На Филиппинах рыбаки нашли мумифицированное тело 59-летнего мужчины, которое несколько дней пролежало в наполовину затопленной яхте. Об этом во вторник пишет The Independent.
По данным издания, немецкий судоводитель по имени Манфред Фриц Байорат, который управлял яхтой Sajo, умер ненасильственной смертью. По данным полиции, которая провела экспертизу, причиной смерти, скорее всего, стал инфаркт. Тело моряка превратилось в мумию из-за соленого океанского воздуха и сухой погоды.
Личность мужчины удалось установить благодаря документам и многочисленным фотографиям, которые сотрудники правоохранительных органов обнаружили на борту яхты, которая, по данным газеты, несколько месяцев дрейфовала в Тихом океане, прежде чем ее обнаружили рыбаки.
Отметим, что в мире достаточно часто происходили ранее и случаются до сих пор ситуации, когда в открытом море находили корабли, лишенные экипажа. Такие суда принято называть «кораблями-призраками». Данный термин чаще всего используется в легендах и художественной литературе, однако он может обозначать и реальное судно, которое ранее исчезло, а потом через некоторое время было обнаруженное в море без команды или с погибшим экипажем на борту. В большинстве случаев многие встречи с такими кораблями являются выдумками, тем не менее известны реальные случаи, которые подтверждены документально – благодаря записям в бортовом журнале, например. «МИР 24» вспомнил наиболее известные «корабли-призраки» в истории мореплавания.
(Джордж Грие. «Восход полной луны». Из серии «Корабль-призрак».)
В 1775 году у берегов Гренландии было обнаружено торговое судно из Англии под названием «Октавиус», на борту которого находились десятки тел замерзших членов экпипажа. Журнал корабля показал, что это судно возвращалось в Великобританию из Китая. Корабль отправился в плавание в 1762 году и попыталось проследовать по суровому Северо-Западному проходу, который удалось успешно пересечь только в 1906 году. Судно и замороженные тела его команды дрейфовали среди пакового льда на протяжении 13 лет.
Почти век спустя, в 1850 году, на берегу Род-Айленда, на мелководье застрял таинственный парусник под названием «Сиберд», который перевозил древесину и кофе с острова Гондурас. На борту в одной из кают был найден только пес, который трясся от страха. Людей на корабле не нашли, несмотря на то, что на плите камбуза кипел ароматный кофе, на столе была карта и бортовой журнал. Последняя запись в нем гласила: «Вышли на траверз рифа Брентон». По результатам инцидента было проведено тщательное расследование, которое тем не менее не смогло ответить на вопрос, куда же подевалась команда парусника.
(Покинутая экипажем «Мария Целеста»)
4 декабря 1872 года в 400 милях от Гибралтара корабль «Деи Грация» обнаружил бригантину «Марию Целесту» без единого члена экипажа на борту. Судно было достаточно хорошим, крепким, без повреждений, но, по легенде, за все время своего плавания очень часто попадало в неприятные ситуации, из-за чего получило дурную славу. Капитан со своей командой из 7 человек, а также женой и дочерью, которые также находились на корабле в момент перевозки груза, среди которого был, в частности, спирт, бесследно исчезли.
Немало «кораблей-призраков» были найдены моряками и рыбаками в прошлом тысячелетии. Так, в конце января 1921 года смотритель маяка мыса Гаттерас заметил пятимачтовую шхуну «Кэрролл А. Диринг» на внешней кромке отмели Даймонд Шоалз. Все паруса судна были убраны, на борту, кроме корабельного кота, никого не было. Груз, продукты и личные вещи членов экипажа никто не тронул. Отсутствовали только спасательные шлюпки, хронометр, секстанты и вахтенный журнал. Не функционировало рулевое управление шхуны, кроме того, судовой компас и часть навигационных приборов были разбитыми. Почему и куда исчезла команда «Кэрролл А. Диринг», выяснить так и не удалось.
(The SS Valencia in 1904)
В 1906 году около юго-западного побережья острова Ванкувер затонул пассажирский пароход «SS Валенсия». Спустя 27 лет после катастрофы, в 1933 году, моряки нашли спасательную шлюпку с этого судна, которая плавала в этом районе в хорошем состоянии. Более того, моряки утверждали, что наблюдали саму «Валенсию», следовавшую вниз по побережью. Но это оказалось всего лишь видением.
В феврале 1948 года, согласно легенде, торговые суда, находящиеся в районе Малаккского пролива около Суматры, приняли радиосигнал голландского теплохода «Оранг Медан»: «SOS! Теплоход «Оранг Медан». Судно продолжает следовать своим курсом. Может быть, уже умерли все члены нашего экипажа». После этого следовали бессвязные точки и тире. В конце радиограммы говорилось: «Я умираю». Судно нашли английские моряки. Вся команда корабля была мертва. На лицах членов экипажа застыло выражение ужаса. Неожиданно в трюме теплохода вспыхнул пожар, и вскоре корабль взорвался. Мощный взрыв разломил судно пополам, после чего «Оранг Медан» затонул. Самой популярной теорией смерти команды является то, что корабль перевозил нитроглицерин без специальной упаковки.
В начале 1953 года грузовой теплоход «Холчу» с грузом риса был обнаружен моряками английского судна «Рэни». Из-за стихии корабль был существенно поврежден, однако спасательные шлюпки были не тронуты. Кроме того, на борту был полный запас топлива и воды. Пять членов экипажа бесследно исчезли.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Разведка США засекла российский корабль-призрак
«Корабли-призраки» встречали и в новом веке. Так, в 2003 году индонезийская рыболовецкая шхуна «Хай Эм 6» была обнаружена дрейфующей без экипажа возле Новой Зеландии. Были организованы масштабные поиски, которые тем не менее результата не дали – 14 членов команды найти не удалось.
В 2007 году в Австралии произошла история с яхтой-призраком Каз II. Судно покинуло Эрли-Бич 15 апреля, а через несколько дне было обнаружено неподалеку от берега Квинсленда. Спасатели проникли на борт яхты и увидели работающими двигатель, , радио, ноутбук GPS. Кроме того, был приготовлен обед и накрыт стол, однако команда, которая состояла из трех человек, на борту отсутствовала. Паруса яхты были на месте, но сильно повреждены. Спасательные жилеты и прочее спасательное оборудование не использовалось. 25 апреля было решено прекратить поиски, так как за такой временной промежуток вряд ли кто-нибудь мог выжить.
(Траулер «Мару» перед потоплением. Фото: U.S. Coast Guard photo by Petty Officer 1st Class Sara Francis)
Японское рыболовецкое судно «Мару» («Удача») легло в дрейф и пересекло Тихий океан после того, как в стране произошло разрушительное землетрясение 11 марта 2011 года. Впервые корабль был обнаружен в конце марта 2012 года патрулем ВВС Канады. Японской стороне после получения уведомления об обнаружении траулера удалось установить судовладельца. Однако он не выразил желания вернуть корабль. На борту «Удачи» находилось минимальное количество топлива и не было груза, так как перед землетрясением в Японии судно было предназначено для утилизации. О судьбе экипажа «Удачи» ничего не сообщалось. В связи с тем, что судно представляло угрозу для навигации, береговая охрана США обстреляло его в апреле 2012 года, после чего траулер затонул.
(Российский корабль-призрак «Любовь Орлова» дрейфует в акватории Ирландии, ТАСС)
23 января 2013 года двухпалубное круизное судно Lyubov Orlova, построенное еще в советские годы, покинуло канадский порт Сент-Джонс для буксировки на слом в Доминиканскую Республику. Однако во второй половине следующего дня у тянувшего судно буксира «Charlene Hunt» лопнул буксировочный трос. В результате судно ушло в дрейф. Попытки снова взять его на буксир оказались безрезультатными. Таким образом, с 24 января 2013 года оно находится в свободном дрейфе в Атлантическом океане без экипажа и опознавательных огней. В марте в ирландских СМИ появилось сообщение о том, что были зафиксированы сигналы с аварийного радиобуя «Любови Орловой» в 700 милях от побережья Ирландии. Это может свидетельствовать о том, что судно затонуло, так как аварийный радиобуй активируется при попадании в воду. Были предприняты поиски в районе, откуда были приняты сигналы, но ничего не было найдено. В начале 2014 года появились слухи, что дрейфующее судно, населенное крысами-каннибалами, якобы может прибить к побережью Ирландии. Однако достоверной информации о судьбе судна до сих пор нет. Вероятней всего, оно затонуло еще в феврале 2013 года.
Иван Ракович.
18+
Помнишь присказку «куда они денутся с подводной лодки»? С подводной лодки пропасть и правда затруднительно, а вот с кораблей, как оказалось, вполне реально. Четыре истории загадочных исчезновений, правду о которых мы так и не узнаем.
Девушку продали в бордель
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Исчезновение Эми Линн Брэдли — до сих пор одна из самых загадочных историй, происходивших на корабле. В 1998 году 23-летняя Эми из Вирджинии пропала во время круиза по Карибскому морю, в котором она была вместе со своими родителями. Всю ночь она танцевала в клубе, утром отец видел ее в каюте, спящей на балконе, но спустя всего полчаса с тех пор, как мужчина заглядывал проверить свою дочь, девушка пропала. Растворилась в воздухе. Корабль обыскали с носа до кормы, но безрезультатно. В 1999 году военнослужащий американской армии рассказал, что встретил в борделе женщину, называвшую себя Эми Брэдли, но обнаружить девушку по указанному адресу не удалось.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
В 2005 году родители Эми натолкнулись на фотографию, где была изображена женщина, поразительно похожая на их дочь. Вероятная Эми позировала в откровенной позе и, судя по лицу, находилась под воздействием наркотиков. Родители Эми считают, что их дочь похитили и продали в сексуальное рабство, и обещают выплатить $250 тысяч за ее возвращение. Поиски продолжаются.
Самоубийство девушки-аниматора
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
На корабле-гиганте, где работала Ребекка, кроме нее было еще 2400 пассажиров и 945 членов экипажа. Она работала на судне аниматором, но однажды утром просто не вышла на работу. Никаких следов девушки — только вещи.
По информации Daily Mail, Майк и Энн Кориам обратились к властям с требованием разобраться, почему во время круизов исчезают люди, что происходит с безопасностью на круизных лайнерах. Но ответы на свои вопросы они так и не получили. За 16 лет, начиная с 1995 года, зафиксировано 165 таинственных исчезновений людей с круизных лайнеров.
В конце концов, исчезновение Ребекки было признано самоубийством — по версии полиции, девушка выбросилась за борт. Родители не верят в эту версию, они считают, что таким образом от них просто решили отделаться.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джордж Смит пропал во время свадебного путешествия
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Джордж Смит из Гринвича плыл на корабле компании Royal Caribbean «Сияние морей» (Brilliance of the Seas) по Средиземному морю. Это был одиннадцатый день его свадебного путешествия — в тот вечер он много пил и играл в казино в компании своей жены Дженнифер Хагель-Смит.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Его исчезновение обнаружили в четыре часа утра. Пассажиры соседних кают пожаловались на шум из каюты супругов, а на следующее утро на навесах спасательных шлюпок, которые находились как раз под окном их каюты, нашли кровавое пятно.
Нашелся и кровавый отпечаток ладони, но после того, как корабль вошел в док, его смыли и закрасили. Следы крови были также в каюте — семья считает, что на судне произошло убийство, которое судоходная компания отрицает, чтобы не портить свою репутацию.
Рано овдовевшая Дженнифер Хагель-Смит пообещала вознаграждение в $100 тысяч за любую информацию о происшествии.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Компания Royal Caribbean комментирует это событие так: «Мы не знаем, что произошло с Джорджем Смитом, кроме того, что он трагически исчез с лайнера. Однако мы продолжаем активно сотрудничать с ФБР в надежде, что агентство найдет убедительные ответы на все вопросы».
Исчезла из сувенирной лавки
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
47-летняя канадка Фариба Амани пропала в феврале 2012 года. Она была на корабле Bahamas Celebration вместе со своим бойфрендом Рамизом Гольшани, с которым они встречались уже восемь месяцев.
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Гольшани в последний раз видел свою подругу в сувенирной лавке примерно в час ночи — после этого он один отправился в казино, а когда вернулся в каюту, там никого не было. Он лег спать, но утром проснулся и обнаружил, что Фариба так и не вернулась. Спустя час он сообщил об исчезновении женщины членам экипажа.
Сестра Амани рассказывала, что отношения Фарибы и Рамиза были не самыми теплыми: женщина даже собиралась нанять частного сыщика, чтобы тот выяснил, не изменяет ли ей бойфренд. Тем не менее никаких улик против Гольшани найдено не было.
Загрузка статьи…
Дайверы проплывают десятки метров вниз под водой — в тёмную пропасть, где их ждут новые тайны. Суда, веками покоящиеся под толщей воды, неохотно раскрывают свои секреты.
О том, как это происходит и зачем нужно изучать подводное культурное наследие, корреспондент «АиФ на Дону» поговорил с руководителем «Русской подводно-исследовательской экспедиции» Романом Дунаевым.
Роман Дунаев. Родился 12 сентября 1974 г. в Ростове-на-Дону.
Окончил в 1993 г.Ростовский техникум радиоэлектронного приборостроения, а в 1998-v получил высшее образование.
Создал экспедицию и объединил людей, увлечённых поиском, обследованием затонувших объектов, историей, археологией, изучением подводного культурного наследия.
Женат, трое детей.
Кладбище на дне
Юлия Морозова, «АиФ на Дону»: Роман, как получилось, что увлечение дайвингом переросло в серьёзную исследовательскую работу?
Роман Дунаев: Если заболел морем, то это навсегда. Все летние месяцы в детстве я проводил у бабушки в Сочи, часами нырял с трубкой и маской. На первые серьёзные заработанные деньги приобрёл акваланг. Окончил курсы дайвинга, года два выезжал нырять на Красное море.
В 2002 году занялся техническим дайвингом: глубоководные погружения более чем на 40 метров, прохождение декомпрессии. Это открыло новые горизонты. И тогда увлечение перешло в стиль жизни.
В районе Геленджика и Новороссийска клубы предлагают нырять всего на три объекта: старый американский самолёт, на «Адмирал Нахимов» и сухогруз «Сакко и Ванцетти».
Но как так? Здесь на Малой земле во время Второй мировой войны шли ожесточённые бои с огромными потерями, на дне должны лежать сотни кораблей. Но на электронных картах их почему-то нет. Мы начали поиск.
— Чтобы разглядеть глубоко на дне заиленные останки кораблей, нужно высокотехнологичное оборудование?
— До 2000-х годов был доступен лишь рыболовецкий эхолот. Но он даёт только данные о «всплесках» глубины, поэтому находясь даже в нескольких метрах от затонувшего судна, его можно не увидеть.
За рубежом использовали высокотехнологичные гидролокаторы бокового обзора. У нас это название вызывало фантастические ассоциации. Прибор был знаком лишь некоторым институтам, которые занимались изучением дна.
Я пошёл в Южморгеологию в Геледжике и после переговоров в наше распоряжение предоставили инженеров и гидролокатор, который мы «потаскали» по интересным местам. Так мы получили тёмное пятно на карте и первую серьёзную находку: «Свободная Россия», она же «Екатерина Великая». Линкор по приказу Ленина затопили в 1917 году, чтобы не достался немцам.
И вот представьте: мы погрузились в ту точку, где по нашим данным лежал корабль. Идём по абсолютно ровному дну, нет корабля. Но вдруг увидели, что под нами глубина еще 29 метров. Как же так? Оказывается, мы двигались чётко посередине днища «Свободной России», которая лежала оверкиль (перевёрнутая вверх дном). И только изменив направление на 90 градусов, мы подошли к краю огромнейшего судна.
Потом нашли эсминец «Громкий» и миноносец «Керчь», который торпедировал «Свободную Россию».
Но, возвращаясь к вопросу об оборудовании, скажу, что позже по моему заказу в Жуковском конструкторском бюро изготовили гидролокатор бокового обзора. Его использование дало ошеломительные результаты. Более 100 затонувших кораблей мы обнаружили всего за несколько дней работы.
Дно Цемесской бухты — огромное кладбище погибших судов. Но, конечно, обнаруженные объекты вовсе не силуэты с мачтами (как в фильмах часто показывают). Это обломки, осколки, нос судна, винты, порой всё полностью заилено и возвышается только полметра кормы.
Похищенные ценности
— Что же дальше было с этими находками?
— Мы наивно поделились координатами некоторых затопленных кораблей с местными дайв-клубами. И началось разграбление. К судам ныряли с ломами. Люди отпиливали детали кораблей, тащили к себе в гаражи. Мы поняли, что время широко заявлять о своих находках ещё не пришло.
Теперь стараемся на каждом корабле ставить памятную табличку, где указываем данные о судне, о количестве людей, которые здесь покоятся. Может быть, это заставит чёрных дайверов отложить ножовку и задуматься.
А находки есть уникальные. Так, в некоторых капитанских сейфах сохранились бортжурналы. Отправили их в Московский институт криминалистики на расшифровку, восстановили последние минуты жизни корабля и узнали имена погибших героев.
— Одна из ваших самых сенсационных находок — это легендарное транспортное судно, на котором немцы вывозили золото и музейные ценности из оккупированного Крыма.
— Сокровища ещё не найдены, но корабль действительно необыкновенный. Сошёл со стапелей в Бремене, обслуживал маршрут Германия — Австралия. Потом, сменив нескольких владельцев, судно оказалось в Черноморском пароходстве под именем «Харьков». В 1941 году транспорт взорвали и затопили наши войска при отступлении. Немцы его подняли, восстановили и дали имя Boy Federsen.
В последний рейс он вышел из Севастополя 10 августа 1943 года. Два транспортных парохода сопровождали девять военных кораблей. Вечером Boy Federsen получил пробоину и 11 августа затонул.
А нашли мы его случайно. Искали в этом квадрате подводную лодку Д-4, наткнулись на крупный объект, и выяснилось, что под нами на глубине 90 метров лежит Boy Federsen. Погружения были очень сложные, нам помогли военные, предоставив барокамеры и врачей. Некоторые историки утверждали, что этот транспорт перевозил немецкое химическое оружие. Наша основная задача была либо подтвердить, либо опровергнуть эту информацию.
Сейчас мы можем утверждать, что химического оружия на борту нет. Но видно, что немцы очень спешили разгрузить тонущий пароход. Все краны были расчехлены (не в походном режиме), поднят такелаж. На корабле отлично сохранились ходовые машины и компас, палубная надстройка, резная мебель в каютах, фарфор. Ощущение такое, что ты попал в машину времени, как будто люди только что вышли отсюда.
Найденный корабль огромный, поэтому нужны месяцы, чтобы его детально изучить, а не 14 дней, которыми мы располагали. Есть множество отсеков, в которые мы пока не можем проникнуть.
Но летом продолжим раскрывать тайны. Если там есть какие-то ценности, принадлежащие музеям Крыма, то они будут переданы на консервацию и экспертам-археологам. Не оставляет сомнения факт, что музейные экспонаты действительно вывозили с полуострова. Но вот на чём? На этот вопрос мы надеемся вскоре ответить.
Сезон открытий
— Дайверы говорят иногда «корабль нас принял благосклонно», что это значит?
— Есть корабли, которые не пускают, когда пытаешься к ним погрузиться. То течение, то шторм, то какие-то происшествия. Тогда мы их оставляем и в следующем году пробуем вернуться. Boy Federsen к нам хорошо отнёсся, только пару баллонов забрал, они слетели с борта нашего судна. Шутим: «К Посейдону ушли».
— Впереди лето и новый сезон открытий. Что, по-вашему, он принесёт?
— Вообще планов много. Мечтаю найти подлодки Л-23 и Д-4. Есть данные, что именно Д-4 несла боевое дежурство в районе гибели Boy Federsen и произвела торпедный залп по транспортному кораблю.
Скоро мы будем погружаться на знаменитую «Весту», чтобы снять с неё штурвал для музея. Когда-нибудь хотелось бы обнаружить транспортный корабль «Армения». Его крушение в 1941 году — самая большая катастрофа на земле. Для сравнения: на «Титанике» погибли примерно 1500 человек, а на «Армении» — 6000.
Вообще же, погружение исследователей к любому кораблю — это лишь верхушка айсберга. До этого проводится колоссальная работа. В этом принимают участие историки, гидроакустики, люди, которые умеют читать карты, и другие специалисты.
В 2015 году мы нашли византийское судно, причина гибели которого неизвестна, но ясно, что пока это самое крупное крушение среди древних кораблей. Отлично сохранился груз в трюмах — античные амфоры с чёткими клеймами, есть даже сосновые пробки.
А в этом году экспедиции «Нептун» и наша «Русская подводно-исследовательская» при поддержке ГБУ РК «Черноморский центр подводных исследований» с использованием гранта президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов начинает работу над масштабным проектом «Крым: перекрёсток цивилизаций».
Мы проведём исследование и паспортизацию подводных историко-культурных объектов в акватории Чёрного моря в районе Крымского полуострова. И продолжим погружаться к византийскому судну, под илом ещё много интересного.
В поисках быстрого пути к сказочным богатствам Индии и Китая, Колумб в 1492 году уперся в Америку. В XVI-XVIII веках европейцы плавали в Индию и Китай или вокруг Африки и через Индийский океан, или, огибая Америку с юга. Оба пути были долгими и опасными. Всё это время мореплаватели безуспешно пытались найти путь вдоль северного побережья Америки, так называемый северо-западный проход. В начале XIX века англичане стали активно исследовать арктическое побережье Канады. Лорды Адмиралтейства почему-то считали, что путь через северо-западный проход в Азию может оказаться быстрым и удобным для плавания. Оставалось его только найти.
Несколько экспедиций первой половины XIX века окончились неудачами. Их результатами были лишь нанесённые на карту фрагменты северного побережья Канады и арктические острова. Сплошные льды заставляли отступать моряков, но не отрезвляли теоретиков-географов. В их головах родилась гипотеза, что к северу от Гренландии в районе полюса существует обширное открытое море, плавание через которое к Берингову проливу окажется безопасным. Это «открытие» вынуждало пускаться в плавание всё новых исследователей.
19 мая 1845 года в путь отправилась очередная экспедиция. Командовал ею сэр Джон Франклин. 59-летний опытный мореплаватель уже совершивший в молодости несколько морских и сухопутных путешествий в канадскую Арктику. Под его началом были два бывших военных корабля, специально переоборудованных для плавания во льдах: 32-летний «Террор» водоизмещением 331 т. и 378-тонный «Эребус», спущенный на воду в 1826 году. Корпуса судов дополнительно укрепили, обшили стальными листами и переоборудовали для возможности плавать под паром. Новейшие на тот момент машины, переставленные с паровозов, позволяли развивать приличную скорость по открытой воде. Как они себя поведут во льдах — никто не знал, но наличие паровых машин дало возможность проложить трубы отопления в кубрики и каюты офицеров. Трюмы кораблей набили продовольствием, которого должно было хватить 24-м офицерами и 105-и матросам на три года плавания. При незначительном снижении рациона еду можно было растянуть на пять лет. На борт загрузили десятки тонн консервированного мяса, галет, муки, шоколада и других продуктов. От цинги моряков должны были спасти 4,2 тонны лимонного сока.
Экспедиционные суда «Эребус» и «Террор». (wikipedia.org)
В организации снабжения экспедиции имелся, правда, изъян, дорого обошедшийся впоследствии. В тендере на поставку консервов победил малоизвестный фабрикант Стивен Голднер, который своими демпинговыми ценами «убрал» испытанных поставщиков Адмиралтейства. Тендер состоялся 1 апреля. Всего за 7 недель Голднеру предстояло поставить 8000 банок консервированного мяса разных сортов. Производство консервов шло в спешке. Банки запаивались свинцовым припоем, который проникал внутрь емкости, отравляя продукт.
«Террор» и «Эребус» благополучно доплыли до арктического побережья Канады, где были списаны и отправлены домой по болезни пятеро матросов. В начале августа экспедиция разминулась в море Баффина с двумя китобойными судами. После этого два корабля и 124 английских моряка бесследно исчезли.
Дальнейшую судьбу «Террора» и «Эребуса» десятилетиями пытались установить сначала спасательные экспедиции, а потом — ученые-археологи. Постепенно вырисовывалась печальная картина. Осенью 1845 года корабли Франклина встали на зимовку у острова Бичи. Первая зима прошла сравнительно комфортно. Моряки ни в чем не нуждались, правда, от воспаления легких умерли три человека, которых похоронили в промерзлой земле острова. Летом 1846 года Франклин повел корабли на запад. К сентябрю экспедиция вновь вмерзла в лёд. Это произошло в нескольких милях к северо-западу от острова Кинг-Уильям. Началась вторая зимовка. Франклин надеялся продолжить плавание следующим летом, но оно оказалось холодным, и льды не выпустили корабли. «Террор» и «Эребус» так и не сдвинулись с места. Продукты и уголь для обогрева подходили к концу.
11 июня 1847 года 61-летний Джон Франклин умер. Командование экспедицией взял на себя капитан «Террора» Фрэнсис Крозье. Он единственный из офицеров экспедиции имел полярный опыт: в 1835-ом он искал в Арктике пропавших китобоев, а 1839−1844 годах, командуя «Террором», плавал в Антарктике. Весной 1848 года, убедившись, что ледяной капкан не выпускает корабли, Крозье дал команду мастерить сани, грузить на них шлюпки, и двигаться по льду в сторону острова Кинг-Уильям. Команды оставили суда 22 апреля.
Капитан Фрэнсис Крозье. (wikipedia.org)
К тому моменту уже умерло от холода и болезней 9 офицеров и 15 матросов. Никто из оставшихся в живых не имел опыта пеших арктических путешествий. Сэр Франклин мог бы рассказать, как в 1822 году отряд под его командой брёл по Арктике, питаясь лишь лишайниками и кожаной обувью, но командир экспедиции к тому времени был уже мертв. Возможно поэтому в организации пешего похода были допущены многочисленные ошибки. Изготовленные сани оказались чрезвычайно тяжелы. Лодки, на которых планировалось продолжать путь, достигнув открытой воды, нагрузили всяческим барахлом, абсолютно не нужным в Арктике.
Летом 1848 года среди тех, кто добрался до острова Кинг-Уильям, начался жесточайший голод. Люди умирали не только от недоедания и холода, но и от неизвестной им болезни. А ведь морякам предстоял еще долгий путь по льду и морю до канадского побережья. Крозье хотел добраться до устья реки Бак, по которой планировал плыть вверх по течению еще 800 километров до ближайших поселений колонистов.
Видимо, на Кинг-Уильяме члены экспедиции разделились на две группы. Матросы, оставшиеся на острове, изголодались до того, что стали убивать и поедать друг друга. Тем, кто двинулся по льду на юг, всё-таки удалось добраться до побережья. Эскимосы видели в устье реки Бак группу из 35−40 изможденных белых людей. Провизия у англичан полностью закончилась, а помощи у эскимосов они не просили. До колонистов никто из членов экспедиции не добрался. Согласно рассказам эскимосов, Крозье и еще один моряк последние дни жизни провели в одном из поселений аборигенов в 400 километрах к югу от побережья. Точную дату их смерти эскимосы назвать не могли, но по их расчетам, это было где-то в 1850-х.
Тем временем в Лондоне хватились экспедиции. Первые два года никто не волновался, все ждали, что сэр Франклин вот-вот подаст весточку с Камчатки или из Калифорнии. Первой забила тревогу жена (еще не знавшая, что она уже вдова) Франклина, леди Джейн. По её настоянию, в 1848 году Адмиралтейство отправило в Арктику два поисковых судна, но их команды сами с трудом выбрались изо льдов. После этого Адмиралтейство назначило премию в 20000 фунтов стерлингов (больше полутора миллиона по нынешнему курсу) любому, кто окажет помощь в поисках экспедиции Франклина или сообщит о её следах. Это возымело действие, и летом 1850 года пропавшую экспедицию искали 11 английских и 2 американских корабля.
Сначала были обнаружены три могилы и остатки зимовочного лагеря 1845−1846 годов на острове Бичи. Следующие находки датировались лишь 1854 годом. Шотландский путешественник Джон Рэй недалеко от реки Бак встретил эскимосов, которые рассказали ему о группе изможденных белых людей, умерших неподалеку. Рэй записал рассказы аборигенов и купил у них вещи, оставшиеся от этих пришельцев. Среди них оказались серебряные столовые приборы, принадлежавшие Джону Франклину и другим офицерам экспедиции. Однако сообщение вернувшегося в Лондон Рэя вызвало в Англии нешуточный скандал. Доктор честно поведал, что эскимосы рассказали ему о том, что белые люди поедали тела своих умерших товарищей. Вспыхнувшее по этому поводу общественное возмущение возглавил Чарльз Диккенс. В своих гневных статьях он утверждал, что наивный Рэй поверил гнусным дикарям, оклеветавшим высокоморальных моряков флота Её величества, которые, естественно, никак не могли опуститься до каннибализма. Тем не менее, несмотря на протесты леди Джейн Франклин, Джон Рэй получил причитавшуюся ему часть обещанной премии.
Вещи, переданные эскимосами Джону Рэю. (wikipedia.org)
Возможно, деньги, выплаченные за его находки, стали для Адмиралтейства хорошим поводом свернуть поиски. Началась Крымская война, и английскому правительству стало не до спасения пропавших десять лет назад полярников, которых официально объявили погибшими при исполнении служебного долга. Леди Джейн на собранные по подписке деньги и свои личные средства в 1857 году отправила в Арктику паровую шхуну «Fox» во главе с капитаном Френсисом Леопольдом Мак-Клинтоком.
Команда Мак-Клинтока решила обследовать остров Кинг Уильям, и быстро наткнулась на следы экспедиции. Под пирамидой из камней они нашли записку, оставленную Крозье и капитаном «Эребуса» Фитцджеймсом весной 1848 года. В ней кратко излагалась хроника экспедиции до этого момента. На южном берегу острова обнаружили скелет. В сохранившихся лохмотьях одежды нашли документы на имя старшины носовой верхней команды «Террора» Гарри Пеглара и дневник, содержавший странно зашифрованные записи. Все слова были написаны задом наперед с большим количеством ошибок и без единого знака препинания. На одном из листов была надпись «Лагерь террора пуст», а на другом — фраза, похожая на фрагмент молитвы «О Смерть, где твоё жало…»
Обнаружение записки капитанов экспедицией Мак-Клинтока. (wikipedia.org)
На восточном побережье экспедиция Мак-Клинтока нашла шлюпку, стоявшую на санях, с двумя скелетами внутри. Шлюпка весила около 350 кг, а сани — еще 300 кг. В лодке была навалена груда вещей, в том числе душистое мыло, много книг, листы свинца и другие предметы, явно не очень нужные в суровых полярных условиях. Зачем изможденным голодом людям надо было тащить такие тяжести по льду и камням острова — не понятно.
Во второй половине XIX века еще несколько исследователей обшаривали остров Кинг Уильям, но из существенных находок можно упомянуть только могилу лейтенанта «Террора» Джона Ирвинга, останки которого были торжественно перезахоронены в его родном Эдинбурге. Тщательные поиски экспедиции Франклина хоть и не дали достоверного ответа на вопрос, что произошло с экспедицией, зато позволили нанести на карту множество островов и проливов канадского арктического архипелага. Полностью пройти северо-западным проходом смог лишь знаменитый полярник Рауль Амундсен в 1903—1905 годах на яхте «Йоа».
Почти через сто лет после окончания интенсивных поисков следов экспедиции Франклина, за них вновь взялся Оуэн Битти, профессор антропологии университета Альберты. Вооружившись последними достижениями науки и техники, он в 1981 году вновь приступил к исследованиям острова Кинг Уильям. Рядом с местом, где 120 лет назад нашли шлюпку с двумя скелетами, он отыскал еще множество костей, принадлежавших примерно десятку человек. При тщательном исследовании на них обнаружили следы расчленения и царапины, а найденные черепа были проломлены. Это послужило первым научным доказательством рассказов эскимосов о каннибализме среди оголодавших английских моряков.
Мемориал экспедиции Франклина в Гринвиче. (en.wikipedia.org)
Исследование костей привело к неожиданному открытию: содержание свинца в них превышало норму более чем в 10 раз. Чтобы подтвердить этот факт были эксгумированы прекрасно сохранившиеся в вечной мерзлоте тела матросов, похороненных на острове Бичи. Хотя они умерли всего через год после начала плавания, и в их мягких тканях содержание свинца превышало все мыслимые пределы. Ядовитый металл вполне мог стать причиной массовой смерти моряков «Террора» и «Эребуса». Ученые предположили, что главным источником отравы являлся тот самый припой, от изготовленных в спешке консервных банок. Нашли и ещё один возможный источник отравы. Корабельным паровым машинам требовалась пресная вода. Для её получения использовалось опреснительное устройство со свинцовыми трубами. Естественно, что получившаяся пресная вода шла не только в паровые котлы, но и употреблялась для приготовления пищи, отравляя тех, кто целых три года эту пищу ел.
Отравление свинцом помогало извечным врагам полярников: холоду, голоду и цинге. Видимо, именно действие ядовитого металла не дало членам экспедиции Франклина пешком добраться до обитаемых мест, хотя другие путешественники в схожих условиях совершали гораздо более дальние переходы.
Благодаря открытиям Битти вновь вспыхнул интерес к пропавшей полтора века назад экспедиции. Предпринимались всё новые попытки найти её следы, снимались документальные фильмы, писались научные труды и художественные книги.
Бестселлером стал роман американца Дэна Симмонса «Террор», опубликованный в 2007 году. Собрав все известные на тот момент факты, автор наделил характерами многие фамилии, из списков экипажей «Террора» и «Эребуса», оживив их в своей книге. Добавив к выводам ученых изрядную дозу эскимосской мистики, Симмонс превратил трагическую историю экспедиции Франклина в увлекательный авантюрный роман. В 2018 году по его мотивам сняли телевизионный сериал.
Подводные съемки обнаруженного «Эребуса». (www.thestar.com)
К моменту, когда сериал вышел на экраны, уже были обнаружены оба корабля Франклина. После многолетних поисков осенью 2014 года к западу от острова О’Рейли на глубине 11 метров нашли остов «Эребуса». Водолазы подняли на поверхность судовой колокол, пушку и другие артефакты. Через два года были обнаружены останки «Террора». Они лежат на дне, но не в том месте, которое указал в записке Крозье, а к югу от острова Кинг Уильям. Водолазы обнаружили следы того, что кто-то незадолго перед смертью судна поднимал или пытался поднять его якорь. Возможно, льды всё-таки отпустили «Террор», и кто-то из моряков, вернувшись на корабль, попытался уплыть на нём… Последние тайны экспедиции Франклина пока так и остаются не раскрытыми.
Подводные археологи подняли карты с корабля пропавшей экспедиции Франклина
3.9
В 1845 году от берегов Англии отплыла экспедиция под командованием сэра Джона Франклина, морского офицера и исследователя Арктики. Все ее участники погибли, а оба корабля пропали. Тела моряков искали всю вторую половину XIX века и значительную часть XX века, а корабли нашли только в XXI веке — и с них продолжают поднимать артефакты.
Попыткам европейцев найти северный путь из Европы в Азию очень много веков. Несмотря на то что целью арктических экспедиций часто объявляли поиск новых земель и новых знаний, всех интересовала прибыль: нужен был быстрый и удобный торговый путь.
И это не только путь вдоль северного побережья России, но и тот, что пролегает через Канадский архипелаг, — его называют Северо-Западным проходом. Исследовали его не меньше, чем Севморпуть, и к началу XIX века осталась последняя неразведанная часть прохода, лежащая между Тихим и Атлантическим океаном.
Именно эту часть пути должна была пройти экспедиция под руководством Джона Франклина, на счету которого, помимо военно-морской службы, были три арктических путешествия. Он вместе с 105 матросами и 24 офицерами отправился в путь на двух переделанных военных кораблях — «Эребусе» (грузоподъемностью в 372 тонны) и «Терроре» (грузоподъемность — 325 тонн). В последний раз их видели в августе 1845 года в море Баффина.
Последующие десятилетия следы экспедиции искали сначала спасатели, а потом археологи. На сегодня мы представляем те события так. В июне 1847 года Джон Франклин умер, командование принял капитан «Террора» Фрэнсис Крозье. Корабли к этому моменту уже были скованы льдами, и весной 1848-го Крозье приказал командам сойти с них.
Крозье планировал дойти до колонистов, но команда была истощена, люди страдали от голода и болезней. Из состава экспедиции не выжил никто. Но если следы людей в дальнейшем все же нашли, то куда девались корабли — было решительно непонятно. Только в 2014 году дайверы из государственного учреждения «Парки Канады» обнаружили в заливе Куин-Мод «Эребус», а чуть позже — и «Террор». Началась работа подводных археологов.
В этом году они работали только на «Эребусе», так как, по мнению специалистов, он находится в более угрожаемом состоянии. За последний сезон с его борта подняли 275 артефактов.
Одна из самых интересных находок — фолиант в кожаной обложке со страницами внутри. В обложку было заправлено перо — словно это дневник или журнал учета, который закрыли на время, чтобы потом продолжить писать. Книгу нашли в кладовой стюарда, то есть это может быть чем угодно: описью магазинов, списком продуктов, белья и тому подобным. Но может быть и личным дневником.
Вообще, значительная часть находок этого года была поднята именно из кладовой стюарда рядом с кают-компанией. Это тарелки, приборы, сервировочные блюда, емкости для хранения еды.
Кроме того, дайверы исследовали несколько офицерских кают. Там они нашли лейтенантские погоны, все еще находящиеся в футляре, линзы от чьих-то очков и многое другое. По мнению археологов, команда, покидая «Эребус», оставила его в полном порядке: двери и сундуки были закрыты, предметы находились на своих местах.
Возможно, самая ценная находка этого сезона — зеленая коробка, обнаруженная в каюте младшего лейтенанта Генри Томаса Дандаса ле Весконте, которому Франклин поручил составление карт. То, что сначала приняли за книгу, оказалось набором профессиональных чертежных инструментов корабельного офицера. Как мы помним, экспедиция должна была изучить и картографировать Северо-Западный проход.
Кроме чертежного набора, в той же каюте обнаружили лист бумаги, запаянный в водонепроницаемую упаковку. Археологи предположили, что им удалось найти одну из карт, составленных младшим лейтенантом. Узнать, насколько это предположение верно, мы сможем после того, как артефакты исследуют в лабораториях.
Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.
Подписывайтесь на нас в Telegram, Яндекс.Новостях и VK
Популярное
В Грузии нашли следы Охраняющего пролив легиона
Польские археологи, ведущие раскопки в римском форте Апсар, открыли неизвестную страницу боевого пути знаменитого легиона. Оказалось, его солдаты буквально сорили монетами иудейского происхождения на далекой варварской окраине.
Биологи узнали, что сильнее всего влияет на личность собаки
Почти каждый владелец собаки уверен, что его питомец уникален и представляет собой полноценную личность. Это утверждение подтвердило новое исследование ученых из Финляндии, которые среди прочего выяснили, что больше всего влияет на характер наших четвероногих друзей.
Западные спутники показали, что окислов азота в России стало меньше. Это признак экономического спада или роста?
В американской прессе обсуждают острый вопрос: почему, несмотря на санкции и потолок цен, в России не просто не было спада, но и, судя по ряду параметров, в 2023-м начался экономический подъем? Чтобы разрешить эту загадку, The Wall Street Journal обратился к спутниковым данным по мониторингу окислов азота. С их помощью журналисты обнаружили, что российские власти, кажется, дают миру неправильную статистику, а на самом деле в России, видимо, происходит глубокий спад. Насколько верна такая оценка? И что на самом деле случится с российской экономикой в этом году?
[miniorange_social_login]
Не получилось опубликовать!
Вы попытались написать запрещенную фразу или вас забанили за частые нарушения.
Понятно
Жалоба отправлена
Мы обязательно проверим комментарий и
при необходимости примем меры.
Спасибо
Аккаунт заблокирован!
Из-за нарушений правил сайта на ваш аккаунт были наложены ограничения. Если это ошибка, напишите нам.
Понятно
Что-то пошло не так!
Наши фильтры обнаружили в ваших действиях признаки накрутки. Отдохните немного и вернитесь к нам позже.
Понятно