Краткое пособие как составить


Загрузить PDF


Загрузить PDF

Учебное пособие — инструмент, который вы можете применить, чтобы исключить элемент стресса из своего учебного процесса. Когда у вас есть учебник, папка с множеством конспектов лекций, гора домашних заданий и рабочих тетрадей, может быть трудно решить, с чего начать. Но если выучить несколько особенностей форматирования, искать информацию в нужном месте и использовать учебное пособие, наилучшим образом используя пределы своих возможностей, вы сможете сделать обучение намного более эффективным. Интересно? Начните с Шага 1, чтобы узнать об этом больше.

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 1

    1

    Пусть форма соответствует содержанию. Есть много разных типов учебных пособий, и каждый из них имеет формат, соответствующий определенной цели и стилю обучения. Для чего бы вы его ни применяли, есть учебные пособия, подходящие не только данному учебному предмету, но и определенной цели обучения при изучении этого предмета. Структурируйте информацию в наиболее удобное в использовании именно вам учебное пособие.

    • Если вам легче учиться визуально, подумайте об использовании расцвеченных блоков в учебном пособии или используйте технику картографирования идей, чтобы выделить информацию и сделать ее легкодоступной.
    • Если у вас линейный ум, организуйте информацию хронологически или в алфавитном порядке, чтобы вы могли выучить что-то одно из ряда, и потом перейти к следующему.
    • Если вам нужна эмоциональная связь с материалом, чтобы его понимать, придайте своим записям повествовательную форму; так их будет легче учить. Переведите понятия с языка математики на язык повествования, рассказа, к которому можно чувствовать причастность, затем организуйте ваше учебное пособие как короткий рассказ, который вы можете изложить в деталях, чтобы запомнить применение формул.
    • Если вы можете быстро запоминать информацию, используйте формат, который поможет вам эффективно запоминать, например, в форме записи своим голосом словарных слов и определений, затем вновь прослушивайте на своем плеере весь день или создайте анимированные флэш-карточки и регулярно себя проверяйте.
  2. Изображение с названием Create Study Guides Step 2

    2

    Нарисуйте когнитивные карты, чтобы соединить основные идеи и расставить приоритеты в информации. При создании когнитивных карт каждую важную идею пишите в отдельном прямоугольнике, которые потом соединяйте в соответствии с их хронологией и важностью. Потом свяжите ветки связанной информации, производные от основных идей. Такой метод создания учебного пособия обеспечивает хорошую визуальную схему того, как сочетается друг с другом изучаемый материал в общую концепцию.

    • Пример когнитивной карты для параграфа из учебника истории о космических полетах может включать «Космическую гонку» как основной заголовок, от которого будут идти отдельные ветки для США и СССР, с ответвлением информации об отдельных запусках, проектах, удачах и неудачах.
    • Классический план, который вам время от времени требуется создать в заданиях по написанию эссе, это пример когнитивной карты. Если планы срабатывают у вас и организуют информацию так, что она становится полезной вам, составьте план изучаемой информации. Планы могут быть отличными учебными пособиями, но только если вам легко их писать. Если создание плана сопровождается стрессом, лучше выбрать другой подход.
    • Диаграммы технической информации могут помочь вам визуально представить процесс или выполняемые процедуры в виде последовательной череды обозначенных шагов. Она начинается с основной концепции и организуется слева направо таким образом, чтобы выделить важные ключевые факторы в том порядке, в котором они должны происходить.[1]
    • Временные шкалы удобны для выделения серии хронологических событий, и чаще всего используются для предметов типа истории, политики и биологии.[2]
  3. Изображение с названием Create Study Guides Step 3

    3

    Используйте схемы сравнений, чтобы выделить отличия в ключевых понятиях. Создавайте учебные пособия, используя схемы сравнений или таблицы, когда нужно сравнить и показать разницу в связанной группе идей. Вы можете использовать таблицы для создания четких параллелей в истории или биологии, или для того, чтобы сравнить разных писателей по литературе.

    • К примеру, в названиях колонок схемы сравнения особенностей разных видов растений, скорее всего, будут царство, семейство и род. Это поможет организовать информацию для быстрого сравнения и просмотра.
    • Вы также можете получить пользу от схемы сравнений при изучении литературы, выписывая имена героев рассказа в заголовки разных колонок, под которыми выписать их отличительные особенности или другую информацию. Подобным образом, информация из двух разных новелл может быть удобно структурирована в подобную таблицу.
  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 4

    4

    Используйте флэш-карточки или карточки понятий, чтобы запомнить терминологию. Флэш-карточки обычно делают из пустых учетных карточек 13 x 18 см, и они могут содержать настолько много или настолько мало информации, как вы того захотите, потому это один из самых эффективных приемов запоминания отдельных слов, или определений отдельных понятий. Благодаря этому они наиболее эффективны в изучении иностранных языков и истории.[3]

    • Выпишите 1 ключевое понятие на лицевой стороне каждой карточки, а на обратной стороне напишите те факты и ключевые концепции, которые ассоциируются с этим фактом. Просматривайте карточки сами или попросите кого-то вразброс поспрашивать вас, используя эти карточки. Чтобы убедиться, что вы действительно запомнили то, что нужно, пройдитесь назад-вперед, начиная с лицевой стороны карточки, а потом с оборота. Это особенно хорошо работает при запоминании новых иностранных слов.
  5. Изображение с названием Create Study Guides Step 5

    5

    Напишите собственный образец теста в учебных целях. Написание примера теста может быть исключительным способом проанализировать информацию, по которой вас будут спрашивать, с двух точек зрения: если вы будете думать, что стоит включить в тест, вы будете думать как учитель, и если вы сможете предвидеть эти вопросы, вы будете на шаг впереди.

    • Попробуйте выяснить, будут ли вам давать тест с набором вариантов ответов, текстом, в котором нужно заполнить пробелы или нужно будет письменно ответить на вопросы. Подготовьтесь соответственно, выписывая вопросы того типа, с помощью которых вас будут проверять.
    • Многие учителя захотят снабдить вас старыми версиями теста, если таковые имеются, чтобы вы могли использовать их в качестве учебного пособия. В учебники часто включены образцы тестов, которые являются превосходным способом обучения. Хотя прохождение теста более одного раза может оказаться дополнительным стрессом, это может быть отличным способом обучения, и даже может навести вас на типы вопросов, которые будут в тесте.
  6. Изображение с названием Create Study Guides Step 6

    6

    Учитесь, используя много учебных пособий сразу. Создайте учебное пособие комбинированного типа, используя основные понятия и уточняющую информацию, которую вы отобрали из учебных материалов. Вы можете написать черновой вариант пособия на бумаге, от руки или с помощью компьютера, используя текстовый редактор, таблицу или специализированную программу по созданию учебных пособий, чтобы структурировать вашу информацию.

    • Некоторые студенты отмечают, что переписывание и структурирование информации от руки, если сравнивать с набором ее на компьютере, включает моторную память. В то время как электронное копирование записей не ведет к их запоминанию, активное чтение и переписывание информации может дважды помочь вам в учебе: вы читаете материал один раз, еще раз читаете, и третий раз читаете, когда пишете.[4]
    • Как вариант, если у вас трудночитаемый почерк или вы просто предпочитаете работать на компьютере, смело печатайте ваше учебное пособие, сделайте его для себя настолько графически-привлекательным, как вам хочется, распечатайте или читайте со своего мобильного устройства.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 7

    1

    Спросите своего учителя о том, какая информация войдет в тест. Хорошо начинать учебу с разговора с учителем, инструктором, профессором или наставником, чтобы они направили ваши усилия и внимание на правильную точку. Если только это не было основной темой занятия, убедитесь, что вы выяснили, какая информация попадет в этот конкретный тест из того, что вы обсуждали, читали и проходили на занятии.

    • Некоторые предметы являются накопительными, подразумевая, что информация и навыки аккумулируются на уроках на протяжении семестра, в то время как по другим дисциплинам не будет проверок вплоть до проверки изложенного материала на финальном экзамене, или наоборот, регулярно опрашивая по отдельным темам или параграфам. Не забудьте спросить своего учителя о конкретном содержании будущего экзамена, к которому вы готовитесь, и учите только эту информацию.
    • Когда вы сомневаетесь, что именно учить, делайте упор на изучение новой информации или навыков. И хотя учителя могут любить подбрасывать старые вопросы, чтобы проверить вашу память, с большей вероятностью вас будут спрашивать только по последним параграфам, лекциям и данным. Большинство учителей не хотят вас подлавливать.
  2. Изображение с названием Create Study Guides Step 8

    2

    Пройдитесь по учебнику и другим материалам для чтения. В зависимости от того предмета, к которому вы готовитесь, скорее всего, самым важным источником информации будет учебник или подобная ему информация, заданная для чтения на это занятие. Во многих учебниках самые важные понятия, навыки и идеи будут заранее выделены жирным шрифтом или подобным образом, что делает их отличным источником для создания учебных пособий.

    • Перечитывайте материалы, чтобы выделить основные идеи для внесения в ваше учебное пособие. Когда просматриваете материалы, скорее всего, нет необходимости перечитывать каждое слово параграфа. Вместо этого, просмотрите основные понятия, чтобы освежить их в памяти, и выделите эту информацию для внесения ее в свое учебное пособие. Это, само по себе, является отличным первым шагом в подготовке к проверке знаний.
    • Посмотрите на краткое содержание главы или вопросы к главе, чтобы они навели вас на содержание вашего учебного пособия. Если в учебнике перечисляется список возможных вопросов или даны утверждения для проверки понимания прочитанного, скопируй те их в свои записи, чтобы включить в свое учебное пособие. Даже если ваш учитель не основывает тест на материалах учебника, повторное прохождение материала — это отличный способ повторить вопросы, которые он может задать.
  3. Изображение с названием Create Study Guides Step 9

    3

    Соберите и «переведите» свои записи, сделанные на занятии. Соедините воедино все записи, сделанные вами на этом занятии, включая все распечатки или иные дополнительные материалы, которым снабжал вас учитель. В зависимости от акцента и содержания занятий записи, сделанные на уроке, могут быть таким же важными, если даже не больше, как и учебник или другие обязательные к прочтению материалы.

    • Иногда, записи, сделанные на занятии, могут быть в беспорядке, сбивать с толку или иным образом быть сложными в использовании, в таких случаях учебное пособие будет включать все источники чистовой версией ваших записей с занятий. Найдите немного времени для копирования из своих записей, не слово-в-слово, а охватывая основные понятия и важные идеи, о которых говорил учитель. Приведите их к лаконичной форме для использования в своем учебном пособии.
    • Если писать конспекты у вас не очень хорошо получается, спросите одноклассников, можно ли вам просмотреть их записи, будучи с ними особенно аккуратным и возвращая своевременно. В будущем отплатите одолжением за одолжение, делая подобные записи и позволяя своим друзьям пользоваться ими для повторения пройденного.
  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 10

    4

    Поищите дополнительные определения, объяснения и ресурсы. Иногда, для определенных предметов, внешний поиск может оказаться полезным, или даже необходимым. Если ваших записей и учебника недостаточно чтобы убедиться, что вы полностью понимаете понятие, технику или факт, проведите дополнительное исследование, чтобы прояснить важные термины, которых вы не понимаете. Исчерпывающее исследование определенного понятия обеспечит вас уникальной точкой зрения и его пониманием для теста.

    • Если вы готовитесь к итоговому экзамену, убедитесь, что вы собрали ваши предыдущие тесты, методические указания и раздаточные материалы. Из них получатся идеальные учебные пособия.
  5. Изображение с названием Create Study Guides Step 11

    5

    Сконцентрируйтесь на основных понятиях в каждой главе и лекции. Определите самые важные понятия в определенном разделе или главе, и убедитесь, что вы понимаете их — ценой более специфичной, но менее важной информации. В зависимости от предмета, некоторые специфические детали, такие как даты, формулы или определения могут быть важными, но техники или тема более важны.

    • Когда вы повторяете пройденное по математике или другим точным наукам, убедитесь, что вы запомнили необходимые формулы, если они будут требоваться, но важнее фокусироваться на применении этих формул. Понимайте, как использовать формулу и когда ее использовать. Понятие, стоящее за формулой, важнее, чем формула сама по себе. Этот подход также верен для физики, химии и других точных наук, в которых полезно делать конкретные примеры, которые являются приложением материала к реальным жизненным ситуациям.
    • Когда повторяете пройденное по литературе, убедитесь, что знаете имена всех действующих лиц из книги, по которой вас будут тестировать, но больше концентрируйтесь на сюжете, смысле рассказа, и других особенностях чтения, чем на отдельных деталях. Если вам нужно сослаться на «сестру главного героя» в сочинении по повести потому, что вы забыли ее имя, это будет не так важно для сочинения, если оно рассудительное и хорошо написано.
    • Когда повторяют пройденное по истории, часто тратят значительное время на запоминание ключевых фактов и терминов, но также важно понимать особенности исторического периода, который вы изучаете, и причины, по которым эти факты важны. Понимайте взаимосвязи между всеми именами и датами, и все у вас станет еще лучше.
  6. Изображение с названием Create Study Guides Step 12

    6

    Расставляйте приоритеты информации. Сожмите весь изучаемый материал в поддающиеся изучению блоки, что сделает учебу еще более удобной, чем поиск по всему параграфу. Используйте жирные заголовки для разных информационных блоков, и подумайте о возможности реорганизовать информацию в виде списка, чтобы она была легко и быстро доступна.

    • Выявите, объясните и продемонстрируйте связи между идеями и понятиями в подпунктах вашего учебного пособия или группируйте ваши учебные пособия в подборки, которые вы сможете изучать вместе. Если вы повторяете изученное для итогового экзамена по истории, может иметь смысл связать все военные блоки в одну подборку, или всю информацию о президентах, чтобы смотреть на схожие темы.

    Реклама

  1. Изображение с названием Create Study Guides Step 13

    1

    Включите в пособие все, что вам нужно, чтобы учиться, и носите его с собой все время. Если вы будете уверены, что все, что вам нужно для теста, внесено в ваше учебное пособие, вы сможете оставить свой учебник дома и вместо этого носить несколько листиков. Это особенно важно для экзаменов накопительного типа, в которых вас будут тестировать по большому объему информации. Просмотр каждой отдельной главы может быть громоздким делом, в то время как пройтись по своим записям будет быстрым и эффективным способом.

    • Вытащите свое учебное пособие, когда находитесь в транспорте или перед телевизором, и пробегитесь по нему взглядом. Чем чаще вы будете делать «круги почета» по тестируемому материалу, тем больше вы приблизитесь к его запоминанию.
  2. Изображение с названием Create Study Guides Step 14

    2

    Выделите сложный материал, чтобы еще раз к нему вернуться перед экзаменом. Если вам сложно запомнить конкретную формулу или разобраться в понятии, выделите их отдельным цветом, например, голубым, и продолжайте изучать остальной материал. Когда вы снова возьметесь за материалы, начните со всего, выделенного этим цветом, и убедитесь, что вы это поняли до того, как начался экзамен. Это может быть отличным способом напомнить себе не только о том, что вам нужно выучить, но поставит вам конкретные цели, которые нужно достигнуть в своем обучении.

  3. Изображение с названием Create Study Guides Step 15

    3

    Учитесь более чем в одном месте. Некоторые исследования показывают, что изменение места занятий может увеличить вашу способность к запоминанию материала. Другими словами, если вы учитесь только в своей спальне, может быть сложнее запомнить информацию, чем если вы учились намного в спальне, немного на заднем дворе, немного в школьной столовой.[5]

  4. Изображение с названием Create Study Guides Step 16

    4

    Занимайтесь по расписанию. Сделайте учебное пособие как можно раньше, и выделите достаточно времени, чтобы учиться по ним, перед тем, как на вас свалится тест. За несколько недель перед тестом, разделите свое время для изучения всех разных предметов и выделите свое место каждому изучаемому предмету, чтобы быть уверенными, что вам хватает времени на каждый отдельный блок информации. Не откладывайте все на последнюю минуту.

    • Если вы страдаете от стресса, беспокойства и имеете склонность паниковать перед тестированием, может быть особенно хорошей идеей своевременно выставить предельные сроки выучивания отдельных глав или тем. Если вы знаете, что вам нужно на этой неделе пройти первые два параграфа, перед тем, как преступать к третьему и четвертому на будущей неделе, значит, вы можете посвятить этому всю неделю, и в течение этого времени вы не сможете волноваться по поводу 3 и 4 глав.
    • Выделите учебе разные временные промежутки, и фокусируйтесь на одном предмете за раз. Не нужно переключаться туда и обратно между пятью разными предметами, пока вы не выучили все по первому.

    Реклама

Советы

  • Выделенные слова и определения из учебника часто являются ключевыми пунктами и хорошими показателями материала для учебного пособия.
  • Помните, что каждый тип пособия имеет свои сильные и слабые стороны и есть много разных стилей обучения. Потому, правильно подбирайте тип учебного пособия к нужному предмету или к разным стилям обучения, для чего может понадобиться использовать более одного типа пособий. К примеру, визуалам могут лучше всего подойти карты и диаграммы, в то время как слушателям могут более подойти карточки, с которых они смогут зачитывать вслух.
  • Постарайтесь быть как можно более лаконичными. Избегайте ненужной информации.

Реклама

Об этой статье

Эту страницу просматривали 26 291 раз.

Была ли эта статья полезной?


У вас есть достаточный преподавательский опыт и знания, которыми вы хотели бы поделиться с другими? Учебная литература по вашей учебной дисциплине не удовлетворяет потребности студентов и преподавателей или вообще отсутствует? Все это может стать поводом для создания собственного учебного пособия. А сделать это сегодня довольно просто. В данной статье мы осветим основные этапы написания учебного пособия, его структуру и особенности.

Также рекомендуем:

Процесс издания книги в деталях

Учебное пособие и учебник: различия и связи

Чем учебное пособие отличается от учебника? Учебник — это основная учебная книга по какой-либо дисциплине, в которой изложены и систематизированы базовые знания в соответствии с учебной программой. В то же время учебное пособие является дополнением к учебнику и может охватывать как всю дисциплину, так и один или несколько разделов учебной программы. Учебное пособие дополняет, расширяет и углубляет информацию, изложенную в учебнике, помогает студентам лучше ее усвоить.

В учебник включается только апробированный и дидактически обработанный материал, а учебное пособие может содержать более новую и актуальную информацию, включать спорные вопросы, разные точки зрения. При этом учебное пособие должно удовлетворять следующим требованиям: оно не должно противоречить фундаментальным основам учебной дисциплины, изложенным в учебнике, и не должно его дублировать.

Учебное пособие выпускается более оперативно. Поэтому когда вводится новая дисциплина, то прежде всего по ней издается учебное пособие и только после апробации материала — учебник. Существуют учебные пособия, посвященные узкоспециализированным темам, спецкурсам. И учебник, и учебное пособие официально утверждаются в качестве данного вида издания.

Минимальный объем учебного пособия составляет 4 авторских листа (160 тыс. знаков с пробелами) и зависит от количества учебных часов.

Также рекомендуем

Листы: печатные, авторские и другие

С чего начать

Прежде всего необходимо определиться, для кого предназначено ваше пособие (для преподавателей или студентов, какого курса, по какой дисциплине), а также какова цель издания вашего пособия:

  • углубление теоретических знаний по предмету;
  • практическое изучение дисциплины;
  • самостоятельная работа студентов;
  • подготовка к экзамену;
  • написание контрольной, курсовой или дипломной работы и т. д.

Исходя из этих целей подберите материал, который ляжет в основу вашего учебного пособия.

Также рекомендуем:

Как искать информацию для научной статьи

Структура учебного пособия

Учебное пособие должно содержать следующие обязательные элементы: аннотацию, оглавление, введение, основную часть, заключение и библиографический список.

В качестве дополнительных элементов в учебное пособие включаются: предисловие, иллюстрации, словарь терминов, список условных сокращений.

Аннотация

Аннотация — это краткая текстовая презентация вашего учебного пособия, лучше всего браться за нее в самом конце, после того как само пособие полностью готово. Прочитав аннотацию, потенциальный читатель должен сразу понять, что за работа перед ним и чем она может быть ему интересна. Не забудьте в аннотации упомянуть, для кого предназначен ваш труд.

Также рекомендуем:

Как написать идеальную аннотацию к научной статье

Оглавление

В оглавление стоит включить заголовки всех уровней (обычно 2 или 3). Трехуровневое оглавление включает разделы, главы и параграфы, в двухуровневом отсутствуют параграфы. Чем детальнее оглавление, тем оно удобнее для читателей: они сразу увидят, какие именно вопросы рассматриваются в книге, и смогут быстрее их найти.

Введение

Во введении формулируют проблему, рассматриваемую в учебном пособии, указывают изложенные в нем темы, их актуальность, проблемность и дискуссионность. Также необходимо уделить внимание методологии и историографии вопроса, изложить цели и задачи учебного пособия. По своему типу задачи учебного пособия бывают контрольно-оценочные, обучающие, воспитательные, мотивирующие, развивающие и т. п. Можно обозначить и наиболее важные темы. Обязательно следует указать, каким учебным дисциплинам соответствует данное учебное пособие и на какую читательскую аудиторию оно рассчитано.

Основная часть

Основная часть учебного пособия делится, в свою очередь, на теоретическую и практическую части.

Теоретический материал и структура основной части должны полностью соответствовать государственному образовательному стандарту и учебной программе. Рекомендуется, например, в главе изложить материал одной зачетной единицы, а в параграфе — одну тему учебного плана.

Помните, что вы пишете учебную книгу, то есть книгу, предназначенную для тех, кто не разбирается в излагаемом вопросе, но желает в нем разобраться. Поэтому пишите простым, доступным языком, чтобы читатель сразу смог уловить суть проблемы и не тратил слишком много времени на постижение смысла. Если ваша аудитория — студенты, рассчитывайте, чтобы текст был понятен выпускнику школы, в противном случае никакой пользы ваша книга не принесет. Используя какой-либо новый термин, сразу же, не откладывая и не отсылая к сноскам или глоссарию, разъясняйте его смысл.



Например:

Психология управления возникла на стыке психологии и теории управления. Общая теория управления начала разрабатываться в недрах кибернетики и теории систем [Бандурка и др., 1998]. Кибернетика – наука об управлении, связи и переработке информации в биологических, технических и комплексных системах.

(Антонова Н. В. Психология управления: учебное пособие. М.: Издательский дом Государственного университета — Высшей школы экономики, 2010)

Теоретический материал разбавляйте подходящими примерами, органично включая их в текст.



Например:



Именно для анализа рассуждений и была создана Аристотелем (IV век до н.э.) первая система логики, названная силлогистикой. Она представляет собой простейшую, но вместе с тем наиболее часто используемую форму дедуктивных умозаключений, в которых заключение (вывод) получается из посылок по правилам логической дедукции. Заметим, что термин “дедукция” в переводе с латинского означает вывод.


Для пояснения сказанного обратимся к античному силлогизму:


Все люди смертны.


Кай — человек.


________________________________


Следовательно, Кай смертен.


Здесь, как и в других силлогизмах, умозаключение совершается от общего знания о некотором классе предметов и явлений к знанию частному и единичному. Сразу же подчеркнем, что в других случаях дедукция может осуществляться от частного к частному или от общего к общему.

(Рузавин Г. И. Логика и аргументация: учебное пособие для вузов. М.: Культура и спорт, 1997)

При первом упоминании аббревиатуры дайте ее расшифровку, а если таких аббревиатур встречается много, то вынесите их в словарь в конце пособия.

Лучшему усвоению материала помогает визуализация. Подумайте, как можно представить ваш материал в виде схем, диаграмм, графиков,

таблиц

. Не пренебрегайте включением в книгу рисунков и фотографий, если они будут уместны. Однако, не утяжеляйте текст ненужными иллюстрациями.

В отличие от монографии, в которой обязательно должна быть научная новизна и содержаться результаты авторских исследований, учебное пособие может быть простой компиляцией различных источников. Тем не менее, старайтесь излагать информацию своими словами, избегая обширного цитирования. Каждый параграф завершайте выводами.

Также рекомендуем:

Научный стиль

Еще одной особенностью учебного пособия и его главным отличием от монографии является наличие дидактического материала. Дидактический материал помогает эффективно усвоить учебный материал и творчески его применять.

Вопросы для закрепления материала являются неотъемлемой частью дидактических материалов. Составлять вопросы следует таким образом, чтобы они помогали студентам усвоить ключевые проблемы, выделить главное, а также стимулировали мыслительную деятельность. Составляйте вопросы так, чтобы они не повторяли дословно фразы из параграфа, а в последующих вопросах не содержались ответы на предыдущие.

Кроме вопросов, дидактический материал может включать:

  • таблицы;
  • задания для самостоятельной работы;
  • темы докладов, рефератов, курсовых работ;
  • упражнения;
  • тесты;
  • задачи;
  • списки дополнительной литературы по теме;
  • домашние контрольные работы и др.

Оптимальный объем дидактического материала — около трети общего объема учебного пособия.

Заключение

В заключении обобщается изложенная информация, выявляются нерешенные и труднорешаемые проблемы, даются рекомендации по дальнейшему изучению.

Библиографический список

Включите в такой список основную и дополнительную литературу, а также перечень интернет-ресурсов.

Также рекомендуем:

Как оформить список литературы

Оформление учебного пособия

Итак, текст учебного пособия написан, дидактический материал подготовлен. Теперь самое время передать рукопись на вычитку корректору. Даже если вы уверены в своей грамотности, это никогда не будет лишним. Скажете, зачем нужен корректор, если правописание может проверить программа Word? Не полагайтесь на нее: некоторые ошибки и опечатки под силу найти только профессионалу.

Перед передачей в печать еще раз просмотрите учебное пособие целиком, обращая особое внимание на единообразие оформления:

  • Оглавление. Убедитесь, что нумерация разделов, глав и параграфов единообразна и последовательна, а нумерация страниц, указанная в оглавлении, правильна.
  • Таблицы, рисунки, формулы и другие вспомогательные элементы. Их нумерация также должна быть единообразной и последовательной (если вы решили в нумерацию рисунков включать номер главы, убедитесь, что все рисунки пронумерованы правильно). На каждый такой элемент должна быть ссылка в тексте пособия.

Не стремитесь самостоятельно сделать оригинал-макет в редакторе Word, вы только зря потратите драгоценное время. Лучше доверить эту задачу профессиональному верстальщику, который использует профессиональное программное обеспечение и знает все тонкости российских ГОСТов.

Как напечатать учебное пособие

Автором учебного пособия может быть как один человек, так и коллектив авторов. Научным редактором должен быть специалист с ученой степенью, а рецензентами (их должно быть как минимум двое) — специалисты, работающие по данной проблеме или также имеющие ученую степень. К рецензированию пособий, предназначенных для внутривузовского использования, могут привлекаться специалисты смежных кафедр, а для пособий, претендующих на более широкое использование, — работающие в других организациях (

внешние рецензенты

).

Обязательно уточните в учебном или научном отделе своего вуза требования к учебным пособиям. В каждом учебном заведении приняты свои порядки и правила. В некоторых университетах нужно пройти через редакционно-издательский совет (РИС) и получить так называемый гриф, в других вузах этим вопросом занимаются учебно-методические комиссии (УМК). Возможно, потребуется виза ректора или одного из его заместителей. Вариантов множество, и к “бюрократической” части нужно подойти предельно внимательно.

Можете

предварительно посчитать

, сколько будет стоить издание учебного пособия. Не забывайте, что вам не обязательно заказывать большой тираж: иногда бывает вполне достаточно 20 экземпляров (16 из них отправятся в Российскую книжную палату, а четыре достанутся автору). В любое время, если возникнет необходимость, можно будет напечатать дополнительный тираж.

Осталось отправить файл с текстом учебного пособия в выбранное

издательство

— и процесс запущен. Редактор уточнит все необходимые детали, предложит на согласование два-три варианта обложки и сверстанный макет книги. А через пару недель вы получите готовый тираж.

Пусть ваши учебные пособия будут интересными и полезными!

Главная

» 2015 » Октябрь » 20 » Как написать краткое учебное пособие для подготовки к экзамену


17:47

Как написать краткое учебное пособие для подготовки к экзамену

Как написать краткое учебное пособие для подготовки к экзамену

Семестр близится к завершению и нужно готовиться к экзаменам по разным предметам. Когда экзамены нагромождаются, лучше способ подготовки – сделать краткое пособие по учебной дисциплине.

Шаги


  1. 1
    Каждый раз работайте над одним учебным предметом / темой. Узнайте, сколько всего тем будет на экзамене, чтобы разделить пособие на разделы лучшим образом.


  2. 2
    Сравните свой конспект с записями сокурсника. Возможно, вы пропустили 1-2 темы или записали недостаточно по какой-нибудь теме.

  3. 3
    Будьте кратки. Посвятите каждой теме (главе) только часть пособия и запишите ключевые положения.

    • Используйте аббревиатуры или сокращения, чтобы сэкономить место. Убедитесь, что эти аббревиатуры будут вам понятны!

  4. 4
    Обозначайте важные записи. Не бойтесь использовать цвет, чтобы придать значение определенному содержимому. Можете записывать разные темы разными ручками, или использовать для различия фоновый маркер.

    • Пример использования цвета – выделение названий или описаний ключевых терминов.

  5. 5
    Сравните свое пособие с подготовительными материалами других. Возможно, у сокурсника будет более емкое изложение темы, которую вы описали недостаточно хорошо. Используйте лучшие моменты из каждого материала для улучшения своего пособия.

Советы

  • Иногда на экзаменах позволяют пользоваться записями, ограничивая их объем одной страницей. В этом случае можно включить больше информации, меняя размер шрифта и поля страницы.
    • Уточните, можно ли пользоваться двусторонними записями? Перед началом экзамена многие преподаватели смотрят на вспомогательные материалы студентов.
  • Готовиться к большому семестровому экзамену всегда лучше в группе.

Что вам понадобится

  • Бумага
  • Ручка или карандаш
  • Маркеры
  • Компьютер (опционально)
  • Принтер (опционально)
  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

Категория: Вопросы и ответы |
Просмотров: 343 |

| Рейтинг: 0.0/0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

[

Регистрация

|

Вход

]

Муниципальное
автономное   учреждение дополнительного образования 

Станция
туризма и экскурсий «Конжак»

Рассмотрена

на
заседании

методического
совета

от «___» ________    2019г.

Протокол №____

Утверждаю

Директор МАУ ДО СТиЭ «Конжак»

__________________ Н.В. Якимова

 «___» 
________________ 2019г.

«Составление
методических пособий, разработок, рекомендаций. Правила оформления
»

Методические рекомендации

                                                      
                               Составил:  методист

МАУ
ДО СТиЭ «Конжак»

                                                                                                     
Фефелова Л.В.

2019г.

Составление методических пособий, разработок,
рекомендаций. Правила оформления: Методические рекомендации / Л.В. Фефелова. ГО
Карпинск
муниципальное автономное   учреждение
дополнительного образования  Станция туризма и экскурсий «Конжак»,

 2019г.

 Настоящие методические рекомендации определяют общие
требования, структуру и правила оформления методической продукции и имеют целью
оказание помощи педагогическим работникам МАУ ДО СТиЭ «Конжак» при составлении
методических пособий, рекомендаций, указаний и их оформлении в соответствии с
действующими стандартами.

При разработке методических рекомендаций были
проанализированы и обобщены требования ряда действующих государственных
стандартов, область распространения и сфера действия которых установлены для
текстовых документов. Методические указания действуют наряду со стандартами и
другой нормативной документацией, на которую в них даны ссылки.

Данный материал поможет читателю-педагогу составить и
оформить собственную методическую разработку.

Разработчик:
Фефелова Лариса Владимировна, методист МАУ ДО СТиЭ «Конжак».

Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………………………4

2. Требования к составлению методических
рекомендаций……………5

3. Требования к составлению методической разработки…………….….7

4. Требования к составлению  методического пособия…………………..8

        5.Технические требования к оформлению
методической продукции…9

        6. Список использованных
источников…………………………………..12

Пояснительная записка.

В свете современных требований образования, педагоги
дополнительного образования должны уметь разрабатывать методическую продукцию и
адаптировать ее к реальным условиям образовательного процесса. Обновление содержания
дополнительного образования, технологий обучения, форм организации учебной
деятельности диктуют необходимость обеспечения образовательного процесса
методической литературой.

Цель данных методических рекомендаций: методическое
сопровождение процесса создания и оформления различных видов методических
материалов, распространения сведений, подлежащих трансляции, анализа передового
педагогического опыта, разъяснения особенностей применения инновационных
педагогических технологий.

Одна из задач, которая поставлена в данных
методических рекомендациях, дать педагогам обобщенные и систематизированные
представления об организации деятельности создания методических материалов и их
оформления.

В рекомендациях дан алгоритм действий составления
методического пособия, следуя ему, педагог сможет создать собственную
методическую разработку, соответствующую требованиям нормативных документов
регламентирующих создание методической продукции.

Использование данного материала возможно при
разработке учебного занятия, при изучении и распространении педагогического
опыта, в ходе аттестации.

Методические рекомендации адресованы педагогам
дополнительного образования.

  ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ
МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ


       Методические рекомендации –
это один из видов методической продукции (наряду с методической разработкой,
методическим пособием, дидактическим материалом).

Методические рекомендации представляют
собой особым образом структурированную информацию, определяющую порядок, логику
и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятия, мероприятия.

Методические рекомендации содержат в себе
раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе
положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные,
рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду
деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно
содержится указание по организации и проведению одного или нескольких
конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь
точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям,
методистам, педагогам-организаторам, и т.д.). Соответственно этому
регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Структура методических рекомендаций

Методические рекомендации как вид
методической продукции включают:

Ø     титульный
лист;

Ø     аннотацию;

Ø     сведения
об авторе (авторах);

Ø     пояснительную
записку;

Ø     содержание;

Ø     список
рекомендуемой литературы по данной теме;

Ø     приложения
(при необходимости).

Пояснения
к отдельным структурным элементам методических рекомендаций

1. На титульном листе должны быть обозначены:

Ø     название
учреждения;

Ø     фамилия,
имя, отчество автора;

Ø     название
(с пометкой о виде методической продукции – методические рекомендации);

Ø     год
разработки.

2.      На
втором листе вверху приводится аннотация, включающая лаконичные
сведения о:

Ø     сути
рассматриваемых вопросов;

Ø     предназначении данных
методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая
работа – например, педагогам дополнительного образования);

Ø     источнике
практического опыта, положенного в основу рекомендаций (указать,
на базе какого опыта разработаны данные методические рекомендации);

Ø     возможных сферах приложения
предлагаемого вида методической продукции (в каких областях могут быть
использованы настоящие рекомендации).

Ø     Внизу
второго листа помещаются сведения об авторе (авторах): Ф.И.О., должность, место
работы, квалификационная категория или научная степень, контактный телефон.

3.      Пояснительная
записка
 должна содержать следующую информацию:

Ø     обоснование
актуальности разработки данных методических рекомендаций (здесь целесообразно
дать краткий анализ положения дел по изучаемому вопросу: уточнить, в каких
образовательных областях в настоящее время используются мероприятия (действия,
методики и др.), сходные с предлагаемыми, в чем их достоинства и недостатки;
охарактеризовать значимость предлагаемой работы с точки зрения реализации
соответствующей федеральной или региональной программы; разъяснить, какую
помощь и кому могут оказать настоящие методические рекомендации);

Ø     определение
цели предлагаемых методических рекомендаций (например: оказать методическую
помощь педагогам-практикам, организаторам воспитательной работы с детьми по
вопросам … ; составить алгоритм подготовки и проведения … мероприятия
и т.п.);

Ø     краткое
описание ожидаемого результата от использования данных методических
рекомендаций в системе дополнительного образования детей (например: овладение
опытом организации предлагаемой методикой может стать основой для проведения
подобных мероприятий по разным предметам школьного цикла; может способствовать
повышению мотивации обучающихся и т.п.);

Ø     обоснование
особенностей и новизны предлагаемой работы в сравнении с другими подобными
разработками, существующими в данной образовательной области.

4.      Содержание методических
рекомендаций может быть связано с самыми разнообразными вопросами: решением
определенной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий,
организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы,
изучением отдельных тем образовательной программы и т.п. Поэтому содержание
методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может
излагаться в достаточно произвольной форме. Например, его можно
структурировать в следующей логике:

Ø     описать
(на основе состоявшегося опыта деятельности), что именно рекомендуется делать
по исследуемому вопросу (поэтапно) и как (с помощью каких форм и методов;

Ø     дать
советы по решению: организационных вопросов (например, разработать план работы
оргкомитета; определить этапы проведения мероприятия и сроки информирования его
потенциальных участников, распределить поручения, обеспечить рекламную кампанию
и т.д.); материально-техническому обеспечению (Интернет-ресурсы); финансовому
обеспечению (источники и фиксированные суммы финансирования данного
мероприятия), кадровому обеспечению (требования к экспертам);

Ø     вычленить
наиболее трудные моменты в организации и проведении описываемого вида
деятельности (исходя из имеющегося опыта);

Ø     предостеречь
от типичных ошибок.

5.      Список
рекомендуемой литературы
 по теме рекомендаций составляется в
алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления
литературных источников.

6.      Приложения включают
материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с
использованием данных методических рекомендаций, но не вошедшие в блок
«Содержание». В числе приложений могут быть:

Ø     планы
проведения конкретных дел, мероприятий;

Ø     тестовые
задания;

Ø     методики
создания практических заданий, адресованных обучающимся;

Ø     примерные
вопросы к играм, конкурсам, викторинам;

Ø     методики
определения результатов по конкретным видам деятельности;

Ø     схемы,
диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов;

Ø     примерная
тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ
МЕТОДИЧЕСКОЙ РАЗРАБОТКИ


       Методическая разработка –
издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия
(в том числе учебного занятия), сочетающее описание последовательности
действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его
организации.
       Методическая разработка –
комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений,
описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.
       Примерная схема методической
разработки
 может включать:
■ название разработки;
■ сведения об авторе;
■ цель мероприятия;
■ возраст детей;
■ условия осуществления мероприятия;
■ перечень используемого оборудования и материалов;
■ описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий
или подачи учебного материала;
■ методические советы по его организации и подведению итогов;
■ список использованной литературы;
■ приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для
индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ  МЕТОДИЧЕСКОГО
ПОСОБИЯ


        Методическое
пособие
 – комплексный вид методической продукции, обобщающий
значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и
содержащий рекомендации по его использованию и развитию.
        Авторами методических пособий
являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные
систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по
профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик
теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования
детей.
       Задачей методического пособия
является оказание практической помощи педагогам дополнительного образования в
приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и
практического характера.

       Типовая
структура методического пособия
 включает:
— введение, где формулируются цель и задачи данного пособия,
указывается, на какую конкретную группу оно рассчитано, какие конкретные
результаты может дать педагогам использование данного пособия;
— теоретическую часть, где излагается, как правило, в краткой форме
(при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое
обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая
позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как
сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;
— практическую часть, где систематизируется и классифицируется
фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся
характерные примеры тех или иных форм и методик работы в дополнительном
образовании;
— дидактическую часть, в которой сосредоточены дидактические
материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический
материал.
       Кроме того, в состав методического
пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы
учреждения, использование которых позволит педагогу организовать свою
работу в соответствии с имеющимися требованиями.
       Обязательной частью методического
пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением
на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в
данном пособии).

ТЕХНИЧЕСКИЕ
ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ МЕТОДИЧЕСКОЙ ПРОДУКЦИИ

Технические
требования к оформлению текста

Страницы
текста, иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60
«Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы (с Изменениями N 1, 2, 3,
4, 5).

 Текст
должен быть выполнен на одной стороне листа белой бумаги формата А4 через
полтора интервала. Цвет черный, высота букв, цифр и других знаков кегль 12-14
пт. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое — 10 мм,
верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм. Текст выравнивается по ширине
страницы, красная строка 1,5 см., исключить переносы в словах.

Работа выполняется шрифтом TimesNewRoman. Разрешается
использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных
терминах,  применяя шрифты разного начертания.

Фамилии, названия учреждений, организаций, фирм,
название изделий и другие имена собственные приводят на языке оригинала.
Допускается транслитерировать имена собственные и приводить названия
организаций в переводе на русский язык с добавлением (при первом упоминании)
оригинального названия.

Сокращение русских слов и словосочетаний выполняются
по ГОСТ Р 7.0.12-2011«Библиографическая запись. Сокращение слов и
словосочетаний на русском языке. Общие требования и правила».

Основной текст отделяется от заголовка дополнительным
интервалом. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

Оформление заголовков

Наименования структурных элементов:
«СОДЕРЖАНИЕ», «ОПРЕДЕЛЕНИЯ», «ВВЕДЕНИЕ»,
«ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ»,
«ПРИЛОЖЕНИЕ», следует располагать в середине строки без точки в конце
и печатать прописными буквами, не подчеркивая. Каждый структурный элемент
работы следует начинать с нового листа (страницы). Если основной текст
подразделяют на пункты, их следует нумеровать, за исключением приложений,
порядковыми номерами в пределах всего документа.

Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Заголовки
должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.

Страницы

Правила оформления Страницы следует нумеровать
арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы
проставляют в центре нижней части листа без точки. Титульный лист работы
включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе работы не
проставляют. Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают
в общую нумерацию страниц.

Оформление иллюстраций

 Иллюстрации (схемы, компьютерные распечатки,
диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в
котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. Иллюстрации могут
быть в компьютерном исполнении, в том числе и цветные. В работе должны быть
сделаны ссылки на все иллюстрации. Иллюстрации, за исключением иллюстрации
приложений, следует нумеровать арабскими цифрами сквозной нумерацией. Слово
«рисунок» и его наименование располагают посередине строки. При
ссылках на иллюстрации следует писать «… в соответствии с
рисунком…».

Оформление таблиц

 Наименование таблицы, при его наличии, должно
отражать ее содержание, быть точным, кратким. Наименование таблицы следует
помещать над таблицей слева, без абзацного отступа в одну строку с ее номером
через тире. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором
она упоминается впервые, или на следующей странице. На все таблицы должны быть
ссылки. При ссылке следует писать слово «таблица» с указанием ее номера.

Если повторяющийся в разных строках графы таблицы
текст состоит из одного слова, то его после первого написания допускается
заменять кавычками; если из двух и более слов, то при первом повторении его
заменяют словами «То же», а далее — кавычками. Ставить кавычки вместо
повторяющихся цифр, марок, знаков, не допускается. Если цифровые  или иные
данные в какой-либо строке таблицы не приводят, то в ней ставят прочерк.
Таблицы, за исключением таблиц приложений, следует нумеровать арабскими цифрами
сквозной нумерацией.

Таблицы каждого приложения обозначают отдельной
нумерацией арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Допускается применять размер шрифта в таблице меньший, чем в тексте.

Оформление приложений

Приложение оформляют как продолжение данного документа
на последующих его листах или выпускают в виде самостоятельного документа. На
все приложения в тексте должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует
начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова
«Приложение», его обозначения. Приложение должно иметь заголовок,
который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной
строкой.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.
ГОСТ 9327-60 «Бумага и изделия из бумаги. Потребительские форматы (с
Изменениями N 1, 2, 3, 4, 5).

2.
ГОСТ Р 7.0.12-2011«Библиографическая запись. Сокращение слов и словосочетаний
на русском языке. Общие требования и правила».

3.
ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила
оформления»

4.
ГОСТ 2.105-95 «Общие требования к текстовым документам»

5.
ГОСТ Р 7.05–2008 «Библиографическая ссылка. Общие требования и правила
составления»

6.
Сайты сети Internet.

Эффективное учебное пособие или методичка — это отличный способ поднять эффективность вашей организации на новый уровень. В этом посте собраны лучшие советы и шаблоны, которые вы сможете использовать уже сегодня.

Давайте начинать!

Выберите подходящий раздел

Необходимые страницы учебного пособия

9 советов для дизайна эффективной методички

Как создать учебное пособие в Visme

10 шаблонов учебных пособий для начала работы

Необходимые страницы учебного пособия

В первой части нашего руководства мы рассмотрим основные страницы, которые необходимо включить в ваш документ.

1. Вступление

Первая страница, которую необходимо включить в учебное пособие, — это приветствие. Оно содержит простой и лаконичный рассказ о вашей компании.

An example of an introduction page in a training manual taken from a Visme template.

Хорошее приветствие представит процесс обучения в ясной и лаконичной форме. Эта страница очень важна, поскольку она служит трамплином, с которого читатели начинают знакомство с руководством в целом.

2. Цели

Теперь, когда вы поприветствовали своих читателей кратким вступлением, пришло время рассказать об основных целях учебного пособия.

An example of an objectives page taken from a Visme training manual template.

Задав четкие цели на начальном этапе, вы сможете облегчить читателю переход от задачи к задаче.

Это также поможет сотрудникам понять, зачем они вообще читают это учебное пособие и каких результатов они могут ожидать после его изучения.

3. Инструкции

На этом этапе важно перейти к сути материала, а это — инструкции.

Вам непременно нужны четкие установки и подсказки, которые помогут вашим читателям при решении практических задач.

Полезно поместить эту информацию в начале учебного пособия. Таким образом, пользователи смогут понять, чего от них ожидают, и получат собственный опыт.

An example of an instructions page taken from a Visme training manual template.

Изучая стратегии написания учебного руководства, помните, что ваш контент — это не только статичный текст.

Вы можете использовать инструменты вроде Visme для добавления видео, изображений и других форм мультимедиа, чтобы помочь вашим читателям в процессе обучения.

Сюда также можно включить интерактивные элементы, например ссылки на договор с сотрудниками, политику компании, информацию о культуре компании и многое другое.

4. Краткое изложение

Наконец, в учебное пособие всегда следует добавлять страницу с кратким содержанием. Это дает возможность наглядно рассмотреть важнейшие моменты руководства.

An example of a summary page taken from a Visme training manual template.

В этот раздел следует добавить последующие шаги, обзор и возможности для закрепления содержания.

5. Часто задаваемые вопросы (FAQ)

У новых сотрудников наверняка возникнут вопросы. Вы можете ответить на самые распространенные из них в конце учебного пособия, чтобы предотвратить путаницу и быстрее завершить процесс обучения.

An example of a FAQs page taken from a Visme training manual template.

Лучший способ ответить на распространенные вопросы — добавить страницу часто задаваемых вопросов в конец учебного пособия. Убедитесь, что ваши ответы краткие и по существу.

9 советов для дизайна эффективной методички

В этом разделе мы рассмотрим несколько наиболее важных советов по дизайну, которые помогут вам написать эффективное учебное пособие.

1. Придерживайтесь своего бренда

Наш первый совет по дизайну имеет отношение к бренду компании.

Поддержание бренда вашего учебного пособия — это замечательный способ помочь вашим читателям оставаться на связи с главной целью, лежащей в основе этого обучения. Даже команды по управлению персоналом и обучению должны придерживаться бренда.

Ваш бренд — это то, что формирует вашу компанию. Это все визуальные образы, которые вы создаете, чтобы проиллюстрировать ваш имидж вашим клиентам.

Изучая, как создать учебное пособие, помните, что использование фирменных цветов и стилей является важным элементом дизайна.

2. Воплотите гармонию

Полезный принцип дизайна, о котором следует помнить при создании учебного пособия, — это визуальная гармония. Визуальная гармония — это баланс между элементами, которые вы включаете в руководство.

Если у вас есть лишние элементы, которые не имеют смысла, возникает большой риск нарушить общую гармонию дизайна. На практике это означает, что вы должны тщательно подходить к выбору того, что следует добавить в учебное пособие.

Вы поймете, что достигли гармонии, когда все элементы будут сочетаться друг с другом. Элементы могут обрести гармонию благодаря стилю, теме или настроению.

Взгляните, например, на эту страницу учебного пособия.

An example of an objectives page taken from a Visme training manual template.

Обратите внимание, что дизайн остается последовательным в плане цветовой темы и стиля пиктограмм.

Если вы используете, например, значки в стиле outline, убедитесь, что вы используете один и тот же стиль для всех значков в вашем дизайне, чтобы достичь гармонии. Не смешивайте их с различными стилями иконок, например, плоскими или изометрическими.

3. Будьте креативны с цветом

Использование цвета имеет большое значение для мотивации. Используйте это для своего преимущества при создании учебного пособия.

Цвета особенно эффективны, потому что способны влиять на эмоциональный уровень.

Этот эффект настолько силен, что цвет может воздействовать на настроение ваших читателей. Убедитесь, что вы используете возможности колористики для эффективного взаимодействия с аудиторией.

Самое главное, цвет передает смысл. Это означает, что нам нужно сочетать идею нашего учебного пособия с тем смыслом, который мы хотим передать в нем. Это означает, что вы должны намеренно подходить к выбору цвета.

4. Оригинальность превыше всего

Иногда читателям бывает непросто разобраться в учебных пособиях.

Отличный способ сделать этот опыт более приятным — проявить оригинальность в выборе дизайна.

Если вы размещаете учебное пособие в Интернете, вы можете использовать анимированные иллюстрации и интересные значки. Кроме того, попробуйте не ограничиваться только первым выбором того или иного элемента.

Пример ниже показывает, как можно использовать анимированного персонажа, чтобы привлечь внимание к сравнению плюсов и минусов. Это можно легко применить и в учебных пособиях, например, при перечислении дозволенного и недозволенного для сотрудников.

export powerpoint visme - animated-character

Мышление, выходящее за рамки основных форм и иконок, поможет вам удержаться от слишком часто используемых элементов дизайна.

На более фундаментальном уровне определите, что делает вас уникальной компанией. Кратко составьте список из трех основных черт, которые делают ваш бренд интересным.

В процессе создания учебного пособия ищите способы добавить элементы дизайна, которые усиливают эти основные черты.

5. Удобная методичка — это musthave

Важным советом по дизайну, который необходимо учитывать при создании учебного пособия, является иерархия дизайна.

Иерархия дизайна относится к тому, насколько легко ваши читатели будут ориентироваться в содержании. Она показывает им, с чего начать чтение и где находится наиболее важный контент.

Структура иерархии также помогает читателям различать текстовые элементы, такие как заголовки и обычный текст абзаца. Правильное использование этой техники оформления помогает сделать ваш текст более удобным для сканирования.

Это важный аспект любой читабельной типографики, особенно если вы хотите, чтобы ваши читатели смогли хорошо усвоить прочитанное.

Существует несколько элементов, которые вы можете использовать для достижения удобства чтения. Мы обобщили их в виде инфографики ниже.

An infographic listing the elements of visual hierarchy.

Создавайте потрясающую анимированную инфографику за несколько минут!Смотреть шаблоны

6. Создайте профессиональный дизайн методички с помощью шаблонов

Отличный способ создать профессиональный дизайн — использовать шаблон учебного пособия.

Красивый дизайн — это основа основ. Когда вы используете шаблон учебного пособия, вы получаете основные элементы, такие как форма, текстура, цвет и типографика.

Это дает вам больше времени и пространства, чтобы сосредоточиться и создать эффективное сообщение. Когда вы объединяете невероятный дизайн с эффективным посланием, результаты говорят сами за себя.

Если вы готовы использовать шаблоны учебных пособий и все их преимущества, перейдите к профессиональному редактору документов Visme, чтобы начать работу над собственным дизайном.

7. Убедитесь, что учебное пособие работает

Когда вы будете учиться писать свое следующее учебное пособие, обязательно обратите внимание на визуальный поток. Большинство читателей ожидают, что информация будет идти слева направо и сверху вниз.

Любое отклонение от этой привычной схемы увеличит когнитивную нагрузку и усложнит задачу читателя.

Исходя из этого, ваша аудитория всегда должна интуитивно понимать, что ей следует читать дальше. Есть несколько способов достичь этой важной цели.

Во-первых, вы можете выбрать последовательное использование шаблонов направлений во всем вашем учебном пособии. Кроме того, вы можете использовать элементы, называемые направляющими указателями, чтобы дать читателям подсказки.

В приведенном ниже примере инструкции следуют в верном направлении с помощью визуального цикла, пронумерованного в нужном порядке.

An example of an instructions page taken from a Visme training manual template.

Риск неудачного создания визуального потока заключается в том, что ваши читатели могут запутаться или разочароваться в чтении. Когда вы достигнете четкости при создании визуального потока, вашим читателям будет гораздо легче воспринимать информацию в правильном порядке.

По сути, поток — это помощь глазам читателей двигаться в нужном направлении на протяжении всего учебного пособия. В более широком смысле этот эффект создается с помощью сочетания визуального направления и визуального веса.

Элементы, которые выражают визуальное направление, — это подсказки, такие как стрелки и линии. Аналогичным образом, элементы, выражающие визуальный груз, похожи на фокусные точки, которые привлекают внимание читателя и помогают ему двигаться по учебному пособию.

8. Методичка с иллюстрациями

Иллюстрации — это отличный способ задействовать визуальную и повествовательную части мозга читателя. Иллюстрации могут помочь вывести ваше учебное пособие на новый уровень благодаря красивым визуальным эффектам.

Эти эффекты помогают передать важные идеи вашего учебного пособия. Кроме того, они добавляют в композицию немного жизни и яркости.

Несмотря на очевидные эстетические преимущества, иллюстрации имеют и практическую пользу. Например, иллюстрации — это отличный способ улучшить понимание прочитанного.

Кроме того, они помогают читателю совершать путешествие от раздела к разделу вашего учебного пособия.

Иллюстрации — будь то буквальное сопровождение читателя шаг за шагом через материал, который ему необходимо усвоить, или более тонкое дизайнерское послание — являются отличным выбором для вашего руководства.

9. Изучите свою аудиторию

Один из лучших советов по дизайну, который можно усвоить перед написанием учебного пособия, — это изучение своей аудитории. Четкое понимание того, для кого вы создаете учебное пособие, поможет вам создать руководство, которое произведет впечатление на ваших читателей.

Есть несколько вопросов, которые вы можете задать, чтобы достичь этой ясности и улучшить свои дизайнерские решения.

Во-первых, кто будет использовать это учебное пособие? Будет ли оно распространяться в определенных отделах? Для новых сотрудников? В качестве непрерывного образования?

Эти тонкие различия могут в корне изменить важные дизайнерские решения, поэтому важно выяснить их еще на этапе подготовки конечного продукта.

Как создать учебное пособие в Visme

В третьей части этого руководства по созданию эффективных учебных пособий мы рассмотрим 3 простых шага по созданию учебного пособия с помощью Visme.

1: Начните с шаблона

Когда дело доходит до создания руководств в Visme, шаблоны учебных пособий являются первым шагом. Заранее разработанный шаблон поможет пробудить творческий потенциал и воплотить в жизнь идеи, зародившиеся в вашей голове.

Самое лучшее в шаблонах — это то, что вы можете адаптировать профессионально разработанные визуальные элементы к вашим уникальным фирменным цветам и содержанию.

Вы можете настроить шаблон учебного пособия, войдя в свою учетную запись Visme и нажав на кнопку «Создать» на панели управления.

Посмотрите наш видеоролик ниже, чтобы узнать больше о создании учебного руководства в Visme. 

2: Добавьте визуальные элементы

Следующий шаг в создании учебного пособия с помощью Visme — добавление визуальных элементов. Все наши шаблоны учебных пособий могут быть настроены в соответствии с вашим уникальным творческим видением.

Вы можете добавить фигуры, стрелки, кнопки, линии или настроить цвета вашего учебного пособия.

Их легко добавить в руководство по обучению, перейдя к опции «Графика» в левой части приборной панели Visme. Просто нажмите на опцию графики, чтобы получить набор элементов на выбор.

business plan presentation - use icons, illustrations and images

Обязательно добавьте иллюстрации и диаграммы, чтобы наполнить учебное пособие содержанием. Кроме того, настройте шрифт, чтобы содержание соответствовало цели вашего учебного пособия.

3: Поделитесь своим учебным пособием

После того как вы полностью настроили свое учебное пособие, вы будете готовы загрузить его и поделиться им со своими читателями. Visme предоставляет вам несколько вариантов обмена учебными пособиями с вашей аудиторией.

Во-первых, вы можете загрузить его в формате PDF или документа для загрузки на веб-сайт или в автоматическую рассылку по электронной почте.

Во-вторых, вы всегда можете создать ссылку для совместного использования (публичную или приватную), чтобы отправить ее своим читателям. Кроме того, вы можете разместить руководство на веб-странице, чтобы поделиться им с аудиторией.

A screenshot of the sharing options in Visme.

10 шаблонов учебных пособий для начала работы

Выше мы упоминали о том, что использование профессионального шаблона может сэкономить вам часы работы. Вместо того чтобы тратить время на то, чтобы начинать с нуля и пытаться создать идеальный макет, используйте один из приведенных ниже шаблонов руководства по обучению, чтобы получить преимущество.

1. Шаблон методички по управлению персоналом

A collage showing the different pages of Visme's human resource training manual template.

2. Шаблон учебного пособия для врача и лаборанта

A collage showing the different pages of Visme's lab assistant training manual template.

3. Шаблон учебного пособия по работе с пищевыми продуктами

A collage showing the different pages of Visme's food processor training manual template.

4. Шаблон учебного пособия по обслуживанию клиентов

A collage showing the different pages of Visme's customer service training manual template.

5. Шаблон учебного пособия для офисных работников

A collage showing the different pages of Visme's office workshop training manual template.

6. Шаблон учебного пособия для веб-разработчиков

A collage showing the different pages of Visme's web developer training manual template.

7. Шаблон учебного пособия по управлению проектами

A collage showing the different pages of Visme's project management training manual template.

8. Шаблон учебного пособия по графическому дизайну

A collage showing the different pages of Visme's graphic design training manual template.

9. Шаблон учебного пособия для администратора технической поддержки

A collage showing the different pages of Visme's virtual administrator training manual template.

10. Шаблон учебного пособия для менеджера социальных сетей

A collage showing the different pages of Visme's social media manager training manual template.

Готовы создать эффективное руководство по обучению?

Надеюсь, эти рекомендации по созданию учебного пособия помогут вам в реализации следующего проекта. Если вы готовы поднять эффективность своей организации на новый уровень, начните работать с Visme бесплатно уже сегодня.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Старлайн а92 как найти сервисную кнопку
  • Discord как найти игру
  • Как найти бухгалтера через интернет
  • Как составить бытовую характеристику пример
  • Как найти текст в свой сайт