Очень люблю это место, летом для прогулок вообще шикарное, часто за сезон с тётей бываем, здесь красиво, ухоженно, есть места, где можно покушать, на газонах надувные матрасы для общего пользования, в самом замке тоже красиво, кстати, каждую третью среду месяца вход в замок бесплатный))) также поющие фонтаны, это нечто, особенно, когда темнеет и включается подсветка, время от времени проводятся какие нибудь мероприятия, есть экскурсия по местности на мини автомобиле, аттракционы для детей, прилавки с едой, помимо ресторанчиков, кстати, ресторанчики почти все на открытом воздухе и вид шикарный, сидишь, отдыхаешь, наслаждешься едой, а вдалеке виднеется замок и вокруг ухоженный парк, красота!)
Всего 44 фото
В апреле 2015 года я выложил в ЖЖ серию из трех постов о курганах вятичей в Царицыно, и, исследуя эти курганы, чудесным образом познакомился с главным волхвом Велимиром на языческом капище. Велимир поведал мне тогда много интереснейшей информации об этом славянском капище и, о родноверах, в частности. Мы обменялись тогда контактами и вот, в начале июня, мне от него на электронную почту пришло приглашение побывать на праздновании 20-тилетия этого самого капища. Получив разрешение снимать на этом любопытном мероприятии, я был воодушевлен, поскольку не имел четкого представления о современном язычестве, как и многие, и мне было крайне любопытно оказаться причастным к Действу и снять об этом репортаж.
Погода 14 июня 2015 года стояла изумительная. Яркое солнце, голубое небо, летние кучевые облака, прохладный и комфортный ветерок настраивали на это необычное Событие. Главное — это понять, почувствовать, что Это!? Как Это!? Насколько меня как диссоциированного его участника увлечет это мероприятие и насколько все это окажется глубоким и впечатляющим для читателя моего журнала! Со всеми этими смутными вопросами я и отправился в воскресенье в Царицынский парк к языческому капищу, расположенному сейчас в пределах одной из курганных групп вятичей, живших в этих местах в XI-XIII веках.
Я разделил репортаж на две логичные части. В первой — общая обзорная информация, знакомство с историей юбиляра и его хрониками, а вторая — собственно — ритуалы и воззвания к богам. Да и информация, как я ни старался уменьшить ее текстовый объем выходила так как выходила, да и ЖЖ, как всегда, включал свои ограничения. Фотоматериала будет много, возможно и кое-что можно было и не выкладывать, но главное для меня было — передать в фографиях моё ощущение мероприятия, поэтому для одних одно фото не имеет значения, для других — является жемчужиной, так, что — что есть то есть)
Многие, наверное, не совсем представляют, как добраться до этого интересного места. А надо дойти до истоков Верхнего Царицынского пруда, перейти через симпатичный каменный мостик и углубиться по тропинке в лес, взяв немного левее от мостика и основных дорожек парка.
02.
03.
Идти вверх по склону не обременительно и совсем не долго – пара минут и тропинка сама вас выведет к языческому капищу, ставшему уже одной из достопримечательностей парка Царицыно, и также — к заросшим летними лесными травами курганам вятичей.
04.
05.
06.
И пока участники еще только собираются, мы с вами осмотримся на этом славянском капище, и прямо сейчас совсем немного коснемся истоков современного язычества, и я слегка порассуждаю по теме…)
07.
Современное славянское язычество для обывателя априори выглядит таинственно, необычно и вызывает множество каких-то смутных неосознанных беспокойств. Оно и понятно, — традиционно церковь считает, что если ты молишься не в церкви и не православным святым – ты по определению обращаешься к бесам) Однако, не будем следовать штампам – все таки, всю свою историю человечество говорило с богами, обращалось к ним, верило в них, приносило им жертвы и получало в ответ то, что хотело, иначе этот процесс «заглох» бы в самом начале своего истока )
Человек интуитивно чувствовал, что кроме его человеческого сознания, существует в нем или вне него, нечто, что имеет непосредственную связь с его личным проявлением в этом мире, влияет на него, на все то, к чему живущий человек имеет отношение в своей манифестации в его теле. И человек хотел не многого – счастливой жизни, крепкого здоровья, большой и здоровой семьи, обильного урожая, безопасности для всех своих близких и везения во всем.
08.
Структура сознания человека устроена так, что вера определяет и творит реальность, что его окружает. И формирование в коллективном бессознательном человечества им самим неких божественных сущностей, что имеют определенные функции для воздействия на эту самую реальность является определяющим и привычным для человека. Если такая сущность-божество начинает получать подпитку от общности людей объединенных общей идеей и верой – происходит Чудо – человек получает ответы на заданные вопросы, получает помощь – идет взаимообмен энергиями – архетип божества растет, становится сильным и заинтересованным во внимании к нему этого человека или человечеобщности, а в конечном счете – в его энергии. Через бессознательные ресурсы человеку постепенно открываются и его способности взаимодействовать с миром на чувственном уровне, его интуиция обостряется и бессознательное человека получает возможность дать ему нужную информацию и осуществить его просьбы на уровне молитвы – процесса разговора с богом или со своей внутренней мудростью, как угодно. Так, в процессе тысячелетий формировалось представление человека о мире, мире в котором он существовал параллельно с другим миром – миром богов, миром сказаний и мифов.
09.
У всех народов существовали боги, которым приносились жертвы, существовали духи лесов, полей, рек, лугов и нахождение со всеми этими существами в гармонии и определяло все необходимые запросы человека. Также как существовали в греческом пантеоне боги, полу-боги, сатиры, нимфы, наяды и музы, так и в славянском было множество богов и духов ведущих свое происхождение от сил Природы. Каждый луг, роща, речка и симпатичная полянка имели свое божество и находиться в гармонии с этим невидимым миром и являлось для древних славян определяющим для гарантии продолжения их Рода, своей личной успешной и безопасной жизни, в частности.
10.
Поэтому нахождение в современном московском городском парке языческого капища вовсе не удивительно, а естественно, поскольку человек по сути своей бессознательно стремиться наладить контакт со своим покровителем, духом Рода, ангелом-хранителем, покровителем, как хотите!) Он интуитивно стремится обратиться к Богу напрямую, минуя посредников, а значит к себе самому, к своей Внутренней Мудрости и Внутренней Силе, коих скрывает от нас эгоистичное и самовлюбленное Сознание.
На капище было удивительно тихо, спокойно, легко и комфортно. Большая поляна полностью вытоптана и, такое ощущение, что тщательно убрана и подметена… Попросив у духов и хранителей этого места разрешения на вход, я вступил в границы этого новейшего славянского капища. На капище много птиц, — они естественно привлечены принесенными дарами богам – зерну, хлебу, фруктам и орехам. Причем роль птиц еще будет мной упомянута во втором посте, поскольку, как впоследствии оказалось, они будут удивительным образом участвовать в грядущем Событии, являя собой знаки-ответы языческих божеств на взывание к ним.
11.
Здесь находится три деревянных изваяния богов — идолы, как говорят сами язычники, с тремя соответствующими жертвенниками в виде вкопанных колод перед каждым божеством.
Давайте с почтением познакомимся со славянскими богами. Сразу скажу, что языческие боги именно этого капища претерпели множество страданий и изуверств от воинствующих безбожников и, возможно, и традиционных верующих, поэтому их лики сейчас смутны́ и обезображены. Ну, к волнующим хроникам этого капища мы еще вернемся попозже. Славянских богов великое множество и обзор в их полном количестве и их общая космогония не входит в тему нашего рассказа. Кто заинтересуется – к его услугам безбрежные просторы Интернета. Нас же интересует само капище, его изваяния, предстоящее Событие и собственные ощущения от пребывания здесь и самого действия язычников.
Это языческая богиня Лада. Она всегда понималась славянами богиней чувств, семьи и брака, богиней высокой человеческой духовности. Лада — это владение и обладание. Эта богиня дает человеку возможность обладать другим человеком (к примеру, женщине — найти свою вторую половинку). Лада, способна удовлетворить и иные вожделения людей, не обязательно эротического или семейного характера. Лада удовлетворяет страсти, удовлетворяет длительно мучившие желания, особенно когда они праведны и соответствуют жизни человека на земле. Главное пространство деяний Лады, это земная любовь. Как и все женские божества, Лада знаток магии. Известно множество, очевидно данных ею, любовных заклинаний. К Ладе обращались и при возвышенной любви, и в похоти. Лада — это любовь, лад, гармония жизни, а значит и ее красота.
12.
Как мы видим, Лада щедро украшена подношениями, и как мы понимаем, в основном, от женщин. Ведь женщина как продолжательница рода, всегда интуитивно стремилась к магии, как к верному средству для успешных ро́дов, для мира и изобилия в семье, к любви и обладанию конкретным мужчиной. Именно поэтому в женщине пробуждается языческая славянская потребность мистически получить то, что она не может получить всуе.
13.
Как говорят сами родноверы – эти видимые нам приношения богине отнюдь не только от язычников, а в значительной степени – от обычных москвичей (читай москвичек). Богиня живет здесь уже своей полной жизнью, одаривая своим вниманием и милостью приносящих сюда свои просьбы и дары. Прямо перед нами уже формируется новый городской миф, что обретает свою глубокую силу на будущее…
Мне повезло — на голову изваяния неожиданно сел дятел и немного иронично по-позировал)
14.
Все же — немного космогонии. Условно можно сказать, что белые славянские боги — созидатели принадлежат миру Прави, миру будущего, запредельного. Черные боги — разрушители принадлежат миру Нави. Мир Нави двойственен. В одной своей части он содержит гибельное зло. Но в другой, содержит все то, чье время на земле кончилось, или еще не началось. Навь обладает своей красотой и прелестью. Всякий раз, ностальгируя по ушедшему времени, мы общаемся с ней. Наконец, есть Явь. То, что соответствует текущему времени. Конечно, в нем действуют черные и белые боги. И явь оказывается гранью по которой проходят их конфликтные отношения. Граница благодатной Нави и Яви принадлежит богу Велесу, и он действует в двух этих планах.
Это как раз и есть Велес. Как один из главных богов Яви, он более иных заботится о насущной жизни человека, и старается не воевать с другими богами. Патриархальный покой для него важнее богатства добытого силой. Как объединяющий в себе Явь, Велес оказывается главным богом пришедшего к Дарна. Дарна – особое душевное состояние человека, которое позволяет правильно разрешить большинство жизненных проблем. По сути это некий баланс, гармония между темной подавляемой частью человека, его неосознаваемым и обыденным человеческим сознанием.
15.
Велес — небесный пастух, тот, что пасет облака и ттворит облака по собственному желанию. Так же творится им скот и лесной зверь. Здоровье и судьба земного скота в его внимательных руках. Велес обитает не только на Небе. С легкостью он сходит в Землю и пребывает в ее теле. Велес как покровитель стад небесных и земных является и богом богатства, помогает продающим и покупающим. Он — главный хозяин Леса.
16.
Велес — хозяин благого царства Нави. Наши предки, духи родов, оказываются во власти Велеса. На облаках — небесных ладьях — уносит он умерших в небесное царство, где достойные пашут небесный свод, и охотятся в небесных лесах. Во власти Велеса наши Деды, а значит, их мудрость и память. Об этой памяти поют, ее танцуют. Отсюда связь боянов и танцовщиц с Велесом. Велесу жертвуют, дабы он хранил души предков и питал добрую жизнь на земле.
17.
Это Даждьбог — Солнце-Царь. Даждьбог — покровитель всех сирот, пастухов и странников, всех нуждающихся, страждущих и калек, он покровитель землепашцев, им дается, пища его — хлеб и соль. Даждьбог — каратель зла, холода, мрака, неправды и нечисти. Даждьбог — дед и первоцарь русского народа.
18.
Русские — даждьбожие внуки. Дед (Даждьбог) научил славян пониманию красоты, возделыванию земли и установил брачные отношения. Более двух с половиной тысяч лет назад, князь предков славян носил титул Солнце-царя. Даждьбог — учитель. В затруднительных случаях, когда человеческих возможностей оказывается явно недостаточно, можно поймать взглядом солнечный луч и обратиться к Даждьбогу с просьбой о помощи. В руках у Даждьбога солярный символ солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых (белых) богов.
19.
Вот так, осматривая капище в Царицыно, мы и узнали о тех славянских богах, что стоят здесь и кто есть кто.
20.
Постепенно собирались участники События. Их оказалось немного, но каждый представлял из себя интересную, любопытную и загадочную личность.
21.
Это Дионисий…
22.
…с сыном.
23.
24.
25.
26.
Наконец, появился волхв Велимир – лидер общины «Коляда вятичей» — харизматичный человек, с твердым пронизывающим взглядом, но, одновременно, мягким и добрым. С его появлением все изменилось и стало каким-то цельным. Велимир, облачившись в белые славянское одежды и встав в круг единомышленников, приступил к рассказу об истории Царицынского капища, коему исполнилось сегодня, как вы уже знаете, двадцать лет.
27.
История капища непроста и полна трагических и необычных событий. Первыми 14 июня 1995 года на горе за ручьем у курганной группы вятичей были установлены идолы богу Велесу и богине Ладе. У Велеса были большие бычьи рога, у ног же Лады изображен ребенок. Тогда же, славянские язычники, установившие Велеса и Ладу, назвались вятичами и образовали культурный центр «Вятичи». Его программа была тогда отражена тогда в «Русском языческом манифесте».
28.
Это эскизы идолов волхва Велимира, кто и вырезал их впоследствии лично. У Велеса рог, сума и Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество, на подоле. Велес – всех царей царь. Плетенка в которой запутался Симаргл отражает магию Велеса. Симаргл – таинственный славянский персонаж — это полу-гриф, полу-собака, полу-птица – вестник между земными и небесными мирами. У Лады кольцо в руке, поднятой к груди. Опущенная вниз рука лежит на животе. Орнамент подола платья Лады – символика влажного засеянного поля.
29.
Идолы были установлены на не используемым сейчас под капище месте, — немного ниже по склону — в 50-100 метрах от существующего в настоящее время.
Уже 5 ноября 1995 года произошло первое трагическое событие – вятичи обнаружили идолов поверженными — вывернутыми из земли с отпиленными головами, которые исчезли. Только через три года один рог Велеса был случайно обнаружен в дупле одного из деревьев Царицынского парка.
Летом 1996 года новые вятичи во дворе избы, по уже несуществующему адресу Воздушная, 15, которую занимал эколого-культурный центр «Царицыно», установили изваяние Даждьбога.
30.
28 сентября 1997 года, руководитель центра «Царицыно», давший некогда разрешение вятичам на установку идола неожиданно сподобился лично его спилить ручной пилой — он делал эти попытки неоднократно, но пила неизменно уходила в землю) Пытаясь вытащить, опять же лично, идола из земли этот человек практически надорвался и прекратил свои действия, однако позже в ультимативной форме приказал вятичам убрать Даждьбога с подотчетной ему территории. Зимой, в начале 1998 года Дадждьбог был перенесен на тоже место у курганов вятичей, где были установлены некогда поверженные Велес и Лада. Справа на фото — Велимир.
31.
В марте 1999 года рядом с Даждьбогом были поставлены новые идолы Лады и Велеса изготовленные Велимиром.
32.
В ноябре 2002 года изображение Лады было вновь обезображено фанатиками и хулиганами – была порублена грудь и топором стесано лицо богини. Изваяние Даждьбога было повержено, истерзано, идола попытались сжечь, однако его лик не сгорел и уцелел. Велес оказался настолько тяжел для вандалов, что они у него смогли лишь стесать нос и уничтожить изображение Симаргла на подоле.
33.
С этим отпиленным ликом Велимир со своими последователями отправился к местному священнику Алексию Церкви Живоносный источник в Царицыно с насущным для вятичей вопросом, — почему это происходит со славянскими богами. Шума было много, прибыла милиция, сюжет даже снимало тогда RenTV) Священник был обескуражен ситуацией и сообщил, что в своих проповедях церковь никак не призывает рушить славянских богов… Но, что удивительно — акты массового вандализма на капище именно с этого момента стали более редкими и чисто эпизодически-хулиганскими)
34.
В марте 2003 года уже на новом выбранном месте — втором капище, в границах курганов вятичей, были установлены свежевырезанные изваяния Лады и Велеса, туда же вятичи перенесли и Даждьбога. В 2004 году случился очередной рецидив – Ладе стесали лицо, но оно было все же восстановлено Велимиром. С тех пор идолы Велеса, Даждьбога и Лады продолжали подвергаться глумлению, но таких случаев, надо сказать, становились все реже и реже.
35.
Изваяние Лады стало подгнивать и некогда высокое изображение богини стало ниже на полтора метра – сгнившую подземную деревянную часть идола пришлось отпилить и врыть идола заново. Основание изваяния Даждьбога сейчас также подгнивает, несмотря на тщательную когда-то пропитку специальными материалами, также скоро придется и его подрезать… Велимир отметил, что идолы, однако, стоят на удивление долго и разрушение древесины не такое скорое каким могло бы быть.
Хроники Царицынского капища захватили всех присутствующих своим сюжетом, динамикой и трагичностью событий. Велимир вдохновенно и в деталях рассказывал об этой удивительной истории Царицынского капища, ее терниях и проявлениях, что я даже пожалел, что не взял с собой диктофон, — запомнить всю излагаемую им масштабную информациюв деталях было просто невозможно.
36.
Параллельно стоить отметить, что повествование волхва Велимира было не просто сюжетно-детективным – он рассказывал и об идеологии нового славянского язычества, взаимоотношении с многими современными славянскими сообществами, мероприятиях сообщества, о проводимых ритуалах и многому, многому другому. «Вятичи» сейчас официально называются языческой общиной «Коляды Вятичей», объединившей с течением времени сообщества родноверов единых общей идеей и интересами.
Надо сказать, что капище в Царицыно уже не используется для полных и глубоких ритуалов язычников, поскольку в Царицынском парке категорически запрещено разводить огонь, обязательный для проведении языческих ритуалов, поэтому свои обряды родноверы проводят либо в Лосином Острове, Битцевском парке или в некоторых местах ближнего Подмосковья, на месте реальных языческих капищ древних славян.
37.
Официальная часть была закончена, Велимир предложил присутствующим ознакомиться с его трудами и сочинениями на тему славянского язычества.
38.
Прошла и небольшая автограф-сессия)
39.
40.
41.
42.
43.
44.
Здесь мы на мгновение остановимся и во второй части моего рассказа продолжим и перейдемк ритуалам и общению с богами…
Источники:
Велимир (Николай Сперанский). Слово об идолах и святых местах языческой веры. «Коляда вятичей». Троицк. 2013.
Велимир (Николай Сперанский). Книга природной веры. Книга 1, 2. «Самотёка». Москва. МИД «Осознание», 2015.
© Vladimir d’Ar
Всего 65 фото
В этой — второй части моего рассказа о курганах вятичей в Царицыно, мы направимся ко второй курганной группе Царицыно-4, известной тем, что в непосредственной близости от нее, современные последователи древнеславянских языческих культов, обустроили свое капище. Далее под катом курганная группа Царицыно-4, языческое капище, его нежданные сюрпризы и не только…
В первой части мы закончили осмотр курганов Царицыно-3 и направились в сторону следующей цели нашего путешествия — курганам вятичей — Царицыно-4…
…Пройдя несколько минут по одинокой парковой дорожке на юго-восток обратим внимание вот на эту неприметную тропинку справа. Она то, как раз, и ведет к следующей группе курганов вятичей — Царицыно-4. Она более известна в настоящее время тем, что в пределах его границ находится языческое капище, что меня чрезвычайно интересовало…
02.
И, вот, пройдя совсем немного по лесной тропинке, я увидел издали первые курганы. Я здесь никогда не был и поэтому это первое человеческое ощущение, когда в прямой видимости между деревьями появляются курганы, ни с чем не спутать. Подобное удивительное ощущение я испытал приближаясь к группе дольменов на реке Пшада, что недалеко от Геленжика…
03..
Здесь надо немного остановиться и рассказать о предыстории языческого капища… Это место для проведения языческих обрядов с идолами Лады и Велеса рогатого было обустроено в июне 1995 г. небольшой группой защитников природы и культуры, физиков, историков, «осознавших себя русскими язычниками». Тогда эта группа называлась «Вятичи», а место для капища было выбрано в соответствии с археологическими исследованиями, потому как именно здесь в древности располагались поселения и курганы восточнославянского племени вятичей. Почти год простояли тогда кумиры у курганов, прежде чем их полностью разрушили неизвестные лица.
В 1998 году выросшее объединение «Вятичей» зарегистрировало языческую религиозную группу «Коляда Вятичей» и восстановило капище, поставив уже трех кумиров: Даждьбогу (1997 год), а позже Велесу и Ладе (2000 год). В 2002 году идолы вновь подверглись нападению, однако «Велес могучий устоял, хоть и пытались его спилить и выжечь».
О последнем восстановлении капища язычники рассказывают довольно поэтически и романтично: «…На санях, впрягшись бурлаками, через заснеженные холмы и овраги, на виду у многих людей, привезли мы и водрузили на старом месте новых кумиров, сотворенных главой общины «Коляда Вятичей», волхвом Велимиром, краше прежних. Восстановлено капище, снова вместе с Велесом встали рядом Лада-Матерь и Даждьбог, охраняя курганы предков и память нашу историческую. Чтобы помнили наши дети древний завет внуков Даждьбожьих: «Ищи себе чести, а Земле своей славы»…
04.
Первое, что захватывает твое внимание это, конечно, само капище. Земля здесь сильно вытоптана. На удалении друг от друга стоят деревянные изваяния трех древних славянских богов… С почтением я испросил разрешения на вход в это сакральное место и попросил помощи и информации у этого места силы…
Постоянные жертвоприношения и ритуалы здесь, кстати, не производятся, поскольку они предполагают взаимодействие с огнем, а в парке Царицыно разведение костров строго запрещено.
05.
Это Даждьбог — славянский бог солнца. плодородия и изобилия. Он составляет в высоту около 2,5 метров и вырезан из ствола дерева; потом, немного позже, я узнаю, что из ясеня… Перед Даждьбогом вкопана в землю жертвенная колода для подношений. Из последних жертв ему было преподнесено часть спелого яблока, как вы видите… Вокруг этой и других колод видна зола от жертвенного огня… Очевидно, кратковременное возжигание огня, все же, практикуется здесь.
06.
В руках Даждьбога — солярный символ. По славянской космогонии Даждьбог сын Перуна,брат Тары. По некоторым данным название древней, ныне малоизвестной страны Тартарии происходит от имени Тарха и Тары.
На фото не очень хорошо видно, но деревянное изваяние усеяно вбитыми гвоздями, кое где и кованными, чуть позже мы также узнаем почему…
07.
На теле колоды есть также резные солярные знаки…
08.
…Вокруг не было ни единой живой души, ветер прекратился и я с воодушевлением знакомился с этим удивительным для современого времени сакральным языческим местом.
09.
10.
Это Велес — один из самых известных и самых загадочных божеств языческого пантеона древних славян. Ему приписывают роль ответственного за людей и животный мир в целом. Перед ним также врыт деревянный жертвенник.
11.
А это — богиня Лада. Она является одной из самых главных в языческом пантеоне.
12.
Она дочь Рода (иногда считается женской ипостасью Рода) и Уточки. Уточка является матерью всех мифологических птиц, а Ладу, как раз, очень часто изображают белым Лебедем.
13.
Фигуры богов украшены разноцветными ленточками и еловыми веточками.
Вот здесь я продублирую карту своих передвижений по Царицынскому парку, что выкладвал в первой части поста о курганах вятичей в Царицыно. Сейчас мы у курганов К 2.
14.
А вот здесь есть даже план расположения курганов и языческих идолов в районе курганной группы Царицыно-4.
15.
16.
Почему то сильно захотелось снять небо над Капищем…
17.
Теперь осмотрим этот курганный комплекс внимательней обходя его вокруг.
18.
Курганы здесь имеют некоторую «изломанную» нарушенную форму из-за разновременных варварских раскопок.
19.
Если подняться на сами курганы, то на вершинах многих видны следы глубоких ям и раскопов…
20.
Здесь, конечно, могильник в целом находится в удручающем состоянии…, очевидно, сказывается его близость к основным потокам посетителей парка и относительная его доступность…,
21.
22.
…что, впрочем, не мешает ощутить благоговение и почтение к этому месту Силы…
23.
24.
Такое ощущение, что капище как бы перетягивает на себя внимание и интерес стороннего наблюдателя от курганов и, это сильно ощущается интуитивно.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
Фактически, я обошел вместе с вами всю эту курганную группу…
33.
… и совсем не удивился явленному капищем чуду… Когда я уже полностью осмотрел все эти курганы вятичей, а в пространстве капища как будто бы образовалось понимание, что что-то должно произойти, неожиданно, на капище появился спокойный, сдержанный и благообразный мужчина в белой куртке — он нес с собой большой плоский предмет, завернутый в газету… В первые мгновения мы молча присматривались к друг другу, я, наконец, поздоровался, а он, немного помолчав, спросил меня, — что я здесь делаю? Я ответил, что изучаю это языческое капище и хочу написать об этом в Живом Журнале. Человек «оттаял» и я с удивлением узнал, что предо мной главный волхв «Коляда Вятичей» — Велимир. Я с воодушевлением и интересом принялся расспрашивать Велимира о капище и его новой истории. Из интернета я уже знал, что именно он лично вырезал и водрузил здесь всех этих древних славянских богов вместе со своими единомышленниками…
34.
Волхв Велимир с глубоким внутренним спокойствием и принятием рассказал о злоключениях его общины, связанных с этим языческим местом, поведав о том как повергались поруганию славянские боги, как срубались вандалами их лица… Сейчас он главный волхв общины «Коляда Вятичей» (в миру Николай Николаевич Сперанский) и является не только волхвом общины, организатором праздников, обрядов и ритуалов, но и писателем, автором многих литературных трудов по язычеству, а также художником и физиком… Кстати, гвозди, что вбиты в Даждьбога – это способ защиты изваяния от вандалов, поскольку топоры, попадая острием о гвозди, приходят в полную негодность…
35.
Велимир показал мне первоначальное место этого капища, устроенного еще в 1995 году.
36.
Волхв разрешил сделать его портрет, а также раскрыл завернутую в газету картину, которую он принес на это сакральное для родноверов место, чтобы она пропиталась его святостью. Картина называлась, кстати, «Русалии». А вот и она сама.
37.
Так мы разговорились и, Велимир рассказал мне легенду о волхве Соловье и его подруге-жене Лебеде, и что где-то, прямо в этих местах, у них, даже, была небольшая крепость. Волхв довольно долго промышлял в ореховских землях разбоем, был неуловим и созывал при необходимости подельников особенным звуком своего колокола. Когда, однажды, для поимки Соловья в ореховские земли был направлен отряд ратников, Соловей созвав колоколом своих братьев, бился насмерть, но государево войско все же ворвалось в его крепость убив практически всех ее защитников… Когда Соловей и Лебедь поняли, что все кончено, Лебедь превратила волхва в соловья, сама же обернулась лебедем и оба они ускользнули от царских ратников взлетев в небеса. С тех пор в Орехово при возникновении угрозы для Москвы и этих земель слышали местные жители как бъет в набат колокол Соловья… Последний же раз этот загадочный колокол звонил прямо перед Великой Отечественной войной и очень многие местные жители слышали его особенный звук… Романтично…
Ну, вот и еще немного фото этого языческого капища…
38.
39.
40.
В определенный момент я почувствовал, что волхву надо побыть одному и я тепло попрощался с Велимиром , оставив его наедине с его богами и отправился дальше, открывать Царицынские тайны.
41.
Еще несколько фото этой загадочной курганной группы Царицыно-4.
42.
43.
44.
Передвигаясь на юг, я быстро подошел к глубокому оврагу. На его противоположной стороне угадывалась высокая ограда Царицынского парка. К следующей группе курганов Орехово-6, на противоположнолй стороне оврага, путь был закрыт. Группа курганов как раз размещалась где-то повыше отсюда, на другой стороне оврага, за оградой.
45.
На карте ниже она под номером 140. Это курганная группа Орехово-6, там должно быть 4 кургана (XI-XIII вв.). Как видите, в этом направлении можно продолжать дальнейшие исследования) Однако я, все же, ограничу сегодня свои передвижения в пределах Царицынского парка.
46.
Переправившись через овраг, я пошел вдоль парковой ограды на северо-восток. Овраг был от меня слева. Чуть ниже, в этом овраге, находится ключ, куда многие местные ходят «по воду».
47.
Справа, за высокой оградой, хорошо просматривалось большое селище вятичей 144 – Орехово-3 (Язвенка-3) (XI–XIII вв.). На моей схеме — С 1.
48.
Переправившись через Язвенку, мы попадаем на знаменитый Ореховский луг-поле. Здесь, по некоторым исходным признакам, я определил, что холм, который Вы видите, является одиноким Ореховским курганным могильником (Орехово-3), 1 курган (XI-XIII вв.). На карте Царицынских курганов он обозначен номером 146.
49.
Вполне походит на курган, не правда ли!?
50.
51.
52.
Теперь наш путь лежит к «Храму Цереры». Это небольшая беседка на высоком холме. До начала XX века было принято считать, что нынешний «Храм Цереры» построен Баженовым в 1780-е годы, и, вероятно, в самом деле был одним из первых парковых сооружений подобного рода в России. Однако современные исследования подтверждают, что существующая беседка возведена в 1805 году Иваном Еготовым, заменившим обветшавшую деревянную постройку Баженова. Как выглядел баженовский «Храм Цереры» — неизвестно, но, вероятно, Еготов в общих чертах повторил предшественника. Круглая купольная беседка-ротонда с восемью колоннами ионического ордера отличается особой стройностью, изяществом и совершенством пропорций. Такому восприятию способствует интересный архитектурный приём: колонны на 5 см наклонены к центру беседки.
Местоположение беседки не случайно. На этом холме в июне 1775 года располагался шалаш, в котором отдыхала Екатерина II и её двор. Именно с этого холма императрица наблюдала за праздником сенокоса, устроенным Григорием Потёмкиным. Праздник урожая в честь победы над турками проходил на соседнем поле, по которому мы только что с вами прошли мимо одинокого кургана. С тем праздником связано и посвящение парковой постройки Церере — богине плодородия…
53.
Однако, нас интересует не сколько сама эта симпатичная беседка, а место на котором она стоит. По сообщению от Велимира именно здесь археологами подтверждено ранее неизвестное селище вятичей…
54.
55.
По сведениям из книги «Археология парка «Царицыно»» на этом месте находилось городище Царицыно-1 (ориентир — у беседки «Церера»), селище Шипилово, мезолит.
56.
57.
Довольно, таки, стратегическое место…
58.
Здесь же можно полюбоваться статуей дриады Александра Бурганова.
59.
Чуть далее, за дриадой, я спустился вниз по склону холма…
60.
…и обнаружил характерную земляную насыпь, похожую на срытый курган. На официальной схеме селищ и могильников вятичей схеме в этом месте ничего не указано, но вполне может быть, что этот «курган» отностится к не отмеченному на этой схеме городищу Царицыно-1.
61.
Вот тут он слева, подальше, в перспективе… На моей схеме выше он обозначен небольшим желтым кружком как К 4.
62.
Теперь, наш с вами путь лежит к третьей двойной крупной группе Царицынских курганов вятичей, наиболее известных большинству посетителей парка Царицыно…
63.
…через Большой Гротесковый мост…
64.
…мимо павильона «Нерастанкино»…
65.
На этом я заканчиваю эту вторую часть моего поста о курганах вятичей в Царицыно и мы, теперь, можем перейти к третьей, заключительной части моего рассказа. Не преключайтесь — далее будет также любопытно)
Источники:
Кренке Н.А. Капище общины «Коляда Вятичей» // Царицыно: археология современности. М., 2008
Википедия.
© Vladimir d’Ar
Часть 1
Часть 3
Всего 47 фото
В апреле 2015 года я выложил в ЖЖ серию из трех постов о курганах вятичей в Царицыно, и, исследуя эти курганы, чудесным образом познакомился с главным волхвом Велимиром на языческом капище. Велимир поведал мне тогда много интереснейшей информации об этом славянском капище и, о родноверах, в частности. Мы обменялись тогда контактами и вот, в начале июня, мне от него на электронную почту пришло приглашение побывать на праздновании 20-тилетия этого самого капища. Получив разрешение снимать на этом любопытном мероприятии, я был воодушевлен, поскольку не имел четкого представления о современном язычестве, как и многие, и мне было крайне любопытно оказаться причастным к Действу и снять об этом репортаж.
Погода 14 июня 2015 года стояла изумительная. Яркое солнце, голубое небо, летние кучевые облака, прохладный и комфортный ветерок настраивали на это необычное Событие. Главное — это понять, почувствовать, что Это!? Как Это!? Насколько меня как диссоциированного его участника увлечет это мероприятие и насколько все это окажется глубоким и впечатляющим для читателя моего журнала! Со всеми этими смутными вопросами я и отправился в воскресенье в Царицынский парк к языческому капищу, расположенному сейчас в пределах одной из курганных групп вятичей, живших в этих местах в XI-XIII веках.
Я разделил репортаж на две логичные части. В первой — общая обзорная информация, знакомство с историей юбиляра и его хрониками, а вторая — собственно — ритуалы и воззвания к богам. Да и информация, как я ни старался уменьшить ее текстовый объем выходила за рамки требований ЖЖ. Фотоматериала будет много, возможно кое-что можно было и не выкладывать, но главное для меня было другое — передать в фографиях моё личное ощущение мероприятия, поэтому для одних одно фото не будет иметь значение, для других — явится жемчужиной, так, что — как есть так есть)
Многие, наверное, не совсем представляют, как добраться до этого интересного места. А надо дойти до истоков Верхнего Царицынского пруда, перейти через симпатичный каменный мостик и углубиться по тропинке в лес, взяв немного левее от мостика и основных дорожек парка.
02.
03.
Идти вверх по склону не обременительно и совсем не долго – пара минут и тропинка сама вас выведет к языческому капищу, ставшему уже одной из достопримечательностей парка Царицыно, и также — к заросшим летними лесными травами курганам вятичей.
04.
05.
06.
И пока участники еще только собираются, мы с вами осмотримся на этом славянском капище, и прямо сейчас совсем немного коснемся истоков современного язычества, и я слегка порассуждаю по теме…)
07.
Современное славянское язычество для обывателя априори выглядит таинственно, необычно и вызывает множество каких-то смутных неосознанных беспокойств. Оно и понятно, — традиционно церковь считает, что если ты молишься не в церкви и не православным святым – ты по определению обращаешься к бесам) Однако, не будем следовать штампам – все таки, всю свою историю человечество говорило с богами, обращалось к ним, верило в них, приносило им жертвы и получало в ответ то, что хотело, иначе этот процесс «заглох» бы в самом начале своего истока )
Человек интуитивно чувствовал, что кроме его человеческого сознания, существует в нем или вне него, нечто, что имеет непосредственную связь с его личным проявлением в этом мире, влияет на него, на все то, к чему живущий человек имеет отношение в своей манифестации в его теле. И человек хотел не многого – счастливой жизни, крепкого здоровья, большой и здоровой семьи, обильного урожая, безопасности для всех своих близких и везения во всем.
08.
Структура сознания человека устроена так, что вера определяет и творит реальность, что его окружает. И формирование в коллективном бессознательном человечества им самим неких божественных сущностей, что имеют определенные функции для воздействия на эту самую реальность является определяющим и привычным для человека. Если такая сущность-божество начинает получать подпитку от общности людей объединенных общей идеей и верой – происходит Чудо – человек получает ответы на заданные вопросы, получает помощь – идет взаимообмен энергиями – архетип божества растет, становится сильным и заинтересованным во внимании к нему этого человека или человечеобщности, а в конечном счете – в его энергии. Через бессознательные ресурсы человеку постепенно открываются и его способности взаимодействовать с миром на чувственном уровне, его интуиция обостряется и бессознательное человека получает возможность дать ему нужную информацию и осуществить его просьбы на уровне молитвы – процесса разговора с богом или со своей внутренней мудростью, как угодно. Так, в процессе тысячелетий формировалось представление человека о мире, мире в котором он существовал параллельно с другим миром – миром богов, миром сказаний и мифов.
09.
У всех народов существовали боги, которым приносились жертвы, существовали духи лесов, полей, рек, лугов и нахождение со всеми этими существами в гармонии и определяло все необходимые запросы человека. Также как существовали в греческом пантеоне боги, полу-боги, сатиры, нимфы, наяды и музы, так и в славянском было множество богов и духов ведущих свое происхождение от сил Природы. Каждый луг, роща, речка и симпатичная полянка имели свое божество и находиться в гармонии с этим невидимым миром и являлось для древних славян определяющим для гарантии продолжения их Рода, своей личной успешной и безопасной жизни, в частности.
10.
Поэтому нахождение в современном московском городском парке языческого капища вовсе не удивительно, а естественно, поскольку человек по сути своей бессознательно стремиться наладить контакт со своим покровителем, духом Рода, ангелом-хранителем, покровителем, как хотите!) Он интуитивно стремится обратиться к Богу напрямую, минуя посредников, а значит к себе самому, к своей Внутренней Мудрости и Внутренней Силе, коих скрывает от нас эгоистичное и самовлюбленное Сознание.
На капище было удивительно тихо, спокойно, легко и комфортно. Большая поляна полностью вытоптана и, такое ощущение, что тщательно убрана и подметена… Попросив у духов и хранителей этого места разрешения на вход, я вступил в границы этого новейшего славянского капища. На капище много птиц, — они естественно привлечены принесенными дарами богам – зерну, хлебу, фруктам и орехам. Причем роль птиц еще будет мной упомянута во втором посте, поскольку, как впоследствии оказалось, они будут удивительным образом участвовать в грядущем Событии, являя собой знаки-ответы языческих божеств на взывание к ним.
11.
Здесь находится три деревянных изваяния богов — идолы, как говорят сами язычники, с тремя соответствующими жертвенниками в виде вкопанных колод перед каждым божеством.
Давайте с почтением познакомимся со славянскими богами. Сразу скажу, что языческие боги именно этого капища претерпели множество страданий и изуверств от воинствующих безбожников и, возможно, и традиционных верующих, поэтому их лики сейчас смутны́ и обезображены. Ну, к волнующим хроникам этого капища мы еще вернемся попозже. Славянских богов великое множество и обзор в их полном количестве и их общая космогония не входит в тему нашего рассказа. Кто заинтересуется – к его услугам безбрежные просторы Интернета. Нас же интересует само капище, его изваяния, предстоящее Событие и собственные ощущения от пребывания здесь и самого действия язычников.
Это языческая богиня Лада. Она всегда понималась славянами богиней чувств, семьи и брака, богиней высокой человеческой духовности. Лада — это владение и обладание. Эта богиня дает человеку возможность обладать другим человеком (к примеру, женщине — найти свою вторую половинку). Лада, способна удовлетворить и иные вожделения людей, не обязательно эротического или семейного характера. Лада удовлетворяет страсти, удовлетворяет длительно мучившие желания, особенно когда они праведны и соответствуют жизни человека на земле. Главное пространство деяний Лады, это земная любовь. Как и все женские божества, Лада знаток магии. Известно множество, очевидно данных ею, любовных заклинаний. К Ладе обращались и при возвышенной любви, и в похоти. Лада — это любовь, лад, гармония жизни, а значит и ее красота.
12.
Как мы видим, Лада щедро украшена подношениями, и как мы понимаем, в основном, от женщин. Ведь женщина как продолжательница рода, всегда интуитивно стремилась к магии, как к верному средству для успешных ро́дов, для мира и изобилия в семье, к любви и обладанию конкретным мужчиной. Именно поэтому в женщине пробуждается языческая славянская потребность мистически получить то, что она не может получить всуе.
13.
14.
Как говорят сами родноверы – эти видимые нам приношения богине отнюдь не только от язычников, а в значительной степени – от обычных москвичей (читай москвичек). Богиня живет здесь уже своей полной жизнью, одаривая своим вниманием и милостью приносящих сюда свои просьбы и дары. Прямо перед нами уже формируется новый городской миф, что обретает свою глубокую силу на будущее…
Мне повезло — на голову изваяния неожиданно сел дятел и немного иронично и вызывающе по-позировал)
15.
Все же — немного космогонии. Условно можно сказать, что белые славянские боги — созидатели принадлежат миру Прави, миру будущего, запредельного. Черные боги — разрушители принадлежат миру Нави. Мир Нави двойственен. В одной своей части он содержит гибельное зло. Но в другой, содержит все то, чье время на земле кончилось, или еще не началось. Навь обладает своей красотой и прелестью. Всякий раз, ностальгируя по ушедшему времени, мы общаемся с ней. Наконец, есть Явь. То, что соответствует текущему времени. Конечно, в нем действуют черные и белые боги. И явь оказывается гранью по которой проходят их конфликтные отношения. Граница благодатной Нави и Яви принадлежит богу Велесу, и он действует в двух этих планах.
Это как раз и есть Велес. Как один из главных богов Яви, он более иных заботится о насущной жизни человека, и старается не воевать с другими богами. Патриархальный покой для него важнее богатства добытого силой. Как объединяющий в себе Явь, Велес оказывается главным богом пришедшего к Дарна. Дарна – особое душевное состояние человека, которое позволяет правильно разрешить большинство жизненных проблем. По сути это некий баланс, гармония между темной подавляемой частью человека, его неосознаваемым и обыденным человеческим сознанием.
16.
Велес — небесный пастух, тот, что пасет облака и ттворит облака по собственному желанию. Так же творится им скот и лесной зверь. Здоровье и судьба земного скота в его внимательных руках. Велес обитает не только на Небе. С легкостью он сходит в Землю и пребывает в ее теле. Велес как покровитель стад небесных и земных является и богом богатства, помогает продающим и покупающим. Он — главный хозяин Леса.
17.
Велес — хозяин благого царства Нави. Наши предки, духи родов, оказываются во власти Велеса. На облаках — небесных ладьях — уносит он умерших в небесное царство, где достойные пашут небесный свод, и охотятся в небесных лесах. Во власти Велеса наши Деды, а значит, их мудрость и память. Об этой памяти поют, ее танцуют. Отсюда связь боянов и танцовщиц с Велесом. Велесу жертвуют, дабы он хранил души предков и питал добрую жизнь на земле.
Симаргл. Информация о нем — перед фото №32.
18.
19.
20.
Это Даждьбог — Солнце-Царь. Даждьбог — покровитель всех сирот, пастухов и странников, всех нуждающихся, страждущих и калек, он покровитель землепашцев, им дается, пища его — хлеб и соль. Даждьбог — каратель зла, холода, мрака, неправды и нечисти. Даждьбог — дед и первоцарь русского народа.
21.
Русские — даждьбожие внуки. Дед (Даждьбог) научил славян пониманию красоты, возделыванию земли и установил брачные отношения. Более двух с половиной тысяч лет назад, князь предков славян носил титул Солнце-царя. Даждьбог — учитель. В затруднительных случаях, когда человеческих возможностей оказывается явно недостаточно, можно поймать взглядом солнечный луч и обратиться к Даждьбогу с просьбой о помощи. В руках у Даждьбога солярный символ солнечной стихии, Солнца, солнечных светлых (белых) богов.
22.
Вот так, осматривая капище в Царицыно, мы и узнали о тех славянских богах, что стоят здесь и кто есть кто.
23.
Постепенно собирались участники События. Их оказалось немного, но каждый представлял из себя интересную, любопытную и загадочную личность.
24.
Это Дионисий…
25.
…с сыном.
26.
27.
28.
29.
Наконец, появился волхв Велимир – лидер общины «Коляда вятичей» — харизматичный человек, с твердым пронизывающим взглядом, но, одновременно, мягким и добрым. С его появлением все изменилось и стало каким-то цельным. Велимир, облачившись в белые славянское одежды и встав в круг единомышленников, приступил к рассказу об истории Царицынского капища, коему исполнилось сегодня, как вы уже знаете, двадцать лет.
30.
История капища непроста и полна трагических и необычных событий. Первыми 14 июня 1995 года на горе за ручьем у курганной группы вятичей были установлены идолы богу Велесу и богине Ладе. У Велеса были большие бычьи рога, у ног же Лады изображен ребенок. Тогда же, славянские язычники, установившие Велеса и Ладу, назвались вятичами и образовали культурный центр «Вятичи». Его программа была тогда отражена тогда в «Русском языческом манифесте».
31.
Это эскизы идолов волхва Велимира, кто и вырезал их впоследствии лично. У Велеса рог, сума и Симаргл (Семаргл) — древнерусское языческое божество, на подоле. Велес – всех царей царь. Плетенка в которой запутался Симаргл отражает магию Велеса. Симаргл – таинственный славянский персонаж — это полу-гриф, полу-собака, полу-птица – вестник между земными и небесными мирами. У Лады кольцо в руке, поднятой к груди. Опущенная вниз рука лежит на животе. Орнамент подола платья Лады – символика влажного засеянного поля.
32.
Идолы были установлены на не используемым сейчас под капище месте, — немного ниже по склону — в 50-100 метрах от существующего в настоящее время.
Уже 5 ноября 1995 года произошло первое трагическое событие – вятичи обнаружили идолов поверженными — вывернутыми из земли с отпиленными головами, которые исчезли. Только через три года один рог Велеса был случайно обнаружен в дупле одного из деревьев Царицынского парка.
Летом 1996 года новые вятичи во дворе избы, по уже несуществующему адресу Воздушная, 15, которую занимал эколого-культурный центр «Царицыно», установили изваяние Даждьбога.
33.
28 сентября 1997 года, руководитель центра «Царицыно», давший некогда разрешение вятичам на установку идола неожиданно сподобился лично его спилить ручной пилой — он делал эти попытки неоднократно, но пила неизменно уходила в землю) Пытаясь вытащить, опять же лично, идола из земли этот человек практически надорвался и прекратил свои действия, однако позже в ультимативной форме приказал вятичам убрать Даждьбога с подотчетной ему территории. Зимой, в начале 1998 года Дадждьбог был перенесен на тоже место у курганов вятичей, где были установлены некогда поверженные Велес и Лада. Справа на фото — Велимир.
34.
В марте 1999 года рядом с Даждьбогом были поставлены новые идолы Лады и Велеса изготовленные Велимиром.
35.
В ноябре 2002 года изображение Лады было вновь обезображено фанатиками и хулиганами – была порублена грудь и топором стесано лицо богини. Изваяние Даждьбога было повержено, истерзано, идола попытались сжечь, однако его лик не сгорел и уцелел. Велес оказался настолько тяжел для вандалов, что они у него смогли лишь стесать нос и уничтожить изображение Симаргла на подоле.
36.
С этим отпиленным ликом Велимир со своими последователями отправился к местному священнику Алексию Церкви Живоносный источник в Царицыно с насущным для вятичей вопросом, — почему это происходит со славянскими богами. Шума было много, прибыла милиция, сюжет даже снимало тогда RenTV) Священник был обескуражен ситуацией и сообщил, что в своих проповедях церковь никак не призывает рушить славянских богов… Но, что удивительно — акты массового вандализма на капище именно с этого момента стали более редкими и чисто эпизодически-хулиганскими)
37.
В марте 2003 года уже на новом выбранном месте — втором капище, в границах курганов вятичей, были установлены свежевырезанные изваяния Лады и Велеса, туда же вятичи перенесли и Даждьбога. В 2004 году случился очередной рецидив – Ладе стесали лицо, но оно было все же восстановлено Велимиром. С тех пор идолы Велеса, Даждьбога и Лады продолжали подвергаться глумлению, но таких случаев, надо сказать, становились все реже и реже.
38.
Изваяние Лады стало подгнивать и некогда высокое изображение богини стало ниже на полтора метра – сгнившую подземную деревянную часть идола пришлось отпилить и врыть идола заново. Основание изваяния Даждьбога сейчас также подгнивает, несмотря на тщательную когда-то пропитку специальными материалами, также скоро придется и его подрезать… Велимир отметил, что идолы, однако, стоят на удивление долго и разрушение древесины не такое скорое каким могло бы быть.
Хроники Царицынского капища захватили всех присутствующих своим сюжетом, динамикой и трагичностью событий. Велимир вдохновенно и в деталях рассказывал об этой удивительной истории Царицынского капища, ее терниях и проявлениях, что я даже пожалел, что не взял с собой диктофон, — запомнить всю излагаемую им масштабную информациюв деталях было просто невозможно.
39.
Параллельно стоить отметить, что повествование волхва Велимира было не просто сюжетно-детективным – он рассказывал и об идеологии нового славянского язычества, взаимоотношении с многими современными славянскими сообществами, мероприятиях сообщества, о проводимых ритуалах и многому, многому другому. «Вятичи» сейчас официально называются языческой общиной «Коляды Вятичей», объединившей с течением времени сообщества родноверов единых общей идеей и интересами.
Надо сказать, что капище в Царицыно уже не используется для полных и глубоких ритуалов язычников, поскольку в Царицынском парке категорически запрещено разводить огонь, обязательный для проведении языческих ритуалов, поэтому свои обряды родноверы проводят либо в Лосином Острове, Битцевском парке или в некоторых местах ближнего Подмосковья, на месте реальных языческих капищ древних славян.
40.
Официальная часть была закончена, Велимир предложил присутствующим ознакомиться с его трудами и сочинениями на тему славянского язычества.
41.
Прошла и небольшая автограф-сессия)
42.
43.
44.
45.
46.
47.
Здесь мы на мгновение остановимся и во второй части моего рассказа продолжим и перейдем к ритуалам и общению с богами…
Источники:
Велимир (Николай Сперанский). Слово об идолах и святых местах языческой веры. «Коляда вятичей». Троицк. 2013.
Велимир (Николай Сперанский). Книга природной веры. Книга 1, 2. «Самотёка». Москва. МИД «Осознание», 2015.
© Vladimir d’Ar
Вторая часть
Один из самых знаменитых археологических памятников Москвы XI-XIII вв. Курганные захоронения располагаются на левом и правом берегах Верхнего Царицынского пруда. Около тысячи лет назад вся территория нынешней Москвы окружена поселениями вятичей. Одно из небольших селищ стоит и на месте будущего Царицына. Вокруг простираются поля. Вятичи живут в землянках. Одеваются в простые красно-белые одежды. Занимаются охотой и земледелием.
Неподалеку от их жилищ – некрополь: там вятичи хоронят умерших. Вместе с прахом в могилу кладут украшения и предметы быта. Женщинам – особые семилопастные височные кольца и «решетчатые» перстни –с удивительными узорчатыми прорезями. Мужчинам – ножи и серпы. Над покойными вятичи совершают поминальный пир и ритуальные состязания. После этого делают над могилой круглую насыпь высотой до 2 метров. В Царицыне сегодня сохраняются несколько десятков таких курганов.
В начале XIX века царицынский парк становится популярным местом для прогулок и пикников. Среди курганов устанавливают мраморную статую и вазу в виде погребальной урны: они должны напоминать романтическим парам и веселым компаниям о бренности мира. Также в XIX веке производятся и первые археологические раскопки. В них принимает участие историк и археолог Иван Забелин.
Выдающуюся роль в изучении местных древностей играет советский археолог и историк Артемий Арциховский. В 1940-е гг. он проводит подробнейшее изучение царицынских курганов. Найденные им предметы хранятся в фондах Государственного Исторического музея и парка-музея «Царицыно».
В 1990-е годы активисты неоязыческого движения «Эколого-культурный центр «Царицыно» устанавливают на курганах несколько деревянных идолов. Обряды неоязычников совершаются возле них и сегодня (при этом настоящее языческое капище вятичей в этих местах не найдено).
Очередные масштабные раскопки курганов проведены в 2006-2007 гг. В результате некоторые из них срыты и возведены заново. Также расчищена часть окружающего их подлеска.