Структура занятия по развитию речи.
В структуре занятия выделяют три части — вводную, основную и заключительную.
— в вводной части устанавливаются связи с прошлым опытом, сообщается цель занятия, создаются соответствующие мотивы предстоящей деятельности с учетом возраста;
— в основной части решаются главные задачи занятия, используются различные обучающие приемы, создаются условия для активной речевой деятельности детей;
— заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной. Ее цель закрепить и обобщить знания, полученные на занятии. Здесь используются художественное слово, слушание музыки, пение песен, хороводные и подвижные игры и др. Распространенной ошибкой в практике являются обязательные и не всегда уместные, часто формальные оценки деятельности и поведения детей.
Структура занятия, посвященного изучению нового материала, может иметь несколько вариантов.
Вариант 1
I. Организационный момент:
а) упражнения, тесты, головоломки на развитие внимания, восприятия, памяти;
б) лексические упражнения.
II. Актуализация опорных знаний и представлений:
а) вводная беседа;
б) упражнения на узнавание, различение, определение предметов и явлений;
в) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) рассказ воспитателя;
б) демонстрация наглядности, схем, опор.
IV. Обобщение (обобщающая беседа).
V. Закрепление:
а) программированные задания;
б) графические работы;
в) работа с текстом и т.д.
VI. Итог.
Вариант 2
I. Организационный момент (лексические упражнения).
II. Введение в тему:
а) вводная беседа;
б) сообщение темы, целей урока.
III. Изучение нового:
а) актуализация имеющихся знаний воспитанников;
б) рассказ, объяснение воспитателя.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) обобщающая беседа;
б) практические работы.
Комбинированное занятие
I. Организационный момент (упражнения на внимание, память, восприятие).
II. Повторение:
а) обобщающая беседа;
б) упражнения в узнавании, различении предметов и явлений;
в) программированный задания;
г) рассказ воспитанника.
III. Изучение нового:
а) вводная беседа, проверка сенсорных эталонов;
б) рассказ педагога.
IV. Физкультминутка.
V. Закрепление:
а) упражнения на узнавание; определение;
б) лексические игры, задания.
VI. Итог.
Оптимальное сочетание коллективного характера обучения с индивидуальным подходом к детям. Индивидуальный подход особенно нужен детям, у которых плохо развита речь, а также малообщительным, молчаливым или, наоборот, чрезмерно активным, несдержанным.
Должна быть правильная организация занятий. Организация занятия должна отвечать всем гигиеническим и эстетическим требованиям, предъявляемым и к другим занятиям (освещенность, чистота воздуха, мебель по росту, расположение демонстрационного и раздаточного наглядного материала; эстетичность помещения, пособий). Важно обеспечить тишину, чтобы дети могли правильно слышать образцы речи воспитателя и речь друг друга.
Приведём примеры структуры некоторых занятий по развитию речи.
Обучение пересказу художественного произведения»
I часть: вводная
Подготовка детей к восприятию художественного произведения с использованием следующих приемов:
- показ картины;
- сюрпризный момент;
- художественное слово;
- использование грамзаписи.
2 часть: основная
1. Первичное чтение. Оно дается без установки на запоминание, чтобы обеспечить свободное художественное восприятие.
2. Повторное чтение с установкой на запоминание: «Послушайте внимательно, будем пересказывать».
Если произведение знакомо, 1 и 2 этапы опускаются.
3. Беседа по содержанию художественного произведения:
- уточнить идейное содержание;
- дать характеристику литературных героев;
- обратить внимание на языковые средства: образные выражения, зачин, концовка и т.д.;
- подготовить к выразительному пересказу (работа над прямой речью действующих лиц, интонацией, темпом речи, качествами голоса).
Этапы 1-3 опускаются, если произведение разбиралось 3-6 дней.
4. Повторное или выборочное чтение с установкой: «Вслушайтесь, как я читаю» (при необходимости).
5. Пауза для подготовки детей.
6. Пересказ детьми (3-7 человек). Первым вызывают ребенка с хорошей памятью, последнего – с выразительной речью.
3 часть: заключительная.
Подводится итог занятия. Закрепить название произведения, имя автора, отметить детей, которые пересказывали лучше всех.
Структура занятия по рассматриванию картины
1.Вводная часть.
Картина закрыта.
Цель: заинтересовать детей и собрать их внимание перед внесением картины.
Приемы:
- художественное слово;
- сюрпризный момент;
- грамзапись;
- вводная беседа.
2.Основная часть
Картину поворачивают к детям и дают 1-2 минуты для самостоятельного рассматривания и обмена впечатлениями.
Цель: научить рассматривать картину от главного к второстепенному, развивает словарь.
Приемы:
Вопросы:
1 группа вопросов направлена на выявление общего смысла картины: О чем? Как можно ее назвать?
2 группа вопросов направлена на описание предметов: Кто (что) изображено? Что делает? Кто он? На что (кого) похож? Во что одет? и т.д..
3 группа — на установление связей между отдельными частями картины: Почему? Чем похожи? Чьи?
4 группа – вопросы из личного опыта детей
5 группа – вопросы, выходящие за рамки картины.
Приемы словарной работы.
Словесные упражнения.
3.Заключительная часть
Цель: обобщить знания детей, подвести итог занятия, дать оценку детским ответам.
Приемы:
обобщающий рассказ воспитателя;
чтение отрывка из художественного произведения, близкого по содержанию картины.
Развитие у детей связной речи
Структура итоговой беседы
1.Вводная часть (3-5 минут)
Цель: оживить в памяти впечатления детей, используют приемы:
вопросы-напоминания;
загадки;
показ наглядного материала (фото, иллюстрации, картины).
Сформулировать тему беседы, мотивировать ее выбор.
2.Основная часть (20-25 минут).
Вся беседа разбивается на подтемы, после каждой подтемы идут обобщения воспитателя. Внутри каждой законченной части используются различные приемы обучения:
вопросы разных типов (3-4 воспроизводящих, 4-5 поисковых, 1-2 обобщающих и др.);
художественное слово;
показ наглядного материала;
приемы словарной работы;
ТСО.
Воспитатель должен продумать, как закончить одну часть и перейти к другой. О важном говорить вначале, о второстепенном – в конце.
3.Заключительная часть (2-3 минуты).
Детей подводят к формулировке обобщений, выводов, осознанию своего отношения к теме беседы.
Конец беседы должен быть эмоциональным, связанным с практическими действиями.
Приемы:
дидактическая игра;
упражнение;
рассказ воспитателя;
чтение отрывка из художественного произведения.
О чем речь? Речевое развитие в детском саду – основа будущего умения общаться друг с другом. Речь – важная составляющая нашей жизни, с помощью которой мы в некотором роде реализуем себя в обществе. Способность формулировать свои мысли и передавать их другим развивается с самого рождения, но только от воспитания и обучения зависит, какого уровня она достигнет.
Что учитывать? Каждому возрасту соответствуют определенные характеристики речевого развития. Обучение речи требуется на каждом этапе. Это способствует познанию мира, развитию интеллекта и умения взаимодействовать с окружением. Чем раньше взрослые начнут заниматься речевым развитием ребенка, тем проще ему будет в будущем.
Оглавление:
- Для чего требуется речевое развитие детей
- Основные этапы речевого развития детей
- Основные цели и задачи речевого развития в детском саду
- Направления и формы речевого развития в детском саду
- Особенности занятий по речевому развитию в группах детского сада
Для чего требуется речевое развитие детей
Знаете ли вы, почему уделяется такое повышенное внимание речевому развитию в детском саду? Все потому, что именно оно является одним из главных показателей интеллектуального уровня ребенка. Упражнения по развитию речи являются неотъемлемой частью всех видов деятельности в детском саду, причем неважно, специальное это занятие или же самостоятельное.
Речь – это особый проводник, с помощью которого люди общаются друг с другом, передают свои мысли, реализуют себя как личности. Это одна из главнейших потребностей и функций. Разговаривать способно большинство, за редкостью некоторых патологий, но вот говорить правильно умеют лишь единицы из нас.
Именно уровень речевого развития малыша говорит о начальных процессах формирования личности. Также огромное значение имеет этот показатель при характеристике уровня психического развития ребенка.
В свете важности этого направления особую актуальность сегодня обретают различные проблемы в развитии речи у детей.
В дошкольном возрасте происходит формирование всех основных навыков ребенка, комплексное развитие личности малыша. Дети активно приобщаются к социуму, начинают понимать ценности. Это оптимальное время для активного обучения речевым навыкам с использованием различных педагогических методик. При выборе программы развития необходимо ориентироваться на индивидуальные особенности ребенка, а также учитывать возрастные особенности той группы, к которой он относится.
Основные этапы речевого развития детей
С самого рождения ребенок начинает активно знакомиться с окружающим миром. Младенцы громко плачут, когда они испытывают боль или требуют внимания к себе, к четвертому месяцу жизни начинают гулить, а уже с полугода в их попытках проявить эмоции мы слышим лепет.
Первые осмысленные слова мы можем услышать в речи малыша где-то к году, но, как правило, это выражение потребностей ребенка. Мы слышим первые «дай» и «на».
К полутора годам в речи ребенка можно определить описание каких-то предметов, а вот к завершению 2-го года жизни малыша произносимые им слова начинают обретать грамматическое оформление.
С двух до трех лет идет активное пополнение словарного запаса ребенка, он начинает формулировать простые предложения, ведет диалог, может кратко описать произошедшую ситуацию. Именно благодаря развитию речи у малыша налаживается контакт со сверстниками, появляется возможность выстраивать коммуникативные связи со взрослыми.
К пятому году жизни ребенок обладает достаточным словарным запасом, что позволяет ему свободно пересказывать сказки, петь песенки, рассказывать потешки и многое другое.
Основные цели и задачи речевого развития в детском саду
Речь не дана человеку от рождения, это особо ценное приобретение, которое открывает ему множество возможностей. С рождения и до момента, когда малыш произносит свои первые слова, проходит немало времени. Да и на взрослых ложится большая ответственность, и требуется множество усилий, чтобы помочь ребенку в своевременном и правильном развитии речи.
По уровню владения речевыми навыками специалисты проверяют готовность детей к поступлению в школу. Поэтому так важно уделять этому вопросу в дошкольном возрасте должное внимание. Речевое развитие детей в детском саду – важнейшая составляющая комплексного интеллектуального развития малыша, его мышления и логики.
Среди задач, решаемых с помощью развития речи, можно выделить:
- Наполнение словарного запаса.
- Формирование речи с целью возможного комфортного общения со сверстниками.
- Развитие творческой речи: придумывание (сочинение) сказок и стихов, рассказов и историй.
- Приобщение детей к чтению художественной и познавательной литературы.
- Обучение детей правильной и грамотной речи: расстановка интонаций и ударений.
Методики ФГОС позволяют эффективно обучать детей общению со сверстниками и взрослыми, учат формулировать свои мысли, раскрывать творческие способности, совершенствовать навыки.
Основной целью развития речи является формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком.
В дошкольных образовательных учреждениях решаются следующие задачи речевого развития:
- Знакомство с культурой книгочтения, с детской литературой. Обучение пониманию на слух разных жанров детской литературы.
- Помощь в овладении речью как незаменимым средством общения и познания культуры.
- Развитие грамматически правильной, связной монологической и диалогической речи.
- Активное пополнение словарного запаса детей.
- Развитие речевого творчества.
- Формирование звуковой аналитико-синтетической активности, что служит отличной базой для дальнейшего обучения грамоте.
- Развитие фонематического слуха, звуковой и интонационной культуры.
Направления и формы речевого развития в детском саду
Среди основных направлений работы по речевому развитию с воспитанниками детского сада можно выделить:
- Развитие связной, осмысленной речи.
- Формирование навыков построения грамматически правильных предложений (словообразование, морфологии и др.).
- Развитие активного словаря (узнавание новых значений слов, умение их уместного применения в соответствии со смыслом, ситуацией, в которой происходит общение).
- Обучение воспитанников ведению монолога и диалога, а также связанного рассказа.
- Формирование и воспитание звуковой культуры речи: восприятие звуков и произношения, правильное звукопроизношение в родной речи.
- Знакомство и закрепление понятий элементарного осознания явлений языка и речи (различение звука и слова, умение находить места звука в слове).
- Воспитание и пробуждение у детей любви к художественному чтению.
Под средствами развития речи педагоги понимают общение детей между собой и со взрослыми, знакомство с художественной литературой, обучение родной речи, изобразительное искусство, музыкальные занятия, театральное искусство, а также занятия из других разделов программы обучения.
Формами развития речи являются литературное чтение, пересказ, беседа и обсуждение прочитанного материала, театральная инсценировка или игра на основе какого-либо литературного произведения, продуктивная деятельность по мотивам прочитанного, сочинение и ситуативная беседа.
Приемы развития речи детей дошкольного возраста:
- Наглядные – наблюдение, изучение предметов, знакомство с рисунками, иллюстрациями и фотографиями.
- Словесные – чтение, описание, рассказ, беседаы.
- Практические – рисование, ролевые игры, театрализация и др.
Кроме того, особой популярностью пользуются такие словесные приемы, как повторение и проговаривание, речевые образцы, объяснение, оценка речи ребенка и другие.
Под речевым образцом чаще всего понимают правильную речь педагога (или родителя), которая и является средством подражания для ребят. С младшими детьми это практикуется в игровой форме, а с воспитанниками старших групп этот метод применяется с целью сравнения и коррекции дефектов в развитии речевого аппарата.
У приемов проговаривания и повторения также есть свои цели, которые помогают детям запоминать и правильно произносить услышанные звуки. Тут главное – заинтересовать ребенка, в противном случае есть риск вызвать негативные ассоциации и эмоции у малышей.
Говоря об объяснении, мы подразумеваем умение педагога раскрыть ребенку сущность и значение какого-либо образа, явления или действия. Как правило, этот прием широко используется в дидактических играх для раскрытия смысла слов.
Указание – разъяснение следует понимать, как стратегию действий ребенка, направленных на достижение результата. Указания можно разделить на обучающие, дисциплинирующие и организационные.
Оценка подразумевает суждение педагога об ответе ребенка. Этот прием помогает определить уровень и полноту усвоения знаний и речевых навыков ребенком. Оценка необходима маленькому человеку, чтобы в дальнейшем он смог ориентироваться на нее в своих рассуждениях.
Особенности занятий по речевому развитию в группах детского сада
Для эффективного достижения целей речевого развития в детском саду необходимо помнить об особенностях разных возрастных групп и, основываясь на этом, строить занятия.
В случае когда речь идет о группе раннего развития детей, где малышам от 2 до 3 лет, нужно понимать, что они абсолютно не умеют общаться в коллективе, также не относят к себе лично речь, обращенную ко всей группе. Как правило, в этом возрасте дети не умеют слушать сверстников, их привлекает исключительно речь педагога. Для воспитателя крайне важно уделять речи особо внимание, поскольку именно он является для детей образцом.
Широкое применение получили приемы наглядности, эмоциональные тренинги, сюрпризные моменты, игровые ситуации. На данном этапе развития перед малышами не ставятся цели чему-то научиться, наоборот, педагог предлагает детям поиграть, рассмотреть картинки, послушать песенки или сказки. Занятия носят как групповой, так и индивидуальный характер. От ребенка не требуется индивидуальный ответ, на вопросы отвечают только те, кто захотят поучаствовать в беседе, либо же дети отвечают хором, все вместе.
В группе младшего дошкольного возраста (это период с 3 до 4 лет) воспитатель продолжает вести работу по наполнению активного словаря детей, уделяет внимание грамматически правильной речи, не забывая про ее звуковую культуру. В этом возрасте начинает проводиться работа по подготовке воспитанников к пересказыванию.
Речевое развитие в младших группах детского сада
Для развития речи в 2 года педагоги активно применяют игрушки и рисунки, наглядные предметы, которые помогают ребенку запомнить слова и их обозначение. Выстраивается ассоциативный ряд, который становится базой для дальнейшего развития.
В слуховые занятия рекомендовано включать артикуляционные упражнения: надуть щеки, вытащить язык, широко улыбнуться и много другое. Благодаря таким незамысловатым упражнениям в активную работу включаются мышцы артикуляционного аппарата, что благоприятно влияет на развитие речи в целом.
Интонация в разговоре с детьми также имеет огромное значение в развитии речи. Так, согласно методике Ушаковой, взрослый должен менять тембр голоса, благодаря чему у детей формируется чувство ритма и силы голоса, что в дальнейшем благоприятно скажется на формировании музыкального слуха малыша. Интонации помогают придать общению чувственность, эмоциональность и т. д.
В три года важно уделять особое внимание правильному произношению звуков, всячески поддерживать познавательную активность ребенка. В этот период дети активно учатся слышать, а также распознавать гласные и согласные звуки.
Общие рекомендации для педагогов дошкольного образования в вопросах развития речи детей в возрасте 2-4 лет будут следующие:
- При наличии в группе ребят с проблемами в развитии речи стоит особое внимание уделить таким простым заданиям, которые потребуют от малышей конкретного ответа (действия). Например, попросите их что-то найти, показать, сделать или принести.
- Проявите терпение в разговорах с ребенком. При неполучении ответа задайте вопрос еще раз, подтолкните его к ответу, всячески поощряйте даже малейшие попытки воспроизведения за вами слов или фраз.
- Если у вас «не получилось» занятие, но вы считаете его очень важным и нужным, то обязательно повторите, но перед этим проведите анализ своих неудач. Возможно, проблемы не такие значительные, как вам кажется, и для их решения будет достаточно пересадить ребят или слегка снизить планку своих требований.
- Обязательно повторяйте и закрепляйте с детьми пройденный материал.
- Искренне радуйтесь успехам малышей, не скупитесь на похвалу.
- Больше естественности в общении с детьми и поменьше нотаций и нравоучений.
- Радуйте воспитанников сюрпризами, привносите в их жизнь что-то новое и интересное, развивайте культуру общения в коллективе.
Речевое развитие в средних и старших группах детского сада
В средней и старшей группах методика обучения основывается на закреплении освоенного материала и дальнейшего формирования разговорной речи. Ребята в этом возрасте учатся строить грамотные диалоги, оттачивают навыки ведения беседы и поддержания разговора на какую-то тему.
Сейчас важно читать детям как можно больше сказок, заучивать наизусть стихотворения, вовлекать ребят в различные театрализованные представления. Учим детей усидчивости, воспитываем любовь к литературному чтению, раскрываем творческие качества воспитанников.
У детей этой возрастной группы уже достаточно хорошо развиты речевые и коммуникативные навыки, что позволяет им довольно свободно общаться со сверстниками. При общении со старшими ребятами у детей намного быстрее развивается речь, тут главное – не допустить передразнивания старшими детьми младших, чтобы не укоренить манеру неправильного произношения звуков и других ошибок.
Для развития речи в старших группах активно используются различные дидактические игры, которые предлагают детям выстраивать логические цепочки, объединяя предметы по каким-то общим характеристикам. Например, дети получают задание разобрать по отдельным корзинкам овощи и фрукты или же по разным столам диких и домашних животных и т. д.
Рекомендации для воспитателей по речевому развитию в детском саду с детьми от 4 до 7 лет.
- Уделять особое внимание произносительной стороне речи:
- развивать артикуляционный аппарат для правильного произношения звуков;
- следить за четкостью произношения слов, предложений, формировать спокойный темп и размеренный ритм речи.
- Расширять словарный запас:
- пополнять знания детей знаниями о свойствах и качествах предметов;
- учить умению обобщать значения слов, использовать полученные навыки в самостоятельной речи.
- Развивать навыки грамотной устной речи:
- учить детей правильному употреблению предлогов, выражающих различные пространственные отношения (на, в, за, из, с, над, между, перед и т.п.);
- давать упражнения на употребление имен существительных во множественном числе (по принципу «один – много»);
- учить образованию родительного падежа множественного числа существительных (например, при ответе на вопрос «Чего нет?»);
- объяснять, как пользоваться глаголами в повелительном наклонении;
- составлять с детьми простые предложения за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых.
- Способствовать развитию диалогической речи, развивать связную речь:
- обучать детей осознанно применять в речи изученный материал, ориентируясь на конкретную ситуацию (будь то обращение или просьба, извинение или благодарность, прощение или утешение и т. д.);
- активизировать использование диалога в общении (в проблемных ситуациях, игровых моментах, театрализованной деятельности и многое другое), демонстрируя культуру его ведения;
- подготовить детей к обучению связной монологической речи;
- с использованием разных игровых упражнений учить детей пересказу, составлению характеристик предметов, объектов, ситуаций;
- учить восстанавливать цепочку последовательных событий в повествовании.
- Не забывать, что для качественной речи необходимо развивать мелкую моторику рук.
- Создавать положительные условия, активизирующие речь:
- обустроить богатую речевую среду;
- чаще рассматривать их работы по изобразительному творчеству, просить рассказать о получившихся образах и говорить об окружающих предметах.
Таким образом, дошкольный возраст является важнейшим периодом комплексного развития личности, именно в это время происходит формирование речевых навыков детей. Постепенно ребенок начинает приобщаться к миру культуры, понимать общечеловеческие ценности.
Именно сейчас для взрослых так важно максимум своего времени и сил уделить речевому развитию крохи. Методик для этого существует великое множество. Но не забывайте, что при выборе метода обучения необходимо ориентироваться на индивидуальные и возрастные особенности развития ребенка.
Конспекты занятий по развитию речи |
-
пт., 23.12.2022
Составители:Ясинецкая Юлия Анатольевна, Ракова Надежда Евгеньевна, учителя-логопеды МАДУ Голышмановский ЦРР — детский сад № 4 «Ёлочка»
-
вс., 25.09.2022
Автор-составитель: Чепурина Ирина Васильевна, учитель-логопед МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №7»
-
пт., 29.04.2022
Составитель: Одышева Евгения Юрьевна, воспитатель МБОУ НШ-ДС №76 города Тюмени
-
пн., 01.03.2021
Составитель: Козлова Марина Павловна, воспитатель МАДОУ детский сад № 101 города Тюмени
-
вс., 13.12.2020
Составитель: Федорова Ирина Владимировна, воспитатель МАДОУ д/с № 186 города Тюмени
-
сб., 19.09.2020
Автор-составитель: Долгих Вера Ивановна, воспитатель МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
-
вс., 30.08.2020
Автор-составитель: Пилявских Наталья Анатольевна, воспитатель МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
-
сб., 29.08.2020
Автор-составитель: Комарова Лидия Антоновна, Воспитатель МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
-
пт., 10.04.2020
Автор-составитель: Журавлёва Людмила Михайловна, учитель — логопед МБДОУ «Детский сад № 16 «Мозаика» город Салехард
-
ср., 20.11.2019
Автор: Кутырева Наталья Ивановна, воспитатель МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
-
вс., 11.08.2019
Автор-составитель: Колобова Кристина Александровна, воспитатель МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
-
вс., 04.08.2019
Автор-составитель: Хухорова Марина Константиновна, воспитатель МАУДО города Ялуторовска «Детский сад №9»
-
чт., 24.05.2018
Автор: Тендентник Марина Николаевна, воспитатель, первая квалификационная категория, муниципальное автономное учреждение дошкольного образования города Ялуторовска «Детский сад №9», Тюменская обл.
-
вт., 22.05.2018
Автор: Гаджиева И.Ш, воспитатель первой категории МБДОУ «ДСКВ «Золотой ключик», г. Тарко-Сале
-
пт., 16.03.2018
Автор – составитель: Кугаевская Ирина Федоровна, МБДОУ «Детский сад № 10 «Брусничка» г. Салехард, ЯНАО
-
пт., 09.03.2018
Автор: Бороздина Юлия Александровна, воспитатель МАДОУ д/с №186 города Тюмени
-
вт., 06.02.2018
Автор — составитель: Прошина Елена Викторовна воспитатель МБДОУ «Снегурочка» г. Ноябрьск, ЯНАО
-
чт., 23.11.2017
Автор: Пермякова Екатерина Михайловна, учитель-логопед МАДОУ детский сад №135 города Тюмени
-
вт., 25.07.2017
Автор — составитель:
Шпилева Татьяна Викторовна,
воспитатель высшей квалификационной категории
МАДОУ д/с № 42 города Тюмени
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Невыдуманная история»
Программные задачи:Учить детей,…
-
сб., 22.07.2017
Автор-составитель:
Игнатова Татьяна Александровна,
Воспитатель(1 квалификационная категория)
МАДОУ детский сад №186 города ТюмениЦель: Систематизировать знания детей об осени, об осенних явлениях природы.
Программные задачи:
Образовательная область…
-
чт., 18.05.2017
Составитель:
Одышева Евгения Юрьевна
воспитатель
первой квалификационной категории
МБОУ НШ-ДС №76 города ТюмениКонспект организованной образовательной деятельности по развитию речи для детей средней группы
«Рекс и его друзья»
Цель: Обобщение и систематизация…
-
чт., 29.12.2016
Автор:
Сайфетдинова Клара Джавдятовна,воспитатель АНО ДО «Планета детства «Лада»,
Детский сад №193 «Земляничка», г.Тольятти, Самарская обл.
Раскрывая механизм создания проблемной ситуации как основной единицы технологии проблемного обучения, в статье…
-
чт., 27.10.2016
Автор:
Ведерникова Оксана Александровна,
воспитатель
МАДОУ детский сад № 90 г. Тюмени
1 категория, стаж: 23 года
Задачи:
1. Уточнять и закреплять правильное произношение звука «р», отчетливо и внятно произносить слова с этим звуком.
2. Развивать речь,…
-
чт., 21.04.2016
Выполнила:
Шаманская Олеся Ивановна
Воспитатель
МАДОУ д/с №186 «Петрушка»
Программное содержание:
Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о морских профессиях.
Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета…
-
пн., 11.01.2016
Автор:
Морозова Наталия Сергеевна,
учитель-логопед
МАДОУ «Детский сад комбинированного вида № 29»
города Тобольска
Конспект подгруппового логопедического занятия по звукопроизношению. (подготовительная группа)
Тема: «Автоматизация звука [ш]…
-
пт., 16.10.2015
Автор:
Корда Алла Александровна –
воспитатель
МБДОУ ЦРР
Детский сад «Танюша».
Пгт. Фёдоровский, Сургутский район.Задачи: Развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание;
— формировать правильное звукопроизношение;
— воспитывать желание…
-
пт., 16.10.2015
Автор:
Анна Владимировна Сапунова,
учитель-логопед
МАДОУ № 8 «Огонек»
г. СургутаЦель: знакомить детей с традициями встречи Нового года в России и других странах (дать представление об отличительных особенностях проведения Нового года у разных народов).
Обучающие…
-
вт., 19.05.2015
Автор:
Рогожа Наталия Федоровна,
воспитатель
МАДОУ ДСКВ «Синеглазка» г. НоябрьскаЦель: Закрепить знания детей по теме; продолжать учить делить слова на слоги; составлять предложения , составлять короткий описательный рассказ по теме ;формировать…
-
сб., 31.01.2015
Автор:
Кугаевская Ирина Федоровна,
воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 4 «Снегурочка»
г. Салехарда
Ямало-Ненецкого автономного округа
Цель:вспомнить русские народные сказки и на материале сказок вызвать у детей желание принять участие в разговоре на…
-
сб., 01.11.2014
Составитель:
Айгумова Светлана Магомедовна,
воспитатель
МБДОУ детский сад «Белоснежка»
п.Солнечный Сургутский рн
Задачи: Образовательные:обобщить представления детей об осени как времени года, ее признаках
уточнить представления детей о сезонных…
Чем младше ребёнок, тем проще поддаются исправлению недостатки в каких-либо способностях. По статистике, 8–9% дошкольников имеют речевые нарушения. У 5% учащихся начальной школы диагностируются дефекты речи. Своевременное обращение к логопеду позволяет выявить проблему и создать оптимальную программу занятий. Речевые нарушения не должны становиться причиной неуверенности в себе или неуспеваемости в школе.
Логопедические занятия: теоретический аспект
Первые слова ребёнка вызывают восторг у родителей. Каждое речевое умение встречается радостно. Произносить различные группы звуков ребёнок учится постепенно. Взрослые редко специально обучают этому малышей, дети имитируют речь, тренируются самостоятельно. Поэтому родители иногда не задумываются о необходимости исправления детской речи, думают, что недочёты обусловлены возрастом и скоро пройдут сами собой.
В раннем детстве речевые умения формируются как имитация речи взрослых
Не все родители знают, что в большинстве детских садов есть педагог-дефектолог. Логопед — это специалист коррекционной педагогики, который диагностирует и исправляет речевые нарушения. Ошибочно мнение, что логопедические занятия показаны только детям, не выговаривающим звук [р]. Сфера коррекционной и развивающей деятельности логопеда обширна:
- обучение правильному произношению всех звуков;
- развитие мелкой моторики — стимулирование пальчиков активизирует работу головного мозга;
- развитие связной речи: построение простых и составных предложений, пополнение активного словаря, способность к пересказу;
- развитие фонетического слуха — различения звуков;
- формирование и совершенствование импрессивной речи — понимания слышимого.
Обучение правильному произношению — одно из направлений работы логопеда
Первичный осмотр ребёнка логопедом происходит перед поступлением в детский сад. Он составляет заключение об уровне речевого развития и имеющихся нарушениях, фиксирует в медицинской карте. К сожалению, родители зачастую не обращают внимания на заметки этого специалиста. И причиной тому то, что логопеды в государственных поликлиниках сразу предупреждают: заниматься коррекцией будем ближе к школе, с 5 лет.
Путёвку в садик для сына мы получили, когда ему уже исполнилось 3 года. Мы решили пройти медицинскую комиссию одновременно с ним и с дочкой (1 год 10 месяцев), чтобы она пошла в группу кратковременного пребывания в том же ДОУ. В поликлинике логопед отказал в приёме дочери: «Осуществляется осмотр детей 3 лет и старше». Карту специалист заполнил только на сына, прокомментировав, что картина печальная: много звуков ребёнок произносит неправильно, какие-то и вовсе «проглатывает». В занятиях было отказано: придёте в 5 лет. Нам повезло тогда в том, что в детском саду оказался прекрасный логопед.
К замечаниям логопеда в поликлинике следует относиться серьёзно, но и паниковать не стоит — речевые нарушения корректируются
Если логопед ставит диагноз «общее недоразвитие речи (ОНР)», ребёнок может быть направлен на психолого-педагогическую комиссию. Там малышу в присутствии родителя задаются вопросы общего характера («Как тебя зовут?», «Какие у тебя любимые игрушки?»), предлагается выполнить простые задания («Покажи картинки с овощами и назови их»). По результатам собеседования комиссия может подтвердить диагноз и направить ребёнка в логопедический сад или логопедическую группу.
Решением психолого-педагогической комиссии ребёнок направляется в логопедическую группу или коррекционный садик
Общеобразовательные детские сады работают по программам («Радуга», «От рождения до школы»), не учитывающим потребности детей с речевыми нарушениями. Обучение воспитанников с речевой патологией выстраивается по коррекционно-развивающим программам:
- Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина «Программа воспитания и обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием»
- О. Киреева «Программа коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопункта»
- Н. В. Нищева «Программа коррекционно-развивающей работы для детей с ОНР» и др.
Дети с речевыми нарушениями составляют группу риска: они хуже понимают поручения и объяснения воспитателя, испытывают сложности в формулировке ответов. Для воспитанников логопедических групп количество групповых занятий меньше, чаще занимаются в индивидуальной форме.
В логопедической группе свой темп обучения и много коррекционных занятий
Цель логопедических занятий — исправление речевых нарушений, формирование правильной и красивой речи у детей. Логопед является специалистом широкого профиля. Он подбирает упражнения для совершенствования технической стороны речи (чистоты произношения, грамматически правильного построения фраз). При этом логопед учитывает психологические особенности детей: организует занятия в игровой форме, знает об интересах воспитанников. Иногда младшие дошкольники воспринимают логопедические занятия как развлечение.
Логопедические занятия в младших группах увлекательны и проводятся с помощью игрушек-помощников
Таблица: задачи логопедических занятий
Возрастная группа | Коррекционные задачи |
Младшая (3–4 года) |
|
Средняя (4–5 лет) |
|
Старшая и подготовительная (5–7 лет) |
|
В логопедических занятиях сочетаются коррекционные методы и упражнения на общее познавательное развитие детей
Виды логопедических занятий
- Индивидуальные занятия считаются наиболее эффективными в преодолении речевых нарушений. В этой форме успешно устанавливается контакт и понимание между логопедом и ребёнком, застенчивые дети раскрепощаются. На занятии с одним воспитанником могут быть использованы различные техники: дидактические игры, задания на сенсорику, интеллектуальные задания в рабочей тетради, артикуляционная и пальчиковая гимнастика. Продолжительность и частота занятий определяется специалистом и зависит от степени тяжести нарушений артикуляционного аппарата и отставания в речевом развитии. Обычно индивидуальные занятия длятся не более 20 минут, проводятся дважды в неделю. По договорённости с логопедом родителям разрешается присутствие на занятии для ознакомления с логопедической методикой.
В нашем детском саду нет логопедической группы для детей младше 5 лет. С 4 лет мой сын ходил на индивидуальные занятия в логопедический кабинет. Педагог настоятельно рекомендовала мне прийти на любое занятие. Это был важный опыт, потому что с выполнением специальных упражнений я знакома не была. Заниматься же сын должен был не только в понедельник и четверг у Ольги Владимировны, но и ежедневно дома по памятке. Мой совет родителям, чьи дети занимаются с логопедом, — приходите посмотреть на артикуляционные упражнения, чтобы не допустить ошибок в домашних занятиях.
Индивидуальные занятия эффективны благодаря установлению контакта с ребёнком и возможности проводить разнообразные упражнения
- Подгрупповые занятия проводятся с воспитанниками, имеющими одинаковые или сходные речевые недостатки. На занятии присутствует 4–6 детей примерно одного возраста. В течение учебного года состав мини-группы меняется, поскольку степень нарушения и эффективность преодоления у детей индивидуальны. Преимущество подгрупповых занятий — в проведении совместных игр, работе с напарником. Дети развивают коммуникативную сторону речи.
Для подгрупповых занятий отбираются, например, дети с такими нарушениями:- искажение звуков: щёчные [ш], [ж];
- тахилалия или брадилалия: ускоренный и замедленный темпы речи;
- фонетико-фонематическое недоразвитие: неспособность определять звуковой состав слова.
Подгрупповые занятия дают возможность проводить совместные игры, развивать навык общения со сверстниками
- Фронтальные занятия — коллективная форма работы, которая проводится с воспитанниками логопедических групп. Логопед составляет календарно-тематический план занятий с учётом индивидуальных особенностей и коррекционных потребностей детей. Фронтальные занятия проходят несколько раз в неделю, к ним ребята готовятся на индивидуальных и подгрупповых занятиях с логопедом, а после повторяют упражнения с воспитателем.
Типы фронтальных занятий для логогруппы:- по формированию лексико-грамматических средств: обогащение словаря и формирование грамматического строя речи;
- по формированию звукового строя речи: правильное произнесение и анализ звуков;
- по развитию связной речи: самостоятельное построение высказываний.
Когда моему сыну исполнилось 5 лет, нас направили на специальную комиссию, сына определили в логопедическую группу. Раз в неделю с ним занимается логопед индивидуально. Два-три занятия проводятся в составе подгруппы в логопункте. Чаще всего дети занимаются всей группой в первой половине дня. Фронтальные занятия проводит логопед или один из воспитателей с дополнительной специальностью.
На фронтальных занятиях присутствуют все воспитанники логогруппы, выполняются задания одинаковые
Как логопеду индивидуализировать задания?
Уровневая дифференциация заданий способствует выработке положительных эмоций от процесса обучения, каждый воспитанник чувствует себя успешным, справляясь с предложенным заданием. Индивидуализация заданий на фронтальных занятиях применяется, когда одни из воспитанников уже имеют успех в преодолении какого-либо недостатка. Этим детям предлагаются задания повышенного уровня сложности.
Например, фронтальное занятие в подготовительной группе посвящено анализу звукового состава слова: ребята хором произносят звуки, слоги, слова с интонационно выделенным звуком. Воспитатель делит группу на 2 команды, одна из которых будет получать более простые вопросы для коллективных ответов.
— Синяя команда, назовите согласные звуки в слове ГУСЬ ([г]! [c’]).
— Зелёная команда, назовите мягкий согласный в этом слове ([с’]).
Второе задание сложнее, потому что требует умения определять на слух твёрдость/мягкость звуков и требует достаточного развития слухового восприятия и памяти.
Реализуется индивидуально-личностный подход в играх-инсценировках на занятиях по развитию связной речи. Дети имеют общую цель — воспроизвести знакомых сюжет (обычно сказочный) при помощи диалогов. Ребята старшего возраста самостоятельно распределяют роли персонажей в соответствии с возможностями и симпатиями: «Мне хочется исполнить в сказке роль Машеньки, но сомневаюсь, что справлюсь с её словами. Лучше я сыграю медвежонка, он мне тоже нравится». Для воспитанников младшей и средней логопедических групп педагог назначает роли с учётом умений подопечных.
Логопед осуществляет регулярную диагностику интеллектуального и речевого развития, определяет склонности детей. Если ребёнок любит изодеятельность, ему чаще предлагаются задания что-то нарисовать, соединить точки, обвести трафарет и раскрасить картинку. К подобным упражнениям подбирается речевая составляющая по теме фронтального занятия. Дети, имеющие склонность к какой-либо тематике (космос, животные, принцессы, роботы), работают с любимым лексическим и наглядным материалом. Индивидуализировать задания несложно, если хорошо знаком с ребятами. Подготовка подобных заданий — показатель мастерства логопеда.
Индивидуализировать задание — значит учесть способности и интересы каждого
Мотивирующее начало логопедических занятий
Результативность коррекционно-развивающих занятий напрямую зависит от увлечённости воспитанников. У дошкольников преобладают произвольные внимание и память: они концентрируют внимание на том, что интересно, и запоминают полученную информацию. Логопедические занятия не должны стать рутинными: малоэмоциональные объяснения педагога, механическое повторение упражнений замедляют коррекционный процесс.
С первых минут дети вовлекаются в обучающий процесс. На начальном этапе занятия мотивация создаётся разнообразными методами:
- изучение наглядных материалов (иллюстрации, мини-выставки, макеты);
- привлечение малых форм фольклора (сказки, потешки, прибаутки, загадки по теме);
- просмотр короткого видеоролика или презентации;
- проведение познавательной беседы;
- включение в игровую форму занятия;
- создание проблемной или сюрпризной ситуации.
От степени мотивации в начале занятия во многом зависит результат всей работы
Таблица: варианты мотивирующего начала занятия для разных возрастных групп
Группа | Тема занятия | Цель | Начальный этап занятия |
Младшая | «Знакомьтесь, это Крош и Лосяш» | Формирование правильного произношения звуков [р] и [л]. | Дети просматривают отрывок из мультфильма «Смешарики». Логопед зачитывает загадки про Лосяша и Кроша. Дети отгадывают персонажей, и логопед предлагает позвать их в гости и показать, как ребята весело занимаются (выставляет игрушки на стол). |
Средняя | «Овощи» | Расширение словаря по теме «Овощи». | Рассматривание макета сказки «Репка»: фигурки персонажей сделаны из солёного теста, репка расположена в центре подставки в виде огорода, где на грядках «растут» разные овощи. Проведение беседы: — Что за место перед вами? (огород, участок) — Как называется перекопанные участки земли, куда сажают семена? (грядки) — Что растёт на грядках? (овощи, а именно горох, морковь, лук и др.) — Какой овощ самый большой на макете? (репа) Воспитатель предлагает ребятам вспомнить сказку: выполнить артикуляционную гимнастику по мотивам «Репки». |
Старшая | «Путешествие в страну профессий» | Развитие связной речи: умения составлять рассказ о профессии. | Включение ребят в игровую ситуацию при помощи ИКТ: дети занимают места в воображаемом автобусе и отправляются в путешествие. Перед ребятами — интерактивная доска, на которую проецируются изображения людей разных профессий. Перед каждым новым слайдом логопед зачитывает загадку, подтверждение правильного ответа или подсказка — картинка. |
Подготовительная | «Здравствуйте, земляне!» | Развитие навыков речевого общения и связной речи. | Создание сюрпризного момента: в начале занятия раздаётся стук и в группе появляются два инопланетянина. Это могут быть воспитанники другой группы в костюмах или изображения на интерактивной доске. Инопланетяне приветствуют ребят и сообщают, что их летательный аппарат сломался. Гости просят о помощи, а починить космолёт можно только при помощи решения специальных задач. |
Изучение необычных наглядных материалов создаёт положительную мотивацию к предстоящему занятию
Видео: открытое занятие учителя-логопеда с мотивирующим началом «Послание из Звукограда»
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/szsbrr7Bbq8
Читайте также — Проведение открытого логопедического занятия в детском саду.
Организация логопедических занятий
Поговорим о проведение фронтальных и подгрупповых занятий учителем-логопедом.
Логопедические занятия имеют чёткую структуру, которая немного отличается от построения занятий в общеобразовательных группах. Работа с детьми, имеющими речевые нарушения, синтезирует коррекционные методы и обучающие, что отражается в плане занятий:
- Организационный момент.
- Мотивирующее начало.
- Повторение.
- Обучающий этап (новый материал).
- Закрепление.
- Рефлексия (выводы и впечатления).
Видео: фрагмент подгруппового логопедического занятия на закрепление материала
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/SRpf5POPlgw
На логопедическом занятии педагогом используются специальные приёмы для нормализации речевых способностей. Эти техники применяются во всех возрастных группах по принципу «от простого — к сложному».
Таблица: логопедические приёмы
Название приёма | Описание | Коррекционно-развивающие задачи | Примеры упражнений |
Артикуляционная гимнастика | Упражнения на укрепление мышц и совершенствование работы органов, участвующих в речевом процессе:
Артикуляционная гимнастика проводится регулярно (в идеале — ежедневно утром и вечером), перед зеркалом. |
Тренировка правильных движений органов артикуляционного аппарата. |
|
Песочная терапия | Упражнения (в т. ч. в игровой форме) с сухим и влажным песком:
|
Стимулирование речевых рецепторов в коре головного мозга через сенсорные упражнения; развитие эмоционально-волевой сферы. |
|
Дыхательная гимнастика | Упражнения на укрепление дыхательной мускулатуры. | Формирование правильного речевого дыхания, развитие силы голоса. |
|
Логопедический самомассаж | Упражнения на внешнее стимулирование мышц речевого аппарата:
|
Подготовка мышц к активной работе (перед артикуляционной гимнастикой). |
|
Логосказки | Инсценировка рассказываемой логопедом сказки при помощи различных действий:
|
Коррекция речевых дефектов через игру-драматизацию. |
|
На одной из консультаций для родителей логопед рассказывал о силе воздействия логосказок на способности детей и их эмоциональное состояние. Ребёнка с малых лет увлекают сказки с их волшебными героями и местами. Сын любит сказки, в которых персонажи шалят, нарушают какой-либо запрет и ищут решение возникшей проблемы. И постепенно к изучению букваря мы подключили технику логопедических сказок. Я заранее находила в сказочные тексты, где главные герои — буквы и звуки. Добавляла задания по проблемной для нас теме — произношение шипящих и сонорных согласных:
— Буква Ш пыталась освободить проход к тайной дверце. Поможем ей сдуть шарики, преграждающие путь! (Сдуваем ватные шарики со стола.)
— Кажется, в темноте кто-то есть. Ш-ш-ш-ш…
Видео: артикуляционная и дыхательная гимнастика
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/rb8b7eXPvSY
Логопедические упражнения, игры, логосказки обычно имеют сопровождение в стихотворной форме. Их содержание согласуется с темой занятия.
Картотека логопеда
Логопедические занятия планируются в течение месяца в рамках нескольких лексических тем. Каждая тема включает в себя новые слова. Это не только существительные, но и другие части речи и их формы. Если младшие дошкольники знакомятся с существительными, прилагательными и глаголами, то старшие дошкольники способны образовывать словоформы (например, уменьшительно-ласкательные слова).
Примерное распределение тем по месяцам:
- Сентябрь: «Детский сад», «Осень», «Части тела», «Мебель».
- Октябрь: «Овощи-фрукты», «Бытовая техника, электроприборы», «Одежда», «Обувь».
- Ноябрь: «Мебель», «Посуда», «Игрушки», «Спорт».
- Декабрь: «Домашние животные», «Продукты питания», «Зима».
- Январь: «Новый год», «Дикие животные», «Домашние птицы».
- Февраль: «Дикие птицы», «Почта», «День армии», «Космос».
- Март: «8 Марта», «Семья», «Весна», «Труд взрослых».
- Апрель: «Город», «Транспорт», «Профессия», «Насекомые».
- Май: «Лес», «Поле-луг», «Ягоды-грибы», «Деревья».
Видео: фронтальное занятие на тему «Овощи» в старшей группе
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/oP-oom6hG4I
Также логопедические занятия проводятся на основе народных сказок и художественных стихотворений.
Примеры тем логопедических занятий по литературным текстам:
«Муха-Цокотуха»,
«Мойдодыр»,
«Колобок»,
«Репка»,
«Айболит»,
«Буратино»
Видео: отрывок логопедического занятия «Сказочное путешествие с колобком»
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/ufOrbqLEu6w
Учитель-логопед составляет картотеки по темам занятий и направлениям коррекционной работы:
- Карточки с пятиминутками (комплекс сенсорных упражнений, игр, загадок, гимнастики).
- Мнемотаблички (памятки с картинками) для развития связной речи.
- Коллекция фонематических потешек.
- Подборка скороговорок/чистоговорок.
Фотогалерея: логопедические пятиминутки
Фотогалерея: мнемокарточки
Фотогалерея: фонематические потешки
Фотогалерея: скороговорки на автоматизацию звуков
Таблица: примерный временной план логопедического занятия
Группа | Оргмомент + мотивирующее начало | Повторение | Физкультминутка или подвижная игра | Обучающий этап | Закрепление + рефлексия | Общая длительность занятия |
Младшая | 2 минуты | 2–3 минуты | 3 минуты | 5 минут | 2 минуты | 15 минут |
Средняя | 3 минуты | 3 минуты | 4 минуты | 7 минут | 2–3 минуты | 20 минут |
Старшая | 4 минуты | 4–5 минут | 4 минуты | 8 минут | 4 минуты | 25 минут |
Подготовительная | 5 минут | 5–6 минут | 5 минут | 10 минут | 4 минуты | 30 минут |
Таблица: фрагмент конспекта логопедического занятия О. Саженковой «Сказка о том, как солнышко потеряло свои лучики» (подготовительная группа, ОНР)
Этап занятия | Содержание |
Мотивирующее начало | Сегодня мы с вами отправляемся в сказку. И, конечно, дорога в сказку будет полна неожиданностей. А чтобы начать наше путешествие нужно произнести волшебные слова: К нам пришла весна Если снег повсюду тает, День становится длинней, Если все зазеленело И в полях звенит ручей, Если солнце ярче светит, Если птицам не до сна, Если стал теплее ветер, Значит, к нам пришла весна. |
Повторение | Ребята, давайте и подумаем, как помочь солнышку вернуть лучики. Мы будем выполнять задания, которые Весна нам приготовила, а за правильные ответы будем получать лучики, которые вернём нашему солнышку. Для начала давайте разделим слова «солнышко» и «весна» на слоги и найдём все гласные буквы в этих словах. (Дети выполняют задание). |
Физминутка | Чтобы ровной была спинка, очень нам нужна разминка, Ну-ка, встань, не зевай и за нами повторяй! Утром солнышко встаёт, тёплый лучик детям шлёт (дети встают, разводят руками). Здравствуй, солнышко, привет, без тебя нам жизни нет (кружатся вокруг себя, руками показывают лучи). Землю солнышко пригрело, (разводят вокруг себя руками) Птичка радостно запела (руками изображают взмах крыльями). Зажурчали ручейки (ладошки сложить вместе, волнообразными движениями изобразить ручеёк). Зацвели вокруг цветы небывалой красоты (приседают и снова встают, руки поднимают). |
Источник конспекта |
На занятии создаётся проблемная ситуация, когда детям нужно выполнить задания, чтобы помочь солнышку вернуть лучики
Раздаточный материал по логопедии
В логопедическом кабинете организуется предметно-развивающая среда, в которой детям комфортно заниматься. В логопункте хранится много материалов, используемые во время занятий как фронтальных, так и индивидуальных. Предметы находятся в подписанных ящиках или контейнерах. Ребёнку позволяется взять для изучения логоматериал вне занятия (разумеется, с разрешения педагога).
Раздаточный материал для логопедических занятий делится на несколько категорий.
- Массажные атрибуты для стимулирования рецепторов на кончиках пальцев: шарики, мячики, кольца, валики из резины и пластмассы.
Массажные шарики и другие материалы нужны для развития мелкой моторики
- Материалы для дыхательных упражнений: ватные и воздушные шарики, теннисные мячики, трубочки, ленточки, вертушки.
Для дыхательных упражнений используются чаще всего различные шарики
- Материалы по сенсорике: мелкие детали, природный материал, фурнитура, образцы ткани и т. д. Для воспитанников младшей группы подобный материал должен быть безопасным, чтобы мелкие элементы не попали в дыхательные пути.
Материалы для развития мелкой моторики можно закрепить на карточках или дощечках, тогда их могут изучать даже самые маленькие дети
- Дидактические игры: карточки и фигурки для выполнения заданий в развлекательной форме.
Дидактическая игра может быть проведена во время изучения букв: «Подбери картинку на букву…»
- Карточки и фишки для звукобуквенного анализа слова.
Дети выполняют анализ состава слова помощью пенала и фишек для обозначения гласных и согласных звуков
Рабочая программа логопеда
Рабочая программа логопеда в детском саду составляется в соответствии с целевым ориентиром ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) — воспитание всесторонне развитой личности. При этом содержание разработки отражает положения образовательной программы, принятой в ДОУ, и программы коррекции.
Программа включает:
- сведения о воспитанниках: возрастная категория, диагнозы (речевые дефекты);
- Список актуальных задач;
- календарно-тематическое планирование на год;
- график диагностических мероприятий (беседы с воспитанниками, анкетирование, тестирование);
- план взаимодействия с другими специалистами ДОУ: воспитателем, музыкальным руководителем, учителем физкультуры, психологом;
- предполагаемая работа с родителями: консультации, мастер-классы.
Примерное содержание рабочей программы:
- Характеристика контингента воспитанников.
- Особенности организации деятельности логопеда.
- Организация предметной среды.
- Содержание рабочей программы.
- Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) первый год.
- Тематическое планирование (ФФНР, ОНР (2,3) второй год.
- План-программа коррекционно-развивающей работы.
- Формирование навыков звукового анализа.
- Система мониторинга эффективности коррекционно-развивающего процесса.
Видео: структура рабочей программы учителя-логопеда
httpv://www.youtube.com/watch?v=embed/NyToUukOMAY
Анализ логопедического занятия
Анализ занятия выявляет эффективность организаторских способностей логопеда. При обнаружении недочётов в подготовке или проведении занятия намечаются коррективы в методической деятельности педагога.
Протокол самоанализа:
- Тема занятия, её раскрытие.
- Цели и задачи, их реализация.
- Предварительная работа, была ли полезна.
- Оборудование и материалы, удобство использования, интерес воспитанников.
- Модель занятия, активность и настроение детей на каждом этапе.
- Коррекционно-развивающие упражнения, их эффективность.
Оценивать составляющие занятия можно при помощи балльной системы. Для этого заполняется технологическая карта.
Бланки самоанализа заполняются самим логопедом и хранятся в методической папке специалиста
Таблица: фрагменты анализа логопедического занятия
Составляющая занятия | Анализ |
Мотивация воспитанников | Принцип мотивации к учению достигался через методы:
|
Дидактические цели | Реализованы. Дети, учитывая их индивидуальные особенности, справились. Во время занятия у детей упражнялись и развивались различные психические процессы, а также развитие зрительного внимания (пространственно-временные представления, вербальной памяти, слухового восприятия, аналитико-синтетической деятельности, логического мышления). |
Коррекционно-развивающие упражнения | Были включены задания, предполагающие самостоятельную обработку информации, дозирована поэтапная помощь педагога, перенос способа обработки информации на своё индивидуальное задание. Принципы развития и коррекции высших психических функций представляло собой:
|
Источник |
Грамотная и красивая речь является показателем развития интеллектуальных способностей. Случается, что ребёнок испытывает трудности в произнесении отдельных звуков или при построении фраз. Своевременное диагностирование речевых дефектов и занятия со специалистом помогут избежать серьёзных проблем в дальнейшем.
- Автор: Мария Скопина
- Распечатать
Образование — высшее филологическое, степень магистра филологии. Специальность — учитель русского языка и литературы, учитель истории. Изучение современного литературного процесса — часть моей жизнь. Как педагог последние годы я чаще взаимодействую с детьми дошкольного возраста, поэтому активно исследую опыт воспитателей ДОУ, изучаю новейшие разработки обучения дошкольников.
Оцените статью:
- 5
- 4
- 3
- 2
- 1
(65 голосов, среднее: 4.3 из 5)
Поделитесь с друзьями!