Как в тексте найти глаголы будущего времени

Сегодня мы ответим на такие вопросы:

·                  
Что обозначает будущее время?

·                  
Как образуется будущее время?

·                  
Как изменяются глаголы будущего времени?

Скажите, какие у вас планы на будущее?

Ведь часто мы хотя бы примерно, но
представляем себе, что случится с нами в будущем.

Например:

– Завтра вечером я пойду в
музей. Я буду рассматривать замечательные картины!

– Завтра вечером я останусь
дома. Я буду готовиться к контрольной по математике.

Так как нам выразить действия, которые
мы собираемся совершить?

Мы помним, что глаголы изменяются по
временам.

Глаголы могут быть прошедшего,
настоящего, будущего времени.

И именно глаголы будущего времени
называют действия, которые ещё произойдут.

Глаголы будущего времени называют
действия, которые будут происходить после момента речи.

Иными словами – нам интересно, что
будет происходить потом.

А вот тут действия происходят после
момента речи.

Зачем нужны глаголы будущего времени?
С их помощью мы можем делать прогнозы и предположения.

Это может касаться недалёкого
будущего. Например:

– Думаю, через час пойдёт
дождь.

– Зимой начнутся метели.

– А летом мы будем загорать и купаться!

Но это может касаться и отдалённого
будущего.

– После школы я буду играть в
футбол за нашу сборную.

– А я буду готовить блюда для
ресторанов!

– А я открою новую планету!

Но глаголы будущего времени позволяют
нам строить прогнозы и на самое далёкое будущее.

– Когда–нибудь люди полетят к
другим галактикам.

Будут открыты новые звёзды и
планеты.

– Мы познакомимся с новыми
цивилизациями.

Наверное, вы уже заметили, что глаголы
будущего времени могут отвечать на такие вопросы: что буду делать? и что
сделаю?

Завтра я буду читать книгу.

Завтра я прочитаю книгу.

Вернёмся к этим вопросам и посмотрим
на них. Почему они так отличаются?

Дело в том, что у глаголов будущего
времени есть две формы.

Что буду делать? – это вопрос, который подходит к сложной
форме
.

Что сделаю? – это вопрос для простой формы.

Но почему же так вышло?

Причина в том, что в будущем времени
могут стоять глаголы несовершенного и совершенного вида.

Как мы помним, глаголы несовершенного
вида отвечают на вопрос что делать? А глаголы совершенного вида отвечают на
вопрос что сделать?

Но это в неопределённой форме. А вот в
будущем времени глаголы несовершенного вида как раз отвечают на вопрос что
буду делать?
А глаголы совершенного вида – на вопрос что сделаю?

То есть, глаголы несовершенного
вида образуют сложное будущее время.

Такие глаголы отвечают на вопросы что
буду делать? что будешь делать? что будет делать?

Образуются они при помощи
вспомогательного глагола быть и неопределённой формы глагола.

Например, писать – буду писать.

Служить – будешь служить.

Прыгать – будет прыгать.

Заметьте, что при этом изменяется
только глагол быть.

Подробнее рассмотрим это сочетание – буду
писать
.

Оно состоит из глагола в
неопределённой форме. И вспомогательного глагола быть в первом лице
единственного числа.

При этом смысл выражается именно при
помощи глагола в неопределённой форме. Мы можем заменить глагол в
неопределённой форме каким-нибудь другим глаголом. И смысл будет меняться.

А вот глагол буду никак не
влияет на смысл. Он просто указывает на форму будущего времени. А еще – на лицо
и число. Если мы изменим форму этого глагола, то изменится лицо и число.

А вот глаголы совершенного вида
образуют
простое будущее время.

Эти глаголы будут отвечать на вопросы что
сделаю? что сделаешь? что сделает
?

Посмотрим на глаголы написать,
послужить, прыгнуть
. Все они – совершенного вида.

Написать – напишу, послужить –
послужишь, прыгнуть – прыгнет.

Глаголы изменяются, у них такие же
окончания, как у глаголов несовершенного вида в настоящем времени.

Так как нам образовать форму будущего
времени?

Сначала нужно выяснить вид глагола.

Если глагол несовершенного вида, то у
него будет сложная форма будущего времени.

А если глагол совершенного вида – то у
него будет простая форма будущего времени.

Например, будешь запоминать
но запомнишь.

Давайте проведём небольшую тренировку
и поставим глаголы в форму будущего времени.

Вот здесь мы будем писать глагол в
неопределённой форме. Потом мы будем ставить к нему вопрос что делать?
или что сделать?

По вопросу мы определим вид. Если вид
будет несовершенным, мы образуем сложную форму будущего времени. А если
совершенным – мы образуем простую форму.

Первый глагол – сочинять.

Ставим вопрос. Что делать? – сочинять.
Это глагол несовершенного вида. Значит, мы берём глагол в неопределённой форме
и подставляем к нему вспомогательный глагол быть. Буду сочинять.

А вот глагол сочинить. Он очень
похож на наш первый глагол. Что сделать? – сочинить. Это уже глагол
совершенного вида. У него будет простая форма будущего времени – сочиню.

Рассмотрим глагол купить. Что
сделать? – купить. Глагол совершенного вида. Нам нужно простое будущее
время. Я куплю.

А если перед нами глагол покупать?
Он отвечает на вопрос что делать?

Это глагол несовершенного вида. Берём
его неопределённую форму и подставляем вспомогательный глагол. Буду покупать.

Будьте внимательны!

Очень важно не путать будущее сложное
и будущее простое время.

Иначе у нас могут получиться такие
фразы:

Попытаемся исправить ошибки.

Посмотреть – что сделать? – это глагол
совершенного вида. Нужно простое будущее время. Завтра мы посмотрим
интересное кино.

Писать – что делать? – глагол несовершенного
вида. У него будет сложное будущее время. Я обязательно буду писать тебе обо
всех моих приключениях.

Изучить – что сделать? – глагол совершенного
вида. Значит, вспомогательный глагол в будущем времени ему просто не нужен. Я
изучу английский язык.

Глаголы в будущем времени изменяются
также по лицам и числам.

Лицо глагола можно определить по
местоимению, которое мы подставляем к этому глаголу.

Как и глаголы настоящего времени,
глаголы будущего времени бывают первого, второго, третьего лица, единственного
и множественного числа.

Но при этом нужно учесть, что глаголы
несовершенного и совершенного вида изменяются по-разному.

Посмотрим, как изменяется в будущем
времени глагол несовершенного вида читать.

Как видите, в формах сложного будущего
времени изменяется только глагол «быть». А глагол в неопределённой форме
остаётся неизменным.

А как будет изменяться глагол
совершенного вида прочитать?

Видно, что в формах простого будущего
времени изменяется весь глагол.

Ну, а теперь послушаем занимательную
историю.

Как–то Вениамин вошёл в класс и увидел,
что Сеня и Таня ожесточённо спорят.

– И вовсе не безграмотно! – обиделись
ребята. – Ведь это же форма будущего времени, первого лица, единственного
числа. Вот глагол победить. Он отвечает на вопрос что сделать? А
если у нас будет вопрос что сделаю? – каким будет глагол?

– Победю, – сказал тут Сеня.

– Нет, побежду или побежу! –
настаивала Таня.

– Все три формы – ошибка, – заметил
Вениамин. – Ведь у этого глагола просто нет формы первого лица единственного
числа!

Да-да! Бывают глаголы, у которых не
хватает каких–то форм. Они просто не образуются, по разным причинам. Такие
глаголы называют недостаточными.

Вот, посмотрите: убедить,
очутиться, затмить, лихорадить
… Как они будут звучать в первом лице,
единственного числа?

– И правда, как правильно – убежду
или убедю? – задумался Сеня.

– А вот ещё – очутюсь или очучусь?
– озадачилась Таня.

– Правда в том, что у всех этих
глаголов нет формы первого лица единственного числа, – сказал Вениамин.

Но что, если нам нужно использовать
такой глагол? Тогда мы заменяем его сочетанием слов, близких по смыслу.

– Я понял! – обрадовался Сеня. – Можно
сказать «я одержу победу»!

– Или «я смогу убедить»! – подтвердила
Таня. – Теперь всё понятно!

Так что же нам нужно сегодня
запомнить?

Глаголы будущего времени обозначают
действия, которые будут происходить после момента речи.

Глаголы будущего времени отвечают на
вопросы что буду делать? что сделаю?

У глаголов будущего времени есть две
формы – простая и сложная.

Глаголы несовершенного вида образуют
сложное будущее время.

Найди в тексте глаголы будущего времени.

Запиши их в два столбика, обозначь лицо и число.

Один глагол из каждого столбика измени по числам и лицам.

ЛУЧШЕ ВСЕГО НАБЛЮДАТЬ ЗА СКВОРЦОМ УТРОМ.

ЕСЛИ ВЫ КАЖДЫЙ ДЕНЬ, ПО УТРАМ, БУДЕТЕ СИДЕТЬ ТИХО, ТО СКВОРЕЦ СКОРО ПРИВЫКНЕТ К ВАМ И БУДЕТ ПОДХОДИТЬ СОВСЕМ БЛИЗКО.

ПОПРОБУЙТЕ БРОСИТЬ ПТИЦЕ ЧЕРВЯКОВ ИЛИ КРОШКИ ХЛЕБА СНАЧАЛА ИЗДАЛЕКА, ПОТОМ ВСЁ УМЕНЬШАЯ РАССТОЯНИЯ.

ВЫ ДОБЬЁТЕСЬ ТОГО, ЧТО ЧЕРЕЗ НЕКОТОРОЕ ВРЕМЯ СКВОРЕЦ БУДЕТ БРАТЬ У ВАС ПИЩУ ИЗ РУК И САДИТЬСЯ ВАМ НА ПЛЕЧО.

А КОГДА ПРИЛЕТИТ НА БУДУЩИЙ ГОД, ОН СКОРО ВОЗОБНОВИТ И ЗАКЛЮЧИТ С ВАМИ ПРЕЖНЮЮ ДРУЖБУ.

Вы находитесь на странице вопроса Найди в тексте глаголы будущего времени? из категории Русский язык.
Уровень сложности вопроса рассчитан на учащихся 1 — 4 классов. На странице
можно узнать правильный ответ, сверить его со своим вариантом и обсудить
возможные версии с другими пользователями сайта посредством обратной связи.
Если ответ вызывает сомнения или покажется вам неполным, для проверки
найдите ответы на аналогичные вопросы по теме в этой же категории, или создайте
новый вопрос, используя ключевые слова: введите вопрос в поисковую строку,
нажав кнопку в верхней части страницы.

Простая и сложная формы глагола будущего времени

В русском языке принадлежность события или процесса ко времени, которое наступит после текущего момента, выражается с помощью изменения части речи, обозначающей действие. Исходя из значения предложения употребляется либо обычная, либо составная конструкция. Разберем разницу между этими моделями на нескольких примерах.

Грамматическое значение действия после текущего момента

Глагол в будущем времени означает, что нечто будет происходить после того, как мы об этом упомянули: в декабре мы будем кататься на коньках.

Такая грамматическая конструкция употребляется и в том случае, если событие случится сразу после текущего момента: Сейчас тронется лед.

Еще одна отличительная черта события, которое еще не наступило – его неопределенность. В текущем и прошедшем времени нечто случилось или имеет место сейчас, и об этом известно точно. Когда мы говорим о вещах, которые нам еще предстоят, в интонациях всегда есть оттенок предположения.

Простая и сложная формы глагола будущего времени

Типы времени, которое наступит после текущего момента

У словоформ совершенного вида (которые в инфинитиве отвечают на вопрос «что сделать?», например: пробежать) данное время образуется при помощи простой формы глагола: я пробегу марафон, она пробежит марафон.

У слов, которые в инфинитиве отвечают на вопрос «что делать?», например: бежать, – при помощи составной: во время каникул я буду бегать каждый день.

Простая и сложная формы глагола будущего времени

Простая форма

Части речи совершенного вида изменяются по лицам и числам. Словоформы имеют различные окончания.

Таблица 1. Примеры простого времени

Лицочисло Единственное Множественное
1-е Встану спозаранку Встанем спозаранку
2-е Напишешь бабушке Напишете бабушке
3-е Увидит берег Увидят берег

Глагол в форме простого будущего времени означает, что событие произойдёт один раз и будет иметь определенную длительность. Говорящему важен результат.

Например: Я помою посуду. Мытье посуды произойдет однократно, важен результат (посуда будет вымыта). Дети выучат английский язык. Процесс произойдет однократно, на первое место ставится итог (дети будут знать английский).

Простая и сложная формы глагола будущего времени

Сложная модель

Другое ее название – составная. Форма глагола сложного будущего времени состоит из слова быть и инфинитива: буду учиться. При изменении конструкции по лицам и числам спрягается только вспомогательная часть быть.

Таблица 2. Изменение по лицам и числам

Лицочисло Единственное Множественное
1-е Буду изучать французский Будем изучать французский
2-е Будешь тренироваться Будете тренироваться
3-е Будет получать пятерки Будут получать пятерки

Слово в сложной форме означает, что акт продлится неопределенное количество времени либо будет повторяться. Говорящему интересен процесс, а не результат.

Например: Мы будем посещать занятия по фигурному катанию. Автор будет посещать занятия неоднократно. Про результат занятий не упоминается, акцент стоит на посещении занятий. Эта музыка будет звучать вечно. Действие будет длиться неопределенное количество времени, при этом важен процесс.

Трудности при изменениии некоторых словоформ

Слова победить, убедить, ощутить, затмить не употребляются в 1 лице. В речи их необходимо заменять синонимами: не очутюсь, а окажусь, не ощущу, а почувствую.

Простая и сложная формы глагола будущего времени

Дополнительные значения некоторых конструкций

Слова, указывающие на то, что действие случится после настоящего момента, иногда несут в себе смысл прошедшего и настоящего времени.

  • Пример 1: Тебя не проймешь. В данном предложении глагол стоит в будущем времени, при этом речь в предложении идет о настоящем времени (автор в данную минуту не понимает своего друга).
  • Пример 2: Собака-то как зарычит! А барыня как закричит! (С. Я. Маршак, «Багаж»). В данных предложениях слова зарычит, закричит употреблены в значении актов, которым предстоит произойти, при этом текст повествует о случае, имевшем место в прошлом.

Если событие случится однократно и нам важен результат, то употребляется простое будущее время. Если эпизод будет повторяться несколько раз или речь идет о длительном процессе, при этом нам важен сам акт, то ставится сложное время.

Будущее время глагола

Будущее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие про­изой­дет после момен­та речи о нем. Глаголы в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни отве­ча­ют на вопро­сы что сде­ла­ет? что будет делать?

Рассмотрим, что такое буду­щее вре­мя гла­го­ла в рус­ском язы­ке, его осо­бен­но­сти и спо­со­бы обра­зо­ва­ния, выяс­ним, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни и выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский разбор.

Действие, кото­рое обо­зна­ча­ют гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, раз­ви­ва­ет­ся с тече­ни­ем вре­ме­ни. Время гла­го­ла — это грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия, кото­рая выра­жа­ет отно­ше­ние дей­ствия к момен­ту речи о нем. В свя­зи с этим гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по временам:

  • насто­я­щее вре­мя — я (что делаю?) раз­го­ва­ри­ваю (сей­час);
  • буду­щее вре­мя — я (что буду делать?) буду раз­го­ва­ри­вать (в ско­ром времени);
  • про­шед­шее вре­мя — я (что делал?) раз­го­ва­ри­вал (дей­ствие закончилось).

Времена глагола

Узнаем, что такое буду­щее вре­мя гла­го­ла в грам­ма­ти­ке рус­ско­го языка.

Что такое будущее время глагола?

Глаголы несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое про­гно­зи­ру­ет­ся вско­ре, после момен­та речи о нем:

  • я ( что сде­лаю?) склею само­лё­тик;
  • ты (что сде­ла­ешь?) отре­жешь кусо­чек пирога;
  • вы (что буде­те делать?) буде­те путешествовать;
  • охот­ник (что будет делать?) будет рас­ска­зы­вать исто­рии.

Это ожи­да­е­мое дей­ствие выра­жа­ет­ся с помо­щью гла­го­лов в фор­ме буду­ще­го времени.

Времена гла­го­лов Отвечают на вопро­сы Обозначают дей­ствия Примеры
Настоящее что дела­ет?
что делают?
что делаю?
что делаешь?
кото­рые происходят
в насто­я­щем времени,
в момент речи
рису­ет
рисуют
рисую
рисуешь
Прошедшее что делал?
что сделал?
что делали?
что сделали?
кото­рые уже произошли
или про­ис­хо­ди­ли в
про­шед­шем времени,
до момен­та речи
рисо­вал
нарисовал
рисовали
нарисовали
Будущее что сде­ла­ет?
что сделают?
что будет делать?
что будут делать?
кото­рые произойдут
в буду­щем времени,
после момен­та речи
нари­су­ет
нарисуют
нарисует
нарисуют

Как образуется будущее время глагола?

У гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния различают

  • про­стую фор­му буду­ще­го вре­ме­ни (син­те­ти­че­скую);
  • состав­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни (ана­ли­ти­че­скую).

Форма буду­ще­го вре­ме­ни зави­сит от того, от како­го гла­го­ла она обра­зу­ет­ся. Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют про­стые фор­мы буду­ще­го времени:

  • (что сде­лать?) отве­титья (что сде­лаю?) отве­чу;
  • (что сде­лать?) вос­пи­татьты (что сде­ла­ешь?) вос­пи­та­ешь.

Будущее время глагола

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют состав­ную (слож­ную) фор­му буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рая скла­ды­ва­ет­ся из лич­ных форм вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» и смыс­ло­во­го гла­го­ла в неопре­де­лен­ной форме:

  • (что делать?) кра­сить — я (что буду делать?) буду кра­сить;
  • (что делать?) сте­литьты (что будешь делать?) будешь сте­лить.

Глаголы буду­ще­го вре­ме­ни, как и насто­я­ще­го вре­ме­ни, изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ют­ся). Личные окон­ча­ния гла­го­лов совер­шен­но­го вида оформ­ля­ют­ся в зави­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к I или II спря­же­нию.

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся гла­го­лы совер­шен­но­го вида в фор­мах про­сто­го буду­ще­го времени.

Привязать I спряжение

  • 1 лицо я (что сде­лаю?) при­вяж у — мы (что сде­ла­ем?) привя́ж е м
  • 2 лицо ты (что сде­ла­ешь?) привя́ж е шь — вы (что сде­ла­е­те?) привя́ж е те
  • 3 лицо он (что сде­ла­ет?) привя́ж е т — они (что сде­ла­ют?) привя́ж у т

Поставить II спряжение

  • 1 лицо я поста́вл ю — мы поста́в и м
  • 2 лицо ты поста́в и шь — вы поста́в и те
  • 3 лицо он поста́в и т — они поста́в я т

У гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида в состав­ной фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни по лицам и чис­лам изме­ня­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол «быть», а смыс­ло­вой гла­гол сохра­ня­ет неиз­мен­но фор­му инфи­ни­ти­ва. Глагол «быть» при­над­ле­жит к I спря­же­нию. Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся фор­мы состав­но­го буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «зво­нить»:

  • 1 лицо я бу́д у зво­нить — мы бу́д е м звонить
  • 2 лицо ты бу́д е шь зво­нить — вы бу́д е те звонить
  • 3 лицо он бу́д е т зво­нить — они бу́д ут звонить

Как определить глагол будущего времени?

Чтобы опре­де­лить гла­гол буду­ще­го вре­ме­ни, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

  1. най­дем в пред­ло­же­нии гла­гол (сло­во, обо­зна­ча­ю­щее действие);
  2. зада­дим к нему соот­вет­ству­ю­щий вопрос что сде­ла­ет? что делает?
  3. выяс­ним, что гла­гол обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое состо­ит­ся после момен­та речи;
  4. опре­де­лим, про­стая или слож­ная фор­ма гла­го­ла (нали­чие гла­го­ла «быть» в лич­ной форме);
  5. сде­ла­ем вывод.

Образец рассуждений

Ты услы­шишь тре­ли соло­вья на заре.

Слово «услы­шишь» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ешь? Это гла­гол совер­шен­но­го вида, кото­рый обо­зна­ча­ет жела­тель­ное дей­ствие после раз­го­во­ра о нем. Значит, это про­стая фор­ма буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «услы­шать».

Мы будем сего­дня заго­рать на озере?

Словоформа «будем заго­рать» обо­зна­ча­ет дей­ствие в буду­щем и отве­ча­ет на вопрос что будем делать? Неопределенная фор­ма гла­го­ла «заго­рать» име­ет при себе гла­гол«будем» в фор­ме 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла (окон­ча­ние -ем). Значит, это гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «заго­рать» в фор­ме слож­но­го буду­ще­го времени.

Как выполнить морфологический разбор глагола будущего времени?

Выполним мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор рас­смот­рен­ных выше глаголов.

I. Часть речи. Общее значение.

«Услышишь» — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ешь?

Начальная фор­ма «услы­шать»

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки:

  • совер­шен­ный вид
  • пере­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • II спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки:

  • изъ­яви­тель­ное наклонение
  • буду­щее время
  • 2 лицо
  • един­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль

Сказуемое про­стое глагольное.

I. Часть речи. Общее значение.

«Будем заго­рать» — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в буду­щем и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ем?

Начальная фор­ма «заго­рать»

II . Морфологические признаки

а) посто­ян­ные признаки

  • несо­вер­шен­ный вид
  • непе­ре­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • I спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные признаки

  • изъ­яви­тель­ное наклонение
  • фор­ма слож­но­го буду­ще­го времени
  • 1 лицо
  • мно­же­ствен­ное число

III . Синтаксическая роль

Сказуемое про­стое глагольное.

Видеоурок-презентация (7 класс)

Будущее время глагола в русском языке

Будущее вре­мя гла­го­ла — это непо­сто­ян­ный грам­ма­ти­че­ский при­знак, кото­рый обо­зна­ча­ет, что дей­ствие про­изой­дет после момен­та речи о нем. Глаголы в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни отве­ча­ют на вопро­сы что сде­ла­ет? что будет делать?

Рассмотрим, что такое буду­щее вре­мя гла­го­ла в рус­ском язы­ке, его осо­бен­но­сти и спо­со­бы обра­зо­ва­ния, выяс­ним, как опре­де­лить гла­гол в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни и выпол­нить мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор.

Действие, кото­рое обо­зна­ча­ют гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния, раз­ви­ва­ет­ся с тече­ни­ем вре­ме­ни. Время гла­го­ла — это грам­ма­ти­че­ская кате­го­рия, кото­рая выра­жа­ет отно­ше­ние дей­ствия к момен­ту речи о нем. В свя­зи с этим гла­го­лы изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния изме­ня­ют­ся по вре­ме­нам:

  • насто­я­щее вре­мя — я (что делаю?) раз­го­ва­ри­ваю (сей­час);
  • буду­щее вре­мя — я (что буду делать?) буду раз­го­ва­ри­вать (в ско­ром вре­ме­ни);
  • про­шед­шее вре­мя — я (что делал?) раз­го­ва­ри­вал (дей­ствие закон­чи­лось).

Будущее время глагола в русском языке

Узнаем, что такое буду­щее вре­мя гла­го­ла в грам­ма­ти­ке рус­ско­го язы­ка.

Что такое будущее время глагола?

Глаголы несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида могут обо­зна­чать дей­ствие, кото­рое про­гно­зи­ру­ет­ся вско­ре, после момен­та речи о нем:

  • я ( что сде­лаю?) склею само­лё­тик;
  • ты (что сде­ла­ешь?) отре­жешь кусо­чек пиро­га;
  • вы (что буде­те делать?) буде­те путе­ше­ство­вать;
  • охот­ник (что будет делать?) будет рас­ска­зы­вать исто­рии.

Это ожи­да­е­мое дей­ствие выра­жа­ет­ся с помо­щью гла­го­лов в фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни.

ВыводГлагол буду­ще­го вре­ме­ни обо­зна­ча­ет дей­ствие, кото­рое будет про­ис­хо­дить после момен­та речи, и отве­ча­ет на вопро­сы что сде­ла­ет? что будет делать?

Времена гла­го­ловОтвечают на вопро­сыОбозначают дей­ствияПримеры

Настоящее что дела­ет?
что дела­ют?
что делаю?
что дела­ешь?
кото­рые про­ис­хо­дят
в насто­я­щем вре­ме­ни,
в момент речи
рису­ет
рису­ют
рисую
рису­ешь
Прошедшее что делал?
что сде­лал?
что дела­ли?
что сде­ла­ли?
кото­рые уже про­изо­шли
или про­ис­хо­ди­ли в
про­шед­шем вре­ме­ни,
до момен­та речи
рисо­вал
нари­со­вал
рисо­ва­ли
нари­со­ва­ли
Будущее что сде­ла­ет?
что сде­ла­ют?
что будет делать?
что будут делать?
кото­рые про­изой­дут
в буду­щем вре­ме­ни,
после момен­та речи
нари­су­ет
нари­су­ют
нари­су­ет
нари­су­ют

Как образуется будущее время глагола?

У гла­го­лов изъ­яви­тель­но­го накло­не­ния раз­ли­ча­ют

  • про­стую фор­му буду­ще­го вре­ме­ни (син­те­ти­че­скую);
  • состав­ную фор­му буду­ще­го вре­ме­ни (ана­ли­ти­че­скую).

Форма буду­ще­го вре­ме­ни зави­сит от того, от како­го гла­го­ла она обра­зу­ет­ся. Глаголы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют про­стые фор­мы буду­ще­го вре­ме­ни:

  • (что сде­лать?) отве­титья (что сде­лаю?) отве­чу;
  • (что сде­лать?) вос­пи­татьты (что сде­ла­ешь?) вос­пи­та­ешь.

Будущее время глагола в русском языке

Глаголы несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ют состав­ную (слож­ную) фор­му буду­ще­го вре­ме­ни, кото­рая скла­ды­ва­ет­ся из лич­ных форм вспо­мо­га­тель­но­го гла­го­ла «быть» и смыс­ло­во­го гла­го­ла в неопре­де­лен­ной фор­ме:

  • (что делать?) кра­сить — я (что буду делать?) буду кра­сить;
  • (что делать?) сте­литьты (что будешь делать?) будешь сте­лить.

Глаголы буду­ще­го вре­ме­ни, как и насто­я­ще­го вре­ме­ни, изме­ня­ют­ся по лицам и чис­лам (спря­га­ют­ся). Личные окон­ча­ния гла­го­лов совер­шен­но­го вида оформ­ля­ют­ся в зави­си­мо­сти от при­над­леж­но­сти к I или II спря­же­нию.

Посмотрим, как изме­ня­ют­ся гла­го­лы совер­шен­но­го вида в фор­мах про­сто­го буду­ще­го вре­ме­ни.

Привязать I спря­же­ние

  • 1 лицо я (что сде­лаю?) при­вяж у — мы (что сде­ла­ем?) привя́ж е м
  • 2 лицо ты (что сде­ла­ешь?) привя́ж е шь — вы (что сде­ла­е­те?) привя́ж е те
  • 3 лицо он (что сде­ла­ет?) привя́ж е т — они (что сде­ла­ют?) привя́ж у т

Поставить II спря­же­ние

  • 1 лицо я поста́вл ю — мы поста́в и м
  • 2 лицо ты поста́в и шь — вы поста́в и те
  • 3 лицо он поста́в и т — они поста́в я т

У гла­го­лов несо­вер­шен­но­го вида в состав­ной фор­ме буду­ще­го вре­ме­ни по лицам и чис­лам изме­ня­ет­ся вспо­мо­га­тель­ный гла­гол «быть», а смыс­ло­вой гла­гол сохра­ня­ет неиз­мен­но фор­му инфи­ни­ти­ва. Глагол «быть» при­над­ле­жит к I спря­же­нию. Понаблюдаем, как обра­зу­ют­ся фор­мы состав­но­го буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла несо­вер­шен­но­го вида «зво­нить»:

  • 1 лицо я бу́д у зво­нить — мы бу́д е м зво­нить
  • 2 лицо ты бу́д е шь зво­нить — вы бу́д е те зво­нить
  • 3 лицо он бу́д е т зво­нить — они бу́д ут зво­нить

Как определить глагол будущего времени?

Чтобы опре­де­лить гла­гол буду­ще­го вре­ме­ни, пред­при­мем сле­ду­ю­щие шаги:

Образец рассуждений

Ты услы­шишь тре­ли соло­вья на заре.

Слово «услы­шишь» обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ешь? Это гла­гол совер­шен­но­го вида, кото­рый обо­зна­ча­ет жела­тель­ное дей­ствие после раз­го­во­ра о нем. Значит, это про­стая фор­ма буду­ще­го вре­ме­ни гла­го­ла «услы­шать».

Мы будем сего­дня заго­рать на озе­ре?

Словоформа «будем заго­рать» обо­зна­ча­ет дей­ствие в буду­щем и отве­ча­ет на вопрос что будем делать? Неопределенная фор­ма гла­го­ла «заго­рать» име­ет при себе гла­гол«будем» в фор­ме 1 лица мно­же­ствен­но­го чис­ла (окон­ча­ние -ем). Значит, это гла­гол несо­вер­шен­но­го вида «заго­рать» в фор­ме слож­но­го буду­ще­го вре­ме­ни.

Как выполнить морфологический разбор глагола будущего времени?

Выполним мор­фо­ло­ги­че­ский раз­бор рас­смот­рен­ных выше гла­го­лов.

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

«Услышишь» — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ешь?

Начальная фор­ма «услы­шать»

II . Морфологические при­зна­ки

а) посто­ян­ные при­зна­ки:

  • совер­шен­ный вид
  • пере­ход­ный
  • невоз­врат­ный
  • II спря­же­ние

б) непо­сто­ян­ные при­зна­ки:

  • изъ­яви­тель­ное накло­не­ние
  • буду­щее вре­мя
  • 2 лицо
  • един­ствен­ное чис­ло

III . Синтаксическая роль

Сказуемое про­стое гла­голь­ное.

I. Часть речи. Общее зна­че­ние.

«Будем заго­рать» — это гла­гол, кото­рый обо­зна­ча­ет дей­ствие в буду­щем и отве­ча­ет на вопрос что сде­ла­ем?

Будущее время указывает на то, что действие будет происходить после момента речи. Глаголы будущего времени отвечают на вопросы «Что сделает?», «Что будет делать?», «Что сделаю?», «Что буду делать?», «Что сделают?», «Что будут делать и т. п.

Пример:

вечером я (Что буду делать?) буду бегать.

Учитель (Что сделает?) отпустит нас пораньше.

Глаголы в форме будущего времени изменяются по лицам и числам.

(1) лицо

(2) лицо

(3) лицо

Единственное

число

Я буду рисовать

Я нарисую

Ты будешь рисовать

Ты нарисуешь

Он будет рисовать

Она нарисует

Множественное

число

Мы будем рисовать

Мы нарисуем

Вы будете рисовать

Вы нарисуете

Они будут рисовать

Они нарисуют

Будущее время глагола в русском языке может быть простым и сложным. Простое будущее время образуют глаголы совершенного вида.

Пример:

(Что сделают?) споют, (Что сделает?) откажет, (Что сделаю?) прибегу.

В образовании сложного будущего времени участвуют (2) слова: глагол БЫТЬ в личной форме и инфинитив смыслового глагола.

Пример:

(Что буду делать?) буду веселить, (Что будет делать?) будет читать, (Что будут делать?) будут плыть.

Малыш Татьяна Ивановна, учитель начальных классов первой квалификационной категории высшего уровня, КГУ «Смирновская средняя школа № 1» Аккайынский район, Северо-Казахстанская область, с. Смирново

Малыш Татьяна Ивановна

Цели: Сформировать понятие о будущем времени глаголов, о формах будущего времени глагола.

Задачи:
1. Выявить знания учащихся о глаголах.
2. Научить распознавать простую и сложную форму глагола
3. Закрепить знания учащихся путём практической деятельности.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Оборудование: карточки для самостоятельной работы.

Ход урока

1. Организационный момент

— Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, Подарите свои улыбки и нашим гостям. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения друг с другом.

2. Чистописание

— Найдите букву, отличную от других:

Е О И М Ю У

— Дайте ей характеристику. (Согласная, непарная, звук обозначает звонкий мягкий или твердый).

— То вниз, то вверх бежит перо,
Рисуя букву М, — 
Как бы спускаешься в метро
И вверх идешь затем.
(С. Маршак)

МмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМмМ

3. Словарная работа

— Ребята, я буду загадывать загадки, а вы будете отгадывать и записывать отгадки. (ответы на 3 языках)

Кто в густом лесу живёт
И с куста малину рвёт
А как вьюга засвистит,
Он в берлоге крепко спит?
(медведь, аю; беа)

Белым был зимою снежной,
Летом он сменил одежду:
Серым стал косой зверёк
Кто узнал пусть назовёт. (заяц; қоян, хэа)

На окне дремала птица.
— Галка! Галка! Что Вам снится?
Отвечала птица сонно:
— Я не галка, я… (ворона, қарға, крау)

Птица — «будильник» (петух, әтеш, кок)

Непоседа пёстрая
Птица длиннохвостая.
Птица говорливая,
Самая болтливая. (сорока, сауысқан, фоти)

«Му» и «му»
Молоко кому? (корова, сиыр, кау)

Всю жизнь ношу я два горба, имею два желудка!
Но каждый горб — не горб, амбар!
Еды в них — на семь суток! (верблюд, түйе, кэмел)

В реках Африки живет
Злой зеленый пароход!
Кто б навстречу ни поплыл
Всех проглотит…
Ответ: Крокодил, қолтырауык, крокодайл,

Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
Ответ: Лягушка, бақа, фрог

— Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте работу друг друга по словарю в учебнике. Оцените своего товарища. (0— 5, 1, 2— 4, 3, 4— 3, более 4 ошибок — 2)

Составьте предложение с одним из слов. Разбор по членам предложения и указать части речи. (В Африке живет злой крокодил. Корова дает вкусное молоко.)

4. Актуализация знаний

— Какие самостоятельные части речи вы знаете?

Что это за часть речи?
Что без меня предметы?
Лишь названья
Но я приду — всё в действие придёт:
Летит ракета, люди строят,
И рожь в полях растёт. (глагол)

— Итак, мы изучаем тему «Глагол» — кластер

5. Введение в тему

Однажды на уроке русского языка учительница спросила Лентяйкина:

— Если я говорю: Я умываюсь, ты умываешься, он умывается, мы умываемся, вы умываетесь, они умываются. Какое это время?

Лентяйкин не задумываясь воскликнул: Утро!

— А как вы думаете, в каком времени употреблены глаголы, которые назвала учительница? (В настоящем времени.)

— Сформулируйте тему урока. (Время глагола.) — кластер

— Правильно. И первым делом отправимся в гости к очень хитрому глаголу.

6. Актуализация знаний. (составление кластера)

Этот хитренький глагол
Себе ВРЕМЯ изобрел.
«Ухожу», — кричит сегодня.
«А вчера, — кричал, — ушел».
«Завтра, — скажет, — я уйду!»
Позавидуйте ему!

Мозговой штурм

— Ребята, сколько мы знаем времен у глагола?

— Какие времена встретились в стихотворении у глагола уходить?

— Какие слова помогли определить время? (Сегодня, вчера, завтра.)

— Как еще можно определить время глагола? (По вопросу и по суффиксу — л—  у пр. времени.)

— На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени? Приведите примеры.

— На какие вопросы отвечают глаголы настоящего? Приведите примеры.

— Какие действия обозначают глаголы будущего времени? На какие вопросы они отвечают?

— С какой целью мы изучаем эту тему? (Научиться определять время глагола. Правильно употреблять в речи глаголы каждого времени.)

— Хорошо, но этим вы занимались на предыдущих уроках.

— А теперь, нам нужно более точно сформулировать тему нашего урока. (Будущее время глагола) (слайд № 1)

Объяснение нового материала

— На доске слова (слайд № 2)

Спою, улечу, прочитаю, упаду
Буду петь, буду летать, буду читать, буду падать.

— Что общего у этих слов? (глаголы, буд время, 1 лицо, ед. число)

— По какому признаку глаголы разбиты на 2 группы? (Первая — глаголы будущего простого времени, а вторая — будущее сложное время)

— Почему не можете ответить на этот вопрос? (Не хватает знаний)

— По внешнему виду, чем отличаются эти столбики? (В первом будущее время образовано одним словом, а во втором двумя)

— Так я вам подскажу, что во втором столбике — это будущее сложное время, а кто тогда догадался, как называется форма глагола в первом столбике? (Верно)

— Назовите тему урока. (продолжение кластера)

— Ребята, в русском языке есть две формы глаголов будущего времени. И сегодня на уроке мы изучим простую и сложную форму глаголов будущего времени. Задайте вопрос к первой группе слов, а теперь ко второй. Чем отличаются вопросы?

7. Физминутка

Я назову глаголы, если это
Н. в. — руки на пояс
П. в. — присядьте
Б. в. — ходьба на месте

Крутил, несёт, бежал, лает, заговорит, прыгал, прочитает, стоит, болел, пел.

— Кто— то может ответить на вопрос: какую форму глаголов будущего времени называют простой, а какую сложной? (Учащиеся высказывают свои предположения, учитель делает вывод).

— Давайте проверим наш вывод и прочитаем правило в учебнике. (Учащиеся читают правило в учебнике).

— На какие же вопросы отвечают глаголы будущего времени? Что такое простая форма глагола будущего времени? Сложная форма?

— Совпадает наш вывод с правилом? Молодцы! (слайд 3)

8. Первичное закрепление

1) работа по учебнику

С.70 у. 146 — у доски (записать глаголы в двух формах)

2) работа по карточкам по вариантам

— Выпишите глаголы, поставьте их в будущем времени. Определите число у глаголов.

1 в. Вышел старик— годовик. Махнул он рукавом и пустил птиц. Каждая птица со своим особым именем. Махнул старик— годовик первый раз, — полетели первые три птицы.. Повеял холод, мороз.

2 в. Наступила тёмная ночь в лесу. Светит луна на лесную поляну. Трещат ночные кузнечики. Поют в кустах соловьи. Журчат скрытые лесные ручейки.

Самопроверка (слайд). Оценивание. (0— 5, 1— 4,2,3— 3, более — 2)

9. Игра «Подбери слово», указать его время

— Подумайте, как связаны слова в первой паре и назовите слова, подходящие по смыслу вместо пропуска

Котлеты жарят, а суп варят.
Нитку в иголку вдевают, а гвоздь в стенку____ вбивают. (Какое время?)
Топором рубили, а пилой ___ пилили. (Какое время?)
Ластиком будут стирать, а ручкой___ будут писать. (Какое время?)
Рыбы уплывут, а птицы ___ улетят. (Какое время?)
Платье будут шить, а шарф___ будут вязать. (Какое время)

(если правильно — хлопок, неправильно — поднимают руку и исправляют)

10. Работа в парах

Карточки с глаголами, выбрать глаголы будущего времени. указать его форму.

Глаголы

Будущее простое время

Будущее сложное время

тает

купит

+

будет печь

+

собрал

уедет

+

потеряет

+

дует

будет строить

+

Фронтальная проверка. Оценивание. (0— 5.1— 2 — 4, 3— 3, более — 2)

Доп. Задание: «Верные — неверные утверждения»

1. Глагол — это часть речи. (да)
2. Он обозначает признак предмета. (нет)
3. Является главным членом предложения. (да)
4. Изменяется по числам. (да)
5. Имеет две временные формы. (нет)
6. Прилетит — это глагол будущего времени (да)

Лист ответов

1

2

3

4

5

6

+

+

+

+

Проверка. Оценивание

11. Итог урока:

— Так что же вы узнали сегодня на уроке? (слайд)

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке. У вас есть стикеры с солнышком. Нарисуйте солнышку улыбку, на сколько комфортно вы себя чувствовали на уроке.

Выберите любое из слов и продолжите предложение

— Умею (отличать глаголы от других частей речи.)
— Могу (изменять глаголы по временам.)
— Умею (определять времена глагола.)
— Знаю (две формы будущего времени)

Прикрепите их на лестнице успеха.

12. Домашнее задание

С.69 — правило, у.149

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти количество движения молекулы
  • Как составить заявление в жэк на ремонт подъезда
  • Как найти свои фотографии в интернете бесплатно
  • Как найти значение скорости звука
  • Как сложно найти свою половинку