Как учителю найти общий язык с учениками

Многие взрослые считают, что современные дети не признают никаких авторитетов. Они считают, что у них есть права, но обязанностей не должно быть. Ежедневно они получают огромный объём информации, который и не снился их родителям. Может даже показаться, что они знают гораздо больше взрослых. Действительно, дети быстрее приспосабливаются к изменениям окружающего мира. Но работать с поступающей информацией, систематизировать ее и мыслить критически они умеют не всегда. И в этом им может помочь грамотный и авторитетный учитель.

Проблемы учителей в отношениях с детьми

Проблемы учителей в отношениях с детьми

Сегодня школьным педагогам непросто завоевать доверие детей.  В силу устройства системы образования у них просто не остается сил на то, чтобы сделать уроки действительно интересными и увлекательными.  Заработки в школах довольно низкие, поэтому многие учителя вынуждены подрабатывать репетиторством. Кроме того, учительская работа предполагает написание отчетов, сбор документов по заданию администрации и проверку тетрадей.

Как и представители других профессий, чья работа предполагает взаимодействие с большим количеством людей, учитель подвержен профессиональному выгоранию. Это состояние характеризуется повышенной раздражительностью, усталостью и нежеланием общаться с людьми. Творческий подход к занятиям и развитие мотивации у детей в таком состоянии невозможны. Поэтому иногда создается впечатление, что некоторые педагоги ненавидят учеников.

Еще совсем недавно взрослые не обращали внимания на педагога, повышавшего голос на детей или унижавшего их морально. К сожалению, не все педагоги готовы относиться к ученикам с уважением. Немало среди учителей и тех, кто склонен к агрессии, вербальному и даже физическому насилию. Но сегодняшние родители чаще признают подобное поведение недопустимым.

Несмотря на высокую информированность современных школьников, большим уважением и доверием пользуется педагог, который проявляет к ним человеческое внимание и готов вести конструктивный диалог. Уроки такого педагога оставляют приятные и теплые воспоминания о школьных годах.

Чем учитель может завоевать доверие класса?

В сознании многих образ школьного педагога — это немолодая женщина в неброской серой одежде, в очках или со старомодной прической. На самом деле, в школах работают разные люди — есть среди них и молодые женщины, любящие красиво одеваться, и привлекательные мужчины. Но именно этот образ «училки» в строгой одежде символизирует чрезмерную строгость учебного процесса как свода обязательных к выполнению правил.

Строгость и регламентированность школьной жизни не оставляют места творчеству и душевному общению. Многие педагоги не испытывают особой любви к ученикам и урокам, поэтому и мотивации у школьников взяться неоткуда. В результате спустя многие годы после окончания школы бывшие ученики признают, что им так и не удалось полюбить математику, историю или английский язык из-за педагога.

Тем не менее, преподаватели, которые заинтересованы в доверительных отношениях с учениками, встречаются в современных школах. Они интересуются не только показателями успеваемости, но и личностью каждого ученика. Даже если педагог уже в солидном возрасте, он может завоевать доверие школьников, если внимательно следит за изменениями в жизни. Актуальные шутки, знание особенностей общения в социальных сетях или интерес к творчеству популярных исполнителей существенно повышают степень уважения к преподавателю.

Считается, что занятия в игровой форме уместны только для дошкольников и младших школьников. Но игровая форма трансформируется и становится более интересной подросткам. Например, преподаватель истории вполне может обсуждать с учениками новости или попросить провести параллели между историей и современностью.  А преподаватель литературы может задать вопрос об актуальности характера того или иного персонажа сегодня.

Классный руководитель или другой педагог, которому легко удается найти общий язык с учениками, со временем формирует не просто класс, а сплоченную команду. Некоторые преподаватели с удовольствием посещают вместе с учениками концерты, спортивные соревнования, обсуждают события из жизни каждого. Преподаватель не обязан становиться «закадычным другом» и устанавливать панибратские отношения с учениками. Но он может стать еще одним значимым взрослым, к которому ребёнок или подросток может обратиться за поддержкой.

Рекомендации молодым учителям: как вести уроки, чтобы завоевать доверие класса?

Рекомендации молодым учителям: как вести уроки, чтобы завоевать доверие класса?

Многие начинающие педагоги обеспокоены вопросом: как завоевать доверие класса? Если преподавателю действительно интересен предмет и работа со школьниками, то ему помогут некоторые рекомендации:

  • не придерживаться абсолютно всех правил. Чрезмерная строгость охлаждает отношения с коллективом;
  • избегать публичного наказания ученика. Поведение учеников в классе может быть разным. Если кто-то плохо ведет себя, педагогу не следует стыдить его публично. Лучше всего вывести его из класса и провести с ним беседу;
  • управлять собственными эмоциями. Крик и агрессия не прибавляют доверия к педагогу, не являются признаком его силы и не решают проблемы с дисциплиной у учеников. Для управления гневом можно использовать специальные техники;
  • почаще смотреть на вещи глазами учеников. Важность и польза индивидуального подхода были признаны педагогами сравнительно недавно. Преподаватель, понимающий ребёнка, уже не будет смотреть на него, как на послушного «робота», созданного для выполнения команд.  Ученики — тоже люди, и будут доверять педагогу, который ценит их человеческие качества;
  • стимулировать учеников к командной работе. Печально наблюдать за педагогами, которые целенаправленно культивируют в классе атмосферу конкуренции и делят его на «любимчиков» и «нелюбимчиков». Действительно сплоченный коллектив не имеет ничего общего с конкуренцией;
  • работать над собственным настроением, входя в класс. Все проблемы должны оставаться за дверью учебного кабинета и не должны быть предлогом для срыва на учениках.

Педагог, заинтересованный не в слепом выполнении учебного плана и безоговорочном следовании учебной программе, а в контакте с учениками, будет пользоваться доверием и уважением школьников. Его любовь к предмету и к людям передадутся и классу. Именно такого преподавателя будут с благодарностью вспоминать бывшие ученики.

Молодым учителям приходится нелегко: они только окончили университет и отправились на работу. Помимо привыкания к восьмичасовому рабочему дню и нагрузке, приходится налаживать контакт с коллективом. А завоевать доверие опытных коллег не так просто.

Но самое сложное — добиться уважения у учеников, особенно у старшеклассников. Учитель всего на 4-5 лет старше, подростки редко воспринимают его всерьез.

Разберемся, какие ситуации могут произойти между молодым учителем и учеником  и как себя вести, чтобы уроки не превратились в балаган.

А что такого особенного может произойти?

Когда дело касается подростков, то произойти может что угодно. Парни нередко заглядываются на учительниц, впадают в ступор и краснеют, когда их вызывают к доске. А может случиться и наоборот: проявляют дерзость, высказывают неуместные шутки и красуются перед сверстниками. То же может произойти с девушками, если в класс пришел молодой учитель.

А что такого особенного может произойти

Источник: bravedefender.ru

Поскольку старшеклассники редко воспринимают преподавателя всерьез («он всего на пару лет старше!»), на уроках нет дисциплины, а все попытки утихомирить школьников ни к чему не приводят. Постепенно их успеваемость снижается.

Вами могут манипулировать: давить на жалость, чувство вины, наседать. Психологически трудно противостоять группе бушующих подростков, особенно если со школой у вас связаны неприятные воспоминания.

Главное в работе со старшеклассниками — никогда не применять образ жертвы, иначе вас могут буквально съесть. В классе будут царить правила школьников, а не ваши.

Что же делать, чтобы к вам проявляли уважение?

Будьте классным

Хоть вы и учитель, не нужно включать чрезмерную серьезность, тем более, вы в самом деле ненамного старше учеников. Вспомните себя в 10-11 классе: на уроках каких преподавателей было хорошо? У тех, кто регулярно шутил, рассказывал интересные истории, а не сверлил взглядом весь класс.

Школьники не ждут от учителя доброты, им не нужен мягкий характер. Они жаждут развлечений, чего-то увлекательного. Если сможете превратить скучный урок в интересный, ученики будут молчать и внимательно слушать. И им вряд ли захочется расстраивать учителя, на занятия к которому ходят с таким воодушевлением.

Будьте классным

Источник: thoughtco.com

Не играйте в любимчиков

Во-первых, родители и учебный коллектив могут понять это неправильно. Взгляните на ситуацию со стороны: молодой учитель выделил из всего класса одну девочку, которой помогает с учебой и слегка завышает оценки. Во-вторых, остальным ученикам это точно не понравится: начнутся возмущения, а любимчика подвергнут унижениям.

Предоставьте всем школьникам одинаковые права и возможности. Сообщите, что вы всегда открыты к обсуждению проблем, готовы помочь разобраться в сложных вопросах. Не демонстрируйте открытое недовольство одними учениками и снисходительность к другим: будьте одинаково вежливым со всеми. Если видите в ком-то большой потенциал, но ребенка нужно слегка подтолкнуть к успеху — обсудите это с родителями отдельно.

Сохраняйте спокойствие

Крики не помогут утихомирить бушующих подростков. Чем больше кричите и взрываетесь, тем меньше вас воспринимают всерьез: взрослый должен уметь совладать с собой.

Если в классе начинается балаган и просьбы утихомириться не работают, используйте волшебную палочку каждого учителя — «К доске!». Звучит банально, но это действительно работает, однако только если вы при этом будете сохранять спокойствие и хладнокровность. Не занижайте отметки: поведение и уровень знаний учеников не связаны.

Тренируйте уверенность в себе

Если будете боязливо ходить, говорить тихо и невнятно, даже коллеги не станут с вами считаться, не говоря уже о школьниках. Учитель — как вожак стаи, должен быть сильным и уверенным.

Тренируйте речь, мимику и язык тела, заходите в класс с высоко поднятой головой и ровной осанкой. Подростки моментально считывают страх в глазах собеседника, поэтому демонстрировать волнение не стоит. Чтобы повысить самооценку, воспользуйтесь нашими советами.

Одевайтесь скромно

Речь не о том, чтобы занашивать костюмы до дыр. Как раз наоборот: следите, чтобы вещи были свежими и стильными, но с последним — без фанатизма. Деловой костюм (строгий или в стиле кэжуал), неброская повседневная одежда вполне подойдут. Рубашку можно расстегнуть только на 2 верхние пуговицы, юбка — по колено или чуточку короче.

Одевайтесь скромно

Источник: mia-donna.ru

Помните, что обучаете старшеклассников, у которых сейчас бушуют гормоны, а в голове творится беспредел. Не провоцируйте неловкие ситуации своим внешним видом.

Ведите электронный журнал

Глупо надеяться, что современные дети не вырывают листы из дневников. Самые смелые могут пойти на отчаянный шаг — исправить отметку в журнале. Учитывая это будет разумным вести еще и электронный журнал. Вносите туда все оценки, замечания и прочие пометки, тогда на родительском собрании сможете представить реальную картину успеваемости класса.

Еще не рекомендуем отдавать контрольные и самостоятельные работы школьникам на руки, чаще всего они вырывают листы из тетрадей. Чтобы у родителей не возникло мыслей, что вы необъективно оцениваете знания детей, покажите им работы учеников.

Если при всем старании у вас не получается наладить контакт с классом, наберитесь терпения. Возможно, школьники еще не привыкли к вам, воспринимают как нечто чужеродное и необычное. Продолжайте тренировать уверенность в себе и корректируйте план занятий, чтобы они были максимально увлекательными. А если предстоит вести уроки у нового класса, на первом же занятии проинструктируйте учеников о своих требованиях и характере, а также о последствиях неуважительного поведения по отношению к вам.

Если ситуация доводит до нервного срыва, можете обратиться к директору и попросить перевести в другой класс. Вполне возможно, он поможет исправить ситуацию.

Будучи молодым начинающим педагогом, вы первое время можете пребывать в шоке от того, что вроде сами недавно закончили школу, а теперь нужно учить детей, с которыми, несмотря на небольшую разницу в возрасте, вам непросто найти общий язык: это просто другое поколение с иными интересами, кумирами, идеалами!

А педагогам старой закалки адаптироваться еще сложнее, несмотря на богатый опыт. Корреспондент Делового Казахстана узнал, как алматинские педагоги преодолевают этот барьер и с удовольствием находятся на одной волне с учениками.

Если для людей, кому сейчас около 30, в подростковом возрасте было достаточно понимать работу компьютера, то сегодня 11-летние дети не просто пользуются цифровыми гаджетами, но и не представляют себе окружающий мир без них. Задача педагогов – научиться правильно управлять потоком знаний и информации, который предоставляют цифровые инструменты.

«В настоящее время педагог должен быть учителем в тренде, он должен знать, развиваться, понимать и грамотно преподнести материал и донести его до детей так, чтобы им было комфортно, интересно на уроках и при этом все понятно по предмету. Здесь без новых технологий не обойтись. Педагог в тренде – это не только социальные сети, но и сама педагогика в тренде. Появляются новые подходы в обучении, новые формы в образовании, которыми должен владеть каждый уважающий себя педагог», — рассказала учительница начальных классов алматинской гимназии №79 Алина Новоженина.

Директор Раиса Цай поддержала свою молодую сотрудницу, добавив, что учителя должны владеть основами SMM и немного быть блогерами, чтобы быть на одной волне с учениками.

Пользы от применения цифровых технологий в образовании немало. Например, они помогают учителям тратить всего 2 минуты на проверку домашних заданий благодаря бесплатным мобильным приложениям с помощью QR-кода, а не сидеть вечерами за проверкой тетрадей вручную. Также новое время позволяет учителям не заполнять вручную многочисленные отчеты. А различные приложения позволяют педагогам на красочных четких 3D-моделях рассказывать, например, как устроено сердце человека и что происходит с ним, когда мы бежим. Делать уроки более познавательными и интересными можно по любой дисциплине, будь то гуманитарная или естественно-научная. 

С принятием закона «О статусе педагога» очень большое внимание уделяется нашим учителям, много конкурсов для них, где они могут развиваться, показать свой талант, повысить свои цифровые навыки, научиться создавать мультимедийные уроки, выкладывать их на Youtube и применять разные цифровые ресурсы. Один из таких конкурсов сейчас проходит в Алматы. Стать участником Digital Ustaz (Цифровой учитель) и побороться за возможность поехать на стажировку в Великобританию или Финляндию могут педагоги всех общеобразовательных школ Алматы. Прием заявок заканчивается 1 октября.

Баян Конирбаев возглавляет Управление цифровизации Алматы. В своей работе он старается в масштабах мегаполиса совместить наработки прошлого с цифровыми технологиями, которые меняются буквально каждый месяц.

«Мы должны понимать, что наши дети – это не мы, и не наши родители. Это личности с абсолютно другим миром и в период развития цифровизации у них есть свои потребности и свое видение на то, что происходит вокруг. Когда мы говорим о консерватизме в сфере образования, мы подчеркиваем, что важная старая методологическая база, которая сформировалась изначально. Но в тоже время очень большая нагрузка ложится на преподавателей, чтобы они находили общий язык с детьми, создавали условия для дальнейшего развития ребенка, реформируя учебный процесс под потребности ученика», — сказал Конирбаев.

Сейчас в период пандемии каждый из нас ощутил на себе, как изменился мир всего за год во всех сферах – здравоохранение, финансовые услуги, образование, даже в поведенческой культуре по отношению друг к другу. И этот процесс уже не изменить.

«Самое главное, что каждый учитель, ведя свой класс по дороге знаний, должен постоянно использовать новые инструменты и результативных мысли. Мы должны не просто ограничиваться методикой образования, которая сейчас есть, но и максимально применять лучшие результаты из новых методов обучения с применением цифровых технологий», — отметил Конирбаев.

Родители подтверждают, что их детям сейчас интереснее на тех уроках, которые ведут современные педагоги, кто на «ты» с новыми технологиями.

«Являясь мамой трех школьников, я осознаю насколько на сегодняшний день важны цифровые навыки в образовательных методиках, применяемых в школе. Например, самым любимым учителем моих детей стал один из преподавателей, активно применяющий социальную сеть TikTok, где делится познавательными видео по своему предмету. Дети его любят и слушают, ведь он с ними на одной волне», — поведала актриса и вайнер Дана Есеева.

Как оказалось, рецепт успешного преподавания сегодня заключается не только в высоком уровне эрудиции преподавателя, но и в его готовности меняться и идти в ногу со временем.

Альберт Ахметов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как учителю найти общий язык с учениками

Хорошие взаимоотношения с учениками являются неотъемлемым условием не только для продуктивной работы на уроке, но и для гармоничного развития личностных качеств ребенка. Ведь учитель, прежде всего, служит ролевой моделью для школьника. В большинстве случаев на успеваемость в школе влияют не столько трудности изучаемой темы, сколько психологический комфорт учащихся. А он зависит от общения со сверстниками и учителями.

Правила общения с учениками

Важно принимать ученика таким, какой он есть. Не нужно делить класс на положительных либо отрицательных детей. Нельзя унижать ребенка и постоянно делать акцент на оценках и интеллекте. Также неправильно оценивать школьника, руководствуясь личными впечатлениями. Такую ошибку допускают даже опытные педагоги. Они оценивают не столько знания ребенка и его работу на уроке, сколько на то, как он себя ведет, какие у него родители, и обращают внимание на внешность. Все-таки стоит помнить что преподавание – работа, а не любимое хобби. И основная задача учителя – давать знания, выставлять за это оценки в соответствии с критериями. А не решать, кто чего достоин.
У каждого человека есть свои индивидуальные особенности. Кто-то лучше запоминает информацию визуально. А кому-то лучше услышать какие-то факты. Это обязательно стоит учитывать, готовясь к уроку. Также важно понимать, что к каждому из учеников стоит найти индивидуальный подход. Ведь темперамент у всех разный. И поэтому важно быть снисходительными к каким-то поведенческим особенностям детей. Завоевать уважение ребёнка можно только в том случае, если учитель видит в своем ученике не просто человека, которому нужно дать знания, а неповторимую личность.
Нельзя навязывать ученикам собственное мнение. Можно быть прекрасным специалистом в определенной области, но это не делает учителя знатоком во всех вопросах. Не стоит затрагивать тему политики, религии. Здесь у каждого свое мнение.

Методы преподавания

Использование различных методов обучения помогает разнообразить урок. Это развивает и мотивирует ребенка. Дидактические приемы стоит выбирать исходя из возрастных особенностей учеников и специфики предмета. Но есть ряд общедидактических методов, которые применимы в любой дисциплине.
К таковым относятся следующие:

  1. Лекция – в основном подходит для старших классов или университетов. Характерной чертой является большое количество учебной информации. Для того чтобы дети лучше усвоили материал в начале урока следует продиктовать план всего занятия. Все занятие посвящается какой-то одной тематике. Выбран подходящий темп повествования.
  2. Упражнения необходимы для проработки пройденного материала. Должно быть объяснение учителя в сочетании с самостоятельной работой ребенка. Обязателен пример алгоритма выполнения задания.
  3. На некоторых предметах необходимо проведение лабораторных работ.
  4. Обучающая игра. Это поможет детям запомнить материал более качественно.

Но важнее всего создать комфортную, дружелюбную атмосферу на занятии.

on 23 Июль 2017.

Хорошие взаимоотношения с учениками являются неотъемлемым условием не только для
продуктивной работы на уроке, но и для гармоничного развития личностных качеств
ребенка. Ведь учитель, прежде всего, служит ролевой моделью для школьника. В
большинстве случаев на успеваемость в школе влияют не столько трудности
изучаемой темы, сколько психологический комфорт учащихся. А он зависит от
общения со сверстниками и учителями.

на уроке

Правила общения с учениками

Важно принимать ученика таким, какой он есть. Не нужно делить класс на
положительных либо отрицательных детей. Нельзя унижать ребенка и постоянно
делать акцент на оценках и интеллекте. Также неправильно оценивать школьника,
руководствуясь личными впечатлениями. Такую ошибку допускают даже опытные
педагоги. Они оценивают не столько знания ребенка и его работу на уроке, сколько
на то, как он себя ведет, какие у него родители, и обращают внимание на
внешность. Все-таки стоит помнить что преподавание – работа, а не любимое хобби.
И основная задача учителя – давать знания, выставлять за это оценки в
соответствии с критериями. А не решать, кто чего достоин.

У каждого человека есть свои индивидуальные особенности. Кто-то лучше запоминает
информацию визуально. А кому-то лучше услышать какие-то факты. Это обязательно
стоит учитывать, готовясь к уроку. Также важно понимать, что к каждому из
учеников стоит найти индивидуальный подход. Ведь темперамент у всех разный. И
поэтому важно быть снисходительными к каким-то поведенческим особенностям детей.
Завоевать уважение ребёнка можно только в том случае, если учитель видит в своем
ученике не просто человека, которому нужно дать знания, а неповторимую личность.

Нельзя навязывать ученикам собственное мнение. Можно быть прекрасным
специалистом в определенной области, но это не делает учителя знатоком во всех
вопросах. Не стоит затрагивать тему политики, религии. Здесь у каждого свое
мнение.

Методы преподавания

Использование различных методов обучения помогает разнообразить урок. Это
развивает и мотивирует ребенка. Дидактические приемы стоит выбирать исходя из
возрастных особенностей учеников и специфики предмета. Но есть ряд общедидактических методов, которые применимы в любой дисциплине.

К таковым
относятся следующие:

  1. Лекция – в основном подходит для старших классов или университетов.
    Характерной чертой является большое количество учебной информации. Для того
    чтобы дети лучше усвоили материал в начале урока следует продиктовать план всего
    занятия. Все занятие посвящается какой-то одной тематике. Выбран подходящий темп
    повествования.
     
  2. Упражнения необходимы для проработки пройденного материала. Должно быть
    объяснение учителя в сочетании с самостоятельной работой ребенка. Обязателен
    пример алгоритма выполнения задания.
     
  3. На некоторых предметах необходимо проведение лабораторных работ.
     
  4. Обучающая игра. Это поможет детям запомнить материал более качественно.

Но важнее всего создать комфортную, дружелюбную атмосферу на занятии.

Если материал полезен для Вас, пожалуйста, поделитесь с друзьями в соцсетях!

< Предыдущая   Следующая >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как по интернету можно найти мобильный телефон
  • Как найти авс по графику
  • Таро как найти свою профессию
  • Как найти отданное количество теплоты формула
  • Как можно найти сопротивление проводника формула