Как составить загадку с метафорой

Выступление  воспитателя

МБДОУ НГО Детский сад №15 «Березка»  Баяновой Натальи Витальевны

Тема: «Составление загадок и метафор по картине»

Цель: познакомить детей с моделями составления загадок и метафор; сформировать мыслительные действия ребенка, необходимые для составления загадок и метафор.

       Алгоритм мыслительных действий при составлении загадок:

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели загадки.
  3. Подбор характеристик и сравнение с другими объектами.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений.
  5. Связка сравнений в единый текст загадки с помощью речевых оборотов: «как», «но не».

          Советы воспитателям:

  • Работа с загадками и метафорами является пропедевтической этапу составления образных характеристик объектов.
  • При совместном составлении загадок окончательный текст читает воспитатель, а дети его повторяют.
  • Сочинять загадки и метафоры целесообразнее об объектах, которые имеют многоплановую, разнообразную характеристику и позволяют выбрать широкий круг других объектов для сравнения.

По окончании работы выразительное чтение загадки.

Какой?

Что такое же?

«Как» «Но не» 

Что делает?

Кто (что) делает так же?

«Как» «Но не» 

Ребенок сравнивает вид объекта  с видом другого объекта (общее и разное)

На что похож?

Чем отличается?

«Как» «Но не» 

Составление по картине «Кошка с котятами»

«Составление загадки о кошке»

-Сейчас будем составлять загадку о кошке. В загадке скажем о внешнем виде кошки, что умеет делать кошка? Давайте вспомним, какая по внешнему виду бывает кошка? Пушистая

-Кто еще бывает таким же пушистым Собака, мышка, овечка.

-Выбираем: овечка.

-Кошка умеет: выбираем – царапаться.

-Кто бывает таким же (или что царапается?) Хомячок, тигр, лев, иголка.

-Выбираем: иголка. А теперь составляем загадку.

                                                           Пушистая, но не овечка.

                                                           Царапается, но не иголка.

                                                           Кто это?        (кошка)

-Загадаем эту загадку своим близким

Технология обучения детей составлению метафор

Как известно, метафора — это перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего для обоих сопоставляемых объектов.

В традиционной педагогике работа с метафорой сводится к общим рекомендациям типа «побуждать детей делать сложные сравнения», «учить детей раскрывать смысл метафор» и т. д. При таком подходе нельзя гарантировать, что дети будут составлять фразы метафорического плана в описательных рассказах, а, тем более, в реальной жизни.

Мыслительные операции, которые позволяют составить метафору, вполне усваиваются умственно одаренными детьми уже в 4-5 лет. Основная цель педагога: создание условий для усвоения детьми алгоритма составления метафор. Если ребенок усвоил модель составления метафоры, то он вполне может самостоятельно создавать фразу метафорического плана.

Алгоритм мыслительных действий при составлении метафор

  1. Выбор объекта на картине.
  2. Выбор модели метафоры.
  3. Подбор характеристик.
  4. Выбор наиболее удачных сравнений и включение их в речевую фразу.

В конце работы демонстрация речевой фразы с последующим объяснением ее смысла.

Сначала целесообразно использовать наиболее простой алгоритм составления метафоры.

Вариант №1

  1. Берется объект 1 (кошка). Про неё и будет составлена метафора.
  2. У неё выявляется специфическое свойство (серая или белая).
  3. Выбирается объект 2 с таким же свойствами (белая как снег).
  4. Определяется место расположения объекта 1 (на улице после снегопада).
  5. Для метафорической фразы необходимо взять объект 2 и указать место расположения объекта 1 (белая как снег – на улице после снегопада).
  6. Составить предложение с этими словами (белая).

Вариант №2

Детям предлагается рассмотреть на картину «Кошка с котятами».

Задача: составить метафору относительно кошки и котят.

Работу с детьми следует организовывать в форме обсуждения. В качестве пособия может быть использован лист бумаги, на котором воспитатель обозначает последовательность мыслительных операций.

— Что  изображено на картине?

— Кошка и котята (воспитатель на листе бумаги пишет букву «К» и ставит стрелку вправо). 
— А какие они (пушистые, мягкие, красивые, гладкие)  (воспитатель уточняет — «мягкие», и ставит букву «м» на листе бумаги). 

— А кто еще бывает таким же? Белка, лиса, подушка (воспитатель ставит стрелку вправо от буквы «п» и рисует подушка).

Так что можно сказать про котят и кошку?

— Мягкие, как подушка;

—  а где находиться котята?

— на ковриках  (воспитатель ставит стрелочку вниз от буквы «к» и рисует схематично коврик). 
— Давайте теперь объединим эти два слова (воспитатель обводит круговым движением руки изображения подушки  и коврика). 
— Произнесите эти два слова подряд! 
— подушка и коврик
— Кто составит мне предложение с этими словами?

— В доме появились подушка и коврик. Котята и кошка радовались, им очень было удобно лежать на коврике. 

http://luzga.at.ua/CIMG5169.jpg

http://image.otto.ru/asset/mmo/formatz/7316927.jpg

Процесс обучения будет успешным, если воспитатель после составления фраз возвращается к модели и просит детей проговорить правила их составления.

Не обязательно называть детям термин «метафора». Скорее всего, для детей это будут загадочные фразы или посланцы Королевы Красивой Речи.

Для успешного развития у детей выразительности речи педагогам рекомендуется проводить с ними игры и творческие задания.

Скачать материал

Фрагмент  занятия «Обучение составлению загадки на основе метафоры»
– Кто из...

Скачать материал

  • Сейчас обучается 27 человек из 16 регионов

  • Сейчас обучается 38 человек из 24 регионов

  • Сейчас обучается 108 человек из 44 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Фрагмент  занятия «Обучение составлению загадки на основе метафоры»
– Кто из...

    1 слайд

    Фрагмент занятия «Обучение составлению загадки на основе метафоры»
    – Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос: «Что такое метафора?» (2-й слайд, только вопрос)
    – Совершенно верно. Метафора – скрытое сравнение. (2-й слайд, определение понятия)
    – Оказывается, на основе метафоры можно строить загадки. Давайте попробуем это сделать. Для этого вспомним, что метафора строится на основе сходства одного предмета с другим. Возьмём предмет зонт. (3-й слайд, только зонт)
    – На что похож зонт? (Выводим на экран пустую схему, записываем предложенные сравнения в схему)
    – А теперь посмотрим, как можно сочинить загадку на основе метафоры про зонт. Их придумали ваши сверстники-пятиклассники. В загадках не хватает ключевого слова, ваша задача – догадаться, с чем ребята «тайно» сравнили зонт.
    – Итак, первая загадка……. И ключевое слово – … (Мухомор)

  • Метафора 
- (греч. metaphora - перенесение) -
скрытое сравнение одного предме...

    2 слайд

    Метафора
    — (греч. metaphora — перенесение) —
    скрытое сравнение одного предмета
    или явления с другим
    на основании их сходства.
    Что такое метафора?

  • На что похож зонт?зонт похож на

    3 слайд

    На что похож зонт?
    зонт похож на

  • Чтобы в дождь прийти сухим
	домой,
	Ты берёшь всегда с собой...

    4 слайд

    Чтобы в дождь прийти сухим
    домой,
    Ты берёшь всегда с собой
    на странной ножке,
    Он тебе всегда поможет.
    Только ты его раскрой —
    И беги быстрей домой.
     (сходство по форме)

  • Округлая 
	Черепицей не выложена.
	Ни крыльца, ни окна,
	Одна железная нога....

    5 слайд

    Округлая
    Черепицей не выложена.
    Ни крыльца, ни окна,
    Одна железная нога.
     (сходство по назначению)

  • Я несу в руке 
	 Ножка с крюком, лепестки.
	 Только дождь закончится,
	 Рома...

    6 слайд

    Я несу в руке
    Ножка с крюком, лепестки.
    Только дождь закончится,
    Ромашку спрятать хочется.
     (сходство по форме)

  • Дождь закапал на дорогу.
	                         понемногу
	 Стали купол ра...

    7 слайд

    Дождь закапал на дорогу.
    понемногу
    Стали купол раскрывать,
    Всех нас от дождя спасать.

    (сходство по способности раскрываться, складываться)

  •  Распахнула              крылья -            
   Мы не вымокнем под ливнем.
 ...

    8 слайд

     
    Распахнула крылья —
    Мы не вымокнем под ливнем.
     (сходство по способности раскрываться, складываться)

Краткое описание документа:

Презентация поможет организовать работу на уроке, связанном с изучением метафоры и составлением на её основе загадок. Материал ориентирован на учеников 5 класса, учебный комплекс под редакцией В.В. Бабайцевой. 

Фрагмент  занятия «Обучение составлению загадки на основе метафоры»

– Кто из вас, ребята, может ответить на вопрос: «Что такое метафора?» (2-й слайд, только вопрос)

– Совершенно верно. Метафора – скрытое сравнение. (2-й слайд, определение понятия)

– Оказывается, на основе метафоры можно строить загадки. Давайте попробуем это сделать. Для этого вспомним, что метафора строится на основе сходства одного предмета с другим. Возьмём предмет зонт. (3-й слайд, только зонт)

– На что похож зонт? (Выводим на экран пустую схему, записываем предложенные сравнения в схему)

– А теперь посмотрим, как можно сочинить загадку на основе метафоры про зонт. Их придумали ваши сверстники-пятиклассники. В загадках не хватает ключевого слова, ваша задача – догадаться, с чем ребята «тайно» сравнили зонт.

– Итак, первая загадка……. И ключевое слово – … (Мухомор)

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 265 791 материал в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 19.01.2015
  • 1801
  • 0
  • 19.01.2015
  • 573
  • 0
  • 19.01.2015
  • 582
  • 0
  • 19.01.2015
  • 997
  • 0

Рейтинг:
4 из 5

  • 19.01.2015
  • 75132
  • 1538
  • 19.01.2015
  • 3258
  • 1
  • 19.01.2015
  • 1180
  • 0

Скатерть бела весь свет одела.

Поселились мудрецы в застекленные дворцы, в тишине наедине, открывают тайны мне.

Всегда идут, не устают, идут не останавливаясь.

Из нарядной яркой чашки угощаются букашки «Красненька матрёшка, беленько сердечко.

Золотое решето чёрных домиков полно.


Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю.

Ой, не трогайте меня, обожгу и без огня.

Мягок, а не пух, зелен, а не трава.

Чёрненька, маленька, сладенька, ребятам миленька.

На лесной поляне красуется Татьяна : алый сарафан, белые крапинки.

Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане, в зелёном кафтане, в лесу на поляне. Он богат и невелик, а подарком наделит.

Поселились мудрецы в застекленные дворцы, в тишине наедине, открывают тайны мне.

Загадка — жанр, который возник вместе с потребностью людей тренировать интеллект и воображение. Словари, которые дают толкование загадке, единодушны в одном: это иносказательное описание явления или предмета, основанное на его сходстве с другими объектами и предназначенное для разгадывания. А если речь идет об иносказании, значит нельзя умолчать и о метафоре. Каким же образом связаны загадки с метафорами?

загадки с метафорами

Стилистика и быт

Под термином «метафора» в филологии подразумевается некое образное выражение, которое построено на подобии одного объекта другому на основе какого-то общего признака. Метафоры в стихотворных строках и загадках, да даже в быту, распространены в речи больше, чем кажется на первый взгляд. Мы говорим: «глазок картошки», «нос корабля», «язык колокола» и не задумываемся о том, что это перенос признаков человека на предметы. Используем в речи такие поэтические обороты, как «ночь дышит прохладой» или «тропинка убегает в гору», и не обращаем внимания на то, что это одушевление неживых объектов.

Метафора и сравнение: в чем разница?

Среди тропов необходимо разграничивать сравнение и метафору. Они похожи в том, что являются, по сути, сопоставлением. Но в метафоре оно скрытое. Это отражается и в грамматическом построении этих средств выразительности. Конструкция со сравнением нуждается в союзных словах: «будто», «словно», «как», «как будто». Поэтому сопоставление здесь открытое. Например, «кожа белая, как снег». В метафоре нет союзных слов, признак «прячется» в описании объекта: «кружево инея на ветках деревьев». Если бы мы захотели превратить метафору в сравнение, следовало бы написать: «иней лежит на ветках деревьев, как кружево».

В культурах разных народов встречаются загадки с метафорой и сравнением. Приведем примеры:

Скок за пенечек

пушистый комочек

Скачет, как мячик,

Мордочку прячет.

Речь идет о зайце. В загадке присутствуют оба тропа: «пушистый комочек» — это метафора, «скачет, как мячик» — сравнение.

метафоры в стихотворных строчках и загадках

Калейдоскоп подобий

Загадки могут использовать сходство, скажем, по цвету и по форме предмета. Примеры загадки с метафорой подобного типа: «золотые монетки посыпались с ветки». Это осенние листья, по цвету и форме напоминающие металлические желтые диски. Еще: «стоят на опушке стройные подружки: в белых рубашонках, зеленых полушалках». Это березы.

Как придумать загадку

Используя эти средства выразительности, интересно создавать загадки самому. Что нужно сделать, чтобы у вас получилась загадки с метафорами? В первую очередь представить себе, с чем можно сравнить всем известные вещи, явления природы, персонажей или события. Давайте попробуем сочинить загадку про огонь. Выберем признак, который делает его похожим на одушевленный объект. Огонь «съедает» дрова, когда горит. А что может его потушить? Конечно, вода. Значит, огонь ее «боится». Появилось олицетворение — прием, который часто используется в загадках с метафорами. Из этих «заготовок» можно теперь сложить настоящую загадку: «дрова глотнул, не поперхнулся, а водою захлебнулся».

загадка метафора примеры

В конструировании таких образных словесных головоломок можно сопоставлять другие свойства по сходству. Например, по структуре и по вкусовым качествам можно зашифровать в загадке орех: «в костяной кабинке сладкая начинка».

Как видим, сочинять загадки – дело увлекательное и совсем не сложное.

Плуг и соха в эпоху компьютеров

Некоторые загадки с метафорами уже непонятны современным детям, потому что в них упоминаются явления, ставшие архаикой. Надо располагать знаниями по истории быта наших прабабушек, чтобы догадаться, какие предметы зашифрованы в загадке «Два братца пошли на речку купаться, ушли пустыми, а вернулись полными». Имеются в виду ведра, в которых носили воду в те времена, когда в домах не было водопровода.

Если малыш видел морковку только в магазине, ему не найти ответа на загадку «Растет девица в темнице, а коса на — улице». В седую древность ушли образные ребусы «Кривоногий взлохматил, зубатый причесал» (соха, борона) или «Железный нос в почву врос, роет да копает, земельку взрыхляет» (плуг).

загадки с метафорой и сравнением

Сердце загадки

Если в стихотворениях метафора только помогает автору сделать произведение неординарным и выразительным, то в загадке она является центром, своеобразными ее «сердцем и душой». Благодаря метафоре загадка формирует эстетическое чувство и воспитывает образное, поэтическое мышление.

Сразу предупреждаем: чтобы решить загадки с метафорой, понадобятся знания по литературе, поэтому ребята, которые внимательно слушали учителя, получат преимущество. Впрочем, не пугайтесь, ведь будет очень интересно. Просто начните — и головоломки перенесут вас в удивительный мир, где откроется волшебный ларец с премудростями, по улицам пойдут горбатые коровы, а в лесу на полянке кудрявый Ваня в зеленом сарафане приготовит подарочек.

Уже есть идеи, что зашифровано в этих примерах загадок с метафорами? Дадим подсказку: указанный литературный прием подразумевает, что не нужно воспринимать слова буквально, в основе выражений лежит сравнение по общим признакам. Иными словами, сам предмет не называется, но его свойства переносятся на другие объекты. Малышам, конечно, будет сложновато, но ученикам 4 класса загадки с метафорами уже по зубам. Итак, игра начинается — приятного времяпрепровождения!

***

Наблюдал за мною раз
Очень-очень странный глаз.
Натуральный цвет белка,
Но какая радужка!
Словно солнце иль луна,
Ярко-желтая она.
И совсем уже нет зрачка!
Что за глаз? Задачка!

Яичница глазунья

На четыре ноги надевали сапоги.
Перед тем как надевать, стали обувь надувать.

Колеса

Братья – маленькие детки –
Кучкой собираются,
Друг от друга ни на шаг,
Вместе быть стараются.
В сад зашел сегодня гость
И назвал их словом «гроздь».
Всех он ласково погладил по головкам,
Подвязал семью рукою ловкой.
Им до осени силенок Набираться,
За подол зеленый
Матушкин держаться.
Но присмотрись внимательно,
Ведь есть усы у матери!

Виноградины в грозди, садовод, лоза

На пяти проводах отдыхает стая птах.

Ноты

Я в раю,
Я в море,
также в бирюзовых
и павлин.

Синий цвет

В углу класса,
где я нахожусь,
пойти с бумагами
Они тебе не помогают.

Бумажная корзина

Что это такое??
Что летает без крыльев,
и бегает без ног.

Ветер

Круглый как луна,
белый как лайм,
они делают меня молоком,
И я не скажу вам больше!

Сыр

Дали братьям теплый дом, чтобы жили впятером.
Брат большой не согласился и отдельно поселился.

Варежки

У меня есть раздел в середине
и два окна по бокам
через который поступает чистый воздух
и уже выдохнул.

Нос

Мои круглые лица,
Насколько они растянуты!
Силой ударов,
хорошо я пою.

Барабаны

На протяжении тысячелетий
мы перевезли человека;
теперь он скрывает нас
в двигателе вашего авто.

Лошадь

Стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане,
В зелёном кафтане, в лесу на поляне.
Он богат и невелик,
А подарком наделит.

Орешник

Красненька матрёшка, беленько сердечко.

Малина

У людей всех к голове
— пара слуг наготове.
Мозг придумывает что-то.
Делать – не его забота!
Те ж, трудясь, словно шмели,
Сотворили, как смогли.

Руки

Формой будто бы ларец –
Тот премудрости дворец.
Дверь за дверью открываешь,
После каждой – что-то знаешь!

Книга

Я родился и умираю не переставая;
Я все еще существую
и, не выходя из моей кровати,
Я всегда бегаю.

Река

По кругу шли раньше, как в карусели.
И, как штангисты, гири вздымали.
Но, как паровоз, и мы устарели.
А наши потомки – только мигают.

Часы

Мы больше чем один
и мы выходим на Луну,
если вы скажете нам
вы пропустите более одного.

Звезды

Публика, как ротозеи,
Сонно ходит по музею.
Только я стою на месте,
Вижу фрукты: вот бы съесть их!
Полчаса уже мечтаю —
Себя пчелкой представляю.

Картина

Точно клумба наш букет.
Как огромный самоцвет.
Аромат — кисель густой —
Можно ложкой есть большой.
Сей источник красоты
Называется….

Цветы

Весной цвету, летом плод даю, осенью не увядаю, зимой не умираю.

Елка, сосна

На полянке девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках.

Березы

Плотоядная ? — О,нет!
Травоядная, ответ.
«Хвост — метёлка, щит — рога»,
Всем даю я молока.

Корова

Я вдруг Север потерял,
И «реветь белугой» стал.
Арктика-мой отчий дом,
Океан,покрытый льдом.

Белый медведь

Я — «горбатая корова»,
И в пустынях я здорова.
Без воды живу я дни,
«Корабль пустыни», на мели.

Верблюд

На лесной поляне красуется Татьяна: алый сарафан, белые крапинки.

Земляника


Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как правильно составить план дел на день
  • Как найти деловые контакты
  • Как найти мощность двигателя насоса
  • Как найти скорость сближения детей
  • Как найти пересечение тел вращения