Как вы меня нашли здесь тихие

«А зори здесь тихие» — вряд ли найдётся человек в России, которому эти слова ни о чём не говорят! Такого человека у нас в стране не найти, так как невозможно забыть о том, что когда-то тишину нашей мирной Родины разорвали рёв вражеских самолётов, грохот танков и стоны умирающих… Слова эти — долгий рассказ о минувшей войне, которая сломала не один миллион жизней простых людей. Написанная простым бойцом и основанная на реальных событиях, повесть Васильева стала для русского народа «книгой памяти», рукотворным памятником его мужеству и героизму в Великой Отечественной войне…

Когда я впервые прочитал книгу Бориса Васильева, то долго не мог прийти в себя, слёзы так и наворачивались на глазах! Я даже не знаю, кого больше мне было жалко, бывалого Васкова или молодых девчонок… Лиза Бричкина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Рита Осянина и Соня Гурвич – все они погибли за нашу Родину, за то, что любили больше жизни! Своя судьба была у каждой из них, у кого-то может счастливая, у кого-то нет, но жизни их порушила война, заставив взять оружие в руки.

Из всех прочитанных мной произведений о Великой Отечественной, эта повесть Бориса Васильева на меня произвела наибольшее впечатление! Она помогла мне переосмыслить роль женщины, да и вообще любого человека, на войне. Разные чувства толкали на фронт героев повести «А зори здесь тихие», однако было у них одно общее — безмерная любовь и уважение к своей Родине. Очень надеюсь на то, что никогда не придётся испытать нашим детям и внукам тот ужас, который пережили люди, прошедшие через эту войну! Хочется верить, что истинные патриоты есть и в наше время, которые готовы отдать свою жизнь за свою Родину.


Отрывок из      Отрывок из романа Б.Васильева «А зори здесь тихие…»

На фоне песни «Журавли» выходит пожилой
мужчина с юношей. У юноши цветы. Они подходят к обелиску, кладут цветы и
садятся рядом на скамейку. Музыка замолкает, пожилой мужчина начинает свои
воспоминания.

Воспоминания: Я всё требовал пополнения.
Понимаешь, у нас на 171 разъезде был курорт. От безделья солдаты млели и
напивались, за что я получал постоянные выговоры. Я всё требовал непьющих. Вот
мне и прислали. Я вышел и оторопел. Во дворе стояли 10 сонных девушек. Я даже
вначале решил, что мне спросонок померещилось…

На сцене появляются девушки и молодой старшина
Васков.

Кирьянова: Товарищ старшина, первое
отделение третьего взвода пятой роты Отдельного зенитно-пулеметного батальона
прибыло в ваше распоряжение. Докладывает помкомвзвода сержант Кирьянова.

Васков: Та-ак, нашли, значит, непьющих.… Из
расположения без моего разрешения ни ногой…

Женя: Даже за ягодами?

Васков: Ягод ещё нет.

Рита: А щавель можно собирать? Нам без
приварка трудно, товарищ старшина. Отощаем.

Васков: Не дальше речки, а теперь
располагайтесь.

Старшина уходит. Девушки снимают рюкзаки.
Шутят, кто поёт, кто передразнивает Васкова. Гаснет свет  и снова зажигается.

Воспоминания: Понимаешь, мне тогда
исполнилось только 32 года. С этим взводом я постоянно попадал в какие — нибудь
нелепости. К примеру, однажды завернул я за сарай и обомлел. Дни стояли жаркие.
Так вот, мои красавицы во главе с командиром сержантом Осяниной, разлеглись на
казенном брезенте загорать в чём мать родила. Представляешь. Я иду, а там
белое, восьмикратно помноженное тело лежит. Ну, хоть бы завизжали для приличия,
ан нет: уткнули носы и затаились. Пришлось мне, как мальчишке задним ходом. Вот
с тех пор и стал я кашлять на каждом углу.

Девушки ведут беседу.

Соня: Ой, Женька, и красивая ты, ну точно
русалка.
(Женька расчесывает  волосы)

Галя: Женька, с тебя только скульптуру
лепить!

Рита: Нет, Женька, тебя в музей нужно. Под
стекло на чёрном бархате…

Кирьянова: Нет, несчастная ты девка, такую
фигуру в обмундирование паковать – это ж сдохнуть можно.

Лиза: Послушай, Женька, а как же полковник?
Как же ты смогла?

Женька: А вот смогла. Сейчас воспитывать
начнёшь или после отбоя?

Воспоминания: Вот и зажили мы…. А тишина
здесь такая… .А зори здесь были тихими – тихими…. Звучит лирическая мелодия.

Гаснет свет.  Луч прожектора освещает сцену.
Вбегает Рита.

Рита: (запыхавшись) Товарищ старшина! Немцы
в лесу!

Васков: Так. Откуда известно?

Рита: Сама видела. Двое с автоматами, в
маскировочных накидках.

Васков: Команду —  в ружьё : боевая
тревога.

Все разбегаются. На сцене остался старшина у
телефона.

Васков: Сосна…сосна…Ах ты мать честная…Либо
спят, либо поломка…Чтоб вас.. Сосна. Семнадцатый говорит. Давай третьего.
Товарищ третий, немцы в лесу, возле расположения. Обнаружены сегодня в
количестве двух человек. Да, обнаружены младшим сержантом Осяниной. Есть взять
пять человек и прочесать лес! Отряд, стройся!

Выбегают девушки, выстраиваются.

Рита: Построены, товарищ старшина.

Васков: Нечего сказать, строй — у одной
волосы, как грива, у другой – какие-то бумажки на голове. Вояки! Вольно! Кто
немецкий знает?

Соня: Я знаю!

Васков: Что я? Что такое я? Докладывать
надо!

Соня: Боец Гурвич!

Васков: Как там по – ихнему «Руки вверх»!

Соня: Хенде Хох!

Васков: точно! Та — ак, идём на двое суток.
Взять сухой паёк, патронов…5 обойм. Обуться по — человечески, в порядок себя
привести, подготовиться. Со мной пойдут – бойцы Соня Гурвич, Рита Осянина, Женя
Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина.

Воспоминания: Да, Соня Гурвич, Рита
Осянина, Женя Комелькова, Галя Четвертак, Лиза Бричкина…Знал ли я тогда, имел
ли я право распоряжаться судьбами этих 5 девушек из – за горстки фрицев.
Никогда я себе этого не прощу.

Васков: Та-ак , слушай боевой приказ! Я
решил встретить врага на основной позиции и, не открывая огня, предложить
сдаться. Противник силою до двух вооружённых до зубов фрицев движется в район
Вопь – озера. Боевые действия  начинать строго  по моей команде. Всем ясно?
Разойтись!

Девушки занимают позиции. Чуть гаснет свет.

1 позиция:

Соня Гурвич : (читает нараспев)

            Рождённые в года глухие

Пути не помнят
своего.

            Мы – дети страшных лет России-

            Забыть не силах ничего!

Безумья ль в
нас? Надежды ль весть?

От дней войны,
от дней свободы

            Кровавый отсвет в лицах есть…

Васков: Кому читаешь?

(Гурвич смутилась, отложила книгу, хочет
встать)

Васков: (махнув рукой) Кому читаешь?

Соня: Никому, себе.

Васков: А чего же в голос?

Соня: Так ведь стихи.

Васков: А-а.. (взял книжку) Глаза портишь.

Соня: Светло, товарищ старшина.

Васков: Да я вообще.

Женя: Товарищ старшина, а вы женаты?

Васков: Женатый, боец Комелькова.

Женя: А жена ваша где?

Васков: Известно где – дома!

Женя: А дети у вас есть?

Васков: Дети… Был мальчонка, помер…аккурат
перед войной.

Женя: Умер?

Васков: Да , не уберегла маманя.. (старшина
вскочил, одёрнул гимнастёрку и крикнул) Как там у тебя Осянина?

Рита: Никого, товарищ старшина.

Васков (прошёл на вторую позицию)Ты чего
скукожилась, товарищ боец?

Галя: Холодно…

Васков: (протянул руку ко лбу, девушка
отпрянула.) Да не рвись ты, господи, лоб давай. Ну! Жар у тебя! Чуешь? (достаёт
фляжку) Так примешь или разбавить?

Галя: А что это?

Васков: Микстура!

Галя: Ой, что вы!

Васков: Приказываю выпить. Пей без
разговора! И воды сразу!

Галя: Ну что вы, в самом деле! У меня мама
медик!

Васков: Нету тут мамки, война есть, немцы
есть, А мамки нету. Мамы у тех будут, кто войну переживёт. Ясно говорю?

Галя (выпивает) У меня голова побежала.

Васков: Завтра догонишь! Отдыхай, товарищ
боец! (накрывает шинелью)

Галя: А как вы без шинели?

Васков: Я здоровый, не боись. Выздоровей,
только к завтрему. Очень прошу, выздоровей.

(затем вернулся к Осяниной)

Рита: Вы бы поспали товарищ старшина.

Васков: Погоди ты со сном Осянина. Будет
мне вечный сон если немцев провороним. Тише слышишь?

Рита: Птицы кричат.

Васков: Сороки, сороки-белобоки шебаршат,
Рита. Значит, идет кто-то, беспокоит их. Не иначе, Гости. Буди всех.

Рита: (собрав всех девушек) Ой товарищ
старшина- три…пять…восемь…десять…шестнадцать…!!!…Шестнадцать товарищ
старшина.

Васков: Вижу! Немедленно всем на запасную
позицию. Скрытно чтоб скрытно…

Воспоминания: Да, если бы мы только знали,
что нас ждёт. Если бы только знали- 6 против 16 необходимо было подкрепление.
Решил послать Лизу.   

Гаснет свет и моментально зажигается снова.

Лиза: Значит, мне сейчас идти?

Васков: Дуй, Лизавета батьковна! Только
слегу перед болотом не позабудь.                Винтовку, мешок- все оставь.
Налегке дуй. Главное дело- болото поняла? Бродок узкий, влево-вправо трясина.
Ориентир- берёза. От берёзы прямо на две сосны, что на острове.

Лиза: Ага!

Васков: Там отдышишься малость, сразу не
лезь. С островка целься на обгорелый пень, он хорошо виден.

Лиза: Ага!

Васков: Доложишь Кирьяновой обстановку. А
мы тут фрицев покружим маленько, но долго не продержимся, сама понимаешь.

Лиза: Ага, я побежала!

Лиза Бричкина убегает.

Васков: Так, девчата, нельзя нам их через
гряду пропустить, надо с пути сбить, закружить надо. Просто боем не удержим.
Эх, закурить бы, да кисет где-то оставил.

Соня: Я знаю! Я принесу. Я знаю, где он
лежит!(убегает)

Васков: Куда, боец Гурвич? Товарищ
переводчик!

Воспоминания: Какое там! Только сапоги
застучали…она была тихой не заметной…когда мы её нашли она тускло смотрела в
небо полузакрытыми глазами…удар был рассчитан на мужика, вот почему и
крикнуть-то посильнее не смогла…девчонки убивали первый раз видели смерть
товарищей, не могли это пнрнжить…мне некогда было их успокаивать…

На экране кадры с кинофильма «А зори здесь
тихие…»Кадр смерти Лизы. (девушки плачут)

Васков: Все, Галька, брось! По переживала и
будет, тут одно понять надо… не люди это! Не люди, товарищ боец, не человеки,
не звери даже- фашисты! Вот и гляди соответственно!

Галя: Я трусиха!

Васков: Что да трусости, её не было.
Трусость, девчата, во втором бою только видно. А это расстеряность просто, от не
опытности. Тише, слышишь! В куст! И замри!

Галя не выдержала и выбежав из кустов с криком
а-а-а-ааааааааааа. Раздается выстрел. Гаснет свет.

Воспоминания: Не выдержала Галя, коротко
ударил автомат, с десятка шагов ударил в тонкую, напряженную в беге спину, и
Галя с разлету упала на землю… Эх, Галя…Человек в опасности либо совсем не
соображает, либо за двоих…Последний крик её в булькающем крике….

 Да и Лиза Бричкина не дошла, я это сразу
понял, когда увидел, что не взяла она слегу! Торопилась и не вспомнила.

На экране кадры с фильма Лиза на болоте. В
зале гаснет свет. Появляется в другом конце сцены Лиза, на которую направлен
луч прожектора.

Лиза: Огромный бурый пузырь гулко вспучился
передо мной. Это было так неожиданно, так быстро и так близко от меня, что я не
успев вскрикнуть рванулась в сторону. Всего на шаг в сторону, а ноги сразу
потеряли опору. Повисли где-то в зыбкой пустоте, и топь мягкими тисками сдавила
мои бедра. Пытаясь во что бы то ни стало удержаться и выкарабкаться на тропу, я
всей тяжестью навалилась на шест. Сухая жердина звонко хрустнула и лицом упала
в холодную жидкую грязь. Земли не было. Ноги медленно, страшно медленно тащило
в низ, и я, задыхаясь извивалась в жидкой месиве.

Звучит грустная мелодия под гитару. На экране
стоп кадр момент смерти Лизы.

Воспоминания: Я представил, как жуткий крик
о помощи звенел над равнодушным болотом, как она долго глядела на синее небо,
как тянулась, выплёвывая грязь, тянулась в небо и верила, что завтра для неё
все равно наступит.

Гаснет свет. За тем снова зажигается.
На сцене Васков, Рита и Женька.

Рита: Федот Ефграфыч, товарищ старшина.

Васков: Ну что вы девчата, какой я вам
старшина, сестренки вы мои! Я теперь вроде бы ваш старший брат и зовите меня
просто Федей. 

Рита: А Галька где?

Васков: Погибли наши товарищи, смертью
храбрых. Четвертак в перестрелке, Лиза в болоте утопла.…Не зря погибли. Сутки
мы выиграли. Теперь и наш черед- Немцы идут сюда. Так что бой принимать
будем…Последний, по всей видимости…Ну что, девчата, прорвемся?

Гаснет свет. Звучят выстрелы, взрывы и
отрывочек из песни «Последний бой» свет включается Васков и Женька несут Риту
раненную на шенели.

Васков: Тряпки давай, быстрее… Да не шелк,
ситец давай…

Женька: Да не ту у меня…

Васков: Ах ты, черт. (рвет на себе рубашку)
ничего Рита, кишки целые… Заживет…(перевязывает рану рите)

Женька посмотрела на Риту взяла автомат и
ушла. Раздаются выстрелы и Женькин напев песни.

Воспоминания: Женька уводила немцев. Её
автомат бил ещё где-то по ним. Ещё огрызался её голос, её песня… Она умирала с
песней. Она до сих пор у меня в ушах. Женька никогда не расстраивалась, никогда
не сомневалась, что все кончится благополучно. И даже когда пуля ударила её в
бок — она просто удивилась. Ведь так глупо, так несуразно и не правдоподобно было
умирать в девятнадцать лет. Она могла бы затаиться, переждать, но она стреляла
пока были патроны. Стреляла лежа… Немцы и добили её лежа, а потом долго
смотрели на её и после смерти гордое и красивое лицо.

На экране высвечивается портрет Женьки. И звучит
грустная мелодия.

Рита: Иди же туда…иди…  Женька… там..

Васков: Женька погтбла.. Они ушли, за взрывчаткой,
видно. Не перебили они нас, понимаешь…

Рита: Болит?

Васков: Здесь у меня болит(ткнул в грудь).
Здесь свербит, Рита. Так свербит! Положил я вас, всех пятерых положил, а за
что? За десяток фрицев?

Рита: Ну, война же?

Васков: А потом, когда мир будет? Будет
понятно, почему вам умирать нужно было? Почему я решил фрицев дальше не
пускать? Почему принял такое решение? Что ответить, если спросят: « Что же ты,
Васков, мам наших от пуль не уберёг?»

Рита: Но ведь мы Родину защищали…

Васков: Эх, Рита, ты пока полежи, а я схожу
погляжу вокруг..А то наткнутся  — и концы нам. (достаёт наган) Вот возьми . Два
патрона , правда, осталось, но всё-таки спокойнее с ним.

Рита: Погоди, помнишь, на немцев я
напоролась?. Я тогда к маме ходила в город..сын у меня там..3 годика..Аликом
зовут ..Мама больна очень, долго не проживёт, а отец мой без вест пропал.

Васков: Не тревожься, Рита, понял я всё.

Осянина: Спасибо тебе. Просьбу мою
последнюю выполнишь?

Васков: Нет!

Рита: Я всё равно умру, ты это знаешь..только
намучаюсь..

Васков: Брось, Рита, всё будет хорошо. Я
разведку произведу и вернусь. К ночи до своих доберёмся.

Васков уходит, гаснет свет, раздаётся выстрел.

Воспоминания: Рита знала, что умирает, что
рана смертельная, что умирать она будет долго и трудно. Плакала она беззвучно,
просто слёзы текли… Я скорее почувствовал, чем расслышал этот выстрел… Она
выстрелила себе в висок, и крови почти не было.   (после паузы) Вот здесь я
похоронил твою мамку и Женьку, сынок..

На сцену выходят все девушки. Звучит песня «
Журавли».

Ведущий: Что значит Родину любить?

Во – первых,

Отовсюду к ней тянуться,

Чтобы в конечном счёте к ней вернуться, —

Не перервать связующую нить.

А во- вторых,

Так делать, чтобы всем

На ней живущим

Было жить привольно:

Не холодно, не голодно, не больно _

Ну , словом, жизнь, а не ярем.

И в –третьих-

Надо говорить оней

Как можно меньше слов, звучащих громко,-

Чтоб не смутить риторикой потомка

И современность выразить верней.

Ну и в – последних,

Чтоб в последний бой

Шагнуть, если потребуется это,

Как в то незабываемое лето,

Без разговора, жертвуя собой.

«А зори здесь тихие» по праву считается одним из самых любимых военных фильмов в России. Но картина стала известной и далеко за ее пределами: в 1973 году она номинировалась на премию «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке», а также получила памятный приз на кинофестивале в Венеции. В 2005 году на экраны вышел китайский ремейк этой ленты, а еще через несколько лет в Индии тоже представили фильм по мотивам советской картины. Расскажем, какими получились новые зарубежные версии.

Курс по когнитивной психологии

Ты узнаешь, как избавиться от мыслей в голове, которые портят жизнь. Увидишь, как помочь себе при стрессе, тревоге и беспокойстве. Научишься понимать свои эмоции и чувства. Найдешь путь к душевному спокойствию.

Китайские зрители были в восторге от своего сериала

Один из величайших китайских политиков Дэн Сяопин настолько любил советский фильм «А зори здесь тихие», что распорядился ввести одноименную повесть Бориса Васильева в обязательную школьную программу.

В 2004 году режиссер Мао Вэйнин приступил к созданию сериала по поручению национального правительства. В проекте снимались российские актеры: Андрей Соколов (старшина Федот Васков), Татьяна Остап (Рита Осянина), Дарья Чаруша (Женя Комелькова), Елена Мальцева (Соня Гурвич), Александра Теряева (Галя Четвертак), Снежана Гладнева (Лиза Бричкина), Людмила Колесникова (сержант Кирьянова). Чтобы добиться максимального внешнего сходства с персонажами советского фильма, гримерам пришлось потрудиться.

Т/с «А зори здесь тихие» / CCTV, Телекомпания ВИD, Первое поле

Основным местом съемок стал небольшой китайский город Хейхе, который находится у границе с Россией. Там возвели русскую деревушку военных лет — с настоящим храмом и укреплениями. Некоторые сцены снимали в Благовещенске и вблизи Москвы.

Т/с «А зори здесь тихие» / CCTV, Телекомпания ВИD, Первое поле

Китайские создатели планировали снять 19-серийный проект, но для такого объема повести Бориса Васильева было мало. Выход нашли быстро — пригласили автора к сотрудничеству, который предложил несколько новых сюжетных линий. В итоге получилось 700 страниц сценария. Однако на российских экранах сериал сократили с 19 до 12 серий.

Т/с «А зори здесь тихие» / CCTV, Телекомпания ВИD, Первое поле

В Поднебесной новый фильм о зенитчицах и старшине пользовался огромной популярностью. Его транслировали в вечернем эфире — в мае 2005 года картину увидели более 400 млн человек. Многие российские зрители тоже по достоинству оценили китайский ремейк советской картины.

«Фильм очень понравился, достоверность костюмов и обстановки потрясающая. Актеры подобраны изумительно. Очень понравился более сильный акцент сочувствия и неуместности женщины на войне. Огромное спасибо всем китайцам, усилиями которых был создан этот фильм. Спасибо за увековечивание и трепетное отношение к нашей истории»

«Нравится. Зацепил. Прекрасная игра артистов. Документальные вставки от Советского иформбюро. Бесподобное музыкальное оформление. Портреты пяти девчонок на листьях»

«А зори здесь тихие» по-индийски: вместо деревни джунгли

Чуть позднее китайцев в Индии тоже решили снять свою версию фильма по мотивам советской ленты. В 2009 году на экраны вышел боевик «Доблесть» продолжительностью 2,5 часа.

Х/ф «Доблесть» / Ayngaran International Films

Действие происходит в наши дни. Индийцы планируют запустить в космос уникальный спутник. Космодром находится в глухих джунглях, а по соседству с ним расположен военный колледж. Туда приезжает женский отряд для прохождения военной подготовки.

Х/ф «Доблесть» / Ayngaran International Films

Их инструктором становится сотрудник колледжа Дуриван, который к тому же опытный охотник. Но пятеро учениц — Калпана, Аджита, Сушила, Дженнифер и Туласи — недовольны его низким происхождением. Почти ежедневно девушки намеренно создают ему неприятные ситуации, из которых он должен выпутываться.

Х/ф «Доблесть» / Ayngaran International Films

Несмотря на это, Дуриван ведет их в джунгли для военной подготовки. Там они встречают диверсантов, которые хотят сорвать запуск индийского спутника. Инструктор и его подопечные решают сплотить усилия против боевиков и помешать их планам. Дуриван и девушки рискуют жизнями, но добиваются своей цели. Из пяти участниц двое погибли. Погибшие Аджита и Сушила, становятся национальными героинями Индии, а запуск спутника проходит успешно.

Несмотря на современный сюжет, сходство с советским фильмом «А зори здесь тихие» налицо. Да и сами создатели не скрывают, что создавали проект по его мотивам.

Боевик «Доблесть» восприняли по-разному. Профессиональные индийские критики отметили его некоторые удачные стороны: эпизод с рукопашным боем, романтическая линия и впечатляющие кадры. А зрительский рейтинг поднялся выше 7 баллов из возможных 10. Однако в России «Доблесть» понравилась больше поклонникам индийского кино. Другим зрителям сюжет боевика показался слабым.

кадр из фильма

«А зори здесь тихие»: какой реальный бой произошёл в Великую Отечественную

Рита, Женя, Соня, Галя, Лиза – мало кто знает, что эти незабываемые героини повести «А зори здесь тихие» (и одноименного фильма) в реальной жизни были… мужчинами.

Предыстория «тихих зорь»

Повесть «А зори здесь тихие» была напечатана в журнале «Юность» в 1969 году, затем её перенесли на театральные подмостки. А через 3 года последовала классическая экранизация Станислава Ростоцкого. Необычный по тем временам сюжет вызвал всеобщий интерес. Читатели и зрители интересовались – неужели где-то вдали от фронта действительно случилась такая трагическая история? Тогда Борис Васильев признался, что в реальных событиях, легших в основу повести, девушки не участвовали. От вражеских диверсантов оборонялся сугубо «мужской» отряд, о подвиге которого автор первоначально и собирался написать.

События развернулись на одной из станций Кировской железной дороги, соединявшей Петрозаводск с Мурманском. Сюда – на «лёгкий участок» — командование отправило семерых выздоравливающих после ранений солдат, чтобы они охраняли станцию. Но однажды в данном районе высадилась группа диверсантов. Враги намеревались взорвать рельсы, чтобы помешать транспортировке людей и грузов на линию фронта. Соотношение сил было не в пользу защитников станции. По своей боеспособности перенесшие ранения красноармейцы сильно уступали физически крепким, хорошо подготовленным фашистам.

Другая проблема заключалась в нехватке оружия – русским пришлось отстреливаться с помощью единственного пулемёта. В итоге на момент прибытия подкрепления в живых оставался только командовавший отрядом сержант – прототип коменданта Федота Васкова. Но и он истекал кровью, получив несколько пулевых и осколочных ранений. Впоследствии выжившему вручили медаль «За боевые заслуги».

Точное место и время данных событий Васильев не упоминал. Кировскую дорогу, как правило, пытались подорвать финны, а не немцы, из-за чего исследователи высказывали предположение, что дело происходило скорее в Вологодской или Архангельской областях, где «хозяйничали» диверсанты абвера. Однако в 2002 году в «Новом журнале» со ссылкой на военного консультанта фильма сообщалось, что история, послужившая основой для повести Васильева, случилась на станции Куолемаярви в Карелии (в переводе с финского название означает «Озеро смерти»).

Почему девушки?

Почему же Борис Васильев «переделал» мужчин в девушек? Сначала писатель опирался на небольшую заметку в газете «Известия», отталкиваясь от которой, стал домысливать детали. В этом автор помогал собственный боевой опыт.

«Я начал работать с этим сюжетом, уже написал страниц семь, — рассказывал Васильев. – И вдруг понял, что ничего не выйдет. Это просто будет частный случай на войне. Ничего принципиально нового в этом сюжете не было. Работа встала. А потом вдруг придумалось — пусть у моего героя в подчинении будут не мужики, а молоденькие девчонки».

Коренное изменение действительно пошло на пользу произведению, которое сразу зазвучало свежо и актуально. На фронте в годы Великой Отечественной побывало 300 тысяч представительниц прекрасного пола, переносивших тяготы наравне с мужчинами, но до поры до времени эта сторона войны оставалась «в тени».

«Женщинам ведь труднее всего на войне <…> А тогда никто о них не писал», — объяснял автор повести.

При создании образов зенитчиц Васильев использовал наблюдения над реальными женщинами. В основном у писателя получились собирательные персонажи, в которых воплотились черты различных радисток, разведчиц, медсестёр и даже одноклассниц писателя. Впрочем, интеллигентную еврейку Соню Гурвич, знающую немецкий язык, прозаик преимущественно «списал» с собственной жены – Зори Поляк, с которой познакомился во время учёбы в Военной академии бронетанковых войск. Соня описывается как скромная тихая девушка – такой была и Зоря Альбертовна, ставшая музой для Васильева до конца его дней.

Добавим, что режиссёр Ростоцкий посвятил свой фильм памяти медсестры Анны Чугуновой, которая на войне спасла ему жизнь. Она на хрупких плечах вытащила Ростоцкого с поля боя после того, как по нему проехал танк.

Содержание

  1. Что значит честно служить Родине? Аргументы Б. Васильев «А зори здесь тихие», биография Ю. Гагарина (Итоговое сочинение (декабрьское))
  2. в чём смысл названия фильма А зори здесь тихие?
  3. Цитаты из фильма «А зори здесь тихие»
  4. А зори здесь тихие

Что значит честно служить Родине? Аргументы Б. Васильев «А зори здесь тихие», биография Ю. Гагарина (Итоговое сочинение (декабрьское))

Когда мы рассуждаем о службе Родине, то первым делом на ум приходит охрана и защита Отечества. Но не только военные несут ответственность за судьбу своей страны. О каждом человеке, достойно выполняющем свои обязанности на рабочем месте и приносящем пользу государству, можно сказать — он честно служит Родине. Если гражданин без всяких сомнительных сделок с совестью управляет коллективом, учит или лечит людей, оберегает окружающую среду, изобретает что-то полезное для людей — это тоже честная служба на благо своей Родины.

Однако в мирной жизни всё по-иному, чем в условиях военного времени. Обратимся к художественным произведениям, где герои по-разному служили Отечеству.

Яркий пример самоотверженной и честной службы во время Великой Отечественной войны показал писатель Борис Васильев, создав повесть «А зори здесь тихие». Пять девушек-зенитчиц вместе с командиром не щадили себя при выполнении сложного задания. Понимая, что в противостоянии врагу силы не на их стороне, девушки пошли на смерть, но не отступили. Герои повести выполнили боевое задание. Идя на фронт добровольцами, девушки знали, что могут погибнуть. Они были готовы отдать свои юные жизни за победу над фашизмом. Сделать всё возможное, чтобы уберечь Родину от гибели — это настоящее честное служение ей.

Иногда саму жизнь и профессию человека можно назвать высоким служением своему государству. Такой была судьба космонавта Юрия Гагарина. Уже в юности он выбрал для себя достойное будущее, поступив в военное авиационное училище. В дальнейшем Гагарина зачислили в группу лётчиков, проходивших общую космическую подготовку. Физические, волевые и моральные качества этого человека оказались на высоте, что и способствовало выбору его кандидатуры для полёта в космос. Гагарин совершил первый полёт, зная, что он может оказаться смертельным. Это не остановило космонавта, потому что он честно служил развитию науки, поднятию престижа своего государства. Это ещё раз доказывает, что и в мирное время можно геройски служить своей Родине.

Таким образом, деятельность любого человека, который не останется в стороне от важных дел государства, не боится встать на его защиту в трудное время или пойти на риск ради общего блага, можно назвать честным служением Родине. Под это понятие подходят и те люди, кто просто достойно трудится и не совершает бесчестных поступков.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Источник

в чём смысл названия фильма А зори здесь тихие?

В повести Бориса Васильева “А зори здесь тихие. ” трагические действия происходят на мало кому ведомом 171-м разъезде, в лесу, в стороне от которого немцы круглосуточно бомбят Мурманскую дорогу. Название повести является полной противоположностью событиям самой повести. До символа, и героического и трагедийного одновременно, возвышается подвиг старшины Васкова и пяти девушек-зенитчиц.
Сильное эмоциональное впечатление, которое эта повесть производит при первом чтении, еще более возрастает, когда начинаешь читать ее аналитически. Оказывается, она чрезвычайно коротка: немногим больше тридцати журнальных страниц! Это значит (поскольку содержание ее видится огромным) , что в данном случае лапидарность произведения соответствует глубинной специфике искусства: автор остановил наше внимание лишь на тех моментах действительности, которые общеинтересны и способны взволновать каждого лично, и до минимума свел элемент безлично-информационный.
Максимальное раскрытие возможностей человека в своем деле, которое вместе с тем и одновременно является народным делом, — таков смысл обобщения, извлекаемого нами из истории страшной и неравной борьбы, в которой победили раненный в руку Басков и погибшие все до одной его девушки, которым еще только предстояло узнать радость любви, материнства.
“Одно знал Басков в этом бою: не отступать. Не отдавать немцу ни клочка на этом берегу. Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать.. .
И такое чувство у него было, словно именно за его спиной вся Россия сошлась, словно именно он, Федот Евграфыч Вас-ков, был сейчас ее последним сынком и защитником. И не было во всем мире больше никого: лишь он, враг да Россия”. Таким образом, небольшая по числу страниц повесть Б. Васильева дает большие основания для многоаспектного и серьезного разбора идейно-художественных достоинств современной советской литературы.
Но здесь о ней говорилось лишь в связи с тем, что книги о войне убедительно раскрывают такой секрет нашей победы в Великой Отечественной войне, как массовая инициатива советских людей всюду, где бы им ни довелось сражаться, — выковывая ли победу в тылу, сопротивляясь захватчикам в плену и в оккупации или воюя на фронте.
Мир не должен забывать ужасы войны, разлуку, страдания и смерть миллионов. Это было бы преступлением перед павшими, преступлением перед будущим. Помнить о войне, о героизме и мужестве прошедших ее дорогами, бороться за мир — обязанность всех живущих на Земле.
“А зори здесь тихие. ” Эта повесть Бориса Васильева произвела на меня сильное впечатление. Она поразила своей глубиной и важностью поднятых проблем.
Интересна манера писателя: он нигде не обрушивает потока слов в адрес героев, не дает их прямых характеристик, как бы желая, чтобы мы сами разобрались в них.
Повесть заставляет над многим задуматься. Самое главное в ней — она не оставляет нас равнодушными.

Контраст грохота войны и мирной тишины, завоёванной такой страшной ценой.

Источник

Цитаты из фильма «А зори здесь тихие»

— Болит? — Здесь у меня болит. Здесь свербит, Рита. Так свербит. Положил ведь я вас, всех пятерых положил, а за что? За десяток фрицев? — Ну зачем так… Всё же понятно, война… — Пока война, понятно. А потом, когда мир будет? Будет понятно, почему вам умирать приходилось? Почему я фрицев этих дальше не пустил, почему такое решение принял? Что ответить, когда спросят: что ж это вы, мужики, мам наших от пуль защитить не могли! Что ж, это вы со смертью их оженили, а сами целенькие?

Гражданское население мне не подчинено, сами говорили, а от них все зло.

А баба – известное дело, баба щипком жива.

А в голос всё-таки не читай: вечером воздух сырой, плотный тут, а зори здесь тихие… и потому слышно аж на пять вёрст…

А что до трусости, так её не было. Трусость, девчата, во втором бою только видно. А это растерянность просто. От неопытности.

Тот, последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску пьяного. И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об одном только думал: успеть выстрелить, если сознание потеряет. А оно на последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от боли той. Рычал и плакал: обессилел, видно, вконец. И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули их и когда понял он, что навстречу идут свои. Русские…

О живых думать надо — на войне только этот закон.

Эх, бабы, бабы, несчастный вы народ! Мужикам война эта — как зайцу курево, а уж вам-то…

Человек в опасности либо совсем ничего не соображает, либо сразу за двоих.

А зори-то здесь тихие-тихие, только сегодня разглядел. И чисты-чистые, как слёзы.

Ведь так глупо, так несуразно и неправдоподобно было умирать в девятнадцать лет.

Тут привыкнуть надо, душой зачерстветь, и не такие бойцы, как Евгения, а здоровенные мужики тяжко и мучительно страдали, пока на новый лад перекраивалась их совесть.

— Голова у меня. побежала. — Завтра догонишь.

— Кому читаешь-то? Кому, спрашиваю, читаешь? — Никому. Себе. — А чего же в голос? — Так ведь стихи.

Источник

А зори здесь тихие

И вечный бой. Покой нам только снится.

Не дается она, без платка-то…

— А вы шлите непьющих. Непьющих, и чтобы на счет женского полу…
— Евнухов что ли?

Вытряхивайся в распоряжение штаба!

А тебе, Васков, я пришлю таких, которые от самогонки и юбок нос воротят живее, чем ты.

— Зенитчики, между прочим, по хатам жили.
— Так то — зенитчики, а мы — зенитчицы.

— Кстати, о помещеньице-то побеспокойтесь.
— Каком помещеньице?
— Кустов поблизости не наблюдается.

Военнослужащим женского пола разрешается сушить белье на всех фронтах. Именно в целях маскировки.

— А то окопались тут, да еще командуете.
— Это хто окопалси? Это он окопался? Да из его еще подсчитаешь, шашнадцать осколков не вынутые. Да ты на его грудь глянь — почище, чем у тебя будет. Побольше блестит. Окопалси!

— Что ж они сразу по двум бьют — дурёхи. В один надо было целить, в один!
— Указывает! Девки воюют, а ты, как таракан, в щель забился — герой. Ты туда иди, к ним. Чего середь баб растопырился?
— Помолчи! На войне у каждого свое место.

— Попали! Попали! Так их, девоньки, так!
— Вот когда моя работа началась.
— Куда?
— Живьем возьмем.

— А у меня в конце четвертого класса медведь отца заломал.
— При чем здесь медведь?
— Я старшой. Окромя меня семь ртов. Пришлось образование закончить. А у них поди у всех по десять классов. От десяти четыре, будет шесть. Выходит я от них набольше отстал, чем сам имею. Не могу я с ними, товариц майор, отправьте меня на передовую.

— Ты зачем от награды отказалась?
— У меня свой личный счет имеется.

— Нет, правда, девчат, а чем комендант не мужик? Надо его по жребию разыграть.
— Да ну, бродит по деревне пенек замшелый, в запасе двадцать слов, да и те из устава. Несерьезно.

Я между прочим, товарищ старший сержант, очень нервная. И терять мне нечего!

Мы на кордоне совсем одни жили. Отец лесник был. Мне мама всегда говорила: «Ты верь, доченька, верь. Может и придет оно завтра, счастье-то, не обойдет тебя стороной».

— Что, скучно?
— Скучно.
— Глупостей не надо делать даже со скуки.

Ты верь, Лиза, обязательно верь. Может, и верно счастье-то рядом ходит… И придет оно к тебе завтра. Только обратной дороги к нему нет.

(Стихи)
Пройди опасные года!
Тебя подстерегают всюду,
Но если выйдешь цел — тогда
Ты, наконец, поверишь чуду.
И, наконец, увидишь ты,
Что счастья и не надо было,
Что сей несбыточной мечты
И на полжизни не хватило.
Что через край перелилась
Восторга творческого чаша.
Что все уж не мое, а наше,
И с миром утвердилась связь, —
И только с нежною улыбкой
Порою будешь вспоминать
О детской той мечте, о зыбкой,
Что счастием привыкли звать!

— Ой, Женька, ты русалка!
— У тебя кожа прозрачная, хоть скульптуру лепи.
— Красивая.
— Такую фигуру в обмундирование паковать!

В солдатской жизни баня — первое удовольствие.

— Хорошее белье — моя слабость.
— Вот оденешь эту слабость — я влеплю тебе наряд вне очереди.

— А что, давайте бал устроим!
— Давайте.
— С какой такой радости?
— А не с радости — так назло!

— Да щас мужичка хоть какого-нибудь завалящего…
— Нет, бабоньки, а я завтра все-таки коменданта прижму в темном местечке.
— Да уж, если она-то прижмет, от него только одни усы останутся.
— Хватит глупости болтать. Еще услышу — настоитесь на часах вдоволь.
— Зря, Ритуль, пусть себе болтают.
— Пусть влюбляются — слова не скажу. А так, по углам лизаться — не понимаю.

(Песня)
Он говорил мне: «Будь ты моею,
И стану жить я, страстью сгорая».
Прелесть улыбки, нега во взоре
Мне обещают радости рая.
Бедному сердцу так говорил он,
Бедному сердцу так говорил он,
Но не любил он, нет, не любил он,
Нет, не любил меня!

— Знаете, товарищ старшина, есть вопросы, на которые женщина отвечать не обязана.
— Нету, нету здесь женщин. Есть бойцы и есть командиры. Война идет. И покуда она не кончится, все в среднем роде ходить будем.
— То-то у вас постелька до сих пор распахнута, товарищ старшина среднего рода.
— Мне показалось…
— Креститься надо, коли что кажется!

Хорошо хоть мокриц не развели. Всем чистить оружие и на совесть!

— В случае обнаружения противника и чего-нибудь непонятного, кто там по-звериному или по-птичьему кричать может?
— Гав-гав!
— Я серьезно спрашиваю! В лесу голосом сигнал не подашь. У немца тоже ухи есть.
— Я умею.
— По-какому?
— По-ослиному: «Иа-иа-иа-иа».
— Ослы здесь не водятся. Ну ладно, давайте крякать учиться, как утки.

Эх, бабы-бабы. Мужику война — это как зайцу курево, а уж вам-то…

— Что случилось?
— Коли б что случилось, то б уж вас на том свете архангелы встречали.

Тут слева и справа трясина — маму позвать не успеете.

— Глубоко там?
— Местами по… В общем, по это самое… Вам по пояс будет.

— А пиявки тут есть?
— Никого тут нет, погибельное место, мертвое.

Я мокрая до самых… В общем, вам по пояс будет.

— Не замерзли?
— Все равно погреть-то некому.
— Щас от тебя пар пойдет.

— Ну что, Комелькова, согрелась?
— Пара не видно пока.

— Монах тут жил, безмолвие искал.
— Безмолвия тут хватает.

И вечный бой. Покой нам только снится.
Сквозь кровь и пыль летит, летит степная кобылица
и мнет ковыль.

С немцем хорошо издали воевать. Пока вы свои карабинчики передернете, он из вас сито сделает.

— Нечего мне кусочки подкладывать. Наворачивай, как бойцу положено.
— Я наворачиваю.
— Вижу, худющая, как весенний грач. Ноги не держат.
— У меня конституция такая.
— Конституция… Вон у Бричкиной — такая же конституция, как у нас у всех, а всё при всём. Есть на что приятно поглядеть.

А вот насчет того, что они тоже люди — это я как-то не подумал.

(Стихи)
Рожденные в года глухие
Пути не помнят своего.
Мы — дети страшных лет России —
Забыть не в силах ничего.
Испепеляющие годы!
Безумья ль в вас, надежды ль весть?
От дней войны, от дней свободы —
Кровавый отсвет в лицах есть.

— Ты на камнях-то не сиди. Они остынут скоро, начнут из тебя тепло тянуть, шинельку подстилай.
— Хорошо, товарищ старшина, спасибо.
— А в голос все-таки не читай. Вечером воздух сырой тут, плотный, а зори здесь тихие. И потому слышно аж на пять верст.

— Так примешь или разбавить?
— Че это?
— Микстура.
— Микстура? Спирт.
— Спирт.
— А я не буду.
— Пей!
— Не буду я.
— Пей, без разговору. Приказываю — пей… Пей!
— Ой, мамочка!
— Не дыши. Мама у тех будет, кто войну переживет.
— Ой, голова побежала.
— Ничего, завтра догонишь.

На миру и смерть красна.

Преступили они законы человеческие и тем самым сами вне всяких законов оказались.

Тут привыкнуть надо — душой зачерстветь.

А главное — детишек могла бы нарожать, а они бы внуков и правнуков. И не оборвалась бы ниточка… А они по этой ниточке ножом.

Не в цацки играем. О живых думать надо. На войне только этот закон. Приказываю надеть сапоги.

Спасибо тебе, младший сержант, за секундочку, что мне дала. За ту секундочку до гробовой доски положено водкой поить.

А что до трусости, так ее не было. Трусость, девчата, только во втором бою видно, а это растерянность, просто от неопытности. Верно, боец Четвертак? Слезы и сопли утереть приказываю.

Война ведь это не просто — кто кого перестреляет, война — это кто кого передумает.

В уставе что сказано? Командир ведь это не только военачальник, он еще и воспитателем быть обязан.

Звери они о двух руках, о двух ногах, лютые звери — фашисты, одно слово.

Это тебе не казаки-разбойники, это война.

Да какой я вам теперь товарищ старшина, сестренки. Я вам вроде как брат родной, так зовите Федот или просто Федя, как маманя звала. Имечко-то у меня не круглое, ну да уж какое есть.

Граната без запала — кусок железа. Булыжник — и тот больше стоит.

Приказываю всем бойцам и себе лично держать фронт! Держать, даже когда сил не будет, все равно держать. На этой стороне немцам земли нету. Потому что за спиной у нас Россия, Родина значит, проще говоря.

Источник

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти слизень чанк в майнкрафт
  • Как красиво составить букет видео
  • Пропал смартфон как его найти как найти
  • Караганда как найти человека по
  • Как найти пещеру в подземелье