Конспект занятия как составить план текста

                                                                                           
Конспект   урока русского
языка                                                                                  

Тема: Учимся
составлять план текста

Тип урока: Открытие нового знания

Цель: Создать
условия для
составления плана
текста

Планируемые
результаты:

Личностные
результаты:

— формирование
учебно-познавательного интереса, мотивации к изучению русского языка как учебного
предмета.

Метапредметные
результаты:

Познавательные
УУД:

– осуществлять
анализ с выделением существенных признаков, делать умозаключения и выводы;

— использовать
модели и схемы для решения поставленной задачи;

— 
классифицировать, сравнивать.

Регулятивные УУД:

— ставить и
сохранять учебную задачу;

— планировать и
выполнять учебные действия;

— совместно с
учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности и деятельности
других;

— контролировать
ход и результаты деятельности (своей и чужой)

Коммуникативные
УУД:

— участвовать в
коллективном поиске, в совместном решении задач;

– понятно,
правильно и доказательно строить речевые высказывания в устной и письменной
форме

Предметные:формировать
умение составлять текст по ключевым, готовить к работе над планом текста.

Методы обучения:
Беседа, самостоятельная работа, упражнение, решение учебных задач,

Формы работы:
Индивидуальная, фронтальная         

Оборудование:
Учебник, тетрадь, доска, карточки

     Этапы

                           Содержание

                           Учитель

          Учащиеся

Самоопределение к деятельности

-Садитесь!

-Проверьте всё ли у вас готово к уроку.

-Откройте тетради, подпишите число,
классная работа

Приветствую. Сажу на места

Приветствуют. Садятся. Проверяют всё ли
готово к уроку

Словарная работа

— Сегодня нам с
вами встретится словарное слово

— Лопата

— Спишите слово,
поставьте ударение

— Запомните
написание этого слова

— Составьте
предложение с этим словом.

Проверка.
Прочитайте предложения.

Провожу словарную работу. Прошу составить с
ним предложения

Записывают слово в тетрадь. Составляют
предложения

Актуализация знаний

— Вам было задано домашнее задания на карточках

-Давайте проверим (через документ камеру)

-Какие затруднения вызвало у вас домашнее задание?

-Чем мы  с вами занимались на прошлых уроках?

-Закончите предложение:

Текст это…….предложения связанные между собой по
смыслу

Текст состоит…… из предложений

По заглавию можно узнать….о теме текста

Проверяю домашнее задание

Задаю вопросы по прошлой теме урока

Проверяют через документ камеру. Объясняют.

Отвечают на вопросы

Постановка темы и цели

Откройте учебники
на стр.100

-Прочитайте тему
урока

-Как вы думаете,
чем мы сегодня будем заниматься?

-Какую цель вы
поставите перед собой?

Прошу открыть учебники.

Читают тему. Ставят цель

Открытие нового знания

Включаю картинку, 
как нужно составлять план

-Давайте прочитаем
текст

-Озаглавьте текст

-Сколько в тексте
абзацев?

-Как вы думает, из
пунктов будет состоять наш план?(3)

-Первый пункт нам
уже дан

-Запишите его в
тетрадь

-Давайте подумаем
над пунктом 2 и 3

-Как можно назвать
их?

-Сделайте
предположения? (высказывают свои мысли)

Включаю слайд

-Перепишите к себе
в тетрадь

-Сделайте вывод
данного упражнения?

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
видео

-Упражнение 2

-Прочитайте текст

-Озаглавьте его

-Назовите основную
мысль текста?

-Попробуйте
самостоятельно, не глядя в учебник составить свой план к данному тексту

— Прочитайте свой
план?

— Давайте
посмотрим на план Серёжи, что же ту не так?

-Объясните своё не
согласие?

-Давайте теперь
мой план сверим с вашими

-Сделаем вывод
этого упражнения? (отрабатывали умения правильно подбирать  основную мысль к
каждому абзацу.)

План. Как составлять план

Работа по учебнику

Задаю вопросы. По тексту

Прошу сделать предположения

Провожу физкультминутку

Выполняем упражнение 2

Смотрят на доску

Читают

Отвечают на вопросы

Высказывают своё мнение

Выполняют уже более самостоятельно

Закрепление изученного

Итог  урока. Рефлексия

Индивидуально
на карточка.

Найди границы
предложения. В конце поставь нужный знак. Озаглавь текст.

Наступила осень в зелёной листве деревьев
появились жёлтые пряди ярко краснеют грозди рябины а сколько грибов 
появилось в лесу очень хороши стройные подберёзовики и нарядные подосиновики                 
а) Лето    б) Скоро осень  в) Осень

-Что мы сегодня с
вами повторили в начале урока?

-Какая тема урока
сегодня была?

-Что нового вы для
себя узнали?

-Достигли ли мы
цели урока?

-Пользуясь
опорными словами на доске, выскажите своё мнение

Выдаю карточки с заданиями

Задаю вопросы по теме урока. Провожу
рефлексию

Выполняют работу индивидуально

Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы

Домашнее задание

Найдите границы предложений. Подберите заголовок. Выдели
корни  в однокоренных словах.
                                                    

Дождь перестал п__сок стал мокрым мальчики из п __ска строят
мост Юра и Петя прин___сли щепки, стали  м__
стить  м___стовую маленький Боря тоже построил мостик, который
скоро рассыпался.

а)
После дождя, б) Мост

Задаю домашнее задание на карточках.

Записывают в дневник

Урок № 68

от 15.01.

от 15.01.

от 15.01.

2021

Тема

Р.Р. №17 Составление плана текста

Цель урока:

сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

Задачи:

предметные:

формировать умение работать с текстом; формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте; совершенствовать навыки смыслового анализа текста; сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей;

метапредметные:

развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность; умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы;

личностные:

воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности; осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Тип урока: урок развития речи.

Методы урока: практическая работа.

Технология: критического мышления.

Оборудование: .

ХОД УРОКА

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

  1. Организационный этап

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины. Запись в журнале и тетради приёма-передачи.

Приветствуют. Дежурные по классу отвечают.

  1. Проверка домашнего задания

Проверить наличие упр. 115

Проверить наличие работы.

  1. Мотивации УУД

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым

для жизни является, конечно, умение   ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

Запись эпиграфа и его обсуждение.

  1. Объявление темы. Постановка цели, задач. Объяснение плана урока

Объявление темы урока, цели, задач. Оформление журнала.

Оформление тетради.

  1. Актуализация опорных знаний

— Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

— Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.

ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

Обсуждение материала.

  1. Работа над темой урока

Беседа.

— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

 В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира: 

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

Словарная работа:

  • Текстоведение

  • Текстовой

  • Подтекст

— Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

— Составьте предложение с любым из этих слов.

 -Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

— Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

Составление схемы «Признаки текста».

  Учитель: — Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

 На доске появляется кластер «Признаки текста». Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

  • Единство темы

  • Наличие главной мысли (идеи)

  • Относительная законченность

  • Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

  • Логическая связь частей    

— Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

— Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)

1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

— На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)

— Как называется смысловая часть текста? (Абзац)

— Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)

— Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)

— Что такое микротема?

Запись в схеме «Признаки текста»: абзац, микротема.

План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

— Что нужно сделать, чтобы правильно составить план?

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

— Какие планы вы знаете?

Планы бывают:

— простые; — сложные; — вопросные; — назывные; — тезисные.

Простой план

это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь.

Сложный план   текста

чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно.

Назывной план   текста.

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.

Вопросный план   текста

План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).

Тезисный план

представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст.

Тезисный план — выражает суть текста в кратких формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

Запись материала.

Прочитайте текст, а затем познакомьтесь с таблицей, в которой даны четыре варианта плана этого текста.

Дракон и принцесса

Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю.

Жил дракон, славный и милый.

Никто, кроме него, не умел изрыгать огонь так ловко, что с одного раза загоралось сразу полдеревни. Крестьяне трусливо прятались, заметив его знаменитый бреющий полет. От сердитого взгляда рыбьих навыкате глаз и серного запаха из раскрытой пасти отважные рыцари мешками падали с боевых коней. Дракон наводил ужас на близлежащие королевства.

Однажды дракон решил слетать в какое-нибудь очень отдаленное королевство, до которого еще не докатились слухи о его проказах. Он остановился на отдых высоко в горах, где развлекался тем, что дышал на снега, устраивая смертоносные лавины. Он веселился до тех пор, пока ранним утром не встретил на узкой горной тропе принцессу со свитой. О том, что это принцесса, догадаться было нетрудно, хотя на прелестном создании было альпинистское снаряжение, а не воздушное платье. У драконов на принцесс генетический нюх. Дракон принял боевую позицию и для начала изрыгнул небольшой столб огня, от которого придворные разбежались. Лишь принцесса не испугалась. Она подошла к дракону, щелкнула его по носу и засмеялась:

— Какой забавный! Господа, смотрите, кого я нашла!

Господа, спрятавшись за камнями, стучали зубами. Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал. Таких глаз цвета морского прибоя он не видел ни у одной девчонки на всей планете. В них таяли мерцающие звезды, сияли восхитительные жемчужины.

   — Пойдем с нами, — скомандовала принцесса, похлопав его по когтистой лапе, — я покажу тебя маме и папе!

Дракон обреченно вздохнул и поплелся за ней, как комнатная собачка. 

Дома дракона представили папе с мамой. Папа был категорически против него, но королева-мать, умнейшая женщина, сказала, что неплохо иметь в доме своего дракона. И дракон остался жить при дворе. Конечно, он понимал, что принцесса капризна, что у нее дурная наследственность, но ради ее красивых глаз он мог сделать все, что угодно. Принцесса потребовала, чтобы дракон стал поменьше ростом, научился прямо ходить и не извергал пламя: казна не способна оплатить такое количество огнетушителей и выдать столько компенсаций!

Дракон прекратил полеты, изловчился уменьшить рост, его изогнутая хорда закостенела, превратилась в позвоночник. Он больше не извергал пламя, но зато сердце дракона пылало, как огромный костер!

Принцесса уделяла дракону много драгоценного времени: учила его читать и писать. Они вместе поступили в университет, где приятно и весело проводили время до тех пор, пока она не объявила, что хочет стать хиппи. Возлюбленная сменила кринолин на рваные джинсы и рванула автостопом по соседним странам. Дракон, волоча хвост по пыльным дорогам, следовал за ней. Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. Он отрастил чешую до плеч, мог часами сидеть рядом с ней в позе лотоса.   Как-то со скуки она сунула ему в руки гитару, и, к всеобщему удивлению, оказалось, что дракон неплохо играет, недурно поет и сочиняет музыку на собственные гениальные стихи.

— Ты будешь рок-музыкантом, — решила принцесса, — вот только хвост убрать!

Дракон перенес три операции по удалению хвоста. Принцесса купила ему черные очки, стильную серьгу в ухо и занялась его продвижением.  На удивление быстро они добились успеха. Фанатки носили дракона на руках. Деньги текли рекой в королевскую казну. Дракон с принцессой объездили полмира, хотели объехать оставшуюся половину, но устали и вернулись домой немного передохнуть.

   Дома дракон писал новые песни, а принцесса гуляла по крепостной стене. Возвращалась с прогулок посвежевшая, с букетиком эдельвейсов в руках. Говорила всякие милые нелепости. Дракон обожал ее такой. А папа с мамой даже стали подумывать, что известный рок-музыкант, пусть и дракон в прошлом, неплохая партия для засидевшейся в девушках принцессы.

Однажды принцесса позвала дракона на прогулку. Они отправились на чудный луг. Солнышко светило ласково, кругом порхали бабочки, паслись овечки. Честное слово, дракон чуть не прослезился! Но принцесса подвела его к пастуху и пролепетала:

— Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!

Пастух как пастух. Красив, широкоплеч, смугл. Дракон спрятался за темными очками, пожал сопернику руку и, сославшись на головную боль, поплелся домой, где принялся крушить мебель любимой гитарой, извлекая из нее такие звуки, что по королевству пошла дрожь.

Вернулась принцесса. Она пахла эдельвейсами, светилась нежностью и была полна желания выговориться. Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь. И он помог. Он разбился в лепешку, но организовал свадьбу: лично приклеивал на приглашения марки, смачивая последние раздвоенным языком.

Перед венчанием принцесса поцеловала его во вспотевший лоб:

— Ах, если бы ты хоть немножко был похож на человека! 

Дракон подал принцессе дрожащую руку и повел ее к алтарю…

Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади. Полицейские хотели его арестовать, но он, как в старые времена, сверкнул на них глазами, и стражи порядка отступили. 

Некоторое время дракон отсиживался в горах, отращивая обрезанные крылья и позорно короткий хвост. Таскал у местных пастухов овечек и с удовольствием пугал альпинистов. В конце концов, он налетел на соседнее королевство, спалил несколько деревень и приземлился в столице на дворцовой площади. К нему тут же подбежало существо в бантах и оборках и жеманно проговорило:

— Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе!
Дракон рявкнул: «Нет!»- и проглотил принцессу вместе с бантами, оборками и красными башмачками.

В тот же миг из-за аккуратно подстриженных кустов выскочила бдительная охрана и, скрутив дракона, потащила его в здание суда. Присяжные и судья в один голос осудили злодея. Король с королевой безутешно плакали. Сотня отважных рыцарей примчалась на лужайку, чтобы изрубить наглеца, как колбасу.  

Устало вздохнув, дракон расправил крылья, одним ударом мощного хвоста освободился от кандалов и наручников, проглотил судью и вышел на свободу. Обратив отважных рыцарей в позорное бегство, дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка, полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ.

Вид плана

Особенность формулировки пунктов плана

Примеры

Назывной план (в виде назывных предложений)

Содержание каждой смысловой части обозначается опорным словом или словосочетанием, которого достаточно для последовательного развертывания всей информации данной смысловой части

  1. История про дракона и принцессу.

  2. Дракон – гроза близлежащих королевств.

  3. Встреча с принцессой.

  4. Дракон при дворе принцессы.

  5. Увлечения и прихоти принцессы. Дракон – рок-музыкант.

  6. Дракон и пастух.

  7. Свадьба.

  8. Отчаяние дракона.

  9. Судьба второй принцессы.

  10. Былая свобода.

Вопросный план (в виде вопроси-тельных предложений)

Содержание каждой смысловой части текста является ответом на вопрос плана.

1. Кто герои этой сказки?

2. Почему дракон наводил ужас на близлежащие королевства?

3. Как встретились принцесса и дракон?

4.Почему дракон оказался при дворе? Что потребовала принцесса от дракона?

5. Какие прихоти принцессы выполнял дракон? Как он стал рок-музыкантом?

6. Почему принцесса не вышла замуж за дракона?

7. Чем в последний раз дракон помог принцессе?

8. Почему он вернулся к прежней жизни?

9. Как дракон поступил со второй принцессой?

10. Как он снова обрел свободу?

Тезисный план (в виде тезисов)

Содержание каждой смысловой части текста кратко формулируется в одном-двух предложениях (тезисах). По сути дела, тезис – это краткий ответ на вопрос, который мог быть представлен в вопросном плане.

1.Автор предлагает послушать еще одну историю про принцессу и дракона.

2.Живет на свете славный, ловкий дракон, который одним дыханием может сжечь полдеревни, чем наводит ужас на окружающих.

3.Однажды в горах дракон встречает принцессу и влюбляется в нее с первого взгляда. Принцесса решает взять дракона с собой.

4. С разрешения короля и королевы дракон остается жить при дворе. Принцесса требует, чтобы дракон внешне изменился: стал меньше ростом, научился ходить прямо и не извергал пламя.

5.Дракон разделяет все увлечения принцессы: учится в университете, становится хиппи, пацифистом, вегетарианцем, занимается йогой. Принцесса продвигает его как рок-музыканта.

6.Принцесса и дракон после долгих странствий возвращаются домой, король и королева прочат дракона принцессе в мужья. Принцесса признается, что влюблена в пастуха.

7. Принцесса просит дракона помочь организовать ее с пастухом свадьбу. Дракон скрепя сердце соглашается.

8. От отчаяния дракон сжигает дом на ратушной площади и скрывается в горах, где отращивает крылья и хвост.

9. Дракон встречает новую принцессу, которая тоже хочет взять его себе. Но дракон проглатывает ее.

10. Злодея осуждают, но он освобождается от кандалов и наручников и улетает в неведомые края, где нет королевских особ.

Цитатный план (в виде цитат из текста)

Содержание каждой смысловой части текста представлено в виде цитаты, наиболее полно и емко характеризующей основное содержание микротемы.

1. «Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю».

2. «Дракон наводил ужас на близлежащие королевства».

3. «Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал».

4. «И дракон остался жить при дворе».

5. «Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. Она сунула ему в руки гитару

— Ты будешь рок-музыкантом!»

6. «- Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!»

7. «Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь».

8. «Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади».

9. «- Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе!
Дракон рявкнул: «Нет!»- и проглотил принцессу ».

10. «Дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка, полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ».

Упражнение

Познакомьтесь с планом текста. Попробуйте догадаться по этому плану о содержании текста

1. Ужасное происшествие в курятнике!

2. История о пяти погибших курицах.

3. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц.

4. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах.

5. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко.

6. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка.

7. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки.

8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете.

Прочтите текст и установите, соответствует ли он плану. Если необходимо, внесите правку в план. Затем еще раз прочтите текст и письменно его изложите.

Истинная правда

Ужасное происшествие! — сказала курица, проживавшая совсем на другом конце города, а не там, где случилось происшествие. — Ужасное происшествие в курятнике! Я просто не смею теперь ночевать одна! Хорошо, что нас много на нашесте!

И она принялась рассказывать, да так, что перышки у всех кур встали дыбом, а гребешок у петуха съежился. Да, да, истинная правда!

Но мы начнем сначала, а началось все в курятнике на другом конце города.

Солнце садилось, и все куры уже были на нашесте. Одна из них, белая коротконожка, курица во всех отношениях добропорядочная и почтенная, исправно несущая положенное число яиц, усевшись поудобнее, стала перед сном чиститься и охорашиваться. И — вот одно маленькое перышко вылетело и упало на землю.

— Ишь, полетело! — сказала курица. – Ну, ничего, чем больше охорашиваешься, тем больше хорошеешь!

Это было сказано так, в шутку, — курица вообще была веселого нрава, но это ничуть не мешало ей быть, как уже сказано, весьма и весьма почтенною курицей. С тем она и заснула.

В курятнике было темно. Куры сидели рядом, и та, что сидела бок о бок с нашей курицей, не спала еще: она не то чтобы нарочно подслушивала слова соседки, а так, слышала краем уха, — так ведь и следует, если хочешь жить в мире с ближними! И вот она не утерпела и шепнула другой своей соседке:

— Слышала? Я не желаю называть имен, но среди нас есть курица, которая готова выщипать себе все перья, чтобы только быть покрасивее. Будь я петухом, я бы презирала ее!

Как раз над курами сидела в гнезде сова с мужем и детками; у сов слух острый, и они не упустили ни одного слова соседки. Все они при этом усиленно вращали глазами, а совиха махала крыльями, точно опахалами.

— Тс-с! Не слушайте, детки! Впрочем, вы, конечно, уже слышали? Я тоже. Ах! Просто уши вянут! Одна из кур до того забылась, что принялась выщипывать себе перья прямо на глазах у петуха!

— Осторожно, здесь дети! — сказал сова-отец. — При детях о таких вещах не говорят!

— Надо все-таки рассказать об этом нашей соседке сове, она такая милая особа!

И совиха полетела к соседке.

— У-гу, у-гу! — загукали потом обе совы прямо над соседней голубятней. — Вы слышали? Вы слышали? У-гу! Одна курица выщипала себе все перья из-за петуха! Она замерзнет, замерзнет до смерти! Если уже не замерзла! У-гу!

— Кур-кур! Где, где? — ворковали голуби.

— На соседнем дворе! Это почти на моих глазах было! Просто неприлично и говорить об этом, но это истинная правда!

— Верим, верим! — сказали голуби и заворковали сидящим внизу курам: — Кур-кур! Одна курица, а иные говорят, даже две выщипали себе все перья, чтобы отличиться перед петухом! Рискованная затея. Этак и простудиться и умереть недолго, да они уж и умерли!

— Кукареку! — запел петух, взлетая на забор. — Проснитесь! — У самого глаза еще слипались ото сна, а он уже кричал: — Три курицы погибли от несчастной любви к петуху! Они выщипали себе все перья! Такая гадкая история! Не хочу молчать о ней! Пусть разнесется по всему свету!

— Пусть, пусть! — запищали летучие мыши, закудахтали куры, закричал петух. — Пусть, пусть!

И история разнеслась со двора во двор, из курятника в курятник и дошла наконец до того места, откуда пошла.

— Пять куриц, — рассказывалось тут, — выщипали себе все перья, чтобы показать, кто из них больше исхудал от любви к петуху! Потом они заклевали друг друга насмерть, в позор и посрамление всему своему роду и в убыток своим хозяевам!

Курице, которая обронила перышко, было и невдомек, что вся эта история про нее, и, как курица во всех отношениях почтенная, она сказала:

— Я презираю этих кур! Но таких ведь много! О подобных вещах нельзя, однако, молчать! И я, со своей стороны, сделаю все, чтобы история эта попала в газеты! Пусть разнесется по всему свету — эти куры и весь их род стоят того!

И в газетах действительно напечатали всю историю, и это истинная правда: из одного перышка совсем не трудно сделать целых пять кур!

Проверьте план:

1. Ужасное происшествие в курятнике!

2. Случайно слетевшее с добропорядочной курицы перышко.

3. Пересуды соседок-кур о причине падения перышка.

4. Сообщение совы о неблагопристойном поведении наседки.

5. Сведения от голубей о двух ощипанных курицах.

6. Весть от петуха о гибели от несчастной любви трех куриц.

7. История о пяти погибших курицах.

8. Требование добропорядочной курицы о размещении этой истории в газете.

  1. Рефлексия

— Я понял(а), что…

— Было интересно…

— Особенно понравилось…

— Вызвало затруднение…

 -Чем запомнился урок?

— Что из намеченного вами в начале урока исполнилось?

Анализируют, делают выводы.

  1. Д/з., оценивание

Выполнить орфпрактикум §17-18, упр.130.

Запись в дневник.

Дракон и принцесса

Сколько всего было про драконов и принцесс написано! Но я все-таки рискну рассказать еще одну историю.

Жил дракон, славный и милый.

Никто, кроме него, не умел изрыгать огонь так ловко, что с одного раза загоралось сразу полдеревни. Крестьяне трусливо прятались, заметив его знаменитый бреющий полет. От сердитого взгляда рыбьих навыкате глаз и серного запаха из раскрытой пасти отважные рыцари мешками падали с боевых коней. Дракон наводил ужас на близлежащие королевства.

Однажды дракон решил слетать в какое-нибудь очень отдаленное королевство, до которого еще не докатились слухи о его проказах. Он остановился на отдых высоко в горах, где развлекался тем, что дышал на снега, устраивая смертоносные лавины. Он веселился до тех пор, пока ранним утром не встретил на узкой горной тропе принцессу со свитой. О том, что это принцесса, догадаться было нетрудно, хотя на прелестном создании было альпинистское снаряжение, а не воздушное платье. У драконов на принцесс генетический нюх. Дракон принял боевую позицию и для начала изрыгнул небольшой столб огня, от которого придворные разбежались. Лишь принцесса не испугалась. Она подошла к дракону, щелкнула его по носу и засмеялась:

— Какой забавный! Господа, смотрите, кого я нашла!

Господа, спрятавшись за камнями, стучали зубами. Дракон хотел было сожрать нахалку, но, взглянув в ее глаза, понял, что пропал. Таких глаз цвета морского прибоя он не видел ни у одной девчонки на всей планете. В них таяли мерцающие звезды, сияли восхитительные жемчужины.

   — Пойдем с нами, — скомандовала принцесса, похлопав его по когтистой лапе, — я покажу тебя маме и папе!

Дракон обреченно вздохнул и поплелся за ней, как комнатная собачка. 

Дома дракона представили папе с мамой. Папа был категорически против него, но королева-мать, умнейшая женщина, сказала, что неплохо иметь в доме своего дракона. И дракон остался жить при дворе. Конечно, он понимал, что принцесса капризна, что у нее дурная наследственность, но ради ее красивых глаз он мог сделать все, что угодно. Принцесса потребовала, чтобы дракон стал поменьше ростом, научился прямо ходить и не извергал пламя: казна не способна оплатить такое количество огнетушителей и выдать столько компенсаций!

Дракон прекратил полеты, изловчился уменьшить рост, его изогнутая хорда закостенела, превратилась в позвоночник. Он больше не извергал пламя, но зато сердце дракона пылало, как огромный костер!

Принцесса уделяла дракону много драгоценного времени: учила его читать и писать. Они вместе поступили в университет, где приятно и весело проводили время до тех пор, пока она не объявила, что хочет стать хиппи. Возлюбленная сменила кринолин на рваные джинсы и рванула автостопом по соседним странам. Дракон, волоча хвост по пыльным дорогам, следовал за ней. Принцесса сделалась вегетарианкой, и дракон прекратил глотать козочек и стал питаться полезной морковью. Принцесса стала пацифисткой, и дракон смиренно подставлял сразу обе щеки, если случалась драка. Он отрастил чешую до плеч, мог часами сидеть рядом с ней в позе лотоса.   Как-то со скуки она сунула ему в руки гитару, и, к всеобщему удивлению, оказалось, что дракон неплохо играет, недурно поет и сочиняет музыку на собственные гениальные стихи.

— Ты будешь рок-музыкантом, — решила принцесса, — вот только хвост убрать!

Дракон перенес три операции по удалению хвоста. Принцесса купила ему черные очки, стильную серьгу в ухо и занялась его продвижением.  На удивление быстро они добились успеха. Фанатки носили дракона на руках. Деньги текли рекой в королевскую казну. Дракон с принцессой объездили полмира, хотели объехать оставшуюся половину, но устали и вернулись домой немного передохнуть.

   Дома дракон писал новые песни, а принцесса гуляла по крепостной стене. Возвращалась с прогулок посвежевшая, с букетиком эдельвейсов в руках. Говорила всякие милые нелепости. Дракон обожал ее такой. А папа с мамой даже стали подумывать, что известный рок-музыкант, пусть и дракон в прошлом, неплохая партия для засидевшейся в девушках принцессы.

Однажды принцесса позвала дракона на прогулку. Они отправились на чудный луг. Солнышко светило ласково, кругом порхали бабочки, паслись овечки. Честное слово, дракон чуть не прослезился! Но принцесса подвела его к пастуху и пролепетала:

— Я давно хотела вас познакомить. Это пастух, а это дракон!

Пастух как пастух. Красив, широкоплеч, смугл. Дракон спрятался за темными очками, пожал сопернику руку и, сославшись на головную боль, поплелся домой, где принялся крушить мебель любимой гитарой, извлекая из нее такие звуки, что по королевству пошла дрожь.

Вернулась принцесса. Она пахла эдельвейсами, светилась нежностью и была полна желания выговориться. Принцесса говорила о том, что любит пастуха и дракон, как брат, обязан ей помочь. И он помог. Он разбился в лепешку, но организовал свадьбу: лично приклеивал на приглашения марки, смачивая последние раздвоенным языком.

Перед венчанием принцесса поцеловала его во вспотевший лоб:

— Ах, если бы ты хоть немножко был похож на человека! 

Дракон подал принцессе дрожащую руку и повел ее к алтарю…

Вскоре от отчаяния дракон подпалил один из домов на ратушной площади. Полицейские хотели его арестовать, но он, как в старые времена, сверкнул на них глазами, и стражи порядка отступили. 

Некоторое время дракон отсиживался в горах, отращивая обрезанные крылья и позорно короткий хвост. Таскал у местных пастухов овечек и с удовольствием пугал альпинистов. В конце концов, он налетел на соседнее королевство, спалил несколько деревень и приземлился в столице на дворцовой площади. К нему тут же подбежало существо в бантах и оборках и жеманно проговорило:

— Ой, какой милый! Я возьму тебя к себе!
Дракон рявкнул: «Нет!»- и проглотил принцессу вместе с бантами, оборками и красными башмачками.

В тот же миг из-за аккуратно подстриженных кустов выскочила бдительная охрана и, скрутив дракона, потащила его в здание суда. Присяжные и судья в один голос осудили злодея. Король с королевой безутешно плакали. Сотня отважных рыцарей примчалась на лужайку, чтобы изрубить наглеца, как колбасу.  

Устало вздохнув, дракон расправил крылья, одним ударом мощного хвоста освободился от кандалов и наручников, проглотил судью и вышел на свободу. Обратив отважных рыцарей в позорное бегство, дракон изящно поднялся в воздух и, рассекая легкие облачка, полетел в неведомые края в надежде отыскать где-нибудь уголок, свободный от королевских особ.

13

Урок: Русский язык 4 класс программа Школа 21  века

Тема:. Развитие речи. Составление плана текста

Цель: организация деятельности обучающихся по составлению плана текста.

Задачи:

Личностные:

-учиться принимать другую точку зрения, уважительно относиться к одноклассникам;

-учиться определять свою позицию;

-мотивация к изучению предмета;

Коммуникативные:

-учиться четко, правильно высказывать свое мнение, доказывать его, сотрудничать в паре, группе для решения учебной задачи.

Регулятивные:

-учиться выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

-использовать установленные правила в контроле способа решения;

Познавательные:

-учиться находить информацию в тексте;

-фиксировать ее в виде плана;

-проводить анализ и синтез объектов;

Предметные:

 Продолжить работу над формированием умения  письменного пересказа текста с опорой на план

Оборудование:

Текст, лист самоконтроля

Этап урока

Деятельность учителя        

Деятельность обучающихся

Актуализация знаний

 Будем вместе все читать,                                                                                                                               План мы будем составлять,                                                                                                                                И, конечно, изложение                                                                                                                                       Все напишем без сомнения.

На доске — «Муравьишкин корабль».

-Как вы думаете, что мы сегодня будем делать на уроке

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над развитием речи, будем учиться составлять план текста и писать изложение

Составление алгоритма действий:

Внимательно прочитать текст, Обратить внимание на название.

Определить основную мысль текста.

Составить план.

Оценим план по алгоритму.

Пересказать с опорой на план

Обратить внимание на написание трудных слов и знаки препинания.

Совместно с детьми составляем алгоритм действий

Первичное чтение текста

Муравьишкин корабль.

Жил на свете муравьишка. Однажды он нашёл золотую скорлупку. Долго муравей думал, что с ней делать. Наконец решил показать её другу лягушонку.

Лягушонок опустил скорлупку в речку и сказал, что это муравьишкин корабль. Забрался муравьишка на корабль, а лягушонок протянул ему маковый лепесток. Он сказал, что это самый лучший парус, ибо он живой. Подул ветер, и поплыл корабль в далёкие края.

И вдруг…Красивый остров, на острове пристань и много всякого народа. Все муравья встречают. Кто-то в трубы трубит, кто-то в барабаны бьет, а кто просто танцует.

Удивился муравьишка. Не поверил, что это его встречают. Ведь корабль у него маленький и парус ненастоящий. Но все думали иначе. Корабль настоящий, раз приплыл издалека. И парус самый лучший, потому что пахнет лесом, мёдом и серебряной росой.

(По Г. Циферову )

Первичное чтение текста

Работа с текстом

Прочитай ещё раз начало текста.                                                                                      –какой это жанр литературы?

-Докажите словами из текста                                                           -Какая чудесная находка появилась у муравьишки?                                               -Что придумал сделать из скорлупки лягушонок?                                                        -А что было необходимо для того, чтобы корабль поплыл?                                      -Как встретили муравьишкин корабль на острове, куда он приплыл?              

-Процитируй ту часть текста, где об этом говорится.                                  .      

Самостоятельная деятельность обучающихся, направленная  на  поиск информации

Физ. минутка        

Вы хорошо поработали, давайте немного отдохнем и выполним гимнастику для глаз.

1Потянитесь.

2.Расслабтесь, крепко зажмурьте глаза, откройте веки.

3.Посмотрите вдаль перед собой, теперь на кончик носа.

4. Еще раз потянитесь         

Дети выполняют гимнастику для глаз

Составление плана

-Составьте план текста

Самостоятельная деятельность обучающихся, направленная  на овладение способом построения плана текста

Работая в парах,  дети составляют план

Оценивание

да

частично

нет

1

2

3

4

5

Пары обмениваются планами и оценивают его по алгоритму

Окончательный вариант плана, полученный в результате совместного обсуждения

1.Чудесная находка.

2.Изобретательный лягушонок.

3.Торжественная встреча.

4.Настоящий корабль.

совместное обсуждение

Повторное чтение текста.

Орфографическая работа, поиск опорных слов

Деятельность обучающихся, направленная  на достижение поставленной цели

Пересказ текста с опорой на план и опорные слова

Пользуясь планом и опорными словами, перескажите

Пересказ текста с опорой на план и опорные слова

Письменный пересказ текста

Рефлексия.

-Впечатления от урока.

-Чего было больше при работе + или-.

-Что получилось, что нет?

Вопросы

да

частично

нет

1 Проверь, отражает ли т заголовок тему и основную мысль текста (известно, что тема- это то, о чём говорится в тексте, а основная мысль- это то, о чём говорится)

2 Проверь, все ли  главные смысловые части текста нашли отражение в плане

3 Проверь, соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста        

4 Проверь, правильно ли графически оформлен план

5 Сделай итоговую оценку плана, можно ли, руководствуясь  планом, пересказать текст

Вопросы

да

частично

нет

1 Проверь, отражает ли т заголовок тему и основную мысль текста (известно, что тема- это то, о чём говорится в тексте, а основная мысль- это то, о чём говорится)

2 Проверь, все ли  главные смысловые части текста нашли отражение в плане

3 Проверь, соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста        

4 Проверь, правильно ли графически оформлен план

5 Сделай итоговую оценку плана, можно ли, руководствуясь  планом, пересказать текст

Вопросы

да

частично

нет

1 Проверь, отражает ли т заголовок тему и основную мысль текста (известно, что тема- это то, о чём говорится в тексте, а основная мысль- это то, о чём говорится)

2 Проверь, все ли  главные смысловые части текста нашли отражение в плане

3 Проверь, соответствуют ли пункты плана последовательности изложения текста        

4 Проверь, правильно ли графически оформлен план

5 Сделай итоговую оценку плана, можно ли, руководствуясь  планом, пересказать текст

Муравьишкин корабль.

Жил на свете муравьишка. Однажды он нашёл золотую скорлупку. Долго муравей думал, что с ней делать. Наконец решил показать её другу лягушонку.

Лягушонок опустил скорлупку в речку и сказал, что это муравьишкин корабль. Забрался муравьишка на корабль, а лягушонок протянул ему маковый лепесток. Он сказал, что это самый лучший парус, ибо он живой. Подул ветер, и поплыл корабль в далёкие края.

И вдруг…Красивый остров, на острове пристань и много всякого народа. Все муравья встречают. Кто-то в трубы трубит, кто-то в барабаны бьет, а кто просто танцует.

Удивился муравьишка. Не поверил, что это его встречают. Ведь корабль у него маленький и парус ненастоящий. Но все думали иначе. Корабль настоящий, раз приплыл издалека. И парус самый лучший, потому что пахнет лесом, мёдом и серебряной росой.

(По Г. Циферову )

Муравьишкин корабль.

Жил на свете муравьишка. Однажды он нашёл золотую скорлупку. Долго муравей думал, что с ней делать. Наконец решил показать её другу лягушонку.

Лягушонок опустил скорлупку в речку и сказал, что это муравьишкин корабль. Забрался муравьишка на корабль, а лягушонок протянул ему маковый лепесток. Он сказал, что это самый лучший парус, ибо он живой. Подул ветер, и поплыл корабль в далёкие края.

И вдруг…Красивый остров, на острове пристань и много всякого народа. Все муравья встречают. Кто-то в трубы трубит, кто-то в барабаны бьет, а кто просто танцует.

Удивился муравьишка. Не поверил, что это его встречают. Ведь корабль у него маленький и парус ненастоящий. Но все думали иначе. Корабль настоящий, раз приплыл издалека. И парус самый лучший, потому что пахнет лесом, мёдом и серебряной росой.

(По Г. Циферову )

1

Конспект урока по русскому языку

Учитель: Лапина Лариса Ивановна

Дата проведения: 13.10.2022

Класс: 6

УМК: УМК Русский язык: 6 класс: учебник для учащихся

общеобразовательных организаций: в 2 ч./[А.Д.Шмелев, Э.А.Флоренская,

Ф.Е.Габович, Л.О.Савчук, Е.Я.Шмелева]; под ред. А.Д.Шмелева. М. :

Вентана Граф, 2016.

Тема: План текста: вопросный, назывной, тезисный.

Цели:

Методическая: создание условий для проявления познавательной активности

учеников.

Образовательная: расширение понятийной базы по теме «План текста:

вопросный, назывной, тезисный».

Деятельностная: формирование у учащихся способностей к

самостоятельному построению новых способов действия для составления

разных видов плана.

Задачи:

Предметные: подвести учащихся к «открытию» и осознанному пониманию

темы «План текста: вопросный, назывной, тезисный»; создать условия для

развития у школьников навыка составления разных видов плана.

Личностные: формировать положительную мотивацию к обучению и

целенаправленной познавательной деятельности.

Метапредметные: развивать речь, орфографическую зоркость, внимание;

умение ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему;

формировать умение составления разных видов плана.

Планируемые результаты:

Предметные УУД:

искать и выделять информацию в соответствии с поставленной целью;

формирование информационной компетенции работы с текстом.

Регулятивные УУД:

учить постановке цели работы;

учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою

работу, корректировать и оценивать.

Познавательные УУД:

способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их

творческих способностей;

формировать умение строить речевое высказывание;

формировать умение составлять план текста.

Коммуникативные УУД:

2

формировать навыки работы в паре, умение слушать товарищей, принимать

коллективное решение.

Личностные УУД:

развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие

предложенного текста;

воспитывать любовь к животному миру, родной природе; осознание

понимания, что среда обитания дикого животного мира природная среда, в

которой объекты животного мира обитают в состоянии естественной

свободы;

создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация,

распечатанные тексты для работы в паре, таблица для каждого ученика,

приложение к учебнику «Русский язык», карточка.

Тип урока: «открытие» новых знаний.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная

I. Мотивационноцелевой этап

1. Актуализация имеющихся знаний.

Ребята! Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, взглядом пожелайте

друг другу хорошего настроения. А я желаю вам дружно поработать на уроке

и сделать новые открытия.

Давайте проверим, умеете ли вы дружно работать.

Посмотрите на доску. Как вы думаете, какое задание я попрошу вас

выполнить? Слайд1

(4)Пос..дили мы эту черепаху на палубу. (5)А она ни с того ни с сего

расплакалась. (6)Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже капкап…

(7)Укатилось солнышко в море черепаха плачет. (8)Ей солнышко жалко.

(9)Погасли звезды – снова плачет. (10)Жалко ей звездочек.

(1)Мы както раз поймали в море черепаху. (2)Она была б..льшой

преб..льшой. (3)Не черепаха, а наст..ящий домик на к..солапых ножках.

(11)Нам тоже стало жалко черепаху. (12)Мы отпустили её в синее море.

(13)Потом узнали: обм..нула она нас… (14)Ничего ей не жалко было.

(15)Плачут черепахи потому, что живут в море. (16)В..да в море с..леная.

(17)Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

(Вставить пропущенные буквы)

Верно!

Скажите, какое правило нужно применить для выполнения данного

задания? (Правило на правописание безударных гласных в корне. Чтобы

правильно написать пропущенную букву, нужно подобрать проверочное

слово).

Ваша задача: хлопнуть дружно в ладоши один раз, если пишется А, два

раза, если пишется О-.

Учитель показывает на слово, ученики выполняют задание.

3

Вы хорошо справились с данной работой и показали, что умеете

работать в команде.

2. Воспроизведение учащимися известных им способов действий.

Посмотрите еще раз внимательно на слайд, прочитайте предложения,

можно ли назвать это текстом? Докажите.

(Перед нами не текст, так как нет связи между его частями. Чтобы

получился текст, нужно абзацы поменять местами)

Игра «Редакторы»

Отредактируйте текст и прочитайте исправленный вариант.

(Один ученик читает, другие слушают)

(1)Мы както раз поймали в море черепаху. (2)Она была большой

пребольшой. (3)Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках.

(4)Посадили мы эту черепаху на палубу. (5)А она ни с того ни с сего

расплакалась. (6)Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже капкап…

(7)Укатилось солнышко в море черепаха плачет. (8)Ей солнышко жалко.

(9)Погасли звезды – снова плачет. (10)Жалко ей звездочек.

(11)Нам тоже стало жалко черепаху. (12)Мы отпустили её в синее море.

(13)Потом узнали: обманула она нас… (14)Ничего ей не жалко было.

(15)Плачут черепахи потому, что живут в море. (16)Вода в море соленая.

(17)Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).

Ребята, вы согласны с данным вариантом текста?

(Да, текст составлен верно) Слайд №2

А теперь представьте, что вас попросили рассказать эту историю

пятиклассникам, как вы будете готовиться?

(Чтобы подготовиться к выступлению, нужно составить план)

Сформулируйте тему нашего урока?

(Тема урока: План текста.)

Какие виды плана вы знаете?

(План может быть простым и сложным)

Какой план можно составить по данному тексту? Почему?

(К этому тексту лучше составить простой план, так как в нем немного

информации)

А какие предложения по цели высказывания вы будете использовать,

составляя план?

(При составлении плана используются повествовательные предложения.)

Какие еще вы знаете предложения по цели высказывания?

(По цели высказывания бывают предложения вопросительные и

побудительные)

Можно ли использовать вопросительные предложения, составляя план

текста?

(Вопросительные предложения тоже используются при составлении плана).

А как называют план, который состоит из вопросительных предложений?

Кто догадался?

(Такой план называют вопросный).

4

3. Создание учителем проблемной ситуации. Осознание неполноты своих

знаний.

Ребята, посмотрите на следующий слайд, что вы видите? Слайд№3

(На слайде представлены виды плана)

Прочитайте, какие?

(План текста: вопросный, назывной, тезисный)

Как вы считаете, какой план называют тезисным? В чем особенность

назывного плана?

(Учащиеся затрудняются ответить)

С какими видами плана нам сегодня предстоит познакомиться?

Отредактируйте тему урока.

4. Формулировка темы и цели урока.

(Тема урока: План текста: вопросный, назывной, тезисный).

Молодцы!

Что нового вы должны узнать на уроке и чему научиться? Какую цель

перед собой ставите?

(Узнать, какие виды плана существуют, научиться составлять

вопросный, назывной и тезисный план.)

II. Ориентировочный этап

Что нужно сделать, чтобы достичь нашей цели? Какие источники

использовать?

(Информацию можно найти в учебнике или в приложении к учебнику

«Русский язык» в разделе: «Инструкции»;

От кого еще вы получаете информацию в школе?

(Слушаем объяснение учителя)

III. Поисково – исследовательский

Вы наметили план действий. К какому из названных источников вы

обратитесь в первую очередь: к тексту параграфа или прочитаете

инструкцию?

(По инструкции проще выполнять действия, в первую очередь обратимся

к приложению учебника «Русский язык»)

Как быстро можно найти нужную информацию в источнике?

(Посмотреть содержание, на стр. 40, инструкция №2: «Как составить

план текста».

Давайте прочитаем памятку (на доске дублируется инструкция). Слайд№4

Читает учащийся.

Памятка «Как составить план текста»

1. Прочитайте произведение(текст).

2. Определите тему, ответив на вопрос: о чем говорится в тексте?

3. Сформулируйте основную мысль ответом на вопрос: что говорится о теме

текста?

4. Если текст не озаглавлен, озаглавьте его.

5. Повторно перечитайте текст, разделяя его на смысловые части.

5

6. Определите микротему и основную мысль каждой части.

7. Озаглавьте по порядку каждую смысловую часть текста, формулируя

микротему или основную мысль. Запишите заголовки как пункты плана. Так

вы составите простой план.

Ребята, выделите ключевые словосочетания в каждом пункте.

(Прочитайте текст, определите тему, сформулируйте основную мысль,

озаглавьте текст, перечитайте текст, определите микротему каждой

части, озаглавьте каждую смысловую часть, запишите пункты плана.)

Давайте выполним задание, следуя данному алгоритму.

Ученики перечитывают текст каждого лежит распечатка текста на

парте), определяют тему, основную мысль, озаглавливают тест).

Работая по этой инструкции, что мы можем сделать?

(Определить тему, основную мысль, озаглавить текст)

Ученики определяют тему, основную мысль, озаглавливают текст.

Слайд №5

Тема: Черепаха

Основная мысль: Бережное отношение к диким животным (к черепахе)

Правильно ли поступили дети с черепахой?

(Да, у диких животных своя среда обитания)

Заглавие: Черепаха (Плачущая черепаха).

Какое действие мы должны выполнить дальше?

(Мы должны составить план)

Сможете ли вы по данной инструкции составить вопросный, назывной или

тезисный план?

(В данной инструкции этой информации нет)

Кто вам поможет на уроке в «открытии» новых знаний?

(Учитель)

Вы готовы следовать моим инструкциям?

(Да)

Сегодня вы поработайте на уроке не в тетрадях (как мы это делаем

традиционно), перед вами лежит лист формата А4. Верхняя часть листа

разлинована. Запишите фамилию, имя. Ниже число (тринадцатое сентября),

классная работа. Тема урока: План текста: вопросный, назывной, тезисный.

ФИ_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Тема______________________________________________________________

Основная мысль____________________________________________________

Заглавие___________________________________________________________

Ребята, какой из видов плана вы можете попробовать составить

самостоятельно?

(Вопросный)

А какие вопросительные слова будете использовать?

(Дети называют разные вопросы)

Давайте проверим ваши предположения. Посмотрите на слайд презентации

и прочитайте информацию. Слайд№6

(Читает ученик: для составления вопросного плана следует использовать

вопросительные слова: как, какой, каков, кто, почему и тому подобные.)

Ваши предположения оказались верные?

(Да, были назвали правильные вопросы)

IV. Практический

Сейчас вам предстоит работа в парах.

Задание поисковоисследовательского характера + практическое

применение.

Составьте самостоятельно вопросный план данного текста и запишите в

первую колонку таблицы под название «Мой вариант». Не забудьте, вопросы

должны быть составлены так, чтобы ответы на них помогали восстановить

содержание всего текста.

Учащиеся обсуждают, какие вопросы они составят к каждой микротеме,

заполняют первую колонку.

ФИ_________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________

Мой вариант

1.

Отредактированный

1.

Мой вариант

1.

Отредактированный

1.

Мой вариант

1.

Отредактированный

1.

Мой вариант

2.

Отредактированный

2.

Мой вариант

2.

Отредактированный

2.

Мой вариант

2.

Отредактированный

2.

Мой вариант

3.

Отредактированный

3.

Мой вариант

3.

Отредактированный

3.

Мой вариант

3.

Отредактированный

3.

Проверка выполнения задания:

1.Заслушиваем первый пункт микротемы у учащихся 1го ряда, второйу 2

го ряда, третийу 3-го ряда.

2.Обсуждение пунктов плана, редактирование (запись отредактированного

варианта).

Давайте озаглавим первую колонку.

(Вопросный план) Слайд №7

Мой вариант

1.

Отредактированный

Кого поймали в море?

Мой вариант

1.

Отредактированный

Мой вариант

1.

Отредактированный

Мой вариант

2.

Отредактированный

О чем плакала

пойманная черепаха?

Мой вариант

2.

Отредактированный

Мой вариант

2.

Отредактированный

Мой вариант

3.

Отредактированный

3. Почему черепаха

Мой вариант

3.

Отредактированный

3.

Мой вариант

3.

Отредактированный

3.

Сделаем небольшую паузу.

Физкультминутка

Я вам буду называть правила поведения при случайной встрече с диким

животным.

Если вы согласны: встаньте, хлопните два раза в ладоши, кивая головой.

Если не согласны, то оставайтесь на своих местах, поворачивая голову.

вправо, затем влево.

1. Не убегайте от животного, а медленно отступайте, наблюдая за его

поведением.

2. Увидев дикого животного, размахивайте руками, кричите.

3.Не смотрите прямо в глаза животному, но не упускайте из вида.

4. Не пытайтесь погладить дикое животное, даже если это кажется

безопасным!

5. Бросайте в животных камни.

6. Не подходите к раненым животным.

Продолжим урок.

Как вы считаете, какой план текста нам предстоит составить сейчас, следуя

теме урока?

(мы будем составлять назывной план)

Верно.

Попробуем выполнить это задание, не обращаясь к теоретическим

материалам учебника.

Задание поисковоисследовательского характера + практическое

применение.

Попробуйте составить план текста, не используя глаголы при

формулировке основной мысли каждой микротемы.

Учащиеся обсуждают, записывают, заполняя вторую колонку.

Проверка выполнения задания:

1.Теперь заслушиваем первый пункт микротемы у учащихся 2го ряда,

второйу 3го ряда, третийу 1го ряда.

2.Обсуждение пунктов плана, редактирование (запись отредактированного

варианта). Слайд8

Мой вариант

1.

Отредактированный

1.Кого поймали в море?

Мой вариант

1.

Отредактированный

1.Пойманная черепаха.

Мой вариант

1.

Отредактированный

Мой вариант

2.

Отредактированный

О чем плакала

пойманная черепаха?

Мой вариант

2.

Отредактированный

2. Черепашьи слезы.

Мой вариант

2.

Отредактированный

Мой вариант

3.

Отредактированный

3. Почему черепаха

плакала на самом деле?

Мой вариант

3.

Отредактированный

3. Настоящая причина

слез черепахи.

Мой вариант

3.

Отредактированный

3.

Ребята, выделите в каждом пункте плана грамматическую основу, что вы

заметили?

предложениях нет сказуемых).

Как называются предложения, где есть и подлежащее, и сказуемое?

(Это предложения двусоставные).

Кто догадался, как называются предложения с одним главным членом?

(Односоставные)

Верно. Такие предложения являются назывными. Отсюда следует, что мы с

вами составили какой план?

(Мы составили назывной план)

Записываем название второй колонки.

Какой план нам осталось составить?

ам осталось заполнить третью колонку, тезисный план)

Задание поисковоисследовательского характера + практическое

применение.

Работа в паре продолжается. Ответьте на вопросы, которые вы записали в

вопросном плане, и заполните последнюю колонку.

Учащиеся обсуждают, записывают, заполняя третью колонку.

Проверка выполнения задания:

1.Заслушиваем первый пункт микротемы у учащихся 3го ряда, второйу 1

го ряда, третийу 2го ряда.

2.Обсуждение пунктов плана, редактирование (запись отредактированного

варианта) Слайд9

1.

Отредактированный

1.Кого поймали в море?

1.

Отредактированный

1.Пойманная черепаха.

1.

Отредактированный

1.В море поймали

черепаху.

Мой вариант

2.

Отредактированный

О чем плакала

пойманная черепаха?

Мой вариант

2.

Отредактированный

2. Черепашьи слезы.

Мой вариант

2.

Отредактированный

2.Пойманная черепаха

все время плачет.

Мой вариант

3.

Отредактированный

3. Почему черепаха

плакала на самом деле?

Мой вариант

3.

Отредактированный

3. Настоящая причина

слез черепахи.

Мой вариант

3.

Отредактированный

3. Черепаха

выплакивает лишнюю

соль из организма.

Вы без труда запишете, как называется третий вид плана.

(Тезисный план)

Давайте обратимся к материалам учебника. Откройте стр. 115, прочитайте

информацию о разных видах плана.

Какую дополнительную информацию вы узнали? Слайд№10

(Тезисный план состоит из полных предложений. В тезисе содержится

основная информация микротемы).

Сейчас вы проверите свои знания, полученные на уроке.

Самостоятельная работа.

На парте лежат карточки с заданиями. Прочитайте, что требуется выполнить,

запишите варианты ответов.

Карточка.

Задание №1

Перед вами памятка «Как составить план текста». Отредактируйте текст,

запишите номера предложений в порядке следования информации.

Памятка «Как составить план текста»

1. Определите микротему и основную мысль каждой части.

2. Сформулируйте основную мысль ответом на вопрос: что говорится о теме

текста?

3. Прочитайте произведение(текст).

11

4. Определите тему, ответив на вопрос: о чем говорится в тексте?

5. Если текст не озаглавлен, озаглавьте его.

6. Повторно перечитайте текст, разделяя его на смысловые части.

7. Озаглавьте по порядку каждую смысловую часть текста, формулируя

микротему или основную мысль. Запишите заголовки как пункты плана.

Задание №2

Установите соответствие между понятиями и их характеристиками.

1. Вопросный план

2. Назывной план

3. Тезисный план

А) краткий заголовок к микротеме

Б) полные предложения

В) подлежащее ущ. в Им. П.)

Г) вопрос

Д) основная информация микротемы

Е) ключевое предложение микротемы

Поменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте правильность

выполнения. Ответы представлены на слайде. Слайд №11

Критерии оценивания Слайд№ 12

Критерии оценивания:

Нет ошибок – оценка «5»

1 ошибка в задании №1+1 ошибка в задании№2 – оценка «4»

0 ошибок в задании №1+1-2 ошибки в задании№2 – оценка «4»

1-2 ошибки в задании №1+0 ошибок в задании№2 – оценка «4»

2 ошибки в задании №1+2 ошибки в задании№2 – оценка «

3 ошибки в задании №1+0 ошибок в задании№2 – оценка «

3 ошибки в задании №1+ 1ошибка в задании№2 – оценка «

0 ошибок в задании №1+ 3-4 ошибки в задании№2 – оценка «

5 и более ошибок в сумме за задания 12 оценка «

V. Рефлексивнооценочный этап.

Подведем итог урока. Какую цель вы перед собой ставили? (Узнать, какие

виды плана существуют, научиться составлять вопросный, назывной и

тезисный план.)

Удалось ли получить результат? О каких видах плана вы узнали на уроке?

Как составить вопросный план, назывной, тезисный?

С каким заданием вы справились легко? Какие вызвали затруднения?

Как нужно вести себя по отношению к диким животным?

Оценка за урок

За самостоятельную работу дети оценивают друг друга (работа в паре,

взаимопроверка).

Оценка эмоционального настроя на уроке:

12

1. Поднимите обе руки вверх, если вы остались довольны своей работой

на уроке.

2. Поднимите одну руку вверх, если иногда испытывали затруднения.

3. Положите руки на парту, если материал вам показался сложным.

VI. Домашнее задание.

1. Учебник стр. 115 (материал повторить).

2. Упражнение114 (задание 1,3).

3. Составить план текста упражнения 114: вопросный, назывной,

тезисный (по выбору учащихся).

Спасибо за урок! Слайд№13

Конспект урока по русскому языку.

Тема: Текст. План текста.

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о тексте как тематическом и композиционном единстве.

Задачи:

-сформировать представление о видах плана.

— развивать умение составлять план текста.

— Воспитывать толерантное отношение к окружающим при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные:

— формировать умение работать с текстом.

— формировать коммуникативную компетенцию через углубление и расширение знаний о тексте.

— совершенствовать навыки смыслового анализа текста;

— сформировать понятие о тексте как о тематическом и композиционном единстве его частей.

Метапредметные:

  • развивать внимание, логическое мышление, активизировать мыслительную деятельность;

  • умение слушать и слышать, грамотно, аргументировано и связно формулировать ответы.

Личностные:

 — воспитывать интерес к предмету.

Ход урока

  1. Организация начала урока. Психологический настрой.

— Ребята, сегодня мы выполняем обычную, но очень важную работу. Навыки, приобретенные на уроке, пригодятся вам в жизни.

Учитель:

—  Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

Из всех знаний и умений самым важным,самым необходимым

для жизни является, конечно, умение   ясно, понятно говорить

на своем языке.

Л.Н. Толстой.

(слайд 2)

-Как понимаете вы смысл этих слов? Действительно ли так важно умение понятно и красиво говорить на родном языке? Почему?

II. Актуализация знаний.

Учитель:

— Перед вами лежит кусочек ткани и лист с напечатанным на нем текстом.

-Как вы думаете, что общего между этими предметами? (В тексте все слова и предложения, как нити ткани связаны в единое целое.)

— Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не может существовать без основной мысли.

— Давайте узнаем лексическое значение слова “текст”.

ТЕКСТ – всякая запечатленная в письменности или в памяти речь, написанные или сказанные кем-нибудь слова, которые можно воспроизвести, повторить в том же виде.

ТЕКСТ — тот или иной издаваемый документ, памятник письменности, в отличие от примечаний к нему, комментариев и т.п.

ТЕКСТ — отрывок из священного писания, избираемый темой проповеди, беседы, приводимый в качестве изречения и т.п

III. Формулировка темы и цели урока.

Итак, тема урока: Текст. План текста.

-Ребята, какую цель и задачи вы поставите перед собой на этот урок?

Для того чтобы сделать следующий шаг, мы должны остановиться и подумать: каким он будет и в каком направлении его сделать. Перед каждым из вас таблица. В один столбик запишите, что вы ожидаете от этого урока, а в другой – чего вы опасаетесь.

Ожидания

Опасения

 IV. Объяснение нового материала

1) Беседа.

— Оказывается, мы оказались правы в том, текст – это ни что иное, как словесная ткань, связанная в единое целое общей мыслью.

 В подтверждение этих слов хочу привести строки стихов поэта-просветителя XVIII века А.Кантемира: 

Хоть муза моя всем сплошь имать досаждати,
Богат, нищ, весел, скорбен – буду стихи ткати.

Приведите примеры однокоренных слов к слову текст.

2. Словарная работа:

  • Текстоведение

  • Текстовой

  • Подтекст

— Выделим корень, что обозначают эти слова?

Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

— Составьте предложение с любым из этих слов.

     Текстоведение — отрасль науки о языке, изучающая законы построения и функционирования текстов.

-Можно ли считать предложение текстом?

-Чем отличается предложение от текста?

(Предложение позволяет только выразить мысль, а текст –обеспечить ее развитие за счет того, что каждое следующее предложение добавляет к сказанному что-то новое)

— Любая ли группа предложений будет текстом?

(Нет, только та, в которой присутствует единство темы и основной мысли, связывающей предложения в единое целое)

3.  Составление схемы «Признаки текста».

  Учитель: — Давайте вспомним, какими признаками обладает текст.

 На доске появляется кластер «Признаки текста». Ребята должны перечислить уже знакомые им признаки:

  • Единство темы

  • Наличие главной мысли (идеи)

  • Относительная законченность

  • Смысловая и грамматическая связь предложений в тексте

  • Логическая связь частей    

— Сделайте вывод. Что такое текст?

Текст — это группа предложений, связное законченное высказывание, служащее для выражения общей мысли. Все предложения связаны друг с другом по смыслу.

— Сегодня вы работаете в парах. У вас на столах распечатки. Вам следует ответить на вопросы.(слайд З)

1. Это текст? 2. Что необходимо изменить, чтобы получился текст?

Создайте текст. Расставьте номера предложений так, чтобы получился текст. (Работа с деформированным текстом (текст спроецирован на доску, справа – деформированный текст, слева (закрыт) правильный текст. Работа в парах)

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники. (А.И. Куприн).

Сентябрь был отменно сухим и солнечным, и в середине месяца вернулись погожие летние денечки. Сосны стояли на солнце, барабанно-звонкие голоса птиц были слышны за километр, земля бордовела крупными ягодами брусники.

Тайга была такой чистой, словно осень прошлась по ней свистящей метлой, и во всем мире жила прозрачность, грустность, ощущение легкой тревоги. (А.И. Куприн)

-Прочитаем, что у вас получилось. Какой признак помог создать текст?

На доске. Последовательность предложений, соответствующая последовательности событий в повествовании, связь между предложениями, т.е. цельность, связность текста. (Композиция)

— На сколько смысловых частей можно разделить этот текст? (На две.)

— Как называется смысловая часть текста? (Абзац)

— Как выделить абзац на письме? (Красная строка, отступ в начале строки)

— Для чего нужно делить текст на абзацы? (Абзац служит для выделения основной микротемы, для перехода от одной основной микротемы к другой. Абзац отражает тот или иной этап в развитии действия произведения.)

— Что такое микротема?

Запись в схеме «Признаки текста»: абзац, микротема.

— План — это самая краткая запись текста. Зачем нужен план текста?

План текста составляют не только в школах, но и в вузах. Иногда составить план текста необходимо ораторам перед выступлением, учёным, при написании тезисов статей. Пишут как планы готовых текстов, например, отрывков прозы, так и тех, которые ещё предстоит создать. В школе учат правильно выделять в тексте главное, кратко составлять план, поскольку это необходимо ученикам в процессе написания изложений и сочинений. Именно с составления плана также начинают работу над рефератом, курсовой или дипломной работой. Лучше всего записывать план на бумаге, а не держать его в голове. Воспринимая структуру будущего текста зрительно, вы быстрее найдёте в нём недочёты, сможете его дополнить.

Составление плана способно заметно облегчить и запоминание объёмных материалов. При подготовке к экзаменам хорошо составлять планы ответов на вопросы, кратко отражая там все основные тезисы. Повторять материалы так будет гораздо легче. С составления плана начинают написание сочинения, доклада. Важно следовать несложным рекомендациям, действовать по инструкции, тогда можно без затруднений правильно составить план текста.

— Что нужно сделать, чтобы правильно составить план? (слайд 4)

Составить план помогает деление текста на абзацы, пункты плана составляются от абзаца к абзацу.

— Какие планы вы знаете? (слайд 5)

Планы бывают:

— простые; — сложные; — вопросные; — назывные; — тезисные.

Простой план

  • это перечень основных пунктов. Зачастую он состоит из назывных предложений, достаточно лаконичных. Простым планом нередко пользуются ораторы, лекторы, так как именно он больше всего подходит для отражения узловых моментов уже хорошо известного текста. Вы сможете сверяться с таким планом, чтобы давать информацию последовательно, ничего не упустить, а основной материал излагать своими словами. Если составить план текста грамотно, это обеспечит хорошую, связанную и логичную, речь. (Пример на слайде 6)

Сложный план   текста

  • чаще всего необходимо составлять на занятиях в школе, работая над сочинениями и изложениями. Возможностей простого плана в подобных случаях недостаточно, поскольку ученику нужно не просто обозначить кратко самые базовые пункты, но и дополнить их, разделить на подпункты, раскрыть их содержание более подробно. (пример и памятка на слайде 7)

Назывной план   текста.

План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных. (слайд 8)

Вопросный план   текста

  • План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ) Пример на слайде 9)

Тезисный план

  •   представляет собой краткое отражение основной сути текста в виде коротких предложений. Каждое предложение содержит основную мысль части текста. Тезисы хорошо подходят для запоминания небольших объёмов информации. Их вы можете использовать, когда учите какой-то материал: сначала изучите его, затем запишите тезисно, а потом просматривайте тезисы и вспоминайте все сведения. Также тезисно записывают основное содержание научных докладов, статей. Тезисы в таком случае не должны быть отрывочными, напоминать перечисление по пунктам: их связывают между собой, оформляют как цельный, логичный текст. (слайд 10)

Тезисный план — выражает суть текста в кратких формулировках.

Тезисный план, в отличие от вопросного и назывного не только называет ту или иную часть текста, а кратко излагает ее основные положения.

V. Закрепление изученного материала

— А теперь каждая пара работает с текстом, составляет план текста согласно своей теме. ( Работа с текстами в парах по карточкам.) Приложение 1.

VI. Контроль и оценка знаний

Выполнение теста “Верные и неверные высказывания” (тестовые задания у каждого ученика)

Учитель

Ученик

  1. Текст состоит из предложений

  2. К тексту нельзя придумать заглавие

  3. Все предложения в тексте имеют границы

  4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности

  5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится

  6. Текст можно разделить на части

  7. Каждая часть текста записывается с красной строки

+

+

+
+
+
+

Проверим себя. Оцените свои знания сами ( 0 ошибок-«5»,1-2 ошибки-«4», 3-4-«3»,более 4 ошибок- «2»). Слайд 11

VII. Итог урока

  — Что нужно сделать, чтобы научиться ясно, понятно говорить?

  — Назовите признаки текста.

 — Какие виды плана вы узнали?

Выставление оценок.

VIII. Рефлексия 

 -Чем запомнился урок?

— Что из намеченного вами в начале урока исполнилось?

— Каким выражением можно оценить работу   на уроке:

  • Корень учения горек, да плод его сладок

  • Глаза боятся, а руки делают

IX. Домашнее задание:  упр.487 с.90

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Omegle как найти девушек
  • Физика как найти тепловую мощность
  • Как найти справку в архиве
  • Fixpartfile torrent как исправить
  • Как хорошо любимый что ты меня нашел