Как составить заключение психолога на ребенка

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по результатам психологического обследования

Ф.И.О. ребенка_____________________________

Дата рождения ______________ возраст ________

Дата обследования __________________________

Психологическое обследование проводилось по запросу (родителя, воспитателя, специалиста, др.) с целью (выявления уровня актуального развития, представления на ПМПК, определения образовательного маршрута, изучения особенностей познавательной / эмоционально-волевой сферы, др). Психологическая диагностика проводилась (даты) в индивидуальной форме (подгрупповой / посредством наблюдения).

В процессе психологического обследования отмечены следующие особенности эмоционально – волевой сферы и поведения ребенка.

В контакт вступает легко и быстро (не сразу, отказывается), но он носит нестабильный (стабильный, формальный, поверхностный, проявляет негативизм) характер.

Эмоциональная реакция на ситуацию обследования проявляется в виде возбуждения (заинтересованности, настороженности, безразличия, неадекватной веселости, агрессивных проявлений, плача, негативизма).

При поощрении и одобрении демонстрирует дурашливость, неадекватное поведение (положительные эмоции, радость, повышение результативности, равнодушие).

После сделанного замечания старается исправить ошибку (отказ от дальнейших действий, раздражается, замыкается, отсутствуют реакции, негативные, агрессивные реакции).

В случае неудач наблюдается дезорганизация деятельности (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Эмоциональный фон на протяжении всего обследования адекватный (уравновешенный, тревожный, безразличный).

Отмечаются яркие эмоциональные реакции (эмоциональная напряженность, серьезность с выраженной нерешительностью, чрезмерная выраженность негативных эмоциональных реакций, слабая выраженность эмоций, повышенная возбудимость).

Эмоционально уравновешен (частая смена настроений, эмоциональная ригидность).

Общение активное (реактивное, пассивность в общении при сниженной психической активности, непродуктивная активность в общении).

Саморегуляция и контроль низкие (выражены недостаточно, отсутствуют).

Критичен к оценке результатов своей работы (понимает свои успехи и неудачи, критичность снижена, некритичен).

Деятельность ребенка активная и целенаправленная (сниженная внешняя активность при рациональном поиске или малопродуктивном, хаотичное бессистемное манипулирование). Не может самостоятельно выполнять задание (самостоятельно начинает и выполняет задание без помощи / нужна стимулирующая помощь / организующая помощь). Деятельность носит нестабильный (стабильный, инертный, бесцельный, хаотичный) характер, темп преимущественно быстрый (умеренный при выполнении всего задания, медлительность, поспешность, расторможенность, заторможенность).

Интерес к выполнению заданий в основном стойкий (выраженный интерес вначале, но пропадающий из-за низкой работоспособности или отвлекаемости или неудач, поверхностный, слабый).

Инструкцию понимает и сохраняет до конца задания (трудности вхождения в работу, инструкцию теряет, не сохраняет до конца, не принимает).

Нормальная работоспособность сохраняется до конца задания (умеренная – пресыщение наблюдается с середины или к концу задания, мерцательный характер работоспособности, низкая).

Речевое сопровождение отсутствует или не относится к выполняемой деятельности (речь играет планирующую функцию, сопровождающую действие, констатирующую).

Результаты изучения психических функций следующие.

Восприятие. Зрительное восприятие формы соответствует возрасту (низкое / Наблюдается трудности в различении основных и оттеночных цветов). Геометрические формы различает (соотносит, но не называет / не соотносит). Уровень пространственного восприятия соответствует возрасту (низкий / сформировано недостаточно).

Память. Преобладает зрительная модальность над слуховой (сформированы одинаково). Уровень развития зрительной кратковременной и долговременной памяти в пределах возраста (ниже среднего / низкий). Слухоречевое запоминание: кратковременная память в пределах возраста (ниже среднего / недостаточно прочное). Скорость запоминания без особенностей (длительная / в виде «плато»). Долговременное слухоречевое запоминание в пределах возраста (недостаточно прочное / низкое).

Мышление. Наглядно-действенные задачи решает путем зрительного соотнесения, целенаправленных проб (методом многочисленных проб и ошибок / не решает, хаотичные неадекватные манипуляции с предметом). Наглядно-образное мышление сформировано по возрасту через зрительное соотнесение и планирование (сформировано недостаточно, используется множественный перебор вариантов / не сформировано). Уровень развития логического мышления соответствует возрасту (развито недостаточно / низкий / наблюдается ярко выраженная избирательность мышления). Уровень понимания смысла причинно-следственных отношений в пределах возрастных норм (ниже среднего / низкий).

Уровень развития как вербального, так и невербального воображения соответствует возрасту, без особенностей (развито недостаточно / низкий / яркое, креативное).

Внимание без особенностей (поверхностное, неустойчивое, избирательно к отдельным видам деятельности, объем снижен. Имеются трудности программирования и контроля, трудности удержания алгоритма).

Моторика развита по возрасту (моторно неловок / неуклюж / дефекты тонкой ручной моторики / другое)

Таким образом, структура выявленных у ребенка нарушений следующая:

Незрелость всех форм мышления;

Несформированность саморегуляции и контроля поведения;

Нарушена ориентировка в понятиях право-лево;

Сохранные функции: относительно сохранна мотивационная сфера, сфера общения, моторика.

 Рекомендации:

формирование обобщающих понятий, наглядно-образного и логического мышления.

развитие концентрации, переключаемости внимания.

развитие зрительного восприятия цвета, формы, величины,

ФИО, подпись психолога____________________

С заключением ознакомлен(а), с рекомендациями согласен(на) ________________________

подпись родителя

Педагог-психолог МБДОУ «Детский сад № 15» — Изотова Раиса Викторовна

Г.Петропавловск-Камчатский

Реквизиты образовательного учреждения

Примерная схема психологического заключения для ПМПК

Ф.И.О. ребенка:

Возраст:

             Класс:

I. Описание особенностей поведения ребенка в ходе обследования.

Описание контакта с ребенком в ситуации обследования. Общителен, активен в общении, контактен, на вопросы отвечает охотно, исполнителен, спокоен или контакт затруднен, замкнут, на вопросы отвечает избирательно, насторожен, недоверчив, контакт устанавливается с трудом. Отмечается преобладающий фон настроения (фон настроения сниженный, неадекватно завышенный, эмоционально адекватен – устойчив – неустойчив, настроен враждебно, тревожен, напряжен, стеснителен, равнодушен, дурашлив, депрессивен, скован и   т.п.). При необходимости отмечаются специфические особенности эмоциональных проявлений, поведенческие реакции (волнуется – краснеет, отмечается тремор конечностей).

Если не пошёл на контакт, то что делал: сидел молча, ходил по кабинету, бесцельно перебирал игрушки, кричал, плакал, сидел не руках у мамы и т.д.

II. Описание особенностей ребенка, выявленных в ходе обследования.

 «В ходе обследования выявлены следующие особенности: ………..», или «В ходе индивидуального наблюдения было замечено ……», или «Со слов педагога (воспитателя, родителей)».

Деятельность: целенаправленная, недостаточно целенаправленная, планомерная или непланомерная, организованная или неорганизованная, темп (средний, медленный, ускоренный, неравномерный). У дошкольников можно отметить использует ли предложенные игры целенаправленно, в соответствии с правилами. Доводит ли выполнение задания до конца.

Работоспособность: высокая или низкая, стабильная или нестабильная. Имеется ли повышенная истощаемость, пресыщаемость. Стремиться ли самостоятельно преодолевать возникшие трудности или ждёт помощи от взрослого.  Наблюдается ли дезорганизация деятельности, проявляющаяся в хаотическом переборе вариантов, при сохранении стремления довести задание до конца (обращение за поддержкой к взрослому, потеря интереса, расторможенность в виде быстрых неадекватных манипуляций с предметом, пассивный уход от выполнения задания, неадекватные эмоциональные реакции, уход от выполнения задания в виде агрессивных действий).

Сформированность социально-бытовой ориентировки. Общий запас знаний и представлений (общая осведомленность) в пределах возрастной нормы, ниже возрастной нормы.

Особенности восприятия 

Обобщённость восприятия: умеет ли выделять главное, существенное в объекте. При восприятии текста, сюжетного изображения  может ли выделить основную мысль, установить причинно-следственные связи.

Умеет ли самостоятельно рассматривать, всматриваться,  или необходимо постоянное побуждение. Может ли выполнять задания без стимулирующих вопросов педагога.

Восприятие устойчивое или неустойчивое, целостное или фрагментарное, поверхностное, планомерное или хаотичное, недостаточно осмысленное и т.д.

Не нарушено ли представление о себе, о ближайшем окружении, о пространстве и времени.

Имеет ли место замедленность приёма и переработки сенсорной информации, медленное реагирование на внешние стимулы.

У дошкольников можно отметить: называет ли части суток, дни недели, времена и месяцы года, путает или нет их последовательность. Понимает ли пространственные отношения между предметами, понимает и правильно употребляет пространственные предлоги и наречия (наверху, внизу, справа, слева, впереди, сзади, над, под, за, в, на, между, напротив и др.

У детей с аутистическими проявлениями:

повышена ли  сенсорная чувствительность, имеется ли игнорирование воздействий,  отрицательное реагирование на новизну;

был ли заинтересован яркими предметами;

вызывает ли лицо педагога уход от контакта;

реагировал ли плачем, криком на звуковые раздражители;

обследовал ли предметы с помощью облизывания, обнюхивания;

раскачивался всем телом, совершал однообразные прыжки, кружился и т.д.;

имеется ли склонность к нанесению себе повреждений;

восприятие фрагментарное (упускает мелкие детали);

предпочитает ли зрительные и осязательные  стимулы.

Особенности внимания. Отмечаются возможности ребенка в плане сосредоточения, переключения и распределения внимания (внимание целенаправленно — нецеленаправленно, неустойчиво, обнаруживается повышенная отвлекаемость, трудности сосредоточения при увеличении объема стимульного материала и т.п.).

Активно ли принимает задачу, внимательно ли выслушивает инструкции, рассматривает предметы.

Не нарушено ли понимание инструкции, устойчивое ли слуховое внимание.

Имеется ли отвлекаемость, полевое поведение в ситуации обследования.

Есть ли трудности сосредоточения, импульсивность, инертность.

Необходимы ли уточняющие вопросы взрослого.

Требуется ли многократное повторение инструкции с показом того, что следует сделать.

Удерживается ли предлагаемая программа деятельности в процессе работы.

Необходимо ли совместное со взрослым поэтапное выполнение задания.  Внимание малоустойчиво, легко отвлекается, с трудом сосредотачивается.

Может иметь место переключаемость внимания на непроизвольной основе.

Внимание может характеризоваться неустойчивостью, могут  отмечаться колебания работоспособности.

Может быть повышенная истощаемость, кратковременная продуктивность при выполнении заданий. Быстрое нарастание ошибок по мере достижения цели.

Частая непроизвольная переключаемость внимания. Спонтанная реакция на внешние раздражители.

Активное внимание неустойчиво, повышены утомляемость и истощаемость.

Недостаточная фиксация на предлагаемом задании.

Имеются трудности в произвольной организации внимания, в его переключаемости и концентрации.

Преимущественно непроизвольное, неустойчивое, небольшого объёма.

Не может сосредоточиться и работать не отвлекаясь.

Концентрация внимания практически невозможна.

Целенаправленное внимание нарушено: трудно привлекается, плохо фиксируется, легко рассеивается.

Не в состоянии активно концентрировать своё внимание, быстро отвлекается, реагирует на каждый шум, слово.

Подвижность, двигательная расторможенность в сочетании с нестойкостью внимания.

Не может длительно сосредоточить внимание на выполняемых заданиях, с большим трудом подчиняется словесной инструкции.

Внимание нестойкое, рассеянное, отвлекается под действием посторонних факторов.

Неустойчивость активного внимания, повышенная утомляемость и истощаемость, короткий период концентрации внимания.

У детей с аутистическими проявлениями можно отметить:

Действует ли совместно с педагогом. Не нарушено ли развитие взаимной координации внимания: умение следовать взгляду и указанию взрослого. Достаточно ли сформировано произвольное внимание. Сформировано ли речевое внимание, прислушивается  к голосу педагога, к его просьбам и указаниям, владеет ли обследовательскими действиями.

Особенности запоминания. Необходимо указать объем механического запоминания. Динамика запоминания 10 слов: норма — 6,7,8 слов при первом воспроизведении, при отсроченном воспроизведении –  5-6 слов.  

Нарушения запоминания могут быть следующими:

Низкая продуктивность запоминания в процессе заучивания.

Незапоминание последовательности элементов.

Трудности усвоения двигательной программы.

Необходимость подсказки для воспроизведения.

Неуверенное воспроизведение.

Снижение объёма запоминания.

Объём слуховой и зрительной памяти соответствует возрасту.

Эпизодическая забывчивость, связанная с переутомлением.

Не соотносит запоминаемый материал с предлагаемыми опорами.

Плохо запоминает стихи, не удерживает в памяти условие задачи.

Недостаточная сформированность произвольной памяти.

Замедленный темп усвоения нового, непрочность сохранения и неточность воспроизведения материала.

Преобладание непосредственного, непроизвольного, механического запоминания над опосредованным, произвольным, логическим.

Снижение продуктивности запоминания, его неустойчивость. Большая сохранность непроизвольной памяти по сравнению с произвольной. Наглядная память преобладает над словесной.

Низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Недостаточный объём и прочность запоминания.

Низкий объём памяти. Требуется много времени для изучения и освоения новых навыков, для заучивания и запоминания.

Запоминает очень медленно, лишь после многократных повторений, быстро забывает воспринятое, не может воспользоваться усвоенными навыками на практике.

Замедленность запоминания, быстрота забывания, неточность воспроизведения, эпизодическая забывчивость.

С трудом осознаёт и запоминает внутренние логические связи.

Из-за непонимания логики событий воспроизведение носит бессистемный характер.

Наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала. Опосредованная смысловая память слабо развита.

Запоминание непроизвольное. Привлекает внимание то, что кажется интересным.

С трудом запоминает логические связи и отношения, т.к. не понимает их. Плохо понимает и запоминает отвлечённые словесные объяснения, необходимо наличие наглядного материала.

Ведущим видом памяти является зрительная память. В основе произвольного запоминания лежит механическое заучивание.

Воспроизводит материал упрощённо, опускает значимые его части, изменяет последовательность смысловых звеньев текста, не устанавливает необходимых взаимоотношений между ними.

Объём памяти уменьшен, требуется больше времени для освоения навыков, для заучивания и запоминания.

Запоминание непроизвольное, бессистемное, осмысленное заучивание недоступно.

Норма: запоминание точное, воспроизведение полное, память произвольная.

У детей раннего и младшего дошкольного возраста, у детей с аутистическими проявлениями можно описать:

Знает ли родных и близких, отличает ли их от посторонних, чувствует ли себя спокойно в их присутствии.

Узнаёт ли свои вещи и игрушки.

Подбирает ли парные картинки.

Понимает ли простые жесты: «до свидания», «нельзя», «дай», «на» и т.д.

Узнаёт ли изображения на картинках.

Выполняет ли простые просьбы взрослого.

Уровень развития интеллекта: в пределах возрастной нормы, ниже — выше средней возрастной нормы, существенно отстает от возрастных норм, нижняя граница нормы.

Отдельно описывается особенности вербального и невербального интеллекта.

Пробы на невербальный интеллект выполняет легко (можно указать методики, например, доски Сегена, кубики Коса, матрицы Равенна). Указывается способ действий (с заданием справляется легко, самостоятельно;  с легкими вариантами справляется сам, с трудными нужна помощь). Вербальный интеллект (речевое мышление). Операции обобщения, исключения, сравнения понятий выполняет легко, выполняет без затруднений — с затруднениями,  обобщает по существенным – несущественным признакам. Логические связи, инструкции к заданиям в вербальной форме улавливает легко, с трудом, в упрощенной форме после многократного повторения.

Можно описать следующие нарушения мышления:

Не владеет соотносящими действиями (младшим дошкольникам)

Применяет способ проб и ошибок.

Не может понять смысл сюжетной картинки.

Импульсивность при анализе картинки и рассказа.

Замедленное понимание с подсказкой.

Несформированность процесса обобщения.

Импульсивное решение задач на обобщение или выделение аналогий.

Инертность в сфере решения задач.

Некритичность, невозможность оценить свою работу.

Операции классификации выполняет с ошибками. Наблюдаются ошибки при выделении лишнего предмета. Ошибки самостоятельно не исправляет.

При выполнении классификации предметов не может отвлечься от второстепенных признаков, необходима помощь психолога.

Внимательно выслушивает условие задачи, целенаправленно и активно начинает действовать, но с заданием не справляется.

Решение проблемных ситуаций, установление причинно-следственных связей возможны при постоянной помощи взрослого.

Перенос показанного способа действия при решении новых задач вызывает трудности.

Не может устанавливать смысловые связи.

Мыслительные операции сформированы недостаточно, познавательные интересы выражены крайне слабо. Учебная мотивация отсутствует.

Дефицит мотивационного компонента, низкая познавательная активность. Избегание интеллектуального напряжения вплоть до отказа от задания.

С трудом осмысливает и выделяет проблемную ситуацию, анализирует её условия.

Проводит сравнение по несущественным признакам. Затрудняется в установлении сходства и различия предметов.

Отсутствует потребность ставить цель и планировать деятельность.

Низкая способность к рассуждению и выстраиванию доказательств. С трудом переносит навыки и знания из одной ситуации в другую. Абстрактные понятия недоступны для понимания.

Имеет место недостаточность всех уровней мыслительной деятельности. Затрудняется в решении простых наглядно-действенных задач.

Решает наглядно-действенные задачи с большим количеством ошибок после ряда попыток. Повторяет одни и те же ошибки, так как не меняет способ действия.

Задания, требующие наглядно-действенного мышления, вызывают большие трудности. Не может сохранить в памяти показанный образец и действует ошибочно.

Задания, выполнение которых основано на логическом мышлении вызывают большие трудности или оказываются недоступными.

Наиболее доступна наглядно-действенная форма мышления.

Действия с предметами носят импульсивный характер, не связаны с мыслительной задачей и не имеют познавательного значения.

Мыслительный анализ отличается бедностью и фрагментарностью.

Анализ объектов осуществляется по вопросам взрослого.

Сравнивая предметы, обращает внимание только на различия, не замечая сходства.

Находит отличия между предметами опираясь на непостоянные признаки.

Не удерживается, «соскальзывает» в русле сложного для него задания и заменяет его более простым, не замечая этого.

Обобщая, берёт во внимание несущественные признаки, действует необоснованно, вопреки логике вещей.

Затрудняется изменить однажды выбранный способ обобщения, проявляет инертность мыслительных процессов.

Мышлению свойственна стереотипность, тугоподвижность, недостаточная гибкость. Применение имеющихся  знаний в новых условиях вызывает затруднения.

Мыслит конкретно, обобщения недоступны.

Активность мыслительных процессов снижена. Наиболее сохранный вид мышления – наглядно-действенный.

Неосознанность и хаотичность действий в процессе решения. Некритичность мышления.

Низкая мотивация мыслительной деятельности.

Анализ характеризуется бессистемностью, непоследовательностью, хаотичностью. Синтез предметов затруднён. Затрудняется в установлении логических связей.

Обобщение основано на выделении несущественных, второстепенных свойств объектов.

С трудом переносит навыки и знания из одной ситуации в другую. Абстрактные понятия недоступны для понимания. Ограниченность представлений, недостаточность умозаключений.

Характеристики умственной работоспособности: работоспособность достаточно высокая, не отмечается проявлений утомляемости при длительной и серьезной интеллектуальной нагрузке, колебания работоспособности; работоспособность низкая, в процессе работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы, отмечается динамика работоспособности на протяжении всего обследования, возникновение импульсивности на фоне утомления, на фоне утомления проявляется плаксивость, неадекватный смех, дурашливость.

Особенности эмоционально-волевой сферы, личностные особенности.

По данным методики __________ выявлены следующие особенности эмоционально-волевой сферы: состояние повышенной тревожности….

Выявлены следующие характерологические особенности: аутоагрессия, повышенная внушаемость, застенчивость, излишняя погруженность в себя.

III.  Вывод, сделанный педагогом-психологом в результате проведенной психодиагностической работы:  уровень актуального развития соответствует показателям нормы возрастного развития, уровень актуального развития ниже показателей нормы возрастного развития, уровень актуального развития не соответствует показателям возрастной нормы.

Тип психического дизонтогенеза.

Дата

Подпись педагога – психолога

Подпись руководителя ОУ

Печать

Заключение
педагога-психолога на

ФИО

Фамилия, имя, отчество:

Дата рождения:

В течение 2015-2016 учебного года
получала коррекционную помощь в БУ ВО «Тотемский центр ППМСП», посещала занятия
у педагога-психолога по формированию социально приемлемых моделей поведения.

Внешний вид и поведение во время
занятий
: внешне ребенок выглядит недостаточно
аккуратным, часто приходит на занятия непричесанной. Наблюдается непроизвольное
слюноотделение. Тремор рук, особенно при выполнении мелких, кропотливых
действий. Контакт устанавливает свободно, общительна, проявляет интерес к
общению. Не всегда выдерживает дистанцию при взаимодействии с педагогом на
занятиях. Громко и эмоционально разговаривает.

На занятия приходит в хорошем
настроении, самостоятельно его определяет, но не всегда может пояснить причину
данного эмоционального состояния. В течении занятия эмоциональный фон может
резко меняться в зависимости от желания выполнять то или иное задание, от сложности
предложенного материала. Простые, знакомые задания и упражнения выполняет с
интересом, готова повторять их выполнение несколько раз. Требуется при
предъявлении материала мотивировать на изучение нового, постоянно поддерживать
интерес к предлагаемой теме, часто через игровые упражнения (слабость волевого
усилия). Проявляются отказные реакции (ложится на стол, вздыхает) либо
намеренно неверно, неаккуратно выполняет задания. Не всегда способна довести
начатое дело до конца.

Темп деятельности:
темп деятельности неравномерный, к окончанию занятия снижается.

Характеристики умственной
работоспособности:
работоспособность низкая, в процессе
работы выражена утомляемость, низкая продуктивность работы.  
Необходима
стимуляция познавательной деятельности. Длинную, составную инструкцию удерживает
не всегда, необходимо повторение инструкции в упрощенном виде, проговаривание
по частям. Возникновение импульсивности на фоне утомления, неадекватный смех,
дурашливость.

Общая осведомленность:
социально-бытовая ориентация недостаточна. Имеет недостаточный уровень знаний о
себе, окружающем мире. Кругозор ограничен, познавательный интерес отсутствует.

Особенности латерализации:
левополушарная.

Характеристика развития функций
программирования и контроля
: снижена, в процессе
деятельности необходимо периодически повторять задание, контролировать
последовательность выполнения некоторых заданий, свои ошибки не замечает.

Особенности восприятия: зрительный
гнозис сформирован, правильное узнавание объектов, целостное восприятие
предметов.

Характеристика внимания:
концентрация внимания на задании достаточная. Наблюдается ослабление внимания в
связи с утомлением, испытывает трудности произвольной концентрации внимания.
Проявляет переключение внимания с основного на второстепенное, часто
отвлекается.

Характеристика памяти: объем слухоречевой
памяти в результате неоднократного повторения снижен (методика «10
слов»: 3:5:6:8). Отсроченное воспроизведение — 5 слов. Запоминание имеет
механический характер, смысловая память снижена. Пересказ текста осуществляет с
помощью (наводящие вопросы, иллюстрации).

Характеристика речевого развития: объем
словарного запаса беден. В речи использует в основном простые предложения,
ответы дает краткие, односложные. Читает по слогам, смысл текста понимает.
Возникают трудности при составлении предложения из набора слов.

Характеристика пространственных и
временных представлений
: временные представления
(месяцы, дни недели, времена года) сформированы. Уровень пространственных
представлений несколько снижен, делает ошибки в определении положения предмета
в пространстве (относительно себя, других предметов).

Характеристика интеллектуального
развития
: мышление имеет
конкретно-ситуативный характер. Исключение простых, стандартных предметов
производит правильно, но не всегда может объяснить. Подбор обобщающих слов
затруднен. Метафоры и пословицы не понимает, скрытый смысл объяснить не может. Причинно-следственные
связи (по методике Векслера) устанавливает из 4 последовательных картин, из 5 с
помощью. Собственные ошибки не замечает. Построение аналогий выполняет неверно,
способность к абстрагированию, упорядочиванию снижена. Аналитико-синтетические
способности сформированы ниже возрастной нормы (кубики Кооса № 1-8 (по
Векслеру) самостоятельно).

Характеристика моторики, графической
деятельности
: тремор конечностей, мелкая моторика
сформирована недостаточно. Письменные работы выполняет неаккуратно, хотя
старается. При раскрашивании фигур проявляется небрежность, торопливость
(выезжает за контур, неравномерность заливки). Точные движения выполняет с
трудом.

Характеристика мотивационно-волевой
сферы
: слабость волевого усилия, к выполнению
заданий относится равнодушно, отказывается от выполнения заданий, в которых
требуется размышлять, рассуждать. Требуется контроль при выполнении заданий,
стимулирование познавательной деятельности. С удовольствием выполняет игровые
задания.

Характеристика эмоционально-волевой
сферы
: некритична к собственным
действиям, поведению, внешнему виду. Эмоциональные реакции выражены ярко (диагностируется
акцентуация смешанного гипертимно-демонстративного типа). Испытывает трудности
подчинения поведения требованиям взрослого. Импульсивна, инфантильна.

Заключение психолога:
уровень актуального развития выраженно ниже показателей нормы возрастного
развития
, данные
психологического обследования свидетельствуют о стойком нарушении
познавательной деятельности.

Педагог-психолог

БУ ВО «Тотемский центр ППМСП»                              _____________ 
Корепова Л. В.

Как составить психологическое заключение на ребенка. Готовый образец

Чтобы подвести итоги обследования ребенка, составьте психологическое заключение и отразите в нем результаты анализа его психического и личностного развития, ваши выводы и рекомендации. Чтобы заключение было понятно всем участникам образовательного процесса, структурируйте его по обобщенной форме. Для этого охарактеризуйте особенности развития ребенка с помощью рекомендаций из статьи, поставьте психологический диагноз по структуре выявленных нарушений и выдайте рекомендации в письменной и устной формах. Воспользуйтесь готовым образцом психологического заключения.

Структурируйте психологическое заключение

В шапке психологического заключения укажите основные данные ребенка: фамилию, имя, возраст на момент обследования. Зафиксируйте цель запроса, с которым к вам обратились: например, определить уровень актуального развития, составить представление на ППк, изучить уровень познавательной и эмоционально-волевой сферы. Напишите, от кого исходил запрос – от родителей, воспитателей, других педагогов или специалистов детского сада. Выберите диагностический материал исходя из индивидуальных особенностей ребенка и укажите эти диагностические методики в начале психологического заключения.

Зафиксируйте наиболее важные анамнестические данные. Опишите внешний вид, поведение ребенка в процессе обследования, его адекватность и критичность. Охарактеризуйте деятельность ребенка – ее целенаправленность, вид помощи, на которую ребенок реагирует. Кратко опишите сформированность системы базовых составляющих: произвольной регуляции, пространственно-временных представлений и уровней аффективной организации поведения, а также определите те составляющие, которые дефицитарны. Зафиксируйте особенности эмоционально-волевой сферы ребенка, его познавательной деятельности, уровень его интеллектуального развития. В итоговой части заключения укажите психологический диагноз ребенка, вероятностный прогноз развития, рекомендации по дальнейшему сопровождению ребенка.

Охарактеризуйте развитие ребенка

Начните описывать результаты обследования ребенка с оценки его эмоционально-волевой сферы – в первую очередь его отношения к процедуре диагностики. Укажите, охотно ли ребенок вступает в контакт или отказывается от него, проявляет ли он негативизм. Детализируйте характер контакта: стабильный, формальный или поверхностный. Когда в момент обследования ребенок проявляет отрицательные эмоции и агрессию, включите эти реакции в протокольную часть заключения. Обратите внимание на общий эмоциональный фон ребенка, перемены настроений и стабильность эмоций. При оценке настроения укажите уровень волевой регуляции поведения, например, у детей с РАС или ЗПР часто фиксируют: «саморегуляция и контроль низкие» либо «отсутствуют».

При анализе познавательной сферы ребенка оцените его способность к критическому мышлению. Проанализируйте, как он осознает свои успехи и неудачи, насколько у него развита самостоятельность, проявляет ли он интерес к процессу обследования. Оцените способность ребенка удерживать вашу инструкцию до конца. В зависимости от уровня работоспособности ребенка сделайте вывод о его истощаемости и способности к длительным нагрузкам. Проанализируйте особенности внимания ребенка, его устойчивость, сосредоточенность, переключение, трудности программирования контроля и способности длительно удержать алгоритм действий.

В зависимости от того, как ребенок воспринимает материал, оцените искажения зрительной информации и способность вычленять отдельные элементы из целого. Проанализируйте, как развито пространственное восприятие у ребенка. Выявите особенности памяти, а также то, какие ее разновидности преобладают: например, зрительная над слуховой. Проанализируйте соответствие развития кратковременной и долговременной памяти. После изучения свойств памяти оцените уровень развития мышления в соответствии с возрастной нормой. Особенно важно установить, понимает ли ребенок смысл причинно-следственных отношений по мере предъявления материала.

Выдайте рекомендации по результатам обследования

По результатам поставьте психологический диагноз по структуре выявленных нарушений у ребенка. Сформируйте клиническую картину функциональных нарушений высших психических функций. Диагноз может включать данные причины нарушений ребенка из анамнеза, прогноз развития, уровень психического тонуса и работоспособности.

Сформируйте психологические рекомендации. Важно составить проект образовательного маршрута ребенка, определить форму и режим обучения, организовать сопровождение ребенка специалистами детского сада – логопедами, психологами, медицинскими специалистами. Обоснуйте пути помощи ребенку, в том числе укажите последовательность коррекционно-развивающих мероприятий, необходимость подключить к работе с ним внешних специалистов. В случаях, когда целесообразно кардинально изменить вид или даже тип образовательного учреждения, рекомендуйте родителям обратиться в ПМПК.

Стремитесь указывать в психологическом заключении информацию о состоянии ребенка в форме, понятной для родителей. Также выдайте им рекомендации устно в соответствии с уровнем их социокультурного развития и пониманием ими проблем ребенка. Попросите родителей подписать психологическое заключение. Если они не согласны с мероприятиями, которые вы предлагаете, письменно зафиксируйте их отказ. По желанию родителей выдайте им дубликат заключения в письменном виде.

Список литературы

  1. https://e.psihologsad.ru/1019139

Пример психологического заключения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
по результатам психологического обследования

Воспитанника старшей группы Иванова Петра, дата рождения:  01.01.2013

Дата обследования:  01.04.2020 

Психологическое обследование проводилось по запросу  воспитателя  с целью  определения причин несоответствия уровня развития целевым ориентирам в данной возрастной категории . Психологическая диагностика проводилась по комплексной диагностике Е.А. Стребелевой.

Из анамнеза следует, что Петр – старший ребенок в семье. У родителей рабочие профессии. В семье воспитанием занимается мать, которая распределяет внимание между двумя детьми. В семье от-сутствует единство требований со стороны родителей. Со стороны матери наблюдается попустительство.

По результатам наблюдения обнаружилось, что ребенок легко вступает в контакт и охотно выполняет задания тестовых испытаний. При этом контакт носит формальный характер.

В случае неудач ребенок проявляет отказ выполнять задания. Он легко утомляется, но агрессию не проявляет. При попытке поощрить испытывает положительные эмоции и с некоторым трудом включается в работу. Соматически не совсем здоров, ночной сон беспокоен, часто наблюдается ночной энурез.

Моторика развита слабо, моторно неловок, отсутствует чувство ритма. Координация незначительно нарушена. Ведущая рука правая. Бытовые навыки самообслуживания развиты слабо ввиду слабо развитой мелкой моторики.

Из характеристики познавательной сферы наблюдается отставание от нормы. Во время занятий внимание не сосредотачивает, часто отвлекается. Преобладает непроизвольное внимание.

Наглядно-действенное мышление преобладает над образным. Действует только при непосредственной манипуляции с предметом.

Речь бедная, слабо развита. Имеет явные нарушения звукопроизношения. Восприятие слуховой информации нарушено ввиду нарушений фонематического слуха. Словарь резко ограничен. Имеет негрубые нарушения слоговой структуры речи.

В игровой деятельности не способен освоить правила командной игры, предпочитает играть в одиночку с примитивными игрушками. При предъявлении пазлов из четырех картинок не сразу ориентируется в том, как сложить целостную картину. Также ребенку сложно собрать пирамиду из кубиков.

Испытывает затруднения в овладении знаниями об окружающем мире, математическими представлениями. Представления о количестве и счете нарушены, не дифференцирует и не соотносит эти понятия. Узнает и называет основные цвета и способен группировать предметы по цвету. Имеет представления о формах, но геометрические фигуры не различает. Временные представления не сформированы.

Пространственная ориентация нарушена, не способен определять положение предметов в пространстве.

Эмоции на протяжении всего обследования неоднородные. Наблюдается частая смена настроения. Саморегуляция и контроль недостаточно выражены. При столкновении со сложностями может резко заплакать. Часто наблюдается подавленное настроение, тревожные состояния, связанные со страхами и подозрительностью.

Диагностические выводы: наблюдается нарушение ВПФ, незрелость всех форм мышления, нарушения эмоционально-волевой сферы.

Рекомендации:

1. Направить ребенка на консультацию к детскому психиатру и неврологу.

2. На ППк рассмотреть вопрос о направлении его на ПМПК для определения спецусловий и варианта программы, а также об отсрочке времени поступления в школу.

3. Сформировать единую воспитательную стратегию с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

4. Учить ребенка навыкам конструктивного взаимодействия в игре.

5. Особое внимание при конструировании коррекционной деятельности следует уделить развитию кругозора и познавательной сферы с элементами игры в целях снижения эмоционального напряжения.

Педагог-психолог          А.Б. Васильева 

С заключением ознакомлена, с рекомендациями согласна 

Родитель ребенка         С.М. Иванова 

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти точки экстремума функции cos
  • Как найти процент кислорода в воздухе
  • Как найди блютуз на ноутбуке
  • Как составить интерактивная программа
  • Код ошибки 0100600003 в налоговой как исправить