Широкое использование
картографического метода исследования
в разных отраслях знания привело к
возникновению множества приемов
анализа карт, в разработке которых
активно участвовали картографы,
географы, геологи, геофизики, математики,
экономисты. Издавна применялись
картометрия и морфометрия, позднее
активное развитие получили приемы
математического анализа, математической
статистики, теории вероятностей и иные.
В наши дни все методы математики так
или иначе испытываются для анализа
картографического изображения. Такое
многообразие приемов порой даже
затрудняет их выбор для каждого
конкретного исследования. Наиболее
употребительные приемы группируются
следующим образом:
Описания
общие
поэлементные
Графические
приемы
двумерные графики
трехмерные графики
Графоаналитические
приемы
картометрия
морфометрия
Математико-картографическое
моделирование
математический
анализ
математическая
статистика
теория информации
Каждая из указанных
в этом перечне групп включает множество
отдельных способов и их модификаций.
Все вместе они образуют целостную
систему, позволяющую исследовать
объекты с разных
сторон. В пределах каждой группы выделяют
приемы сплошного,
выборочного и ключевого анализов.
Все приемы анализа
карт значительно варьируются в
зависимости
от технического оснащения. Существуют
разные уровни
механизации
и автоматизации исследований по картам:
-
визуальный
анализ,
т.е. чтение
карт, глазомерное сопоставление и
зрительная оценка изучаемых объектов; -
инструментальный
анализ —
применение измерительных приборов
и механизмов;
14*
212 Глава
XII.
Методы использования карт
Графические
приемы 213
♦
компьютерный
анализ, выполняемый
в полностью автоматическом
или интерактивном режиме с использованием
специальных алгоритмов, программ
или геоинформационных систем.
Все приемы на
разных уровнях механизации и автоматизации
могут быть использованы для работы с
отдельной картой либо с сериями карт
и атласами (см. разд. 13.1).
12.4. Описания по картам
Описание —
традиционный и общеизвестный прием
анализа карт. Его цель — выявить
изучаемые явления, особенности их
размещения и взаимосвязи. Научное
описание, составляемое по картам,
должно быть логичным, упорядоченным и
последовательным. Оно отличается
отбором и систематизацией фактов,
введением элементов сравнения и
аналогий. В описание часто вводят
количественные
показатели и оценки, включают таблицы
и графики. В заключении
формулируются выводы и рекомендации.
Описания могут
быть общими комплексными (таковы,
например, общегеографические
описания) или поэлементными (скажем,
описание только карстового рельефа).
В настоящее время,
когда для анализа карт широко привлекаются
математические методы и компьютерные
технологии, описания не утратили
своего значения. Выполняя качественный
анализ явлений и их взаимосвязей,
опытный исследователь способен порой
прийти к выводам более глубоким, чем
если бы он следовал формальным
алгоритмам и раскладывал исследование
на элементарные логико-математические
операции. Описания, основанные,
главным образом, на визуальном анализе
карт, хороши тем, что позволяют составить
образное и целостное представление об
изучаемом объекте и сделать выводы
синтетического характера, применяя
для этого неформальные эвристические
подходы.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Методический
путеводитель «Как сдать ЕГЭ по географии без проблем для себя и окружающих»
Рассмотрим алгоритм действий при анализе
топографической карты. Точнее при выборе одного из трёх участков с
аргументацией этого выбора. Давайте проанализируем типологию заданий на примере
3 вопросов.
Вопрос 1.
Оцените, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше выбрать для обустройства футбольного поля. Для
обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.
Вопрос 2.
Оцените, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше подходит для тренировок школьной горнолыжной
секции. Для обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.
Вопрос 3.
Оцените, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше подходит для обустройства пастбища. Для
обоснования своего ответа приведите не менее двух доводов.
Неизменная часть в формулировке вопроса:
«Оцените, какой из участков, обозначенных
на карте цифрами 1, 2 и 3, лучше выбрать для ……………………..»
«…Для обоснования своего ответа приведите
не менее двух доводов».
Вариативная часть вопроса: предложения для
выбора участка под …
Например:
обустройства футбольного поля,
для тренировок школьной горнолыжной
секции,
для обустройства пастбища,
для размещения новой базы отдыха, удобного
вывоза собранного урожая и т.п.
1 шаг: внимательно анализируем каждый
участок, прибегая к знаниям топографических знаков, обосновываем выбор
для футбольного поля???НЕТ!!!! Территория не
подходит, т.к.: очень неровная, высоты меняются резко; (подсказка: горизонтали
расположены близко др. к др.)
на территории расположен овраг.
для футбольного поля???НЕТ! Территория не
подходит, т.к.: неровная, высоты меняются; (подсказка: участок пересекается
горизонталями)
на территории растут кустарники.
Для футбольного поля??? Территория подходит,
т.к.: очень ровная, высоты не меняются; (подсказка: горизонтали расположены за
пределами участка);
на территории расположен луг (луговая
растительность).
Дети могут воспользоваться и образным
представлением того, что такое футбольное поле – это ровный участок, поросший
травой.
для горнолыжной секции??? Территория подходит,
т.к.: очень крутой спуск, высоты меняются резко; (подсказка: горизонтали
расположены близко др. к др. и их много)
на территории без препятствий.
Для горнолыжной секции??? Территория не подходит,
т.к.: очень пологий склон, высоты почти не меняются; (подсказка: горизонтали
расположены далеко др. к др. даже в пределах участка проходит только одна из
них).
Для горнолыжной секции???Территория не
подходит, хотя: очень крутой спуск, высоты меняются резко; (подсказка:
горизонтали расположены близко др. к др. и их много), НО
на территории расположен хвойный лес.
(нужно внимательно разглядеть этот условный знак);
подсказка: не могут подходить два участка
с крутыми спусками, значит надо найти между ними отличие!!!
Дети задают себе вопрос, что нужно для
занятий горными лыжами? Крутой или пологий склон, с препятствиями из
растительности или без них?
Для пастбища??? Территория не подходит, т.к.:
очень неровная, т.к. на ней расположен обрыв, яма.
Для пастбища??? Территория не подходит, т.к.:
очень ровная, и заболоченная (подсказка: условный знак «болото» –
горизонтальные штрихи).
Для пастбища???Территория подходит, т.к.: очень
ровная, высоты не меняются; (подсказка: горизонтали расположены широко друг от
друга);
на территории расположен луг (луговая
растительность).
Задав себе вопрос, что нужно для
обустройства пастбища? Нужна ровная, поросшая луговой растительностью
местность.
2 шаг: верно формулируем ответ.
Для этого записываем его в такой
последовательности:
1) называем участок, который подходит
больше всего
— наиболее подходящим участком для ….
является участок номер (условно 1)
2) перечисляем преимущества
выбранного участка
— на территории выбранного
участка (1) и перечисляются 2 преимущества…
3) в ответе называем характеристики
участков, которые являются, как правило, противоположными чертам верного выбора
В завершении советы о том, как без проблем
для себя и окружающих получить максимальные 2 балла
за анализ топографической карты и
правильный выбор участка местности.
Внимательно читаем задание и формулируем
черты выбираемого участка (например, для горнолыжной секции нужен крутой без
препятствий спуск, а для обустройства пастбища наоборот нужен достаточно
ровный, поросший луговой травой участок).
Сопоставляем участки между собой,
сравнивая их, находя между ними и сходства и отличия. Эти сравнения будут
основой для ответа.
Если вы только называете участок, причем
ваш выбор совпадёт с верным критерием, вы не получите ни балла, это
расценивается как «выбор на авось», «выбор пальцем в небо».
Чтобы получить минимально 1 балл, вы
должны назвать верный участок и одно из его преимуществ (любые из двух
преимуществ).
Если верно называются черты неподходящих
участок, но не даётся верный участок, то тоже шанс только получить 0 баллов.
Чтобы получить 2 балла нужно назвать
верный участок, назвать его черты, и перечислить 2 участка, от которых вы отказываетесь
с обоснование почему (см. шаг 2 выше).
Анализ топографических карт.Географическое описание местности
Анализ топографических карт проводится с целью изучения территории исследования, ее особенностей, закономерностей размещения, взаимосвязи объектов и явлений, динамики их развития и др. Анализ позволяет правильно выбрать карту определенного масштаба в зависимости от направления предполагаемого использования (для ознакомления с местностью, для ориентирования на местности, в качестве основы для составления гипсометрических, почвенных, ландшафтных карт, для научного анализа природных и социально-экономических явлений и др.)
Выбор карт сопровождается оценкой степени пригодности их для конкретных работ по точности и подробности сведений, которые предполагается получить с помощью карт. При этом необходимо учитывать, что укрупнение масштаба карт ведет к увеличению числа листов карт, уменьшая обзорность территории, но повышая точность информации. Время издания карт определяет их соответствие современному состоянию территории. Динамика географических явлений выявляется путем сопоставления разновременных карт на одну и ту же территорию.
Применяются следующие способы анализа карт: визуальный, графический, графоаналитический и математико-статистический.
Визуальный способ основан на зрительном восприятии изображения местности, сопоставлении графически показанных элементов местности по форме, размерам, структуре т. д. Он предполагает преимущественно качественную характеристику объектов и явлений, но часто сопровождается глазомерной оценкой расстояний, площадей, высот и их соотношений.
Графический анализ заключается в исследовании построений выполненных по картам. Такими построениями являются профили, разрезы, блок-диаграммы и пр. При помощи приемов графического анализа выявляются закономерности пространственного размещения явлений.
Графоаналитический анализ подразделяется на картометрический и морфометрический. Картометрические приемы состоят в измерении на картах длины линий, определении координат, площадей, объемов, углов, глубин и др. Морфометрические приемы позволяют определять среднюю высоту, толщину, мощность явления, горизонтальное и вертикальное расчленение поверхности, уклоны и градиенты поверхности, извилистость линий, контуров и др.Численные показатели распространенности объектов, связи между ними, степени влияния разных факторов позволяют устанавливать методы математико-статистического анализа. С применением методов математического моделирования создаются пространственные математические модели местности.Географическое описание местности составляется после предварительного изучения карты и сопровождается измерениями и вычислениями на основе сравнения длин, углов, площадей с линейным масштабом, шкалой заложений и т.п. Основной принцип описания – от общего к частному. Описание строится по следующей схеме:
1) данные о карте (номенклатура, масштаб, год издания);
2) описание границы участка местности (географические и прямоугольные координаты);
3) характеристика рельефа (тип рельефа, формы рельефа и занимаемые ими площадь и протяженность, отметки абсолютных и относительных высот, главные водоразделы, форма и крутизна склонов, наличие оврагов, обрывов, промоин с указанием их протяженности и глубины, антропогенные формы рельефа – карьеры, насыпи, выемки, курганы и т. п.);
4) гидрографическая сеть – названия объектов, протяженность, ширина, глубина, направление и скорость течения рек, уклон, характер берегов, грунт дна; характеристика поймы (размеры, наличие старых русел, пойменных озер и глубина болот); наличие гидротехнических сооружений, а также мостов, паромов, бродов и их характеристики; описание мелиоративной сети, ее густота; наличие родников и колодцев;
5) растительный покров и грунты – тип, состав пород, занимаемая площадь, характер размещения. При наличии лесных массивов – их характеристика, ширина просек, наличие вырубок;
6) населенные пункты – название, тип, численность населения, административное значение, структура и планировка, преобладающая застройка (огнестойкая или неогнестойкая), объекты промышленности;
7) пути сообщения – железные и шоссейные дороги. Для железных дорог – количество путей, вид тяги, название станций, вокзалов. Для шоссейных и других дорог – характер покрытия и ширина.
Вот еще по теме:
Топография
Предмет и задачи топографии и геодезии
Единицы мер в топографии и геодезии
Форма и размеры Земли
Методы проецирования земной поверхности
Cистемы координат, применяемые в топографии и геодезии
Понятие о плане и карте. Основные свойства и элементы топографических карт
Геодезические опорные сети
Ориентирование направлений в топографии и геодезии
Понятие об электромагнитных измерениях расстояний
Определение сторон горизонта по небесным светилам и местным предметам
Понятие о спутниковых системах позиционирования
Плановая съемочная геодезическая сеть