Как учителю составить проект урока

Методическая  разработка

 «Требования
к проекту урока и проектировочной работе»

Педагогический проект должен быть направлен на улучшение
условий деятельности педагога (совершенствование процесса педагогической дея­тельности: повышение педагогического мастерства,
улучшение условий
труда).

Педагогическая разработка — это творческий
продукт,
а послед­
ний, как известно, бывает разного характера:

адаптивный — связанный с приспособлением уже
имеющейся разра­
ботки к новым, конкретным условиям жизни;

комбинаторный — при котором новая
конструкция создается благодаря
новым сочетаниям известных элементов, способов, приемов;

радикальный —
содержащий принципиальную новизну.

Типы педагогических разработок по содержанию, или что
может соз­
давать педагог

Авторские
педагогические разработки могут быть различными.

Прежде всего, это программы по учебным предметам, как вновь вводи­мым, так и традиционно существующим, но требующие
обновления (пе­
ресмотра содержания и
др.).

Кроме программ, педагоги разрабатывают
методики преподавания от­дельных вопросов, тем, разделов, целостных учебных
курсов, технологии
воспитания, системы воспитательной работы.

Часто учителя создают сценарии
нетрадиционных уроков, психолого-педагогические тренинги, пакеты
психолого-педагогических средств ди­
агностики развития учащихся.

Одно из значимых направлений — создание
программ педагогического
эксперимента (индивидуального и
коллективного) для проверки гипотезы, положенной в основу авторской разработки.

Создаются и организационно-управленческие
педагогические системы;
концепции и модели образовательного
учреждения.

Представление об этом
дает схема, предложенная ниже.

Хотя каждый тип создаваемого
педагогического продукта имеет свою специфику, существует общая часть, которая
должна присутствовать в любой педагогической разработке. Мы рассмотрим
«устройство» этой,
инвариантной
части: ее структуру, алгоритм создания и правила оформле­ния.

Отметим, что каждый ее элемент в
разном типе разработок имеет свои особенности и требует различной степени
конкретизации. Разработки мо­
гут содержать еще и дополнительные элементы, присущие только данно­му педагогическому продукту.

Алгоритм создания и оформления разработки. Главные
условия
творчества,
или что должно быть обязательно

Таких условий несколько.

Первое — это наличие педагогического
опыта. За счет обдумывания
опыта, анализа и реконструирования чаще всего и создается новое,
уни­кальное. По сути, аналогичное
происходит с игрой ребенка в кубики. Эле­менты игры — кубики, кирпичики —
каждый раз одинаковые, а создаются
из них разные композиции,
удивительные и неповторимые.

Второе условие — наличие у педагога стремления и
способности зада­вать самому себе вопросы определенной направленности и делать
много­кратные попытки ответов на них. Иными словами, важно уметь «остано­виться и оглянуться», чтобы ответить, прежде
всего, на вопрос: «Что я, как
педагог,
делаю в учебно-воспитательном процессе особенное, отличающее
меня от других, а мой подход — от традиционного,
общепринятого?». В
этом действии заключен огромный резерв для осознания
(рефлексии) соб­ственного профессионального
опыта, движения вперед и личностного раз­
вития.

Почему так важна многократность размышлений о
собственном опыте?
Дело в том, что создавать научно-педагогическую
разработку и описывать ее — дело для педагога, который никогда или почти
никогда не занимался
этим,
трудное. Поэтому, задавая себе многократно, казалось бы, простой вопрос, вы будете искать на него все более точный
ответ, наиболее пол­
ную аргументацию своих позиций, открывать новые
грани своего педаго­гического опыта,
нащупывать пути превращения его в целостную систему,
углублять и
расширять его описание. Степень глубины и доказательности ответов на
поставленные вами же принципиальной важности вопросы мо­жет служить прекрасным
ориентиром вашего профессионального роста и перехода
с позиции «автор для себя» к позиции «автор — педагог-
исследователь».

Попробуйте, уважаемые коллеги, задавать себе один и тот же
главный вопрос каждый день, на протяжении недели, месяца, четверти. И отвечай­те
так, чтобы с каждым ответом ярче и рельефнее становилась ваша педа­гогическая идея, ваша находка. И вы увидите всю
пользу предлагаемого
нами приема.

Какой должна быть
структура разработки, или из чего

она должна состоять.

Педагог останется «автором для себя», если он не испытывает потреб­ности
поделиться с коллегами своими находками, обосновать свою идею, свой замысел. У
такого педагога интересный и значимый для него опыт, практика, есть понимание
того, что он делает, в чем состоят его личные достижения.
Между тем представить свою работу на рассмотрение и
оценку коллег он не
хочет, ибо не желает или не умеет обосновать, вы­строить в систему, оформить свой опыт.

Если же педагог хочет, чтобы об его идеях, выстраданных и
придуман­ных, узнали коллеги и
педагогическая общественность, он должен иметь в
виду, что теперь ему
придется выступать в новом качестве: автора. Его деятельность с этих пор будет
подчиняться иным закономерностям и тре­бованиям,
чем прежде, когда он был просто учителем. Он должен уметь

четко объяснить коллегам, что меняют его идея и опыт в традиционной практике,
какова результативность предлагаемого им нового подхода к
педагогической деятельности, в чем
заключается этот подход. Если педа­гог
намерен представить свою разработку на экспертизу в методический
или экспертный
совет, в аттестационную комиссию, то требования к ее оформлению, конечно же,
возрастают. Это связано с тем, что эксперты оценивают работу заочно и не могут
задать автору интересующие их во­просы. Они
ищут ответы на них в тексте, в изложении труда. Поэтому-то текст должен быть
предельно ясным и четким, содержать в себе все суще­
ственное.

Желательно, чтобы каждая работа состояла
из двух блоков: поясни­
тельной записки и основной части.

Пояснительная записка (ее еще называют объяснительной) предшест­вует изложению основного содержания работы. Ее
функция — обосновать причины, по которым автор предлагает действовать тем или
иным спосо­бом, аргументировать новый подход, выводящий из проблемной ситуации,
показать его преимущества и результативность. По сути, это маленькое
введение. Оно может быть кратким или развернутым. Его задача — обос­новать.
Основные вопросы, на которые автор отвечает в этой части, тако­вы: «Почему сделана работа?», «Что она дает?».

Второй блок называется основной
частью. В нем автор излагает содер­
жание своей разработки, отвечая на вопросы: «Что предлагает
автор?», «Зачем?» и «Как?». Детализация ответов может быть любой.

Мы определили четыре группы вопросов, на
которые в тексте описания
должны быть даны ответы. Последовательность их и представляет
собой алгоритм создания и оформления
педагогической идеи, находки. Эти
группы
вопросов составляют фундамент обеих частей описания: и поясни­
тельной
записки, и основной части работы. Только детализация их разная: в пояснительной
записке краткая, в основной части более подробная. Введение, где
обосновывается актуальность и новизна разработки, ее ори­ентация на развитие образования, гуманистическая
направленность поста­новки и решения проблемы, перечень педагогических задач,
успешно ре­
шаемых в опыте.

2.     
Теоретические основы исследования. Излагаются
теоретические
положения,
обосновывающие ту совокупность средств, методов и форм,
которая
сложилась в опыте.

3.      
Описание опыта включает в себя совокупность педагогических
средств,
найденных и проверенных в опыте; правила и последовательность
использования этих педагогических средств.

Анализируется
полученный в опыте результат.

4.      
Список используемой литературы.

5.      
Приложения содержат все учебно-технологические материалы,
которые
используются для подтверждения выводов, сформулированных в
тексте
описания (разработки, наглядные материалы, алгоритмы, схемы,
диаграммы
и т.п.).

Требования к проекту урока. Оформление и
структура проектировочной работы

Титульный лист Проект темы

Предмет,
класс
Тема

Программа Тип уроков

Выполнил учитель начальных классов

___________________________________ школы

___________________________________ района

____________________________________ Ф.И.О.

Педагогический стаж

Стаж работы учителя начальных

классов                                             

Дата выполнения________________

1.  Диагностика
уровня развития и обученности учащихся (описание
диагностических
методик и результатов).

2.          
Психолого-педагогическая
характеристика класса.

3.          
Описание исходного уровня знаний, умений и навыков учащихся для
данной
темя.

4.          
Тема, цели,
задачи, оборудование уроков.

5.          
План уроков с
хронометражем.

6.          
Конспекты уроков (описание хода урока) с теоретическим обоснова­
нием.

7.          
Самоанализ уроков.

Проект
темы разрабатывается для того класса, с которым учитель рабо­
тает в этом учебном году.

Рекомендации по выполнению
проектировочной работы.

1. Диагностика уровня развития и обученности детей
(описание диаг­ностических методик и результатов).

Учитель может провести диагностику
самостоятельно или воспользо­
ваться данными обследования детей школьным
психологом. Если диагно­
стики использовались известные
стандартизированные методики, то необ­
ходимо указать следующее: название методики, её автор, диагностируе­мый параметр развития, по возможности книгу или
другой источник, в ко­тором даётся описание этой методики.

Например. Диагностика саморегуляции (умение принимать и
удержи­
вать учебную задачу). Методика Д.Б.Эльконина «Графический диктант». Источник: Рогов Е.И. Настольная
книга практического психолога. — М., 1995г.

Если использовались самостоятельно сконструированные
диагности­
ческие
методики (например на предметном материале), то их нужно опи­сать более детально (суть методики, критерии и
способ оценивания, выде­
ляемые
уровни развития).

После каждой диагностической методики даются полученные (
на ос­
нове её использования) результаты. Рекомендуется их представить в виде
таблиц с указанием распределения учащихся по уровням развития (в про­центном
соотношении).

ПРИМЕР: Распределение учащихся по уровням
развития саморегуляции

Уровень

Низкий

Средний

Высокий

Количество уча­щихся (в%)

15

50

35

Для диагностики могут
быть использованы также анкетирование, метод наблюдений,
метод беседы, анализ продуктов деятельности учащихся (на­пример, их письменных
работ) и другое.
В этом случае делается ссылка на использованный метод. Например. На основе наблюдений мы определили,
что…

2.
Психолого-педагогическая характеристика класса

Основная
часть характеристика должна включать описание отдельных
групп учащихся (не менее трёх), выделяемых
в зависимости от уровня их развития (обучаемости). При этом даётся целостная
характеристика каж­дой группы по выделенным
ниже параметрам.
Характеристика может включать следующее:

       
Состав класса, особенности его комплектования (ККО, гимна­
стический
и др.);

       
Характеристика уровня сформированности у учащихся различ­
ных компонентов учебной деятельности (особенности учебной
мотивации; характер
учебных действий, умение принимать,
удерживать и самостоятельно ставить учебную
задачу: сформи-
рованность действий контроля и оценки);

       
Особенности интеллектуального развития (характеристика вос­
приятия, памяти,
воображения, мышления);

       
Описание уровня волевого развития, саморегуляции, внимания;

       
Особенности классного коллектива, характер межличностных
отношений.

Могут быть введены и
дополнительные критерии, например, сте­пень
работоспособности учащихся, уровень их воспитанности и др.
При
необходимости даётся характеристика отдельных учащихся, требующих особого
внимания учителя, сильно отличающихся от других детей по уровню своего
развития.

Характеристика
класса составляется на основе и с учётом прове­
дённой и описанной выше диагностики.

3.  Описание исходного уровня
знаний, умений и навыков учащихся.

Описание
обученности детей по данному учебному предмету к моменту проведения урока по выбранной теме предполагает характеристи­ку
уровня знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения темы данного урока.
Желательно определить уровень усвоения знаний (узнава­ние, репродукция,
применение в знакомой ситуации, применение в новой ситуации) и уровень
сформированности умений и навыков (аналитиче­ский, синтетический, варьирующий)
у детей.

4.  Тема, цели, задачи, оборудование
урока.

Тема урока формулируется полно и точно со ссылкой на название и страницы учебника, на основе
которых построен урок.

Цели и задачи урока могут быть выделены и оформлены по-разному.

При описании
оборудования указывается, какие наглядные посо­бия, приборы и инструменты используются учителем, какие индивидуаль­ные
пособия необходимы детям, включая индивидуальные карточки, пер­
фокарты,
средств обратной связи и др. (они прикладываются к конспекту или описываются).

5.  План урока с хронометражем.

План должен быть подробным, отражать не только
дидактическую,
но и методическую структуру урока.

Например. Формулировка названия этапа урока
«Закрепление ранее
изученного» является неполной, необходимо указать
конкретное содержа­
ние данного этапа.

В плане указывается время, которое
отводится на каждый этап уро­
ка.

6.
Конспект урока (описание хода урока) с теоретическим обосновани­ем.

Тетрадь делится на две части. Слева пишется конспект
урока, справа — его
теоретическое обоснование.

При написании конспекта урока нужно описывать подробно
всё содержа­
ние и организацию урока, выделять слова учителя и образцы
рассуждений
детей.

Обязательным требованием к
проектируемому уроку является дифферен­циация и индивидуализация обучения
младших школьников. Дифферен­цированная
работа или индивидуальные, а также индивидуализированные
задания должны
быть предусмотрены на различных этапах урока. При подборе дифференцированных заданий учитывается деление учащихся на
группы, описание которых дано в характеристике класса. В конспекте уро­ка
приводятся задания для каждой группы учащихся.

В описание
урока включаются различные методы, приёмы, формы органи­зации учебной работы,
которыми владеет учитель и использует на разных по данному учебному предмету.

Теоретическое
обоснование имеет комплексный характер и предполагает
дидактического, психологическое и
методическое обоснование этапов урока по
ряду примеров.

•   Выполняется обоснование отбора содержания с учётом
исход­
ного уровня знаний, умений и навыков учащихся, их уровня
развития, а также поставленных целей и задач.

Особое внимание уделяется тем заданиям, которые
отсутствуют в учебни­
ке, но включены учителей в урок.

       
Указываются способы дифференциации (например, дифферен­
циация урока по трудности, по уровню творчества, по объёму,
по степени
самостоятельности учащихся, по степени и харак­
теру помощи со стороны учителя и др.).
Обосновываются под­
бор индивидуальных заданий.

       
Делаются
ссылки на выбранные методы обучения (например,
репродуктивный, объяснительно-иллюстративный, частично-
поисковый, исследовательский) и методические
приёмы; фор­
мы учебной работы (например, фронтальная. Групповая, инди­
видуальная), на целесообразность их отбора. Даётся обоснова­
ние способов организации деятельности учащихся, указывает­
ся характер учебной активности детей на каждом этапе урока.

       
Описываются средства обучения, в том числе и средства об­
ратной связи.

•   Показываются способы формирования различных
компонентов
учебной
деятельности, а также способы реализации развиваю­щих целей урока

Для
обоснования урока могут использоваться также и дополни­
тельные параметры с учётом специфики
учебного предмета:

•    Способы развития
коммуникативных умений учащихся;

       
Использование учителем элементов новых предметных тех­
нологий;

       
Реализация в уроке теоретических положений учения
П.Я.Гальперина
(тип ориентировочной основы действия,
этапы формирования
умственных действий и понятий);

       
Другие
параметры, выбранные учителем самостоятельно.

7. Самоанализ урока.

В
этом разделе нужно показать взаимосвязь отдельных частей выпол­ненного проекта:

•Адекватность
поставленных целей и задач характеристике класса; •Адекватность урока
(структуры, содержания, методов обучения и

др.) поставленным
целям и задачам.

В
качестве вывода должно приводится доказательство того, что урок является развивающим. В обобщённом виде
описывается то, что по­этапно включалось в теоретическое обоснование урока (как
реализованы цели и задачи урока).

Если проектируемый урок был проведён с
учащимися, то делаются
выводы о его эффективности (например, о продвижении в
знаниях, умени­ях и навыках учащихся на данном уроке), проводится анализ того,
что уда­
лось
реализовать, а что не удалось и по каким причинам.

Разрабатывается минимум 2 урока (тема).

Рекомендации к
написанию проектов

Проанализируем
основные пункты проекта:

Титульный
лист

1.            
НАЗВАНИЕ 
ПРОЕКТА.   Каждое  слово,   используемое  в  названии   проекта,  должно давать
максимальную информацию о содержании гранта. Названия типа «Разработка
фундаментальных
основ…» только раздражают эксперта и
наводят на него тоску. Название проекта должно кричать
о гениальности заявителя. До него
этого никто не делал! Если он этого не сделает (если ему не
дадут грант), развитие
фундаментальной науки в этой области остановится. В зарубежных фондах
название проекта ограничивается  по
числу букв от 90 до  120,  Это ограничение заставляет
заявителя подбирать слова, более
точно определяющие задачу, которую он хочет решить.

2.            
ВЫБОР КОДА КЛАССИФИКАТОРА, Этот этап является самоэкспертизой. Выбирая
свое место
в классификаторе,
заявитель тем самым выбирает себе группу экспертов, к которым попадет его
заявка.   Нужно   четко   себе  
представить,   что   наиболее   важно   в   работе   (например,   метод
исследования   или   объект).  
Эксперты,   к   которым   попадет   проект,   и   итоговый   результат
рассмотрения может быть различным.
Если в проекте указано более 2 кодов классификатора, то
проект начинают передавать из одной
секции в другую, так как каждый эксперт, учитывая
большой конкурс, обращает внимание на
недостатки в заявке. В итоге, если проект размазан по
секциям, он просто провалится.

3.            
СПИСОК ОСНОВНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЕЙ. В список основных исполнителей должны
входить
только ученые, которые будут непосредственно участвовать в научном процессе,
получать от
руководителя
до 75% заработной платы по смете и будут авторами публикаций по теме гранта.
Финансирование  
лаборантов,   техников,   библиотечных   работников   производится    из   20%
накладных
расходов, которые отчисляет администрация вашей организации от суммы гранта.

Данные о проекте

1.            
АННОТАЦИЯ. Аннотация — это то, что эксперт прочтет обязательно
внимательно и целиком.
Поэтому
аннотация должна содержать исчерпывающую информацию о проекте: его место в
науке,
основные
идеи и основные методы исследования. Эксперт — очень занятый человек. Если его
взгляд  
останавливается   на   проекте,   судьба   его   решается   буквально   в  
первые   минуты,
необходимые, чтобы просмотреть аннотацию и понять цель проекта. Если в этот
момент интерес к
заявке потерян, он
может быть потерян навсегда.

2.           
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА. Опытный эксперт по ключевым словам сразу оценивает
проблему и
задачу,
которую хочет решить заявитель. Поэтому к подбору ключевых слов надо отнестись
очень
серьезно.
Если ключевые слова, указанные в первую очередь, не совпадают с темой раздела
классификатора,
Ваш проект может быть обречен.

3.           
СОДЕРЖАНИЕ ИНИЦИАТИВНОГО ПРОЕКТА. В проекте надо решить 3-4 конкретные
задачи.
Все очень узкие и ясные задачи должны состыковываться. В целом содержание
проекта должно
соответствовать
названию.

4.           
ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ.   
Большинство   фондов   поддерживает   только   фундаментальные
исследования,   т.е.   работы,   не  
направленные   на   решение   конкретных   технических   или
технологических   задач.  
Экспертная   оценка   научного   содержания   представленного   проекта
определяется   актуальностью  
научной   проблемы.   Цель   (задача)   исследования   должна   быть
адекватна  поставленной  проблеме и
подробно обоснована, а ожидаемые результаты научно
значимы для решения проблемы.
Предлагаемые методы должны быть адекватны поставленной
задаче.   План   проекта  должен 
быть  оптимален   и   конкретен.   Каждый   пункт  заявки  должен
строиться так, чтобы уже начало чтения давало основную информацию.

5.            
НАУЧНЫЙ ЗАДЕЛ. Список публикаций должен относиться  к последним
2-3 годам и быть
связан
непосредственно с темой проекта. Вы должны показать, что «нащупали»
что-то интересное
и важное и готовы начать интенсивно работать
над этой проблемой, как только получите грант.

Кроме   того,   журналы,   в   которых   опубликованы   ваши   статьи,  
должны   быть   доступны
максимальному числу ученых, работающих в
Вашей области, и, конечно, эксперту.

6.           
ОБОРУДОВАНИЕ, Если Вы в проекте запрашиваете дорогостоящее оборудование,
не стоит
затевать 
эту  историю  —  Вы  еще  не  готовы  выполнять  проект.   Если же  Вам  нужна
лишь
незначительная
материальная поддержка, чтобы включиться в работу, то у Вас есть шанс.

7.           
ДАННЫЕ О РУКОВОДИТЕЛЯХ И ОСНОВНЫХ ИСПОЛНИТЕЛЯХ, Из списка исполнителей
эксперт
должен понять, что Вы собрали команду, владеющую всеми нужными методами для
выполнения 
проекта,  и  вполне справитесь с заявленной  проблемой.  Большинство проектов
выполняется группами
4-6 человек,

8.           
СМЕТА  РАСХОДОВ  НА  ВЫПОЛНЕНИЕ  ПРОЕКТА.   Бюджет должен  строго 
вытекать  из
экспериментального 
плана.  Он  включает зарплату,  запрос на  оборудование (минимальный),
запросы
на реактивы, запчасти, командировки. Если запросите много, то проиграете, если
очень
мало,
значит, Вы не понимаете сложность работы и не можете ее реально оценить.
Та часть,
которую
Вы запрашиваете на зарплату и собираетесь дать основным исполнителям — это
вопрос
научной
этики.

9.           
ДИСКЕТА.
Дискета должна быть читаемая, хорошего качества. Используйте рекомендованные
текстовые редакторы.

Если
Вы не получили грант, это значит, что Ваш проект очень хороший, но … из 4-5
очень хороших
выбрали не Ваш. Не огорчайтесь! Подавайте вновь.

ОСНОВНЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К НАПИСАНИЮ ПРОГРАММЫ (ПРОЕКТА) Общие положения

1. Программа
(проект) — увязанный по ресурсам, исполнителям и срокам исполнения
комплекс мероприятий,
обеспечивающих решение приоритетных экономических, социальных, культурных и др. проблем города.

2.
Основным принципом разработки программы (проекта) является согласованность
целей и задач с программами социально-экономического развития города.

1.Программа (проект) должна
включать следующие разделы:

1.1. Наименование и область применения
программы (проекта):

     
наименование программы (проекта);

     
кем будут использованы результаты работы;

     
наименование организации (головной организации) — исполнителя программы
(проекта);

     
наименование
организаций — соисполнителей программы (проекта).

1.2. Источники
разработки программы (проекта):

     
наименование законодательных, нормативных и иных распорядительных
документов
Правительства РФ и г. Москвы;

     
наименование государственных программ общественного и
социально-экономического
развития города, в
рамках которых реализуется предложенная программа (проект);

     
результаты собственной деятельности, в т. ч. издательской,
научно-исследовательской,
практической и т.п.

1.4.Основные
цели и задачи программы (проекта)
1.5.Мероприятия в рамках программы
(проекта).

Наименование
мероприятий
Чем заканчивается работа Сроки выполнения

2. Описательная часть программы
(проекта) должна включать в себя:

2.1. Анализ существующего состояния
поставленной приоритетной проблемы (или задач).

2.2. Обоснование  необходимости  достижения  
целей   и   решений  задач,   определяемых
программой   (проектом),  
технико-экономическое   обоснование,   общая   стоимость   работ  по
программе (проекту), в т.ч. за счет запрашиваемых из бюджета средств.

2.3. Смета расходов по
реализации программы (проекта) по статьям — всего,  в т.ч.  по
бюджету.

2.4.
Ожидаемые результаты реализации программы (проекта), выраженные в
соответствующих
показателях.

2.5. Сведения об объемах, источниках, формах и механизмах
привлечения финансовых, трудовых и материальных ресурсов, необходимых для
реализации программы (проекта)2.6. Сведения об имеющихся ресурсах для
реализации программы (проекта): собственные или арендуемые основные средства, сырье, материалы, финансовые ресурсы,
наличие льгот,
имеющиеся кредиты, их
источники, сроки получения и погашения.

2.7. Наглядная информация о деятельности
организации (каталоги/проспекты/
фотографии/рекламные буклеты с подробными характеристиками
деятельности организации; опубликованные в
прессе статьи/заметки о деятельности организации/предлагаемых
социальных услугах; другие дополнительные
сведения).

Восканян Анастасия Валерьевна

Более лёгкий способ плана урока

Скачать:

Предварительный просмотр:

СИПКРО, кафедра педагогики и психологии: методические материалы И.В. Сорокиной

Методические рекомендации по оформлению проекта урока в контексте ФГОС

  1. Проект урока выступает конечным продуктом педагогического проектирования предстоящего взаимодействия учителя и учащихся на учебном занятии, направленном на воспитание и развитие личности средствами формирования УУД и достижение планируемых образовательных результатах в контексте ФГОС.
  2. Проект урока является формой методического продукта т.е. может быт представлен педагогическому сообществу. Поэтому он должен быть достаточно кратким, но по полноте и плотности информации создавать целостное представление о взаимодействии учителя и учащихся обеспечивающем достижение запланированных образовательных результатов. 
  3. Проект урока оформляется в виде печатного текста на листах А4 формата. Поля: левое 2 см, верхнее и нижнее – 1,5 см, правое – 0,5 см. Шрифт: Times New Roman – 12. Межстрочный интервал – одинарный.
  4. Проект урока состоит из трёх частей: 1) паспорт урока; 2) технологическая карта хода урока; 3) приложения.
  5. Структура паспорта урока включает в себя: ФИО учителя, ОУ, предмет, класс, тема урока, комплексная триединая цель урока, планируемые образовательные результаты (ПОР), программные требования, программное содержание, ведущая мировоззренческая идея урока или ценностные ориентиры, основные понятия и другие компоненты научных знаний по предмету (например: даты, имена, географические название, орфограммы, правила, закономерности и т.д.),  план изучения нового материала, тип урока, форма урока, технология обучения, оборудование (или оснащение) урока, мизансцена урока, подготовка к уроку (если есть необходимость), домашнее задание.
  6. Технологическая карта хода урока оформляется в таблице:

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

НАЗВАНИЕ ЭТАПА УРОКА

Содержание, методы, форма и средства преподавания

Эталон ответа или выполнения задания

Что, где и как делает

Выписываются из паспорта урока

  1. Приложения включают в себя:  раздаточные дидактические и наглядные материалы и используемые в ходе урока мультимедийные презентации (6 слайдов на листе). Каждое приложение нумеруется и оформляется с новой страницы.
  2. В оформлении должны быть использованы шрифтовые выделения и подчёркивания:  этапы урока оформляются жирным шрифтом прописными буквами; пункты плана изучения нового материала жирным шрифтом строчными буквами; названия приёмов и методов оформляются курсивом; формы и средства обучения – без шрифтовых выделений, но с подчёркиванием.
  3. В оформлении допускаются и приветствуются следующие сокращения:

ЛР – личностные результаты; РУД – регулятивные универсальные учебные действия

МР – метапредметные результаты;  ПУД – познавательные учебные действия;

ПР —  предметные результаты;  КУД – коммуникативные учебные действия.

ПРОЕКТ УРОКА ________________________________________________

Учитель

Тема урока

Цель урока:

Планируемые ОР

Ученик по окончании изучения темы урока:

Программные требования

Личностные результаты

Метапредметные

Предметные

Мировоззренческая идея

Программное содержание

План изучения нового материала

1.

2.

3.

Основные понятия

Тип урока

Форма урока

Технология

Мизансцена урока

Оборудование урока

Домашнее задание

Технологическая карта урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Урок-проект «Театр кукол»

Пояснительная запискапедагогического проекта «Урок-проект «Театр кукол».Данный проект разработан для проведения урока изобразительное искусство по программе «Изобразительное искусство и художественный…

  • Мне нравится 

 

Хороший, полезный урок без подготовки не провести. Вот почему так важно заранее продумать его ход. Федеральный Государственный стандарт основного общего образования подчеркивает, что учебный процесс должен быть организован так, чтобы учащиеся могли достигнуть общекультурных, личностных и познавательных результатов. Поэтому существует несколько общих требований к тому, как составить план урока.

Что такое конспект урока?

Каждый грамотный учитель перед тем, как провести урок, составляет его план-конспект. Что же означает этот термин? Со студенческих времен все привыкли к тому, что конспект – это изложенная в письменном виде только что прослушанная информация. В педагогическом мире все иначе. Конспект (или другими словами план урока) составляется заранее и служит некой опорой, подсказкой для учителя. Это воедино собранная информация о том, чему посвящен урок, каким образом он построен, какой смысл в себе несет, какова его цель, как эта цель достигается.

план урока

Для чего нужно составлять план урока?

В первую очередь план урока нужен учителю. Особенно это актуально для молодых преподавателей, которые из-за нехватки опыта могут растеряться, что-то забыть или не учесть. Разумеется, если будет тщательно продумано заранее, каким образом подать информацию ученикам, какими упражнениями ее закрепить, отработать, то и процесс усвоения пройдет гораздо быстрее и качественнее.

Зачастую конспекты урока требуют предъявлять завучи, потому что это является прямым отражением того, как работает учитель, насколько методика преподавания соответствует школьным требованиям и учебной программе. По конспектам хорошо заметны сильные стороны педагога, а также его методические ошибки и недочеты.

Основные требования

Сложно составить общие требования, которым должны были бы отвечать все планы уроков. Ведь многое зависит от детей, их возраста, уровня развития, вида урока и, конечно же, самого предмета. План урока русского языка будет в корне отличаться от плана урока, к примеру, по окружающему миру. Поэтому единой унификации в педагогике нет. Но существует несколько общих требований к тому, как все-таки должен выглядеть план-конспект урока:

  1. Должны быть четко сформулированы цель урока, методы и задачи. И все они должны соответствовать возрасту учеников.
  2. Урок обязан включать в себя некий мотивационный материал; занятие нужно построить так, чтобы у ученика возникло стремление к получению новой информации.
  3. Необходимо четко прописать тему и ход урока.

    план конспект урока

На что еще стоит обратить внимание?

Как правило, учителю, составляя план урока, нужно продумать каждую мелочь. Вплоть до того, сколько времени будет потрачено на реализацию каждого из пунктов плана. Необходимо прописать все реплики, сказанные учителем, и дать на них предполагаемые ответы учеников. Все вопросы, которые учитель собирается задать, тоже должны быть четко прописаны. Не лишним будет отдельно указать, с каким оборудованием предполагается работать на занятии. Если на уроке применяется какой-то раздаточный материал или учитель показывает для наглядности презентацию, картинки и т.д., все это тоже следует приложить к конспекту урока в распечатанном и в электронном виде. Заканчиваться конспект должен подведением итогов и домашним заданием.

Как правильно оформить конспект?

Для себя учитель может составлять план в любом виде. Это могут быть просто заметки, отдельные реплики, предложения или подробный сценарий. Некоторые схематично изображают нужную информацию. Если же требуется сдать конспект на проверку начальству, то наиболее распространенная форма – в виде таблицы. Это очень удобно и наглядно.

план урока русского

Пример составления краткого плана-конспекта

Краткий план урока. 5 класс

Предмет: русский язык.

Тема: имя прилагательное.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: познакомить учеников с новой частью речи.

Основные задачи:

  • развивать речевые навыки и умения;
  • отработать умение согласовывать слова.

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, таблицы.

Ход урока:

  • организационный момент;
  • проверка домашнего задания;
  • объяснение нового материала (чтение правила, работа с ним, выполнение упражнений для закрепления материала);
  • повторение изученного материала;
  • подведение итогов урока, оценка знаний учеников;
  • домашнее задание.

Обратите внимание, что все пункты хода урока должны быть подробно расписаны учителем, вплоть до каждой реплики. Кроме того, напротив каждого пункта нужно написать максимальное время, которое будет отведено на каждый из них. Так не возникнет ситуации, что урок подходит к концу, а сделана лишь половина из запланированного учителем.

план урока 5 класс

Не все конспекты будут одинаковы. Очень большое значение имеет возраст учеников, когда мы говорим про планы уроков. 6 класс, к примеру, может воспринять новую информацию в стандартной форме. Это когда учитель объясняет правило, записывает на доске важные материалы, а затем предлагает ряд занятий на отработку и закрепление изученного. Для 2 класса такой вариант будет неэффективным. Для малышей принято вводить новое в игровой форме или при помощи наглядных материалов.

Приведем пример еще одного конспекта.

План урока английского языка, 7 класс

Тема: повторение пройденного грамматического материала.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: закрепить полученные навыки по теме перевода предложений из прямой речи в косвенную.

Основные задачи:

  • развивать коммуникативные умения;
  • развивать способность работать в команде;
  • формировать умение выделять главное в изученном материале.

Оборудование: доска, мел, презентация, магнитофон.

планы уроков 6 класс

Ход урока:

  • организационный момент;
  • фонетическая разминка;
  • лексическая разминка;
  • повторение пройденного материала (выполнение упражнений, самостоятельная работа, работа в команде);
  • проверка домашнего задания;
  • подведение итогов урока;
  • домашнее задание.

Как видно из данного примера, пункты плана хода урока не имеют четкой расположенности. Стандартную проверку выполнения домашнего задания можно провести в начале урока, в середине, а можно и вовсе закончить так занятие. Для учителя главное — не бояться экспериментировать, придумывать и привносить что-то новое в каждое занятие, чтобы для детей урок был интересным и особенным. Чтобы они его ждали с нетерпением. В зависимости от того, какой выбран тип, будет зависеть и план урока. 7 класс (в отличии, например, от младших школьников) позволяет построить занятие нестандартно. Повторение изученного можно провести в виде игры или соревнования. Можно дать ученикам возможность показать свои умения посредством самостоятельной работы. Главное понимать, какой вид деятельности подойдет конкретному классу, конкретной группе учеников (учитывать нужно и возраст, и общую успеваемость в классе).

Подводя итоги

Итак, обобщим все вышеизложенное. Пошаговая инструкция для составления плана-конспекта урока будет выглядеть следующим образом:

план урока 7 класс

  1. Предмет/класс.
  2. Типа урока.
  3. Тема занятия.
  4. Цель.
  5. Основные задачи.
  6. Оборудование.
  7. Ход урока:
  • оргмомент, разминка и т.д. (подробно начинаем прописывать речь учителя и учеников);
  • проверка домашнего задания;
  • введение нового материала, его отработка;
  • закрепление пройденного, повторение.

8. Подведение итогов.

Этапы урока могут быть расположены в любом порядке, могут быть дополнены или быть представлены в ходе урока выборочно.

план урока 8 класс

Не забывайте, что в первую очередь конспект нужен не начальству, не завучу, не директору и не ученикам. Это рабочий инструмент и помощник учителя. И здесь дело не в опыте и не в умении экспериментировать на месте. Никто не мешает привнести в урок новизну, изюминку. Учитель может пошутить, привести пример из жизни (и, конечно, это не стоит писать в конспекте). Но в любом случае, обязательно должен присутствовать план урока. 8 класс вам достался, 3 или 11 – не важно! Класс активный или пассивный, схватывает «на лету» или необходимы долгие разъяснения – не имеет значения! Возьмите за правило – перед каждым уроком составляйте план. Лишним это точно не будет.

Предмет: Русский язык

Класс: 2

Программа: УМК «Перспективная начальная школа», авторская программа «Систематический курс русского языка»

Авторы: М.Л. Каленчук, Н.А.Чуракова, О.В.Малаховская, Т.А.Байкова, Н.М.Лаврова

Учебник: Чуракова Н.А. Русский язык. 2 класс. М., Академкнига/ Учебник, 2012

Раздел учебника: 3 часть

Количество часов в неделю: 5 ч

Количество часов в год: 170 ч

Тема урока: Как делаются слова. Что такое суффикс.

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Знакомство со способом образования слов с помощью суффикса

Задачи:

Образовательные:

создать условия для открытия нового знания о суффиксе как части слова и его роли в образовании слов;

формировать умение составлять родственные слова с помощью суффикса;

совершенствовать умение работать по алгоритму;

формировать умение работать со словарями;

Развивающие:

способствовать развитию интеллектуальных умений и формированию информационной культуры учащихся, самооценки и взаимооценки;

развивать речь.

Воспитательные:

— воспитывать чувство взаимопомощформировать познавательный интерес к языку;

способствовать формированию мотивационной основы учебной деятельности;

— воспитывать чувство взаимопомощ воспитывать чувство доброты, взаимопомощи.

Планируемые результаты:

(предметные)

Учащиеся научатся:

находить значимые части слова, в том числе суффикс;

сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования (с помощью суффикса);

мотивированно образовывать родственные слова с помощью суффикса;

обнаруживать регулярные исторические чередования (чередования, видимые на письме);

разграничивать разные слова и разные формы одного слова.

(метапредметные)

В области регулятивных учебных действий учащиеся научатся:

ставить цель и удерживать её на протяжении всего урока;

планировать свою деятельность

осуществлять контроль и самоконтроль

В области коммуникативных учебных действий учащиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы.

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

использовать правило или алгоритм для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.

В области познавательных общих учебных действий учащиеся научатся:

ориентироваться в словаре с целью быстрого поиска нужной группы слов по заданию«Открой словарь на букву к»;

ориентироваться в учебнике: находить тему по оглавлению, нужное правило для извлечения необходимой информации;

работать с несколькими источниками информации (с учебником и обратным словарём, с учебником и языковым материалом на слайде, с учебником и тетрадью на печатной основе);

(личностные)

Учащиеся научатся:

учитывать чужую точку зрения, оказывать помощь сквозным героям учебника, которые в этом нуждаются при решении интеллектуальных задач;

получать удовлетворение от выполненной работы.

Оборудование к уроку:

средства программы «Power Point», проектор, экран, учебник (3 часть), обратный словарь, тетрадь для самостоятельной работы на печатной основе (2 часть), рабочая тетрадь.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Организационное начало

Самоопределение к учебной деятельности

Слайд № 1:

Читает запись на слайде, настраивает учащихся на работу.

«И дверь распахну я

на солнечный блеск

Для новой работы,

для нового счастья»

И. Бунин

Эти слова принадлежат великому мастеру слова, поэту Ивану Бунину.

— А вам знакомо чувство радости от выполненной работы?

Сегодня мы будем работать со словом. И пусть эта работа принесёт вам радость.

Отвечают на вопросы учителя, настраиваются на рабочий ритм

П.

наблюдение

Р.

выделение главной мысли

К.

умение

слушать и

вступать в диалог

Л.

уверенность в своих силах

2. Погружение в новую тему

Формулирование темы урока

Акцентирует внимание учащихся, используя личностно значимый материал для каждого ребёнка.

Слайд № 2:

— Вспомните то время, когда вы были ещё совсем маленькими, только начинали говорить и, не зная правил образования слов, пытались называть предметы по – своему, образовывали свои слова. Назовите некоторые из них.

Уже тогда, пусть неосознанно, вы делали новые слова.

— Как вы думаете, какая сегодня тема урока?

Слайд № 3:

Тема:

Как делаются слова.

Называют слова

(Огурц — огурец, хибо — хлеб, дяго — кот, написовала — написала)

Совместно с учителем определяют тему урока «Как делаются слова»

П. умение

строить речевое

высказывание

Р. инициа

тивность

К. умение дать точный ответ на вопрос,

участие в коллективном обсуждении темы

Л. осознание личностной значимости изучаемого

материала

3. Постановка проблемы

Поиск путей выхода из трудной ситуации

Создаёт проблемную ситуацию

Слайд № 4: Изображение ребёнка с игрушками

— А сейчас назовите свои любимые детские игрушки.

— Вы заметили, как называете большинство игрушек машина — машинка, мяч – мячик, шар – шарик…

— Почему?

Приступим к образованию слов. Возьмём такие игрушки.

Слайд № 5:

Изображение большого шара и маленького шарика

— Назовите слово-название этого предмета.

При ответе на каждый вопрос щёлкает левой кнопкой мыши по экрану

ШАР

— Из каких частей состоит это слово?

— Назовите основу

— А маленький?

ШАРИК

— Это форма того слова или другое слово?

— Докажите.

— Назовите корень.

— Найдите окончание.

— Что произошло с основой?

— Какое из этих слов образовалось раньше?

— Покажите взмахом руки, в каком направлении нужно поставить стрелку.

А можно так: шарик — шар

— Предположите, как образовалось слово шарик?

— А что такое ик?

Фиксирует затруднение в пробном действии

Отвечают на вопросы, пытаются найти выход из затруднительного положения

Называют любимые игрушки (машинка, мячик, шарик…)

(Ребёнок маленький, мы относимся к нему с лаской, и свои чувства мы передаём такими словами).

(шар)

(окончание нулевое, корень шар)

(шар)

(шарик)

(другое слово)

(шар)

(нулевое)

(основа разрослась)

(шар)

шар—шарик

Высказывают предположение

(к основе слова шар прибавили 2 буквы – ик)

(Когда человек проглотит что-то не так – у него икота.)

П.

наблюде

ние сравнение,

выдвижение гипотез,

умение использовать знаково-символические средства

Р.

волевая

саморегу

ляция

К.

участие в коллективном обсужде

нии проблемы

Л.

умение преодоле

вать трудности

4. Открытие нового знания

Выход из трудной ситуации

Создаёт учебную ситуацию для выхода из затруднения и открытия нового знания

— Ик — это слово, или только часть слова?

— Где она стоит?

— Для чего нужна эта часть?

— Какое новое знание вы открыли?

Открывают новое знание о существовании неизвестной части слова через решение проблемы

(часть слова)

(после корня)

(она помогла сделать другое слово)

(Оказывается, существует ещё одна часть слова, она помогла нам сделать другое слово!)

П. анализ, сравнение, обобщение,

вывод

Р. контроль и

самоконтроль

К. умение слушать и вступать в диалог

Л. удовлетворение от преодоления трудностей

5. Постановка цели и задач урока

Формулирование целей и задач.

Побуждает учащихся формулировать цель и задачи урока, концентрируя их внимание на конечном результате.

— Что бы вам хотелось узнать сегодня на уроке?

— Сформулируйте цель урока.

Слайд 6:

— Какие задачи нужно выполнить?

Организует работу со слайдом:

При формулировании цели и задач щёлкает левой кнопкой мыши по экрану.

Структурирует предложенные формулировки.

Планируют свою деятельность

(что это за часть и, вообще, как делаются слова)

Формулируют цель и задачи урока

Цель:

Узнать, как делаются слова.

Задачи:

познакомиться с названием и обозначением новой части слова;

сформулировать её определение;

составить алгоритм образования слов;

учиться по алгоритму с помощью новой части составлять родственные слова.

П. самостоятельное выделение познавательной цели,

прогнозирование

Р.постановка учебных задач,

планирование своей деятельности

К.сотрудничество с учителем и сверстника

ми

Л.переживание за общее дело

6. Проектирование и фиксация нового знания.

Определение способов решения задач

Побуждает учащихся к решению 1й и 2й задач урока, организуя работу с информационными источниками

— Что нам поможет?

Откройте оглавление учебника. Найдите тему. Откройте нужную страницу. Прочитайте тему урока на странице учебника.

— Как называется часть слова, с помощью которой мы образовали новое слово?

Нашли. Первая задача урока решена.

— Так что же такое суффикс?

— Сформулируйте определение суффикса, опираясь на только что приобретённые знания.

— Сравните своё определение суффикса с данным в учебнике.

— Найдите его обозначение.

— А какие знания, полученные ранее, нам пригодятся для образования слов? Проанализируйте предложенные темы.

Слайд № 7:

Тема: «Форма слова»

Тема: «Начальная форма»

Тема: «Окончание»

Тема: «Корень слова. Родственные (однокоренные) слова»

Тема: «Основа слова»

Тема: «Чередование согласных в корне слова»

Умение работать со словарями

Проясняет, конкретизирует мнение учащихся

Работают с учебником

(учебник, словарь, тетрадь)

Находят тему:

«Как делаются слова. Что такое суффикс».

Знакомятся с новым понятием

(суффикс)

Формулируют определение суффикса

(Часть слова, с помощью которой образуются другие слова, называется суффиксом, если эта часть стоит после корня.)

(такое же)

Анализируют предложенные на слайде темы, делают вывод

П.

поиск информации, ориентирование в учебной книге,

подведение под понятие, анализ

Р.

контроль и самоконтроль

К.

инициативное сотрудничество

Л.

упорство в достижении цели

7. Закрепление

нового знания

Упражнение в образовании родственных слов с помощью суффикса

Организует работу в парах с обратным словарём, даёт чёткую инструкцию

Слайд № 8:

Поработаем с обратным словарём.

— Откройте обратный словарь на букву к. Прочитайте про себя слова, оканчивающиеся на ик и ёк.

Пусть один из вас запишет и покажет с помощью стрелки, как сделаны первые 3 слова на ик, а ваш сосед первые 3 слова на ёк. Обсудите задание, проверьте работу друг друга.

Организует самопроверку, используя

слайд:

— Над какой задачей урока мы сейчас работали?

— С помощью каких суффиксов образованы эти слова?

— Какое значение придают словам эти суффиксы?

Их так и называют – суффиксы с уменьшительно – ласкательным значением.

Работают в парах, используя обратный словарь и рабочую тетрадь

Моделируют, устанавливая отношение производности с помощью стрелки, выполняют взаимопроверку

Выполняют самопроверку, опираясь на слайд

лоб—лобик уголь—уголёк

зуб—зубик пень—пенёк

куб—кубик огонь—огонёк

(учились образовывать слова с помощью суффикса)

(ёк, ик)

(предмет как — будто уменьшается и называется ласково)

П. умение работать со словарями, моделирование, наблюдение,

сравнение, умение делать вывод

Р. умение следовать инструкции,

контроль,

оценка, коррекция

К. умение работать в паре,

распределять работу между собой и соседом,

Л. умение оказывать помощь нуждающе

муся

8. Физминутка для глаз

Контролирует выполнение детьми упражнений для глаз по специальному тренажёру

Выполняют движения глазами, используя тренажёр

9. Самостоятельная работа

Решение типовых заданий с использованием различных источников информации

Организует самостоятельную работу по учебнику у. 22, с. 24 и тетради для самостоятельной работы у. 23, с. 18 с последующей проверкой.

Организует самоконтроль

Самостоятельно выполняют задания в учебнике и в тетради для самостоятельной работы

Выполняют самооценку качества и уровня усвоения знаний

П.

ориентирование в учебнике, моделирование, умение работать с несколькими источниками информации

Р. контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, самооценка качества и уровня усвоения

Л. самоопределение

10. Физминутка

Организует подвижный отдых

Слайд № 9:

— Что вы заметили?

Хором произносят слова стихотворения и выполняют движения

Строил домик паучок.

Комнатку и чердачок

Он повесил на сучок

Получился гамачок.

1.Слова-названия предметов образованы с помощью суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением

2. В словах с суффиксом ок произошло чередование согласных звуков в корне слова.

П.

наблюдение

Р.

свободное ориентирование в тексте

К.

взаимодействие

11. Отработка знаний

Работа по алгоритму

Использует интригу учебника в создании учебной ситуации для решения следующей задачи урока (составить алгоритм образования слов)

Задание Анишит Йокоповны:

— Придумайте устно слова с суффиксами с уменьшительно – ласкательным значением:

очк, ечк, ичк.

Слайд № 10:

Изображение Маши и Миши

Маша тоже решила проявить творчество. Но пока не уверена в своих силах.

— Как мы можем помочь Маше?

Совместно с детьми составляет алгоритм на слайде на примере слова мамочка, щёлкая каждый раз левой кнопкой мыши по экрану

— Над какой задачей урока мы сейчас работали?

Создаёт учебную ситуацию по использованию составленного алгоритма (последняя задача урока)

Пользуясь алгоритмом, Маша легко составила слова

Слайд № 11:

блюдо — блюд/ + ечк + о = блюдечко

лиса — лис/ + ичк + а = лисичка

— Оцените её работу.

— Что помогло Маше справиться с заданием?

Миша посмотрел на слова сестры и составил свои, но пользоваться алгоритмом он не стал:

Слайд № 12:

дочка свечка спичка

-Посмотрите внимательно и выскажите своё мнение.

— А какой способ действий выбрали бы вы?

Помогите Мише выполнить задание.

Пользуясь алгоритмом, покажите, как составлены эти слова.

Щелчком мыши добавляет на слайд алгоритм.

Организует работу в парах, используя языковой материал на слайде, даёт чёткую инструкцию.

— Пусть один из вас сделает слово дочка, а ваш сосед — свечка.

Третье слово Миша переделает сам.

-Выполните взаимопроверку.

— Какой суффикс помог образовать эти слова?

— А вот работа Миши.

Слайд № 13:

спица — спиц/ + к + а = спичка

Миша выбрал трудное слово с чередованием согласного в корне.

— Помогите Мише понять причину ошибок. Над чем ему нужно ещё поработать, какие темы повторить? Вернёмся к слайду с темами.

Слайд № 14:

Тема: «Форма слова»

Тема: «Окончание»

Тема: «Корень слова. Родственные (однокоренные) слова»

Тема: «Основа слова»

Тема: «Чередование согласных в корне слова»

Умение работать со словарями

Добавляет на слайд ещё одну запись:

Умение работать по алгоритму

— Какую задачу урока мы решали?

Устно выполняют задание

(розочка, семечко, водичка)

(составить слово по шагам)

Совместно с учителем составляют слово по шагам, проговаривая алгоритм вслух

мама — мам/ + очк + а = мамочка

(Мы составили алгоритм образования слов)

Проверяют и оценивают работу Маши

(умение работать по алгоритму)

и знания по предыдущим темам)

Высказывают оценочное суждение

(неверно)

Выбирают способ действия

(по алгоритму)

Работают в парах по алгоритму

Осуществляют взаимопроверку, пошагово сравнивая с эталоном

(к)

Высказывают оценочное суждение

(верно)

Анализируют, добавляют умение работать по алгоритму

(учились работать по алгоритму)

П.

выбор оптимального способа действия,

выстраивание алгоритма,

анализ, сравнение и обобщение

Р.

сопоставление собственных выводов с эталоном, управление своей деятельностью,

самоконт

роль и коррекция, взаимоконт

роль

К.

умение работать в паре,

умение видеть разницу двух заявленных точек зрения и мотивированно присоединяться к одной из них

Л.

представление о нравственных ценностях

12. Итог

Подводит итог работы

Молодцы, хорошо поработали.

Миша тоже молодец, он очень старался.

— Как бы вы его похвалили?

— А как бы детей похвалила мама?

Слайд № 15:

сынок Мишенька

дочка Машенька

— Что знает мама такого, чего раньше не знали дети?

— С какой целью мы произносим ласковые слова?

— Я попрошу вас в парах повернуться друг к другу. Пусть один из вас назовёт имя соседа, а ваш сосед пусть произнесёт ваше имя, используя суффикс с уменьшительно – ласкательным значением.

Подводят итог совместной работы

(молодец, исправил ошибку)

(она погладила бы их по голове и сказала ласковые слова)

(она знает ласковые слова и умеет их применять)

(чтобы выразить своё доброе отношение)

(Оля – Олечка, Света – Светочка, Коля – Коленька)

П.

обобщение,

вывод

Р.

самоконт

роль

К.

взаимодействие

Л.

представление о нравственных ценностях

13. Домашнее задание

1) Т. у. 22, с. 17,

2) Творческое задание.

Зарифмовать строчки, используя суффиксы с уменьшительно-ласкательным значением, дополнить до четверостишия:

Сел на пень,

Увидел гриб…

14. Рефлексия

Организует рефлексию.

— Вы узнали то, что хотели узнать в начале урока?

— Какая у нас была цель?

— Вспомните слова Ивана Бунина и оцените свою работу, продолжив высказывания:

Слайд № 16:

— я испытал(а) чувство радости от …

— мне бы хотелось …

— я думаю, что в будущем …

Отмечает достижение определённых результатов, выполняя словесную оценку.

— Сегодня на уроке были внимательными…, думали…,

особенно хорошо рассуждали… (имена детей)

Я испытала чувство радости от совместной работы со всеми вами и думаю, что в будущем вы останетесь такими же добрыми и отзывчивыми, и любая работа будет приносить вам новое счастье.

Слайд № 17:

Спасибо за сотрудничество

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Возвращаются к цели и задачам урока, соотносят их с результатами, устанавливают степень их соответствия.

П.

самооценка результатов деятельности

Р.

контроль результатов деятельности

К.

умение с достаточной полнотой выражать свои мысли

Л.

смыслообразование

Самоанализ

При подготовке к уроку я изучила содержание учебного материала, чётко сформулировала тему, определила место темы в учебном курсе, выделила основные понятия, на которые опирается данный урок, уточнила тип урока, определила цель и задачи урока, выбрала необходимые методы и приёмы, продумала оборудование и приступила к работе над содержанием урока.

В полной мере применила технологию «Компетентностно – ориентированное обучение», благодаря чему выстроена структура современного урока, удалось достигнуть планируемых результатов.

Технология проектного обучения

Технология проектного обучения одна из самых актуальных технологий реализации образовательного процесса и способствует развитию таких личностных качеств школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности и представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение учебных проектов. Понятие «проект» в широком понимании — все, что задумывается или планируется. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов.

При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, часто являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который приносит им удовлетворение, в связи с тем, что школьники в результате работы над проектом пережили ситуацию успеха, самореализации. Проектная технология, обретая черты культурно-исторического феномена, создает условия для ценностного переосмысления, диалога, при освоении содержания школьного образования, применения и приобретения новых знаний и способов действия.

Данная технология, применяемая в отечественной школе, не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла в 20-е гг. XX в. в США. Проектную технологию называли методом проблем, методом проектов и связывали с идеями гуманистического направления в образовании. Основные идеи этой технологии разработали Дж. Дьюи и его ученик У.Кил-Патрик. Эти ученые считали, что обучение должно быть ориентировано на целесообразную деятельность учащихся, сообразующуюся с их личным интересом. Основной дидактической единицей учебного процесса, по их мнению, становится взятая из реальной жизни и лично значимая для учащихся проблема. Они должны самостоятельно или совместными усилиями в группе ее разрешить, применив необходимый опыт подчас из разных областей науки, и получить реально ощутимый результат. Вся проблема и пути ее решения, таким образом, приобретают контуры проектной деятельности.

В нашей стране идеи проектного обучения связаны с именем выдающегося русского педагога П.Ф. Каптерева, который считал, что проектное обучение направлено на всестороннее упражнение ума и развитие мышления. В дальнейшем проектное обучение в России развивалось параллельно с разработками американских ученых и связано с именами П.П. Блонского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, В.Н. Шульгина. Однако, вследствие того, что данная технология стала внедряться в школу недостаточно продуманно и последовательно, она в 30-е гг. XX в. стала рассматриваться как «непедагогическая». Лишь в последнее время в связи с изменениями в современном образовании к этой технологии вновь возник интерес.

Целью проектной технологии является самостоятельное «постижение» школьниками различных проблем, имеющих жизненный смысл для обучаемых. Данная технология предполагает «проживание» учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование материальных или иных объектов. Материализованным продуктом проектирования является учебный проект, который определяется как самостоятельно принимаемое учащимися развернутое решение проблемы. В проекте наряду с научной (познавательной) стороной решения всегда присутствуют эмоционально-ценностная (личностная) и творческая стороны. Именно эмоционально-ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и как самостоятельно он выполнен. Основной тезис современного понимания технологии проектного обучения звучит таким образом: «все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу это содержание применить».

Как было подчеркнуто выше, данная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную или групповую, которую школьники выполняют в течение определенного отрезка времени, и предполагает совокупность проблемных методов обучения, творческих по своей сути. Данная технология строится с учетом принципов гуманизации, коммуникативности, индивидуализации, деятельностного, ценностного подходов, ориентированных не только на формирование знаний и умений у учащихся, а на самореализацию их личности.

ОСОБЕННОСТИ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ

Наиболее существенными особенностями проектного обучения являются его диалогнчность, проблемность, интегративность, контекстность.

Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступать в диалог как с собственным Я, так и с другими. Именно в диалоге осуществляется «свободное самооткровение личности» (М.М. Бахтин). Диалог в проектной технологии выполняет функцию специфической социокультурной среды, создающей условие для принятия школьниками нового опыта, переосмысления прежних смыслов, вследствие чего полученная информация становится личностно значимой.

Проблемность возникает при разрешении проблемной ситуации, которая обусловливает начало активной мыслительной деятельности, проявлений самостоятельности у учащихся, вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью объяснить новые факты и явления. Решение проблемы нередко приводит к оригинальным, нестандартным способам деятельности и результату. Н мо подчеркнуть, что наиболее значимыми для школьников я реальные (жизненные) проблемы, реализуемые в проекте (эколог; социально-экономические, политические, молодежные).

Контекстность в проектной технологии позволяет создавать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознать место изучаемой ими науки в общей системе человеческого бытия,

В контексте какой общечеловеческой культурной деятельности быть выполнены учебные проекты школьников? За основание могут взяты основные сферы деятельности человека, разработанные М.С. Каганом: практико-преобразовательная, научно-познавательная, ценностно-ориентационная, коммуникативная, художественно-эстетическая. Учебные проекты в контексте практико-преобразовательной деятельности могут быть моделирующими, технико-прикладными, экспериментально-измерительными и т.д. Такие проекты наиболее характерны для предметов физики, химии, математики, технологии. Учебные проекты, имитирующие научно-познавательную деятельность, основаны на реальном и мысленном эксперименте и позволяют учащимся представить процесс научно-исследовательской деятельности в любом школьном предмете.

Учебные проекты с элементами ценностно-ориентационной деятельности связаны с фундаментальными ценностями человечества: проблемами сохранения окружающей среды, вопросами, связанными с демографическими проблемами, энергетическими проблемами, проблемами обеспечений населения продовольствием и рассматриваются на уроках географии, истории, биологии и обществоведения.

Учебные проблемы, связанные с коммуникативными потребностями человека, включают проблемы связи, информатики, передачи энергии и информации и рассматриваются на уроках информатики, физики и др.

Учебные проблемы, связанные с художественно-эстетической деятельностью человека, раскрывают основы различных художественных сфер: живописи, музыки, литературы, театра, эстетических феноменов природы и др.

Интегративность проектной технологии «означает оптимальный синтез сложившихся концепций усвоения знаний и теорий обучения школьников».

Любой проект тесно связан с деятельностью по его выполнению. Причем деятельность осуществляется в условиях свободного обмена мнениями, выбора способов выполнения (в форме сочинения, доклада, графических схем и т.д.), рефлексивного отношения к предмету своей деятельности.

Построение учебного процесса, ориентированного на выполнение учащимися проектов, строится не в логике изучаемого учебного предмета, а в логике деятельности учащихся. Отсюда в проектном цикле допускаются информационные паузы для усвоения содержания нового материала, предполагается выполнение проектов в индивидуальном темпе в виде опережающих самостоятельных заданий исследовательского, практического характера под руководством учителя на основе собственного выбора учащихся. Выбор в проектной технологии осуществляется на различных этапах и может быть внешним: выбор самого проекта, выбор вида задания, роли, партнеров по деятельности, выбор материала и формы его представления в проекте, выбор способа выполнения работы, выбор опор. Внутренний выбор учащимися определяется потребностями, способностями школьника, его ценностными ориентирами, субъективным опытом, эмоциональным настроем и взаимоотношениями с другими учащимися.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТИПОВ ПРОЕКТОВ

В настоящее время существуют различные классификации проектов, раскрывающих данную технологию. Обобщая их, выделим следующие наиболее характерные типы проектов (см. схему 3):

По продолжительности времени проведения проекта их разделяют на краткосрочные (разрабатываются на одном, двух уроках), средней продолжительности (занимают изучение одной, двух тем), долгосрочные (разрабатываются в течение длительного времени, чаще проводятся во вне-учебное время, хотя этапы разработки проектов отслеживаются и на уроках).

По уровню интеграции различают проекты с привлечением только содержания изучаемого учебного предмета и межпредметные, учитывающие содержание многих учебных предметов. По мнению учащихся, межпредметные проекты вызывают у них наибольший интерес.

По количеству участников выделяют индивидуальные проекты, выполняемые самостоятельно одним школьником, и коллективные — парные, выполняемые парами участников, и групповые — для групп школьников. Практико-ориентированные проекты нередко бывают массовыми, когда учащиеся принимают участие в природоохранных акциях, разнообразных конкурсах.

По способу преобладающей деятельности учащихся выделяют исследовательские, игровые, творческие, практико-ориентированные, познавательные проекты.

Исследовательские проекты ориентированы на решение научной проблемы, включающей выявление актуальности темы исследования, определение цели, задач, предмета и объекта исследования, определение совокупности методов исследования, путей решения проблемы, обсуждение и оформление полученных результатов. Они осуществляются как в урочной, так и во внеурочной деятельности. К их числу можно отнести проведение микросоциологических исследований по выявлению отношения населения к определенным проблемам, проекты по решению конкретных экологических проблем своего края, проекты по изучению этнических традиций своего региона. В любом исследовательском проекте проявляется творчество учащихся.

В игровых проектах учащиеся чаще всего принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть конкретные и выдуманные лица, имитирующие социальные, деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Например, на уроке иностранного языка можно реализовать игровой проект «Фестиваль современной песни» изучаемого языка. Нередко в игровых ситуациях преобладает приключенческий сюжет: проектирование научной экспедиции с целью комплексного изучения территории, моделирование гипотетической территории на уроках географии; путешествие с землепроходцами XVI в. по пройденному ими маршруту на уроках истории

Творческие проекты, как и игровые, не имеют до конца проработанной структуры совместной деятельности, она лишь намечается и подчиняется жанру конечного результата в логике интересов и совместной деятельности участников проекта. Планируемыми результатами могут быть создание праздника, научного журнала, видеофильма, выставка рисунков, туристических буклетов, любимых игрушек, сайта и т.д.

Познавательные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, конструирование процесса и явления в конкретных условиях, разработка проектов, направленных на решение глобальных проблем современности. Такие проекты имеют четкую структуру. При их выполнении ставится цель, подбирается и анализируется научная информация, проводятся «мозговые атаки» с целью их решения. Результат проекта оформляется в виде схемы, доклада, карты, сообщения, сценарной модели и т.д. Все большее количество проектов реализуется в современном учебном процессе с помощью компьютера. Компьютер в данном случае выступает в качестве необходимого инструмента при реализации поставленных в проекте задач.

Практико-ориентированные проекты направлены на конкретный практический результат и связаны с социальными ценностями учащихся: очистка водоемов, создание плана местности, учет транспортных средств на автодорожных магистралях своего города, создание исторической хроники своего населенного пункта. Как правило, такой проект должен иметь внешнюю оценку со стороны других людей. Вот почему о практической деятельности учащихся важно сообщить по школьному радио, в газетной заметке. В последние годы многие отдельные учащиеся, классы принимают участие в международных проектах с помощью системы Интернет.

По использованию дидактических средств различают проекты, в которых применяют «классические» дидактические средства: печатные (учебники, атласы, хрестоматии, рабочие тетради для проектной работы, научно-популярную и художественную литературу), наглядные (таблицы, схемы, рисунки, карты), технические средства и т.д., средства информации и коммуникации, позволяющие осуществить сбор, хранение, обработку, вывод и тиражирование всех видов информации. К информационным и коммуникативным средствам относятся компьютеры, периферийное оборудование, технологии мультимедиа и систем «виртуальная реальность», системы машинной графики и искусственного интеллекта, средства коммуникации (сетевое оборудование, программные комплексы, телефонные линии, волоконно-оптические и спутниковые каналы связи) и их инструментарий.

Свободный и оперативный доступ к информации при использовании компьютерных средств обеспечивает возможность формирования у учащихся умения добывать, перерабатывать, анализировать информацию из разнообразных источников, сократить время на сбор информации при работе над проектом, осуществлять визуализацию изучаемых закономерностей (в виде моделей, графиков, диаграмм).

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Проектная технология реализуется в несколько этапов и имеет циклический вид. В этой связи дадим краткую характеристику проектного цикла. Он определяется как отрезок времени, в который осуществляется совместная жизнедеятельность учащихся от постановки проблемы, конкретной цели до фиксированного проявления запланированных результатов в виде конкретного продукта, а также личностных качеств, связанных с реализацией проекта и ценностно-смысловой деятельности.

Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно-ориентационного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, презентативного (табл. 18).

Таблица 18

Этапы реализации технологии проектного обучения

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Ценностно-ориентационный

Мотивация проектной деятельности; организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости

Осознание учащимися мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы

Конструктивный

Объединение учащихся в группы; консультации учащихся, стимулирование поисковой деятельности учащихся, подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы

Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально, составление плана работы, сбор материалов, поиск литературы, выбор формы реализации проекта

Оценочно-рефлексивный

Стимулирование учащихся к самооценке и к самоанализу, консультирование учащихся по корректировке проекта

Самооценка своей деятельности. Корректировка и оформление проекта в выбранной форме

Презентативный

Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации, проведение презентации, организация дискуссии по обсуждению проекта, организация самооценки учащихся

Защита проекта индивидуально или коллективно, включение в дискуссию, отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности

Первый этап проектного цикла — ценностно-ориентационный, включает в себя следующий алгоритм деятельности учащихся: осознание мотива и цели деятельности, выделение приоритетных ценностей, на основе которых будет реализовываться проект, определение замысла проекта. На данном этапе важно организовать деятельность по коллективному обсуждению проекта и организации его выполнения. В этой связи учащихся стимулируют для высказывания идей по реализации проекта. С этой целью, как показывает опыт учителей, на доске выписывают все идеи, выдвигаемые учащимися, не отвергая их. Когда высказано значительное число предложений, совместно с учащимися следует, исходя из замысла проекта, обобщить и классифицировать основные направления выдвинутых идей в наиболее наглядной и понятной для них форме. На этом этапе строится модель деятельности, определяются источники необходимой информации, выявляется значимость проектной работы, производится планирование будущей деятельности. Определенную роль на первом этапе играет направленность учащихся на успех предстоящего дела.

Второй этап — конструктивный, включающий собственно проектирование. На этом этапе учащиеся, объединяясь во временные группы (из 4—5 человек) или индивидуально, осуществляют проектную деятельность: составляют план, осуществляют сбор информации по проекту, выбирают форму реализации проекта (составление научного отчета, доклада, создание графической модели, дневника и т.д.). Учитель на данном этапе осуществляет консультацию учащихся. Учителю следует организовать деятельность учащихся таким образом, чтобы каждый мог проявить себя и завоевать признание других школьников. Нередко на этапе конструирования учитель включает в деятельность консультантов, т.е. школьников, которые будут помогать исследовательским группам в решении тех или иных задач. В этот период учащиеся учатся творческому поиску лучшего варианта решения задачи. Учитель на данном этапе помогает и приучает их к поиску. Он, прежде всего, поддерживает (стимулирует) школьников, помогает выразить мысль, дает советы. Этот период самый длительный по времени.

Третий этап — оценочно-рефлексивный. Его основу составляет самооценка деятельности учащихся. Подчеркнем, что рефлексия сопровождает каждый этап проектной технологии. Однако выделение самостоятельного оценочно-рефлексивного этапа способствует целенаправленному самоанализу и самооценке. На данном этапе проект оформляется, компонуется и готовится к презентации. Оценочно-рефлексивный этап важен и потому, что каждый из участников проекта как бы «пропускает через себя» полученную всей группой информацию, так как в любом случае он должен будет участвовать в презентации результатов проекта. На данном этапе на основе рефлексии может проводиться корректировка проекта (учет критических замечаний учителя, товарищей по группе). Учащиеся продумывают следующее: как можно улучшить работу, что удалось, что не получилось, вклад каждого участника в работу.

Четвертый этап — презентативный, на котором осуществляется защита проекта. Презентация — результат работы разных групп и индивидуальной деятельности, итог общей и индивидуальной работы. Защита проекта проходит как в игровой форме (круглый стол, пресс-конференция, общественная экспертиза), так и в неигровой форме.

Учащиеся представляют не только результаты и выводы, но и описывают приемы, при помощи которых была получена информация, рассказывают о проблемах, возникших при выполнении проекта, демонстрируют приобретенные знания, умения, творческий потенциал, духовно-нравственные ориентиры. На данном этапе учащиеся приобретают и демонстрируют опыт представления итогов своей деятельности. Во время защиты проекта выступление должно быть кратким, свободным. Для привлечения интереса к выступлению используют следующие приемы: привлекают убедительную цитату, яркий факт, исторический экскурс, интригующую информацию, связь с жизненно важными проблемами, используют плакаты, слайды, карты, графики. На этапе презентации учащиеся включаются в дискуссию по обсуждению проектов, учатся конструктивно относиться к критике своих суждений, признавать право на существование различных точек зрения на решение одной проблемы, осознают собственные достижения и выявляют нерешенные вопросы. Как правило, на данном этапе следует обратить внимание на перспективы работы над данным проектом.

Поскольку технология проектного обучения ориентирована на «создание» новых знаний об объекте, процессе, способе деятельности, то изменяется и роль учителя. Он должен овладеть технологией проектирования деятельности учащихся, уметь выполнять роль «независимого консультанта».

ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА ПРОЕКТА

Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может. Этим проектное обучение отличается от выполнения обычных проблемных заданий.

Программа экспертной оценки задается путем формулировки логической цепочки вопросов — стандартизированного, формализованного характера, призванных показать глубину раскрытия знаний по рассматриваемой проблеме, информированность в соответствующей области, умение решать поставленные задачи, а также вопросов, раскрывающих субъективную позицию, воплощающих проект: интерес к проблеме, инициативность, способность к коммуникации, ответственность и т.д.

Нередко эксперты (из числа школьников и учителей) проводят экспертизу с помощью пяти — или десятибалльной шкалы.

Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты: мотивационный, ценностный, познавательный, коммуникативный, организационный. Мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умение заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления, полученных результатов. Ценностный аспект проявляется в системе ценностей учащихся, ориентированной на благо других людей, защиту окружающей среды. Познавательный аспект проектной технологии отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, характеризуется проявлением творчества при решении проблемы. Коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, проявлять эмпатию, осуществлять обмен

ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам. Организационный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе и роли лидера в организации групповой работы.

Проектная технология включает промежуточную и итоговую оценку, проекта и осуществляется либо учителем, либо независимыми экспертами из числа учащихся. Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти заметки в гугле
  • Как найти множество значений функции 10 класс
  • Как найти товар по фото штрих кода
  • Far cry 4 как найти сабала
  • Как найти свою папку спам