Знания, умения и навыки (ЗУН) в практической деятельности педагога
Содержание:
- Что такое ЗУН в педагогике — расшифровка
- Какие существуют виды знаний
- Характеристика умений и навыков
- Знаю, умею, навык — применение на практике
Обучение – намеренно организованный процесс взаимодействия педагогов и учеников с целью формирования знаний, умений, навыков, мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования, привычки учиться, стимулирования творчества.
Что такое ЗУН в педагогике — расшифровка
Основу обучения составляют (ЗУН), что следует расшифровать как: знания (З), умения (У), навыки (Н).
Из многочисленных определений следует, что знания ‒ результат познания действительности; коллективный опыт человечества; отражение действительности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе полученных знаний.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем упражнения (повторения без повтора).
Образование – результат обучения: формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это система полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Какие существуют виды знаний
Существует несколько критериев классификации видов знаний. Примеры наиболее распространенных.
По степени рациональности:
- научное (рациональное);
- вненаучное (иррациональное).
Научные ‒ общезначимые, систематичные, достоверные, рациональные знания, получаемые в результате изучения, природы, общества и человека методами науки. Их также классифицируют.
1. По группам предметных областей: математические, естественные, гуманитарные и технические знания.
2. По способу отражения сущности: феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные) знания.
3. По функциональному назначению: фундаментальные, прикладные знания и разработки.
4. По отношению к деятельности субъектов: дескриптивные (описательные) и прескриптивные (нормативные знания).
5. По уровню познания: эмпирическое (установленные научные факты) и теоретическое (общие закономерности).
Вненаучное знание имеет собственные источники и средства познания, строится на интуиции, эмоциях, часто отрицает законы логики, характеризуется эмоциональностью и субъективностью. В составе вненаучного знания различают: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное знание.
Сюда же относят обыденно-практическое знание (элементарные сведения о природе и окружающей действительности) и особую форму вненаучного и внерационального знания ‒ народную науку (заветы, приметы, наставления, ритуалы).
Существуют и другие классификации знаний.
Заблуждения – не соответствующие воспринимаемому объекту, но которые считают истинными.
Житейские – основаны на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании (то, что помогает существовать, быть в безопасности, благополучии, реализоваться).
Практические – основаны на деятельности людей по удовлетворению потребностей.
Художественные – основаны на восприятии образов, эмоционально и субъективно.
Научные – основаны на системе понятий и категорий, общих принципов и законов.
Характеристика умений и навыков
В зависимости от этапа и уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений:
- Начальные умения – первые попытки применить знания в деле, сознательно планируя его.
- Простые навыки – несложные приемы и действия, совершаемые без усилий (контроль в процессе).
Подвиды простых навыков: двигательные, сенсорные, умственные и смешанные.
- Сложные навыки – усвоенное комплексное автоматизированное действие, выполняемое без усилий, ошибок, в короткое время при несущественном напряжении сознания и обеспечивающее необходимую эффективность деятельности.
- Сложные умения – комплексное действие, которое выполняется в любых условиях деятельности под особым контролем сознания. Это гибкое применение сформированного навыка в непрерывно изменяющихся условиях.
Умение — целенаправленное преобразование предмета или явления на основе знания о них.
Примечание
В умении – действие планируется, выполняется и оценивается, в навыке – выполняется, а в процессе идет контроль сознания.
Навык ‒ совершенное выполнение действия, как результат многократных упражнений при отсутствии направленного контроля сознания, за оптимальное время.
Русский ученый, Николай Александрович Бернштейн, создатель «физиологии активности», определил навык так:
«Активная психомоторная деятельность, образующая и внешнее оформление, и самую сущность двигательного упражнения. Выработка двигательного навыка есть смысловое цепное действие, в котором также нельзя ни выпускать отдельных смысловых звеньев, ни перемешивать их порядок».
Он выделил два периода в построении любого навыка: установление и стабилизация.
Доктор психологических наук, профессор Лев Борисович Ительсон выдел несколько этапов формирования навыка. В связи с этим, интерес вызывает описание особенностей выполнения действия на каждом этапе:
- ознакомительный (понимание цели, но не способов достижения; грубые ошибки при действии);
- подготовительный (понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое выполнение: лишние движения, напряжение, сосредоточенность, плохой контроль);
- стандартизующий (растет качество движений, внимание ‒ на результат, переход к мускульному контролю);
- варьирующий (гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы — интуиция).
Для того, чтобы сохранить сформированные навыки и умения, их следует постоянно реализовывать.
Знаю, умею, навык — применение на практике
Обучение даст необходимый результат при реализации всех составляющих – ЗУН. Без знаний не будет умений, без умений не сформируется навык.
Как реализуется ЗУН на практике? Применение ЗУН организуется разнообразными видами деятельности.
Пример: подготовка юристов. Обучение студентов – длительный и сложный процесс. Знания и некоторые умения они получают в вузе на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях. Однако, чтобы формировать навыки, необходимо от теории переходить к практике.
Для этих целей реализуются программы, дающие возможность студентам полноценно участвовать в трудовых буднях юридических компаний, с целью формирования у студентов базовых навыков, необходимых для юридической деятельности и профессионально значимых качеств.
Навыки являются составным элементом компетенций, которые должны быть сформированы в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Это отличная возможность получить профессиональную подготовку в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда.
Знания: корпоративного, гражданского, арбитражного, коммерческого, предпринимательского, уголовного, трудового права и т. д.
Умения: составление договоров (купли-продажи, поставки, оказания услуг), учредительных документов, выполнение регистрационных действий и т. п.
Навыки:
- защита интересов организаций в арбитражном судопроизводстве;
- представление интересов организаций частных лиц в судах общей юрисдикции;
- сопровождение юридически значимых сделок;
- ведение деловой переписки с контрагентами;
- ведение юридически значимых переговоров, решение споров, поиск компромиссов с оппонентами;
- претензионно-исковая работа на предприятии;
- тайм-менеджмент, ораторское искусство, работа в команде, интервьюирование;
- анализ дела и выработка позиции по делу;
- консультирование.
Перечисленные умения и навыки проявляются в той или иной степени в повседневной деятельности юриста в любой профессиональной сфере, на любой должности.
Аббревиатура ЗУН часто встречается в учебниках, научных статьях и других публикациях, посвященных педагогике. В профильной литературе сказано, что под обучением следует понимать организованный процесс сотрудничества педагогов с учениками. Цель такого взаимодействия можно определить тремя словами – знания, умения, навыки. Именно их формирование является конечным результатом деятельности учителя. В нашей статье мы расскажем о том, какие существуют виды знаний, умений, навыков, дадим определение этим терминам и ответим на ряд сопутствующих вопросов.
ЗУН: понятие и характеристики
Знания, умения, навыки – термины, которые хорошо знакомы людям, занимающимся преподавательской деятельностью. Процесс их формирования имеет не только педагогические, но и психологические (психофизиологические) особенности. Давайте попробуем дать определение этим терминам:
- Знания. Ученые, специализирующиеся на изучении педагогики, предлагают разные трактовки этому термину. Для одних это коллективный опыт, результат изучения действительности, для других – умения оперировать накопленной теоретической информацией, для третьих – усвоенные слушателем данные, которые он понял, запомнил и способен воспроизвести. Чтобы знания приносили реальную пользу, они должны обязательно перерасти в умения. Только в этом случае от полученной информации будет толк. Так, например, чтобы научиться читать и писать, первоклашки сначала изучают алфавит. Польза из этого получается только тогда, когда они научатся составлять из букв слова. В этом случае накормленная информация перерастет в умение. Только в этом случае можно уверенно сказать, что силы для приобретения знаний были затрачены не зря.
- Умения. Этот термин характеризуется, как способность применять полученную в процессе обучения информацию на практике. Интеграция полученных данных в реальную жизнь является необъемлемым этапом обучения. Чем больше было получено знаний, тем больше навыков получит ученик.
- Навыки. Этим термином называются действия, осуществление которых доведено до автоматизма. Такого результата можно достичь благодаря неоднократному выполнению определенных задач. Навыки формируются в процессе учебной, производственной или спортивной деятельности. Считается, что овладев навыками, человек действует на подсознательном уровне, не задумывается над выполнением поставленных задач. Отличительными характеристиками навыков считаются точность, скорость принятия решений (выполнения действий), минерализация усилий и затрат энергии при выполнении задания. Наличие определенных навыков всегда приводит человека к успешности в той или иной сфере.
Чему бы ни обучался человек – различным отраслям науки или выполнению определенных производственных процессов, все действия будут направлены на освоение вышеназванных компонентов. Следует отметить, что в любом случае последовательность сохраняется. Сначала мы получаем знания, затем учимся применять их на практике, и получаем умения, которые впоследствии перерастают в навыки.
Классификация знаний
Знания – не однозначное понятие. Ученые классифицируют их по разным признакам. Так, например, по степени рациональности знания делят на
- научные;
- иррациональные.
В первом случае речь идет о систематических, достоверных, получаемых в результате знакомства с особенностями человека, общества и природы знаниях. Они делятся по:
- отраслям наук (гуманитарные, технические и другие);
- способу отражения реальности (объяснительные и описательные);
- функциональным особенностям (прикладные, фундаментальные и разработки);
- отношению к деятельности субъекта (дескриптивные и нормативные);
- уровню познания (закономерности и установленные научные факты).
Что касается иррациональных знаний, то они строятся на интуиции эмоциях, имеют свои источники и способы познания. Примечательно, что они часто противоречат общепринятым законам логики. У этой категории относят также обыденно-практические знания.
Кроме этого существуют и другие категории знаний:
- житейские, основанные на здравом смысле и жизненной мудрости;
- художественные, полученные при помощи эстетического восприятия образов;
- практические, полученные в результате выполнения определенных действий для удовлетворения тех или иных потребностей.
В качестве отдельной категории выделяют заблуждения. Такие знания не соответствуют воспринимаемому объекту, но считаются истинными.
Этапы усвоения знаний
Процесс усвоения знаний можно условно поделить на несколько этапов. Предлагаем ознакомиться с кратким описанием каждого из них:
- Понимание. На этом этапе ученик или студент воспринимает объект изучения, выделяет его из общей массы и определяет отличительные характеристики. На самом деле это очень важный момент, так как скорость понимания зависит от способности слушателя к восприятию и освоению новой информации.
- Узнавание. Это шаг, в процессе выполнения которого ученики осмысливают полученную информацию. Чтобы ускорить процедуру, используются подсказки, намеки и описания.
- Воспроизведение. Слушатели стараются самостоятельно воспроизвести полученную информацию.
- Применение. На этом этапе ученик (студент) пробует использовать полученные знания на практике.
Завершается процесс творческим этапом. При его выполнении слушатель применяет полученные знания.
Особенности навыков и умений
Навыки и умения бывают 4-х видов. Классификация осуществляется с учетом этапа и уровня их формирования. Выделяют:
- начальное умение, характеризующиеся попыткой впервые сознательно применить знания на практике;
- простой навык, отличающийся выполнением простых действий, которые осуществляются без видимых усилий;
- сложный навык, позволяющий осуществлять эффективную деятельность без ошибок и с применением незначительных усилий;
- сложное умение, подразумевающее использование сформировавшихся навыков в любых условиях.
Ученые выделяют несколько категорий навыков. Это:
- Сенсорные, которые напрямую связывают с работой органов слуха, обоняния, зрения. С их помощью люди слушают, ощущают, разделяют запахи и вкусы, опознают предметы, разглядывают различные объекты.
- Умственные, зависящие от интеллекта слушателя, способности запоминать данные, оценивать ситуацию, выполнять расчеты и другие действия.
- Двигательные, обеспечивающие выполнение в рекордное время спортивных упражнений, скоростной набор или написание от руки текстов или выполнение других действий.
- Комплексные, позволяющие, например, работать на станке, заниматься танцами, играть на музыкальных инструментах и выполнять другие действия.
Навыки и умения нужно формировать и развивать.
Роль способностей в процессе формирования ЗУН
Формирование знаний умений и навыков осуществляется с учетом способностей ученика или студента. Это отличительная особенность человека, которая является врожденной, а не приобретенной. Очень важно их своевременно определить, а затем развивать в течение всей жизни. Это позволит человеку освоить большое количество информации, получить хорошее образование, и достичь значительных успехов. Имеющие определенные задатки люди с легкостью осваивают различные науки или виды деятельности.
Так, например, знания гораздо легче усваиваются учеником, способным быстро воспринимать информацию. Он с легкостью связывает полученные данные с ранее приобретенным багажом. В результате из ученика из студента получается квалифицированный специалист, делающий успехи в той или иной сфере.
Умения гораздо легче возникают в том случае, если ученики способны осуществить адаптацию приобретенных знаний, найти им применение на практике.
Что касается навыков, то их возникновение обычно связывают со способностью реализовывать знания и применять приобретенные умения в различных сферах.
Контроль знаний, умений и навыков
Виды контроля знаний, умений, навыков зависят, в первую очередь от того, на кого возложена эта важная и ответственная функция. В соответствии с этим классификатором они бывают:
- внешние (выполняется преподавателем);
- взаимные (многие педагоги в процессе обучения возлагают на учеников обязанность контролировать качество выполнения заданий другими учащимися);
- самоконтроль (ученик самостоятельно контролирует качество выполнения поставленных задач).
Последний тип оказывает существенное влияние на развитие ученика, как личности. Это связано с тем, что осуществляя самостоятельный контроль, учащийся проверяет последовательность и правильность выполнения тех или иных действий, обнаруживает без посторонней помощи допущенные ошибки и самостоятельно устраняет их.
Взаимный контроль учит школьников и студентов не только сверять работу другого слушателя с определенным эталоном, но и проверять при этом собственные знания.
Самоконтроль обычно применяется на практике только после того, как ученики или студенты научились качественно проверять работы своих одноклассников или одногруппников.
Оформи заказ прямо сейчас!
Первые отклики исполнителей поступают уже через 5 минут
Пожалуйста, укажите тип работы
Пожалуйста, укажите предмет
География, геология и земледелие
Дисциплины по менеджменту
Производство, промышленность
Психологические дисциплины
Статистика, теория вероятностей
Пожалуйста, укажите тему работы
Люди редко мыслят такой категорией как навык. И лишь немногие осознанно развивают у себя нужные навыки и полезные привычки.
Навык — это сознательно приобретенный способ действия человека, доведенный до автоматизма через многократные повторения. Опыт практического применения знаний и умений приводит к приобретению нужных навыков.
Какие ключевые навыки должны быть у разных категорий продавцов мы с вами рассмотрели в статье: «Какие навыки важны в продажах». В ней мы разобрали сразу три распространенные должности:
- Менеджер по активным продажам, отвечающий за привлечение новых корпоративных клиентов.
- Менеджер по работе с клиентами, отвечающий за ведение постоянных корпоративных клиентов.
- Продавец-консультант, отвечающий за продажи в розничном магазине.
Тогда особое внимание уделили пяти ключевым навыкам, которые необходимы для успеха сотрудника в каждой из трех должностей. Сегодня речь пойдет о методе осознанного развития навыков, выбранных для себя и для своих подчиненных.
Представляю вам новый видео-урок «Матрица ЗУН: знания, умения и навыки»: https://youtu.be/DQuxA4rsEtk
Использование «матрицы ЗУН», как говорится, «на автомате» — один из самых важных навыков самого руководителя. Только наличие навыка четко видеть процесс обучения сотрудника, позволит руководителю стать наставником и приобрести дополнительный авторитет в глазах подчиненных и коллег.
Матрица выглядит просто: две оси координат «Компетентность» и «Осознанность» с минимальными и максимальными значениями и 4 квадрата на пересечении значений.
1-й квадрат «Неосознанная некомпетентность» находится на пересечении минимальных значений «компетентности» и «осознанности» по выбранному навыку. Мы не компетентны в чем-то, этого не осознаем и совершенно не задумываемся об отсутствии данного навыка.
Обычно это не наши профессиональные сферы деятельности. Мы к ним не имеем никакого интереса. Навыки в чужой сфере деятельности нам не нужны.
Например, большинство из нас не задумывается о своем неумении управлять самолетом. И если вдруг предложат пройти курсы авиапилота, многие из нас, кто об этом никогда не задумывался, будут иметь затруднения с ответом. Возьмут паузу подумать, вместо логичного отказа от приобретения навыка, которые ранее даже и не рассматривался.
К счастью руководителей, у ваших подчиненных предостаточно «белых пятен» в навыках их профессиональной деятельности. «Неосознанную некомпетентность» можно назвать зоной «белых пятен», «стереотипов» и «вредных привычек», делающих нас менее компетентными.
Например, многие операторы CALL-центров, обрабатывающие входящие обращения клиентов по рекламе, не задумываются о наличии у себя навыка делать исходящие звонки, позвонившим клиентам. Спросите, «а зачем оператору такой навык? Клиент же сам звонит». Действительно, зачем? Чтобы иметь возможность перестроить структуру переговоров на более эффективную. Необходимо только поменять роль оператора с ведомого «автоответчика» на ведущего переговоры, умеющего перехватывать инициативу, назначать следующие этапы переговоров с клиентом, в том числе и исходящие звонки.
2-й квадрат «Осознанная некомпетентность» находится на пересечении минимального значения «компетентности» и максимального значения «осознания». Состояние обучаемого, когда он уже осознал свои профессиональные пробелы, но еще ничего не сделал для их устранения.
Состояние во 2-ом квадрате отличается высоким желанием обучаемого изменить ситуацию некомпетентности, начать учиться. Стать компетентным.
Руководитель обязан приложить максимум усилий для перевода обучаемого сотрудника из 1-го квадрата во 2-ой, помочь подчиненному осознать важность приобретения конкретного навыка. Пустая трата времени — обучать сотрудника, находящегося в 1-ом квадрате, т.е. не осознающего необходимости приобретения данных знаний и навыков.
Обучать нужно, когда сотрудник находится в состоянии Осознанной некомпетентности
3-й квадрат «Осознанная компетентность» находится на пересечении максимальных значений «компетентности» и «осознания». Состояние обучаемого, когда он прошел обучение и получил базовые знания и умения, но они еще находятся в «сыром» виде. Для применения знаний и умений требуется максимальное осознание собственных действий, максимальные умственные усилия, чтобы все делать правильно. Буквально человек может проговаривать в уме все свои действия.
Например, начинающий водитель 100% сконцентрирован на процессе управления автомобилем. На первых порах он в уме подает себе команды: «не забыть снять ручник», «необходимо посмотреть в зеркало», «нужно включить поворотник» и пр.
Или, например, обучая своих сотрудников перехватывать инициативу при входящем звонке, вы будете наблюдать у них «ступор», когда они забудут нужные фразы и начнут их вспоминать.
В 3-ем квадрате обучаемый осознает приятный факт – «я научился, у меня получается». Это высокая внутренняя мотивация продолжать обучение. Хороший руководитель обязательно не упустит момент и продолжит занятия с подчиненным.
Проблема «осознанной компетентности» — это переходное состояние от желания получить навык к самому навыку. Если переходное состояние не закрепить в постоянный навык, знания и умения достаточно быстро утратятся.
4-й квадрат «Неосознанная компетентность» находится на пересечении максимального значения «компетентности» и минимального «осознания». В данном состоянии мы можем наблюдать у человека стабильный долгоиграющий навык. Для использования навыка не требуется никаких умственных усилий, все действия происходят «на автомате». Если навык правильный, результаты действий – отличные.
Самый распространенный пример навыка мы наблюдаем у каждого грамотного человека. Мы берем в руки ручку, не задумываясь как расположить пальцы. Мы пишем целые фразы и предложения, не задумываясь как написать слова или буквы. Это навык.
Или, например, вспомним про действия опытного водителя. Он все делает абсолютно на автомате: и снимает ручник (либо вообще им не пользуется), и постоянно успевает смотреть во все зеркала – полностью контролируя ситуацию вокруг себя. При этом у него остается мыслительный ресурс для обдумывания каких-то своих ситуаций и задач.
И, пример из переговоров. Оператор, ответив на вопрос клиента, не задумываясь, перехватывает инициативу в разговоре – уточняет цель звонка и ведет разговор так, чтобы максимально быстро добиться целей клиента и компании.
Для перехода из 3-го квадрата в 4-тый требуется «тренинг». Только, пожалуйста, не путайте его с теми открытыми тренингами, которые вам предлагают в рекламе. Считается, что для приобретения навыка человеку требуется 21 грамотный повтор. Ударение делаем на слово «грамотный». Поэтому тренинг проводим не в формате лекции-семинара в большой группе, а в виде индивидуальной тренировки с персональным инструктором-наставником.
Обучаемый все делает сам, наставник следит и дает обратную связь, корректируя действия обучаемого до грамотного исполнения. Много попыток и подходов, и через 21 день новый полезный навык в багаже компетенций обучаемого!
16-20 ноября проведу выездной бизнес-лагерь «Как создать отдел продаж и привлечь новых клиентов», с участниками которого практически разберемся:
- «как» продавать идеи своим подчиненным;
- «как» правильно организовать обучение подчиненных — дать им знания и развить умения;
- «как» правильно тренировать сотрудников, чтобы сделать нужное количество подходов и сформировать долговременный навык.
Пишите: присылайте нам вопросы по бизнесу и жизни, предложения и пожелания. Мы отвечаем на все корректные письма (хотя это может занять некоторое время).
Подпишитесь на получение новых публикаций и видео-материалов!
С уважением, Виктор Лучков
Бизнес-консультант, член Гильдии маркетологов России
Эксперт по созданию систем управления на основе процессного подхода
Тел: +7 (903) 835-9990
E-Mail: viclu@ya.ru
Skype: victor.luchkov
Знания Умения Навыки и Способности
Чему мы (в смысле учителя, преподаватели, тренеры и пр.) учим? Как чему, Знаниям, Умениям, Навыкам (ЗУН). Это мантра звучит на всех уровнях обучения, включая и корпоративное обучение. Подразумевается, что процесс обучения – это процесс, направленный на усвоение обучаемым определенных ЗУНов (знаний, умений и навыков). Ученик, студент, слушатель должен Знать, Уметь, Владеть (навыком).
Знания Умения Навыки
Если конкретней, то
- знание – это усвоенные учащимся определенные факты, информация, которые учащийся понимает, помнит и может воспроизвести. Однако сами по себе знания не приносят видимой пользы. А чтобы приносили, знания должны переродиться в умение.
- умение – это уровень владения знаниями в той степени, в которой их можно применять в практической деятельности. Однако это не все. Есть еще навыки.
- навыки – это умения, доведенные до автоматизма. Как говорят в педагогической среде, навыки – это «выполнение целенаправленных действий, доведенных до автоматизма в результате сознательного многократного повторения одних и тех же движений или решения типовых задач в производственной, спортивной или учебной деятельности».
Пример, человек в начальной школе или даже раньше учит буковки, алфавит. На данном этапе он приобретает знания. Затем учит складывать буквы в слоги и слова, он приобретает новые знания. Когда он пытается читать, он уже применяет ранее полученные знания в практическом чтении. Т.е. приобретает умение. Когда же умение развито до такой степени, что чтение идет с листа без запинок и помарок, то это навык.
Кстати, сколько на это уходит времени? Около года. Иногда больше. Другой пример, изучение иностранного языка. Есть индивидуумы, которые схватывают достаточно быстро, а есть индивидуумы противоположного типа. В школе учит, потом в институте, потом раз в два года посещает курсы иностранного языка пред поездкой за границу, но до уровня освоения, который можно назвать устойчивым навыком и к сорока годам не дотягивает. Разве что «Сенька бери мяч» или «фэйсом по тэйблу».
Пример ближе к производственной деятельности. Курсы переподготовки по специальности, например, управление проектами. По-хорошему – 360 часов обучения, чаще всего – 72 часа. Однако управление проектами это только часть из того, что требуется современному управленцу. Программа МВА, по-хорошему. более 1000 часов (два года), некоторые поставщики такой услуги отводят на это дело год. Есть программы и короче, но это вообще суррогат, а не программы. Приносят они пользу? Какую-то приносят. Что они дают? Если хорошо поставлен процесс обучения, то ЗУН-ы в области управления. Диплом по программе МВА дает право занимать руководящие должности, в том числе первого руководителя компании.
Однако год или, тем долее два, для нынешнего времени слишком большое расточительство. Говорят, что период полураспада знаний сейчас составляет от полугода до двух лет, в зависимости от отрасли знаний. Это значит если Вы получили диплом два года тому назад, то 50% от полученного уже устарели.
ИТОГО 1: Когда мы учим ЗУН-ам, то мы учим не тому, что надо. Нет ЗУН-ы «никакой другой пользы, кроме вреда» не приносят. Во-первых, долго. Когда мы дошли от Знаний до Навыков они уже никому не нужны. Во-вторых, процесс трудоемкий. Сколько видов деятельности осуществляет человек? Тьма, не сосчитать. Причем каждый вид требует своих знаний, умений, навыков.
Посмотрите на рисунок
Это широко распространенный путь обучения. Обучение в данном случае процесс вытягивающий учащегося на новый уровень. Бывает, что вытягивают.
Развивать надо способности
В основе обучения ЗУН-ам лежат именно способности. Способности это характеристики индивидуума, которые возникают от рождения (их часто называют задатками) или развиваются в течении жизни на основе опыта и практики. Способность проявляется в том, насколько индивидуум быстро и основательно, легко и прочно осваивает виды деятельности.
Знания усваиваются, поскольку у человека есть (а есть далеко не у всех) способность воспринимать, запоминать, увязывать новые знания с имеющимся багажом знаний. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.
Умения появляются только тогда, когда есть способность адаптировать полученные знания к практической деятельности. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.
Наконец, навык появляется при наличии способности к воспроизводству умения реализовывать знания в различных ситуациях. Причем эти способности не зависят (почти не зависят) от отрасли деятельности.
Нельзя сказать, что эти способности не развиваются у человека в нынешней системе образования. Однако они развиваются скорее не благодаря, а вопреки ей. Естественным путем. Как будет выглядеть процесс обучения, в случае если акцент переместить с ЗУН-ов на способности схематически показано на рисунке.
Человек обладающий способностями, всему научится сам. Он освоит любые навыки, если у него есть соответствующие способности. Вот почему надо учить не навыкам, а способностям к освоению этих навыком.
О каких способностях идет речь?
На этот счет нет единого мнения ни в академической среде, ни в бизнес среде. Наиболее вразумительную классификацию я нашел в публикации Deloitte почти годовой давности «Навыки меняются, но способности остаются»[1].
Врожденные способности – это те способности, с которыми мы все рождены – они являются частью нашей человечности. Эти врожденные способности могут включать любопытство, воображение, творчество, сочувствие и устойчивость и пр. Однако то, что мы рождены с ними, не означает, что эти возможности статичны. Они могут быть усилены в среде с правильными условиями. В среде, где работа не требует или не поощряет проявление этих способностей, а руководство даже наказывает за их проявление, они могут стать неактивными.
Развитые способности – это те, которые формируются и совершенствуются с течением времени. К ним относятся адаптивное и критическое мышление, командная работа, социальный интеллект и эмоциональный интеллект. У части человечества эти способности не получили должного развития, однако, большинство людей имеют потенциал для их развития. Обратите внимание, что это не исчерпывающий список возможных важных человеческих способностей, но он обеспечивает основу и направление к типам способностей, которые представляются наиболее значимыми.
Статья вообще-то о воспроизводстве рабочей силы. В ней говориться о том, что нацеленность на навыки рабочих была характерна для неспешного 20-го века, а сейчас потеряла свою ценность. Не выгодно обучать рабочих навыкам важным для текущего момента. Но мне представляется, что данный подход применим ко всем видам деятельности человека. Хотя набор способностей, естественно, может меняться.
Что бы успеть за изменениями в технологии предприятия вынуждены будут в разы увеличить инвестиции в обучение работников необходимым навыкам. Однако количество и разнообразие навыков, необходимых для обслуживания рынка, растет быстрее, чем существующие мощности по научению этим навыкам. В «нашей буче, боевой, кипучей» постоянно требуются все новые и новые навыки, которые обновляются все чаще и чаще. В результате важным становятся не сами навыки, а устойчивые человеческие способности, которые лежат в основе способности изучать, применять и эффективно адаптировать навыки к меняющейся ситуации.
ИТОГО 2: Обучать надо не навыкам, а способностям, а человек со способностями освоит необходимые навыки сам. Вывод не нов, но внедряется он медленнее чем того хотелось бы.
Если способности так важны, как их развивать?
Ответ прост. Постоянные человеческие способности, о которых мы говорим, присутствуют во всех нас, и они могут использоваться всеми. Кстати, способности не только обладают ключом к долгосрочной и постоянной актуальности, но и могут культивироваться без огромных капиталовложений. Думайте о способностях как о мускулах. Они есть у всех, хотя они могут атрофироваться из-за недостатка использования – и, как и в случае с мышцами, возможности быстро усиливаются, как только они начинают их использовать.
Начало работы не должно означать создание большой программы обучения. Следует культивировать среду, в которой ценятся способности мыслить, генерировать идеи, не паниковать перед неопределенностью, проявлять эмпатию. Этот подход требует мужества, поскольку он требует от лидеров уверенности в том, что устойчивые человеческие способности действительно способствуют развитию навыков и ценности бизнеса.
В завершение пример из личной жизни. За душой я имею некий алгоритм развития мышления менеджеров. К примеру, см тут [2]. Не секрет, что определенная часть этой категории людей в бизнесе умеет исполнять, но не умеет думать. Несколько раз я предлагал уважаемым мною руководителям провести занятия с их работниками по развитию способности мыслить. К сожалению, получил вежливый отказ. Возможно я не те доводы приводил в порядке обоснования. Но, как мне представляется, это обусловлено ментальностью руководителя. Им импонируют работники, способности которых можно описать словами из песни В. Высоцкого: «Не надо думать с нами тот, кто все за нас решит».
[1] https://www2.deloitte.com/us/en/insights/focus/technology-and-the-future-of-work/future-of-work-human-capabilities.html
[2] https://www.dekanblog.ru/kriticheskoe-myshlenie-instrukciya-po-ekspluatacii/
Не стесняйтесь, делитесь своими соображениями в комментариях и кликайте на пиктограммы
Обновлено: 24.05.2023
Вы будете перенаправлены на Автор24
Определение и сущностные характеристики знаний
Ядром содержания обучения являются знания, усваиваемые обучающимися. На основе знаний происходит формирование умений и навыков, умственных и практических действий, формируются нравственные убеждения, эстетические взгляды, мировоззрение.
В современной литературе под знаниями понимается результат процесса познания действительности, который проверен в общественно-исторической практике и удостоверен логикой, выражается в адекватном отражении в сознании человека в форме представления, понятия, суждения или теории.
- донаучные;
- житейские;
- художественные;
- научные (эмпирические и теоретические).
Качественными характеристиками знаний является наличие:
- системности;
- обобщённости;
- осознанности;
- гибкости;
- действенности;
- полнты;
- прочности.
На знания, получаемые в процессе обучения, влияют:
- достигнутый уровень познания явлений;
- цели обучения;
- индивидуальные особенности школьников;
- имеющийся запас знаний;
- уровень интеллектуального развития;
- адекватность усваиваемых знаний возрастным особенностям ребёнка.
Изначально знания осмысливаются и воспроизводятся, затем – понимаются, после чего происходит применение знаний в знакомых и новых условиях. Усвоение знаний может проходить на разных уровнях – репродуктивный уровень характеризуется воспроизведением учебного материала по образцам или по инструкциям, на продуктивном уровне осуществляется поиск и нахождение новых знаний или нестандартных способов действий.
Характеристика умений и навыков
Кроме знаний, в процессе обучения происходит формирование на основе знаний разнообразных умений и навыков.
Готовые работы на аналогичную тему
Умение является промежуточным этапом в овладении новыми способами действия, основанными на знаниях.
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, вырабатываемого в процессе его выполнения.
В процессе обучения происходит формирование учебных умений и навыков, которые могут быть общими или узкопредметными. Процесс формирования умений и навыков длителен по времени, может занимать несколько лет.
Применение ЗУН
Применение знаний, умений и навыков является важным условием осуществления подготовки школьников к жизни, путём, устанавливающим связь теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение их способствует стимуляции учебной деятельности школьников, развитию уверенности учащихся в собственных силах. Полученные знания представляют собой средство воздействия на предметы и явления окружающего мира, а сформированные навыки и умения – орудие практической деятельности в процессе применения.
Применение ЗУН представляет собой этап их усвоения, организуется средствами разнообразных видов деятельности, существенным образом на применение знаний, умений и навыков влияет характер учебной дисциплины, специфика содержательной стороны изучаемого материала. Организуется педагогом в ходе специальных упражнений, лабораторных и практических работ.
Осуществление самоконтроля способствует более успешному применению ЗУН на практике.
Обучение – намеренно организованный процесс взаимодействия педагогов и учеников с целью формирования знаний, умений, навыков, мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования, привычки учиться, стимулирования творчества.
Что такое ЗУН в педагогике — расшифровка
Основу обучения составляют (ЗУН), что следует расшифровать как: знания (З), умения (У), навыки (Н).
Из многочисленных определений следует, что знания ‒ результат познания действительности; коллективный опыт человечества; отражение действительности.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Умения – готовность сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе полученных знаний.
Навыки – компоненты практической деятельности, проявляющиеся при выполнении необходимых действий, доведенных до совершенства путем упражнения (повторения без повтора).
Образование – результат обучения: формирование образов, законченных представлений об изучаемых предметах. Это система полученных в процессе обучения знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел обучаемый.
Какие существуют виды знаний
Существует несколько критериев классификации видов знаний. Примеры наиболее распространенных.
По степени рациональности:
Научные ‒ общезначимые, систематичные, достоверные, рациональные знания, получаемые в результате изучения, природы, общества и человека методами науки. Их также классифицируют.
1. По группам предметных областей: математические, естественные, гуманитарные и технические знания.
2. По способу отражения сущности: феноменталистские (описательные) и эссенциалистские (объяснительные) знания.
3. По функциональному назначению: фундаментальные, прикладные знания и разработки.
4. По отношению к деятельности субъектов: дескриптивные (описательные) и прескриптивные (нормативные знания).
5. По уровню познания: эмпирическое (установленные научные факты) и теоретическое (общие закономерности).
Вненаучное знание имеет собственные источники и средства познания, строится на интуиции, эмоциях, часто отрицает законы логики, характеризуется эмоциональностью и субъективностью. В составе вненаучного знания различают: ненаучное, донаучное, паранаучное, лженаучное, квазинаучное, антинаучное, псевдонаучное знание.
Сюда же относят обыденно-практическое знание (элементарные сведения о природе и окружающей действительности) и особую форму вненаучного и внерационального знания ‒ народную науку (заветы, приметы, наставления, ритуалы).
Существуют и другие классификации знаний.
Заблуждения – не соответствующие воспринимаемому объекту, но которые считают истинными.
Житейские – основаны на здравом смысле и наблюдениях повседневной жизни, констатации фактов и их описании (то, что помогает существовать, быть в безопасности, благополучии, реализоваться).
Практические – основаны на деятельности людей по удовлетворению потребностей.
Художественные – основаны на восприятии образов, эмоционально и субъективно.
Научные – основаны на системе понятий и категорий, общих принципов и законов.
Характеристика умений и навыков
В зависимости от этапа и уровня сформированности выделяют четыре вида навыков и умений:
- Начальные умения – первые попытки применить знания в деле, сознательно планируя его.
- Простые навыки – несложные приемы и действия, совершаемые без усилий (контроль в процессе).
Подвиды простых навыков: двигательные, сенсорные, умственные и смешанные.
- Сложные навыки – усвоенное комплексное автоматизированное действие, выполняемое без усилий, ошибок, в короткое время при несущественном напряжении сознания и обеспечивающее необходимую эффективность деятельности.
- Сложные умения – комплексное действие, которое выполняется в любых условиях деятельности под особым контролем сознания. Это гибкое применение сформированного навыка в непрерывно изменяющихся условиях.
Умение — целенаправленное преобразование предмета или явления на основе знания о них.
В умении – действие планируется, выполняется и оценивается, в навыке – выполняется, а в процессе идет контроль сознания.
Навык ‒ совершенное выполнение действия, как результат многократных упражнений при отсутствии направленного контроля сознания, за оптимальное время.
Он выделил два периода в построении любого навыка: установление и стабилизация.
Доктор психологических наук, профессор Лев Борисович Ительсон выдел несколько этапов формирования навыка. В связи с этим, интерес вызывает описание особенностей выполнения действия на каждом этапе:
- ознакомительный (понимание цели, но не способов достижения; грубые ошибки при действии);
- подготовительный (понимание способов выполнения действия, но неточное и неустойчивое выполнение: лишние движения, напряжение, сосредоточенность, плохой контроль);
- стандартизующий (растет качество движений, внимание ‒ на результат, переход к мускульному контролю);
- варьирующий (гибкое целесообразное выполнение действий; контроль на основе специальных сенсорных синтезов; интеллектуальные синтезы — интуиция).
Для того, чтобы сохранить сформированные навыки и умения, их следует постоянно реализовывать.
Знаю, умею, навык — применение на практике
Обучение даст необходимый результат при реализации всех составляющих – ЗУН. Без знаний не будет умений, без умений не сформируется навык.
Как реализуется ЗУН на практике? Применение ЗУН организуется разнообразными видами деятельности.
Пример: подготовка юристов. Обучение студентов – длительный и сложный процесс. Знания и некоторые умения они получают в вузе на лекциях, семинарских, практических и лабораторных занятиях. Однако, чтобы формировать навыки, необходимо от теории переходить к практике.
Для этих целей реализуются программы, дающие возможность студентам полноценно участвовать в трудовых буднях юридических компаний, с целью формирования у студентов базовых навыков, необходимых для юридической деятельности и профессионально значимых качеств.
Навыки являются составным элементом компетенций, которые должны быть сформированы в соответствии с требованиями образовательных стандартов. Это отличная возможность получить профессиональную подготовку в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда.
Знания: корпоративного, гражданского, арбитражного, коммерческого, предпринимательского, уголовного, трудового права и т. д.
Умения: составление договоров (купли-продажи, поставки, оказания услуг), учредительных документов, выполнение регистрационных действий и т. п.
- защита интересов организаций в арбитражном судопроизводстве;
- представление интересов организаций частных лиц в судах общей юрисдикции;
- сопровождение юридически значимых сделок;
- ведение деловой переписки с контрагентами;
- ведение юридически значимых переговоров, решение споров, поиск компромиссов с оппонентами;
- претензионно-исковая работа на предприятии;
- тайм-менеджмент, ораторское искусство, работа в команде, интервьюирование;
- анализ дела и выработка позиции по делу;
- консультирование.
Перечисленные умения и навыки проявляются в той или иной степени в повседневной деятельности юриста в любой профессиональной сфере, на любой должности.
Современная психолого-педагогическая литература часто применяет аббревиатуру “ЗУН”. Что это такое?
ЗУН – это Знания, Умения и Навыки.
Определение и сущностные характеристики знаний
В основе содержания обучения закладываются знания, которые усваиваются обучающимися. С помощью знаний формируются:
- Умения и навыки;
- Умственные и практические действия;
- Нравственные убеждения;
- Эстетические взгляды;
- Мировоззрение.
В педагогике определение знания звучит, как результат процесса изучения действительности, проверенного в общественно-исторической практике и удостоверенного логикой, который выражается в адекватном человеческом сознании в форме представления, понятия, суждения либо теории.
Какие существуют виды знаний
Знания могут быть:
- Житейскими;
- Донаучными;
- Художественными;
- Научными (эмпирическими и теоретическими).
Качественные характеристики знаний:
- Системность;
- Обобщенность;
- Гибкость;
- Действенность;
- Осознанность;
- Прочность;
- Полнота.
В процессе обучения знания зависят от:
- Достигнутого уровня познания явлений;
- Целей обучения;
- Имеющегося запаса знаний;
- Индивидуальных особенностей школьников;
- Уровня интеллектуального развития;
- Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.
Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.
Характеристика умений и навыков
В процессе обучения на основе полученных знаний формируются разнообразные умения и навыки. В педагогике это основные понятия.
Умения в педагогике – это промежуточный этап в освоении новых способов действия, основанных на знаниях.
Навыки в педагогике – это автоматизированные компоненты, которые вырабатываются в процессе выполнения сознательного действия.
Во время обучения формируются учебные умения и навыки, которые могут быть общие и узкопредметные. Формирование умений и навыков – это длительный процесс, который может занимать до нескольких лет.
Применение ЗУН в педагогике
Применение знаний, умений и навыков – важное условие при подготовке школьников к взрослой жизни, которое осуществляется с помощью теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение ЗУН стимулирует учебную деятельность детей, развивает уверенность учеников в собственных силах. Для школьников полученные знания – это средство воздействия на предметы и явления окружающей среды, а сформировавшиеся навыки и умения представляют собой орудие практической деятельности.
Применение ЗУН является этапом усвоения знаний, умений и навыков, который организуется разнообразными видами деятельности. Главным образом на применение ЗУН в педагогике оказывает влияние характер учебной дисциплины, а также специфика содержательной стороны изучаемого материала. Все это организует педагог в специальных упражнениях, лабораторных и практических работах. При этом самоконтроль способствует положительному применению ЗУН в жизни.
Аббревиатура ЗУН часто встречается в учебниках, научных статьях и других публикациях, посвященных педагогике. В профильной литературе сказано, что под обучением следует понимать организованный процесс сотрудничества педагогов с учениками. Цель такого взаимодействия можно определить тремя словами – знания, умения, навыки. Именно их формирование является конечным результатом деятельности учителя. В нашей статье мы расскажем о том, какие существуют виды знаний, умений, навыков, дадим определение этим терминам и ответим на ряд сопутствующих вопросов.
ЗУН: понятие и характеристики
Знания, умения, навыки – термины, которые хорошо знакомы людям, занимающимся преподавательской деятельностью. Процесс их формирования имеет не только педагогические, но и психологические (психофизиологические) особенности. Давайте попробуем дать определение этим терминам:
1. Знания. Ученые, специализирующиеся на изучении педагогики, предлагают разные трактовки этому термину. Для одних это коллективный опыт, результат изучения действительности, для других – умения оперировать накопленной теоретической информацией, для третьих – усвоенные слушателем данные, которые он понял, запомнил и способен воспроизвести. Чтобы знания приносили реальную пользу, они должны обязательно перерасти в умения. Только в этом случае от полученной информации будет толк. Так, например, чтобы научиться читать и писать, первоклашки сначала изучают алфавит. Польза из этого получается только тогда, когда они научатся составлять из букв слова. В этом случае накормленная информация перерастет в умение. Только в этом случае можно уверенно сказать, что силы для приобретения знаний были затрачены не зря.
2. Умения. Этот термин характеризуется, как способность применять полученную в процессе обучения информацию на практике. Интеграция полученных данных в реальную жизнь является необъемлемым этапом обучения. Чем больше было получено знаний, тем больше навыков получит ученик.
3. Навыки. Этим термином называются действия, осуществление которых доведено до автоматизма. Такого результата можно достичь благодаря неоднократному выполнению определенных задач. Навыки формируются в процессе учебной, производственной или спортивной деятельности. Считается, что овладев навыками, человек действует на подсознательном уровне, не задумывается над выполнением поставленных задач. Отличительными характеристиками навыков считаются точность, скорость принятия решений (выполнения действий), минерализация усилий и затрат энергии при выполнении задания. Наличие определенных навыков всегда приводит человека к успешности в той или иной сфере.
Чему бы ни обучался человек – различным отраслям науки или выполнению определенных производственных процессов, все действия будут направлены на освоение вышеназванных компонентов. Следует отметить, что в любом случае последовательность сохраняется. Сначала мы получаем знания, затем учимся применять их на практике, и получаем умения, которые впоследствии перерастают в навыки.
Классификация знаний
Знания – не однозначное понятие. Ученые классифицируют их по разным признакам. Так, например, по степени рациональности знания делят на:
В первом случае речь идет о систематических, достоверных, получаемых в результате знакомства с особенностями человека, общества и природы знаниях. Они делятся по:
· отраслям наук (гуманитарные, технические и другие):
· способу отражения реальности (объяснительные и описательные);
· функциональным особенностям (прикладные, фундаментальные и разработки);
· отношению к деятельности субъекта (дескриптивные и нормативные);
· уровню познания (закономерности и установленные научные факты).
Что касается иррациональных знаний, то они строятся на интуиции эмоциях, имеют свои источники и способы познания. Примечательно, что они часто противоречат общепринятым законам логики. У этой категории относят также обыденно-практические знания.
Кроме этого существуют и другие категории знаний:
· житейские, основанные на здравом смысле и жизненной мудрости;
· художественные, полученные при помощи эстетического восприятия образов;
· практические, полученные в результате выполнения определенных действий для удовлетворения тех или иных потребностей.
В качестве отдельной категории выделяют заблуждения. Такие знания не соответствуют воспринимаемому объекту, но считаются истинными.
Этапы усвоения знаний
Процесс усвоения знаний можно условно поделить на несколько этапов. Предлагаем ознакомиться с кратким описанием каждого из них:
1. Понимание. На этом этапе ученик или студент воспринимает объект изучения, выделяет его из общей массы и определяет отличительные характеристики. На самом деле это очень важный момент, так как скорость понимания зависит от способности слушателя к восприятию и освоению новой информации.
2. Узнавание. Это шаг, в процессе выполнения которого ученики осмысливают полученную информацию. Чтобы ускорить процедуру, используются подсказки, намеки и описания.
3. Воспроизведение. Слушатели стараются самостоятельно воспроизвести полученную информацию.
4. Применение. На этом этапе ученик (студент) пробует использовать полученные знания на практике.
Завершается процесс творческим этапом. При его выполнении слушатель применяет полученные знания.
Особенности навыков и умений
Навыки и умения бывают 4-х видов. Классификация осуществляется с учетом этапа и уровня их формирования. Выделяют:
· начальное умение, характеризующиеся попыткой впервые сознательно применить знания на практике;
· простой навык, отличающийся выполнением простых действий, которые осуществляются без видимых усилий;
· сложный навык, позволяющий осуществлять эффективную деятельность без ошибок и с применением незначительных усилий;
· сложное умение, подразумевающее использование сформировавшихся навыков в любых условиях.
Ученые выделяют несколько категорий навыков. Это:
1. Сенсорные, которые напрямую связывают с работой органов слуха, обоняния, зрения. С их помощью люди слушают, ощущают, разделяют запахи и вкусы, опознают предметы, разглядывают различные объекты.
2. Умственные, зависящие от интеллекта слушателя, способности запоминать данные, оценивать ситуацию, выполнять расчеты и другие действия.
3. Двигательные, обеспечивающие выполнение в рекордное время спортивных упражнений, скоростной набор или написание от руки текстов или выполнение других действий.
4. Комплексные, позволяющие, например, работать на станке, заниматься танцами, играть на музыкальных инструментах и выполнять другие действия.
Навыки и умения нужно формировать и развивать.
Роль способностей в процессе формирования ЗУН
Формирование знаний умений и навыков осуществляется с учетом способностей ученика или студента. Это отличительная особенность человека, которая является врожденной, а не приобретенной. Очень важно их своевременно определить, а затем развивать в течение всей жизни. Это позволит человеку освоить большое количество информации, получить хорошее образование, и достичь значительных успехов. Имеющие определенные задатки люди с легкостью осваивают различные науки или виды деятельности.
Так, например, знания гораздо легче усваиваются учеником, способным быстро воспринимать информацию. Он с легкостью связывает полученные данные с ранее приобретенным багажом. В результате из ученика из студента получается квалифицированный специалист, делающий успехи в той или иной сфере.
Умения гораздо легче возникают в том случае, если ученики способны осуществить адаптацию приобретенных знаний, найти им применение на практике.
Что касается навыков, то их возникновение обычно связывают со способностью реализовывать знания и применять приобретенные умения в различных сферах.
Контроль знаний, умений и навыков
Виды контроля знаний, умений, навыков зависят, в первую очередь от того, на кого возложена эта важная и ответственная функция. В соответствии с этим классификатором они бывают:
· внешние (выполняется преподавателем);
· взаимные (многие педагоги в процессе обучения возлагают на учеников обязанность контролировать качество выполнения заданий другими учащимися);
· самоконтроль (ученик самостоятельно контролирует качество выполнения поставленных задач).
Последний тип оказывает существенное влияние на развитие ученика, как личности. Это связано с тем, что осуществляя самостоятельный контроль, учащийся проверяет последовательность и правильность выполнения тех или иных действий, обнаруживает без посторонней помощи допущенные ошибки и самостоятельно устраняет их.
Взаимный контроль учит школьников и студентов не только сверять работу другого слушателя с определенным эталоном, но и проверять при этом собственные знания.
Самоконтроль обычно применяется на практике только после того, как ученики или студенты научились качественно проверять работы своих одноклассников или одногруппников.
Ядром содержания обучения являются знания, усваиваемые обучающимися. На основе знаний происходит формирование умений и навыков, умственных и практических действий, формируются нравственные убеждения, эстетические взгляды, мировоззрение.
В современной литературе под знаниями понимается результат процесса познания действительности, который проверен в общественно-исторической практике и удостоверен логикой, выражается в адекватном отражении в сознании человека в форме представления, понятия, суждения или теории.
- донаучные;
- житейские;
- художественные;
- научные (эмпирические и теоретические).
Качественными характеристиками знаний является наличие:
- системности;
- обобщённости;
- осознанности;
- гибкости;
- действенности;
- полнты;
- прочности.
На знания, получаемые в процессе обучения, влияют:
- достигнутый уровень познания явлений;
- цели обучения;
- индивидуальные особенности школьников;
- имеющийся запас знаний;
- уровень интеллектуального развития;
- адекватность усваиваемых знаний возрастным особенностям ребёнка.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа 51 410 руб.
- Реферат 51 270 руб.
- Контрольная работа 51 230 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Изначально знания осмысливаются и воспроизводятся, затем – понимаются, после чего происходит применение знаний в знакомых и новых условиях. Усвоение знаний может проходить на разных уровнях – репродуктивный уровень характеризуется воспроизведением учебного материала по образцам или по инструкциям, на продуктивном уровне осуществляется поиск и нахождение новых знаний или нестандартных способов действий.
Что такое зун в доу. Виды ЗУНов и их влияние на развитие общества
Современная психолого-педагогическая литература часто применяет аббревиатуру “ЗУН”. Что это такое?
– это Знания, Умения и Навыки.
Определение и сущностные характеристики знаний
- Умения и навыки;
- Умственные и практические действия;
- Нравственные убеждения;
- Эстетические взгляды;
- Мировоззрение.
Определение 2
В педагогике определение знания
звучит, как результат процесса изучения действительности, проверенного в общественно-исторической практике и удостоверенного логикой, который выражается в адекватном человеческом сознании в форме представления, понятия, суждения либо теории.
Какие существуют виды знаний
Знания могут быть:
- Житейскими;
- Донаучными;
- Художественными;
- Научными (эмпирическими и теоретическими).
Качественные характеристики знаний:
- Системность;
- Обобщенность;
- Гибкость;
- Действенность;
- Осознанность;
- Прочность;
- Полнота.
В процессе обучения знания зависят от:
- Достигнутого уровня познания явлений;
- Целей обучения;
- Имеющегося запаса знаний;
- Индивидуальных особенностей школьников;
- Уровня интеллектуального развития;
- Адекватности усваиваемых знаний возрастным особенностям ребенка.
Первоначально ребенок знания осмысливает и воспроизводит, потом – понимает, после чего применяет знания в знакомых и новых условиях среды. Процесс усвоения знаний может происходить на различных уровнях: репродуктивном и продуктивном. На репродуктивном уровне учебный материал воспроизводится по образцам либо по инструкциям. На продуктивном же уровне происходит поиск новых знаний либо нестандартных методов действий.
Характеристика умений и навыков
В процессе обучения на основе полученных знаний формируются разнообразные умения и навыки. В педагогике это основные понятия.
Умения в педагогике
– это промежуточный этап в освоении новых способов действия, основанных на знаниях.
Навыки в педагогике
– это автоматизированные компоненты, которые вырабатываются в процессе выполнения сознательного действия.
Во время обучения формируются учебные умения и навыки, которые могут быть общие и узкопредметные. Формирование умений и навыков – это длительный процесс, который может занимать до нескольких лет.
Применение ЗУН в педагогике
Применение знаний, умений и навыков – важное условие при подготовке школьников к взрослой жизни, которое осуществляется с помощью теории и практики в образовательно-воспитательном процессе. Применение ЗУН стимулирует учебную деятельность детей, развивает уверенность учеников в собственных силах. Для школьников полученные знания – это средство воздействия на предметы и явления окружающей среды, а сформировавшиеся навыки и умения представляют собой орудие практической деятельности.
Применение ЗУН является этапом усвоения знаний, умений и навыков, который организуется разнообразными видами деятельности. Главным образом на применение ЗУН в педагогике оказывает влияние характер учебной дисциплины, а также специфика содержательной стороны изучаемого материала. Все это организует педагог в специальных упражнениях, лабораторных и практических работах. При этом самоконтроль способствует положительному применению ЗУН в жизни.
Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter
Понятие универсальных учебных действий
Универсальные учебные действия
- Метапредметный, характер. Понятие УУД не относят к какому – либо одному учебному предмету
- Формируют психологические способности обучающихся
- Они находятся в основе любой деятельности обучающегося
Универсальные учебные действия выполняют следующие функции:
- Создают условия для всестороннего развития личности на базе готовности к непрерывному образованию.
- Способствуют успешному формированию умений, компетентностей, усвоению знаний в различных предметных областях.
- Обеспечивают возможности учащегося осуществлять самостоятельно деятельность учения, целеполагания, контроля и оценивания процесса и результатов обучения.
Универсальные учебные действия включают следующие виды:
- личностные
- регулятивные
- познавательные
- коммуникативные
Личностные универсальные учебные действия
Личностные УУД
– это действия, обеспечивающие определение ценностно – смысловой ориентации обучающихся. Также они способствуют определению человека своего места и роли в обществе и установлению благополучных межличностных отношений.
В учебной деятельности выделяют несколько видов действий:
- самоопределение в разных сферах: профессиональное, личностное;
- смыслообразование: осознание смысла и мотива обучения, связи между ними;
- Нравственное оценивание усваиваемого материала, способность делать личностный моральный выбор, исходя из социальных ценностей .
Чтобы формировать личностные УУД, предлагается использовать следующие методические приёмы и задания:
- Групповые проекты.
Обучающиеся совместно выбирают интересную и актуальную тему, распределяют роли внутри группы. Каждый вносит свой вклад в осуществление проекта. - Ведение портфолио.
Дневник индивидуальных достижений способствует созданию ситуации успеха, тем самым повышая самооценку и устанавливаю уверенность в себе. Портфолио подталкивает к стремлению к самосовершенствованию, формированию положительных характеристик личности. - Привлечение краеведческого материала
на учебные и внеурочные занятия - Творческие задания
Характеристика регулятивных универсальных учебных действий
Регулятивные универсальные учебные действия – это действия, которые обеспечивают организацию и коррекцию учебной деятельности. К этой группе относятся:
- Целеполагание
: определение цели и учебной задачи; - Планирование:
установление последовательности действий в соответствии с установленной целью и учётом предполагаемого результата; - Прогнозирование:
способность предположить результат и его характеристики; - Коррекция:
умение внести изменения в план в случае несоответствия с эталоном; - Оценка:
определение и осознание усвоенного и ещё подлежащего усвоению; оценивание усвоенного; - Саморегуляция:
способность преодолевать возникшие препятствия и конфликты;
Для формирования регулятивных УУД предлагается несколько методических приемов. В первую очередь, обучающийся должен установить и понять цель изучения какой-либо темы. Без этого невозможно успешное освоение материла. Для формирования целей занятия, учащимся в начале урока мож
Характеристика умений и навыков
Кроме знаний, в процессе обучения происходит формирование на основе знаний разнообразных умений и навыков.
Умение является промежуточным этапом в овладении новыми способами действия, основанными на знаниях.
Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, вырабатываемого в процессе его выполнения.
В процессе обучения происходит формирование учебных умений и навыков, которые могут быть общими или узкопредметными. Процесс формирования умений и навыков длителен по времени, может занимать несколько лет.
Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!
Положение о системе оценки знаний, умений, навыков ( ЗУН ) учащихся
2. Система оценки ЗУН
3. Виды, методы и формы контроля результатов обучения
3.2. Методы и формы контроля:
Устный контроль — проверка умений воспроизводить изученное, обосновывать отдельные понятия и законы. При этом могут использоваться такие формы, как: — фронтальный опрос(опрашивается весь класс) — индивидуальная форма (ответ ученика на один или серию вопросов); — групповая форма (ученики среднего звена спрашивают друг друга); — дифференцированно–групповая форма (опрос с учетом учебных возможностей обучающихся Письменный контроль — осуществляется в конкретные отрезки времени. При этом используются такие формы, как: — Самостоятельная работа (письменная проверка ЗУН по небольшой теме на 15-20 минут); Могут проводиться фронтально, небольшими группами, индивидуально. — Контрольная работа — используется при фронтальном, текущем и итоговом контроле с целью проверки ЗУН по достаточно крупной и полностью изученной теме программы. — Тестирование — проверка ЗУН по достаточно крупной и полностью изученной теме или всем темам, изученными за полугодие, год по специально подговленным заданиям (тестам) с выборочным ответом или свободным ответом. — Зачет (зачетная работа)- контроль ЗУН в устной или письменной форме по итогам изучения ряда тем учебной программы. При этом используется безотметочная или пятибалльная системы оценки ЗУН.
4. Выставление отметок. Контроль и ответственность.
5. Ведение документации.
5.1. Оценки ЗУН заносятся в классный журнал и в дневник обучающегося. 5.2. По запросам родителей (законных представителей), органов управления образования школой предоставляется информация (справка установленного образца) о текущей, четвертной, полугодовой, годовой и итоговой успеваемости обучающегося.
Читайте также:
- Как фашисты пришли к власти в германии кратко
- Как ньютон продемонстрировал свое открытие белый свет кратко
- Какие две точки называются симметричными относительно данной точки кратко
- Что такое зеленый дом краткое содержание
- Школа 84 педагогический состав