Как составить загадку на что похоже

Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение                                       «Детский сад № 3»

                                                
                         

 Составление загадок по модели:

«Какой?» — «Что бывает таким же?» 

(по А.А. Нестеренко)

Семинар – практикум для
воспитателей:

«Методы работы с детьми
по развитию речевого творчества»

                        

                                                                                
Подготовила:

                                                                               
Л.В. Кезик

Североуральск

Цель: создание информационного
пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной
компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей.

Задачи:

·        
повысить методический
уровень компетентности педагогов по  развитию речи и речевого общения на основе
современных требований;

·        
расширить
опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в
целостном образовательном пространстве;

·        
углубить
представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы
развивающего личностно — ориентированного образования;

·        
побуждать
педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий
проектирования и моделирования педагогического процесса для реализации
комплексных задач речевого развития дошкольников;

·        
преодолевать
пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения.

План:

1.ОБУЧЕНИЕ
ДЕТЕЙ СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ:

— Технология обучения детей составлению
сравнений;

     — Технология обучения детей составлению загадок;

     — Технология обучения детей
составлению метафор;

     — Игры и творческие задания для развития
выразительности речи.

2. СОСТАВЛЕНИЕ
ДОШКОЛЬНИКАМИ  РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ:

      Последовательность игровых заданий и упражнений
по обучению детей составлению рифмованных текстов
;

     — Игры и творческие
задания для составления рифмованных текстов
.

3. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ
СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ
:

    — Игры и
творческие задания по подготовке детей к составлению текстов сказочного
содержания
;

   — Составление сказок динамического типа;

   — Составление сказок описательного типа;

   — Составление сказок нравственно-этического
типа;

   — Составление сказок конфликтного типа;

Ход семинара:

           Речь – деятельность человека, использующего
язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования
своих действий. Речь – не только процесс, но и результат: речевые тексты,
устные и письменные книги, рассказы, песни и
прочее.                                                                                                      
     Процесс развития речи и обучение языку явление сложное и многостороннее.
Человек всю жизнь совершенствует свою речь, овладевая богатством языка. В
дошкольном возрасте закладываются основы культуры языка, как средства общения и
орудия мышления. Взрослые должны развивать все стороны языка детей: речевую
активность, произношение, словарь, связанную речь, грамматический строй,
выразительность, навыки речевого
поведения.                                                                  

         Давно установлено, что уже к старшему дошкольному
возрасту проявляются существенные различия в уровне речи детей. Большие
затруднения у детей вызывает подбор точных эпитетов, метафор для передачи
эмоционального состояния, своего поведения и других людей, построение
предложений разных видов. Часто предложения короткие и однотипные. А также
выполнение заданий творческого характера: придумывание загадок, стихов, сказок.                                                                                                                               
         Необходимо вести целенаправленную систематическую работу по обучению
рассказыванию с использованием более эффективных, интересных, занимательных для
детей методических методов, приемов, средств, направленные на создание
творческого продукта в речевой деятельности.

1. ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ
СОЗДАНИЮ ОБРАЗНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ОБЪЕКТОВ

Обучение детей выразительности речи — одна из
проблем дошкольного воспитания. Под выразительностью речи понимается не только
эмоциональная окрашенность звучания, достигающаяся междометиями, силой, тембром
голоса, но и образность слова.

Ребенок достаточно быстро может научиться использовать
такие части речи, как существительное, глагол, наречие, но прилагательные не
часто используются детьми. А ведь именно с их помощью значительно глубже
воспринимается и отражается окружающий мир.

Для того чтобы ребенка мотивировать на использование
образных характеристик в речи, необходимо поставить задачу, связанную с его
творческой речевой деятельностью. Такая деятельность будет успешна при условии,
если ребенок поймет, как, каким образом он может строить фразы с образными
характеристиками. Только тогда он получит удовольствие от этой деятельности.

Алгоритмы по созданию образных характеристик достаточно
легко усваиваются дошкольниками и дают возможность значительно повысить уровень
выразительности их речи.

Работа по обучению детей образной речи должна начинаться с
обучения детей созданию сравнений (первый этап). Затем отрабатывается умение
детей составлять разнообразные загадки (второй этап). На заключительном этапе
дети 6 — 7 лет вполне справляются с составлением метафор (третий этап).

Технология обучения детей составлению
сравнений

Обучение детей дошкольного возраста составлению сравнений
необходимо начинать с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только при
непосредственно образовательной деятельности по развитию речи, но и в свободное
время.

Модель составления сравнений:

  • воспитатель называет какой-либо объект;
  • обозначает его признак;
  • определяет значение этого признака;
  • сравнивает данное значение со значением признака
    в другом объекте.

ПР:

  • цыпленок (объект №1);
  • по цвету (признак);
  • желтый (значение признака);
  • такой же желтый (значение признака) по цвету
    (признак), как солнце (объект № 2).

В младшем дошкольном возраста отрабатывается модель
составления сравнений по признаку цвета, формы, вкуса, звука, температуры и др.

На первый взгляд фраза, произнесенная воспитателем таким
образом, кажется громоздкой и несколько нелепой, но именно повторы такого
длинного сочетания позволяют детям понять, что признак — это понятие более
общее, чем значение данного признака.

ПР: «Мячик по форме круглый, такой же круглый по
форме, как яблоко».

Далее воспитатель предлагает детям найти объекты с данным
значением признака (круглое по форме — солнце, колесо, тарелка).

До четырехлетнего возраста воспитатель побуждает детей к
составлению сравнений по заданным признакам. Находясь на прогулке, педагог
предлагает детям сравнить прохладный ветер по температуре с какими-либо другими
объектами. Взрослый помогает ребенку составить фразы типа: «Ветер на улице
по температуре такой же прохладный, как воздух в холодильнике».

На пятом году жизни тренинги усложняются:

  • в составляемой фразе не произносится признак, а
    оставляется только его значение (одуванчики желтые, как цыплята);
  • в сравнениях усиливается характеристика, второго
    объекта (подушка мягкая, такая же, как только что выпавший снег).

В этом возрасте детям дается больше самостоятельности при
составлении сравнений, поощряется инициатива в выборе признака, подлежащего
сравнению.

В возрасте 5,5 лет дети учатся самостоятельно делать
сравнения по заданному воспитателем признаку. Воспитатель указывает на объект
(дерево) и просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме, действию
и т.д.). При этом ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

ПР: дерево по цвету золотистое, как монетки (воспитатель
задал признак цвета, а его значение — золотистое — выбрано ребенком).

Технология обучения детей составлению
загадок

Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками
основывается на их отгадывании.

Наблюдения за детьми показывают, что отгадывание происходит
у самых сообразительных дошкольников как бы само собой на уровне инсайта или
путем перебора вариантов. При этом большая часть детей группы являются пассивными
наблюдателями. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень
быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает
ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.
Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные
загадки, чем просто отгадывать знакомые.

А.А. Нестеренко разработаны модели составления. В процессе
составления загадок развиваются все мыслительные операции ребенка, он получает
радость от речевого творчества.

Обучение детей составлению загадок начинается с 3,5 лет. В работе
с детьми дошкольного возраста используются три основных модели составления
загадок. Обучение должно идти следующим образом.

Воспитатель вывешивает одну из табличек с
изображением модели составления загадки и предлагает детям составить загадку
про какой-либо объект.

Модель
1

Какой?

Что бывает таким же?

Для составления загадки выбран объект (самовар). Далее
детьми даются образные характеристики по заданным воспитателем признакам.
— Какой самовар по цвету? — Блестящий.

Воспитатель
записывает это слово в первой строчке левой части таблицы.
— Какой самовар по действиям? — Шипящий (заполняется вторая строчка левой части
таблицы).
— Какой он по форме? — круглый (заполняется третья строчка левой части таблицы).

Воспитатель просит детей дать сравнения по перечисленным
значениям признаков и заполнить правые строчки таблицы:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Монета

Шипящий

Вулкан

Круглый

Арбуз

Далее
детей просят дать образные характеристики объектам, выбранным для сравнения
(правая часть таблицы).

ПР:
блестящий — монета, но не простая, а начищенная монета.

Табличка
может выглядеть следующим образом:

Какой?

Что бывает таким же?

Блестящий

Начищенная
монета

Шипящий

Проснувшийся
вулкан

Круглый

Спелый
арбуз

После заполнения таблички воспитатель предлагает прочитать
загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки
«Как» или «Но не».

Чтение загадки может происходить коллективно всей группой
детей или каким-либо одним ребенком. Сложенный текст неоднократно повторяется
всеми детьми.

Итоговая загадка про самовар: «Блестящий, как начищенная
монета; шипящий, как проснувшийся вулкан; круглый, но не спелый арбуз».

Рекомендации: целесообразно значение признака в левой
части таблицы обозначать словом с четко выделенной первой буквой, а в правой
части допустима зарисовка объекта. Это позволяет тренировать детскую память:
ребенок, не умея читать, запоминает первые буквы и воспроизводит слово в целом.

Модель 2

Методика
работы с моделью 2 аналогична работе с первой моделью.

Перед
детьми вывешивается таблица, которая постепенно заполняется (сначала в левой, а
потом в правой части).

Что
делает?

Что
(кто) делает так же?

Загадка
 
про ежика с
детьми 5 лет.
— Что делает ежик?
— Пыхтит, собирает, семенит.
— Пыхтит как кто или что?
— Пыхтит как новенький паровозик (сравнение на «завышение»).
— Пыхтит как старый чайник (сравнение на «занижение»).
— Собирает как хорошая хозяйка (сравнение на «завышение»).
— Собирает как жадина (сравнение на «занижение»).
— Семенит, как ребенок, который учится ходить (сравнение на
«завышение»).
— Семенит как старый дедушка (сравнение на «занижение»).

Далее воспитатель предлагает составить загадку в целом,
используя связки «Как», «Но не».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом
«завышение»: «Пыхтит, как новенький паровозик; собирает, как
хорошая хозяйка; семенит, но не ребенок, который учится ходить».

ПР: Составление загадки про ежика с приемом
«занижение»: «Пыхтит, но не сломанный чайник; собирает, но не
жадина; семенит, как старый гном».

Модель 3

Особенностью освоения этой модели является то, что ребенок,
сравнивая один объект с каким-либо другим объектом, находит между ними общее и
различное.

На
что похоже?

Чем
отличается?

Загадка
 про гриб:

— На что похож гриб? — На мужичка.
— А чем отличается от мужичка? — У гриба нет бороды.
— Еще на что похож? — На дом, но без окон.
— А еще? — На зонтик, но у зонтика тоненькая ручка.

Текст получившейся загадки: «Похож на мужичка, но без
бороды; похож на дом, но без окон; как зонтик, но на толстой ножке».

Технология обучения детей
составлению метафор

Метафора — это перенесение свойств одного
предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих
сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с
метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать
сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т.
д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы
метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Цель педагога: создание условий для
усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель
составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического
плана.

Сначала целесообразно использовать
наиболее простой алгоритм составления метафоры.

1.     Берется объект 1 (радуга). Про
него и будет составлена метафора.

2.     У него выявляется специфическое
свойство (разноцветная).

3.     Выбирается объект 2 с таким же свойством
(цветочная поляна).

4.     Определяется место расположения
объекта 1 (небо после дождя).

5.     Для метафорической фразы
необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (Цветочная
поляна — небо после дождя).

6.     Составить предложение с этими
словами (цветочная небесная поляна ярко засияла после дождя).

Пр:

Детям предлагается взглянуть на картину
зимнего пейзажа, где на заснеженных елях сидят снегири.

Задача: составить метафору относительно
этих птиц.

Работу с детьми следует организовывать в
форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на
котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.

— Что за птицы изображены на заснеженных елях? 
— Снегири (воспитатель на листе бумаги пишет букву «С» и ставит стрелку
вправо). 
— А какие они? 
— Круглые, пушистые, красные (воспитатель уточняет — «красногрудые»,
и ставит букву «К» на листе бумаги). 
— А что еще бывает с такими красными бочками или красной грудкой? 
— Вишня, яблоки… (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы «К» и
рисует яблоко).

— Так что можно сказать про снегирей, какие они? 
— Снегири красногрудые, как яблоки. 
— А где снегири находятся? 
— На заснеженных елках (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы
«С» и рисует схематично ель). 
— Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым
движением руки изображения яблока и ели). 
— Произнесите эти два слова подряд! 
— Яблоки заснеженных елей. 
— Кто составит мне предложение с этими словами? 
— В зимнем лесу появились яблоки на заснеженных елях. Яблоки зимнего леса
радовали глаз лыжников.

Примеры последовательности
составления метафор детьми

1.     Метафора про дождь. Дождь капает,
как слезы (сравнение с объектом). Дождь идет из туч (находится место
расположения объекта). 
Слова для метафорической фразы: «слезы туч».

Метафорические фразы:
«Осенью тучи часто льют свои слезы», «Слезы туч были очень
грустными и холодными».

2.     Метафора про закат. Закат пылает
как костер (сравнение с объектом). Закат находится на вечернем небе (место
расположения объекта). 
Словосочетание: «костер вечернего неба».

Метафорическая фраза:
«За лесом пылал костер вечернего неба».

Процесс обучения будет успешным, если
воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей
проговорить правила их составления.

Не обязательно называть детям термин
«метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или
посланцы Королевы Красивой Речи.

Для успешного развития у детей
выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие
задания.

Игры и творческие задания для развития выразительности речи

Название
игры, цель

Методические
рекомендации

«Цепочка». Учить детей выделять признаки
объектов.

Ведущий показывает ребенку картинку с изображением
объекта, он называет его. Затем картинка передается другому ребенку. Он
должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему.
Нужно назвать как можно больше признаков и не повториться. Рекомендуется с
младшего возраста.

«Угадай
по описанию». 

Учить
детей по описанию определять объект.

Ведущий показывает картинку с изображенным объектом
только одному из детей. Ребенок описывает объект (не называя его) так, чтобы
остальные играющие догадались, о чем идет речь. Правило: ведущий описывает
объект, следуя от общего к частному.

«Выбери
признак, который есть у других объектов» 

Учить
детей выделять характерные и специфичные значения признаков объекта.

Ведущий называет объект. Играющие называют значения
признаков этого объекта. Из перечисленного ряда выбирают одно характерное и
одно специфичное значение (очки круглые, солнечные). Рекомендуется со
среднего возраста.

«Я
назову признак, а вы перечислите его значения». 

Учить
детей подбирать разные значения одному признаку.

Ведущий называет какой-либо признак (цвет). Дети должны
назвать как можно больше значений этого признака (цвет бывает черный,
радужный и т.д.). В старшем дошкольном возрасте воспитатель называет
какое-либо значение признака, а дети угадывают признак (светящийся —
светящимся бывает цвет; холодным бывает температура вещества). Проводится со
среднего возраста с последующим усложнением.

«Что
(кто) делает так же?» 
Учить детей выявлять признаки объекта (функция, части). Учить
составлять загадки по моделям «Как…, но не…», «Какой… — что та кое же у
другого объекта», «Что делает так же?»

Ведущий называет объект. Дети выделяют его действия.
Предлагается перечислить объекты, у которых названное действие ярко выражено.
ПР: 
— Воробей что делает? 
— Прыгает, как кузнечик, суетится, как мышь. 
Из предложенных вариантов составляется текст загадки: «Прыгает, но не
кузнечик, суетится, но не мышка». Проводится со среднего возраста.

2.
СОСТАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКАМИ  РИФМОВАННЫХ ТЕКСТОВ

Работа с такой формой монологического
текста, как стихотворение, благоприятствует развитию способности чувствовать
художественную выразительность слова. При восприятии стихотворных текстов
детьми закладывается основа для формирования любви к родному языку, его
точности, меткости, образности.

Без словесной игры, которая содержится в
рифмованных текстах, ребенок не сможет овладеть богатством родного языка. Ведь
рифмованный текст помогает выразить не только мысли, но и чувства, переживания
человека.

Исследователями детской речи, установлено,
что дети 3 — 5 лет имеют естественную потребность в стихосложении (стихотворчестве).
Веселое, смешное, устрашающее или дразнящее стихотворение — это словесная
«игрушка» ребенка. И в то же время детская поэзия — это свой особый,
свойственный только детям, взгляд на мир, запечатленный в слове. В практике
дошкольного образования пробуют учить детей составлять стихотворные тексты. Но,
к сожалению, в настоящее время нет сложившейся методики этой работы.

Для развития словесного творчества детей
можно использовать лимерик. Лимерик — короткое стихотворение, состоящее, как
правило, из пяти строк, написанное в жанре нонсенса (узаконенной нелепицы).
Такие рифмованные тексты начали сочинять в Ирландском городе Лимерик.

Характеристика текста лимерика:

1. Как правило, это стихотворение из пяти строчек, которые
рифмуются следующим образом: 
Первые две строчки рифмуются между собой. 
Третья и четвертая строчки рифмуются между собой. 
Пятая содержит вывод и не рифмуется.

2. По содержанию лимерик строится по
следующей модели:

1
строчка

Жил
— был (объект)

2
строчка

Сравнение
или указание на свойство объекта

3
строчка

Действие
или взаимодействие с другими объектами

4
строчка

5
строчка

Вывод
(утверждение или мораль)

3. Лимерик должен содержать ярко
выраженный парадокс или гиперболу. Чем противоречивее выбранное для
стихотворения сочетание, тем оно более похоже на лимерик. Например:

Жил-был старичок меж ульями, 
От пчел отбивался он стульями. 
Но не учел 
Числа этих пчел, 
И пал смертью храбрых меж ульями.

Жил да был медведь болотный. 
Был он добр, но очень мокрый. 
По болоту он ходил, 
Всех лягушек подавил. 
Вот какой неуклюжий был медведь.

Обучение дошкольников созданию рифмованных
текстов возможно начинать уже с трехлетнего возраста. Основная форма работы —
игровые задания и упражнения, которые проводятся с детьми в определенной
последовательности.

 

Последовательность игровых заданий и
упражнений по обучению детей составлению рифмованных текстов

1. «СКЛАДНЫЕ
КАРТИНКИ»

Цель: учить детей подбирать картинки с
изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40
изображений предметов, названия которых рифмуются (мак — рак, олень — тюлень и
т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по
рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок,
постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по
самостоятельному подбору рифмующегося слова.

ПР: ребенок смотрит на картинку с
изображением рака, говорит «Рак» и добавляет «Квак».

2. «ПРИДУМАЙ  РИФМОВАННОЕ СЛОВО»

Цель: учить детей самостоятельно
подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое -либо
слово, дети придумывают к нему рифмовки.

ПР: воспитатель говорит «миска»,
дети добавляют: «Киска, мурыська, сосиска».

Методические рекомендации

Игровое упражнение можно проводить в
старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель
объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся
слово той же части речи.

ПР:

— называется глагол «бежали»;
дети добавляют глаголы «лежали, звали»; 
— называется существительное «улица», подбирается рифма
«курица»; 
— называется прилагательное «пшеничный», добавляется прилагательное
«яичный»; 
— называется наречие «широко», добавляется рифмовка
«далеко».

 

3. «ПРИДУМАЕМ  РИФМОВАННЫЕ
СТРОЧКИ»

Цель: учить детей составлять рифмованные
строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям
выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и
сочинить рифму следующим образом «Жил-был кто-то и был похож на
что-то». Игра считается законченной, если каждый ребенок составил
рифмованную фразу по словосочетанию.

ПР: «Жил-был рак и был похож на
мак».

Методические рекомендации

Воспитатель поощряет детское творчество и
предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание.
Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как
красный рак).

В качестве усложнения между словами
«Жил-был» и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он
часто глядел на алый мак).

Эту игру можно проводить с детьми
4-хлетнего возраста.

4. «СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ»

Цель: познакомить детей с моделью
составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле
нелепицы.

Ход: воспитатель предлагает детям
сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:

Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Воспитатель предлагает детям вспомнить 2
пары рифмованных слов (птичка — синичка, бежала — лежала). Эти слова подставляются
в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели.
Лимерик повторяется несколько раз детьми.

ПР: 
Жила-была певунья-птичка, 
Была красивой, как синичка. 
По дороге она за жуком бежала, 
А потом на травке долго лежала. 
Вот какая беззаботная птичка.

Методические рекомендации

Сначала лимерики создаются группой детей,
где ведущую роль играет воспитатель.

Одаренные дети, как правило, начинают
быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. Такие занятия можно начинать
с детьми 4,5 лет. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить
детей использовать только литературные слова, не делать повторов.

5. «СТИШОК ПРО НАС»

Цель: учить детей создавать рифмованные
тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.

Ход: воспитатель предлагает детям
вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это.

ПР: мальчик Саша занимался у логопеда и
стал хорошо произносить звуки; воспитатель помогает ребенку составить стишок:

Жил-был мальчик по имени Саша, 
И во рту у него была каша. 
У логопеда он занимался,  
И звуки произносить старался. 
Теперь Саша научился красиво говорить.

Воспитатель предлагает сочинить стишок про
девочку, у которой аллергия на конфеты:

Если бы девочка Светочка 
Не ела часто конфеточки, 
То прыщики бы у нее не появлялись, 
И сильно бы они не чесались. 
Меньше надо есть сладкого, Света!

Дети обмениваются между собой стишками.

Методические рекомендации

Воспитателю надо иметь педагогический
такт. Не допускается унижение достоинства детей.

Стихи на основе пережитых событий начинают
сочинять с детьми 5 года жизни.

 После занятия по математике, посвященного
освоению десятка и написанию цифры 10, может получиться следующий текст:

Жила-была единица клыкастая, 
И была она немного зубастая. 
Но с ноликом она подружилась, 
И в десяток она превратилась. 
Теперь мы научились писать цифру 10.

Игры и творческие задания для составления рифмованных
текстов

Название игры, цель

Содержание и методические рекомендации

«О ком? О чем?» Учить анализировать содержание стихотворения и устанавливать
причинно-следственные связи, обозначенные в тексте.

Воспитатель читает небольшое стихотворение. Предлагает детям
ответить на вопросы:

  1. О каком объекте идет речь?
  2. Какими признаками наделен объект?
  3. Какие действия он совершал?
  4. Какой вывод сделал автор?

Игровой мотив: соревнование, кто быстрее
ответит на четыре вопроса воспитателя.

«Доскажи словечко» Учить детей подбирать рифмующиеся слова.

Воспитатель читает детям стихотворный текст и произносит
лишь первый слог последнего слова каждой строчки. Все остальное слово должны
назвать дети. 
Игровой мотив: у воспитателя то появляется, то пропадает голос. 
Вариант игры: воспитатель читает стихотворение-загадку, а играющие должны
назвать отгадку-рифму

«Склад-несклад» Учить детей подбирать рифму к заданному слову.

Водящий загадывает слово, а играющие придумывают рифму к
нему (рогатая — бодатая, жевала — глотала). 
Игровой мотив: игра с мячом или другим предметом. 
Возможно усложнение: игра без водящего. Один ребенок называет слово, другой
придумывает к нему рифму и т. д. по цепочке.

«Чистоговорки» Учить детей подбирать рифму к звукосочетанию.

Водящий задает определенное звукосочетание, а играющие
сочиняют двустишье с ним. 
ПР: Са — са — са — прилетела в сад оса. Ща — ща — ща — мы нашли в траве
клеща. 
Игровой мотив: соревнование в быстроте произнесения звукосочетаний.

«Сочини дальше» Учить

детей подбирать рифму к заданному слову.

Воспитатель дает одну строчку стихотворного текста, а дети
сочиняют дальше. 
ПР: «В море плавает тюлень..». Ребенок продолжает: «По лугу бежит олень». 
Игровой мотив: соревнование команд. Возможны варианты рифмованных строк от
других детей или сочинение «путаницы». 
ПР: «В море плавает олень, на лугу лежит тюлень». 
Усложнение: воспитатель раздает предметные картинки играющим. Они должны
составить двустишье про изображенный на картинке объект.

«Исправь меня» Учить детей согласовывать слова в предложениях в роде и падеже.

Воспитатель произносит рифмованную фразу, предложение,
сознательно допуская ошибки в согласовании слов. Дети исправляют и правильно
произносят заданное предложение, фразу. 
Игровой мотив: исправления ошибок воспитателя.

«Сочиним стишок и его запишем» Учить детей
составлять рифмованный текст и записывать его схемами.

Дети составляют рифмованный текст и записывают его схемами. 
Игровой мотив: кто точнее запишет текст с помощью схемы. Схема должна
располагаться на листе бумаги соответственно строчкам созданного
стихотворного текста. 
С помощью схематической фиксации текста можно работать над интонационной
выразительностью речи детей. При помощи определенных условных знаков можно
обозначать повышение, понижение голоса, восклицание, вопросительную,
повествовательную интонации, паузу
и т.д.

«Дразнилка» Учить детей подбирать рифмующиеся между собой слова и словосочетания
с помощью суффиксов.

Воспитатель предлагает «подразнить» какой-либо предмет
рукотворного мира. Дети преобразуют свойства объекта в слова и словосочетания
с уменьшительно-ласкательным суффиксом -лка (поддразнивание бантика —
украшалка, потерялка, и т.д.). 
Далее предлагается составить «дразнильные» стишки или загадки («Не терялка, а
головуукрашалка»).

 

 3. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ СОСТАВЛЕНИЮ ТЕКСТОВ СКАЗОЧНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Современными программами воспитания и
развития детей дошкольного возраста предусмотрена работа с текстами сказочного
содержания. В основном это анализ текстов сказок, его пересказ, и составление
новых сказок на основе изменения известных. Дети испытывают огромный интерес к
сочинению сказок. Для того, чтобы научить ребенка составлять сказку, не нарушая
его индивидуальных способностей, необходимо познакомить его с моделями, на
основе которых составляется текст. Необходимо разобраться, чем же отличается
сказка от любого другого литературного текста.

 

Общая характеристика текстов сказочного
типа

Главная отличительная особенность сказки —
это ее метафоричность,
то есть отражение жизненного опыта людей с помощью приемов символической
аналогии. 
Как правило, сказка держится на каком-либо жизненном правиле (или нескольких
правилах). Тем самым определяется тема сказки.

Для того, чтобы читатель или слушатель
осознал тему и принял эти жизненные правила, введены их носители. Это герои, их
поступки, действия в определенном месте, времени. Отличительной особенностью
носителей являются некая фантастичность. Это могут быть волшебные предметы или
герои с необычными свойствами.

Нарушение объективных законов природы, с
одной стороны, является мотивом, позволяющим заинтересовать и удержать внимание
слушателя или читателя. С другой стороны, фантастические свойства объектов
позволяют не напрямую, а косвенно обобщить и вывести некоторые понятия как
часть общей морали. Поэтому в сказке в уста героя могут быть вложены жизненные
правила, назидания, мудрость, накопленные человечеством. И эта назидательность
выглядит достаточно естественно, ненавязчиво.

Необычность, отвлеченность таких
признаков, как время и место, влияет на воображение слушателя и в то же время
показывает некую универсальность жизненного правила, которое было, есть и будет
достаточно долго действовать. Поэтому в сказке часто встречаются такие слова,
как «Где-то в тридесятом царстве», «В одной деревеньке»
(неизвестно какой), «Далеко отсюда», «За тридевять земель»,
и время «В стародавние времена», «В далеком прошлом» или
«Однажды», которые позволяют не привязываться к конкретному времени и
месту.

Третьей особенностью сказочного текста
являются такие выразительные средства как повторы в действиях, наличие
заклинаний. К выразительным средствам можно отнести и гиперболизацию
какого-либо признака. Если Царевна прекрасна, то она прекрасна во всех
отношениях. А если герой — злодей, то это свойство также доведено до крайности.
В качестве выразительных средств выступают стихотворные тексты, прибаутки,
которые играют не только роль эмоционального окраса сказочного текста, но и
выступают как особенность в речи, присущая только таким текстам.

Достаточно четко прописаны традиции начала
сказки и окончания, выраженные в образных словосочетаниях. Это слова, которые
позволяют свернуть время (долго — коротко) или расстояние (не далеко — не
близко).

Обучать детей сочинению сказок возможно с
помощью моделей. В качестве подготовительной работы по усвоению детьми моделей
составления сказок является их обучение схематизации.

Для того, чтобы дети имели возможность
самостоятельно сочинять сказку, воспитателям необходимо научить их записывать
схемами придуманный текст. Запись текста знакомых сказок лучше производить на
полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. При такой записи
схемы, изображенные ребенком, не должны иметь много деталей; действие к
действию добавляется через стрелку.

 

Игры и творческие задания по подготовке
детей к составлению текстов сказочного содержания

Название игры и цель

Содержание и методические рекомендации

«Назови героя» Цель: учить детей объединять героев по заданному признаку

Воспитатель называет какой-либо образ, а дети должны найти
конкретных героев из других сказок 
ПР: Назовите мне героев-девочек ( Герда из «Снежной Королевы», Женя из «Цветика-Семицветика».
Вывод: героями сказки может быть девочка, но она должна быть особенной, со
своими с конкретными свойствами и действиями.

«Действия героя» Цель: Учить детей перечислять все возможные действия какого-либо
сказочного героя. Учить детей проводить аналогии в действиях героев разных
сказок.

Воспитатель предлагает героя из сказки. 
ПР: Коза из сказки «Волк и семеро козлят». Просит детей назвать все действия
козы. Условия: говорить только глаголами. ПР: жила- была, ходила, наказывала,
пела и т.д. Далее воспитатель предлагает вспомнить героев, которые выполняли
бы эти же действия в других сказках. 
При затруднении детей воспитатель пользуется текстом, зачитывая фрагменты
сказок.

«Волшебник» Цель: Учить детей наделять фантастическими свойствами реальные
предметы

Воспитатель предлагает поиграть в волшебников с помощью
колец Луллия. На 1 кольце — изображение обычных предметов, на 2-ом —
волшебники (ТПФ). 
Дети раскручивают круги, выделяют сектор и рассказывают о том волшебстве,
которому научился предмет. Рассказ дополняется практической значимостью
волшебства, дается оценка, кому от него хорошо или плохо. 


ПР: Синичка на круге встретилась с Волшебником Окаменения: «Птичка летает
место, куда она сядет, становится каменным. Это хорошо, если птичка сядет на
руки мальчишке, который стреляет из рогатки и плохо, если она сядет на
растущий цветок». Вывод: в сказке волшебным может быть любой предмет.
Волшебство может приносить добро и зло.

«Где-то, кто-то…» Учить детей представлять объект в каком-либо месте и составлять про
него небольшой сюжет сказочного содержания.

Работа идет либо на морфотаблице, либо с кольцами Луллия.
Воспитатель на одной части выкладывает карточки с изображением героев, на
второй — с изображением места, где это может происходить. 
Пересечение объекта и места позволяет ребенку представить сказочную ситуацию
и стимулирует его творчество. 
ПР: как Иванушка попал в подземелье. Как он будет оттуда выбираться, кто ему
может помочь и т.д.

«Парад волшебников времени» Цель: Учить
детей преобразовывать объект с помощью изменения свойств времени

Воспитатель показывает волшебные часы, на цифрах которого
сидят разные волшебники времени. На стрелке часов помещается картинка с
изображением какого-либо объекта. Ребенок раскручивает стрелку, и указанный
Волшебник преобразует объект. 
ПР: Стрекоза встретилась с Волшебником Остановки Времени. Она будет вечно
энергичной, молодой, даже через много сотен лет.

«Волшебники Ухо, Нос, Рука и Глаз» Цель: учить
детей представлять ощущения, которые можно получить с помощью различных
анализаторов.

Воспитатель поочередно показывает картинки с изображением
органов чувств и предлагает с их помощью посетить какую-либо сказку. 
ПР: С волшебным Носом дети попали в комнату Наф-Нафа, когда он открыл крышку
котла. Дети рассказывают о том, что они почувствовали запах сажи, шерсти
волка, кипящей воды. 
Далее в этот же сюжет приглашается Волшебник Глаз (дети видят то, что не описано
в сказке), Волшебник Ухо (представление возможных звуков, озвучивание
мыслей), Волшебник Рука (описание ощущений, которые возникли бы у детей, если
бы они дотрагивались руками до горячего котла или мокрого носа поросят.

«Сказочные слова» Цель: учить детей перечислять разные варианты слов и словосочетаний
по заданному признаку.

Воспитатель предлагает детям вспомнить и сказать все
заклинания, которые они знаю в сказках (Сим-сим, открой дверь», Сивка-бурка,
вещая каурка… и т.д.) затем перечислить все слова, с которых начинается
сказка (Однажды в некотором царстве, в стародавние времена…и т.д. ).

«В какой сказке?» Цель: учить детей находить сказочные тексты, которые бы учили
какому-либо жизненному правилу

Воспитатель называет пословицу, поговорку или какое-либо
жизненное правило, дети должны вспомнить сказки, которые этому учат. 
ПР: Воспитатель говорит «Не имей сто рублей, а имей сто друзей». Дети
вспоминают, как Герда с помощью других героев нашла Кая, а деньги принцессы
ей в этом не помогли.

 

Методические рекомендации

Данный метод можно использовать уже в
работе с трехлетними детьми. Объекты могут быть спрятаны в «Чудесном
мешочке» (игрушки или картинки).

Примерная цепочка вопросов для детей 3-х
лет:

— Жил-был… Кто? 
— С кем он дружил? 
— Пришел злой… Кто? 
— Кто помог друзьям спастись?

Начиная с пяти лет объекты можно выбирать
в книгах. Книги должны быть незнакомы детям.

— Жил-был… Кто? Какой он был? (Какое
добро умел делать?) 
— Пошел гулять (путешествовать, смотреть…)… Куда? 
— Встретил кого злого? Какое зло этот отрицательный герой всем причинял? 
— Был у нашего героя друг. Кто? Какой он был? Как он мог помочь главному герою?
Что стало со злым героем? 
— Где наши друзья стали жить? 
— Что стали делать?

(Вопросы составлены на основе
адаптированного алгоритма сказок В.Я. Проппа).

Правила поиска ответа на вопрос:

  • Задается вопрос детям. Например:
    «Жил-был кто?»
  • Ведущий открывает книгу на любой странице
    и предлагает ребенку указать пальчиком на любое слово (например:
    «Жил-был… карандаш!») Значит, история будет про карандаш,
    который попал в беду.
  • Следующий «ответ» на вопрос
    ищется на любой другой странице.
  • Если по сюжету должно быть имя
    существительное или глагол, а ребенок указал на другую часть речи,
    педагогу необходимо переделать слово в нужную часть речи, либо найти
    другое на этой же строчке.

Во время работы с книгой дети могут терять
интерес к сочинительству. Для снятия этого эффекта необходимо:

  • «Собирать» сюжет в быстром
    темпе.
  • Эмоционально реагировать на каждый
    «найденный» ответ (удивление, радость, ужас и т.д.).
  • Использовать приемы драматизации.
  • Прекратить искать «ответы» в
    книге, а придумывать вместе с детьми окончание истории, используя элементы
    «мозгового штурма».

Иногда роль ведущего берет на себя
ребенок. Сам ставит вопросы и «читает» на них ответ. Воспитатель
осуществляет функцию контролера.

Время от времени рекомендуется вспоминать
составленные истории и рассказывать их так, как делают это артисты-сказочники.
Сначала это делает воспитатель, а затем и сами дети.

Составление сказок динамического
типа

Цель: создать педагогические условия для
усвоения модели сказки динамического типа. В такой сказке один или несколько
объектов совершают действия с определенной целью, при этом взаимодействуя с
разным окружением, которое по-разному реагирует на действия героев. Герой
должен делать выводы, корректировать свое поведение, набираться опыта, в
результате чего идет достижение цели и изменение отношения окружающих. Если же
герои не меняются и не делают выводов, то это заканчивается плачевно для самих
героев.

Базовый алгоритм составления
сказки

1.     Выбирается сквозной герой (герои).

2.     Описываются их свойства, мотивы и
цели.

3.     Герои совершают действия для
достижения цели и встречаются при этом с другими объектами.

4.     Последовательно по каждому
взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции
других объектов при взаимодействии с героем.

5.     Итог — изменение героя (героев) и
вывод жизненного правила.

6.     Придумывается название
получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

Главным героем сказки может быть какое-то
человеческое чувство (любовь, ненависть, зависть, страх), которое путешествует
по свету с какой-либо целью. Вывод жизненного правила зависит от стратегии
сочинения.

Если путешествует герой с отрицательными
качествами, то в результате взаимодействия с другими героями он может
перевоспитаться, либо остаться в одиночестве, сам себя наказать. Такое
окончание типично для данного типа сказок.

Составление сказок описательного
типа

В сказках, созданных человечеством, можно
выделить модель текстов, в которых есть достаточно подробное описание жизни
героя, его изменение во времени. У героя должно быть детство, в котором
закладываются основы дальнейшей жизни. А в зрелом возрасте героя описываются
случаи его испытания на стойкость, выносливость. Из этого можно сделать выводы,
что такие сказки показывают: никогда ничего не бывает просто так, все имеет
достаточно четкую причинно-следственную связь. (ПР: «Сказ про Илью
Муромца»).

Место, где герой
учился делу

Место, где
осуществляет герой свое дело

Место, в котором
есть помеха действиям героя

Герой в детстве,
который учится этому делу

Герой и его главное
дело

Герой,
противостоящий внешним обстоятельствам, мешающим ему делать свое дело.

Черты характера,
качества личности и умения героя в детстве

Черты характера,
качества личности и умения героя при выполнении главного дела

Черты характера,
качества личности (изменение их) и умения героя при взаимодействии с
окружением

Базовый алгоритм

1.     Выбор какого-либо героя в детском
возрасте.

2.     Описание его увлечений, влияния
ближайшего окружения, в результате чего у героя появляется интерес к какому-либо
роду деятельности и желание этим заниматься.

3.     Описание становления взрослого
человека, который хорошо делает свое дело.

4.     Порча кем-либо дела героя.

5.     Решение творческих задач героя.

6.     Продолжение главного дела.

7.     Вывод жизненного правила,
связанного с целеустремленностью, настойчивостью, преодолением трудностей.

8.     Название сказки и воспроизведение
шагов ее создания.

Методические рекомендации

Рекомендуется проанализировать знакомые
сказки: чем герой увлекался раньше и как это влияет на сегодняшнее его дело. Если
в сказках неявно прописано детство героя, то необходимо его домыслить и
составить небольшой рассказ.

ПР: История про Бабу Ягу. 
Однажды в одном городе жила маленькая девочка. Звали ее Гая. Она всегда была
капризная, жадная, отбирала игрушки у других ребят в песочнице. Она не
слушалась маму и папу и делала им все на зло. Однажды мама приготовила вкусный
обед на день рождения Гаи, девочка все съела сама и никого не угостила. Мама с
папой и гости обиделись. Они стали ей говорить, что так делать нельзя. Гая
топала ногами, кричала, плакала и убежала из дома в лес. Там она построила себе
избушку и стала в ней жить. Когда девочка подросла, она стала делать пакости.
Зверята все время отгоняли ее от себя, поэтому она ушла далеко в глухой лес,
где не было детей, а были только совы. Она забыла, как ее зовут, поэтому
придумала себе новое имя — Яга. Так она жила очень долго, много всего плохого
делала, она не любила никого, и никто ее не любил. Однажды в лесу решили
построить красивый город. Пришли строители и увидели, что стоит избушка, вся в
паутине. Пока Баба Яга ходила-бродила по лесу, они ее дом отремонтировали,
посадили цветы, убрали мусор. Когда Баба Яга подошла к дому, то она его не
узнала, ей стало стыдно грязной заходить в такой дом, поэтому она помылась, причесалась,
одела новое платье и пошла ухаживать за цветами. Тут она вспомнила свое имя, и
написала на доме «Здесь живет Гая Ивановна». Иногда она вспоминала о
своих плохих делах, но делать их не делала, потому что кругом строился красивый
город, и это ее радовало.

Составление сказок
нравственно-этического типа

Есть группа сказок, которая имеет ярко
выраженную этическую направленность: в тексте сказок очень явно прослеживается
жизненное правило, выраженное в пословице или поговорке. Существуют сказки,
которые сродни басням, но только текст в них не рифмованный («Каша из
топора», «Вершки и корешки» «Лиса и журавль»). Для
того, чтобы научить дошкольников составлять такие сказки, необходимо
познакомить их с моделью текстов этого типа.

Методические рекомендации

Предварительная работа воспитателя
сводится к обсуждению с детьми пословиц и поговорок, выявлению черт характера
различных героев,

При подготовке к составлению таких текстов
необходимо научить детей использовать междометия, характерные для какого-либо
свойства характера (О-хо-хо-, говорит о горестном настроении героя или его
усталости, фырканье — о недовольстве героя, частое хихиканье — о бестолковой
веселости).

Дети должны быть знакомы с некоторыми
приемами театральной техники.

В процессе создания текста сказок
целесообразно использовать приемы эмпатии, которые позволяют ребенку
превратиться в героя и от его имени составить текст.

Педагог должен побуждать детей придумывать
разнообразные места, где разворачивается диалог оживших предметов: сказка может
произойти в портфеле (герои — школьные принадлежности), на письменном столе
(герои типичные для этого места), в ванной комнате (герои — туалетные
принадлежности).

 Составление сказок конфликтного
типа

Много создано человечеством сказок, в
которых ярко выражен конфликт добра и зла. При этом посредником в конфликте
является какое-либо волшебство. Это взаимодействие может выглядеть как
треугольник, вершины которого — герой положительный, герой отрицательный и
волшебный предмет.

Основой составления текста по этой модели
является вепольный анализ (автор Г.С. Альтшуллер). Это взаимодействие двух
объектов в определенном поле. Усиление одной из составляющих (у положительного
героя появляется друг) или ослабление свойств (волшебный предмет потерялся)
ведет к обострению конфликта в сказочном сюжете.

Основное жизненное правило, которое
заключено в текстах сказок с явно выраженным конфликтом, это необходимость
творчески решать задачи по обеспечению равновесия объектов. Если же конфликт
все-таки происходит, то его надо решать таким образом, чтобы наименьшим образом
разрушался окружающий мир.

Добро и зло всегда борются между собой,
используя дополнительные свойства, взятые у помощников или волшебных предметов.
Победа приносит удовлетворение только тогда, когда устанавливается равновесие и
наименьшим образом страдает противоположная сторона.

Побуждать детей выбирать разные варианты
Волшебства: Волшебное слово, Волшебный предмет и др.

При составлении текстов сказочного
содержания важно использовать различные мотивы, которые позволили бы героям
начать свои действия. Этими мотивами могут руководствоваться как положительные
герои, так и отрицательные. В качестве рекомендаций можно использовать
предложения А.А. Нестеренко.

Мотивы

Цель действий

Тайна

Узнать, найти
спрятанное, установить истину

Общение

Восстановить
справедливость, договориться, доказать, объяснить, разрешить спор

Помощь

Помочь, спасти,
защитить, освободить, вылечить

Красота и польза

Привести в порядок,
построить, вырастить, сохранить, починить

Самоутверждение

Дойти, добраться,
куда-то попасть, победить, одолеть, освободиться, получить удовольствие

Пример сказки: «Счастливый
день»

(автор Коля Вихров, 6 лет)

Жил-был Свистун. Он всех пугал своим
свистом в лесу. Жил он в пещере. Там, то светило солнце, то шел дождь. Такая
погода ему очень нравилась, потому что вокруг росла трава, которую он кушал.
Свистун был главным в лесном городе. Все его боялись. Он был злым и подлым все
дни недели. А в субботу совершалось чудо, и он становился добрым и ласковым. В
этом лесу жила Королева Поляны. Она приносила всем радость и счастье, нежность,
рост и цветение. Свистун задумал подлый план: забрать у Королевы Поляны все ее
богатства.

В пятницу Свистун захватил Королеву
Поляны, и все сразу стало гибнуть. Время остановилось. В дальнем углу леса жил
старичок волшебник. У него была Волшебная Книга. Он открыл ее, перевернул
страничку, сказал Инцы-Брынцы», и сразу наступила суббота. Проснулся
Свистун добрым и ласковым и подумал, что же я наделал, ведь сам себе навредил —
моя любимая трава тоже засохла. Отпустил он Королеву Поляны, извинился перед
ней, Ожило все вокруг. Для всех настал счастливый день.

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


6

Сочинить загадку к вопросам :на что похоже?чем отличается?какой?что делает?что такое же? Срочно!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

2 ответа:



0



0

ответ: похоже на снег, отличается цветом, чёрна белый,бегает ищит дабыю лазиет по диревьем, токоеже как.леопард

Объяснение:

рысь



0



0

Белый как снег

но бывает и серый

пушистый и милый

прыгает, бежит

кто же такой?

(заяц)

Читайте также

Смолистый —  Содержащий много смолы, обильный смолою.чешуйки — <span>мельчайшие различимые под микроскопом изометричные в плоскости шлифа псевдокристаллы глинистые</span>

Всего-92м
1-й к.-23м
2-й к.-39с
3-й к.-?

92-23-39=30 (м)-3-й к
Ответ: 30 м

1. Мама купила _ _ _ _, _ _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _.
2. Мама купила _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _, _ _ _ _ и _ _ _ _.
3. Мама купила _ _ _ _, и _ _ _ _, и _ _ _ _, и _ _ _ _, и _ _ _ _.

Неширокая, не яркими, жёлто- белыми, прерывистое, белогрудных, тёмно-коричневые, преинтересное, преспокойно,

Другом мы называем близкого нам человека, но также книга-наш друг и советчик.Ведь книга во всём нам помогает, отвечает на те вопросы на которые мы сами не можем дать ответ.Моими любимыми книгами являются книги о приключениях. В них я могу узнать, как выжить в дикой природе, а также в них описываются различные животные. В таких книгах всегда весело, но иногда «захватывает дух», ведь главного героя подстерегают опасности.Ещё я люблю книги про хорошие поступки, ведь они как-бы набивают меня на хорошие поступки.Каждый хороший герой книги- мой друг, но есть и плохие герои- их я терпеть не могу, они только наносят вред.В минуты грусти я беру и читаю книги, они всегда убирают с моего лица грусть и печаль.

Книги нужно читать от мало до велика. Они учат нас быть добрыми и делать хорошие поступки.Книга- наш друг и советчик!

Загадка – гениальное изобретение человеческого разума. Она помогает искать и находить связи между предметами, проявлять внимание к деталям, смотреть на знакомые вещи под другим углом. Эта крохотная задачка учит нас думать, тонко чувствовать язык и глубже понимать окружающий мир. Большинство взрослых убеждены, что загадки – это забава для детей. Однако тренировать мозг следует в любом возрасте – хотя бы для профилактики старческого слабоумия. Сколько народных задачек вы сможете вспомнить сходу? 10? 20? Наверняка, это будут самые известные. А ведь загадок тысячи! Кроме того, можно и самим их сочинять.

Как придумать загадку? Дадим несколько советов.

Изучаем

Для начала рекомендуем накопить материал для наблюдений. Чтобы начать творить самому, нужно ознакомиться с тем, как это делают другие авторы. Захватите сборник загадок в долгую дорогу на море или на дачу. Разгадывайте их всей семьей, обсуждайте, насколько они удачны, восхищайтесь народной (или писательской) мудростью, удачными сравнениями.

  • Ползун ползёт, иголки везёт. (Ёж).
  • Медный бес на стол залез. (Самовар).
  • Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка).

    как придумать загадку

Обратите внимание, что один и тот же предмет или явление можно описать совершенно по-разному. Например, сон.

  • И рать, и воеводу – всех повалил.
  • Что слаще всего на свете?
  • Не стукнет, не брякнет, а ко всякому подойдёт.

Как придумать загадку-сравнение?

Чтобы сочинить простейшую задачку, нужно научиться находить свойства предмета и сравнивать его по этим качествам с другими предметами (явлениями). Очень удобно заполнить небольшую таблицу.

Солнце

Какое?

На что похоже?

жаркое

на печку

золотое

на яблоко, одуванчик

круглое

на мяч, колесо, камешек, клубок, голову

яркое

на огонь

Объединить полученные данные можно так:

Жаркое, как печка.
Золотое, как одуванчик.
Круглое, как колесо.
Яркое, как огонь.

Попробуйте – это увлекательный процесс!

какую можно придумать загадку

Как придумать загадку, если предмет или явление не имеет четко выраженных признаков? Задайте себе вопрос: «А что он умеет делать? Кто еще так поступает?»

Ветер

Что делает?

На что (кого) похож?

воет

на волка

летит

на птицу

гнёт деревья

на великана

свищет

на Соловья Разбойника

Вот что получилось:

Летит, словно птица.
Воет, будто волк.
Свищет, как Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, как великан.

Другой вариант – используем противительные союзы и отрицания:

Летит, да не птица.
Воет, да не волк.
Свищет, да не Соловей Разбойник.
Гнёт деревья, да не великан.

Как придумать загадку «наоборот»?

Мы по-прежнему будем рисовать словесные картины, но кроме схожих черт найдём характерные отличия рассматриваемого предмета или явления от других. Например, туча – белая, как вата, да в руки не взять. Туман – седой, как древний старик, да сказку не расскажет. Луна – аппетитная, как ватрушка, да не укусишь.

Жук

Какой?

На что (кого) похож?

Что умеет делать?

Чем отличается?

крылатый

на птицу

да без хвоста

рогатый

на барана

да не забодает

на самолёт

летает

да садится на листья деревьев

на пчелу

жужжит

да не укусит

Возможный вариант:

Крылатый, как птица, да без хвоста.
Рогатый, как баран, да не забодает.
Летает, как самолёт, да садится на листья деревьев.
Жужжит, как пчела, да не укусит.

придумываем загадки сами

Рассмотрим части и целое

Какую можно придумать загадку посложнее? Давайте привлечем на помощь математику! Рассмотрим человеческое тело. Из каких частей оно состоит? Один язык, губы, один рот, по два глаза, уха, по паре рук и ног. Как народ отразил это в фольклоре?

Один болтун,
Другой свистун
И третий едун.
Два брата видаки,
А два – слышаки,
Два бегуна,
Да два брата-ухвата.

А теперь по этому принципу придумываем загадки сами.

Велосипед

Названия частей

Сколько их?

На что похожи?

Что такое же?

колесо

2

кольцо, тарелка, сушка, блюдце, солнце

руль

1

вилы, ухват, рога

седло

1

горб верблюда, стул

педаль

2

подножка, стремя, ступенька

Сам сижу на стуле,
ноги – на ступеньках,
Руками за вилы ухватился.
На двух тарелках, будто ракета, мчусь.

Мы привели лишь несколько примеров. Конечно, большинство из них вряд ли когда-нибудь попадут в фольклорные или авторские сборники, но мы на это и не претендуем. Главное – это забавное развлечение будет необыкновенно полезно как детсадовцу, так и младшему школьнику. Наверняка, в процессе совместной игры с ребенком у вас появятся собственные приёмы и художественные находки.

Слайд 1

Загадки

Слайд 2

Загадка — не просто развлечение и даже не только средство развития мыслительных способностей. Загадки Загадка — один из жанров народного творчества, заключающийся в иносказательном, часто в поэтической форме, описании какого-либо предмета или явления.

Слайд 3

Виды загадок О людях, о животных АВТОРСКИЕ О разных п редметах, о явлениях природы НАРОДНЫЕ поступки характер

Слайд 4

Художественные особенности: Слово точное, яркое, характеризующее предмет и называющее его признаки Ритмический рисунок Рифма

Слайд 5

Три основных типа Перечисление признаков загаданного предмета Открытое сравнение (форма, цвет, величина предмета, действие). Сравнение (метафора)

Слайд 6

Составь загадку сам! что/кто что делает/для чего нужен на что похоже (метафора)

Слайд 7

Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам 1.Составление опорной таблицы вида 2. Выбор объекта (расчёска) 3. Заполнение левой части таблицы; затем правой . 4. Вставка «слов – связки» — КАК, НО . «На что похожа» «Чем отличается» «На что похожа» «Чем отличается» Забор Пила Трава Нельзя лазить Не пилит Не растёт 1 способ (загадки по похожести)

Слайд 8

Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам 1.Составление опорной таблицы вида 2. Выбор объекта (солнце) 3. Заполнение левой части таблицы; затем правой . 4. Вставка «слов – связки» — А , НЕ. «Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же?» 2 способ (загадки по признакам) «Какое?» «Что такое же?» Яркое Круглое Жаркое Лампа Колесо Огонь

Слайд 9

Загадка Что это? Яркое, а не лампа? Круглое, а не колесо? Жаркое, а не огонь?

Слайд 10

Алгоритм сочинения загадок по опорным таблицам 1.Составление опорной таблицы вида 2. Выбор объекта (комар) 3. Заполнение левой части таблицы; затем правой . 4. Вставка «слов – связки» — А, НЕ. «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» «Что делает » «Кто (что) делает такое же действие?» Летает Пищит Кусается Самолёт Мышка Собака 3 способ (загадки по действиям)

Слайд 11

Загадка Кто это? Летает, а не самолёт? Пищит, а не мышь? Кусается, а не собака?

Слайд 12

АЛГОРИТМ КАК, НО «На что похожа» «Чем отличается» А, НЕ «Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же?» А, НЕ «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?»

Слайд 13

«На что похоже?» «Чем отличается?» «Какая? (какой?, какое?)» «Что такое же?» «Что делает?» «Кто (что) делает такое же действие?» КАК, НО А, НЕ А, НЕ

Занятие по формированию умения придумывать загадки о предметах «На что это похоже?». Цель: Формирование умения придумывать загадки с отрицанием о предметах по схеме.

Занятие по придумыванию загадок о предметах «На что это похоже?»

Вводная часть

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей со способом придумывания загадок с отрицанием о предметах по схеме;

  • продолжать учить работать по схеме;

  • закреплять умение пользоваться в речи сложноподчиненными предложениями с союзами «а», «но».

Развивающие:

  • содействовать развитию:

  • мыслительных операций: наблюдения, сравнения, анализа;

  • умения устанавливать простейшие причинно- следственные связи, делать выводы;
  • зрительного внимания и восприятия;

  • воображения;

  • качеств личности: любознательности, настойчивости,

  • способствовать развитию навыков сотрудничества, взаимодействия при работе в парах.

Воспитательные:

  • содействовать развитию сопереживания сверстнику;

  • содействовать развитию активности и самостоятельности в познавательной деятельности;

  • содействовать развитию чувства удовлетворения от результатов совместной работы.

Материалы к занятию: Демонстрационный материал: схемы загадок, магнитная доска, кукла Маша, мяч.

Занятие по придумыванию загадок о предметах «На что это похоже»

Занятие по придумыванию загадок о предметах «На что это похоже»

Занятие по придумыванию загадок о предметах «На что это похоже»

Раздаточный материал: картинки с предметами в группе — чайник, кровать, воздушный шарик, машина, самолет.

Предварительная работа:

Организация систематической работы по отгадыванию и придумыванию загадок:

  • знакомство с рифмованными, описательными загадками и загадками с отрицанием, со схемами загадок;

  • обучение умению разгадывать загадки;

  • обучение умению придумывать загадки по схеме (рифмованные, описательные)

  • Формирование навыка работы в парах.

Ход образовательной ситуации

Введение в игровую ситуацию

Цель: создание интересной мотивации к деятельности.

Требования к организации этапа:

  • ситуация, включающая детей в игровую деятельность;

  • обращение к личному опыту детей;

  • создание условий для возникновения у воспитанников внутренней потребности включения в деятельность.

Дети сидят полукругом, воспитатель вносит куклу.

— Дети, сегодня к нам в гости пришла кукла Маша. Она живет в младшей группе. Я пригласила её к нам в гости, потому что вчера, побывав у малышей, заметила, что она грустит.

— Давайте у нее спросим, почему ей грустно!

Дети спрашивают.

Маша отвечает: «Я грустная, потому что все игрушки смеются надо мной. Каждый вечер у нас в группе игрушки загадывают друг другу загадки, а я не знаю ни одной.»

— Дети, вы хотите помочь Маше? (Да).

— Я рада, что вы такие отзывчивые и хотите помочь.

— Как же вы можете помочь Маше? (Разучим с Машей загадки, научим Машу придумывать загадки.)

— Все верно: мы можем научить Машу придумывать загадки

Актуализация в игровой ситуации

Цель: выделение важных знаний у детей, необходимых для открытия нового знания.

Требования к организации этапа:

  • актуализация изученных способов действий и знаний, достаточных для построения нового знания;
  • тренировка соответствующих мыслительных операций.

— Но сначала мы поиграем и развеселим Машу:

Игра « Где мы были — мы не скажем, а что делали- покажем»

Цель игры: развитие у детей находчивости, сообразительности, умения перевоплощаться.

Дети делятся на две группы, которые расходятся в разные стороны и договариваются, какие действия они будут выполнять. Одна группа показывает движения, а вторая по ним должна догадаться, что дети делают.

Маша: «А ведь ваша игра тоже загадка, и мне она очень понравилась».

— Наши дети знают много загадок. Давайте загадаем Маше загадки.

Дети приводят примеры загадок и объясняют, как их отгадывать.

Маша: «Здорово. Замечательно. Вы такие умные! А что помогает вам отгадывать такие загадки?» (Схемы).

Воспитатель помещает на доске схемы загадок.

Маша: «Как интересно. А какие загадки спрятались в этой схеме?»

Рифмованные загадки, где последнее слово- отгадка:

Верещунья, белобока,
А зовут её … (сорока)

Маша: «А здесь?» Описательные загадки, где мы рассказываем о предмете, не называя его: Сам пустой,

Голос густой
Дробь отбивает,
Шагать помогает (барабан)

Маша: «А эта схема про какие загадки?» (Загадки с отрицанием)

Маша: «Что такое загадки с отрицанием? Загадки, в которых один предмет похож на другой, но не он:

Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает (книга)

Затруднение в игровой ситуации

Цель: организация анализа детьми возникшей ситуации, подведение их к выявлению места и причины затруднения.

Требования к организации этапа:

  • создание ситуации затруднения в индивидуальной деятельности;
  • самостоятельная фиксация затруднения в детской речи;
  • выявление и фиксация в речи причины затруднения.

Маша: «Много вы знаете загадок. Мне столько и не запомнить. Что же мне делать? (Придумать свою загадку)
Маша: «Я не умею придумывать загадки».
— Ребята, возникло затруднение. В чем оно заключается? (Маша не умеет придумывать загадки)

Открытие нового знания

Цель: организация диалога педагога с детьми, направленного на открытие нового знания.

Требования к организации этапа:

  • организация подводящего диалога с целью открытия нового знания;
  • фиксация нового знания в речи и знаково;
  • создание ситуации успеха.

Маша: «Научите меня скорее придумывать загадки».

— Хорошо, будем учиться вместе. Сегодня мы будем учиться придумывать загадки с отрицанием. Что нам поможет? (Схема)

— Давайте придумаем загадку о мяче.

Воспитатель берет мяч.

— Что надо сделать, чтобы сравнить его с чем- либо? (Найти похожий предмет по цвету, форме, действию.)

— С чем можно сравнить мяч по форме? (С яблоком, луной, шариком)

— По цвету? ( С радугой — разноцветный, зеленый — с огурцом, желтый — с солнышком)

— По действию? (С зайчиком- прыгает, с колобком- катится, с лягушкой- скачет)

Дети подбирают сравнения, определяя на схеме место признака.

Занятие по придумыванию загадок о предметах «На что это похоже»

Воспитатель вместе с детьми «собирает» загадку:

Круглый, а не луна.
Разноцветный, а не радуга.
Прыгает, а не заяц.
Катится, а не колобок

Маша: «Это мячик! Вот такую загадку я не забуду»!

— Молодцы, дети, вы сами придумали загадку с отрицанием.

Включение нового знания в систему знаний

Цель: закрепление у детей нового знания в играх и упражнениях.

Требования к организации этапа:

  • соответствие используемых игр цели занятия;
  • индивидуальные затруднения в играх;
  • ситуация успеха в совместной деятельности.

Маша: «Можно мне придумать загадку про стол?

— Можно, а ребята тебе помогут

Маша: «С чего надо начать? ( Рассмотреть, что есть у стола).
А что есть у стола? (4 ноги).
Ноги есть, значит, может ходить, как человек? (Нет, стол ходить не может).
Что же получается? 4 ноги, а не ходит. Есть крыша, а не дом.
У меня получилась загадка? (Да, получилась)

— Дети, я предлагаю помочь Маше придумать загадки по картинкам с предметами. Разделитесь на пары.

Каждая пара возьмет 1 картинку и придумает загадку, не говоря никому, что изображено на картинке. Мы должны будем отгадать загадку.

Самостоятельная деятельность детей:
Каждая пара загадывает Маше загадку, а она их отгадывает с помощью детей.

Маша: «Какие замечательные загадки! Вы такие сообразительные! Побегу скорее в свою группу, чтобы загадать их. Только вдруг я забуду, как придумывать загадки».

Не волнуйся, Маша, чтобы ты не забыла, как придумывать загадки, мы подарим тебе схему загадки с отрицанием.

Итог

Цель: организация рефлексии и самооценки детьми своей деятельности.

Требования к организации этапа:

  • организация анализа детской цели;
  • фиксирование детьми достижения «детской цели»
  • фиксация нового знания в речи;
  • определение выполнения взрослой цели
  • создание ситуации успеха в совместной деятельности, удовлетворения от хорошо выполненного дела.

— Дети вы помните, почему Маша грустила? ( Она не знала загадки,) (Не умела их загадывать), (Поэтому над ней смеялись другие дети)

— Как вы смогли ей помочь? (Научили придумывать загадки)

— Какие загадки вы сегодня придумывали? (С отрицанием)

— Как вы придумывали загадки? (Рассматривали предметы, сравнивали их с другими предметами), (Смотрели на схему)

— Где нам может пригодиться умение придумывать загадки? (В школе, в жизни…)

— Ребята, я хочу вас поблагодарить за то, что вы не остались равнодушными. Вы отлично справились с очень нелегкой задачей: научили Машу придумывать загадки с отрицанием!

Автор: Бабуричева Елена Евгеньевна
Должность: воспитатель
Место работы: МДОУ д/с №62
Месторасположение: г. Ярославль

Дата изменения: 27.12.2020
Дата публикации: 26.12.2020

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как можно найти бизнес партнера
  • Google как найти объем прямоугольного параллелепипеда
  • Как найти электронный больничный на сайте фсс
  • Как найти любимый мультфильм
  • Как найти авгура данлейнски