Как составить жалобу на классного руководителя

Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

Главная картинка статьи Что делать, если учитель оскорбляет ученика?

Источник фото stockking/freepik

«Я не пойду в школу, меня учительница обидела»; «Наш учитель все время хамит и обзывается, прямо на уроке»; «Наша учительница сегодня сказала, что я хоть и «очкарик», а совсем не умный. И все дети начали смеяться»… Дикие истории? Такого не может быть? Ребенок все выдумывает? Учитель не может так себя вести?

Оказывается, может. И такие случаи совсем не редки, особенно в последнее время. Можно не обращать внимания и думать, что это такой педагогический метод. А может быть педагог нарушает правила обучения?

Педагог не имеет права оскорблять ученика

Начнем с базового принципа педагогики: оскорблять детей ни в коем случае нельзя. И это не только нравственная, но и законодательная норма. 

Статья 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ об обязанности и ответственности  педагогических работников очень четко определяет, что педагогические работники обязаны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений. То есть, если вы уверены, что ребенка на самом деле оскорбили или унизили, с этой проблемой нужно разбираться, и в случае, если это будет доказано, педагога ждет наказание, вплоть до увольнения. 

А, может, оскорбления и не было? Так тоже бывает. Дети обидчивы. И безобидное замечание учителя может показаться настоящей трагедией маленькому человеку с большим чувством собственного достоинства. 

В данном случае родители сначала должны сами понять, имело ли место оскорбление. Например, маленькая девочка обиделась, когда учительница упрекнула ее в том, что она постоянно опаздывает на уроки: «Вика, ты слишком крепко спишь. У тебя, наверное, очень теплая пижамка и очень мягкая постелька?» Одноклассники засмеялись, а школьница заплакала. Мама, узнав об этом, сначала возмутилась, а потом решила обратить все в шутку. На «семейном совете» пришли к выводу, что нужно выезжать из дома пораньше, и на этом все закончилось. Ребенок успокоился. Инцидент исчерпан.

Другой случай не так безобиден. Школьник пришел в школу после каникул с новой прической и покрашенными волосами. Учитель физкультуры начал отпускать по его поводу сальные шутки насчет того, что он «теперь и не уверен, в какую группу – к девочкам или к мальчикам его ставить. И безопасно ли ему в раздевалке». Это уже вполне можно квалифицировать как оскорбление ученика учителем. В этом случае вмешательство родителей вполне уместно.

Оскорблением считается прилюдное унижение достоинства. Где провести грань между безобидной шуткой и унижением – решать в первую очередь вам. А позже, возможно, и юристам. 

учитель оскорбила

Источник фото stockking/freepik

Куда обратиться, если вам кажется, что ребенка унижает учитель?

В первую очередь специалисты советуют выяснить, является ли такое поведение нормой для учителя. Допускает ли он оскорбления в адрес других учеников или «повезло» только вашему? 

Если хамское поведение вообще характерно для данного педагога, нелишним будет собрать подписи с  других родителей. Это уже не субъективное мнение одного человека, а коллективная жалоба. Она, безусловно, имеет больший вес. 

Но и в том случае, если оскорблениям подвергается только ваш ребенок, это нельзя оставлять безнаказанным. 

Есть два мнения о том, что должен делать родитель, который считает, что его ребенка оскорбляет учитель. Разница состоит в том, есть смысл беседовать с педагогом-хамом или нужно обращаться сразу к директору. 

Те, кто уверен, что «профилактическая» беседа может решить проблему, упирают на здравый смысл учителя. Видя, что родители в курсе того, что происходит в школе с ребенком, он будет осторожней в выражениях. Кроме того, нельзя исключать возможность, что он прекрасно относится к ребенку/детям, и просто не понимает, что своими неловкими фразами оскорбляет их. Ваше замечание поможет ему скорректировать поведение.

Сторонники жестких мер уверены: хамство педагога не пройдет после разговора с родителями, а, может и усилится. Такие люди не должны работать с детьми, их нужно «воспитывать», а лучше сразу увольнять. 

Ни в коем случае не начинайте разговор на повышенных тонах. Если имело место недоразумение, ваша агрессивность будет совершенно неуместна. А если вы имеете дело с профессиональным хамом – не стоит играть на его поле. 

Думается, с учителем пообщаться все же стоит. В любом случае полезно будет услышать и его позицию – хотя бы для того, чтобы подготовить контраргументы. Для беседы на другом, более высоком уровне. 

Встреча с директором

Многие родители, стронувшись с издевательством над их ребенком в школе, вообще не хотят связываться с этим учебным заведением, а сразу ищут правды на самом высоком уровне: «это корпоративная этика», «все будут друг друга покрывать», «справедливости не добьешься». Это неправильно. Если вы хотите пожаловаться на учителя, первая инстанция – обращение к директору. И вот здесь уже мало просто «прийти поговорить»: жалобу на неправомерное поведение педагога нужно подать в письменном виде.

В произвольной форме. Просто опишите, какие поступки педагога вам кажутся недопустимыми. Очень хорошо, если у вас будет доказательство — например, запись на телефон.   

Еще лучше, если ваша жалоба будет поддержана другими родителями.   

Жалоба на учителя составляется в свободной форме в письменном виде. Естественно, в заявлении необходимо указать ваши контактные данные, информация о ребенке и данные учителя, на которого вы жалуетесь.  Обращение должно обязательно содержать требование провести проверку всех обстоятельств и принять необходимые меры.  Оно должно быть составлено в двух экземплярах и официально зарегистрировано у секретаря учебного заведения. 

На рассмотрение директору дается 30 дней со дня подачи заявления (обязательно обратите внимание: на заявлении должны быть проставлены дата и регистрационный номер). Один экземпляр остается у вас. 

На такое письмо вам обязательно ответят. Причем 30 дней –это официальный срок ответа на подобные заявления. Вы вправе потребовать разбирательства в более короткий срок – 15 и даже 10 дней. Но это должно быть отражено в заявлении.  

Бланк жалобы на неправомерное поведение учителя директору (скачать)

Жалоба директору

Источник фото Racool_studio/freepik

Вышестоящие инстанции

Нередки случаи, когда ответ директора не удовлетворяет родителей ребенка. Самое эффективное средство против учителя-хама и руководства школы, закрывающего глаза на происходящее — жалоба в департамент образования. Он есть на местном уровне (муниципалитет) и более высоком – региональном (субъект федерации). 

Чем ниже уровень, тем быстрее пройдет рассмотрение. К каждому заявлению необходимо приложить копию ответа от нижестоящей инстанции.

Обращение в официальные организации в обязательном порядке повлечет за собой проверку. Если факты, изложенные в вашей  жалобе подтвердятся, будет наказан не только учитель, но и директор. Как правило, на педагога налагается дисциплинарная ответственность, а на руководство — административная.

В Москву, в Москву…

Не опускайте руки, если вам кажется, что на местном уровне не проявили должного внимания к вашей проблеме.

После того, как вы получили ответ из департамента образования региона и он вас не удовлетворил, вы можете обратиться в Министерство просвещения России. 

Но не раньше. Естественно, законом не запрещено обращаться с жалобой  сразу в самую высокую инстанцию, хоть в Администрацию Президента – но нужно понимать, что, если обращению в правительственный орган не предшествует жалоба на более низкий уровень, Минпросвещения просто перенаправит его на рассмотрение в муниципальный орган. 

Ехать в столицу для того, чтобы подать жалобу, необязательно. Ее можно направить письменно как по обычной почте, так и в электронном виде.

Письменная жалоба направляется Почтой России или курьерскими или транспортными компаниями по адресу: 127006, Москва, ул. Каретный ряд, д. 2. Электронное письмо можно отправить по адресу: info@edu.gov.ru

Также на сайте Министерства просвещения есть специальный ресурс для сбора жалоб и обращений –
открытая приемная.

Обращение в суд

Бывают случаи, когда традиционная родительская страшилка «я буду обращаться в суд» действительно имеет смысл. Это ситуация, когда в отношении ребенка применено психологическое или физическое насилие.

В таком случае можно вообще не тратить время на административные органы, а сразу обращаться в правоохранительные: полицию, прокуратуру. Также можно обратиться в суд. 

Но тут нужно понимать, что обращение в суд целесообразно, когда имеет место вред, который можно оценить с материальной точки зрения. В этом случае вы можете рассчитывать на компенсацию имущественного и морального вреда, выраженного в денежном эквиваленте.

Вопрос – ответ

Имеет ли право учитель кричать на ученика?

Учителям нельзя повышать голос или кричать на детей во время занятий. Это можно трактовать как нарушение статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» N 273-ФЗ, где прямо прописано, что педагогические работники должны уважать честь и достоинство обучающихся и других участников образовательных отношений.

Что делать, если учитель занижает оценки ребенку?

Если педагог относится предвзято к ученикам, а никакие разговоры не помогают, то первым делом нужно написать жалобу директору и поднять этот вопрос на ближайшем родительском собрании. Критерии оценивания знаний определены Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС), на этот нормативный документ следует ссылаться при предвзятости учителя

Как составить жалобу на учителя?

Жалоба на имя директора пишется в произвольной форме. Необходимо заполнить «шапку»: от кого (Ф.И.О.), кому (Ф.И.О., должность), указать адрес и контакты заявителя, написать слово «Заявление» по центру листа. Далее следует изложить суть конфликта, обозначив участников. Старайтесь писать максимально коротко и по существу. Также необходимо указать, какой выход из ситуации вы видите как родитель (увольнение педагога, выговор и т.д.). В конце документа обязательно проставьте дату, фамилию и имя заявителя и поставьте подпись

Многие считают, что у меня скандальный характер. Я не согласна и называю это борьбой за справедливость.

У меня две дочери. За шесть лет учебы в школе у них крали вещи, учителя необоснованно занижали оценки, а агрессивный одноклассник плевал в лицо.

Я много раз писала жалобы в администрацию школы и комитет по образованию, вызывала полицию и инспектора по делам несовершеннолетних, а еще дважды обращалась в прокуратуру. До суда дело пока не доходило, но если понадобится, то пойду и туда. Так я защищаю права своих детей.

Расскажу, в какие ситуации я вмешивалась, куда писала жалобы и как на это реагировало руководство школы.

Какие права есть у детей и родителей в школе

Хотя право на бесплатное школьное образование самое известное, это не единственное, что гарантирует закон школьникам и их родителям. Чтобы было проще отстоять свои права, нужно о них знать. Перечислю основное, чего могут потребовать родители в школе.

Ознакомиться с лицензией, уставом, приказами и положениями школы. Если возникает спорный вопрос, можно попросить руководство школы показать документ, который его регулирует. Я делала так не раз: запрашивала планы уроков, критерии оценки домашних работ по некоторым предметам и документы, подтверждающие квалификацию педагогов.

Узнать, как учат детей. Каждый учитель разрабатывает учебные программы по своему предмету. Родители могут с ними ознакомиться. Я делала такие запросы в администрацию школы, и мне присылали программы на электронную почту — просто и быстро. Еще рабочие программы можно найти на сайте школы, но иногда их забывают обновлять.

Проверять оценки и успеваемость. Если по поводу оценок есть сомнения, можно попросить школу провести повторную аттестацию с независимой комиссией. Я так делала, расскажу об этом дальше в статье.

Не платить за то, что должно быть бесплатным. Родителей часто заставляют сдавать деньги на учебники, ремонт школы или подарки учителям. Но это незаконно: обучение в школе бесплатное, а сдавать на что-то деньги родители могут только добровольно. Это касается в том числе рабочих тетрадей к учебникам: школа должна покупать их за свой счет, но родителям об этом не всегда сообщают.

Наша школа всячески дистанцируется от сборов в родительском чате. А во время собраний классный руководитель предлагает докупить дополнительные учебники только по желанию.

Защищать интересы детей. Несовершеннолетние дети не могут самостоятельно защитить себя. Поэтому писать заявление на обидчиков или разбираться по поводу заниженных оценок должны родители.

Права школьников прописаны в законе «Об образовании», а еще они регулируются Конституцией РФ и Конвенцией о правах ребенка. Прав много, я перечислю основные:

  1. Вместе с родителями выбирать школу, форму обучения и язык.
  2. Учиться по индивидуальному учебному плану, в том числе на дому, если есть медицинские показания к этому.
  3. Свободно выражать свои взгляды и убеждения.
  4. Развивать творческие способности и интересы.
  5. Отказаться от навязанных кружков и факультативов.
  6. Требовать возмещения вреда. Если одноклассник разбил телефон ребенка на перемене, за это тоже отвечает школа.

Самое, на мой взгляд, важное право для ребенка в школе — на уважение человеческого достоинства, охрану жизни и здоровья, защиту от физического и психического насилия, оскорбления личности. Если это право нарушают, то добиться справедливости сложнее всего, потому что границы психологического насилия очень размыты: для одних плевок в лицо — это недопустимо, для других — ничего страшного. У нас был такой случай, о нем я тоже расскажу в статье.

Что делать, если в школе нарушают права ребенка

Из своего опыта я знаю, что родители часто не хотят ввязываться в конфликты, даже если их ребенка обижают одноклассники, а учителя занижают оценки. Я не поддерживаю эту позицию и считаю, что школа может быть очень жестоким местом.

Вот что могут сделать родители, чтобы защитить ребенка:

  1. направить руководству школы обращение с просьбой не просто разобраться в ситуации, но и применить к учителям дисциплинарные взыскания, например объявить выговор;
  2. обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, если в школе она есть;
  3. использовать другие способы защиты прав и законных интересов. Например, обратиться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызвать инспектора по делам несовершеннолетних и при необходимости подключить к решению проблемы школьного психолога.

Я пробовала все эти способы, кроме обращения в комиссию по урегулированию споров. В нашей школе она вроде бы есть — на сайт выложены документы, регулирующие работу комиссии. Но по факту они давно устарели. Например, там числятся учителя, которые уже уволились.

Мои дочери учатся в шестом классе в самой обычной школе в Санкт-Петербурге. Специально мы ее не выбирали — пошли в ту, что ближе к дому. Любви не случилось. Детям не нравится школа, а из-за конфликтов с классным руководителем им даже пришлось перейти в другой класс. У меня тоже есть претензии: учителя пропускают ошибки в работах учеников, требуют, чтобы в конце учебного года родители убирались в классах, а еще покупали принтеры и бумагу.

У нас с детьми хорошие отношения, поэтому они рассказывают мне, как прошел их день, жалуются, если в школе их обижают, и показывают, что пишут в школьных чатах одноклассники.

Часто я предпочитаю не вмешиваться и просто плыву по течению, потому что разборки отнимают много сил и времени. Но бывали ситуации, пропустить которые я не могла. Расскажу о них подробнее.

Ситуация 1

Учителя вели себя непрофессионально

Первая классная руководительница. Когда девочки пошли в первый класс, у нас было несколько стычек с классным руководителем. Ее сын учился в параллельном классе, но на продленку приходил в наш. В такие моменты классная превращалась из педагога в мать и подолгу делала домашние задания только со своим сыном. Другим ученикам она уделяла гораздо меньше времени и внимания.

На праздники мальчик тоже ходил не со своим классом, а с нашим. Это стало так привычно, что однажды классная велела родительскому комитету купить подарок и ему — на деньги, которые родители нашего класса сдавали для своих детей. Все решили, что «это тоже ребенок», и возражать не стали. Мальчик так и ходил к нам весь первый класс.

Еще классная руководительница передразнивала учеников, которые неправильно произносили слова. Например, рассказывала на собрании, как одна из учениц часто просится в «туилет», и требовала, чтобы родители «провели воспитательную работу». Остальные молчали: боялись, что классная начнет обижать и их детей тоже.

В начале первой четверти она отказалась помогать моей дочери искать потерянные вещи, потому что торопилась домой. После окончания учебного года учительница уехала в Москву, и мне частично стали понятны мотивы ее отношения к работе: она не собиралась тут задерживаться. Было неприятно осознавать, что для наших семилетних детей это был важный этап в жизни, а для учителя — только перевалочный пункт.

Вторая классная руководительница. Следующим классным руководителем у нас стала женщина средних лет и старой закалки. Когда кто-то из ребят громко смеялся или бегал, она ставила нарушителя перед классом, отчитывала и говорила, что этот ученик виноват в том, что весь класс не пойдет на прогулку или перемену.

Восьмилетние дети ее боялись. Дочери порой звонили мне в слезах. Однажды я попросила учителя не применять гестаповские методы воспитания в начальной школе и быть помягче. Реакция была резкой: она заявила, что вообще не будет работать с нашим классом. Ситуацию разрулил завуч — предложил мне перевести дочерей в параллельный класс к молодой классной руководительнице. Я согласилась.

Это были первые годы в школе: у меня не было опыта общения с учителями, я не умела отстаивать права своих детей. Но больше всего боялась, что если кому-то пожалуюсь, то учитель начнет хуже относиться к моим дочерям. Сейчас, спустя годы, я понимаю, что учителя начальной школы активно этим пользуются. А еще тем, что маленькие дети не могут постоять за себя, а значит, их легко обидеть.

Будь у меня второй шанс, я бы действовала решительнее. Обязательно сделала бы первой учительнице замечание — и про передразнивание, и про постоянное присутствие ее ребенка в нашем классе. Возможно, даже не согласилась бы переводить своих детей в другой класс. А еще в письменной форме сообщила бы завучу, что учительница вымогает подарки для своего ребенка и ведет себя непрофессионально по отношению к детям.

Скорее всего, никто из родителей меня бы не поддержал. Но, по крайней мере, я была бы уверена, что поступила правильно.

Ситуация 2

У ребенка в школе пропадали вещи

В первом классе у дочерей в гардеробе были индивидуальные шкафчики, которые закрывались на ключ. Замки были хлипкими, к тому же дети часто забывали их закрывать. Поэтому неудивительно, что однажды у дочери пропали личные вещи: рейтузы, папка для рисования и что-то по мелочи.

Подобные шкафчики были у дочерей в начальной школе. Источник: evorastroi.ru

Я попросила классного руководителя поискать все это вместе с ребенком, но она отказалась, потому что ее рабочий день заканчивался. Тогда я написала в полицию заявление о краже. Через несколько часов вещи нашлись. Завуч сказала, что шутники закинули их за шкафчик, а я поступила неадекватно и полицию вызывать не стоило. Потом приходил участковый и брал объяснения у меня и сотрудников школы. После этого меня впервые вызвали к завучу.

На таких встречах администрация школы, как правило, занимает оборонительную позицию: виноват или ребенок, или родители, которые плохо его воспитывают. Со мной разговаривали два завуча и представительница администрации школы. Суть беседы сводилась к тому, что надо быть терпеливее, детей много и учительница не успевает за всеми смотреть.

Со своей стороны я пыталась объяснить, что администрации придется со мной считаться: я не собираюсь менять школу и буду защищать своих детей. В итоге завучи дали мне свои мобильные телефоны для оперативного решения будущих проблем, и мы разошлись.

Второй раз школьная пропажа была крупнее — исчез телефон. В четвертом классе дочь дала его поиграть однокласснице и забыла забрать, когда уходила домой. Та просто оставила его на столе перед вахтой — там часто лежат потерянные вещи типа варежек.

Так как стол стоит даже не внутри школы, а между входными дверями, я решила, что искать телефон бессмысленно — скорее всего, кто-то его уже унес. Но на всякий случай попросила классную руководительницу поспрашивать у детей, вдруг кто-то видел.

Классная вместе с завучем просмотрели записи с видеокамер, и через неделю телефон нам вернули. Правда, отказались рассказывать, у кого он был все это время. Смартфон был целым и рабочим. Из него даже не вынули сим-карту, которую я сразу заблокировала.

Еще у детей в классе воровали карманные деньги, ручки, карандаши и даже еду из портфелей. Родители обсуждали это в общем чате, но дальше разговоров дело не шло.

Ситуация 3

Детям необоснованно занижали оценки

Я считаю, что оценивать можно только точные предметы, например математику. Если мои дети получают тройку по истории или биологии, чаще всего я думаю, что они что-то недоучили или не до конца сделали домашнее задание. Как можно оценивать ИЗО, музыку или технологию, не понимаю совсем. Поэтому оба моих обращения по поводу оценок были связаны с технологией — в мое время этот предмет называли «труд».

Учительница дала задание оформить тетрадь. Она не уточнила, что нужно применять разноцветные лоскутки и пуговицы: в электронном дневнике было указано просто «оформить первую страницу тетради» без дополнительных требований. Поэтому мои дочери сделали это в соответствии со своими представлениями о красоте.

В тот период дочкам нравились покемоны, поэтому тетрадь украшена соответствующе

В результате обе получили двойки. Это был пятый класс, начало сентября — желание учиться еще на максимуме. Дочери очень расстроились и не могли понять, почему учительница не оценила их красивые тетради, над которыми они трудились целый час. Были и другие девочки, которые оформили тетради на свой вкус, — им тоже поставили двойки.

Я решила уточнить критерии оценки этого домашнего задания и через электронную приемную на сайте школы обратилась к школьному руководству. Меня интересовало, на каком основании учитель ставит двойки за творчество и фантазию детей.

Я была очень зла, но старалась сохранять спокойный тон письма

Результат был уже через несколько дней: двойки из электронного дневника пропали, а по телефону завуч объяснила мне, что так учитель настраивает детей на серьезное отношение к предмету. Комиссию не собирали, а письменные критерии оценки по творческим предметам и планы уроков мне предложили изучить в школе, в кабинете технологии. Для меня было важно, что вопрос с оценками решился, поэтому в школу я в итоге не пошла.

Никто не стал относиться к моим детям хуже из-за того, что я решила разобраться с заниженными оценками. Скорее наоборот, учительница стала более внимательной и перестала ставить оценки в воспитательно-поучительных целях.

Из-за оценок я спорила еще не раз. Например, в шестом классе у дочери снова возникли проблемы с технологией — я была не согласна с двумя оценками. По моему запросу ей продлили аттестацию за вторую четверть на две недели — школа может так сделать.

Сейчас я общаюсь со школой только официально и требую от них письменного ответа на все обращения. Администрация тоже научилась работать со мной — их ответы стали четкими, быстрыми и по делу

Ситуация 4

Школа нарушала права ребенка

В шестом классе я попросила классного руководителя пересадить одну из моих дочерей: сосед по парте показывал ей порнографические ролики и обзывал. Она обещала все решить. Но мест не хватало, поэтому дочь кочевала по классу и занимала места болеющих.

Спустя время я вновь пришла к учительнице. Тогда классная добавила третью парту в первом ряду, перегородив ею проход. По нормативам так делать нельзя.

В третий раз я обратилась уже к завучу и попросила проверить рассадку в классе. После этого третью парту убрали, за дочерью закрепили нормальное место, а список рассадки детей повесили около доски.

Это не наш класс, но похожий: кабинеты в старшей школе стандартны

Но спустя некоторое время одноклассница принесла справку, в которой говорилось, что по медицинским показаниям ей нужно сидеть именно на месте моей дочери. Классная опять начала пересаживать Ксению с места на место. Тогда я обратилась в школу через электронную приемную на сайте. На этот раз потребовала официального ответа.

Ответ пришел через две недели — у дочери снова появилось свое место. Казалось бы, вопрос простой, но решать его пришлось официально в течение полутора месяцев.

Я все еще учусь писать жалобы без эмоций. В этом обращении я еще попросила заменить испорченную мебель — на это, кстати, тоже отреагировали
Это официальный ответ на мое обращение. Наша школа любит делать из жертвы нарушителя, поэтому дочь попутно обвинили в том, что она пересаживалась сама

Ситуация 5

Дети подвергались буллингу

Буллинг, или травля, может проявляться физически, когда ребенка бьют, толкают, портят вещи. Или психологически, когда обзывают или унижают. Сейчас подростки рисуют всякие фотожабы, снимают видео и рассылают все это в общие чаты.

Школа не любит признавать буллинг, чаще всего такие ситуации будут называть конфликтными и обвинять не только зачинщиков, но и жертву. Иногда дети не признаются в том, что их обижают в школе, потому что не хотят, чтобы их считали предателями и обижали еще больше.

Мои самые длительные и тяжелые разборки со школой случились из-за агрессивного поведения одноклассника дочерей. Он был крупным мальчиком, сильно матерился, толкался, ломал чужие вещи, хамил классному руководителю, бил других детей — в общем, вел себя отвратительно. Периодически родители в чате поднимали тему его поведения, но дальше разговоров дело не заходило.

Однажды этот мальчик начал терроризировать моих дочерей: сначала он поджидал их около школы и закидывал снегом, потом начал толкать и бить ногами, а закончилось все плевками в лицо. Причем плевал в лицо он не только моим дочерям, но и другим девочкам. Однако никто из родителей, кроме меня, не придал этому особого значения.

По моему опыту мамы и папы боятся письменно оформлять какие бы то ни было претензии и не готовы вмешиваться, даже если на словах поддерживают общую жалобу.

Входных дверей в нашу школу несколько, а вот выход только один. Поэтому если после уроков ребенка поджидает одноклассник, намеревающийся закидать снежками, то миновать угрозу не получится
О том, что атмосфера в классе была не слишком здоровой, говорит даже классный чат дочерей

Сначала я пыталась обсудить поведение мальчика с его мамой по телефону, но та ответила, что не видит проблемы. После этого я письменно обратилась в администрацию школы. Меня вызывали на беседу с завучем, социальным педагогом и папой мальчика. Школа даже создала независимую комиссию для расследования нашего случая. В итоге нарушителя, а заодно и моих детей поставили на внутришкольный контроль, а с классом начал работать школьный психолог.

Так я узнала, что на внутришкольный контроль ставят не только неблагополучных детей. Школа самостоятельно определяет правила такого контроля и прописывает их в положении. Насколько я понимаю, при дальнейших разборках это характеризовало бы моих детей как задир и нарушителей, но если дети ведут себя адекватно и семья благополучная, то постановка на внутришкольный учет ни на что не влияет. Хотя, конечно, звучит обидно, особенно если дети выступают в роли пострадавших.

Руководство школы очень хотело, чтобы я прекратила эти разборки, поэтому всячески пыталось на меня повлиять, в том числе путем постановки дочерей на контроль. На моих детей тоже давили: их вызывали в кабинет завуча и обвиняли в сквернословии, пока я не запретила делать это без моего присутствия.

После второго плевка дочерям в лицо я поняла, что школа не может или не хочет решить этот вопрос. Тогда обратилась в отделение полиции, а также написала жалобы на бездействие школы в комитет по образованию и прокуратуру. Еще вызвала инспектора по делам несовершеннолетних: он может поставить ребенка на учет и регулярно проверять его поведение. В нашем случае я не ждала особой помощи — скорее хотела, чтобы хулигана, его родителей и заодно школу просто припугнули.

Администрация школы обязана вызвать инспектора по первому требованию родителей, но, как правило, не спешит это делать. В нашем случае завуч убеждала меня, что дело не стоит внимания инспектора, мол, «это же не наркотики».

Мне не хотелось тратить время, поэтому я сама вызвала инспектора через электронную приемную на сайте полиции. Кратко описала ситуацию и потребовала, чтобы инспектор пришел в школу. Мне ничего не ответили, но со школой связались и назначили время встречи.

Во второй докладной записке я по пунктам перечисляю, что уже сделала для решения вопроса, — это добавляет моему обращению вес

Все разговоры — личные и телефонные — я записывала на диктофон. Докладные оформляла входящими номерами, чтобы заставить школу шевелиться и отвечать. Когда у обращения есть входящий номер, администрация школы не сможет его «потерять» — она будет обязана ответить в течение 30 дней. Если номера нет, всегда можно сказать, что и обращения не было.

В какой-то момент я предложила социальному педагогу водить агрессивного ученика за руку и постоянно корректировать его поведение. Но администрация школы сказала, что это невозможно: социальный педагог один, а учеников в начальной школе 800. Мама неуправляемого ученика несколько раз присутствовала в школе на уроках. Но результаты были кратковременными: мальчик пару дней вел себя нормально, а потом все начиналось сначала.

Родители одноклассников меня не поддерживали. Большинство считало, что в плевках в лицо нет ничего особенного, поэтому никто не вмешивался. Меня даже осуждали за то, что из-за моих жалоб наказали нашего классного руководителя — ей объявили выговор.

Все решилось само собой: школы перешли на дистанционное обучение. А после четвертого класса мальчика перевели в другую школу. После того как он проучился с моими дочками 2,5 года, я наконец вздохнула с облегчением. Сейчас дети в классе живут достаточно мирно.

Оценивая эту ситуацию сегодня, я понимаю, что у школы мало возможностей решить такую проблему. Без согласия родителей перевести ученика в другую школу или класс невозможно. Даже беседа с инспектором — суровой женщиной в форме — никак не пугает современных детей.

Позже директор сетовала, что не может ощутимо влиять и на работу учителей. Она вправе объявить выговор или отправить на курсы повышения квалификации. Санкции посерьезнее, например лишить премии или уменьшить зарплату, директору недоступны.

Что делать родителям, если ребенка буллят в школе: советы психолога

Никита Карпов

клинический психолог

Буллинг негативно сказывается на эмоциональном состоянии ребенка и его самооценке, повышает риск депрессивных и тревожных расстройств, может отрицательно отразиться на успеваемости.

Если ребенка буллят в младшей школе, то родителям всегда надо действовать: идти к учителю, директору, администрации, в следственный комитет и так далее. В крайнем случае менять школу. В подавляющем большинстве случаев младшеклассник сам с травлей не справится.

С ребенком подросткового возраста нужно действовать аккуратнее — важно согласовать действия с ним, чтобы не испортить отношения. Подросток уже имеет право сам принимать решения, у него есть собственные мотивы и желания.

Например, может быть так, что одни ребята буллят, но в этом же классе учится кто-то, в кого подросток влюблен, и он не хочет в другую школу даже под страхом смерти. В таких случаях для отношений с ребенком может быть опасно устраивать разборки и забирать его из школы. Надо искать варианты, как поддержать его и помочь.

Во-первых, надо поддержать подростка эмоционально: выслушать, пожалеть, разделить с ним его чувства и переживания. Также обсудить с ним ситуацию, поискать варианты, что он может сделать, как себе помочь. Возможно, найти тренинг по уверенному поведению или посмотреть вместе фильм про буллинг. Например, недавно вышел «Я встретил тех, кто меня травил».

В любом случае родителям важно обозначить, что они готовы помочь и включиться в ситуацию по полной программе, а также убедиться, что подросток попросит помощи, когда она понадобится. Возможно, стоит вместе с ним обсудить критерии, когда родителям уже точно пора подключаться.

Хотя, конечно, многое зависит от стадии буллинга. Так, если ребенок уже в депрессивно-тревожном состоянии, ему нужна более активная помощь. Подростка нужно изъять из ситуации, дойти с ним до психотерапевта или психиатра, чтобы помочь справиться с этим состоянием. Потом, когда ребенок будет в порядке, стоит обсудить с ним, что он хочет делать дальше: бороться, если у него есть ресурс, или просто сменить школу и забыть как страшный сон.

Ситуация 6

Учителя пренебрежительно относились к обучению ребенка с инвалидностью

По состоянию здоровья одна из моих дочерей учится дома. У нее есть инвалидность, и по закону школа должна организовать надомное обучение: утвердить индивидуальный учебный план и поручить учителям дистанционно заниматься с ней один на один.

Отменить уроки нельзя — можно только перенести. Согласно нормативным документам если учитель заболел, то в течение трех дней ему обязаны найти замену.

Так выглядит индивидуальный учебный план дочери на текущий учебный год
Это полный перечень нормативных документов, которые регулируют обучение дома

Подозреваю, что у нашей школы на надомном обучении всего один ребенок — мой. Поэтому учителя не могли грамотно встроить уроки Алины в свой рабочий график: в первой четверти они постоянно опаздывали, переносили занятия, часть уроков не проводили вовсе.

Какое-то время я пыталась мирно решить этот вопрос через классного руководителя и завуча. Но ситуация не менялась. Последней каплей стала тройка по технологии, которую учительница поставила Алине за плохо переписанное задание из тетради сестры. За полгода учительница ни разу не разговаривала с Алиной, ничему ее не обучала, не обсуждала домашние задания. И в итоге поставила «удовлетворительно» за чертежи выкроек и шитье на машинке, которое дочь осваивала самостоятельно. С такой несправедливостью я смириться не смогла.

Я написала жалобу о нарушении прав на образование ребенка с инвалидностью в школу, прокуратуру и комитет по образованию. Это очень серьезное обвинение — за ложные жалобы родителя могут даже привлечь к административной ответственности. Поэтому меня вызвали лично и в прокуратуру, и в комитет. Я представила доказательства своих слов: скрины опозданий, переписку, свои просьбы, оценки в тетради.

В переписке учительница пыталась переложить на мои плечи проблему с поиском удобного времени для проведения урока. Но к тому моменту я уже научилась правильно отвечать

Школа отреагировала оперативно. Все занятия Алины, вплоть до физкультуры, ИЗО и музыки, сейчас проводятся в срок, никто не опаздывает, электронный дневник учителя заполняют хорошо. Именно этого я и добивалась.

Но, насколько я знаю, прокуратура еще не закрыла наше дело окончательно, да и комитет по образованию до сих пор разбирается.

Это первый лист из ответа прокуратуры. Надзорники посчитали мою жалобу обоснованной, нашли нарушения и заставили администрацию района решать этот вопрос

Кому и в каком порядке жаловаться

Благодаря пережитому у меня накопился большой опыт общения с руководством школы: я знаю, чего требовать, как это делать и в какие вышестоящие инстанции идти, если проблема не решается. Поделюсь своим алгоритмом действий.

По закону жалобу можно направить хоть сразу президенту. Обращение там зарегистрируют, но все равно перенаправят для рассмотрения в самый низ бюрократической иерархии. Поэтому в решении вопросов со школой я придерживаюсь следующего порядка.

Первая ступень — классный руководитель. Он общается с детьми, родителями и руководством школы и на деле может многое. Например, привлечь школьного психолога и пообщаться с родителями, если причина обращения — агрессивное поведение ученика, собрать конфликтную комиссию.

Вторая ступень — администрация школы. Она возьмется за дело, если учитель не смог не захотел помочь. Обычно от лица школы выступает завуч.

Ситуацию должны взять на контроль и предложить способы решения конфликта. Если предложенное не устраивает, нужно настаивать на своих вариантах развития событий.

На этом этапе можно предупредить завуча и классного руководителя, что если ничего не изменится, то вы готовы идти дальше. Школа очень не любит внимание со стороны вышестоящих органов, поэтому есть шанс, что решение проблемы начнут искать активнее.

Третья ступень — надзорные ведомства: комитет по образованию, полиция, прокуратура — в зависимости от ситуации. Например, если речь о пропавшей вещи, нужно писать заявление в полицию, а если ребенку занижают оценки — в комитет по образованию. Можно писать сразу в два ведомства. Когда права на обучение моего ребенка с инвалидностью нарушили, я писала и в комитет по образованию, и в прокуратуру.

Надзорные ведомства могут вызвать вас и попросить разъяснить ситуацию. Нужно быть готовым подтвердить свои слова доказательствами: документами, скринами переписок, записями разговоров. Остановить или замять обращение на этом этапе не получится.

Я сознательно не включила в этот список родителей одноклассников. По моему опыту, даже если причина конфликта в конкретном ребенке, общаться с его мамой и папой бессмысленно. Скорее всего, разговор будет на повышенных тонах и ни к чему не приведет. Отчитывать чужих детей нельзя. Правильнее воздействовать на нарушителя через учителей и надзорников.

Как правильно написать жалобу

Установленных правил и форм для написания нет. Но есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться. Вот что нужно указать в жалобе:

  1. Наименование учреждения, в которое подаем жалобу, его адрес. Здесь же — данные отправителя: ФИО, контактный телефон, электронную почту и фактический адрес проживания.
  2. Причину обращения — ее нужно описывать без эмоций и по делу. В своих первых жалобах я часто отступала от этого правила: использовала много восклицательных и вопросительных знаков, пыталась взывать к совести и здравому смыслу. Постепенно поняла, что со школой это не пройдет: там работают закаленные люди, которые равнодушны к чужим чувствам.
  3. Ссылки на законодательство. Они необязательны, но от этого жалоба станет более убедительной. Скажу честно, я их не добавляла — на результат или скорость ответа это не влияло. Родители не обязаны знать все нормативные акты, по которым работает школа. Более того, в ответе администрация школы сама должна перечислить нужные документы. Еще можно указать перечень инстанций, в которые уже пришлось обращаться ранее, — тоже для веса.
  4. Результат, которого хотите добиться. Можно добавить свои предложения. Например, привлечь к решению проблемы школьного психолога или инспектора по делам несовершеннолетних, если речь о плохом поведении ученика.
  5. Доказательства, если они есть: скрины переписок, копии прежних обращений.
  6. Дату и, если речь идет о письменной жалобе, подпись.
Пример жалобы, в которой учтены рекомендации: ситуация объяснена, ссылка на законодательство добавлена, требования четкие, тон письма сдержанно-официальный

После этого нужно передать жалобу лично или через интернет. Почту в расчет уже не беру: это долго и бумаги могут потеряться.

На сайте нашей школы есть электронная приемная — через нее я обычно отправляю жалобы и обращения руководству школы. Это удобно: мгновенно приходит подтверждение и можно не переживать, что обращение затерялось или угодило в спам. В регионах на сайтах школ электронная приемная есть не всегда — в этом случае обращение можно направить на школьную электронную почту.

У руководства есть 30 дней, чтобы дать официальный ответ. Если этого не произошло, можно смело жаловаться в комитет по образованию. Меня школа ни разу не игнорировала. Зачастую отвечали гораздо раньше — в течение двух недель.

С жалобами в надзорные органы все то же самое: есть возможность подать обращения дистанционно — через электронную приемную на их официальных сайтах или отправить на электронную почту.

За годы общения с администрацией школы я усвоила одно главное правило: все серьезные вопросы нужно решать только письменно. Тратить время на разговоры — вживую и по телефону — зачастую бессмысленно. С бумагами надежнее. Если проблема повторится или решение не устроит, то на руках останется подтверждение того, что вы пытались что-то сделать. Это придает вес, когда приходится обращаться уже в вышестоящие инстанции.

Официального ответа или отказа тоже лучше требовать на бумаге. Руководство школ любит связываться с родителями по телефону и попытается решить вопрос устно, но я советую попросить письменного ответа. В нем должно быть указано, что именно учитель и руководство школы сделали для решения вашего вопроса. Отказать в письменном ответе школа не имеет права.

Как ко мне относятся другие родители и учителя

Репутация в родительском чате и администрации школы у меня не очень. То, что я называю борьбой за справедливость, многие считают скандальным характером. Меня это уже не задевает.

Раньше я очень эмоционально реагировала, когда детей обижали, — мне хотелось разнести школу. Сейчас дочери стали старше, а я — спокойнее и расчетливее. У меня есть мобильные телефоны завуча и директора, сегодня они готовы помочь мне с любыми вопросами. Но в школьной жизни я все равно участвую минимально — сдаю деньги на нужды класса, и на этом все.

Для меня гораздо важнее другое: дочери знают, что я всегда буду их защищать. А еще, что чужие родители не могут их отчитывать. И что школа — это не концлагерь и никто там не имеет права их обижать.

Я защищаю права своих детей, но при этом слежу, чтобы и их поведение не провоцировало конфликты. У нас есть правила: в школе нельзя никого бить, обзывать, портить чужие вещи и хамить учителям. Когда дочери рассказывают мне о плохом поведении одноклассников, я часто акцентирую на этом внимание и спрашиваю: «Надеюсь, вы этого не делали?» Например, не смеялись во время фильма о снятии блокады Ленинграда и не топтали чужие куртки в гардеробе. Я хочу, чтобы мои дочери уважительно относились к тем, кто их окружает, и выросли порядочными и справедливыми.

Да, школа не любит таких родителей, как я. Но в редкие моменты просветления ее руководство понимает: мои требования помогают им навести порядок и лучше организовать учебный процесс.

Памятка для родителей школьников

  1. У школьников и их родителей есть не только обязанности, но и права. Они прописаны в федеральном законе «Об образовании», Конституции РФ, Конвенции о правах ребенка.
  2. Если права ребенка нарушаются, то родители имеют право защищать их: обращаться с жалобами в комитет по образованию или прокуратуру, вызывать инспектора по делам несовершеннолетних, подключать к решению проблемы школьного психолога. При необходимости идти в полицию, прокуратуру, суд.
  3. Не нужно прыгать через головы и сразу писать жалобу в высшую инстанцию. Правильнее попробовать решить вопрос с классным руководителем. Если результата нет, выходить на администрацию школы. Комитет по образованию, полиция, прокуратура — уже третья ступень.
  4. Эмоции и куча вопросительных и восклицательных знаков в жалобе — это лишнее. Нужно придерживаться официального стиля, четко формулировать, на что жалуетесь и какого результат ждете, — так быстрее получится что-то изменить.
  5. Чтобы отправить жалобу директору, необязательно идти в школу. Это можно сделать через электронную приемную на сайте школы или написать на школьную электронную почту.
  6. Все серьезные вопросы нужно решать письменно. Также требовать от школы официального письменного ответа или отказа: если проблема повторится или решение не устроит, на руках хотя бы будет подтверждение, что вы обращаетесь с жалобой не в первый раз.
  7. За ложные жалобы могут привлечь к административной ответственности. Поэтому если обращаетесь в полицию или прокуратуру, то лучше иметь при себе доказательства своих слов: скрины переписок, копии обращений, записи телефонных разговоров.
  8. Не нужно бояться, что после того, как вы напишете жалобу, к ребенку начнут придираться, занижать оценки и вообще не дадут спокойно учиться. Обычно все происходит с точностью до наоборот: учителя становятся внимательнее и стараются, чтобы проблема больше не повторилась.
  9. Защищать права своего ребенка сложно, это делают очень немногие: требуется много времени и сил. А еще есть риск прослыть скандальной мамочкой. Тут нужно решить, что для вас важнее: ребенок или репутация.
  10. Школа может быть очень жестоким и неприятным местом, поэтому обязанность родителя — всегда поддерживать и защищать своего ребенка.

В процессе педагогической работы некоторые учителя допускают неправомерные действия по отношению к своим ученикам, а иногда и ко всему классу. Для пресечения таких непедагогических действий со стороны преподавательского состава, государством разработаны меры по недопущению подобных прецедентов, которые заключаются в дисциплинарном взыскании и прочих мер наказания.

При выявлении таких конфликтов нередко родители ограничиваются беседой с преподавателем и обсуждением причины конфликта. Однако, если такой разговор с педагогом не дает эффекта, то в таком варианте, родители могут направить жалобу на учителя.

Форма

Форма

Планируя пожаловаться на учителя учебного заведения, родитель обязан знать, что такую претензию можно выразить, как устно, так и письменно. Для более эффективного действия жалобы рекомендуется письменное оформление документа. Утвержденного законодательством РФ шаблона такой жалобы нет, поэтому ее можно сформировать в произвольном стиле.

В то же время, при оформлении такого документа, необходимо соблюдать общепринятые правила составления служебных писем, установленных в делопроизводстве, которые предполагают содержание следующих разделов:

  1. «Шапки».
  2. Названия документа.
  3. Описательной части.
  4. Подписи и даты составленной жалобы.

Куда обратиться с жалобой на учителя?

Куда обратиться с жалобой на учителя?

Ученики обладают правами по защите от оскорблений, принуждений и по охране своего здоровья (ст. 34 Закона «Об образовании в РФ»). В то же время, у школьников существуют обязанности, которыми они обязаны руководствоваться согласно ст. 43 этого же Закона об образовании.

В ходе обучения могут встречаться ситуации, когда учитель нарушает права ученика, используя рукоприкладство, оскорбление и прочие способы принуждения. В этом варианте, ученик должен пожаловаться родителю, а для подтверждения своих слов можно использовать фото или видеосъемку. Родители в свою очередь обязаны побеседовать с учителем и потребовать от него с уважением относится к ученику. При отсутствии реакции со стороны педагога, родители вправе направить письменную жалобу на учителя.

Такую жалобу можно направить в первую очередь директору школы или завучу. При отсутствии реагирования с их стороны, жалобу можно направить:

  1. В Департамент образования региона.
  2. В Министерство образования РФ.
  3. В прокуратуру.
  4. В судебную инстанцию.

Важным моментом является то, что направить такую жалобу можно анонимно. В письме надо будет отобразить ситуацию и просьбу о пресечении такого поведения учителем, вплоть до отстранения его от работы.

Кто имеет право на подачу жалобы?

Кто имеет право на подачу жалобы?

С точки зрения существующих законодательных норм РФ представителем учащегося считаются лишь его родители (ст. 64 СК РФ). Родители имеют право защищать права своих детей и их интересы, как относительно физлиц, так и по отношению к юр. лицам, в любых инстанциях, в том числе, в судах. Бабушка или дедушка согласно закону, не могут представлять интересы ученика.

Исходя из вышеизложенного, правом подачи жалобы на учителя обладают родители ученика. При этом, жалоба может быть оформлена одним родителем, если учитель притесняет одного ученика, или группой родителей (коллективное заявление), если преподаватель нарушает права группы учеников или всего класса.

Для подачи жалобы можно использовать следующие способы:

  1. Позвонить по телефону и высказать претензию.
  2. Через почту, заказным письмом с оповещением о вручении адресату.
  3. Лично записаться на прием.
  4. Через Интернет, используя официальный сайт региона.

Основания для подачи заявления

Основания для подачи заявления

Основания для подачи жалобы на учителя могут быть следующие:

  1. Если ученика принуждают учить уроки, имеющие отношение к религии.
  2. Дискриминация ученика из-за его веры или национальности.
  3. Публичное унижение ученика, повлекшее нанесение ему морального ущерба.
  4. Принудительное занятие физкультурой при наличии медицинских противопоказаний, а также любое действие, угрожающее его здоровью.
  5. Неоказания ученику помощи в разъяснении предмета.
  6. Учитель не вправе выгонять ученика с занятий за его поведение, за невыполненное домашнее задание и прочие дисциплинарные нарушения.
  7. Предвзятое отношение учителя к ученику и повышенные требования, отличающиеся от требований к прочим ученикам.
  8. Занижение оценок.
  9. Оскорбление ученика, а также признаки насилия.

При наличии перечисленных пунктов и документальном подтверждении нарушения, есть все основания для направления жалобы на учителя.

Как написать жалобу директору на учителя?

Как написать жалобу директору на учителя?

Жалоба является официальным документом, требующим соблюдения определенных требований к его оформлению. Утвержденного стандартного шаблона такого заявления нет. Чтобы написать жалобу на учителя директору школы, требуется соблюсти общепринятую структуру бланка, которая состоит из следующих разделов:

1) «Шапки», которая размещается вверху страницы в правой части листа. В разделе указывается:

  • Должность адресата, которому направляется жалоба.
  • Название учебного учреждения.
  • Ф.И.О. руководителя школы.
  • Ф.И.О. родителя, составляющего письмо, с указанием Ф.И.О. ученика.
  • Адрес проживания родителя.
  • Контактный телефон.

2) Следующим пунктом является отображение заголовка документа, которое должно располагаться по центу строки под «шапкой».

Как написать жалобу директору на учителя?

3) Далее нужно приступить к изложению ситуации, с подробным описанием сути конфликта, Ф.И.О. учителя, на которого жалуется родитель, а также выразить просьбу о проведении проверки и принятии мер к учителю для пресечения в будущем неправомерных действий к ученику. Составлять текст нужно в деловом тоне, не прибегая к оскорблениям, и не допуская грамматических ошибок, зачеркиваний, исправлений и эмоциональных выражений.

К жалобе рекомендуется прикрепить доказательства вины учителя (аудио- или видеосъемки и прочие материалы).

Как написать жалобу директору на учителя?

4) Завершающим этапом составления письма является его подписание родителем и отметка даты написания документа.

Как написать жалобу директору на учителя?

Отправить жалобу директору можно при личном посещении школы или воспользоваться любым другим способом, указанным в предыдущих разделах статьи. Если реакции на жалобу не последует, то родители ученика могут обратиться в Департамент образования или Министерство.

Образец жалобы директору школы на учителя

Образец жалобы директору школы на учителя

Скачать, doc

Как написать жалобу на учителя на предвзятое отношение?

Как написать жалобу на учителя на предвзятое отношение?

Предвзятое отношение к ученику может стать основанием для направления жалобы на учителя. При выявлении такого факта, родители могут обратиться с письменной жалобой к директору школы и даже в компетентные ведомства. Предвзятое отношение может выражаться беспричинными нападками на ученика, занижением оценок его знаний и т.д.

Для того, чтобы убедиться в наличие предвзятости, и что это не плод фантазии ученика, желающего отомстить учителю, родителям надо встретится с педагогом и поговорить с ним, а уже впоследствии принять меры. Чаще всего, проблемы такого рода можно разрешить внутри школы и, при подтверждении такого факта, директор самостоятельно примет меры к виновному учителю.

Для этого нужно будет написать письменную жалобу директору. Такой документ не отличается от жалобы на учителя, описанного в предыдущем разделе и должен содержать те же пункты, с оформлением текста в деловом тоне, не допуская ошибок, помарок и исправлений.

В содержательной части письма нужно будет детально указать примеры предвзятого отношения учителя к школьнику и при возможности, предъявить аудио или видеосъемки по факту придирки к ученику или другого нарушения его прав.

Образец

Скачать, doc

Как написать жалобу на учителя в департамент образования?

Как написать жалобу на учителя в департамент образования?

Если жалоба на учителя, направленная директору школы, не привела к желаемому результату, то родители вправе обратиться в любые другие инстанции, в том числе в Департамент образования.

Форма и содержание жалобы, направляемой в департамент не отличается от подобного документа директору, так как законом не предусмотрено особой формы составления заявления в вышестоящие инстанции.

При формировании жалобы в департамент нужно будет заполнить следующее:

  1. В «шапке» потребуется отобразить:
  • Наименование департамента.
  • Ф.И.О. родителя.
  • Адрес проживания.
  • Контактный телефон.
  1. Ниже, по центру строки, отображается заголовок документа «Жалоба».
  2. Далее заполняется содержательная часть жалобы, с подробным изложением подробностей сути претензии, а также с указанием того, что заявитель уже обращался в дирекцию школы, однако там не предприняли никаких мер.
  3. После описания подробностей конфликта выражается просьба в проверке приведенных фактов нарушения и принятия мер по недопущению в дальнейшем отмеченных фактов правонарушений.
  4. К письму нужно будет прикрепить все документы по предварительной переписке с инстанциями, куда обращался заявитель, а также фото и видеосъемки (при их наличии).
  5. Документ должен быть подписан заявителем и заполнена дата составленной жалобы.

Отправить письмо можно заказным отправлением с извещением о вручении адресату или воспользовавшись сайтом департамента образования, электронным письмом к которому прикрепляются сканы документов.

Образец

Скачать, doc

Коллективное заявление от родителей

Коллективное заявление от родителей

Коллективные заявления родителей могут подаваться в тех ситуациях, когда требуется разрешить важные моменты при участии дирекции учебного учреждения школы и преподавателей. Ситуации могут быть разными. Благодаря письменному заявлению, просьба, если она была выражена в коллективном обращении, не будет забыта. Если такую просьбу передать устно, она может так и остаться без исполнения, в результате повседневной суеты забот.

Письменное же заявление будет зарегистрировано в приемной учебного заведения и будет уже на контроле секретаря и директора школы.

В отличие от одиночного заявления от родителей, когда требуется освободить ученика от уроков, или объяснить его пропуски занятий, или пожаловаться на ученика или учителя, коллективные заявления могут направляется, если в школьном коллективе выявляются правонарушения в отношении группы учащихся или всего класса. Причиной коллективного заявления может быть грубое обращение учителя с классом или его непрофессионализм, в результате чего родители обращаются к дирекции школы об отстранения такого педагога от работы, или наоборот — в защиту его, при необоснованном обвинении в каком-либо нарушении.

Форма коллективного заявления не отличается от индивидуального за исключением некоторых особенностей, которые заключаются при заполнении «шапки» и подписей документа.

Алгоритм оформления коллективного заявления заключается в следующем:

  1. «Шапка» заявления размещается таким же образом, как и в индивидуальном заявлении в верхней правой части страницы, с обозначением реквизитов адресата.
  2. А вот отображение группы лиц, которые обращаются с заявлением, должно быть заполнено, с обозначением реквизитов каждого родителя. Если список очень большой, то в этом случае, от имени коллектива может быть записан один представитель с его реквизитами.
  3. В содержательной части документа нужно будет описать предложения или жалобы, которые удовлетворят каждого родителя.
  4. При наличии дополнительных документов, подтверждающих изложенное в тексте сообщение, их надо будет прикрепить к заявлению с отображением перечня.
  5. Завершающим этапом такого документа является дата его составления и обязательные подписи всех родителей, принявших участие в оформлении заявления, с расшифровкой их фамилий.

Такое заявление составляется не менее, чем в двух экземплярах. Один отправляется адресату любым удобным способом, а второй — остается, либо у представителя, либо может быть размножен, путем создания ксерокопий для каждого подписанта заявления.

Образец

Скачать, doc

Ответ на жалобу родителей на учителя

Ответ на жалобу родителей на учителя

Сегодня родители все более требовательно относятся к обучению своих детей, а также придирчиво контролируют поведение педагогического состава школы. При выявлении непрофессионализма или грубого отношения к детям, родители сразу обращаются в дирекцию школы для пресечения грубости или других неправомерных действий со стороны преподавателей. Получив письменную жалобу от родителей директор школы обязан принять меры для устранения претензий родителей и в установленный законом срок ответить жалобщику.

Ответ оформляется в свободном и общедоступном стиле письменно, на имя заявителя, подавшего жалобу. Ответ должен быть предоставлен не позже 30 дней с момента регистрирования жалобы.

Если ответ не удовлетворяет родителя, он после получения ответа может обратиться в вышестоящие инстанции.

Когда стоит написать жалобу на учителя

Перед тем как составлять документ, поговорите с учителем. Убедитесь, что проблема существует, но преподаватель ее решать не собирается.

В каких случаях пишут жалобу на учителя:

  1. Если знания ученика оценивают необъективно, относятся к нему предвзято, предъявляют завышенные требования.
  2. Если учитель применил к ребенку физическую силу.
  3. Если подвергли опасности жизнь и здоровье ребенка (учитель физкультуры заставляет выполнять физические упражнения, которые противопоказаны больному ребенку).
  4. Педагог игнорирует, что ученика обижают, оскорбляют, унижают другие дети.
  5. Педагог унижает, дискриминирует ребенка, унижает его родителей, использует моральное насилие.
  6. Учитель дает знания, не предусмотренные программой, и они отрицательно сказываются на детях.
  7. Если ребенка заставили работать (убирать территорию, переносить тяжести и подобное) без согласия его родителей.
  8. Когда учитель систематически превышает полномочия.
  9. Учитель не выполняет возложенные на него обязанности и работу.
  10. Когда учитель занимается вымогательством (собирает деньги на личные нужды, не согласовывает сборы с руководством школы).
  11. Если учитель использует воспитательные меры, которые отрицательно сказываются на состоянии ребенка, провоцируют у него развитие моральной травмы.

Как написать заявление на учителя

Как правильно написать заявление

Нет особых бланков для таких заявлений. Документ пишут в свободной форме, соблюдая главные принципы.

Главные принципы, как правильно писать заявление на учителя от родителей:

  • указывают, кому и от кого заявление;
  • указывают суть проблемы и просьбу заняться ее решением;
  • ставят дату и подпись.

Самый первый адресат для заявления — директор. В зависимости от обстоятельств, от того, насколько сильно провинился педагог, заявление пишут:

  • директору;
  • в департамент образования;
  • в полицию и прокуратуру;
  • в суд.

Как написать заявление на учителя директору школы

В таком заявлении, кроме описания сути проблемы, указывают предложения по ее возможному решению. И документ обозначают не как заявление, а как жалобу.

Вариант заявления от одного родителя:

Директору МБОУ СОШ № 5

А.Б. Суровому

от Ивановой В.В.,

проживающей по адресу:

ул. Московская, д. 2

тел. 8(923)1112233

Жалоба

30 октября 2021 г. учитель русского языка и литературы Сидорова А.А. во время урока в 9-А классе, в котором учится моя дочь, Иванова Дарья Петровна, допустила некорректные (грубые) высказывания в адрес моей дочери. Конкретно было сказано (здесь указывают слова учителя или описывают ситуацию, в которой это произошло).

Я, как мать, считаю, что такие высказывания нарушают детскую психику и негативно сказываются на развитии детей.

В связи с вышесказанным прошу привлечь учителя Сидорову А.А. к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению подобных действий в дальнейшем со стороны учительского коллектива.

В случае повторения подобных случаев или в случае непринятия руководством школы надлежащих мер я буду вынуждена обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка.

1.11.2021 / Иванова В.В.

Скачать образец заявления директору от одного родителя

Если учитель ведет себя некорректно не только по отношению к одному ученику, рекомендуем писать коллективную жалобу. Такие обращения действуют эффективнее.

Так выглядит пример коллективной жалобы директору на учителя:

Директору МБОУ Лицей № 20

Строгому Е.В.

от родителей класса 9-А:

Сознательной Е.И., родителя ученика Сознательного В.П.,

Ивановой В.В., родителя ученика Ивановой Д.П.,

Федорова Г.Н., родителя ученика Федорова Г.Г.

тел. представителя родителей (Сидоровой В.П.):

+7(923)000-11-22

Жалоба

30 октября 2021 г. учитель русского языка и литературы Сидорова А.А. во время урока в 9-А классе, в котором учатся наши дети, Сознательный Владимир Павлович, Иванова Дарья Петровна, Федоров Геннадий Геннадьевич, допустила некорректные (грубые) высказывания в адрес своих учеников. Конкретно было сказано (здесь указывают слова учителя или описывают ситуацию, в которой это произошло).

Мы, как родители, считаем, что подобные высказывания нарушают детскую психику и способны негативно отразиться на развитии детей.

В связи с вышесказанным просим привлечь учителя Сидорову А.А. к дисциплинарной ответственности и принять меры по недопущению подобных действий в дальнейшем со стороны учительского коллектива.

В случае повторения подобных случаев или в случае непринятия руководством школы надлежащих мер мы будем вынуждены обратиться в органы, занимающиеся защитой прав и законных интересов ребенка.

1.11.2021

/ Сознательная Е.И.

/ Иванова В.В.

/ Федоров Г.Н.

Скачать образец заявления на оскорбление учеников учителем (коллективная жалоба)

Как написать жалобу в департамент образования

В департамент образования по месту жительства жалобу пишут после того, как не дало эффекта обращение к директору школы. Рекомендуем к жалобе приложить письменный ответ администрации школы. Если есть возможность, попросите психолога побеседовать с детьми и зафиксировать на бумаге, как дети отреагировали на поведение учителя.

Суть и форма обращения аналогичны обращению на имя директора. Примерный образец коллективного обращения:

Кому (полное название учреждения

посмотрите на официальном сайте местного

министерства образования)

______________________

______________________

Адрес:_________________

от заявителей: (указать Ф.И.О., адрес, номер телефона)

1.___________________

2.___________________

3.___________________

Адрес для корреспонденции:

__________________

Номер телефона представителя заявителей:

тел.:________________

Жалоба

Мы, вышеуказанные заявители, являемся родителями (указать фамилию, имя, отчество каждого ребенка)__________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________.

Наши дети учатся в ____ классе _______ средней образовательной школы №______ г.___________.

Далее подробно описать проблему. Все выражения учителя приводить дословно, какими бы грубыми они ни были. Если человек позволил себе такие высказывания, отобразите их на бумаге, чтобы отразить всю полноту картины. Подробно описывают действия учителя, если есть свидетели, указывают это. В обращении указывают, что направляли жалобу на имя директора. Если есть письменный ответ директора, приложить его. Если ответа и реакции от директора так и не последовало, указать это.

На основании вышеизложенного, руководствуясь законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, просим:

  1. Провести проверку законности действий классного руководителя (Ф.И.О.).
  2. Привлечь к установленной законом ответственности, в том числе к дисциплинарной ответственности, классного руководителя (Ф.И.О.).
  3. Провести проверку законности действий и бездействия директора школы (Ф.И.О.).
  4. Привлечь к установленной законом ответственности, в том числе к дисциплинарной, директора школы (Ф.И.О.).

Число, подписи заявителей с расшифровкой.

Скачать образец жалобы на учителя в Министерство образования

Как написать жалобу на учителя в прокуратуру

Если учитель ведет себя по отношению к ребенку некорректно, унижает человеческое достоинство, на устные просьбы ни учитель, ни директор не реагируют, составляйте жалобу в прокуратуру. Как вариант: написать заявление на имя директора и копию заявления отправить в прокуратуру.

Директору МБОУ СОШ № 5 г. Москвы

А.Б. Суровому

в городскую прокуратуру г. Москвы (копия)

от Ивановой В.В.,

проживающей по адресу:

г. Москва, ул. Московская, д. 2

тел. 8(923)1112233

Жалоба на учителя

Мой ребенок, Иванова Дарья Петровна, обучается в 9-А классе МБОУ СОШ № 5 г. Москвы. С классным руководителем класса, Петраковой Г.Г., в котором учится моя дочь, отношения не сложились. Петракова Г.Г. постоянно допускает унижение чести и достоинства моего ребенка, что недопустимо.

Классный руководитель Петракова Г.Г. является учителем истории и необоснованно занижает оценки моему ребенку. В журнале успеваемости у дочери по каждому уроку стоят оценки «2» и «3», хотя я проверяю ее подготовку к урокам. Дочь занимается с репетитором по истории, который доволен уровнем ее подготовки и способен это подтвердить.

30.10.2021 на уроке истории учитель принимала письменные доклады от учеников, выполненные ими дома. Дочь тщательно подготовила эту работу, используя в нем дополнительные материалы и развернутые исследования. На глазах у всего класса Петракова Г.Г. порвала распечатанный доклад моей дочери, оскорбила ее грубыми словами «я на работы таких бестолочей даже смотреть не желаю» и поставила неудовлетворительную оценку в журнал.

На мои требования прекратить дискриминацию, возместить порчу личного имущества ребенка (порчу подготовленного доклада), назначить комиссию для объективной оценки знаний моей дочери Петракова Г.Г. мне отказала.

На основании вышеизложенного, руководствуясь законом «Об образовании в РФ» № 273-ФЗ от 29.12.2012, прошу разобраться в сложившейся ситуации. Мою дочь перевести в класс к другому классному руководителю. К Петраковой Г.Г. применить меры дисциплинарного взыскания вплоть до увольнения.

О принятых мерах прошу сообщить в письменном виде.

Копия данной жалобы направлена в прокуратуру РФ на предмет унижения чести и достоинства.

31.10.2021 / Иванова В.В.

Скачать образец жалобы на учителя в прокуратуру

В суд

Непосредственно в суд подают иск, когда требуется возместить убытки, моральный или материальный вред.

Скачать бланк искового заявления в суд

Какие бывают наказания для учителя

Мера наказания учителя зависит от степени его провинности. К учителям применяют такие меры наказания:

  1. Дисциплинарное взыскание по Трудовому кодексу РФ. Выносят замечание, выговор, как крайняя мера — увольняют.
  2. Административное наказание. Предусмотрены штрафы за подобные административные правонарушения (от 30 000 до 50 000 рублей). При повторном инциденте учителя дисквалифицируют на срок от года до двух.
  3. Уголовное наказание. Если учитель нарушил прямые обязанности по воспитанию, зафиксировано жестокое обращение с детьми, то, в зависимости от обстоятельств, учителя штрафуют в размере до 100 000 рублей; привлекают к принудительным работам до 440 часов или лишению свободы до трех лет; запрещают заниматься педагогической деятельностью сроком до 5 лет.

Советы и публикации юристов

Юристы всех стран, объединяйтесь!

Юридическая социальная сеть

Спросить юриста бесплатно

1

Вход

  • Юристы ТОП-10
  • Сейчас обсуждают
  • Новое +1985
  • Уже заработали

Конкурс

ежедневно

14 000

до финала

00:00:00

СообществаNew

Консультация юриста
8 800 505-91-11 

КРУГЛОСУТОЧНОБЕСПЛАТНО

  • Главная
  • Жалоба
  • Жалоба на классного руководителя

Жалоба на классного руководителя

Могу ли я написать жалобу на своего классного руководителя?


Москва
ответов:
1


ответить

Могу ли я написать жалобу на классного руководителя и директора за непедагогическое отношение к детям?


Москва
ответов:
1


ответить

Как быть, если на классного руководителя написали жалобу в отдел образования, по причине того?


Смоленск
ответов:
2


ответить

Как правильно написать жалобу директору школы на классного руководителя?


Казань
ответов:
2


ответить

Как написать жалобу на классного руководителя?


Ростов-на-Дону
ответов:
1


ответить

Помогите составить жалобу на классного руководителя чтобы ее лишили классного руководства.


Ростов-на-Дону
ответов:
3


ответить

Куда нужно пойти пожаловаться на учителя, если директор оставил без результата мою жалобу на классного руководителя?


Шымкент
ответов:
1


ответить

Жалоба на классного руководителя (она же и завуч)


Астрахань
ответов:
2


ответить

Как написать жалобу на классного руководителя, если он не уделяет внимание ребенку?


Краснодар
ответов:
4


ответить

Как написать директору школы жалобу на классного руководителя?


Заводоуковск
ответов:
1


ответить

Жалоба на учителя классного руководителя


Новомосковск
ответов:
1


ответить

Читайте также:

  • Школа классного руководителя
  • Директор классный руководитель
  • Прав ли классный руководитель
  • Как написать жалобу на руководителя
  • Классному руководителю заявление
  • Учебники классный руководитель
  • Проблемы с классным руководителем
  • Классный руководитель в начальной школе
  • Заявление на имя классного руководителя
  • Как отказаться от классного руководителя
  • Классный руководитель
  • Как написать жалобу руководителю
  • Жалоба на действия руководителя
  • Жалоба в прокуратуру на руководителя
  • Смена классного руководителя
  • Жалоба на классного руководителя от родителей
  • Замена классного руководителя
  • Характеристика на ребенка от классного руководителя
  • Жалоба на руководителя анонимно
  • Анонимная жалоба на руководителя

Помощь юристов и адвокатов

Спроси юриста!
Ответ за5минут

спросить

Администратор печатает сообщение

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти на айфоне проценты зарядки
  • Как найти квартиру в аренду с животными
  • Как трейдеру исправить свои ошибки
  • Как найти больший угол описанного четырехугольника
  • Как найти хороший бензин