Крупный почерк у ребенка как исправить

Многие родители, видя  в тетради пляшущие буквы, которые старательно выводит их ребёнок, не знают как ему помочь. Бесконечное переписывание приводит к утомляемости малыша, и он начинает писать ещё хуже и грязнее. Что же делать? Как улучшить почерк ребёнка?

Во-первых, успокоиться и понять как сложно сейчас вашему малышу. Понять это совсем несложно. Попробуйте взять ручку в свою нерабочую руку и пописать хотя бы столько, сколько пишет ваш первоклассник. Трудно? То-то же! Тоже самое сейчас испытывает ваш малыш.

Во-вторых, не всегда нужно идти прямым путём. Иногда нужно отойти от проблемы и поделать специальные, но интересные для ребенка, упражнения.  И начинать занятия желательно как можно раньше.

Но сначала немного теории…  Пока ребенок учится в 1, 2, 3 или 4 классе ситуацию с некрасивым почерком можно поменять. Для этого нужно знать, что влияет на красоту почерка. как исправить почерк у ребенка

Как исправить почерк у ребенка?

Почерк ребенка зависит от многих факторов. Поэтому разберем все по порядку, учитывая различные нюансы.

Для формирования красивого почерка необходимо :

  1. Научить ребенка соблюдать правильную позу при рисовании и письме

  • Спина и плечи ровные;
  • Расстояние от уровня глаз до стола не менее 30 см;
  • Локоть ведущей руки лежит на столе, вторая рука частично лежит на столе, создавая упор;
  • Тетрадь лежит под наклоном;
  • Расстояние между столом и животом равно ширине ладони.

плохой почерк у ребенка как исправить

плохой почерк у ребенка как исправить

2. Научить ребенка правильно держать карандаш и ручку

Когда ребенок правильно держит карандаш, то рука не испытывает дополнительного напряжения и меньше устает. Более подробно я писала об этом в статье «Как правильно держать ручку при письме». Сейчас остановлюсь только на общих моментах.

Для этого проделайте с ребенком несколько шагов.

  • Согните указательный и большой палец.
  • Отведите большой палец немного в сторону  так, чтобы он располагался практически параллельно поверхности стола. Следите, чтобы большой палец не прижимался фалангой к ручке.
  • Проверьте, чтобы ручка легла в «ямку» и непишущий край был направлен в плечо.
  • Попросите ребенка зажать небольшой кусочек салфетки мизинцем и безымянным пальцем. Так можно добиться нужное положение пальцев.
  • Опустите кисть. Проследите, чтобы косточка запястья  соприкасалась с поверхностью стола,  необходимо, чтобы кисть располагалась ниже рабочей строки.

плохой почерк у ребенка как исправить

3. Сформировать графический навык

Конечная цель формирования графического навыка —  это красивое и  быстрое письмо.

Показателями сформированности  графического навыка являются:

  1. Графическая грамотность — умение подобрать нужную букву к заданному звуку, соотносить печатный и письменный вариант написания буквы.
  2. Каллиграфическая четкость и устойчивость начертания букв и их соединений.
  3. Связанность (безотрывность) письма.

Связанность характеризуется  количеством буквенных знаков, написанных в слове за один прием, то есть единым росчерком пера. Безотрывность позволяет увеличить устойчивость и скорость письма. Для проверки связанности письма можно использовать методику письма вслепую. 

Детям предлагается записать слово, не глядя на него. Количество остановок ясно покажет, сколько раз рука отрывалась от листа и насколько ребенок владеет навыком безотрывного письма.

  1. Скорость письма.

Отличный результат — это письмо со скоростью 4-6 слов в минуту для учащихся 1-2 классов и  до 12 слов в минуту для учеников 3-4 класса. как исправить почерк у ребенка

Секреты красивого почерка

Чтобы почерк был красивым, должны соблюдаться 3 условия при которых все элементы букв должны иметь:

1.Одинаковый  наклон

Все буквы пишутся под одинаковым наклоном.

2. Одинаковую высоту

Все строчные буквы  умещаются внутри рабочей строки, кроме строчных: «д, б, у, з, р, ф, щ, ц», выходящих за пределы строки.

Высота заглавных букв в два раза больше.

Для соблюдения пропорций по высоте пользуемся двумя правилами:

  • Строчная буква должна вписываться между верхней и нижней рабочей строкой. Не выходить за их пределы и не «висеть в воздухе»между строчками.
  • Для регулирования высоты букв, выходящих за пределы строки пользуемся правилом: «Сколько в строке, столько и над (под) строкой».

3. Одинаковую ширину

Ширина элементов в букве должна быть одинаковой. В буквах «Ф», «Х», «Ж» соблюдается горизонтальная пропорция: «Сколько справа, столько слева».

Ширина строчных  букв равна ширине строчной «и» или полторы «и» в буквах «ж, ш, щ, м».

Ширина заглавных букв – нестандартна, при письме букв обращайте внимание на разметку в прописи.

Ширина соединений между буквами равна ширине элемента «Крючок» или половине этой ширины.

Ширина между словами равна ширине строчной «ш».

При соблюдении этих условий почерк уже выглядит ровным и красивым. Но также необходимо соблюдать правильное соединение букв.

плохой почерк у ребенка как исправить

Но следует отметить, что есть прописи практикующие верхнее соединение букв, а есть сторонники нижнего соединения.

А теперь расскажу вам о своей методике исправления почерка у детей. Она прекрасно работает для учеников младших классов, а также для ребят постарше.

В настоящее время я начала её практиковать даже с дошкольниками. Результаты детей радуют. Причем значительные улучшения наступают уже примерно через месяц.

как исправить почерк у ребенка

Как улучшить почерк у ребёнка

Добиться хорошего результата по исправлению почерка, а также при подготовке руки к письму, можно с помощью выполнения графических упражнений. Они позволяют выработать точность движений  и развивают выносливость к письменным нагрузкам.

Все многократные переписывания не дадут нужного результата, если не сформированы необходимые графические данные. Поэтому, как показывает практика, исправлять почерк ребенка нужно даже не с прописывания элементов букв, а именно с определенных упражнений, способствующих выработке ловкости и выносливости пальчиков.

Причем эти упражнения воспринимаются ребенком как игра, вызывают интерес. Незаметно для себя ребенок начинает писать уверенней, быстрее и ровнее.

Для выполнения графических упражнений ребенку понадобятся:

  • альбом;
  • простой карандаш;
  • цветные карандаши.

При желании можно использовать фломастеры или гелевые ручки.

Важные правила!

  • Следите за правильным положением карандаша в руке.
  • Линии прорисовывать вдоль широкой стороны листа.
  • Каждое упражнение прорабатывайте до тех пор, пока не станет получаться хорошо.
  • Линия должна быть ровной, горизонтальной.
  • Линия не должна увеличиваться или уменьшаться к концу строки.
  • Только, когда добьётесь хорошего результата, можно начать отрабатывать следующую линию.
  • Чтобы разнообразить процесс, можно использовать карандаши разных цветов.

Пример графического упражнения:

Проводить вертикальные линии, удерживая их размер, наклон и расстояние между  линиями.

Если линия у малыша уходит вверх или вниз, можно поставить вспомогательные точки или нарисовать смайлики. Ориентируясь на них, ребёнку будет легче провести ровную линию.

как улучшить почерк

Постепенно задача усложняется. 

Выполнять графические упражнения желательно не менее трёх раз в неделю. Не забывайте соблюдать правила. Результат не заставит себя долго ждать. Рука окрепнет, повысится её выносливость, и почерк ребёнка обязательно улучшится.

как улучшить почерк ребенка

Также можно присоединить следующие упражнения:

  • массаж рук;
  • штриховка;
  • развитие мозга: 
  • специальные упражнения для пальцев (очень эффективные упражнения содержатся в альбоме-тренажере).

Но для тренировки пальцев рук делайте с ребенком хотя бы вот эти несложные упражнения.

Упражнение 1

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному сначала одной руки, затем другой. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Упражнение 2

Пальцы обеих рук сцеплены в кулак. Затем поочередно отрываются сначала большие пальцы, затем указательные и т.д. Затем, наоборот, соединяются пальцы, начиная с мизинца.

Упражнение 3

На столе лежат 10–15 карандашей. Одной рукой надо собрать их в кулак, по одному, затем положить карандаши на стол также по одному.

Упражнение 4

Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

Упражнение 5

Ладони лежат на столе. Ребенок поднимает пальцы по одному и описывает кончиком пальца в воздухе круг. Затем повторяет движения в обратном порядке.

Советую воспользоваться уже готовым тренажером!

Упражнения составлены по принципу «от простого к сложному». Заниматься по этому тренажеру нравится всем детям. В результате получается интересный красочный альбом на бумаге и красивый почерк в тетрадях.

Упражнения этого тренажера прекрасно работают. С помощью них уже десятки детей, без слез и нервов, смогли сделать свой почерк ровным и красивым.

О. Наумова «Исправляем почерк» Альбом-тренажер

Приобретая тренажер, вы получите:

  • готовый инструмент для исправления почерка;
  • 100 страниц интересных упражнений;
  • 30 графомоторных упражнений с варьированным уровнем сложности;
  • дополнительные развивающие упражнения для координации, ловкости и выносливости пальцев рук;
  • профессиональную методику, проверенную на практике.

С помощью этого альбома-тренажера вы сможете помочь своему ребенку писать красиво, занимаясь дома в удобное для вас время и не прибегая к помощи специалистов.

Ребенок получит:

  • улучшение почерка;
  • развитие внимания и координации движений;
  • ловкие и выносливые пальцы рук;
  • развитие мышления.

Рекомендуемый возраст 6-13 лет.

Тренажер может быть использован для групповых или индивидуальных занятий дома или в школе.
А также для развития мелкой моторики руки при подготовке к школе.

как исправить почерк у ребенка

как исправить почерк у ребенка


О. Наумова «Мудрое чистописание» Тетрадь-нейротренажер

Погрузитесь в мир гармонии, мудрости и самопознания.
Мудрые прописи — это пособие для детей и взрослых. 

В книге вы найдете:

65 карточек для чистописания с мудрыми высказываниями лучших умов мира.
Каждое из них несёт глубочайших смысл, понимание которого принесет в жизнь любого человека умиротворение и счастье.
Все задания в карточках направлены на  развитие мозга, внимания, мелкой моторики.

Какую пользу получит ребёнок при работе с данным пособием? 

• выравнивание почерка;
• повышение грамотности;
• развитие аккуратности;
• расширение кругозора;
• развитие межполушарных связей;
• развитие навыка самоконтроля;
• развитие умения думать и понимать прочитанное;
• повышение уровня внимания.

Кому пособие принесёт максимальную пользу?

• ребёнку, который пишет неаккуратно;
• ребенку, который допускает ошибки при списывании текста;
• ребёнку с недостатком внимания и усидчивости;
• учителю, который желает разнообразить свои уроки и занятия;
• любому человеку, который хочет успокоить свой ум и напитаться мудростью.

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

чистописание русский язык тетрадь-тренажер

О. Наумова «Мудрое чистописание с пословицами» Тетрадь-нейротренажер

Как исправить почерк у ребенка


А также

Заходите в Книжную лавку  за полезными книгами!

Как учиться лучше в школе

С уважением, Ольга Наумова

Благодарю, что поделились статьей в социальных сетях!

Александра Трубихина

Нужен ли сейчас кому-нибудь аккуратный почерк? Школьники считают, что нет, и приводят такие доводы: уметь писать красиво в наше время вовсе не обязательно, ведь в основном вся переписка происходит в электронном виде. Однако психологи с такими аргументами не согласны. Разборчивый почерк нужен не только для красоты — он говорит о правильном развитии мозга.

01.jpg

Фото: freepik.com

Статью комментирует

Александра Трубихина

Психолог

Телесный терапевт

Инструктор соматики

Почему писать красиво важно даже в цифровом мире

Набор текста на клавиатуре и письмо — это два разных процесса, в которых мозг работает по-разному. Когда мы печатаем, его главная задача — распознать буквы на клавишах и выстроить их в правильном порядке. В то время как при письме от руки мы каждый раз вызываем образы букв и целых слов в памяти. При этом запоминается не только визуальный образ, но и моторный, который закрепляется в мышечной памяти. Это полезно в том числе и для повышения грамотности. Неслучайно некоторым людям, чтобы вспомнить, как пишется то или иное слово, проще взять ручку и написать его.

02.jpg

Фото: pexels.com

Александра Трубихина

Психолог

Телесный терапевт

Инструктор соматики

Неровный почерк может свидетельствовать о недостаточно развитой координации, которая очень важна для качества жизни и когнитивных процессов.

При письме от руки развивается мелкая моторика, а она напрямую связана с развитием речи, внимания, памяти и мышления. Во многом мы познаем мир именно руками, и чем больше информации от них получаем, тем больше формируется нейронных связей в мозге и тем лучше он функционирует.

03.jpg

Фото: pexels.com

Тем, кто работает с детьми, известно такое понятие, как «речь на кончиках пальцев». Означает оно, что мелкая моторика и навык говорить напрямую взаимосвязаны. Поэтому с дошкольниками и младшими школьниками, у которых есть задержка развития или проблемы с обучением, часто занимаются лепкой, пальчиковым рисованием, играми с песком или камушками, плетением, вязанием и т. д. Чем больше ребенок делает разных вещей руками, тем полезнее для его развития. И письмо тоже относится к таким занятиям.

Неаккуратный почерк может говорить и о том, что ребенку неинтересно заниматься. Оно и понятно: чаще всего, чтобы исправить почерк, школьника заставляют писать скучные прописи. Делать это регулярно и аккуратно мало кому интересно. Как же в этом случае помочь ребенку?

04.jpg

Фото: pixabay.com

Как исправить почерк ребёнка в домашних условиях

Первым делом важно заинтересовать школьника, предложить ему игровую деятельность, которая, помимо пользы, будет доставлять удовольствие. Вот несколько полезных советов и творческих методик, которые помогут улучшить координацию и мелкую моторику. А вслед за ними изменится и почерк.

1. Используйте различные пишущие предметы. Предложите ребенку написать письмо или тайное послание мелками, перьевой ручкой, карандашами, фломастерами, кисточкой, да хоть куском кирпича на асфальте. Можно делать перья из тростника и писать тушью — это очень увлекательный и творческий процесс. В вальдорфских детских садах, например, используют мелки в форме небольших гладких камешков. Разные предметы требуют разной координации, поэтому чем больше вариантов вы предложите ребенку, тем лучше.

05.jpg

Фото: pexels.com

2. Рисуйте узоры. Много интересных наработок есть в вальдорфской педагогике: например, «рисование форм», когда дети рисуют разные повторяющиеся узоры. Возьмите эту технику на вооружение: рисуйте с ребенком орнаменты на полях тетрадей, придумывайте узоры летающих ковров, раскрашивайте мандалы. Все это работает по принципу прописей — тренирует внимательность и способность сосредоточиться, а заодно прокачивает фантазию.

Александра Трубихина

Психолог

Телесный терапевт

Инструктор соматики

Когда ребенок только начинает писать или уделяет этому занятию много времени, у него сильно устает рабочая рука. Важно делать перерывы, не забывать о пальчиковой гимнастике. Также можно массировать ребенку ручки — это и приятно, и очень полезно.

06.jpg

Фото: freepik.com

3. Идите от крупного к мелкому. Когда ребенку сложно запоминать и воспроизводить на письме образ буквы (например, он может путать прописные «б» и «д», писать зеркально заглавные «З» и «Е»), важно тренировать координацию постепенно. Начните рисовать большие буквы на ватмане, доске, асфальте, листе А4 и постепенно уменьшайте их размер до обычной тетрадной строчки.

4. Начинайте с карандаша. Несмотря на то что первоклассников чаще всего учат писать шариковыми ручками, не спешите давать их ребенку. Начните тренировку письма с карандаша. С ним проще отстроить захват и отрегулировать напряжение руки. А еще карандаш стирается, так что можно исправить то, что не получилось или не понравилось.

07.jpg

Фото: pexels.com

5. Выбирайте правильные ручки. Ручка, которой пишет ребенок, должна легко оставлять след на бумаге и быть удобной для захвата. Хороши гелевые ручки, а также капиллярные и перьевые. Но давайте их ребенку только после того, как он научится регулировать нажатие на бумагу. Впрочем, сейчас есть специальные перьевые ручки, адаптированные под детскую руку: с ними чуть больше мороки, но зато ими очень интересно писать.

6. Тренируйте обе руки. Предложите ребенку поучиться писать обеими руками одновременно. Это развивает координацию и включает оба полушария мозга. Попробуйте освоить нейропсихологические прописи, задействующие обе руки и развивающие пространственное мышление. Это хорошая и полезная вещь как для правшей, так и для левшей.

08.jpg

Фото: pexels.com

Александра Трубихина

Психолог

Телесный терапевт

Инструктор соматики

А вот левшей переучивать не надо. Красота и разборчивость почерка не зависят от того, какой рукой предпочитает писать ребенок. «Левшество» — это нормально. Левши по-своему видят мир, у них немного иначе устроены восприятие и процессы переработки информации.

7. Задействуйте разные каналы восприятия. Иногда плохой почерк возникает из-за того, что ребенок никак не может выучить и закрепить в голове образ буквы. Чтобы ему помочь, подключайте разные каналы восприятия. Буквы можно лепить и раскрашивать. А еще можно писать их на ладошке или спине ребенка, чтобы он угадывал, подключая тактильный канал. Еще одна полезная игра — изображать букву своим телом, активизируя крупную моторику и пространственное воображение. Предложите ребенку показать, как стоит, подбоченясь, буква «Ф» или как согнулась дугой «С». Такая игра помогает запомнить образ буквы и заодно тренирует фантазию и координацию.

Все это, казалось бы, косвенно влияет на почерк, но практика показывает, что просто прописей зачастую недостаточно, так как почерк — это прежде всего координационные навыки. И чем лучше они развиты, тем проще писать красиво и аккуратно.

09.jpg

Фото: pexels.com

Можно ли исправить почерк взрослому

Взрослым тоже можно и нужно заниматься улучшением почерка. И причины делать это — те же самые, что и у детей. Многие психологи рекомендуют планировать и подводить итоги письменно, от руки фиксировать важные инсайты и мысли, так как это помогает лучше запомнить их на всех уровнях восприятия и получить больший эффект.

С помощью письма взрослые тоже улучшают навыки координации и мелкой моторики, что позволяет создавать новые нейронные связи, развивать пластичность мозга. Как известно, мозг способен к обучению на протяжении всей жизни, так что взять прописи и потренироваться в чистописании никогда не поздно. Можно осваивать разные рукописные шрифты, заняться каллиграфией.

10.jpg

Фото: pexels.com

Обучение новому, особенно сложным координациям, улучшает память, мышление и способности к обучению в других сферах. Это отличная профилактика старения мозга и возрастной деменции. Поэтому улучшать почерк, учиться писать двумя руками или заняться рисованием — хорошая идея в любом возрасте.

Макрография

Макрография (мегалография) – это почерк, характеризующийся написанием чрезмерно крупных графических элементов. При макрографии буквы и цифры имеют размер свыше 1 см, из-за чего на странице умещается не более 10-20 слов. Встречается в структуре неврологических синдромов (мозжечковой атаксии, церебрального глиоматоза), расстройств зрения и психики (микропсии), нарушений письма (оптической дисграфии). Пациенту с макрографией показано психоневрологическое, офтальмологическое, логопедическое обследование. При выборе лечебной тактики учитывается ведущий синдром, проводится медикаментозное лечение, психотерапия, логопедические занятия.

Причины макрографии

Овладение письмом

На начальном этапе обучения письму все дети пишут излишне крупными буквами, не соблюдают строку и поля на странице. Элементы несоразмерны друг другу, отличаются различной высотой и протяженностью, имеют разный наклон. Иногда отмечается слишком сильный нажим, тремор руки. Данные особенности письма у старших дошкольников объясняются недостаточной сформированностью зрительно-моторных координаций, сильным функциональным напряжением и быстрым утомлением при письме.

Однако крупные буквы в начальный период обучения письму не являются патологическим признаком. По мере тренировки руки почерк становится более ровным и уверенным, ученик научается соотносить размеры букв с границами строки. Если же тенденция к написанию больших графических элементов сохраняется и принимает стойкий характер, необходим поиск первопричины макрографии.

Аутизм

Начертание чрезмерно высоких и широких букв характерно для детей с высокофункциональным аутизмом. Исследования показывают, что буквы, которые пишут дети с РАС, в среднем на 1 см выше и на 4 см шире, чем у обычных детей. Размер и наклон букв в процессе письма у детей-аутистов постоянно меняется. Макрография при аутистических расстройствах объясняется сложностями с мелкой и крупной моторикой, оптико-пространственной и зрительно-моторной координацией.

Оптическая дисграфия

Изменение почерка по типу микрографии или макрографии встречается у детей, страдающих оптической дисграфией. Ведущий механизм – трудности овладения графическими символами из-за сниженного, рассогласованного контроля зрительной и моторной реализации акта письма. Наряду с заменами и смешением сходных букв, недописыванием или написанием лишних элементов отмечается своеобразие почерка: неровные, угловатые, «дрожащие» буквы, имеющие разную величину и наклон. Характерен медленный темп письма, большое мышечное напряжение при движениях кисти, быстрая утомляемость руки.

Макрография

Макрография

Мозжечковая атаксия

Расстройство моторных функций, в частности произвольных движений кистей рук, необходимых для реализации письма, происходит при поражении мозжечка различной этиологии. Мозжечковая атаксия может возникать при следующих нозологиях:

  • мозжечковый инсульт;
  • рассеянный склероз;
  • опухоли головного мозга, в том числе церебральный глиоматоз;
  • гидроцефалия;
  • генетические заболевания: наследственная атаксия Пьера-Мари, семейная атаксия Фридрейха и др.

В речевом статусе выявляется специфическая мозжечковая дизартрия, для которой, в первую очередь, характерно расстройство устного высказывания. Речь становится прерывистой («рубленой»), диспросодичной, иногда больной выкрикивает отдельные звуки. На письме отмечаются явления макрографии: неуверенный размашистый почерк, укрупнение букв, трудности плавного соединения элементов.

Дальнозоркость

Мегалографическое письмо может указывать на наличие гиперметропии. При дальнозоркости чтение вблизи улучшается при увеличении размера шрифта. Аналогичная ситуация отмечается и на письме: почерк становится растянутым, с большими расстояниями между словами, буквы приобретают округлую форму и большой размер. У пожилых людей с пресбиопией почерк укрупняется, т. е. развивается возрастная макрография.

Микропсия

Данное расстройство может быть обусловлено как зрительными патологиями (паралич аккомодации, поражение желтого пятна сетчатки), так и психосенсорными нарушениями (синдром Алисы в стране чудес). При микропсии видимые объекты кажутся мелкими, уменьшенными в размерах, что не соответствует действительности. На письме может наблюдаться макрография. Нарушается реальное восприятие размеров букв, из-за чего пациент их изображает чрезмерно крупными.

Биполярное расстройство

Для маниакальной стадии заболевания характерно возбуждение, скачка идей, что отражается на письме. Больные пишут много и увлеченно, однако мысли излагают бессвязно и непоследовательно. Буквы приобретают большие (иногда гигантские) размеры, из-за чего на одной странице умещается только несколько строчек или слов. За один раз больной может исписать целую тетрадь. Чаще всего неоправданно большими буквами пишутся местоимения «Я», «Вы». Письмо в целом небрежное, неразборчивое, иногда новые слова пишутся по уже написанному тексту. В фазу депрессии макрография сменяется микрографией.

Диагностика

При микропсии необходимо проведение комплекса диагностических мероприятий, направленных на выявление центрального механизма изменения почерка. Пациент нуждается в осмотре врача-невролога, офтальмолога. При необходимости проводится психолого-педагогическое обследование (консультация нейропсихолога, логопеда). Основные диагностические этапы:

  • Неврологический. Нацелен на локализацию очага поражения в головном мозге, обнаружение мозжечковых нарушений. Атаксию обычно выявляют при проведении координационных (пальце-носовой и пяточно-коленной) проб. Для установления морфологического субстрата мозжечковой атаксии выполняют МРТ головного мозга, МРА церебральных сосудов. При определенных нозологиях информативны ЭЭГ, транскраниальное УЗДГ, вестибулометрия, электронистагмография.
  • Офтальмологический. При обследовании функции зрительного анализатора внимание направлено на оценку состояния глазного дна, выявление аномалий рефракции. Макулодистрофию диагностируют в ходе проведения офтальмоскопии, флуоресцентной ангиографии, ОКТ сетчатки. Для исключения рефракционных нарушений осуществляют визометрию, биомикроскопию, рефрактометрию, исследование аккомодации.
  • Нейропсихологический. При аутизме используют диагностические опросники, проводят тесты для оценки когнитивных функций (шкала Векслера, шкалы адаптивного поведения), языкового развития. Для подтверждения расстройств восприятия используют методы наблюдения, опроса, проводят психологическое тестирование.
  • Логопедический. Для выявления макрографии необходимо проведение анализа письменных работ учащихся или взрослых пациентов. Обращают внимание на величину букв, наличие специфических ошибок на письме. Исследуют сформированность мелкой моторики, графомоторных координаций, зрительно-пространственного гнозиса.

Коррекция почерка

Коррекция почерка

Лечение

Макрография – это следствие основного неврологического, офтальмологического, нейропсихологического синдрома, поэтому ее коррекция не является самоцелью и не осуществляется изолированно. Более того, устранение мегалографии не всегда возможно. Так, при прогрессирующих заболеваниях головного мозга в далеко зашедших стадиях отмечается полный распад письменной речи.

Основной упор при проведении лечения направлен на ликвидацию причин основного заболевания, повлекшего за собой изменение почерка в виде макрографии. Иногда по мере улучшения соматического статуса почерк приобретает прежний вид.

Терапия основного заболевания

При заболеваниях, сопровождающихся мозжечковой атаксией, основу лечения составляет фармакотерапия (ноотропы, витамины, метаболические препараты, антикоагулянты и др.). Для укрепления мышц и нормализации координации моторики первостепенное значение имеет двигательная реабилитация: лечебная физкультура, механотерапия, эрготерапия.

В лечении макулодистрофии используется комплексный подход, включающий медикаментозную терапию (витамины, антиоксиданты, пептидные биорегуляторы), интравитреальные инъекции ингибиторов ангиогенеза, лазерную коагуляцию сетчатки, удаление эпиретинальных мембран. В случае макрографии, обусловленной аномалиями рефракции, осуществляется подбор очковой коррекции либо выполняются рефракционные операции по методике LASIK.

Пациентам с аутизмом рекомендована когнитивно-поведенческая терапия, обучение навыкам самообслуживания и социального взаимодействия. Психотерапевтическое лечение также показано лицам с дереализационным синдромом. Эффективны методы психоанализа, гештальт-терапии, поведенческой терапии.

Логопедическая коррекция

Логопедические занятия необходимы детям с оптической дисграфией, РАС, пациентам после инсульта, у которых на письме отмечается макрография. Ребенка или взрослого учат удерживать строку, писать буквенные символы одинакового размера высотой около 5 мм. Основные направления работы включают развитие или восстановление:

  • зрительной памяти и восприятия: запоминание формы и цвета предметов, количества и последовательности букв;
  • пространственных представлений: ориентировка в окружающем пространстве, схеме собственного тела, дифференциация понятий «лево-право»;
  • тонкой моторики рук: лепка, вырезание из бумаги, конструирование, собирание паззлов и пр.;
  • графомоторных навыков: обводка, штриховка, дорисовывание и срисовывание фигур, письмо в прописях;
  • буквенного гнозиса: узнавание «зашумленных» изображений букв, дифференциация схожих графических символов, воспроизведение букв по памяти.

Кто-то когда-то сказал, что почерк — это автобиография. Действительно, графологи и почерковеды могут многое рассказать о человеке, лишь взглянув на текст, написанный его рукой. Каково отражение личности вашего ребенка в почерке? Это ровные и аккуратные буквы или каракули в косых строчках? 

В нашей статье мы расскажем, почему ребенку важно иметь красивый почерк, а также от чего он зависит и как его исправить. 

Важен ли красивый почерк для ребенка

Цифровизация общества постепенно вытесняет рукописный текст. Значит ли это, что современному человеку уже не нужно писать красиво?

Писатель Умберто Эко отметил: «Итальянские школьники совсем разучились писать руками, письмо от руки стало чем-то вроде парусного спорта или фехтования — утраченное бесполезное искусство».

Несмотря на то, что ценность рукописного текста постепенно уходит в прошлое, писать красиво и аккуратно все же стоит. Дело в том, что действием кисти управляет головной мозг. И те его центры, которые отвечают за почерк, определяют и другие важнейшие функции — познавательную, интеллектуальную, речевую. Отсюда вывод, что чем лучше человек пишет, тем продуктивнее он мыслит, лучше воспринимает информацию, быстрее учится. 

А еще чистописание — эффективный психотерапевтический инструмент. Он позволяет научиться самоконтролю, развить такие качества, как терпение, концентрация внимания, усидчивость.

Узнайте как развить в ребёнке волевые качества, которые помогут ему стать успешным — на бесплантном онлайн мастер-классе Дмитрия Карпачёва «Что обязан знать каждый родитель».  

Сёдо — японская каллиграфия

В 80-годах одна из крупных японских компаний по производству электроники провела исследование методик подготовки узких специалистов. В результате длительных поисков было установлено, что всем требованиям отвечает каллиграфия. На базе этого исследования было принято решение ввести уроки чистописания для детей от 6 до 15 лет, как способ исправить плохой почерк и привить нужные навыки для будущих специалистов. 

Практика обучения каллиграфии вошла во многие сферы японского бизнеса. Руководство приглашает учителей, чтобы в перерывах обучать сотрудников. Это благотворно сказывается на творческом потенциале, креативности и продуктивности труда персонала. 

Занятия каллиграфией развивают как физическое, так и психическое здоровье, стимулируют функции мозга, выравнивают ритм дыхания. В целом можно сказать, что каллиграфия продлевает жизнь.

Также читайте: Что делать, если раздражает собственный ребенок

исправить плохой почерк

Почему у ребенка плохой почерк

Для начала давайте разберемся — ребенок просто не научился писать красиво или почерк со временем стал плохим?

С первым утверждением всё понятно — нужно заново выучить правильное начертание букв и межбуквенных соединений. А вот со вторым — стоит поискать причину, потому что почерк не портится сам по себе. 

Что может ухудшить почерк:

— неправильное положение тела ребенка во время письма;

— неудобная ручка;

— недостаточное освещение;

— отсутствие перерывов в процессе написания длинных текстов;

— неправильное размещение тетради/листа на рабочей поверхности;

— неразвитость моторики рук;

— недостатки в пространственном восприятии (кривые строчки).

Но важно еще и объективно оценивать почерк. Да, он может не быть каллиграфическим, но вполне аккуратным и разборчивым. И, скорее всего, ничего с этим делать не нужно. Тогда как действительно плохой почерк ребенка необходимо исправлять

Проанализируйте, как он пишет: 

  • чрезмерный наклон букв, наклон в противоположную сторону;
  • строчки, ползущие вверх или вниз;
  • неразборчивое начертание отдельных букв: «о» невозможно отличить от «а», а «т» от «ш»;
  • неряшливость, кляксы, разводы;
  • большое количество исправлений;
  • слишком крупные или мелкие буквы и т. д.

Как исправить почерк ребёнка

Развитие мелкой моторики 

Педиатры и детские психологи советуют начинать осваивать письмо в возрасте от 6 лет. С детками помладше можно заниматься развитием мелкой моторики. В этом поможет творчество: рисование и раскрашивание, лепка, выкладывание мозаики, игры с конструктором. 

Есть и специальные упражнения, которые помогут подготовить руку к письму:

  • Прижать ладошки к столу и поочередно отрывать от поверхности каждый палец. Потом поднимать одновременно два пальца, к примеру, два мизинца левой и правой рук и так далее.
  • Собирать разложенные на столе карандаши одной рукой. Одно движение — один карандаш. Второй рукой помогать нельзя.
  • Удерживать зажатый между средним и указательным пальцами карандаш. Делать «шаги» по столу так, чтобы карандаш не выпал.
  • Сжать ладонь, будто в ней находится мячик. Поворачивать кисть в разные стороны (по часовой стрелке и против). 
  • Сделать самомассаж пальцев рук.

Как исправить плохой почерк у ребенка

Правильные положение тела, освещение и размещение тетради на столе — первое с чего нужно начать: 

  • Рабочее место должно быть просторным (наклон, как в парте, необязателен, но желателен), стул — удобным, колени согнуты под углом 90°. Спинка и сидение стула — жесткие.
  • Освещение — достаточно яркое. Желательно дневной свет. Размещение лампы — слева, если ребенок правша, и наоборот. 
  • Тетрадь расположите под углом 10-15° к ближнему краю стола справа. Пусть ребенок второй рукой придерживает тетрадь, чтобы она не ёрзала во время письма. Также в этом помогут полиэтиленовые обложки.

Красивый почерк можно получить лишь путем многочасовых тренировок. Как их организовать:

  • Занимайтесь регулярно. Пусть урок чистописания длится всего 15-20 минут, но ежедневно или через день. 
  • Спешка — враг хорошего почерка. Не торопите ребенка, когда он выписывает буквы. Дайте ему столько времени, сколько понадобится. 
  • Учите писать без сильного нажима ручкой по бумаге. Так кисть не будет уставать, а буквы получатся аккуратнее.
  • Секрет красивого почерка — в написании, а не рисовании букв, как делает большинство. Если все межбуквенные соединения будут технически правильными, то для управления ручкой не понадобятся пальцы. Вся нагрузка будет распределена по предплечью и даже плечу.

Для обучения используйте специальные пособия — тетради с мелкой разметкой, которая обеспечит правильный уклон и толщину элементов букв, книги по каллиграфии. Если не справляетесь сами — привлекайте репетитора. Понадобится как минимум 5-10 уроков, чтобы исправить почерк, причем возраст не имеет значения, можно начать даже в 14 лет.

Почему у ребенка плохой почерк

Выбор ручки для письма

Как мы писали выше, неудобная ручка — одна из причин плохого почерка. Если ее форма не соответствует параметрам кисти и пальцев ребенка, то красивых букв не получится. Для маленькой детской кисти нужна небольшая (до 15 см) ручка. При этом короткие модели тоже не годятся, потому что не смогут обеспечить правильный захват пальцами. 

Ребристые ручки или с гранями лучше оставить на потом. Пока ребенок учится, его пальцам должно быть максимально комфортно удерживать ручку. Оптимальный выбор — модель с резиновой накладкой в месте захвата. Она мягкая, не позволит ручке скользить, приятная на ощупь.

Выбирайте ручки, которые пишут мягко, но не толсто. Ширина линии — не более 0,9 мм, а лучше 0,5-0,7 мм. Чернила должны быть достаточно яркими, чтобы ребенку не пришлось увеличивать нажим для повышения четкости букв. 

Перьевая ручка для каллиграфии

Для исправления почерка используйте перьевую ручку. Писать ею чуть сложнее (нужно приноровиться), но именно перо поможет усовершенствовать начертание букв. Можно рисовать причудливые завитки, экспериментировать с разными шрифтами, варьировать толщину отдельных линий — элементов букв. Нажима не нужно вовсе — чернила ложатся на бумагу без усилий. Из-за этого рука будет меньше уставать. 

Кстати, есть детские модели перьевых ручек — с ярким дизайном и удобным захватом для пальчиков. 

__________

Не расстраивайтесь, если сегодня ваш ребенок пишет неаккуратно. У вас есть запас времени до его 20-летия — именно к этому возрасту окончательно формируется почерк человека. Занимайтесь чистописанием каждый день! Не экономьте на правильных ручках и пособиях. 

Совсем немного усилий, и ребенок приятно удивится, как быстро удалось исправить недостатки своего почерка. Его рукописные работы будут ставить в пример в школе, улучшатся оценки. Каллиграфия может стать отличным хобби, а после даже перерасти в профессию. Успехов!

как научить ребенка красиво писать

Красивый почерк у ребенка – мечта многих родителей. Однако на самом деле писать красиво и грамотно умеют немногие дети. Выработать этот навык помогут определенные системы, методики и правила.

Красиво и уверенно выводить буквы можно лишь при развитой моторике, логике и зрительной памяти. Приложив усилия, можно любой почерк превратить в изящный, и это под силу каждому человеку. Как же научиться этому? Читайте советы педагогов, как научить ребенка красиво писать:

  • Рисуйте буквы
    Для взрослого буква – это знак, обозначающий звук. Для детей же – это всего лишь картинка в виде какой-то закорючки, солнышка, месяца, лесенки, домика, человечка. Для знакомства с буквами специалисты рекомендуют в раннем детском возрасте рисовать картинки, которые у ребенка ассоциируются с определенным элементом алфавита.

  • Развивайте моторику
    Писать красиво и аккуратно невозможно без хорошо развитой мелкой моторики. С детьми полезно заниматься такими развлекательными и развивающими занятиями, как рисование и раскрашивание карандашами, лепка из пластилина, мозаика, конструирование из мелких деталей, работа с ножницами, оригами, перебирание круп. Такие регулярные задания подготовят мышцы руки к школьным нагрузкам и будут способствовать выработке красивого почерка.

  • Постоянные тренировки
    Безупречная каллиграфия возможно только при регулярных и систематических уроках. Для этого на помощь спешит пропись. Для дополнительных занятий можно купить прописи, которые используются в школе, а можно выбрать другие —  в виде забавных зверюшек и веселых картинок. Дошкольникам и первоклассникам полезно выполнять штриховку, обводку и рисование по клеточкам. Для отработки каллиграфического почерка детям 2-4 классов рекомендуется выполнять упражнения на списывание. Возьмите любой текст из учебника или книги и попросите ребенка аккуратно переписать его в тетрадь.

Каллиграфия для детей: почему это важно?

Не все взрослые понимают, зачем иметь красивый почерк, тем более во время активного использования гаджетов и цифровых технологий. Такая категория родителей не старается развивать у своих детей навыки каллиграфии. Однако есть весомые аргументы, почему важно научиться красиво писать:

  1. При разборчивом и аккуратно написанном тексте нет сомнений, что он будет правильно воспринят адресатом.
  2. Ровные и аккуратные буквы вызывают приятные эмоции, такой текст хочется читать.
  3. Имея красивый почерк, можно без стеснения подписать поздравительную открытку.
  4. Ребенок, который прилагает усилия и стремится улучшить свой почерк, вырастает дисциплинированным.
  5. Каллиграфия способствует упорядочиванию мыслей и успокоению.
  6. Красивый почерк развивает любовь к прекрасному.
  7. Во время написания букв активно развивается мышление.

Небрежное письмо неизбежно приводит к опискам и ошибкам, что влияет на успеваемость не только по русскому языку, но и по другим школьным дисциплинам. Даже математически одаренный школьник при плохом неаккуратном почерке будет допускать просчеты и опечатки.

как исправить почерк ребенку

Причины проблем с почерком у детей

Плохой почерк не всегда вызван нежеланием ребенка красиво писать. Здесь могут быть “виновны” и другие причины:

  1. Неудобное рабочее место
    Обратите внимание на стул и стол, за которым занимается малыш. Важно отрегулировать высоту мебели, чтобы она соответствовала возрасту и росту. Чтобы написать строчку, ребенок не должен тянуться вверх или, наоборот, сильно наклоняться. Это приведет не только к некрасивому почерку, но и проблемам с позвоночником. Мебель не должна скрипеть и шататься, потому что это отвлекает и раздражает. Также на рабочем месте во время выполнения упражнений должен быть порядок – никаких игрушек и отвлекающих предметов. Проследите, чтобы для правшей свет падал слева, а для левшей – справа. В вечернее время, когда дневного света недостаточно, кроме настольной лампы следует включать и верхний свет.

  2. Неправильное положение тетради
    Часто дети пишут некрасиво лишь потому, что тетрадь на столе лежит неправильно. Важно, чтобы середина рабочего листа располагалась чуть правее середины груди ребенка. Левый нижний угол листа должен быть слегка опущен, а правый верхний приподнят.

  3. Слабая спина
    Чтобы ребенок мог красиво писать, у него должна быть достаточно крепкая спина. Многие не понимают, как физическое состояние детского организма может быть связано с почерком. Ровная спина, крепкий плечевой пояс, прямая осанка – обязательные условия для аккуратного письма.

  4. Канцелярские принадлежности
    В детском возрасте важно, чтобы письменные принадлежности были не только правильными, но и привлекательными и желанными. Учителя рекомендуют покупать тетради, ручки и карандаши, выбирая их вместе с ребенком.

Выполните развивающие упражнения от Айкьюши

Нарушение письма: виды дисграфии

Нарушение письма среди детей дошкольного и раннего школьного возраста – частое явление, которое обозначается термином «дисграфия». Согласно статистике, такая проблема наблюдается от 5% до 20% младших школьников. При этом среди мальчиков нарушение встречается в 4 раза чаще, чем у девочек.

Дисграфия – длительная неспособность овладеть навыками правильного письма. Важно, что при этом отсутствуют интеллектуальные и психические нарушения. Дисграфия имеет разные степени проявления. Иногда ребенок не может овладеть написанием определенного элемента буквы, но бывают и случаи, когда сложности возникают с воспроизведением на бумаге целой буквы.

В зависимости от сложности проблемы различают акустическую, моторную и оптическую дисграфию.

Акустическая дисграфия проявляется неспособностью ребенка различать отдельные звуки, особенно сходные по звучанию. Такое нарушение приводит к неспособности выразить эти звуки с помощью букв.

Моторная дисграфия вызвана неверным движением руки во время письма. Нарушение связано со зрительным и звуковым восприятием звуков.

Оптическая дисграфия – невозможность соотнести зрительное восприятие буквы с ее написанием.

Детский почерк – методы исправления

как научить ребенка писать красиво и быстро

Нередко родители интересуются у педагогов, как исправить почерк ребенку. Вам пригодятся наши советы, чтобы решить эту проблему:

  • Возьмите карандаш
    Работая над формированием каллиграфического почерка, используйте простой карандаш, чтобы исправить возможные ошибки.

  • Соблюдайте границы
    Научите ребенка не выходить за линии. Если буквы слишком большие или нет различий между строчными и маленькими буквами, используйте тетрадь с крупными клетками. Ребенку нужно объяснить, что строчную букву мы «прячем» в домике, потому остальные должны быть меньше в 2 раза.

  • Пишем алфавит
    Несколько раз в неделю давайте ребенку задание записать алфавит от начала до конца прописными и строчными буквами. Затем попросите написать буквы парами с различными соединениями.

Чем больше ребенок занимается каллиграфией, тем более укрепляется и совершенствуется этот навык. Для идеального написания букв важна постоянная и частая практика, которая способствует красивому почерку.

Поза при письме

Во время выполнения упражнений важно сидеть с  прямой спиной и руками, положенными на край стола. Ноги должны быть согнуты в коленях под углом 90 градусов, а стопы должны стоят на полу или на специальной подставке. Расстояние от угла глаз до тетради около 30 см. Если развалиться на стуле или согнуться над тетрадью, то не получится красиво написать буквы.

Научите ребенка правильно держать ручку

как исправить детский почерк

С первых минут, как только ребенок взял ручку, важно, чтобы он делал это правильно. Как правильно держать ручку? Она должна лежать на среднем пальце, удерживаться подушечкой большого пальца и прикрываться сверху указательным. Мизинец и указательный палец при написании служат опорой для руки и скольжения по бумаге.

В большинстве случаев практически все школьники неправильно держат ручку. Отучить от этого несложно, для этого используйте следующие приемы:

  • «Пинцет»
    С помощью этого упражнения ребенок поймет, как верно держать ручку для удобного письма. Суть метода проста: малыш должен захватить письменную принадлежность тремя пальчиками за самую верхушку – большим, указательным и средним. А затем постепенно опускаться пальцами все ниже и ниже, пока ручка сама не примет нужное положение.

  • «Контрольная точка»
    Еще один эффективный способ, который поможет быстро понять, как держать ручку правильно. Прежде чем приступать к выполнению письменных заданий, нарисуйте на среднем пальчике ребенка яркую точку. Она будет служить местом опоры для ручки. Затем с помощью наклейки или скотча такую же отметку сделайте на ручке. Это будет уровнем, ниже которого пальцы опускаться не должна.

  • «Салфетка»
    Дайте ребенку салфетку, чтобы он смог удержать ее мизинцем и безымянным пальцем, плотно прижав к ладошке. Объясните, что эти два пальчика заняты, потому принять участия в письме не могут. Таким образом, свободными остаются лишь верные пальцы.

Какая должна быть ручка

Выбирая пишущие принадлежности, обращайте внимание на физиологические особенности детской руки. Предмет для письма не должен быть слишком толстым, тонким и тяжелым.

каллиграфия для детей

Ручки бывают гелевые и шариковые. Для дошкольников и младших школьников подходит второй вариант. Аккуратность и красота письма зависит и от качества, и состава чернил. Гелевой ручкой надо уметь писать аккуратно, не допуская клякс и разводов. Потому детям младшего школьного возраста она не подойдет. Кроме того, такие ручки могут резко перестать писать и начинают царапать лист бумаги.

При выборе шариковой ручки тоже важно знать некоторые правила и особенности. Стержень должен быть тонким, так он будет оставлять после себя аккуратный четкий след. Перед покупкой ручку обязательно нужно проверить в деле, проведя на бумаге несколько полосок. Если предмет полностью выполнен из металла или пластмассы, это не лучший вариант – детские пальчики будут скользить по такому материалу. Желательно, чтобы место, где располагаются пальцы, имело резиновую накладку. Оптимальная длина изделия – 15 см.

Развиваем мелкую моторику

детский почерк

Плохая или недостаточно развитая моторика – основная причина некрасивого и неаккуратного почерка. У детей, которые не развивают эту способность, на письме образуется много лишних ломаных и изогнутых линий, буквы «прыгают» на строчках, их пропорции нарушены.

Развитие мелкой моторики поможет повысить подвижность пальцев и кистей руки, улучшить координации движений, которые важны при письме. Сделать это можно с помощью следующих упражнений:

  • Пальчиковая гимнастика
    Инсценируйте небольшие рассказы или сказки с помощью пальцев рук. Лучше всего выбрать рифмованные произведения, потому что они легче запоминаются. Ребенок во время таких упражнений должен заучить не только стишки, но и последовательность движений и положение пальцев. В пальчиковой гимнастике задействуются все пальцы обеих рук, при этом их сжатие чередуется с расслаблением.

  • Пальчиковый «Твистер»
    Эта настольная игра должна быть у всех детей, чьи родители желают, чтобы у них был красивый почерк. Купить ее можно в любом детском магазине или сделать самостоятельно игровое поле из картона, нарисовав на нем цветные кружочки и прикрепив крутящуюся стрелку. Также для игры вам понадобятся кубики. Суть игры – выставить пальцы на игровом поле так, как выпало в рулетке. Победит тот, кто сможет правильно расставить и удержать в таком положении пальцы обеих рук.

  • Театр теней
    Такая увлекательная игра – эффективный способ развития точных и согласованных движений пальцев и кистей рук. Также театр теней улучшает концентрацию внимания и усидчивость. Для занятия понадобится только торшер или настольная лампа, а саму игру можно проводить вечером. Осветительные приборы поставьте так, чтобы тень падала на стену. Сядьте с ребенком на расстоянии 3-4 метров от стены, чтобы тени получались нужных размеров. С помощью пальцев и кистей рук можно показывать как отдельных животных, так и целые сценарии увлекательных рассказов. Самые популярные сюжеты среди детей дошкольного и раннего школьного возраста – рождение и полет бабочки, лающая собака, лебедь или гусь.

Пространственное мышление

тренировка почерка через графический диктант

В начале обучения письму многие дети сталкиваются с нарушением межбуквенного интервала, зеркальным написанием букв, путают визуально схожие элементы, пишут слишком размашисто или чрезмерно узко. Такие нарушения указывают, что у ребенка плохо развито зрительно-пространственное мышление. Детский мозг в таком случае неправильно воспринимает положение, формы и размеры как письменных знаков, так и всех предметов в целом.

Для формирования красивого почерка выполняйте такие упражнения:

  • «Зеркало»
    Это задание поможет лучше ориентироваться в пространстве и хорошо владеть своим телом. Попросите ребенка посмотреть на себя в зеркало, а затем провести ладошкой по лицу от носа ко рту и вернуться обратно. На следующем этапе упражнения необходимо повторить движения без зеркала, а потом с закрытыми глазами.

  • Графический диктант
    Рисование в тетрадях в клетку, которое выполняется под диктовку. Взрослый говорит, на сколько шагов (клеток), ребенку нужно двигаться ручкой в тетради. В результате должен получиться законченный рисунок. Графический диктант помогает ориентироваться в пространстве тетради, а также способствует развитию зрительно-пространственного мышления. Для детей младшего возраста также полезны раскраски и лабиринты.

  • «Поиск сокровищ»
    Цель игры – найти спрятанный предмет. Вы озвучиваете подсказки, куда и как перемещаться в пространстве – дойти до окна, нагнуться, развернуться, пройти вперед. Альтернативой этого развивающего занятия также является игра «Холодно-горячо».

  • Штриховка
    Заштриховывать готовые контурные рисунки – одно из любимых занятий детей дошкольного и младшего школьного возраста. Штриховать рисунок можно разными линиями и в любом направлении – по горизонтали, вертикали, диагонали, волнистыми и даже ломаными. Штриховка способствует развитию терпения, усидчивости, аккуратности и правильного пространственного восприятия.

Формируем графический навык у детей

плохой почерк у ребенка

Закреплять графические навыки также помогают уроки рисования. Во время рисования происходит развитие левого и правого полушарий мозга, конкретно-образного и абстрактно-логического мышления. Также это занятие полезно тем, что:

  • тренирует координацию движений;

  • выстраивает связь между мышлением и речью;

  • упорядочивает большой объем полученных знаний;

  • закрепляет новую информацию.

Развитие графических навыков способствует формированию красивого почерка, если будут соблюдены следующие правила:

  1. Занятия проводятся регулярно и систематически.
  2. На уроках используются графические материалы.
  3. Дети поэтапно выполняют задания, то есть рисование не должно быть произвольным.
  4. Занятия должны проводиться в комнате с благоприятной обстановкой и творческой атмосферой.

Чтобы дети могли графически изобразить предмет, они должны иметь о нем представление. Перед учителем или родителем стоит задача – обратить детское внимание на основные свойства предмета, которые важны в их изображении на бумаге.

Секреты красивого почерка

научить ребенка красивому почерку

Научиться красиво писать помогут следующие лайфхаки:

  • правильная осанка;

  • правильное положение тетради на письменном столе.

  • образец для подражания — например, прописи, в которых уже прописаны буквы;

  • отсутствие спешки. Не стоит торопить ребенка, у всех разный темперамент: кто-то пишет быстрее, кто-то медленнее. Когда будет получаться хорошо писать буквы, можно немного ускориться.

  • сосредоточенность – во время занятий важно не отвлекаться на посторонние предметы. 

Тренировка навыков письма

Начинайте развивать навыки письма только тогда, когда детская рука готова к этому. Готовность руки к письму можно самостоятельно оценить с помощью простого теста. Предложите заштриховать фигуру или контурное изображение предмета. Если штрихи ровные, параллельные, удаленные друг от друга на одинаковом расстоянии, не сильно выходят за контуры изображения, значит, можно приступать к обучению каллиграфии.

Начинайте тренировки с рисования обычных палочек, точек, крючков, завитков. Дайте малышу возможность выводить их на листе бумаги так, как он хочет. Когда ребенок будет справляться с этим заданием, переходите к работе в прописях.

Упражнения для каллиграфии

В 5-6 летнем возрасте уже можно приступать к освоению печатных букв. Здесь важно показать, в какой последовательности пишутся все элементы и какие пропорции должны быть между ними. Начните с самого простого — букв «о», «с», «а», «л», а затем переходите к более сложным. Для закрепления навыка можно каждый раз в конце занятия просить ребенка написать свое имя.

В каллиграфии есть одно важное правило – при письме не задействовать запястья. Строчные буквы необходимо писать, отрывая только пальцы от листа бумаги, а для создания завитков и заглавных букв мы используем локоть и плечо.

Рекомендации родителям по формированию красивого почерка у ребенка

каллиграфия

Не все занятия по формированию красивого почерка приносят детям пользу и дают положительный эффект. Чтобы достичь поставленных целей, важно соблюдать правила, как научить ребенка писать красиво, аккуратно и быстро:

  1. Лучше заниматься по 20-30 минут в день ежедневно, чем по несколько часов раз в 2-3 дня. Если урок длится 30-45 минут, обязательно делайте 5-ти минутный перерыв.
  2. Если у ребенка большая нагрузка в школе, чередуйте домашние задания с выполнением упражнений по развитию красивого почерка.
  3. При проверке выполненных заданий делайте акцент на успехах ребенка, а не на его неудачах. Детей обязательно нужно хватить, поощряя к получению новых знаний и совершенствованию уже приобретенных навыков. Похвала должна быть аргументированной: важно указывать, что именно ребенок выполнил правильно, чтобы он сам это видел и понимал.
  4. Занимайтесь по проверенным образовательным пособиям – прописям В.А. Илюхиной, В. Г. Горецкого или используйте специальные тетради для занятий каллиграфией.
  5. Занятия должно проходить в спокойной обстановке, без криков и резких замечаний. Обучение должно вызывать радость и вдохновение, а не страх. Важно понимать, что получаться у ребенка будет не сразу, поэтому проявляйте терпение, понимание и мягкость.

красивый почерк у ребенка

Обратите внимание, что перед школой ребенок должен обладать следующими навыками письма:

  • хорошо ориентироваться в строчках и клеточках, не теряться в них;

  • проводить прямые, косые и изогнутые линии;

  • рисовать линии по направлениям — сверху вниз, слева направо;

  • соединять противоположные углы клетки;

  • выполнять графические диктанты.

Обладая этими базовыми навыками, малыш сможет быстро адаптироваться к учебному процессу и качественно применять новые знания и умения. Скорописание позволит ребенку легко усваивать школьную программу, не отставая от одноклассников. Что ещё нужно знать будущему первокласснику? Об этом в нашей статье Что должен знать ребенок перед школой.

Айкьюша

Айкьюша и команда

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как составить электронную формулу элемента для элемента se
  • Как найти игрока на покер
  • Как найти первую запись группы вконтакте
  • Как найти тензор матрицы
  • Паскаль как найти время