Карта как составить анализ

Широкое использование
картографического метода исследо­вания
в разных отраслях знания привело к
возникновению множе­ства приемов
анализа карт, в разработке которых
активно участво­вали картографы,
географы, геологи, геофизики, математики,
экономисты. Издавна применялись
картометрия и морфометрия, позднее
активное развитие получили приемы
математического анализа, математической
статистики, теории вероятностей и иные.
В наши дни все методы математики так
или иначе испытываются для анализа
картографического изображения. Такое
многообразие приемов порой даже
затрудняет их выбор для каждого
конкретно­го исследования. Наиболее
употребительные приемы группируют­ся
следующим образом:

Описания

общие

поэлементные
Графические
приемы

двумерные графики

трехмерные графики
Графоаналитические
приемы

картометрия

морфометрия
Математико-картографическое
моделирование

математический
анализ

математическая
статистика

теория информации

Каждая из указанных
в этом перечне групп включает множе­ство
отдельных способов и их модификаций.
Все вместе они обра­зуют целостную
систему, позволяющую исследовать
объекты с разных
сторон. В пределах каждой группы выделяют
приемы сплош­ного,
выборочного и ключевого анализов.

Все приемы анализа
карт значительно варьируются в
зависи­мости
от технического оснащения. Существуют
разные уровни
ме­
ханизации
и автоматизации исследований по картам:

  • визуальный
    анализ,
    т.е. чтение
    карт, глазомерное сопоставле­ние и
    зрительная оценка изучаемых объектов;

  • инструментальный
    анализ

    применение измерительных при­боров
    и механизмов;

14*

212 Глава
XII.
Методы использования карт

Графические
приемы
213


компьютерный
анализ,
выполняемый
в полностью автомати­ческом
или интерактивном режиме с использованием
спе­циальных алгоритмов, программ
или геоинформационных систем.

Все приемы на
разных уровнях механизации и автоматизации
могут быть использованы для работы с
отдельной картой либо с сериями карт
и атласами (см. разд. 13.1).

12.4. Описания по картам

Описание —
традиционный и общеизвестный прием
анализа карт. Его цель — выявить
изучаемые явления, особенности их
раз­мещения и взаимосвязи. Научное
описание, составляемое по кар­там,
должно быть логичным, упорядоченным и
последовательным. Оно отличается
отбором и систематизацией фактов,
введением элементов сравнения и
аналогий. В описание часто вводят
количе­ственные
показатели и оценки, включают таблицы
и графики. В зак­лючении
формулируются выводы и рекомендации.

Описания могут
быть общими комплексными (таковы,
напри­мер, общегеографические
описания) или поэлементными (ска­жем,
описание только карстового рельефа).

В настоящее время,
когда для анализа карт широко привлека­ются
математические методы и компьютерные
технологии, опи­сания не утратили
своего значения. Выполняя качественный
ана­лиз явлений и их взаимосвязей,
опытный исследователь способен порой
прийти к выводам более глубоким, чем
если бы он следо­вал формальным
алгоритмам и раскладывал исследование
на эле­ментарные логико-математические
операции. Описания, основан­ные,
главным образом, на визуальном анализе
карт, хороши тем, что позволяют составить
образное и целостное представление об
изучаемом объекте и сделать выводы
синтетического характера, применяя
для этого неформальные эвристические
подходы.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Методический
путеводитель «Как сдать ЕГЭ по географии без проблем для себя и окружающих»

Рассмотрим алгоритм действий при анализе
топографической карты. Точнее при выборе одного из трёх участков с
аргументацией этого выбора. Давайте проанализируем типологию заданий на примере
3 вопросов.

 Вопрос 1.

Оцените, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше выбрать для обустройства футбольного поля. Для
обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Вопрос 2.

Оцените, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше подходит для тренировок школьной горнолыжной
секции. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

Вопрос 3.

Оцените, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше подходит для обустройства пастбища. Для
обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.

  Неизменная часть в формулировке вопроса:

«Оцените, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше выбрать для ……………………..»

 «…Для обоснования своего ответа приведите
не менее двух доводов».

Вариативная часть вопроса: предложения для
выбора участка под …

Например:

обустройства футбольного поля,

для тренировок школьной горнолыжной
секции,

для обустройства пастбища,

для размещения новой базы отдыха, удобного
вывоза собранного урожая и т.п.

1 шаг: внимательно анализируем каждый
участок, прибегая к знаниям топографических знаков, обосновываем выбор

для футбольного поля???НЕТ!!!! Территория не
подходит, т.к.: очень неровная, высоты меняются резко; (подсказка: горизонтали
расположены близко др. к др.)

на территории расположен овраг.

 для футбольного поля???НЕТ! Территория не
подходит, т.к.: неровная, высоты меняются; (подсказка: участок пересекается
горизонталями)

на территории растут кустарники.

Для футбольного поля??? Территория подходит,
т.к.: очень ровная, высоты не меняются; (подсказка: горизонтали расположены за
пределами участка);

на территории расположен луг (луговая
растительность).

Дети могут воспользоваться и образным
представлением того, что такое футбольное поле – это ровный участок, поросший
травой.

для горнолыжной секции??? Территория  подходит,
т.к.: очень крутой спуск, высоты меняются резко; (подсказка: горизонтали
расположены близко др. к др. и их много)

на территории без препятствий.

Для горнолыжной секции??? Территория не подходит,
т.к.: очень пологий склон, высоты почти не меняются; (подсказка: горизонтали
расположены далеко др. к др. даже в пределах участка проходит только одна из
них).

  Для горнолыжной секции???Территория не
подходит, хотя: очень крутой спуск, высоты меняются резко; (подсказка:
горизонтали расположены близко др. к др. и их много), НО

на территории расположен хвойный лес.
(нужно внимательно разглядеть этот условный знак);

подсказка: не могут подходить два участка
с крутыми спусками, значит надо найти между ними отличие!!!

Дети задают себе вопрос, что нужно для
занятий горными лыжами? Крутой или пологий склон, с препятствиями из
растительности или без них?

 Для пастбища??? Территория не подходит, т.к.:
очень неровная, т.к. на ней расположен обрыв, яма.

Для пастбища??? Территория не подходит, т.к.:
очень ровная, и заболоченная (подсказка: условный знак «болото» –
горизонтальные штрихи).

  Для пастбища???Территория подходит, т.к.: очень
ровная, высоты не меняются; (подсказка: горизонтали расположены широко друг от
друга);

на территории расположен луг (луговая
растительность).

Задав себе вопрос, что нужно для
обустройства пастбища? Нужна ровная, поросшая луговой растительностью
местность.

2 шаг: верно формулируем ответ.

Для этого записываем его в такой
последовательности:

1)      называем участок, который подходит
больше всего

— наиболее подходящим участком для ….
является участок номер (условно 1)

      2) перечисляем преимущества
выбранного участка

           — на территории выбранного
участка (1) и перечисляются 2 преимущества…

      3) в ответе называем характеристики
участков, которые являются, как правило, противоположными чертам верного выбора

В завершении советы о том, как без проблем
для себя и окружающих получить максимальные 2 балла

за анализ топографической карты и
правильный выбор участка местности.

 Внимательно читаем задание и формулируем
черты выбираемого участка (например, для горнолыжной секции нужен крутой без
препятствий спуск, а для обустройства пастбища наоборот нужен достаточно
ровный, поросший луговой травой участок).

Сопоставляем участки между собой,
сравнивая их, находя между ними и сходства и отличия. Эти сравнения будут
основой для ответа.

Если вы только называете участок, причем
ваш выбор совпадёт с верным критерием, вы не получите ни балла, это
расценивается как «выбор на авось», «выбор пальцем в небо».

Чтобы получить минимально 1 балл, вы
должны назвать верный участок и одно из его преимуществ (любые из двух
преимуществ).

Если верно называются черты неподходящих
участок, но не даётся верный участок, то тоже шанс только получить 0 баллов.

Чтобы получить 2 балла нужно назвать
верный участок, назвать его черты, и перечислить 2 участка, от которых вы отказываетесь
с обоснование почему (см. шаг 2 выше).

Анализ топографических карт.Географическое описание местности

Анализ топографических карт проводится с целью изучения территории исследования, ее особенностей, закономерностей размещения, взаимосвязи объектов и явлений, динамики их развития и др. Анализ позволяет правильно выбрать карту определенного масштаба в зависимости от направления предполагаемого использования (для ознакомления с местностью, для ориентирования на местности, в качестве основы для составления гипсометрических, почвенных, ландшафтных карт, для научного анализа природных и социально-экономических явлений и др.)

Выбор карт сопровождается оценкой степени пригодности их для конкретных работ по точности и подробности сведений, которые предполагается получить с помощью карт. При этом необходимо учитывать, что укрупнение масштаба карт ведет к увеличению числа листов карт, уменьшая обзорность территории, но повышая точность информации. Время издания карт определяет их соответствие современному состоянию территории. Динамика географических явлений выявляется путем сопоставления разновременных карт на одну и ту же территорию.
Применяются следующие способы анализа карт: визуальный, графический, графоаналитический и математико-статистический.
Визуальный способ основан на зрительном восприятии изображения местности, сопоставлении графически показанных элементов местности по форме, размерам, структуре т. д. Он предполагает преимущественно качественную характеристику объектов и явлений, но часто сопровождается глазомерной оценкой расстояний, площадей, высот и их соотношений.
Графический анализ заключается в исследовании построений выполненных по картам. Такими построениями являются профили, разрезы, блок-диаграммы и пр. При помощи приемов графического анализа выявляются закономерности пространственного размещения явлений.
Графоаналитический анализ подразделяется на картометрический и морфометрический. Картометрические приемы состоят в измерении на картах длины линий, определении координат, площадей, объемов, углов, глубин и др. Морфометрические приемы позволяют определять среднюю высоту, толщину, мощность явления, горизонтальное и вертикальное расчленение поверхности, уклоны и градиенты поверхности, извилистость линий, контуров и др.Численные показатели распространенности объектов, связи между ними, степени влияния разных факторов позволяют устанавливать методы математико-статистического анализа. С применением методов математического моделирования создаются пространственные математические модели местности.Географическое описание местности составляется после предварительного изучения карты и сопровождается измерениями и вычислениями на основе сравнения длин, углов, площадей с линейным масштабом, шкалой заложений и т.п. Основной принцип описания – от общего к частному. Описание строится по следующей схеме:
1) данные о карте (номенклатура, масштаб, год издания);
2) описание границы участка местности (географические и прямоугольные координаты);

3) характеристика рельефа (тип рельефа, формы рельефа и занимаемые ими площадь и протяженность, отметки абсолютных и относительных высот, главные водоразделы, форма и крутизна склонов, наличие оврагов, обрывов, промоин с указанием их протяженности и глубины, антропогенные формы рельефа – карьеры, насыпи, выемки, курганы и т. п.);
4) гидрографическая сеть – названия объектов, протяженность, ширина, глубина, направление и скорость течения рек, уклон, характер берегов, грунт дна; характеристика поймы (размеры, наличие старых русел, пойменных озер и глубина болот); наличие гидротехнических сооружений, а также мостов, паромов, бродов и их характеристики; описание мелиоративной сети, ее густота; наличие родников и колодцев;
5) растительный покров и грунты – тип, состав пород, занимаемая площадь, характер размещения. При наличии лесных массивов – их характеристика, ширина просек, наличие вырубок;
6) населенные пункты – название, тип, численность населения, административное значение, структура и планировка, преобладающая застройка (огнестойкая или неогнестойкая), объекты промышленности;
7) пути сообщения – железные и шоссейные дороги. Для железных дорог – количество путей, вид тяги, название станций, вокзалов. Для шоссейных и других дорог – характер покрытия и ширина.

Вот еще по теме: 

Топография
Предмет и задачи топографии и геодезии

Единицы мер в топографии и геодезии
Форма и размеры Земли
Методы проецирования земной поверхности
Cистемы координат, применяемые в топографии и геодезии
Понятие о плане и карте. Основные свойства и элементы топографических карт
Геодезические опорные сети
Ориентирование направлений в топографии и геодезии
Понятие об электромагнитных измерениях расстояний
Определение сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам
Понятие о спутниковых системах позиционирования
Плановая съемочная геодезическая сеть  

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить цитатный план по стихотворению
  • Btserver exe ошибка приложения 0xc0150002 как исправить
  • Как найти одноклассники у меня в телефоне
  • Как найти личный кабинет мосэнергосбыт
  • Как найти середину линии в треугольнике