Кластер как составить конспект

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх, единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел. Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Методический материал

по составлению таблиц, кластеров, опорных конспектов.

   
    Одна из причин снижения учебной мотивации – неумение
учащихся работать с большим объемом информации, которую необходимо освоить,
выделить главное, систематизировать и определенным образом представить.

       
Связующим звеном всех учебных предметов является текст, сплошной и не сплошной
(графики, таблицы, диаграммы, схемы) работа с которым позволяет добиваться
оптимального результата. Работа по развитию и совершенствованию умений работать
с информацией, представленной в устной и письменной форме, может и должна
строиться на уроке при работе с текстом.

      
С помощью  графических схем можно обобщить и систематизировать учебный
материал,  графика помогает наглядно и понятно представить логику
изложения учебного материала. Визуальное и наглядное представление информации
запоминается лучше, чем обыкновенная информация.

      
Данная работа позволяет развивать у ребят помимо умения работы с текстом,
следующие умения:

выделять
ключевые слова;

систематизировать
необходимую информацию;

анализировать,
сравнивать и обобщать информацию;

развивать
 монологическую речь.

          
Задача педагога- оказать помощь учащимся в развитии навыка преобразования
информации из одной знаковой системы в другую (превращение сложной, объёмной
информации в более компактную и визуально удобную)

         
Конечный результат деятельности учеников – адекватное
восстановление первоначального текста при выполнении самостоятельной работы.

      
Существуют различные приемы  представления  информации  из
сплошного текста в не сплошной текст  с помощью   
схемно-знаковых моделей .

Прием «Кластеры»

Прием
«Кластер» («гроздь») подразумевает выделение смысловых единиц темы и
графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. «Грозди» —
графический прием систематизации материала. Правила их составления очень
просты. Рисуется модель Солнечной системы: звезда, планеты и их спутники.
Звезда в центре — это наша тема, вокруг нее планеты — крупные смысловые единицы.
Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники.  
Каковы этапы работы при составлении кластера?
    1 этап — посередине чистого листа  пишется ключевое
слово или словосочетание, которое является «сердцем» идеи, темы.
     2 этап — учащиеся записывает все то, что вспомнилось
им по поводу данной темы. В результате вокруг «разбрасываются» слова или
словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы
(модель «хаос»).
    3 этап — осуществляется систематизация. Хаотичные записи
объединяются в группы, в зависимости от того, какую сторону содержания отражает
то или иное записанное понятие, факт (модель «планета и ее спутники»).
    4 этап — по мере записи появившиеся слова соединяются
прямыми линиями с ключевым понятием. У каждого из «спутников» в свою очередь
тоже появляются «спутники», устанавливаются новые логические связи. В итоге
получается структура, которая графически отображает наши размышления,
определяет информационное поле данной темы.
       В работе над кластерами необходимо
соблюдать следующие правила: 
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и
интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее
определенному плану.
       Предметная область не ограничена,
использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Способы
работы учащихся с кластерами:


Составление нового кластера.


Составление краткого рассказа по готовому кластеру с использованием  слов,
входящих в состав кластера.


Коррекция и совершенствование готового кластера.


Анализ и завершение неполного кластера:

— 
без указания главного термина, с которого начинается кластер, и определение
этого главного термина;

— 
без указания одного или нескольких терминов кластера и определение этих
терминов.

Формы
работы с кластерами


  Самостоятельно при выполнении домашней работы

— 
Самостоятельно на практическом занятии

— В
составе малой группы с последующим конкурсом на лучший кластер, составленный по
заданному преподавателем главному термину

— В
составе учебной группы при участии преподавателя, выступающего в качестве
ведущего, помогающего группе составить кластер

— При
выполнении контрольного задания на составление кластера, написание рассказа по
кластеру или определение термина (терминов) неполного кластера.

Преимущества
использования кластера:

 
Кластер, созданный руками учащихся, даёт возможность преподавателю отслеживать
понимание учащимися темы.

Для
самих учащихся это возможность обобщить и структурировать предметный материал и
увидеть связи между идеями и понятиями

Кластер
– это  отражение нелинейности мышления, он тесно связана с тем, как
работает наш мозг. (Особенно у современных детей с «клиповым
сознанием»)

Работа
с кластером — письменная деятельности. Побуждает писать тех учащихся, кто этого
не любит.

Кластер
даёт возможность не только писать, но и рисовать, хотя бы до появления новых
идей.

В
групповой работе кластер служит неким каркасом для идей группы, что даёт
возможность учащимся приобщиться к ассоциациям и взаимосвязям, которые каждый
из них создаёт. Рождается групповой опыт, дающий доступ к дополнительной
информации.

Кластер
создаётся в определённый временной отрезок, так воспитывается чувство времени,
с одной стороны, с другой — свободное индивидуальное распределение времени
каждого при работе над кластером.

Памятка по составлению кластера.

    
Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда
выделяются смысловые единицы текста.

    
Кластер  помогает конкретизировать  тему, образ, помогает 
развитию речи, мышления, воображения.

       
Для создания кластера нужно:

1) 
Ознакомиться  с текстом;

2)
Составить кластерную схему, используя родо-видовые и видо-видовые связи между
понятиями. Слова, имеющие видо-видовые отношения, должны быть закрашены
одинаковым цветом.

3)
Посередине  листа  записать  ключевое слово или предложение,
которое является главным  для раскрытия темы, идеи;

 4)
Вокруг этого слова  пишутся слова или предложения, выражающие суть идеи,
факты, образы,  подходящие для данной темы;

 
5)  Затем  по мере записи все слова  соединяются с ключевым
словом. У каждого слова- спутника тоже могут появиться свои слова- спутники.

 6)
Схема кластера должна быть аккуратной.  Во время работы можно использовать
словари, энциклопедии, интернет.

 7) 
В итоге появляется запись- структура, которая отражает  размышления. 

Прием
«Таблицы»

       
Существует множество способов графической организации материала. Среди них самыми
распространенными являются таблицы. Данный способ удобен при изучении различных
событий, фактов, их последствий и причин.

Происходит
систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

       
При представлении информации из сплошного текста в таблицу можно использовать
приемы:

Таблица
«Знаем – Хотим узнать – Узнаем» (З – Х – У)

З –
знаем    Х – хотим узнать     У – узнаем

       
Учение начинается с активизации того, что дети уже знают по данной теме. В
колонку «Хочу узнать» предлагается внести свои спорные мысли и вопросы,
возникшие в ходе обсуждения темы урока. Затем обучающиеся читают новый текст,
пытаясь найти ответы на поставленные ими вопросы. После чтения текста
предлагается  заполнить колонку «Узнал». Располагаем  ответы напротив
поставленных вопросов. Далее обучающимся сравнивают, что они знали раньше, с
информацией, полученной из текста.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим
узнать

У – что мы
узнали, и что нам осталось узнать

«Концептуальная
таблица»

      
Используется, когда необходимо провести сравнение нескольких объектов по
нескольким вопросам.  Таблица строится так: по горизонтали располагается
то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по
которым это сравнение происходит.

Категория сравнения

Категория
сравнения

Категория
сравнения

Факты

Факты

 «Сводная
таблица»

       
Помогает систематизировать информацию, проводить параллели между явлениями,
событиями или фактами. Выглядит эта таблица просто: Средняя колонка называется
«линией сравнения». В ней перечислены те категории, по которым
предполагаем сравнивать какие-то явления, события, факты. В колонки,
расположенные по обе стороны от «линии сравнения», заносится
информация, которую и предстоит сравнить.

Тема 1

Тема 2

Линия
сравнения

Тема 3

Тема 4

    
Данные сравнительные таблицы помогают увидеть учащимся не только отличительные
признаки объектов, но и позволяют быстрее и прочнее запоминать информацию.

Памятка по составлению  таблиц.

Существует
множество способов графической организации материала. Среди них самыми
распространенными являются таблицы.

Происходит
систематизация материала, высказываются свои идеи, обобщаются темы.

Для 
составления таблицы:

1)                       Прочитайте 
текст

2)                       Сформируйте 
структуру  таблицы для систематизации информации из предложенного текста

3)                       Определите 
заголовки столбцов и строк таблицы

4)                       Заполните
таблицу, извлекая  информацию  из сплошного текста в соответствии со
структурой таблицы.

Прием
«Опорный конспект»

     
Опорный конспект
 – это сокращенная символическая
запись изучаемого материала, это построенная по специальным принципам
визуальная модель содержания учебного материала, в которой сжато изображены
основные смысловые вехи изучаемой темы, а также используются графические приемы
повышения мнемонического эффекта.

     
Составляя такую «шпаргалку» есть возможность проработать весь необходимый материал,
структурировать свои знания, «разложить все по полочкам».

       
Опорный конспект должен быть немногословным и предельно сжатым. Каждый символ,
слово или знак отражают лишь самое главное.

       
Составление опорного  конспекта — это сжатие полной информации до очень
малых размеров с использованием ассоциаций, цвета, шрифта, символики, с
выделением главного.

            
Главное условие: краткость, наглядность, минимум текстовой информации. Новые
термины целесообразно записывать полностью.

         
При составлении опорного конспекта используется

http://www.59431s5.edusite.ru/342.files/image001.gifТРИ
ЦВЕТА:                      
—  теоретический материал

http://www.59431s5.edusite.ru/342.files/image002.gifhttp://www.59431s5.edusite.ru/342.files/image003.gif    
                                
          —  самое
главное

                                   
 —  примеры

Этапы составления опорного конспекта

-Внимательно
прочитать текст, вычленяя основные взаимосвязи и взаимозависимости смысловых
частей текста;

-Кратко
изложить главные мысли в том порядке, в котором они следуют в тексте;

-Сделать
черновой набросок сокращенных записей на листе бумаги;

-Преобразовать
записи в графические, буквенные, символические сигналы;

-Объединить
сигналы в блоки;

-Обособить
блоки контурами  и графически отобразить связи между ними;

-Выделить
значимые элементы цветом (при необходимости).

             
                 Основные
требования к содержанию опорного конспекта:

1.
Полнота – это означает, что в нем должно быть отражено все содержание вопроса.

2.
Логически обоснованная последовательность изложения.

Основные требования к форме записи
опорного конспекта:

1.  Лаконичность. 
ОК должен быть минимальным, чтобы его можно было 

    
воспроизвести  за 6 – 8 минут. По объему он должен составлять примерно
один

                              
полный лист.

2. Структурность.  Весь
материал должен располагаться малыми логическими

    
блоками,  т.е.  должен содержать несколько отдельных пунктов,
обозначенных

            
номерами или   строчными пробелами.

3. Акцентирование. 
Для лучшего запоминания основного смысла ОК, главную 

    
идею ОК выделяют рамками различных  цветов, различным шрифтом, различным

    
расположением слов (по  вертикали, по диагонали).

4. Унификация.  При
составлении ОК используются определённые аббревиатуры и

    
условные знаки, часто повторяющиеся в курсе  данного предмета

5. Автономия. 
Каждый малый блок (абзац), наряду с логической связью с

    
остальными, должен выражать законченную мысль,  должен быть аккуратно

    
оформлен (иметь привлекательный вид).

6. Оригинальность. ОК
должен быть оригинален по форме, структуре,

    
графическому исполнению, благодаря чему, он  лучше сохраняется в памяти.
Он

   
должен быть  наглядным и понятным.

7. Взаимосвязь. Текст
ОК должен быть взаимосвязан с текстом.

Кластер — это графическая форма организации информации, когда
выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с
обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение,
способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у
учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является
педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся.
Кластер — один из его методов (приемов).

http://katti.ucoz.ru/_pu/56/47384420.jpg

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

·                 
вызов,

·                 
осмысление,

·                 
рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников
коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по
данной теме, формирование ассоциативного ряда и 
постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется
работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов.
На 
стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой
деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

·                 
На этапе вызова дети
высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и
ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности
школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.

·                 
На стадии осмысления
использование кластера позволяет структурировать учебный материал.

·                 
На стадии рефлексии метод
кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде
общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети
фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в
схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный
прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и
анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками.
В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются
крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями.
Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли,
факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»
центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,
более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь
конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов,
содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть
оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при
выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать
разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить
некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая
процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его
создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже
если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или
неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело
дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не
закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых
единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В
процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при
изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно
любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости
от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо
перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет
индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный
кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения
пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на
уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть
использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего
задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его
составлении.

Пример

В качестве примера приведем составление кластера на уроке
обществознания при изучении темы «Монархия». В самом начале работы учащиеся
высказывают все имеющиеся у них знания по данному вопросу, предположения и
ассоциации. Например: форма правления, власть, глава государства, царь, монарх,
единовластие. Учитель фиксирует их на доске. Далее следует чтение параграфа из
учебника. В ходе ознакомления с материалом (или по результату прочтения), схема
дополняется новыми фактами. Учитель дописывает их, используя цветной мел.
Итогом урока должен стать анализ полученной картины, с обсуждением верности или
неверности первоначальных суждений и обобщением полученной информации.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

·                 
он позволяет охватить большой
объем информации;

·                 
вовлекает всех участников
коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

·                 
дети активны и открыты, потому
что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

·                 
умение ставить вопросы;

·                 
выделять главное;

·                 
устанавливать
причинно-следственные связи и строить умозаключения;

·                 
переходить от частностей к
общему, понимая проблему в целом;

·                 
сравнивать и анализировать;

·                 
проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей
систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения,
учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании
наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного
рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке
информации.

Выводы. Уроки с применением
метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение
вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные
технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию
учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство
собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать?

Кластер как один из методов критического мышления

Современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).

http://pedsovet.su/_pu/56/47384420.jpg

К особенностям критического мышления относят наличие трех стадий:

  • вызов,
  • осмысление,
  • рефлексия.

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов, на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Прием кластера может применяться на любой из стадий.

  • На этапе вызова дети высказывают и фиксируют все имеющиеся знания по теме, свои предположения и ассоциации. Он служит для стимулирования познавательной деятельности школьников, мотивации к размышлению до начала изучения темы.
  • На стадии осмысления использование кластера позволяет структурировать учебный материал.
  • На стадии рефлексии метод кластера выполняет функцию систематизирования полученных знаний.

Возможно применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия, на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные. Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы составления кластера

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов, содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления кластера на уроке

В зависимости от способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания. Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши, ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей информации.

Рекомендации по составлению кластера

Существует несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и станет на свои места.

Применение метода кластер

Метод кластера может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной, групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у учащихся определенного опыта в его составлении.

Достоинства и результаты применения приема

Применение кластера имеет следующие достоинства:

  • он позволяет охватить большой объем информации;
  • вовлекает всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;
  • дети активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются следующие умения:

  • умение ставить вопросы;
  • выделять главное;
  • устанавливать причинно-следственные связи и строить умозаключения;
  • переходить от частностей к общему, понимая проблему в целом;
  • сравнивать и анализировать;
  • проводить аналогии.

Что дает применение метода кластера на уроках детям? Прием кластера развивает системное мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение, сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний, развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к творческой переработке информации.

Выводы. Уроки с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой свободы.  

Кластер – это форма представления информации виде изображения, которая предполагает отбор главных смысловых единиц, обозначающихся в виде схемы с обязательным изображением всех взаимосвязей между ними. В результате получается картинка, которая помогает систематизировать и обобщить новые и известные ранее факты по тому или иному вопросу.

Содержание

  • Прием кластер: метод критического мышления
  • Принципы составления кластера
  • Правила создания кластера на уроке
  • Рекомендации по составлению кластера
  • Применение метода кластер
    • Пример использования приема кластер на уроке
  • Достоинства приема
  • Какие умения развиваются у ребенка
  • Какая польза для детей
  • Заключение

Прием кластер: метод критического мышления

кластер - метод критического мышления

На сегодняшний день образовательная система стремится к формированию у обучающихся способности самостоятельно мыслить. Педагогическая технология критического мышления стимулирует развитие интеллекта у детей. Один из методов, использующихся в этой технологии – прием «кластер».

Критическое мышление развивается в три этапа:

  • Вызов. Здесь педагог активизирует обучающихся, вовлекает класс или группу детей в процесс. Цель этого этапа – выявить и проговорить уже известные факты по заданной теме, а главное ­– поставить вопросы, на которые пока не получается найти ответы, обладая лишь имеющимися фактами.
  • Осмысление. На этом этапе происходит организация деятельности с источниками – фильмами, презентациями, текстами, а также анализ и обобщение выясненных фактов.
  • Самоанализ. На этой стадии все названные в начале занятия и только что появившиеся факты прорабатываются в креативной работе и подводятся итоги.

Метод кластеров – это элемент технологии развивающего обучения, который можно включить в процесс обучения на любом из этих этапов. На первом – с целью обобщения воспроизведенной информации, на втором – для структуризации полученной информации, на третьем – для систематизации новых знаний.

Также можно использовать метод кластеров от начала до конца урока. В этом случае, на начальном этапе обучающиеся фиксируют воспроизводимые факты в виде схемы, после работы с информацией – дополняют его, а на последнем этапе – подводят итоги по всему уроку, используя получившийся кластер.

Принципы составления кластера

Кластер необходимо оформлять в виде грозди или модели планеты со спутниками. По центру – ключевая мысль или понятие, на ответвлениях – смысловые единицы, напрямую связанные с центральным понятием, с которым они соединяются прямыми отрезками. Вокруг них – менее значительные мысли и факты, которые расширяют логические цепочки и наиболее полно раскрывают вопрос.

Правила создания кластера на уроке

правила создания метода кластер

То, где будет располагаться кластер, оформляющийся на уроке, зависит от способа его организации. Он может быть нарисован на доске, в личных тетрадях обучающихся или на отдельных листах. Будет лучше, если при его изображении пользоваться фломастерами и карандашами разных цветов, или хотя бы рисовать разные фигуры для понятий, относящихся, например, к одной ветви. Благодаря этому кластер получается более информативным и наглядным, с выделением самых важных моментов.

Рекомендации по составлению кластера

Можно дать несколько советов по наиболее успешному составлению кластера.

  • Применяя прием кластеров на занятии с большим количеством детей, необходимо привлечь к работе каждого ребенка, чтобы была возможность записать наибольшее количество мыслей и фактов.
  • Фиксировать стоит всё, что приходит на ум, не нужно бояться ошибиться. В ходе работы ненужные записи можно будет скорректировать или удалить.
  • Нет ничего страшного в большом количестве смысловых единиц. Будет здорово, если удастся найти между ними как можно больше взаимосвязей.

Применение метода кластер

применение приема кластер

Прием составления кластера часто используется начальной школе и для старшеклассников. Он применим почти на каждом из учебных предметов и при изучении любой темы. Форма проведения также зависит только от и педагогической цели – занятия могут быть организованы для одного человека, небольшой группы или целого класса. Возможно перетекание форм работы из друг в друга. Так, на вводном этапе урока детям предлагается самостоятельно структурировать имеющихся знаний, на второй – поработать в группах с предоставленной информацией и дополнить кластеры, а на последней – организовать общую деятельность всего класса по систематизации знаний и составление общей схемы. Также кластер может быть выдан для домашнего составления или самостоятельной работы, но для этого дети должны хорошо представлять процесс его составления.

Пример использования приема кластер на уроке

В качестве примера реализации приема, можно представить создание кластера на уроке биологии по теме «Клетка». Центральной смысловой единицей будет слово, одноименное с темой. На первой стадии обучающиеся вспоминают всё, что знают по этому вопросу. Например: единица жизни, ядро, оболочка, цитоплазма, митохондрии, вакуоли. Далее педагог предлагает прочитать параграф из учебника или специально подобранную интересную информацию по этой теме. В итоге в кластере появляются дополнительные звенья, которые учитель записывает на доске с использованием других цветов мела или маркера. Выводы урока строятся на основе анализа получившегося кластера, информация обобщается, обязательно обсуждается достоверность или ошибочность изначальных записей, сделанных на этапе введения в тему.

Достоинства приема

Метод кластеров, как прием технологии критического мышления, имеет следующие положительные стороны:

  • возможность охвата сразу достаточно обширной учебной информации;
  • вовлечение и заинтересованность всех обучающихся в образовательный процесс;
  • дети не боятся ошибиться, поэтому у них повышается открытость и активность во время занятия.

Какие умения развиваются у ребенка

ребенок анализирует

В результате систематического использования метода кластеров в процессе изучения нового материала, у обучающихся развиваются следующие навыки:

  • задавать адекватные вопросы;
  • выявлять главное и второстепенное;
  • находить причинно-следственные связи;
  • анализировать и сравнивать;
  • применять метод индукции при понимании проблемы в целом;
  • строить умозаключения;
  • проводить аналогии.

Какая польза для детей

Учителя отмечают, что прием кластеров – это настоящая педагогическая находка, которая способствует тому, что дети учатся систематизировать учебную информации и собственные мысли. Ребята учатся обдумывать и отстаивать собственную позицию на основе своих умозаключений, жизненного опыта и имеющихся знаний. Также при составлении кластеров развивается навык распределения внимания сразу на несколько позиций и психологическую готовность к креативной обработке знаний.

Заключение

Педагогический прием «составление кластера» предполагает создание некоторой схемы, обобщающей имеющиеся факты и дающей ответы на сформулированные в начале работы вопросы. Занятия с использованием метода кластеров дают обучающимся возможность обозначить свою позицию на видение того или иного вопроса, проявить свои лучшие стороны, свободно заниматься креативной деятельностью. При использовании нетрадиционных методов обучения в образовательном процессе, у детей повышается уровень мотивации, они учатся сотрудничать и в полной мере испытывают чувство собственного достоинства.

klaster_metod_obucheniya

Эта статья описывает кластер – метод обучения не только младших школьников, но и машин. Здесь речь пойдет об его использовании в школе/дома на занятиях.

Кластеризация — отличная стратегия изучения новой информации, особенно полезная для визуалов, которые любят рассматривать, а таких большинство. Самый значительный, на мой взгляд, плюс метода – появление интереса к учебе.

Кластер это что: в чем суть метода

Кластер — это графическое отображение мыслительного процесса при изучении темы. В результате нашего исследования с использованием метода получается карта территории — темы. Карта позволяет:

  • выбрать интересное для себя направление дальнейшего изучения
  • увидеть взаимосвязи, которые были незаметны без нее
  • удивиться как много знаешь по данному вопросу
  • выстроить сеть, сито в котором новые знания закрепятся надежнее

Cluster, англ. — рой, гроздь, скопление

Кластер – наглядная структура, скелет объекта изучения. Он похож на интеллект-карты, майнд-карты, разница в исполнении и последовательности действий.

metod_klastera_skhema
Схема кластера

Как создание, так и воспроизведение кластера тренирует много мыслительных навыков ученика. Также оставляет глубокий след знания вопроса, его внутренних и внешних связей.

А еще кластер – это инструмент технологии развития критического мышления, системного мышления и креативного. Об этом ниже.

Цели метода кластер

✔️ Подготовка к восприятию новой информации.

Это как подход спортсмена к снарядам или музыканта к занятиям на инструменте. Сначала рука холодная, пальцы малоподвижные. Но постепенно, переходя от упражнений к основному занятию, пальцы разогреваются, становятся гибкими, появляется беглость. Тогда можно покорять новые вершины.
Также происходит изучение информации с помощью метода кластер. Сначала вспоминаем слова, которые лежат на поверхности, разогреваемся. А когда приходит время изучать материал, уже мышление готово и погружено в работу.

klavishi_ruki

✔️ Раскрепощение ума

Все требуют от детей ПРАВИЛЬНЫХ ответов. Чаще всего этот верный ответ — один. И только он – хорошо, остальные ответы – плохо. Ребенок учится в режиме знаю – не знаю. Кластер – это игра, где нет неверных ответов, нет страха ошибки, а есть вопрос «что еще?» Так ученики выходят за пределы уже известного путем свободных ассоциаций. Расслабляют эмоциональную и интеллектуальную хватку «правильного ответа».

✔️ Активирование словарного запаса

Если чем-то долго не пользуешься, оно забывается, атрофируется. А большой словарный запас — это возможность выразить свои мысли точнее и ярче. Поэтому упражнения, связанные со словами, их смыслами полезны и целесообразны для развития речи и мышления. Кроме того, мы рыхлим почву, подготавливаем поисковое поле для новых знаний.

vskhody_na_pole

✔️ Определение цели изучения темы

 Дети, пока составляют кластер, находят те вопросы, на которые не знают ответа и хотели бы его найти. Какой-то блок информации вызывает наибольший интерес. Поэтому вместо того, чтобы пытаться запомнить весь текст, ребенок погружается в то, что волнует, попутно запоминая и остальное.

✔️ Развитие мыслительных навыков ребенка

Мышление нужно не только во время учебы, но и в повседневной жизни. И чтобы в жизни оно включалось чаще и эффективнее, необходимо в учебное время его задействовать больше. А не только запоминать.

Какие мыслительные навыки развивает применение метода кластер

Устанавливать причинно-следственные связи. Докапываться до сути, зреть в корень, искать причины — такой образ мышления закладывается при построении кластера. Что позволит вносить изменения в свою жизнь.

Простраивать иерархию, пирамиду значимости. Ставить одно в подчинении другому помогает в организации своего времени и планов дел.

Строить прогнозы. Заглядывать в будущее, предполагать, что вытекает из имеющихся данных. Затем интересно сверить что на самом деле было.

Проводить аналогии. Находить сходство с другими объектами позволяет понимать объект изучения глубже.  Из—за добавочных ассоциаций и представлений.

Задавать вопросы. Ребенок и в школе, и дома отвечает на вопросы. И когда ответа у него нет, то возникает то чувство, когда хочется спрятаться или убежать. На самом деле задавать вопросы  — более продвинутый способ не только добычи, но и проверки знаний. По тому, какие вопросы задает ученик видно уровень владения темой.

Навык задавать вопросы – ключевой для человека с критическим мышлением. А еще с помощью правильного вопроса, можно вывести свои мысли на нестандартные креативные решения.

Выделять главное. Одно из значимых действий в работе с информацией. Сокращать текст до нескольких предложений, а то и слов. При этом суть текста не только не теряется, а становится более понятной, высвеченной.

Системное мышление. Оно открывает ребенку мысль, что все связано со всем. Потянув за ниточку, появляется новый объект с его десятками связей. И вот уже изучаемое можно рассматривать с учетом существования и влияния этого объекта с его ассоциативным полем. Это как стоять перед многочисленными закрытыми дверями и открывать их постепенно. С каждой открытой дверью расширяется то, что знал на эту тему.

Как делать кластер

1 шаг. Определяем тему.

Посередине листа бумаги или доски пишем тему, главное слово, вокруг которого будем разворачивать облако слов.

klaster_primer

2 шаг. Формируем облако слов.

Записываем все слова, которые приходят в голову в связи с главным. Ассоциации, факты, действия, признаки, фразы и целые предложения. Все это размещается в режиме хаоса или облака.

Когда метод только начали применять, можно остановиться на этом шаге. Особенно если работа ведется не в группе, а индивидуально. Потому что детям, кто боится сказать неправильно или пока не понимает, что объект можно рассматривать с разных сторон трудно собрать много слов. Поэтому облако маленькое и следующий шаг не из чего делать.

Нужно пробовать называть слова, связанные с темой, при каждом удобном случае. Превратить в игру. Она увлекательная и порой неожиданная даже для взрослого.

Вот что получилось после первых «ну волк, ну серый».

klaster_primer_volk
Облако слов на тему «волк»

3 шаг. Группируем.

Находим связи, общее между словами и объединяем слова в группы по смыслу. Пока идет процесс, обнаруживаются общие свойства, почему эти слова нужно объединить. Становятся видимыми связи между группами. Можно было бы лису связать со словом хищник и это бы объясняло почему в сказках она вместе с волком против травоядных. Совсем неочевидным было слово «волчок» с разными значениями. Никто не запрещает перетасовать слова и сложить их иначе, чем в примере. По другим категориям.

4 шаг. Создаем структуру.

Теперь мы видим разрозненные группы слов со смысловым ядром. Графически это похоже на планету со спутниками или гроздь, кто как называет. Затем эти планеты, крупные смысловые единицы соединяем с главным словом.

klaster_skhema_volk

У нас получается перечень вопросов, которые нужно изучить, чтобы раскрыть тему. Причем, степень интереса к ним разная. Кого-то привлекает больше оборотень, а кого-то как волков содержат в зоопарке.  Вот тут и появляется поисковый запрос, изучая который информация пойдет без препятствий. Внимание включено на 100%, запоминание естественное (самое эффективное).

Кстати, чтобы понять про оборотней, нужно сравнить их с обычными волками. Для этого нужно почитать и про одних, и про других. И это уже будут знания не ради знаний, а для того, чтобы применить их дальше.

5 шаг. Чтение материала по своему узкому вопросу.

Цель — дополнить группы новыми словами или исправить, если обнаружены ошибки в связях. Их можно выделить цветом, чтобы в конце работы ребенок увидел результат обучения.

metod_klaster_skhema

После первых 4х шагов уже есть структура темы. Поэтому ученик видит текст не сплошным монолитом, а также раздробленным по смысловым блокам. Даже большие объемы.

6 шаг. Озвучивание кластера.

Это и презентация, и запоминание организованного в иерархию материала по теме. Подчеркивание основных и дополнительных связей.

Рекомендации по составлению кластера

  1. Прежде чем предлагать ребенку текст, нужно убедиться в том, что в нем есть большие и малые смысловые единицы информации. Легко ли разделить его на «планеты и спутники»
  2. Первые 2-3 раза нужно помочь вычленять смыслы для группировки
  3. Связи внутри грозди, нужно уметь обосновывать. Если они надуманные, то не критиковать, а попросить показать этот отрывок в тексте, который подтверждает его мнение.
  4. Дети могут менять структуру гроздьев
  5. Чтобы выделить причинно-следственные связи, можно в местах соединения ставить стрелочки
  6. Не нужно бояться большого количества слов. Нужно связать их с другими.

Кластер и технология развития критического мышления

ТРКМ состоит из 3х этапов: вызов, осмысление и релаксация. Кластер можно использовать как для каждого из них, так и на протяжении всего занятия. Положить его в основу. Как было предложено выше.

На этапе вызов с помощью приема «мозговой штурм» дети накидывают слова, которые относятся к теме. Без критики и анализа. Как со стороны взрослого, так и других детей. Чем больше их будет, тем лучше. Даже если они сюда вроде бы не подходят, у каждого свой опыт и ассоциативные связи. Далее эти слова объединяются в группы. Так ученики разогреваются для получения нового материала.

stadiya_vyzov

На этапе осмысления, если только сюда вводится метод, можно дать готовые или создать вместе пустые категории. В ходе чтения или прослушивания информации, распределять по этим категориям, раскрывающие их смысл, слова

stadiya_osmysleniya

На этапе релаксации делаются выводы, сравнения схем кластеров было-стало. Или обсуждение самых неожиданных, интересных, впечатляющих моментов. Зачитывание своих новых связей и целых кластеров.

stadiya_refleksii

Метод кластера на уроке

Кластеры превращают урок в игру. Вместо того, чтобы отсидеться, ученики активно включены в процесс, систематизируют свои знания по предстоящей теме урока.

Его можно оформить на доске и вместе его заполнять. А можно в тетради при индивидуальной работе целиком или частично. Используйте разноцветные карандаши, ручки.

Работать с методом интереснее всего в группах. После определения различных вопросов, связанных с какой-либо гроздью слов, эти вопросы распределяются по группам. Они изучают текст, чтобы найти ответ на свой вопрос и подготовить небольшой доклад или письменное эссе.

Упражнения

Четыре угла 

Четыре угла — это упражнение, которое можно использовать для демонстрации использования метода кластер в обучении. Оно ориентировано на движение. Можно провести в конце урока, чтобы обобщить ключевую информацию и оценить знания учащихся по теме.

Пометьте четыре угла вашего класса названиями категорий (планет) основной темы. В центре поместите коробку с карточками с написанными на них фактами, словами, утверждениями, которые принадлежат какой-либо из 4х гроздьев. Ученикам дается минута, чтобы взять карточку и прочитать информацию. После того, как все взяли по карточке, они встают  по углам, связанным со своим словом

Как только все окажутся в своих углах, попросите одного ученика из каждого угла собрать карточки и зачитать их. Должны получиться гроздья кластера из учеников.

Преимущество занятия в том, что если кто-то ошибся, встав не в тот угол, можно исправить ошибку или уточнить заблуждение, не указывая на личность.

Кластеризация 

Группам дается список слов и утверждений, из которых должны быть сформированы кластеры. Учащиеся могут проявлять творческий подход  — использовать рисунки и цвета.
После формирования гроздьев, группы презентуют свою работу.

Например, по теме природные явления можно дать слова и факты на каждую группу свое явление.

Стикеры 

Хороший способ учиться — учиться на ошибках.

В этом упражнении кластер уже создан. Информация на стикерах случайным образом размещается в различных гроздьях. Учащимся предлагается переставить заметки в правильные гроздья. Им также можно дать дополнительный набор стикеров, чтобы записывать информацию, формировать новые связи.

Применение метода кластер

Это универсальный метод — применим на любых предметах и темах.

Написание сочинений

✔️ После того, как будет готов кластер на заданную тему, есть группы слов, связанных по смыслу, написать сочинение становится существенно легче.

✔️ Выгружена голова из ближайших слов, которые занимают оперативную память и не дают пойти дальше и простроить логику теста до конца.

✔️ Когда есть наглядная карта тематических слов, уже разбитая в группы, ее легче наращивать как внутренними связями, так и связями между группами. Находятся смыслы, которые не видны с поверхности. Сочинение получается более глубоким, интересным и, возможно, с неожиданными выводами.

✔️ Даже младший школьник может выдать тексты совсем другого качества с кластером, чем без него. Это из-за разогрева и подготовки карты.

Понимание процесса познания

Если использовать разные цвета для старой и новой информации, то будет очевиден прирост новых связей. Мы привязываем к известному – неизвестное. Так работает память.

Чем мельче ячейки тематической сети, т. е. много знаний и связей между ними, тем больше единиц информации в ней застревают. Значит ребенок больше запоминает.

Если тема изучается длительное время, то кластер, созданный на первом занятии, накапливает новую информацию. Ребенок ВИДИТ прирост.

Творчество

Вот у нас есть выгруженный кластер на тему. А что, если мы изменим одно из слов на противоположное. Как поменяются остальные слова? Поменяется мир, связанный с этим объектом? Какие новые проблемы и противоречия возникнут? Какие истории появятся? Какие новые связи образуются?

Вот тут и рождается творчество, как художественное, чувственное, так и техническое, изобретения.

Из примера кластера про волка: злой поменять на добрый, ночной на дневной или придумать сказку про волка, который мог после вращения волчком превращаться в зайца или Красную Шапочку.

Для определения индивидуальности детей

Как уже говорилось выше, одно слово активирует множество других. Ребенок не обязан всем интересоваться, Какие-то вопросы его привлекут больше, какие-то меньше. Это нормально. Пусть изучает то, что нравится по данной теме. Так он выражает собственную личность, свои способности.

Для наблюдательного родителя/педагога выбор ребенка будет меткой: что ему откликается, на что он реагирует. В дальнейшем эти наблюдения можно использовать для создания интереса к новой теме. Потому что изучать информацию на том, что нравится, значит грести по ветру, без сопротивления. 


Выводы:

  1. Метод кластер можно использовать как игру на активизацию словарного запаса по теме, тем самым разогревая познавательный интерес и создавая поисковое поле.
  2. Кластер показывает те связи, которые уже знает ребенок и помогает найти новые.
  3. Изучение материала после составления кластера идет на более осознанном уровне и с конкретной целью. Это увеличивает шансы на глубокое понимание и долгосрочное запоминание.
  4. Кластер организует большие блоки информации в стройную логичную иерархию. Это позволяет проследить главные и дополнительные идеи, а также связи между ними.
  5. Детям весело составлять облака слов и случайно выходить на неожиданные направления исследования темы. Он стимулирует появление вопросов – а это основа успешного образования.

P.S. Присылайте мне на почту работу своего ребенка для размещения на этой странице. Ему это понравится и он будет делать другие проекты.

Примените метод кластера для изучения темы или обобщения пройденного. Это может быть только облако слов или уже творческая работа, сделанная на основе найденных идей в кластере.


Кластер: метод обучения в 6 шагов с примерами

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти юмил в пв
  • Как найти жену послушную
  • Как найти телефон который потерял друг
  • Как найти базу отдыха в карелии
  • Как найти длину в физике скорость