-
Защита и тактика презентации проекта.
-
Организационный механизм реализации.
11.1.
Этап
реализации социального проекта полностью
зависит от того, насколько успешно были
проведены подготовительные работы.
Нередко защита проекта представляет
собой специальную стадию принятия
управленческого решения о реализации
проекта, его финансовой и прочей
поддержке.
Для
подготовки к защите проекта можно
воспользоваться схемой таких кажущихся
простыми вопросов, предусмотренных в
технологии так называемого метода РМР
(Результаты – Методы – Ресурсы).
-
Результаты.
– Чего
мы добиваемся, каковы наши цели?
– Что
мы стараемся сделать?
– Каких
результатов мы хотим достичь?
– Какова
приоритетность результатов?
– Как
будет выглядеть «успех»?
-
Методы.
– Как
это сделать?
– Как
нам этого достичь?
– Какие
существуют альтернативные методы?
– Какой
наилучший из возможных?
– Какую
систему приближения и оценки мы
используем?
-
Ресурсы.
– Какие
специалисты нам нужны?
– Сколько
потребуется людей?
– Какова
стоимость реализации решений?
– Сколько
нужно времени?
– Какие
дополнительные ресурсы понадобятся?
Этот
субъективно-ориентированный перечень
вопросов вполне соответствует подходу
к социальному проектированию. Если мы
можем на них ответить без дополнительной
проработки деталей проекта, то мы
подготовлены к стадии реализации
проекта.
Особую
проблему составляет презентация проекта,
финансирование которого предполагает
обращение к меценатам (благотворительный
проект) и в органы государственной
власти, органы местного самоуправления
(бюджетный проект). Здесь поддержка во
многом зависит от того, насколько удачным
оказывается установление личного
контакта.
Прежде
всего надо точно определить, к кому
обращаться за поддержкой проекта:
навести нужные справки и вполне убедиться,
что обращение имеет смысл и по деловым
соображениям (у данного мецената, органа
власти есть достаточные средства на
поддержку проекта; подобные проекты из
этого источника уже поддерживались;
деловая репутация владельца средств и
уважение к нему в обществе – на приемлемом
уровне), и по личностным качествам
(открытость к переговорам и т.д.).
Организационно следует добиваться
того, чтобы в решение вопроса о
финансировании проекта было включено
как можно меньше случайных людей.
Далее
необходимо отработать несколько моделей
включения в беседу и выхода из нее.
Программирование всей беседы бессмысленно,
заученность схем поведения создаст
невыгодное впечатление у партнера по
переговорам, но начало и конец беседы
важно отработать именно на уровне
технологии.
Отработка
фраз, жестов, манеры вести беседу
проводится на близких людях – в семье,
с друзьями и т.п. Использование таких
инструментальных средств делает беседу
подконтрольной и позволяет завершить
ее четким результатом (положительным
или отрицательным). Кроме того, таким
путем проситель средств психологически
защищает себя от возможного отказа, от
унижения, от выдвижения неприемлемых
условий.
Социальные
работники во многих случаях имеют
профессиональную подготовку к организации
психологической самозащиты. Технологии
подобного рода разработаны для ведения
бесед с наркоманами, по «телефону
доверия». Однако практика представления
социальными работниками своих проектов
показывает, что они нередко теряются в
переговорах по финансовым вопросам
своих проектов.
11.2.
В зависимости от характера и масштабов
проекта необходимо избрать структуру
управления им на этапе реализации.
Управление проектами может осуществляться
разными способами, которые в основном
сводятся к трем управленческим структурам:
функциональной, матричной и проектному
управлению.
1) Функциональная
структура управления состоит
в том, что проект встраивается в
текущую работу уже имеющейся организации.
Руководитель такой организации управляет
функциональными отделами на постоянной
основе, как он делал это и до начала
работы по данному проекту. Для того
чтобы управлять данным проектом, он
имеет уполномоченное лицо – координатора
проекта.
Достоинства
этой структуры в том, что не требуется
ее создания специально под проект. На
своих постоянных местах находятся
специалисты-производственники,
бухгалтеры, снабженцы, шоферы и все, кто
нужен для обеспечения работ по проекту.
Новый элемент составляет лишь менеджерская
служба проекта (координатор и, возможно,
его помощник), но и она выполняет скорее
вспомогательные функции, поскольку
основная менеджерская задача лежит на
руководителе организации.
Функциональная
структура получила в менеджменте
наименование «механической». Ее
недостатки, свойственные крупным
организациям, преодолеваются введением
другой механической структуры –
дивизиональной структуры: деление
организации на элементы и блоки в этом
случае происходит по видам товаров или
услуг, группам покупателей, географическим
регионам.
Но
механические структуры – что
функциональная, что дивизиональная –
не дают значительного организационного
эффекта при быстрой смене обстановки,
неустойчивости внешней среды, необходимости
внедрять новые технологии. В таких
случаях более эффективны адаптивные
организационные структуры, к которым
относятся матричная и проектная структуры
управления.
2) Матричная
структура управления.
В
матричной структуре происходит как бы
наложение двух систем управления.
Руководитель организации управляет
функциональными отделами, но наряду с
этим горизонтальные связи с отделами
устанавливают и руководители проектов.
На каждый из функциональных отделов
выходят как бы две линии управленческих
решений – в рамках всей организации и
в рамках работ по проекту.
Матричная
структура
используется в больницах, банках,
государственных учреждениях. По матричной
структуре обычно ведется работа при
постановке нового спектакля в театре.
В рамках работы над спектаклем его
постановщик имеет возможность
самостоятельно решать многие вопросы
организации и ресурсного обеспечения
с соответствующими театральными
службами.
Достоинство
матричной структуры состоит в гораздо
большей независимости руководителя
проекта, который в известных пределах
(соответствующие квоты и лимиты на
материалы, финансовые субсчета и т.д.)
распоряжается всем арсеналом организации,
не создавая свои управленческие звенья.
Недостаток
матричной
структуры определяется неполной свободой
руководителя проекта в принятии решений.
В проектах, сложных по организации,
с большим уровнем риска или нуждающихся
в крупных инвестициях, работа по матричной
структуре может вести к внутриорганизационным
осложнениям. Функциональные отделы,
имея два источника управленческих
решений, в таких случаях нередко не
выполняют ни одного распоряжения или
сами устанавливают их приоритетность.
3)
Проектное
управление. При
такой структуре руководитель организации
управляет руководителями проектов и
общими функциональными отделами
(бухгалтерия, маркетинг, стратегическое
планирование, техническое обслуживание
и др.). В ведении руководителя проекта
находятся финансирование, кадровое и
материально-техническое обеспечение
проекта, проведение исследований и
конструкторские разработки, а также
другие вопросы, которые вытекают из
задач проекта. Такая структура управления
ориентирована на достижение конечной
цели проекта, и в этом ее главное
достоинство. Проект достаточно
самостоятелен, чтобы менеджеры могли
принимать управленческие решения, и
достаточно защищен общими возможностями
организации от некомпетентного решения
рутинных вопросов.
На
практике в сложных проектах ни одна из
представленных выше структур не
используется в чистом виде. Это как бы
идеальные типы организации управления,
которые в реальности целесообразно
приспосабливать под особенности данного
проекта. Поэтому возникают различные
конгломераты (организации конгломератного
типа). Управление конгломератного типа
позволяет соединить в одном проекте
структуры с функциональным, матричным,
проектным управлением, ориентируясь
на конкретную ситуацию деятельности.
Лекция
12. РЕГИОНАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Программа действий
Приняли решение – участвуем в проекте всем классом!
Разделились на группы:
1-я группа. Фотографы ( Макеев Егор, Буданов Даниил, Ермилов Даниил, Филонов Александр, Марчёнков Марк, Андрейкин Николай).
2-я группа. Изготовление стенда( Булычев Кирилл, Чекрыгин Максим, Филатов Максим, Осипов Дмитрий, Зарецкий Никита ,необходима помощь родителей).
3-я группа. Аналитики.(Калинина Виктория, Конова Ирина,Шейко Юлия и Анастасия,Шкловец Дарина, Ерёмина Валерия,Смирнова Валерия)
4-я группа. Оформители.(Захарова Диана, Горбунова Евгения,Новикова Екатерина,Ляшко Юлия)
Содержание
-
2
-
3
-
5
-
6
-
10
-
11
-
15
-
15
-
17
-
-
22
Речь для защиты проектной работы – краткий доклад, составленный по тексту проектной работы, содержащий основные положения работы, а также сделанные в ходе выполнения проекта выводы.
Речь к защите проектной работы
Когда подготавливать речь для защиты проектной работы
В связи с тем, что речь является кратким содержанием текста работы, соответственно, подготавливать ее стоит лишь после полного написания проектной работы.
Полная готовность проектной работы не говорит об окончании работы над ней, работа над проектом оканчивается лишь после проверки текста руководителем или куратором, во время проверки в текст проекта могут быть внесены правки, которые отразятся на подготовленной речи, поэтому подготавливать речь стоит только после проверки работы.
Объем речи для защиты проектной работы
Строгих рамок, в которые необходимо уложить текст речи нет, требования разнятся, зависят от указаний конкретного учебного заведения и руководителя (куратора), перед подготовкой речи следует уточнить требования в учебном заведении.
Если требований нет или в них точно не указано, какой объем речи должен быть, можно ориентироваться на следующие положения:
- 2-4 страницы, оформленные 1,5 интервалом, 14 кеглем, шрифт Times New Roman, поля верхнее и нижнее: 2 см, левое: 1,5 см, правое: 3 см;
- время чтения текста речи не должно превышать 15 минут (наиболее часто именно столько времени отводится на защиту работы), при этом текст должен читаться внятно, без запинок, чтобы слушающие понимали суть.
Советы по подготовке речи для защиты проектной работы
От правильно подготовленной речи может зависеть итоговая оценка за проектную работу, правильно подготовленная речь поможет защитить проект:
- Подготавливать речь только после полной проверки руководителем (куратором) проекта.
- Не превышает время, отведенное на выступление – для защиты каждому школьнику (студенту) выделяется определенное время, за которое он должен успеть донести до комиссии и слушателей основные положения проекта.
- Нумеруйте страницы речи или скрепляйте их (лучше использовать оба варианта) – во время защиты можно случайно смешать листы выступления, в таком случае на поиски требуемого листа может уйти время, отведенное на защиту.
- Следует прочитать речь перед защитой несколько раз – это поможет ориентироваться в тексте подготовленной речи, не читать ее с листа.
- Выделяйте основные положения, понятия и выводы – если будет уменьшено время защиты или после выступления будут задаваться вопросы, сделанные в тексте работы пометки, позволят сократить речь или ответить на заданные вопросы.
- Если текст защиты сопровождается демонстрацией слайдов, следует указать, в каком именно месте переключать слайды, это позволит не отвлекаться на саму презентацию и синхронизировать ее с текстом речи.
- Не повторяйте полностью текст в речи и на презентации – речь должна дополнять информацию на слайдах, а презентация отражать текст речи наглядно.
- Оформление текста речи должно быть удобным для чтения, мелкий шрифт тяжело читать.
Структура речи для защиты проектной работы
При подготовке речи к защите проектной работы необходимо придерживаться определенной структуры, при этом в учебном заведении может существовать обязательная структура для выступления, требования к речи указываются в положении по написанию проектной работы.
В том случае, если требований к речи нет, то можно подготовить речь к защите по следующей структуре:
- Необходимо поздороваться с присутствующими на защите, назвать тему проектной работы.
- Рассказать, почему была выбрана эта тема (обосновать выбор темы, указать её актуальность).
- Указать, какой была цель исследования, какие ставились задачи, какая гипотеза проверялась, какие использовались методы и средства исследования.
- Отразить основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения первой (теоретической) главы проектной работы.
- Описать основные результаты (выводы), полученные в ходе выполнения второй (практической) главы проектной работы.
- Представить общие выводы, которые были сделаны по результатам выполнения проектной работы, также следует указать достигнута ли цель работы, все ли задачи выполнены, а также доказана или опровергнута выдвинутая гипотеза.
- Поблагодарить слушателей.
Пример: Здравствуйте. Позвольте Вам представить мою «указать тип проекта» на тему: «указать тему».
Пример: Актуальность темы исследования. «Указать актуальность работы» (берется из введения).
Пример:
Цель работы: «указать цель проектной работы» (берется из введения).
Задачи работы: «указать задачи проектной работы» (берутся из введения).
Гипотеза: «указать выдвинутую в проектной работе гипотезу» (берется из введения).
Пример: Первая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения теоретической главы.
Пример: Вторая глава «указать тип проекта» посвящена «указать чему именно». Далее рассказываются основные положения и выводы сделанные в ходе практического исследования.
Пример: В ходе написания «указать тип проекта» были сделаны следующие выводы: кратко охарактеризовать все полученные выводы (основные положения заключения проектной работы).
Пример: Спасибо за внимание!
Наглядное представление структуры речи к защите проектной работы
Ошибки при подготовке речи к защите проектной работе
Рассмотрим основные ошибки, которые можно допустить, подготавливая речь:
- Речь не соответствует тексту проектной работы – частично или полностью.
- В речи присутствуют таблицы, рисунки, графики – речь должна состоять только из текста, вся пояснительная информация помещается в презентацию.
- Речь не отражает основных положений проектной работы.
- Текст речи не соотносится с презентацией, подготовленной для защиты (презентация требуется не всегда).
- Текст речи слишком маленького или большого объёма.
- При наличии требований в положении или методическом пособии подготовленная речь не соответствует им.
Шаблоны (речевые клише) для подготовки речи к защите проектной работы
Для подготовки речи к защите можно воспользоваться следующими речевыми клише (для удобства выбора они сгруппированы по блокам):
- Обращение (представление).
Добрый день, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.
Здравствуйте, уважаемые учащиеся и члены комиссии. Вашему вниманию предлагается исследовательская (проектная) работа на тему указать свою тему.
Добрый день. Уважаемые слушатели, члены комиссии! Я ученик(ца) указать класс класса, Ф. И. О.. Руководитель моей работы Ф. И. О., учитель указать предмет. Тема моего проекта указать тему.
- Актуальность, цель, задачи проектной работы и т.д. (разделы введения проектной работы).
- Актуальность тему исследования
- Цель исследования
- Задачи работы
- Объект исследования
- Предмет исследования
- Гипотеза исследования
- Новизна работы
- Характеристика теоретической главы (основные положения и выводы).
- Характеристика практической главы (основные положения и выводы).
- Общие выводы (заключение)
- Окончание выступления
Выбранная тема является актуальной, потому что указывается актуальность.
Я выбрал эту тему, потому что указывается актуальность.
Актуальность темы заключается в том, что указывается актуальность.
Актуальность темы исследования указывается актуальность.
Актуальность темы объясняется тем, что указывается актуальность.
Актуальность темы обусловлена тем, что указывается актуальность.
Актуальность темы определяется следующими факторами: указывается актуальность.
Работа на избранную тему является актуальной в связи с тем, что указывается актуальность.
Таким образом, целью проектной работы было указывается цель.
Цель моей работы: указывается цель.
Целью нашего исследование является: указывается цель.
Целью «проектной работы» является: указывается цель.
Для достижения цели потребовалось решить следующие задачи: указываются задачи (лучше это делать перечислением (не в строчку)).
Задачи проектной работы: указываются задачи.
Поставленная цель определила следующие задачи: указываются задачи.
Для достижения поставленной в «проекте» цели были поставлены следующие задачи: указываются задачи.
Для достижения поставленной в проекте цели были определены следующие задачи: указываются задачи.
Объектом исследования является: указывается объект исследования.
Объектом исследования: указывается объект исследования.
Предмет исследования: указывается предмет исследования.
Предмет исследования является: указывается предмет исследования.
Гипотеза исследования: указать гипотезу.
В процессе подготовки к выполнению проектной работы была выдвинута гипотеза: указать гипотезу.
Новизна проектной работы заключается указать новизну.
Новизной проектной работы является указать новизну.
В ходе анализа литературных источников были получены следующие выводы указать основные положения теоретической главы.
Анализ литературных источников позволил сделать следующие выводы указать основные выводы, сделанные в теоретической главе.
Изучение литературных источников по теме проектной работы позволило отметить, что основные положения теоретической главы.
Теоретическая глава проектной работы посвящена указать что было рассмотрено.
В ходе выполнения практической главы было(и) проведено(ы) указать что именно (анкетирование, опыты, тестирование, интервью и т.д.), по результатам которого(рых) был(и) получен(ы) следующий(е) результат(ы) указать полученные выводы.
Практическая глава проектной работы посвящена указать чему именно, в ходе выполнения были получены следующие результаты указать основные выводы.
В ходе выполнения практической главы были получены следующие данные (результаты) указать основные положения.
В процессе выполнения практической главы были сформулированы следующие выводы указать результаты.
В процессе написания проектной работы цель была достигнута, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), получены следующие результаты: указать общие выводы.
В ходе выполнения проектной работы цель доказана, все задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута) и получены следующие результаты: указать общие выводы.
Цель работы в ходе выполнения проектной работы была доказана, задачи решены, гипотеза доказана (либо опровергнута), в процессе выполнения работы были получены следующие результаты: указать общие выводы.
Спасибо за внимание.
Спасибо за внимание, доклад окончен.
Доклад окончен. Спасибо за внимание.
Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на Ваши вопросы.
Благодарю за внимание. Готов(а) ответить на возникшие у Вас вопросы.
Рекомендации, которые помогут успешнее защитить работу
Вопросы, которые могут задавать на защите работы
После того как окончен доклад, комиссия (а в некоторых случаях и обучающиеся) задают вопросы по работе для того, чтобы понять, насколько качественно и полно была изучена тема работы (проекта).
В большинстве случаев вопросы исходящие от членов комиссии одинаковы, поэтому для успешной защиты следует заранее продумать ответы на следующие вопросы:
- Общие вопросы:
- Почему вы выбрали именно эту тему?
- В чём её актуальность?
- Какие цель и задачи ставили?
- Удалось ли их достичь?
- Какие перспективы развития темы?
- Какими источниками информации вы пользовались? Почему они заслуживают доверия?
- Что получилось лучше, что хуже?
- Как справлялись с возникающими трудностями?
- Как Вы считаете, выбранная тема полностью Вами раскрыта?
- Насколько достоверны полученные в ходе исследования результаты?
- Вопросы, связанные с глубиной понимания рассматриваемой темы (данные вопросы сложны для продумывания, но следует помнить, что и такие вопросы могут последовать):
- Какой смысл вы вкладывали в то или понятие?
- Как вы аргументируете сделанный выбор?
- Почему вы выбрали именно эти методы и способы, приёмы (могут выбрать один конкретный)?
Рекомендации по ответу на вопросы в процессе защиты
На задаваемые следует отвечать как можно быстрее (то есть не думать над ответом несколько минут), кратко и аргументировано, таким образом, члены комиссии смогут оценить уровень знаний по теме исследования обучающегося, иначе говоря, чем дольше обучающийся думает, тем ниже его знание по теме работы при этом учитывается поправка на волнение защищающегося.
В том случае если ответ на заданный вопрос вызывает затруднение, можно:
- Попросить переформулировать вопрос (возможно, иная формулировка позволит вспомнить ответ).
- Задать уточняющий вопрос (то есть разбить основной вопрос на несколько).
- Ответить так, как понимаете ответ (при этом отвечать заведомо неверно не следует).
- Указать, что на данный вопрос Вы не можете ответить, но готовы ответить на другие вопросы по работе и теме исследования.
Не рекомендуется применять более 1 раза каждый из вариантов.
Обязательно необходимо отстаивать результаты своей работы, даже если члены комиссии утверждают, что, например, результаты работы недостоверны, следует в корректной форме, аргументировано отстаивать правильность полученных результатов.
Пример 1:
Комиссия: Я считаю, что полученные в ходе проведённого Вами анкетирования результаты недостоверны, как Вы можете это прокомментировать?
Обучающийся: Я не могу с Вами согласиться, так как анкетирование я проводил самостоятельно, в том числе и обрабатывал результаты, все участники анкетирования в ответах выражали своё мнение (или знания – в зависимости от вопросов), поэтому результаты анкетирования являются полностью достоверными.
Пример 2:
Комиссия: Почему в своей работе Вы не отразили «что-то»?
Обучающийся: В процессе анализа литературных источников мной было принято решение (или если план работы утверждал руководитель, то: нами было принято решение) раскрыть тему работы по структуре приведённой в работе, так как именно такое раскрытие темы позволяет наиболее полно её раскрыть, при этом указанный Вами аспект может быть исследован в продолжении работы над темой моей работы.
Пример 3:
Комиссия: Я считаю, что выбранная Вами тема раскрыта не полностью, Вы с этим согласны?
Обучающийся: Нет, в ходе выполнения работы поставленная цель была полностью достигнута, также были решены все намеченные для этого задачи, в ходе выполнения работы мной мыло изучено «кратко указать, что было изучено (например, перечислить названия теоретических параграфов)», а также было проведено исследование (изучено, создано и т.д.) с использованием «указать, что было сделано в практической части», но проведённой мной исследование можно расширить изучив «указать, что именно можно дополнительно исследовать».
Не во всех работах есть теоретическая и практическая главы, если работа теоретико-аналитическая, то следует просто кратко перечислить, что было изучено.
Отвечая на вопросы, следует делать это:
- Корректно
- Лаконично
- Аргументировано
- Спокойно
- Честно
Так как в большинстве случае вопросы задают по представленной в работе информации, следует изучить работу, так чтобы можно было ориентироваться по тексту, знать какая информация в работе присутствует.
В том случае если после выступления вопросы по работе задают не только члены комиссии, но и присутствующие при этом обучающиеся, можно раздать своим друзьям вопросы, которые они могли бы задать Вам после выступления, зная эти вопросы ответить на них не составит труда (работает такое не всегда, так как в большинстве случаев члены комиссии сами выбирают, кто из обучающихся задаст интересующий его вопрос).
От администрации
В некоторых положениях рекомендуется самостоятельно называть недочёты своей работы.
Мы бы не рекомендовали самостоятельно указывать на недочёты и ошибки своей работы даже если Вы их обнаружили, указав на недочёты (ошибки), которые не обратили внимание члены комиссии, можно снизить итоговую оценку или (в зависимости от недочётов) отправится на пересдачу и переделку работы. Лучше запомнить, какие ошибки были допущены и не допустить их в следующий раз.
Не следует относиться к защите проекта халатно, но стоит помнить, что это всего лишь один из этапов обучения, у комиссии (педагогов, учителей) не стоит задача «завалить» или любым способом снизить оценку, поэтому, если в процессе защиты проекта было выявлено значительное количество ошибок и итоговая оценка не устраивает, можно обратиться к комиссии и попросить возможность исправить найденные ошибки и защититься повторно, при наличии возможности члены комиссии пойдут Вам навстречу, и кроме того таким образом Вы покажите, что выполненный проект Вам не безразличен.
Вредные привычки которых следует избегать во время выступления на защите работы
Во время выступления на защите проектной работы следует избегать следующих вредных привычек:
- использовать в речи «э-э», «ну», м-м», «значит так», а также любых слов и выражений, относящихся к сленговым (чтобы этого избежать изучите текст речи к защите, это позволит не сбиваться во время выступления);
- держать руки в карманах (руки должны находиться на кафедре, либо в руках лучше держать планшет с текстом речи выступления);
- крутить в руках карандаш, ручку, указку или иной предмет, который будет отвлекать слушателей;
- держаться за кафедру или опираться на неё;
- постоянно перемещаться во время выступления;
- приглаживать волосы или нервно кашлять;
- размахивать указкой или жестикулировать во время выступления.
Е. Ковалева,
14 апреля 2021
При написании курсовой, дипломной, магистерской, кандидатской и других квалифицированных работ важно не только хорошо потрудиться над их содержанием, но и суметь грамотно и достойно представить свой труд перед членами комиссии во время защиты. Как составить защитную речь, какие при этом следует соблюдать правила, рассказывается ниже.
Содержание:
- Что такое защитная речь
- На что комиссия обращает внимание
- Оптимальный объем текста
- Структура и пример речи на защиту проекта
- Заготовки (клише)
- Теоретические исследования
- Аналитико-проектные работы
- Защита диссертационного проекта
- Общие рекомендации по составлению защитной речи
Что такое защитная речь
Защитная речь — это устный доклад, представленный в сжатой форме членам комиссии, который демонстрирует проделанную студентом работу. На защиту проекта, как правило, выделяется от 10 до 15 минут. За этот период необходимо кратко:
- раскрыть тему проекта;
- описать суть исследования;
- продемонстрировать практическую значимость;
- доказать актуальность выбранной темы.
Грамотно подготовленная речь отображает главные этапы проведенной научно-исследовательской работы, знакомит слушателей с достигнутыми результатами.
На что комиссия обращает внимание
Оценивая защитную речь, члены комиссии ориентируются на следующие показатели:
- согласованность содержания доклада с представленными в проекте исследовательскими задачами;
- грамотность, логичность построения речи докладчика;
- обоснованность и аргументированность приведенных результатов исследования.
Если изначально учесть эти факторы при составлении защитной речи, ее качество значительно повысится.
Оптимальный объем текста
В среднем, текстовый вариант доклада должен занимать не более четырех страниц, напечатанных через одинарный интервал 14 кеглем. Этого вполне достаточно, чтобы вместиться в отведенный для выступления промежуток времени.
Следует отметить, что если защитная речь продлится дольше 15 минут, то, как показывает практика, слушатели начнут скучать и могут потерять нить повествования. Поэтому в процессе поиска оптимального объема текста к защите, следует учесть следующее:
- Темп собственной речи. Некоторым под силу прочитать вслух 10 страниц печатного текста за 10 минут, причем с «чувством и выражением», другие за это же время с трудом осилят 4 страницы. Во время репетиций перед зеркалом оцените собственную скорость и выберите приемлемый темп речи.
- Особенности восприятия слушателей. Если в составе комиссии присутствуют пожилые люди или иностранные представители, лучше всего произносить речь неторопливо, четко выговаривая слова, делая паузы и выделяя голосом важные сведения.
- Естественные паузы. Стоит учесть форс-мажорные обстоятельства. Например, во время выступления может пересохнуть или запершить в горле, в результате чего вам понадобится сделать глоток воды.
Структура и пример речи на защиту проекта
Независимо от учебного заведения и факультета, защитная речь имеет определенную структуру. Выступление, как правило, проходит по одинаковому сценарию:
1. Приветствует комиссию и всех остальных, собравшихся в аудитории.
Здравствуйте Уважаемый председатель и члены Государственной экзаменационной комиссии!
2. Представляется сам. В некоторых случаях имя докладчика называет научный руководитель.
Вашему вниманию представляется дипломная работа (Ф. И. О.)
3. Громко произносит полное название темы проекта.
на тему «Газоснабжение поселка Песочное Вологодской области».
4. Доказывает актуальность исследовательской работы.
В настоящее время доля природного газа в топливном балансе России значительная, так как газ является высокоэффективным энергоносителем. Кроме того, в условиях экономического кризиса газификация может составить основу социально-экономического развития большинства регионов России, обеспечить улучшение труда и быта населения, а также снижение загрязнения окружающей среды.
По моему мнению актуальность работы заключается в том, что газ, на сегодняшний день, самое удобное и практичное топливо, которым пользуется весь мир. Так же природный газ — наиболее экономически оправданное и доступное решение для потребителей и производителей электроэнергии, умеющих считать свои деньги.
5. Перечисляет основную цель и задачи, с помощью которых она была достигнута.
Основными задачами при использовании природного газа являются внедрение эффективного газопотребляющего оборудования, использование энергосберегающих технологий, обеспечение на основе природного газа производства теплоты и электроэнергии для тепло- и энергосбережения небольших городов и сельских населенных пунктов. Применение газового топлива позволяет избежать потерь теплоты, связанных с механическим и химическим недожогом топлива, а также способствует улучшению санитарного состояния воздуха населённых мест. В связи с этим очень важным фактором является грамотное газоснабжение потребителей.
Объектом разработки проекта газоснабжения является посёлок
Цель проекта – разработка системы газоснабжения для нужд населения, коммунально-бытовых потребителей и промышленных предприятий.
6. Кратко излагает процесс работы.
7. Заявляет о научной новизне. Бакалавру достаточно сказать пару слов, а претендентам на ученые степени предстоит развернуто рассказать о своих успехах.
В выпускной квалификационной работе запроектирована уникальная система наружных газопровода низкого давления п. Песочное, которая выполнена по тупиковой схеме из стальных и пластиковых труб. Схема может использоваться для других поселков как эффективный и низкозатратный прототип.
8. Излагает выводы, к которым пришел в ходе проведения исследовательской работы, и подводит итоги.
В проекте выполнены расчёты систем внутреннего газоснабжения и теплоснабжения усадебного дома в районе перспективной застройки до 2030 г с. Новленское. Для эффективного функционирования запроектированных инженерных систем отопления, горячего водоснабжения и газоснабжения подобрано необходимое оборудование: биметаллические отопительные приборы БРЭМ БР для помещений дома, настенный газовый котёл “ECO3 Compact 240 Fi” мощностью 24 кВт фирмы ”BAXI”, определены диаметры водогазопроводных, пластиковых труб и запорной арматура.
9. Повторно указывает на то, что ключевая цель была достигнута.
Таким образом, Цель работы достигнута.
10. Благодарит присутствующих за внимание.
Спасибо за внимание! Доклад окончен.
Уже лишь при соблюдении вышеописанной структуры, вы автоматически произведете благоприятное впечатление на членов комиссии.
Заготовки (клише)
Принцип составления речи для защиты проекта напрямую зависит от характера исследовательской работы. Предлагаем ознакомиться с заготовками докладов самых востребованных проектов.
Теоретические исследования
Речь для работы, которая носит сугубо теоретический характер, можно построить на основе выводов к каждой имеющейся главе. Таким образом, стандартный доклад будет выглядеть следующим образом:
Начинаем со слов: «В первой главе были рассмотрены … говорим 2-3 предложения, не более. Проанализировав источники, мы пришли к следующим выводам». После этого по пунктам перечисляем сделанные выводы.
Аналогично пересказываем содержание следующих глав.
Завершаем доклад общими выводами. Плавно подвести к ним можно воспользовавшись следующими клише:
«Резюмируя вышесказанное, хотелось бы отметить…».
«Суммируя вышесказанное, сформулируем ключевые выводы».
«Вышеизложенное позволяет сделать следующие выводы по результатам проведенного исследования».
Другим и словами, в речи докладчика сначала излагаются промежуточные выводы, а затем – общие.
Аналитико-проектные работы
Структура речи для проектов, включающих аналитический и практический разделы, выглядит следующим образом:
Для освещения теоретической части вполне достаточно одного предложения: «Первая глава посвящена изучению теоретических основ… <темы>».
После этой фразы можно сразу переходить ко второй главе. Плавный переход можно совершить при помощи такого клише или его аналогов:
«Во второй главе был исследован <объект> на примере деятельности <организация>. Для этого нами были рассчитаны / выявлены / определены / выведены ….
Результаты проведенного нами анализа позволили нам сделать следующие выводы…».
Затем целесообразно поговорить о практической части. Как правило, следует озвучить проблемы, которые были выявлены в процессе исследований, а затем предложить собственные пути их решения.
В конце необходимо подвести итоги аналогично тому, как это происходит при изложении любого теоретического проекта.
Защита диссертационного проекта
В большинстве случаев, в научно-практических исследованиях, направленных на получение звания или научной степени, очень тщательно прорабатывается раздел «Введение». На его основе можно подготовить великолепную защитную речь.
В работах такого типа, как правило, присутствует пункт «Положения, выносимые на защиту». При наличии 4-6 таких положений, о содержании проекта в докладе можно даже не упоминать. Иными словами, речь диссертанта на защите строится таким образом:
- озвучиваются положения;
- указывается научная новизна результатов исследования (это вместо привычных выводов);
- излагаются теоретическая и практическая значимости;
- сообщается степень важности дальнейшего исследования рассматриваемой проблематики для общества или науки.
В заключительной части выступления докладчик перечисляет, где уже обсуждались и публиковались заявленные результаты исследования.
Общие рекомендации по составлению защитной речи
Предлагаем изучить полезные советы от выпускников, которые успешно защитили свои проекты.
- Лучше всего воспринимается эмоциональное и короткое, длящееся не более 10 минут, изложение материала с использованием важных фактов и предоставлением интересных примеров.
- Не используйте в защитной речи специфическую терминологию и «заумные» слова или фразы. Члены комиссии могут прервать ваш доклад и попросить расшифровать их понятия. Это не только может сбить вас с мысли, но и повлияет на общее время выступления.
- Следует помнить, что лучше всего воспринимается рассказ, а не чтение текста. При чтении доклада с листа члены комиссии могут подумать, что вы плохо знакомы с содержанием своего проекта. Это чревато тем, что вам зададут много дополнительных вопросов, ответы на которые вы можете не знать или подзабыть.
- Целесообразно продумать выступление так, чтобы предупредить возможные вопросы.
- Во время доклада максимально используйте наглядный материал, от этого ваше выступление только выиграет.
- Не читайте доклад с листа. Лучше выучите защитную речь наизусть и тщательно отрепетируйте ее перед зеркалом или сокурсниками. Это очень неплохой способ придать себе уверенности.
Придерживайтесь вышеописанных рекомендаций, тогда процесс защиты пройдет значительно проще и легче.
При использовании материалов сайта, обязательно указание активной ссылки на источник.
Слайд 1
Описание слайда:
Грекова Елена Ивановна
Шашко Константин Валентинович
Защита социального проекта
Слайд 2
Описание слайда:
Фотография
из семейного альбома
Реализация
социального проекта
408 группы
Координаторы:
классный руководитель Шашко К.В.
мастер производственного обучения Грекова Е.И.
Слайд 3
Описание слайда:
Выбор проблемы:
Слайд 4
Описание слайда:
Создание условий для приобщения молодежи к решению проблемы по увековечиванию памяти «ушедших» ветеранов, работавших в нашем лицее, через систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся чувства уважения к старшему поколению.
Создание условий для приобщения молодежи к решению проблемы по увековечиванию памяти «ушедших» ветеранов, работавших в нашем лицее, через систему мероприятий, направленных на формирование у учащихся чувства уважения к старшему поколению.
Слайд 5
Описание слайда:
Задачи проекта:
собрать информацию о наших ветеранах;
познакомиться с функционированием объектов: библиотека, музей;
проанализировать полученную информацию;
оформить аллею памяти;
оформить семейный фотоальбом для ветеранов группы;
создать группу быстрого реагирования помощи ветеранам лицея.
Слайд 6
Слайд 7
Описание слайда:
Участники проекта:
Слайд 8
Слайд 9
Описание слайда:
Ожидаемые результаты:
развитие у учащихся уважения к старшему поколению;
развитие чувства патриотизма к лицею, району, краю;
проявление интереса к социально – значимым мероприятиям;
приобретение участниками проекта навыков социального поведения и применения их в повседневной жизни;
Слайд 10
Описание слайда:
Реализация плана действий
Слайд 11
Слайд 12
Описание слайда:
Трошковой Розы Ивановны
и
Шлёпкина Ивана Прокопьевича
Слайд 13
Описание слайда:
Педагогическая династия
Барсукова В.А. – стаж 44 года
Трошков И.П. – стаж 5 лет
Трошкова Р.И. – стаж 31 год
Шлёпкин И.П. – стаж 40 лет
Азарова Т.А. – стаж 25 лет
Валатина Н.А. – стаж 24 года
Кастюк Ю.А. – стаж 13 лет
Общий педагогический стаж 182 года
Слайд 14
Описание слайда:
Барсукова Варвара Афанасьевна
21.11.1912
Слайд 15
Описание слайда:
Трошков Иван Прокопьевич
20.01.1913 — 23.08.1942
Образование высшее
Преподаватель математики
Перед войной работал
Инспектором
Тальменского
Районо
Слайд 16
Описание слайда:
Удостоверение инспектора
Тальменского районного отдела
Народного образования Трошкова Ивана Прокопьевича
от 17 июля 1940 года
Слайд 17
Описание слайда:
Автобиография
Трошкова Ивана Прокопьевича
22.11.1932 года
Слайд 18
Описание слайда:
Трудовая книжка
Трошкова Ивана Прокопьевича
Слайд 19
Описание слайда:
Фронтовое письмо от 6.04.1942г.
Слайд 20
Описание слайда:
Извещение о смерти Трошкова И.П.
23.08.1942 года
Слайд 21
Описание слайда:
Справка о награждении
Трошкова Ивана Прокопьевича
Орденом Красного знамени
Основание приказ №0373 от23.09 1942 года
Слайд 22
Описание слайда:
Трошкова Роза Ивановна
Слайд 23
Описание слайда:
Награды
Трошковой Розы Ивановны
Слайд 24
Описание слайда:
Шлёпкин Иван Прокопьевич
Слайд 25
Описание слайда:
Награды
Шлёпкина Ивана Прокопьевича
Слайд 26
Описание слайда:
Азарова Татьяна Алексеевна
Слайд 27
Описание слайда:
Кастюк Юлия Анатольевна
Слайд 28
Описание слайда:
Как это было:
Слайд 29
Описание слайда:
Как это стало:
Слайд 30
Описание слайда:
Результаты
работы над проектом
Слайд 31
Описание слайда:
Наши союзники:
Слайд 32
Описание слайда:
Создание альбома педагогической династии
Для семьи Шлепкиных – Трошковых был создан альбом педагогической династии.
Альбом был подарен семье в праздник «Пожилого человека»
Слайд 33
Слайд 34
Слайд 35
Слайд 36
Слайд 37
Слайд 38
Слайд 39
Слайд 40
Слайд 41
Слайд 42
Слайд 43