Корень слова как найти корень слова конспект

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 30

Раздел. Состав слова. Корень слова.

Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

Сегодня на уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Рассмотрим еще одно дерево из слов.

Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

И это еще не все!

На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

  • обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
  • обезводить- «лишить» воды;
  • наводнить- — «наполнить» слишком большим количеством воды;
  • приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);

А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

  • водопровод;
  • водопад;
  • водоросль;
  • водоснабжение;
  • водохранилище;
  • водоём;
  • водопой:
  • водолечебница;
  • водомер;
  • водоочистительный;
  • водораздел;
  • полноводный;
  • водоплавающий;
  • водоотталкивающий.

Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, — это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

Слова, как деревья, ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь. 

Войди в этот мир многолистный

И в музыку вслушайся вновь,

Любовь моя, Любонька, Люба.

Любляна, Любань, Люблино.

В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

Приведем пример таких слов из словаря:

биле’т-ик

биле’т-ец

билет-ѐр → билетѐр-ш-а

биле’т → биле’т-н-ый

без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

Как найти корень в слове?

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

  1. Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
  2. Определите, какой корень будет в этих словах.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

Корнем этих слов будет являться –смех-.

Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

Обратим внимание!

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

[з//з’//ж] – воз, возить, вожу

[г//ж] – дорога, дорожный

[к//ч’] – яблоко, яблочко

[х//ш] – орех, орешек

[ц//ч’] – отец, отеческий

[з//ж] – вязать, вяжу

[с’//ш] — просить, прошу

Разбор заданий

Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

Правильный ответ

Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

Прочитайте. Распределите слова на три группы.

Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

Правильный ответ

  1. Чистота, чистить, чистый, чистенький.
  2. Масло, масляный, маслить, маслице.
  3. Сказывать, сказка, сказочный.

Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

  1. Горевать
  2. Горный
  3. Огородить

Правильный ответ

Горевать.

Повышенный уровень

Установите соответствие.

Модельер

Пишет

Писатель

Строить

Переводчик

Мода

Строитель

Переводить

Правильный ответ

Модельер

Мода

Писатель

Пишет

Переводчик

Переводить

Строитель

Строить

 

                                      
Урок
 русского языка

по теме

«Как найти корень в слове»»

(УМК «Школа России», автор учебника Канакина В. П., 3
класс)

Результаты деятельности :

а) личностные
:
развитие навыков
сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях , способность к самооценке на основе критерия успешности
учебной деятельности.

б) метапредметные

-регулятивные:  планировать
решение учебной задачи,  оценивать
 правильность выполнения действия по результату.

— познавательные: воспроизводить
по памяти информацию, необходимую
для решения учебной задачи; классифицировать объекты по родовым признакам,
сравнивать, обобщать ;

— коммуникативные:   участвовать
в учебном диалоге и строить  монологические высказывания; работать в парах ,группах,
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной .

Предметные:
— распознавать однокоренные
слова, находить в словах корень;

                        
-выделять морфему в соответствии с предложенным алгоритмом.

Коррекционные : развитие умения отличать родственные слова
от сходных с ними по звучанию.

Цель: Вспомнить
понятие-корень, однокоренные слова, научиться находить корень в слове.

Оборудование:  Проектор, экран, компьютер, карточки для работы в паре, группах

Ход урока:

1.Мобилизующее начало урока:

2.Артикуляционная
разминка.(слайд)

-Себре-себре-себреле-стоит октябрь на дворе.

Обре-обре-обреле – красива осень в октябре.

3.Пальчиковая
гимнастика.

«Осень»

Ветер северный подул, — подуть на пальцы

все листочки с липы сдул с-с-с – смахивать руками, будто
сдувает листочки

Полетели, закружились и на землю
опустились. 

ладони зигзагами плавно опустить на стол

Дождик стал по ним стучать
кап-кап-кап 

постучать пальцами по столу

кап-кап-кап – постучать пальцами по столу

Град по ним заколотил, листья все насквозь
пробил, 

постучать кулачками по столу

снег потом припорошил, — плавные движения
вперед-назад кистями

Одеялом их накрыл. — ладони прижать крепко к столу

4.Минутка чистописания

Учитель: Откройте
тетради и запишите число.

-На минутке чистописания.

-Запишите букву,которая в
слове «пятнадцатое» обозначает парный глухой мягкий  согласный
звук.(Пп).Придумайте слова с этим звуком.

5.Словарная работа : Ур.жай, к.пуста, м.рковь,
ябл.ко, р.бина.

 (взаимопроверка, слайд)

-В какое время года собирают
урожай ?(осенью)

-Сделайте звуко-буквенный
разбор слова «осень»

6.Самоопределение к деятельности

-Работа с пословицей.(слайд)

Корень учения горек ,а плод сладок.

-Как вы понимаете эту пословицу?(учиться всегда
сложно,но если будешь постигать новое, результат обязательно порадует).

-Найдите многозначное слово в этой пословице.(корень)

-Какие значения имеет это слово?(корень
растения,корень зуба,корень слова)

-Как вы думаете, какая тема нашего урока?(Как найти
корень слова).

-Откройте учебник на стр.75,посмотрите,верно ли мы
определили тему урока.

-На какой вопрос мы должны сегодня ответить?(Как найти
корень слова?)

7.  Актуализация знаний

-А что такое корень слова?

1) На какие две группы можно
разбить слова. (Слайд ).

Дождь, гриб, дождливый, грибок, дождик, грибной.

-Почему вы так сделали? (это однокоренные слова)

-А какие слова называются однокоренными?

— Приведите пример своих однокоренных слов(Ответы
детей)

-М ы собираем осенью грибы,осенью
дождливая пасмурная погода.

Составьте свои предложения об этом
времени года.

-Запись предложения на доске «Перелетные
птицы потянулись к югу

Выделите основу предложения  и дайте
ему характеристику).

(простое,повеств.,невоскл.,распр.)

2) Пробное действие

-Я предлагаю вам  найти корень в
слове перелетные.

Учащиеся выполняют пробное
действие.

— Итак, у кого появилось затруднение?

Учащиеся поднимают руки.

— А у кого есть варианты ответа (Урок
показал, что ребята неправильно нашли корень, учитель говорит об этом и
спрашивает:)

.- Выявление места и  причины
затруднения.

— Что же нужно делать? (Нужно
остановиться и подумать.)

— В чем возникло затруднение? (Мы
не можем выделить корень)

— Почему же возникло затруднение? (У
нас нет способа нахождения корня слова)

8.Работа по учебнику с правилом.

-На стр.75 найдите правило тетушки Совы.

     
Прочитай
слово и пойми его смысл.(слайд и у каждого на столе)

     
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.

     
Проверь,
близки ли они по смыслу.

     
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.

     
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .

     
Лес ,
лесник, лесной
.

Учитель: Что позволяет делать этот
план? (находить корень слова.)

 — А теперь вернемся к нашему
пробному заданию и выделим корень в слове перелетные.(летать, летчик ,полет,)

9.Физминутка. 

10. Первичное закрепление .

«Как зовут мастера?». От названия предметов образуйте
названия профессий, запишите. Выделите корень в словах.

Рыбка — _______________,баян —
____________________комбайн-__________________,

трактор — __________________________.

11. Работа в парах по
карточкам.

Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.(у Гаврикова и
Безмельницына упрощенное задание)

1.Белка,
белый, белить.

2.Вода,
водяной, водить.

3.Лист,
лиса, лисенок.

4.
Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный,
горка, горе.

Проверка у доски.(на листе
маркером выделяем корень)

12.Закрепление изученного
материала.

Самостоятельная работа с
самопроверкой по эталону.

— Вы поработали в парах. А сейчас
время для самостоятельной работы.

-В учебнике на стр.149 есть словарь
однокоренных слов. Найдите в нем слова с общей частью –дар.

Дарить,дар,дареный,подарить.

-Запишите их в тетрадь и
выделите корень.

Проверка проводиться по эталону для
самопроверки . (на доске образец) .

— Сверьте свою работу с образцом,
исправьте ошибки, если они есть.

— У кого есть ошибки? В чем они?

Учащиеся называют свои ошибки.

— Вы молодцы, что нашли у себя ошибки
и определили их причину. Какой вывод вы можете сделать? (Нужно еще
тренировать.)

— У кого нет ошибок, сделайте вывод.
(Мы умеем находить корень слова.)

12Итог урока.

— Где нам может пригодиться
сегодняшнее умение находить корень слова?

( проверка безударных гласных в корне
слова, т. к. корень у родственных слов пишется одинаково)

9. Рефлексия учебной деятельности
на уроке.

«Игра «Третий лишний» (на
доске слова, уберите лишнее слово, найдите корень в родственных словах.)

Игра «Третий лишний».

Холод,
холмик, холодный.

Моряк,
море, морж.

Снеговик,снежный,нежность.

— Какова была цель сегодняшнего
урока? (научиться находить корень в слове..)

— Достигли ли вы цели? Докажите.

Что нужно сделать,чтобы найти корень
слова?(подобрать родственное слово и найти общую часть).

-Оцените свою работу на уроке.

Домашнее задание: стр.75 правило,упр.132 по заданию, по
желанию добавить свою группу однокоренных слов и обозначить в них корень.

Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка,
белый, белить.

2.Вода,
водяной, водить.

3.Лист,
лиса, лисенок.

4.
Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный,
горка, горе.

Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка,
белый, белить.

2.Вода,
водяной, водить.

3.Лист,
лиса, лисенок.

4.
Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный,
горка, горе.

Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка,
белый, белить.

2.Вода,
водяной, водить.

3.Лист,
лиса, лисенок.

4.
Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный,
горка, горе.

Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка,
белый, белить.

2.Вода,
водяной, водить.

3.Лист,
лиса, лисенок.

4.
Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный,
горка, горе.

Найдите
в каждой строке однокоренные слова, выделите в них корень.

1.Белка,
белый, белить.

2.Вода,
водяной, водить.

3.Лист,
лиса, лисенок.

4.
Лось, лоскут, лосенок.

5.Горный,
горка, горе.

                                                  
Памятка

                                 «Как найти в слове
корень»

     
Прочитай
слово и пойми его смысл.(на доске план)

     
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.

     
Проверь,
близки ли они по смыслу.

     
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.

     
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник,
лесной
.

                                                  
Памятка

                                 «Как найти в слове
корень»

     
Прочитай
слово и пойми его смысл.(на доске план)

     
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.

     
Проверь,
близки ли они по смыслу.

     
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.

     
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник,
лесной
.

                                                  
Памятка

                                 «Как найти в слове
корень»

     
Прочитай
слово и пойми его смысл.(на доске план)

     
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.

     
Проверь,
близки ли они по смыслу.

     
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.

     
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник,
лесной
.

                                                  
Памятка

                                 «Как найти в слове
корень»

     
Прочитай
слово и пойми его смысл.(на доске план)

     
Подбери к
слову родственные (однокоренные ) слова.

     
Проверь,
близки ли они по смыслу.

     
Сравни
родственные слова и выдели в них общую часть.

     
Это и
будет корень слова. Выдели его знаком .

Лес , лесник,
лесной
.

Холод https://avatars.mds.yandex.net/get-yapic/50595/2NGjcZAIL44P4VEcM4UAYQNrTaQ-1569643753/islands-200

холмикhttps://proprofs-cdn.s3.amazonaws.com/images/FC/user_images/misc/6469071289.jpg

холодный

                                                                                         
https://sun9-10.userapi.com/impg/aVWqMzgBAa9v6t0aYWmx-yb_EOakeAd85YiMhA/WbLNerAfeL0.jpg?size=320x254&quality=96&sign=4d83847a0e4ae499af3c3829ff861a7d&type=album

моряк
https://special.detsad254.ru/images/News/moryak.jpg

море
https://tse2.mm.bing.net/th?id=OIP.cX-j5cG4LAckH3XwCMUWigHaEo&pid=Api&P=0&w=300&h=300

морж
https://sun1-25.userapi.com/s/v1/ig1/Ujo3zj7gY40obfdXQ6G8PsbxnjO9o8UlaHf-BwnIUj122zUo8kedbk4RcjIS8ZZZbHrR6huM.jpg?size=200x0&quality=96&crop=169,2,573,573&ava=1

 снеговикhttps://ucthat-v-skole.ru/images/180x180/snegovik1.gif

снежныйhttps://static.finance.ua/img/lib/33/4/e9b6185.jpgнежностьhttps://realgallery.ru/painters_pictures/small/117882.jpg?16.04.14.11.32.27

Урок русского языка в 3 классе

Тема: «Как найти в слове корень?»

Цели:

познакомить с признаками родственных слов;

-учить выделять общую часть родственных слов;

-развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

-формировать орфографическую зоркость.

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Здравствуйте! Начинаем наш урок.

Откройте тетради, запишите число, классная работа.

  1. Актуализация ранее изученного.

а) Чистописание. (СЛАЙД 2)

БББ // ббб

Барабанщики бараны

Барабанят в барабаны.

-Найдите сходные по смыслу слова. Назовите в них общую часть.

б) Постановка проблемы (сообщение темы и цели урока)

-Можем мы сказать, что эти слова- родственники?

-Как называется общая часть родственных слов?

-Тема нашего сегодняшнего урока: « КОРЕНЬ СЛОВА и КАК ПРАВИЛЬНО НАХОДИТЬ ЕГО В СЛОВЕ».

в) Словарно-орфографическая работа. (СЛАЙД 3-4)

-Прежде чем мы приступим к обсуждению темы урока, давайте повторим словарные слова.

Какие слова здесь спрятались? Запишите их, поставьте ударение.

Йнеи, цаяз, олбоот, цяемс, од висдаяни, хрого, езялимнак, басока, жаруой.( Иней, заяц, болото, месяц, до свидания, горох, земляника, собака, урожай.)

-Проверьте, у вас так же?

  1. Работа по теме урока.

-Для того, чтобы научиться правильно находить и выделять корень слова, необходимо знать несколько секретов

.-Давайте,  их откроем сегодня на уроке.

Вы кто такие?

-Я- Гусь, это- Гусыня, это наши гусята.

-А ты кто?

-А я ваша тётка Гусеница.

-Есть ли в этом рассказе слова-родственники?

-Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница.

-Алёша сказал, что гусеница- не родственное слово.

-Петя возразил: «Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит родственное слово.»

-Вы согласны с Петей? Почему?

-Запишите однокоренные слова из этого рассказа (гусь, гусыня, гусята — гусиный, гусенок.) Выделите корень.

-Вы уверены, что корень выделили правильно?

— Как доказать, что действительно в этих словах такой корень? (подобрать еще однокоренные слова).

-Что объединяет эти слова? Что общего у них? (корень)

-Что такое корень слова? (Корень-это главная значимая часть слова, в которой заключено значение всех однокоренных слов).

— Как пишутся корни в однокоренных словах? (одинаково). 

-Откройте учебник на стр. 75 и прочитаем правило.

Выполним упражнение 134. Прочитайте задание и текст упражнения.

-Выделите корень в записанных словах и докажите, что именно это корень.

В какой части слова заключён общий смысл? (СЛАЙД 7)

-Корень берёт на свои плечи смысл не только одного слова. А всего своего семейства однокоренных слов.

-Говорят так : «ЗРИ В КОРЕНЬ», то есть выдели самое главное. (СЛАЙД 8)

Корни в однокоренных словах пишутся одинаково.

Наблюдение за родственными словами.

-Послушайте небольшую шутку. «Родня ли Гусеница Гусю?»

СЛАЙД 9

Физкультминутка. (СЛАЙД 10)

-Я называю пары слов, если они родственные, то вы приседаете, если нет, то стоя, хлопаете в ладоши один раз.

Слёзы- слезать , вода- водяной, дорога-дорогой, осина-осень, водитель- водит, сад- досада, коза- козлёнок, горка- городок, дорога-подорожник.

Работа с родственными словами. (СЛАЙД 11)

Корень есть у разных слов,

Ты найти его готов?

Не ленись и не зевай,

А ищи и выделяй!

Речка, реченька, речушка,

Рис, рискует, рисковать,

Рисовать, нарисовать.

Лень,лениться и ленивый,

Труд, трудиться и трусливый.

-Выпишите по строчкам родственные слова. Выделите корень.

(СЛАЙД 12-15)

 Составь слова.

1 ряд с корнем   -гриб-

2 ряд с корнем  –дом-

3 ряд с корнем  –лист-

Работа с учебником. Вспомним, что в корне согласные звуки могут чередоваться.

 Стр. 76 «Страничка для любознательных»

Выполним упр.137,с. 77 (по заданию).

-В русском языке есть слова, которые состоят из нескольких корней и такие слова называют сложными, т.к. два слова слились в одно.

-Посмотрим как же это получилось.

Упражнение 138, с. 77.

Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

(СЛАЙД 16) 

4. Итог урока.

-Я называю слова, если они однокоренные, то вы поднимаете зелёный сигнал, если нет — то красный.

Учить, школьник, ученик

Сила, силач, спортсмен

Лень, ленивый лентяй

 Вода, подводный, водяной

-Давайте подведём итог урока, начиная со слов

-Я УЗНАЛ (А)…

-Я ПОНЯЛ (А)…

-Молодцы! Урок закончен.

МБОУ «Перовская школа-гимназия»

Конспект урока

по русскому языку

Тема: «Как найти в слове корень?»

Подготовила:

Гнатенко Л.В.

3 класс

Тема урока: «Как найти в слове корень?»

Цель: уточнить представление о том, что корень в однокоренных словах пишется

одинаково; учить находить корень в словах.

Задачи: — развивать умение сравнивать слова, подбирать однокоренные;

— учить выделять общую часть родственных слов;

— способствовать развитию речи учащихся;

— формировать орфографическую зоркость;

— развивать устную и письменную речь.

Тип урока: изучение нового материала.

Техническое обеспечение: учебник, тетради, компьютер.

Ожидаемый результат: дети должны научиться подбирать однокоренные слова,

выделять общую часть родственных слов, развивать устную

и письменную речь.

Ход урока

I. Организационный момент 5

Шкала самооценки (индивидуально) 4

3

2

II. Проверка домашнего задания

— Прочитайте слова, которые вы составили. Назовите корень.

III. Актуализация знаний

  1. Индивидуальная работа ( у доски 2 человека)

— К данным словам подберите однокоренные слова, которые отвечают на вопрос

что делать? Запишите по образцу, выделите в словах корень.

Образец: звон – звонить

Игра, письмо, свет, сад, смотр

— Спишите однокоренные слова, выделите в них корень (у доски 3 человека)

1) Вода, подводник, водичка, водяной, водный

2) Цвет, цветник, цветной

3) Ходики, переход, подход, ходовой

  1. Словарный диктант ( по «цепочке» )

Понедельник, овёс, четыре, заря, пшеница, орех, погода, ракета, трактор, восемь,

среда, картофель, восток.

  1. Работа со словом из словаря

— Составьте из данных букв слово ЦОЛИАСТ (столица)

— Найдите слово столица в орфографическом словаре.

— Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму.

— Составьте предложение со словом столица, запишите.

— Запомните написание этого слова.

IV. Самоопределение к деятельности

(работа в парах)

— Спишите. Выделите в словах корень.

— Садовник, подводник, перевозчик.

(Проверка)

— Расскажите, как вы находили корень в словах?

— Сформулируйте тему урока.

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

— Прочитайте сведения о языке на с. 75

— Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?

— Как пишется корень в однокоренных словах?

— Приведи примеры

Упр. 134 (с.75)

— Прочитайте.

— Подберите к данным словам однокоренные слова и объясните лексическое значение

каждого слова.

— Выполните письменное задание к упражнению.

(Взаимопроверка)

Упр. 135 (с.76)

— Прочитайте текст.

— О чём в нём говорится?

— Найдите в тексте однокоренные слова. Назовите корень.

— Какие слова в современной речи не встречаются? Почему?

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Прочитайте группы однокоренных слов. Назовите корень.

VI. Физкультминутка

VII. Продолжение работы по теме урока

  1. Работа по учебнику

Прочитайте информацию в рубрике «Страничка для любознательных» на с. 76

Что такое чередование? Приведи примеры.

Упр. 136 (с. 77)

( Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Работа консультантов.)

Упр. 137 (с. 77)

— Прочитайте. Обратите внимание на корень в первой паре однокоренных слов.

— Выполните задание.

(Проверка по цепочке слов с орфограммами)

  1. Игра «Третий лишний» (на доске)

— Найдите в каждой строке лишнее слово. Докажите ( по экипажам)

1) Холод, холмик, холодный (Холмик)

2) Лист, лисица, лисёнок (Лист)

3) Моряк, море, морж (Морж)

4) лось, лосось, лосёнок (Лосось)

VIII. Рефлексия (текст 1 на экипаж)

— Прочитайте сказку, которую сочинил ваш сверстник. Подумайте, по каким

особенностям содержания и языка её можно признать сказкой.

Как Том и Джерри победили Кощея Бессмертного

На одном сказочном материке находились два государства. Одно кошачье, в другом жили мыши. Двумя государствами правил Кощей Бессмертный. Кощей разжигал войну между кошками и мышками. Страдали от войны все. В каждой кошачьей семье плакали котята, и в семьях мышей было горе.

Однажды котёнок том решил узнать, с кем воюют его отец и старший брат. Он тайком перешел границу и попал в мышиное государство.

Первым, кого он увидел, был мышонок Джерри. Они сразу понравились друг другу и стали думать, как спасти их страны от войны.

Джерри предложил пойти в страшный дремучий лес к его бабушке Крысе и спросить совета о том, как избавиться от Кощея. Шли они два дня и две ночи и, наконец, пришли. Бабушка Крыса сказала, что больше всего на свете Кощей боится запаха роз. Она дала Тому и Джерри мешочек с семенами, чтобы те засеяли ими поле.

Том и Джерри так и сделали. Когда аромат цветущих роз стал кружить над обеими странами, Кощей в страхе покинул трон и исчез навеки.

— Вам понравилась сказка?

— Найдите в тексте однокоренные слова.

— Что нужно сделать, чтобы найти корень в слове?

— Оцените свою работу по шкале.

IX. Подведение итогов урока

Настроение (смайлик)

Домашнее задание

Повторить изученные правила, упр. 38 (с. 77)

Тип урока: Урок «открытия новых знаний».

Цель урока: создать условия для усвоения темы «Как найти в слове корень?»

Задачи урока:

  • обобщить знания учащихся о кроне слова, научить находить и выделять эту часть слова, составить алгоритм;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительную деятельность через проблемные ситуации;
  • работать над формированием коммуникативных УУД, способствовать созданию положительного настроя на уроке.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Устойчивая учебно-познавательная мотивация учения.
  • Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, к способам решения новой частной задачи.
  • Осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов.
  • Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

  • Принятие и сохранение учебной задачи.
  • Планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.
  • Выполнение учебных действий в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
  • Самостоятельное применение выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале.
  • Осуществление контроля по результату и способу действия.
  • Оценивание правильности выполнения действий и внесение необходимых корректив.
  • Рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.
  • Осуществление анализа объектов с выделением существенных и несущественных признаков; синтеза как составление целого из числа.
  • Проведение сравнения по заданным критериям; обобщения.
  • Использование знаково-символических средств, в том числе модели и схемы для решения задач.
  • Осуществление подведения под понятие на основе распознавания объектов.
  • Владение общим способом решения задач.
  • Установление причинно-следственных связей, аналогий.
  • Построение речевого высказывания в устной и письменной форме.
  • Использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
  • Построение монолога, владение диалогической формой речи.
  • Точная и последовательная передача необходимой информации.
  • Использование речи для планирования и регуляции своего действия.
  • Постановка вопросов, необходимых для организации собственной деятельности.
  • Построение понятных для партнёра высказываний, контролирование действий партнёра.
  • Формулирование собственного мнения и позиции.

Предметные: ученик закрепит знания о корне как значимой части слова; научится находить корень слова; образовывать новые слова с помощью корня.

Средства обучения:

  • мультимедиа
  • учебник
  • карточки для групповой и индивидуальной работы.

Методы обучения:

По характеру учебно-познавательной деятельности: проблемно-поисковые.

Технологическая карта урока

I. ОРГМОМЕНТ

— Доброе утро.

Я рада приветствовать вас!

И пусть у нас в классе всем будет светло,

Пусть будет уютно и очень легко

Девочки за парты сели,

Мальчики за парты сели.

На меня все посмотрели.

Слушаем, запоминаем,

Ни минутки не теряем.

— В ваших глазах я увидела волнение, но думаю, что всё у нас получится.

— У вас на столах лежат карты урока, в которых мы будем сегодня работать.

— Сели правильно. Запишите дату в тетрадях.

II. КАЛЛИГРАФИЧЕСКАЯ МИНУТКА

На следующей строке запишите букву, которая в слове «октябрь» обозначает парный, глухой согласный звук.

— Какую букву записали? У кого верно.

Дописываем букву красиво, аккуратно до конца строки.

III. Формулирование темы урока

ЗАДАНИЕ 1. — Вставьте пропущенные буквы и запишите их в таблицу под соответствующим номером.

1) К (Красная площадь),

2) О (сОбака),

3) Р (Россия),

4) Е (дЕвочка),

5) -,

6) Ь (компЬютер).

— Плавной линией соедините буквы.

— Кто догадался какой буквы не хватает? (н) Какое слово получилось? (корень)

— Оцените ответ в рабочей карте.

— А что такое корень слова? (главная значимая часть слова В корне заключено общее лексическое значение всех однородных слов.)

— А всегда ли легко найти корень?

— Давайте сформулируем тему урока. (Как найти корень слова?)

Откройте учебник на стр.75,посмотрите, верно ли мы определили тему урока.

— На какой вопрос мы должны сегодня ответить? (Как найти корень слова?)

IV. Работа по теме урока. Формирование умений и навыков

1. Самостоятельная работа со словами

ЗАДАНИЕ 2. — В рабочей карте найдите 2 задание и выполните его. Отметьте пары однокоренных слов, выделите в них корень.

Угол-уголь побелка-белка
Дуб-дубовый вылепить-лепка

— Проверим, как вы выполнили это здание. Кто правильно выполнил задание оцените себя в отдельном поле.

ФИЗМИНУТКА (зрительная зарядка)

2. Образно-словесное задание

— Мы отдохнули и продолжаем работать.

ЗАДАНИЕ 3. — С помощью рисунков подбери однокоренные слова, впишите недостающую часть слова.

(Светло, светлый, светлячок.

Старик, старушка, старинный.

Холод, холодильник, холодноватый.)

Выделите корень.

Проверим корни: свет, старик, стар.

Оценку работы в карте отметьте, пожалуйста.

3. Работа с учебником. Работа в группах

— Для того чтобы сделать это без ошибки, надо выполнять по порядку нужные действия — алгоритм.

— Давайте поработаем в группах и попробуем составить алгоритм для выделения корня в слове. Повторим правила работы в группе (напоминалка на листочке).

— Для этого в учебнике на стр. 75 прочитайте теоретический материал и составьте алгоритм.

— Поднимите руку, чья группа смогла составить правильный алгоритм, как нужно находить и выделять корень в слове.

— Отметьте в ваших картах под номером _4__ваш вклад в работу группы. Оцените какую пользу принесли вы при выполнении этого задания.

4. ФИЗМИНУТКА (двигательная)

— Займите свои места

5. Работа в тетрадях и на доске

— Немного отдохнули? Продолжим дальше работать. В карте урока в поле под № 5 напишите, как называются слова, в которых есть общий корень.

— Следующее задание: я читаю слова, а вы записываете их и определяете и выделяете в них корень. ЗВОНКИЙ, ЗВОН, ЗВОНИТЬ, ЗВОНОК. (Я вызов к доске, кладу мелок)

— Какой корень вы выделили? Почему эти слова можно назвать однокоренными?

V. Проверка понимания темы и усвоения первичных знаний

— Продолжим, но уже устно. Если слова будут однокоренными, вы хлопните в ладоши, если нет, то потопаете ногами.

— Чистый, ореховый, морозный, вышивать.

— Мир, морской, садовник, засолить.

— Снег, снежный, подснежник, снегопад.

— Почему вы не хлопали вначале? Чем отличаются однокоренные слова?

6. Проблемное задание

— Итак, вы хорошо поняли, как определять корень в слове, знаете, какие слова являются однокоренными. Но я предлагаю вам ну очень сложное задание. Зато уверена, что вы с ним прекрасно справитесь. В карте урока в задании № 6 я подготовила игру «Третий лишний». Учени, выполняя задание, допустил ошибки, вставь правильную букву и зачеркни лишнее слово.

  1. Г__ра, г__ревать, г__рный
  2. В__да, в__дитель, в__дяной
  3. С_ль, с_лить, с__лнчечный

ПРОВЕРКА

— Какую букву вставили? Какое правило повторили?

— Какое слово зачеркнули?

— Почему вы так сделали? (не однокоренное слово)

— Какие слова называются однокоренными? (имеют одинаковый корень с одним и тем же значением)

— Выделите в словах корень. Но ведь в словах 1 и 2 группы корень одинаковый!!! Почему же они не однокоренные? Молодцы!

— Оцените себя, как выполнили это задание.

7. Работа на повторение и контроль усвоения первичных знаний

— Снова возвращаем к работе в тетрадях. Составьте с любым словом из предыдущего задания небольшое предложение, подчеркните подлежащее и сказуемое, укажите части речи над словами, постарайтесь выделить корни в 1-2 словах.

ПРОВЕРКА (пройти и проверить в тетради)

VI. Домашнее задание

— Наш урок подходит к концу. И домашнее задание я даю вам на карточках. У каждого есть выбор в его выполнении. Думаю, что вы выберете задание по силам.

Третий уровень «5 Подчеркни лишнее слово. Выдели корень.

Рисовать, рисовый, рисунок

Составь предложение с любым словом, подчеркни подлежащее и сказуемое.

Второй уровень «4»

Найди однокоренные слова, выдели корень.

Корм, кормушка, корона, кормилец, корова

Составь предложение с любым словом, подчеркни подлежащее и сказуемое.

Перрвый уровень «3»

Выдели корень в словах.

Боль, больной, болеть, больничный, больница.

VII. Рефлексия

— За работу, выполненную в рабочих картах урока, вы получите отметки, после проверки всех карт.

А теперь последнее, что вы должны сделать — это заполнить табличку, оценив, с чем вы уходите с урока.

— Напомню вам, что в начале урока мы ставили вопрос: Как найти корень слова? Скажите, пожалуйста, чему же вы научились за урок.

Умею

(+ или -)

Умею, но частично

(+ или -)

Не умею совсем

(+ или -)

Мне нужна помощь

(+ или -)

Умею подбирать однокоренные слова.

Могу рассказать, что такое корень слова.

Умею выделять корень в словах.

— Спасибо за урок! РЕЗЕРВ Стр. 75 упр. 133 (Работа со словарем в учебнике)

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти хорошие туфли
  • Как составить план дня спорт
  • Как составить свой словарный портрет
  • Менеджер файлов для андроид как найти
  • Как найти аналог к пульту