Зачем я это сделал?
Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев. Гнездо мы не разорили, а задумали взять птенцов. Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков. Узнали, что это совята, и взяли себе по совёнку.
Поселил я своего в клетку. Есть из рук он не хотел, приходилось засовывать ему пищу в рот. Потом я догадался, что кормить его надо вечером или ночью. Он ведь совёнок. Я уже хотел отнести его назад, но гнездо давно опустело. А совёнок совсем занемог. Сидел в углу клетки сгорбившись и ничего не ел. Через несколько дней я нашёл его мёртвым. До сих пор мучаюсь: «И зачем я взял его из гнезда?»
Теперь буду только помогать больным и раненым. Буду ставить кормушки для животных, а не предлагать им свою нелепую помощь.
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения.
Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев.
Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков.
2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
Свитое гнездо (согласование); нашли гнездо (управление); как-то нашли (примыкание).
Терпеливо ходили (примыкание); к этому гнезду (согласование); ожидая появления (управление).
3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
Нашли – простое глагольное; есть не хотел – составное глагольное.
На чтение 9 мин. Опубликовано 11.03.2020 Обновлено 28.10.2020
Содержание
- Контрольный диктант «Зачем я это сделал?»
- Контрольный диктант «Приметы»
- Контрольный диктант «Хитрость горностая»
- Контрольный диктант «Зимний день»
- Контрольный диктант «На деревенском дворе»
- Контрольный диктант «Превращение»
- Диктант по русскому языку за 2 четверть 8 класс
- Словарные диктанты
- № 1
- № 2
- № 3
Контрольный диктант «Зачем я это сделал?»
Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев.4 Гнездо мы не разорили, а задумали взять птенцов. Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков.4 Узнали, что это совята, и взяли себе по совёнку.
Поселил я своего в клетку. Есть из рук он не хотел, приходилось засовывать ему пищу в рот. Потом я догадался, что кормить его надо вечером или ночью. Он ведь совёнок. Я уже хотел отнести его назад, но гнездо давно опустело. А совёнок совсем занемог. Сидел в углу клетки сгорбившись и ничего не ел. Через несколько дней я нашёл его мёртвым. До сих пор мучаюсь: «И зачем я взял его из гнезда?»
Теперь буду только помогать больным и раненым. Буду ставить кормушки для животных, а не предлагать им свою нелепую помощь.
Объём слов: 128
Грамматическое задание
- Синтаксический разбор простого предложения: Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев. (1 вариант);
Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков. (2 вариант)- Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
- Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
Контрольный диктант «Приметы»
Приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.
Самая простая примета – дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня.4 К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.4
Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
Объём слов: 125
По К. Паустовскому
Грамматическое задание
- Синтаксический разбор простого предложения: То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (1 вариант);
К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (2 вариант)- Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
- Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
Контрольный диктант «Хитрость горностая»
Горностай — дерзкий, кровожадный и не по росту сильный зверёк. Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство.4
Мне пришлось долгое время искать горностая в различных местах: в лесах, по берегам рек и озёр, на полях. Однако мои старания заканчивались неудачей. Но порой ищешь одно, а наталкиваешься на другое.
Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней.4 Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Стёпа — заядлый охотник и рыболов, до тонкости знающий звериное население этих мест.
Мы расположились недалеко от норы и, притаившись, ждали. Через некоторое время послышался легкий прерывистый шорох. Мы пристально смотрели на площадку и вдруг заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.
Объём слов: 124
Грамматическое задание
- Синтаксический разбор простого предложения: Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство. (1 вариант);
Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней. (2 вариант)- Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
- Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
Контрольный диктант «Зимний день»
Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.
Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.
Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.
Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.
Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.
Объём слов: 160
По В.Г. Короленко
Грамматическое задание
- Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).
- Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).
- Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).
- Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант); Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).
Контрольный диктант «На деревенском дворе»
Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.
Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»
– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.
И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.
Объём слов: 160
По Н.С. Лескову
Грамматическое задание
- Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).
- Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант); Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)
- Определите в тексте вид односоставных предложений.
- Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант); А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)
Контрольный диктант «Превращение»
Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.
Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.
Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла!
Объём слов: 160
По Ю. Олеше
Грамматическое задание
- Обозначьте в тексте виды сказуемых.
- Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант); Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)
- Определите в тексте вид односоставных предложений.
- Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант); Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)
Диктант по русскому языку за 2 четверть 8 класс
Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.
Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.
Поразительно и то, что бани не >исчезли, когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.
Объём слов: 114
Грамматическое задание:
- Озаглавьте текст
- Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
- Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
- Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца .
Словарные диктанты
№ 1
Экспрессивный, диалект, ситуация, раздражение, наслаждение, аттракцион, тысячелетие, будущее, бахрома, коммуникации, инициатива, ветеран, аромат, ровесник, сверстник, труженик, мошенник, идеология, кандидат, мировоззрение.
Задание:
- составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
- подчеркните 5 — 7 слов, которые можно использовать в текстах публицистического стиля.
№ 2
Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.
Задание:
- составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
- подчеркните слова, которые можно использовать в текстах с элементами описания.
№ 3
Обаяние, артиллерия, эшелон, ансамбль, энциклопедия, философский, меланхолия, витрина, канонада, конгресс, магистраль, навигация, оккупировать, зодчество, компьютер, единомышленник, предшественник, гарнизон, кандидатура, коммюнике.
Задание:
- составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
- подчеркните слова, которые можно использовать в текстах на военную тему.
В 7-8 классах в конце 2 четверти проводим диктанты с грамматическими заданиями. В центре внимания 7-го класса правописание наречий, причастные и деепричастные обороты. Восьмиклассники изучили тему «Двусоставное предложение», поэтому проверяем учения определять главные и второстепенные члены предложения. Попутно, конечно, выявляем пробелы в соблюдении правописных норм.
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
РАЗБОЙНИК
Впервые с этим «разбойником» я столкнулся в лесу на месте прикормки птиц. Ранним утром пришёл я на свой наблюдательный пункт, сел в укрытие, изготовленное из веток, и стал ждать рассвета.
Возле кормушки суетились синицы, хватали семена и вылетали, чтобы где-то повыше расчистить семечко и съесть. Неожиданно из-за ёлочки, стоящей рядом с кормушкой, выскочил тёмный комочек и мгновенно3 исчез в ящике.4 На некоторое мгновение воцарилась полная тишина. Я заглянул внутрь3.
На кучке подсолнуха сидела крошечная сова. Встрепенувшись и оценив обстановку, она выскочила наружу, неся в лапах тяжёлую добычу.4 Сыч присел на ветку, оглянулся и полетел к высокой ели. Через несколько минут у кормушки стояла обычная суета. Синицы по-прежнему таскали семечки, а рядом валялись серенькие пёрышки.
(114 слов.)
(По О. Смирнову.)
Грамматическое задание
1. Морфологический разбор: мгновенно (1 вариант); внутрь (2 вариант).
2. Выполните разбор по составу: неожиданно, по-прежнему, оценив (1 вариант); впервые, повыше, встрепенувшись (2 вариант).
3. Сделайте синтаксический разбор предложения:
Неожиданно из-за ёлочки, стоящей рядом с кормушкой, выскочил тёмный комочек и мгновенно исчез в ящике. (1 вариант);
Встрепенувшись и оценив обстановку, она выскочила наружу, неся в лапах тяжёлую добычу. (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
7 класс
ВОЛШЕБНАЯ РОСА
Встаньте рано утром и внимательно3 присмотритесь к растениям. Их листья и стебли, а также камни и крыши домов по утрам бывают нередко3 покрыты росой. Знаете ли вы, почему бывает роса? Роса — это влага, выделяющаяся на разных предметах при низкой температуре воздуха.4
В некоторые дни роса не выпадает, однако, осмотрев растения, вы можете обнаружить на листьях капли влаги. Каким образом появились они на листьях? Этот вопрос ещё в древности волновал алхимиков. Они собирали росу, полагая, что она волшебная. Использовали её для приготовления эликсиров, возвращающих молодость.
На краю листьев располагаются особые водяные устьица, через которые выделяется роса. Растения «плачут», чтобы освободиться от избытка воды. Например, монстера, перед дождём начинает выделять капли воды на кончиках листьев.
(113 слов.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Роса — это влага, выделяющаяся на разных предметах при низкой температуре воздуха. (1 вариант); Использовали её для приготовления эликсиров, возвращающих молодость. (2 вариант)
2. Морфологический разбор: нередко (1 вариант); внимательно (2 вариант).
3. Выполните разбор по составу: присмотритесь, волшебная, полагая (1 вариант); освободиться, водяные, осмотрев (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
7 класс
ДРЕВЕСНАЯ БИБЛИОТЕКА
Издавна люди присматривались к древесине разных пород, изучая её свойства.4 У нас в стране в сельскохозяйственной академии есть большая необычная библиотека.
На высоких стеллажах лежат необычные книги. На их корешках прикреплены сафьяновые этикетки с золотым тиснением. Сами же книги целиком вырезаны из стволов деревьев различных пород.
Эта библиотека — замечательная коллекция образцов леса. Составлена она известным русским лесоводом Митрофаном Кузьмичом Турским. Это он поставил на полки первые экземпляры, придав им такой изящный вид.4 Каждый образец имеет поперечный и продольный спил, на котором чётко3 видны все особенности древесины. Книги можно вполне назвать «антикварными».
А вот новое пополнение библиотеки. Томики древесины из Вьетнама — подарок вьетнамских лесоводов. Они оформлены почти так же, только значительно мельче3.
(111 слов.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Издавна люди присматривались к древесине разных пород, изучая её свойства4. (1 вариант); Это он поставил на полки первые экземпляры, придав им такой изящный вид4. (2 вариант)
2. Морфемный разбор слов: сафьяновые, издавна, изучая (1 вариант); вьетнамских, вполне, придав (2 вариант).
3. Морфологический разбор: чётко (1 вариант); мельче (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
8 класс
ХУДОЖНИК
Как-то Василий Иванович Суриков шёл пустынной улицей, обходя целые озёра воды, подёрнутые мелкой рябью дождя. Шёл он мимо мокрых изгородей, шурша плащом по зарослям громадных лопухов и крапивы, свободно разраставшимся по канавам у дороги.
По проезжей дороге медленно катились телеги, громыхая и ныряя в ухабы.4 Из-под колёс во все стороны разлеталась жидкая чёрная грязь.
Дальше путь пролегал через овсяное поле. Приникший к земле овёс блестел, как шёлк. Казалось, что поле было покрыто одеялом, выстеганным причудливыми узорами. День начинал угасать.
Огромный малиновый шар солнца садился в плотные тучи, быстро опускаясь. Он был похож на груду раскалённых углей, присыпанных лилово-серым пеплом.
Суриков хотел вернуться по той же скользкой тропке. Шляпа на нём уже промокла насквозь, и капли дождя попадали за воротник. Перебравшись мостками через канаву, художник снова зашагал по длинной безлюдной улице.4
(130 слов.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
По проезжей дороге медленно катились телеги, громыхая и ныряя в ухабы. (1 вариант);
Перебравшись мостками через канаву, художник снова зашагал по длинной безлюдной улице. (2 вариант)
2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
3. Обозначьте разные виды сказуемых в 3 абзаце (1 вариант); в 4-5 абзацах (2 вариант).
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
8 класс
ЗАЧЕМ Я ЭТО СДЕЛАЛ?
Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев.4 Гнездо мы не разорили, а задумали взять птенцов. Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков.4 Узнали, что это совята, и взяли себе по совёнку.
Поселил я своего в клетку. Есть из рук он не хотел, приходилось засовывать ему пищу в рот. Потом я догадался, что кормить его надо вечером или ночью. Он ведь совёнок. Я уже хотел отнести его назад, но гнездо давно опустело. А совёнок совсем занемог. Сидел в углу клетки сгорбившись и ничего не ел. Через несколько дней я нашёл его мёртвым. До сих пор мучаюсь: «И зачем я взял его из гнезда?»
Теперь буду только помогать больным и раненым. Буду ставить кормушки для животных, а не предлагать им свою нелепую помощь.
(128 слов.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев. (1 вариант);
Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков. (2 вариант)
2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
8 класс
ПРИМЕТЫ
Приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.
Самая простая примета – дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня.4 К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.4
Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
(125 слов.)
(По К. Паустовскому.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (1 вариант);
К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (2 вариант)
2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
Контрольный диктант по итогам 2 четверти
8 класс
ХИТРОСТЬ ГОРНОСТАЯ
Горностай — дерзкий, кровожадный и не по росту сильный зверёк. Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство.4
Мне пришлось долгое время искать горностая в различных местах: в лесах, по берегам рек и озёр, на полях. Однако мои старания заканчивались неудачей. Но порой ищешь одно, а наталкиваешься на другое.
Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней.4 Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Стёпа — заядлый охотник и рыболов, до тонкости знающий звериное население этих мест.
Мы расположились недалеко от норы и, притаившись, ждали. Через некоторое время послышался легкий прерывистый шорох. Мы пристально смотрели на площадку и вдруг заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.
(124 слова.)
Грамматическое задание
1. Синтаксический разбор простого предложения:
Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство. (1 вариант);
Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней. (2 вариант)
2. Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
3. Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
ДИКТАНТ ДЛЯ 10 КЛАССА ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Ёлка в траншее
Это было зимой тысяча девятьсот сорок первого года в осаждённом
Ленинграде. Уже много дней и ночей не было электричества, в трубах
замёрзла вода, три последних декабрьских дня никто во всём городе не
получал хлеба.
В эти самые тяжёлые для Ленинграда дни гитлеровцы усилили
бомбардировку города. Мы, мальчишки, часто ночевали в траншеях,
вырытых напротив нашего дома. В них было теплее, почти всегда горел
огарок свечи или фонарь, а главное – всегда было людно. Невдалеке от нас
стояла батарея зениток, охранявшая один из невских мостов. Порой к нам в
траншею заглядывали артиллеристы. Как мы радовались каждый раз их
приходу! Они—то и устроили для нас новогоднюю ёлку.
Не думайте, что это была большая, пышная ёлка. Высота её была не
больше метра, несколько сучков покрывали тонюсенькие светло—зелёные
иголочки. Зато вся она была в игрушках. Висело на ёлке и несколько
винтовочных гильз, а на самой макушке – ярко начищенная красноармейская
бляха с пятиконечной звездой.
Где достали артиллеристы ёлку, для нас так и осталось тайной. Все мы
знали, что поблизости нигде ёлок не было. Мы сидели, как заворожённые,
уставившись на несколько потрескивавших свечных огарков, оставшихся,
вероятно, от предыдущего года. Не было вокруг нашей ёлки плясок, весёлого
смеха. А вместо подарков каждому из нас зенитчики дали по куску сахара.
(По Ф. Бездудному.)
(196 слов.)
Диктанты по русскому языку — 8 класс 2 четверть
Контрольный диктант «Зачем я это сделал?»
Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев.4 Гнездо мы не разорили, а задумали взять птенцов. Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков.4 Узнали, что это совята, и взяли себе по совёнку.
Поселил я своего в клетку. Есть из рук он не хотел, приходилось засовывать ему пищу в рот. Потом я догадался, что кормить его надо вечером или ночью. Он ведь совёнок. Я уже хотел отнести его назад, но гнездо давно опустело. А совёнок совсем занемог. Сидел в углу клетки сгорбившись и ничего не ел. Через несколько дней я нашёл его мёртвым. До сих пор мучаюсь: «И зачем я взял его из гнезда?»
Теперь буду только помогать больным и раненым. Буду ставить кормушки для животных, а не предлагать им свою нелепую помощь.
Объём слов: 128
Грамматическое задание
- Синтаксический разбор простого предложения: Как-то, гуляя в лесу, мы нашли гнездо, свитое из прутьев. (1 вариант);
Терпеливо и долго ходили мы к этому гнезду, ожидая появления птенчиков. (2 вариант) - Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
- Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
Контрольный диктант «Приметы»
Приметы, определяющие погоду, связаны со всем: с цветом неба, с росой и туманами, с криком птиц и яркостью звёздного света. В них, кроме точного знания, заключено и много поэзии.
Самая простая примета – дым костра. То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня.4 К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды.4
Глядя на дым, можно определённо сказать, будет ли завтра дождь, ветер или снова, как сегодня, солнце поднимется в глубокой тишине, в синих прохладных туманах. Безветрие и теплоту предсказывает и вечерняя роса. Она бывает такой обильной, что даже блестит ночью, отражая свет звёзд. И чем обильнее роса, тем жарче будет завтрашний день.
Объём слов: 125
По К. Паустовскому
Грамматическое задание
- Синтаксический разбор простого предложения: То он струится столбом к небу, спокойно поднимаясь вверх, то стелется туманом по траве, то мечется вокруг огня. (1 вариант);
К прелести ночного костра, к горьковатому запаху дыма, треску сучьев, перебеганию огня и пушистому белому пеплу присоединяется ещё и знание завтрашней погоды. (2 вариант) - Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
- Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
Контрольный диктант «Хитрость горностая»
Горностай — дерзкий, кровожадный и не по росту сильный зверёк. Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство.4
Мне пришлось долгое время искать горностая в различных местах: в лесах, по берегам рек и озёр, на полях. Однако мои старания заканчивались неудачей. Но порой ищешь одно, а наталкиваешься на другое.
Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней.4 Меня сопровождал местный двенадцатилетний мальчик Стёпа — заядлый охотник и рыболов, до тонкости знающий звериное население этих мест.
Мы расположились недалеко от норы и, притаившись, ждали. Через некоторое время послышался легкий прерывистый шорох. Мы пристально смотрели на площадку и вдруг заметили маленького зверька с большой чёрной головкой. Минуту спустя мы поняли, что это горностай держит в зубах водяную полёвку.
Объём слов: 124
Грамматическое задание
- Синтаксический разбор простого предложения: Обычно он охотится на мышей, полёвок, серых крыс, залезая в их норы и уничтожая семейство. (1 вариант);
Сидел я однажды вечером на старой заросшей дамбе, проходящей поперёк плавней. (2 вариант) - Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения.
- Выпишите из текста по одному примеру разных видов сказуемых.
Контрольный диктант «Зимний день»
Усадьба стояла вся белая, на деревьях лежали пушистые хлопья, точно сад опять распустился белыми листьями. В большом старинном камине потрескивал огонь, каждый входящий со двора вносил с собою свежесть и запах мягкого снега.
Поэзия первого зимнего дня была по-своему доступна слепому. Просыпаясь утром, он ощущал всегда особенную бодрость и узнавал приход зимы по топанью людей, входящих в кухню, по скрипу дверей, по острым, едва уловимым запахам, по скрипу шагов на дворе.
Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам.
Смёрзшаяся земля, покрытая пушистым, мягким слоем, совершенно смолкла, зато воздух стал как-то особенно чуток, отчётливо перенося на далекие расстояния и крик вороны, и удар топора, и легкий треск обломавшейся ветки. По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. Это мальчишки кидали камни на деревенском пруду, покрывшемся тонкой плёнкой первого льда.
Но речка у мельницы, отяжелевшая, тёмная, всё ещё сочилась в своих пушистых берегах и шумела на шлюзах.
Объём слов: 160
По В.Г. Короленко
Грамматическое задание
- Выпишите сказуемое: простое глагольное (1 вариант); составное именное (2 вариант).
- Подчеркните в тексте обособленное обстоятельство (1 вариант); обособленное определение (2 вариант).
- Выпишите 3 словосочетания разных типов: из 1-2 абзаца (1 вариант); из 4 абзаца (2 вариант).
- Синтаксический разбор предложения: По временам слышался странный звон, точно от стекла, переходивший на самые высокие ноты и замиравший в удалении. (1 вариант); Надев с утра высокие охотничьи сапоги, он пошёл к мельнице, прокладывая рыхлый след по дорожкам. (2 вариант).
Контрольный диктант «На деревенском дворе»
Пост кончился, была страстная неделя. Погода стояла прекрасная: дни светлые, тихие и теплые. Снег весь подёрнулся чёрным тюлем, и местами показались большие прогалины. Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали чёрными лентами. Но зато шагнёшь со двора и окунёшься в воду. Ездить можно было только по шоссе. Мужички копались на дворах, ладя бороны да сохи, ребятишки пропускали ручейки, которыми стекали в речку все плодотворные соки из наваленных посреди двора навозных куч.
Запах навоза над деревнями. Среди дня казалось, что дворы топятся. Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!»
– Этого кочета береги, – опираясь на вилы, говорил жене мужик, показывая на гуляющего петуха. – Это настоящая птица, а того, рябенького-то, надо зарезать к празднику.
И мужик, плюнув на руки, снова стал ковырять вилами.
Объём слов: 160
Грамматическое задание
- Обозначьте виды сказуемых: 1 абзац (1 вариант); все остальные (2 вариант).
- Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Проходные дорожки, с которых зимою изредка сгребали лишний снег, совсем почернели и лежали черными лентами. (1 вариант); Они важно топорщили свои перья, потряхивали красными гребнями и, важно закинув головы, возглашали: «Да здравствует весна!» (2 вариант)
- Определите в тексте вид односоставных предложений.
- Синтаксический разбор предложения: Но это никому не вредило: ни людям, ни животным. (1 вариант); А петухи, стоя на самом верху навозных куч дымящегося навоза, воображали себя какими-то жрецами. (2 вариант)
Контрольный диктант «Превращение»
Кукла вышла из-за перегородки. Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. Серые глаза её весело блестели. Сейчас она казалась серьёзной и внимательной, но от её печали не осталось и следа. Напротив, сказали бы, что это шалунья, притворяющаяся скромницей.
Затем дальше. Куда же девалось её прежнее великолепное платье, весь этот розовый шёлк, золотые розы, кружева, блёстки, сказочный наряд, от которого каждая девочка могла бы походить если не на принцессу, то, во всяком случае, на ёлочную игрушку? Теперь, представьте себе, кукла была одета более чем скромно. Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. Туфли были надеты на босу ногу. Не подумайте, что от этого наряда кукла стала некрасивой. Напротив, он был ей к лицу. Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы.
Но самое главное: помните, на груди у куклы наследника Тутти были страшные черные раны? А теперь они исчезли. Это была весёлая, здоровая кукла!
Объём слов: 160
Грамматическое задание
- Обозначьте в тексте виды сказуемых.
- Выпишите 3 словосочетания разных типов из предложения: Блуза с синим матросским воротником, старенькие туфли, достаточно серые для того, чтобы не быть белыми. (1 вариант); Бывают такие замарашки: сперва не удостоишь их взглядом, а потом, присмотревшись внимательнее, видишь, что такая замарашка милее принцессы. (2 вариант)
- Определите в тексте вид односоставных предложений.
- Синтаксический разбор предложения: Она улыбалась, наклонив набок растрёпанную голову. (1 вариант); Волосы у неё были такого цвета, как перья у маленьких серых птичек. (2 вариант)
Диктант по русскому языку за 2 четверть 8 класс
Русская баня упоминается в самых древних исторических источниках. Легендарная княгиня Ольга своих врагов, погубивших ее мужа, сожгла в бане. В другой легенде рассказывается об иностранцах, побывавших на Руси. Их удивляло, что русские хлестали себя в жарком поту распаренным березовым веником, когда уходили в баню мыться.
Этот забавивший иностранцев удивительный обычай сыграл свою роль в судьбе народа. В средние века, когда эпидемии одна за другой косили страны Центральной и Западной Европы, обычай еженедельно мыться спасал народ от болезней, закалял людей, давал жизнестойкость.
Поразительно и то, что бани не >исчезли, когда подавляющее большинство населения переселилось в современные квартиры с ваннами. Бани потеряли свою гигиеническую функцию. В выходные дни люди ходят в баню ради закалки, ради удовольствия.
Объём слов: 114
Грамматическое задание:
- Озаглавьте текст
- Объясните орфограммы в подчеркнутых словах
- Выполните морфемный разбор слов: потеряли, погубивших, выходные (дни)
- Объясните постановку знаков препинания во 2 предложении 1 абзаца .
Словарные диктанты
№ 1
Экспрессивный, диалект, ситуация, раздражение, наслаждение, аттракцион, тысячелетие, будущее, бахрома, коммуникации, инициатива, ветеран, аромат, ровесник, сверстник, труженик, мошенник, идеология, кандидат, мировоззрение.
- составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
- подчеркните 5 — 7 слов, которые можно использовать в текстах публицистического стиля.
№ 2
Лексикон, гарантировать, стратегия, реформа, ресурсы, архитектор, генерал, гармония, возражать, газон, дипломат, великолепный, комментировать, узорчатый, лиловый, витрина, фиолетовый, панорама, сиреневый, ландшафт.
- составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
- подчеркните слова, которые можно использовать в текстах с элементами описания.
№ 3
Обаяние, артиллерия, эшелон, ансамбль, энциклопедия, философский, меланхолия, витрина, канонада, конгресс, магистраль, навигация, оккупировать, зодчество, компьютер, единомышленник, предшественник, гарнизон, кандидатура, коммюнике.
- составьте с данными словами словосочетания, подчеркните глагольные словосочетания;
- подчеркните слова, которые можно использовать в текстах на военную тему.
Русский язык. Литература
Рубрики
- «Человек есть то, что он читает» (63)
- 10 класс (356)
- 11 класс (509)
- 5 класс (572)
- Литература (251)
- Русский язык (184)
- 6 класс (419)
- 7 класс (439)
- 8 класс (552)
- 8. ОГЭ (2)
- 8″В». Мы (5)
- 9 класс (499)
- 9в. Доп (29)
- Temet nosce (Познай самого себя!) (9)
- Говорим грамотно (4)
- ЕГЭ (169)
- Занимаемся летом В 9 класс (20)
- Индивидуальные траектории (4)
- Концепция сайта (2)
- Критерии оценок (3)
- Л. ря 7 (5)
- Лично — разбор д.з. ЕГЭ (5)
- М.П. (3)
- Матвей (18)
- Метод.сундук (18)
- Москва (6)
- МХК (357)
- Научные исследования (5)
- Нннн (10)
- ОГЭ (57)
- Олимпиады (14)
- ПП (2)
- Программы и КТП (7)
- Проект Geroiskazok.ru (1)
- Проект Тихона Войтенко (2)
- Проект Фёдора Сопова (1)
- Проект Ютуб-канал 8 в. Егор и Севастьян (1)
- Проекты. Рефераты. Дипломы (44)
- Прочее (249)
- Мы были, видели, чувствовали.. (8)
- Разговор наедине 🙂 (родителям) (41)
- РКИ (9)
- Спецкурс (136)
- Список для чтения (15)
- Творческие работы (1)
- Участники, победители, призёры (1)
- Учебные программы (1)
- Философия. Иван Ильин (1)
- Цитата дня (26)
- Слова, которые меняют (7)
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Окт | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 |
22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 |
29 | 30 |
Top-5 за сегодня
Top-5 за всё время
- Управление, примыкание, согласование Тема по предмету РКИ Согласование… (342 660)
- Форма слова и однокоренные слова Форма слова — это изменение… (109 801)
- Рассказ о себе Игра здесь Ребята, на уроке… (95 801)
- Урок 46. Характеристика предложения Итак, ещё раз о характеристике… (94 528)
- Корни с чередованием Четыре группы корней с чередованием.… (54 328)
Peклaмa
Поиск
Д.з. на 17 марта
Даня, два задания.
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, вставьте пропущенные знаки препинания в предложениях.
В м..розн..ю п..году пуш..стый снег сыпл..т..ся точно сухой песок. А соб..ри его в кучу п..хлопай л..патой, ..ставь на ноч. утром на кучу можно в..к..чить. (Не)пр..валиш..ся. Это уже горка. К..тис.. с неё на сала..ках! На стал..ных полоз..ях хорошо к..тат..ся по льду да (не)всегда их д..станеш.. А с сам..дел..ной горки можно к..тат..ся и на ледянке.
Пр..дырявле(н,нн)ое реш..то набей снегом пол..жи один конец веревки (с)верху и п..лей водой. 4 Ноч..ной моро.. скр..пит всё проч..но. Хв..тай за в..сящий конец вере..ки и тащи на горку с..дись там на неё и — шмыг (в)низ! Ледянка крутит..ся но ск..льзит луч..ше саней и (не)кувыркает..ся (ни)когда.
На к..ньках (не)к..тись сразу по льду: нос р..зоб..ёш.. . (С)начал.. п..пробуй пр..ехат.. по твёрдой снег..вой дорог.. утопта(н,нн)ой пеш..ходами. Когда конёк п..йдет прямо, не в..хляет в стороны, тогда можно и на лёд идти. Есть к..ньки с деревя(н,нн)ой коло..кой. Для них (не)нужно ремней кожа(н,нн)ых с..пог. Они пр..вяз..вают..ся беч..вками на вал..нки и держ..т..ся проч..но.
Отступите 2 строки от текста. Выполните грамматическое задание.
- Синтаксический разбор простого предложения:
Пр..дырявле(н,нн)ое реш..то набей снегом пол..жи один конец веревки (с)верху и п..лей водой. 4
- Выпишите разные типы словосочетаний из своего предложения: согласование, управление, примыкание, указав вид словосочетания по главному слову и значение по зависимому слову.
- Найдите и обозначьте в тексте виды односоставных предложений, подчеркнув в них главные члены.
- Объясните словесно написание орфограмм в словах:
утопта(н,нн)ой — пр..вяз..вают..ся — пол..жи —
И второе.
1. Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых так и для детей.
2) Не то мысли не то воспоминания не то мечты бродили в голове Оленина.
3) Кум стоял ни жив ни мертв.
4) Уже в 20-е годы XIX века поезда перекрыли скорость самой быстрой лошади вдвое и втрое и стали лучшим средством передвижения.
5) Внезапно из-за леса выползла темная туча и сразу стало свежо.
Комментарии
- Даниил написал(а):
В морозную погоду пушистый снег сыплется точно сухой песок. А собери его в кучу похлопай лопатой, оставь на ночь, утром на кучу можно вскочить. Не провалишься. Это уже горка. Катись с неё на салазках! На стальных полозьях хорошо кататься по льду да не всегда их достанешь А с самодельной горки можно кататься и на ледянке.
Продырявленное решето набей снегом, положи один конец веревки сверху и полей водой. 4. Ночной мороз скрипит всё прочно. Хватай за висящий конец веревки и тащи на горку, садись там на неё и — шмыг вниз! Ледянка крутится, но скользит лучше саней и не кувыркается никогда.
На коньках не катись сразу по льду: нос разобьёшь. С начало попробуй проехать по твёрдой снеговой дороге утоптанной пешеходами. Когда конёк пойдет прямо, не вихляет в стороны, тогда можно и на лёд идти. Есть коньки с деревянной колодкой. Для них не нужно ремней кожаных сапог. Они привязываются бечевками на валенки и держатся прочно.
Согласование: Продырявленное решето
Примыкание: Набей снегом
Управление: Один конец
1) Андерсен сделал сказку интересной как для взрослых, так и для детей.
Виды словосочетаний: согласование, управление, примыкание
В русском языке слова связаны в словосочетание согласованием, управлением и примыканием.
Между словами, чтобы они стали словосочетанием, должна существовать подчинительная связь или связь по смыслу. В зависимости от этого в русском синтаксисе различают три вида словосочетаний: со связью согласования, управления или примыкания.
Таблица с примерами
Согласование
ОпределениеСогласование — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово принимает грамматические формы главного слова.
При такой связи оба слова, и главное, и зависимое, полностью совпадают в роде, числе и падеже. Делаем вывод, что оба слова являются изменяемыми.
Обычно согласуются существительные с прилагательными, причастиями, порядковыми числительными, с местоимениями-прилагательными, местоимения с существительными.
Примеры
- желтые листья
- пожелтевшие страницы,
- третий звонок
- моя сумка
- чистая столовая
- передовой рабочий
- загорелый отдыхающий
- диван-кровать.
Управление
ОпределениеУправление — вид подчинительной связи, при которой зависимое слово употребляется в том косвенном падеже, которого требует главное слово.
Примеры
- писать (что?) книгу,
- щелкать (чем?) зубами,
- три (чего?) гриба,
- улыбаться (чему?) солнцу.
В зависимости от того, какими частями речи выражены главное и зависимое слово, различаем виды словосочетаний со связью управления:
- глагол + существительное (заказать фотографу, посмотреть фильм, встретить маму),
- прилагательное + местоимение (никому не нужный),
- существительное + существительное (директор школы, покраска забора),
- наречие + существительное (грустно до слез),
- числительное + существительное (двое ребят, три медведя),
- деепричастие + существительное, местоимение (благодаря хозяйку, улыбаясь мне).
Примыкание
ОпределениеПримыкание — вид подчинительной связи, при которой неизменяемое зависимое слово присоединяется к главному только по смыслу.
В качестве зависимого слова выступают неизменяемые части речи и их формы:
инфинитив, наречие, деепричастие, неизменяемые прилагательные, форма сравнительной степени прилагательного.
Примеры
- наука наблюдать
- позволил высказаться
- намерен отдохнуть
- читать быстро
- поворот направо
- стриженная по-мальчишески
- спартански строгий
- разговаривал улыбаясь
- летел кувырком
- пойду бегом
- взгляд искоса
- прыгать выше
- чуть севернее
- краска индиго
- цвет хаки
- час пик.
Между словами, связанными связью примыкания, невозможен падежный вопрос.
Дополнительный материалСмотрите ещё примеры словосочетаний со связью согласования, управления, примыкания.
источники:
http://rusq.ru/?p=24507
http://tarologiay.ru/russkiy-yazyk/vidy-slovosochetaniy-soglasovanie-upravlenie-primykanie.html