Как составить занятие по изо

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»

План – схема конспекта интегрированного занятия с использованием ТРИЗ-технологии с детьми старшего дошкольного возраста «В гости к сказке»…

Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста по реализации образовательной области «Познавательное развитие» «Спасение инопланетянина Луни»

Конспект предназначен для детей старшей группы(5-6 лет) общеразвивающей направленности…

ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья поможет воспитателям научиться понимать «сложных» детей, выбирать оптимальные способы взаимодействия с ними. В данной статье автор рассматривает причины возникновения детской тревожности. Предл…

проект- «Сказкотерапия» для работы с детьми старшего дошкольного возраста

Этот проект-  целью которого является сохранение и укрепление психического здоровья, профилактике тревожности, аггрессивности, развитие положительных эмоций, добрых чувств, формирование позитивно…

Картотека: Беседы с детьми старшего дошкольного возраста.

Картотека: Беседы с детьми старшего дошкольного возраста. №1  Беседа о дружбе, щедрости…

Совершенствование образовательного процесса в работе с детьми старшего дошкольного возраста

Совершенствование образовательного процесса возможно в следующих  направлениях:       1)  обновление содержания образования;       2) …

Конспект НОД с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по математическим островам»

Конспект НОД с интеграцией образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.Цель: закрепление полученных знаний де…

Министерство
образования и молодежной политики Чувашской Республики

БОУ ДПО
(ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Кафедра
технологического образования и искусства

«
Разработка плана-конспекта занятия

по
изобразительному искусству

в
учреждении дополнительного образования »

Выполнила 
Михайлова Екатерина Петровна

педагог
дополнительного образования

МАОУДО «ДДЮТ»
г Чебоксары

Чебоксары-2021

1.
Тема занятия:
«Новогодняя сказка» (изготовление новогодней открытки)

2.Тип занятия:
комбинированный

3. Цель
занятия
:
Изготовить новогоднюю открытку

Цель
дидактическая (обучающаяся):
обучить учащихся выполнению задания по
образцу новогодней открытки.

Задачи:

1.                 
Обучающая
– научить оформлять новогоднюю открытку.

2.                 
Развивающая
— развить творческое воображение.

3.                 
Воспитывающая
— расширить художественный кругозор, эстетический вкус.

4.Ожидаемые
результаты:

Личностные:

-проявлять
положительное отношение к природе;


участвовать в оценке работ, ответов одноклассников на основе критериев
успешности учебной деятельности;


иметь представление о многообразии и красоте форм, узоров, расцветок и фактур в
природе.


стремление к самообразованию, самоконтролю и анализу своих действий.

Метапредметные:


применять и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;


ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности,
развивать мотивы и интерес;


организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать
средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые
результаты;


выполнять учебное действие в соответствии с заданием.

Предметные:


развитие визуально-пространственного мышления как самовыражение;


приобретение опыта работы различные художественные материалы


допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к
общему решению;


развитие эстетического видения окружающего мира, к прекрасному и к красоте.

5. Формы
организации обучения:
урок – дискуссия, урок- викторина, урок
творчества

6. Формы
обучения:
индивидуальное,
фронтальное

7.Методы
проведения занятия:
словесный, наглядный, показ

8.Средство
обучения и воспитания:
наглядные пособия, образец работы,
мультимедийного оборудования.

Оборудование
и материалы:

Для
обучающихся:

рисунок «Зайчик», выполненный воспитанниками на предыдущем занятии, картонная
заготовка белого цвета, геометрические фигуры зеленого цвета, кружочки из
фольги, атласные банты, ножницы, клей, контуры для рисования.

Для
педагога:

план-конспект занятия, образец готовой работы (открытка), презентация урока, технологическая
карта открытки.

План
занятия:

1.                 
Организационный
момент                                        3мин.

2.                 
Повторение
пройденного материала                       5 мин.

3.                 
Изложение
нового материала                                  12мин.

4.                 
Физкультминутка                                                     
5 мин.

5.                 
Практическая
работа                                                15мин.

6.                 
Подведение
итогов                                                    5 мин.

9.
Ход занятия

1.           
Организационный
момент:

Здравствуйте,
ребята! (дети отвечают). Давайте отметим, кого сегодня нет на занятии? (отмечаю
в журнале).

2.           
Изложение
нового материала:

-Ребята, а давайте
посмотрим слайды.

Показ
слайдов про новый год.

-Как вы думаете,
почему я вам все это показала? Правильно, скоро новый год и мы с вами будем
делать открытку, которую вы можете подарить друзьям, родителям.

 -А в праздники
принято делать подарки родным и близким. И мы с вами сделаем такой подарок
своими руками. Ведь тема нашего занятия: «Новогодняя сказка» (изготовление
новогодней открытки).

Ребята, а еще мне
хочется показать вам новогоднюю историю про зайцев. Смотрите внимательно!

 Просмотр
мультфильма

-Ребята, а кто при
просмотре этого мультфильма заметил какого цвета снег днем и ночью? (днем — белый,
а ночью — синий). Правильно.

-А почему, как вы
думаете? (днем светло, светит солнышко, а ночью — темно). Правильно. А как вы
думаете, какого цвета может быть снег? А может ли быть снег красного цвета?
Почему и при каких условиях?

Ответы
детей

Правильно, если вы
к снегу поднесете ярко окрашенный предмет, например красный мячик, то снег
рядом с мячиком будет казаться красным, так как цвет отражается от снега, или
когда желтое солнышко садится, то снег будет казаться тоже желтым.

 Показ слайда.

3.           
Повторение
пройденного материала:

— На прошлом уроке
мы с вами нарисовали зайчика на зимней лужайке.

 -Зима – холодное
время года!  И художники при изображении зимних пейзажей используют  холодные
оттенки: синий, голубой, бирюзовый  и разные оттенки, смешанные с синим цветом.

Показ
иллюстраций.

— Какого же цвета
наш зайчик? (Белый).

— Почему? Потому,
что зайцы летом серые, а зимой белые. Они меняют свою летнюю шубку на теплую
пушистую, белую.

Показ
слайда.

-А какие вы
холодные цвета знаете? (синий, голубой,  фиолетовый цвет). Правильно.

Показ
слайда.

4.           
Изложение
нового материала:

-Ребята, и мы, как
настоящие художники будем использовать белый и синий цвета при изготовлении
новогодней открытки. Внешняя рамка нашей открытки будет белого цвета, а
внутренний фон – синий.

-Главным героем
нашей открытки  зайчик – символ следующего 2011 года по восточному календарю. В
календаре — 12  животных.

Загадка
про животных (дети отгадывают)

Показ
слайда.

1-ый 
год достался — крысе

Под полом таится, кошки боится.
(Мышка)

2-ой 
год — корове (бык)

На зеленеющем лугу

Я провести весь день могу.

И у тебя спрошу тайком:

Цветами пахнет молоко? (Корова)

3-ий 
год — тигру

Кошка
полосатая
 нравится ребятам. (Тигр) 

4-ый 
год — зайцу

Комочек
пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. (Зайчик)

5-ый 
год  — дракону

Трехглавое
животное, пылающий огнем, летает и пугает он всех своим хвостом. (Дракон)

6-ой 
год  — змее

Вьется веревка, на конце — головка.
(Змея)

7-ой 
год  — лошади

Для меня конюшня – дом.

Угости меня овсом!

Грива вьется за спиной,

Не
угонишься за мной! (Лошадь)

8-ой 
год  — овце

Шубу дважды в год снимает.
Кто под шубою гуляет? (овца)

По горам, по долам, ходит шуба да кафтан. (Овца)

9-ый 
год  — обезьяне

Очень любит
есть бананы.
 
Это точно …. (Обезьяны)

10-ый
год  — петуху

Что ни день – влезает в драку

Рыжий петька-забияка.

Но зато разбудит в срок

Он детишек на урок. (Петух)

11-ый
год — собаке

С
хозяином дружит,

Дом сторожит,
Живет под крылечком,
И хвост шевелит. (Собака)

12-ый
год  — кабану (свинье)

Вместо
хвостика – крючок,

Вместо носа – пятачок.
Пятачок дырявый,
А крючок вертлявый. (Свинья)

5.      Физкультминутка: Ребята,
что-то мы с вами заработались, давайте отдохнем, представьте себе, что вы
зайчики:

1.Наши
ручки:

 Руки
кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.

2.Раз,
два, три, четыре, пять:

Раз,
два, три, четыре, пять
Вышел зайка поиграть
Прыгать серенький горазд
Он подпрыгнул 10 раз.

Шесть,
семь — тихо сесть,

Восемь,
девять – лень отбросим.

6.       Практическая
часть:

-Приступим
к практической части.

Техника
безопасности (
при работе с клеем и ножницами)

-Не забывайте, что
работать нужно аккуратно. Для нанесения клея у нас есть специальные
принадлежности ими и надо наносить клей.

-Ножницы передаем
друг другу тупым концом.


Сидим аккуратно, следим за осанкой.

-Для
этого нам понадобятся следующие материалы и приспособления: картонная заготовка
белого цвета, геометрические фигуры зеленого цвета, кружочки из фольги,
атласные банты, ножницы, клей, контуры для рисования.

1.-Вырезаем
по красным линиям наш рисунок.

Техника
безопасности:


с ножницами работаем аккуратно и внимательно, не тыкаем в соседа

2.-Приклеиваем
вырезанный рисунок по центру картонной заготовки белого цвета, таким образом,
чтобы уши зайца выглядывали из самой открытки.

3.-Приступаем
к оформлению работы: посмотрите перед вами лежат цветные геометрические фигурки
и кружочки из фольги белые и синие. Белые кружочки из фольги приклеиваем на
синий фон, а синие — на белый фон. Заметьте, что перед вами лежат еще и
серебряные кружочки – это у нас блеск снега. Ведь когда снег переливается, то
он преобладает серебряного оттенка. Можно наклеить их  в любое место. А
треугольники зеленого цвета (3 штуки) клеим так, чтобы получилась елка. Елка может
располагаться в любом месте.

-Для
завершения работы я вам дарю атласную ленточку, приклейте ее на елку.

7.      Подведение
итогов:

-Молодцы,
все сегодня постарались, выполнили замечательные новогодние открытки. И сделаем
с вами маленькую мини — выставку «Новогодняя сказка».

Анализ
работ.

Вам
было интересно? А что именно понравилась? Было все понятно? Что-то новое
узнали? Открытка получилась красивой? Что вам показа сложной для вас и что был
необычно?  (Дети отвечают).

-Урок
окончен.

 -Всем
большое спасибо, всего доброго!

Уборка
рабочего места.

10.Список
используемой литературы:

1. http://www.
zagadki.kalaydina.ru/ 

2. http://olesya—emelyanova.narod.ru/index.html

3.http://clck.yandex.ru/redir/

4.http://www.yandex.ru//yandsearch?text

Автор: Бартуханова Татьяна Владимировна

Как запланировать, организовать и провести урок ИЗО по ФГОС

Качественная подготовка к уроку – один из основных навыков, который должен быть у педагога. Учитель ИЗО не исключение. Чтобы изобразительное искусство позитивно влияло на творческое развитие школьников, важно правильно планировать уроки ИЗО.

      Главная задача школы – дать образование, воспитать и развить детей. Эту задачу школа решает через систему всех предметов, в том числе и через уроки ИЗО. Искусство заставляет школьников эмоционально переживать различные события, а это значит, что у занятий ИЗО сильный воспитательный характер.

К чему должен стремиться учитель ИЗО на своих уроках

·         Эстетически воспитывать и развивать вкус школьников. Эстетическое воспитание – это приобщение человека к искусству, к формам прекрасного в жизни. Оно же включает художественное и нравственное воспитание.

·         Помогать детям познать мир, развивать их наблюдательность, приучать логически мыслить, осознавать увиденное.

·         Раскрывать значение рисунка в жизни человека, учить пользоваться рисунком в трудовой деятельности и в общественно полезной работе.

·         Давать знания элементарных основ реалистического рисунка, знакомить с основными техниками и приёмами творчества. Прививать любовь к труду, воспитывать аккуратность и настойчивость в работе.

·         Знакомить обучающихся с выдающимися произволениями Русской и зарубежной мировой художественной культуры. Прививать интерес и любовь к изобразительной деятельности.

·         Развивать творческие способности школьников, давать верное направление эстетическому восприятию мира.

 Как правильно запланировать урок ИЗО

     Чтобы грамотно запланировать занятие по ИЗО, на котором возможно решить основные задачи обучения, предлагается пошаговая инструкция. В памятке перечислены все шаги, а ниже приведены примеры, что делать на каждом шаге.

 КАКИЕ ШАГИ НАДО ПРОЙТИ, ЧТОБЫ ПРАВИЛЬНО СПЛАНИРОВАТЬ УРОК ИЗО

ШАГ 1: Определить тему урока

ШАГ 2: Определить цель урока по выбранной теме

ШАГ 3: Определить вид занятия

ШАГ 4: Определить тип урока

ШАГ 5: Продумать структуру урока

ШАГ 6: Подобрать дидактические материалы

ШАГ 7: Подобрать содержание учебного материала

ШАГ 8: Выбор технологий, методов и приёмов обучения

ШАГ 9: Запланировать подведение итогов

ШАГ 10: Подумать над рефлексией урока

ШАГ 11: Оформить технологическую карту

Рассмотрим подробно каждый шаг и приведем примеры, которые упростят  работу учителя.

ШАГ 1: Определить тему урока. В вашем конспекте тема может звучать, как в примере ниже.

ПРИМЕР

Как официально можно назвать тему урока в конспекте

        «Рисунок гипсовой вазы», «Натюрморт из предметов быта», «Составление узора в круге», «Осень в лесу», «Виды и жанры изобразительного искусства».

Тему урока для обучающихся и для конспекта урока рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, например «ОСЕНЬ В ЛЕСУ», а если хотим с первых минут урока увлечь детей, для них тему лучше сформулировать в более интересной манере, например «ЗАГАДКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА» или «ЛЕСНОЙ СВЕТОФОР».

ШАГ 2: Определить дидактическую цель урока на тему, которую выбрали. 

Подумайте, чему вы хотите научить школьников, какими навыками и знаниями они будут обладать после урока по конкретной теме.

ПРИМЕР

Какие цели урока можно запланировать

1. Темы «Рисунок гипсовой вазы» и «Натюрморт из предметов быта». Цели:

 – учить детей изображать предметы сложной формы;

 – формировать понимание особенностей конструктивного строения формы;

 – развивать пространственное и образное мышление;

 – учить пользоваться изобразительными средствами рисунка и живописи.

 2. Тема «Составление узора в круге». Цели:

 – развивать творческие способности и художественный вкус учащихся;

 – знакомить с элементарными законами композиции и образцами народного творчества;

 – приобщать к декоративно-прикладному искусству, показать роль искусства в жизни людей.

 3. Тема «Осень в лесу». Цели:

 – учить детей видеть прекрасное в окружающей жизни;

 – воспитывать любовь к родной природе;

 – приобщать к реалистическому искусству;

 – учить понимать достоинства метода реалистического искусства;

 расширять познания в области композиции и цветоведения.

ШАГ 3: Определить вид занятия. Когда вам известны тема и цель урока, нужно решить, какой вид занятия лучше подойдет в конкретном случае. Учитывайте интересы и возрастные особенности школьников.

ПРИМЕР

Какие виды занятий выбирают ваши коллеги

Рисование с натуры (рисунок или живопись); декоративное рисование; тематическое рисование; беседа об искусстве.

ШАГ 4: Определить тип урока. Часто уроки бывают смешанного типа. Подумайте, из чего конкретно будет состоять ваш урок по выбранной теме. Например, это может быть урок сообщения нового материала в игровой форме.

ПРИМЕР: Какие бывают типы уроков

1.      Игровой урок

2.     Интегрированный урок (Интегрированный урок – это особый тип урока, который объединит в себе обучение сразу по нескольким темам, учебным блоком и даже дисциплинам)

3.      Урок сообщение нового материала.

4.      Урок повторение и закрепление знаний, умений и навыков.

5.      Урок выявление знаний, умений и навыков путём проверки и оценки.

6.      Урок смешенного типа.

ШАГ 5: Продумайте структуру урока.  Учитывайте, что она должна соответствовать ФГОС.

ПРИМЕР

Что входит в структуру урока по ФГОС

Организационные моменты; проверка домашнего задания; объяснение нового материала; самостоятельная работа обучающихся; закрепление пройденного материала; подведение итогов; рефлексия.

ШАГ 6: Обеспечьте урок учебно-дидактическими материалами. Подготовьте их заранее. Проверьте, будет ли видно всем ученикам с их мест наглядные пособия. Продумайте, как улучшить обзор.

ПРИМЕР:

Что можно использовать в качестве средств наглядности

Используйте репродукции картин, предметы для натюрморта, изобразительные средства для учеников (краски, кисти) и т. д. Включайте в урок современные дидактические средства (презентации, учебные фильмы, картины, таблицы, карточки, схемы).

ШАГ 7: Подобрать содержание учебного материала. Помните, что он должен быть интересным и эмоциональным. Детям скучны сухие факты.

ПРИМЕР:

Какой учебный материал можно дать школьникам на уроке

Биографии художников, описание течений изобразительного искусства, профессиональные темы.

ШАГ 8:        Выбор технологий, методов и приемов обучения. Старайтесь делать уроки      разнообразными, удивляйте учеников.

ПРИМЕР:

Какие технологии и методы можно выбрать для занятия

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ: проблемного и разноуровневого обучения, здоровье сберегающие, модульного обучения, проектные и исследовательские методы, ИКТ технологии.

АКТИВНЫЕ И ИНТЕРАКТИВНЫЕ: игровые, эвристические, критического мышления, кейс – стади.

ШАГ 9:    Подведение итогов. Решите, как будете оценивать знания, умения и навыки учеников, подводить итоги урока.

ПРИМЕР:

Как можно подвести итоги

Выбрать хорошую работу и неудачную, но не из этого класса и сохранить анонимность (чтобы не ранить чувство ребёнка), объяснить обучающимся, что верно и что ошибочно в каждом рисунке. Свои объяснения проиллюстрировать рисунком на классной доске.

ШАГ 10: Подумайте над рефлексией урока. Многие учителя упускают этот итоговый этап,  а он крайне важен: только так дети могут окончательно осознать, какие новые навыки у них появились. Выбирайте разные способы рефлексии, это заинтересует и мотивирует детей.

Пример:

Как можно провести рефлексию по итогам урока

Предложите ученикам ответить на вопросы или завершить фразы:

1.      Что нового вы узнали на уроке?  («Сегодня я узнал…»)

2.      Что тебе было особенно интересно? («Мне было интересно…»)

3.      Что для тебя было трудно? («Мне было трудно…»)

4.      Что ты делал на уроке? («Я выполнял задание…, я рисовал…»)

5.      Чему ты научился? («Я научился…теперь могу…»)

6.      Что тебя удивило? («Меня удивило…»)

ШАГ 11:  Оформить технологическую карту урока. Это завершающий этап подготовки к занятию. Карта поможет вам провести качественный урок и ничего не упустить.

  Образец таблицы – карты:

Этап урока

Виды работы, формы, методы, приёмы

Содержание педагогического взаимодействия

Формирование УУД

Планируемые результаты

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Тему урока для обучающихся и для конспекта урока рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, например «ОСЕНЬ В ЛЕСУ», а если хотим с первых минут урока увлечь детей, для них тему лучше сформулировать в более интересной манере, например «ЗАГАДКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА» или «ЛЕСНОЙ СВЕТОФОР».

Тему урока для обучающихся и для конспекта урока рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, например «ОСЕНЬ В ЛЕСУ», а если хотим с первых минут урока увлечь детей, для них тему лучше сформулировать в более интересной манере, например «ЗАГАДКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА» или «ЛЕСНОЙ СВЕТОФОР».

Тему урока для обучающихся и для конспекта урока рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, например «ОСЕНЬ В ЛЕСУ», а если хотим с первых минут урока увлечь детей, для них тему лучше сформулировать в более интересной манере, например «ЗАГАДКИ ОСЕННЕГО ЛЕСА» или «ЛЕСНОЙ СВЕТОФОР».

Самое важное

·         Планирование урока ИЗО состоит из 11 обязательных шагов, пройдя которые преподаватель сможет заинтересовать обучающихся темой урока и выполнить  требования ФГОС

 

·         Тему уроков для обучающихся и для конспекта занятия рекомендуется формулировать по-разному. Для конспекта можно официозно, для детей в более интересной манере.

 

·         Не забывайте устраивать рефлексию по итогам занятия. Она помогает обучающимся осознать, какие новые навыки и знания они приобрели.

Как организовать урок ИЗО поэтапно

Каждый урок делится на строго регламентированные по времени этапы, как того требует ФГОС. Это позволит ничего не упустить из виду и не распыляться на то, что не слишком важно. В итоге учитель сможет добиться высоких образовательных результатов. Из каких этапов должен состоять урок ИЗО, вспомним далее.

Организационный этап урока

Перед уроком подготовьте свое рабочее место. Принесите необходимые материалы. В начале урока установите в классе дисциплину, настройте детей на учебную работу. Отметьте отсутствующих в классном журнале. Если на предыдущем уроке давали задание на дом, проверьте его. Укажите на типичные ошибки и объясните, как эти ошибки исправить.

СОВЕТ

Приучайте детей заранее готовиться к уроку

Требуйте, чтобы школьники заранее раскладывали принадлежности для рисования в определенном порядке, а после работы убирали их в отведенное место.

Этап сообщения нового материала

На этом этапе расскажите детям о целях и задачах изучения новой темы. Объясните, как следует выполнять задание. Иллюстрируйте свои пояснения наглядными пособиями – схемами, чертежами, методическими таблицами. Задавайте классу вопросы, чтобы убедиться, что ученики усвоили материал. 

ПРИМЕР:

Как может проходить этап сообщения нового материала

Урок в 1-м классе. В начале урока учитель читает стих «Снежинка»

Робкой потревоженной пушинкой
Падает над городом снежинка.
Ниже, ниже – кругом, прямо, криво.
Ах! и до чего ж она красива!

Я любуюсь и пройти не смею.
Я не знаю, что мне делать с нею.
Вот сейчас она, сию минуту,
Упадет под сапоги кому-то.

Я тянусь к ней доброю ладонью –
У меня тебя никто не тронет!
На ладони долго ль до беды –
Крошечная капелька воды.

Я хотел спасти тебя, снежинка, –
А несу в руке твою слезинку.

 Далее учитель говорит: «Когда падал снег, я тоже ловила снежинки, но только на рукавичку, и они не растаяли. Я их смогла рассмотреть и нарисовать».

На рисунках учителя показано, как с помощью линий делается основа для снежинки, а затем каждая линия украшается. Учитель рассказывает, что изобразить снежинки можно на листе голубого или синего цвета с помощью гуаши и тонкой кисти.

Этап самостоятельной работы учеников

После объяснения нового материала предложите детям сделать что-то самостоятельно. Например, выполнить рисунок. Внимательно следите за ходом работы. Пока дети рисуют, обходите класс, делайте замечания, давайте пояснения. Если требуется, исправляйте рисунки учеников. Учитывайте возрастные особенности рисования.

ПРИМЕР:

Какие возрастные особенности рисования есть у младших школьников

1. Рисуют слишком быстро. Ученики младших классов основываются на первом впечатлении, когда рисуют. Дети торопятся и не умеют анализировать результаты своих действий. Поэтому особое внимание необходимо уделить методической последовательности построения изображения.

2. Рисуют толстыми линиями. Большинство младших школьников рисуют четкими толстыми линиями, которые не стереть резинкой. Словесно и наглядно показывайте и разъясняйте детям, зачем нужно рисовать тонкие, едва заметные линии. Например, объясните, что тонкие линии легче подправить. А при раскрашивании красками тонкие линии не будут заметны.

3. Любят яркие простые цвета. Ученики пытаются передать основной цвет и форму предметов, рисовать так, чтобы было «красиво». В рисунке ребенок передает то, что знает, а не видит. Младшим школьникам свойственно увлечение яркими цветами, поэтому важно научить их видеть, чувствовать красоту сложных цветовых сочетаний.

После знакомства с теплыми и холодными, звонкими и глухими цветами дети перестают воспринимать цвет сам по себе, он становится средством выражения творческого замысла. Например, ученики 2-го класса уже способны не только увидеть, но и выразить при помощи цвета настроение светлой радости, тихой грусти или состояние тревожного беспокойства.

4. Рисуют с увлечением и не просят о помощи. Дети с головой уходят в рисование, и кажется, что всякое вмешательство здесь излишне, что никакой помощи со стороны учителя не требуется. Это не так. Когда вы проявляете интерес к рисунку ребенка, это, во-первых, мотивирует его к дальнейшей работе. Во-вторых, позволяет ему понять, в каком направлении он сможет усовершенствоваться в работе над рисунком. Давая оценку детскому рисунку, старайтесь не разочаровать маленького художника, отмечая положительные качества его работы.

Этап подведения итогов работы и завершения урока

Урок можно считать законченным, если подведены его итоги. В изобразительном искусстве это выставки детских работ с последующим их обсуждением. Вывешивая на классную доску, по возможности, все детские рисунки за урок, учитель решает одновременно четыре педагогические задачи:

1. Транслирует на весь класс результаты урока: школьники видят, кто как выполнил поставленное задание.

2. Получает возможность еще раз что-то повторить из учебного материала, обсудить навыки, которые дети отрабатывали на уроке.

3. Разбирает ошибки школьников и задает направление, чтобы следующие работы получались у детей лучше.

4. Поощряет школьников за усилия, которые они приложили на уроке, тем самым повышая их учебную мотивацию.

ПРИМЕР:

Что можно сказать детям на этапе подведения итогов

Учитель: «На доске вы видите работы, которые у нас получились на сегодняшнем уроке. Как вы считаете, удалось ли нам справиться с задачей и нарисовать то, что мы задумали? Что особенно хорошо получилось в наших рисунках?»

         Успешность урока ИЗО зависит от заинтересованности педагога выбранной темой. То есть, когда вы ведете занятие, вам самому должно быть интересно. Ваш интерес и отношение к теме передается детям. Если педагог равнодушен, отстранен, формален на уроке, ученики это остро чувствуют, становятся безразличными к любой теме. Формальными и неинтересными становятся и их рисунки, поскольку учитель не смог «поднять» ребенка до уровня творческой самореализации.

По каким принципам выстраивать работу на уроке

Учителю ИЗО важно создавать на уроках ситуацию уподобления. Это значит, что дети эмоционально погружаются в произведения, которые разбирают с педагогом на уроках, учатся чувствовать их. Задача учителя – научить ребенка сопереживать и тонко чувствовать, понимать любое явление.

Важно создать атмосферу увлеченности на уроке. Для этого опытные педагоги соблюдают основные художественные принципы преподавания предмета «Изобразительное искусство». Выделим эти принципы ниже.

Принцип целостности эмоционального освоения. Чтобы раскрыть учебный материал, нужно использовать разные методы на уроках.

ПРИМЕР:

Какие методы можно использовать

1. Метод поэтапных открытий. Рассказывайте школьникам о неповторимости каждой темы, которые разбираете на уроках.

2. Метод единства восприятия и созидания. Старайтесь найти баланс между теорией и практикой. Даже самого интересного рассказа учителя недостаточно, так же как неразумно и заниматься только практическими заданиями.

3. Метод обобщающих уроков. Обобщающие уроки обычно строятся на материале отдельных тем или учебного предмета в целом. Они позволяют школьникам закрепить и систематизировать новые знания. Это делает знания детей более осознанными и прочными. Вдобавок ребенок тренирует навыки логического мышления.

4. Метод творческой интерпретации. Это специфический способ выражения творческого замысла. Школьник переводит знакомые формы окружающей действительности в условные, плоскостные, орнаментальные изображения.

 Принцип постоянства связи с жизнью. Рассказывайте детям о связи ИЗО с обычной жизнью, чтобы обучение школьников было более осознанным. Например, расскажите, как знания о цветах и их сочетаемости помогают подбирать одежду и хорошо выглядеть.

ПРИМЕР:

Какие методы позволяют показать связь ИЗО с жизнью

1. Метод привлечения личного эмоционального, визуального и бытового опыта. Обращайтесь на уроках к жизненному опыту детей, приводите примеры из окружающей действительности по каждой теме.

2. Метод внеклассной индивидуальной и коллективной деятельности. Давайте ученикам индивидуальные задания или поручайте им групповые проекты за пределами школы. Например, архитектуру можно изучать не по картинам и фотографиям, а гуляя по улицам города.

3. Метод оформления работами учеников интерьера школы. Оформляйте с учениками школьные тематические выставки.

Принцип опоры на апогей в искусстве. Представляйте детям произведения искусства в чистом виде (портрет, натюрморт, пейзаж). В обобщающих беседах предлагайте ученикам собирать специфические признаки произведения. Выделяйте с детьми типичные черты. Обобщайте, заостряйте их внимание на важном. Постепенно вы познакомите школьников с языком и содержанием разных видов искусства.

Принцип единства формы и содержания. Развивайте у школьников внимание к внутренним и внешним особенностям изучаемых предметов. Предлагайте понаблюдать, а потом нарисовать. Учите описывать словами, звуками, жестами.

ПРИМЕР:

Что дети могут изобразить при помощи жестов

Попросите школьников показать, как кошка нежится на солнце, как готовится к прыжку, как потягивается и т. д.

Принцип создания потребности в приобретении знаний и навыков. Развивайте у детей интерес к произведениям искусства и желание самостоятельно заниматься творчеством. Пробуждение в ребенке творческой активности – важный и трудный процесс, который требует от учителя полной отдачи и огромных эмоциональных усилий. Помните, что вдохновить способен только вдохновленный, любящий свое дело человек. Рассказывайте школьникам увлеченно о художниках, музеях, картинах. Советуйте места, которые стоит посетить, или фильмы, которые важно посмотреть. Делитесь собственным опытом и впечатлениями.

 

Самое важное

·         Чтобы дети увлеклись вашим предметом, важно, чтобы вам самому было интересно то, что вы разбираете на уроках. Вдохновить может только вдохновленный.

·         Следуйте основным этапам организации урока, чтобы методически правильно провести занятие, ничего не упустить.

·         Основные художественные принципы преподавания предмета «Изобразительное искусство», которые учитель возьмет в работу, позволят сделать уроки интереснее и успешнее.

Источник информации: academy.actionmcfr.ru;

Изобразительная деятельность – это важное условие для развития психических и физических процессов ребёнка. Поэтому у детей лучше развивается мышление, глазомер, зрительно – моторная координация, также они учатся планировать свои действия, подбирать необходимые материалы для своих работ.

На занятиях рисования решается одновременно несколько задач – повторение пройденного материала, объяснение нового материала, закрепление полученных знаний и умений. Решение этих задач используется на основе накопления познавательных способностей.

Структура занятия рисования состоит из следующих частей:

1. Предшествующая работа:

Знакомство детей с предметом через беседы, экскурсии, просматривание слайдов, чтение художественных произведений (стихи, загадки, рассказы, скороговорки, пословицы, прослушивание музыкальных произведений), элементы сюжетно – ролевой игры (обыгрование).

2. Подготовительная часть:

В подготовке к занятию по изодеятельности дети принимают активное участие (раздают бумагу, карандаши, краски, розетки, непроливайки, подставки для кисточек, промокашки для сушки кисточек). Помогают воспитателю вывешивать образцы работ, схемы построения рисунка, выставлять модели для рисования с натуры.

Воспитатель готовит игровой момент, который заинтересует детей и настроит их эмоционально для работы на занятии. Вся подготовительная работа проводится под контролем воспитателя. Такая совместная работа позволяет закрепить элементарные правила этикета, прививает навыки трудолюбия, учит общению.

Общая игра – проводится игра в соответствии с темой занятия, можно использовать атрибуты, музыкальное сопровождение.

Вводная беседа – желательно ввести обыгрывающий сюрпризный момент, чтобы вызвать эмоциональный настрой. Что позволяет повысить интерес к занятию и воплотить свои желания, мысли, представления в работах.

Необходимо дать ребёнку возможность самостоятельно проявить своё творчество. Воспитатель сообщает детям тему занятия, рассказывает о предстоящей работе на занятии. Педагог предлагает работы детей подарить, украсить помещение, сделать выставочный альбом, оформить панно.

3. Основная часть:

Рассматривание предмета.

Методическая структура занятия по рисованию

Выделение составных частей предмета, их формы, цвета, расположения.

Обратить внимание на наиболее значимые моменты в работах детей. Желательно, чтобы дети принимали активное участие в обследовании предмета.

Объяснение воспитателем поэтапного хода работы:

Выполнение ритмического, дидактического упражнения, динамической паузы, пальчиковой гимнастики.

Поэтапный показ и объяснение с помощью детей выполнение работы.

Проведение техники безопасности на занятиях.

Самостоятельная деятельность детей (индивидуальная помощь педагога детям на своём листе бумаги). Напоминает правила рисования. детям, которым первыми выполнили работу предлагается проявить свою фантазию, воображение творчество (нарисовать солнце, рамку, какое – либо украшение).

4. Заключительная часть:

Обыгрывание своих работ.

Выставка детских работ.

Защита своих работ. Дети совместно с педагогом отмечают свои успехи и ошибки, которые допустили. Этот этап работы учит детей осознано подходить к выполнению творческих заданий, а также защищать свою позицию, быть открытым, эмоционально раскрепощённым, учит не обижаться на замечания.

Данная структура занятий формирует у детей эстетический вкус, развивает интеллектуальную деятельность и всестороннее развитие, учит детей способам изображения предметов – явление окружающей действительности сказочных персонажей, закрепляет технические навыки рисования также учит совместной коллективной работе, умению преодолевать трудности, видеть прекрасное.

Раздел 1. Общие методические рекомендации при планировании занятий

Пояснительная записка

Художник-педагог может научить своего ученика только тому, чем он сам владеет, что знает, во что верит, чему предан. Отсутствие теоретических знаний и профессионального мастерства в педагогической работе недопустимо.

Как не обидно это осознавать, но предмету «Изобразительное искусство» на протяжении последних нескольких лет отводилось самое последнее место в общеобразовательной системе обучения. Ведение «Изо» в школе, как правило, брали на себя те, кому просто-напросто не хватало часов, а потому о том, чтобы относиться к предмету с полной серьезностью, не было и речи. Рисование было лишь уроком развлечения и отдыха для школьников, да и для учителей тоже.

И только в последние годы школа осознала, что урок изобразительного искусства не просто времяпрепровождение, предназначенное для отвлечения и отдыха от более нужных и сложных предметов, а одна из составных частей эстетического воспитания школьников. Именно ему предназначено ознакомить учащихся с эстетической культурой восприятия прекрасного в жизни и в искусстве, дать знания об истории изобразительного искусства и выдающихся мастерах русского искусства, научить видеть прекрасное в окружающем мире.

Ведь если подумать, так о том, кто является в России лучшим мастером-маринистом или живописцем бытового жанра, вот так сразу способны ответить только единицы. И уж не имеет смысла говорить о том, что о художниках дети знают лишь то, что они что-то там рисовали, и хорошо, если они могут назвать по одному-два их произведения (что порой можно отнести и к самим преподавателям «Изо»). Между тем за рубежом истории развития и становления своего искусства и культуры отводится роль гораздо более важная, чем всем остальным точным предметами и наукам. Во многих странах давно поняли, что только через ознакомление детей с родной культурой и искусством можно привить им любовь к прекрасному и научить бережно относиться к достояниям своей культуры.

Вот в этом и состоит сегодня задача учителя изобразительного искусства: научить не только рисовать, это едва ли не самая последняя цель данного предмета, а научить видеть красоту окружающего мира, сформировать художественный вкус и дать возможность наслаждаться произведениями живописи настолько же, насколько все вокруг наслаждаются произведениями литературы и музыки. Донести художественное наследие до молодого поколения, обозначив ее как главную духовную летопись человечества, его путь к познанию правды и поиску истины, — вот наша главная задача и цель.

Очень правы те преподаватели «Изо», которые утверждают, что литература, музыка и изобразительное искусство самым тесным образом переплетены между собой и изучать их по отдельности не имеет смысла. Это действительно так, ведь все три предмета призваны открывать глаза на прекрасное, переносить в мир чистоты и гармонии. Смотреть произведения живописи без музыки — все равно что видеть ноты, но не слышать их звучания, читать произведения литературы и не представлять себе в воображении описанное. Словом, механистическое восприятие не принесет желаемого удовлетворения.

Музыка есть в душе каждого человека. А потому, едва приступив к просмотру картин, она сразу же, очень тихо, начинает звучать где-то в душе. То же самое можно сказать и о других предметах: воображение помогает оживить описанное в литературе, а картины мастеров живописи — перенестись в мир, созданный поэтом, вспомнить строки из полюбившихся стихов. Все здесь переплетено и взаимосвязано, но при этом во всех случаях перед преподавателями ставится одна-единственная задача: сформировать художественный вкус детей и развить их творческое воображение.

Именно с учетом этого требования и создано данное пособие. В нем учитель изобразительного искусства сможет найти для себя не только справочный материал о жизни и творчестве наиболее известных и признанных мастеров живописи, но и получит методическую помощь в подборе ряда музыкальных и литературных произведений, объединенных общим настроением, идеей и тематикой; сможет проследить связь всех трех предметов и влияние, оказываемое ими друг на друга. Правильно сочетав все это в уроке, умело подобрав его структуру и вариант проведения, преподаватель сможет достичь поставленных перед ним задач и целей.

Но вот найти в этом пособии пояснения о том, как изобразить тот или иной предмет, как научить видеть композиционный центр и соблюдать законы воздушной перспективы, преподавателю «Изо» не удастся, т. к. это совсем отдельный разговор, требующий гораздо большего времени. Практическими знаниями учитель «Изо» и без того должен владеть в полной мере, иначе задача передать все это ученикам и научить их правильно выражать свои замыслы живописными средствами ему будет не под силу.

В пособие же даны только советы по составлению содержательных уроков, на которых учитель не просто объясняет детям задание, и они приступают к его выполнению, не имея даже четкого представления о правильности изображения заданных предметов, а в первую очередь развивает эстетический вкус детей, их наблюдательность и воображение, показывает взаимодействие искусства с жизнью. А уже на основе этого подводит к заданию и приступает к практической части урока. Использование данного здесь материала поможет преподавателю разнообразить уроки, сделать их более интересными как для учеников, так и для самого себя.

1. Дидактические принципы обучения

К дидактическим принципам обучения изобразительного искусства относят следующее: научность, систематичность (последовательность), а также наглядность и прочность усвоения учебного материала. Только при соблюдении их всех можно без труда решить поставленные цели и задачи.

Принцип научности — один из наиболее важных принципов дидактического обучения изобразительному искусству. Он предусматривает изучение законов, правил и требований перспективы, светотени, цветоведения, композиции и истории искусства. При исключении из цепочки одной из тем знание материала не будет целостным.

Следующий принцип — систематичности — строится на том, что весь процесс обучения должен происходить последовательно, материал — быть логичным, подтверждаемым предыдущим и постепенно усложняющимся (в соответствии с возрастными особенностями учащихся). Он должен напоминать изучение азов русского языка и литературы: сначала знакомить с буквами, затем пробовать их соединять и только после этого переходить к чтению. Нельзя научить писать красками, не познакомив учащихся со светотенью и цветоведением, как и нельзя переходить к графике, не освоив рисунка.

Принцип наглядности говорит сам за себя: чтобы материал был воспринят надлежащим образом, он должен подтверждаться наглядным материалом, образцами, таблицами и этюдами. Данный принцип способствует повышению интереса учащихся к изучаемому предмету и теме. Без его соблюдения проведение уроков изобразительного искусства, особенно в младших классах, невозможно. Ребенок обязательно должен видеть то, о чем говорит учитель, будь то произведения определенного жанра, изучаемого на протяжении нескольких уроков, или же работы того или иного художника, с чьим творчеством он знакомится.

Последний принцип — прочность усвоения учебного материала — является как бы подведением итогов по пройденному и позволяет выявить пробелы в изучении, а при необходимости и восполнить их. Если тема усвоена некачественно, переходить к следующей нельзя, т. к. количество пробелов с каждым новым материалом будет только увеличиваться.

Умение учитывать все эти принципы при изучении основ изобразительного искусства позволяет учителю дать ученикам более глубокие знания и добиться успехов при решении поставленных перед ним педагогических задач.

2. Цели обучения изобразительному искусству

Цели каждого урока изобразительного искусства хоть и объединены общей задачей, но все же весьма различны. Для каждого предстоящего урока они определяются, исходя из темы и ее содержания. Приведенный ниже список наиболее распространенных из них поможет учителю подобрать для себя то, что ему необходимо.

• Привить учащимся интерес к рассмотрению картин и иных произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Научить подмечать в них самое главное, наиболее значимые детали и средства выразительности (цвет).

• Воспитывать эмоциональный отклик на произведения мастеров искусства и работы своих коллег (одноклассников).

• Познакомить учащихся с художественной речью, дать словесный набор, используя который, можно с легкостью охарактеризовать любое произведение живописи.

• Научить при рассмотрении репродукций и произведений живописи выделять их главную мысль и содержание.

• Научить детей эмоционально откликаться на цвет как на средство, создающее настроение, понимать это настроение и делать его описание.

• Научить чувствовать атмосферу художественных произведений и сопоставлять их с музыкой. Сформировать умение сравнивать звучность красок и мелодий.

• Сформировать у учащихся умение образно мыслить. Научить использовать литературные образы при создании собственных произведений.

• Дать учащимся представление о единстве трех видов искусств: музыки, живописи и литературы. Научить использовать это единство для достижения поставленных перед собой целей.

• Научить детей находить общее между произведениями живописи и литературы, выделять основные средства выражения главной мысли в этих видах искусств.

• Научить детей устанавливать связь между реальной действительностью и ее изображением в искусстве.

• Научить соотносить изображенное художниками в картине с реальной действительностью.

• Научить видеть красоту цвета и различных цветовых сочетаний в природе и произведениях изобразительного искусства.

• Научить понимать роль цвета в картине, устанавливать связь между содержанием и выразительными средствами.

• Научить замечать в произведениях живописи средства выразительности: цвет — от яркого до темного, форму — от мелкой до крупной, — и в полной мере использовать эти знания при создании собственной работы.

• Научить видеть и оценивать взаимоотношения между главными и второстепенными персонажами картины.

• Сформировать умение воспринимать различные образы в сравнении.

• Сформировать умение понимать эмоциональный настрой произведения и откликаться на него.

• Научить видеть красоту природы в различных состояниях. Понимать роль цвета в пейзажной живописи при изображении этих состояний.

• Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение подмечать красоту в самых обыденных и мало примечательных предметах (листьях, рисунка крыльев насекомых и т. д.).

• Сформировать умение воспринимать образ Родины и видеть красоту природы через пейзажи.

• Познакомить с красотой родной природы через произведения русских художников. Научить выделять цвет как средство выразительности.

• Воспитать интерес к искусству через пейзажную живопись. Научить эстетически воспринимать природу в пейзаже, сравнивать работы различных авторов по использованным ими средствам выразительности, запечатленному настроению.

• Дать навыки правильного расположения изображения на листе. Познакомить с линейной и воздушной перспективой.

• Научить понимать содержание произведений, описывать действия изображенных на них людей. Научить выделять оси, композиционный центр и основную цветовую гамму.

• Развить интерес учащихся к произведениям искусства. Научить их выделять главную мысль произведения и средства ее выражения, самостоятельно делать анализ картин.

• Научить делать анализ логических связей в произведении.

• Научить находить в произведениях живописи общее между содержанием, композицией и формой изображенных предметов.

• Научить видеть красивые формы предметов и их сочетания. Развить стремление и желание подражать художникам.

• Научить детей связно и последовательно излагать свои мысли, описывая ощущения и ассоциации от произведений живописи.

• Научить выделять главную мысль произведения, давать психологическую характеристику изображенным образам.

• Развить умение выделять основную идею произведения, устанавливать связи между его содержанием и средствами выразительности.

• Научить оценивать социальную значимость произведения.

• Научить видеть и понимать роль пейзажа в передаче состояния героя. Развить творческую фантазию и воображение учащихся.

• Сформировать у учащихся эстетическое видение произведений живописи и окружающего мира.

• Показать красоту в сочетании форм и цвета через натюрморт.

• Научить оценивать состояние и настроение человека, изображенного на портрете, и подкреплять свои выводы используемыми при работе средствами выразительности.

• Сформировать умение оценивать настроение человека через его движение и позу, познакомить с правилами изображения этих движений.

• Закрепить умение сравнивать различные произведения живописи, находить сходство и различие в манере их исполнения, подборе и использовании выразительных средств, а также в содержании.

• Научить сопоставлять собственные наблюдения с изображением на картине.

• Научить правильному анализу произведений, использованию в своем рассказе стихотворных выражений и литературных описаний. Сформировать умение сравнивать произведения разных видов искусств (музыки, литературы, живописи), находить общее между ними.

• Научить чувствовать основное содержание картины, видеть ее композиционное построение.

3. Планирование занятий

Планирование занятий — это сложный, но, между тем, необходимый процесс. Без грамотно спланированной структуры урока невозможно достичь поставленных перед предметом целей и дать учащимся по-настоящему твердые знания по изобразительному искусству. Между тем последовательное и тщательно продуманное его проведение избавляет от нежелательных пробелов в изучении материала, помогает вызвать у учащихся интерес к уроку и повысить свое собственное педагогическое мастерство.

Планирование уроков изобразительного искусства — занятие довольно трудоемкое, т. к. перед преподавателем ставится задача не только научить детей правильно и красиво рисовать карандашами и красками, познакомить с линейной и воздушной перспективой, но и дать им минимальные знания о художниках, видах и жанрах изобразительного искусства, привить любовь к живописи и воспитать по-настоящему эстетичного и культурного человека. Все это легко донести до ученика при помощи целого ряда предметов, преподаваемых в художественных школах: рисунка, живописи, композиции, истории художеств, декоративно-прикладного искусства. Но как быть, если на все это дается так мало часов, а охватить нужно очень много информации, да и само обучение изобразительному искусству не индивидуальное, а массовое?

Следовательно, чтобы охватить все эти сферы и не упустить ничего, преподавателю просто обязательно нужно тщательнейшим образом спланировать свои занятия. Его уроки должны быть в первую очередь интересными и увлекать, заставлять учащихся продолжать обучение изобразительному искусству самостоятельно. Ведь школа — это лишь основа, учащая азам и знакомящая с тем, как познать больше, где взять нужный материал и как с ним работать. Желание же делать это может возникнуть только в том случае, если материал, даваемый преподавателем, будет увлекательным, интересным и ранее незнакомым.

Наиболее часто используемым методом обучения изобразительному искусству и в то же время наиболее продуктивным считается метод «забегания вперед и постоянного возвращения назад». Суть состоит в том, что во время уроков учитель периодически проводит своего рода разведку уже известного детям материала и на основе этого планирует следующее занятие. Кроме того, при самом изучении материала он опирается не на только что рассказанное, а на уже известное учащимся, благодаря чему в очередной раз укрепляет знание пройденного материала.

Обращение к этому методу очень эффективно и сразу же дает свои плоды. Во-первых, поскольку опора осуществляется на уже известное, новый материал не вызывает у учащихся никаких затруднений, а во-вторых, и старый материал постепенно закрепляется на последующих уроках.

Во время планирования занятий следует учитывать еще и то, что большое количество использованных на уроке фамилий, лишних фактов из биографий и дат создания произведений живописи перегружает память детей и отвлекает их от главного. А потому все, что не так необходимо для полного усвоения темы, лучше сразу отсеивать. В свою очередь, интересные факты, истории, музыкальные и литературные произведения, напротив, следует использовать в полной мере. Они позволяют не только разнообразить урок и сделать его не настолько скучным, но и закрепляют основной материал. Услышав очередной раз то или иное музыкальное произведение вне стен школы, учащиеся невольно будут вспоминать репродукцию картины с соответствующим настроением, а читая литературные произведения, станут ассоциировать их с изображенными эпизодами в произведениях известных мастеров.

Любой урок, конечно же, следует начинать со вступительной темы, а затем постепенно усложнять ее, вводить дополнительные подробности и факты. Данное пособие как раз и построено по этому правилу: в нем дан краткий справочный материал о зарождении и развитии изобразительного искусства, предложены музыкальные и литературные ряды, подходящие для изучения выбранных тем, указаны и сами темы. Преподаватель же сам определит, какие данные и эпизоды из жизни и творчества того или иного художника ему следует использовать при знакомстве с определенной темой, на какой музыке остановиться и какие литературные произведения использовать, чтобы наиболее полно донести до учащихся основную мысль урока.

Структура урока, его варианты

С каждым новым учебным годом преподаватели разрабатывают все новые и новые варианты уроков. Это и урок-сказка, и урок-беседа, урок-игра, открытый урок, урок-путешествие, урок-викторина, урок-КВН и т. д. Все это делается для того, чтобы найти оптимальный, наиболее интересный учащимся вариант урока, дающий более глубокие знания. Естественно, что для какого-то предмета будет подходить что-то одно, для другого — совершенно иное. Но вот что касается уроков изобразительного искусства, то тут все варианты удачны, особенно если преподаватель умело применяет их на практике.

Чем же отличаются друг от друга все эти уроки? Во-первых, методом преподнесения нового материала. Так, на уроке-сказке учащиеся будут узнавать новый материал постепенно, незаметно для самих себя, поскольку он будет переплетаться с фантастическим сюжетом. На уроке-путешествии новый материал предстанет в четкой последовательности, будто собираемый по крупинкам, шаг за шагом, а на уроках-играх тема будет раскрываться самими учащимися, с той лишь разницей, что на это их умелой рукой направит преподаватель.

Во-вторых, данные варианты уроков дают различные возможности использовать при их проведении дополнительный музыкальный и литературный и иной материал, подчеркивать связь изобразительного искусства с тем или иным видом искусства. Урок-сказка просто немыслим без литературы, урок-игра и путешествие — без музыки, а в некоторых случаях и без знания географии или иных предметов. Объединяет же уроки их направленность и общая цель, достижению которой они способствуют. Открытый же урок — это к тому же и еще одна ступенька в повышении методического уровня каждого учителя, своего рода и подведение итогов, и сравнительный анализ достигнутого опыта.

Следовательно, прежде чем приступить к окончательному планированию урока рисования, необходимо определиться с его вариантом, оценить, какой из них лучше всего позволяет использовать все интересные элементы и запоминающуюся информацию темы. А уже на основе этого можно делать дальнейшую работу: подбирать основной материал для урока, окончательно прорабатывать его структуру.

Далее я привожу вариант обычного плана-конспекта урока, наиболее часто используемого при подготовке. На его основе, заменив или преобразив некоторые пункты, можно разработать и структуру более редко используемых форм уроков.

Первым пунктом при составлении любого плана-конспекта всегда является тема. Она стоит в основе всего остального материала, и именно к ее полному раскрытию и следует стремиться. Иными словами, если темой урока является знакомство с пейзажем, то ни в коем случае после него на вопрос о том, что это такое, дети не должны пожимать плечами. Определение пейзажа должно быть первым, что следует привлечь к запоминанию.

Чаще всего на изучение одной темы в школе дается 2–3 урока, или 80-120 учебных минут (исходя из расчета в 40 минут). Задача учителя — суметь распределить это время самым рациональным образом. Особо следует заметить, что количество времени на тот или иной этап урока должно определяться до, а не во время него самого, что чаще всего и происходит. Иначе не хватит времени ни на объяснение до конца нового материала, ни на самостоятельную работу или домашнее задание.

Заранее стоит определить также и необходимый для урока наглядный материал и оборудование. Это поможет сохранить время для более важной части урока, а не тратить его на поиск в стопке папок репродукций для показа учащимся. Обозначение необходимого оборудования и материалов для учащихся исключит вероятность его полного отсутствия у детей, естественно, если учитель поспешит об этом позаботиться заранее и предупредит учащихся о необходимом им для следующего урока материале.

После выявления необходимого оборудования к уроку следует установление целей. Для каждого урока их непременно должно быть три: образовательная, развивающая и воспитательная. В основе образовательной цели лежит решение вопроса о том, как научить детей конкретным действиям (изображению природы, человека и т. д.), в основе развивающей — развитие умений, навыков, формирование определенных чувств (эмоциональной отзывчивости и т. д.), а в основе воспитательной — общая цель предметов искусства, т. е. воспитание культурного и нравственного человека, привитие любви к творчеству. Чаще всего некоторые из этих целей перекликаются между собой, что говорит о том, что преподаватель сумел правильно их подобрать.

Ход обычного, стандартного урока, как правило, состоит из 7 этапов, каждому из которых отводится определенное количество времени. Суть этих этапов видна из их названия. Примерный план-конспект урока будет выглядеть так.

Тема урока: «***»

Количество часов на изучение данной темы: 40 минут (80 и т. д.) Необходимое оборудование:

— для учителя;

— для учащихся.

Цель урока

— образовательная цель;

— развивающая цель;

— воспитательная цель.

Вид урока

— урок-сказка, рисование с натуры и т. д.

Ход урока

1 этап: организационная часть (3 мин)

Сообщение классу темы и цели урока, проверка готовности рабочего места.

2 этап: подготовка учащихся к активному и сознательному усвоению материала (4–5 мин)

Повторение пройденного материала, проведение небольшой беседы или упражнений.

3 этап: изложение нового материала (10 мин) Этап состоит из следующих ступеней:

— организация внимания учащихся;

— сообщение им нового материала (рассказ учителя);

— обобщение этого материала.

4 этап: проверка понимания учащими нового материала (15 мин)

Проведение беседы по пройденному материалу, установление осмысления учащимися содержания новой темы, ее глубины. Устранение обнаруженных пробелов в понимании нового материала (вопросы по пройденному материалу). Выполнение учащимися задания, закрепляющего изучаемую тему.

5 этап: сообщение домашнего задания (2 мин) Сообщение домашнего задания и разъяснение методики его выполнения, т. е. инструктаж.

6 этап: подведение итогов (1 мин)

Подведение итогов урока: организация мини-выставки, выставление оценок учащимся.

7 этап: уборка рабочего места (5 мин)

Приведение рабочего места в надлежащий порядок.

Следуя этому плану, учитель рисования сможет рационально использовать все отведенное ему на изучение того или иного материала время, донесет до учащихся материал в краткой и доступной форме, а также предотвратит возможность плохого усвоения новых тем и быстрого их забывания.

Методы проведения беседы

Пояснение

Во время бесед на уроках по изобразительному искусству и особенно на самых первых из них учащиеся еще не имеют представления о том, как правильно описывать произведения живописи. Вот именно в эти моменты и требуется использование метода пояснения, заключающегося в том, что после ответа ученика учитель делает необходимые пояснения, позволяющие детям точнее понять суть произведения.

Приведу пример. Когда младшие учащиеся описывают пейзаж, они, как правило, замечают следующее: на картине есть солнце или луна, деревья наклонены, на воде рябь. Следовательно, после такого рассказа учителю необходимо пояснить, что если присутствует солнце, можно определить, в какое время дня художник писал эту картину: солнце, располагающееся высоко, указывает на середину дня, у горизонта — на рассвет или закат и т. д., наклон деревьев и рябь на воде говорит нам о том, что дует ветер. Так что, описывая аналогичные работы следующий раз, дети уже будут указывать и на время написания картины, и на состояние природы в этот момент.

Сравнение

Весьма целесообразно прибегать к такому методу, как сравнение. Именно оно стоит в основе развития у детей образных ассоциаций, учит анализировать, сравнивать и делать определенные выводы. Во время сравнения музыкальных и художественных, литературных и художественных произведений между собой необходимо обращать внимание на выявление не только сходства, но и различия в цветовой (музыкальной, словесной) гамме, запечатленном настроении, главной мысли. В процессе этих сравнений учащиеся должны сами осознать, что даже во многом похожие между собой произведения могут иметь совершенно различное настроение и нести полностью противоположную мысль.

Акцентирование деталей на главном

Во время беседы следует использовать также метод акцентирования деталей. Суть его состоит в том, чтобы при рассмотрении репродукций картин научить детей быстро определять главное, выделять композиционный центр и основную мысль произведения. Добиться этого можно при помощи наложения на основную деталь малоизвестной картины однотонной карточки и определения т. о. недостающей детали. Так, если на картине присутствует природа и часть частокола, то дети непременно догадаются, что недостает дома, и т. д. При этом важно, чтобы они сами пришли к выводу, что если с картины удалить главное «действующее лицо» или основную деталь, несущую главную мысль, произведение станет незаконченным и бессмысленным.

Вызывание адекватных эмоций

При воспитании эмоциональной отзывчивости у детей на первый план во время беседы выходит именно этот метод. Он позволяет развить их заинтересованность в рассмотрении произведений живописи, а следовательно, вызовет у них соответствующее настроение, эмоции и чувства. В данном случае очень подходит выражение на языке искусства: «Познать — значит прочувствовать».

При рассмотрении репродукций первоначально следует опираться не на то, какие эмоции вызывает у детей эта картина, а на то, что они испытывают в те же самые моменты: во время дождя, при сильном ветре, осуществляя поездку, наблюдая за пейзажем через окно, обижаясь или злясь на кого-то (портрет) и т. д. Это научит детей сопоставлять реальные переживания с изображенным на картине, а значит, и сделает их анализ более полным.

Повторное возвращение к пройденному материалу

Во время беседы также необходимо постоянно возвращаться к уже пройденному материалу, чтобы закрепить его. Обращение может выражаться через сравнение с уже изученными произведениями.

Игровые заставки на уроке

Все дети любят играть. Об этом преподавателям при разработке структуры своего урока стоит помнить. Введение в урок даже небольшой игры позволяет не только его разнообразить и заинтересовать учащихся изучаемой темой, но и дает возможность еще раз подвести итог и закрепить новый материал. Некоторые игры постепенно могут стать основными (понравившиеся детям), а потому их стоит использовать на всех последующих уроках, связанных одной тематикой.

Какие же игры можно использовать на уроках изобразительного искусства? Во-первых, ассоциативные, развивающие у детей фантазию и образное мышление. В основе этих игр будут лежать используемые во время уроков музыкальные и литературные произведения, к которым учащимся необходимо будет выбрать картины художника, передающие то же самое настроение или основную мысль.

Например, преподаватель может поставить отрывок из любой музыкальной композиции, а после его прослушивания предложить детям найти в представленных взору репродукциях ту, с которой эта музыка наилучшим образом сочетается, а затем кратко сформулировать причину такого вывода. Если же мнения нескольких опрошенных детей будут расходиться, задание может быть оставлено на конец урока. При этом необходимо заинтересовать детей вопросом и заставить их задуматься. Это можно сделать при помощи поощрительного приза, который достанется тому, кто правильно ответит и разъяснит задание в конце урока.

Та же самая игра может быть использована и во время сравнения живописных и литературных произведений, характеристик образов главных героев, описаний природы. Здесь важен уже не просто подбор правильного произведения, но и определение его связей и тех литературных оборотов, при помощи которых автору удалось создать впечатление, аналогичное изображенному. После каждой такой игровой минутки учитель совместно с детьми может выписывать на доске основные словесные обороты, подчеркивающие настроение произведения. Благодаря этому дети будут их запоминать, а при дальнейшей работе и использовать, делая самостоятельно описание живописных полотен. Эти выделенные слова стоит пробовать вспомнить на следующем уроке или через урок. Это поможет развить память учащихся, особенно если в выполнении данного задания они будут заинтересованы.

Еще одной разновидностью может быть игра на разгадывание. Задачей преподавателя здесь является придумывание таких вопросов по просматриваемым произведениям живописи, которые потребуют у детей разгадывания. Можно, например, поинтересоваться названием незнакомой детям картины. Естественно, версий по этому поводу будет очень много, не исключено, что дети даже найдут ее настоящий вариант. Во время этого отгадывания следует задавать наводящие вопросы: «Какой является главная цель произведения?», «Что является композиционным центром картины?».

В виде загадок могут быть взяты и такие обобщающие задания, как, например, выявление лучших художников в том или ином жанре или напоминание о наиболее часто повторяющихся образах в произведениях живописи и названиях этих полотен. Это могут быть образы одних и тех же былинных и сказочных героев в разных или похожих ситуациях, образ женщины с ребенком и т. д. Еще одно из заданий — определение произведений, выполненных в схожей цветовой гамме, или воспроизведение в памяти портретов известных деятелей искусств и написавших их авторов (кто написан и каким художником?).

Очень интересной является и игра «Потерянный кусок». Суть ее состоит в том, что преподаватель демонстрирует учащимся кусок (угол, эпизод) любой известной по предыдущим темам картины, а учащиеся пытаются вспомнить и ее название, и содержание, и автора. Естественно, что определить, какой кусок из картины им показан, дети смогут, если при изучении этой темы они были очень внимательны и хорошо рассмотрели и запомнили демонстрируемые им произведения.

Данная игра обычно настолько увлекает учеников, что они просят преподавателя устраивать ее ежедневно — и тем самым дают учителю возможность не только проверить прочность их знаний и внимательность, но и повысить собственную внимательность к показываемым полотнам. Постепенно ученики смогут все более и более быстро определять название и автора произведения, а потому придется усложнять задание: показывать менее примечательные элементы картины или же демонстрировать вовсе неизвестную картину, предлагая им определить ее автора, опираясь на знание манеры письма художников и предпочитаемую ими тематику. Кроме того, можно давать словесные описания картины, по которым учащимся также предстоит определить загаданное произведение.

Как правило, дети любят кому-то подражать. Эту особенность тоже можно использовать в игре, например предложив школьникам воспроизвести сцену, изображенную на картине, придумать ей продолжение или же описать ощущения изображенного человека в момент после его «пробуждения». Что он видит, слышит, о чем думает? Очень много возможностей в этом плане дают картины бытового содержания или с изображениями людей: «Опять двойка», «Бой Ильи Муромца со Змеем» и т. д.

Во время урока стоит проводить и игры-конкурсы. Это позволяет увлечь детей и в очередной раз дает возможность закрепить пройденный материал. В виде конкурса можно провести игру «Я экскурсовод». Перед классом выставляется ряд репродукций, объединенных одной темой, а затем все учащиеся поочередно обыгрывают роль экскурсовода и предлагают зрителям свой рассказ о выставленных произведениях. По окончании игры голосованием выбирается победитель. А когда дети уже будут иметь основные навыки составления рассказа по картине, репродукции художников можно заменить на работы самих учащихся. Это даст возможность услышать о впечатлениях всего класса по поводу каждой из представленных работ, т. е. узнать их мнение на этот счет.

Аналогичным этому конкурсом может стать и игра «Я выдумываю». Проводится она следующим образом: учитель задает ученикам любую тему, дает время на обдумывание (можно поставить в этот момент музыку с необходимым настроением), а затем ученики рассказывают о той вымышленной картине, которую они нарисовали в своем воображении. По окончании игры также может быть проведена оценка рассказов. Естественно, выиграет только тот ребенок, который умеет передавать свои фантазии литературно и связно. Данную игру хорошо использовать в том случае, когда необходимо развить у детей фантазию и умение составлять последовательный рассказ.

Очень привлекают детей и игры, похожие на те, какие они сами придумывают. К ним относится, например, игра «Ярмарка». Ее можно провести следующим образом: устроить в классе большую выставку. При этом каждый стенд должен быть посвящен работам одного из школьников. Затем совместно с классом напишите объявление о том, что на протяжении всего дня в кабинете рисования будет проходить ярмарка, на которой можно «купить» любой рисунок, и всего-то за несколько добрых слов в адрес самого произведения.

Когда же на переменах в класс потянутся учащиеся других классов, учитель должен объяснить, что авторы «продадут» свои работы тем, кто сможет правильно описать понравившееся ему произведение, определить его главную мысль и придумать по нему рассказ. Кроме того, автору дается право задавать «покупателю» дополнительные вопросы на свое усмотрение. При помощи этой игры учитель рисования сможет не только привлечь к своим урокам учащихся других классов, но и продемонстрирует необходимость применения детьми полученных знаний на практике.

Если всевозможные игры и конкурсы проводятся в школе постоянно, то можно приготовить специальные медали лучшим ученикам и победителям: «Мастер натюрморта», «Специалист в области живописного письма» и т. д. В конце года может быть подведен общешкольный итог, где по собранным медалям и будет определен, а затем и награжден лучший художник школы.

4. Оформление выставок и стендов к урокам

Буквально все дети любят рисовать. Но, не видя положительной реакции со стороны окружающих и не чувствуя морального поощрения своего творчества, они очень быстро способны потерять всякий интерес к изобразительному искусству. Относится это и к уроками «Изо». Даже в тех случаях, когда все занятия интересны и занимательны для детей, их интерес к ним постепенно снижается, т. к. они не получают эмоционального заряда для создания дальнейших работ, не слышат отзывов окружающих о своих художественных фантазиях.

Чтобы этого избежать, учитель рисования должен организовывать в школе различные выставки, выбирать и награждать лучших художников четверти и года. Это привлечет к урокам рисования даже тех, кто не умеет и не любит этот вид искусства, не говоря уже об истинно увлеченных и действительно одаренных детях. При этом не следует забывать, что о своих успехах школьники прежде всего стремятся рассказать в семье. Порой это стремление приводит к тому, что, приберегая удачные работы для показа родителям, ученики отказываются оставлять их для выставки, чем нарушают все планы преподавателя и подводят других ребят. Исправить все можно, только пригласив на просмотр работ самих родителей. Следовательно, организованные преподавателем выставки не следует делать строго классными. Напротив, возможность посещать их должны иметь все желающие. Только тогда удастся по-настоящему приобщить детей к творчеству и искусству и привлечь к достижению общей цели их родителей и членов семьи.

Темы выставок возможны совершенно любые, но лучше всего выбирать более обобщенные, при оформлении которых можно использовать работы не только одного класса, но и других. Наиболее подходящими считаются темы: «Школьный музей», «Мир глазами детей», «Родителям об искусстве», «Образы зимы в творчестве русских художников», «Новогодняя сказка», «Золотя осень», «Весна-красна», «Музыка капели», «Архитектура вокруг нас», «Родина в творчестве художников пейзажистов», «В мире сказок», «Война в творчестве живописцев», «Наши мечты», «Путешествие по огромной планете», «Традиции и современность» и т. д.

При подготовке и оформлении выставок необходимо привлекать к этому и преподавателей других предметов: учителей музыки, труда, литературы, истории и т. д. Благодаря этому выставка получится гораздо интереснее, ведь на ней будут присутствовать не только рисунки, но и скульптура, керамика, поделки, созданные на уроках трудового обучения: из листьев, соломки, мозаики из стекла на цементной основе, маски и т. д. Правильно и точно подобранные музыка и литературные произведения, объединенные общей тематикой, привлечение не только любителей искусства, но и детей, которым полюбился тот или иной предмет, сделают мероприятие значимым и запоминающимся для всех.

Словом, когда выставка будет полностью оформлена, следует выбрать для нее наиболее подходящий музыкальный и литературный фон. Данная задача должна полностью лежать на учениках. Это поможет им закрепить полученные знания и применить их на практике.

Помимо музыки и литературных заставок, для каждой выставки необходим экскурсовод. Им также следует назначить наиболее успевающего по предмету ученика. Его задачей будет рассказать родителям и другим школьникам, пришедшим посмотреть на работы, о том, какова цель этого мероприятия, чьи работы представлены на выставке, что они показывают и подчеркивают. Кроме того, ему придется кратко проанализировать работы всех учащихся.

Время проведения выставки не следует ограничивать одним днем, т. к. не все сразу смогут ее посетить, да и родители не имеют возможности побывать на ней в одно и то же время. На выставку должно отводиться около недели, за это время каждый день желательно менять экскурсовода, а значит, все желающие смогут попробовать себя в его роли и гораздо большее число желающих сможет с ней ознакомиться. При желании, для родителей и просто посторонних почитателей искусства могут организовываться вечерние просмотры, во время которых тот же экскурсовод поведает об особенностях выставки или каждый ребенок самостоятельно расскажет о том, что он стремился запечатлеть на своем рисунке, какой была его главная цель.

В промежутках между рассказами экскурсовода целесообразно зачитывать эпизоды из литературных произведений, наиболее точно передающих настроение и событие, запечатленное в картине (это относится и к работам, созданным учащимися). Да и сам осмотр должен обязательно проходить на фоне тихо звучащей музыки. Иными словами, в зале должна быть воссоздана атмосфера той тематики, которая лежит в основе всего мероприятия. Очень хорошо, если на каждой выставке будет присутствовать книга отзывов, где все желающие смогут оставить свои заметки и наблюдения.

В конце года неплохо провести отчетный урок, а затем и выставку, на которой представить самые лучшие работы учеников школы, созданные на протяжении года. Такая выставка может носить название «Искусство нового времени», «Россия в XXI веке» и т. д. К ней учащиеся могут сочинить сказки, стихи, песни, подготовить театрализованные представления, представляющие собой этюды на основе сцен, запечатленных художниками в своих картинах.

Конец ознакомительного фрагмента.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти заказчика в журнале
  • Как исправить ошибку com google process gapps остановлен
  • Как найти google плей маркет
  • Как на озоне найти жижу для вейпа
  • Как найти медиану численности населения