Как составить занятие для детей средней группы

Виды деятельности в ДОУ

Методика проведения развивающих занятий в средней группе

15.08.2018525.2k

Дети стоят с поднятыми вверх руками

Направление организации учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) с детьми средней группы (4–5 лет) определяется возрастными особенностями развития. Этот принцип отражается в стратегии образовательной деятельности детского сада. Поэтому, чтобы методически грамотно подготовить и провести развивающее занятие, педагогу следует учитывать психолого-педагогические нюансы работы с ребятами среднего дошкольного возраста.

Прежде чем говорить о методах и приёмах организации развивающих занятий, следует обозначить отличительные физические, умственные и психологические особенности развития малышей средней группы.

Воспитательница и сидящие полукругом дети

Методика занятий по развитию опирается на возрастные особенности детей

Таблица: психолого-педагогические характеристики детей среднего дошкольного возраста

Область развития Основные черты
Социально-эмоциональная сфера
  • Формирование самооценки (это позволяет вводить на занятиях элементы рефлексии, правда, со скидкой на то, что критически оценить себя у малышей получается ещё не очень хорошо, они не умеют признавать свои ошибки);
  • активное развитие интереса к сверстникам, а также страстное желание быть принятыми ими;
  • обогащение чувственной сферы (радость от общения с товарищами постепенно перерастает в привязанность);
  • формирование таких качеств, как чуткость, доброта, умение дружить, а также активно развивается чувство долга.
Игровая активность
  • Стремление играть вместе, а не рядом, как раньше;
  • постепенное формирование игрового коллектива — устойчивого объединения ребят.
Физическое развитие
  • Большая, по сравнению с младшим дошкольным возрастом, скоординированность движений;
  • динамичное развитие моторики;
  • появление ловкости, скорости в движениях;
  • интенсивный рост мышц (из-за неравномерности этого процесса малыши быстро утомляются), но при этом ещё довольно мягкие кости скелета (силовые упражнения по этой причине исключены);
  • изменение после четырёх лет брюшного типа дыхания на грудной;
  • выработка дальнозоркости;
  • образование сенсорного восприятия, то есть целостного отражения объектов действительности при непосредственном контакте с органами чувств, например, ребёнок видит предмет и воспринимает его в целом, отмечая цвет, форму, размер, текстуру.
Развитие сферы познания
  • Составление в сознании образа взрослого, который знает всё;
  • формирование созидательного отношения к миру за счёт способности преобразовывать объекты, окружающие малыша (к примеру, ребёнок, увидев, что его любимая книжка порвалась, сам заклеивает её);
  • появление стремления осуществлять самостоятельный умственный поиск (интеллект накапливает фактические знания о том, чего ребёнок никогда не видел, что вырабатывает в детях определённое отношение к этим объектам, например, животным, а это формирует чувства к ним — страх перед хищными животными, любовь к домашним);
  • активное развитие желания всё знать, что сопровождается большим количеством вопросов «почему» («Почему идёт снег?», «Почему трава зелёная?» и т. п.);
  • развитие способности воспринимать и познавать свойства объектов окружающей действительности (мерить предметы, накладывая один на другой, исследовать их форму и цвета при помощи сравнения с образцами, например, квадратом, кругом и пр.);
  • получение представлений о категориях времени (частях суток, сезонах) и пространства (далеко, близко, верх, низ), а также о вкусе, запахе и текстуре;
  • продолжение знакомства с базовыми геометрическими фигурами (кругом, квадратом, овалом, прямоугольником, треугольником).
Развитие внимания
  • Развитие способности сосредотачивать внимание до 15–20 минут;
  • развитие способности удерживать в памяти простые инструкции (например, порядок подготовки к занятию по рисованию: взять краски, кисточки, набрать воды в стаканчик, приготовить листы бумаги, тряпочку для того, чтобы вытирать руки).
Развитие памяти
  • Последовательный переход от произвольного припоминания (малыш припоминает картинку прошлого без деталей) к преднамеренному запоминанию (к примеру, какой набор игрушек нужен для игры «Дочки-матери»);
  • развитие способности принимать задачу на запоминание (например, сделать поделку маме на день рождения).
Развитие мышления
  • Начало развития образного мышления, что позволяет вводить на занятиях схемы для выполнения несложных задач, например, построить изображение кубиками Никитина по схеме или пройти лабиринт и помочь девочке найти утерянный мячик;
  • развитие способности предвосхищать результат взаимодействия с предметами (если играть со стеклянной вазой, она разобьётся);
  • совершенствование навыка собирать картинки из фрагментов (в 4–5 лет малыши могут складывать изображение из четырёх элементов без опоры на образец);
  • формирование навыка сравнивать предметы (малыши могут находить 2–3 отличия или сходства);
  • развитие способности обобщать объекты по ряду признаков (мебель, овощи, фрукты, одежда и пр.).
Речевое развитие
  • Завершение освоения речи;
  • улучшение дикции;
  • активное использование речи в жизни;
  • преимущественно «ситуативная речь», то есть та, что относится к происходящей в конкретный момент ситуации;
  • расширение словарного запаса до 2000 слов;
  • включение в описание 2–3 признаков предмета с элементами сравнения («мягкий, как пух»);
  • появление в устной неподготовленной речи простых распространённых и сложных предложений;
  • развитие умения рассказывать о мире вокруг в среднем в 25 словах (эта норма приближается к показателям детей старшей группы).
Творческо-эстетическое развитие
  • Появление произвольности и оригинальности творческой активности (малыши могут рисовать по собственным задумкам или придумывать сюжеты на заданную тематику, организовывать сюжетно-ролевые игры);
  • развитие исполнительских способностей (дети могут «играть» эмоции, необходимые для сюжета игры);
  • появление интереса к качеству своей деятельности (насколько ровно сложены блоки конструктора, чтобы конструкция собранного гаража не обвалилась);
  • формирование предпочтений в той или иной области творчества (рисование, конструирование, лепка, театральная деятельность и т. д.).
Трудовое развитие
  • Инициативное выполнение знакомых действий (к примеру, сложить игрушки в коробку);
  • развитие способности работать в парах, разделяя обязанности (например, один дежурный по группе раскладывает карандаши перед занятием по рисованию, а второй выдаёт каждому ребёнку по листу бумаги).

Это интересно. Для детей 4–5 лет характерно стремление к самостоятельности. Однако такая положительная тенденция имеет и оборотную сторону: неудачи, с которыми ребята неотвратимо сталкиваются, приводят их в недоумение. Когда таких «провалов» много, у ребёнка начинает возникать неуверенность в своих силах. В связи с этим педагогу необходимо своевременно использовать поощрение, поддерживая ребят как в успехах, так и в ошибках.

Дети играют в кафе

В среднем дошкольном возрасте дети стремятся играть вместе, а не просто рядом, как в младших группах

Цели развивающих занятий разных видов в средней группе

Содержание понятия «занятие» как способа осуществления непосредственной образовательной деятельности (НОД), которая по структуре соотносится с этапом развития детей конкретной возрастной группы, состоит в практической реализации целей и задач разделов учебной программы по разным векторам развития. Поэтому миссия занятий по развитию — это общая установка НОД в ДОУ с детьми определённого возраста. В связи с этим целями организации развивающих занятий в средней группе являются:

  • формирование умений и навыков, обеспечивающих гармоничное развитие детей 4–5 лет (обучение самостоятельно мыслить, развивать мышление, воображение);
  • обучение самостоятельному поиску решений той или иной задачи с опорой на имеющийся опыт и интуицию (к примеру, чтобы составить распорядок дня для куклы, ребята соотносят моменты её режима со своим распорядком);
  • воспитание умения работать в мини-группах и парах, распределяя ответственность за конечный результат.

Дети сидят в кругу с мячиками в руках

В среднем дошкольном возрасте у ребят активно развиваются мыслительные способности

Виды и задачи занятий по развитию в средней группе

Чтобы определить перечень задач, реализующих цели, обозначенные выше, необходимо указать виды образовательных курсов, в рамках которых эти задачи формулируются. В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) указаны следующие виды занятий в средней группе ДОУ:

  • ознакомление с окружающим миром или формирование целостной картины мира (ФЦКМ) — курс, реализующий область познавательного развития образовательной программы (1 час в неделю);
  • формирование элементарных математических представлений (ФЭМП) для выполнения целей и задач познавательной области (1 час в неделю);
  • развитие речи, определённое одноимённой областью образования (1 час в неделю);
  • физическая культура — занятие для осуществления миссии области «Физическое развитие» (3 часа в неделю);
  • музыка как способ реализации задач области «Художественно-эстетическое развитие»;
  • художественное творчество (2 часа в неделю, на которых реализуются такие направления, как рисование, лепка, аппликация и конструирование), призванное осуществить миссию художественно-эстетического развития.

Кроме того, если в детском саду есть специалисты нужного профиля, список занятий в средней группе расширяется:

  • хореографией;
  • логопедическими занятиями.

Задачи развития осуществляются и при выполнении режимных моментов (например, запоминание порядка проведения гигиенических процедур после прогулки тренирует память), и при проведении досуговых мероприятий (к примеру, во время проведения развлечения, дети, играя персонажей сюжета, развивают свои исполнительские способности).

Опосредованная образовательная активность, которая не ограничена рамками занятий, а сопровождает малышей на протяжении всего времени пребывания в детском саду, также создаёт основу для реализации задач развития:

  • навыков культуры гигиены в рамках развития навыков самообслуживания, понимания здорового образа жизни;
  • внимания;
  • эмоционально-волевой сферы;
  • интеллекта;
  • инициативности;
  • нравственных качеств личности и патриотизма.

Дети на физкультуре идут по массажным коврикам

Формирование стремления к здоровому образу жизни является важной задачей образовательной деятельности в ДОУ

Таблица: задачи развивающих занятий в средней группе

Направление образовательного процесса Задачи Образцы заданий На каких занятиях реализуются
Познание
  • Познакомить детей со счётом до 5 и понятием количества:
    • малыши пересчитывают предметы, сравнивают количество, выделяют равенства, неравенства;
    • расширяют понятийный аппарат словами «который по счёту», «больше», «меньше», «поровну»;
    • отрабатывают порядковый счёт;
    • развивают навык уравнивания множеств (двое детей, у Миши две конфеты, у Маши — три, что нужно сделать, чтобы конфет стало поровну).
  • Познакомить с понятием «величина предмета»: сравнение предметов по 1–2 критерию (длине и ширине, например).
  • Формировать понятие формы объекта: разъяснение различий между объёмными и плоскостными фигурами.
  • Обогатить сенсорный опыт: дети определяют цвет, размер, форму предметов.
  • Расширить знания о мире предметов (фабричных и рукотворных объектах, транспорте и пр.).
  • Познакомить с миром денег (воспитание бережливости, честности).
«Угости зайцев морковкой».
Цель: развивать умение делить поровну.
Суть упражнения: дети получают 5 картинок с изображением зайцев и пять с изображением морковки. Педагог просит разложить морковки в произвольном порядке, а затем поделить поровну, положить первому больше, чем третьему и т. д.
  • ФЦКМ;
  • ФЭМП;
  • развитие речи.
Социально-коммуникативное развитие
  • Формировать позитивные модели поведения при знакомстве с людьми или посещении поликлиники, детского сада, в транспорте;
  • стимулировать негативное отношение к тем, кто нарушает установленный порядок в обществе;
  • приучать детей к посещению учреждений культуры (кукольный театр, музей, цирк и др.).
«Способ примирения».
Цели:

  • развивать коммуникативные навыки;
  • учить искать способы разрешения конфликтов.

Педагог говорит, что два мальчика поссорились из-за игрушки на прогулке, и просит детей предложить свои варианты разрешения конфликта. Задание может носить форму беседы.

Любая НОД
Физическое развитие
  • Учить соблюдать технику движений при выполнении заданий (ходьба приставным шагом, лазанье по гимнастической стенке, опираясь на пальчики ног, коленки, ладошки);
  • тренировать занимать исходное положение;
  • отрабатывать навык игры с мячом (например, отбивать о землю до пяти раз);
  • развивать равновесие, стоя неподвижно, и в динамике;
  • учить строиться в шеренгу, колонну и в разных сочетаниях;
  • учить придавать движениям пластику и выразительность.
«Помоги щенку».
Цели:

  • развивать навык лазания по гимнастической стенке;
  • отрабатывать навык выполнять действие по команде водящего;
  • воспитывать отзывчивость к чужой беде.

Педагог объявляет, что маленький щенок играл на гимнастической стенке и застрял. Просит ребят помочь. Малыши по очереди залезают на стенку и дотрагиваются до игрушечного щенка — спасают его.

  • Физкультура;
  • утренняя зарядка;
  • хореография;
  • физкультпаузы.
Развитие речи
  • Стимулировать свободное общение малышей со взрослыми;
  • развивать диалогическую и монологическую форму речи, обогащать словарь и звуковую культуру речи;
  • воспитывать интерес к чтению;
  • стимулировать желание и умение слушать сюжеты и следить за ходом действия.
«Назови одним словом».
Цель: развивать умение обобщать объекты одним словом.
Педагог перечисляет объекты, а дети группируют их по категориям (тарелка, ложка, кружка — посуда; яблоко, груша, персик — фрукты и т. д.).
  • Развитие речи;
  • логопедические занятия.
Художественно-творческое развитие
  • Развивать творческие способности через участие в разных видах театрализации (сюжетно-ролевых играх, инсценировках);
  • расширить представления о видах театра (бибабо);
  • учить оценивать свои работы;
  • определять мотивы дымковской, филимоновской, городецкой росписи;
  • развивать навык объединения элементов в одну сюжетную композицию (в лепке, аппликации);
  • тренировать умение держать ножницы и вырезать по прямой и диагонали, делать квадрат, прямоугольник;
  • развивать навык пользования клеем;
  • совершенствовать конструкторские способности (комбинировать детали или элементы постройки);
  • отрабатывать навыки ориентации в пространстве (внутри, снаружи, впереди, сзади);
  • учить изготавливать простые оригами-игрушки;
  • развивать навык изготовления игрушек из бросового материала;
  • воспитывать гармоничный вкус при выборе сочетаний в постройках, поделках.
«Кто я?».
Цель: развивать выразительные способности детей;
тренировать догадку.
Сначала педагог жестами и мимикой показывает животное (человека определённой профессии), ребята отгадывают. Затем дети разбиваются по парам и поочерёдно загадывают друг другу животных, людей разных профессий, героев любимых мультфильмов и пр.
  • рисование;
  • лепка;
  • конструирование.

Задачи развития игры по Эльконину

В постсоветском пространстве, рассматривая вопросы развития детей, методисты и педагоги опираются на концепцию советского психолога Д. Б. Эльконина, который считал ключевым фактором развития ребёнка ведущий вид деятельности. Согласно этому подходу, именно ведущая деятельность оказывается движущей силой развития, обеспечивающей преобразования в психике ребёнка, то есть изменения в личностных характеристиках малыша и определяющих понятие взросления. Ведущим видом деятельности у детей среднего дошкольного возраста, согласно этой теории развития, является сюжетно-ролевая игра. Д. Б. Эльконин выделял следующие задачи развития игровой активности для ребят 4–5 лет:

  • учить соответствию игрового и реального действий (расширять спектр действий с предметами, к примеру, играя в «Больницу» дети привлекают не только игрушки набора врача, но и блокноты, ручки для рецептов);
  • помочь в распределении функций каждой роли («учитель» не только ведёт урок, но и проверяет тетради, делает записи в дневнике, журнале);
  • расширять количество игровых действий («мама» кормит, одевает, гуляет, купает «ребёнка»).

Двое детей играют в больницу

Сюжетно-ролевая игра является основой игровой деятельности детей средней группы

Методика организации занятий по развитию с детьми 4–5 лет

В методической литературе одним из самых сложных вопросов оказывается разграничение терминов «метод», «средство», и «приём» обучения. Поэтому прежде чем рассматривать эти понятия в контексте занятий на развитие дошкольников среднего возраста, сделаем небольшой экскурс в теорию.

Метод — комплекс способов достижения поставленной образовательной цели (обучающей, развивающей, воспитательной или объединяющей все 3 направления).

Приём — элемент, шаг в осуществлении метода на практике.

Средство — система объектов, предметов и явлений, позволяющих реализовывать приём и способствовать освоению новых знаний, умений и навыков. К средствам относятся:

  • игрушки (в том числе конструкторы, пазлы);
  • дидактические материалы;
  • технические средства обучения (компьютер, мультимедийный проектор и пр.);
  • краски с кисточками, карандаши, пластилин, глина и пр.;
  • книги;
  • явления природы (животные, растения);
  • речь.

В психолого-педагогической литературе можно встретить ещё один термин: методика. Этим понятием описывается система приёмов, реализующих метод. В практической деятельности методики представлены в двух видах:

  • комплексной программой, цель которой — формирование и развитие разносторонних способностей детей (развитие навыка чтения, письма, формирование умения сосуществовать в коллективе);
  • парциальной программой, то есть направленной на развитие узких способностей (например, изучение иностранного языка).

Что касается занятий по развитию в средней группе, то в них представлены как комплексные, так и парциальные программы.

Педагог с игрушкой на руке беседует с детьми

Педагог комбинирует образовательные методы и приёмы в зависимости от темы занятия

Таблица: методы и приёмы на занятиях по развитию в средней группе

Методы Приёмы Суть, цели Примеры
Наглядные Наблюдения Помогают отмечать изменения в окружающем мире и фиксировать их причины. Ознакомиться с картотекой наблюдений можно здесь.
Демонстрация Педагог своим примером показывает способ выполнения того или иного задания. В упражнении на развитие речи «Отбери предметы» педагог выставляет перед детьми предметы и, назвав изучаемый звук (например, [ч]), отбирает все предметы, в которых он встречается. Действия сопровождаются чётким произнесением слов.
Картинки Сопровождают любой вид деятельности, иллюстрируя порядок выполнения упражнений, сюжет художественного произведения, важную информацию для запоминания. Изучая тему «Грибы», дети с помощью иллюстраций развивают внимательность: педагог показывает муляжи грибов или рисунки, а ребята, сверяя с плакатом на стене, говорят, это съедобный или несъедобный вид.
Показ (мультимедийных презентаций, видеороликов) Используется для презентации материала, или как вариант демонстрации, чтобы дети, развивая навык имитации, осваивали, к примеру, новые комплексы утренней зарядки.
Словесные Вопросы Развивают мыслительную деятельность детей, а также позволяют проверить качество запоминания сюжета художественного произведения. После чтения рассказа Н. Носова «Затейники» вопросы могут быть такими:

  • Кто главные герои рассказа?
  • Чем занимались мальчики?
  • Кого испугались ребята?
  • Чем завершился рассказ?
  • Можно ли назвать мальчиков храбрыми и почему?
Инструкция Способствуют развитию навыка следовать указаниям, умения выделять главное. На занятии по рисованию на тему «Нетрадиционные техники рисования. Рисунок отпечатком листьев» инструкция по технике выполнения будет следующей: «Возьмите листок за черешок, окуните в краску. Сделайте отпечаток и дорисуйте недостающие части листа».
Указания Обычно используется в бытовых ситуациях, при выполнении режимных моментов: «Помойте руки», «Подготовьте всё необходимое для занятия по музыке» и пр.
Объяснение
  • Развивает навык составления логичных монологических высказываний;
  • помогает формировать собственный речевой образ.
На занятии по ФЭМП (тема «Как мы Зайке помогали») педагог объясняет понятия «широкий», «узкий» так: «В лесу две дорожки. Одна широкая, там сразу может пройти много людей, а другая узкая, там и один человек с трудом пройдёт. Нам нужно держаться вместе, чтобы помочь зайке, поэтому пойдём по широкой».
Беседа
  • Развивает навык составления диалогов;
  • стимулирует к отстаиванию собственной точки зрения.
В средней группе акцент делается на познавательные и этические беседы. Перейдя по ссылке, можно ознакомиться с картотекой бесед в средней группе.
Загадки, стихотворения
  • Развивают смекалку;
  • настраивают на рабочий лад (когда используются в качестве мотивации);
  • развивают чувство здоровой конкуренции (когда малыш хочет дать ответ быстрее товарищей).
На занятии по ФЦКМ на тему «Зимующие птицы» названия пернатых, не улетающих в тёплые края, можно представить загадками:

  • Чик-чирик!
    К зёрнышкам прыг!
    Клюй, не робей!
    Кто это? (Воробей).
  • Всё время стучит,
    Деревья долбит.
    Но их не калечит,
    А только лечит. (Дятел)
  • Спинкою зеленовата,
    Животиком желтовата,
    Чёрненькая шапочка
    И полоска шарфика. (Синица).

Физкультурное занятие можно начать рифмовкой:

  • Вам физкульт-ура, ура!
    Мы — здоровая семья.
    Утро — глазки открывай
    И кроссовки обувай.
    Шагом, бегом и прыжками
    В детский сад собрались с вами,
    С физкультурой мы друзья,
    Вам гип-гип, ура, ура!
Сказки
  • Развивают воображение;
  • мотивируют на изучение темы.
Сюжет должен иметь непосредственное отношение к теме занятия. Например, на уроке по развитию речи на тему «В гостях у сказки» дети сначала накапливают информацию, а потом собирают из картинок последовательность сюжета и пересказывают его.
Игровые Дидактические (обучающие) игры
  • Помогают усвоению, отработке и закреплению знаний, умений и навыков;
  • развивают навык работы в коллективе.
Примеры можно найти в картотеке обучающих игр для средней группы.
Подвижные игры
  • Способствуют физическому развитию малышей;
  • укрепляют все системы организма.
Примеры можно найти в картотеке подвижных игр для средней группы.
Театрализованные игры Развивают творческие способности детей. Примеры можно найти в картотеке театрализованных игр для средней группы.
Пальчиковые игры Тренируют мелкую моторику. Примеры пальчиковых упражнений можно найти здесь.
Практические Упражнения Способствуют запоминанию материала за счёт многократного повторения интеллектуальных или практических действий творческого, конструктивного или подражательного характера. На уроке по развитию речи при изучении темы «Осень» дети подбирают существительные к прилагательным «осенний», «осенняя», «осеннее», «осенние».
Опыты Развивают эвристический подход к получению знаний, развитию умений и навыков. Ознакомиться с примерами опытно-экспериментальной деятельности в средней группе можно здесь.
Моделирование В основе этого приёма — принцип замещения (реальный объект замещается условным: море — кусок ткани, кирпичи — блоки конструктора и пр.). Моделирование может быть частью подготовительного этапа сюжетно-ролевых игр: дети строят гаражи для игры «Водители» или собирают здание для игры «Больница».
Рисунки Развитие творческих способностей, умений передавать замысел художественными средствами изобразительности. Обычно используются в виде закрепления изученного материала. На занятии по теме «Округлые формы. Фрукты и овощи» дети рисуют пальчиками яблоню с яблоками, развивая навык передачи графического образа округлой формы.
Поделки На занятии лепкой для развития навыка сравнения объектов, а также для освоения умения составлять сюжетные композиции дети выполняют поделку из пластилина и семечек «Семейка ёжиков»:
Аппликации На занятии по художественному творчеству дети закрепляют навык разрезания бумаги на ровные полоски и продолжают развивать чувство цветовой гармонии аппликацией «Разноцветный коврик»: малыши приклеивают полоски цветной бумаги на подложку в определённой последовательности.

Фотогалерея: практические приёмы на развивающих занятиях

Проведение занятия по развитию в средней группе ДОУ

С детьми пятого года жизни проводят 10 развивающих занятий в неделю продолжительностью не более 20 минут.

Временной план занятия

Время НОД распределяется между четырьмя этапами:

  • вводным (педагог мотивирует ребят на работу над темой, используя загадки, рифмовки и пр.) — до 3 минут;
  • основным, на котором происходит разработка темы при помощи разных приёмов, а также проводится физкультминутка — до 10 минут;
  • этапом закрепления материала (отработка знаний, умений и навыков в практических упражнениях) — до 5 минут;
  • заключительным этапом — до 2 минут.

Это интересно. Основной этап и этап закрепления часто объединяются в один. Это происходит в том случае, если педагог закрепляет части материала отдельно, а не единым заданием.

Дети и педагог выполняют упражнение физкультминутки

Физкультминутка во время занятия предупреждает появление умственного перенапряжения дошкольников

Схема составления конспекта занятия

Составление плана урока — это 50% успеха его проведения. А ещё 15% даёт правильная структура конспекта.

Таблица: структура конспекта занятия по развитию в средней группе

Элемент структуры Пример
Тема занятия с указанием номера урока в системе изучения вопроса. «Путешествие в страну цветных карандашей» (рисование), № 2.
Группа
ФИО и регалии педагога
Цели
  • Развивать диалогическую и монологическую речь детей;
  • подвести к самостоятельному продолжению сказки, начатой педагогом.
Задачи
  • Закреплять знания детей об окружающей действительности, соотносить цвета с предметами;
  • учить правильно употреблять в речи прилагательные, образовывать слова при помощи суффиксов;
  • продолжать работу над чётким произношением слов и фраз;
  • продолжать учить находить определённый звук в словах;
  • упражнять в умении делить слова на части, пользоваться схемами;
  • понимать и объяснять понятия «звук» и «буква», гласные и согласные, твёрдые и мягкие;
  • развивать внимание, память, мышление;
  • способствовать развитию связной речи, артикуляционного аппарата, фонематического слуха;
  • воспитывать желание заниматься, усидчивость и умение выполнять задания педагога.
Ход занятия Описание каждого этапа с обязательным включением физкультпаузы в основную часть занятия.

Воспитательница показывает детям цифру три

Готовый конспект занятия позволяет увидеть целесообразность использования конкретных методов и приёмов в работе над темой

Таблица: конспект занятия по развитию (ФЦКМ) на тему «К нам весна шагает быстрыми шагами» в средней группе (фрагмент)

Автор Тополь Т. В., воспитатель МБДУ «Светлячок», с. Воинка, Республика Крым.
Вводный этап В.: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, какому времени года будет посвящено сегодняшнее занятие.

  • Приходит с добром,
    Веет теплом,
    Светом солнечным красна,
    А зовут её … (Весна).
Основная часть В.: Вы рады весне? Мы долго ждали весну, значит, какая весна? (Долгожданная). Какое настроение возникает у вас, когда вы говорите о весне? (Весёлое, хорошее, задорное, прекрасное…). Давайте вспомним, какое ещё бывает настроение.
Дидактическое упражнение «Найди настроение. Покажи настроение»…>
<… Подвижная игра «Весна, весна красная».

  • Весна, весна красная! (Дети идут по кругу, взявшись за руки)
    Приди, весна, с радостью,
    С радостью, с радостью, (Идут в другую сторону)
    С великой милостью:
    Со льном высоким, (Останавливаются, поднимают руки вверх встают на носочки, вдох)
    С корнем глубоким, (Приседают, опускают руки, выдох)
    С хлебами обильными. (Взявшись за руки, бегут по кругу).

Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет!»…>

<… Пальчиковая гимнастика «Кап-кап-кап, звенит капель».

  • Кап-кап-кап, звенит капель,
    Это к нам пришёл апрель. (Дети барабанят пальцами по столу, имитируя игру на пианино)…>
<… В.:

  • На солнышке согрелась ель,
    Подтаяла сосна,
    Идёт апрель,
    Звенит капель.
    На улице весна.

Название какого месяца вы услышали в стихотворении? Какие ещё весенние месяцы знаете? (Ответы детей).
Давайте дружно скажем: «Март, апрель, май — их не забывай». (Повторяют).
Так что же весной ярко светит, греет, припекает? (Солнце). Давайте позовём солнышко.
Закличка «Солнышко» (с хлопками).

  • Солнышко ясное, нарядись! (Хлопают по плечам, скрестив руки на груди)
    Солнышко красное, покажись! (Хлопают в ладоши)
    Платье алое надень, (Хлопают по коленям)
    Подари нам красный день! (Хлопают над головой).

Воспитатель вносит нарисованное солнце с одним лучом.
В.: Солнышко, пока к нам добиралось, все свои лучики раздарило. Надо как-то исправить положение. Давайте поиграем с лучом.
Зрительная гимнастика «Лучик вверх, лучик вниз».

  • Лучик вверх, лучик вниз,
    Лучик детям улыбнись,
    Вправо, влево посмотри,
    Вокруг солнца обойди.

В.: Что же можно сделать? (Ответы детей)…>

Закрепление материала <… В.: Солнышко благодарит вас за помощь и приглашает поиграть со своими друзьями — солнечными зайчиками.
Игра с зеркальцами.

  • Скачет зайчик по стене
    И подмигивает мне.
    Перепрыгнул на картину,
    Задержался на ботинке,
    Поплясал на потолке,
    Притаился в уголке.
    Вот и спрятался в кроватке.
    С нами он играет в прятки.
    1, 2, 3, 4, 5,
    Мы идём его искать…>
Заключительный этап <… В.: Наше занятие заканчивается. Вы все меня порадовали. А весна с нами не прощается, её следы мы будем замечать везде. Согласны?
Цит. по: https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-v-sredney-gruppe-po-fckm-945596.html

Видео: занятие по развитию речи «Весна проснулась» в средней группе

Видео: занятие по ФЭМП «В гости к Карлсону» в средней группе

Видео: физкультурное занятие в средней группе

Диагностика развития воспитанников средней группы

Мониторинг развития дошкольников проводится 2 раза в год: в сентябре и мае. Это позволяет оценить деятельность каждого ребёнка по всем образовательным направлениям в динамике (познавательное развитие, физическое, речевое, социально-коммуникативное и художественно-творческое). Алгоритм анализа установлен ФГОС. Перейдя по ссылке, можно ознакомиться с диагностическими картами и критериями оценивания показателей развития детей 4–5 лет.

Дети стоят вокруг макета Солнечной системы

Диагностика позволяет увидеть прогресс во всех направлениях развития детей

Особенности развития детей средней группы являются определяющим фактором при формулировании целей и задач занятий. Формирование созидательного отношения к миру, завершение освоения речи, интерес к групповым играм со сверстниками — всё это помогает педагогу составлять полезные и интересные занятия по разным направлениям образовательного процесса. А регулярный мониторинг развития дошкольников позволяет увидеть результаты методической работы воспитателя.

  • Автор: Наталья Василишин
  • Распечатать

Высшее филологическое образование, 11 лет стажа преподавания английского и русского языков, любовь к детям и объективный взгляд на современность — ключевые линии моей 31-летней жизни. Сильные качества: ответственность, желание узнавать новое и самосовершенствоваться.

Оцените статью:

  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1

(10 голосов, среднее: 4.8 из 5)

Поделитесь с друзьями!

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Детский сад 68

Приморского района

.

Непосредственно – образовательная деятельность  по

Развитию речи

Тема

« Вперед! В грибной лес!»

Для воспитанников младшей группы

С использованием технологии информационного обучения

                                                                                  Антосева Лариса Владимировна

         Воспитатель

                                                 Санкт-Петербург

         2021

Цель: формирование знаний детей о царстве грибов.

Задачи:

Образовательные: Расширять знания детей о грибах (названии, месте произрастания, строении);

учить различать съедобные и несъедобные грибы. закрепить представления детей о лесе; познакомить с названиями грибов, их внешними признаками, строением, обобщающим словом «Грибы».
Развивающие: Развивать активный словарь детей (названия грибов) Учить согласовывать числительные с существительными, образовывать прилагательные от глаголов; закрепить употребление предлогов; развивать зрительное внимание и восприятие, речевой слух, память, координацию речи с движением; уточнить, расширить и активизировать словарь по теме  «Грибы»;

Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к природе, дружелюбие. формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности;

Ход занятия:

1) Приветствие.

– Здравствуйте, ребята!

2) Мотивация к занятию. Эмоциональный настрой: звучит запись «Голоса леса».

Воспитатель:  Сегодня я хочу предложить вам путешествие в осенний лес. А чтобы попасть в лес, надо сесть на автобус и уехать далеко от детского садика.

А во время нашего пути я предлагаю вам отгадать загадку.

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

С виду он похож на зонтик,

Только меньше во сто крат.

Коль гроза на горизонте,

Он бывает очень рад.

Если дождик и тепло,

Он считает – повезло!

Ответы детей. (Гриб)

В: Правильно! Мы сегодня пойдем по грибы. А что в лесу мы можем о них узнать?

Д: названия грибов, где растут, как их нужно собирать.

В: Хорошо. Мы узнаем. Ребята вот мы и приехали, выходим из автобуса. Вот и лес. Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес.

Ребята, вспомните, мы с вами читали сказку, смотрели мультфильм «Под грибом». Что удивило муравья, когда  закончился дождь, и он выбрался из-под гриба?

Д: Сначала муравью одному было мало места, а потом всем место нашлось.

В: Как же получилось, что сначала под грибом и одному тесно было, а потом всем пятерым место нашлось?

Д: Пока шёл дождь гриб вырос.

В: Правильно, грибы растут после дождя. А в какое время года бывает больше всего грибов?

Д: Осенью.

В:  Мы с вами попали в настоящее царство грибов. Грибы очень разнообразные. Все ли грибы можно собирать?

Д: нет, есть съедобные  и несъедобные (ядовитые).

В: почему грибы называют несъедобными?

Д: Их нельзя употреблять в пищу.

Вь: Правильно! Помните, что не каждый гриб в корзину кладут. Есть грибы ядовитые (несъедобные). Есть в них яд, который может вызвать отравление. Собирать грибы нужно только хорошо известные вам. Посмотрите, пожалуйста, на картинки и постарайтесь определить, какие грибы несъедобные.

Д: мухомор.

В: Правильно, но есть ещё и бледная поганка, ложные опята.

(Демонстрация и рассказ воспитателя)

МУХОМОР — самый распространенный ядовитый гриб. Ножка длинная, есть белый воротничок. Шляпка красная, круглая, в белую крапинку.

Возле леса на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый мухомор.

Шляпка красная, в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

 Не правда ли, красавец? Алый кафтан, белые крапинки. Но не спешите сшибать мухоморы ногами и топтать их.  Есть их нельзя, но люди научились делать из них лекарство.

Пальчиковая гимнастика «Грибы»

Раз, два, три, четыре, пять!                «Шагают»  пальчиками по столу

Мы идем грибы искать

Этот пальчик в лес пошел                Начинают загибать по одному пальчику, Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик жарить стал,

Этот пальчик все съел

Потому и потолстел.

В: Сбор грибов называют «тихой охотой». Мы в лесу не хозяева, а гости.  А если пришли в гости – уважайте хозяев леса – растительный и животный лесной народ. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Но перед тем как собирать грибы, мы должны узнать правила сбора грибов:

1.Грибы можно собирать только вместе со взрослыми, которые хорошо знают лес;

2.Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;

3.Не раскапывать грибницу—она может высохнуть, если не прикрыта листвой;

4.Не собирать грибы у проезжей части;

5.Собирать только известные грибы;

6.Не срывать старые и очень маленькие грибы.

7.Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их — можно повредить грибницу.  А что такое грибница?

Д: затрудняются ответить.

В: Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего?

Д: Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы новые грибы не вырастут.

В: Верно, грибы нельзя вырывать из земли вместе с грибницей. Погубив грибницу, вы не найдете больше на этом месте грибов. А ведь грибницы некоторых грибов живут сотни лет! Если вы нашли лесной клад — молодой свежий гриб, его нужно срезать ножом. А грибницу слегка присыпать землей, прикрыть листвой или веткой хвои и крепко прижать ладонью, чтобы на следующий год снова вырос гриб. Настоящий грибник, находя хороший гриб, сначала полюбуется им, запомнит, где этот гриб вырос, и только потом осторожно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз. Вот какие подарки преподносит нам лес.

Дыхательная гимнастика

Теперь вы грибники. Тихо пойдем по лесу, вдыхаем свежий запах опавшей листвы, собираем грибы. Внимательно смотрим под ноги, поднимаем нижние ветки (собирают грибы). Дети встают и ходят по группе, находя расставленные грибы (муляжи) и складывают в корзину.

 Затем дети садятся на «пенёчки» (расставленные полукругом стульчики).

Воспитатель: Как можно назвать одним словом то, что вы собрали?

Дети: Грибы.

Рассказ воспитателя о грибах.

Грибы растут в лесу: на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на пнях. У грибов есть шляпка и ножка.

Воспитатель вынимает из корзины по одному грибу и описывает вместе с ребёнком  внешний вид и особенности строения  (размер, форма и цвет шляпки и ножки, особенности произрастания)

БЕЛЫЙ ГРИБ — шляпка коричневая, круглая, ножка толстая.

В глухом бору стоять привык.

ПОДБЕРЕЗОВИК — растет в основном под березой, шляпка круглая, ножка тонкая, высокая, шляпка темно-коричневого цвета.

ПОДОСИНОВИК — с красной шляпой, ножка высокая.

ЛИСИЧКИ — желтого цвета, с невысокой ножкой, шляпка вогнутая.

ОПЯТА — грибы светло-коричневого цвета на тонких ножках с «воротничком», растут «семьями».

Где любят расти опята? (Ответы детей). Верно, на пеньках. Слово «опенок» происходит от слова «пень». С одного пенька целую корзинку опят можно насобирать.

Это МАСЛЯТА. Уж до того дружные ребята, что целыми семьями из земли лезут. Маслята – сосновые детки. Это значит, что они растут  под какими деревьями?

Дети: Под соснами.

Воспитатель: Взгляните, к шляпкам маслят прилипли и травинка и хвоинка. Почему?

Дети: наверно потому, что липкие, масляные.

Воспитатель: Да потому, что шляпка у них блестящая и липкая, как бы маслом смазана. Очень вкусные грибочки маслята.

Познакомить  детей  с многозначными словами: лисички, шляпка, ножка.

Объяснить разницу в значениях этих слов. Путем сравнения.

Физкультминутка:

Звучит музыка – песня «Вот мы в автобусе сидим»

Дети, сидя на стульчиках, подпевают и показывают движения.

Воспитатель: Ребята, мы приехали обратно в детский сад. У нас в корзинке много грибов. А можно ли есть грибы сразу после того как мы их собрали?

Ответ детей: Нет.

Воспитатель: Их нужно приготовить, вот и узнаем, умеете ли вы готовить грибы.

Дидактическое упражнение «Приготовим грибы».

 -Если грибы сварить, то они будут вареные,

-а если грибы пожарить, тогда они будут жареные,

-если засолить, они будут соленые,

— если замариновать,  они будут маринованные,

— засушить — сушеные.

Заключительная часть.

Воспитатель: Сейчас мы с вами подведём итоги нашей прогулки. Что нового вы узнали? Где растут грибы? Какие бывают грибы? Какие можно собирать грибы, а какие нельзя? С кем можно ходить в лес за грибами?

(Ответы детей)

Дети: Где растут грибы, съедобные и несъедобные, части гриба, как и где нужно собирать грибы.

Воспитатель: Молодцы! Когда  пойдете в лес за грибами с родителями, расскажите о своих наблюдениях!

Открытое
интегрированное занятие в средней группе №2 «Пчелки»

Тема: 
« В поисках  сюрприза».

Воспитатель:
Шагжитарова М.В.

Тип
занятия:  актуализация ранее полученных знаний.

Вид
занятия: занятие-путешествие

Цель:

1.     Доставить
детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

2.     Поддерживать
интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя
целеустремленность, взаимопомощь.

3.     Закреплять
знания полученные ранее.

Задачи:

Обучающие:

1. Упражнять в счёте в пределах 4

2. Закрепить
представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические
фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие:

1. Развивать
логическое мышление, сообразительность, внимание.

2. Формировать
мыслительные операции, развивать речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать
самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно.

2. Воспитывать
интерес к математическим занятиям.

Методические
приёмы:

— Игровой
(использование сюрпризных моментов).

— Наглядный
(использование иллюстрации).

— Словесный
(напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

— Поощрение, анализ
занятия.

Материалы и оборудование:

— конверт
с письмом, мяч, пять ключей разного цвета,


книга, карточки с изображением геометрических фигур; предметные карточки;


елка, синие и желтые елочные шары;


игры танграм по количеству детей, ободки с цифрами;


сундук, воздушные шары;

Ход занятия

Организационный
момент.

Мы построим ровный круг,

Справа друг и слева друг.

Дружно за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся!

У всех хорошее
настроение?

Все забыты огорчения?

Ребята,
у нас сегодня гости. Поздоровайтесь. (Здороваются с воспитателями).

-Ребята, слышите?
Кто то стучится? Это пришел почтальон и принес нам письмо.Давайте прочитаем,
что написано на конверте: письмо адресовано детям средней группы №2 «Пчелки»,
значит, ребята, это письмо адресовано нам. Странно, а имя отправителя не указано.
Давайте же скорее откроем конверт и посмотрим, что нам написали.

-А в конверте
листочек с загадкой, если мы ее угадаем, то узнаем, кто написал нам это
письмо.(читаю загадку).

Длинные уши, зовется косой,
Очень боится быть пойман лисой,
Скачет, петляет, но это не танец,
Так удирает от хищников … . (Заяц)

Это письмо от зайчика! Вчера на нашем занятии мы помогли
зайчику построить домик, а сегодня он написал нам письмо, давайте прочитам его
:

«Здравствуйте,
дорогие ребята! Я приготовил для вас сюрприз. Он находится вашей группе. Для
того, чтобы его найти нужно выполнить несколько заданий. Задания находятся в
конвертах, на которых лежат ключи. Если вы выполните их правильно, то узнаете,
где спрятан сюрприз.
Но чтобы добраться до сюрприза, вам нужно отправиться
в путешествие по островам. На каждом из них нас ждут задания-испытания, они
очень сложные, и справиться с ними смогут только очень внимательные,
сообразительные, ловкие, те, кто умеют слушать и думать. На каждом острове за
выполненное задание-испытание вы сможете получить ключи-помощники.
Вы готовы
к путешествию? Тогда удачи! Счастливого путешествия!»

-Как
вы думаете, ребята, на чем можно отправится путешествовать?

(ответы
детей)

-Ребята, есть у меня волшебный
«ковер-самолет» мы на нем и отправимся путешествовать.

 (Разворачиваю «ковер-самолет», а
там дырки в виде геометрических фигур.)

 -Ковер у нас оказался в дырках, мы
не сможем отправиться на нем путешествовать.

 -Это мышка прогрызла наш
«ковер-самолет», давайте отремонтируем, поставим заплатки,  но дырки здесь необычной
формы.

На подносе лежат геометрические фигуры.
Дети накладывают и определяют те «заплатки», которые подходят для дырки на
ковре.

-Называйте какую геометрическую фигуру вы
берёте.

-Вставайте на ковер-самолет , повторяйте
волшебные слова и начинаем полёт.

 С вами мы уже
в полёте. На ковре, на самолёте.

 Он по небу быстро
мчится, что же с нами приключиться?

 Сядем мы вот в
этом месте -будет очень интересно!

А
вот и первый остров.

Задание.

I .Игра “Наоборот”

— На
этом острове всё наоборот: рыбы летают, птицы живут в воде, ночью светит
солнце, летом идёт снег. Вот и наше задание на этом острове называется “Наоборот
(с мячом):


низкий — высокий, длинный – короткий, узкий – широкий, мягкий – твёрдый, лёгкий
– тяжёлый, горячий – холодный, чистый – грязный, пустой – полный.

Воспитатель: Молодцы,
справились с заданием!

Воспитатель:Ребята,
какой это ключ по счету, по цвету? (Первый, красный). Отправляемся дальше. Обыгрывается
ситуация с ковром-самолетом — дети руками имитируют летающие движения.

ФИЗМИНУТКА

II. Остров “Геометрических
фигур”

Лежит
книга “Геометрических фигур”. Вверху одной страницы прикреплен квадрат, на
другой – треугольник, на третьей – круг, на четвертой – прямоугольник, на пятой
— овал. На столе разбросаны картинки с изображением предметов похожих на геометрические
фигуры.

Задание.

— Ветер
растрепал книгу, а картинки, которые похожи на геометрические фигуры, все
выпали из своих страниц. Может быть, мы поможем книге “Геометрических фигур”? Надо
все картинки разложить по своим страницам.

Отыщите
страничку с фигурой, у которой нет углов и которая похожа на солнце. Миша,
какая это фигура? (Круг)


Возьмите страничку, на которой расположена фигура, у которой есть три угла и
три стороны. Вова, какая это фигура? (Треугольник)


Найдите страницу, где есть фигура без углов, которая похожа на круг, но
вытянута. Арина, какая это фигура? (Овал)

— Найдите
страницу, которая имеет 4 угла и 4 одинаковые стороны.(квадрат)


Как называется фигура, которая тоже имеет четыре угла и четыре стороны, но по
длине стороны разные (прямоугольник). Какая это фигура ?

— А
теперь найдите на своих картинках предметы, имеющий такую же форму, как у вас
на странице. (Дети картинки приклеивают на соответствующие страницы книги)

— Ребята,
какой это ключ по счету, по цвету? (Второй, зеленый)

А
теперь полетели дальше!

III.  Oстров
“Математических загадок”


Смотрите, ребята, цифры уже готовятся к Новому году. Елочку поставили, а
украсить ее забыли. Давайте им поможем.

Задание.
Каждый ребенок развешивает по одному шару (синие и желтые шары)

— Давайте
посчитаем синие шары

— А
теперь давайте посчитаем желтые шары


Чего больше синих или желтых шаров?


Вот и этот ключ — помощник наш. Какой ключ по счету? Цвету?(третий, синий)

— С заданием
справились!

А
теперь полетели дальше!

IV. Работа за столами.

(ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА)

Ребята,
присаживайтесь за столы, посмотрим какое задание нас ждет здесь.

Задание
:   1.У вас на столах игра, как она называется?  (танграм)

Давайте
соберем картинку.

Гимнастика для глаз

«Отдыхалочка»

Мы играли, мы играли

Наши глазки так устали

Мы дадим им отдохнуть,

Их закроем на чуть — чуть.

А теперь их открываем

И немного поморгаем.

                  
2.Превратитесь в живые цифры, и станьте по порядку.


вот и наш следующий ключ, какой по счету? Какого цвета?(четвертый,желтый.)

-Летим
дальше?

-Ну вот ребята, мы
и добрались до сюрприза, посмотрите какой красивый сундук, но что бы его
открыть, нужно посчитать все ключи, которые мы получили, и развесить их в
порядке убывания, от большого к маленькому. Когда задание будет выполнено
правильно, сундук откроется!.

Молодцы!
А теперь вперед шагните и сюрприз получите!

(Дети
открывают сундук, оттуда вылетают воздушные шары)

Самооценка.

Полина,
что особенно тебе понравилось в нашем путешествии?

Ваня,
с какими трудностями ты столкнулся? А что для тебя было легко?

Вы
ребята – большие молодцы! Вы правильно выполняли все задания. Вы заслужили этот
сюрприз! Играйте на здоровье!

Самоанализ открытого
интегрированного занятия в средней группе №2 «Пчелки»

Тема: 
« В поисках  сюрприза».

Воспитатель:
Шагжитарова М.В.

Занятие
осуществлялось в соответствии с конспектом. Конспект составлен самостоятельно, в соответствии
с задачами основной общеобразовательной программы, соответствующими данному
возрасту детей.

Выполняя
рекомендации ФГОС, мной были поставленные следующие цель и задачи:

Цель:

1.     Доставить
детям радость и удовольствие от игр развивающей направленности.

2.     Поддерживать
интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя
целеустремленность, взаимопомощь.

3.     Закреплять
знания полученные ранее.

Задачи:

Обучающие:

1. Упражнять в счёте в пределах 4

2. Закрепить
представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические
фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).

Развивающие:

1. Развивать
логическое мышление, сообразительность, внимание.

2. Формировать
мыслительные операции, развивать речь.

Воспитательные:

1. Воспитывать
самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять её
самостоятельно.

2. Воспитывать
интерес к математическим занятиям.

Методические
приёмы:

— Игровой
(использование сюрпризных моментов).

— Наглядный
(использование иллюстрации).

— Словесный
(напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

— Поощрение, анализ
занятия.

С детьми была проведена
следующая предварительная работа:

-обучение количественному и порядковому
счету в пределах 4;

-знакомство с геометрическими фигурами;

-знакомство с игрой «Танграм»

Занятие проводилась в игровой форме,
структура была составлена с учетом смены детской деятельности. Она
состояла из трех этапов:

1 этап. Организационный:

Ставит целью организовать детей, привлечь внимание, вызвать
интерес детей к занятию.

2
этап. Основной.

Дети
выполняли задания , что бы найти сюрприз, который приготовил зайчик

3этап. Рефлексия.

В ходе совместной
деятельности
 были
использованы м
етодические приёмы:

— Игровой
(использование сюрпризных моментов).

— Наглядный
(использование иллюстрации).

— Словесный
(напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

— Поощрение, анализ
занятия.

В ходе совместной
деятельности
 были
соблюдены нормы СанПиНа, учтена умственная, физическая и эмоциональная
нагрузки. Все дети были активны, эмоциональны и заинтересованы в течение всей деятельности.
Осуществлялся индивидуальный дифференцированный подход к каждому ребёнку, в
заключение проведена оценка деятельности детей.

Считаю, что
мне удалось реализовать поставленные задачи. Дети с удовольствием выполняли
предложенные им задания, были внимательны и инициативны.

Цель: учить детей передавать в рисунке впечатления от праздничного салюта; познакомить детей с новой

Содержание: учить детей употреблять слова приветствия; формировать у детей навыки совместной деятельности, развивать потребность

Задачи: учить прилагать усилия для преодоления трудностей; установить положительный эмоциональный контакт; формировать осознание необходимости

Цель: продолжать упражнять детей в ориентировании в частях суток (утро, день, вечер, ночь), определении

Цель: обобщить и закрепить знания о характерных признаках осени; умение различать листья разных деревьев,

Цель: формировать элементарные представления детей о Вселенной, галактиках, Солнце, взаимосвязь человека с Космосом, дать

Цель: создание доброжелательной атмосферы, создание у детей радостного настроения, положительного отношения к детскому саду,

Цель: расширить и углубить знания детей о свойствах песка «сухой, мокрый», познакомить с понятием

Цель: обобщить знания детей об осенних изменениях в природе, жизни животных, людей; закрепить знания

Цель: продолжать учить детей составлять краткое описание объекта и описательные рассказы с использованием мнемотехники

Интегрированное занятие для детей средней группы «Сказочное путешествие»

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • Продолжать знакомить детей с русскими народными и авторскими сказками.
  • Учить детей отгадывать загадки, построенные на описании и сравнении сказочных персонажей.
  • Учить детей передавать соответствующие эмоции в музыкально-игровых упражнениях и изобразительной деятельности.
  • Закреплять умение сохранять правильную позу при рисовании.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать у детей творческое восприятие, мышление, память, воображение; использовать для воплощения образа известные выразительные средства (мимику, жесты, интонацию).

Воспитательные задачи:

Воспитывать эмоциональное восприятие, любовь к русским народным и авторским сказкам; желание прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.

Предварительная работа:

Знакомство с русскими народными сказками «Теремок», «Репка», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Маша и медведь», «Заюшкина избушка».Английской сказкой «Три поросенка» в обработке С.Михалкова.

Материалы и оборудование:

  • Сундучок;
  • Набор игрушек (колобок, теремок, волк и семеро козлят, курочка ряба, 3 поросенка);
  • Иллюстрации к сказкам: «Репка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Заюшкина избушка», «Маша и медведь»;
  • Иллюстрации с изображением петушка, зайчика, медведя, лисы);
  • Цветные карандаши (на каждого ребенка);
  • Магнитофон;
  • Аудиозаписи;
  • Письмо из «Города сказок»;
  • Маски по количеству детей (зайчик, медведь, лисичка).

Начало сказочного путешествия:

Детская деятельность — коммуникативная.

Воспитатель вносит в группу письмо.

— Ребята, к нам в группу пришло письмо из « Города сказок». Давайте откроем и прочитаем, что там написано? Воспитатель открывает письмо.

— Ребята, здесь написано, что в городе сказок приключилась беда, все сказочные герои перемешались и волшебник просит нас помочь им попасть каждому в свою сказку. Поможем им ребята? (Ответ детей).

— Как вы думаете, а на чем можно отправиться в путешествие? ( Ответы детей) . А мы с вами отправимся на поезде, но не на простом, а на волшебном! Ребята, вы готовы отправиться в сказочное путешествие? (Ответ детей).

Тогда становитесь, пожалуйста, за мной и мы на веселом поезде отправляемся в сказочное путешествие!

Детская деятельность – двигательная, музыкально-художественная, игровая.

Под музыку «Поезд» из сборника Татьяны Суворовой, ребята с воспитателем отправляются в путешествие.

1остановка «Сундучок с загадками».

Детская деятельность — коммуникативная, чтение художественной литературы.

На столе стоит сундучок.

— Ребята, посмотрите какой красивый сундучок нас встречает! Но он заперт и никак не получается его открыть. А я знаю секрет — нам с вами нужно отгадать загадки и тогда волшебный сундучок откроется! (Воспитатель загадывает детям загадки, ребята отгадывают и после каждой отгадки воспитатель достает из сундука игрушку-отгадку).

Где и когда приключилось такое,

Мышка разбила яйцо золотое.

Дед горевал. И печалилась баба.

Только кудахтала… (курочка ряба)

Только козой закрылась дверь

Тут как тут уже голодный зверь…

Знает сказку каждый из ребят,

Это… (волк и семеро козлят)

Он от дедушки ушел,

Он от бабушки ушел.

Круглый сам, румяный бок,

А зовется… (колобок)

Он не низок не высок

И не заперт на замок,

Весь из бревен из досок

Стоит в поле… (теремок)

Серый волк за братьями гонялся

В лапы ни один ему не дался.

Весело живут, смеются звонко

В домиках своих… (три поросенка)

— Какие вы молодцы ребята, все загадки отгадали. Но нам нужно отправляться дальше.

Детская деятельность – двигательная, музыкально-художественная, игровая

Под музыку «Поезд» ребята становятся за воспитателем и едут дальше.

2 остановка «Продолжи сказку».

Детская деятельность — коммуникативная, чтение художественной литературы.

На столе лежат иллюстрации к сказкам.

— Ребята, поезд у нас с вами не простой, вот и остановки не простые. На этой остановке мы с вами будем выполнять вот такое задание: я буду начинать сказку, а вы – продолжать.

Воспитатель: Тянут потянут…

Дети: …

Воспитатель: высоко сижу…

Дети: …

Воспитатель: не садись на пенек…

Дети:….

Воспитатель: не пей братец из лужицы…

Дети:…

Воспитатель: заяц построил избушку лубяную…

— Какие вы все молодцы ребята, сколько сказок много знаете! Но нам нужно ехать дальше.

Детская деятельность – двигательная, музыкально-художественная, игровая.            

Под музыку «Поезд» дети становятся за воспитателем и едут дальше.

3 остановка «Волшебные превращения».

Детская деятельность – игровая, двигательная, коммуникативная.

На столе лежат маски для игры.

— На этой остановке мы с вами, ребята ,немножко поиграем и превратимся в героев сказок.

— Превратимся в героев сказок ребята? (Ответ детей).

— Тогда: раз, два, три – детей в медведей преврати! (Ребята надевают маски )

Воспитатель читает стихотворение и все вместе выполняют движения, в соответствии с текстом:

Медведь по лесу бродит,

От дуба к дубу ходит.

Находит в дуплах мед и в рот его кладет.

Облизывает лапу

Сластена косолапый.

А пчелы налетают

Медведя прогоняют.

(Стихотворение повторяется 2 раза, после каждого предложения объяснение воспитателя).

— Как здорово вы играли ребята! Какие у нас были хорошие медвежата! Теперь: раз, два, три — медвежат в детей обратно преврати (дети снимают маски и кладут их на стол).

— А сейчас мы с вами превратимся в маленьких зайчиков. Раз, два, три — детей в зайчат преврати! (ребята надевают маски зайчат).

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздается

Кто-то по лесу крадется.

Заяц путает следы

Убегает от беды

Прыгнул вбок и обернулся.

И под кустиком свернулся

Словно беленький клубок

Чтоб никто найти не смог.

— Как хорошо мы с вами играли ребята! А теперь: раз, два, три — зайчат в ребят обратно преврати (ребята снимают маски и кладут на стол).

— А сейчас, ребята, мы превратимся в хитрую лису. Раз, два, три — ребят в лисичек преврати! (ребята надевают маски).

У лисицы острый нос

У нее пушистый хвост

Шуба рыжая лисы

Несказанной красоты.

Лиса павою похаживает

Шубу пышную поглаживает.

Я охотницы до птицы

Кур ловить я мастерица,

Как увижу – подкрадусь

И тихонька затаюсь.

После прыгну и схвачу

Деткам в норку отнесу.

— Молодцы ребята, а сейчас: раз, два, три — лисичек в детей обратно преврати (ребята снимают маски и кладут на стол).

— Понравилось вам быть сказочными героями? Молодцы ребята! Но нам нужно торопиться дальше.

Детская деятельность – двигательная, музыкально-художественная, игровая.

Под музыку «Поезд» дети собираются в поезд и отправляются.

4 остановка «Сказочная мастерская»

Детская деятельность – коммуникативная, продуктивная, музыкально-художественная.

На столе лежат картинки, с незаконченным изображением сказочных героев, цветные карандаши. Воспитатель обращает внимание детей на игрушку «Зайчик».

— Ребята , кто это нас встречает?(Ответ детей). Ребята, зайчик почему то плачет.. Давайте спросим у него, что случилось?(Ответ детей).Зайчик «рассказывает» воспитателю, что случилось.

— Ребята, зайчик рассказал мне, что художник, который рисовал сказки, забыл дорисовать некоторых героев и теперь ребята не смогут прочитать много новых сказок. Поможем зайчику дорисовать сказочных героев?(Ответ детей).

На столе лежат картинки с героями и цветные карандаши, воспитатель предлагает детям выбрать себе картинку с изображением сказочного героя и сесть за стол, чтобы дорисовать его. (Воспитатель предварительно обсуждает с ребятами, что нужно дорисовать каждому герою. В воздухе все вместе показывают как нужно дорисовать уши хвост, глаза, нос).

Ребята выполняют задание под звучание спокойной музыки В.Дашкевича «Приходи сказка».

Педагог (если в этом есть необходимость) помогает каждому ребенку справиться с заданием.

— Вот зайчик посмотри, ребята помогли тебе, и так здорово дорисовали всех сказочных героев!

— Дети, вам понравилось в «Городе сказок»? (Ответ детей)

— Но нам с вами, ребята, необходимо возвращаться. Давайте сказочных героев оставим зайчику, попрощаемся с ним и отправимся обратно в детский сад.

Детская деятельность – двигательная, музыкально-художественная, игровая.

Под музыку «Поезд» ребята «отправляются в путь».

Итог сказочного путешествия.

Детская деятельность – коммуникативная.

Вернувшись «в детский сад» воспитатель спрашивает у детей:

Где мы сегодня с вами побывали?

На чем мы туда добирались?

Какие сказки мы отгадывали?

Что вам больше всего понравилось?

Педагог хвалит детей и говорит о том, что сказочные герои благодарят ребят за помощь и дарят им эти волшебные маски.

Используемая литература:

1. Гриценко З.А. «Ты детям сказку расскажи» М:Линка-Пресс,2003

2. Гриценко З.А. «Положи твое сердце у чтения» М:Просвещение,2003

3. Кондрыкинская Л.А.,Вострухина Т.Н. «Художественная литература в развитии творческих способностей старших дошкольников». Занятия, досуги, игры Москва, 2006

4. Стрельцова Л.Е. «Литература и фантазия» М:Просвещение,1992

5. Царенко Л.И. «От потешек к Пушкинскому балу»М6Линка-Пресс,1999

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти постановление об окончании исполнительного производства
  • Площадь круга как найти радиус в квадрате
  • Как найти условия равновесия рычага
  • Как понять когда ты найдешь девушку
  • Как найти алгоритм события