В условиях активного городского трафика ДТП не являются редкостью. За пределами городов, на трассах, автомагистралях и извилистых дорогах аварии также регулярно происходят. Несмотря на общую динамику снижения числа лиц, погибших в ДТП, показатели случаев смертельного исхода в авариях довольно высоки. Так, по статистике ГИБДД МВД России, в 2020 г. в РФ в ДТП погибли 16152 человека, в 2021 г. – 14874, в 2022 г. – 14172. Число лиц, получивших травму, в несколько раз превосходит число погибших. Субъективные факторы, дорожные и погодные условия, поведение потерпевших и многие другие обстоятельства также могут стать причиной дорожной аварии с тяжелыми последствиями, и не всегда в таких случаях виноват исключительно водитель.
Ответственность по ст. 264 УК РФ за нарушение лицом, управляющим механическим транспортным средством, правил дорожного движения или эксплуатации ТС дифференцируется в зависимости от тяжести наступивших последствий: от ограничения свободы или лишения свободы сроком до двух лет при причинении тяжкого вреда здоровью и от 8 до 15 лет лишения свободы в случае смерти двух и более лиц при определенных отягчающих обстоятельствах. Это один из видов транспортных преступлений, основным признаком которых является нарушение безопасности движения и эксплуатации транспорта.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 74 УПК РФ в качестве доказательств допускаются заключение и показания эксперта. Особое значение как доказательству при расследовании и рассмотрении дел по ст. 264 УК справедливо придается результатам автотехнической экспертизы. В тех случаях, когда заключение эксперта выполнено в соответствии с требованиями закона и не имеет процессуальных изъянов, опровергнуть его выводы практически невозможно, что и будет определять исход дела.
Предлагаю разобраться, на что стоит обратить внимание адвокату, водителю, потерпевшему и его представителю при назначении и проведении автотехнической экспертизы в уголовных делах, связанных с ДТП.
Механизм ДТП
В соответствии с ПДД дорожно-транспортное происшествие – это событие, возникшее в процессе движения ТС по дороге и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.
В ДТП условно выделяют три фазы: начальную, кульминационную и конечную. Каждая фаза является продолжением предыдущей и предопределяет развитие последующей.
Начальная фаза ДТП показывает, как двигались транспортные средства и пешеходы перед появлением опасной ситуации. Последняя возникает в процессе дорожного движения, при котором продолжение движения в том же направлении и с той же скоростью создает угрозу ДТП. При ее возникновении участники движения должны немедленно принять все имеющиеся в их распоряжении меры для предотвращения аварии и снижения тяжести ее последствий. Если меры не приняты или оказались недостаточно эффективными, то в процессе сближения транспортных средств и пешеходов опасная ситуация перерастает в аварийную, которая характеризуется тем, что участники движения не располагают технической возможностью предотвратить ДТП и оно становится неизбежным.
Для кульминационной фазы ДТП характерны события, вызывающие наиболее тяжелые последствия (гибель или травмирование пешеходов, пассажиров и водителей, повреждение транспортных средств).
За кульминационной фазой следует конечная. Ее завершение зачастую совпадает с прекращением движения транспортных средств. Однако в случае нарушения требований послеаварийной безопасности (например, при возникновении пожара на опрокинувшемся автомобиле) конечная фаза ДТП продолжается и после остановки транспортных средств.
От полноты и достоверности исследования каждой фазы ДТП зависят объективность установления причин аварии и детальность воспроизведения механизма ее развития.
Момент возникновения опасной ситуации в большинстве случаев определяется следователем или судом, а эксперт-автотехник принимает такое определение в качестве исходного. В отдельных случаях этот момент устанавливает эксперт-автотехник. Полагаю, адвокату и иным лицам, участвующим в деле, необходимо в первую очередь обратить пристальное внимание на начальную фазу ДТП.
Судебная автотехническая экспертиза проводится с целью:
-
установить процесс ДТП во всех его фазах;
-
определить объективные причины;
-
оценить поведение отдельных участников происшествия.
На стадии предварительного расследования цель такой экспертизы аналогична.
Автотехническая экспертиза помогает установить, является авария несчастным случаем или результатом действий участников ДТП, которые нарушили требования безопасности дорожного движения.
Осмотр места ДТП
В делах о ДТП осмотр места происшествия является ключевым процессуальным действием, от качества которого зависят дальнейший ход расследования и правильность принимаемых по делу решений. Водителю, причастному к ДТП (при наличии физической возможности), или адвокату, выполняющему функции защитника, следует проявить на данном этапе особую активность. Необходимо учитывать, что основная задача осмотра места ДТП состоит в комплексном выявлении обстоятельств, характеризующих механизм происшествия в целом. Одна из особенностей осмотра места ДТП для следователя состоит в том, что при наличии последствий, предусмотренных ст. 264 УК, он должен осмотреть и местность, и предметы, и тела погибших. Направление осмотра должно соответствовать направлению движения транспортных средств. Фиксации, в частности, подлежат: дорожные знаки, светофоры или семафоры, шлагбаумы, пешеходные переходы, дорожная разметка, островки безопасности, состояние краски, наличие подземного перехода и т.д. Если обобщить, то фиксировать необходимо все объекты, имеющие отношение к движению в районе ДТП.
Вся эта информация впоследствии поступит к эксперту в случае проведения автотехнической экспертизы по уголовному делу.
Кроме того, необходимо обратить внимание на состояние дорожного полотна (наличие дефектов, ям, выбоин), проведение ремонтных и других работ, исправность функционирования технических средств организации дорожного движения. Водителю и адвокату нужно иметь в виду, что согласно п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 9 декабря 2008 г. № 25 «О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения» судам при установлении обстоятельств, способствовавших совершению преступлений, ответственность за которые предусмотрена ст. 264 УК, рекомендовано решать вопрос о возможности учета таких обстоятельств в качестве смягчающих наказание.
Важным объектом осмотра при ДТП являются следы торможения. Они могут помочь эксперту определить скорость движения ТС, остановочный путь, скорость в момент наезда, причины различия длины следов торможения от правых и левых колес ТС. К протоколу осмотра места ДТП впоследствии прилагаются фотографии на бумажных (электронных) носителях, видеофайлы, а также схемы, слепки и отпечатки следов, выполненные в ходе осмотра.
Сложно переоценить важность достоверности и правильности фиксации исходных данных, на основании которых впоследствии будет проводиться автотехническая экспертиза. Приведу пример из собственной практики. В отношении моего подзащитного Р. было возбуждено уголовное дело в связи с наездом на пешехода, который пересекал проезжую часть слева направо относительно направления движения автомобиля, управляемого Р. В результате пешеход скончался на месте ДТП. Однако постановлением следователя дело, возбужденное по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 264 УК, было прекращено на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК в связи с отсутствием в действиях водителя состава преступления.
Постановление о прекращении дела основывалось именно на заключении автотехнической экспертизы, согласно которому водитель не располагал технической возможностью предотвратить наезд путем применения торможения со скоростью 50–60 км/ч с момента начала движения пешехода от дорожной разметки 1.3 на пути 2,2 м.
По данному делу были проведены несколько автотехнических экспертиз. Выводы в первых двух заключениях сводились к тому, что при заданных исходных данных ответить на вопросы о наличии или отсутствии у водителя технической возможности предотвратить наезд на пешехода не представлялось возможным: нужно было провести дополнительный осмотр места ДТП и сделать фототаблицу. К тому моменту я уже ознакомился с материалами дела, изучил ситуацию и участвовал в процессе.
Четкое понимание механизма и фаз ДТП, отражение момента возникновения опасности, правильное воспроизведение дорожной обстановки помогли добиться справедливых выводов в итоговом заключении автотехнической экспертизы. Я присутствовал вместе с подзащитным на месте происшествия, где настоял, чтобы объекты, имеющие отношения к ДТП, несколько раз переставлялись, как того требовала ситуация. Сотрудники неохотно меняли изначально сделанные замеры и торопили в связи с перекрытием движения на данном участке дороги. Пришлось проявить активность и настойчивость.
Вопросы экспертизы
Приведу примерные вопросы, которые могут ставиться перед экспертом в автотехнической экспертизе при ДТП по уголовному делу:
-
располагал ли водитель автомобиля технической возможностью предотвратить наезд на пешехода с момента возникновения опасности?
-
какими пунктами ПДД должны были руководствоваться участники ДТП и соответствовали ли их действия данным нормам?
Это «стандартные» вопросы, которые ставятся перед экспертом при назначении как досудебной, так и судебной автотехнической экспертизы. Однако не всегда все ограничивается такими вопросами, а ситуация требует более детальной проработки как обстоятельств, так и вопросов эксперту.
Согласно подп. 4 п. 3 ст. 6 Закона об адвокатуре адвокат вправе привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи. В силу п. 3 ч. 1 ст. 53 УПК с момента вступления в уголовное дело защитник вправе привлекать специалиста в соответствии со ст. 58 Кодекса. Согласно ч. 1 указанной статьи специалист – это лицо, обладающее специальными знаниями, привлекаемое к участию в процессуальных действиях в порядке, установленном УПК, для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. УПК (ч. 3 ст. 80) предусмотрено, что заключение специалиста – это представленное в письменном виде суждение по вопросам, поставленным перед ним сторонами.
Таким образом, на основании указанных норм адвокат может привлекать специалиста для постановки вопросов перед экспертом при назначении следователем автотехнической экспертизы по уголовному делу. В неоднозначных и сложных случаях привлечение специалиста со стороны адвоката будет не правом, а необходимостью. Кроме этого, специалист может быть полезен адвокату для представления заключения по вопросу, имеющему отношение к ДТП, и для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
Сначала административное, потом уголовное
Этот краткий тезис следует помнить водителям, причастным к ДТП. Нередко у лиц, пострадавших в аварии, предварительно определяется легкий или средней тяжести вред здоровью. В таких случаях сотрудник ГИБДД выносит определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования. Частями 1 и 2 ст. 12.24 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение ПДД или правил эксплуатации ТС, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего (наказание – штраф или лишение права управления ТС на срок от года до двух). Сотрудник ГИБДД назначает экспертизу по определению степени тяжести вреда, нанесенного здоровью потерпевшего, и если результаты исследования покажут тяжкий вред здоровью потерпевшего, дело переходит из административного судопроизводства в уголовное.
Кроме того, в процессе нахождения потерпевшего в медицинском учреждении его состояние может ухудшиться (вплоть до летального исхода), что будет находиться в прямой причинно-следственной связи с ДТП. В таком случае впоследствии возбуждается уголовное дело по ст. 264 УК. Необходимо учитывать, что весь административный материал по такому делу (протокол осмотра места совершения административного правонарушения, схема места ДТП, письменные объяснения участников, постановление о назначении штрафа за нарушение ПДД, фотоматериалы и пр.) становится частью уголовного дела.
Неоднократно сталкиваясь с такими ситуациями в адвокатской практике, отмечу следующее. Если водитель считает, что невиновен, к делу при наличии пострадавших изначально следует относиться серьезно: нужно детально фиксировать дорожную обстановку, ходатайствовать о допросе свидетелей при их наличии (например, пассажир), осуществлять фотосъемку и приобщать к материалам дела фотографии, обращать внимание на важные обстоятельства и делать это письменно. Если сотрудником ГИБДД вынесено постановление по делу об административном правонарушении (назначен штраф), в котором указано на нарушение водителем ПДД, его необходимо обжаловать. Водитель в таких ситуациях полагает, что постановлением за нарушение ПДД назначен незначительный штраф и нет смысла тратить время на обжалование. Такая ошибка в итоге может повлиять на результат уголовного дела.
Ответы на вопросы в заключении эксперта
В случае недостаточной ясности или полноты заключения эксперта по результатам автотехнической экспертизы либо при возникновении новых вопросов в отношении ранее исследованных обстоятельств ДТП может быть назначена дополнительная экспертиза, проведение которой поручается тому же или другому эксперту (см. п. 13 Постановления Пленума ВС от 21 декабря 2010 г. № 28 «О судебной экспертизе по уголовным делам»). Под недостаточной ясностью следует понимать невозможность уяснения смысла и значения терминологии, используемой экспертом, методики исследования, смысла и значения признаков, выявленных при изучении объектов, критериев оценки выявленных признаков, которые невозможно устранить путем допроса эксперта в судебном заседании. Неполным является заключение, в котором отсутствуют ответы на все поставленные перед экспертом вопросы, не учтены обстоятельства, имеющие значение для разрешения поставленных вопросов.
Следует учитывать, что допрос эксперта вместо производства дополнительной или повторной экспертизы, для назначения которой имеются основания, не допускается.
Полнота материалов для исследования
Полнота представленных эксперту материалов ДТП и результатов экспериментальных измерений – в случае их проведения и наличия – играет важную роль, поскольку от них может зависеть итоговый результат. Так, Кассационным определением Судебной коллегии по уголовным делам ВС от 3 декабря 2020 г. № 45-УД20-41-К7 уголовное дело по ч. 3 ст. 264 УК за нарушение ПДД при управлении автомобилем, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, было направлено на новое апелляционное рассмотрение, поскольку суд не учел, что при проведении автотехнической экспертизы использован только один из трех результатов экспериментального измерения, полученных следователем в ходе эксперимента, а также не привел мотивы, по которым считает наиболее объективным результат экспериментального измерения, использованный при проведении автотехнической экспертизы.
К исходным материалам относятся, в частности, постановление следователя о назначении экспертизы; протокол осмотра места ДТП; схема места ДТП; протоколы осмотра и проверки технического состояния транспортных средств; объяснения участников происшествия; фотоматериалы; протокол следственного эксперимента; показания свидетелей.
Если в автомобиле водителя имеется видеорегистратор, который зафиксировал ДТП, а также существуют видеокамеры, установленные на магазинах или иных близлежащих объектах, камеры городского видеонаблюдения – видеозаписи необходимо получить и использовать. Однако я намеренно не акцентирую на этом внимание, поскольку видеозапись относится больше к средству при проведении другого отдельного вида исследования – видеотехнической экспертизы (см. Приложение № 2 к Приказу МВД России от 29 июня 2005 г. № 511). Данная разновидность экспертизы применяется при исследовании обстоятельств ДТП с использованием видеозаписей. С ее помощью можно определить скорость движения отдельного участника ДТП, размеры следов на месте аварии, продолжительность события происшествия.
Фомин Михаил
Председатель президиума Московской городской коллегии адвокатов «Фомин и партнеры», к.ю.н.
Оправдали единогласно
Уголовное право и процесс
Удалось доказать присяжным непричастность подзащитного к убийству, которое ему вменялось
26 мая 2023
Мелкумов Артем
Адвокат АП Псковской области, адвокатская консультация № 70 Межреспубликанской коллегии адвокатов
Обвинение в контрабанде удалось оспорить
Уголовное право и процесс
Проблемы ведомственного и прокурорского контроля при принятии решений о возбуждении дел по ст. 200.1 УК
25 мая 2023
Экспертиза обстоятельств ДТП
Экспертиза ДТП
Тел.: +7 (495) 105-92-07
Как правило каждый из участников дорожно транспортного происшествия имеет свое мнение о случившимся. Не редки случаи, когда виновник, понимая тяжесть последствий, при составлении протокола умышленно искажает факты и схему ДТП. В таких случаях, вам поможет экспертиза ДТП разобраться в обстоятельствах и определить степень виновности участников ДТП поможет экспертиза обстоятельств ДТП при которых оно произошло.
Независимая ситуационная экспертиза ДТП исследует все факты при которых произошло дорожно транспортное происшествие. Она проводится для выявления механизма, произошедшего ДТП, установив действия всех участников, состояние дорожного покрытия и самих транспортных средств. Экспертиза по обстоятельствам ДТП устанавливая связь всех факторов, помогает определить виновника и размер полученного ущерба, нанесенного автомобилю.
Случаи, в которых необходима экспертиза обстоятельств ДТП
- В случае возникновения спорной ситуации о последовательности действий водителей и пешеходов при дорожно-транспортном происшествии;
- В случае если Вас признают виновным в ДТП, а Вы хотите оспорить решение;
- В случае если у Вас возникли подозрения в независимости эксперта ранее проводящего экспертизу обстоятельств ДТП;
- В случае когда авария произошла по причине плохого качества дорожного покрытия и Вы собираетесь предъявлять требование к дорожным службам;
При проведении экспертизы ДТП устанавливаются следующие факты
- Обстоятельства при которых произошло происшествие. Рассчитываются скорость автомобиля, траектория по которой двигался каждый из участников ДТП. Определяется возможность принять меры для предотвращения ДТП. Вычисляется обстоятельства сближения, контакта и разлета;
- Определяются действия участников ДТП относительно использования транспортного средства и установленных правил дорожного движения. Это позволяет определить достоверность показаний сторон;
- Рассматривается связь между аварией и состоянием автомобиля;
По результатам всех перечисленных действий сопоставления следов на транспортном средстве, а также месте дорожно-транспортного происшествия специалист выдает заключение. В котором устанавливается не только причина и обстоятельства при которых произошло ДТП, но и возможность получения повреждений в рамках рассматриваемого происшествия.
Основные документы для проведения ситуационной экспертизы, которые необходимо предоставить заказчику
- Паспорт транспортного средства;
- Составленные ранее протоколы осмотра ТС и места происшествия;
- Схема с места дорожно-транспортного происшествия;
- Фотографии пострадавших транспортных средств при аварии, а также фотографии места ДТП;
По результатам проведения экспертизы ДТП выдается заключение, включающее в себя все исходные данные, описание произведенных исследований, расчётную часть, а также сделанные экспертом выводы на их основе. Заключение специалиста дополняется схемами, чертежами и фотографиями.
Заключение специалиста является юридический документом, который может быть рассмотрен в качестве доказательства в суде.
Вопросы которые решает ситуационная экспертиза обстоятельств ДТП
При проведении экспертизы обстоятельств ДТП перед специалистом ставятся вопрос, на которые по результатам исследования он должен дать ответы. Примеры вопросов, которые могут быть поставлены специалисту для разрешения:
- Соблюдал ли водитель транспортного средства правила дорожного движения, имелась ли возможность в сложившейся ситуации придерживаться правилам ПДД?
- Какие правила нарушены водителем транспортного средства и имеется ли связь между происшествием и не соблюдением правил?
- Какая была скорость движения транспортного средства до начала его торможения?
- Кокой размер остановочного и тормозного пути у транспортного средства?
- Определение необходимого времени для реакции водителя при заданных дорожных условиях.
- Какова максимальная разрешенная скорость на определенном участке дорожного полотна?
- Имел ли водитель техническую возможность избежать наезд или предотвратить столкновение?
- Имеется ли возможность поперечного смещения транспортного средства без потери устойчивости на исследуемом дорожном участке?
- Имел ли водитель транспортного средства с технической точки зрения произвести объезд препятствия?
- Чьи именно действия с технической точки зрения послужили причиной дорожно-транспортного происшествия?
- Определение расстояния от начала применения экстренного торможения.
- Соответствует ли действительности с технической точки зрения версии произошедшего по объяснению участников ДТП?
- Что послужило причиной происшествия с технической точки зрения?
- Определение времени и пути маневра если тот имел место быть.
- Определение скоростных характеристик столкнувшихся транспортных средств в момент столкновения.
- В случае столкновения на перекрестке определить кто из участников первым выехал на него?
- Вычисление при заданных условиях безопасность дистанции между участниками ДТП.
- Для кого из водителей участников ДТП установлено преимущество при столкновении на перекресте?
- Определение технических возможностей транспортного средства преодолеть конкретный участок пути за заданный временной промежуток.
- Выявление обстоятельств заноса или изменений направления движения транспортного средства.
В любом случае, вам не обойтись без экспертизы обстоятельств ДТП, если виновный старается свалить на вас свою вину или исказить факты. Наши специалисты имеют многолетний опыт, и прекрасную репутацию, достаточно просто позвонить нам!
Всё об автотехнической экспертизе при ДТП: её виды и 6 этапов прохождения
Понимаете ли вы, какую роль играет автотехническая экспертиза при ДТП в процессе расследования дела? Качественно выбранный оценщик и профессиональный юрист – верные помощники при выяснении обстоятельств произошедшего события.
Авария – дело тонкое. Не всегда на первый взгляд можно определить все обстоятельства ДТП, виновника или виновников, а также всех пострадавших лиц или предметов. Порой причиной столкновения является не нарушение правил движения одним из водителей, а неправильные действия дорожных служб, пешеходов или наличие других ситуаций, которые вынудили автовладельцев поступить таким образом и создать аварийную атмосферу.
Цель проведения экспертизы
Как понятно из названия, автотехническая экспертиза при ДТП – это исследование автомобиля, иных объектов, участвующих непосредственно в аварии, а также причины произошедшего и его последствий, которое проводится либо частным специалистом, либо специализирующейся организацией. Иногда именно это мероприятие помогает понять и нарисовать истинную картину аварии, и вынести соответствующее наказание виновнику ситуации.
Чаще всего человека побуждают обратиться за автотехнической экспертизой суд, которому нужно объективное мнение произошедшего, а также страховая компания, требующая доказательств нюансов ДТП для выплаты денежной компенсации.
Самая главная и основная цель дорожно-транспортного исследования – это установить виновника и пострадавшую сторону, раскрыть все обстоятельства события для честного назначения наказания и компенсации за причинённый ущерб соответствующим лицам.
Предмет изучения
Но как именно проходит автотехническая экспертиза при ДТП, что устанавливает она и на что конкретно смотрят эксперты? При проведении данного мероприятия у специалиста есть определённый регламент действий, которому он обязан следовать при изучении автотранспортного средства:
• определить общее состояние автомобиля: качество его сборки, отдельных деталей и агрегатов, внутреннее положение дел и внешнее;
• установить причину поломки отдельной части авто: как случилось, с какой стороны пришёлся удар, какой предмет врезался в исследуемую машину (другое ТС, стена, дерево и т. п.);
• выяснить причину и обстоятельства ДТП, которые привели к случившемуся;
• узнать качество прошлого автотехнического обслуживания машины, так как проведённые ремонтные работы над автомобилем могут стать причиной столкновения или создания аварийной ситуации;
• определить рыночную стоимость транспорта;
• определить стоимость необходимых ремонтных работ по устранению полученного ущерба в дорожно-транспортном происшествии.
Педметом расследования является не только транспортное средство, но и:
• место, где случилась авария;
• дорожное покрытие соответствующей местности;
• оставленные следы колёс при торможении перед ударом или после него.
Таким образом, мы видим, что автотехническое исследование – это не беглый осмотр повреждений машины в конкретном сервисе ремонтных работ. Это важное расследование в рамках которого рассматривается не только само повреждённое ТС, но и место происшествия с целью глубокого понимания случившегося. Автотехническая экспертиза – это задача для профессионала, а не для обычного автомеханика.
Законодательное регулирование экспертиз
Назначение конкретному лицу обязанности прохождения автотехнического расследование – это не обычная просьба, а действие, которое закреплено на законодательном уровне Российской Федерации.
В соответствии с Гражданско-процессуальным кодексом России, а именно, со статьёй 79, при возникновении необходимости в процессе рассмотрения судебного дела установления конкретных нюансов разбирательства, которые требуют специальных знаний в различных областях (наука, техника и др.), суд вправе назначить экспертизу.
Лицо, которое обязали пройти вышеуказанную процедуру, имеет право отказать уполномоченному органу только с предоставлением весомых аргументов для этого. В противном случае суд может трактовать это как «игнорирование предписаний суда» и то, что участник процесса что-то желает скрыть от правосудия.
Помимо этого иные лица, участвующие в процессе, имеют право просить судебный орган в назначении автотехнического исследования (первичного, повторного либо дополнительного) в специализированном судебно-экспертном учреждении или поручить это конкретному специалисту. Если суд выдвигает на полученную просьбу отказ, то он обязан это мотивировать, в ином случае участники процесса могут подать обжалование решения данного суда в вышестоящий орган.
Для прошения назначения независимой экспертизы мотиватор обязан предоставить уполномоченному лицу или канцелярии суда ходатайство, которое пишется в свободной форме, но обязано содержать соответствующие реквизиты, основания для выдвигаемого требования, вопросы для эксперта, а также список предметом исследования. Рекомендуется для составления данного документа обращаться непосредственно к профессиональным юристам, несмотря на дозволение написания бумаги в свободном виде.
Кто может проводить автотехническую экспертизу?
Если вас обязали пройти экспертизу, но не сказали к кому обратиться, то это не даёт вам право выбрать первого попавшегося автомастера и пройти процедуру там. Чтобы понять, может ли конкретный специалист или организация проводить автотехническую экспертизу, нужно:
• узнать, есть ли у оценщика или учреждения соответствующая лицензия на проведение необходимого исследования, а также персональный идентификатор (только индивидуальных предпринимателей, а не юридических лиц);
• выяснить, является ли выбранное вами уполномоченное лицо независимым либо оно сотрудничает с конкретной страховой компанией. Эти обстоятельства могут отбросить на результат исследования тень собственных интересов специалиста либо организации. Поэтому, если вам требуется независимая оценка произошедшей ситуации, то следует обратиться к незаинтересованным в результатах расследования лицам;
• уточнить, является ли претендент на специалиста, проводящего осмотр, автотехником или инженером с профильным образованием (только такие лица имеют право заниматься экспертизами).
Помните, что проведённая экспертиза не у уполномоченного на это лица не имеет никакой юридической силы. Поэтому очень важно подойти к выбору независимого оценщика с должным вниманием.
Виды автотехнической экспертизы и их особенности
Несмотря на то, что экспертиза нацелена на одно (установление обстоятельств дела и его виновника), существует несколько видов указанных процедур, которые отличаются объектом исследования:
1. Экспертиза, направленная на выяснение обстоятельств аварии. В рамках данного расследования устанавливается:
1.1. Скорость автотраспорта перед столкновением и в момент происшествия.
1.2. Допустимый предел скоростного режима на том участке дороги, на котором случилось ДТП.
1.3. Расстояние тормозного пути.
1.4. Возможные варианты развития события и действия, которые могли предотвратить случившееся.
2. Экспертиза, определяющая техническое состояние автомобиля подозреваемого. Здесь рассматривается:
1. Наличие либо отсутствие неисправностей в автомашине из-за которых могло случиться ДТП.
2.2. Причины наличия таких неисправностей (некачественный ремонт, брак на производстве, безответственное обращение владельца с имуществом).
Например, данный вид проверки обстоятельств ситуации необходим в подобных ситуациях: водитель приобрел б/у автомобиль, после 5 лет эксплуатации совершилась поездка по трассе, где было разрешено двигаться со скоростью 100 км/ч. В этот момент у машины отказали тормоза, её вынесло на встречную полосу движения, где произошло столкновение на скорости больше 200 км/ч (при встречном движение и столкновении скорости обоих объектом складываются).
Чтобы прийти к заключению, что причиной аварии стали сломанные тормоза, необходимо проводить расследование технического состояния автомобиля.
3. Трасологическое исследование. Для проведения этого вида процедуры подробно изучается место ДТП и устанавливается:
3.1. Взаимное расположение всех участников ДТП относительно друг друга при ударе.
3.2. Траектория их движения перед и после столкновения.
3.3. Часть автомобиля, которой была повреждена другая машина.
4. Проверка дорожных условий в момент произошедшей ситуации. Данная экспертиза используется крайне редко и в её рамках рассматриваются:
4.1. Дорожные указатели, покрытие, разметка.
4.2. Факторы видимости.
5. Автотовароведческая процедура. Из составляющих частей названия: «авто» и «товароведческая» становится ясно, что речь идёт о ценовой политике произошедшего инцидента и устанавливается:
5.1. Стоимость ремонтных работ над автомобилем для устранения последствий столкновения.
5.2. Рыночная цена машины до ДТП.
5.3. Разница в цене между «было» и «стало» после аварии.
5.4. Стоимость оставшихся целыми остатков автотранспорта.
Необходимость конкретной экспертизы устанавливается в зависимости от индивидуальных обстоятельств дела.
Этапы проведения экспертизы
Экспертиза – это процесс, череда определённых действий, а не сам осмотр места аварии и автомобилей. Поэтому существует чёткий порядок проведения независимого исследования, который следует разобрать по конкретным шагам. Ведь именно от их правильности зависит успех экспертизы.
Выбор экспертной организации или эксперта
Главное условие для компании – это регистрация в базе саморегулируемых организаций оценщиков и наличие действующей лицензии. Если вы предпочитаете обратиться к индивидуальному предпринимателю, который единолично специализируется на проведении данной процедуры, то нужно уточнить у него наличие персонализированного идентификатора.
Не важна и репутация компании, которую можно узнать по оставленным отзывам в интернете либо проконсультироваться по вопросу у своего автоюриста. Если мнение окружающих людей про выбранную организацию оставляет желать лучшего, значит, и проведённая процедура будет выполнена не на должном уровне.
Заключение письменного соглашения о сотрудничестве и оплата предоставляемых услуг
Перед тем как подписать договор, внимательно изучите его содержание. Прочтите всё внимательно и вдумчиво, останавливаясь на каждом неясном пункте и уточняя его у эксперта. Если предоставленная бумага вызывает подозрения, то её можно показать своему юристу. Помните, что плохо изученный договор может поставить вас в очень плачевную ситуацию.
Заранее обсудите размер оплаты: её сумма, срок выплат и от каких факторов зависит стоимость экспертизы, может ли ценник повыситься и т. п. Если это всё прописано в договоре, и вы его подписали, то автоматически становитесь носителем определённых обязательств, не соблюдение которых ведёт к негативным санкциям. Чаще всего даже последствия невыполнения договорных обязанностей прописывают в соглашении.
Оповещение всех заинтересованных лиц в проведении автотехнической экспертизы
Не забудьте уведомить не менее чем за 3 дня всех заинтересованных лиц в будущем мероприятии, а именно: и дате, и месте его проведения (это может быть страховая организация, иные участники аварии, ваш индивидуальный юрист или адвокат и др.). Причём сделать это нужно не устным «приглашаю», а через официальные документы с помощью заказного письма с уведомлением о доставке.
Обязательно сохраните все бумаги, которые подтверждают факт отправки уведомления. Это обезопасит вас и саму экспертизу в случае неявки заинтересованных лиц, ведь суд не сможет усомниться в законности и достоверности проведённого исследования, так как все лица были приглашены.
Подготовка автомобиля к осмотру
Это необходимо не только для облегчения работы эксперта, но также и для более чёткого осмотра, что может повлиять на его качество, так как за грязью или лишними предметами могут спрятаться важные улики для установления обстоятельств аварии.
Сбор необходимых документов и сам процесс осмотра
Перед тем как приехать на место экспертизы, соберите все нужные бумаги:
• паспорт гражданина Российской Федерации;
• водительское удостоверение;
• документы на машину: СТС, страховой полис, пройденный технический осмотр перед получением полиса ОСАГО, ПТС;
• документы о ДТП (протокол, постановление об административном правонарушении);
• судебное решение или иные бумаги от уполномоченных лиц, которые потребовали от вас прохождения процедуры.
После того как вы прибыли на место и отдали авто на осмотр, спокойно ждите конца процесса, не мешайте эксперту, не отвлекайте его вопросами или советами. В случае просьбы мастера в помощи, культурно выполните просьбу и отойдите на место ожидания. Если вы помешаете оценщику, он может допустить ошибку, которая повлияет на всё расследование.
Получение готового отчёта
После того как компания закончила отчёт, не хватайте бумаги сразу же и не убегайте за считанные минуты. Изучите все предоставляемые вам документы перед тем как их подписать. Прочтите каждый пункт и подпункт, если возникают вопросы или подозрения — уточните спорные моменты. Рекомендуется забирать и подписывать бумаги в присутствии собственного юриста, который более точно скажет, подходят ли документы.
Если вы заметите ошибку в заключении дома и уже после подписи отчёта, то вряд ли компания согласится переделать выполненную работу, так как факт подписи говорит за вас «с документом согласен и нареканий нет».
Вопросы эксперту
Автотехническая экспертиза при ДТП, вопросы эксперту и правильно поставленные ему задачи – это залог плодотворного осмотра. Конечно же, все вопросы будут различны в зависимости от индивидуальной ситуации. Но практика позволяет выделить наиболее частые и важные уточнения:
1. Какая была видимость на дороге?
2. Какая была траектория движения всех лиц, участвующих в аварии?
3. Находилось ли одно или несколько ТС в неподвижном состоянии, а какое авто было в движении?
4. Какие пункты ПДД могли бы помочь избежать столкновения?
5. Скорость движения всех машин и максимально допустимый и безопасный предел этого фактора?
6. В какой момент автоводители начали торможение: до удара, во время него или после?
7. Угол столкновения?
8. Какие указанные повреждения автомобиля возникли как следствие ситуации?
9. Соответствует ли принятым правилам и законам место установки дорожных указателей, а также дорожное покрытие?
10. Что стало причиной удара?
11. Кто из участников ДТП имел преимущество в движении?
12. Можно ли было избежать происшествия с помощью правильных действий водителей или ДТП случилось по неосторожности или неправомерности поведения?
13. Длина тормозного маршрута?
14. (Если причиной аварии или участником её стал пешеход.) Мог ли человек безопасно пройти дорогу, если бы авто вовремя затормозило?
15. Мог ли водитель предотвратить наезд на пешехода в силу физиологических или технических особенностей (например, человек резко прыгнул на дорогу или выбежал из-за стоячего автобуса, в такой ситуации водитель мог вовремя не среагировать либо длина необходимого тормозного пути не позволила остановиться раньше).
Получив ответы на данные вопросы, вы сможете выстроить истинную картину произошедшего события и доказать заинтересованным лицам настоящие причины аварии.
Заключение экспертизы
Итогом экспертизы является письменное заключение от оценщика, которое содержит следующие пункты:
• реквизиты исполнителя и клиента;
• номер и дату проводимой работы, а также происшествия;
• реквизиты документов, которые были причиной экспертизы (решение суда или страховой компании, документы о ДТП и т. п.);
• все сведения о потерпевших лицах;
• все выясненные обстоятельства события исходя из осмотра и заданных вопросов оценщику;
• выводы по выполненной работе.
На каждый поставленный вопрос должен быть предоставлен ясный и читабельный ответ, который не создаёт дополнительных вопросов. Ответы пишутся в точно такой же последовательности, как и стояли вопросы. Все заключение подписывает то лицо, которое непосредственно проводило осмотр, если оценщиком выступала организация, то бумага заверяется подписью руководителя и печатью юридического лица.
Судебная практика
Исходя из судебной практики, связанной с проведением автотехнической экспертизы при ДТП, можно сделать следующие выводы:
• чаще всего экспертизы назначают после ДТП с тяжёлыми и серьёзными последствиями, когда виновнику ситуации грозит уголовное наказание вплоть до тюремного заключения;
• исследования места аварии и самой машины чаще всего проводятся по инициативе судебного органа;
• после суда по инициативе стоят участники расследования и заинтересованные лица (потерпевшая сторона, следователи, юристы);
• экспертиза может проводиться как в процессе разбирательства, так и в досудебном процессе;
• судьи всегда основывают своё решение на основе экспертного заключения, поэтому данный документ может стать переломным моментом во всем расследовании;
• очень редко встречаются те оценщики, которые некачественно выполняют свою работу, что откладывает отпечаток на результате исследования.
Заключение
Автотехническая экспертиза – важный момент во всем расследовании ДТП. К нему нельзя подходить невнимательно или некачественно выбирать себе оценщика. Рекомендуется все этапы процедуры проходить со своим квалифицированным юристом.
Несмотря на то, что экспертиза и услуги правового помощника стоял не дешево, по сравнению с уголовным штрафов или лишением свободы на несколько лет — это незначительные деньги. Помните, что вы платите не за бумаги и консультации, а за минимизацию наказания за совершённое деяние.
Источник https://autoizakon.ru/dtp/avtotehnicheskaya-ekspertiza-pri-dtp
Более подробную информацию Вы можете получить на сайте https://avtotech.cchgeu.ru/
Тел.: +7(906)581-43-22
E-mail: etarasov@cchgeu.ru
Необходимые исходные данные для производства автотехнической экспертизы
В следственной практике особое место занимает расследование дорожно-транспортных происшествий (далее — ДТП), возникающих в результате нарушений безопасности дорожного движения. Они наносят не только большой материальный ущерб, но часто заканчиваются человеческими жертвами и увечьями. Это обуславливает их большую общественную опасность.
Сложность расследования такого вида происшествий хорошо известна сотрудникам следственных органов. Дорожно-транспортное происшествие по своей динамике скоротечно, большей частью внезапно и для его участников, и для очевидцев, что затрудняет получения необходимого объёма достоверной информации о нём.
Одним из видов доказательств при расследовании автотранспортных происшествий является заключение автотехнической экспертизы, которое, как и любое заключение эксперта, должно быть основано на достоверных исходных данных.
При решении вопроса о назначении экспертизы следователю необходимо провести ряд следственных действий по сбору, подготовке, сохранению и предоставлению эксперту материалов для исследования.
Главное требование к материальным объектам исследования (в основном к таким объектам относятся транспортные средства) это сохранение их в том виде, которое они приобрели в процессе ДТП.
Специфика автотехнической экспертизы заключается в наличии большинства объектов исследования нематериального характера. Они относятся к категории сведений, получаемых следователем из документов (протокол допроса, протокол осмотра места ДТП, протокол осмотра транспортного средства, его технического состояния, схем и т.д.). Эта категория объектов исследования называется исходными данными.
Для решения простейших задач автотехнической экспертизы используется большое количество исходных данных. Все они должны содержаться в постановлении о назначении автотехнической экспертизы. Постановление следователя является для эксперта основным источником получения исходных данных, т.к. эксперт не может самостоятельно выбирать исходные данные из представленных ему материалов уголовного дела, тем более если эти материалы противоречивы или неоднозначны.
Базовые исходные данные, которые устанавливаются следователем и должны содержаться в постановлении следующие:
- фабула дорожно-транспортного происшествия с подробным описанием дорожно-транспортной ситуации;
- тип, марка и модель транспортных средств;
- техническое состояние транспортных средств до дорожно-транспортного происшествия, степень загруженности;
- дорожные условия: тип покрытия, состояние проезжей части, координаты границ, наличие повреждений (с размерами), наличие уклонов, разметки, дорожных знаков, установленный порядок движения, дата и время суток, месторасположение, дальность видимости, наличие освещения;
- вещная обстановка: наличие следов на проезжей части, конечное положение транспортных средств, отброшенных предметов, осыпь осколков с привязкой к местности, координаты места наезда, столкновения, опрокидывания и т.д., определенные на месте ДТП происшествия в соответствии с прямыми или косвенными признаками.
Относительно отдельных видов дорожно-транспортных происшествий могут быть необходимы дополнительные исходные данные:
- момент возникновения опасности для движения;
- режим работы светофорного объекта;
- возраст пешехода;
- величина радиуса и угла закругления поворота (дороги);
- метеоданные на момент дорожно-транспортного происшествия.
Кроме того, исходные данные, определяемые следственными экспериментами:
- скорость движения пешеходов, находящихся в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного);
- дальность общей видимости дороги и конкретной видимости препятствия с рабочего места водителя.
Помимо исходных данных, принимаемых на основании постановления следователя и материалов дела, эксперт использует ряд технических величин (параметров), которые им определяются в соответствии с установленными исходными данными. К ним относятся:
- время реакции водителя
- время запаздывания срабатывания тормозного привода
- время нарастания замедления при экстренном торможении
- коэффициент сцепления шин с дорогой
- скорость движения пешехода согласно заданному следствием темпу движения и др.
Принятые значения всех величин подробно обосновываются в исследовательской части заключения эксперта.
Поскольку эти величины определяются, как правило, в соответствии с установленными исходными данными об обстоятельствах происшествия, они не могут быть отнесены к исходным (т.е. принятым без обоснования или исследования) независимо от того, каким путем эксперт определяет их (по таблицам, расчетным путем или в результате экспериментальных исследований). Эти величины могут быть приняты за исходные данные лишь в случае, если они определены следственными действиями, как правило, при участии специалиста и указаны в постановлении следователя.
Перечисленные выше исходные данные необходимы по всем делам, когда требуется проведение автотехнической судебной экспертизы в рамках экспертной специальности 13.1 «Исследование обстоятельств дорожно-транспортного происшествия», т.е. когда перед экспертом стоят задачи определения скорости движения транспортного средства по имеющимся следам торможения, выяснения наличия технической возможности у водителя предотвратить наезд (столкновение) о соответствии действий водителя и других участников движения требованиям Правил дорожного движения Российской Федерации и т.д.
В случаях, когда назначается автотехническая экспертиза для решения вопросов, связанных с диагностикой технического состояния транспортного средства, для установления неисправностей механизмов автомобиля, которые могли послужить причиной ДТП, нет необходимости указывать весь объём исходных данных, достаточно указать лишь фабулу ДТП с подробным описанием дорожной ситуации. Поскольку к объектам диагностического исследования технического состояния относятся как сами транспортные средства, участвовавшие в ДТП, так и их детали, узлы, агрегаты, фрагменты и следы на них.
Проведение данного вида автотехнической экспертизы должно быть организовано следователем с привлечением необходимых сил и средств (например, подъемно-транспортного и шиномонтажного оборудования). Также эксперту необходимо предоставить техническое описание и инструкцию по эксплуатации исследуемого на русском языке, а транспортное средство к месту его осмотра доставить таким образом, чтобы исключить возникновение дополнительных повреждений механизмов и систем, искажение имеющихся внешних повреждений.
Приведенный перечень исходных данных, использующихся в судебной автотехнической экспертизе, естественно, не является исчерпывающим, но, тем не менее, он позволяет эксперту помочь следователям при назначении экспертизы обстоятельств ДТП сориентироваться во всем их многообразии и добиться того, чтобы они представили для исследования именно те из исходных данных, которые отвечают особенностям конкретного ДТП.
При необходимости более полного представления объема исходных данных эксперт может заявить следователю об этом в ходатайстве о представлении дополнительных данных. Следователь всегда имеет возможность получить консультацию по указанному вопросу либо у эксперта, направившего ходатайство, либо у иного специалиста — сведущего в автотехнической экспертизе лица. На стадии подготовки назначения экспертизы наиболее существенную помощь в этом вопросе следственным работникам может оказать только сотрудник судебно-экспертного учреждения.
Экспертное заключение об оценке ущерба после ДТП
Составлено на основании договора об оказании услуг No 081/06/15 от 29 июля 2015 г.
Вопросы, требующие экспертного исследования:
1) Наличие, характер и степень повреждений ТС;
2) Причины технических повреждений ТС и возможность их отнесения к рассматриваемому ДТП (событию);
3) Технология, объем и стоимость ремонта ТС;
4) Выплата за проведение ремонта ТС с учетом его износа и наличия дефектов;
5) Целесообразность проведения ремонта.
Эксперт-техник: П.О. С, имеющий высшее техническое образование.
Изучение рынка объекта исследования:
В РФ не наблюдается рынка переуступки прав требования на возмещение материального ущерба, имевшего место в случае повреждения в ДТП.
Объем требования находится в зависимости от типа автомобиля и степени тяжести его повреждений. Тяжесть причиненных повреждений в большой степени определяет стоимость ремонта при восстановлении. Стоимость ремонта также зависит от стоимости одного нормо-часа ремонтных работ, размер которых в Московском регионе варьируетсяв диапозоне от 700 до 3000 руб. Стоимость запчастей меняется в обширном интервале и может быть рассчитана для конкретной детали по прайс-листу любого магазина, а также прайс-листам официальных дилеров для ТС, находящихся на гарантийном обслуживании. Следует уточнить, что объем права требования на возмещение материального ущерба после ДТП не может быть больше стоимости ТС состоянии, предшествовавшем аварии.
Заказать оценку ущерба после ДТП вы можете в нашем центре экспертизы и оценка по телефонному номеру: +7 (495) 771-5831
Исследовательская часть:
Наличие, степень и характер технических повреждений ТС и необходимые ремонтные работы для их устранения и приведения ТС в пригодное состояние эксплуатации обнаруживаются при осмотре и фиксируются в Акте осмотра ТС с приложением фотоматериалов.
Причины появления технических повреждений ТС и возможность их отнесения к рассматриваемому ДТП были исследованы при осмотре ТС.
Затраты на стоимость ремонта (восстановления) повреждённого ТС определятся как:
С рем. = Вр.* С р. +См. + Сд., где:
Вр. – время, необходимое для проведения работ (н/ч);
Ср. – стоимость одного н/ч. ремонтных работ (руб.);
См. – стоимость материалов (руб.);
Сд. – стоимость деталей, запчастей, устанавливаемых на ТС взамен поврежденных (руб.).
Исходя из данных, зафиксированных при осмотре, на основании расчета с использованием расчетно-программного комплекса, включающего в себя нормативы производителя ТС на проведение работ, ценовые справочники Затраты на ремонт могут составлять 493 413,34 руб.
Размер выплаты за восстановление поврежденного ТС учитывает его частичное обновление при замене поврежденных деталей с определенной величиной износа и возможными дефектами до аварии на новые, рассчитывается по формуле:
С ком. = Вр.* С р. +См. + Сд* Ки., где:
Ки-коэффициент, что учитывает расчетный физический износ ТС кузова, аккумуляторной батареи. шин, пластмассовых комплектующих и наличие не устраненных повреждений до аварийного характера и эксплуатационных дефектов не характерных для аналогичных ТС.
Расчетный размер выплаты за проведение ремонта, учитывая износ поврежденных и заменяемых на новые запчасти составляет для АМТС VW TIGUAN на 22 октября 2015 г.:
Цена ремонта составляет: 493413,34 (Четыреста девяносто три тысячи четыреста тринадцать рублей 34 коп.);
Размер материального ущерба (ремонт при учете износа) составляет: 417622,83 (Четыреста семнадцать тысяч шестьсот двадцать два рубля 83 коп.).
По данным маркетингового исследования вторичного рынка ТС Московского региона с применением данных открытых источников информации рыночная стоимость транспорта без повреждений, аналогичных исследуемому ТС пребывает в интервале: 890…910 тыс. руб.
Провести независимую оценку транспортного средства можно, обратившись к нашим специалистам по телефону: +7 (495) 771-5831
Выводы:
Наличие, объем и характер повреждений транспортного средства, полученных в ДТП, отображены в Акте осмотра ТС, являющемся неотъемлемой частью этого Заключения;
Направление, характер и расположение повреждений, имеющих место в соответствующем разделе Акта осмотра, дают основание для предположения, что все они могут быть следствием одного ДТП.
Объем и технология требуемых ремонтных воздействий отображены в соответствующих разделах Акта осмотра и Исследовательской части заключения. Стоимость ремонта составляет для АМТС VW TIGUAN на октябрь 2015 г. составляет: 493413,34 (Четыреста девяносто три тысячи четыреста тринадцать рублей 34 коп.);
Размер материального ущерба составляет: 417622,83 (Четыреста семнадцать тысяч шестьсот двадцать два рубля 83 коп.).