Конфликтные ситуации как найти выход классный час

Классный час.
Тема: Конфликтные ситуации. Как найти выход?
Цель занятия: создать условия для формирования представления у
учащихся о возникновении межличностных конфликтов и путях их разрешения.
Оборудование: листы белой бумаги, фломастеры, листики в форме
облака для каждого учащегося, солнышко
Формирование и развитие УУД
Задачи:
Познавательные: поиск, отбор, структурирование, анализ необходимой
информации для выполнения учебных заданий; осознание и произвольное построение
речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать
причинно-следственные связи.
Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с
поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий.
Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию,
умение работать в группе, уметь договариваться и приходить к общему решению в
совместной деятельности, в том числе и в ситуации столкновения интересов.
Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в
успехе группы, умение оценивать жизненные ситуации.
Многие дети в подростковом возрасте не обладают навыком мирно решать конфликты.
Следствием этих конфликтов становятся нервозность детей, неспособность долго
выдерживать напряжение, привычка к агрессии
В ходе классного часа анализируются понятия «конфликт», «конфликтная ситуация»,
выясняются причины конфликтов, предлагаются варианты конструктивного разрешения
конфликтов. Цели: — разъяснить детям понятия «конфликт» и «конфликтная
ситуация», рассмотреть способы предупреждения конфликтов; — способствовать
формированию позитивного отношения к людям; — побуждать детей к сотрудничеству
и взаимопониманию.
Оформление:     «Те, кто не могут сварить суп, заваривают кашу».
Ход занятия.
— Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чем это
заключалось? (Возможные ответы детей: «напутал чего-то», «перессорился со
всеми», «попал в трудную ситуацию» и т. д.)
— А есть другая поговорка со словом «каша»: «С тобой каши не
сваришь». 
О ком так говорят? (Дети: «о бестолковых, ленивых,
несговорчивых», «о таком человеке, с которым невозможно договориться».)
— Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно
выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать?
Как прекратить «расхлебывать» кашу, которую заварили во время
таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа под
названием
«Как предотвратить конфликты?»
Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность,
страх, ненависть между людьми. В чем же вред конфликтов?

— Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека. Во-вторых, на
каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих
переживаний, 
когда и работа не ладится, и вообще все валится из
рук. В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются
нервы, сердце, сосуды.
 Поэтому нужно обязательно научиться
предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте
сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и
других.

—  Как вы думаете, чем обусловлено возникновение
конфликта?

— Для возникновения конфликта достаточно присутствия двух
человек, 
наличия двух точек зрения (так называемый внутренний
конфликт) и предмета спора. Как и болезни, конфликты лучше
предупредить, чем лечить.

Мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого
существует множество способов. Общение — основа разрешения
конфликтов. Каждый день нам приходится решать те или иные
сложные задачи. При общении очень часто возникают трудные ситуации, найти выход
из которых порой также нелегко. Но нужно.
Упражнение  « Облака».
Я предлагаю вам закрыть глаза (чтобы не давило мнение окружающих) и
поднять руку тем,  кто никогда никого не обзывал обидным
словом. 
 Результаты опроса известны только учителю.
Раздаю всем детям листки, вырезанные в форме  облака, на котором
ребёнок пишет обидное слово, сказанное ему.
Собираю облака и прикрепляю их на солнышко.
Посмотрим на то, что у нас получилось. « Что может сейчас произойти?».
 
(Дети отвечают, что на класс надвигается гроза, облака
закрыли солнце.)
Учитель просит рассказать ребят, что они чувствовали, когда их
обозвали, и что они сделали в ответ обидчику. Наиболее типичные
реакции записываются
На доску  в две колонки.
Действия                
                     
                     
      Чувства

Я просто отошёл в сторону.    
                     
Мне хотелось плакать.

Я сказал, что нельзя обзываться.  
                Я хотел ударить
обидчика.

  1. В  левой колонке получим
    несколько конструктивных решений.
    — Предлагаю вам найти выход из создавшейся ситуации, чтобы
    погода стала вновь ясной. Дети предлагают свои варианты выхода из
    конфликтной ситуации : « Я не хотел тебя обидеть, прости», « Я был
    не прав», «Давай помиримся» и. д.

    Способы предупреждения конфликтов 
    Один из способов  предупреждения конфликтов — мягкое противостояние.
     —
    это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять
    свою позицию, и не обидеть другого человека.
    Другой способ называется «конструктивное предложение» Это
    попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех.
    Я вам предлагаю несколько ситуаций, которые нужно разрешить
                                                  Ситуации:
    Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это
    невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая
    увидела, вот бы и поздоровалась». Кто прав? (Кто культурнее, тот первым
    здоровается.)
    Настя говорит: «Вовсе не обязательно здороваться со всеми знакомыми. Вот у
    нас соседка такая вредная, что я не хочу ей здоровья желать. Что же мне,
    притворяться?» Права ли Настя?
    Тебя обозвали. Твоя реакция? а) Отделаюсь шуткой (демонстративно
    раскланяюсь и поблагодарю за «хорошие» слова). б) Отблагодарю тем же
    (обзову). в) Пожалуюсь старшим.
    Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников
    и пользуется вашими. Как будете действовать.
    Игра «Комплимент»
    Вызываются 2 ученика — мальчик и девочка. Делая вперед по одному
    шагу, они говорят друг другу комплименты.
    — В речи культурного человека, умеющего общаться, обязательно должны
    быть слова вежливости. Вежливость — неотъемлемое качество общения.
    Давайте поиграем в «Речевой этикет»
    Играют две команды (группы).
    1. Назовите слова приветствия. («Здравствуйте», «Доброе утро»,
    «Добрый день», «Добрый вечер», «Приветствую вас», «Привет», «Салют».)
    2. Выскажите просьбу. («Вы можете мне сказать…», «Не могли бы вы
    мне…», «Скажите, пожалуйста…», «Разрешите попросить вас…», «Не могли бы
    вы…», «Будьте добры…».)
    3. Какими словами лучше всего начать знакомство? («Разрешите
    представить вам…», «Разрешите познакомить вас…», «Познакомьтесь…», «Как
    тебя зовут?», «Вы знакомы?», «Позвольте познакомиться».)
    4. Как принято извиняться в культурном обществе? («Приношу вам
    свои глубокие извинения», «Позвольте мне извиниться», «Не могу не принести
    вам свои глубокие извинения», «Простите за…».)
    5. Есть ли несколько слов утешения и ободрения у тебя в запасе? («Не
    огорчайтесь», «Нет повода для беспокойства», «Нет ничего плохого в том,
    что…», «Все будет хорошо», «Успокойтесь».)
    6. Слова благодарности. («Благодарю вас», «Спасибо»,
    «Разрешите поблагодарить вас», «Заранее благодарен», «Признателен вам»,
    «Примите мою благодарность».)
    7. Как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить
    тебя? 
    («До свидания», «Надеюсь видеть вас еще», «Доброго пути»,
    «До завтра», «Всего хорошего», «Всегда рады вас видеть», «Приятно было
    познакомиться».)
    — Вы, наверное, со мной согласитесь, что спор, как
    правило, не приносит ни удовлетворения, ни истины. Не зря
    говорят: «Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее». Конечно,
    лучше всего ссору погасить в самом начале. Для этого можно пойти
    на компромисс, 
    то есть или уступить, или уговорить
    уступить того, с кем ссоришься. 
    Первое, как правило, проще.
    Попробуйте во время ссоры попытаться представить себя на месте вашего
    соперника — и вы поймете, что у него тоже есть причины для защиты своих
    аргументов.
    Тест
    -Прошу ответить на вопросы теста.  «Как вы обычно ведете себя в
    конфликтной ситуации?»

     Если вам свойственно то или иное поведение, поставьте определенное
    количество баллов после каждого номера ответа, характеризующего стиль
    поведения. Если подобным образом ведете себя 
    часто – 3 балла
    от случая к случаю – 2 балла
    редко – 1 бал
     Вопрос 1. Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной
    ситуации?
    1.Угрожаю или дерусь
    2.Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней как со своей.
    3.Ищу компромиссы.
    4.Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
    5.Избегаю противника.
    6.Желаю во, чтобы то ни стало добиться своей цели.
    7.Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем категорически – нет.
    8.Иду на компромисс.
    9.Сдаюсь
    10.Меняю тему.
    11.Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
    12.Пытаюсь найти исток конфликта, понять, с чего все началось.
    13.Немножко уступлю, и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
    14.Предлагаю мир.
    15.Пытаюсь обратить все в шутку.

1

6

11

А

2

7

12

Б

3

8

13

В

4

9

14

Г

5

10

15

Д

                            
Подсчитайте количество баллов под номерами…
Узнайте количество баллов по типам.
Определите свой стиль (больше всех баллов по буквам)
 А. – это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до
последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что-то бы то ни стало,
стремитесь выиграть. Это тип человека, я всегда прав.
 Б. – это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения,
что всегда можно договориться. Во время спора вы всегда стараетесь предложить
альтернативу, ищете решение,  удовлетворили бы обе стороны.
 В. – «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на
компромисс.
 Г. – «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» своей
добротой. С готовностью  вы встаете на  точку зрения
противника, отказываясь от своей.
 Д. – «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы
стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
 Сделать выводы из тестирования.
  Получив результаты теста, возможно, кто-то из вас открыл что-то
новое в себе. Но не стоит воспринимать это как нечто неизменное. Это повод
задуматься и в дальнейшем изменить свою точку зрения, самого себя.
— Закончить наше занятие мне хочется следующими словами
«Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в
одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки,
которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед
выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение
окажется верным».
Если мы будем избегать конфликтов, то будем дружить. Ну, а дружба начинается
с улыбки

Классный час «Конфликтные ситуации. Как найти выход»

Классный час посвящён способам эффективного общения. Многие дети в этом возрасте просто не научены мирно решать конфликты. Причинами конфликтов между подростками становится их нервозность, неспособность долго выдерживать напряжение, привычка к агрессии.

Уточнение понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», осознание причин конфликтов, освоение навыков конструктивного разрешения конфликтов — таково содержание классного часа.

Цели:

ознакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов;

способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия;

побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Оборудование: эпиграф на доске «Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу»; таблички с незаконченным предложением: «Причиной конфликта было то, что ……..», «Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение».

1. Вступление

Учитель: разрешите рассказать вам одну восточную притчу:

У Мудреца однажды ученик спросил

(он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал…

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

-Результат нашей с вами работы в наших руках, то есть зависит от нас.

2. Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»

Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвез­дия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объ­единитесь в созвездия по 5 человек. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т. д.

3, 2,1 под музыку (рассаживаются)

Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в раз­ных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими се­мейными ценностями и праздниками. Сам же человек неповторим, и у него есть свои отличитель­ные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Представьте, что сейчас пе­ред вами лужа. Что вы видите в ней? (Свободные высказывания учащихся: деревья, солнышко, дома, грязь)

(Свободные высказывания учащихся: грязь, солнышко и т. д.) Спасибо.

-Совпали ли ваши мнения?

-Какой вывод можно сделать?

Ученики. На один и тот же предмет мы смотрим по-разному. У всех разное мнение, разные взгляды. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.

3. Ориентировочно-мотивационный этап

Учитель: Так как мы отличаемся друг от друга, давайте подумаем, как мы можем существовать рядом, чтобы всем было комфортно?

Ученики. Нужно быть добрым, например, прежде чем обратиться к человеку, улыбнуться ему: ведь добрые отношения начинаются с улыбки. Нужно быть отзывчивым, уметь радоваться успехам и пережи­вать неудачи не только свои, но и товарищей по классу. Прийти на помощь товарищу, не дожидаясь, пока тебя об этом попросят и т. д. Учитель: Объединим все ваши высказывания в одно правило, прочитаем все вместе

Ученики: Жить так, чтобы людям рядом с тобой было хорошо

Учитель. А всегда ли, получается, понимать друг друга? (Ответы учащихся)

Учитель. К чему может привести ситуация, когда люди не понимают друг друга? (Ответы учащихся)

Учитель: Ребята, приходилось ли вам «заваривать кашу»? В чём это заключалось?

Ученики: Напутал чего-то, перессорился со всеми; попал в трудную ситуацию и т. д.

Учитель: А есть другая поговорка со словом каша: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят?

Ученики: О бестолковых, ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться.

Учитель: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Ученики: Те, кто не способен к общению и пониманию, попадают в запутанные ситуации. Кто не может ладить с людьми, то постоянно создаёт трудности для себя и других. Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Учитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения. Как их избежать?

Как прекратить «расхлёбывать» кашу, которую заварили во время таких столкновений? Об этом мы и будем говорить во время классного часа.

-Поднимите руки, кому приходилось когда — либо участвовать в конфликтной ситуации?

-Конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.

-А что такое конфликт?

Ученики: Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Учитель: В чём же вред конфликтов? (ответы учащихся)

Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды. Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты.

4. Формирование подходов к решению про­блемы

Выступления подготовленных учащихся:

Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации. Для этого существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов — мягкое противостояние.

Мягкое противостояние — это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Второй способ называется «конструктивное предложение» Это попытка найти компромисс, т. е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретные ситуации.

Мягкое противостояние.

Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы:

Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие.

Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.

Конструктивное предложение.

У вас очень хорошо получается мягкое противостояние. А как можно в этой ситуации избежать конфликта с помощью конструктивного предложения?

Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы — это фразы типа: «Да брось ты!», «Чего ты понимаешь!», «Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!»

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т. д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Примерные фразы:

Лена, мне кажется несправедливым то, что я одна ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди.

Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.

Мягкое противостояние и конструктивное предложение — это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

Учитель: Если не остановить конфликт, он разгорается как пожар. И потушить его иногда бывает невозможно.

5. Практикум

Работа в группах. Сейчас потренируемся с вами, как можно выходить из конфликтных ситуаций.

Ситуации: на обсуждение 5минут.

1) Кто-то из одноклассников нарочно толкнул вас и свалил с ног. Как вы поступите?

— будете плакать;

— ударите его;

— сделаете ему замечание;

— не скажите ничего;

— пожалуетесь учителю.

— свое мнение

2) На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть мобильный телефон. Без разрешения стал звонить своим друзьям. Как ты поступишь?

3) Кате родители не хотели покупать сотовый телефон, считая

это излишеством. Девочка говорила, что они её не любят, и плакала. А в школе одноклассники относились к ней с пренебрежением. Катя им в ответ грубила.

4) На соревнованиях по волейболу ребята проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили им тем же. По окончании игры у школы ребята устроили драку.

6. Выступление психолога

7.Подведение итогов

Учитель: Предлагаю вашему вниманию 3 определения: ВЕРНО, НЕВЕРНО, СПОРНО, и высказывания на карточках, которые вы выбираете по одному на группу. В течение 2-х минут вы должны обсудить это высказывание и определить, верно оно, неверно или спорно и почему. Обоснуйте своё мнение.

1. – В конфликтной ситуации нужно отстаивать свою правоту любыми

способами.

2. – Конфликт всегда можно предотвратить.

3. – Умение предотвратить конфликт зависит от нравственного

воспитания человека.

4. – Во всём надо знать меру.

5. – В споре рождается истина.

6. – Жизнь в обществе невозможна без взаимных уступок. (Д. Самюэль).

7. – Ничего не делай во гневе! Глуп тот, кто во время бури садится на корабль. (И. Гауг).

8. – Нужно учиться вовремя распознавать зарождающийся конфликт.

8. Заключительное слово.

В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Чтобы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти.

8. Рефлексия

-Какое впечатление оставил у вас классный чаc?

-Прибавилось ли у вас уверенности в своих силах?

Наш классный час мне хочется закончить такими словами:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

Памятка «Учимся жить без конфликтов»

Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Если тебе придется сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».

Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.

Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок.

Памятка «Учимся жить без конфликтов»

Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Если тебе придется сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».

Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.

Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок.

Памятка «Учимся жить без конфликтов»

Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Если тебе придется сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».

Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.

Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок.

Памятка «Учимся жить без конфликтов»

Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Если тебе придется сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».

Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.

Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок.

Памятка «Учимся жить без конфликтов»

Не говори сразу со взвинченным, возбужденным человеком.

Если тебе придется сказать что-то неприятное, постарайся создать доброжелательную атмосферу, отметь заслуги человека, его хорошие дела.

Постарайся посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место».

Не скрывай доброго отношения к людям, чаще высказывай одобрение, не скупись на похвалу.

Умей заставить себя молчать, когда тебя задевают в мелкой ссоре, будь выше мелочных разборок.

Тема: Конфликт и выход из него

Цель: рассмотреть конфликт как общее понятие, определяющее взаимоотношение между людьми (в школе, семье); развивать представления о сущности конфликтов, понимание естественности их возникновения в повседневной жизни, и их созидательного потенциала; показать причины возникновения конфликтов и возможности разрешения большинства разногласий при стремлении находить конструктивные способы их преодоления; отработать стратегии решения повседневных конфликтов: отметить значение роли посредничества различного рода конфликтах.

Задачи:

Образовательные: учить все задействованные в конфликте стороны, избегать конфликтных ситуации и своевременно решать их, не допуская перерастания их в конфликт; ознакомить учащихся с понятиями конфликтные ситуации и конфликт; формировать представления о различных вариантах человеческого общения;

Развивающие: воспитать уважительное отношение к окружающим людям; формировать социально одобряемые формы поведения; на конкретном примере рассмотреть модели поведения личности в конфликтных ситуациях;

Форма классного часа: тренинг, беседа, интерактивные игры.

Дидактический материал:

Оформление доски: записана тема «конфликт и выход из него». Вывешены плакаты с изображениями солнца;

Ход урока

  1. Вступительное слово

Тема нашего классного часа – конфликт и выход из него. (приложение 15, слайд 1)

Сегодня на классном часе мы с вами рассмотрим представление о сущности конфликта, причины возникновения конфликтов и возможности решения большинства конфликтов и отработаем стратегии решения повседневных конфликтов (приложение 15, слайд 2).

В начале нашего занятия я расскажу вам притчу «Коробочка» (приложение 15, слайд 3).

Один человек всю жизнь искал безоблачное, счастливое, идеальное устройство жизни. Он сносил не мало башмаков, обойдя много стран. Наконец, в одном городе на площади он увидел толпу. Все стремились пробиться к стоявшей в середине коробочке и заглянуть в одно из окошек.

Когда это удалось нашему страннику, то он был потрясен, очарован тем, что увидел. Это было то, к чему он стремился всю жизнь.

Вечером, счастливый, он расположился на отдых под крепостной стеной. Рядом пристроился такой же, как он, бродяга. Они разговорились. Бродяга с восторгом стал описывать то, что он увидел в одном из окошек коробочек. Но оказалось, он видел совсем другое. Как так?

— Ты просто смотрел с другой стороны, — был ответ.

— Как вы понимаете о чем эта притча, чему она учит?

— Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды?

Все люди разные у нас могут быть разными не только внешность, возраст, социальный опыт, пол, но и нравственные ценности. Поэтому не удивительно, что мы по-разному воспринимаем одни и те же вещи, явления.

  1. Ситуативный практикум.

У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт в котором вы участвовали. (ребята пишут слова,…. К доске прикрепляю солнце. Написав слова сдают листочки-облака)

— У нас сейчас солнечно, ясно. Но вот набежали облака.

— Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром..)

— Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда с вам происходила такая ситуация? (отвечают, а на доске записываем).

  1. Игры с элементами драматизации. Шуточная сказка «Мудрецы и слон» 

Какие эмоции и ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

Под конфликтом обычно считают противоречия интересов, взглядов, установок, стремлений. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир друг друга. Иногда это трудно, потому что не всегда люди видят проблемы одинаково. Я расскажу вам старинную индийскую сказку,  а вы попытайтесь определить причину ошибки мудрецов. Помогите слепым мудрецам узнать, как на самом деле выглядит слон. Перепишите конец сказки (приложение 15, слайд 4).

  • Давным-давно в маленьком городе жили-были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели увидеть его. Но как? «Я знаю, — сказал один мудрец, — мы ощупаем его». . «Хорошая идея, — сказали другие, — тогда мы узнаем, какой он – слон».

Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый нащупал большое плоское ухо, оно медленно двигалось вперед-назад.

«Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он.

«Вы оба не правы, — сказал третий, — он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост.

«Слон похож на копьё», — воскликнул четвертый.

«Нет, нет, — закричал пятый, — слон как высокая стена!» Он говорил так, ощупывая бок слона.

Шестой мудрец подергал слоновий хобот. «Вы все не правы, — сказал он, — слон похож на змею».

«Нет, на веревку!» — «Змею!» — «Стену!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!» Шестеро слепых кричали друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

Вы смеялись, когда я рассказывала эту сказку?

— В чем же было дело?

Вы правы! Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон. Никто не хотел слушать, что говорят другие.

Были ли мудрецы действительно мудрыми? У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии. Они так до сих пор и не знают, как выглядит слон.

— Ребята, как вы думаете почему я рассказала эти две притчи?

  1. Объяснение нового материала (приложение 15, слайд 5).

Конфликт-это столкновение отдельных людей или социальных групп, выражающих различные, а нередко и противоположные цели, интересы и  взгляды. Конфликт это инструмент, а конфликтная ситуация это среда, в которой может быть применен конфликт. Для возникновения конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная ситуация— это ситуация скрытого или явного противоборства сторон.  Это могут быть различные цели, интересы и желания, либо различные способы их достижения. Но далеко не каждая ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент. Инцидент— это стечение обстоятельств, являющихся поводом для начала непосредственного столкновения сторон (приложение 15, слайд 6).

   И даже в этом случае конфликт  еще можно предотвратить, так как все зависит от того, как личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если личность оценивает эту ситуацию как конфликтную, то она становится реальной. Происходит конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон «подгоняются» под конфликтную ситуацию, втягиваются новые силы и способы конфронтации. Последний этап- это спад конфликта и его разрешение. В зависимости от способов разрешения  оно может быть конструктивным и деструктивным.

Разрешение конфликта.

  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс, сотрудничество)
  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость, унижение, переход на личности, уход от решения проблем, разрыв отношений) (приложение 15, слайд 7).

-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты, это необходимое явление социальной жизни. Если они существуют, то, значит, выполняют какие-то важные функции в жизни человека и общества. Причем эти функции могут быть как позитивные так и негативные. Позитивные функции: познание друг друга, развитие личности, повышение авторитета, ослабление психического напряжения. Негативные функции: социальная пассивность, снижение качества деятельности, депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия, давления. Как видите, путей выхода из конфликта множество. Так что, если вы не заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую выйти из-под контроля, вам придется применить все свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы выйти из конфликта с наименьшими потерями (приложение 15, слайд 8).

   Часто возникают конфликты среди ваших сверстников. В школьном классе конфликты неизбежны, так как дети находятся вместе в течение длительного периода времени, происходят сложные групповые процессы- создание коллектива, консолидация отдельных групп, выделение лидеров и т. д

  1. Разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуаций.

Как видим, преобладают отрицательные эмоции и ассоциации. Неужели ничего положительного нет в конфликтах? (Поиски истины, открытия, самоутверждение и т.п.) Могут ли люди обходиться без конфликтов?

Без конфликтов не возможно развитие общества. Конфликты между людьми происходят постоянно по разны причинам и на разных уровнях. Существует извечная проблема – отношение к конфликту (приложение 15, слайд 9).

Разыгрывание и обсуждение конфликтных ситуацию в группе из 3-х человек с позиции 3-х птиц:

Голубь – вступает в конфликт и старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

Страус – прячет голову в песок, уходит от конфликта.

Ястреб – сам разжигает конфликты и решает в свою пользу.

Ситуация. Трое одноклассников, живших по соседству, приобрели сообща роликовые коньки. В первый же день между ними произошел конфликт, так как каждому хотелось покататься подольше.

Вопросы для обсуждения:

  1. Как лучше решать конфликты?
  2. Что должны учитывать участники конфликта?
  3. Как вы понимаете слова Пифагора: «Живи с людьми так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями»?

Физкультминутка

  1. Восстановление логических цепочек.

Мы уже говорили, что конфликт – это столкновение интересов. И как любое столкновение, конфликт может принести и радость победы, и горечь поражения. Поведение людей в конфликтных ситуациях изучает наука конфликтология. С точки зрения этой науки, есть 4 стратегии поведения в конфликтах: приспособление, избегание, сотрудничество, соперничество. Их характеристики занесены в таблицу (показывает на экран) (приложение 15, слайд 10)

Приспособление

Избегание

Соперничество

Сотрудничество

Поиск решения, устраивающего обе стороны

Стремление добиться своего за счет другого

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого

Уклонение от принятия решений

Люди, неуверенные

в себе

Сильные, зрелые, уверенные в себе люди

Мирные, уступчивые люди

Люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные

Только все позиции в этой таблице перепутались. Нам нужно восстановить логические цепочки и стрелочками указать правильное Расположение позиции. Угадайте по описанию, о какой стратегии поведения идет речь. (Учитель читает описание поведения, дети угадывают)

Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого. Эта стратегия характеризует мирного, уступчивого человека. (Приспособление.)

Уклонение от принятия решений. Чаще всего стратегию используют люди, неуверенные в себе. (Избегание.)

Поиск решения, устраивающего обе стороны. Этой стратегии обычно придерживаются сильные, зрелые, уверенные в себе люди. (Сотрудничество.)

Конкуренция – стремление добиться своего за счет другого. Чаще всего эту стратегию используют люди, уверенные в себе, агрессивные, амбициозные, (Сотрудничество.)

Какова же результативность этих стратегии? Какая стратегия приведет к конструктивному решению конфликта? А какая только осложнит его или заведет в тупик?

Определите по описанию результативности, о какой стратегии идет речь.

(учитель читает описание поведения, дети угадывают.) (приложение 15, слайд 11).

Эта стратегия используется, когда цена вопроса невелика или нужна пауза для принятия решения. При таком типе поведения в конфликте сохраняются отношения, ни одна из сторон не получает преимущества, конфликт не разрешен, а только притушен. (Избегание.)

Эта стратегия является самой эффективной, потому что в этом случае выигрывает обе стороны. Стратегия укрепляет отношения и дает взаимные выгоды (Сотрудничество.)

Эта стратегия оправдана в критических ситуациях, когда решаются жизненные вопросы, а также в том случае, если вас используют в своих интересах. Выигрывает тот, кто сильней. Цена победы – разрыв отношений, страдания проигравшего. (Соперничество.)

Эта стратегия уместна, когда ради сохранения отношений человек готов жертвовать своей выгодой. В этом случае сторона, идущая на уступки, проигрывает другой стороне. Сохранение истинных партнерских отношений в этом случае проблематично. (Приспособление.)

Таким образом, при избегании ни одна из сторон не достигает успеха. При соперничестве и приспособлении одна сторона оказывается в выигрыше, а другая проигрывает. И только при сотрудничестве в выигрыше оказываются обе стороны.

Сотрудничество – это деятельность, основанная на решении проблем по принципу: «Не против тебя, а мы вместе против проблем».

Игра «Сломанные квадраты»

Цель игры: тренер должен способствовать тому, чтобы ребята почувствовали значение коллективной работы, сравнили и попробовали соединить свое «Я» с «Мы» всей команды.

Я приглашаю по пять добровольцев в две команды. Перед каждой командой на отдельном столе лежат детали пяти квадратов. Каждый игрок получает по три детали, принадлежащих разным квадратам, но обозначенных одной буквой .

Полный набор квадратов состоит из пяти конвертов, содержащих кусочки картона разной формы, которые при правильной сборке образуют пять квадратов одинаковой величины (см. рис. 1)

Каждой группе выдается один такой комплект (приложение 16).

           

Каждая команда должна сложить за 10 минут пять одинаковых квадратов, при этом каждый участник складывает только свой квадрат.

Из остальных присутствующих на занятии образуется жюри, которое следит за тем, чтобы участники не разговаривали во время работы, не подавали ни каких знаков: жестами, звуками, глазами и т. п. Разрешается только отдавать детали молча конкретному человеку в команде. В случае нарушения правил, наблюдатели могут сказать только одно слово «Правила».

После окончания игры

— Скажите, пожалуйста, что вы чувствовали, когда складывали квадратики?

— Что чувствовали вы, когда наблюдали?

— Был ли в команде момент, когда все отчаялись?

— Были ли в ваших командах такие участники, которые сложив свой квадрат успокоились не думая о команде?

— Чему вас научила эта игра?

IV. Заключительное слово

Ребята, тема конфликтов, которую мы с вами затронули, необъятная как сама жизнь. Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, толику этих знаний вы получили в ходе сегодняшнего часа общения.

    Разработанные практическими психологами «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» (приложение 15, слайд 12) очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ. В этом слове количество букв соответствует количеству заповедей:

    К – критику по возможности устранить!

    Она нежелательна, ибо выступает в роли психологического топора или зеркала, в котором человек выглядит уродом. В случае неизбежности критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

    О – ответственность на 100 % брать на себя!

    Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

    Н— непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

    Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

    Ф – фон конфликта не расширять!

    Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!

    Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

    По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

    И – интересы искать общие!

    Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

    К – конструктивное решение искать сообща!

    Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

    Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

    Это психологически мудро и выгодно. Стакан, наполовину наполненный водой, можно рассматривать и как наполовину пустой, и как наполовину полный. Отсутствие мудрости – это не преступление, но потеря многих возможностей.

Памятка ученикам (приложение 17)

Формула успешного решения школьных конфликтов

1.        Доброжелательность.

2.        Установить причину конфликта, стараясь услышать друг друга, и правильно понять друг друга.

3.        Тактичность.

4.        Разговор по существу.

5.        Поиск компромисса

6.        Способность признать свою ошибку; Помните: только дураки и покойники не меняют своего мнения

7.        Соблюдение чужого персонального пространства

8.        Правильный выбор роли

9.        Умение слушать и слышать друг друга

10.        Справедливость.

Тема классного часа: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения».

Цели: познакомить детей с понятием «конфликт» и «конфликтная ситуация», со способами предупреждения конфликтов; способствовать формированию позитивного отношения к людям, желания овладеть навыками общения и социального взаимодействия; побуждать детей к сотрудничеству и взаимопониманию.

Форма проведения: час общения.

Оформление: Эпиграф на доске «Те кто, не могут сварить суп, заваривают кашу» (В. Домиль), «Способы предупреждения конфликтов: мягкое противостояние, конструктивное предложение», мультимедийный комплекс, мультфильм «Конфликт».

Ход классного часа

1. Организационный момент.

2. Приём «Удивляй!» (направлен на активизацию мыслительной деятельности и привлечение интереса к теме урока, формирует умение анализировать.)

Здравствуйте, всем! По-моему, все согласятся с тем, что общение важно для человека. Также важно уметь общаться, зная правила взаимоотношений. Для того чтобы определить, о чём мы будем сегодня говорить, давайте похлопаем в ладоши, сыграем в ладушки, но необычные, а с заданием. Представьте, что две ладони — это два человека, которые являются друзьями. Давайте поздороваемся. А теперь они усердно выясняют отношения. Хлопните так, чтобы ваш хлопок иллюстрировал лёгкие разногласия между партнёрами. Теперь пусть ваш хлопок проиллюстрирует более острые разногласия. Теперь хлопните, показав враждебные отношения. Кто может определить, как называется подобное столкновение людей? (Конфликты). Что несут с собой такого рода столкновения? (Душевные страдания или физические увечья).

Тема нашего классного часа: «Конфликты в нашей жизни и пути их решения». Сегодня на занятии мы с вами поговорим о причинах конфликтов и путях их решения.

3. Приём «Ассоциативный ряд». Какие ассоциации вызывает у вас слово «конфликт»? (Ругань, слезы, драки, синяки, кулаки, ссоры, обиды, убийства, разрушение семьи, потеря работы, тюрьма и т.п.)

4. Беседа по теме.

— Ребята, приходилось ли вам участвовать в конфликтах? В чём они заключались? У вас на столах лежат листочки в виде облаков. На облаке напишите один конфликт, в котором вы участвовали. (Ребята пишут о своих конфликтах). К доске прикреплено солнце.

Классный руководитель: У нас сейчас солнечно, ясное. Но вот набежали облака. Что сейчас произойдет? (пришла гроза: молния, гром и полил сильный дождь – мультимедийные эффекты). Так и в жизни, ссорясь друг с другом, люди поражают своими обидами самые ценные человеческие органы сердце и душу. И очень часто мы, плачем тихо затаившись от всех.

Классный руководитель: А есть другая поговорка со словом каша: «С тобой каши не сваришь». О ком так говорят? (Дети: о ленивых, несговорчивых, о таком человеке с которым невозможно договориться).

Классный руководитель: Прочитайте эпиграф к классному часу. Как бы вы объяснили его значение?

Дети:

Тот, кто не способен к общению и пониманию, попадает в запутанные ситуации.

Кто не может ладить с людьми, тот постоянно создаёт трудности для себя и других.

Если в коллективе не могут работать дружно, там любое дело превращается в кашу.

Классный руководитель: Если коллектив не может работать дружно, в этом коллективе постоянно выясняются отношения, копятся обиды, происходят столкновения.

Классный руководитель: А что же такое конфликт? Какие конфликты бывают в нашей жизни? Как научиться решать конфликты? На эти вопросы мы попытаемся ответить, работая в группах. Для этого разделимся на группы по принципу мне нравится… (ВОРОБЕЙ, СТРАУС, ЯСТРЕБ, ГОЛУБЬ).

Воробей — боится потерять отношения, уступает молча.

Страус – прячет голову в песок, ухо -дит от конфликта.

Ястреб – сам разжи -гает конфликты и ре -шает в свою пользу.

Голубь – вступает в конфликт, но старается решить его мирным путем, не причиняя никому вреда.

5. Теория и практика.

I группа: Конфликт — это столкновение, противоречие, которое рождает враждебность, страх, ненависть между людьми.

Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов. Самый распространённый — неуправляемый конфликт.

Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: «Вот нахал даже не извинился!» Теперь уже тот вынужден нападать: «Не нравится, на такси нужно ездить!» В результате дело может дойти до драки.

Другой вид конфликта — холодная напряжённость (внутренний конфликт).

Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.

Есть и третья разновидность — избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.

Учитель: В чём же вред таких конфликтов? Расскажет нам вторая группа.

II группа: Нам бы хотелось добавить, что существуют 4 типа конфликтов: внутри личностный, между личностью и группой, межгрупповой, межличностный.

В чём же вред таких конфликтов?

  • Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.

  • Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще, всё валится из рук.

  • В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды.

Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать  конфликты. Прежде всего ни в коем случае нельзя употреблять запрещённые приёмы — это фразы типа: «Да брось ты!», «Чего ты понимаешь!», «Ты вроде умный человек, а говоришь такую чепуху!»

Наоборот, просто волшебное действие производят слова: «мне кажется», «может быть, я ошибаюсь», «может быть, ты со мной согласишься» и т.д.

Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.

Учитель: Как и болезни, конфликты лучше предупредить, чем лечить. Сейчас мы будем учиться предупреждать конфликтные ситуации.

III группа: Для предупреждения конфликтных ситуаций существует множество способов. Мы рассмотрим два самых распространённых.

Первый способ предупреждения конфликтов — мягкое противостояние.

Мягкое противостояние — это решительное возражение, высказанное в мягкой форме. Так можно отстоять свою позицию, и не обидеть другого человека.

Ситуация 1. Вам не нравится, что ваш сосед по парте никогда не носит в школу учебников и пользуется вашими. Окажите ему мягкое противостояние. Попробуйте мягко намекнуть ему на это.

Примерные фразы: Дима, не хочется ссориться, но мне не нравится, когда моими вещами пользуются другие. Не обижайся, но это мои учебники, и мне одному удобнее ими пользоваться.  

Второй способ называется «конструктивное предложение» Это попытка найти компромисс, т.е. выход, который мог бы устроить всех. Рассмотрим конкретную ситуацию.

Примерные фразы: Дима, мне кажется несправедливым то, что я один ношу учебники в школу, давай будем это делать по очереди. Я понимаю, что тяжело носить в школу полный портфель учебников. Сейчас есть такие сумки на колёсиках и с выдвигающейся ручкой. Может, попросишь у родителей такую.

Ситуация 2. Выходят две ученицы.

1-й вариант разговора. — Ой, привет, ты где это так подстриглась? — А что, тебе не нравится? — Так вообще давно уже никто не стрижется — ты выглядишь как пенсионерка. — Ты на себя в зеркало посмотри!..

Обобщения типа «вообще никто», «никто так не делает» только провоцируют развитие спора.

2-й вариант разговора. — Тебе просто не идет эта стрижка. — Ты на самом деле так считаешь? — Ну да, я же твоя подруга, а кто тебе еще честно скажет? — А что мне делать? — Пойдем ко мне, я попробую уложить тебе волосы по-другому. — Пойдем.

Классный руководитель: В данном случае искренность и готовность пойти навстречу помогли избежать ссоры.

Классный руководитель: Итак, мягкое противостояние и конструктивное предложение — это два способа поведения, которые помогут вам предотвратить конфликты и сохранить собственное достоинство.

IV группа: Копилка добрых советов. Послушайте несколько советов, которые помогут вам взглянуть на процесс общения по-новому.

1. Относитесь к другим людям так, как хотели бы, чтобы они относились к вам.

2. Помните о законе «отзеркаливания»: как вы к людям — так и они к вам.

3. Замечайте в людях только хорошее. Во всех людях без исключения.

4. Не обижайтесь. Есть русская пословица: «Кто старое помянет, тому глаз вон».

5. Отходя ко сну, спроси себя – «Кого и чем порадовал ты за день?»

Классный руководитель: Я бы хотела еще добавить «Заповеди поведения в конфликтной ситуации» очень легко запомнить при помощи ключевого слова КОНФЛИКТ.

    К – критику по возможности устранить!

Критика должна быть конструктивной, корректно-щадящей и подаваться в соответствующей обстоятельствам форме.

    О – ответственность на 100 % брать на себя!

Как сказал И. Гете, «В споре виноват тот, кто умнее».

    Н — непонимание предмета споров, интересов сторон и их позиций устранять!

Если уподобить конфликт сорняку, то инцидент – это ботва, а корнем является конфликтная ситуация, на ней и следует сфокусировать внимание.

    Ф – фон конфликта не расширять!

Шаг влево, шаг вправо (прошлые прегрешения, переход «на личности» и т.д.) – это расстрел самого себя!

    Л – «леди / джентльмен» (из этого образа не выходить!).

По выражению Б. Рассела, «джентльмен – это человек, в общении с которым чувствуешь себя джентльменом». Лишь исполнение этой роли помогает погасить конфликт.

    И – интересы искать общие!

Надо спрашивать не только «Чего Вы хотите?», но и «Почему Вы хотите этого?» Ответ на первый вопрос раскроет позиции оппонента, на второй – интересы. В итоге появится реальная возможность «выйти из окопов войны на общий плацдарм» и начать совместный поиск приемлемого для обеих сторон решения.

    К – конструктивное решение искать сообща!

Все возражения и нападки следует переводить в конструктивную форму, задавая вопрос: «Что предлагаете делать?».

    Т – терпимость сохранять в любых ситуациях!

6. Игра практикум. Примените мягкое противостояние и конструктивное предложение.

Ситуация 1. Мама решила проверить школьный дневник дочери. Когда она взяла дневник в руки, из него выпал сложенный в несколько раз листок. Мама развернула листок и увидела, что это записка. За чтением записки ее застала дочь, вернувшаяся от подруги. Девочка вырвала записку из рук матери. Та накричала на дочь. Девочка хлопнула дверью и закрылась в комнате.

Ситуация 2. Ира обижена: «Вчера ты, Витя, шел мне навстречу и не поздоровался. Это невежливо». Витя удивлен: «А почему я должен здороваться? Ты меня первая увидела, вот бы и поздоровалась».

Ситуация 3. Подруга взяла у вас на вечер ваши любимые брюки, а наутро возвращает их надорванными.

Ситуация 4. Вика долго и обстоятельно делает домашние работы. Наташа к урокам не готовится. Наташа просит Вику дать списать. Вике обидно, она долго готовилась, приложила много сил, чтобы хорошо учиться.

Ситуация 5. Класс условно разделен на две микрогруппы, в которых и там и там, есть сильные лидеры, активисты, отличники. На протяжении учебного года идет конкуренция между ними за оценки, за учительское уважение, за авторитет перед классом, за первенство. Все это выражается на уроках в колких шутках, в насмешках в адрес друг друга. На переменах – «стычки», ссоры и даже были случаи драк. Эта ситуация напрягает весь класс.

7. Индийская сказка. Конфликты стары как мир. Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Послушайте индийскую сказку и попытайтесь определить причину ошибки мудрецов.

Мудрецы и слон

     Давным  —  давно  в маленьком городе жили — были шесть слепых мудрецов. Однажды в город привели слона. Мудрецы захотели его увидеть. Но как? «Я знаю,- сказал один мудрец,- мы ощупаем его». — «Хорошая идея,- сказали другие,- тогда мы будем знать, какой он- слон». Итак, шесть человек пошли смотреть слона. Первый ощупал большое плоское ухо. Оно медленно двигалось вперед — назад. «Слон похож на веер!» — закричал первый мудрец. Второй мудрец потрогал ноги слона. «Он похож на дерево!» — воскликнул он. «Вы оба не правы,- сказал третий,- он похож на веревку». Этот человек нащупал слоновий хвост. «Слон похож на копье»,- воскликнул четвертый, нащупав бивень слона. «Нет, нет, — закричал пятый,- слон как высокая стена!». Он говорил так, ощупывая бок слона. Шестой мудрец дергал слоновий хобот. «Вы все не правы,- сказал он,- слон похож на змею». «Нет на веревку!» — «Змея!» — «Стена!» — «Вы ошибаетесь!» — «Я прав!». Шестеро слепых кричало друг на друга целый час. И они никогда не узнали, как выглядит слон.

 — Почему мудрецы так и не узнали, как выглядит слон? Каждый человек мог представить себе лишь то, что могли чувствовать его руки. В результате каждый думал, что он открыл истину и знает, на что похож слон, Никто не хотел слушать, что говорят другие. У них возник конфликт, основанный на различиях в восприятии.

 — Были ли мудрецы на самом деле мудрыми?

 — Как мудрецы могли бы узнать, как на самом деле выглядит слон? Наличие другой стороны.

Учитель: Медиатор – нейтральный посредник, помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны.

Наследство

Перед смертью шейх завещал 19 верблюдов своим трем сыновьям, оставив первому сыну половину верблюдов, второму – четверть, а третьему – одну пятую. Так как разрезать верблюдов на части было бы явно неэкономно, сыновья решили пригласить посредника, прибывшего на своем верблюде. Посредник взвесил ситуацию и прибавил своего верблюда к наследству. Из полученных таким образом двадцати верблюдов, первый сын шейха забрал половину (10 верблюдов), второй сын – четверть (5 верблюдов), третий сын – пятую часть (4 верблюда). Таким образом, общая сумма полученных верблюдов равнялась девятнадцати. Верблюд посредника остался лишним. Посредник взобрался на него и уехал.

Ответьте на вопрос:

1) Оцените действия посредника. Если бы вы были на месте посредника, согласились бы вы временно пожертвовать своим верблюдом?

2) Конфликт разрешен или нет?

8. Упражнение «От сердца к сердцу». А сейчас я предлагаю вам рассчитаться по порядку номеров, запомнить свои номера, затем встать и выйти в середину класса. Вам необходимо стать в два круга — внутренний и внешний — так, чтобы вы разбились по парам. Во внутренний круг пусть станут те ребята, у кого номера четные, а во внешний — у кого нечетные. Возьмите, пожалуйста, друг друга за руки. Я думаю, есть что-то хорошее, что вы хотите сказать друг другу. Скажите вашему другу теплые и добрые слова о нем. Затем по хлопку ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке.

9. Упражнение «Подарок». Здесь, в комнате, для каждого из вас есть небольшой подарок. Вспомните свой номер, под таким же номером вы найдете свой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе. Каждый находит в комнате листок (в виде сердца) со своим номером, на оборотной стороне которого написано пожелание.

1. Чтобы контролировать ситуацию, надо оставаться спокойным.

2. В споре умей выслушивать собеседника до конца.

3. Уважай чувства других людей.

4. Любую проблему можно решить.

5. Будь внимателен к людям, с которыми общаешься.

6. Не сердись, улыбнись.

7. Начни свой день с улыбки.

8. Будь уверен в себе.

9. Раскрой свое сердце, и мир раскроет свои объятия.

10. Взгляни на своего обидчика — может, ему просто нужна твоя помощь.

11. Будь обаятелен и добр.

12. Извинись, если ты не прав.

13. Не забывай выражать свою благодарность.

14. Выполняй свои обещания.

15. Не критикуй постоянно других.

16. Умей сказать другу правду, даже если она не очень приятна.

17. Полюби себя, поверь в себя. Один из великих писал: «Только человек, любящий и уважающий себя, может уважать и любить других».

18. Не обижайся. Надо уметь прощать, не копить в себе зло, не быть мстительным.

19. Терпимость сохраняй в любых ситуациях!

10. Заключительное слово. В обществе нельзя жить без противоречий, люди всегда будут отличаться взглядами, вкусами и пристрастиями. Но эти противоречия нельзя доводить до конфликтов. Что бы сохранить душевное, психическое и физическое здоровье, нужно научиться предотвращать конфликты, а если конфликт уже разгорелся, нужно уметь из него выйти. Закончить наше занятие мне хочется следующими словами: «Человек, который совершает не очень хороший поступок, рискует остаться в одиночестве и вызвать осуждение окружающих. И наоборот, бывают поступки, которые возвышают людей в глазах других. И в том, и в другом, находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумай о последствиях. И пусть решение окажется верным». Если бы наше общество жило по закону “око за око”, весь мир был бы незрячим.

Ученица:

В жизни по-разному можно жить:

В горе можно и в радости;

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так: на рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обожженной солнце достать

И подарить его людям.

11. Рефлексия. Какое впечатление оставил классный час? Прибавилось ли уверенности в своих силах? Появилось ли желание воспользоваться способами предотвращения и погашения конфликтов?

Примерные ответы детей:

— Впечатление хорошее, появилась уверенность, что смогу избежать конфликтов.

— Пока все понятно, а когда сам попадешь в конфликтную ситуацию, может быть, все окажется сложнее.

— Очень хорошее впечатление, если бы все так научились разговаривать, не было бы конфликтов.

— Я уверена, что смогу избежать конфликтов.

— Умный человек никогда не доведет дела до конфликта.

12. Песня «Ты да я, да мы с тобой».

Одной из актуальных проблем современного
общества является проблема конструктивного
сотрудничества и взаимодействия. В настоящее
время конфликтология приобретает все большее
практическое значение. Являясь активным
участником конфликта, человек понимает, что
нельзя избавиться от конфликтов вообще, нужно
уметь управлять ими. Наша цель показать
возможные пути выхода из конфликтных ситуаций
путем их конструктивного решения. Для этого
рассмотрим причины возникновения и структуру
конфликта, его функции, а так же основные модели
поведения личности в конфликтной ситуации.

Цель: формировать конфликтную
компетентность и способность толерантного
поведения.

Задачи:


  • определить понятия “конфликт” и
    “конфликтная ситуация”.
  • Рассмотреть функции конфликта в обществе и его
    структуру.
  • Рассмотреть правила предупреждения конфликтов.
  • Самоанализ уч-ся “Оценка собственного
    поведения в конфликтной ситуации”.

Возрастная группа: 16-17 лет.

Эпиграф: “Будьте самоучками, не ждите, пока
вас научит жизнь”.
Станислав Ежи Лец (слайд 3)

Ход урока

1. Приветствие.

2. Актуализация знаний и постановка целей и
задач.

Психолог. Одной из актуальных проблем
современного общества является проблема
конструктивного сотрудничества и
взаимодействия. В связи с этим, проблема
социальных конфликтов стала предметом изучения
многих наук – философия, социология, педагогика,
психология и т. д. В настоящее время
конфликтология приобретает все большее
практическое значение. Являясь активным
участником конфликта, человек понимает, что
нельзя избавиться от конфликтов вообще, что
бесконфликтное состояние невозможно.

Однако, конфликты часто отравляют человеку
жизнь, нарушат привычный ритм, снижают
самооценку. Многие стремятся найти мирный способ
урегулирования конфликта, однако не всегда
знают, как это делать. Таким образом, налицо
разрыв между намерениями и возможностями.

Попробуем разрешить это противоречие наиболее
доступным нам способом – способом изучения
проблемы. Наша цель – показать возможные пути
выхода из конфликтных ситуаций путем их
конструктивного решения. Сегодня мы рассмотрим
понятия “конфликтная ситуация”, “конфликт”,
причины возникновения и структуру конфликта, его
функции, а так же основные модели поведения
личности в конфликтной ситуации.

3. Основная часть.

Учащиеся садятся по группам.

– Прошу вас занять места в зависимости от того,
как вы относитесь к такому явлению социальной
жизни, как конфликт.

Положительно не знаю отрицательно

Психолог. Конфликт-это столкновение
отдельных людей или социальных групп, выражающих
различные, а нередко и противоположные цели,
интересы и взгляды. (слайд 4) Для возникновения
конфликта необходима конфликтная ситуация. Конфликтная
ситуация
– это ситуация скрытого или явного
противоборства сторон. Это могут быть различные
цели, интересы и желания, либо различные способы
их достижения.(слайд 5) Но далеко не каждая
ситуация ведет к конфликту. Должен быть инцидент.
Инцидент – это стечение обстоятельств,
являющихся поводом для начала непосредственного
столкновения сторон.(слайд 6).

И даже в этом случае конфликт еще можно
предотвратить, так как все зависит от того, как
личность воспринимает и оценивает ситуацию. Если
личность оценивает эту ситуацию как конфликтную,
то она становится реальной. Происходит
конфликтное взаимодействие. Конфликт начинает
жить своей жизнью. Действия конфликтующих сторон
“подгоняются” под конфликтную ситуацию,
втягиваются новые силы и способы конфронтации.
Последний этап– это спад конфликта и его
разрешение (слайд 7). В зависимости от способов
разрешения оно может быть конструктивным и
деструктивным.(слайд 8)

Разрешение конфликта.



  • конструктивное (юмор, уступка, компромисс,
    сотрудничество)

  • деструктивное (угрозы, насилие, грубость,
    унижение, переход на личности, уход от решения
    проблем, разрыв отношений) (слайд 9)

Психолог.

-Хотелось бы , чтобы вы понимали, что конфликты,
это необходимое явление социальной жизни. Если
они существуют, то, значит, выполняют какие-то
важные функции в жизни человека и общества.
Причем эти функции могут быть как позитивные так
и негативные. (слайд 10) Позитивные функции:
познание друг друга, развитие личности,
повышение авторитета, ослабление психического
напряжения.. Негативные функции: социальная
пассивность, снижение качества деятельности,
депрессия, угроза здоровью, ощущение насилия,
давления. (слайд 11) (слайд 12) Как видите, путей
выхода из конфликта множество. Так что, если вы не
заметили, как попали в сложную ситуацию, грозящую
выйти из-под контроля, вам придется применить все
свое обаяние, интеллект и умение общаться, чтобы
выйти из конфликта с наименьшими потерями.

Часто возникают конфликты среди ваших
сверстников. В школьном классе конфликты
неизбежны, так как дети находятся вместе в
течение длительного периода времени, происходят
сложные групповые процессы – создание
коллектива, консолидация отдельных групп,
выделение лидеров и т. д. В одном классе (школе)
собираются дети, имеющие разный опыт общения,
привыкшие к разному образу и стилю жизни. Кроме
того, в школе возможны конфликты не только между
детьми, но и между взрослыми и детьми, между
педагогами.

Причины конфликтов в подростковой среде (слайд
13): борьба за лидерство, психологическая
несовместимость, неподтверждение ролевых
ожиданий, примитивный тип общения, ущемление
достоинства или амбиций одного из детей.

Правила предупреждения конфликтов: (слайд
14)

  1. Не говорите сразу со взвинченным, возбужденным
    человеком,
  2. Прежде чем сказать о неприятном, постарайтесь
    создать доброжелательную атмосферу, отметьте
    заслуги человека, его хорошие дела.
  3. Постарайтесь посмотреть на проблему глазами
    оппонента, постарайтесь “встать” на его место.
  4. Не скрывайте доброго отношения к людям, чаще
    высказывайте одобрение своим товарищам, не
    скупитесь на похвалу.
  5. Умейте заставить себя замолчать, когда вас
    задевают в мелкой ссоре, будьте выше мелочных
    разборок!

А сейчас каждый из вас выполнит тест “Оценка
собственного поведения в конфликтной ситуации”

(слайд 15)

  • Уважаемые ребята! Постарайтесь искренне
    ответить на вопрос: “Как вы обычно ведете себя в
    конфликтной ситуации или споре?” Если вам
    свойственно то или иное поведение, поставьте
    соответствующее количество баллов после каждого
    номера ответа. Приложение.

4. Подведение итогов.

Беседа:

Что нового вы узнали для себя сегодня?

– Изменилось ли ваше мнение о конфликте?

 Список использованной литературы:


  1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Конфликтология. – М:
    Трикста, 2005
  2. Осипова Е., Чуменко Е. Конфликты и методы их
    преодоления. – М.:, 2007.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти нужный символ в word
  • Как найти дом которого нет на карте
  • Как нашли тело егора
  • Идеальный мужчина как его найти
  • Как найти пройденное расстояние по окружности