Как в тексте найти существительное 2 класс

Существительное в предложении: как подчеркивать

Предложения в русском языке состоят из имён существительных, прилагательных, глаголов, наречий и других элементов. Каждое слово в тексте выполняет определённую роль. В рамках морфологического или синтаксического разбора учащимся приходится определять, как подчёркивается имя существительное. Тип и количество линий зависят от того, является ли исследуемое слово главным (подлежащим, сказуемым) или второстепенным (обстоятельством, определением или дополнением).

Главные и второстепенные члены предложения

Чтобы сделать правильные выводы о роли имени существительного (далее — ИС), стоит ориентироваться по совокупности характеристик. Сначала выясняют, какую вопросительную конструкцию можно подставить к слову. В случае с ИС вариантов немного. К нему подходят вопросы «Кто?» и «Что?», а также их вариации в косвенных падежах, которых всего пять.

Имя, стоящее в И. п., выполняет функцию подлежащего или сказуемого. Оба элемента — основные члены предложения. Когда к объекту или предмету подходит вопрос в косвенном падеже, можно быть уверенным, что это дополнение, определение или обстоятельство. В лингвистике их синтаксическая роль является второстепенной.

Разбор лексических конструкций выполняют в таком порядке:

  1. Выписывают фразу, в которой должно быть и определяемое слово, и то, с которым последнее тесно связано по смыслу.
  2. Задают вопрос, определяют синтаксическую роль.
  3. Подчёркивают такой линией, которая предусмотрена для этого случая.

С учётом синтаксической функции, ИС подчёркивается следующим образом:

  • обстоятельство — чертой, состоящей из чередующихся точек и коротких тире;
  • определение — волнистой линией;
  • дополнение — одинаковыми чёрточками (штрихами);
  • сказуемое — двумя прямыми линиями;
  • подлежащее — одним ровным отрезком.

Во всех случаях для обозначения роли слов используется простой карандаш.

Существительное в предложении: как подчеркивать

Пример: Как прекрасна природа ясным зимним утром!

Нужно определить синтаксическую роль слова «утром». Подходящее вопросительное слово «Когда?», значит, в этом случае рассматриваемая часть речи играет роль обстоятельства.

Нужно учитывать, что все предложения делятся на двусоставные и односоставные. Ко второму типу относятся те, что состоят из одного главного члена. Это значит, что в них есть либо только подлежащее, либо сказуемое, а остальные слова выполняют второстепенную функцию.

Как определить роль существительного

Чтобы понять, как подчёркивать существительное в словосочетании рядом с прилагательным или глаголом, подставляют вопросы. Если таким способом не получается определить, выясняют, какова роль этого слова. Зачем данная лексическая единица в предложении? Что показывает? Что изменится, если его убрать?

Подлежащее

Этот член подчёркивают одной прямой линией. Он всегда будет ответом на вопросы прямого падежа «Кто?», «Что?». Примеры:

  • С самого утра идёт (что?) снег.
  • На улице залаяла (кто?) собака.
  • Молодая (кто?) учительница начала вести урок.

Важно различать существительные, стоящие в именительном и винительном падежах. Во втором варианте неодушевлённое существительное имеет такой же вид, как в И. п., например, «Вижу (что?) лес», но подлежащим не является. Для проверки нужно подставить одушевлённый объект. Пример: Вижу (кого?) мальчика.

Сказуемое

В этой роли существительное может стоять рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его двумя прямыми линиями. В этом случае ИС представляет собой часть составного именного сказуемого. В прошедшем и будущем времени слово употребляется с глаголом быть, в настоящем — без него. Примеры:

  • Та девушка была моей подругой.
  • Люда — моя сестра.
  • Этот ребёнок будет моим крестником.

«Сестра», «подруга» и крестник» — составные сказуемые, именная часть которых выражена ИС.

В составном сказуемом двойными прямыми линиями подчёркиваются и существительное, и глагол.

Дополнение

Если дополнение выражено существительным, его легко обнаружить в простом и сложном предложении. По смыслу существительное привязано к сказуемому, к которое отвечает на «что делает?» и его варианты в разных временах и наклонениях. Примеры:

  • Катя принесла (кого?) щенка.
  • Маша поделилась (чем?) яблоком.

Дополнения отвечают на вопросы косвенных падежей и подчёркиваются пунктирной линией. Они разъясняют, уточняют и конкретизируют, что сделал объект, о котором идёт речь.

Существительное в предложении: как подчеркивать

Определение

Определение называет признак предмета. В предложении его функция состоит в том, чтобы показать признак или принадлежность предмета. Примеры с существительными:

  • Ира надела любимые туфли (чьи?) мамы.
  • Мы нашли гнездо (чьё?) совы.

В первом случае видно, что существительное стоит рядом с прилагательным и глаголом, а подчёркивают его волнистой линией.

Определение, выраженное именем существительным, обычно стоит в родительном падеже, реже — дублирует грамматическую форму определяемого ИС. Во втором случае его называют приложением. Это разновидность определения и тоже подчёркивается волнистой чертой. Примеры:

  • Разлилась река (какая?) Дон.
  • В окно я увидел девочку-(какую?) подростка.
  • Расцвели цветочки (какие?) васильки.

Слова «Дон», «подростка» и «васильки» — приложения.

Существительное в предложении: как подчеркивать

Обстоятельство

Это довольно непростой член предложения, бывает выражен какими угодно частями речи, включая местоимения, числительные, деепричастия, причастия и наречия. Если существительное стоит в одном из косвенных падежей, чаще всего это означает, что оно играет роль обстоятельства. Вопросительные конструкции, которые к нему подходят:

  • «где?», «куда?», «откуда?»;
  • «почему?», «отчего?», «по какой причине?», «на каком основании?»;
  • «как?»;
  • «зачем?», «с какой целью?» и т. д.

Обстоятельство подчёркивают одной линией, состоящей из тире и точек.

Возможные падежи: родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.

Различают 8 разновидностей: обст-во уступки, условия, сравнения, цели, причины, места, образа действия и степени, времени. Примеры:

  • (Где?) На картине нарисован снег.
  • Сверчок тикает, (как?) как ходики.
  • Уехал (куда?) на отдых.
  • Физкультурой нужно заниматься (зачем?) для укрепления организма.

Таким образом, главное — правильно задать вопрос и выяснить, в каком падеже стоит слово.

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»

Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры

Что мы знаем о частях речи

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим пример с существительным.

Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)

Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? чей? который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?

Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Как подчеркиваются части речи?

Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.

Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.

Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)

Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.

Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.

Что такое синтаксическая роль

Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.

Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.

Как и что подчеркивается?

В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:

Подлежащее – одной чертой

Сказуемое – двумя чертами

Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)

Определение – волнистой линией

В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.

Приложение – это вид определения, поэтому оно тоже подчеркивается волнистой линией.

Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно сильно ошибиться.

Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи

Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).

Рассмотрим примеры с существительным.

Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)

Читать – ее страсть . (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)

В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.

Я прочитал статью . (прочитал что? статью; это дополнение)

У меня есть юбка в клетку . (юбка какая? в клетку; это определение)

Мы уехали из города . (уехали откуда? из города; это обстоятельство)

Таблица-помощник

Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.

Член предложения

Как подчеркивается

Вопросы

Части речи

Кто? Что? о чем говорится в предложении?

Существительное, местоимение, числительное, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)

Что делает? Что это? Каков? Что сообщается о подлежащем?

Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)

Вопросы косвенных падежей

Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание

Какой? Чей? Который по счету?

Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное

Где? Когда? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? В какой степени?

Наречие, деепричастие, существительное, местоимение, инфинитив

Что мы узнали?

Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.

Тест по теме

  • Двумя чертами
  • Волнистой линией
  • Пунктиром
  • Точка-тире

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 556.

  • Все
  • Литература
  • Русский язык
  • Чтение
  • География
  • Окружающий мир
  • Физика
  • Английский язык
  • Биология
  • Геометрия
  • Алгебра
  • Математика
  • Обществознание
  • Химия
  • Информатика
  • История России
  • История

Не понравилось? — Напиши в комментариях, чего не хватает.

Содержание

  1. Что мы знаем о частях речи
  2. Что такое синтаксическая роль
  3. Как и что подчеркивается?
  4. Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
  5. Таблица-помощник
  6. Что мы узнали?

Бонус

  • Тест по теме
  • Как подчеркиваются части речи?
  1. 1. Роман ГончаренкоРоман Гончаренко 333
  2. 2. Александра ВолковаАлександра Волкова 253
  3. 3. Артём Белогорцев 218
  4. 4. Ольга Титаренко 184
  5. 5. Надя Боровая 183
  6. 6. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″ />Игорь Проскуренко 165
  7. 7. Алина МаксутоваАлина Максутова 134
  8. 8. Эдуард КрекЭдуард Крек 108
  9. 9. Матвей СучковМатвей Сучков 97
  10. 10. Дарья Завгородняя 86
  1. 1. alt=»Игорь Проскуренко» width=»32″ height=»32″ />Игорь Проскуренко 25,881
  2. 2. Кристина 1Кристина Волосочева 19,120
  3. 3. EkaterinaEkaterina 18,721
  4. 4. Юлия Бронникова 18,580
  5. 5. Darth VaderDarth Vader 17,856
  6. 6. Алина СайбельАлина Сайбель 16,787
  7. 7. Мария НиколаевнаМария Николаевна 15,775
  8. 8. Лариса СамодуроваЛариса Самодурова 15,735
  9. 9. alt=»AC DC» width=»32″ height=»32″ />AC DC 15,433
  10. 10. LizaLiza 15,165
источники:

https://kakpishem.ru/chasti-rechi/sushchestvitelnoe/suschestvitelnoe-v-predlozhenii-kak-podcherkivat.html

https://sprint-olympic.ru/uroki/russkij-jazyk-uroki/8074-kak-podcherkivautsia-chasti-rechi-v-rysskom-iazyke-pravilo-primery.html

https://obrazovaka.ru/russkiy-yazyk/kak-podcherkivayutsya-chasti-rechi.html

Слайд 1

Презентация к уроку « Имя существительное. Нахождение имен существительных в тексте ». 2 класс. УМК «Школа России». Автор презентации учитель начальных классов Хилевич Е.А.

Слайд 2

Отгадайте загадку Знаю я теперь отныне – Есть одно такое имя, Назовёт любой предмет, На вопросы даст ответ. СЩСТВТЛН

Слайд 3

Тема урока. Имя существительное. Нахождение имён существительных в тексте . Цель урока: 1. Повторить всё об … 2. Учиться находить … 3. Учиться определять в словах…

Слайд 4

Логическое упражнение Девочки Таня, Оля и Ната отдыхали летом на Чёрном море, в деревне Дубки и на даче. Таня была не на море. Оля провела каникулы на даче. Где была Ната ?

Слайд 5

Взаимопроверка Та- тья -на Оль-га На-та- лья Чёр-ное Дуб- ки мо -ре де- воч — ки ка-ни-ку- лы да- ча де-ре- вья

Слайд 7

Составить предложения

Слайд 9

Проверьте себя Оля любит ездить на дачу к бабушке . Девочка помогает ей полоть грядки и поливать цветы . Каждое утро Оля делает зарядку и купается в речке .

Слайд 10

Листок знаний ( ! + -) — Я знаю, что такое имя существительное. -Я могу найти существительные в тексте. -Я знаю, какие существительные пишутся с заглавной буквы. -Я умею определить число имени существительного.

Этапы
урока.

Цели.

Виды
работы

Содержание
взаимодействия с учащимися.

Деятельность
учителя

Деятельность учащихся

I.Организационный
момент.

 Цель: обеспечить
мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока;

актуализация
субъективного опыта учащихся  (личностных смыслов, опорных знаний и способов
действий, ценностных отношений).

1.Приветствие

2.Эмоциональный
настрой

3.Проверка
готовности к уроку.

— Здравствуйте ребята.

Для ребят звенит звонок,

Начинается урок.

Время даром не теряйте,

На вопросы отвечайте,

Дружно тему обсуждайте.

Не пройдёт ваш даром труд,

Знанья пользу принесут.                                                   

— Проверим, вашу готовность к уроку, все ли
необходимое у вас находится на местах.

Приветствует
учащихся, организовывает проверку рабочего места, создаёт положительный
эмоциональный настрой на урок.

Приветствуют
учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются
на урок.

II.
Минутка чистописания.

Цель:

содействовать
выработке каллиграфических навыков письма.

1.Пальчиковая
гимнастика.

2.
Оформление рабочей страницы в тетради.

— Перед началом работы подготовим
руку к письму, выполним пальчиковую гимнастику. Повторяйте движения:
— Ручки складываем в замок, переплетая пальцы:
— На двери висит замок. (Ритмично раскачивать «замок»).
— Кто его открыть бы мог?
— Постучали, (ритмично постукиваем друг об друга основаниями
ладоней, не расцепляя пальцы).
— Покрутили, (Не расцепляя пальцы, одну руку тянете к себе,
другую от себя, попеременно меняя их).
— Потянули (Тянем ручки в разные стороны, выпрямляя пальцы, но,
не отпуская замок полностью).
— И открыли! (Резко расцепляя ладони, разводим их широко в
стороны)

— Ребята, откройте тетрадь,
запишите число, классная работа.

 (По образцу на доске).

Осуществляет
подготовку руки к работе, контролирует оформление рабочей стр. тетради.

Повторяют
движения за учителем, оформляют тетрадь.

3.
Упражнение в написании букв и их соединений с другими буквами.


Посмотрите на доску. Ребята, какие виды соединений букв в буквосочетаниях
нужно использовать?  (Запись на доске).

арь  вьи  лье  оль

-Скажите,
что общего в этих буквосочетаниях (наличие буквы Ь).

-Запишите
эти буквосочетания до конца строки, чередуя. Следите за высотой, наклоном и
шириной букв.

Указывает
на типичные ошибки в написании букв, демонстрирует каллиграфическое письмо на
доске.

Контролирует
выполнение работы по образцу.

Воспринимают
информацию, выполняют упражнение по образцу, определяют виды соединений букв,
выполняют графические действия.

3.
Словарная работа

(знакомство
с новым словом).

— А теперь познакомимся с новыми
словарными словами. Запишите с красной строчки «Словарь»:

-Отгадайте загадку:

 Сл.1

Я тепла не потерплю:

Закручу метели,

Все поляны побелю,

Разукрашу ели,

Замету снежком дома,

Потому что я … (зима)

Ребята, назовите зимние месяцы. (Декабрь,
январь, февраль).

— Какой частью речи являются эти слова? (Имена
существительные).

Составьте
устно предложения с каждым из этих слов:

В декабре выпал первый снег.

В январе нас ожидает  каток.

В феврале мы отправимся в лес,
наблюдать зимнюю природу.

— Обратите внимание на орфограммы в
словах.

Сл.2

Декабрь,
январь, февраль
(Запись на доске)

— Запишите в тетрадь слова, выделяя
орфограмму, ставьте ударение в словах.

Определяет
целевую установку, проводит орфографическую и лексическую работу с новым
сл.словом.

Читают
словарные слова, определяют орфограмму, пишут, выделяя орфограмму графически.

4.
Работа с предложением (синтаксический разбор).

— Прочитайте предложение. (Запись на
доске)

-Назовите опасные места в словах:  (Один
ученик – у доски)

В феврале начал таять снег.

 Найдите и подчеркните в этом предложении
главные члены.

Определяет
учебную задачу и контролирует ее выполнение всеми учениками.

Составляют
предложение, выполняют орфографический и синтаксический разбор.

III.
Целеполагание.

Цель:
обеспечить мотивацию учения школьников,
принятие ими целей урока.

1.Введение
в тему урока (просмотр видеоролика), постановка проблемы.

— А сейчас внимательно
послушайте. Имена существительные могут отвечать не только н вопрос кто?
или что?, но и на другие вопросы: (чего?) зимы, весны; (чему?) зиме,
весне
; (о чём?) о зиме, о весне

-Так скажите, на
какие же вопросы могут отвечать имена существительные?

(Ответы детей)

Актуализирует
знания и создает проблемную ситуацию.

Определяют
тему и задачи урока.

2.
Определение темы и задач урока.

-Ребята, кто же догадался, какой
будет тема нашего урока?

Сл.3

(Имена существительные).

-Какие задачи поставим перед
собой?

— научиться распознавать
имена существительные;

— узнать на какие вопросы
отвечают имена существительные;

— какую роль выполняют в
предложениях.

Подводит
к самостоятельным выводам о теме урока, корректирует основные задачи.

Самостоятельно
определяют тему урока, планируют учебную деятельность в виде задач.

IV.
Изучение нового материала.

Цель:

обеспечить восприятие, осмысление и первичное усвоение
учащимися изучаемого материала; содействовать усвоению учащимися способов,
которые привели к определенному выводу.

1.Упр.
77, с. 46.

— Откройте учебник на странице 46.
 Найдите 77 упражнение.

— Прочитайте стихотворение
Самуила Маршака (один ученик читает, остальные следят).

— Какие слова в стихотворении
имеют значение «сильный ветер со снегом», «метель», «снежная буря»? (Вьюга,
снежная пурга).

— Спишите это стихотворение с
комментированием.

Вьюга, снежная пурга,

Напряди нам пряжи,

Взбей пушистые снега,

Словно пух лебяжий.

— Подчеркните в предложении имена
существительные, которые обозначают явления природы и отвечают на вопрос «что?».

— Какие слова вы подчеркнули?
(Вьюга, снежная пурга).

— Что обозначают имена
существительные? (Обозначают предмет, отвечают на вопрос «что?»).

Ставит
учебную задачу, помогает осуществить анализ языкового материала.

Выполняют
учебные действия под руководством учителя, открывают новое знание.

2.
Знакомство с правилом (учебник с.46).

— Найдите правило на странице 46.
Прочитает правило вслух. (Читает ученик)

— На какие еще вопросы могут
отвечать имена существительные?

(Чего? Чему? О чём?).

— Приведите примеры (составляют
словосочетания
)

Нет чего? Воздушного шара.

Радуюсь чему? Воздушному шару.

Мечтаю о чем? О воздушном
шаре.

-Ребята, скажите, когда мы задаем
эти вопросы (Что? О чем? Чему?) – мы говорим, о  каких именах
существительных? (Неодушевленных).

Ставит
перед учащимися учебную задачу, задает вопросы по содержанию правила.

Читают
правило, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры.

3.
Упр. 78, с. 46.

— Найдите упражнение 78 на
странице 46. Прочитайте стихотворение.

(Один ученик читает вслух).


Как вы думаете, что обозначают выделенные слова? (Черты характера).

— Как вы понимаете значение этих
слов?

Сл.4

Нежность – бережное, ласковое
отношение.

Отвага – храбрость, бесстрашие,
доблесть, смелость.

Скромность – тихость характера,
отсутствие стремления быть заметным.

Хитреца – хитрое отношение,
лукавство.

— А что видите вы в глазах своих
друзей?

( Радость, веселье, грусть,
преданность, нежность, страх, злость).

— К какой части речи относятся
выделенные слова? (Существительные).

— На какой вопрос отвечают эти
слова? (На вопрос что?).

— Спишите это стихотворение в
тетрадь с проговариванием.

Вывод:

— На какие вопросы отвечают имена
существительные? (Кто? Что? Чего? Чему? О чём?).

Определяет
учебную задачу, контролирует алгоритм действий, осуществляет проверку,
подводит детей к выводу.

Находят
упражнение в учебнике, воспринимают задачу и планируют алгоритм действий;
выполняют в соответствии с инструкцией, осуществляют самоконтроль.

4.
Работа со страничкой для любознательных

(коллективно).

— А сейчас откройте на страницу
47- страничку для любознательных.

— Прочитайте, что написано на
этой страничке. (Один ученик читает).

— Что нового вы узнали из этой
странички?  (Узнали, что имена существительные получили такое название
потому, что обозначают всякий предмет, который существует в окружающем нас
мире. Имена существительные могут обозначать предметы и вещи, явления
природы, людей и животных, события, чувства и качества людей
).

Вывод:

— Что обозначают имена
существительные? (Предметы и вещи, явления природы, людей, животных, события,
чувства и качества людей).

Организует
работу учащихся по работе со страничкой для любознательных.

Совместно
с учителем изучают страничку для

любознательных;
обобщают изученный  материал.

ФИЗМИНУТКА

— А сейчас мы немного отдохнём. 

Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,

Киваем головой.

Мы руки поднимаем,

Мы руки опускаем

И вновь писать начнем.

Способствует
эмоциональной разрядке детей. На своем примере показывает, как нужно
выполнять упражнения.

Повторяют
за учителем, переключаются на другой вид деятельности.

V.
Закрепление изученного.

Цель:

Обеспечить 
закрепление в памяти учащихся знаний и способов действий, которые им
необходимы для самостоятельной работы по новому материалу .Обеспечить в ходе
закрепления повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его
понимания.

1.Упр.
79 с. 47.

— Найдите упражнение 79 на
странице 47.

-Что нужно сделать? ( Составить
из слов каждой строки предложение, изменяя, где нужно форму слов
)

-Составим предложения сначала
устно, а потом записываем (с комментированием):

Пёстрый дятел стучит по коре
сосны.

Длинноухий заяц спрятался под
куст.

Рыжая лисица выбежала на дорогу.

— А теперь найдите в предложениях
имена существительные и укажите над ними часть речи (сущ.). (Один ученик
вслух)

Вывод:

— На какие вопросы отвечают имена
существительные?

— Что могут обозначать имена
существительные?

Организует
работу учащихся по составлению предложений из представленных слов; обобщает
работу учащихся.

Составляют
предложения из представленных слов; подводят выводы в конце упражнения.

2.
Работа с карточками.

— Ребята, у вас на партах лежат
карточки с заданием для самостоятельной работы. (Напишите имя, фамилию).

Вам необходимо прочитать текст.
Найти и подчеркнуть в этом тексте имена существительные, над каждым
существительным написать вопрос, на который это существительное отвечает.

(Выполняют самостоятельно).

Определяет
алгоритм действий, учебную задачу, ставит целевую установку на выполнение
самостоятельной работы.

Выполняют задание по карточкам.

VI.
Итог урока

Цель:

подведение
итогов учебного занятия; дать качественную оценку работы класса и отдельных
учащихся.

1.Обобщающая
беседа.


Услышим скоро мы звонок,

 
Пора заканчивать урок.

 
Давайте подведем итог.

-Что узнали нового на уроке?

— На какие вопросы могут отвечать
имена существительные?

— Что могут обозначать имена
существительные?

-Чему научились?

(Научились распознавать имена существительные,
узнали, на какие вопросы отвечают имена существительные, а также что могут
обозначать имена существительные в предложениях).

Сегодня за работу на уроке
получают оценки: ….

Формирует
целостную систему ведущих знаний по теме урока

Оценивает
работу, комментирует оценки.

Отвечают на вопросы, воспроизводя изученное раннее,
формулируют выводы.

Получают оценки за работу на уроке.

2.
Домашнее задание.

— Откройте дневник и запишите
задание на дом.

— Дома вам необходимо еще раз
прочитать страничку для любознательных и выучить правило.

Диктует
учащимся домашнее задание.

Записывают
домашнее задание в дневник.

Подборка правил: имя существительное

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся.

Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также эта подборка поможет сделать морфологический разбор любого существительного.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ: имя существительное — это часть речи, которая обозначает ПРЕДМЕТ и отвечает на вопросы КТО? или ЧТО?

Собственное и нарицательное

  • СОБСТВЕННЫЕ существительные обозначают — имена, фамилии, отчества, клички животных, географические названия, название книг, газет, журналов (Москва, Волга, Мария, Каштанка, Алексей Максимович).
  • НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ существительные — название предметов и явлений (ученик, учебник, страна, лес, собака).

Одушевленные и неодушевленные

  • ОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос КТО? и называют людей и животных (учитель, школьник,сестра, кот, птица).
  • НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ существительные отвечают на вопрос ЧТО? и называют неживые предметы (облако, лес, вода,тетрадь, автобус).

Число имён существительных

  • ЕДИНСТВЕННОЕ число — обозначает один предмет (письмо, ребёнок). Некоторые существительные употребляются только в единственном числе (молоко, доброта, Калуга, пение, молодёжь, Франция).
  • МНОЖЕСТВЕННОЕ число — обозначает несколько предметов (письма, дети). Некоторые существительные употребляются только во множественном числе (очки, сани, именины, ножницы, ворота, Альпы).

Род имени существительного

РОД — постоянный признак имени существительного. По родам существительные не изменяются.

  • МУЖСКОЙ — он, мой (конь, автомобиль).
  • ЖЕНСКИЙ — она, моя (рожь, земля).
  • СРЕДНИЙ — оно мое (село, кольцо).

ПРАВИЛО: чтобы определить род имени существительного, нужно поставить это существительное в начальную форму: с мячами — мяч (м. р.), на земле — земля (ж. р.), у моря — море (ср. р.).

  • ОБЩИЙ РОД — он, мой, этот/она, моя, эта (плакса, сирота).

Орфограмма «Мягкий знак (Ь) после шипящих на конце имён существительных»

  • Пишется — в женском роде (мышь, рожь, печь, ложь, мощь).
  • Не пишется — в мужском роде (гараж, камыш, товарищ, борщ).

Мягкий знак после шипящего на конце имени существительного показывает, что это существительное женского рода.

Склонение имени существительного

СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ — это изменение слов по падежам. Падеж определяется по вопросам.

Падежи и вопросы:

Чтобы легче запомнить вопросы падежей можно подставлять вспомогательные слова.

  • Именительный падеж (есть) кто? что?
  • Родительный падеж (нет) кого? чего?
  • Дательный падеж (даю, рад) кому? чему?
  • Винительный падеж (вижу) кого? что?
  • Творительный падеж (доволен, любуюсь) кем? чем?
  • Предложный падеж (думаю, говорю) о ком? о чем?

ПРАВИЛО: Чтобы определить падеж имени существительного, необходимо найти слово, с которым это существительное связано по смыслу, и поставить от него падежный вопрос.
ПРИМЕР: Старик ловил неводом рыбу. (А.С. Пушкин)

Ловил (чем?) неводом (Т. п.); ловил (кого?) рыбу (В.п.).

НАЧАЛЬНАЯ ФОРМА ИМЕНИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО — форма именительного падежа единственного числа (всегда определяется в морфологическом разборе).

Три склонения имён существительных

В русском языке имена существительные, которые имеют одинаковые окончания в одних и тех же падежах, распределяются по трём группам — СКЛОНЕНИЯМ.

  • К 1-му склонению относятся имена существительные женского и мужского родас окончаниями, в именительном падеже единственного числа (линейкА , землЯ, мамА, папА, дядЯ).
  • Ко 2-му склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием и среднего родас окончаниями -О, -Е в именительном падеже единственного числа (урок, день, зеркалО, полЕ).
  • К 3-му склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа и оканчивающиеся на мягкий знак (метелЬ, морковЬ, вещЬ, дочЬ).

ПРАВИЛО: чтобы определить склонение имени существительного во множественном числе, нужно поставить это существительное в начальную форму, определить его род и выделить окончание.

ОРФОГРАММА «Буквы Е и И в падежных окончаниях имён существительных»

Чтобы правильно написать безударное падежное окончание имени существительного, нужно:
1. Определить падеж.
2. Определить склонение.
3. Вспомнить окончание существительных этого склонения в нужном падеже: письмо (кому?) бабушке (1-е скл., Д. п., ед. ч., -е); ехать (на чём?) на велосипеде (2-е скл., П. п., ед. ч., -е).
4. Проверить безударное падежное окончание ударным окончанием имени существительного того же склонения: думая о Родине (о земле); деревья в инее (в серебре); увидел в проруби (в степи).

ОРФОГРАММА «Буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях имён существительных»

После шипящих и Ц в окончаниях имён существительных в творительном падеже под ударением пишется гласная О, а без ударения — гласная Е: врачОм — задачЕй , птенцОм — птицЕй.

Морфологический разбор

1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
3. Неизменяемые признаки: одушевлённое или неодушевлённое; собственное или нарицательное; род (мужской, женский, средний); склонение (1,2,3).
4. Изменяемые: падеж, число.
4. Роль в предложении.

ПРИМЕР УСТНОГО РАЗБОРА

Охотник увидел белку.
1. Белку — имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого?
2. Начальная форма — белка.
3. Одушевлённое, нарицательное. Женского рода, 1-го склонения.
4. Употреблено в единственном числе, в винительном падеже.

5. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (кого?) белку.

ПРИМЕР ОФОРМЛЕНИЯ РАЗБОРА В ТЕТРАДИ

Белку — сущ., кого?, н. ф. — белка, одуш., нариц., ж.р., 1-го скл., ед.ч., В.п., второст. член (дополнение).

Как видите, имя существительное — это самая всеобъемлющая часть речи. Она описывает сразу большое количество вещей в этом мире, наименований, событий и прочего. Также его признаки позволяют произвести еще большее уточнение.

Подборка правил: имя существительное

Имя существительное — это самая существенная часть речи, в грамматике она считается часто встречающейся. Знать о ней необходимо всем школьникам для того, чтобы правильно выполнять задания как в ЕГЭ, так и в ГИА. В частности, в экзамене 11 класса имеется задание, в котором нужно выбрать правильную форму имени существительного. Также Читать далее

Как помочь детям учить буквы?

Детки возрастом 1,5-2 года, даже не научившись говорить, могут уже запоминать буквы. Читать далее

Подборка правил: причастие

Подборка правил: причастие (определение, признаки, залог причастия, склонение, орфограммы). Читать далее

Ребёнок пишет неграмотно! Заметки в помощь родителям!

В тетради по русскому языку вашего чада все больше замечаний красной пастой? И даже в обычном слове присутствуют ошибки? Читать далее

Подборка правил: имя прилагательное

В статье собрана подборка всех правил имени прилагательного + морфологический разбор. Читать далее

Источник статьи: http://xn--80aakeqfhfoqvpv.xn--p1ai/blog/podborka-pravil-imeni-sushhestvitelnogo/

Морфология

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.

Части речи

Имя существительное – самая большая часть нашей речи.

Почти каждое второе слово в ней – имя сущ.

И это понятно. Человек с рождения жадно смотрит и хочет знать, что его окружает, что существует вокруг него.

Имя существительное — это часть речи, обозначающая предмет и выражающая категориальное грамматическое значение предметности в частных грамматических категориях рода, числа и падежа. Отвечает на вопросы кто? или что? Значение предметности понимается широко.

Имя существительное служит для обозначения:

— Конкретных предметов окружающей действительности: тайга , океан , лайнер , айсберг , якорь .
— Живых существ: птица , медведь , человек , Лёша , пассажир .
— Фактов, событий и явлений: утро , отпуск , каникулы , спектакль , облачность .
— Качеств, свойств, действий и состояний: смелость , доброта , отдых , чтение , уборка , молотьба .

Морфологические признаки имён существительных

Существительное обладает категориями рода, числа и падежа , которые служат средством выражения категориального грамматического значения предметности. Род является постоянным признаком существительного, а число и падеж — переменными. Кроме того, существительные распределяются по лексико-грамматическим разрядам.

Имена существительные собственные и нарицательные

Собственные имена существительные — это названия отдельных лиц, единичных предметов.
К собственным именам существительным относятся:

1. фамилии (псевдонимы, прозвища), имена, отчества людей, а также клички животных.

2. географические названия

3. астрономические названия

4. названия газет, журналов, произведений литературы и искусства, заводов, кораблей и др.

Следует отличать собственные имена существительные от собственных наименований.

Собственные имена существительные иногда переходят в нарицательные (например: Ампер — французский ученый, ампер — единица силы электрического тока.

Нарицательные имена существительные — это общее название для всех однородных предметов и явлений.
Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные (например: земля — суша, Земля — планета Солнечной системы).

Имена существительные одушевленные и неодушевленные

Имена существительные одушевленные служат названиями людей, животных и отвечают на вопрос кто?
Неодушевленные имена существительные служат названиями неживых предметов, а также предметов растительного мира и отвечают на вопрос что?
К неодушевленным также относятся имена существительные типа группа, народ, толпа, стая, молодёжь и т.д.

Число имен существительных.

Имена существительные употребляются в единственном числе, когда речь идет об одном предмете, и во множественном числе, когда имеется в виду несколько предметов.
Некоторые имена существительные употребляются ли только в единственном, или только во множественном числе.

Существительные, которые имеют только форму единственного числа:

1. Названия множества одинаковых лиц, предметов (собирательные существительные):молодежь, детвора, студенчество, человечество и др.

2. Названия предметов с вещественным значением: асфальт, железо, земляника, молоко, сталь, свёкла, керосин и др.

3. Названия качества или признака: белизна, злоба, ловкость, молодость, свежесть, синева, темнота, чернота и др.

4. Названия действия или состояния: косьба, рубка, выполнение, внушение, горение и др.

5. Собственные имена в качестве наименований единичных предметов: Москва, Волга и др.

6. Слова: бремя, вымя, пламя, темя

Существительные, которые имеют только форму множественного числа:

1. Названия составных и парных предметов: брюки, весы, перила, тиски, щипцы, грабли, ножницы, вилы, качели и др.

2. Названия материалов или их отходов, остатков: белила, дрожжи, макароны, сливки, отруби, опилки и др.

3. Названия промежутков времени, игр: прятки, жмурки, шахматы, каникулы, сутки, буднии др.

4. Названия действий и состояния природы: хлопоты, выборы, переговоры, всходы, заморозки, дебаты и др.

5. Некоторые географические названия: Карпаты, Фили, Горки, Афины, Альпы, Сокольникии др.

Падежи имен существительных

В русском языке шесть падежей. Падеж определяется по вопросам.

Именительный — кто? или что?
Родительный — кого? или чего?
Дательный — кому? или чему?
Винительный — кого? или что?
Творительный — кем? или чем?
Предложный — о ком? или о чем?

Падеж Вспомогательное слово Вопросы Предлоги
Именительный Это Кто?
Что?
Родительный Нет Кого?
Чего?
Без, у, с, от, до, из, около, возле, подле, для
Дательный Дать Кому?
Чему?
К, по
Винительный Вижу Кого?
Что?
На, за, под, в, во, через, про
Творительный Доволен Кем?
Чем?
Над, за, под, перед, с, со, между
Предложный Говорить О ком?
О чём?
В, о, об, на, при

Чтобы определить падеж существительного в предложении, нужно:

1. найти слово, к которому относится данное существительное;

2. поставить от этого слова к имени существительному вопрос.

Склонение имен существительных

Изменение слов по падежам называется склонением.
Существует три склонения имен существительных.

К первому склонению относятся имена существительные женского рода с окончанием -а (-я) в именительном падеже единственного числа (страна, земля), а также существительные мужского рода, обозначающие людей, с теми же окончаниями (юноша, дядя).

Ко второму склонению относятся имена существительные мужского рода с нулевым окончанием (берег, день), а также с окончаниями -о, -е (домишко, домище) и среднего рода с окончаниями -о, -е в именительном падеже единственного числа (слово, здание).

К третьему склонению относятся имена существительные женского рода с нулевым окончанием в именительном падеже единственного числа.

1-е склонение 2-е склонение 3-е склонение
м. р. с окончаниями -а, -я

Например: папа Коля.

ж. р. с окончаниями -а, -я

Например: ваза, няня

Например: конь строй стол ср. р. с окончаниями -о, -е.

Например: облако море

ж. р. с нулевым окончанием с мягким знаком на конце

Разносклоняемые имена существительные.

Десять существительных среднего рода на -мя (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя и темя) и существительное мужского рода путь в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе имеют окончания существительных 3-го склонения -и, а в творительном падеже принимают окончания существительных 2-го склонения -ем (-ём).

Несклоняемые имена существительные.

Несклоняемыми называются существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму.
Среди них имеются как имена нарицательные (кофе, радио, кино, жюри), так и имена собственные (Гёте, Золя, Сочи).

Морфологический разбор имени существительного

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
2. Постоянные признаки:
а) собственное или нарицательное,
б) одушевленное или неодушевленное,
в) род,
г) склонение.
3. Непостоянные признаки:
а) падеж,
б) число.
III. Синтаксическая роль.

Морфологический разбор (образец).

Про доброе дело говори смело.

I. Дело – сущ., обознач. предмет, (что?)
II. Н.ф. – дело.
Пост. призн.: нариц., неодуш., ср. р. II cкл.;
непост.призн.: в винит. пад., в ед. ч.
III. Говори (про что?) про дело.

Повтори материал по интерактивным таблицам.

Источник статьи: http://www.sites.google.com/site/ctobyucitsabylolegce/nacalnaa-skola/russkij-azyk/ima-susestvitelnoe

Adblock
detector

Автор учебника: В. П. Канакина, В.Г. Горецкий часть 2. («Школа России»).

Деятельностная: сформировать представление о имени существительном, как об одной из частей речи;

Содержательная: учить различать предмет и слово как часть речи; формировать умение различать существительные среди других частей речи, соотносить вопросы кто? что? и слово — название предмета

1. Мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд – презентация;

2. Учебник для 2 класса;

3. Карточки с заданиями разных цветов;

4. Памятка « Карточка – запоминалочка»;

5. Карточка для игры «Круговая почта»;

6. Карточки сигнальные для рефлексии.

Задачи: 1. актуализировать знания об имени существительном.

2. открыть правило определения рода имён существительных.

3. научить определять род имён существительных.

4. тренировать способность к определению рода имён существительных.

Предметные: находить имена существительные (или уметь находить и отличать имена существительные от других частей речи).

 личностные: умение признавать важность учёбы и познания нового, понимать, зачем выполнять те или иные учебные действия; проводить самооценку на основе критерия успешности;

регулятивные: умение планировать и определять последовательность действий для решения задачи, определять и формулировать тему и задачи урока, действовать составленному (заданному) плану;

познавательные: умение классифицировать слова по определённым признакам, делать выводы на основе обобщения, ориентироваться в системе знаний, отличать новое от раннее изученного, перерабатывать полученную информацию;

коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты формирования УУД

1. Мотивация к учебной деятельности

Ровно встали,

Тихо сели,

Головами повертели,

Сладко – сладко потянулись,

И друг другу улыбнулись.

Рот закрыли на замок,

Начинается урок.

Я рада приветствовать вас на уроке.

Эмблемой нашего урока пусть будет этот орешек знаний.

Орешек знаний тверд

Но все же, мы не привыкли отступать.

Чтоб расколоть его сегодня

Мы будем части речи изучать.

В русском языке великое количество слов -сотни тысяч. Как же разобраться и управиться с такой армией ? К счастью, есть у слов строгий командир-Морфология. Подаст ,к примеру, команду: «Части речи, становись! — вмиг все слова построятся в чёткие колонны. И первым будет стоять……

А вот какая часть речи будет стоять первой и почему, мы с вами должны будем узнать на этом уроке.

Сегодня у нас с вами будет необычный урок, урок – исследование. А вы будете в роли исследователей.

— Кто такие исследователи?

— Как думаете, что мы будем исследовать?

— К нашему уроку я подобрала такой девиз: « С мало удачи начинается большой успех».

— Как понимаете смысл этой пословицы?

— Нужна ли человеку удача, успех? Зачем?

— Нужна ли она вам? От чего зависит успех человека?

— Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы.

— Пожелайте и вы её друг другу.

-Откройте тетради. Запишите сегодняшнее число и «Классная работа»

Приветствуют учителя, настраиваются на урок.

Учащиеся высказывают свои предположения.

— Будем исследовать что – то новое, неизвестное нам.

Учащиеся высказывают свои предположения: Удача, когда всё получается.

— Нужна, чтобы все у человека получалось, что он хочет.

— от хороших оценок.

Прикасаются ладошками друг к другу и говорят: « Удачи и успеха».

Открывают тетради, делают запись

Личностные: формирование положительной мотивации к обучению. Формирование внутренней позиции положительного отношения к школе, понимание необходимости учения.

Регулятивные: настраиваются на учебную деятельность.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

1. Минутка чистописания с грамматическим заданием.

Запишите в строчку задание

-Назовите парную согласную буквы ф и запишите её.

-Какая буква в алфавите стоит перед буквой п ? Запишите её два раза.

— Какой звук чаще звучит в скороговорке. Обозначьте его буквой.

Семь суток сорока старалась, спешила, себе сапоги сыромятные шила.

А теперь попробуйте из этих букв собрать слово. Что получилось?

Вот сегодня мы и будем исследовать слово -как часть нашей речи

На прошлом уроке мы узнали, что у каждого слова своя работа. Одни слова называют предметы, другие-признаки, третьи- их действия.

Прочитайте слова на слайде , разделите эти слова на группы с определёнными признаками так, чтобы все слова нашли своё место

Слова: исследователь, исследовательский, научный, исследовать, изучать, учёный, эксперимент.

 Обратите внимание на слова, записанные в первом столбике.

На какой вопрос отвечают слова?

— Итак, что мы будем исследовать?

— Правильно, ребята. Сегодня мы с вами будем исследовать слова ,отвечающие на вопросы кто? что? Узнаем, какой частью речи они являются, что обозначаю. И нужна ли нам эта часть речи? Может можно обойтись без неё?

Выполняют минутку чистописания.

-Это буква в

-Буква о

-Это буква л

Слушают скороговорку и выделяют звук с

В,о,о,л,с- слово

Читают слова, выполняют задания

Слова обозначающие предметы,

признак предметов,

действие предметов

Исследователь исследовательский исследовать

учёный научный изучать

эксперимент

Кто? Что?

Слова ,отвечающие на вопрос кто? что?

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; аргументировать свою точку зрения, использование критериев для обоснования своего суждения. умение оформлять свои мысли в письменной форме; формулирование собственного мнения, контролирование  действия товарищей.

Регулятивные: Целеполагание, давать определение понятиям, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. сохранение  учебной задачи, осуществление контроля, выполнение учебного действия.

Личностные: Самоопределение, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия.

3. Выявление места и причина затруднения.

Проведём эксперимент. Прочитайте стихотворение, где вместо слов ,отвечающих на вопросы кто? что? стоит прочерк.

Грозная________.

«________ сегодня грозна

Не к добру»,-

Почувствовал_________

И полез в ____________.

«Подальше, мой милый,

Держись от ________!»

Сказал себе_________

И махнул на __________.

«_________- это скверно,

Пора уходить!»

подумала _____

И сквозь___________- фить!

«Ой!__________!

Спасите меня!

Караул!»

Вскричала ___________

И влезла на _____________

(Г.Кружкова)

Ребята, вы поняли, что происходит в тексте?

А теперь прочитайте это стихотворение, где вместо прочерка стоят слова ,отвечающие на вопрос кто? что?

-Назовите слова, отвечающие на вопрос кто?

-Назовите слова, отвечающие на вопрос что?

—  Итак, мои юные исследователи! Какое задание вы сейчас выполняли?

Как вы думаете, можем ли мы в нашей речи обходиться без слов, отвечающих на вопрос кто? что?

-Слова, обозначающие предмет и отвечающие на вопросы кто? что? называются именами существительными

Читают стихотворение.

Нет, не понятно. Мы не знаем, о каких предметах идёт речь.

Читают восстановленное стихотворение.

Хозяйка, пёс, кот, мышка.

Чердак, конура, стул.

Мы находили в тексте слова, отвечающие на вопрос кто? что?

Нет.

Позновательные: развитие логического мышления. умение ориентироваться в своей системе знаний; умение высказываться в устной и письменной форме.

Личностные:

умение проводить самооценку; ориентирование  на понимание причин успеха в учёбе.

Физкультминутка

Имя существительное

Очень удивительное

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно

Если слово будет отвечать на вопрос кто?, поднимите руки вверх, если на вопрос что?-руки вперёд, если встречаются другие слова-присесть

Берёза, кошка, голубой, мама, парта, доска, учитель, сова,песок,ромашка,бежать.

Читают по слайду.

Дети выполняют упражнение.

 

4.Построение проекта и выхода из затруднения.

— Откройте учебник на странице 44 и прочитайте тему нашего урока.

Значит сегодня мы с вами познакомимся с частью речи – именем существительным.

— Какова цель нашего урока?

— Какие задачи поставим перед собой?

— Тема урока « Что такое имя существительное?».

— Научиться находить в тексте имена существительные.

соотносить вопросы кто?, что? и слово — название предмета, распознать одушевленные/неодушевленные существительные;

Познавательные: контроль и оценка процесса и результата деятельности.

Личностные: адекватное понимание причин успеха /неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные: использование критериев для обоснования своего суждения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5. Реализация построенного проекта.

— Для решения поставленных задач я предлагаю выполнить упражнение 74. – Рассмотри рисунок. Назови предметы. Поставь вопрос к каждому слову – назва- нию предмета. К какой части речи отно- сятся эти слова? Запиши по образцу

А сейчас прочитайте правило от тётушки Совы на стр. 45

А сейчас внимательно

Мы правило прочтём,

И всё что мы узнали,

Теперь мы назовём

Что обозначает имя существительное?

На какие вопросы отвечает?

— Мы выполнили часть нашего исследования. Кому было трудно?

Работают с рисунком. Отвечают на вопросы. Записывают слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Подчеркивают орфограммы

Один ученик работает у доски.

Проверка.

Читают правило.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся, кому было трудно при выполнении этого задания, должны поднять руку.

Личностные: Формирование положительной мотивации к обучению.

Личностные: адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Из прошлых уроков мы знаем, что каждое слово имеет своё лексическое значение.-

Предлагаю выполнить упражнение 75.

Какие предметы обозначает имя существительное?

Вот мы и выполнили последний пункт нашего исследования.

Творческая работа.

Давайте составим предложение из трёх не связанных по смыслу слов: мальчик, карандаш, озеро.

Можно изменять форму слов, добавлять другие слова, но обязательно употребить в своём предложении два из них. Прежде чем приступить к заданию, ответьте на вопрос: что объединяет все эти три слова?

Коллективное выполнение задания с комментированием.

Людей, животных, растения, неживые предметы, явления природы

Эти слова относятся к имени существительному.

Отвечают на вопросы кто? что?

Выполняют задание.

Один ученик записывает своё предложение на доске.

Регулятивные: Контроль, коррекция, оценка, самооценка.

Предметные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.

Познавательные: Планирование работы по устранению неуспеха

7. Самостоятельная работа

Выполните упражнение 76.

Проверка

Находят и называют имя существительное.

 

8. Включение в систему знаний и повторения.

Игра “Аукцион”

Сейчас мы проведём игру.

За определённое время учащимся предлагается записать как можно больше имен существительных

Победителем считается тот, кто правильно запишет наибольшее число слов за указанное время.

Играют в игру, проверяя свои знания.

Записывают слова, называют орфограммы.

Личностные: выражать положительное отношение к процессу познания , проявлять желание узнать новое.

Регулятивные: оценивать результаты своей деятельности.

Коммуникативные: проявлять активность

9. Рефлексия.

— В роли кого вы сегодня выступали? Что исследовали на уроке?

— Какие задачи ставили перед собой? Выполнили ли их?

— Чему научились на уроке?

Сделайте общий вывод.

— Понравился ли вам урок? Оцените свою работу на уроке с помощью сигнальных карточек.

Зеленый — урок прошёл для вас плодотворно, с пользой, вы довольны своей работой и можете научить находить имена существительные и помочь другим.

Желтый — на уроке работали хорошо, вы научились определять имена существительные, но иногда вам ещё нужна помощь.

Красный – вы могли бы работать лучше, вам было трудно на уроке

— Вернёмся к нашему девизу урока « С малой удачи начинается большой успех»: кому сегодня на уроке улыбнулась удача? А у кого был большой успех?

— Я думаю, что сегодня, испытав маленькую удачу нас ждёт большой успех в будущем. Ведь тайны русского языка ещё не все раскрыты.

Домашнее задание на выбор:

1. Выписать из словаря по 5 имён существительных отвечающих на вопрос кто? и 5 имён существительных, отвечающих на вопрос что?

2. Выписать из словаря имена существительные по их лексическому значению: люди, растения.

3. Записать по 4 имени существительных относящихся к каждой группе:

— одежда; — школа; — фрукты и овощи.

— Урок окончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!

— Мы сегодня на уроке выступали в роли исследователей. Исследовали имя существительное.

— Со всеми поставленными задачами справились.

— Сегодня мы научились определять и находить имена существительные.

— Делают вывод

— Учащиеся оценивают свою деятельность с помощью сигнальных карточек.

— Несколько учащихся комментируют свой выбор.

Выбирают домашнее задание по уровню сложности.

Регулятивные: Оценивают свою готовность обнаруживать пробелы в знаниях.

Познавательные: Находят причины затруднений.

Коммуникативные: проявлять активность, строить грамотно речевые высказывания, соблюдать правила общения, осуществлять взаимный контроль.

Грамматическая сказка о том, как у имён существительных род появился.

В некотором царстве, в некотором государстве в большом дворце жила принцесса. И было у этой принцессы много слуг – имён существительных. Все они были похожи друг на друга. Принцесса не могла их отличить и каждый раз их путала.

И вот однажды она издала указ: кто сможет придумать, как разделить моих слуг – существительных, то получит большое вознаграждение»! Тут же со всех королевств съезжались люди – короли, королевы, принцы и принцессы. Но никто из них не смог выполнить указ принцессы и возвращались к себе домой ни с чем.

Спустя некоторое время, явился один весёлый мальчуган. Это был пастушок. Он смог помочь принцессе. Во дворец явился он со своими друзьями – котом и собакой и сказал: « Те, кому нравится мой кот, можете подойти и погладить его. Те, кому понравилась моя собака, можете подойти погладить её». Одни подошли к коту, другие – к собаке. Но остались и те, кому ни кот, ни собака не понравились. Тогда, благодаря своей смекалке и уму, пастушок сказал: « Те, кто подошёл к моему коту, будут называться мужским родом. Те, кому понравилась моя собака – женский род. А те, кому ничего не понравилось, будут – средним родом». А для того, чтобы принцесса не путалась, пастушок открыл ей секрет, чтобы принцесса быстро могла определить род имён существительных. А пастушок получил своё вознаграждение. И живёт себе, поживает и добра наживает.

И скажу: « Она – моя».

И опять скажу: « Он – мой».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти площадь основания прямоугольника формула
  • Как исправить царапину на кафельной плитке
  • Как найти неисправную катушку зажигания на приоре
  • Как найти сумму целых чисел решений неравенства
  • Как составить расписание педагога психолога