Корень в сове как найти

Чтобы определить корень слова, подбираем родственные слова, в которых должна повторяться одна и та же главная морфема, в которой заключено основное лексическое значение, например: нужно определить корень в слове восхищение.

Вспоминаем родственные слова:

восхищать, восхититься, восхитительный, предвосхищать (события).

Очевидно, что общей частью этих слов является часть восхищ-/восхит- с корневым чередованием т//щ.

Хотя часть вос- подозрительно смахивает на приставку, но это часть корня, как доказали родственные слова. А морфема -хищ- будет корнем в словах:

похитить, похищение, хищение.

Так что не всегда бывает легко определить границы корня в слове, особенно если в нем происходит чередование согласных.

Вспоминается тестовое задание по русскому языку, в котором было дано «на засыпку», конечно, существительное укрепление с выделенным корнем вот так:

у-креп-ление.

Боюсь, что многие сдающие тест попались на эту удочку, вспомнив родственные слова:

крепкий, крепость, крепить, укрепить, крепёж,

не учитывая корневого чередования:

б//бл гребет — гребл-я;

п//пл сыпать — сыпл-ю;

в//вл любить — любл-ю;

м//мл кормить — кормл-ю;

ф//фл графить — раз-графл-енный.

В слове «укрепление» — корень крепл-.

автор вопроса выбрал этот ответ лучшим

Zummy out off
[226K]

5 лет назад 

Знать, какой корень у слова нужно не только для выполнения заданий по разбору слова, но иногда и для объяснения правильного написания слова.

Как же определить, какой корень в слове?

Методом подбора: вспомнить как можно больше родственных именно по значению этому слову других слов, имеющих одинаковую часть, и, сравнив все найденные слова, выделить общую часть, которая и будет являться корнем слова.

Пример нахождения корня в слове «игрушка»:

найдём родственные слова (по смыслу связанные с понятием «игра»): игра, игрок, поиграть, заигрывать, игривый, игральный, розыгрыш.

Общая часть «ИГР» — корень всех этих слов, в том числе и слова «игрушка».

Колюч­ка 555
[61.4K]

7 лет назад 

Естественно нужно подобрать однокоренные слова. Например слово пришкольный. Тут можно обойтись одним проверочным словом «школа» (можно и добавить: школота, дошкольный, школы, школьная). Мы видим что отсекается приставка -при- и суффикс -н- (естественно и окончание -ый-). Правда корень будет не -школ-, а -школь-. Так как мягкому знаку больше не куда деваться.

Подведем итог: чтобы определить корень слова, нужно подобрать такие слова в которых отсутствовали все морфемы, кроме корня (если это конечно возможно, ведь некоторые слова , например, без приставки вообще не употребляются). Тот же корень будет и в требуемом слове. Пример я уже привела

З В Ё Н К А
[823K]

7 лет назад 

Что нужно помнить?

Ищите корень только в самостоятельных частях речи. В служебных корня, как правило, нет, поэтому не нужно силиться искать корни в словах «из», «с», «в», «за» и так далее.

Корень может состоять из одной буквы (редко), а может и включать в себя всё слово (чаще). Поэтому не думайте, что корень — это нечто фонетически завершённое. Всякое бывает.

Корень может иметь разный вид в разных однокоренных словах. Некоторые буквы (и гласные, и согласные) способны чередоваться (чередующиеся) или исчезать (беглые). Например: выРАСТу — выРАЩивает.

Как определять?

Вдумайтесь в смысл слова. Подберите все известные вам однокоренные слова и выставьте их в один ряд. Подчеркните совпадающие места.

У нас образовалась наглядная картина. Теперь вернёмся к нужному слову и проверим: есть ли там такая часть? Совпадает ли с соответствующими частями других слов? Если Да, то корень найден правильно. Например: КУПить, поКУПка, переКУПаю.

Ксарф­акс
[156K]

5 лет назад 

Для того, чтобы определить корень в слове, нужно чётко представлять, какое лексическое значение имеет данное слово и что оно означает. Это позволит понять, какие слова являются однокоренными — и на основе этого можно будет определить, какой корень имеет анализируемое слово.

Кроме того, нужно помнить правила словообразования той или иной части речи.

Иногда корень может состоять из одной буквы, а иногда в слове может быть несколько корней одновременно.


Например, выделим корень в слове «перекресток».

Подберём однокоренные слова — крест, окрестность, окрест.

Становится понятно, что слово «перекресток» было образовано приставочно-суффиксальным способом. Оно имеет корень «крест», приставку «пере» и суффикс «ок».

дольф­аника
[379K]

8 лет назад 

Корень слова это не основа слова, куда входят еще приставка и суффикс, а корень слова — это та часть, которая не изменяется ни в каких словах, эти слова называют однокоренные.

Например, слово «погода», однокоренные «распогодилось», «погодные» условия, а вот «ну погоди», сюда не входит, смысл другой. Корень в слове «погод».

берем другое слово «прекрасный», однокоренные слова «прекрасен», «красна» девица, «красить». Корень в словах «крас».

Чем больше однокоренных слов найдете, тем меньше допустите ошибок при разборе слова.

Есть слова трудные, определить корень трудновато из-за беглых букв,поэтому некоторые слова лучше запомнить, где у них корень

Ольга сама
[1.5K]

3 года назад 

Кто определил, что корень укрепления — крепл, а не креп, оно точно также образовано от слова креп (крепкая) и лен (линия).

Какой прекрасный человек определил, что в слове именно такой корень, где та грань которая определяет степень неизменяемости корня, если все слова, особенно в русском языке образованы из букв, имеющие свою смысловую нагрузку.

Например со словами блудить и блуждать, наши филологи определяют корень — блуд, а во втором слове — блужд. Да как такое возможно! это абсолютно родственные слова образованные от слова блуд, а блуд образован от слов бл (болтание = множество (Б) направлений (Л)) и уд (отходящее (У) от целого (Д)).

А придумано это для того чтобы даже филологи, увидев похожие слова в русском и иностранном языке, даже и не подумали искать корни и истоки в русском языке, и отметали даже любые попытки, потому что там -а- в корне а за границей -о-.

ALeSk­A
[11.1K]

5 лет назад 

Нас в школе учили так , чтобы определить корень слова, нужно подобрать к данному слову , слова с таким же лексическим значением (это и будут однокоренные слова) . Например, нужно определить корень в слове -Дворик (подбираем слова):

Дворовой

Дворник

Дворец

Дворянин ,итак, мы должны определить часть, которая повторяется у все этих слов и не меняется, эта часть и будет корнем слова : ДВОР (часть с лексическим значением и есть корень)

Но есть слова не только однокоренные, а и те у которых корней два и более, они называются многокоренными . Прежде, чем определить корни у таких слов, их нужно разбить на слова из которых они состоят :

снегопад — снег и падает

Деревообрабатывающий — дерево и работа

Водоросль — вода и рост

А затем разобрав слово на его составляющие, нужно определять при помощи подбора слов.

Alen4­uk
[161K]

8 лет назад 

Корень в слове представляет собой главную значимую часть и выражает основное лексическое значение данного слова.

Для того, чтобы определить корень слова, нужно подбирать однокоренные слова. Эта общая часть однокоренных слов и будет конем.

Например, беглец, бег, прибежать, бегать, побег,разбег,бегун. В данном случае у всех общая часть — слово «бег». Оно и будет корнем всех этих слов.

valen­tina5­1
[20.3K]

8 лет назад 

Подбираются однокоренные слова (не формы одного слова, а именно однокоренные) лес лесничий, лесной, перелесок и т д. выделяется общая часть. желательно подобрать однокоренные разные части речи, обычно выделить нетрудно, в трудных случаях обратитесь к словарю.

morel­juba
[62.5K]

5 лет назад 

Для того чтобы определить корень в слове нужно изменяя слово в разные формы найти его неизменяемую часть. При определении корня нужно подбирать однокоренные слова и вычленять общую неизменяемую часть. Например, найдём корень в слове пробегусь.

Пробегусь — бежит — бег. Корень — бег.

Знаете ответ?

Конспект урока.

Русский язык. 3 класс

№ 30

Раздел. Состав слова. Корень слова.

Тема. Что такое корень слова? Как найти в слове корень?

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

Знать, что такое корень слова, находить корень в слове, приводить примеры слов с одним корнем (однокоренных слов).

Тезаурус по теме (перечень терминов и понятий, введенных на данном уроке)

Однокоренные слова, родственные слова, корень слова.

  • В.П. Канакина, В.Г.Горецкий. Русский язык. 3 класс Учебник для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс Рабочая тетрадь. Пособие для общеобразовательных организаций. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Проверочные работы. М.: Просвещение, 2017.
  • В.П. Канакина, Русский язык. 3 класс. Тетрадь учебных достижений. М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты

На этом уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Рассмотрим рисунок? Что он обозначает? Какую информацию даёт?

Как видно, на рисунке представлена схема однокоренных слов. Корень всех этих слов –цвет-. От корня –цвет- образовались однокоренные слова: цветок, цветник, цветной, цветение, расцветать, зацветают, цветочный.

Сегодня на уроке

Узнаем:

  • что такое корень;

Научимся:

  • находить корень в слове;
  • приводить примеры однокоренных слов.

Вспомним! Однокоренные слова- это слова, которые имеют одинаковый корень с одним и тем же значением.

Корень слова – это главная значимая часть слова. В корне заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Рассмотрим еще одно дерево из слов.

Сердцевиной слова, его смысловым центром, является корень –вод-. От него растут слова, как ветви на дереве. От корня – вод- образовались разные слова: подводник, водичка, водяной, водоём, водовоз, водопад, водный.

И это еще не все!

На этом дереве могли вырасти и другие ветки – глагольные:

  • обводнить – обеспечить водой степи, пастбища;
  • обезводить- «лишить» воды;
  • наводнить- — «наполнить» слишком большим количеством воды;
  • приводниться – о летательном аппарате (опуститься на воду);

А сколько сложных слов (слов, состоящих из двух разных корней) можно образовать от корня – вод-:

  • водопровод;
  • водопад;
  • водоросль;
  • водоснабжение;
  • водохранилище;
  • водоём;
  • водопой:
  • водолечебница;
  • водомер;
  • водоочистительный;
  • водораздел;
  • полноводный;
  • водоплавающий;
  • водоотталкивающий.

Много слов! А подумать…. – и сразу вспоминаются ещё слов с этим корнем!

У Максима Горького (известного русского писателя) герой, одного из его произведений, произносит такие слова: «Слова, дружище, — это как листья на дереве, и, чтобы понять, почему лист такой, а не иной, нужно знать, как растёт дерево, нужно учиться!»

Такое же сравнение можно найти и в стихотворении белорусского поэта Максима Танка:

Слова, как деревья, ветвисты.

Возьми хоть бы слово любовь. 

Войди в этот мир многолистный

И в музыку вслушайся вновь,

Любовь моя, Любонька, Люба.

Любляна, Любань, Люблино.

В науке такие деревья называют словообразовательные гнёзда. Есть специальный словарь для школьников, где представлены словообразовательные гнёзда многих русских слов. Называется он «Школьный словообразовательный словарь». Составил его известный учёный А.Н. Тихонов.

Приведем пример таких слов из словаря:

биле’т-ик

биле’т-ец

билет-ѐр → билетѐр-ш-а

биле’т → биле’т-н-ый

без-биле’т-н(ый) → безбиле’тн-ик → безбиле’тн-иц-а

о-биле’т-и-ть → обиле’ч-ива-ть (черед. т – ч)

Как найти корень в слове?

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать однокоренные слова и выделить в них общую часть: берёза – березняк, берёзовый, подберёзовик. Корень в однокоренных словах обычно пишется одинаково.

Послушайте стихотворение Велимира Хлебникова «Заклятие смехом».

  1. Найдите в этом стихотворении родственные слова (однокоренные).
  2. Определите, какой корень будет в этих словах.

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищ надсмеяльных — смех усмейных смехачей!
О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей!
Смейево, смейево,
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!

Родственными (однокренными0 словами в этом стихотворении будут слова: рассмейтесь, смехачи, засмейтесь, смеются, смехами, смеянствуют, смеяльно, усмеяльно, рассмешищ, надсмеяльных, усмейных, смейево, усмей, осмей, смешики, смеюнчики. Почему они являются родственными (однокоренными)? Потому что все они относятся к слову «смех».

Корнем этих слов будет являться –смех-.

Обратим внимание, что в этом стихотворении автор придумал много слов, которых нет на самом деле, но мы понимаем, о чём идет речь, потому что в них есть корень, а в корне и заключается смысл.

Обратим внимание!

При образовании и изменении слов может происходить замена звуков или их чередование. Чаще всего чередование встречается в корнях слов:

[г//з’//ж] – подруга, друзья, дружеский

[з//з’//ж] – воз, возить, вожу

[г//ж] – дорога, дорожный

[к//ч’] – яблоко, яблочко

[х//ш] – орех, орешек

[ц//ч’] – отец, отеческий

[з//ж] – вязать, вяжу

[с’//ш] — просить, прошу

Разбор заданий

Прочитайте. Укажите, какие слова являются родственными (однокоренными).

Осиновый лес. Иду сквозь густой осинник. Хороши молодые осинки. Под деревьями вижу подосиновики.

Правильный ответ

Осиновый, осинник, осинки, подосиновик.

Прочитайте. Распределите слова на три группы.

Чистота, сказывать, масло, сказка, масляный, чистить, маслить, сказочный, чистый, чистенький, маслице.

Правильный ответ

  1. Чистота, чистить, чистый, чистенький.
  2. Масло, масляный, маслить, маслице.
  3. Сказывать, сказка, сказочный.

Прочитайте. Укажите однокоренное слово к слову «горе»

  1. Горевать
  2. Горный
  3. Огородить

Правильный ответ

Горевать.

Повышенный уровень

Установите соответствие.

Модельер

Пишет

Писатель

Строить

Переводчик

Мода

Строитель

Переводить

Правильный ответ

Модельер

Мода

Писатель

Пишет

Переводчик

Переводить

Строитель

Строить

  1. Главная
  2. Справочники
  3. Справочник по русскому языку для начальной школы
  4. Морфемный разбор
  5. Корень и однокоренные (родственные) слова

Корень – это основная часть слова без приставок и суффиксов, в ней заключен смысл слова. Графически корень выделяют с помощью дуги        .

Корень может состоять из одной, двух и более букв:

Бить, лить, пью, икра, мелок, снежинка, баран

В слове может быть, как один корень, так и несколько (два и более).

Кофе, кофемолка, электрокофеварка

Слова с несколькими корнями называют сложными.

Чтобы найти корень в слове, надо подобрать к нему однокоренные слова, общая часть этих слов и будет корнем.

Например:

ленточка (лента, ленточный)

подвязка (завязать, связка)

красный (краснота, прекрасный)

Однокоренные слова

Корень является общей частью однокоренных или родственных слов, в нем заключено их общее значение.

Корень в родственных словах обычно одинаков для всех слов:

Сказание, рассказывать, сказочно

Однако может быть чередование согласных букв в конце корня или чередование гласных букв в корне:

Книга – книжный, заря – зо́ри

Помни, что в родственных словах корень обязательно должен быть одинаковым не только по форме (составу букв), но и по смыслу, который он несет!

Например: родственными не являются слова белый и белка, гора и горит. Корни у них одинаковые, но смысл в них заключен разный.

Не путай однокоренные слова и формы одного и того же слова!

Однокоренные слова меняются с помощью приставок и суффиксов, тогда как в формах слова изменяется только окончание!

Советуем посмотреть:

Однокоренные слова и формы слова

Сложные слова

Окончание

Основа слова

Приставки и их значения

Суффикс

Морфемный разбор


Правило встречается в следующих упражнениях:

1 класс

Страница 41,
Климанова, Рабочая тетрадь

Упражнение 162,
Полякова, Учебник

Упражнение 43,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 44,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 48,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 49,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 55,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 3,
Иванов, Евдокимова, Кузнецова, Учебник

2 класс

Упражнение 162,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 206,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 2

Упражнение 111,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 120,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 164,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 186,
Полякова, Учебник, часть 2

Упражнение 130,
Бунеев, Бунеева, Пронина, Учебник

Упражнение 5,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 7,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

Упражнение 3,
Исаева, Бунеев, Рабочая тетрадь

3 класс

Упражнение 110,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 130,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 260,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 140,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 65,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 139,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 70,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 86,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 152,
Полякова, Учебник, часть 1

Упражнение 257,
Полякова, Учебник, часть 1

4 класс

Упражнение 81,
Канакина, Горецкий, Учебник, часть 1

Упражнение 76,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 77,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 78,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 79,
Канакина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 175,
Климанова, Бабушкина, Учебник, часть 1

Упражнение 94,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 96,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 99,
Климанова, Бабушкина, Рабочая тетрадь, часть 1

Упражнение 138,
Полякова, Учебник, часть 2

5 класс

Упражнение 395,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 448,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 466,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 4,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-2,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-3,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-6,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение ЗСП-7,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 79,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение § 16 стр. 56 — 57,
Александрова, Рыбченкова, Глазков, Лисицин, Учебник, часть 1

6 класс

Упражнение 160,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 1

Упражнение 370,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Учебник, часть 2

Упражнение 537,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение Задачка стр. 23,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 44,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 77,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение Повторение стр. 48 — 49,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 95,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 149,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 1

Упражнение 375,
Александрова, Рыбченкова, Загоровская, Нарушевич, Учебник, часть 2

7 класс

Упражнение 26,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 46,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 77,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 388,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

Упражнение 439,
Ладыженская, Баранов, Тростенцова, Григорян, Кулибаба, Александрова, Учебник

8 класс

Упражнение 142,
Разумовская, Львова, Капинос, Учебник

Упражнение 21,
Бархударов, Крючков, Максимов, Учебник


Корень слова — это его главная значимая часть, в которой заключено общее значение всех однокоренных слов.

Узнаем, что такое корень слова, если подберем слова и вычленим в их составе общую значимую часть, которая объединяет их в одну семью.

Корень слова - это...

Корень — главная морфема

Как главная морфема, корень объединяет слова по общности их значения, например:

водный — подводный — водяной — водник — подводник — водянистый.

Все эти слова обозначают предметы или признаки, имеющие отношения к водной стихии, так как в их морфемном составе прослеживается один и тот же корень вод-.

Слова с одним и тем же корнем называются однокоренными.

В слове может быть один или два корня

водный — водолазводосбросводохранилище.

Следует различать слова с совпадающими по звучанию и написанию корнями, но разными по значению:

  • гора — гористый — горный — горняк- горняцкий;
  • угореть — загорать — перегореть — нагорать — пригореть.

В морфемном составе этих слов вычленим корень гор-, но это не один и тот же корень, а разные морфемы, не совпадающие по своему лексическому значению.

Корень в составе различных слов

Слов, состоящих из одного корня и окончания, в русском языке насчитывается немного, например:

вода, село, поле, земля, небо, юный, белый, зелёный, первый, пятый, веду, несу, иду.

Корни этих слов способны выступать без приставок и словообразовательных суффиксов, поэтому их называют свободными.

Большинство слов русского языка состоят из сочетания разных морфем:

1. корня, суффикса, окончания

  • сельский
  •  домик   
  •  юность   
  • голосок

2. приставки, корня , окончания

  • предобрый
  •  соавтор   
  • побежим

3. приставки, корня, суффикса, окончания

  • заплывать
  •  пришкольный
  •  украшение

4. приставки, корня, суффикса, суффикса

  • подружески
  • набросив
  • уплотнив

и т. д.

Некоторые корни в свободном виде не встречаются. Они являются связанными с приставками, суффиксами или с другими корнями:

  • -сяг- присяга, досягнуть, посягать;
  • -у- разуть, обуть, обувь;

Стихотворение про корень слова

Как определить корень в слове?

Как определить корень?

Чтобы определить корень в слове, подбираем родственные слова и вычленяем в них общую значимую часть, в которой содержится их основное лексическое значение, например:

лес — лесной — лесник — лесничий — лесничество;

Общей частью, имеющей значение «множество деревьев в природе», этого ряда однокоренных слов является морфема лес-, которую назовем корнем.

Рассмотрим другой ряд слов:

трава — травка, травинка, травушка, травяной, затравенеть.

Главной морфемой этого ряда родственных слов является часть трав-, которую выделим в качестве корня.

Видео «Корень слова. Однокоренные слова. Написание корня в однокоренных словах»

Средняя оценка: 4.7.
Проголосовало: 116

Корень

  1. 1. Корень – главная морфема
  2. 2. Родственные или однокоренные слова
  3. 3. Как найти корень слова
  4. 4. Основные определения

п.1. Корень – главная морфема.

Корень – это обязательная морфема в каждом слове, его главная часть. Нет слов без корня, он входит в основу любого слова. От значения корня зависит лексическое значение слова. Именно в корне заключено значение, общее для всех однокоренных слов. Например, слова с корнем -бел- (белый, беленький, беловатый, белизна, побелить, побелка, белок, беломраморный, белоснежный) объединены значением «цвета снега или мела, светлый», а слова с корнем -черн-//-чёрн- (чёрненький, чернота, дочерна, чернеть, чернить, чернобровый, чернослив, чернозём) объединены противоположным значением – «цвета сажи, угля, тёмный».

п.2. Родственные или однокоренные слова

В русском языке от одного корня может быть образовано множество слов. Эти слова называют родственными или однокоренными. Для однокоренных слов корень является общей частью, которая у всех этих слов имеет одинаковое лексическое значение. Например: лес, лесник (тот, кто следит за лесом), лесок (маленький лес), лесной (относящийся к лесу); носить, носильщик (тот, кто носит), носилки (то, на чём носят).

В составе однокоренных слов могут быть: 1) другие корни: водонос; 2) приставки: взнос; 3) суффиксы: ношение.

Слова, в составе которых есть несколько корней, называются сложными: железнодорожный, водогрязелечение.

Слова лес  , леса, лесу, (о) лесе; ношу, носишь, носят не являются родственными: они имеют общий корень и одно и то же значение, это формы одного слова.

п.3. Как найти корень слова

Чтобы найти в слове корень, необходимо:
— подобрать к слову однокоренные (родственные) слова;
— сопоставить ряд родственных слов и выделить в них наименьшую общую часть – корень.
Например: ход, ходить, выход, проход, переходить – корень -ход-; весёлый, веселиться, веселье, весело, развеселить — корень -весел-//-весёл-.
— обозначить корень значком:        .

При выделении корня следует подбирать однокоренные слова так, чтобы корень был представлен в них всеми своими возможными вариантами: свет, светить, освещение, просвечивать.

п.4. Основные определения

Корень – обязательная морфема в каждом слове, общая часть однокоренных слов с одинаковым лексическим значением.
Однокоренные (родственные) слова – слова, содержащие один общий корень и имеющие сходство в значении слова.
Сложные слова – слова с несколькими корнями.
Формы слова – варианты одного и того же слова, выражающие различные грамматические значения.

Like this post? Please share to your friends:
  • Как найти партнера в действующий бизнес
  • Как найти сканер в реестре
  • Идет соединение с сетью anydesk как исправить
  • Как найти человека по банковской карте втб
  • Как найти количество энергии в термодинамике