Как нашли «Титаник». Почему армия США использовала поиски лайнера для прикрытия секретной миссии
Фотографии найденного «Титаника», который в 1912 году столкнулся с айсбергом и затонул в глубинах Атлантического океана, потрясли весь мир. Однако обнаружение лайнера не была частью научных усилий по поиску потерянного судна. Это произошло во время секретной операции американский военных.
BETTMANN / GETTY IMAGES
Гибель огромного корабля в начале безумного XX века до сих пор остаётся одной из крупнейших морских катастроф в современной истории человечества. А интерес к истории его крушения вышел на новый виток в середине 1980-х, когда затонувший «Титаник» нашли американские специалисты.
Кто первым нашёл «Титаник» и его пассажиров
Крушение «Титаника» которое произошло в ночь с 14 на 15 апреля 1912 года в Атлантическом океане, стало знаковым по многим причинам. Во-первых, он являлся самым современным, на тот момент, лайнером. Во-вторых, трагедия произошла, когда корабль совершал свой первый рейс из Саутгемптона в Нью-Йорк и столкнулся с айсбергом близ Ньюфаундленда. В-третьих, пассажирами и жертвами катастрофы являлись представители высшего света, и их гибель довольно долгое время описывали СМИ по обе стороны Атлантики, подогревая общий интерес. В-четвёртых, почти сразу «поползли» слухи и городские легенды о несметных богатствах на дне океана; и, надо признать, это подтверждается тем, что нашли на «Титанике» после крушения уже в 1980-е годы.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Известно что на место трагедии одним из первых прибыл пароход «Карпатия». Он подобрал спасшихся на шлюпках пассажиров. Однако, на этом его миссия и завершилась, ведь искать ответ на вопрос о том, где найти «Титаник», который к моменту появления «Карпатии» уже был полностью затоплен как два часа, было бессмысленно в такую морозную ночь.
Участники первой успешной экспедиции к месту крушения вспоминают что когда нашли затонувший «Титаник», то ощущение громадности и общий масштаб лайнера «вживую», заставляли иначе воспринимать всю трагедию в целом.
Francis Godolphin Osbourne Stuart / Wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
И в самом деле, капитана «Карпатии» можно понять, ведь в первые годы после крушения, найти место где «Титаник» затонул было довольно проблематично. Расчёты говорили об участке океана, достигающим 100 километров в диаметре. Но вряд ли «Титаник» нашли бы на дне, не говоря уже о подъёме лайнера, как того хотели родственники состоятельных пассажиров – для того времени у специалистов просто не существовало подобных технологий.
Когда же обнаружили «Титаник», а вернее место, где предположительно лайнер и потерпел крушение, то для всплытия со дна тел утопленников было предложено использовать динамит. По счастью затея не нашла одобрения у родственников, а начавшаяся вскоре Первая мировая война окончательно поставила крест на скорейшем решении вопроса о затонувшем лайнере и его богатствах.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Как искали и не нашли «Титаник» после двух войн
Фото найденного «Титаника» и его обломков впоследствии будут сравнивать с архивными снимками первого похода лайнера, которые существенно облегчат исследователям силы и сэкономят драгоценное время.
Francis Godolphin Osbourne Stuart / Wikimedia.org
Интерес к месту на дне Атлантики, где можно найти «Титаник», возник с новой силой в 1950-х годах. Уставшие после крупных боёв и имеющие современные технологии, нации устремили свой взор к разгадке одного из самых известных кораблекрушений на свете.
Почти сорокалетний перерыв и две мировые войны сказались благоприятно на реализации идей по подъёму. Их не оставляли ввиду большой ценности лайнера и его содержимого, во всех смыслах этого слова. Правда вместо динамита современники предполагали что, когда найдут затонувший «Титаник», его следует заморозить азотом или же заполнить множеством шариков для пинг-понга для «всплытия».
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Но даже такие гуманные методы несмотря на долю безумия, не могли быть реализованными. Ведь на начало 1960-х специалисты так и не нашли корабль «Титаник», чьё имя к этому времени стало нарицательным для обозначения крушений судов в мирное время.
Выжившие пассажиры в большинстве своём были в шоке и не могли ничего спокойно объяснить спасателям касаемо места крушения, чтобы те, когда нашли затонувший «Титаник», смогли бы вернуть людям их вещи обратно. В первые дни это не казалось странным, ведь помимо состоятельных пассажиров на лайнере было полно и тех, кто решил эмигрировать в Америку и вёз с собой весь нажитый скраб.
Wikimedia.org
В 1960-х и 1970-х годах, несмотря на технически организованные экспедиции к месту предполагаемой гибели корабля не имели успеха во многом из-за недостаточного финансирования. Специалисты в области океанографии понимали что никогда не нашли бы «Титаник» на дне без дорогостоящей подводной аппаратуры.
Так один из исследователей, офицер ВМС США Роберт Баллард, увлекался подводной археологией и в 1977 году попытался организовать экспедицию в предполагаемый район крушения. Но в первый раз «Титаник» не нашли как раз из-за отсутствия оборудования и, в частности, батискафов.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Ситуация изменилась в 1980 году, и первым кто нашёл «Титаник» под водой мог стать техасский бизнесмен Джон Гримм, профинансировавший большую техническую экспедицию на поиски затонувшего лайнера. Однако она закончилась неудачно, что только убедило исследовательское сообщество о необходимом участии в поиске не столько частных энтузиастов, сколько огромного государства. Последнее, впрочем, несмотря на многочисленные расходы бюджета и кажущуюся бесперспективность дела, нашлось сразу, так как имело в водах Атлантики свой интерес.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Эхо холодной войны
Цифровая фотография кормы найденного «Титаника», сделанная в 2004 году. Для того чтобы обнаружить корабль и начать проводить исследовательские мероприятия потребовалось более 70 лет с момента трагедии.
NOAA/IFE/URI / Wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Если предположить что о том, как «Титаник» нашли под водой, снимут интересный игровой фильм, то вряд ли жанром данной картины будет шпионский боевик. А меж тем, в реальности всё было очень похоже на лихо закрученное голливудское кино.
В каком году нашли бы «Титаник» если бы не вмешательство случая, неизвестно, однако неудачи военных США серьёзно ускорили этот процесс. В самый разгар холодной войны, весной 1963 года, после Карибского кризиса, американский флот теряет в Атлантике свою атомную подводную лодку Thresher. Символично, что трагедия случилась тоже в начале апреля, как и в случае с «Титаником». Спустя пять лет в северных водах океана также затонула подлодка Scorpion. По «горячим следам» армии США не удалось своевременно обнаружить пропажи, на которых, по неподтверждённым данным могло содержаться боевое оружие.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Однако переживать из-за этого власти США серьёзно начали только в 1980-х. Время оказалось удачным: две секретные атомные подлодки не нашли когда затонувший «Титаник» во всю привлекал общественность и СМИ. На высоком уровне было решено организовать секретную миссию, которая бы успешно обнаружила потерянные суда.
Как назло «Титаник» под водой всё же нашли
Обломки «Титаника» были найдены лишь в 1985 году. Удивительно, но несмотря на катастрофу и 70-летнее пребывание под водой, корпус корабля сохранился достаточно хорошо.
Wikimedia.org
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Суть миссии заключалась в следующем – факт поднятия подлодок со дна должен быть скрыт от Советского Союза и широкой общественности путём поиска на дне Атлантики самого известного лайнера XX века. Вероятно, рано или поздно, но «Титаник» нашли бы на дне, но это не входило в планы военных, ведь им нужно было чтобы экспедиция легитимизировала в глазах массовой аудитории пребывание такого количества человек в океане.
В 1985 году руководство флота связалось с Робертом Баллардом, который к тому времени окончательно стал главным «титаниковедом» мира, и пообещало профинансировать его новую экспедицию. Они сразу рассказали ему что их не интересуют найденные обломки «Титаника», а вся экспедиция будет лишь прикрытием для поиска затонувших подлодок. Затонувшие подлодки Балларда не интересовали, но он не мог упустить такую возможность.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Для СМИ и обывателей это миссия – поиск затонувшего «Титаника», на деле – поднятие лодок со дна. Однако Баллар умолял военных дать ему время на реальный поиск знаменитого судна. И они ему дали… Всего 12 дней, полагая, что этого времени окажется недостаточно для покрытия обширной территории океана. Но когда специалисты нашли затонувший «Титаник», то перед военно-морским флотом США встала серьёзная проблема.
К полному ужасу военного руководства, Баллард мгновенно стал знаменитостью: как тот, кто первым нашел «Титаник» под водой. В одночасье он стал любимцем СМИ: которые очень заинтересовались деталями этой экспедиции «совершенно точно организованной не для поиска ядерных подводных лодок». Удивительно, но военные держали эту историю засекреченной вплоть до 2017 года, пока не всплыли некоторые документы.
107 лет прошло с момента страшного и мистического события.
1912 год 10 апреля в свой первый рейс отправляется судно неимоверных масштабов. Британский пароход имел параметры: 270 метров длины, 30 метров ширины, 18 метров высоты. Произвела такую морскую конструкцию английская компания White Star Line.
На тот момент он считался самым роскошным, дорогим и элитным лайнером. Экипаж составлял 885 человек, а мирных граждан было около 1400. Титаник должен был пройти по маршруту Саутгемптон – Нью-Йорк. На борту были все услуги, которые только могли пожелать богачи. Их обеспечивали: театром, кинопросмотрами фильмов. Ресторанами, барами и танцами. Дорогим алкоголем, красивой инструментальной музыкой. Каюты выглядели дорого и роскошно. А персонал предоставлял высокий и качественный сервис обслуживания. В первые дни Титаник стал любимым местом развлечения всех присутствующих жителей Саутгемптона. Но уже на 4 день случилось ужасающие событие. Про него еще долго будут ходить легенды и догадки, сниматься фильмы и передаваться истории из поколения в поколение.
14 апреля 1912 года в 23.40, следящий матрос сумел разглядеть айсберг. Но было уже слишком поздно. Корабль шел на скорости 41 км/ч. Судно имело слишком большие параметры, чтобы обладать свойством быстрых поворотов, замедлений, а остановка двигателя было долгим процессом. Капитан Смит, сумел полностью остановить двигатель и вывернуть штурвал влево. Он рассчитывал на то, что удастся обойти айсберг. Но расстояние оставалось слишком маленьким. Произошел удар. Первым затопило 6 передних трюмов лайнера. Нос корабля стал идти на дно. Стало ясно, что Титаник утонет в ближайший час и был дан сигнал SOS.
В тот злополучный день погибло около 1300 людей. Многие мужчины принимали решение остаться на борту, придерживаясь правилу «Женщины и дети – спасаются первыми». Вместе с ними погиб главный капитан и инженер лайнера.
Через десятки лет стали всплывать истории, интересные и правдивые факты, о реальных событиях того дня. Именно с ними мы хотим познакомить вас, ведь такие трагедии не забываются и являются историями.
Давайте разберем вовлекающие вопросы о том:
- Кто нашел Титаник и как нашли Титаник?
- Как происходили поиски Титаника?
- Сколько раз проводили исследования Титаника под водой?
- На какой глубине находится Титаник?
- Роберт Баллад, кто это?
- Где сейчас находится Титаник?
Ознакомившись с этой информацией, вы сможете выстроить логическую и последовательную цепочку результата событий. Узнать много нового и расширить свои исторические познания.
В каком году нашли Титаник, и кто это сделал?
Только представьте, последствия катастрофы, которые произошли в 1912 году, были найдены аж через 73 года после! Ночью 1 сентября 1985 года американо-французская экспедиция, под руководством океанолога Роберта Баллада нашла остатки парового котла Титаника.
В момент завершились многолетние поиски потерянного судна. До этой экспедиции, не малое количество раз были попытки его обнаружить. Но незнание точных координат, не давало возможность найти его раньше. Благодаря Балладу, были открыты новые факты и фрагменты, а выжившие люди помогли составить всю хронологию тех 5 часов.
Останки Титаника на дне океана искали в первые же месяца катастрофы. Организацией поисков занимались семьи обеспеченных погибших пассажиров. Они хотели с честью похоронить своих близких. Было проведено достаточно много действий и разговоров о способе найти судно и достать тела. Но техника того времени не смогла обеспечить варианты, которые предлагались. Более того, все имели лишь приблизительные координаты краха корабля, но даже по ним Титаник не удалось найти. 4 км глубины, на которой расположился лайнер, так же усложняли задачу.
Роберт Баллад – был одержим идеей найти где лежит Титаник. Он готовился к этому поиску целых 13 лет. Именно Роберт предоставил первый, невероятный для многих факт: «Титаник раскололся на две части, он не затонул целиком». Многие считали, что лайнер утонул полностью. Но после проведения экспедиции, выяснилось, что корма напрочь оторвана от передней части корпуса.
Баллад подарил людям первые фотографии останки Титаника на дне. Но ученный не смог остановится на этом. Спустя несколько месяцев Роберт вновь отправился к кораблю. Специально для этого, был создан аппарат, который осилил глубину залегания Титаника в 4 км. События в образе Баллада выстроились следующим образом:
Сообщения судну о том, что впереди будет айсберг, передавались в течении всего дня. Последнее предупреждение было за 40 минут до столкновения. Титаник игнорировал каждое из них. Более того, комиссия, которая была собрана после аварии, рассказал о том, что все события наблюдал корабль «Калифорниан», но так и не пришел на помощь.
Как происходили последующие исследования Титаника?
Доктор Баллад, сразу объявил, что поднять остатки лайнера будет невозможно, и в этом больше нет необходимости. Оно развалиться по мелким кусочкам во время подъема или находясь над водой. Следующие экспедиции проводились на уровне простых исследований. Нашлись люди, которые не блеснули моралью. Они хотели поднимать с затонувшего судна: драгоценности, редкие материалы. На почве этого, возникали большие скандалы про моральные ценности и элементарное уважение к семьям погибших.
Титаник, затонувший корабль, на основе его историй было снято множество фильмов и написаны книги. Джеймс Кемэрон – режиссер фильма «Призраки бездны: Титаник» 1997 года, так же осмелился спуститься к нему. Он провел свои личные поиски ответов на вопросы, которые помогли ему создать невероятный фильм. Кемэрон запускал робототехнику внутри корабля. Благодаря этим действиям, все узнали, как выглядело судно, и открылись интересные факты.
Кстати о фактах, мы выбрали ТОП-10 странных и непонятных ситуаций. Если бы не они, Титаник мог бы избежать краха:
- На борту не было ни одного бинокля. Перед заплывом Капитан Смит уволил своего второго помощника. Тот, в отместку, забрал ключи от сейфа, где находились бинокли.
- На корабле находилось 56 успешных миллионеров. Из них малок кто остался в живых. Старые и гордые синьоры решили умирать «с честью».
- Во время утопления, те кто потерял надежду, вели себя без паники. Будто им было безразлично. Кто-то пил виски, сидя за полузатонувшим столиком, музыканты играли трагическую мелодию.
- Непонятным образом, в будущем, на аукционах было распродано: меню с борта, билет на Титаник, ключи от помещений. Вопрос возникает один: «Почему меню?»
- Экипаж корабля не готовился к крушению. Техника безопасности была на низком уровне. В спасательную шлюпку высаживалось по 25-30 человек, в то время, как она была рассчитана на 67 пассажиров.
- На борту были не только люди. 12 собак так же отправились в путешествие ценной жизни. Из них выжило 3 пса.
- Все 30 механиков погибли вместе с судном. Они пытались удерживать работу паровых машин, чтобы больше людей смогло спастись.
- Если бы затопило 4 отсека – лайнер удержался на плаву.
- Хорошая погода привела к смертям. Из-за того что в Атлантическом Океане наблюдался штиль – берега айсберга были не заметны, поскольку волны не ударялись об него.
- 10. Есть факты, что перед запуском Титаника в путешествие – внутри был пожар, в топливном хранилище, а возник он во время испытаний. В том же месте и случилась пробоина после удара.
От чего потонул Титаник, помимо айсберга?
После очередных подтвержденных фактов, ученые пришли к общему мнению.
Фирма, которая выпускала Титаник, хотела произвести рейс в точный срок. Поскольку это первый, столь масштабный прорыв в технической сфере. Компания стала торопить архитекторов и рабочих, подкидывая им дешевые материалы. Последние 6 отсека закреплялись низкокачественными заклепками. Именно они и подвергли Титаник наполнению водой. Остальные отсеки сумели противостоять и не пропустить воду в судно.
Так же, ситуации с пожаром, перед отправлением корабля не давала покоя многим членам экипажа. Никто не имел права выдать эту тайну, ведь было вложено много денег и сил в его постройку.
Помимо этого, архитекторы знали, что судно очень не поворотное и отреагировать быстро, в случаи опасности – не удастся. Но рискнули жизнями пассажиров и экипажа, ведь хотели достигнуть рекордных масштабов.
Воспоминания о лайнере и где сейчас находится Титаник?
Спасти жизни смогли далеко не все. Но тот день запомнил каждый выживший. Журналисты брали интервью у шеф-повара одного их ресторанов лайнера. Он сказал, что не чувствовал опасности, а когда началась тревога, спокойно отплыл подальше от судна и сел на ближайшую шлюпку.
Большинство выжившим, показалось, что остатки Титаника поднялись на целых 45* и торчал из воды, как штык. Но это была оптическая иллюзия. Ученые изучили всю информацию и сделали вывод, что наклон был 11* .
Все отзывались о происходящем с большим страхом и жалостью. В тот день многие потеряли матерей, отцов, мужей, дедушек, вторых половинок и даже детей. Такое происшествие вызывало слезы у каждого. И иначе быть не могло.
Сейчас глубина Титаника составляет 3800 метров. Он так и остался лежать на прежнем месте, а морские пучины вот-вот до конца разрушат его. Титаник считается важным памятником, который охраняется международными войсками.
Отрывок из книги Р. Балларда «Обнаружение Титаника».
31 августа 1985 года подходил к концу. Пора бы уже и отдохнуть. Я вышел из комнаты управления, где-то тихонько играла «I Heard it Through the Grapevine» Марвина Гея. В каюте я надел теплую пижаму и прилег, взяв в руки автобиографию Чака Йегера (американского летчика-испытателя). Вскоре мои мысли покинули морские глубины и устремились куда-то в стратосферу.
А тем временем внизу, в комнате управления, начинал разворачиваться настоящий экшн. Где-то в 0.48 Билл Лэнг повернулся к Стью Харрису и спросил: «Что мы сегодня будем делать, чтоб не уснуть?». Ил, бесконечное пустое дно – это все, что они видели на экранах вот уже несколько дней. Стью не ответил. Его глаза были прикованы к монитору аппарата «Арго». Вдруг он увидел, что картинка изменилась. «Там что-то есть», — сказал он тихо, указывая на экран. Вдруг каждый член команды, находившийся на вахте, потерял всякое желание спать и усиленнее стал вглядываться в мелькающие изображения.
Аппарат «Арго»
Стью переключился на камеру «Арго», смотрящую не вперед, а вниз, и несколько секунд спустя он воскликнул «Что-то вижу!», а еще несколько секунд спустя Билл Лэнг воскликнул «Обломки!». Да, на экране без сомнения появлялись предметы, сделанные человеком. Еще несколько мгновений спустя Стью крикнул «Бинго!», и в комнате раздалось всеобщее восклицание «Да!». Кто-то спросил, стоит ли идти будить Ральфа Уайта, чтоб он начал снимать. Решили, что нужно.
Однако никто не рисковал вытаскивать меня из кровати. Билл Лэнг первый предложил, что «кто-то должен сходить за Бобом». Но никто не шелохнулся. В 1:04 все в комнате были уверены, что должно появиться что-то важное, поэтому никто не хотел уходить. Теперь уже Стью Харрис сказал: «Идите за Бобом», но и в этот раз желающих не оказалось. По иронии судьбы, в этот самый момент в комнату вошел судовой кок, который здесь раньше никогда не появлялся. Видимо, почувствовал, что здесь разворачиваются важные исторические события. Ребята сразу же послали его за мной.
Пока кок направлялся ко мне из глубин «Кнорра», что-то новое показалось на экране. Оно было идеально круглым. «Котел?…» — кто-то тихо спросил? «Это котел!» — закричал Билл. Теперь уже не было ни малейших сомнений. Жан-Луи (со-организатор экспедиции 1985 года) решил проверить наверняка. Он открыл репринт журнала «Шипбилдер» 1911 года и нашел фотографию котлов Титаника. Он посмотрел на страницу, на экран, на страницу и наконец сказал: «Да, это точно котел».
То самое первое изображение котла «Титаника»
Когда голова кока показалась из-за двери, я все еще пытался преодолеть звуковой барьер с Йегером. Наконец получилось выкинуть «Титаник» из головы. «Ребята говорят, что тебе стоит прийти к ним». Прошло пару секунд, прежде чем до меня дошел смысл его слов. Я вскочил с койки, Йегер полетел по воздуху. Кое-как натянул на пижаму комбинезон, и, сбивая кока с ног, помчался в комнату. Наверное, я пробежал три палубы секунд за 30.
Комната управления на «Кнорр»
Когда я ворвался в комнату, Стью сообщил, что «Арго» только что прошел над огромным котлом. Было ощущение, словно всеобщее возбуждение материализовалось в что-то физическое и постепенно закипало из-за переполнявших эмоций. Они быстро воспроизвели запись, и я увидел фотографию судового котла – да, он с Титаника. Я не кричал, ничего не мог произнести, но затем снова и снова повторял одну фразу: «Черт подери! Черт подери!».
Я повернулся к Жану-Луи. Слезы в его глазах говорили сами за себя. Титаник найден. Все это время мы были правы. Он тихо произнес: «Удача не при чем. Мы это заслужили».
Наша охота практически окончилась. Где-то рядом с нами находился Титаник, RMS Titanic.
Тот самый исторический момент, когда был обнаружены обломки и котел «Титаника»
Чем более отчетливыми становились изображения на экране – мы видели большие куски обшивки, иллюминаторы, части перил, — тем более отчетливым, впервые за те 12 лет, что начал заниматься этой темой, я почувствовал весь ужас этой человеческой трагедии. Здесь, на дне океана, простирается не только огромная могила судна, но и незримый памятник тем полутора тысячам людей, кто погиб, когда Титаник отправился ко дну. И мы стали первыми людьми за 73 лет, которые прибыли в это самое место, чтобы выказать своё уважение. Сцены из той страшной ночи – я знал эту историю от корки до корки – мелькали в памяти болезненно и беспрестанно.
В 1.13 – через 8 минут после того, как «Арго» миновал котёл – я вернулся в реальность и отдал приказ поднять «Арго» на его нормальную высоту от 25 до 30 метров. Я был осторожен, но лишь потом смог понять, насколько опасной была наша ситуация. Мы приближались к основной части обломков с самого неудачного направления. Зная обстановку сейчас, тогда я бы никогда не направлял туда «Арго».
Известия распространились по судну, и вот уже множество людей приходили и приходили в комнату управления. Все это напоминало сумасшедший дом. Новоприбывшие увидели уже не съемку в режиме «реального времени», а серию записанных ранее кадров. К 1.25 мы миновали поле обломков, и я принял решение поднимать Арго вверх. В этом северо-западном углу места крушения была плохая передача. Я хотел организовать новую сеть там, прежде чем исследовать обломки в деталях.
Никогда я забуду ту сцену триумфа и ликования. Эмори Кристоф похлопал меня по спине и стал дальше щёлкать кадры. Ральф Уайт продолжал маниакально снимать. Жан-Луи не мог перестать широко улыбаться. Каждый что-то говорил, все поздравляли друг друга, при этом пытаясь ещё как-то уделять внимание непосредственно работе.
«Титаник» найден! Всеобщее ликование
Именно в этот момент нашего наивысшего ликования, тяжелое чувство накрыло нас, как если бы Арго снова ударился о дно. Кто-то – я не помню, кто, — указал на часы: одни с Гринвичским временем, другие с местным, и сказал что-то вроде: «О Господи!». Было почти 2.00 — очень близко ко времени затопления самого Титаника. Наше настроение мгновенно переменилось. Только что мы задыхались от эйфории, но сейчас чувство печали охватило нас. Возможно, причиной этого было то, что впервые за долгое времени у нас не было цели. Я сказал что-то вроде: «Я не знаю, что вы сейчас чувствуете, и я не хочу навязывать кому бы то ни было свои чувства, но знаю, что через 20 минут я буду на юте. Кто хочет присоединиться – пожалуйста, если нет – ничего страшного». С этими словами я вышел.
Я не помню, что я делал в течение тех 20 минут. Я просто нашёл какой-то тихий уголок, где бы я мог побыть наедине со своими мыслями. Думаю, многие сделали так же. Когда я пришел на ют, здесь собралось достаточно большое количество людей. Я поднял флаг «Харланд & Вольф» — эмблему той белфастской верфи, на которой и был построен Титаник. Я просто я знал, что в тот момент это надо было сделать. Шторм, который до этого угрожал нам, прошел на безопасном расстоянии от нас, и погода была изумительной: небо было чистым, усеянным звёздами, а море было абсолютно спокойным. Пожалуй, за исключением луны, это было точь-в-точь как в ночь крушения Титаника. Я произнёс лишь несколько слов: «Я не знаю, правда, что сказать, но, мне кажется, нам стоит несколько минут побыть в тишине»
Баллард поднимает флаг H&W в память о погибших
Найти Титаник было, конечно, победой. Но было еще кое-что. Жуткое. Я словно видел, как Титаник скрывался в этой черной пучине. Видел силуэты спасательных шлюпок, звуки выстрелов и крики людей, замерзавших в холодной воде.
Наша небольшая памятная церемония длилась 5, максимум 10 минут. Потом я сказал: «Спасибо всем. Теперь, давайте вернемся к работе».
Максим Полищук — https://vk.com/id6269719
Корабль-Легегда «Титаник» — https://vk.com/titanic_society
Лайнер «Титаник», на борту которого находились более 2200 человек, затонул в водах Атлантического океана, столкнувшись с айсбергом, в ночь на 15 апреля 1912 года. С момента этой трагедии прошло 111 лет.
Что погубило самый непотопляемый корабль в мире? Какие пассажиры были на судне? О чем говорят его обломки? Подробности – в материале РЕН ТВ.
История создания «Титаника»
Пароход «Титаник», имевший восемь палуб, возводился в течение трех лет на верфи «Харленд энд Вулф» в Белфасте. Впервые он спустился на воду 31 мая 1911 года. «Титаник» являлся вторым лайнером класса «Олимпик», но в его конструкции устранили несколько недостатков, поэтому он отличался от своего брата-близнеца.
Руководитель проекта – ирландский судостроитель Томас Эндрюс. Строительство «Титаника» обошлось в 3 миллиона фунтов стерлингов или 7,5 миллиона долларов США по тем временам. Судно являлось собственностью британской судоходной компании «Уайт Стар Лайн». В момент, когда «Титаник» спустили на воду, он был самым большим судном в мире.
Фото: © Global Look Press/Picture Library/Mary Evans
Размер «Титаника»
Лайнер был 260 метров в длину, 28 метров – в ширину, 19 метров – от ватерлинии до палубы. Он имел 52 тысячи тонн водоизмещения, 16 водонепроницаемых отсеков и двойное дно. При этом предельная скорость составляла 23 узла.
Пресса сравнивала судно с тремя городскими кварталами, а высоту оценивала с 11‑этажный дом. Корабль мог вместить около 3 тысяч пассажиров, включая экипаж из 885 человек.
Устройство «Титаника»
На лайнере было разделение на три класса. Пассажиры первого класса могли пользоваться бассейном, залом для занятий физической культурой, баней, кортом для сквоша, электрованной (предок солярия) и отделением для домашних животных. В их распоряжении также были ресторан, дорого и изящно обставленные залы для обеда, а также комнаты для курения.
Сервис у третьего класса тоже был достаточно хорошим по сравнению с другими трансатлантическими пароходами того времени. Светлые и уютные каюты, в которых было чисто и тепло. В обеденном зале подавали вкусные блюда, но их выбор был небольшой, предусматривались палубы для прогулок. Пассажиры третьего класса не могли заходить в зону, где жили пассажиры первого класса.
Фото: © Global Look Press/Science Museum
Маршрут «Титаника»
Маршрут «Титаника» был достаточно сложным. Корабль отправлялся из Саутгемптона (Великобритания) и следовал в Нью-Йорк (США) с остановками в Шербуре (Франция) и Куинстауне (Ирландия). В свое первое и последнее путешествие «Титаник» отправился 10 апреля 1912 года в полдень. Крушение лайнера произошло в более чем 600 километрах к юго-востоку от канадского острова Ньюфаундленд.
Пассажиры и груз корабля
На корабле была достаточна разношерстная публика – от нищенствующих эмигрантов из Италии, Швеции, Ирландии, которые плыли за лучшей жизнью в Новый Свет, до потомственных миллионеров, таких как Джон Джейкоб Астор IV и Бенджамин Гуггенхайм, которые погибли во время крушения.
Всего на лайнере находились около 10 богатейших людей Европы и США, в их сейфах хранились золото и драгоценности на сотни миллионов долларов. Экипаж корабля под руководством капитана Эдварда Джона Смита состоял из 885 человек. Среди них – 66 членов палубной команды, 300 человек машинной команды и около 500 человек обслуживающего персонала.
На судне присутствовала гарантийная группа верфи «Харланд энд Вольф», состоящая из девяти человек. Ее возглавлял Томас Эндрюс. Она должна была устранять все возникающие неполадки, а также являлась доказательством того, что находиться на лайнере безопасно.
Фото: © Global Look Press/Scherl
Хронология событий
Столкновение с айсбергом
На пятый день пути 14 апреля 1912 года ряд судов послали сообщения об айсбергах в районе маршрута следования лайнера. Однако из-за того, что большую часть дня рация не работала, радисты не заметили их. Вечером температура резко понизилась, достигнув в 22:00 нуля градусов.
В 23:00 судно «Калифорниан» отправило сообщение об айсбергах, но телеграфист рано прервал связь и не получил их, он был занят отправкой личных сообщений пассажиров.
В 23:39 двое впередсмотрящих увидели айсберг перед судном и сообщили об этом по телефону на мостик. Офицер Уильям Мэрдок дал команду «лево руля!» Но было уже поздно.
В 23:40 произошло столкновение «Титаника» с айсбергом в подводной части судна. Шесть из 16 водонепроницаемых отсеков были прорезаны.
Крушение Титаника
00:00. 15 апреля. После полного осмотра корабля конструктор Томас Эндрюс поднялся на мостик и сообщил, что судно ждет крушение. Корабль уже дал существенный крен на нос. Капитан приказал собирать пассажиров и готовить шлюпки к эвакуации. Был подан сигнал бедствия.
00:25. Сигнал получило британское судно «Карпатия». Оно было на расстоянии 58 морских миль, или 93 километрах. Корабль сменил курс и отправился на помощь «Титанику». Чтобы выжать из «Карпатии» максимальную скорость, Ронстон приказал отключить все приборы вместе с бортовым отоплением.
01:30. Капитан «Титаника» распорядился, чтобы в первую очередь эвакуировались женщины с детьми, а в последнюю – мужчины, однако с правого борта старпом Мердок пускал и мужчин, если перед ними не стояли пассажиры с детьми.
02:15. Судно резко дало сильный носовой крен и подалось вперед, палубу захлестнула мощная волна, которая смыла в море часть пассажиров.
02:20. В течение пяти минут корабль погрузился под воду и пошел ко дну.
04:00. К месту крушения прибыла «Карпатия». На борт судна приняли 712 пассажиров и членов экипажа. Им удалось спастись.
Фото: © Global Look Press/Science Museum
Погибшие и выжившие на «Титанике»
В результате этой катастрофы, по разным данным, погибло от 1400 до 1517 человек. По официальным данным, спаслись 60% пассажиров кают первого класса, 44% – второго класса, 25% – третьего класса.
До сегодняшнего дня не дожил ни один свидетель катастрофы. Последняя выжившая, Миллвина Дин, которой в то время было всего девять недель, умерла 31 мая 2009 года в возрасте 97 лет. Ее прах развеяли над морем с причала в порту Саутгемптона. Именно оттуда отправлялся в свое единственное путешествие «Титаник» в 1912 году.
Изучение обломков лайнера
«Титаник» перед тем, как его нашли, пролежал на дне Атлантического океана целых 73 года. Группа водолазов под руководством океанографа Роберта Балларда обнаружила его в 1985 году. Под сильнейшим давлением воды корабль развалился на три части. Обломки судна раскидало по площади радиусом 1,6 километра.
В 2004 году к лайнеру была совершена одна из самых известных экспедиций. Можно сказать, что те данные, которые собрали в то время о состоянии «Титаника», по сей день являются актуальными.
Обломки судна располагаются на глубине 3750 метров. Около крупных обломков находятся десятки тысяч более мелких фрагментов, вроде других частей корпуса, остатки мебели и прочее. Когда корабль падал на дно океана, корпус лайнера сильно деформировался, а его обшивка просто отлетела.
С виду кажется, что останки судна находятся под толстым слоем грязи. Однако это не так. Корпус постоянно очищают сильные подводные течения. Обломки покрыты ржавчиной, бактериями и отходами их жизнедеятельности. Место крушения «Титаника» уже давно облюбовали организмы, поедающие металл и древесину. Из-за этого уже исчезли некоторые части судна. Ученые считают, что к 2032 году корабль-легенда полностью канет в небытие.
Фото: © Global Look Press/imago stock&people via www.imago/www.imago-images.de
Что погубило «Титаник» и большую часть его пассажиров?
С крушением лайнера и огромным количеством жертв связано множество мелких деталей, которые повлияли на масштаб трагедии, а возможно, и на ее возникновение. Вот некоторые из них.
- Не было биноклей, они хранились в сейфе, второй помощник капитана Дэвид Блэр, которого в последнюю минуту сняли с судна, забыл передать ключ сменщику в спешке.
- «Титаник» не был оснащен прожекторами.
- На «Титаник» весь день приходили телеграммы, предупреждавшие о курсирующих в районе айсбергах, но телеграфист их не видел, так как отправлял личные сообщения пассажиров лайнера.
- На нью-йоркской конференции американских специалистов в области судостроения огласили данные, что для корпуса судна была использована сталь низкого качества.
- Персонал не получил специальной подготовки для плавания на таком большом корабле и на внушительные расстояния.
- Экипаж состоял из 39 моряков, которые недостаточно подробно познакомились с устройством «Титаника», так как их взяли на работу прямо перед отплытием.
- Корабль двигался на максимальной скорости на опасном участке пути.
- Было всего 20 шлюпок, и их общая вместимость составляла 1178 человек, использовали только 18 шлюпок.
- В первую 65-местную шлюпку было посажено всего 12 человек.
- Только шлюпки №4 и 14 вернулись для спасения выживших, другие боялись быть затопленными в панике.
- На «Титанике» запускали белые сигнальные ракеты, на «Калифорниэне» думали, что это праздничный салют.
В 2012 году останки «Титаника» объявили объектом культурного наследия ЮНЕСКО.
В ночь на 1 сентября 1985 г. американо-французская экспедиция под руководством океанолога Роберта Балларда обнаружила на дне Атлантического океана паровой котел Титаника. Вскоре были обнаружены останки и самого судна. Так завершилась многолетняя эпопея поисков затонувшего парохода, которая выполнялась несколькими независимыми исследователями, но долгое время была безуспешной из-за неверных координат гибели судна, переданных в эфир в роковую ночь 1912 г. Обнаружение останков Титаника открыло новую страницу в его истории: стали известны ответы на многие спорные вопросы; ряд фактов, которые считались доказанными и неопровержимыми, оказались ошибочными.
Первые намерения найти и поднять Титаник появились сразу после катастрофы. Семьи нескольких миллионеров хотели найти тела своих погибших родственников, чтобы должным образом их похоронить, и обсуждали вопрос о подъеме Титаника с одной из фирм, специализировавшихся на подводных спасательных работах. Но в то время технической возможности осуществить подобную операцию не было. Обсуждался также план сбросить на океанское дно заряды динамита, чтобы от взрывов на поверхность поднялись некоторые тела, но и от этих намерений в конце концов отказались.
Позже разрабатывался еще целый ряд безумных проектов подъема Титаника. К примеру, предлагалось заполнить корпус судна пингпонговыми шариками или прикрепить к нему баллоны с гелием, которые поднимут его на поверхность. Существовало и множество других проектов, в основном фантастических. К тому же, прежде чем пытаться поднять Титаник его нужно было сначала найти, а с этим было не все так просто.
Одним из спорных вопросов в истории Титаника долгое время оставались координаты, переданные в эфир вместе с сигналом бедствия. Их определил четвертый помощник капитана Джозеф Боксхолл исходя из координат, которые были рассчитаны за несколько часов до столкновения, скорости и курса судна. Проверять их детально в той обстановке времени не было, да и Карпатия, пришедшая через несколько часов на помощь, успешно вышла к шлюпкам, однако первые сомнения относительно правильности координат возникли уже во время проведения расследования 1912 г. На тот момент вопрос так и остался открытым и, когда в 80-х начались первые серьезные попытки поиска Титаника, исследователи столкнулись с проблемой: Титаника не было ни в указанных координатах, ни рядом с ними. Ситуацию осложняли и местные условия катастрофы — ведь Титаник находился на глубине почти 4 км и для поиска требовалось соответствующее оборудование.
В конце концов удача улыбнулась Роберту Балларду, который шаг за шагом готовился к экспедиции без малого 13 лет. После почти двухмесячных поисков, когда до конца экспедиции оставалось всего 5 дней и Баллард уже начал сомневаться в успехе мероприятия, на мониторе, связанным с видеокамерой на спускаемом глубоководном аппарате, показались какие-то странные тени. Это произошло почти в час ночи 1 сентября 1985 г. Вскоре стало ясно, что это ни что иное, как обломки какого-то судна. Спустя какое-то время был обнаружен один из паровых котлов и сомнений в том, что обломки принадлежат Титанику, не осталось. На следующий день была обнаружена передняя часть корпуса судна. Большой неожиданностью оказалось отсутствие кормы: после расследования 1912 г. официально считалось, что судно затонуло целиком.
Первая экспедиция Балларда дала ответы на многие вопросы и подарила миру ряд современных фотографий Титаника, но многое еще оставалось невыясненным. Спустя год Баллард вновь отправился к Титанику, причем в этой экспедиции уже применялся спускаемый глубоководный аппарат, который мог доставить на океанское дно трех человек. Также имелся и небольшой робот, позволявший проводить исследования внутри судна. Эта экспедиция внесла ясность во многие вопросы, которые оставались открытыми с 1912 г. и после нее Баллард больше не планировал возвращаться к Титанику. Но, что не сделал Баллард, сделали другие и к Титанику вскоре потянулись новые экспедиции. Некоторые из них носили чисто исследовательский характер, некоторые преследовали цель подъема со дна различных предметов, в т.ч. и для продажи с аукционов, чем вызвали множество скандалов о морально-этической стороне вопроса. К Титанику неоднократно спускался и Джеймс Кэмерон; не только для съемок своего фильма 1997 г., но и для исследований с помощью робототехники внутри судна (см. документальный фильм «Призраки бездны: Титаник»), благодаря чему было открыто множество новых фактов о состоянии судна и его когда-то великолепной отделке.
Что касается вопроса подъема Титаника, то после экспедиций Балларда стало очевидно, что эта операция не просто будет архисложной и дорогой; корпус судна давно находится в таком состоянии, что просто рассыплется на части, если не во время подъема, то на поверхности.
1. Давайте посмотрим, как Титаник выглядит сейчас и как выглядел раньше. Титаник затонул в Атлантике на глубине почти 4 км. Во время погружения под воду судно разломилось на две части, которые сейчас лежат на дне примерно в шестистах метрах друг от друга. Вокруг них разбросано множество обломков и предметов, в т.ч. и довольно таки большой кусочек корпуса Титаника.
2. Модель носовой части. Нос при падении судна на дно очень хорошо зарылся в ил, что сильно разочаровало первых исследователей, ведь осмотреть место удара об айсберг без специальной техники оказалось невозможно. Рваная дыра в корпусе, которую видно на макете, образовалась от удара об дно.
3. Панорама носовой части, собранная из нескольких сотен снимков. Справа налево: прямо над кромкой носа торчит лебедка запасного якоря, за ней находится швартовное устройство, сразу за ним открытый люк в трюм №1, от которого расходятся к бортам линии волнореза. На межнадстроечной палубе лежит поваленная мачта, под ней находятся еще два люка в трюмы и лебедки, для работы с грузом. В передней части основной надстройки раньше был капитанский мостик, который развалился во время падения на дно и теперь угадывается теперь лишь по отдельным деталям. За мостиком сохранилась надстройка с каютами офицеров, капитана, радиорубкой и пр., которую пересекает трещина, образовавшаяся на месте деформационного шва. Зияющая дыра в надстройке — место под первую дымовую трубу. Сразу за надстройкой видно еще одну дыру — это колодец, в котором находилась парадная лестница. Левее расположено что-то очень рваное — там была вторая труба.
4. Нос Титаника. Самый баянный объект подводных фотографий судна. На конце видно петельку, на которую был надет трос, удерживавший мачту.
5. На фото слева видно возвышающуюся над носом лебедку запасного якоря.
6. Главный якорь левого борта. Удивительно, как он не улетел вниз при ударе об дно.
7. Запасной якорь:
8. За запасным якорем находится швартовное устройство:
9. Открытый люк в трюм №1. Крышка улетела в сторону, видимо, при ударе об дно.
10. На мачте раньше были остатки «вороньего гнезда», где находились впередсмотрящие, но лет десять-двадцать назад они отвалились вниз и теперь о «вороньем гнезде» напоминает только отверстие в мачте, через которое впередсмотрящие попадали на винтовую лестницу. Торчащий хвостик за отверстием — крепление судового колокола.
11. Борт судна:
12. От капитанского мостика остался лишь один из штурвалов.
13. Шлюпочная палуба. Надстройка на ней местами либо вырвана с корнями, либо разорвана.
14. Сохранившаяся часть надстройки в передней части палубы. Внизу справа — вход на парадную лестницу 1-го класса.
15. Сохранившиеся шлюпбалки, ванна в каюте капитана Смита и остатки пароходного гудка, который был установлен на одной из труб.
16. На месте парадной лестницы теперь зияет огромный колодец. Никаких следов лестницы не сохранилось.
17. Лестница в 1912 г.:
18. И тот же ракурс в наше время. Глядя на предыдущее фото как-то с трудом верится, что это одно и тоже место.
19. За лестницей размещалось несколько лифтов для пассажиров 1-го класса. От них сохранились отдельные элементы. Надпись, изображенная внизу справа, размещалась напротив лифтов и обозначала палубу. Это надпись принадлежала палубе А; бронзовая буква А уже отвалилась, но следы от нее остались.
20. Холл 1-го класса на палубе D. Это нижняя часть парадной лестницы.
21. Хотя практически вся деревянная отделка судна давно уже съедена микроорганизмами, здесь отдельные элементы еще сохранились.
22. Ресторан и холл 1-го класса на палубе D отделяли от внешнего мира большие витражные окна, которые сохранились и до наших дней.
23. Остатки былой красоты:
24. Снаружи окна угадываются по характерным двойным иллюминаторам.
25. Шикарные люстры так и висят на своих местах уже более 100 лет.
26. Некогда великолепные интерьеры кают 1-го класса теперь засыпаны мусором и обломками. Местами можно обнаружить сохранившиеся элементы мебели и предметов.
27.
28.
29. Еще немного деталей. Дверь в ресторан на палубе D и табличка, обозначавшая служебные двери:
30. У кочегаров была своя «парадная лестница». Чтобы не встречаться с пассажирами, из котельных к каютам кочегаров вела отдельная лестница.
31. По океанскому дну разбросаны сотни предметов, начиная от деталей судна и заканчивая личными вещами пассажиров.
32. Некоторые пары обуви лежат в весьма характерном положении: для кого-то это место стало могилой.
33. Кроме личных вещей и предметов по дну разбросаны и крупные детали обшивки, которые также пытались неоднократно поднять на поверхность.
34. Если нос сохранился в более менее приличном состоянии, то кормовая часть после падения вниз стала бесформенной грудой металла. Правый борт:
35. Левый борт:
36. Корма:
37. На прогулочной палубе 3-го класса с трудом угадываются отдельные детали судна.
38. Один из трех огромных винтов:
39. После разлома судна на две части на дно высыпались даже паровые котлы.
40. В точке разлома как раз находилось машинное отделение и теперь эти исполины высотой с трехэтажный дом доступны взору исследователей. Поршневое устройство:
41. Обе паровых машины вместе:
42. Сухой док в Белфасте, в котором выполнялась финальная покраска корпуса судна, существует и поныне в виде музейного экспоната.
43. А так выглядел бы «Титаник» на фоне самого большого пассажирского лайнера современности «Allure of the Seas», введенного в эксплуатацию в 2010 г.:
Сравнение в цифрах:
— Водоизмещение «Allure of the Seas» в 4 раза больше, чем у «Титаника»;
— Длина современного лайнера 360 м (на 100 м больше Титаника);
— Наибольшая ширина 60 м против 28 у «Титаника»;
— Осадка примерно одинаковая (около 10 м);
— Скорость хода также практически одинаковая (22-23 узла);
— Численность команды — 2,1 тыс. человек (на «Титанике» было до 900, многие из которых были кочегарами);
— Пассажировместимость — до 6,4 тыс. человек (на Титанике до 2,5 тыс.).