Узелковое мышление. Об информационной уникальности кипу
Время на прочтение
8 мин
Количество просмотров 6K
Чтобы создать что-то по-настоящему новое, порой достаточно сделать первый шаг: выйти из плоскости.
Начну этот рассказ с краткого отступления – истории, изложенной в книге «Код» Чарльза Петцольда. На всякий случай, напомню: это классическая научно-популярная книга о сути информатики, о том, как из языка формируется код, что такое системы счисления, как создавались счетные машины (и почему именно счетные), о языках программирования, человеко-машинных взаимодействиях и о тонкой грани между кодом и шифром.
Луи Брайль (1809 — 1852), знаменитый автор шрифта для слепых, от рождения слеп не был. Отец Брайля работал шорником, и девятилетний ребенок случайно попал себе в глаз острым инструментом, играя в отцовской мастерской. На один глаз он ослеп сразу, но затем инфекция быстро перекинулась и на второй глаз, в результате чего Луи полностью утратил зрение и оказался в парижском приюте Валентина Гаюи (1745 — 1822), который в 1784 году основал в Париже «Мастерскую трудящихся слепых», а в 1806-1818 годах занимался аналогичной работой в Санкт-Петербурге.
Именно Валентин Гаюи впервые попытался разработать тактильный шрифт для слепых. Он делал рельефные отпечатки латинских букв, которые затем должны были на ощупь изучать его воспитанники. Тем не менее, эта система оказалась малоэффективной и непонятной, поскольку Гаюи не смог поставить себя на место слепого человека, вообще не представляющего, что такое визуальное восприятие буквы. Система Брайля, сделанная ослепшим для слепых, оказалась гораздо более эффективной и семантически насыщенной, чем изобретение его учителя.
Этот эпизод заставил меня вспомнить о феномене кипу — узелковой знаковой системе древних перуанцев. В XVI веке испанцы, вторгшиеся в государство инков, обнаружили, что огромная территория от Колумбии до Чили (захватывающая западные области Боливии) управляется как империя, здесь построены дороги, подвесные мосты, налажено (натуральное) налогообложение и почта, а также кодифицировано законодательство. При этом испанцы не обнаружили у инков письменности в привычном нам виде.
Оказалось, что прикладные задачи, связанные с учетом, счетом, передачей и выполнением распоряжений выполняются в государстве инков при помощи кипу. Слово «кипу» в переводе с языка кечуа означает «узел» или «завязывать узел». Кипу напоминает длинную бахрому, вертикальные нити которой отходят от горизонтальной основы.
На самом деле, письменность в привычном нам понимании у инков была. П. Сакраменто де Гамбоа упоминает, что у инков были кожаные полотна в золотых рамах, причем, как полотна, так и сами рамы были покрыты пиктографическими символами. Также письменность встречается на посуде инков и на стенах храмов. По-видимому, инки заимствовали такую письменность у майя. Эта письменность, должно быть, воспринималась буквально как «иероглифы», то есть, «священные знаки». Функционально кипу являлось не столько письмом, сколько кодом, который принципиально выигрывал у письменности по нескольким показателям:
-
Информационная емкость и масштабируемость
-
Наглядность (нити кипу были разноцветными)
-
Сочетание зрительного и тактильного восприятия
-
Пригодность для хранения как текстовой, так и числовой информации
Функционально кипу сближается с другой разновидностью американского протописьма — вампумом. Вампумы представляли собой широкие пояса из разноцветных нитей, использовались в районе Великих Озер и Вудленде. Вампум был расшит бисером и раскрашенными раковинами и также использовался в прикладных целях, в первую очередь, для формулировки договоров, объявления войны и заключения мира. Традиционно вампум ассоциируется с культурой ирокезов, но также был известен многочисленным племенам алгонкинов, населявших Вудленд.
Как сходство, так и различие между вампумом и кипу вполне очевидны. Сходство: это утилитарная тканевая письменность, символика которой далека даже от иероглифического уровня абстракции, но насыщенная семантика передается при помощи цвета. Но кипу значительно сложнее вампума, поскольку каждая его нить семантически самостоятельна, а значение передается не только через цвет нитей, но и через сочетания цветов.
Примеры использования кипу
Специалист по обращению с кипу назывался «кипукамайок» и характеризовался, как «человек, на которого возложена обязанность считать». Таким образом, инки воспринимали кипу прежде всего, как средство счета, а не средство письма.
До настоящего времени в музеях сохранилось до 400 цельных и фрагментарных кипу. Тем не менее, европейцы столкнулись с кипу в сравнительно недавний исторический период, поэтому функционал и применение этой знаковой системы были хорошо известны. Наиболее древним и авторитетным источником этой информации является «История государства инков», написанная Инкой Гарсиласа де ла Вега (1539 — 1616), сыном высокопоставленного испанца (судьи Куско) и знатной инкской женщины. Эта работа, изданная в 1609-1617 годах, характеризует кипу как «книги ежегодного учета». Каждая толстая вертикальная нить в кипу состояла из нескольких разноцветных нитей и снабжалась узлами. Цвет нити означал «тему» зашифрованной информации, а узлы использовались при подсчете. Так, желтые нити означали золото, белые – серебро, красные – воинов. В вертикальном направлении по шнуру кипу откладывались узлы, которые в сочетании с цветом нити и в направлении сверху вниз обозначали предметы и сущности в порядке убывания их ценности, например «пшеница-ячмень-горох-бобы-просо». Некоторые кипу ветвились, таким образом, сообщались дополнительные признаки сущности, которую обозначал данный узел, и в котором происходило ветвление. Например, от узла, обозначавшего количество женщин, отходили ниточки, указывавшие девушек и замужних женщин.
При этом область использования кипу расширялась, поэтому каждое кипу снабжалось специальными знаками «senales», указывавшими его тему. Существовали кипу, посвященные хронологии или содержавшие эпические повествования.
Наконец, кипу обязательно снабжались «счетными» узлами, обозначавшими разряды чисел. Известны кипу, исчисляемые в которых единицы измерялись десятками тысяч (прежде всего, это кипу с информацией о переписи населения).
Поскольку кипукамайоки были неграмотны (в нашем понимании, то есть, не умели читать и писать), основную информацию кипу они заучивали наизусть, а сама узелковая структура служила мощным мнемоническим средством. Можно сказать, что кипу напоминали таблицы или базы данных и, разумеется, их невозможно было заменить пиктографическими надписями.
Кипу: варианты реализаций в коде
Итак, можно утверждать, что кипу обладают интересным сходством с базой данных и одновременно с пользовательским интерфейсом. Также в кипу прослеживаются параллели с азбукой Брайля, поскольку их можно читать на ощупь – но, разумеется, благодаря цветовой семантике кипу гораздо информативнее как азбуки Брайля, так и обычного текста. Кипу обладает чертами «статической типизации» — в верхней части кипу есть «аннотация», характеризующая его тему. Наконец, кипу имеет ярко выраженные признаки гипертекста, выражающиеся в ветвлении нитей.
Графический пользовательский интерфейс в форме кипу был реализован в рамках уникального этнографического проекта. Во 1990-е годы президентом Перу был Альберто Фухимори, и одна из самых одиозных его инициатив заключалась в стерилизации сельских жителей (прежде всего, кечуа и метисов) для борьбы с излишней рождаемостью. Многие такие операции проводились насильственно, без информированного согласия и в приказном порядке; власти пользовались неграмотностью крестьян. Сборник историй об этом периоде реализован в виде сайта, имитирующего по своей структуре кипу. В качестве примера приведу три скриншота:
Оставим в стороне вопрос о том «изобрели ли инки первый компьютер» — эта тема подробно рассмотрена здесь — и поговорим о попытках реализации кипу в виде компьютерной программы.
В статье Пола Бейнон-Дэвиса (Paul Beynon-Davies) «Significant threads. The Nature of Data» находим одно из первых систематических обсуждений кипу как структуры данных. Автор рассматривает правила плетения кипу как формальную грамматику, подходящую под определение BNF (форма Бэкуса-Наура). Грамматики такого вида используются, в частности, при составлении документов RFC. Подробный разбор кода отдельно взятого кипу приведен в вышеупомянутой статье, здесь же я перечислю только значимые параметры кипу, несущие информационную нагрузку:
Аспект 1: тип материала
Аспект 2: направление скручивания нитей и прядей
Аспект 3: цвет нитей
Аспект 4: цветовая гамма прядей
Аспект 5: соединяемость прядей
Аспект 6: относительное расположение прядей
Аспект 7: абсолютное расположение прядей
Аспект 8: тип узла или маркера
Аспект 9: направление узлов
Аспект 10: относительное взаимное расположение узлов и маркеров
Еще в 2013 году на Хабре была предложена концепция языка программирования Quipu, автором которого является Владимир Костюков @spiff. Не буду пересказывать в подробностях его статью, которая, кстати, набрала такие показатели:
Автор предлагает реализацию языка Quipu, в котором предусмотрены две основные структуры данных: узелки (knots) и нити (threads). Таким образом, язык предназначен для работы с числовыми и строковыми данными. Узлы и нити в Quipu объединены в виде матрицы:
Автор также предлагает интерпретатор этого языка на Scala https://github.com/vkostyukov/quipu.
Другая интересная реализация кода для кипу предложена на сайте проекта «Penelope», авторы которого занимаются цифровизацией древних видов письменности, в том числе, узелковой. Авторы этого проекта, который называется «Knotcoding», подчеркивают древовидные черты кипу (ветвление), а также пытаются учесть в коде показатель цвета нитей.
В этом коде запрограммирован ритмический паттерн «TidalCycles». Вот как этот код выглядит в форме кипу:
И вот как он читается:
-
Узлы соответствуют числам, причем, здесь сделана и слегка неуклюжая попытка представить рациональные числа (числитель обвязывается вокруг знаменателя).
-
Нечисловые значения представлены в виде бусинок. Желтые означают cp, а фиолетовые feel (номер образца – это число, поэтому, оно обозначается узлом). В качестве исключения, одиночные буквы представлены в виде порядковых чисел, соответственно, узлов, напр., c = 3.
-
Имя функции – это бусина, за которой идет коричневая бусина. Например, красная и коричневая для jux, розовая и коричневая для foldEvery, синяя и коричневая для ~>
-
Субпаттерны и функции как параметры – это отдельные нити, подвешенные сбоку (карринг удается как надо)
-
Имя параметра – это бусина, за которой идет черная бусина. Красная и черная для sound, зеленая и черная для cut, синяя и черная для up, розовая и черная для speed.
-
Подвязанные сбоку нити – это скобки, они вводят, например, параметры, списки или другие суб-инструкции. Именно здесь просматривается древовидная структура.
Еще одна занятная реализация кипу в коде (Khipu) предложена Юлианом Рорхубером из Дюссельдорфского университета. Она уже довольно далека от традиционного кипу, но принципиально схожа с письмом инков тем, что инструкции языка наращиваются по вертикали сверху вниз, отходя от горизонтальной основе. Основную роль в программировании на Khipu играет цвет бусин, и программу на этом языке можно представить в виде такого рисунка:
В качестве условных операторов в такой программе используются цвета «нитей» и направление, в котором закручена каждая из нитей. Вот репозиторий для преобразования программы на Khipu в программу на Python.
Наконец, существует скрипт на Python, позволяющий визуализировать данные, записанные в кипу. С его помощью удалось каталогизировать гарвардский архив кипу, получились вот такие картинки:
Каждому узлу соответствует один пиксель, где красным цветом обозначен одиночный узел, зеленым – длинный узел, а синим – узел-восьмерка. Желтым обозначены недостающие узлы. От значения узла зависит яркость пикселя. Также работает цветовая дифференциация прядей, правда, такая визуализация не учитывает направления скручивания прядей.
Заключение
По-видимому, кипу действительно находится ближе к базе данных, чем к письменности. Мне сложно сказать, можно ли сравнить это творение инков с компьютером (давайте об этом поговорим?). На мой взгляд, кипу не может считаться компьютером, поскольку не подходит для вычислительных операций, а только фиксирует информацию. Тем не менее, у кипу определенно просматривается front-end (тактильный пользовательский интерфейс, реализованный в виде узелков), и даже GUI (цветовая дифференциация нитей). Полагаю, что у кипу есть и подобие back-end, заключающееся в строгой иерархической упорядоченности нитей. Нити могут наращиваться (масштабироваться), определенно обладают обратной совместимостью с более ранними версиями кипу, и именно по совокупности этих причин довольно легко реализуются в коде.
Если я ничего не упустил – то кипу даже не упоминаются в книге Петцольда «Код», притом, что там упоминается код Брайля. Это странно. Тем не менее, кипу, как и код Брайля, демонстрируют, насколько насыщенную и необычную систему передачи информации можно создать, если не зацикливаться на алфавите, словах и синтагматике.
На фотографии вы видите кипу — древнюю счетную систему инков, которая представляет собой сложные веревочные сплетения и узелки из шерсти альпаки или ламы или из хлопка (на языке кечуа khipu означает «узел», «завязывать узлы», «счет»). В одном кипу может быть от нескольких до 2500 нитей разных цветов и размеров.
Самое древнее кипу датируется примерно 3000 годом до н. э., а первое письменное упоминание о кипу относится к 1533 году (эту систему счета описал в своем письме испанский конкистадор Эрнандо Писарро).
Кипу было широко распространено в Империи инков. По словам испанского хрониста Хосе де Акоста, «вся империя управлялась посредством кипу». При помощи кипу учитывали, например, число лам, количество воинов или собранного урожая, вели перепись населения, записывали налоги; кипу использовались даже в качестве календаря.
Инки разработали целую систему считывания информации. Главный шнур кипу был началом повествования. К нему наискось прикреплялись более тонкие нити, которые и использовались для записи данных. Положение узелка на шнуре показывало цифровой порядок (десятки, сотни, тысячи), а количество узлов определяло простые числа. Но, чтобы прочитать узелковое послание, надо было разбираться не только в узлах и их положении на веревке, но и знать обозначения каждого цвета. Так, например, красный цвет обозначал армию, войско, белый — серебро, желтый — золото. Все сведения фиксировали специально подготовленные чиновники — кипукамайоки — и передавали их в центр, то есть в Куско.
«Узелковые письма» доставлялись профессиональными курьерами — бегунами часки — по системе имперских инкских дорог. Удобство при транспортировке — это важное преимущество кипу, ведь послания доставляли иной раз за сотни километров, и пергамент или листья деревьев, которые служили для инков бумагой, для этого плохо подходили. Кипу же можно было смять и поместить в мешочек.
До нас дошли многие экземпляры кипу инков, различных размеров и назначения. Существует даже специальная база данных кипу (см. Khipu database project). Однако эти «письма» важно не только расшифровать, но и сохранить. Кипу сделаны из натуральных волокон, поэтому они нуждаются в особой температуре, влажности и защите от выцветания. Хранят кипу на горизонтальных панелях, покрытых нейтральной по кислотности бумагой. Шнуры обрабатывают специальными щетками и оберегают от насекомых.
На фото — кипу из Музея Ларко (Перу), 1300–1532 год, размер 80×168 см. Изображение с сайта museolarco.org.
Эрика Ефремова
Узелковое письмо
Веревки, узелки, камешки, деревяшки, растения и другие средства коммуникации, с помощью которых инки плели важные статистические, исторические и юридические тексты и которые не смогли победить даже конкистадоры
© Museo Chileno de Arte Precolombino
Кипу (от слова quipu, означающего на языке кечуа «узел») — так называемое узелковое письмо, мнемоническая и счетная система, которая использовалась еще в доинкских цивилизациях с III тысячелетия до нашей эры. Впрочем, такая ранняя находка единична — следующая датируется уже VII веком нашей эры. Кипу существовали до 1725 года, однако к этому времени искусство их чтения было уже фактически утрачено.
Главным образом эта система была нужна для сбора и хранения информации, относящейся к разного рода учету, — чиновники, совершая поездки по провинциям, подсчитывали и записывали с помощью кипу собранные налоги, количество урожая, населения, скота, объем ремесленного производства. В кипу могли храниться данные о количестве человек, живших в каком-то селении или царстве, о половозрастном составе населения, его здоровье, семейном положении, умерших и рекрутах.
Кипу представляют собой своего рода макраме — на основной горизонтальный шнур из хлопка или шерсти привязаны более тонкие нити, сплетенные из волокон различных цветов. На каждой из нитей находится несколько узелков, различающихся техникой плетения. Кроме того, к каждой из нитей могла быть привязана еще нить — и так могло повторяться многократно. Информационно значимым было количество нитей (их число в некоторых кипу доходило до двух тысяч), их цвета, длина, число узелков на каждой, способ их плетения, а также различные элементы, которые в нити вплетали, — ракушки или части растений.
© Julia Meyerson
В настоящее время понятно значение только самых простых элементов кипу. Более того — вся находящаяся в нашем распоряжении информация почерпнута из колониальных текстов, у нас нет ни одного примера интерпретации конкретного дошедшего до нас кипу, сделанной его современниками. Поэтому все, что описано ниже, представляет собой попытку интерпретации
и может содержать ошибки.
Числовые данные передавались количеством и способом вязки узлов. Известно, что численная система была десятичной. Считается, что при помощи таких «цифр» кодировались отдельные поселения.
Отдельные кипу могли содержать нити разных цветов. Существуют предположения относительно символических значений двадцати четырех из них. Так, черный мог означать временную шкалу или болезнь, красный — войну и потери на войне, желтый — золото (как единицу измерения) или кукурузу (как объем урожая); белый — серебро или мир, палевый обозначал отсутствие чего-то, беспорядок или варварство.
Значение также имели длина подвешенных нитей и положение сделанных на них узелков: чем выше и чем левее — тем выше значение или качество описываемого явления. Кроме того, в несущую нить мог вставляться кусочек дерева или камня — возможно, это также служило для пояснения смысла.
© Museo Chileno de Arte Precolombino
В той или иной степени кипу могли владеть довольно широкие слои населения, однако на государственном уровне учет и исчисление по кипу вели специалисты — кипукамайоки, и, по отзывам хронистов, вели так хорошо, что от них ничего нельзя было утаить. Кипукамайоки работали в домах-архивах, существовавших в каждом селении, создавая новые кипу с актуальными статистическими данными.
В первые годы завоевания Перу испанские чиновники вслед за местным населением использовали кипу. Но впоследствии стало понятно, что полностью разобраться в этой сложной системе трудно, следить за информацией неудобно, а кипукамайоки в своих отчетах нередко дают ложные сведения, вредящие испанцам. К тому же конкистадоры считали, что кипу имели отношение к религии инков, а значит, могли быть причислены к идолопоклонству.
В 1583 году III Лимский собор постановил сжечь все кипу как опасный магический инструмент. Однако и после этого кипу продолжали существовать. Еще одну попытку их уничтожения предпринял миссионер-иезуит Пабло Хосе де Арриага.
В настоящее время известно более 800 кипу. Почти три сотни из них хранятся в Этнографическом музее Берлина.
Хотите быть в курсе всего?
Подпишитесь на нашу рассылку, вам понравится. Мы обещаем писать редко и по делу
Курсы
Загадки «Повести временных лет»
Дело о Велимире Хлебникове
Пророк Заратустра и его религия: что надо знать
Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР
Краткая история феминизма
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Портрет художника эпохи СССР
Языки архитектуры XX века
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона (18+)
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Введение в гендерные исследования
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История завоевания Кавказа
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Загадки «Повести временных лет»
Дело о Велимире Хлебникове
Пророк Заратустра и его религия: что надо знать
Новая литература в новой стране: о чем писали в раннем СССР
Краткая история феминизма
Марсель Пруст в поисках потерянного времени
Как жили первобытные люди
Дадаизм — это всё или ничего?
Третьяковка после Третьякова
«Народная воля»: первые русские террористы
Скандинавия эпохи викингов
Портрет художника эпохи СССР
Языки архитектуры XX века
Английская литература XX века. Сезон 2
Ощупывая
северо-западного
слона (18+)
Трудовые будни героев Пушкина, Лермонтова, Гоголя и Грибоедова
Взлет и падение Новгородской республики
История русской эмиграции
Остап Бендер: история главного советского плута
Найман читает «Рассказы о Анне Ахматовой»
Главные идеи Карла Маркса
Олег Григорьев читает свои стихи
История торговли в России
Жак Лакан и его психоанализ
Мир средневекового человека
Репортажи с фронтов Первой мировой
Главные философские вопросы. Сезон 8: Где добро, а где зло?
Веничка Ерофеев между Москвой и Петушками (18+)
Как жили обыкновенные люди и императоры в Древнем Риме
Немецкая музыка от хора до хардкора
Главные философские вопросы. Сезон 7: Почему нам так много нужно?
Главные философские вопросы. Сезон 6: Зачем нам природа?
История московской архитектуры. От Василия Темного до наших дней
Берлинская стена. От строительства до падения
Нелли Морозова. «Мое пристрастие к Диккенсу». Аудиокнига
Польское кино: визитные карточки
Зигмунд Фрейд и искусство толкования
«Эй, касатка, выйди в садик»: песни Виктора Коваля и Андрея Липского
Английская литература XX века. Сезон 1
Культурные коды экономики: почему страны живут
по-разному
Главные философские вопросы. Сезон 5: Что такое страсть?
Золотая клетка. Переделкино
в 1930–50-е годы
Как исполнять музыку на исторических инструментах
Как Оптина пустынь стала главным русским монастырем
Как гадают ханты, староверы, японцы и дети
Последние Романовы: от Александра I до Николая II
Отвечают сирийские мистики
Как читать любимые книги по-новому
Как жили обыкновенные люди в Древней Греции
Путешествие еды по литературе
Стругацкие: от НИИЧАВО к Зоне
Легенды и мифы советской космонавтики
Гитлер и немцы: как так вышло
Как Марк Шагал стал всемирным художником
«Безутешное счастье»: рассказы о стихотворениях Григория Дашевского
Лесков и его чудные герои
Культура Японии в пяти предметах
5 историй о волшебных помощниках
Главные философские вопросы. Сезон 4: Что есть истина?
Первопроходцы: кто открывал Сибирь и Дальний Восток
Сирийские мистики об аде, игрушках, эросе и прокрастинации
Что такое романтизм и как он изменил мир
Финляндия: визитные карточки
Как атом изменил нашу жизнь
Данте и «Божественная комедия»
Шведская литература: кого надо знать
Теории заговора: от Античности до наших дней
Зачем люди ведут дневники, а историки их читают
Помпеи до и после извержения Везувия
Народные песни русского города
Метро в истории, культуре и жизни людей
Что мы знаем об Антихристе
Джеймс Джойс и роман «Улисс»
Главные философские вопросы. Сезон 3: Существует ли свобода?
«Молодой папа»: история, искусство и Церковь в сериале (18+)
Безымянный подкаст Филиппа Дзядко
Антропология Севера: кто и как живет там, где холодно
Как читать китайскую поэзию
Как русские авангардисты строили музей
Как революция изменила русскую литературу
Главные философские вопросы. Сезон 2: Кто такой Бог?
Композитор Владимир Мартынов о музыке — слышимой и неслышимой
Криминология: как изучают преступность и преступников
Открывая Россию: Байкало-Амурская магистраль
Введение в гендерные исследования
Документальное кино между вымыслом и реальностью
Из чего состоит мир «Игры престолов» (18+)
Как мы чувствуем архитектуру
Американская литература XX века. Сезон 2
Американская литература XX века. Сезон 1
Холокост. Истории спасения
Главные философские вопросы. Сезон 1: Что такое любовь?
У Христа за пазухой: сироты в культуре
Первый русский авангардист
Как увидеть искусство глазами его современников
История исламской культуры
История Византии в пяти кризисах
История Великобритании в «Аббатстве Даунтон» (18+)
Поэзия как политика. XIX век
Особенности национальных эмоций
Русская литература XX века. Сезон 6
10 секретов «Евгения Онегина»
Зачем нужны паспорт, ФИО, подпись и фото на документы
История завоевания Кавказа
Ученые не против поп-культуры
Приключения Моне, Матисса и Пикассо в России
Что такое современный танец
Как железные дороги изменили русскую жизнь
Франция эпохи Сартра, Годара и Брижит Бардо
Россия и Америка: история отношений
Как придумать свою историю
Россия глазами иностранцев
История православной культуры
Русская литература XX века. Сезон 5
Как читать русскую литературу
Блеск и нищета Российской империи
Жанна д’Арк: история мифа
Любовь при Екатерине Великой
Русская литература XX века. Сезон 4
Социология как наука о здравом смысле
Русское военное искусство
Закон и порядок
в России XVIII века
Как слушать
классическую музыку
Русская литература XX века. Сезон 3
Повседневная жизнь Парижа
Русская литература XX века. Сезон 2
Рождение, любовь и смерть русских князей
Петербург
накануне революции
«Доктор Живаго»
Бориса Пастернака
Русская литература XX века. Сезон 1
Архитектура как средство коммуникации
Генеалогия русского патриотизма
Несоветская философия в СССР
Преступление и наказание в Средние века
Как понимать живопись XIX века
Греческий проект
Екатерины Великой
Правда и вымыслы о цыганах
Исторические подделки и подлинники
Театр английского Возрождения
Все курсы
Спецпроекты
Кандидат игрушечных наук
Детский подкаст о том, как новые материалы и необычные химические реакции помогают создавать игрушки и всё, что с ними связано
Автор среди нас
Антология современной поэзии в авторских прочтениях. Цикл фильмов Arzamas, в которых современные поэты читают свои сочинения и рассказывают о них, о себе и о времени
Господин Малибасик
Динозавры, собаки, пятое измерение и пластик: детский подкаст, в котором папа и сын разговаривают друг с другом и учеными о том, как устроен мир
Где сидит фазан?
Детский подкаст о цветах: от изготовления красок до секретов известных картин
Путеводитель по благотворительной России XIX века
27 рассказов о ночлежках, богадельнях, домах призрения и других благотворительных заведениях Российской империи
Колыбельные народов России
Пчелка золотая да натертое яблоко. Пятнадцать традиционных напевов в современном исполнении, а также их истории и комментарии фольклористов
История Юрия Лотмана
Arzamas рассказывает о жизни одного из главных
ученых-гуманитариев
XX века, публикует его ранее не выходившую статью, а также знаменитый цикл «Беседы о русской культуре»
Волшебные ключи
Какие слова открывают каменную дверь, что сказать на пороге чужого дома на Новый год и о чем стоит помнить, когда пытаешься проникнуть в сокровищницу разбойников? Тест и шесть рассказов ученых о магических паролях
Наука и смелость. Второй сезон
Детский подкаст о том, что пришлось пережить ученым, прежде чем их признали великими
«1984». Аудиоспектакль
Старший Брат смотрит на тебя! Аудиоверсия самой знаменитой антиутопии XX века — романа Джорджа Оруэлла «1984»
История Павла Грушко, поэта и переводчика, рассказанная им самим
Павел Грушко — о голоде и Сталине, оттепели и Кубе, а также о Федерико Гарсиа Лорке, Пабло Неруде и других испаноязычных поэтах
История игр за 17 минут
Видеоликбез: от шахмат и го до покемонов и видеоигр
Истории и легенды городов России
Детский аудиокурс антрополога Александра Стрепетова
Путеводитель по венгерскому кино
От эпохи немых фильмов до наших дней
Дух английской литературы
Оцифрованный архив лекций Натальи Трауберг об английской словесности с комментариями филолога Николая Эппле
Аудиогид МЦД: 28 коротких историй от Одинцова до Лобни
Первые советские автогонки, потерянная могила Малевича, чудесное возвращение лобненских чаек и другие неожиданные истории, связанные со станциями Московских центральных диаметров
Советская кибернетика в историях и картинках
Как новая наука стала важной частью советской культуры
Игра: нарядите елку
Развесьте игрушки на двух елках разного времени и узнайте их историю
Что такое экономика? Объясняем на бургерах
Детский курс Григория Баженова
Всем гусьгусь!
Мы запустили детское
приложение с лекциями,
подкастами и сказками
Открывая Россию: Нижний Новгород
Курс лекций по истории Нижнего Новгорода и подробный путеводитель по самым интересным местам города и области
Как устроен балет
О создании балета рассказывают хореограф, сценограф, художники, солистка и другие авторы «Шахерезады» на музыку Римского-Корсакова в Пермском театре оперы и балета
Железные дороги в Великую Отечественную войну
Аудиоматериалы на основе дневников, интервью и писем очевидцев c комментариями историка
Война
и жизнь
Невоенное на Великой Отечественной войне: повесть «Турдейская Манон Леско» о любви в санитарном поезде, прочитанная Наумом Клейманом, фотохроника солдатской жизни между боями и 9 песен военных лет
Фландрия: искусство, художники и музеи
Представительство Фландрии на Arzamas: видеоэкскурсии по лучшим музеям Бельгии, разборы картин фламандских гениев и первое знакомство с именами и местами, которые заслуживают, чтобы их знали все
Еврейский музей и центр толерантности
Представительство одного из лучших российских музеев — история и культура еврейского народа в видеороликах, артефактах и рассказах
Музыка в затерянных храмах
Путешествие Arzamas в Тверскую область
Подкаст «Перемотка»
Истории, основанные на старых записях из семейных архивов: аудиодневниках, звуковых посланиях или разговорах с близкими, которые сохранились только на пленке
Arzamas на диване
Новогодний марафон: любимые ролики сотрудников Arzamas
Как устроен оркестр
Рассказываем с помощью оркестра musicAeterna и Шестой симфонии Малера
Британская музыка от хора до хардкора
Все главные жанры, понятия и имена британской музыки в разговорах, объяснениях и плейлистах
Марсель Бротарс: как понять концептуалиста по его надгробию
Что значат мидии, скорлупа и пальмы в творчестве бельгийского художника и поэта
Новая Третьяковка
Русское искусство XX века в фильмах, галереях и подкастах
Видеоистория русской культуры за 25 минут
Семь эпох в семи коротких роликах
Русская литература XX века
Шесть курсов Arzamas о главных русских писателях и поэтах XX века, а также материалы о литературе на любой вкус: хрестоматии, словари, самоучители, тесты и игры
Детская комната Arzamas
Как провести время с детьми, чтобы всем было полезно и интересно: книги, музыка, мультфильмы и игры, отобранные экспертами
Аудиоархив Анри Волохонского
Коллекция записей стихов, прозы и воспоминаний одного из самых легендарных поэтов ленинградского андеграунда
1960-х
— начала
1970-х годов
История русской культуры
Суперкурс
Онлайн-университета
Arzamas об отечественной культуре от варягов до
рок-концертов
Русский язык от «гой еси» до «лол кек»
Старославянский и сленг, оканье и мат, «ѣ» и «ё», Мефодий и Розенталь — всё, что нужно знать о русском языке и его истории, в видео и подкастах
История России. XVIII век
Игры и другие материалы для школьников с методическими комментариями для учителей
Университет Arzamas. Запад и Восток: история культур
Весь мир в 20 лекциях: от китайской поэзии до Французской революции
Что такое античность
Всё, что нужно знать о Древней Греции и Риме, в двух коротких видео и семи лекциях
Как понять Россию
История России в шпаргалках, играх и странных предметах
Каникулы на Arzamas
Новогодняя игра, любимые лекции редакции и лучшие материалы 2016 года — проводим каникулы вместе
Русское искусство XX века
От Дягилева до Павленского — всё, что должен знать каждый, разложено по полочкам в лекциях и видео
Европейский университет в
Санкт-Петербурге
Один из лучших вузов страны открывает представительство на Arzamas — для всех желающих
Пушкинский
музей
Игра со старыми мастерами,
разбор импрессионистов
и состязание древностей
Стикеры Arzamas
Картинки для чатов, проверенные веками
200 лет «Арзамасу»
Как дружеское общество литераторов навсегда изменило русскую культуру и историю
XX век в курсах Arzamas
1901–1991: события, факты, цитаты
Август
Лучшие игры, шпаргалки, интервью и другие материалы из архивов Arzamas — и то, чего еще никто не видел
Идеальный телевизор
Лекции, монологи и воспоминания замечательных людей
Русская классика. Начало
Четыре легендарных московских учителя литературы рассказывают о своих любимых произведениях из школьной программы
Лекции
12 минут
1/8
Почему люди умирают
Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие
Читает Юрий Березкин
Как в Южную Америку попали африканские рассказы о том, что первые люди вышли из-под земли и проспали бессмертие
13 минут
2/8
Ямс из пальцев, кукуруза из зубов
Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений
Читает Юрий Березкин
Как в Индонезии и Перу появились похожие мифы о происхождении культурных растений
13 минут
3/8
Зубастое лоно
Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями
Читает Юрий Березкин
Почему ни в Африке, ни в Европе не рассказывают о женщинах, которые не умеют рожать, о людях, которые не умеют есть, и об изменах с крокодилами и медведями
15 минут
4/8
Явление духов
Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ
Читает Юрий Березкин
Почему в Южной Америке, Меланезии и Австралии женщинам нельзя смотреть, как мужчины вызывают чудовищ
15 минут
5/8
Проделки койота
Что общего у индейцев Южной и Северной Америки
Читает Юрий Березкин
Что общего у индейцев Южной и Северной Америки
14 минут
6/8
В поисках жениха
Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов
Читает Юрий Березкин
Почему в южноамериканских эпосах не бывает счастливых концов
13 минут
7/8
Репетиция мира
Кто такие первопредки и куда делся их мир
Читает Юрий Березкин
Кто такие первопредки и куда делся их мир
19 минут
8/8
Съеденный мальчик
Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну
Читает Юрий Березкин
Как китайские мигранты принесли в Перу сюжет о детях, спасающихся от людоедки и превращающихся в солнце и луну
Материалы
Юрий Березкин: «Главная моя цель — реконструкция прошлого»
Во что верят индейцы
Историк Дмитрий Беляев — о мифологии Южной и Центральной Америки до Колумба
10 признаков того, что вы первопредок
Как понять, не являетесь ли вы родоначальником людей
Путь человечества
Как люди добрались из Африки до Огненной Земли
Мультфильм о мифах индейцев
Мифы индейцев Латинской Америки в пересказе для детей
Чем отличаются майя, ацтеки и инки
Кто знал колесо, кто жевал коку, кто построил Мачу-Пикчу и чей вождь — Монтесума
Непереводимые слова индейцев
Понятия, для которых отдельные слова есть только в языках доколумбовых цивилизаций
Музыка у индейцев майя
Что означал звук для мезоамериканцев и как звучали их музыкальные инструменты
Лев Клейн: «Будущее решается гуманитарным знанием»
Адам и Ева с точки зрения генетика
Как лингвисты помогли биологам узнать, от кого произошло все человечество
Стать бессмертным: советы бывалых
Мифы народов мира о животных, победивших смерть
О чем спросить туземца
Изучение «диких народов» при помощи вопросов Фрэзера о рождении, любви и войне
Что проспали герои мифов
Бессмертие, рис, винный погреб — чего еще лишились мифологические герои из‑за сна?
Инки глазами испанского чиновника
Хронист Хуан Поло де Ондегардо-и-Сарате о странных обычаях индейцев
Испанский миссионер о верованиях инков
Фрагменты «Доклада о сказаниях и обрядах инков» Кристобаля де Молины
Огород из частей тела
Шесть мифов о членовредительстве и растениеводстве из разных частей света
Запретные сказки Российской империи
«Заветная сказка» о зубастом лоне и щучьей голове из сборника Афанасьева
Узелковое письмо
Кто, что и каким образом записывал на кипу
Мифы Южной Америки — о женщинах
Как быть хорошей женой и что делать с плохой по мнению цельтали и других специалистов
Евангелие в картинках
Как проповедовали индейцам первые миссионеры, не знавшие языков Нового Света
Трикстер в СССР
Почему в советской и постсоветской культуре трикстеры важнее серьезных национальных героев
Что может случиться с трикстером
Сюжеты разных народов мира, больше других напоминающие современные анекдоты
Мезоамериканское какао
Как приготовить напиток, который может успокоить сердце, свести с ума и вылечить туберкулез
Что такое погребальные башни
Почему аймара хоронили знатных людей в башнях
Важен ли сюжет в мифе
Антрополог Бронислав Малиновский пришел к выводу, что нет
Игра в мяч
Спортивная игра мезоамериканцев как религиозный обряд
Комиксы мочика
О чем рассказывают ритуальные сосуды, созданные культурой, у которой не было письменности
Где люди ели друг друга
На карте 1893 года видно, где, по мнению европейцев, был распространен каннибализм
Почему мифы разных народов похожи
Сергей Неклюдов о том, как ученые объясняют сходства между фольклорными текстами
Все, что вы хотели знать о зубастом лоне
Как последователи Фрейда интерпретировали мифы о vagina dentata
Об алеутских демонах
Рассказ святителя Иннокентия Аляскинского о том, как на остров Уналашка являются дьяволы
Майя-киче о рождении мира
Как пустота наполнилась рыбами, крабами и кипарисовыми рощами — в двух переводах
«Вы уморили мою мамочку!»
Миф о происхождении черной и красной красок
5 заблуждений о матриархате
Почему у идеи о том, что в прошлом женщины были важнее мужчин, нет никаких научных оснований
Попугайчики, табак, яички и другие ужасы
Страшный миф народа нивакле, живущего в Парагвае и Аргентине
Шесть фактов о сиу
Кто такие люди бизонов и за что их полюбил канал НТВ
Как делят год разные культуры
«Задержка вод», «Месяц выхода Убийцы», «Малое изобилие» и другие месяцы восьми календарей
Много ли вы знаете об индейцах
Тест: проверьте свои познания о жизни и представлениях коренных жителей Центральной и Южной Америк
Если курса вам показалось мало
Где подробнее узнать о ранней истории человека, о жизни индейцев и о мифах народов мира
Инками называли господствующую верхушку государства и его главного правителя – Великого Инка. Отсюда получил название и весь народ. Когда-то у инков были свои большие города с прекрасными дворцами и храмами. По стране во все концы тянулись мощеные дороги.
Инки занимались: ремеслами, земледелием. Они добывали и обрабатывали золото и серебро. Индейцы были опытными строителями и умели подгонять одну каменную плиту к другой. Стены их городов пережили все разрушения конкистадоров. У инков были развиты искусство и науки. Наиболее почитали астрономию.
Зачем нужна была письменность?
Из книги «История государства инков» стало известно, что поручения доставлялись не устно, а письменно, назовем это так, хотя мы сказали , что у них не было письма. Таковым являлись узелки, завязанные на различных нитях разного цвета, которые завязывались в своем определенном порядке, однако не всегда одинаковым образом… Эти нити с узелками индейцы назвали «кипу». «Кипу» давно исчезло как вид письменности, но до сих пор перуанские пастухи пользуются счетными шнурами. Одним шнуром пользуются, чтобы сосчитать быков, другим – коров, третьим – телят…
Как вам кажется, удобно ли это?
В греческом языке есть слово «хронос», оно означает «время». От него происходит и название средневековых записей исторических событий. Одна из форм летописей – хроники. Составителей называют хронистами.
Вот запись, сделанная одним хронистом о том, что было при правителе Хуанакауи: «Амауты, знакомые с событиями тех времен по легендам, передаваемым из уст в уста, говорят, что, когда этот правитель царствовал, были письмена и люди, знающие их… Они обучали других людей читать и писать… То, что можно было узнать, они записывали на банановых листьях, сушили их и затем писали на них…».
Далее хронист вспоминает, что правитель инков посылал своим наместникам послания, написанные буквами и цифрами или иероглифами. Писали эти послания на банановых листьях. Был и пергамент.
Из чего делали пергамент?
В столице Куско при правителе Апу Капак был построен университет, в котором обучали писать буквами и знаками на пергаменте и банановых листьях. Однако при следующем правителе вспыхнула эпидемия, и жрецы запретили письменность. Считали, что именно знание письменности привело к беде. Под страхом смерти запрещали писать и обучать письму.
После этого стали применять «кипу». Разноцветными шнурами «писали», а разными узлами «считали».
Наложили запрет и на искусство. Строили из гладкого камня без украшений. Исчезли красивые разноцветные праздничные наряды и украшения. Посуду не украшали росписями. И только храм Солнца, и сад с золотыми и серебряными цветами остался.
В храме Солнца находились деревянные доски в золотых рамах. На этих досках была написана вся история инков. Еще хранились четыре свитка, на которых были записаны и зарисованы фигуры инков с портретами их родственников. Зарисованы все правители и события, при них происходившие.
Узелковое письмо «кипу»
Эти свитки были отправлены в Испанию и пропали. А доски в золотых рамах сожгли, т.к. испанцев интересовало только золото. Конкистадоры разрушили страну инков. Погибло много произведений письменности. Восстановить невозможно. Но по тому, что осталось, ученые пытаются узнать о прошлом инков. Например, ткани с рисунками, похожими на иероглифы, нарисованная фасоль на кувшинах или глиняная фасоль с нарисованными на ней рисунками. Интересный случай произошел в маленьком селении. Ученый увидел, как старенькая женщина писала молитву иероглифами. То есть старинными священными письменами.
- 1. Шнур — основа кипу.
- 2. Нить-подвеска 1-го порядка (крепится на шнуре).
- 3. Нить-подвеска 2-го порядка (крепится на предыдущей).
- 4. Нить-подвеска 3-го порядка (крепится на предыдущей).
- 5. Вспомогательная нить-подвеска (крепится на других нитях).
- 6. Ниточка на главном шнуре, направленная в противоположную сторону от свисающих нитей (то есть вверх) и вставленная между ними. Служила, видимо, разделителем.
- 7. Знак-определитель содержания кипу или ключ главного шнура.
- 8. Узел простой — бывает до девяти штук — и никогда больше — на нити (в конкретном позиционном участке, отвечающем за расположение десятков, сотен и более высоких чисел). Чаще всего располагаются в средней и верхней части нитей.
- 9. Узел-в-виде-восьмёрки — до девяти штук на нити. Чаще располагаются в нижней части нити. Один такой узел обозначает 1.
- 10. Узел сложный — до девяти витков каждый (это могли быть только единицы). Чаще располагаются в нижней части нити.
- 11. Узел-петля (различных видов), особенно так называемый «сделанный наполовину», впервые описанный Сиприани (1928), а затем Альтьери (1941).
- 12. Узел, закрепляющий какую-либо вещь, например, различные ниточки, или пучки шерсти и хлопка.
Обозначения цветов:
- Чёрный — время. То есть на чёрных нитях записывалось «время», «срок», годы, исторические события, понятие «от начала чего-либо (напр., от начала правления короля инков)»; чёрный цвет потому, что «кипу сообщало, сколько ночей прошло с момента того или иного события». Также — болезнь (при наличии ключа в главном шнуре). Этот цвет когда выцветает на нитях, то может быть перепутан с тёмно-тёмно-коричневым. В археологических кипу этот цвет встречается только в комбинации с другими цветами. Мартин де Муруа писал, что брат полководца Апукамака был отправлен им в Куско для передачи тому сообщения завоёванной провинции Арика и он получил кипу, сообщавший об этой победе, где в кипу «было столько узлов, сколько селений было завоёвано, столько маленьких узелков, сколько было числом побеждённых индейцев, и на чёрной верёвке — число тех, кто погиб на войне». Во врем восстания индейцев Чили вождь повстанцев Лепитран отправил часки с кипу из четырёх верёвок, где чёрный цвет также обозначал время (лунные ночи).
- Кармазиновый (ярко-красный; малиновый) — обозначение Инки (Короля, Монархии). На такой нити могли располагаться также узлы «времени», то есть для указания на срок правления Инки. Например, 4 узла — это четыре года правления Инки. Этот цвет упоминается только в письменных источниках.
- Бурый (в колониальных источниках известен как земляной) — обозначал «подчинение», «общественный порядок», «правление», «управление»; например, осуществление подчинения правителем Инкой таких-то провинций (во время завоевания). А также — картофель (при наличии ключа в главном шнуре кипу). Этот цвет упоминается только в письменных источниках; вероятнее всего, он сопоставим с одним из тонов коричневого цвета.
- Коричневый (точнее каштановый). В кипу встречается наравне с белым чаще всего. Существует четыре тона:
- светло-коричневый — значение неизвестно,
- светло-светло коричневый (почти желтовато-белый) — значение неизвестно,
- тёмно-коричневый — значение неизвестно,
- тёмно-тёмно-коричневый (почти чёрный) — значение неизвестно.
- Зелёный — «завоевание»; обозначение противника, или количество человек, умерших у противника. На этой нити расположение было таким: первым шло сообщение о тех, кому за шестьдесят и старше, а дальше в соответствии со своими возрастами шли другие младше на десять лет и т. д. На нитях археологических встречается довольно редко. Мог быть двух тонов:
- светло-зелёный,
- тёмно-зелёный.
- сочный,
- едва красный.
- интенсивный и сияющий, как золото,
- немного обесцвеченный.
- ярко белый (цвета молока),
- желтовато-белый, называемый также «фламандский белый» (исп. blanco flamenco).
- Красный — война; собственное войско, а также собственные потери на войне. На нитях археологических кипу встречается довольно редко. Мог быть двух тонов:
- собственно синий,
- голубой.
- Жёлтый — золото (например, военная добыча, состоявшая из золота весом во столько-то единиц измерения; однако какие именно единицы использовались из инкской системы мер и весов — неизвестно). А также — кукуруза (при наличии вставленного в главный шнур маленького кукурузного початка, имевшего значение ключа для прочтения кипу). Например, жёлтая нить означала кукурузу, и если к ней была привязана синяя нить (определённая провинция), с тем или иным числом узелков, то это говорило о том или ином урожае в этой провинции. На нитях археологических кипу встречается реже всего. Мог быть двух тонов:
- Белый — серебро; мир. В кипу встречается наравне с каштановым чаще всего. Существует два тона (какой тон что значил — неизвестно):
- фиолетовый (тёмно-лиловый) — обозначение начальника, который бы правил над селением, территорией, людьми; курака; правитель одного или двух селений. Этот цвет упоминается только в письменных источниках.
- Синий. На нитях встречается довольно редко. Двух тонов (значения неизвестны):
- Соломенный или палевый (Straw) — обозначал отсутствие; беспорядок в управлении; «варварство». «Из отсутствий [цветов нитей] они извлекали представление о том, чего не было, а по Кипос — то, что произошло». Этот цвет упоминается только в письменных источниках; вероятно, сопоставим с одним из тонов светло-коричневого.
Первое занятие
Сказка о золотых правилах в сети Интернет
Рождение Интернешек
Чего боится книга
Как пользоваться книгой. Инструкция для чайников
История письменности. Наскальные рисунки
История письменности. Шумерская клинопись
История письменности. Иероглифы
История письменности. Финикийский алфавит
У каждого народа были свои способы коммуникации, помимо привычной всем устной речи. Кто-то тщательно прописывал каждую букву по отдельности, кто-то создавал иероглифы, которыми можно передать целые предложения. Но есть народы, у которых никогда не было письменности как таковой. Любой написанный текст им заменяли нитки и хитрое умение вязать узлы. Инки называли это «кипу». И этому языку уже более тысячи лет, хотя сами инки появились гораздо позже.
Империя инков
Империя инков – одно из самых больших и интересных государств, что возникало на американских континентах. Считается, что Империя инков возникла в городе Куско на территории современного Южного Перу.
Для испанцев инки были всего лишь необразованными дикарями, хотя это был очень социально и экономически развитый народ.
Правда, сами инки верили, что их народ был создан богом Солнца Инти, который послал своего сына Манко Капака на Землю. Легенда гласит, что он сначала убил своих братьев, а затем привел своих сестер в долину недалеко от Куско. Там они поселились около 1200 года н. э., дав начало новому народу.
Разрасталась Империя инков медленно. Начал этот процесс четвертый император Майта Капака. Правда, только при восьмом правителе Виракочи экспансия стала более заметной и системной. Виракоча был тем, кто ввел правило оставлять военные гарнизоны на землях для поддержания мира.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Что происходило в Америке до прихода европейцев: загадки доколумбовых цивилизаций
Империя инков доминировала на большей части Южной Америки между XIV и XVI веками, до прибытия испанцев в Новый Свет. Это была очень развитая, гипериерархизированная и гиперцентрализованная цивилизация, которой, как ни удивительно, не хватало системы письма. Инки не умели писать, но это не имело значения. Правители и чиновники контролировали эту обширную территорию благодаря узлам.
Кипу, таинственные инкские узлы
Кипу — Quipu или khipu (от кечуа khipu, «узел») — один из видов узелкового письма. Ничего особо сложного в этой системе не было, но это только на первый взгляд.
Все узлы различались по форме и направленности закручивания нити.
Кипу — это одна общая веревка, на которую привязаны другие, свободно свисавшие вниз. Количество их ничем не ограничено, кроме разве что объемом информации, которую хотят передать. Поэтому иногда «говорящих» нитей было не просто несколько десятков, а могло быть до тысячи. Кроме всего прочего, цвет нити также играл огромное значение.
Разные виды узлов, различные типы нитей в ловких руках «кипукамайоки» (quipucamayocs), как называли «летописцев» по узелковому письму, могли сохранять огромные массивы информации. Таким образом со всех уголков Империи собиралась и передавалась напрямую императору информация о сборе урожая, дани, тратах отдельных провинций на экономику.
У каждого вида узла было свое трактование, к сожалению, носителей этой письменности не осталось, и ученым приходится подбирать значения.
Однако не стоит считать, что кипу использовали исключительно для отчетности. Этот язык был довольно универсальным, чтобы позволить «писать» летопись жизни правителей, создавать целые генеалогические «книги», записывать мифы и легенды, даже писать стихи.
Тайное наследие древних инков
К сожалению, многие кипу не дошли до нашего времени. На данный момент в музеях и частных коллекциях хранится всего 1 400 кипу. Это ничтожно малое количество летописей для такой огромной и древней цивилизации, как Империя инков.
Большая часть кипу была безжалостно уничтожена во времена конкистадоров.
Кипы регистрировали данные всех видов: демографические переписи, контроль дани, летосчисление, календари. Для этого инки использовали различные типы узлов, представляющие числа в десятичной системе, которая должна была считываться снизу вверх (нижние узлы представляли единицы, чуть выше них — десятки, на верхнем уровне — сотни и так далее).
Система чем-то напоминала привычные каждому человеку счеты. Только вместо костяшек тут были узелки. Двойной узел представлял 1, а составной узел мог представлять цифры от 2 до 9, в зависимости от поворотов, которые узел дает вокруг основной нити. Отсутствие узла указывает на 0.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как жили шумеры, которые изобрели колесо, законы, налоги и письменность, и куда они исчезли
Вот тут и начались проблемы у современных ученых. Если математический аспект кипу разгадать оказалось довольно просто, то как именно направление нити в узлах (слева направо и наоборот), цвет каната и даже расстояние между узлами могли влиять на смену данных, все еще остается загадкой.
Некоторые исследователи предполагают, что цвет пряжи в нитях указывал тематику подсчета. То есть если это был доклад о дани, то брались нити одного определенного цвета, а если об урожае — цвет был другой. Пока удалось предположительно разгадать всего 24 оттенка. Так, например, черные нити отвечали за определенный временной отрезок, а золотистые указывали либо на золото, либо на сбор урожая кукурузы.
Почему испанцы уничтожали кипу
Существуют доказательства, что узелковое письмо использовалось в том регионе задолго до возникновения Империи инков. Первые найденные кипу датированы третьим тысячелетием до нашей эры. Ни о каких инках тогда и речи не шло.
Этот язык был понятен исключительно местному населению. Среди современных ученых и историков нет никого, кто умел бы «читать» кипу, остается только разгадывать и подбирать значения.
Самый длинный сохранившийся кипу на более чем полторы тысячи узлов. / Фото: arzamas.academy
Во времена испанской колонизации дела обстояли еще хуже. Испанцы даже не подозревали, что узелки на сотнях веревок – это не более чем бюрократическая документация. Поскольку конкистадоры постоянно натыкались на кипу, то они решили, что это такой языческий ритуал, связанный с проклятием. Решение проблемы оказалось простым и понятным: все встреченные кипу подлежали незамедлительному уничтожению.
Правда, приблизительно разобравшись в природе узелкового письма, конкистадоры признали его пользу — слегка модернизировать кипу под свои потребности было проще, чем заставить «необразованных туземцев» писать понятной и привычной для «просвещенных европейцев» латиницей. Однако оказалось, что кипукамайоки не всегда подавали правдивую информацию, старательно вредя захватчикам, а расшифровать кипу оказалось не так просто для непривычного к подобному «письму» человеку. Поэтому началась еще одна волна уничтожения кипу.
Какие народы пользовалась узелковым письмом
Принято считать, что узелковое письмо — исключительно прерогатива народов Южной Америки. Однако на Востоке в древности тоже использовали подобный вид письменности. Следы узелкового письма нашли и в Китае, в Тибете, Африке, не стал исключением и Европейский материк.
Примеры узлов, которыми пользовались славяне.
На Руси тоже использовали узелковое письмо, хотя оно так и не успело стать таким же популярным и распространенным, как у инков. Историки предполагают, что именно ему мы обязаны присказке «завязать узелок на память».
Однако у славян узелковое письмо использовалось не только для счета, но и для гадания. У каждого узелка было свое сакральное значение. К тому же узлы использовали для создания оберегов от сглазов. В кельтской культуре узлы были более разнообразными и тоже имели несколько значений.
История о том, как люди научились говорить, и как коммуницируют с миром и между собой другие живые существа, намного сложнее и интереснее. У каждого вида общения есть свои особенности, и, как оказалось, у животных тоже есть свои самобытные способы общения.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми: