки)

Загадка про очки. Метафора

Поскольку сравнения шланга пылесоса с хоботом и очков с велосипедом скрытые, это – загадки с метафорами.

А вот задачка, сочиненная по сказочному сюжету. Она про некий волшебный предмет, который не является ни телевизором, ни телефоном. Но в тридевятом пространстве-времени он выполняет такие же функции и используется со сходными целями. Поэтому можно говорить, что здесь тоже есть метафоры.

№12.

Царевна из сказки старой

Телевизора не имела,

Мобильником не владела,

Но знала все, что хотела,

Царства новости тридевятого.

Что ей помогало, ребята?

(ответ: яблочко на тарелочке)

Яблочко на тарелочке. Загадка-метафора

Приведенные здесь стихотворения – особые упражнения для ума. Интересно разгадывать загадки и полезно использовать их как пособия при изучении литературных приемов.

На чтение 4 мин. Просмотров 4.1k.

Мы подготовили особую подборку загадок с метафорой для детей. Хотели бы сразу предупредить, чтобы с лёгкостью с ними справится придется подключить все имеющиеся знания по литературе.

Но не стоит сразу же пугаться и переживать, что ничего не получится. Головоломки ведь созданы не для того, чтобы портить настроение. Скорее, совсем наоборот. Мы обещаем, что будет интересно. Главное, начать, а потом сами не заметите, как оказались в интересном удивительном мире.

Поселились мудрецы В застекленные дворцы, В тишине наедине, Открывают тайны мне. Книги

Ветер

Скатерть бела весь свет одела. Снег

Скатерть бела весь свет одела. Ответ: (снег)

Поселились мудрецы в застекленные дворцы, в тишине наедине, открывают тайны мне. Ответ: (Книги)

Всегда идут, не устают, идут не останавливаясь. Ответ: (часы)

Из нарядной яркой чашки угощаются букашки «Красненька матрёшка, беленько сердечко. Ответ: (малина)

Золотое решето чёрных домиков полно. Ответ: (подсолнух).

Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю. Ответ: (ель, сосна)

Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня. Ответ: (крапива).

Мягок, а не пух, зелен, а не трава. Ответ: (мох)

Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька. Ответ: (черника)

На лесной поляне красуется Татьяна : алый сарафан, белые крапинки. Ответ: (земляника),

Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане, в зелёном кафтане, в лесу на поляне. Он богат и невелик, а подарком наделит. Ответ: (орешник).

Поселились мудрецы в застекленные дворцы, в тишине наедине, открывают тайны мне. Ответ: (Книги)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить краткую биографию
  • Как составить режим дня для учащихся
  • Как составить состав в футболе
  • Как найти 1 от 500г
  • Как найти объем цилиндра через площадь поверхности