Карты проппа как составить сказку

Мастер-класс по рассказыванию сказок с помощью карт Проппа

Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками. Практика показывает, что самостоятельно без специального обучения дети не могут овладеть таким сложным видом речевой деятельности, как контекстная, описательно-повествовательная речь, так как психологически она считается более сложной, чем разговорно-обиходная речь.

Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи – это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребёнок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.

Исходя из признания ведущей роли связной речи в комплексном решении задач речевого развития, во многих педагогических системах предлагается развивать связную речь детей в процессе изучения сказок.

Сказки – это первые произведения детей, через которые они начинают познавать мир. Правильное их прочтение и понимание являются хорошим залогом того, что ребенок будет развиваться как духовно, так и интеллектуально. Благодаря сказкам, начинает формироваться кругозор и аналитическое мышление.

Сегодня мы хотим вас познакомить с удивительной методикой развития речевого творчества детей дошкольного возраста Владимира Яковлевича Проппа. Методика Проппа заключается в пересказе сказок и построении своих рассказов с использованием символических картинок«Карты Проппа» – это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть определенное событие сказки или функция.

Функции персонажей могут быть наглядно представлены в виде рисунков или схем, что позволяет удерживать ребенку в памяти значительный объем информации

Этих функций 31, но, разумеется, не каждая сказка содержит их в полном объеме. Последовательность функций может нарушаться: перескоки, добавления, объединения, которые не противоречат основному ходу сказкиСказка может начинаться с первой функции, с седьмой, с двенадцатой, но вряд ли будет возвращаться, восстанавливая пропущенные события.

Основных, главных сказочных ситуаций или функций Пропп выделил 28

image-20230319131552-1.png

Для работы с дошкольниками достаточно восьми.

Целесообразность карт Проппа состоит в томчто: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных функциях.

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов

1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения. Объясняем общую структуру сказки :

— присказка, зачин (приглашение в сказку) настраивает слушателей на особый лад, переносит в сказочный мир

— повествование — насыщенность сказки событиями

-концовка сказки возвращает к реальной действительности.

2 этап. Проведение «подготовительных игр».

«Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);

 «Кто на свете всех злее?» —  Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);

 «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);

 «Что в дороге пригодится?» — (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;

На 3 этапе происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки

По мере накопления опыта можно предложить задания или игры:

— выставить карты по ходу сюжета

-найти «знакомые» карты в только что прочитанной сказке

-найти ошибку в расположении карт по сюжету сказки

-определить отсутствие знакомой карты

-отделить лишнюю карту

На этапе ознакомления детей с картами в младшем дошкольном возрасте воспитатель должен сделать их яркими и красочными.

Функцию – карточку можно соотнести с картинкой – иллюстрацией из сказки. Так дети будут проявлять большой интерес к карточкамрассматривать и обсуждать их в свободное время.

В старшем дошкольном возрасте воспитатель с детьми могут создавать свои схематические карты, опираясь на 28 функций. Каждая карта может обсуждаться и рисоваться в присутствии детей или самими детьми, в этом возрасте это будут не красочные картинки, а схематические изображения. Карты должны вводиться постепенно, от сказки к сказке (ведь не в каждой сказке присутствуют все функции) и легко запомнились детьми.

       4 этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа».

Для этого нужно выделить узловые моменты сказки и пробуем рассказать по картам. Читаем сказку в слух с установкой на пересказ, затем дети сами подбирают карты в соответствии с прочитанным и пробуют пересказать текст с опорой на выложенную схему.

На 5 этапе. Сочиняем собственные сказки. На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами, дать им характеристику и выстроить свой, интересный сюжет. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Или придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Начинать придумывать сказки лучше всего коллективно и используя ограниченный набор карт, тогда реализация цели будет более продуктивной. Постепенно для сочинения сказки добавляется по 3-4 дополнительные карты и так до тех пор, пока не будет задействован весь набор. Когда дети освоили придумывание сказок по порядку функций, можно приступать к сочинению вслепую, то есть, вытаскивая наугад любую карту из перевернутой вниз изображением колоды. Содержание придуманной сказки дети при желании могут проиллюстрировать с помощью рисунков.

А теперь предлагаем вашему вниманию мастер – класс.

Предлагаем вам перейти от теории к практике и для начала немного поиграть.

Давайте вспомним положительных сказочных героев:

(Золушка, Дюймовочка, Аленушка, Василиса премудрая, Иван царевич, петушок из сказки заячья избушка, крошечка Хаврошечка).

• Теперь вспомните отрицательных героев:

(Лиса, волк, баба Яга, Кощей бессмертный, леший, водяной, змей Горыныч, Соловей разбойник, мачеха)

Какие бывают запреты в сказках

«Маша и медведь»«Три медведя» –не? уходить далеко в лес;

«Гуси-лебеди» — не оставлять брата одного;

«Красная шапочка» — не разговаривать с незнакомыми, не сворачивать с дорожки;

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка» — не пить из копытца

«Царевна лягушка» — не сжигать шкуру;

«Волк и 7 козлят» –не открывать двери.

Хорошо, молодцы!

Теперь на примере сказки «Кот, петух и лиса» мы разберем использование карт Проппа:

image-20230319131552-2.jpeg

Думаю, вам всем хорошо известна эта сказка, и зачитывать мы ее не будем.

С чего начинается сказка? (Жили, были, значит и карта у нас будет «жили-были»,

когда кот уходил в лес, что он делал и говорил петушку? (давал наставление-запрет) и карта «запрет»

а что сделал петушок? (нарушил запрет)

и дальше произошла (погоня, преследование, кот догнал лису и забрал петушка,

они вернулись домой и стали жить поживать (наступил счастливый конец).

Для пересказа этой сказки мы использовали всего 5 карт, это начальный этап, так как работу с картами следует начинать с простых сказок для младшего возраста.

А сейчас вы сами попробуете подобрать карты с функциями к сказке «Волк и семеро козлят» и пересказать эту сказку.

Родители по очереди выходили и пересказывали сказку.

image-20230319131552-3.jpeg image-20230319131552-4.jpeg image-20230319131552-5.jpeg image-20230319131552-6.jpeg

image-20230319131552-7.png  Жила-была старая коза. Было у нее семеро козлят

image-20230319131552-8.png Вот созвала она всех семерых деток и говорит:

-Милые детки, хочу я в лес пойти, а вы смотрите волка берегитесь

image-20230319131552-9.png И пошла коза в лес, корму принести.

image-20230319131552-10.png Вдруг кто-то стучится в дверь и кричит: Детки милые, отомкнитесь, ваша мать пришла, вам гостинцев принесла.

image-20230319131552-11.png Не откроемся, — закричали они, — ты не матушка наша; у той голос добрый и тонкий, а твой голос толстый: ты волк

image-20230319131552-12.png …отворили ему дверь. А тот, кто вошел, был волк.

image-20230319131552-13.png Всех их нашел волк и не стал долго разбираться: разинул пасть и проглотил одного за другим.

image-20230319131552-14.png Приходит вскоре коза из лесу домой.

image-20230319131552-15.png Вот вспорола она чудовищу брюхо,- тут и выскочили один за другим все семеро. Натащили тут семеро козлят много-много камней и засунули их волку в брюхо столько, сколько влезло. Подошел к колодцу, наклонился к воде, так там и утонул

image-20230319131552-16.png -Волк утонул! – и стали на радостях плясать вместе со своей матушкой вокруг колодца

Таким образом, вы увидели, как карты Проппа могут помочь детям при пересказе сказок, при творческом рассказывании и сочинении сказокКарты Проппа стимулируют не только развитие речи, но и развивают внимание, восприятие, фантазию, творческое воображение, обогащают эмоциональную сферу ребенка, а также позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое и активное отношение к жизни, искусству и литературе. А успешное овладение связной устной речью составляет важнейшее условие качественной подготовки детей к школе.

Мастер-класс для педагогов

Тема: «Карты Проппа- как  инновационная техника обучения детей дошкольного возраста творческому рассказыванию при моделировании собственных сказок»

Автор:

Орлова С.В, воспитатель,

  МАДОУ МО г.Краснодар

«Детский сад №216»

Цель мастер-класса:  

 Способствовать формированию целостного представления о творческой речевой деятельности детей старшего дошкольного возраста; Развивать практические умения педагогов по организации работы с картами Проппа.

 Задачи мастер-класса: 

  1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение  нестандартных технологических приемов в развитии речевого творчества детей дошкольного возраста;
  2. Познакомить педагогов с  основными этапами реализации метода В. Я. Проппа, обеспечивающего эффективный результат  развития речевого творчества детей дошкольного возраста при пересказывании сказок  и составлении  собственных сказочных историй.
  3. Вовлечь педагогическую  аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с «картами Проппа» и «Играми в рифмы»;  
  4. Стимулировать потребность  использования в  работе с детьми произведений художественной литературы и устного народного творчества, способность понимать и чувствовать нравственно-эстетическую основу  сказки, стихотворения.

Мастер-класс адресован педагогам, реализующим образовательные программы дошкольного образования в  рамках образовательной   области «Речевое развитие»  с детьми дошкольного возраста 6 года жизни в соответствие с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Ход мастер-класса

Свой мастер-класс мне хотелось бы начать со слов известного педагога В. А. Сухомлинского: «Убогость слова – это убогость мысли, а убогость мысли ведет к нравственной, интеллектуальной, эмоциональной, эстетической «толстокожести».

Научиться любить и чувствовать слово, использовать родной язык для творческого выражения своего речевого опыта  можно на воспитании вкуса к  стихам и поэзии.  

Вот и мы с вами попробуем  при помощи простых, но очень интересных «Игр в рифмы» приобрести великолепную способность к сочинительству. Игры в рифмы – это прикладные формы стихосложения. Они  носят занимательный характер, служат для развлечения, развития памяти и чувства юмора.

Рифмы сочиняют – это понятно. А мы в рифмы поиграем. Я попрошу вас подобрать рифмы к двум словам. Итак, первое слово — «творог». Предлагайте, пожалуйста,  первые пришедшие слова, которые бы рифмовались с предложенным словом. Замечательно, посмотрите, сколько рифм мы подобрали.

Второе слово – «комок». Здорово! Вы сочинили очень интересные рифмы.

А теперь  я выберу пары рифмованных слов к первому и второму слову.

Таки образом у меня образовались две пары слов, которые рифмуются между собой:

 творог – пирог   комок-щиток.

На основе этих рифм мы познакомимся с литературной игрой Буриме (фр. bouts-rimés «рифмованные концы»), которая заключается   в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы. Эта игра была придумана  французским поэтом Дюло еще в 17  веке и актуальна до настоящего времени, поскольку не только развивает речевое творчество,  но и привносит массу положительных эмоций в процесс коммуникативной деятельности.  

 Попробуйте самостоятельно решить стихотворную задачу, сочинив на заданные мной рифмы стихотворение. Помните, что проявление речевого творчества носит импровизированный характер и  требует спонтанности.

         Отлично, вы очень талантливы!

А вот такой веселый стишок получился у меня: Сегодня я купил творог, Испек вкусненький пирог. Но попался мне комок, Его спрятал я в щиток.             

Теоретическая часть

Еще одна удивительная методика развития речевого творчества  детей дошкольного возраста известна в практической педагогике — как метод развития детского воображения, фантазии, словесного творчества Владимира Яковлевича Проппа, впоследствии переработанная сказочником – Джанни Родари.

Методика фольклориста Владимира Яковлевича Проппа заключается в пересказе сказок  и построении своих рассказов с использованием символических картинок.

Тщательно изучив и проанализировав сказки народов мира, Владимир Пропп  обнаружил, что волшебная сказка строится из набора сказочных ситуаций, теперь их называют «карты Проппа». Такие ситуации – это своего рода кубики, из которых можно собрать любую сказку.

 «Карты Проппа» –  это такие карточки, на которых изображен условный или карикатурный рисунок, по которым дети узнают события и эпизоды сказки. Одна карта – это и есть  определенное событие сказки.

 Сказочных ситуаций или функций 20:

  1. Запрет
  2. Нарушение запрета
  3. Вредительство
  4. Отъезд героя
  5. Задача
  6. Встреча с дарителем
  7. Волшебные дары или волшебное средство
  8. Появление героя
  9. Вредитель или антигерой
  10. Борьба
  11. Победа
  12. Возвращение домой
  13. Прибытие домой
  14. Ложный герой
  15. Трудные испытания
  16. Ликвидация беды
  17. Узнавание героя
  18. Изобличение ложного героя
  19. Наказание ложного героя 20. Свадьба или счастливый конец.

Для того чтобы детям было легче освоить «карты Проппа», практическая деятельность по их использованию разделена на несколько этапов (знакомство с этапами реализации метода Проппа происходит в рамках интерактивного взаимодействия с участниками мастер-класса):

 1 этап. Знакомство детей со сказкой, как жанром литературного произведения.  

Объясняем общую структуру сказки:

  • присказка, зачин (приглашение в сказку);
  • повествование;

-концовка         сказки         (возвращение         слушателя         в         реальную действительность).

2 этап. Проведение «подготовительных игр».

  • «Чудеса в решете» — выявление  различных чудес: как и с помощью чего осуществляется превращение, волшебство.
  • «Волшебные слова» или сказочные приговоры, несущие основную    смысловую нагрузку.
  • «Волшебные или чудесные вещи» — в этой игре мы придумываем волшебную вещь для какого-либо героя. Она направлена на запоминание и освоение функций карт.  
  1. этап.  Происходит знакомство с обозначениями «карт Проппа» (читаем сказку и сопровождаем ее выкладыванием карт). Для начала используем 4-6 карт, поэтому стоит подбирать небольшие сказки.

Сейчас на примере небольшой сказки «Кот, петух и лиса», я продемонстрирую  работу с «картами Проппа».  

         В лесу в маленькой избушке жили-были кот да петух. Кот рано утром вставал, на охоту ходил, а Петя – петушок оставался дом стеречь.

                 Собирается кот на охоту и говорит петушку:

— Смотри, Петя, не выглядывай в окошко, не слушай лису, а то она тебя унесет, съест и косточек не оставит.

 Ушел кот, а Петя – петушок в избушке все прибрал, пол чисто подмел, вскочил на жердочку – сидит, песни поет, кота ждет.

-Петушок испугался, закричал: «Несет меня лиса за темные леса, за высокие горы. Котик-братик, выручи меня».

Погнался за лисой что было духу, догнал ее, отнял петушка и  принес его домой.

 С тех пор опять кот да петух живут вместе, а лиса уж больше к ним не показывается. 

  1. этап. Предлагаем пересказать детям сказку, опираясь на «карты Проппа». Рассмотрим  процесс реализации этого этапа на примере сказки «Красная Шапочка».

1. Карта –Жили – были. 

Жила – была девочка. Бабушка подарила ей красную шапочку. Девочка носила шапочку каждый день, и прозвали ее Красной Шапочкой.

 

2. Карта  — Герой покидает дом. 

Однажды мама попросила Красную Шапочку пойти к бабушке, отнести ей пирожок и горшочек масла.  

 

3. Карта — Запрет. 

“Иди прямо по дорожке и никуда не сворачивай”,– наказывала ей мама. «Ни с кем не разговаривай по дороге, это очень опасно».  

 

4. Карта — Нарушение запрета. 

Но девочка свернула с дорожки, стала собирать цветочки, лакомилась ягодками, громко пела и встретила волка. Она рассказала ему, что идет к бабушке,  которая живет на краю    деревни.

         

5. Карта — Враг начинает действовать. 

Волк побежал к бабушке по короткой дорожке, опередил Красную Шапочку  и съел бабушку.

         

6. Карта — Появляется Ложный Герой. 

Потом волк переоделся в бабушкину одежду и стал ждать Красную Шапочку.  

         

7. Карта — Разоблачение Ложного Героя. 

Красная Шапочка пришла в дом к бабушке. Обратив внимание на необычный бабушкин вид, она спросила, почему у нее такие большие руки (получила ответ: «чтобы обнимать»), уши (чтобы лучше слышать), глаза (чтобы лучше видеть)…Ответив на  последний вопрос «почему у тебя такие большие зубы» —  «чтобы съесть», волк проглотил девочку.  

8. Карта — Появление друга — помощника. 

Сытый волк уснул и захрапел. Его храп услышал охотник.

         

9. Карта  -Враг оказывается поверженным. Охотник  вбежал в дом и убил волка. 

         

10. Карта — Счастливый конец.   

Из его живота вылезли бабушка и Красная Шапочка. Они закопали волка в лесу и пригласили охотника на чай и пирожки с маслом.

 

11.  Карта — Мораль. 

А девочка с тех пор всегда ходила короткой дорожкой и никогда не разговаривала с незнакомцами.  

 

5 этап. Сочинение собственной сказки.

На этом этапе ребенок может сам выбрать героя, причем можно героем сделать антигероя, наделив его положительными качествами. Ребенок может изменить место действия и придумать свое. Придумать волшебный предмет, наделив повседневную вещь волшебными свойствами. Для этого отбираются 5-8 карт.

Практическая часть

Уважаемые коллеги, я вам предлагаю попробовать сочинить свою собственную сказку, с помощью «карт Проппа». Предлагаем на данном этапе использовать 6 карт!

Для того,  чтобы получить наиболее полное представление о данной методике, приглашаю к сотрудничеству 6 педагогов, которым нужно объединиться в  2 подгруппы. Каждая  подгруппа  примет участие в сочинении собственной сказки с использованием выбранных участниками карт.  А у нас появится возможность порадоваться результатам коллективного творчества коллег.  

После завершения процесса сочинения сказок, участники зачитывают получившиеся сказочные истории, делятся впечатлениями, отмечают положительные моменты предлагаемой методики развития речи, определяют сложности, которые возникли в процессе практической деятельности.  

Заключительная часть

 «Игры в рифмы» и   «Методика построения  сказочных историй», на мой взгляд, являются очень интересными и эффективными практическими приемами по развитию воображения и  речевого творчества детей дошкольного возраста.  

 Их  можно использовать  не только как единую технологию по моделированию собственных неповторимых стихотворных и сказочных произведений в старшем дошкольном возрасте, но и как средство для пересказа сказок  и подготовки к  самостоятельному  литературному творчеству в более раннем возрасте.  

Систематическое использование в рамках реализации образовательной области «Речевое развитие»  представленных технологических приемов по развитию речевого творчества позволяют развивать в ребенке художественный вкус, языковую культуру, творческое  и  активное отношение к жизни, искусству и литературе.  Способствует развитию у детей дошкольного возраста  одного из самых важных умений — умения ясно, понятно, красиво говорить. Стимулируют развитие  воображения у воспитанников, которое может реализовываться не только в речевом творчестве, но и других значимых видах детской деятельности.  

 И самое главное,  что  развитие речевого творчества осуществляется с опорой на самый мудрый источник знаний человека – произведения художественной литературы и устного народного творчества.

    Сегодня мы с вами очень плодотворно потрудились. Вы большие молодцы. А нашу свами встречу хочу подытожить следующими строками:

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Сочинять нам сказки

Карты помогали:

Речь нам развивали,

Мыслить заставляли.

Интересна техника

Представленная нами,

В этом убедились

Вы сегодня сами!

Спасибо за внимание!

Список литературы:

  1. Большева Т.Б.  «Учимся по сказке», Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» Санкт Петербург, 2005г. – 112с.
  2. Волина В. В. Игры в рифмы. С.-Пб: изд-во Дидактика Плюс, 2007 – 224 с.
  3. Грамматика фантазии / Джанни Родари; пер. с итал. Ю.А. Добровольской — 4-е изд. – М.: Самокат, 2017. – 272с.  
  4. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «ДЕТСТВО»/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогобердзе, О. В. Солнцева и др.- Спб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2016. – 352с.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – Екб.: Издательский дом «Ажур», 2014. – 23с.

Муниципальное
казенное дошкольное образовательное учреждение

Маломинусинский
детский сад общеразвивающего вида

с
приоритетным осуществлением деятельности по художественно – эстетическому
направлению развития детей

Сценарий
мастер-класса

Тема: Использование
технологии «Карты Проппа»

в обучении
детей творческому рассказыванию.

Подготовила:

Баскажакова Мария Ивановна

воспитатель

с. Малая Минуса,
2020 год

Минусинский район

Тема: Использование
технологии «Карты Проппа» в обучении детей творческому рассказыванию.

Цель: Создание условия
для повышения профессиональной компетентности педагогов по использованию
технологии «Карты Проппа» в обучении детей творческому рассказыванию.

Задачи:

1.               
Познакомить
педагогов со структурой работы с детьми в

рамках
данной технологии;

2.               
Создать
условия для закрепления знаний о функциях карт;

3.               
Закрепить
полученные знания на практике.

Мой
мастер-класс будет полезен не только для воспитателей, но и для педагогов
начальных классов, а также для учителей-логопедов. Количественный состав
фокус-группы составляет 6 человек.

Для проведения данного мастер-класса нам
потребуются: изображение «игрового поля» по данной технологии, набор сюжетных картинок
по сказкам, 1 полный набор карт Проппа (Формат А5) для демонстрации, 3 набора
карт Проппа по 12 определенных функций (7*10 см), 3 шариковых ручки, 3 листа
(Формата А4).

Результатом данного мастер-класса будет сформированность
профессиональной компетентности педагогов по использованию технологии
«Карты Проппа» в обучении детей творческому рассказыванию.

Ход мастер-класса

Свою работу я выстраиваю по такому
принципу: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – Он будет
долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он
усвоит их на лету» Константин Дмитриевич Ушинский.

Развитие связной речи детей является одним из направлений работы педагога. Обучение
творческому рассказыванию – важная составляющая этой деятельности. В процессе
работы над творческим рассказыванием дети овладевают сложными формами связной
речи. При обучении детей творческому рассказыванию, сочинению сказок я
использую технологию «Карты Проппа». Работа по данной технологии делится на несколько этапов:

Подготовительный этап-организация
предметно-развивающей среды (насыщение книжного уголка разнообразной
литературой, создание картотеки сюжетных картинок по сказкам);

1.Первый этап
— знакомство со сказками. Выявление жанровых особенностей, выразительных
средств, композиции сказки;

2.Второй этап
— введение карт Проппа, пересказ сказок с использованием карт;

3.Третий этап
— взаимодействие с родителями по развитию связной речи детей дошкольного
возраста с использованием карт Проппа;

4.Четвертый этап
— использование карт Проппа, придумывание собственных сказок.

Результатом использования
данной технологии является:

1. Ребенок удерживает в памяти
гораздо большее количество информации.

2. Представленные в картах
функции являются обобщенными действиями, благодаря чему, ребенок абстрагируется
от конкретного поступка героя, у ребенка развивается абстрактное, логическое
мышление.

3. У детей развивается
внимание, восприятие, фантазия, творческое воображение, волевые качества;
обогащается эмоциональная сфера, активизируется связная речь, обогащается
словарь; повышается поисковая активность.

При помощи карт мы можем легко
проанализировать структуру сказки, разбив её на функции. Ребенку это поможет
лучше усвоить содержание сказки и облегчит пересказ. Вся работа проходит в
игровой форме.

Позвольте, познакомить вас более подробно
с данной технологией. Она представляет собой некое игровое поле, которое
делится на три основные части: зачин, повествование, концовка сказки. Причем «зачин»
и «повествование» разделяются обязательно функцией «Отлучка героя» (карточка «Герой
покидает дом»), а этапы «повествование» и «концовка сказки» — картой
«Возвращение героя домой». Всего существует 31 функция, которые упразднили до
28 карт по Проппу.

Обратите внимание на сами карты и их значение.

1.                
Жили-были. Сказка
начинается с вводных слов, создающих сказочное пространство: в некотором
царстве, в тридевятом государстве, жили-поживали, в стародавние времена…

2. Особое обстоятельство. Нестандартное, неординарное событие: рожь кто-то топчет каждую ночь, курочка золотое
яйцо снесла; хочет лететь, а крыльев нет («Лягушка- путешественница»).

3. Запрет. Чего-то делать нельзя: не оставляй братца, не пей из лужи, не выглядывай в
оконце…

4. Нарушение запрета. Сказочные персонажи нарушают
запрет. А этого только и дожидается вредитель (антогонист).
Убежала Маша к подружкам… Выглянул петушок в окошко…

5. Герой покидает дом. Варианты:
Сам отправляется на поиски (пропавшего
братца
). Родители посылают (за молодильными яблоками).
Изгоняется из родного дома (мачеха велит увезти падчерицу
в лес)

6. Появление друга- помощника. Доброму делу всегда кто-то
помогает.

7. Способ достижения цели (или задача). Как герой достигает цель: вернуть братца, освободить красавицу…

8. Враг начинает действовать (или
Вредительство).
Появление
врага. Гуси-лебеди тут как тут, подхватили братца, да и унесли. А лиса только
этого и ждала…

9. Одержание победы. Разрушение злых чар, физическое
уничтожение…

10. Преследование. Героев могут преследовать Змей
Горыныч, гуси-лебеди и т.д.

11. Герой спасается от преследования. Прячется в печку, превращается
в кого-то…

12. Даритель испытывает героя. Встреча с дарителем, появление
персонажа, имеющее нечто волшебное…

13. Герой выдерживает испытание
дарителя.
Соткать
ковёр, построить хрустальный мост «от своего крыльца до моего
дворца»
 за одну ночь…

14. Получение волшебного средства (самокатный клубочек шерстяных
ниток, заветные слова, волшебную палочку, серебряные башмачки)

15. Отлучка дарителя (Баба-Яга отпускает с миром,
волшебник исчезает и т.д.)

16. Герой вступает в битву с врагом (борьба) (бьются
на мечах, устраивают состязание в скорости (кто
быстрее прибежит ёж или заяц, кто дальше лошадь пронесёт), ловкости, хитрости
или играют в карты,
или похищение.

17. Враг оказывается поверженным. В сказках антагониста не
только побеждают в бою, но он может проиграть в соревновании, а так же быть
изгнанным или уничтоженным хитростью.

18. Метят героя. Метку наносят на тело или дают
особый предмет – кольцо, полотенце, образок, он что-то забирает у поверженного
врага.

19. Герою дают сложное задание. Достать перстень со дна моря,
соткать ковер и т.д.

20. Герой выполняет задание (а как же иначе?).

21. Герою дается новый облик (погружение героя в кипящую
воду или горячее молоко, которое делает героя еще краше).

22. Герой возвращается домой.

23. Героя не узнают дома (из-за заклятия, изменившего
внешность).

24. Появляется ложный герой, выдающий себя за героя или
присваивающий себе его заслуги.

25. Разоблачение ложного героя. Слуга слышит: Аленушка отвечает
козленочку из пруда.

26. Узнавание героя. Подмена обнаружена. Ложный
герой убегает сам или изгнан с позором. Народ приветствует героя.

27. Счастливый конец. Подарки, свадьба, народное
гулянье – пир на весь мир…

28. Мораль сей сказки. Какой вывод можно сделать
из сложившейся истории.

Важно
помнить
:
в сказке совсем не обязательно будут присутствовать все функции. И
последовательность их будет различной. Приведём совсем простой пример на
анализе сказки «Маша и медведь»

Что мы здесь имеем:

Название карты                       
Сюжет сказки

«Жили-были» – старик со старухой и была у
них внучка Машенька.

«Запрет» – нельзя отставать от подружек,
уходить далеко в лес.

«Герой покидает дом» – и пошла Машенька с
подружками в лес

«Нарушение запрета» – кустик-за кустик,
деревце –за деревце и ушла девочка от подружек.

«Особое обстоятельство» – заблудилась, пришла
к домику медведя.

«Способ достижения цели» – испекла пирожки
для бабушки с дедушкой, отправила медведя отнести.

«Возвращение героя домой»

«Счастливый конец»

«Мораль» – Чему учит нас эта сказка.

Карты, используемые в начале работы,
должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются
картами со схематичным изображением.

Прежде чем приступить к непосредственному
сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры,
в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции, давайте,
попробуем вместе.

Подготовительные игры:

1. «Кто на свете всех злее (добрее)?».
Каких злых (добрых) героев вы знаете?

Ответы педагогов.

Выявление злых и коварных сказочных
героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища
(таким же образом анализируются и положительные герои);

2. «Заветные слова» Давайте
вспомним волшебные слова, которые встречаются в сказках.

Ответы педагогов.  

Здесь попытка вычленить самые действенные,
значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры);

3. «Что в дороге пригодится?» Какие
предметы – помощники вы знаете? Ответы педагогов. (скатерть-самобранка,
сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.).

Придумывание новых предметов-помощников;

4. «Что общего?» — сравнительный
анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними
(«Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);

5. «Волшебные имена». Выяснение
причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка
и т.д.).

Вам необходимо поделиться на три команды
по два человека. А теперь, я хочу предложить вам вспомнить, что все мы
творческие личности и, опираясь на предложенный набор карт, придумать для своих
детей волшебную сказку о гусенице Веселинке.

Предложенные карты:

1.     Жили-были

2.     Особое
обстоятельство

3.     Герой
покидает дом

4.     Способ
достижения цели

5.     Герой
возвращается домой

6.     Запрет

7.     Нарушение
запрета

8.     Враг
начинает действовать(вредительство)

9.     Появление
друга — помощника

10  Враг оказывается
повержен

11  Счастливый конец

    
12 Мораль

Для
того, чтобы вам было легче создавать свой шедевр, я прошу ответить для себя на
данные вопросы:

1.               
Кто
герой?

2.               
Где
живет герой?

3.               
Что
нельзя делать?

4.               
Что
произошло?

5.               
Кто
и как может навредить?

6.               
Кто
и как может помочь?

7.               
Как
справились с врагом?

8.               
Чем
закончилась сказка?

9.               
Чему
учит сказка?

После
того, как команды закончат работу по составлению сказок, дать возможность
представить свое произведение всем. Обратить внимание участников на то, что
набор карт и тема были едины для всех, а сказки получились абсолютно разные. И,
к тому же, во время повествования своего произведения участники, практически не
заглядывают в конспекты, а опираются на выложенное перед собой «игровое поле».

Спасибо за
внимание!

Приложение 1

Приложение 2

Карты Проппа или Как самому сочинять сказки детям?

Мария Семченко

Мария Семченко

Автор Семченко Мария Сергеевна,
психолог, специалист в области разрешения конфликтов и развития творческих способностей
г.Москва

Наверное, у каждого родителя случалась такая ситуация, когда дети просят придумать сказку. Про город из зефира, про страну из стекла, про принца и принцесс… И, казалось бы, фантазии уже не хватает, и идеи черпать неоткуда! А малыш требует, не сдается. В таком случае на помощь родителю приходят научные знания.
Известный русский фольклорист, один из основоположников современной теории текста В.Я. Пропп предпринял попытку выделить постоянные структурные элементы русских народных сказок, а говоря простым языком – выяснил, что сказки имеют определенную структуру, «рыбу». В результате научной работы исследователя были созданы «карты Проппа», которые как раз и позволяют «несказочнику» сочинять сказки для своего любимого малыша.

Как сочинять сказки самому?

Для этого нужно сделать всего два шага:
1. Выбираете любой объект. Это может быть все, что угодно: от дверного замка до соседской девочки. Как говорится, что на глаза попадется. Или о чем дитя попросит.
2. Сочиняете сказку, используя алгоритм, где в центре событий – Ваш выбранный объект и любые персонажи, которых Вы постепенно «вводите» в сюжет.

Схема написания сказки:
1.Жил был кто-то, имел что-то
2.Налетел кто-то, унес что-то
3.Послал кто-то кого-то отыскать кого-то, обещал за это что-то
4.Отправился кто-то искать кого-то
5.Идет кто-то, видит что-то
6.Попросил кто-то кого-то сделать что-то
7.Сделал кто-то
8.Обещал кто-то помочь тому-то
9.Идет кто-то, видит что-то
10.Вошел кто-то во что-то, видит – сидит кто-то
11.Спрятался кто-то
12.Прилетел кто-то
13.Схватил кто-то кого-то, который позвал кого-то и убили или прогнали кого-то
14.Забрал кто-то что-то и вернулся назад
15.Получил кто-то что-то
16.Сыграли свадьбу, стали жить поживать и добра наживать

Детский рисунок к сказке

Детский рисунок к сказке

Приведем пример написание сказки, в центре которого, допустим, простая… кастрюля! Итак, сказка.
Жил был дед, была у него кастрюля — самоварка. Налетел как-то сильный Ветер, унес его кастрюлю — самоварку. Горько плакал дед, послал старшего внука Ванечку к Ветру, отыскать кастрюлю – самоварку, обещал он внуку за это горшочек с золотом. Делать нечего, золота охота, отправился Ванечка разыскивать кастрюлю – самоварку. Идет Ваня, идет, видит – на пеньке корзина с самоцветами, а под ней – Зайка. Попросил Зайка поднять корзину, рассказал, что это Ветер хулиганит. Поднял Ваня корзину, освободил Зайку. Обещал раз и навсегда разобраться с ветром. Идет Ваня дальше, смотрит – стоит замок из самоцветов на облаке. Зашел Ваня в замок, видит – а там Ветер на троне сидит а забавляется с его кастрюлей – самоваркой. Спрятался Ваня, тут прилетел зайка, которого он спас (оказалось, это принц был Бриз, чей замок ветер захватил). Увидел Ветер Зайку, схватил его, Зайка позвал Ваню, и прогнали они вдвоем Ветра. Забрал Ваня кастрюлю – самоварку и вернулся домой. Домf получил он в награду горшочек с золотом. Разбогател Ваня, сыграл свадьбу и стали они все жить – поживать и добра наживать.

Вы можете также привлечь своего малыша к сочинению сказки, нарисовать иллюстрации, обсудить моральный контекст сюжета. Совместные занятия творчеством с малышом позволят Вам стать ближе друг с другом, а также помогут развитию воображения, речи, мышления и других познавательных процессов Вашего ребенка.

Почитать еще:
Шоу мыльных пузырей для детей в СПБ
Путешествия с маленьким ребенком
Как путешествовать дешево и самостоятельно!
Почему дошкольники путают количество и размер? Про феномены Пиаже
Петровская Акватория — Петербург в миниатюре
С малышами в Ленинградский зоопарк 2014
Куда пойти с детьми в СПБ? На Арт-безумие!
Жизнь с детьми не заканчивается?
Адаптация ребенка в детском саду: помогаем малышу!
Как рассчитать сумму пособия по уходу за ребенком до 1,5 лет!
Конкурс «Как отдыхают малыши» — для вас!
Три дня моей жизни: день первый
Перлы моей дочки 😉
Если Папа мало помогает Маме… Советы психолога

Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»Мастер-класс «Моделирование сказочных историй с применением карт В.Я. Проппа как средство воспитания гуманных чувств у детей дошкольного возраста»

Технологическая карта педагогического мероприятия

ФИО педагога Олейник Светлана Валерьевна

Участники Педагоги, специалисты ДОО.

Форма проведения, количество Мастер-класс, 6 человек.

Используемые технологии и методики

Ритуал приветствие «Знакомство!»,

Скачать конспект

Скачать презентацию

сообщение сопровождаемое презентацией, игры, игровые приемы, моделирование сказочных историй с использованием карт В.Я. Проппа, синквейн «Сказка»

Цель мероприятия

Повышение профессиональных компетенций педагогов по формированию гуманных чувств детей дошкольноговозрастапосредствомиспользования «карт Проппа» при моделировании собственных сказочныхисторий.

Задачи

  1. Обогатить опыт практической деятельности, направленный на применение нестандартных технологических приемов в формировании гуманных чувств детей дошкольного возраста.
  2. Познакомить педагогов с основными этапами реализации метода В.Я Проппа при моделировании собственных сказочных историй.
  3. Вовлечь педагогическую аудиторию в совместную деятельность по использованию практических приемов работы с картами В.Я. Проппа.

Подготовительная работа: обобщение педагогического опыта работы по теме, подготовка карт В.Я. Проппа, разработка технологической карты для работы с картами В.Я. Проппа, подбор материалов для рефлексии.

Оборудование и материалы:

  • мультимедиа;
  • презентация;
  • цветы разного цвета;
  • наборы карт В.Я. Проппа;
  • листы формата А3.

Список используемой литературы

  1. Большева, Т.В. Учимся по сказке[Текст]/ Т.В. Большева. – СПб.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Пропп, В.Я. Русская сказка[Текст]/ В.Я. Пропп Собрание сочинений. Лабиринт. – М., 2000.
  3. Пропп, В.Я. Мофология «волшебной» сказки[Текст] / В.Я. Пропп. Исторические корни волшебной сказки. Лабиринт. — М., 1988.

Организационный этап

Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вам поприветствовать друг друга и познакомиться.

Тани – руки вверх подняли,
Оли, Юли – дружно встали,
Лены, Светы – в ладоши похлопали.
Ну а Ларисы– ногами потопали,

Веры, Любы – в окно посмотрели,
А Наташи все тихонько посидели.
Про кого я не сказала
И сегодня промолчала,

Как единая семья,

Давайте крикнем дружно: «Я»

Вот мы и познакомились.

Слайд 1. Ритуал приветствие «Знакомство»

Обучающий этап

Свой мастер-класс мне хотелось бы начать со слов Д. Родари: «Сказки злые и добрые могут помочь воспитать ум. Сказка может дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребенку узнать мир, может одарить его воображение и научить критически, воспринимать окружающее». Слайд 2.

Научившись сопереживать героям произведений, дети начинают замечать настроение окружающих их людей. В них пробуждаются гуманные чувства – способность проявлять участие, доброту, протест против несправедливости. Это основа, на которой воспитывается принципиальность, честность, гражданственность. Слайд 3.

В настоящее время, в условиях реализации ФГОС дошкольного образования, особенно актуальны творческие методы взаимодействия педагога с детьми. Слушая увлекательную историю и переживая вместе с героями все их необыкновенные приключения, ребёнок в то же время упражняется в решении целого рода сложных задач, учится обосновывать свои действия, выстраивать взаимоотношения. Слушая и сочиняя сказочные истории, дети глубоко сочувствуют персонажам, у них появляется внутренний импульс к содействию, помощи, защите. Несмотря на простоту образов и сюжетную незатейливость, преобразованные детьми сказки рассказывают о самом главном: они затрагивают вопрос о смысле жизни, о борьбе добра со злом, и воспитательное значение их огромно. Для этого можно использовать метод моделирования с картами В.Я. Проппа, который поможет детям в развитии связной речи, творческого воображения, фантазии. Слайд 4. Сообщение в сопровождении слайдов презентации.

Информационный обзор. Итак, что такое карты Проппа и как с ними работать?

А известный фольклорист Владимир Яковлевич Пропп, занимался изучением сказок. Автор отмечает, что все сюжеты сказок основаны на одинаковых действиях их персонажей, которые он называет «функциями».

Пропп разделил сказку на набор, состоящий из 31 карты. Позднее они были сокращены до 28.

Одна карта — это определённое событие сказки.

Поэтому принято считать, что карты Проппа – это своего рода сказочный конструктор. А из событий, как из кирпичиков складывается здание сказки.

Их различное соединение и различная последовательность расположения дает возможность придумывать бесконечное множество сказочных историй.

Карты Проппа стимулируют развитие психических процессов, позволяют детям удержать в памяти большое количество информации, активизируют связную речь.

Целесообразность карт Проппа состоит в том, что: ребёнок выступает не просто в роли пассивного наблюдателя, слушателя, а является энергетическим центром творческой деятельности, создателем оригинальных литературных произведений.

Например, карту «Запрет» ребенок ассоциирует с запретами в своей жизни, но есть в запрете и положительная сторона: он знакомит малыша с целым сводом правил поведения – что можно делать, что нельзя. То же самое можно сказать и обо всех остальных картах. Все это натолкнуло меня на мысль, что с помощью карт Проппа можно учить детей пересказывать не только короткие, но и большие по объему русские народные сказки, а так же сочинять свои сказочные истории. При этом дети могут наделять отрицательных героев новым обликом, положительными качествами, придумывать волшебные средства, особые обстоятельства и задания для героев. Слайд 5.

Итак, для того чтобы детям было легче освоить карты Проппа нами работа была разделена на несколько этапов:

На первом этапе мы знакомим детей с композицией жанра сказка (зачин, основная часть, концовка);

На втором этапе играем в подготовительные игры:

«Любимый сказочный герой»;

«Чудеса в решете»;

«Кто на свете всех злее?»;

«Образ-рисунок» (перекодирование в образа в рисунки). Слайды 6-7.

На третьем этапе идет знакомство с обозначениями карт Проппа. Сначала читаем небольшую сказку, потом сопровождали ее выкладыванием из 4 — 6 карт.

На четвёртом этапемы предлагаем детям пересказать сказку, опираясь на карты Проппа.

На пятом этапе дети сочиняют собственные сказочные истории, опираясь, на схематические изображения. Слайды 8-9.

Сейчас мы продемонстрируем, как работать с данным пособием, Но для начала я хочу вас познакомить с картами Проппа и их функциями (презентация карт) Слайды 10-13. Сообщение в сопровождении слайдов презентации.

Игровой практикум Сейчас, коллеги, мы приступим к играм-заданиям. Приглашаем выйти в зал тех педагогов, кто выбрал следующие цветы (показывает карточки).

У нас есть две команды. Начнем.

Игра – разминка «Скажи наоборот»:

Необходимо называть сказки, придумывая их названиям противоположный смысл.

  1. «Зеленый беретик» ( «Красная шапочка»)
  2. «Мышь босиком» ( «Кот в сапогах»)
  3. «Петушок бесцветный» ( «Курочка Ряба»)
  4. «Девочка с ладошку» ( «Мальчик с пальчик»)
  5. задание:
  6. команда — называет героев из сказок, тех кто на свете всех злее.
  7. команда — называет героев из сказок, тех кто на свете добрее всех.
  8. задание: — Сейчас я прочитаю знакомую вам сказку. Ваша задача внимательно её прослушать. (Читает сказку «Кот, лиса и петух»)

Как называется эта сказка?

Теперь с помощью карт В.Я. Проппа вам необходимовыстроить сюжет этой сказки (педагоги выполняют задание). Слайд14.

Далее необходимо используя дополнительные картытрансформировать услышанную сказку (педагоги выполняют задание). Давайте озвучим получившиеся сказки (педагоги рассказывают, что у них получилось). Игры, игровые приемы.

Моделирование с использованием карт В.Я. Проппа

Заключительный этап

Рефлексия. Сложно ли вам было работать с картами? Будет ли такая работа интересна детям? Благодаря проводимой работе, мы видим положительные результаты деятельности. Слайд 15.

Подводя итоги мастер-класса, предлагаю вам составить синквейн с существительным «сказка».

В мире много сказок

Грустных и смешных

И прожить на свете

Нам нельзя без них!

Сочинять нам сказки

Карты помогали:

Речь нам развивали,

Мыслить заставляли.

Интересна техника

Представленная нами,

В этом убедились

Вы сегодня сами! Слайд 16. Синквейн

«Сказка»

< Предыдущая   Следующая >

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти диссоциацию кислот
  • Как найти коэффициент инерции
  • Как найти нам парня хорошего
  • Скачать как найти телефон по номеру телефона
  • Как составить договор купли продажи земельного участка в рассрочку