Косноязычная речь как исправить

— Я много читаю, но речь моя косноязычная.  Ещё я боюсь выступать на публике, даже стихи, выученные наизусть, не могу рассказывать. Что сделать, чтобы изменить это?

— Для этого нужны сила воли и желание! Итак, обо всём по порядку!

Поиграйте сами с собой в такую игру. Возьмите самые простые понятия: пальто, журнал, корзина, рюкзак. И дайте им определения. Пальто — что это такое? Как объяснить это слово иностранцу, например? А потом проверьте себя по толковому словарю. Эта игра разовьёт мышление.

Думая о любом событии, старайтесь увидеть во­прос, проблему и путь решения этой проблемы. Что бы ни узнали, всегда задавайте себе вопросы: почему? зачем? Например, объявили, что в субботу будет классный час о поздравительных открытках, сделанных своими руками, не просто примите это известие к сведению, а подумайте, зачем вы будете делать открытки. Как сделать интереснее, чем другие ребята?

Речь напрямую связана с мышлением: кто думает ясно, тот и говорит понятно. Развить мышление поможет письменная речь. Написанное можно перечесть и как бы услы­шать себя со стороны. Увидеть, где мысль твоя скакала, не развернувшись перед собеседником до конца, где не хватило слов, чтобы выразить свои чувства. Пишите письма, сочинения, дневники. И научитесь точно мыслить и выстраивать устную речь.

«Я мыслю, значит, я существую», — сказал фран­цузский философ Рене Декарт. Вот как высоко он ставил способность человека мыслить.

Ум, внимание, наблюдательность, уровень культуры проявляются в речи. Как говоришь, о чём говоришь? Даже если знаешь очень много, не сможешь чётко сформулировать свои мысли, убедить собеседника. Если не хватает слов, а речь невыразительна и невнятна — никто не поймёт, не услышит тебя, да и не захочет слушать.

Подойди к зеркалу и поговори сам с собой. Прислушайся, нет ли у тебя неприятной, ноющей интонации, как будто ты всегда чем-то недоволен. А может, интонация твоей речи слишком наступательная и задиристая, как будто вокруг тебя живут одни враги? Нет? Очень хорошо. Старайся, чтобы речь твоя была спокойной.

Ты тараторишь, захлёбываясь, или умеешь в разговоре выдерживать паузу? Сказал собеседнику важную мысль, помолчи. Дай ему услышанное обдумать и понять.

Иногда можно услышать такой разговор:

— А этот как выскочит!

— А тот — как даст!

При этом машут руками, но если вы не знаете, о чём идёт речь, вам ни за что этого не понять. Разговаривающим не хватает слов. Словарный запас у них маленький. Большин­ство слов они знают пассивно: видят их в книге или слышат от взрослых и понимают. Но сами в разговорах используют две-три сотни слов.

Знаешь, сколько слов должен знать 3-4-летний ребенок? Примерно две с половиной тысячи. Словарь А. С. Пушкина — 25 тысяч слов. Словарь У. Шекспира — более 50 тысяч. Они знали столько слов и употребляли их в своих произведениях. А в словаре В. Даля, лучшем тол­ковом словаре русского языка, приведено более 200 тысяч слов. Вот какой богатый у нас язык! А кому-то хватает и десятка слов.

Писатель В.В. Вересаев вспоминал, как во времена его детства вся семья собиралась вечером за столом и как отец всегда расспрашивал, что и кто сейчас читает. С живейшим интересом отец выяснял у сына малейшие подробности жизни Ребекки из романа Вальте­ра Скотта «Айвенго». Когда Вересаев стал взрос­лым человеком, он понял: во время застольных бесед о прочитанных книгах отец учил его говорить, правильно выражать свои мысли и чувства, разви­вал его речь.

И тебе советуем, если хочешь, чтобы речь твоя была гладкая и выразительная, почаще мучай родных пересказами книг, которые ты читаешь.

Общее описание

Дислалией называют различные дефекты речи, которые наблюдаются у людей с нормально развитым артикулярным аппаратом и не нарушенным слухом. Диагноз при нарушении речи (дислалии) ставят на основании логопедического обследования пациента. Иногда требуется помощь смежных специалистов — оториноларинголога, невролога, стоматолога. Лечение дислалии комплексное и включает в себя несколько этапов.

Виды дислалии

Выделяют следующие основные формы дислалии:

  • простая — пациент неправильно произносит одну группу звуков;
  • сложная дислалия — пациент неправильно произносит две и более групп звуков, такой вид заболевания также называют полиморфной дислалией.

Для удобства различные нарушения произношения сформированы в группы, каждую из которых обозначают термином, образованным от одной из греческих букв.

Таким образом, различают:

  • ротацизм — у пациента проблемы с буквой р;
  • хитизм — проблемы с буквой х;
  • ламбдацизм — проблемы с буквой л;
  • каппацизм — проблемы с выговариванием буквы к;
  • сигматизм — проблемы со свистящими и шипящими;
  • гаммацизм — пациент плохо выговаривает букву г;
  • йотацизм — проблемы с буквой й.

В зависимости от причин различают следующие виды заболевания:

1. Механическая дислалия.

2. Функциональная дислалия. Вызвана нарушением работы мозга или влиянием на ребенка различных социальных факторов. Выделяют несколько подвидов данной формы заболевания:

  • сенсорная функциональная дислалия — у пациента нет проблем с артикулярным аппаратом, причиной патологии являются дефекты в развитии центров слуха и речи;
  • моторная функциональная дислалия — вызвана проблемами с артикулярным аппаратом, из-за чего человек не может правильно выговаривать некоторые звуки.

Иногда наблюдается смешанная сенсомоторная форма заболевания.

В ряде случаев нарушение речи является нормой. Оно связано с возрастными особенностями восприятия речи на слух и самостоятельно исчезает после достижения 5 лет.

Причины дислалии

Все возможные причины дислалии у детей можно разделить на две большие группы:

  1. Социально-биологические. Известно, что маленькие дети во многом копируют поведение и речь взрослых людей, стараются подражать им. Если родители сюсюкаются с ребенком или мало общаются с ним, не обращают внимание на то, как развивается его устная речь, то это со временем может привести к развитию дефектов речи.
  2. Органические. Нарушения звукопроизношения при дислалии вызваны нарушением строения речевого аппарата. Любая подобная проблема способна вызвать развитие дефектов речи при дислалии.

У дошкольников заболевание может быть вызвано возрастными причинами. В этом случае дефекты речи через некоторое время проходят самостоятельно и не требуют специального лечения.

Тем не менее, обращать внимание на то, как говорит ребенок, нужно обязательно. Ведь при отсутствии контроля физиологическая дислалия может со временем перейти в патологическую форму, которая требует специализированного логопедического лечения.

Кроме этого, именно в младшем возрасте у ребенка закладываются навыки коммуникации, которые будут играть крайне важную роль на протяжении всей его жизни.

Симптомы дислалии

Основным клиническим признаком заболевания является нарушение произношения звуков. Наиболее часто встречаются пропуски, искажение и замена звуков.

У ребенка наблюдаются проблемы с устной речью, но уровень его интеллектуального развития полностью соответствует возрасту, никаких задержек в развитии нет. Малыш правильно строит предложения, его речь логичная и связная, он умеет правильно склонять слова, имеет нормальный для его возраста словарный запас.

Диагностика дислалии

Диагностика комплексная и включает в себя следующие основные этапы:

  1. Сбор анамнеза. Врач проводит опрос пациента и его родителей. Специалиста интересует, не было ли у матери проблем во время беременности (угроза выкидыша, инфекционные заболевания и так далее), как проходили роды (были ли они естественными или делали кесарево сечение, не получал ли ребенок во время родов или сразу после них травмы головы и так далее).
  2. Изучение медицинской карточки пациента. Врач изучает, какие заболевания перенес малыш, и нет ли среди них патологий, которые могут привести к развитию речевых нарушений.
  3. Различные тесты, в ходе проведения которых специалист определяет уровень развития речи, психомоторики, ОДА пациента.
  4. Оценка уровня развития речевого аппарата ребенка.

Помимо речи специалист использует при диагностике дополнительные материалы.

Если причиной нарушения речи у ребенка являются органические нарушения речевого аппарата, то в процессе диагностики и лечения помимо логопеда должны участвовать и другие специалисты (стоматолог, ортодонт). Кроме этого, может потребоваться осмотр ребенка неврологом и хирургом. Если в ходе осмотра у пациента была выявлена тугоухость, то необходим осмотр оториноларинголога.

Лечение дислалии

Прежде, чем перейти к методам устранения дислалии необходимо определить причины, которые привели к расстройству речи у пациента.

Коррекция дислалии механического происхождения проходит в несколько этапов. Вначале пациенту делают операцию, в ходе которой устраняют анатомические дефекты, которые мешали нормальной речи.

Чаще всего такая операция необходима взрослым после получения тяжелых травм челюстей и других органов, входящих в состав речевого аппарата.

Если органическая форма заболевания не может быть вылечена путем оперативного вмешательства, то необходимо логопедическое воздействие при дислалии.

В этом случае пациент работает с логопедом, выполняя специальные корректирующие упражнения для нормализации речи. Труднее всего терапии поддается сложная дислалия у детей, при которой ребенок не может правильно произносить 4 и более группы звуков.

При данной форме заболевания у ребенка обычно нарушен фонематический слух, поэтому лечение в первую очередь направлено на улучшение способности различать и воспринимать звуки. После того, как эта цель будет достигнута, приступают к коррекции речи.

Очень важно, чтобы с ребенком занимался не только логопед, но и родители. В доме должна звучать правильная речь. Не нужно повторять за ребенком его неправильное произношение. Наоборот, следует обращать его внимание на ошибки в речи и учить малыша выговаривать слова правильно.

Так как дислалия включает в себя множество различных дефектов речи, то и упражнения для коррекции будут разными.

Упражнения при лечении дислалии направлены на развитие речевого аппарата. С этой целью могут применяться следующие методики:

  • упражнения для развития мелкой моторики;
  • логопедический массаж;
  • повышение чувствительности слуха;
  • обучение ребенка основам правильного дыхания.

Когда ребенок овладеет определенными общими навыками речи, логопед начинает точечную коррекцию, направленную на обучение ребенка правильному произношению определенных звуков, с которыми у него имеются определенные проблемы.

Для достижения этих целей разработаны различные логопедические методики. Желательно строить занятия в игровой форме, чтобы малыш не потерял к ним интерес. Доктор с ребенком играют, разговаривают, читают книги, поют песни, учат стихи и так далее.

Очень важно, чтобы занятия по коррекции дислалии проводились на регулярной основе (не реже 2-3 раз в неделю). Кроме этого, ребенок обязательно должен заниматься дома, выполняя задания, которые ему дал специалист. Продолжительность терапии зависит от степени тяжести дислалии и продолжается в среднем от одного месяца до полугода. У взрослых этот срок может быть существенно меньше, так как им намного легче выполнять все рекомендации логопеда.

Профилактика дислалии

Заболевание чаще всего успешно поддается лечению. Чем раньше начнется коррекция, тем выше шансы ребенка на избавление от дефектов речи.

Для того чтобы избежать развития данной патологии необходимо своевременно диагностировать и исправлять органические дефекты речевого аппарата у ребенка. Кроме этого, родители должны уделять больше внимания своему малышу, заниматься с ним, не допускать стрессовых ситуаций.

Не стоит сюсюкаться даже с малышами, необходимо разговаривать с ними, как с взрослыми людьми, четко выговаривая все звуки. Если ребенок не выговаривает какие-то слова, то не нужно повторять за ним смешное неправильное произношение. Наоборот, следует обращать внимание малыша, что это слово он говорит неправильно и учить его правильному произношению.

Здоровья вам и вашим детям!

  Вся информация взята из открытых источников.

Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

Прот. Артемий Владимиров: как победить косноязычие? (+Видео)

Обращаясь к аудитории, мы часто впадаем в ступор, в паралич мыслей и слова, ибо не всегда встречаем ободряющую нас поддержку, сочувствие, терпение, но напротив, — иронию, плохо скрываемую насмешку или холодную усмешку.

Протоиерей Артемий Владимиров о том, как преодолеть косноязычие и научиться доносить до людей то, что хочешь донести.

Мне есть, что об этом сказать, ибо и сам я шёл путём восхождения per aspera ad astra, через тернии, может быть, ещё не к звёздам, но к высоте словесного служения. В литературных занятиях всего прежде необходимо найти идеал для подражания. И как молодые Пушкин и Лермонтов рождали свои стихотворные опыты, выводя рифмы ещё нетвёрдой рукой, переводя западных поэтов или подражая Вергилию и Катуллу, так и в делах красноречия, а лучше сказать, в робких попытках обратить живое слово к взыскательной публике, важно найти свой идеал. Пусть он будет и не среди живущих, но среди тех великих писателей прошлого, слог и образ мыслей которых дорог Вашей душе.

Вспоминаю, как ещё в советское время молодым учителем русского языка и литературы я готовился к общению с учениками — математически одарёнными детьми, и от руки переписывал письма епископа Игнатия (Брянчанинова), его духовные статьи на разные темы, с тем чтобы чем-то поделиться со своими питомцами. Уча, мы все учимся.

Постепенно святитель Игнатий Кавказский, святитель Иннокентий Херсонский (умолчу о митрополите Филарете, в труды которого нужно особенно тщательно вчитываться и вдумываться) мало-помалу воздействовали на мышление и слово молодого человека, отделённого от них более, чем столетним рубежом. Итак, первое — внимательное чтение, изучение образа мысли и слововыражения наших великих предшественников.

Прот. Артемий Владимиров

Прот. Артемий Владимиров

Второе — внутренняя обращённость к Богу. Мы потому теряемся, когда на нас пытливо смотрят со стороны, смущаемся, видя перед собой несколько десятков пар глаз, что не научились ещё ходить как должно пред Богом. Обращаясь к аудитории, мы часто впадаем в ступор, в паралич мыслей и слова, ибо не всегда встречаем ободряющую нас поддержку, сочувствие, терпение, но напротив, — иронию, плохо скрываемую насмешку или холодную усмешку. Поэтому я думаю, что главное в деле живого обращения к людям — умение предстоять Тому, кто нас видит, слышит, любит, кто является источником премудрости и разума, кто даёт слово желающему говорить во славу Божью.

Третье: нелёгкое искусство — видеть и слушать себя со стороны. Пройдут дни, месяцы, может быть, годы (как в моём случае), но Вам мало-помалу привьётся это качество. Вы научитесь корректировать самого себя. Вы будете слышать то, что произносят Ваши уста. Вы некоторым шестым чувством (а оно есть у каждого из нас) будете оценивать восприятие слушателей и с болями, с потами, с трудами нащупаете дорогу жизни, «тропу бескорыстной любви». Так важно — войти в резонанс со слушателем и неким рациональным способом «попасть в десятку» во время выступления. «Сердце сердцу весть подаёт».

Стало быть, важно говорить «с чувством, с толком, с расстановкой». При этом не слишком уповать на свои силы, но надеяться на Господа. Не смущаться в случае естественной запинки, ошибки. Человеку свойственно ошибаться. Упал — тотчас встань. Встал — иди вперёд. Не можешь лететь — беги, не можешь бежать — иди, не можешь идти — ползи. «Дорогу осилит идущий». Сам Господь говорит: «Дам молитву молящемуся. Приблизьтесь ко Мне, и Я приближусь к вам».

Таким образом, главное — не впадать в панику, не терять самообладания, но иметь благую надежду на лучшее и постоянно двигаться вперед. Ведь, по слову блаженного Августина, если ты не идёшь вперёд, то будешь откатываться назад. «Терпение и труд всё перетрут». Если чего-нибудь захочешь, обязательно достигнешь. Нужно быть кузнецом собственного вербального счастья, то есть умения выражать свою мысль и облекать её в простое и чистое слово. Так жить и так трудиться — с молитвой к Богу и с любовью к людям — с широкой доброжелательной улыбкой…

Читайте и смотрите также:

Прот. Артемий Владимиров: «Благочестивое» фарисейство (+ВИДЕО)

Молитва о панк-феминистках (+ Видео)

Прот. Артемий Владимиров: Старцы в Мытищах, старцы — в Капотне, старцы — на Бауманской (+ ВИДЕО)

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Дислалия (Косноязычие)

Дислалия

Дислалия – это различные дефекты звукопроизношения у лиц с нормальным слухом и сохранной иннервацией артикуляционного аппарата. Дислалия проявляется отсутствием, заменами, смешением или искажениями звуков в устной речи. При дислалии проводится логопедическое обследование строения и подвижности речевого аппарата, состояния звукопроизношения и фонематического слуха, при необходимости – консультации стоматолога, невролога, отоларинголога. Логопедическое воздействие при дислалии включает 3 этапа: подготовительный, формирование первичных произносительных навыков, формирование коммуникативных навыков.

Общие сведения

Дислалия – нарушение нормативного произношения и употребления звуков речи, не связанное с органическим повреждением ЦНС или органов слуха. Дислалия является наиболее распространенным в логопедии речевым нарушением, которое встречается у 25-30% (по некоторым данным – у 52,5%) дошкольников (5-6 лет), 17-20% младших школьников (1-2 класс) и у 1% детей более старшего возраста. В последние годы в структуре дислалии преобладающими стали полиморфные нарушения звукопроизношения, которые препятствуют дальнейшему нормальному овладению письменной речью и способствуют возникновению дисграфии и дислексии.

Дислалия

Дислалия

Причины

Причины механической дислалии

В основе неправильного звукопроизношения при механической дислалии лежат органические дефекты периферического артикуляционного аппарата (языка, губ, зубов, челюстей). Среди аномалий строения языка и губ, приводящих к дислалии, встречаются:

  • короткая уздечка языка или верхней губы. При укороченной подъязычной связке, прежде всего, страдает произношение верхнеязычных звуков.
  • макроглоссия (массивный, язык), микроглоссия (узкий, маленький язык). Макро- и микроглоссия обычно наблюдаются у детей с общим физическим или умственным недоразвитием
  • толстые, малоподвижные губы. При аномалиях губ отмечаются дефекты губных и губно-зубных звуков.

Анатомические дефекты зубочелюстной системы, обусловливающие механическую дислалию, могут иметь врожденный характер либо возникать вследствие заболеваний и травм. Дефекты строения костной основы речевого аппарата представлены:

  • неправильным прикусом (глубоким, перекрестным, открытым, прогенией, прогнатией);
  • аномалиями зубных рядов (диастемами, редко расположенными или мелкими зубы и т. д.);
  • высоким узким (готическим) или низким плоским верхним нёбом.

Следует отметить, что нарушения произношения, связанные с такими органическими дефектами речевого аппарата, как расщелины верхней губы, мягкого и твердого нёба, относятся не к дислалии, а к ринолалии.

Причины функциональной дислалии

При функциональной дислалии строение артикуляционного аппарата не изменено, т. е. отсутствует органическая основа для нарушения звукопроизношения. В этом случае причинами дислалии выступают неблагоприятные социальные или биологические факторы.

  • Социальные факторы: подражание детей неправильной речи взрослых (торопливой, косноязычной, диалектной), подражание взрослых детскому лепету («сюсюканье»), случаи билингвизма в семье, педагогическая запущенность.
  • Биологические факторы: общая физическая ослабленность у часто болеющих детей, минимальная мозговая дисфункция (ММД), способствующая запаздыванию речевого развития, несформированности фонематического слуха, речевых укладов и их переключений.

Классификация

С учетом причин нарушения звукопроизношения выделяют механическую (органическую) и функциональную дислалию. Механическая дислалия связана с дефектами анатомического строения артикуляционного аппарата. Функциональная дислалия обусловлена социальными факторами либо обратимыми нейродинамическими нарушениями в коре головного мозга. Функциональная дислалия, в свою очередь, подразделяется на:

  • моторную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речедвигательного анализатора). При моторной дислалии движения губ и языка становятся в некоторой степени неточными и недифференцированными, что обусловливает приблизительность артикуляции звуков, т. е. их искажение (фонетический дефект).
  • сенсорную (обусловленную нейродинамическими сдвигами в центральных отделах речеслухового анализатора). При сенсорной функциональной дислалии затрудняется слуховая дифференциация акустически сходных фонем (твердых и мягких, глухих и звонких, шипящих и свистящих), что сопровождается смешением и заменами звуков в устной речи (фонематический дефект) и однотипным заменам букв на письме.
  • сенсомотрную. В случае одновременного наличия сенсорной и моторной недостаточности говорят о сенсомоторной форме дислалии.

В зависимости от несформированности тех или иных признаков звуков (акустических или артикуляторных) и характера дефекта (фонетического или фонематического) выделяют дислалию:

  • акустико-фонематическую;
  • артикуляторно-фонематическую;
  • артикуляторно-фонетическую.

С учетом количества нарушенных звуков дислалия может быть простой (при неправильном произношении 1-4 звуков) и сложной (при дефектном произношении более 4-х звуков). Если нарушается произношение звуков из одной артикуляционной группы (например, только шипящих или свистящих), говорят о мономорфной дислалии; если из разных артикуляционных групп (например, свистящих и шипящих одновременно) – о полиморфной дислалии.

Фонетические дефекты произношения звуков разных групп (искажения) при дислалии принято обозначать терминами, образованными от букв греческого алфавита:

  • Ротацизм – недостатки произношения [р] и [р’]
  • Ламбдацизм — недостатки произношения [л] и [л’]
  • Сигматизм — недостатки произношения шипящих [ж], [ш], [щ], [ч] и свистящих [с], [с’], [з], [з’]
  • Йотацизм – недостатки произношения [й]
  • Гаммацизм – недостатки произношения [г] и [г’]
  • Каппацизм – недостатки произношения [к] и [к’]
  • Хитизм — недостатки произношения [х] и [х’]
  • Дефекты озвончения и оглушения – замены звонких согласных парными глухими и наоборот
  • Дефекты смягчения и твердости — замены мягких согласных парными твердыми звуками и наоборот

При дислалии часто встречаются сложные комбинированные дефекты (сигматизм + ротацизм, ламбдацизм + ротацизм, сигматизм/ротацизм + дефекты смягчения и т. д.).

В том случае, если при дислалии имеет место фонематический дефект (замены звуков), к названию недостатки звукопроизношения прибавляется приставка «пара-»: параротацизм, параламбдацизм, парасигматизм, парайотацизм, парагаммацизм, паракаппацизм, парахитизм.

Симптомы дислалии

Дефекты звукопроизношения при дислалии представлены пропусками, заменами, смешениями и искажениями звуков.

  1. Пропуск звука — его полное выпадение в той или иной позиции (в начале, в середине либо в конце слова).
  2. Замена звука – это стойкое замещение одного звука другим, также присутствующим в фонетической системе родного языка. Звуковые замены вызваны неразличением фонем по тонким артикуляторным или акустическим признакам. При дислалии могут заменяться звуки, различные по месту артикуляции или способу образования, по признаку звонкости-глухости или твердости-мягкости.
  3. Смешение звуков — ребенок постоянно путает два правильно произносимых звука в речевом потоке (т. е. употребляет их то уместно, то неуместно). В этом случае механизм дислалии связан с незаконченностью усвоения системы фонем.
  4. Искажение звуков – это ненормированное произношение, использование в речи звуков, отсутствующих в фонетической системе русского языка (например, велярное или увулярное произнесение [р], межзубное или боковое произнесение [с] и др.). Искажение звуков обычно встречается при механической дислалии.

При функциональной дислалии, как правило, нарушается произношение одного или нескольких звуков; в случае механической дислалии – группы сходных по артикуляции звуков. Так, открытый передний прикус будет способствовать межзубному воспроизведению звуков переднеязычной артикуляции ([з], [с], [ц], [ч], [ж], [ш], [щ], [д], [т], [л], [н]), поскольку кончик языка не может удерживаться за передними зубами.

Лексико-грамматическая сторона речи при дислалии формируется в соответствии с возрастом: имеется достаточно развитая словарная база, не искажается слоговая структура слова, правильно используются падежные окончания, единичное и множественное число, имеется достаточно высокий уровень развития связной речи.

Наряду с патологическими формами дислалии в логопедии выделяют так называемую физиологическую дислалию, возрастное косноязычие или физиологические несовершенства речи, обусловленные возрастной несформированностью фонематического слуха или движений органов артикуляции. Такие недостатки звукопроизношения в норме исчезают самостоятельно к 5 годам.

Диагностика

Диагностическое обследование речи при дислалии начинают с выяснения особенностей течения беременности и родов у матери, перенесенных заболеваний у ребенка, раннего психомоторного и речевого развития, состояния биологического слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата (по медицинской документации). Затем логопед переходит к исследованию строения и подвижности органов артикуляционного аппарата путем визуального осмотра и оценки выполнения серии упражнений по подражанию.

Собственно диагностика устной речи при дислалии включает обследование состояния звукопроизношения и выявление дефектно произносимых звуков с использованием соответствующего дидактического материала. В процессе логопедического обследования выявляется характер нарушения (отсутствие, замена, смешение, искажение звуков) в различных позициях — изолированно, в слогах (открытых, закрытых, со стечением согласных), словах (в начале, середине, конце), фразах, текстах. Затем проверяется состояние фонематического слуха – способность к слуховой дифференциации всех коррелирующих фонем.

В логопедическом заключении отражается форма дислалии (механическая или функциональная), вид дислалии (артикуляторно-фонематическая, акустико-фонематическая, артикуляторно-фонетическая), разновидность неправильного звукопроизношения (ротацизм, сигматизм и т. д.).

Дифференциальная диагностика

При механической дислалии ребенку может потребоваться консультация стоматолога (стоматолога-хирурга, ортодонта); при функциональной дислалии – детского невролога. Для исключения тугоухости проводится консультация детского отоларинголога и исследование функции слухового анализатора. Дифференциальную диагностику дислалии, прежде всего, следует проводить со стертой дизартрией.

Коррекция дислалии

Работа по коррекции дислалии выстраивается в соответствии с тремя этапами работы: подготовительным, этапом формирования первичных произносительных навыков и этапом формирования коммуникативных навыков.

  1. Подготовительный этап. При механической дислалии необходимо устранение анатомических дефектов в строении артикуляционного аппарата (пластика уздечки языка или верхней губы, курс ортодонтического лечения). При моторной функциональной дислалии проводится развитие речевой моторики (артикуляционная гимнастика, логомассаж); при сенсорной функциональной дислалии – развитие фонематических процессов. Также для правильного звукопроизношения важным является формирование направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики, отработка произношения опорных звуков.
  2. Этап формирования первичных произносительных навыков. Включает постановку изолированного звука (по подражанию, с механической помощью, т. е. с использованием логопедических зондов или смешанным способом); автоматизацию звука в слогах, словах, предложениях и текстах и дифференциацию звуков (при их смешении).
  3. Этап формирования коммуникативных навыков. На заключительном этапе по коррекции дислалии формируются навыки безошибочного употребления отработанных звуков во всех ситуациях общения.

Логопедические занятия по коррекции дислалии должны проводиться регулярно, не реже 2-3-х раз в неделю. Важно, чтобы дома также выполнялись задания логопеда и артикуляционная гимнастика. Продолжительность занятий при простой дислалии — от 1 до 3-х мес.; при сложной дислалии – 3-6 мес.

Прогноз и профилактика

В большинстве случаев дислалия успешно поддается коррекции. Успешность и сроки преодоления дислалии определяются сложностью дефекта, возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, регулярностью занятий, участием родителей. У дошкольников дефекты звукопроизношения корригируются быстрее, чем у школьников, у учеников младших классов – быстрее, чем у учеников среднего и старшего звена.

Профилактика дислалии требует своевременного выявления анатомических нарушений в строении органов речи, окружение ребенка правильными образцами для речевого подражания, всестороннюю заботу о физическом развитии и здоровье детей.

Дислалия — лечение в Москве

Как исправить дефекты речи

19-01-2021

IMG_0890

отработка упражнений красивого произношения

Содержание:

  1. Какие бывают нарушения
  2. С чего начать работу над речевым аппаратом
  3. Постановка звука
  4. Как сделать речь разборчивее

Качественная дикция зависит от работы органов артикуляционного аппарата. Если слова произносятся не четко, речь звучит не понятно, то специалисты говорят о дефектах речи. Их можно устранить корректировкой положения органов артикуляции, работой над произношением и исключением индивидуального привычного выговора, который не соответствует норме.

Красивая, хорошо поставленная речь важна не только для актера или ведущего. Любой предприниматель, руководитель, человек, желающий добиться успеха, заинтересован в том, чтобы его речь была убедительной. Мы говорим не просто о способности произносить слова или подбирать подходящую аргументацию и интересный материал. Да, содержание речи важно, тут не поспоришь. Но эффект от качественного текста может быть смазан плохой дикцией и неправильным произношением. Рассмотрим, какие упражнения помогут добиться красивого произношения.

Какие бывают нарушения

Шепелявость, картавость, «проглатывание» окончаний. Иногда они становятся изюминкой, особой манерой, по которой узнают известную личность. Красавица Рившана Куркова говорит, не разжимая зубов, что дополняет ее уникальность и придает шарм. Станислав Садальский, известный актер, сыграл яркие роли, которые запомнились зрителю, в том числе, благодаря его выраженной шепелявости.

Но чаще дефекты речи создают препятствия между мыслью говорящего и тем, до кого он ее хочет донести. Слушатели все время спотыкаются об эти нарушения, теряют суть.

Даже если серьезными дефектами речь не страдает, проблемы с проговариванием морфем или звукосочетаний присутствуют почти у каждого человека. Для правильной дикции потребуется тренировка мышц речевого аппарата. Занятия по 10–15 минут ежедневно способны устранить многие недостатки (неорганического характера), улучшить произношение.

С чего начать работу над речевым аппаратом

Некоторые отклонения от нормы в обычной жизни мало заметны. Лишь когда человеку приходится произносить длинные монологи, окружающие и он сам замечают проблемы. Дадим советы, как самостоятельно определить дефекты и поделимся несколькими упражнениями для улучшения дикции.

Определяем проблему

Выявление и осознание проблемы будет первым шагом.

  1. Для того чтобы определить «болевые точки», можно сделать самое простое – записать на диктофон несколько минут непрерывного монолога. Попробуйте вслух прочитать отрывок из книги или стихотворение. Лучше взять классические произведения. Например, для проверки умения сохранять звучание согласных, почитайте Владимира Маяковского:

В смокинг вштопорен,

Побрит что надо,

По гранд по опере

Гуляю грандом.

Смотрю в антракте –

Красавка на красавице,

Размяк характер –

Все мне нравится.

Анализ записи своей речи поможет определить, где вы останавливаетесь и нарушаете правило выговора.

  1. Правильная дикция зависит и от подвижности языка, губ и мышц лица. Проведите экспресс-тест для оценки подвижности частей вашего артикуляционного аппарата.
  • Попробуйте по очереди произносить гласные и согласные перед зеркалом. Губы должны занимать разное положение при произношении разных звуков. Если их подвижность мало развита, то позиция будет практически одинаковой, когда вы говорите «а» или «э».
  • Проверить, насколько хорошо развиты мышцы языка можно при помощи нехитрого упражнения: высуньте язык, попытайтесь свернуть его трубочкой. Если не получается, то мышцы нужно укреплять.
  • Подвижность нижней челюсти проверяется так: если между верхними и нижними передними зубами легко помещаются четыре пальца, то челюсть достаточно подвижна.

Есть еще много других упражнений, которые помогут выявить дефекты речи. О них мы рассказываем в других наших материалах. Также провести тестирование можно вместе со специалистом.

Тренируем дыхание

Нарушения дикции часто возникают из-за нехватки дыхания. Поэтому дыхательная гимнастика – важная часть работы над красивой речью. Для тренировки диафрагмы можно просто надувать воздушные шарики или выполнять специальные практики, например, гимнастику по Стрельниковой, основанную на самопроизвольном выдохе.

  • Встаньте прямо. Сделайте быстрый резкий вдох, напрягая диафрагму (надувая живот). Чтобы проконтролировать движение диафрагмы, положите ладони рук на ребра, пальцами касаясь подвздошной области. Вы почувствуете, как поднимается живот. Также при вдохе должно происходить схлопывание ноздрей.
  • Выдох должен происходить самопроизвольно, когда диафрагма расслабляется (живот втягивается), поэтому все усилия направлены на энергичный вдох.
  • Сделайте таких вдохов и выдохов 16 раз.
  • После отработки техники, попробуйте варианты ее исполнения. Можно делать вдох в момент поворота головы влево, выдох – по центру, следующий вдох – с поворотом головы вправо. Или делать вдох в момент наклона головы к левому плечу, выдох – с возвращением в исходное положение, второй вдох – при наклоне головы к правому плечу. Важно не совершать неконтролируемых поворотов, чтобы не повредить шейный отдел позвоночника.

Разминаем мышцы

Некоторые простые упражнения для мышц, задействованных в проговаривании звуков, могут быть очень эффективны.

Ежедневно проводите разминку для мышц речевого аппарата. Кстати, она поможет подготовиться и перед публичным выступлением.

Начинать нужно с языка:

  • выполните 20 вращений языком (с закрытым ртом) сначала по часовой стрелке, потом против;
  • теперь то же самое только с открытым ртом, язык высунут как можно дальше;
  • подвигайте языком по вертикали/горизонтали, дотрагиваясь до правой и левой щеки, до верхнего и нижнего неба.

Теперь очередь за упражнениями для губ и щек:

  • в течение 7–10 минут попеременно вытягивайте губы в трубочку, а затем растягивайте в улыбке (каждое положение фиксируется на несколько секунд);
  • надуйте щеки и перекатывайте воздух от одной щеки к другой (длительность выполнения – около пяти минут);
  • губы вытяните в трубочку и в таком положении вращайте ими.

IMG_2702

отработка техники дыхания

Постановка звука

На подготовительном этапе вы выяснили (сами или с помощью специалиста), произношение каких гласных и согласных у вас далеко от идеала, научились правильно дышать. Пора переходить к конкретике – правильному произношению отдельных звуков. Если дефект серьезный, то необходима консультация логопеда.

Тренируемся произносить «л»

Если «лампа» – какая-то «ампа».

Чтобы говорить «л» четко, нужно чтобы язык занимал правильное положение. Поможет упражнение «Ветерок»:

  • поднесите ко рту полоску бумаги;
  • закусите кончик языка между зубами, он должен принять форму, напоминающую гамак;
  • выдыхая, пускайте воздух по двум сторонам языка, края бумажной полоски должны шевелиться от выдыхаемого воздушного потока.

Найти правильное положение при выговаривании «л» поможет упражнение «Индюшка»:

  • приоткройте рот и приложите загнутый язык к верхней губе;
  • быстро выдыхайте воздух, одновременно перемещая язык вниз-вверх по губе.

Теперь произнесите звук «л-л-л-л-л» на длинном выдохе. Должно получиться нечто похожее на звук парохода.

После этого тренируйтесь в произношении «л», присоединяя к нему поочередно все гласные.

Избавляемся от картавости

Если «адуга» вместо «радуга» или вы говорите будто на французском.

Проработать более четкое произношение «р» можно при помощи упражнения «Барабанщик». Нужно широко открыть рот и произносить «д», как бы постукивая кончиком языка по верхнему небу (за передними резцами).

Правильное выговаривание «р» предполагает вибрацию кончика языка. «Научить» язык вибрировать можно при помощи таких манипуляций:

  • произносить «д» и «т» с усилием, широко открыв рот;
  • высунуть язык и на выдохе прижать его к губам так, чтобы выдыхаемый воздух создавал вибрацию;
  • пощелкать языком.

Теперь переходите к проговариванию звука «р» в сочетании с согласными и гласными: «тррр», «дрррр», «трррра-тррре-трррру» и т. д.

Чтобы закрепить результат, потренируйтесь в произношении скороговорок с большим количеством «р» и «л».

Примеры:

Прибыл Клим из Клина в Крым.

Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.

Галка села на забор, грач завел с ней разговор.

Ампула лампы апломбом наполненная на пол упала и лопнула полая.

Главное правило при произнесении фраз – четкие красивые звуки с правильным положением голосового аппарата.

Работаем над красивым звучанием шипящих

Если «ш» подсвистывает.

Правильной постановке шипящих (ж, ш, щ, ч) поможет обыкновенный карандаш. Его нужно зажать между зубов под языком, а затем пошипеть или пожужжать. Карандаш нужен, чтобы язык не поднимался к небу – это будет неправильное положение, при котором появляется характерный присвист.

А теперь потренируйтесь без карандаша: произносите шипящие, стараясь сохранить вертикальное положение губ, не растягивая рот по горизонтали.

Чтобы закрепить результат, проговаривайте чистоговорки, где много «ш» и «щ», «ч» и «ж».

Примеры:

Высшие эшелоны шествовали.

Два щенка щека к щеке щиплют щеку в уголке.

Испекла Иришка куклам по коврижке, нравятся коврижки Гришке и Маришке.

Шушера шушере шуршала, что шурша шушере шуршать мешала.

Произносить скороговорки нужно медленно, стараясь выговаривать шипящие.

Учимся выговаривать свистящие

Если «с» и «з» шумят или свистят.

Дополнительные шумы при произнесении свистящих (с, з, ц) появляются, когда язык занимает положение не за нижними зубами, как положено, а поднимается выше. Исправит ситуацию упражнение с зубочисткой:

  • зубочистку надо зажать передними зубами так, чтобы она удерживала язык по центру;
  • губы растянуть в легкой улыбке;
  • на вдохе развести руки в стороны;
  • на выдохе постепенно сводить руки вместе, одновременно произнося свистящий согласный;
  • присоединить гласный, когда ладони соприкоснуться.

Чтобы закрепить результат, попробуйте произносить скороговорки с большим количеством «с», «з», «ц».

Примеры:

Цыплята бегут к колодцу: у колодца водица льется. Белая цапля в корытце не может водицы напиться.

На носу овцы целый слой пыльцы.

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Баркас приехал в порт Мадрас. Матрос принес на борт матрас.

У лесного болотца цапля весело смеется.

Не старайтесь произнести фразы максимально быстро, сосредоточьтесь на четкости.

Как сделать речь разборчивее

Речевые недостатки могут быть не связаны с затруднением или нарушением выговаривания некоторых звуков. Дефектом также называется неразборчивая речь, «проглатывание» окончаний, когда слово как будто бросили на середине, «проглатывание» начала слова, звуки-паразиты.

Часть из них появляется, когда говорящий слишком зажимает нижнюю челюсть, она у него малоподвижна. Исправят эту ситуацию тренировки. Вот несколько подходящих.

«Ириска» или всем нам знакомое цоканье: язык прижать к небу, слегка им прищелкнуть, смещая к гортани.

«Медуза»: губами нужно как бы причесывать зубы, интенсивно водить ими; можно выполнять отдельно на верхнюю губу и верхние зубы, отдельно на нижнюю.

«Открытая пасть»: широко открыть рот, досчитать до трех, после растянуть губы в оскале.

Такие практики – это минимум, который устранит небольшие отклонения от правильного, точного произношения. Но нужна ежедневная, регулярная, кропотливая работа. Представьте, вы произносили какой-то гласный или согласный неверно всю жизнь. Нужно время и упорство, чтобы все (в нашем случае голосовой аппарат) встало на свои места.

Некоторую работу по устранению речевых недостатков можно провести самостоятельно. Но определить разновидность, характер дефектов, выявить их причину и подобрать способы устранения может только специалист. Приходите на занятия в школу ораторского искусства «КОРОЛЬ ГОВОРИТ!». Команда профессиональных педагогов школы поможет исправить искажения и сделать речь красивой.

Приходите на курс ораторского мастерства школы КОРОЛЬ ГОВОРИТ! Вы избавитесь от страха публичных выступлений, поставите голос, почувствуете уверенность в себе и будете поражены, сравнивая видео своего первого и финального выступлений!

Рекомендованные статьи

Оставить заявку

Поделиться:

Теги:

  • Дикция

Комментарии

не занимаюсь 2013* годом и 2016* годом, ОПРФ, ОНФ, ЗАКОНАМИ ОБ ИНВАЛИДАХ, ОТСУТСТВИЕМ ВЛАСТИ*, НО ВЛАСТИ УДЕЛЬНЫХ КНЯЗЬКОВ, ВЫБОРАМИ* КАК ОТСУТСТВИЕМ ВЫБОРА, алмазами, кочевниками, степняками, медью, драг камнями, полудраг камнями, нянями, усатыми нянями, бородой, укращением строптивых, да вы не отчаивайтесь ходите чаще, русскими печами, грудным молоком, плесенью, грибком, грибами, колёсами, мангалами, шашлыками, гмо, пальмавым маслом, икрой, галошами, валенками, пиявками, кизяком, мазолями, сектами, криптовалютой, курганами, рябиной, арабами в израиле, веселящим газом, игровыми автоматами, аптеками*, ппс, союзмультфилмом, табуретками, чемоданами, царь пушками колоколами, брусчаткой, стерилизацией бездомных животных, фотокружками, правительством в целом*, минтрансом*, патриаршими прудами, самалётами, метро, электротранспортом, маршрутками, автобусами, мотоциклами, велосипедами, роликовыми коньками, лодками, лыжами, коньками, перестройкой*, андроповкой*, диссидентами, пацифистами, импотентами, гостиницами, теплицами, реками, салом, зеркалами, шампанским, лимонами, мороженным, сельпо, автолавками, стеклотарой, шинами, биноклями, трофеями, пенсионными фондами, авиакатастрофами, модой модельерами, вундеркиндами, ветхим и аварийным жильём, счётной палатой, улитками, кашей, статус кво, хаосом, экономией для энергозависимых стран, семеноводством, пещерами, пиками гор, табакеркой, анклавами и независимостью от испании до великобритании, террактами, логопедами муму. начальник сигаретки не будет, я не курю ты же знаешь, не знаешь лошади курят. Я ЗНАЮ ЕСТЬ РОДИНА И ЕСТЬ УРОДИНА ТАКОЕ БЫВАЕТ. это по поводу совета примирения, гоу фак ю. ну вот и всё медведю надо готовиться к спячке сибирская зима уже близко.
ПОСЛЕ БОИНГА И МОЙ НОУТБУК СГОРЕЛ, НОЯБРЬ 2013 ГОД, ТЕПЕРЬ ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЗДЕСЬ КЛУБОК ОТ ТОВАРИЩЕЙ СИМИТОВ, КОТОРЫЕ ЗАХВАТИЛИ ВСЕ КЛЮЧЕВЫЕ ПОСТЫ ПРИ ЕЛЬЦИНЕ ВАССАЛЕ США ДО КОРРУПЦИИ. И СЛЕДУЮЩИЙ НОУТБУК ПОЯВИЛСЯ ТОЛЬКО В СЕНТЯБРЕ 2014 ГОДА. КЛЮЧЕВОЙ ЦЕЛЫЙ ГОД НА КОГО СПИСЫВАТЬ НА ИНОПЛАНЕТЯН. А так же ни когда не занимался видео связью и не собираюсь этого делать. Я поклонник старой классической школы и телефонов Nokia без интернета как телефон, а не как корманный шпион. А так же и телевизор всегда без интернета. И не интересуюсь социальными сетями. За их отсутствием вы собрали на себя целое досье как доказательную базу. А КТО ВАМ СКАЗАЛ, ЧТО Я БОЛЕН? Я ИМ ТАК ЖЕ ПРЕДЛОГАЛ ПРИЗНАТЬ СЕБЯ НЕДЕЕСПОСОБНЫМИ, НО ОНИ ВСЕ УМЕРЛИ КТО В АМЕРИКЕ КТО В ГЕРМАНИИ ИЛИ ЛЕЖАТ В ДУРКЕ. И ВОТ УЖЕ С 2012 ГОДА КРЕМЛЁВСКИЕ ЭЛИТНЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ НЕ МОГУТ МЕНЯ СДЕЛАТЬ ТАКОВЫМ ДЛЯ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ СВОИХ ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ СЛОВ, ГЛОБАЛЬНЫЙ СГОВОР ЭЛИТ ПРОТИВ ПРОСТОГО ЧЕЛОВЕКА. ПОЗОР! А ПОЧЕМУ ВЫ ГОВОРИТЕ ЧТО МОЯ МЕЧТА СБЫЛАСЬ? ВОТ КОГДА МЕНЯ ПРИГЛАСЯТ В ЕВРОСОЮЗ И УДОСТОЯТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ ЗА ПРОЗУ, ВОТ ТОГДА ОНА СБУДЕТСЯ С ДЕТСВА МЕЧТАЛ, А МЕЧТАТЬ НЕ ЗАПРЕЩАЕТСЯ ПРАВИЛЬНО.
И НЕ НАДО ПРИМЕРЯТЬ НА МЕНЯ ВАШ САРАФАНЧИК, ВАШИХ БОЛЕЗНЕЙ, ЖЕЛАНИЙ, ЗАВИСИМОСТЕЙ, ДЕТСКИХ ТРАГЕДИЙ И ФАНТАЗИЙ. НОСИТЕ ЕГО САМИ ЭТО ВАША ЖИЗНЬ. ИЗ ВАС ТАКИЕ ЖЕ ПСИХОЛОГИ*, ПСИХИАТОРЫ*, ЭКСТРОСЕНСЫ* И АНАЛИТИКИ*, КАК ИЗ МЕНЯ ХОЗЯИН БЕЛОГО ДОМА.
ВЫ КАК ВСЕГДА ПРАВЫ ВСЕ ПОБЕДЫ РОССИИ И ЗАСЛУГИ В ВОЙНАХ ОТ ГОРЯ, ЕСЛИ БЫ ОНА ЛЕЖАЛА НА ДИВАНЕ, А НЕ ЗАЩИЩАЛА СЕБЯ, ЧЕСТЬ И ДОСТОИНСТВО, ОТ СЛУЖИТЕЛЕЙ ЗАКОНА, ПРАВИТЕЛЬСТВА И СЕМЕЙНОГО РОДСТВА. НЕ ЗАНИМАЮСЬ БОИНГАМИ, ФАЛЬКОНАМИ, СНЕГОУБРЩИКАМИ, КОЛЕСАМИ ОБОЗРЕНИЯ, ЭСТРОСЕНСАМИ, ВОДОПАДАМИ. ФАКЕЛАМИ, ВЕЧНЫМИ ОНГЯМИ, САЛЮТАМИ, ПАМЯТНИКАМИ, СКУЛЬПТУРАМИ, КИНОСТУДИЯМИ, СМАЙЛИКАМИ, АКТЁРСКИМ МАСТЕРСТОВОМ, МИМИКОЙ, ЖЕСТАМИ, ЛЕСАМИ, БОЛОТАМИ, ПОЖАРАМИ, БОРТНИКАМИ, МУЗЕЯМИ, МАРШАМИ, ВИНОМ, СЫРОМ, БЫКАМИ, ПАПАХАМИ, ШАПКАМИ , ОЧКАМИ, ПРАНКЕРАМИ, ТАТУ, ПРАВИТЕЛЬСТВОМ, КРАБАМИ, РЫБОЙ, МИНОБРАЗОВАНИЕМ ТЕСТАМИ ЕГЭ, ШКОЛЬНЫМИ ФОТО, ВОЖДЯМИ, ВЕТЕРАНАМИ, НЕ ЗАНИМАЮСЬ ПРОСВЕЩЕНИЕМ БЕЗОПАСНОСТИ В ИНТЕРНЕТЕ И СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ, ЛОТЕРЕЯМИ, ЗЕЛЁНЫМИ, ПИРСАМИ, МОРЯМИ, ГИГИЕНОЙ, ПЛЯЖАМИ, САМОСУДОМ, ШАШКАМИ, ШАХМАТАМИ, КАРТАМИ, ДОМИНО, ЛОТО, ГИМНАМИ И ПРОЧИМ РЕПЕРТУАРОМ, ЦАРЯМИ ИХ ДЕТЬМИ, МИТРОПОЛИТАМИ, ПАТРИАРХАМИ, ДУМСКОЙ ЭТИКОЙ И ДЕПУТАТСКИМ ИММУНИТЕТОМ. ЭТО ВСЁ ВАШ ДАР И ПРАВИТЕЛЬСТВА, А ПРАВИЕТЕЛЬСТВО КАК СОЛНЫШКО СВЕТИТ ВСЕМ ОДИНАКОВО, А НЕ ЗАВИСИМОМУ ОТ КЛАНОВ БИЗНЕСУ. НЕ ЗАНИМЮСЬ СУДАМИ И СУДЬЯМИ. СПАСИБО ВАМ, ЧТО НАУЧИЛИ МЕНЯ МЫСЛИТЬ, ДУМАТЬ, БОРОТЬСЯ И ИЗЛОГАТЬ СВОИ МЫСЛИ, НЕ ТАК КАК ВСЕХ И КАК БЫ ВАМ ХОТЕЛОСЬ. ВОТ ВИДИТЕ ЕСЛИ БЫ ВЫ ТАК ВСЕХ УЧИЛИ СКОЛЬКО БЫ В РОССИИ БЫЛО УМНЫХ И ПИСАТЕЛЕЙ, НО Я ДУМАЮ ВАМ НУЖНО СОВСЕМ ДРУГОЕ ОБЩЕСТВО. и если вы уж говорите, что все так живут от зависти, то начните с президента и правительства или они вам не по зубам. желаю вам успеть на гаваи к обеду, минуте молчания и тихому часу. ХОТЕЛ ВАС КАК МОЖНО ГЛУБЖЕ ЗАТЯНУТЬ ИДИОТОВ В ОМУТ. не собираюсь ни кого удивлять и прокладывать колею для идиотов и это ваш дар. НЕ ИМЕЛ ДОХОДОВ* КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ЕСЛИ ВЫ УМЕЕТЕ СЧИТАТЬ, НО Я ТЕБЯ ПОТОМ НАУЧУ ЭКОНОМИТЬ НА ЕДЕ, ОДЕЖДЕ И ЗДОРОВЬЕ. НЕ ПОЛУЧАЛ ПЕРЕВОДОВ, ПОСЫЛОК, ПОДАРКОВ, ПИСЕМ И.Т.Д. ЕСЛИ РАБОТАЕТ КРЕМЛЁВСКАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ КАК ВЫ ДУМАЕТЕ МОГ ЛИ КТО ВЗЯТЬ У МЕНЯ ИНТЕРВЬЮ ИЛИ ПРИСЛАТЬ ДЕНЕЖНЫЙ ПЕРЕВОД. КОНЕЧНО НЕТ, ЭТО ВСЁ ФИЛЬКИНА ГРАМОТА И ЗУБ СПЕЦСЛУЖБ НИ УМА НИ ЧЕСТИ НИ СОВЕСТИ КУМОВСКОЕ БОЛОТО. И РАЗ УЖ У МЕНЯ НИ ЧЕГО НЕТ КРОМЕ ПЕНСИИ НИЖЕ ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА, ТО И ДАРИТЬ Я НИ ЧЕГО НЕ МОГ, И БЫТЬ СПОНСОРОМ. ОФИЦИАЛЬНЫЙ ФОРМАТ, НЕТ ДЕЛА ИДИТЕ НА ХУЙ С ОНЛАЙН!

Ответить

Теги

  • Уверенная речь(24)
  • Учимся у других(19)
  • Голос(17)
  • Дикция(14)
  • Практические упражнения(24)
  • Навыки общения(23)
  • Деловая коммуникация(25)
  • Публичные выступления(45)
  • Словарный запас(7)

Популярные статьи

Есть вопросы?

Закажите консультацию, и мы вам перезвоним.

Поможем выбрать курс, расскажем о процессе обучения и стоимости.

Популярные курсы

Ирина Сардовская

Ирина Сардовская

Очный курс

Ораторское искусство

Вы научитесь аргументировать свою позицию и побеждать в переговорах!

с 30 мая

4 недели

22 900

5 Рейтинг

17 отзывов

Юлия Рябцева

Юлия Рябцева

Онлайн-курс

Ораторское искусство

Вы научитесь без стресса выступать на сцене и онлайн-формате!

с 30 мая

4 недели

11 900

5 Рейтинг

13 отзывов

Юлия Рябцева

Юлия Рябцева

Онлайн-курс

Онлайн-курс по Технике речи

Вы научитесь владеть своим голосом на 100% и поставите четкую дикцию!

с 20 июня

4 недели

от 9 900

4.9 Рейтинг

9 отзывов

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти фондоотдачу в рублях
  • Как найти друга за рубежом
  • Майл ру как найти данные
  • Как найти коэффициент асимметрии выборки
  • Как найти татарские девушка