Ктп как правильно составить

Календарно-тематическое планирование по ФГОС

КТП – это самая объемная часть РП, и именно с этого следует начинать работу по составлению рабочей программы, т.к.  (сл 2) Календарно-тематическое планирование  позволяет распределить весь учебный материал в соответствии с учебным планом и годовым графиком работы общеобразовательного учреждения. В календарно — тематическом планировании должны быть отражены разделы и темы курса, последовательность их изучения, используемые организационные формы обучения и количество часов, выделяемых как на изучение всего курса, так и на отдельные темы. Каждый отчетный период (четверть, триместр, полугодие) календарно-тематический план рабочей программы соотносится с журналом и отчетом учителя о прохождении программного материала, с электронным журналом. В случае их расхождения учитель обосновывает и вносит изменения в календарно — тематический план, обеспечивая условия для прохождения программы в полном объеме за меньшее или большее количество учебных часов.

Календарно-тематическое планирование осуществляется на учебный год.

Т. о. Задачами календарно-тематического планирования являются: (сл 3)
— определение места каждой темы в годовом курсе и место каждого урока в теме; 
— определение взаимосвязи между отдельными уроками, темами годового курса.

№ пп

Наименование разделов и тем

Коли-чество часов

Вид занятия

Вид

контроля

Дата проведения занятий

Плани-руемая

Факти-ческая

1

1.1

1.2

Содержание календарно-тематического планирования с определением основных видов учебной деятельности обучающихся включает(сл 4)

  •  наименование разделов и тем;
  •     количество часов;
  •     вид занятия;
  •   виды контроля или самостоятельной работы;
  • дата проведения занятия (планируемая дата проведения занятия заполняется в начале каждой четверти в соответствии с расписанием; фактическая дата проведения проставляется по факту проведённых занятий еженедельно)

По своему усмотрению учитель может добавить графы «домашнее задание», «примечания».

В графе «Примечания» могут содержаться пометы, сделанные учителем в процессе работы по данному тематическому планированию, например: 
— используемая дополнительная литература; 
— содержание индивидуальных заданий для слабоуспевающих учащихся; 
— запланированная индивидуальная работа с одаренными учениками; 
— используемые нетрадиционные формы уроков; 
— необходимое оборудование на уроке и др. 

В КТП может применяться сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие количеству часов программы , учитель по своему усмотрению в скобках или в отдельной графе может также дать нумерацию и внутри каждого раздела. 

Отличие от содержания программы допускается не более чем на 30% (изменения необходимо указать в плане и обосновать в пояснительной записке). Предлагаю Вам рассмотреть варианты КТП, по которому работали учителя до внедрения ФГОС и затем в сравнении сделать вывод о том, какие коррективы необходимо внести в составление КТП по ФГОС.

Пример КТП по физике для 7 класса(2011-2012 уч.г.)

Название темы

(тема урока)

Количество часов

п/п

урока

Дата проведения занятия

Тип урока

Вид самостоятельной работы

Домашнее задание

По плану

Факти-чески

1

2

3

4

5

6

7

8

                  ТЕМА 1: Введение

4

Тема урока

Тема урока

Тема урока

Что изучает физика. Наблюдения и опыты.

1.1

1

3.09.12

3.09.12

вводный

П. 1-3

Физические величины. Погрешность измерений.

1.2

2

4.09

4.09

комб.

работа с приборами

П. 4-5 упр.1

Физика и техника.

1.4

3

10.09

10.09

комб.

П.6

,,Определение цены деления измерительного прибора.

1.3

4

11.09

11.09

Л.Р. № 1

Л.Р. № 1

П. 1-5 повт. Зад.1

Пример планирования по иностранному языку(2011-2012 уч.г.).

№ пп

Наименование разделов и тем

Количество часов

Контроль навыков чтения

Контроль навыков говорения

Контроль навыков восприятия на слух

Контроль навыков письма

Дата проведения занятий

Планируемая

Фактическая

I четверть

24

1

Цикл 1.

Мои планы на этот учебный год.

13

1.1.

Мои планы на этот учебный год.

1

02.09.14

1.2.

Различные стратегии чтения.

1

03.09.14

1.3.

Новости из школы Святого Давида.

1

05.09.14

Т. е. мы видим, что КТП по обоим предметам составлено согласно содержанию. Есть небольшие расхождения, связанные со спецификой каждого предмета. В основном это касается видов контроля. Так, для иностранного языка характерно наличие контроля по 4 видам деятельности(письмо, говорение, аудирование, чтение),

— по русскому языку — контрольные работы, диктанты, сочинения, изложения, уроки развития речи, тесты, контрольное списывание; 
— по литературе — контрольные работы, уроки развития речи, тексты для заучивания наизусть, тесты; 
— по математике — контрольные и самостоятельные работы, тесты; 
— по физике, химии, биологии — контрольные и лабораторные работы, тесты; 
— по географии — контрольные и практические работы; 
— по истории и обществознанию — контрольные срезы знаний, тесты; 
— по черчению — контрольные и графические работы; 
— по ОБЖ — контрольные и практические работы, тесты; 
— по музыке, изобразительному искусству — практические работы и контрольные срезы знаний; 
— по физической культуре — нормативы физической подготовленности учащихся; 
— по информатике — контрольные срезы знаний, тесты. 

В принципе, с таким КТП все работали, все с ним знакомы и особых затруднений оно ни у кого не вызывало. Чем же отличается КТП по ФГОС? Согласно ПОЛОЖЕНИЮ  о рабочей учебной программе по предметам, курсам,  дисциплинам (модулям), педагога, реализующего ФГОС МОУ «Средняя школа №25» г.о.Саранск Республики Мордовия от 29.08. 2014 года, КТП должно включать в себя:

— номер раздела; номер урока;

— перечень разделов, тем и последовательность их изучения;

— количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

— темы отдельных уроков;

— календарные сроки по плану;

— фактические сроки с описанием причин корректировки дат;

— тип и вид урока; (См. Приложение №7)

— виды деятельности с учетом ФГОС (в т.ч. проектная);

— формы контроля;

— дополнительные разделы по усмотрению учителя.  Вот так выглядит шапка таблицы планирования , общая для всех предметов. Если сравнивать 2 образца, 2 таблицы, ту, по которой мы составляли планирование до ФГОС, и планирование по ФГОС, мы конечно же заметим, что второе планирование имеет более сложную структуру, в ней больше колонок таблицы. Прежним остается наличие заголовков: раздел, тема, количество часов, дата по плану и фактическая, домашнее задание, формы/вид контроля. Новое, то, чем мы дополняем планирование старого образца: планируемые результаты(УУД), виды деятельности с учетом ФГОС.

Хотелось бы кратко напомнить виды УУД. Они разнятся, в зависимости от образовательной ступени. Разные требования предъявляются к ученикам младших, средних и старших классов. При этом существует четыре базовых группы универсальных учебных действий:

  1. Личностные. Помогает учащемуся познать себя и разобраться в своей собственной личности. Способствует формированию нравственной и этической оценке.
  2. Познавательные. Сводятся к возможности воспринимать информацию, обрабатывать ее и на основе полученных данных делать новый вывод.
  3. Коммуникативные. Под этим умным словом кроется способность учащегося взаимодействовать с другими людьми, учителями и одноклассниками. Школа это один из важнейших этапов социального развития человека, проблемы в этом периоде могут преследовать долгие годы, уже по завершению обучения.
  4. Регулятивные. Способность составлять план и изменять его, под воздействием новых факторов. Еще один полезный навык, который можно приобрести, учась в школе.

Теперь что  касается видов деятельности. Основные виды деятельности учащихся на уроке по ФГОС заключены в участии детей в различных учебных ситуациях, которые ставятся перед ними педагогом. Учитель при этом призван в основном наблюдать. Его задача – направлять и помогать, но в минимальном объеме. Даже выводы учащиеся должны делать сами. На уроках, проводимых по стандартам ФГОС, педагог использует все виды деятельности школьников в совокупности. И это производится с использованием самых современных средств освоения нового материала (компьютер и интернет, аудио- и видеопособия и т. д.). И, конечно же, здесь не обходится без книг и карточек, наглядных пособий и иллюстраций. Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа.

Календарно-тематическое планирование.

                                             Таблица календарно-тематического планирования по (название предмета, курса) на  … класс

№ раздела / № урока

Раздел

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Форма контроля

Домашнее задание

Предметные  УУД

(знать, уметь, владеть)

Метапредметные и личностные  УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

План.

Факт.

Давайте теперь рассмотрим несколько примеров планирования по ФГОС.

Календарно – тематическое планирование по химии в 8 классе

п/п

Дата/Факт

Тема

Цели и задачи

 урока

УУД

Оборудование, эксперимент

Дом.

задание

Применение ИКТ

  • Введение  (6 ч.)

Цель и задачи: Формирование у учащихся знаний и умений в предмете химия в рамках вводного курса:

  • понятийный аппарат
  • представление о химических реакциях
  • представление о ПСХЭ    Д.И.Менделеева                                                    
  • научить расчитывать молекулярную массу и массовую долю вещества
  • познакомить учащихся с лабораторным оборудованием
  • познакомить учащихся  с правилами ТБ

1

03.09

Предмет химии. Вещества.

Дать понятие о предмете химии. Сформировать первоначальные представления:

а) о веществе, а также о простых и сложных веществах;

б) о химическом элементе и о трех формах его существования;

в) начать формировать умение характеризовать вещества, используя для этого их физические свойства.

ЛИЧНОСТНЫЕ:

1.Мотивация на учения предмету химия

 2.Развивать чувство гордости за российскую химическую науку

3.Нравственно-этическое оценивание

КОММУНИКАТИВ-НЫЕ:

1. Планирование практической работе по предмету

2.Разрешение конфликта

3.Управление поведением партнера

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

1.Формирование познавательной цели

  • Символы химических  элементов
  • Химические формулы
  • Термины
  • Анализ и синтез

РЕГУЛЯТИВНЫЕ:

1.Целеполагание и планирование

.

Хим.опыты «Превращение воды в «молоко» и «молока» в воду» и «Превращение «воды» в «кровь»

Хлорид кальция (р-р)

Карбонат натрия (р-р)

Соляная к-та

Вода

Уксусная к-та

Фенолфталеин

Введение

§1

Упр. 6,8,9

+

2

05.09

Превращение веществ. Роль химии в жизни человека. Краткий очерк истории химии.

1.Начать формирование понятий о химических явлениях, их отличий от физических явлений.

2.Дать начальные представления о химической реакции.

3.Раскрыть роль химии в жизни человека. Кратко представить историю развития науки химии.

§ 2, 3 — пересказ

+

3

10.09

Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов.

1.Ввести понятие о знаках хим.элементов.

2.Ознакомить уч-ся со структурой Периодической таблицы.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 4. Выучить знаки хим.эл. (табл.1)

4

12.09

Химические формулы. Относительная атомная  и молекулярные массы.

1.Дать первые представления о хим. формулах, научить школьников читать их.

2.Сформировать понятие о коэффициентах и индексах. Дать понятия об относительной атомной и молекулярной массах.

3.Научить ребят рассчитывать относительную молекулярную массу.

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5. Упр.1,2

5

17.09

Массовая доля элемента в соединении.

Научить уч-ся вычислять массовую доли элемента в химическом соединении

Таблица Д.И.Менделеева,

§ 5.

Упр. 6,7

6

19.09

Практ. работа №1 «Приемы обращения с лабораторным оборудованием»

«Правила Т.Б»

1.Познакомить уч-ся с лабораторным оборудованием, приемами обращения с ним.

2.Рассмотреть правила техники безопасности в кабинете химии

Лабораторная посуда, лабораторное оборудование

Календарно-тематическое планирование по географии в 5 классе

Дата урока

(план)

Дата

( факт)

Цель урока

Д/з

Тема урока

Вид контроля

Планируемые результаты

(в соответствии с ФГОС)

5.09

§3

Тема 1. Земля и ее изображение  (5 часов).

От плоской Земли к земному шару.

 Предметные: определять, какую форму имеет Земля. Объяснять эволюцию знаний о форме земли. Приводить доказательства шарообразности Земли.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, структурировать учебный материал.

Личностные: осознание значения географии в развитии представлений о форме Земли.

10.09

§3

Форма, размеры и движения Земли.

Предметные: давать определение понятиям: полюс, экватор. Объяснять, в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять главное в различных источниках информации.

Личностные: понимание влияния движений Земли на протекание природных явлений.

Календарно-тематическое планирование по истории в 5 классе

Темы урока.

Кол-во  часов            

Основные  элементы

 содержания урока.

Характеристика основных видов деятельности учащихся.

Формы и виды контроля.

Домашнее

задание.

Дата по плану

Фактическая

1.

Введение.

1

Письменные источники о прошлом. Древние сооружения как источник наших знаний о прошлом. Роль археологических раскопок в изучении истории Древнего мира.

ПУУД: составить план текста.
РУУД:
 выяснить, что нового узнали об археологических источниках.
ЛУУД:
 какое значение имеет для меня история
КУУД:
 обсудить, какое значение имеют  раскопки для изучения жизни  людей.

Составление плана текста.

Рисунки, презентации.

Стр. 6 читать,

Учебно-тематическое планирование  по математике  в 5 классе (ФГОС ООО)

№ п/п

№ п/т

Дата

Тема урока

Основное содержание по темам урока

Кол-во часов

Планируемые результаты

Форма

организации

образовательного

процесса

КОЦ

Деятельность обучающихся

Предметные

Личностные

Метапредметные

Повторение (3ч)

1

1

Повторение. Урок- путешествие к острову «Натуральных чисел».

Натуральный ряд чисел и его свойства. Изображение натуральных чисел точками и числовой прямой.

1

Читают и записывают многозначные числа

Выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно оценивают свою учебную деятельность; применяют правила делового сотрудничества

Регулятивные – определяют цель учебной деятельности, осуществляют поиск средства её достижения.

Познавательные – передают содержание в сжатом (развернутом) виде.

Коммуникативные – оформляют мысли в устной и письменной речи с учетом речевых ситуаций

Практикум

 по решению

 наиболее

типичных

задач из

курса 1Vкласса

Работа по индивидуал. Картам

2

2

Решение задач.

Арифметические действия с натуральными числами.

1

Математическая эстафета

3

3

Использование свойств натуральных чисел при решении задач.

Моделирование условия с помощью схем, рисунков, реальных предметов.

1

Работа у доски

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ «УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

№ урока

Кол-во часов

Тема урока

Содержание урока

Теория литературы

Лексич.

работа

Предметные результаты.

/

Основные виды деятельности учащихся

Метапредметные и личностные результаты.

/

Универсальные учебные действия

Задание

к уроку

Дата

по плану

Дата фактич.

5

1

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки.

Истоки устного народного творчества, его основные виды.

Загадки,

антитеза, антонимы, иносказа

ние.

Различать виды устного народного творчества. Различать виды загадок, определять жанр.

Создавать  загадку.

Определять тему своего рассказа.

Познавательные:

Строить логические цепи рассуждений. Выбирать основания и критерии для классификации объектов.

Регулятивные:

Сопоставлять способ и результат своих действий с заданным эталоном

Коммуникативные:

Вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении, владеть монологической и диалогической речью.

 Личностные:

Потребность в самовыражении через слово. Устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.

 Д.з: прочитать статью учебника, заполнить вторую часть таблицы «УНТ».

Составление словарной статьи.

Инд.задание: подготовить сообщения «Загадка в русских сказках», «Что представляет собой загадка в наше время?» Выразитель

ное чтение загадок Г.Остера.

Календарно-тематическое планирование по немецкому языку во 2 классе

№ раздела / № урока

Раздел

Тема урока

Тип урока / вид урока

Дата

урока

Планируемые результаты

Виды деятельности

Домашнее задание

Планируемая/фактическая

Предметные  УУД

(знать, уметь, владеть)- Пр.

Метапредметные и личностные  УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)- Л., Р., П., К.

Вводный курс. Часть I

1.

Что надо знать перед тем, как отправиться в путь

Вводный

02.09

Л. Иметь информацию о стране изучаемого языка

— Германии.

П. Иметь представление об учебном комплекте

«Немецкий язык. Первые шаги».

К. Воспринимать на слух имена главных персонажей

учебника, выражения классного обихода и речевые

клише (приветствие, прощание)

Р. Осуществлять сотрудничество в парах при

выполнении учебных задач.

• Воспринимать на слух информацию о стране изучаемого языка — Германии.

• Рассматривать учебный комплект «Немецкий язык. Первые шаги».

• Воспринимать на слух имена главных персонажей учебника и информацию о предстоящих проектах: — подготовка «Праздника алфавита» на материале первой части учебника; — подготовка праздника «Прощай, 2-й класс!» к концу учебного года.

• Раскрашивать рисунки персонажей учебника и «Праздника алфавита».

Раскрасить картинки в рабочей тетради 1.

Форма календарно — тематического плана утверждается на уровне образовательного учреждения. Приведенные в таблицах организационные формы обучения и контроля носят примерный характер. Они определяются особенностями класса, в котором преподается предмет, спецификой самого учебного курса (например, необходимостью проведения практических и лабораторных работ для предметов естественно — научного цикла), особенностями методик и технологий, используемых в процессе обучения. Так, при изучении гуманитарных дисциплин, особенно в старших классах, можно планировать семинары. Кроме того,  могут быть включены экскурсии, конференции и другие формы проведения занятий.

Автор статьи

Нина Афонина

Эксперт по предмету «Педагогика»

преподавательский стаж — 4 года

Задать вопрос автору статьи

Календарно-тематическое планирование: понятие и назначение

Определение 1

Календарно-тематический план (КТП) – это документ, содержащий плановые мероприятия по реализации учебной программы и эффективному проведению учебных занятий.

Составление КТП необходимо для того, чтобы распределить содержание учебной программы по отдельным учебным дисциплинам и отдельным занятиям. В нем утверждается порядок проведения и количество лабораторных занятий, семинаров и контрольных работ, а также самостоятельная работа учащихся.

Календарно-тематическое планирование распределяет объем и количество часов, отводимых на усвоение конкретного курса и отдельной его темы. Планы составляются по отдельным дисциплинам, что позволяет сделать процесс обучения более продуктивным и качественным. При этом учебная нагрузка распределяется равномерно, а материал изучения распределяется равномерно. При этом реализуется оптимальный выбор методов и средств обучения, реализуется своевременная поставка материала и техническое снабжение.

Календарно-тематическое планирование было разработано в качестве инструмента контроля администрацией учебного учреждения и внешними органами государственной власти за реализацией образовательной программы, ее выполнением и распределением учебной нагрузки в оптимальном объеме.

КТП составляется педагогом на основании утвержденной программы деятельности на конкретный учебный период: четверть, полугодие, год. Он может быть составлен на бумажном носителе и в электронной форме. План утверждается директором учебного заведения и хранится у него. Как правило, данный план детализируется по отдельным направлениям работы педагога.

Составление календарного плана позволяет реализовывать воспитательное и образовательное воздействие на учащихся систематически и поэтапно. Это помогает достигнуть положительного эффекта в педагогической деятельности. Кроме того, это позволяет реализовать план учебно-воспитательной работы по всем основным направлениям.

Условия эффективного составления КТП

Составление календарно-тематического плана должно производиться таким образом, чтобы его реализация отвечала условиям эффективности образовательной деятельности и помогало в достижении целей и задач образования.

«Составление КТП на учебный год» 👇

В этой связи к составлению КТП предъявляются следующие требования, он должен:

  • соответствовать принципам развивающего обучения. План должен быть ориентирован на развитие ребенка;
  • быть полным и обоснованным, а также содержать достаточный объем детализированной информации;
  • отвечать принципам обучения и воспитания, их целевому назначению и комплексному применению;
  • отвечать принципу комплексного построения и тематической организации образовательного процесса;
  • отвечать принципу интеграции образовательных областей;
  • решать образовательные задачи, с учетом возрастной специфики развития и индивидуальных особенностей учащихся;

Замечание 1

Помимо того, информация плана должна быть научно-обоснованной и практически применяемой, оформление КТП должно отвечать требованиям ФГОС, в плане необходимо четко прописывать форму проведения любых занятий.

В основу составления плана закладывается пример основной общеобразовательной программы, по которой реализуется деятельность образовательного учреждения.

Содержание календарно-тематического плана

По своей структуре календарно-тематический план состоит из следующих разделов:

  1. Титульный лист.
  2. Содержание КТП на учебный период.
  3. Отчет о реализации плановой работы за утвержденный период.

Каждый раздел плана имеет свою специфику заполнения.

Титульный лист заполняется таким образом, чтобы в верхней части было прописано наименовании учебной дисциплины и специальности, период плановой деятельности.

В нижней части указывается количество учебных часов по определенной дисциплине, дата утверждения КТП и подпись педагога, а также председателя комиссии, утвердившей план.

Титульный лист включает таблицу, состоящую из одиннадцати граф. Каждая графа содержит определенную информацию, касающуюся пояснения плана.

Что касается содержания КТП, то оно, также, представлено в табличной форме и содержит 8-10 граф. Каждая графа содержит определенную информацию по учебной работе. Рассмотрим содержание каждой графы:

  1. Содержит номер учебного занятия.
  2. Прописывание темы каждого учебного занятия в лаконичной и доступной для восприятия форме.
  3. Количество часов, отведенных на проведение одного учебного занятия.
  4. Тип каждого учебного занятия.
  5. Рабочий материал: средства, методы, техническое снабжение, методический материал, который планируется использовать на каждом учебном занятии.
  6. Материал для самостоятельного изучения учащихся и задания для самостоятельной работы.
  7. Количество часов, отводимых на самостоятельную работу учащихся.
  8. Название вида и типа самостоятельной работы, которая реализуется не в домашних условиях.

Некоторые планы могут содержать 10 граф, в которых отражается информация о дополнительных мероприятиях и формах организации отдельного занятия: экскурсии, лабораторные работы, исследовательская деятельность.

В отчете о реализации плановой деятельности проводится мониторинг и оценка организации педагогического процесса по изучению конкретной дисциплины, степень ее освоения учащимися. педагог составляет этот отчет в конце периода реализации КТП.

Происходит заполнение граф по рабочей деятельности педагога, утвержденной содержанием плана и исполненной по факту. Если какие-то темы были не пройдены, то педагог приписывает их в отдельной графе.

Этапы утверждения КТП

Утверждение календарно-тематического плана проходит в несколько этапов:

  1. Предоставление КТП методисту на согласование в конце августа текущего года.
  2. Реализация проверки методистом соответствия разделов плана всем требованиям и стандартам его заполнения.
  3. Контрольные мероприятия по подготовке плана и его согласование директором учебного учреждения.
  4. Утверждение КТП приказом директора после его принятия методическим советом.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное
государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет
среднего профессионального образования

Колледж
экономики  и информатики им. А.Н.Афанасьева

Методические
рекомендации по составлению и оформлению

календарно-тематического
планирования

г.
Ульяновск

Настоящие
методические рекомендации разработаны в помощь преподавателям СПО для качественной
организации образовательного процесса в сфере среднего профессионального образования.

Методические
рекомендации направлены на четкое планирование учебной деятельности,
способствующее реализации содержания рабочей программы преподавателя среднего профессионального
образования в полном объеме.

Составитель: Мактас Ю.М., преподаватель

Содержание

1. Введение………………………………………………………………….……..………………4

2. Календарно-тематическое
планирование. Порядок разработки и утверждения календарно- тематического планирования………………………..………….……….……..4-5

3. Структура
календарно-тематического планирования……………………….……….…..5-6

4. Порядок
оформления календарно-тематического планирования………………….……6-7

5. Список литературы……………………………………………………………………….…7-8

6. Приложения…………………………….……………………………………………….…8-12

1.Введение

Составить план – значит продумать и
представить себе в деталях весь процесс учебной работы, ее организацию и
результаты.

Продуманное и своевременно составленное ка­лендарно-тематическое
планирование позволяет равномерно распределить учеб­ную нагрузку, реализовать
принцип последовательного изложе­ния учебного материала, заблаговременно
подготовить к учеб­ным занятиям необходимое материально-техническое обеспече­ние.

Наличие календарно-тематического планирования дает возмож­ность
осуществлять систематический контроль со стороны ад­министрации
образовательного учреждения за равномерным распределением учебной нагрузки
обучающихся, ходом выполнения учебного плана.

В условиях реализации средних профессиональных
образовательных программ, на базе  факультета среднего профессионального
образования УлГТУ Колледжа экономики и информатики им. А.Н. Афанасьева  г. Ульяновскаа
возникла необходимость разработать методические рекомендации в помощь преподавателям
среднего образования по составлению и оформлению календарно-тематического
планирования.

Методические рекомендации 
разработаны в соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».

2.Календарно-тематическое планирование. Порядок
разработки и утверждение календарно-тематического планирования.

Календарно-тематическое планирование является
нормативным документом преподавателя среднего профессионального образования, в
котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные формы, методы и приемы
организации образовательного процесса с целью получения определенного
результата, учитывает уровень способностей обучающихся, образовательные
потребности, состояние учебно­-методического и материально-технического
обеспечения учреждения.

Календарно-тематическое планирование
является обязательным документом преподавателя среднего профессионального
образования и составляется на новый учебный год на каждый семестр в
соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком, профессиональной образовательной
  программой образовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование составляется после ут­верждения
расписания занятий на бумажном и электронном носителях и прилагается к рабочей
программе преподавателя среднего профессионального образования.

Даты в календарно-тематическом планировании проставляются в
соответствии с расписанием занятий и производственным календарем. Журнал учета работы
заполняется в соответствии с календарно-тематическим планированием.

Календарно-тематическое планирование рассматривается на за­седаниях
ПЦК преподавателей среднего профессионального образования,  принимается
педагогическим советом и утверждается директором образовательного учреждения.

Календарно-тематическое планирование может быть скорректировано в
течение учебного года в случае изменения расписания занятий или производственной
необходимости образовательного учреждения. Изменения вносятся в соответствии с
приказом образовательного учреждения.

3. Структура календарно-тематического
планирования.

Календарно-тематическое планирование
должно быть построено таким образом, чтобы каждый блок тем был выведен отдельно
и выделен. Даты рекомендуется напечатать на весь учебный год. Тему нужно формулировать
четко, емко и лаконично.

 Общепринятая форма (прилагается), по
которой составляется календарно-тематическое планирование, содержит темы
занятий, даты их проведения, количество часов, отведенных на изучение материала.
Преподаватель может дополнять документ, вводя новые графы, которые ему
необходимы. Календарно-тематическое планирование является перспективным и в
течение года может подвергаться корректировке, в связи с этим рекомендуется
добавить графу «Примечание», куда можно вносить соответствующие изменения.

Календарно-тематическое планирование может содержать следующие
разде­лы:

    
титульный лист;

    
годовое календарно-тематическое планирование;

    
календарно-тематическое планирование по месяцам.

На титульном
листе календарно-тематического планирования указывается:

   полное наименование образовательного
учреждения;

   номер и дата протокола
заседания педагогического совета;

   номер и дата приказа об
утверждении календарно-тематического планирования, подпись директора образовательного
учреждения;

   Ф.И.О. преподавателя среднего
профессионального образования – составителя календарно-тематического
планирования;

   группа, год обучения по
программе, количество часов;

   учебный год.

В центре
титульного листа делается запись: «Календарно-тематическое планирование по
__________ (указывается профессиональная образовательная программа) для ____
года обучения» (прилагается).

4. Порядок оформления
календарно-тематического планирования.

4.1. В календарно-тематическом планировании по освоению средней
профессиональной образовательной программы указывается:

— номер занятия;

— наименование разделов и тем программы;

— общее количество часов в год;

— дата проведения и количество часов в соответствии с расписанием
занятий (в дальнейшем фиксируется в журнале учета работы объединения).

— примечание.  

4.2. В календарно-тематическом планировании по освоению
дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы указывается:

— порядковый номер;

— предполагаемая и фактическая дата проведения занятий;

— тема учебного занятия;

— тип и форма занятия: изучение, освоение нового материала (лекция,
практическое занятие, семинарское занятие, экскурсия и др.); закрепление и
совершенствование знаний  умений и навыков (презентация, защита проекта,
экскурсия), самостоятельное применение знаний, умений, навыков (самостоятельная
работа, семинар, дискуссия, конференция).

— количество часов по теме;

— содержание деятельности: теоретическая часть, практическая
часть;

— воспитательная работа;

— дидактические материалы, техническое обеспечение.

В конце учебного года важно
анализировать полученные результаты. Это позволит избежать предыдущих ошибок,
которые могут появляться, когда составляется календарно-тематическое
планирование.

5. Список литературы.

1.Нормативные документы.

1.1.
Федеральный закон РФ от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;

1.2.
Устав МБУДО ЦДЮТЭ;

2. Методическая литература.

2.1.
Программа внеурочной деятельности. Туристско-краеведческая.
Спортивно-оздоровительная деятельность/П.В.Степанов, С.В.Сизяев, Т.С.Сафронов.
– М.: Просвещение, 2011.-80 с.

2.2.
Образование и спортивная подготовка: процессы модернизации. Вопросы и ответы.
Часть 1. Организация тренировочного процесса/И.И.Григорьева, Д.Н.Черноног; под
общ. Редакцией Ю.Д. Нагорных. – М.: Спорт, 2016.-296 с.

2.3.
Профессиональные стандарты: Сборник 2: «Руководитель организации (подразделения
организаций), осуществляющие деятельность в области физической культуры и
спорта», «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», «Спортивный
судья»: Документы и методические материалы / Авт.сост.: И.И. Григорьева, Д.Н.
Черноног. – М.: Спорти, 2016. -280с.

2.4.Дополнительное
образование в образовательном учреждении. / Сост. Н.И. Еременко. – Волгоград:
ИТД «Корифей», 2007.-96 с.

3. Интернет ресурсы.

3.1. http://www.myshared.ru/slide/178779/

3.2. http://vmeste.opredelim.com/docs/93600/index-22703.html

3.3. http://literature-edu.ru/remont/6899/index.html

Приложение 1

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение высшего образования

«УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет среднего профессионального
образования

Колледж экономики  и информатики им.
А.Н.Афанасьева

                                                                                 
УТВЕРЖДАЮ

Зам.
декана по УМР

___________
И.П. Вершинина

«____»______________2021г

КАЛЕНДАРНО − ТЕМАТИЧЕСКИЙ 
ПЛАН

на __ семестр 20__−20__ уч.
года

по дисциплине  ОГСЭ.__ ________________

специальность  __.__.__. 
Программирование в компьютерных системах

группы    _____________

Преподаватель ________________
______

Рассмотрен на заседании П(Ц)К 
общественно-социальных и гуманитарных дисциплин

Протокол № ___  от
«_____»_______________20__г.

Председатель П(Ц)К
_______________ 

Составил ________________

                                                                                                                                   
(должность, ф.и.о.)

20__г.



ПАМЯТКА «Методические рекомендации по составлению и оформлению календарно-тематического планирования»

1

ПАМЯТКА

Методические рекомендации по составлению и оформлению календарно

тематического планирования

Методический отдел

2

Календарнотематический план (далее КТП) это учебно

методический документ, составленный на основании дополнительной

общеобразовательной общеразвивающей программы, учебного плана и

календарного учебного графика.

Задачами составления календарнотематического плана являются:

определение места каждой темы в годовом курсе и каждого занятия в теме;

определение взаимосвязи между отдельными занятиями, темами годового

курса.

Методические рекомендации разработаны в соответствии с Федеральным

законом РФ от 29.12.2012 г. 273ФЗ «Об образовании в Российской

Федерации», приказом Министерства образования и науки Российской

Федерации от 29.08.2013 г. 1008 «Об утверждении порядка организации и

осуществления образовательной деятельности по дополнительным

общеобразовательным программам».

Календарнотематический план является обязательным документом

педагога дополнительного образования и составляется на учебный год в

соответствии с учебным планом, календарным учебным графиком,

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программой.

КТП составляется педагогом самостоятельно с учётом часов,

определенных учебным планом учреждения для освоения программного курса

обучающимися объединения и утвержденной в установленном порядке

дополнительной общеобразовательной

4

Утверждение КТП проходит следующие этапы:

1. Для согласования КТП педагоги в срок до 01 сентября текущего года

предоставляют методисту.

2. Методист осуществляет проверку соответствия КТП установленным

требованиям.

3. Общий контроль над подготовкой и окончательное согласование КТП

осуществляет директор.

4. Утверждение КТП осуществляется приказом директора Центра от 01 сентября

после рассмотрения на заседании Методического совета 30 или 31 августа.

КТП может быть скорректирован в течение учебного года в случае изменения

расписания занятий или производственной необходимости образовательного

учреждения. Изменения в КТП вносятся в соответствии с приказом директора об

изменении расписания.

Календарный учебный график включает в себя:

место проведения занятий (с указанием кабинета);

время проведения занятий;

дата начала и окончания учебных занятий.

В случае реализации программы в полном объёме до 31 мая, в дни проведения

занятий по расписанию проводятся мероприятия воспитательного характера,

которые записываются в журнал учёта работы объединения на странице

«Учёт массовой работы».

Графы таблицы календарнотематического плана (приложение 3):

номер занятия;

раздел, тема;

количество часов: теория, практика, общее;

Номер занятия в КТП проставляется по порядку от 1 до номера, обозначающего

общее количество занятий, запланированных на учебный год в данной группе из

расчёта 36 учебных недель.

Например, 144 часов в год 2 часа на одно занятие 72 занятия; 216 часов в год

2 часа на одно занятие – 108 занятий, а если 3 часа на одно занятие 72 занятия

и т.д.

Тема занятия планируется строго по учебнотематическому плану

дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы. Если

количество часов на тему составляет более 4 часов, то темы занятий

расписываются строго по содержанию программы. Темы занятий бывают

теоретические и практические.

Если темы занятий планируются из разных разделов, то перед каждой темой

прописывается номер раздела.

Темы занятий не должны быть сокращены, переименованы, увеличены. Они

должны соответствовать учебнотематическому плану и содержанию

программы.

Раздел 2. Трассовые

модели

Краткие сведения о

транспорте с внешним

источником питания

Изготовление

трассовых моднлей

класса ТБ-1

Раздел 3. Аэросани и

аэромобили

Исторический обзор

конструкции

аэросаней и

аэромобилей, их

значение.

Изготовление моделей

аэросаней и

аэромобилей

Раздел 2. Технические

требования к

трассовым моделям.

Раздел 3.

Изготовление моделей

аэросаней и

аэромобилей.

После планирования тем занятий необходимо установить даты их

проведения по плану. Чтобы установить даты, необходимо строго

пользоваться календарём, годовым календарным учебным графиком и

расписанием занятий. Даты печатаются с сентября по май. Недопустимо

проставление дат, не входящих в рамки расписания занятий, пропуск дат,

проставление нерабочих праздничных дней. Если в течение года был факт

переноса занятия по какимлибо причинам, больничный лист, то в КТП вносятся

коррективы в виде уплотнения тем (объединение содержания пропущенных тем

в одно или несколько занятий) и проставляется дата проведения занятия в графе

«по факту».

На последнем листе педагог проставляет свою подпись с расшифровкой и дату

составления КТП, а методист и директор расписываются на первом листе.

6

С 1 сентября 2020 года вступил в силу Федеральный закон от 31 июля

2020 г. 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об

образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся».

Путин В.В отметил, что смысл предлагаемых поправок в том, чтобы

«укрепить, акцентировать воспитательную составляющую отечественной

образовательной системы». Он подчеркнул, что система образования не только

учит, но и воспитывает, формирует личность, передает ценности и традиции, на

которых основано общество. В соответствии с Федеральным законом 304-ФЗ

предлагается ввести механизм организации воспитательной работы, которая

войдет в состав образовательных программ. В такие программы планируется

включить рабочую программу воспитания и календарный план.

Приоритетные направления в организации

воспитательной работы

Гражданскопатриотическое

Гражданскопатриотическое воспитание: формирование патриотических,

ценностных представлений о любви к Отчизне, народам Российской

Федерации, к своей малой родине, формирование представлений о

ценностях культурноисторического наследия России, уважительного

отношения к национальным героям и культурным представлениям

российского народа.

Духовно – нравственное

Духовнонравственное воспитание формирует ценностные представления

о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл

жизни, справедливость, милосердие, проблеме нравственного выбора,

достоинство, любовь и др.), о духовных ценностях народов России, об

уважительном отношении к традициям, культуре и языку своего народа и

др. народов России.

Художественноэстетическое

Художественноэстетическое воспитание играет важную роль в

формировании характера и нравственных качеств, а также в развитии

хорошего вкуса и в поведении.

Спортивнооздоровительное

Физическое воспитание содействует здоровому образу жизни.

7

Трудовое

Трудовое и профориентационное воспитание формирует знания,

представления о трудовой деятельности; выявляет творческие способности

и профессиональные направления обучающихся.

Воспитание познавательных интересов

Воспитание познавательных интересов формирует потребность в

приобретении новых знаний, интерес к творческой деятельности.

Цель воспитания это те изменения в личности детей, которые педагоги

стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности.

Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.

Например,:

создание условий для формирования социальноактивной, творческой,

нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор

жизненной позиции, а также к духовному и физическому

самосовершенствованию, саморазвитию в социуме.

Задачи воспитания пути достижения поставленной цели. Это те

проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые

необходимо решить для достижения цели воспитания.

Например,:

способствовать развитию личности обучающегося, с позитивным

отношением к себе, способного вырабатывать и реализовывать собственный

взгляд на мир, развитие его субъективной позиции;

развивать систему отношений в коллективе через разнообразные формы

активной социальной деятельности;

способствовать умению самостоятельно оценивать происходящее и

использовать накапливаемый опыт в целях самосовершенствования и

самореализации в процессе жизнедеятельности;

формирование и пропаганда здорового образа жизни.

Результат воспитания это результат, достигнутая цель, те изменения в

личностном развитии обучающихся, которые педагоги получили в процессе их

воспитания.

Результаты воспитания лучше всего поддаются описанию не в статике

(получили тото и тото), а в динамике (происходят изменения в такомто и

такомто направлении).

3. Работа с коллективом обучающихся

формирование практических умений по организации органов самоуправления

этике и психологии общения, технологии социального и творческого

проектирования;

8

обучение умениям и навыкам организаторской деятельности,

самоорганизации, формированию ответственности за себя и других;

развитие творческого культурного, коммуникативного потенциала ребят в

процессе участия в совместной общественно – полезной деятельности;

содействие формированию активной гражданской позиции;

воспитание сознательного отношения к труду, к природе, к своему городу.

4. Работа с родителями

Организация системы индивидуальной и коллективной работы с родителями

(тематические беседы, собрания, индивидуальные консультации)

Содействие сплочению родительского коллектива и вовлечение в

жизнедеятельность кружкового объединения (организация и проведение

открытых занятий для родителей в течение года)

Оформление информационных уголков для родителей по вопросам воспитания

детей.

Календарный план воспитательной работы

Направления

воспитательной

работы

Форма и

название

мероприятия,

события

Цель и краткое

содержание

Ответственный

исполнитель

«Возьми

ребенка за

руку».

Проведение

беседы с

обучающимися.

Расширить

знания о

правилах

дорожного

движения.

Григорьева И.В.,

Лынник Н.В.

Формировать у

обучающихся

эстетическое

отношение к

природе.

Совместное

творчество

детей,

родителей и

педагогов

Григорьева И.В.,

Лынник Н.В.

Игровое

занятие

«Наведем

порядок в

группе»

Совершенствов

ать умения

самостоятельно

наводить

порядок в

групповой

комнате, воспит

ывать

трудолюбие.

Григорьева И.В.,

Лынник Н.В.

Приобщение

детей к

культурному

наследию

Игровая

программа

«Масленица»

Развивать

интерес детей к

истокам

русской

национальной

культуры.

Побуждать

детей к

широкой,

разнообразной

деятельности.

Григорьева И.В.,

Лынник Н.В.

Патриотическое

воспитание и

формирование

российской

идентичности

Мероприятия,

посвященные

Дню Победы

«Свеча

памяти»

Акция

«Сувенир

ветерану»

Гражданско

патриотическ

ая акция

«Георгиевска

я ленточка»

Приобщение к

истории своей

страны.

Проведение

мероприятий и

акций

патриотической

направленности

Григорьева И.В.,

Лынник Н.В.

Рекомендуется включать в план воспитательной работы мероприятия

разного уровня: учреждения, муниципалитета, всероссийские. Если они

совпадают с датами занятий и соответствуют профилю образовательной

деятельности, включайте эти мероприятия в свой план воспитательной работы.

Дополняйте таблицу своими мероприятиями по перечисленным выше

приоритетным направлениям

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти свое направление в психологии
  • Кричала на ребенка как это исправить
  • Как составить план проекта для дошкольников
  • Как найти неразмеченную область диска
  • Как найти стоящего любовника