Математика, 2 класс
Урок № 55. Название чисел при делении
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Как называются числа при делении?
2. Как называется числовое выражение со знаком деление?
Глоссарий по теме:
Деление — это арифметическое действие, обратное умножению. С помощью деления по произведению и одному из множителей определяется второй множитель.
Делимое — это число стоящее слева от знака деления, которое делим.
Делитель — это число стоящее справа от знака деления, число на которое делим делимое. (какими частями делим, дробим)
Частное — это число стоящее после знака равно, результат деления, числовое выражение со знаком деление.
Обязательная литература и дополнительная литература:
- Моро М. И., Бантова М. А. и др. Математика 2 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2017. – с. 62.
- С. И. Волкова. Математика 2 класс. Тетрадь учебных достижений. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. М.; Просвещение, 2018. – с. 44-47.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Запишем равенство, используя необходимое арифметическое действие:
10 яблок разложили на две тарелки поровну.
10 : 2 = 5
9 конфет раздали трём детям поровну.
9 : 3 = 3
8 тетрадей раздали четырём ученикам поровну.
8 : 4 = 2
Для того, чтобы выполнит задание, нам понадобилось действие деление.
Вы уже знаете, как называются числа при сложении и вычитании, недавно вы познакомились с названиями чисел при умножении.
Вы умеете называть выражения со знаками «плюс», «минус», со знаком умножения. Сегодня вы узнаете, как называются числа при делении. Выражение со знаком деления тоже имеет своё название. Хотите узнать? Вперёд!
Числа при делении имеют свои названия.
Рассмотрим рисунок.
8 листьев раздали детям, по 2 листа каждому.
8 : 2 = 4
4 человека получили листья.
Число, которое делят, называется делимым. 8 – это делимое. Число, на которое делят делимое, называется делитель. 2 – это делитель Результат действия деления называется частным. 4 – это частное. Выражение 8 разделить на 2 тоже называется частным.
Компоненты деления: делимое, делитель, частное.
Найдите частное, если делимое – 6, делитель – 3.
Проверьте: 6 : 3 = 2
Найдите частное чисел 12 и 6. Проверьте: 12 : 6 = 2
Решим задачу: 12 клубничек раздали 4 детям поровну. По сколько клубничек получил каждый ребёнок?
Для решения задачи выберем действие деление, так как надо узнать, сколько раз по 4 содержится в числе 12.
12 : 4 = 3 (кл.)
Ответ: по 3 клубнички получил каждый ребёнок.
Вспомним название чисел при делении. 12 – делимое, 4 – делитель. 3 – частное. 12 : 4 – это частное.
Вывод: компоненты действия деление – делимое, делитель, результат деления – частное.
Ответим на вопросы, поставленные в начале урока.
Число, которое делят, называется делимое.
Число, на которое делят делимое, называется делитель.
Результат деления – частное.
Числа, которые соединены знаком деления, тоже называются частное.
Выполним несколько тренировочных заданий.
1. По рисунку составьте задачи на деление. Запишите решение. Назовите компоненты действия деление.
а) 15 яблок разложили в 3 вазы, в каждую вазу поровну. Сколько яблок положили в одну вазу?
Проверьте: 15 : 3 = 5 (яб.).
Ответ: 5 яблок.
15 – делимое. 3 – делитель. 5 – частное. Выражение 15:3 – частное.
б) 15 яблок разложили в вазы, по 5 штук в каждую. Сколько ваз заняты яблоками?
15 : 5 = 3 (в.)
Ответ: 3 вазы.
15 – делимое. 5 – делитель. 3 – частное. Выражение 15:5 – частное.
2. Запишите выражение и найдите их значения:
Частное чисел 12 и 2.
Делитель 4, делимое 20.
Делимое 8, делитель 4.
Произведение 5 и 3.
Сумма чисел 6 и 4.
Проверьте.
12 : 2 = 6
20 : 4 = 5
8 : 4 = 2
5 ∙ 3 = 15
6 + 4 = 10
Названия компонентов арифметических действий Сложение слагаемое + слагаемое = сумма выражение 6 + 2 – сумма Чтобы найти одно из слагаемых, надо из суммы вычесть известное слагаемое. |
Вычитание уменьшаемое – вычитаемое = разность выражение 6 — 2 – разность Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. |
Умножение множитель х множитель = произведение выражение 6 х 2 — произведение Чтобы найти один из множителей, надо произведение разделить на известный множитель. |
Деление делимое : делитель = частное выражение 6 : 2 – частное Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель. Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное. |
Названия компонентов арифметических действий Сложение слагаемое + слагаемое = сумма выражение 6 + 2 – сумма Чтобы найти одно из слагаемых, надо из суммы вычесть известное слагаемое. |
Вычитание уменьшаемое – вычитаемое = разность выражение 6 — 2 – разность Чтобы найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое. Чтобы найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность. |
Умножение множитель х множитель = произведение выражение 6 х 2 — произведение Чтобы найти один из множителей, надо произведение разделить на известный множитель. |
Деление делимое : делитель = частное выражение 6 : 2 – частное Чтобы найти делимое, надо частное умножить на делитель. Чтобы найти делитель, надо делимое разделить на частное. |
Компоненты
арифметических действий и их взаимосвязь.
1.
Компоненты
при сложении:
1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
2.
Компоненты
при вычитании:
уменьшаемое, вычитаемое, разность.
3.
Компоненты
при умножении:
1 множитель, 2 множитель, произведение.
4.
Компоненты
при делении:
делимое, делитель , частное.
5.
Назвать
результаты всех действий:
при сложении — сумма
при вычитании — разность
при умножении — произведение
при делении – частное
6.
Как найти
неизвестное слагаемое?
Чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно
из суммы вычесть известное слагаемое.
Х+4=12 или 4+х=12
Х=12-4 х=12-4
Х=8 х=8____
8+4=12 4+8=12
12=12 12=12
7.
Как найти
неизвестное уменьшаемое?
Чтобы найти неизвестное уменьшаемое, надо
к разности прибавить вычитаемое.
Х-7=3
Х=3+7
Х=10
10-7=3
3=3
8.
Как найти
неизвестное вычитаемое?
Чтобы найти неизвестное вычитаемое, надо
из уменьшаемого вычесть разность.
8-х =5
х=8-5
х=3
8-3=5
5=5
9. Как
найти неизвестный множитель?
Чтобы найти неизвестный множитель, надо
произведение разделить на известный множитель.
х·3=6 4·х=8
х=6:3 х=8:4
х=2 х=2
2·3=6 4·2=8
6=6 8=8
10. Как найти неизвестное делимое?
Чтобы найти неизвестное делимое, надо
частное умножить на делитель.
х:5=3
х=3·5
х=15
15:5=3
3=3
11.
Как найти
неизвестный делитель?
Чтобы найти неизвестный делитель, надо
делимое разделить на частное.
6:х=2
х =6:2
х=3
6:3=2
2=2
Геометрический материал.
Квадрат – это прямоугольник, у которого
все стороны равны.
13.
Что такое
прямоугольник?
Прямоугольник – это четырёхугольник, у
которого все углы прямые. Противоположные стороны прямоугольника равны.
14.
Что такое
треугольник?
Треугольник – многоугольник, у которого
три угла и три стороны.
15. Что такое четырёхугольник?
Четырёхугольник – геометрическая фигура,
у которой четыре угла и четыре стороны.
Периметр ( Ρ) – это сумма длин сторон
какой-нибудь геометрической фигуры.
Площадь (S) – это внутренняя часть
какой-нибудь геометрической фигуры
(прямоугольника, квадрата и т.д)
17.
Как найти
периметр квадрата?
У квадрата 4 стороны, равные между
собой. Чтобы найти периметр (Р) квадрата, нужно длину одной стороны (а) умножить на 4.
Р□ =
a · 4
18.
Как найти
периметр прямоугольника?
Чтобы найти периметр
прямоугольника, нужно сложить все 4 стороны прямоугольника
Или
сложить длину и ширину
прямоугольника и умножить на 2.
Ρ=a+b+a+b
или
Ρ=(a+b)·2
19.
Как найти
периметр треугольника?
Чтобы найти периметр
треугольника, нужно сложить все 3 стороны.
20.
Как найти
сторону квадрата, если известен периметр?
У квадрата 4 стороны, равные между
собой. Чтобы найти сторону квадрата, нужно Ρ разделить на 4.
a=Ρ:4
21.
Как найти сторону прямоугольника, если известен
периметр и другая сторона?
Чтобы найти сторону
прямоугольника, нужно
Ρ разделить на 2
и вычесть
другую сторону.
a=Ρ:2 – b
b=Ρ:2 – a
22. В каких единицах измеряется периметр?
Периметр
измеряется в мм, см, дм, метрах.
23.
Как найти площадь квадрата?
Площадь квадрата равна произведению двух
его сторон.
S□ = a · a
24. Как найти площадь прямоугольника?
Чтобы найти площадь прямоугольника, надо
длину прямоугольника умножить на его ширину.
S = a · b
25. Как найти сторону прямоугольника,
если известна площадь и другая его сторона?
Чтобы найти одну из сторон
прямоугольника, нужно площадь прямоугольника разделить на известную сторону.
a=S : b
b= S : a
26. В каких
единицах измеряется площадь?
Площадь измеряется в квадратных единицах: мм², см², дм², м².
27. Назвать единицы длины.
Единицы длины
— мм,
см,
дм, м, км.
28. Рассказать таблицу мер длины.
1см
= 10мм
1дм
= 10см
1дм
= 100мм
1м
= 10 дм
1м
= 100 см
1км = 1000м
29. Сколько
квадратных сантиметров
в
1квадратном метре?
1м²
= 10 000см²
30. Сколько
квадратных дециметров
в
1 квадратном метре?
1м²
= 100дм²
31. Рассказать таблицу мер площади.
1м²
= 100дм² = 10 000см²
1дм²
= 100см² = 10 000мм²
1см²
= 100мм²
Масса.
32. Назвать единицы массы.
Масса измеряется в граммах, килограммах,
центнерах, тоннах.
33. Рассказать таблицу мер массы.
1кг
= 1000г
1ц
= 100кг
1т
= 10ц
1т
= 1000кг
Время.
34. Назвать
единицы измерения времени.
Время
измеряется секундами, минутами, часами, сутками, неделями, месяцами,
годами, веками.
35. Рассказать таблицу мер времени.
1мин
= 60сек.
1час
= 60мин
1час
= 3600сек.
1сут.
= 24часа
1год
= 12мес. =
365сут. или 366сут.
1век
= 100лет
Взаимосвязь скорости, времени и расстояния.
36. Как
найти скорость?
Чтобы найти скорость ( v ), надо расстояние ( S ) разделить на время ( t ), затраченное в пути.
v = S : t
37. Как найти время?
Чтобы найти время ( t ), надо расстояние ( S ) разделить на скорость
( v ).
t = S : v
38. Как найти расстояние?
Чтобы найти расстояние ( S ), нужно скорость ( v ) умножить на время ( t ).
S = v · t
Взаимосвязь цены, количества, стоимости.
39. Что такое цена?
Цена – стоимость одного предмета,
единицы товара.
40. Как найти стоимость?
Чтобы найти стоимость, нужно цену
умножить на количество.
Ст = Ц · К
41. Как найти цену?
Чтобы найти цену, нужно стоимость
разделить на количество.
Ц
= Ст : К
42. Как найти
количество?
Чтобы найти количество, нужно стоимость
разделить на цену.
К = Ст : Ц
43. Задачи на дроби.
Дробь — ⅔
2
– числитель
3
– знаменатель
44. Как найти дробь числа?
Чтобы найти дробь числа, нужно число
разделить на знаменатель, а потом умножить на числитель.
45. Как найти число по дроби?
Чтобы
найти число по дроби, нужно число разделить на числитель и умножить на
знаменатель.
Взаимосвязь
работы, времени и производительности.
46. Что такое производительность?
Как найти производительность?
Производительностью
( v )
называют работу, выполненную за единицу времени.
Чтобы
найти производительность ( v ), надо всю
выполненную работу разделить на время.
v = A : t
47. Как найти выполненную работу?
Выполненная работа равна
производительности, умноженной на время работы.
A = v · t
48. Как найти время работы?
Чтобы узнать время работы, надо работу
разделить на производительность.
t = A : v
49. Как
найти среднее арифметическое?
Чтобы найти среднее арифметическое надо
сумму разделить на число слагаемых.
КОМПОНЕНТЫ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
Названия компонентов при сложении:
1 слагаемое, 2 слагаемое, сумма.
Суммой называют не только результат,
но и само выражение .
2 + 3 = 5
2 — первое слагаемое
3 — второе слагаемое
5 — сумма
2 + 3 — сумма
Чтобы
найти неизвестное слагаемое надо из суммы вычесть известное слагаемое.
Названия компонентов при вычитании:
уменьшаемое, вычитаемое, разность.
Разностью называют не только
результат действия, но и само выражение.
8 — 3 = 5
8 — уменьшаемое
3 — вычитаемое
5 — разность
8 — 3 — разность
Чтобы
найти уменьшаемое, надо к разности прибавить вычитаемое.
Чтобы
найти вычитаемое, надо из уменьшаемого вычесть разность.
Названия компонентов при умножении:
множитель, множитель, произведение.
Произведением называют не
только результат действия, но и само выражение.
8 х 3 = 24
8 — множитель
3 — множитель
24 — произведение
8 х 3 — произведение
Чтобы
найти неизвестный множитель, надо произведение разделить на известный множитель
(24:8=3)
Названия компонентов при делении:
делимое, делитель, частное.
Частным называют не только
результат действия, но и само выражение.
8 : 2 = 4
8 — делимое
2 — делитель
4 — частное
8 : 4 — частное
Чтобы
найти делимое, надо частное умножить на делитель (4х2=8)
Чтобы
найти делитель, надо делимое разделить на частное (8:4=2)
План урока:
Таблица умножения с числами 6, 7, 8, 9
Делимое. Делитель
Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число
Решение задач с понятиями «масса» и «количество»
Здравствуйте, дорогие ребята. У нас в гостях крохотные человечки. Герои мультипликационного фильма Фиксики обитают внутри разнообразных технических устройств, приводят их в порядок в случае поломки. Мастера в любом деле добиваются успеха. Сегодня на уроке они расскажут много интересного.
Привет, друзья, сейчас мы отправимся в страну точных наук.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к вам в окно,
На урок торопит вас –
Математика сейчас.
Меня зовут Симка. Мне девять лет. Я лучшая ученица в классе, самая смышленая и активная, прихожу на выручку друзьям. Ребята приготовьтесь решать примеры и задачи, учить и узнавать секреты математики.
С какой целью на уроке математики мы решаем примеры и задачи?
Правильно. Задачи нам необходимы для развития логики и мышления, а примеры – для того, чтобы быть математически грамотными людьми. Все это можно делать очень увлекательно.
Давайте начнем наше путешествие с рисунков. Возьмите тетрадь в клеточку, линейку и карандаш.
Таблица умножения с числами 6, 7, 8, 9
Чтобы таблицу умножения и деления запомнить быстро, надо ее представить, например, нарисовать.
Таблица умножения на 6
Представьте, что такое 3 умножить на 6. Это взять три клеточки шесть раз. Нарисуйте прямоугольник шириной три клеточки, длиной— 6. Нужно узнать, сколько всего клеточек получится. Здесь все сразу визуально видно: вот шесть столбиков по три клетки. А дальше, чтобы посчитать количество всех клеточек, надо сложить шесть троек.
Изобразите 6×3. Для этого нам нужно три раза взять по шесть клеточек. Обратите внимание, что фигура получается такая же, а разница только в том, как она разделена на клетки. Количество клеток не меняется, мы просто считаем по-разному. Именно поэтому от перестановки мест множителей произведение не меняется.
А теперь нарисуйте таблицу умножения на 6.
Запишите примеры столбиками:
Таблица умножения на 7
Один из самых простых способов ‒ это посчитать на пальцах.
Например, надо 8 x 7. Для этого:
1. На одной руке распрямите столько пальцев, насколько первый множитель больше 5, остальные пальцы подогните: 8 – 5 = 3.
Три пальца распрямите, два согните.
2. На второй руке также выполнить для второго множителя: 7 – 5 = 2.
Два пальца распрямить, а три согнуть.
3. Для результата взять столько десятков, сколько прямых пальцев на обеих руках вместе:
3 + 2 = 5.
4. Количество единиц равно произведению согнутых пальцев:
2 x 3= 6.
Значит, 8 x 7 = 56
Способ можно применять для умножения 6, 7, 8, 9.
Сколько будет 7 умножить на 8 или 8 умножить на 7, легко представить, если большой прямоугольник разбить пополам.
Запишите примеры в столбики:
Таблица умножения на 8
Запишите в столбик примеры.
Таблица умножения на 9
Вы уже догадались, что таблица умножения 9 и умножения на 9 похожи результатами, только множители меняются местами.
А теперь открою вам первый секрет — значения произведений на 9 зеркальны:
Второй секрет:
После знака равно первые цифры от 0 до 9 расставлены по порядку сверху вниз, а вторые цифры от 0 до 9 ‒ снизу наверх.
Третий секрет.
Если сложить количество десятков и единиц в каждом произведении, то получится 9.
Четвертый секрет.
Правило для табличных случаев умножения только на 9. Положите две ладошки перед собой. Отсчитайте слева направо палец, порядковый номер которого равен второму множителю, и согните его. Чтобы умножить, например, семь на девять, согните седьмой палец на руках, как на рисунке. Число десятков находится слева от согнутого пальца, а единиц — справа.
7 x 9 = 63.
А какой палец загнёте при умножении 8 на 9? Правильно — восьмой. Проверьте себя: 8 x 9 = 7
Рассмотрите плакат. На нем показаны все случаи умножения на девять.
Пятый секрет.
Чтобы легче умножить любое число на девять, округлите 9 до 10. Выполните действие умножения, из полученного результата отнимите первый множитель.
Например, чтобы 8 x 9, сначала умножим 8 на 10, получим 80, а затем отнимем 8 и получим 72.
Рассмотрите примеры:
Делимое, делитель
Я — Папус, мастер на все руки. Мой талант проявляется в трудных ситуациях. Всегда готов к подвигу. Усердие, память помогают справляться с заданиями.
Запомните простые правила, которые расскажу.
Компоненты при делении называются так: делимое, делитель, частное.
Число, которое делят, — делимое,
насколько делят — делителем,
то, что получается в результате — частное.
Посмотрите на карточку:
У натуральных чисел может быть два или больше делителей.
Делители числа 42 – натуральные делители 1,2,3,6,7,14,21,42. Самый маленький делитель — 1, наибольший делитель — 42.
Вычислим делимое по делителю и частному
Задание 1. По этому правилу определите делимое в уравнении
В : 8 = 9
в = 9 x 8
в = 72
Проверка:
72 : 8 = 9
9 = 9
Ответ: в = 72. Делимое равно 72
Задание 2. Делитель 7. Частное 8. Запишите, чему равно делимое.
Проверьте себя: 8 x 7=56
Как узнать, чему равен делитель?
Задание 3. Запишите и решите уравнение. Делимое 6. Частное 3.
6 : к = 3
к = 6 : 3
к = 2
Проверка:
6 : 2 = 3
3 = 3
Ответ: к = 2
Заполните таблицу. Связь между компонентами деления
Молодцы, вы хорошо потрудились. Пойдем дальше – будем догонять друзей и по пути немного отдохнем.
Физкультминутка
Чтобы отдохнуть, встанем на зарядку.
Начинаем выполнять все по порядку:
Выпрямились, потянулись,
Руки в стороны, нагнулись,
До носочков дотянулись.
Разогнулись, приседаем и встаем,
Прыгаем на левой ножке,
Скачем-скачем по дорожке.
Умножение и деление с числами 1,0. Деление нуля на число
Я — Нолик, младший брат Симки. У меня меньше знаний и опыта, чем у сестры, поэтому не всегда угадываю последствия экспериментов. Часто попадаю в непростые ситуации, но спасают друзья. С вами поделюсь тайной математического нуля и единицы.
Сядьте ровно, потрите свои ушки, чтобы кровь активнее поступала в мозг. Я уверен, что вы справитесь отлично.
Умножение 0, умножение числа на 0
От 0 можно ожидать разные фокусы. Посмотрите, какой нуль коварный: когда его прибавляют, он не изменяет другое слагаемое, а когда умножают, превращает множитель в 0.
Для умножения числа на 0 применяют переместительный закон умножения:
4 ⋅ 0 = 0 ⋅ 4 = 0.
Запомните правило:
Интересно, что получится, если 0 делить?
Деление нуля на число
0 конфет разделим между нами двоими, ничего не получим или 0. Можно ничего раздавать и на десять, и на сто друзей, все равно будет нуль.
0 : 9 = 0
Проверим:
0 ⋅ 9 = 0
Деление числа на 0
Разделите девять на нуль. Сколько получится?
9 : 0 = ?
Делимое девять должно получиться, если делитель 0 и частное перемножить. Но при умножении на нуль получим не девять, а нуль.
Пример не имеет решения.
Умножение и деление на 1
Решите данное уравнение X ∙ 1 = 48.
Какой множитель надо взять один раз, чтобы получилось 48?
48 умножить на 1, результат будет равен 48.
Значит, умножая на единицу, берешь множитель один раз и в результате выходить столько же.
X = 48.
Чтобы поделить на 1, надо все отдать одному. Например, 48 солдатиков подарить лучшему другу.
X = 48 : 1.
X = 48
Получаем, что при делении на 1 делимое остается прежним.
Запишем решение:
Запомните простое правило, что при умножении и делении на один, число не меняется.
Ученик на контрольной работе решал примеры. Сыграйте роль учителя, проверьте задание.
Ученик допустил четыре ошибки. Он забыл правило умножения на 0 и 0. Таблицу умножения на 1 учить не надо. Число, которое умножают или делят на один, не меняется.
Проверьте себя:
Ребята, вы хорошо потрудились. Раскрываю небольшой секрет, который должен знать каждый.
При умножении на числа, оканчивающиеся 0, дописывайте нулики к значению произведения. Если множитель 10, то в результате допишите один 0, а если умножаете на сто, то два.
А сейчас встречайте Масю, маму Нолика и Симки.
Дорогие друзья, рада всех видеть. Как все мамы, я занимаюсь заготовкой урожая, поэтому знаю много об овощах, фруктах и ягодах. Мой жизнерадостный уравновешенный характер помогает соблюдать чистоту и порядок, а высокая квалификация позволяет решать задачи.
Решение задач с понятиями «масса» и «количество»
Мои ребята любят печеную картошку. А знаете ли вы, что в Россию картофель завез Петр Первый ещё в 17 веке.
В картофеле много витамина В6, витамина С, калия, фосфора и других полезных микроэлементов. Он богат клетчаткой и полезен для пищеварения и сосудов. Но жаренная на масле картошка вредит сосудам и сердцу. Лучше употреблять ее вареной или печеной без жира.
На рынке купили картофель в сетках. Давайте опишем покупку с помощью математики.
Нам понадобится величина. Это такое свойство предметов, которое можно измерить и результат записать с помощью числа. Величина, характеризующая вес тела, называется масса.
В качестве единицы массы часто используют килограмм. В 1799 году ученые придумали такую мерку для измерения веса.
Чему равна масса одной сетки?
10кг
Назовите количество сеток.
3
Задача 1. Определите массу всей покупки.
Как узнать, сколько всего килограммов картофеля купили? 10 ∙ 3 = 30 кг
Задача 2. Для консервирования купили шесть коробок помидоров весом 54 килограмма. Определите массу одной коробки.
Рассуждаем так: 54 кг – это масса всех коробок, таких коробок – 6.
Решение задачи.
Массу одной коробки узнаем действием деления.
54 : 6 = 9(кг)
Ответ: 9 кг весит одна коробка.
Задача 3.
В одну банку входит 8 кг варенья. Сколько нужно банок, чтобы разлить в них поровну 56 кг варенья?
Рассуждаем так: разливаем всю массу варенья по 8кг на банку действием деления.
Решение.
56 : 8 = 7(б.)
Ответ: нужно 7 банок.
Запомните правила, как решаются задачи на массу и количество.
Задача 4.
В подвал на хранение разложили 36 кг слив в 4 ящика. Сколько яблок в 6, а груш в 7 таких ящиках, если масса каждого ящика с фруктами одинаковая?
Что нужно сделать?
Найти массу
Как представить краткую запись?
В виде таблицы
Начертите столбцы, занесите условие и вопрос задачи построчно.
Что надо знать, чтобы найти массу 6 ящиков? 7 ящиков?
Массу одного ящика
36 : 4 = 9(кг)
Каким действием узнаете массу 6 ящиков? 7 ящиков?
9 ∙ 6 = 54(кг)
9 ∙ 7 = 63(кг)
Решите задачу, какая масса ящиков с яблоками и грушами выражением.
36 : 4 ∙ 6 = 54
36 : 4 ∙ 7 = 63
Ответ: в 6 ящиках 54 кг яблок, в 7 ящиках 63 кг груш.
Это интересно: Зимой малиновое варенье становится не только лакомством, но ещё и крайне эффективным лекарством. Оно содержит витамин С, понижает температуру и укрепляет иммунитет.
Повторим, как решать задачи с величинами цена, количество, стоимость
Задача 5.
Прочитайте условие.
Мама купила 7 кг варенья и 8 кг свежих ягод по одинаковой цене. За варенье она заплатила 700 рублей. Сколько стоили ягоды?
Что поможет ответить на вопрос задачи?
Правильно, таблица.
Решение:
- Стоимость разделим на количество, получим цену.
700 : 7 = 100 (руб.) – цена 1 кг варения
- Ответим на вопрос задачи. Цену умножим на количество, получим стоимость.
100 ∙ 8 = 800 (руб.) – стоимость ягод.
Ответ: 800 рублей.
Вы, ребята, молодцы. Есть у нас условный знак – нужно пальцы сделать так.
Только это тайна.
Урок наш подходит к концу и нам нужно подвести его итог:
Продолжите фразу:
сегодня я научился
было интересно
было трудно
Все хорошо потрудились. Спасибо.
В материалах урока использованы кадры из м/с «Фиксики», 2010