Составление рассказа по серии картин
«Как щенок нашел друзей»
Цели и задачи:
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Обогащение активного словаря прилагательными и глаголами. Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; навыка составление рассказа с опорой на план-схему и с помощью слов –подсказок логопеда. Воспитание бережного отношения к животным.
Оборудование: серия сюжетных картин «Как щенок нашел друзей», пиктограммы плана-схемы рассказа, мяч, инд. зеркала.
Ход занятия:
1. Отгадайте мою загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
(щенок)
2. Рассматривание картин и знакомство с пиктограммами.
-Картина№1:
Какое время года на картине?
Почему вы так думаете?
Кто изображен на картине?
Что делает щенок?
Как он выглядит?
Почему щенок такой печальный?
Почему щенок никуда не уходит?
— Картина №2
Кого вы видите на картине?
Как одеты девочки и что у них в руках?
Почему девочки остановились около щенка?
Как чувствует себя щенок?
-Картина №3:
Кого вы видите на третьей картине?
Где находятся девочки и щенок?
Как одеты девочки?
Как выглядит щенок?
Что он делает?
Как смотрят на щенка девочки?
Что изображено на картине , висящей на стене?
-Картина №4:
Что делают девочки на этой картине?
А что делает щенок?
Почему он уснул?
О чем разговаривают девочки?
Почему они решили забрать щенка к себе домой?
Как девочки смотрят на щенка?
3. Чтение рассказа составленного педагогом:
Наступила дождливая поздняя осень. Маленький бездомный щенок остался на улице по дождем совсем один. У него не было хозяина, он был голоден, сильно замерз, промок и не знал куда идти.
Мимо шли две сестрички. У них был желтый зонтик и резиновые сапоги. Девочки увидели мокрого щенка прями посреди лужи и пожалели его.
Они принесли бедолагу домой. Вытерли пушистым полотенцем, согрели и накормили.
Сытый щенок сразу заснул на теплом коврике, а девочки еще долго сидели на диване и смотрели на него добрыми, счастливыми глазами. Они назвали щенка Дружок и решили оставить его себе. Теперь у щенка появились настоящие друзья.
4. Игры с мячом «Подбери признак» , «Подбери действие».
Щенок (какой?) – пушистый, гладкошерстный, умный, ласковый, маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, промокший, замерзший, продрогший (на картинках 1,2).
Щенок (что делает?) – играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается (больно), грызет (косточку), лакает (воду), прыгает (высоко), бегает (быстро). На первой картинке — мокнет, дрожит, мерзнет.
5. Деление на слоги слов: Зонт, зон-тик, са-по-ги, ще-нок, кос-точ-ка.
6. Артикуляционная гимнастика
«Волк зубастый»
Раз в неделю волк зубастый «Улыбка»
Чистит зубы мятной пастой, «Почистим зубки»
Моет клетку, чистит вход, «Маляр», «щетка»
Стелет коврик у ворот. «Лопаточка»
И с цветочком у дверей «Иголочка», «Чашечка»
В гости ждет к себе зверей.
Но, увы! Другие звери
Не стучатся к волку в двери. «Молоточком»
Велика, конечно, честь,
Но опасно – могут съесть! «Улыбка»
7. Повторный рассказ по серии картин педагогом, придумывание названия рассказу.
8. Мимический этюд «Цветок»
9. Составление рассказа детьми (по цепочке) с опорой на картинки-пиктограммы. Рассказывание одним ребёнком (по желанию)
10. Окончание занятия, подведение итогов,оценка работы.
Конспект занятия по развитию
речи
в старшей группе
Составление рассказа по серии сюжетных картин
Тема: «Как щенок друзей нашел»
Воспитатель Лепетан Ирина Анатольевна
п.Раздольное, 2017 г.
Приоритетная образовательная область: речевое развитие (развитие речи)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое.
Предметно-пространственная развивающая среда темы ННОД: групповая комната,
серия сюжетных картин «Как щенок друзей нашел», игрушка Карандаш,
мультимедийное оборудование, презентация по картинам.
Цель: обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных
картин.
«Речевое развитие»
Задачи:
Формировать умения устанавливать логическую последовательность событий.
Развивать связную (монологическую) речь.
Формировать умение грамматически правильно строить предложения.
Обогащение активного словаря.
«Социально-коммуникативное развитие»
Задачи:
Развить интерес и познавательную мотивацию.
Развитие общения, взаимодействие ребёнка со взрослым.
Саморегуляция собственных действий.
«Физическое развитие»
Задачи:
Развитие координации движения.
Содержание ННОД
Воспитатель:
Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу и подумайте, как
хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы.
Мы здоровы.
— Дети, сегодня утром, когда я зашла в группу, то услышала плач. Это плакал
Карандаш. Он перепутал картинки и теперь не может их собрать по порядку и
составить рассказ. Поможем ему?
Дети: Да.
Воспитатель показывает детям картинки, и они расставляют их последовательно.
Речевая разминка.
а)Фонетическая разминка
-Произнеси на одном выдохе: а о у и я
саса — оса
со со — исоси си — уса
б) Речевая разминка
Са- са- са в лесу бегает лиса.
Жи- жи — жи ходят по двору ежи.
в) Пальчиковая гимнастика
«Вышли пальчики гулять»
Вышли пальчики гулять,
Раз-два-три-четыре-пять.
Раз-два-три-четыре-пять
В домик спрятались опять.
Презентация по картинкам.
Слайд № 1
Вопросы к детям:
Какое время года изображено на этой картине?
Почему вы так думаете?
Кто изображен на картине?
Что делает щенок?
Как он выглядит?
Какое у щенка настроение?
Почему вы так думаете?
Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне?
Почему вы так решили?
Почему щенок такой печальный?
Почему щенок никуда не уходит?
Слайд № 2
Вопросы к детям:
Кого вы видите на этой картине?
Как одеты девочки?
Что у них в руках?
Почему девочки остановились возле щенка?
Как выглядит щенок?
Почему он опустил голову?
Какой идет дождик?
Что почувствовали девочки к щенку?
А как чувствовал себя щенок?
Слайд № 3
Вопросы к детям:
Кого вы видите на этой картине?
Где находятся девочки и щенок?
Как одеты девочки?
А как выглядит щенок?
Что он делает?
Как смотрят девочки на щенка?
Что изображено на картине, висящей на стене?
Слайд № 4
Вопросы к детям:
Что делают девочки на этой картине?
А что делает Щенок?
Почему он уснул?
О чем говорят девочки?
Почему они решили забрать щенка домой?
Как девочки смотрят на щенка?
Физкультминутка «Три медведя»
Физкультминутка для глаз
Рассматривание картин по отдельности. Выделение в каждой картине главной мысли.
Выбор наиболее подходящего к данной картине предложения из предложенных
воспитателем.
Картина № 1: Щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем… Дети
и собака. И т.д.
Картина № 2: Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. Щенок под
дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек. И т.д.
Картина № 3: Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети
едят. Девочки кормят щенка. И т.д.
Картина № 4: Щенок ест. Щенок уснул на коврике… Щенок прыгает.
Девочки сидят на диване. И т.д.
Воспитатель делает вывод: Мы подобрали главные предложения или названия к
каждой картине:
Щенок остался в парке под дождем (1).
Девочки увидели щенка (2).
Девочки кормят щенка (3).
Щенок уснул на коврике(4).
Эти главные предложения вместе называются планом рассказа.
А теперь пользуясь этим планом рассказа, мы попробуем составить рассказ «Как
щенок нашел друзей».
Заслушиваем 3-4 рассказа. Чей рассказ вам понравился?
Подведение итогов занятия.
Воспитатель: Кому мы сегодня помогли?
Мы помогли Карандашу собрать картинки и составить рассказ по ним.
Чему вы сегодня научились? Кому было сложно?
Какие новые слова запомнили? Как отнеслись девочки к щенку в рассказе? Как
должны люди относиться к животным, природе?
Развитие связной, грамматически правильно, диалогической и монологической речи
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений
Совершенствование и умение понимать и переделывать в речи некоторые связи между наблюдаемыми явлениями, делать выводы
Развитие двигательной активности
Формирование речевого этикета
Развитие воображения и творческой активности
Понимание на слух различных жанров детской литературы
Воспитатель: — Ребята , а кто сочиняет рассказы? (ответы детей)
Молодцы , сегодня и мы станем писателями и сочиним историю с помощью картинок , что приготовил для нас Дружок
— Давайте вспомним, что обязательно должно быть в каждом рассказе? (начало , середина, конец). Для этого нужно правильно расставить картинки (дети расставляют картинки в логической последовательности на доске).
А теперь давайте, посмотрим на первую картинку
-Картинка№1:
Какое время года изображено на этой картинке и почему вы так решили? Какая стояла погода? (дождливая) Кто изображен на картине? (грустный, мокрый щенок) Что делает щенок? (сидит, скулит) Как вы думаете, почему щенок никуда не уходит?
Картинка №2
Кого вы видите на картине? Как одеты девочки и что у них в руках? Почему девочки остановились около щенка? (жалобно скулил) Как вы думаете, что решили сделать девочки? Почему подружки решили забрать щенка?
-Картинка №3:
Кого вы видите на этой картинке? Где находятся девочки и щенок? Что он делает? Какое настроение у подружек?
Как смотрят на щенка девочки? (с любовью..)
-Картинка №4:
Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? Почему девочки решили забрать щенка к себе домой?
-Ребята я вам предлагаю вам немного поиграть
Дидактическая игра «Закончи предложение»
Я бросаю вам мяч и говорю начало предложения ,а вы его дополняете и кидаете мяч обратно .
-Готовы?
Это было……(поздней осенью) С деревьев облетели….(желтые листья) Шел сильный…(осенний дождь) Маленький щенок…(сидит один в парке) Он сильно…(промок и замерз) Через парк….(шли девочки) Подружки увидели….(мокрого грустного щенка) Они решили…(взять мокрого щенка домой) Дома девочки…(накормили щенка) В комнате было…(тихо и уютно) Довольный щенок…(уснул на коврике) Подружки сидели на диване…(и любовались щенком) Они решили…(оставить щенка) Девочки назвали щенка…(Дружок)
-Молодцы, хорошо спросились, а сейчас мы отдохнем и разомнёмся с нашим гостям Дружком
Физкультминутка
«Осенний дождь»
Тучи в небе кружатся (Плавно покачиваются с ноги на ногу )
Что ни шаг, то лужица. (Ходьба на месте с высоким подниманием калений)
День осенний хмуриться (Руки на поясе, повороты в стороны.)
Листопад на улице. (Кружатся на месте)
По дороге стелется,
Желтая метелица. (Легкий бег по кругу)
Дует ветер с высоты, гнет деревья до земли.
Практическая часть
Составление детьми рассказов по отдельным картинкам.
1 ребенок – начало 2 ребенок – середина
3 ребенок – конец 3-4 ребенка по серии картинок целый рассказ Воспитатель: — Ребята, а как бы вы по-другому назвали эту историю? Дружку очень понравились ваши рассказы. Он дарит вам картинки. Когда вы соедините все точки, то узнаете, что на них изображено. Но сначала поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастка
На двери висел замок, (сжать руку в кулачок)
Взаперти сидел щенок. (разжать указательный палец)
Хвостиком вилял, (двигать указательным пальцем со стороны в сторону)
Ребяток поджидал.(покачивают мизинцем) «Гав», «гав»- я не пугаю Я с ребятами играю (большой и указательный палец соединяются в кольцо)
Упражнение «Соединяем точки»
Воспитатель: Ребята, подойдите к столам и приступайте к выполнению задания. (звучит музыка) — Кто получился у вас на картинке? (щенок) Дружок дарит вам свой портрет, который вы раскрасите вечером.
Воспитатель: А теперь я предлагаю послушать рассказ, который мы с вами сочинили:
Наступила дождливая поздняя осень. Маленький бездомный щенок остался на улице под дождем. У него не было хозяина ,он был голоден и очень замерз, промок и не знал куда ему идти . Мимо шли две сестрички. У них был желтый зонтик и резиновые сапожки. Девочки увидели мокрого щенка сидящего в луже и пожалели его. Они забрали его домой. Вытерли пушистым полотенцем, согрели и накормили .
Сытый щенок сразу заснул на теплом коврике, а девочки еще долго смотрели на него , добрыми , счастливыми глазами .Они назвали его Дружком и решили оставить себе. Теперь у щенка появились настоящие друзья
Познавательное развитие
Речевое развитие
Коммуникативная
Речевое развитие,
Коммуникативная
Речевое развитие:
коммуникативная
Физическое развитие, (двигательная)
Речевое развитие
Коммуникативная
Физическое развитие, (двигательная)
Речевое, художественно-эстетическое развитие
Коммуникативная,
познавательно- исследовательская
Специально моделированная ситуация общения
Рассматривание иллюстраций
Рассматривание иллюстраций
Дидактические словесные
Физ.минутка
Художественно-речевая деятельность
Пальчиковая гимнастика
Развивающие упражнения
Изобразительная деятельность
Чтение готового рассказа по картинкам
Слово педагога, речь детей
демонстрационный материал ( серия картинок «Как щенок нашел друзей»)
Слово педагога, речь детей
Слово педагога, речь детей. Резиновый мячик
Показ педагога,
Действие детей
Слово педагога, речь детей, картинки
Слово педагога, действие детей
Карандаши, заготовки рисунка на каждого ребенка
Слово педагога
Картинки
Ребенок проявляет интерес и любознательность.
Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для выражения своих чувств
Ребенок может использовать речь для построения речевого высказывания
У ребенка складываются предпосылки грамотности
Ребенок может контролировать свои движения и управлять ими.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам
Ребенок владеет основными движениями, может контролировать
Ребенок использует речь для построения речевого высказывания в ситуации общения
У ребенка развита мелкая моторика рук
Ребенок понимает речь взрослых, активно подражает им в движениях и действиях.
Ребенок овладеет развитым воображением
Обновлено: 26.05.2023
Цель данного занятия: формирование у детей связной речи.Задачи: обучать детей связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин;
обогащать активный словаря прилагательными и глаголами;
развитие память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание, навык составление рассказа с опорой на план-схему и с помощью слов –подсказок логопеда; воспитывать бережное отношение к животным.
Автор: Пряхина Валентина Игоревна
Конспект занятия по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста на тему Составление рассказа по серии картин
Как щенок нашел друзей
Цель:
Формирование связной речи;
Задачи: обучать детей связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин;
обогащать активный словаря прилагательными и глаголами;
развитие память, словесно-логическое мышление и произвольное внимание, навык составление рассказа с опорой на план-схему и с помощью слов –подсказок логопеда; воспитывать бережное отношение к животным.
Оборудование: серия сюжетных картин Как щенок нашел друзей, серя сюжетных картин, плана-схемы рассказа, игрушка – щенок Дружок, мяч.
Ход занятия:
Логопед:
— Ребята, а какое сейчас время года? (поздняя осень)
— Поздней осенью погода какая? (дождливая, пасмурная, хмурая, ветреная,
прохладная, сырая. )
— Ребята, кто-то спрятался от холода в кучу сухих листьев и скучает. А кто это, вы поймете, когда отгадаете загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет. (щенок)
Сюрпризный момент: дети отгадывают загадку и находят щенка.
Логопед:
Ребята, щенка зовут Дружок. Он спешил к нам в детский сад и замерз.
Давайте с ним поиграем и согреем его.
Дидактическая игра Подбери признак.
Щенок (какой?) – пушистый, мокрый, гладкошерстный, умный, ласковый,
маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, промокший,
замерзший, продрогший.
Дидактическая игра Подбери действие.
Щенок (что делает?)
– играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается (больно), грызет (косточку), лакает (воду), прыгает (высоко), бегает (быстро).
Логопед:
— Дети, Дружок хотел вам рассказать интересную историю, которая с ним
произошла. Он так спешил к вам, что все картинки перепутал. Поможем Дружку составить рассказ по картинкам? (Дети располагают картинки на мольбертах, соблюдая смысловую последовательность).
(Дети садятся на стулья).
Логопед:
— Ребята, сейчас мы будем составлять интересный рассказ по картинкам.
Логопед:
А теперь посмотрите на первую картинку и ответьте вопросы.
-Картина№1:
Какое время года на картине?
Почему вы так думаете?
Кто изображен на картине?
Что делает щенок?
Как он выглядит?
Почему щенок такой печальный?
Почему щенок никуда не уходит?
— Картина №2
Кого вы видите на картине?
Как одеты девочки и что у них в руках?
Почему девочки остановились около щенка?
Как чувствует себя щенок?
Как вы думаете, что решили сделать девочки?
-Картина №3:
Кого вы видите на третьей картине?
Где находятся девочки и щенок?
Как одеты девочки?
Как выглядит щенок?
Что он делает?
Как смотрят на щенка девочки? (с любовью, с заботой, по — доброму)
Что изображено на картине, висящей на стене? (в семье любят животных, может быть девочки мечтали о собаке – осуществление мечты)
-Картина №4:
Что делают девочки на этой картине?
А что делает щенок?
Почему он уснул?
О чем разговаривают девочки?
Почему они решили забрать щенка к себе домой?
Как девочки смотрят на щенка?
Молодцы ребята! Какое бы название вы дали, глядя на эти картинки? (высказывания детей).
Логопед: Серия картинок, которые принес Дружок, называется: Как щенок нашел друзей.
Чтение рассказа, составленного педагогом:
Наступила дождливая поздняя осень. Маленький бездомный щенок остался на улице по дождем совсем один. У него не было хозяина, он был голоден, сильно замерз, промок и не знал куда идти.
Мимо шли две сестрички. У них был желтый зонтик и резиновые сапоги. Девочки увидели мокрого щенка прями посреди лужи и пожалели его.
Они принесли бедолагу домой. Вытерли пушистым полотенцем, согрели и накормили.
Сытый щенок сразу заснул на теплом коврике, а девочки еще долго сидели на диване и смотрели на него добрыми, счастливыми глазами. Они назвали щенка Дружок и решили оставить его себе. Теперь у щенка появились настоящие друзья.
Логопед: Ребята, вот такая история приключилась с нашим Дружком? Вам понравилась история? Какая она?
Логопед: А сейчас давайте отдохнём, а заодно проверим, как вы внимательно меня слушали.
Игровое упражнение Закончи предложение (с мячом).
Это было…… (поздней осенью)
С деревьев облетели… (желтые листья)
Шел сильный… (осенний дождь)
Маленький щенок… (сидит один в парке)
Он сильно… (промок и замерз)
Через парк… (шли девочки)
Сестрички увидели… (мокрого грустного щенка)
Они решили… (взять мокрого щенка домой)
Дома девочки… (накормили щенка)
В комнате было… (тихо и уютно)
Довольный щенок… (уснул на коврике)
Подружки сидели на диване… (и любовались щенком)
Они решили… (оставить щенка)
Девочки назвали щенка…(Дружок)
(Дети садятся на стульчики).
Логопед: А сейчас, я предлагаю вам еще раз внимательно послушать рассказ, и постараться его запомнить.
Чтение рассказа (повторно), составленного педагогом:
Повторный рассказ по серии картин педагогом.
Логопед: Ребята, кто хочет попытаться составить рассказ?
(Составление рассказа детьми (по цепочке) с опорой на картинки).
Индивидуально (по желанию).
Итог занятия.
Логопед: Ребята, какие вы молодцы!
Кто к нам в гости приходил?
Что случилось с щенком?
Кто ему помог?
Как называется серия картинок, по которым мы составляли рассказ?
Как нужно относиться к животным?
.
Эту чудесную историю вы можете рассказать друг другу, сестренкам и братишкам, родителям. Картины расположим на мольберте, и каждый из вас сможет составить свой рассказ. А сейчас Дружок хочет с вами поиграть.
(картина на следующей странице).
Цель: создать условия для формирования навыков связного, последовательного изложения событий по серии сюжетных картин.
1. Способствовать формированию умения внимательно рассматривать картинки, выделять главную мысль (с помощью воспитателя).
2. Выстраивать последовательность событий в соответствии с логикой.
3. Составлять целостный рассказ по серии сюжетных картинок, пользуясь разными видами предложений.
4. Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивать во время выполнения задания.
5. Обогащение повествования рассказа выразительными средствами русского языка (однородными членами предложения, эпитетами, синонимами).
6. Расширение, уточнение и активизация словарного запаса детей.
7. Воспитание бережного, заботливого отношения к животным.
Ход занятия :
I . Воспитатель : Ребята, кто-то к нам стучится, давайте посмотрим кто это. Ой, да это Фырка! Давайте поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, Фырка!
Фырка: Здравствуйте ребята! А я к вам не просто пришел в гости, мне нужна ваша помощь. Получил письмо, а в нем загадка, только не знаю про кого. Вы мне поможете отгадать ее?
Дети: Да, поможем.
Фырка: Слушайте внимательно. (Стихотворение — загадка Т. А. Шорыгиной).
1.«Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
Дети : Щенок.
Фырка : Объясните, почему вы так решили. Назовите слова, которые помогли вам догадаться.
Дети: Забавный; неуклюжий; лизнул; хвостом вильнул.
Воспитатель: Фырка, ты понял о ком эта загадка?
Фырка: Да, спасибо ребята. Это загадка про щенка.
Воспитатель: Ты наверное устал, отдохни, а мы с ребятами поиграем.
Воспитатель: Нужно передавая мяч друг другу назвать слова – признаки описания щенка.
-Щенок (какой) пушистый, гладкошерстный, ласковый, умный, толстый, маленький, рыжий, серый, пятнистый, забавный, веселый т. д.
-Молодцы, а сейчас мы будем называть отдельные действия, которые может выполнять щенок.
-Щенок (что делает?) играет (с мячиком, спит (сладко, лает (громко, скулит (жалобно, кусается (больно (грызет косточку, лакает (воду).
— Садитесь, пожалуйста. (дети садятся на стульчики)
II. Рассмотрев картины, вы расскажете, что произошло и о ком эта история.
На магнитную доску по очереди выставляю сюжетные картины.
Воспитатель: ребята, внимательно посмотрите на картину и ответьте на мои вопросы.
-Картина №1 : Какое время года изображено на этой картинке? Почему вы так думаете? Кто изображен на картине? Что делает щенок? Как он выглядит? Какое у щенка настроение? Почему вы так думаете? Как вы думаете, щенок находится в городе или в деревне? Почему вы так решили? Почему щенок такой печальный? Почему щенок никуда не уходит?
-А теперь давайте с вами сформулируем главную мысль картины :
— щенок гуляет. Щенок и кот. Щенок остался во дворе под дождем. Дети и собака.
Нашей главной мысли подходит эта пиктограмма (1).
— Картина № 2 : Кого вы видите на этой картине? Как одеты девочки? Что у них в руках? Почему девочки остановились возле щенка? Как выглядит щенок? Почему он опустил голову? Какой идет дождик? Что почувствовали девочки к щенку? А как чувствовал себя щенок?
-Назовите главную мысль этой картины : Девочки и дождик. Девочки увидели щенка. Щенок под дождем. Зонтик и щенок. Щенок у девочек.
К этой картине подойдет эта пиктограмма (2).
-Картина № 3 : Кого вы видите на этой картине? Где находятся девочки и щенок? Как одеты девочки? А как выглядит щенок? Что он делает? Как смотрят девочки на щенка? Что изображено на картине, висящей на стене?
— Давайте назовем главную мысль в этой картине :
Девочки смотрят на щенка. Девочки и щенок. Щенок играет. Дети едят. Девочки кормят щенка.
А какая пиктограмма подойдет сюда. Молодцы, правильно. (3)
— Картина № 4 : Что делают девочки на этой картине? А что делает щенок? Почему он уснул? О чем могут разговаривать девочки? Почему они решили забрать щенка домой? Как девочки смотрят на щенка?
— Определите, какая главная мысль в этой картине :
— Щенок ест. Щенок уснул на коврике. Щенок прыгает. Девочки сидят на диване.
-Скажите, последняя пиктограмма подходит сюда. Правильно молодцы.
Мы подобрали главные предложения или названия к каждой картине.
1. Щенок остался во дворе под дождем.
2. Девочки увидели щенка.
3. Девочки кормят щенка.
4. Щенок уснул на коврике.
Эти главные предложения называются планом рассказа. А пиктограммы показывают нам план схематично, чтобы было легче рассматривать.
— Вставайте, сейчас мы с вами поиграем.
(Задаю вопрос, бросаю мяч ребенку; ребенок отвечает, бросает мяч обратно).
— Уже почти все листья …
— Щенок сладко спал, а девочки…
— Щенок не знал, куда ему идти и сидел….
— Щенок поел и сразу….
-Подружки решили забрать…
-Две девочки увидели….
— Теперь у подружек появился настоящий ….
— Пока мы с вами играли, Фырка тоже поиграл и перепутал наши картины с пиктограммами. Нам с вами надо вспомнить: что было в начале этого рассказа, что в середине, что в конце и расставить картины с пиктограммами по порядку.
-Как можно назвать рассказ?
— Осенью во дворе.
— Как девочки нашли друга.
— Девочки и щенок.
— Как щенок нашел друзей.
— Сейчас вы сами будете составлять рассказ, а пиктограммы в этом помогут. Внимательно слушайте друг друга и будьте готовы продолжить рассказ.
(рассказы детей по цепочке) .
— Скажите, может кто-то сам хочет рассказать полностью рассказ?
III. Скажите, пожалуйста, чем сегодня мы занимались на занятии? Чему научились? Как отнеслись девочки к щенку в рассказе? Как должны люди относится к животным? Природе?
(ответы детей)
Фырка: Спасибо, ребята. Мне очень понравилось, и я много узнал у вас сегодня. До свидания, мне пора улетать.
Занятие окончено.
Конспект НОД по составлению рассказа по серии сюжетных картинок и лепке снеговика Задачи: учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок, рассказывать о зимних забавах, сравнивать предметы, лепить фигуру снеговика.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Учитель-логопед: Тихонова Н.Ю.
Цель: закрепить у детей понятие о предложении.
— учить определять количество слов в предложении;
-закрепить умение составлять предложения, по опорным словам,;
-развивать фонематическое восприятие при работе над деформированным предложением и работе над предложением;
-тренироваться в составлении собственных предложений;
-учить распространению предложений;
-стимулировать развитие слуховой памяти;
-учить графически записывать схему предложения;
-развитие словесно-логического мышления и памяти.
-Дети, сегодня занятие необычное, посмотрите, сколько у нас гостей, давайте поздороваемся с ними.
1.Организационный момент. Звоню в колокольчик.
Встали дети, встали в круг, я твой друг и ты мой друг,
Крепко за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Проходите, садитесь за стулья.
2.Повторение пройденного материала.
-Ребята, что такое предложение?
-Из чего состоит предложение?
— Сколько слов в предложении?
-Придумайте любое предложение и назовите его. Сколько слов в вашем предложении? (спрашиваю каждого ребенка).
-На прошлом занятии мы знакомились с серией картин. О ком была история? (О щенке).
Щенок играл с картинками и перепутал. Возьмите конверты, достаньте картинки и разложите их по порядку, что было сначала, что потом. Итак, какая первая картинка, что на ней изображено ( и т.д.)., а я выставляю на доске.
5. Составление предложений по опорным словам.
-Сейчас я буду называть вам слова, а вы составите из них предложения. Подсказкой будут вам картинки.
— Осень, наступить, поздняя.
— Деревья, листья, облететь.
-Маленький, щенок, двор, гулять.
— Щенок, мерзнуть, скулить.
— Увидеть, девочки, щенок.
-Подружки, забрать, щенок,дом.
-Дом, девочки, кормить, малыш.
— Щенок, согреться, коврик, уснуть.
— Щенок, спать, девочки, смотреть.
— Девочки, Дружок, назвать, щенок.
— Слова в предложении можно выложить с помощью полосок, где одно слово-одна полоска. Давайте вспомним,что обозначает вертикальная полоска в начале предложения? (Предложение начинается с большой буквы). Сейчас я повторю предложения, а вы сосчитаете количество слов и выложите схему на столе. Одно слово-одна полоска.
— Сколько слов в предложении?
— Какое слово первое, второе, третье?
Возьмите листы и карандаши. Послушайте предложение и запишите его на листах, не забываем, что первое слово пишется с большой буквы, одно слово равно одной черточке, в конце предложения ставим точку.
Я вам говорю предложение, вы должны его повторить и составить новое предложение, добавив любое подходящее слово.
— Маленький щенок. Маленький щенок гулял. Маленький щенок гулял во дворе.
— Девочки шли. Девочки шли домой. Девочки шли домой через двор.
— Девочки взяли. Девочки взяли щенка. Девочки взяли щенка домой.
Подведение итогов занятия.
Чем занимались? Чему научились? Что понравилось в картинах? Кого запомнили?
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Обогащение активного словаря прилагательными и глаголами. Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; навыка составление рассказа с опорой на план-схему и с помощью слов –подсказок логопеда. Воспитание бережного отношения к животным.
Содержимое разработки
Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин. Обогащение активного словаря прилагательными и глаголами. Развитие долговременной памяти, словесно-логического мышления и произвольного внимания. Совершенствование навыка звукового и слогового анализа слов; навыка составление рассказа с опорой на план-схему и с помощью слов –подсказок логопеда. Воспитание бережного отношения к животным.
1. Отгадайте мою загадку:
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет. (щенок)
2. Рассматривание картин и знакомство с пиктограммами.
Какое время года на картине?
Почему вы так думаете?
Кто изображен на картине?
Что делает щенок?
Как он выглядит?
Почему щенок такой печальный?
Почему щенок никуда не уходит?
Кого вы видите на картине?
Как одеты девочки и что у них в руках?
Почему девочки остановились около щенка?
Как чувствует себя щенок?
Кого вы видите на третьей картине?
Где находятся девочки и щенок?
Как одеты девочки?
Как выглядит щенок?
Как смотрят на щенка девочки?
Что изображено на картине , висящей на стене?
Что делают девочки на этой картине?
А что делает щенок?
Почему он уснул?
О чем разговаривают девочки?
Почему они решили забрать щенка к себе домой?
Как девочки смотрят на щенка?
3. Чтение рассказа составленного педагогом:
Наступила дождливая поздняя осень. Маленький бездомный щенок остался на улице по дождем совсем один. У него не было хозяина, он был голоден, сильно замерз, промок и не знал куда идти.
Мимо шли две сестрички. У них был желтый зонтик и резиновые сапоги. Девочки увидели мокрого щенка прями посреди лужи и пожалели его.
Они принесли бедолагу домой. Вытерли пушистым полотенцем, согрели и накормили.
Сытый щенок сразу заснул на теплом коврике, а девочки еще долго сидели на диване и смотрели на него добрыми, счастливыми глазами. Они назвали щенка Дружок и решили оставить его себе. Теперь у щенка появились настоящие друзья.
Щенок (какой?) – пушистый, гладкошерстный, умный, ласковый, маленький, толстый, рыжий, серый, веселый, забавный, промокший, замерзший, продрогший (на картинках 1,2).
Щенок (что делает?) – играет (с мячиком), спит (сладко), лает (громко), скулит (жалобно), кусается (больно), грызет (косточку), лакает (воду), прыгает (высоко), бегает (быстро). На первой картинке — мокнет, дрожит, мерзнет.
5. Деление на слоги слов:
Зонт, зон-тик, са-по-ги, ще-нок, кос-точ-ка.
6. Артикуляционная гимнастика
В гости ждет к себе зверей.
Но, увы! Другие звери
Велика, конечно, честь,
7. Повторный рассказ по серии картин педагогом, придумывание названия рассказу.
9. Составление рассказа детьми (по цепочке) с опорой на картинки-пиктограммы. Рассказывание одним ребёнком (по желанию)
10. Окончание занятия, подведение итогов,оценка работы.
-75%
Читайте также:
- Конспект уроку 6 клас групи прикметників за значенням якісні відносні присвійні
- Конспект урока с самоанализом 4 класс школа россии
- Конспект урока водородные и кислородные соединения неметаллов 9 класс
- Стихи сочиненные на дороге в петергоф ломоносов конспект урока
- Основы исторической науки 10 класс конспект урока сахаров загладин
Составление рассказа по серии сюжетных картин «Как щенок нашёл друзей»
Цель: формировать умение составлять небольшой рассказ с помощью педагога;
Задачи:
— учить последовательно описывать сюжетные картины;
— развивать долговременную память;
— учить отвечать на вопросы воспитателя;
— воспитывать бережное отношение к животным;
Ход занятия:
В: Ребята, вы любите отгадывать загадки?
Д: Да!
В: Тогда внимательно слушаем загадку.
Он забавный, неуклюжий,
Прямо в нос меня лизнул,
Напустил в прихожей лужу
И хвостом слегка вильнул.
Я чесал его за ухом,
Щекотал ему живот,
Стал он самым лучшим другом
И теперь у нас живет.
(щенок)
В: Молодцы! (рассматриваем картины).
В: Какое время года здесь изображено?
Д: Здесь изображена осень
В: Почему вы так думаете?
Д: Потому что идет дождь. На деревьях все листья облетели.
В: Кто изображен на картине?
Д: На картине изображен щенок.
В: Что делает щенок?
Д: Щенок сидит под дождём
В: Как он выглядит?
Д: Грустный, печальный.
В: Почему щенок такой печальный?
Д: Потому что у него нет хозяина
В: Почему щенок никуда не уходит?
Д: Потому что у него нет дома.
В: Кого вы видите на второй картине?
Д: Девочек.
В: Как одеты девочки и что у них в руках?
Д: У девочек на ногах резиновые сапоги. У них в руках зонты.
В: Почему девочки остановились около щенка?
Д: Потому что они его пожалели.
В: Кого вы видите на третьей картинке?
Д: Девочек и щенка.
В: Где находятся девочки и щенок?
Д: Они находятся дома.
В: Что делает щенок?
Д: Щенок лакает молоко.
В: Что изображено на картине, висящей на стене?
Д: На картине изображена собака.
В: Что делают девочки на следующей картине?
Д: Сидят на диване и любуются как спит щенок.
В: Что делает щенок?
Д: Щенок спит.
В: Почему девочки решили забрать щенка домой?
Д: Потому что они любят животных.
В: (составляет рассказ по картинкам)
Физминутка
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо.
Ветер тише-тише
Деревцо всё выше-выше.
(Повторное составление рассказа педагогом. Составление рассказа детьми. Рассказывание одним ребенком. Подведение итогов)
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/513879-konspekt-zanjatija-v-srednej-gruppe-po-sostav