Лоджии рафаэля в эрмитаже как найти

На чтение 5 мин Просмотров 1.5к.
Обновлено 01.03.2023

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже — уникальный пример создания точной копии произведения искусства, фактически не уступающего по своей красоте и искусности оригиналу. Чтобы увидеть уникальный комплекс росписей на библейскую тематику и орнаментальных сюжетов, необязательно ехать в Ватикан.

Содержание

  1. Где находится
  2. История появления лоджий Рафаэля
  3. Несоответствие копий оригиналу
  4. Перестройка корпуса лоджий
  5. Как организованы лоджии и описание фресок 

Где находится

Лоджии Рафаэля расположены на втором этаже Нового Эрмитажа под номером 227. Добраться туда от главного входа в Зимний дворец и парадной Иорданской лестницы, откуда начинаются все экскурсии, не так уж быстро, но экспозиция музея стоит потраченного времени. Вам необходимо сначала попасть в зал № 207, где выставлено искусство итальянского Возрождения с XIII по XV век. 

Вы можете выбрать и более короткий путь, после Фельдмаршальского зала отправившись посмотреть экспозицию древнерусской иконописи, затем через Павильонный зал прийти к Советской лестнице, а оттуда — прямо в Лоджии Рафаэля. 

Фото с экскурсии «Экскурсия по Эрмитажу в мини-группе»

Но более интересный и красочный путь — через Парадную анфиладу залов. Вы увидите Гербовый и Петровский залы, Галерею Отечественной войны 1812 года, Большой Тронный зал, Аполлонов зал, Романовскую галерею искусства Западной Европы. И, наконец, окажетесь в Павильонном зале, откуда через Советскую лестницу придёте в 207-й зал.

Осмотрев залы, посвящённые искусству Италии (№ 207-213), в том числе два зала Леонардо да Винчи, вы окажетесь в зале итальянского ренессансного искусства XVI века. По-другому он называется залом маньеризма. Отсюда вам нужно пройти в Северный кабинет через зал контроля Эрмитажного театра — и вот, вы в Лоджиях Рафаэля.

История появления лоджий Рафаэля

Лоджии Рафаэля обязаны своим появлением в Эрмитаже болезни Екатерины II. Осенью 1778 года она очень сильно простудилась и, будучи в отвратительном расположении духа, решила полистать альбомы по искусству и раскрашенные гравюры. Императрица обратила внимание на изображения Лоджий Рафаэля — росписей во дворце в Ватикане, сделанных великим живописцем и его учениками. Они до того понравились ей, что она повелела скопировать эти росписи и создать здесь, во дворце, точную копию Лоджий. К работам надлежало приступить немедленно.

Проект здания поручили итальянцу Джакомо Кваренги. Он предусмотрел для них специальный корпус вдоль Зимней Канавки. Размеры Лоджий идентичны образцу. В длину они составляют 65 метров, в высоту — 8.

Лоджии Рафаэля в Ватикане. Фото: François Halard

Изображения ватиканских Лоджий копировала группа художников под руководством австрийца Кристофера Унтербергера. Когда копии привезли в Зимний дворец, оказалось, что их размеры не полностью соответствуют отведённым под них пространствам в галерее. Пришлось перестраиваться: менять ширину опорных столбов и параметры оконных проёмов.

Копии прибывали из Италии по морю всё новыми и новыми рейсами. Их размещали в течение двух лет, с 1785 по 1787 год. Работы были окончены в 1792 году: задержка вызвана Русско-турецкой войной и русско-шведской кампанией.

Несоответствие копий оригиналу

Прежде всего, эрмитажные Лоджии отличает от ватиканских то, что изображения здесь написаны темперой на холстах, а в Ватикане это фрески. Копии нужно было доставить в Санкт-Петербург — а значит, написать их на холстах было самым оптимальным вариантом. В Риме часть убранства была выполнена из искусственного мрамора. В Эрмитаже рельеф сымитировали росписью в технике гризайль. Проёмы, выходящие на улицу, в Лоджиях Рафаэля в Эрмитаже сразу же застеклили. Иначе в холодном климате Санкт-Петербурга поступить было нельзя.

С сюжетной точки зрения некоторые Лоджии также отличаются от ватиканских. На месте герба Папы Римского Льва X — вензель императрицы Екатерины II и двуглавый орёл. Вместо герба семейства Медичи — портрет Рафаэля.

Фото с экскурсий: «Большое путешествие по Эрмитажу», «Экскурсия по Эрмитажу в мини-группе»

Перестройка корпуса лоджий

Из-за строительства Нового Эрмитажа с 1842 по 1852 годы архитектору Лео фон Кленце нужно было перестроить Лоджии Рафаэля. Восточный фасад галереи с Лоджиями должен был войти в структуру нового здания. Холсты с изображениями и паркет аккуратно сняли, прежде чем приступить к строительным работам. В результате размеры Лоджий остались такими же, но холсты при повторной установке сдвинулись на 10 с половиной метров. Всё из-за появления двух кабинетов по краям, Северного и Южного. Важным требованием было неукоснительно повторить все росписи в первозданном виде. С этой задачей мастера под руководством Кленце успешно справились. 

Как организованы лоджии и описание фресок 

Лоджии Рафаэля делятся на 13 равных перекрытых сводами частей, отделённых друг от друга арками. В каждом из сводов изображены четыре композиции на сюжеты из Священного Писания. Всего их 52: 48 — из Ветхого Завета, четыре — из Нового. На внутренней стене у зеркал можно увидеть большие росписи, напоминающие бронзовые рельефы, выполненные в технике гризайль с 10 сюжетами из Библии.

Помимо библейских сюжетов, большая часть стен галереи украшена гротесками — орнаментальными росписями. Эти композиции названы так потому, что впервые их нашли в древнеримских «гротах» — подземных залах дворца императора Нерона. Гротескам Лоджий Рафаэля свойственно органичное смешение мотивов — растительных узоров, изображений животных, сюжетов античной мифологии. Орнаментальные росписи темперой по штукатурке в Северном и Южном кабинетах напоминают гротески в основной части Лоджий Рафаэля.

Фото: А. М. Смолич

Хотя изображения в Лоджиях Рафаэля в Эрмитаже и не написал сам Рафаэль, они выступают настоящим украшением всего музейного комплекса. Лоджии обладают уникальной историей, которой могут похвастаться немногие объекты искусства. 

Эрмитаж работает каждый день недели, кроме понедельника. 1 января и 9 мая — выходные. Санитарные дни и неожиданные закрытия — большая редкость, но на всякий случай перед посещением загляните на сайт музея и проверьте режим работы.

Содержание:

  1. Общие моменты
    • Режим работы
    • Гардероб и турникеты
  2. О маршруте
  3. Музейная экспозиция
    • Зимний дворей или Эрмитаж?
    • Посольская (Иорданская) лестница
    • Большой фельдмаршальский зал
    • Петровский зал
    • Гербовый зал
    • Военная галерея
    • Большой тронный (Георгиевский) зал
    • Аполлонов зал
    • Романовская галерея
    • Павильонный зал
      • Часы «Павлин»
    • Советская лестница
    • Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XIVв.
    • Зал Тициана
      • Кающаяся Мария Магдалена
      • Даная
    • Зал Леонардо Да Винчи
      • Мадонна Бенуа
      • Мадонна Литта
    • Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVIв.
    • Лоджии Рафаэля
    • Зал Рафаэля
      • Мадонна Конестабиле
      • Святое семейство
    • Зал Микеланджело
    • Зал Рембрандта
      • Даная
      • Возращение блудного сына
    • Советская лестница
    • Двадцатиколонный зал
      • Колыванская ваза
    • Египетский зал
    • Галерея Растрелли

Что стоит знать перед посещением?

Режим работы

  • Вторник, четверг, воскресенье: 11:00 — 19:00
  • Среда, пятница, суббота: 11:00 — 20:00

Обращаем ваше внимание, что в связи с карантинными мероприятиями вход в залы Эрмитажа происходит строго по сеансам. Сеансы начинаются каждые 30 минут. Количество туристов, допускаемых на сеанс одновременно, ограничено.

Гардероб и турникеты

После того, как вы войдете в Эрмитаж, отправляйтесь в гардероб. Сюда нужно сдать верхнюю одежду, рюкзаки и большие сумки, воду и другие жидкости. Маленькие сумки можно взять с собой. На экспозицию с крупногабаритными предметами вас не пустят. Воду отберут на входе. Поэтому позаботьтесь об этом заранее. Будьте готовы к тому, что в гардеробе могут быть очереди, закладывайте 10-15 минут на эту процедуру. Также в гардеробе есть туалет.

Далее поднимайтесь обратно в Главный Вестибюль и отправляйтесь к турникетам. Положите сумки на бегущую ленту и проходите через турникеты. Билет приложите штрих-кодом к сканеру турникета.

О маршруте

Сегодня мы с вами совершим путешествие по второму по величине музею в мире — Эрмитажу. Его коллекция включает около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.

Наш маршрут включает самые важные залы и экспонаты музея. Мы поднимемся по Иорданской лестнице, побываем в тронном зале, увидим часы «Павлин», работы Леонардо и Рафаэля, познакомимся с полотнами Рембрандта и культурой Древнего Египта.

Музейная экспозиция

Эрмитаж или Зимний дворец?

Итак, вы прошли через турникеты и оказались в Иорданской галерее. Здесь и начнется наше путешествие. Но в первую очередь выясним, что такое Эрмитаж и как он устроен.

Основной комплекс Государственного Эрмитажа – это пять зданий: Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый (Большой) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Мы увидим все эти здания, не выходя на улицу. Они соединены между собой арками-переходами.

У каждого здания свой стиль и свой архитектор. Они строились в разные годы.

Сейчас мы находимся в Зимнем дворце, самом большом здании Эрмитажа, резиденции русских императоров от Петра III до Николая II. Зимний дворец построен в стиле русское барокко. Русское барокко — это гигантские пространства, сложные формы, обилие скульптуры, декоративные колонны и контрастные цвета. Осмотритесь вокруг — сейчас вы находитесь в огромном зале с обилием колонн и скульптуры. Позолоченные светильники, лепнина на потолке — все это характерные черты русского барокко. Идите вперед и поднимайтесь по лестнице на второй этаж.

Посольская (Иорданская) лестница

Итак, вы на Иорданской лестнице. Она поражает воображение своими масштабами и богатством. Осмотритесь вокруг: здесь лестница тоже выполнена в стиле русское барокко. Огромное пространство высотой почти 20 метров кажется еще больше за счет зеркальных ложных окон, которые отражают свет настоящих. Основные украшение — золоченая лепка. Здесь использовано более пяти килограммов золота. Также обратите внимание на потолок, на роспись, где изображены боги Олимпа в облаках.

Иорданскую лестницу также называют посольской. Иностранные послы попадали в Зимний, поднимаясь на ней. Название «Иорданская лестница» появилось позже: по ней во время праздника Крещения Господня к Неве спускалась процессия из Большой церкви для совершения обряда водосвятия.

Поднимитесь по лестнице на второй этаж и поверните налево, в Фельдмаршальский зал.

Большой фельдмаршальский зал

Зал создавался специально для портретов русских фельдмаршалов. Здесь вы найдете портреты Александра Васильевича Суворова, который не проиграл ни одной битвы, Михаил Илларионович Кутузова, победителя Наполеона, и других великих русских военачальников.

Этот зал отделан в стиле «классицизм». Рассмотрим повнимательнее портреты на стенах и перейдем в Петровский (Малый тронный) зал.

Петровский зал

Этот зал посвящен Петру Великому. В отделку включены вензеля императора (две латинские буквы P), двуглавые орлы и короны. Стены обтянуты алым бархатом. Мемориальный характер зала подчеркивают панно над дверями. На них изображены два главных сражения Северной войны со Швецией, которая велась за те земли, где теперь расположен Петербург.

В центре зала стоит трон Петра Великого. Над троном — сам Петр с Минервой, аллегорической фигурой Славы.

Гербовый зал

Пройдя через петровский зал, вы попадете в один из самых больших залов Эрмитажа, Гербовый зал. Здесь принимали губернское дворянство, проводили балы и парадные обеды.

Есть легенда, что император Николай I, впервые войдя в этот зал, сказал архитектору, что тот не смог показать богатство и величие Российской Империи. Архитектор удивленно спросил, как же этого добиться. «Вот бы колонны позолотил!» — посоветовал император. Тогда колонны позолотили.

Военная галерея

Поверните направо, и вы попадете в Военную галерею, посвященную победе над Наполеоном в 1812 году. Галерея выдержана в стиле ампир. На стенах вы видите портреты генералов, участников войны. Всего их 329. Также вы здесь найдете 13 рам, затянутых зеленой тканью. Эти портреты не были исполнены, так как людей, которых должны быть изобразить на них, не удалось разыскать. Все портреты написаны одним художником — англичанином Джорджем Доу. Он писал портреты около десяти лет.

В центральной части галереи — четыре портрета полководцев: Кутузова, Барклая-де-Толли, герцога Веллингтона и великого князя Николая Павловича. В торце галереи, под балдахином, — портрет императора Александра I.

Большой тронный (Георгиевский) зал

Проходим Военную галерею насквозь и попадаем в главный зал Российской империи – Большой Тронный Зал. Зал торжественный и монументальный, его стены покрыты каррарским мрамором. На потолке – сложный бронзовый узор, который почти полностью отражен в узоре паркета.

В этом зале проходили парадные обеды, официальные приемы и церемонии. Под Георгиевским залом во времена империи находились кухни с подсобными помещениями, а в западном углу был подъемник для доставки пищи из главного буфета, который располагался на антресольном этаже под залом. Присмотритесь, и вы легко обнаружите это место по характерным конструкциям паркета.

Смысловой центр зала, конечно, императорский трон. Он выполнен лондонским мастером Н.Клаузенем в 1731 году из ореха и позолоченного серебра. Обивка – из красного бархата. На спинке вышит двуглавый орел. А на его крыльях – гербы царств, входивших в состав Российской империи.

Аполлонов зал

Сейчас вы находитесь в переходном зале из Зимнего Дворца в Малый Эрмитаж. Его называют Аполлонов зал, потому что в одном из портиков раньше стояла статуя Аполлона – мраморная копия XVII в. с античного оригинала. Сейчас статуи уже нет, но название осталось. Сейчас в зале устраивают временные выставки.

Рассмотрите роскошный паркетный узор в зале и поверните налево, в здание Малого Эрмитажа.

Романовская галерея

В Романовской галерее представлено европейское прикладное искусство Средних Веков. Реликварии, процессионные кресты, изделия из кости, водолеи (сосуды для омовения рук), оклады переносных алтарей, церковные опахала. Пройдите галерею насквозь и переходите в следующий зал.

Павильонный зал

Павильонный зал, наверное, один из самых знаменитых залов Эрмитажа. Здесь проводили «эрмитажные балы», небольшие приемы для ближайших друзей царской семьи. Зал спроектирован архитектором А.И. Штакенштейдером в XIX веке. В убранстве зала переплетаются архитектурные мотивы Античности, Ренессанса и Востока. Этот стиль называют эклектикой или историзмом.

Пространство зала разделено колоннами на две части. Справа от вас южная часть. Она была задумана как холл, из которого можно выйти в Зимний сад. Сам Зимний сад можно увидеть за окнами. На одной стороне зала — декоративная лестница из белого мрамора. Она ведет на балкон, где во время балов размещались музыканты.

На стенах — четыре фонтана, которые называют «фонтаны слез». Вода, как слезы, должна была капать из одной чаши в другую. Это намек на мусульманскую архитектуру. В центре привлекает внимание копия римской мозаики. Оригинал хранится в музеях Ватикана.

Часы «Павлин»

В другой части зала, в северной, располагается один из самых известных экспонатов Эрмитажа – знаменитые часы Павлин. Часы из золоченой бронзы и серебра изготовил английский ювелир и механик Джеймс Кокс. Сегодня это единственный крупный автомат XVIII века в действующем состоянии, дошедший до нашего времени без изменений. Часы заводят для публики еженедельно, по средам в 20:00. Также их движение можно увидеть на экране в зале.

Часы обладают богатой символикой. Сова символизирует старость, павлин – зрелость, петух – молодость, белка – бесконечный бег жизни, ветка с листьями – жизнь, а голая ветка – смерть. Таким образом, часы показывают всю жизнь и смерть человека. Но где же сами часы? Если внимательно взглянуть на грибок перед стволом дерева, мы увидим там римскую цифру – это количество часов, а на грибке стрекоза – это секундная стрелка.

Советская лестница

Сейчас вы покидаете здание Малого Эрмитажа и через крытую галерею попадаете в здание Большого Эрмитажа. Вы находитесь у Советской Лестницы. Название лестница получила из-за того, что именно по этой лестнице во дворец попадали члены Государственного совета.

Обратите внимание на Малахитовую вазу. Она сделана не из цельного куска малахита. Каркас из бронзы, а сверху — тонкие срезы этого минерала. В XIX веке малахит воспринимался как национальный символ. Добывали так много малахита, что сейчас в России его почти не осталось. Именно поэтому в Эрмитаже вы найдете так много малахитовых изделий.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XIII-XVI в.

Сейчас вы находитесь в Старом Эрмитаже. Здание было построено по приказу Екатерины II именно как музей. Эпоха Просвещения сделала собрание картин и музеи необходимым элементом престижа государей. Поэтому в 1764 году Екатерина II приобретает большую коллекцию картин. Эта дата считается началом истории Эрмитажа как музея.

В Эрмитаже огромная коллекция картин, поэтому в этому путеводителе будут освещены только самые интересные. Сейчас предлагаем вам повернуть направо и пройти вперед, пропустив несколько залов. Следующая остановка — красный зал, зал Тициана.

Зал Тициана

Тициан — крупнейший представитель венецианской школы эпохи Высокого и Позднего Возрождения. В этом зале три картины Тициана: кающаяся Мария Магдалина (1), мученик III века Святой Себастьян, расстрелянный отравленными стрелами, и Даная

Кающаяся Мария Магдалена

«Кающаяся Мария Магдалена» на торцевой стене — шедевр, который прославил Тициана еще при жизни. По легенде, умирая, художник держал в руках именно ее. Для Эрмитажа картину приобрел 1850 году Николай I. В живописи эпохи Возрождения сложно найти женский образ, сравнимый по эмоциональной силе с Марией Магдаленой Тициана. Заплаканное лицо, глаза, устремленные к небу, прижатые к груди руки — все выражает смятение души героини.

Даная

Также обратите внимание на Данаю. Вспомним сюжет. У древнегреческого царя Акрисия была дочь — Даная. Оракул предсказал Акрисию, что его убьет собственный внук. Чтобы избежать этого, он заточил Данаю в башню и тем самым обрек ее на безбрачие. Но Зевс, очарованный девушкой, проник в башню в образе золотого дождя. Так был зачат греческий герой Персей, который действительно убил царя Акрисия, а позже обезглавил Медузу Горгону.

Сюжет о Данае и золотом дожде был чрезвычайно популярен у художников. В Эрмитаже находятся две из них: Даная Тициана и Даная Рембрандта, которую мы увидим позже. Именно Тициан окончательно сформировал композицию сюжета: обнажённая Даная на переднем плане, старуха-служанка на заднем плане оттеняет своим уродством красоту Данаи, а дождь струится сверху золотистым сиянием. Тициан изображает его в виде золотых монет.

Зал Леонардо Да Винчи

Следующий зал — зал Леонардо Да Винчи. Леонардо написал всего 15 картин. И две из них находятся в Эрмитаже. Давайте рассмотрим каждую поближе.

Мадонна Бенуа

Мадонна Бенуа — одна из ранних работ Леонардо. Художник изображает Деву Марию (1) и младенца (2) очень естественными, живыми. Если бы не нимбы, можно было бы подумать, что это жанровая сценка: итальянка играет с ребенком. Мадонна изображена обычной земной женщиной, черты ее далеки от идеала. В XV веке это произведение было поистине авангардным. Мать показывает ребенку цветок (3), тот с любопытством тянется к нему. Цветок — лилия — символ невинности. В руке у младенца крестоцвет (4), это намёк на распятие Иисуса.

Эту мадонну называют Бенуа в честь фамилии семейства, которому раньше принадлежала картина.

Мадонна Литта

Мадонна Литта — одна из самых знаменитых картин Эрмитажа. Свое имя она получила в честь прежних владельцев, итальянских графов Литта. На картине изображена Дева Мария, которая кормит младенца Христа. Олицетворение материнской любви как величайшей ценности. В проемах окон — горный пейзаж, который добавляет еще больше спокойствия картине, напоминая о гармонии мироздания.

Обратите внимание на левую руку младенца (3). Он сжимает маленькую птичку с красной головкой. Это щегол, символ жертвенности Христа и его духовности. Согласно легенде, щегол вырвал колючку из тернового венца Иисуса.

Зал искусства Италии эпохи Возрождения XVI в.

В зале Леонардо повернем направо, не останавливаясь пройдем через зал, где представлено творчество его учеников, и ненадолго задержимся в зале искусства Италии XVI века. Зал посвящен маньеризму — течению в искусстве Италии периода позднего Возрождения. Художники этого времени стремятся к творческой свободе, прибегают к необычным композиционным приемам и выбирают острые цветовые контрасты. Поэтому цвет, пропорции тел и перспектива на некоторых картинах в этом зале так сильно искажены.

Лоджии Рафаэля

Проходим мимо контроля эрмитажного театра, идем через Северный кабинет и оказываемся в одном из самых красивых залов Эрмитажа — в лоджиях Рафаэля. Они были созданы Джакомо Кваренги в конце XVIII века, и повторяют (с некоторыми отступлениями) лоджии, расписанные Рафаэлем в Папском дворце в Ватикане.

Итальянский оригинал пленил воображение императрицы Екатерины II, и она приказала создать копию и привезти для нее в Петербург. Папа Римский дал согласие и работы начались. Они продолжались несколько десятилетий. Все это время в Европе только и говорили о том, что русская императрица хочет взглянуть на лоджии Рафаэля, но не хочет ехать в Ватикан. Строительство лоджий стало своеобразной пропагандой: Екатерина представала невероятно богатой и могущественной в глазах европейцев.

Давайте внимательно осмотрим галерею. Она разделена на 13 равных частей, отделенных друг от друга арками. В каждом из сводов — четыре живописные композиции на библейские сюжеты. Всего здесь представлено 52 сюжета из Ветхого и Нового заветов от Сотворения мира до Тайной Вечери. Изображения на стенах известны как гротески. Гротески были очень популярны в эпоху Высокого Возрождения. Эта эпоха возрождала античность, а гротески были элементом античной отделки помещений.

Зал Рафаэля

Вернемся в Северный кабинет и повернем налево. Мы окажемся в зале Рафаэля. Он назван так в честь двух картин Рафаэля, выставленных здесь. Это Мадонна Конестабиле и Святое Семейство. Давайте рассмотрим их поближе.

Мадонна Конестабиле

Свое название картина получила по имени семейства, в чьем собрании она находилась до того, как была выкуплена императором Александром II. Он приобрел ее в качестве подарка для своей жены, императрицы Марии Федоровны.

Рафаэль написал эту картину, когда ему было всего 20 лет. Это одна из лучших ранних его работ. Картину отличает прекрасная композиция, красота линейного ритма и благородство цветовых созвучий. Весенний пейзаж созвучен с образом юной Марии. Рамка — оригинальная. Она украшена гротескным орнаментом по рисунку Рафаэля.

Святое семейство

Картину «Святое семейство» также называют «Мадонна с безбородым Иосифом». Действительно, Иосиф, традиционно изображавшийся с бородой, здесь — без нее. Картину отличает атмосфера возвышенной печали. Компактность композиции, треугольник, который образуют фигуры на картине, создают впечатление монументальности. Мягкая светотень, которую изображает художник, говорит о влиянии на его творчество Леонардо Да Винчи.

Зал Микеланджело

Из зала Рафаэля повернем направо и попадем в Зал фресок Рафаэля. Здесь остановимся у скульптуры в центре зала. Это «Скорчившийся мальчик» Микеланджело (1). Это единственная работа скульптора в коллекции Эрмитажа и во всей России.

«Скорчившийся мальчик» был создан после тяжелых для Италии событий. Тогда император Священной Римской Империи разграбил Рим, а во Флоренции была восстановлена тирания семьи Медичи. В этот период творчество Микеланджело становится более экспрессивным. Вы можете заменить, что на скульптуре видны следы резца, а кисти рук и ступни ног лишь намечены. Такая незавершенность — сознательный прием Микеланджело, одно из многочисленных его открытий, которым он украсил язык скульптуры.

Рассмотрите мальчика повнимательней. Что он делает? Кажется, он просто сжался в комочек, но обратите внимание на его позвоночник. Он как бы вдавлен в спину. Это показывает то, что на самом деле мальчик пытается встать, но неведомая сила мешает ему. Считается, что это метафора Флоренции, которая придавлена тиранией Медичи, но не оставляет попыток выпрямиться и встать.

Зал Рембрандта

Мы с вами познакомились с эрмитажной коллекцией итальянского Возрождения. Но по своей значимости она, пожалуй, уступает коллекции картин голландского живописца Рембрандта. Сейчас мы покинем залы Возрождения и отправимся в залы голландского искусства.

Зал фресок Рафаэля, в котором мы сейчас находимся, открывает анфиладу камерных интерьеров Нового Эрмитажа, получивших название «кабинеты». Пройдем эти кабинеты насквозь. Мы оказались в зале Голландской живописи XVII века. Пропускаем и этот зал (поверните направо) и попадаем в зал Рембрандта.

Зайдя в зал Рембрандта сразу поверните налево. Перед вами знаменитая «Даная», пожалуй, самое известное полотно Эрмитажа.

Даная

Сюжет картины нам уже знаком. Мы уже встречались с Данаей у Тицана. Теперь мы можем сравнить два полотна. Сразу бросается в глаза то, что Рембрандт не изображает золотых монет. Его золотой дождь — мягкий свет, который льется на героиню. Даная тянется к нему. Над ней — Эрот. Обратите внимание, его руки связаны. Искусствоведы считают, что это намек на вынужденное целомудрие.

У этой картины сложная судьба. Она пережила страшный акт вандализма и находилась в реставрации 12 лет. 15 июня 1985 года в Эрмитаж с экскурсией пришел 48-летний Бронюс Майгис. Он спрашивал у работниц музея, какая картина самая ценная. Потом подошел к Данае, плеснул в нее серной кислотой и несколько раз проткнул ножом. Краска начал пузыриться, кипеть, менять цвет. Майгис был арестован, а после признан сумасшедшим.

Возвращение блудного сына

Следующая картина, которая нас интересует, находится в противоположном конце зала, напротив двери. Это «Возвращение блудного сына».

Эта картина написана Рембрандтом за несколько месяцев до смерти. Этой картиной он будто подводит итог своей жизни. В основе сюжета — евангельская притча о блудном сыне. У отца было два сына. И младший попросил отца разделить имение и отдать ему часть. Отец так и поступил. Тогда младший сын покинул отцовский дом и отправился в дальнюю страну, где жил и потратил все деньги. Когда деньги закончились, он начал голодать, но никто из прежних друзей не помог ему. Тогда сын вернулся к отцу и упал к нему в ноги, прося прощение. Отец простил его и принял обратно в свой дом. Этот момент и изображен на картине. Освященное лицо старца будто излучает свет благородства души. Сын, в рваной одежде, грязный, прижимается к отцу, моля о прощении.

Советская лестница

Мы покидаем зал Рембрандта и снова оказываемся на Советской лестнице. Здесь есть туалет (WC). Для продолжения маршрута спустимся на первый этаж и повернем направо. Пройдем, не останавливаясь, через зал с выставкой южноиталийских ваз и окажемся в Двенадцатиколонном зале.

Двадцатиколонный зал

На первом этаже Эрмитажа нет картин — тут может быть слишком сыро для них. Зато тут выставлена античная керамика и скульптура. Зал, в котором мы с вами оказались, посвящен искусству и культуре Древней Италии. Здесь можно видеть разнообразные предметы, выполненные в технике бронзового литья, и этрусские вазы. Зал изначально был создан для выставки коллекции античных ваз. Поэтому он имитирует интерьер античного храма. По замыслу архитектора, декор зала составляет единое целое с экспозицией.

Колыванская ваза

Не останавливаясь пройдем через Помпеянский зал и окажемся в следующем, где взгляд сразу остановится на огромной вазе. Это Колыванская ваза, самая большая ваза, когда-либо выполненная из цельного куска полудрагоценного камня. Огромный кусок яшмы был обработан на Колыванской шлифовальной фабрике — так ваза и получила свое название. Через пол-России на санях ее тащило 150 лошадей. Остальной путь она проделала по воде. Вес чаши около 20 тонн.

Египетский зал

Мы возвращаемся в Зимний дворец. Направляемся в зал, посвященный Древнему Египту. Раньше здесь находился главный буфет Зимнего дворца. Тот самый, откуда на лифте поднимали блюда в Большой тронный (Георгиевский зал). Теперь тут расположилась египетская коллекция Эрмитажа.

Экспонат, привлекающий наибольшее внимание посетителей здесь, — египетская мумия.

Этого человека звали Падиисет. Он был жрецом, жил во второй половине VII века до нашей эры. Ожоги на его теле — результат воздействия соды, в которую жреца поместили, чтобы удалить из кожных покровов влагу. Это сделано для того, чтобы предотвратить гниение тела. Справа в витрине саркофаг. Это внутренний саркофаг из погребального комплекса жреца. Средний и внешний вы найдете в витрине в начале зала (2,3).

Галерея Растрелли

Мы закончили осмотр экспозиции и вышли в галерею Растрелли. По правую руку от вас — Иорданская лестница, где мы начинали нашу экскурсию. В галерее есть кафе, тут вы можете передохнуть, выпить кофе и купить сувениры.

Друзья! Чтобы посмотреть все экспонаты Эрмитажа, Вам потребуется 11 лет жизни, если смотреть 8 часов ежедневно, а на осмотр 1 экспоната — 1 минуту. Поэтому я предлагаю посмотреть самые известные шедевры Эрмитажа по определенному маршруту. Вы увидите, то, что всегда мечтали увидеть и не будете изматывать себя бесконечным переходом между залами, тем более в связи с эпидемией covid-19 в Эрмитаже введены новые правила, по которым движение между залами Эрмитажа предусмотрено только в одну сторону. Маршрут получится следующий: Парадная лестница -Тронный зал — Зал Гобеленов — Галерея Отечественной войны 1812 года — Павильонный зал с часами Павлин — Зал да Винчи — Зал Рафаэля — Лоджия Рафаэля — Малый итальянский просвет — Галерея истории древней живописи-Большой итальянский просвет — Малый испанский просвет- Зал Рембранта. Общий маршрут займет приблизительно 2,5 часа.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Галерея 1812 года состоит из 332 портретов русских генералов, участвовавших в Отечественной войне 1812 года, императора Александра I и его союзников. Портреты написаны Джорджем Доу и его ассистентами. Галерея задумана императором Александром I как прообраз галереи одного из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти «Битвы народов» при Ватерлоо.
Зал, в котором разместилась галерея, строился с июня по ноябрь 1826 года и был спроектирован архитектором Карлом Росси.
Большинство портретов писалось с натуры, а для уже погибших или умерших генералов Отечественной войны использовались портреты, написанные ранее. Однако для 13 умерших героев войны 1812 года изображений не нашли- поэтому отведённые для них места затянуты зелёным шёлком.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Павильонный зал с часами Павлин-это один из самых изумительных по своей красоте залов Эрмитажа. Он был создан в 19 веке в Северном павильоне Малого Эрмитажа архитектором Андреем Штакеншнейдером. Зал получился сборной солянкой, где в убранстве переплелись ренессансные, мавританские и античные мотивы. Зал получился разноуровневым, где двухъярусные аркады с легкими белоснежными колоннаминапоминают интерьеры восточных дворцов.
Широкие окна, выходящие в сторону Невы и внутренний двор, нарядный блеск хрустальных люстр и светлый мрамор с позолотой лепного декора — наполняют помещение воздухом и светом. Ажурные золоченные решетки придают залу изящности. В полукруглой нише идеально вписаны овальные медальоны с живописными вставками, а фонтаны-раковины представляют собой вариации Бахчисарайского фонтана слез в Крыму.
Напольные гротескные сцены — копии мозаики, найденной в окрестностях Рима. Здесь есть изображения головы медузы Горгоны и фантастические сцены античной мифологии. Декоративные столы украшены мозаичными столешницами работы итальянских мастеров XIX века, изящные статуи из белого мрамора и золоченной бронзы также дополняют убранство. Часы «Павлин» — шедевр часового, ювелирного, механического и прикладного искусства, являющийся одной из ярчайших жемчужин в коллекциях Эрмитажа. Григорий Потемкин в 1777 году купил в разобранном виде часы английского мастера Джеймса Кокса, которые в России собрал и настроил придворный механик Иван Петрович Кулибин. Диковинные часы сразу привлекли внимание оригинальностью персонажей и яркостью красок, продуманностью и детализацией мелочей. Главными действующими лицами заведенных часов являются: петух – символ утра, сова – символ ночи, павлин — олицетворяющий день и вечер. Маленький часовой механизм помещен под шляпку гриба, на которой вращаются 2 циферблата. Бег секунд отмеряет стрекоза. Висячий сад появился на крыше Эрмитажа в 1773 году, при Екатерине. Висячий, открытый сад Малого Эрмитажа,  над бывшими конюшнями и манежем  соединяет Северный и Южный павильоны Эрмитажа, выглядит так же, как в 1855 году.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Зал Леонардо Да Винчи уникален. Во всём мире сохранилось 15 картин (помимо фресок и рисунков), написанных Леонардо да Винчи — 5 из них хранятся в Лувре, 2 картины в Эрмитаже, 1 во флорентийской Уффици, 1 в мюнхенской Старой пинакотеке, 1 в Кракове Музее Чарторыйских, 1 в Лондонской галерее и 1 в Вашингтонской национальной галерее, а также 3 других в частных галереях. В Эрмитаже находятся: Богородица с младенцем Христом «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта».
Картина с кормящей грудью младенца Богородицей-высший символ чистоты и добра. Картина, датируемая приблизительно периодом написания 1481-1495 г.г. носит название «Мадонна Литта», по имени прежних владельцев — итальянских графов Литта. На картине есть 3 персонаж: младенец Христос сжимает левой ручкой щегла-птичку с красной головкой. По легенде, когда Христос был распят, мимо пролетал щегол и пытаясь облегчить страдания Иисуса, вытащил иголку из его тернового венца. Капелька крови упала на голову щеглу, с тех пор у него красная головка. Щегол символизирует распятие и милосердие. Лицо Богородицы на этой картине явно идеализировано, однако это лицо реальной женщины, поскольку сохранился листок с наброском её лица работы Леонардо.
Другая картина Леонардо Да Винчи-«Мадонна Бенуа», написанная в 1478–1480 годах, получила название в честь своего владельца-архитектора. Эрмитаж приобрел картину у жены архитектора Леонтия Николаевича Бенуа — Марии Александровны Бенуа (урожденной Сапожниковой). В это время династия знаменитых архитекторов, художников и коллекционеров уже сотню лет жила в России, сбежав в свое время от жестокой Великой Французской революции 1789 года в Россию. Семья Бенуа установила подлинность картины и продала ее Эрмитажу, чтобы открыть к шедевру путь для широкой публики. Картина также исполнена множества глубоких символов. Например у Богородицы в руке символ невинности-лилия, а у младенца в левой руке красноцвет, символизирующий распятие Иисуса. Сама Богородица изображена женщиной неземной красоты. По легенде, здесь Леонардо изобразил свою мать. Художник был незаконнорожденным ребёнком. И когда Леонардо было всего 3 года отец навсегда забрал сына у матери. Некоторые искусствоведы утверждают, что Леонардо всегда страдал от того, что был оторван от матери и поэтому писал её по своим воспоминаниям в образе Мадонны. Другие искусствоведы утверждают, что причина облика Богородицы гораздо более проста. Леонардо в начале своей самостоятельной творческой карьеры следовал за своим учителем Верроккьо, который писал весьма курносых мадонн.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Зал Рафаэля сразу притягивает 2 картинами: Картина «Мадонна Конестабиле», получила прозвание в честь последнего иностранного владельца, графа Конестабиле, у которого в 1871 году Александр II купил картину для личных покоев императрицы Марии Александровны за астрономическую сумму в 310 тысяч франков.Спустя 3 года по завещанию Марии Александровны шедевр попал в музей.
Картина также получила название «Рафаэлева мадонна», поскольку Рафаэль в образе Богородицы всегда изображал один и тот же женский тип, который художник охарактеризовал фразой: «Я скажу вам, что, для того чтобы написать красавицу, мне надо видеть многих красавиц…». Таким образом, это собирательный образ, составленный из черт многих девушек, наделенных природной красотой. Удивительно, но через несколько лет после его создания, Рафаэль обнаружит реальную девушку в жизни, соответствующую этому образу. Впоследствие, художник стал писать прочих мадонн с неё. Таким образом, перед нами история Пигмалиона и Галатеи в декорациях эпохи Возрождения.
Особую ценность миниатюрному полотну придает его позолоченная рама, созданная по рисунку самого Рафаэля и украшенная гротескными фигурами чудовищ.
«Святое семейство» Рафаэля (Мадонна с младенцем и безбородым Иосифом)-картина изобразившая Богородицу, младенца Христа и Иосифа, земного отца Христа. Это одна из самых загадочных картина Эрмитажа, ведь даже Иосиф изображен в нетрадиционном виде, без бороды. Картина была выполнена на заказ. Заказчик неизвестен. Но видно противоречие между «техническим заданием» заказчика, и конечным образом. Картина сохранила свои свойства как молитвенного образа, ведь Рафаэль был в высшей степени религиозным человеком.
Интересна и дальнейшая судьба этой картины, когда она попала в Эрмитаж в 1773 году, еще при Екатерине Великой, , при покупке собрания Пьера Кроза, которая также принесла потомкам «Данаю» Тициана и Рембрандта, «Юдифь» Джорджоне и многие другие великие полотна. В XVIII веке эта картина шла дешево, потому что какой-то французский мастер, желая ее отреставрировать, неумело переписал.

Лоджия Рафаэля  возникла благодаря императрице Екатерине II, которая в один из ноябрьских дней глядя на пасмурное небо Петербурга и темные воды Невы захотела устроить у себя во дворце что-то нечто необыкновенное и чудное! Императрица раньше видела в альбоме раскрашенные гравюры Папского дворца в Ватикане. Поэтому ее желание было сделать у себя такую же красоту как и в Ватикане. Екатерина II поручила итальянцу Джакомо Кварнеги совершить короткое путешествие в Ватикан. Итальянский архитектор Кварнеги произвел полный замер лоджий в Ватикане, а группа художников под руководством австрийца Христофора Унтерпергера тщательно скопировала фрески Рафаэля и его школы в галерее Папского дворца. Разумеется, работы велись с личного разрешения Папы. По прибытию в Петербург Кваренги принялся за процесс их воспроизведение, который занял 11 лет. Копии выполнялись темперой на холсте, но внешне выглядели в точности, как фрески. На стенах очень много рисунков в стиле гротеска-диковинные птицы, рыбы, животные, человеческие головы и деревья.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Особое внимание уделено потолочной росписи, где представлено в 13 лоджиях 52 сюжета (по 4 в каждой лоджии) из Ветхого и Нового завета, от первых сцен Сотворения Мира до финальной сцены-Тайной Вечери. Фрески очень выразительно, наглядно и последовательно представляют ветхозаветные и новозаветные события: 1. История создания мира 2. История Адама и Евы 3. История о всемирном потопе 4. История об Аврааме 5. История об Исааке 6. История об Иакове 7. История Иосифа Прекрасного 8. Бегство евреев из Египта 9. История Моисея 10. История Иисуса Навина 11. История царя Давида 12. История царя Соломона 13. История Нового завета

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

На стенах под зеркалами расположены 10 сцен на библейских сюжетов (в технике гризайли), где самый первый из них, ближе к входу-первое в истории убийство земледельцем Каином своего родного брата пастуха Авеля.
Как напоминание о Заказчице, в центральном своде помещен двуглавый орел с шифром Екатерины II.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Зал Малый итальянский Просвет находятся в здании Нового Эрмитажа, которое было построено в 1851 году специально для музея специалистом по музейной архитектуре, немцем Лео фон Кленце, приехавший в Россию по приглашению императора Николая I. Количество посетителей уже в конце XIX века составляло 50 тысяч человек в год, что неудивительно, ведь в залах всё сделано для удобства размещения картин и комфорта Свет проникает в огромный, красивый зал сверху через стеклянную крышу, стены декорированы гармоничным, красным цветом,а богатый декор заметен на падуге — переходе от плоскости стены к плоскости потолка, светильники выполнены из розоватого камня — отечественного родонита.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Один из самых уникальных залов Нового эрмитажа- Галерея истории древней живописи. Галерея представляет собой вытянутое пространство, стены которого украшены многочисленными уникальными фресками, на которых представлена вся их история в античности от возникновения до упадка. Галерея возникла после знакомства императора Николая I в Европе с баварским архитектором Лео фон Кленце, который сформулировал ее идею следующим образом: «Это история, начинаясь в древности, оканчивает свое блестящее развитие в Константинополе, возрождается там в формах христианского искусства и вместе с ним попадает в Россию». Программа галереи включала 86 сюжетов, среди которых были самые яркие образцы какой-либо эпохи. Источником для сюжетов стала «Естественная история» Плиния Старшего-51 сюжет, Афиней -5 сюжетов, Страбон-4 сюжета, Лукиан Самосатский- 4 сюжета, Павсаний-4 сюжета. По одному сюжету взяты у греков Аристофана, Гомера,  Плутарха, Климента Александрийского. По одному сюжету взято у римлян: Сенеки Старшего, Диона Кассия, Витровия, Светония, Веллея Патеркуля, Валерия Максима,  Юлия Капитолина. Один сюжет взят у византийца Евнапия. Эскизы всех этих сюжетов были заказаны мюнхенскому художнику Иоганну Георгу Хильтеншпергеру. Интересно, что центральная часть пространства галереи представлена уникальными скульптурными работами итальянского представителя неоклассицизма скульптора Антонио Кановы и датского представителя позднего классицизма Бертеля Торвальдсена.

Зал Большой итальянский Просвет также находятся в здании Нового Эрмитажа и имеет «верхнее освещение». В зале развернута экспозиция итальянской живописи XVII-XVIII веков, в которой можно видеть работы таких знаменитых мастеров, как Джузаппе Мария Креспи (Spagnolo), Франческо Гварди, Джованни Баттиста Тьеполо, Лука Джордано, Антонио Каналя (Каналетто).
Своды изумительного по красоте зала декорированы превосходным лепным орнаментом, в котором преобладают ренессансные мотивы. В зале Большого итальянского Просвета, можно видеть мебель, созданную в XIX веке по рисункам Монферрана и Кленце. Зал также украшают изделия русских мастеров-камнерезов.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Зал малый испанский просвет невероятно красив, в нем представлена собрание картин «Искусство Испании в 16-18 в.в.» , где представлены подлинники работ  художников Диего Веласкеса, Бартоломе Мурильо, Франсиско Гойи… Стены зала оформлены в красных тонах, потому что такой цвет помогает глазу лучше сконцентрироваться на работах художников.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Зал Рембранта (Рембрант Харменс ван Рейна) представлен самыми яркими работами великого художника. Картина Рембранта «Возвращение блудного сына»-одна из самых загадочных в Эрмитаже. Она отсылает нас в евангельскую притчу о блудном сыне, который забирает половину наследства ещё до смерти отца, быстро проматывает деньги и, и в конец устав от всего, голодный и измученный, возвращается к отцу. Пав на колени, он просится к отцу в услужение, и отец радостно принимает блудного сына, устраивает ради него пир. Старший же сын завидует младшему: он всегда был благочестив, но ради него, старшего, пира не устраивали. Христос объясняет притчу: для Бога-отца важнее один раскаявшийся грешник, чем сотня праведников. Старик на картине — отец, стоящий на коленях человек- блудный сын. После обнаружения голландской гравюры XVI века, где повторена та же композиция, а фигуры подписаны, — оказалось, что 4 дополнительных персонажа на картине – это аллегории Любви, Надежды, Покаяния и Правды.

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Лоджия Рафаэля, Галерея 1812 года, Зал Рембранта, часы «Павлин», L. da Vinci

Всех, кто хотя бы раз побывал в самом знаменитом музейном комплексе Санкт-Петербурга, наверняка, впечатлил самый необычный зал Большого Эрмитажа, названный Лоджиями Рафаэля. Эти лоджии являются практически точной копией римского оригинала, созданного в Ватикане в Апостольском дворце. Каким же образом это удивительное архитектурное сооружение и фрески Рафаэля оказались в Зимнем дворце Северной столицы, читайте в нашей публикации.

Все знают поговорку, которая испокон веков бытует в России:»Не было бы счастья, да несчастье помогло». Именно так и случилось с лоджиями Рафаэля, которые своим появлением в Зимнем дворце обязаны недомоганию российской императрицы. На дворе стояла затяжная осень 1778 года. Екатерина II, сильно простудившись, чувствовала себя совсем разбитой. К тому же настроение государыни изрядно портил унылый северный пейзаж за окном. И, чтобы хоть как-то занять себя, царица взялась листать альбомы-каталоги, доставленные ей из Европы, с гравюрами и фресками.

Российская императрица Екатерина Великая. Художник: Фёдор Рокотов, около 1780 год.

Российская императрица Екатерина Великая. Художник: Фёдор Рокотов, около 1780 год.

В одном из альбомов ей на глаза попались изображения уникальных лоджий дворца Папы в Ватикане. На колонах — ковровый орнамент, на сводах — фрески со сценами из Ветхого и Нового Заветов, которые были созданы по рисункам самого Рафаэля настолько впечатлили царицу, что Екатерина тут же загорелась идеей во что бы то ни стало выстроить в своем дворце такие же лоджии и поместить в них копии фресок.

И когда, наконец, от Папы пришло разрешение на копирование фресок и сооружения самих лоджий, последовал указ императрицы: немедля послать в Ватикан мастеров, дабы скопировать в натуральную величину и своды, и стены, да и сами уникальные фрески Рафаэля, изображающие истории из Библии от сотворения мира до Вознесения Господнего.

Один из 13-ти сводов лоджий Рафаэля, украшенный фресками.

Один из 13-ти сводов лоджий Рафаэля, украшенный фресками.

В 1779 закипела работа в Папском дворце в Ватикане, где приглашенный Екатериной архитектор Джакомо Кваренги скрупулёзно делал замеры Ватиканской галереи, а российские придворные художники под руководством австрийского живописца Христофора Унтерпергера создавали копии фресок на подготовленные холсты. Вскоре работы закипели и в столице Российской империи, где в 1783 году началось возведение самих лоджий. Корпус для них был возведён вдоль Зимнего канала, примыкающего под прямым углом к зданию Старого Эрмитажа. Строительные работы велись под наблюдением архитектора Ивана Францевича Дункера и каменных дел мастера Джузеппе Лукини.

Вся Европа в то время шушукалась, мол, русская царица хочет посмотреть на их лоджии, но, ехать в Ватикан — дело не царское. Так что сами лоджии должны были приехать в Санкт-Петербург.

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже, называемые также Библией Рафаэля.

Лоджии Рафаэля в Эрмитаже, называемые также Библией Рафаэля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Во сколько русской казне обошлось путешествие Екатерины Великой в Крым: Беспрецедентный русский вип-тур 1787 года.

Несоответствие копий оригиналу

Однако, когда копии фресок, написанных темперой на холстах, прибыли из Ватикана в Россию, оказалось, что их размеры не соответствуют размерам построенной галереи. И строителям, разумеется, ничего не оставалось как привести в соответствие постройку — была уменьшена ширина столбов и простенков, а также увеличены оконные проемы. Все работы по постройке лоджий были завершены к 1792 году.

 В центральном своде размещен двуглавый орел - символ российской империи.

В центральном своде размещен двуглавый орел — символ российской империи.

И все же стоит отметить, что даже после переделки лоджий Рафаэля в Эрмитаже, как ни хотелось императрице на все сто воссоздать римский оригинал, не являлись его точной копией. Ввиду сырого северного климата было решено открытую аркаду проемов заменить зеркалами, а оконные проемы — остеклить. Для отопления зимой длинного помещения было выложено четыре печи. Существовал еще ряд отличий между копией и оригиналом: рельефы по всему периметру были заменены монохромной гризайльной живописью, а в центральном своде был размещен двуглавый орел — символ российской империи.

Мало того, с течением времени корпус лоджий Рафаэля в Эрмитаже претерпел и изменения, и полную перестройку. А случилось это в середине XIX века, когда сооружали Новый Эрмитаж. И сейчас от первоначального внешнего облика здания лоджий, возведенных а екатерининские времена, практически ничего не осталось. Чего не скажешь о внутреннем их убранстве: все фрески, написанные на холстах, во время строительных работ были сняты, а по завершении строительства установлены на свои прежние места. К слову, еще один любопытный факт. Впоследствии были обустроены окнами и Лоджии Рафаэля в Ватикане, что увеличило сходство оригинала лоджий в Ватикане с их копиями в Санкт-Петербурге.

Гротески, созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.

Гротески, созданные Рафаэлем под влиянием античных росписей. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.

Но, как бы там ни было, лоджии и по сей день радуют взоры посетителей Эрмитажа. Нигде не повторяясь, в строгом и ясном ритме, сливаясь в единую композицию, бегут завитки канта, цветы, в них вплетаются изображения фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур, переходящие в лиственный орнамент. Имено таковыми являются прославленные «гротески», созданные Рафаэлем под влиянием античных римских росписей.

Ритмичные орнаменты, состоящие из фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.

Ритмичные орнаменты, состоящие из фантастических животных, играющих амуров, человеческих лиц и фигур. Фрагменты росписи лоджий Рафаэля.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Какой след оставили в истории просвещённые деспоты разных эпох: Екатерина II, Мария Терезия и др.

Библия Рафаэля. 13 сводов, изображающих основные библейские истории

В последние годы своей жизни и творчества Рафаэль стал предпочитать живописи архитектурную деятельность. Он разработал несколько проектов дворцов для состоятельных заказчиков неподалеку от Ватикана. Одной из последних его работ был проект парадной виллы с открытыми лоджиями для Папы римского в Ватикане, получившими позже название Лоджии Рафаэля. Именно для них он разработал эскизы фресок, так заинтересовавших спустя два с половиной века, российскую императрицу.

Как уже говорилось выше, фрески Рафаэля являются по своему содержанию библейскими историями, чередующимися с орнаментами в стиле «гротеск». Этот стиль великий мастер позаимствовал из античных фресок, обнаруженных в XV веке на руинах Золотого дома Нерона. Оригинальные лоджии Ватиканского дворца были созданы по заказу Папы римского Льва Х в 1517-1519 годах. Но замысел Рафаэля пришлось воплощать его ученикам по разработанным эскизам великого мастера.

Лоджии Рафаэля. Фрагмент.

Лоджии Рафаэля. Фрагмент.

Лоджии разделены на тринадцать равных частей, каждая из которых имеет собственный свод. В свою очередь каждый свод украшен четырьмя композициями на Библейские сюжеты Ветхого и Нового Завета. Все свободное пространство заполнено декоративными орнаментами. Композиции в оригинале из Ветхого и Нового Заветов выполнили Джулио Романо и Пенни. Гротески и многочисленные декоративные элементы выполнили Джованни да Удине и Перино дель Вага.

В «Библии Рафаэля» насчитывается пятьдесят два сюжета, объединенных единой темой – история Заветов между Богом и людьми. Многие фрески напоминают росписи на потолке Сикстинской капеллы Микеланджело.

Первый свод лоджий Рафаэля:

Первый свод лоджий Рафаэля:

Первый свод украшен четырьмя Историями из Книги Бытия в шестиугольных рамках. Сотворение света; Отделение земли от воды; Сотворение солнца и луны и Сотворение животных.

«Истории Адама и Евы»: Сотворение Евы; Первородный грех; Изгнание из рая и Работа прародителей.

«Истории Адама и Евы»: Сотворение Евы; Первородный грех; Изгнание из рая и Работа прародителей.

Во втором своде представлены «Истории Адама и Евы»: Сотворение Евы; Первородный грех; Изгнание из рая и Работа прародителей.

«Истории Ноя». Выход из ковчега.

«Истории Ноя». Выход из ковчега.

В третьем своде «Истории Ноя»: Строительство ковчега; Великий потоп; Выход из ковчега и Жертвоприношение Ноя.

«Истории Авраама и Лота». Явление Бога Аврааму.

«Истории Авраама и Лота». Явление Бога Аврааму.

Четвертый свод содержит «Истории Авраама и Лота»: Авраам и Мелхиседек; Обетование Бога; встреча с ангелами и Бегство из Содома. В основании «Жертвоприношение Исаака».

«Истории Исаака». Исаак благословляет Иакова.

«Истории Исаака». Исаак благословляет Иакова.

В пятом своде «Истории Исаака»: Бог, явившийся Исааку; Исаак и Ревекка, замеченные Авимелехом; благословение Иакова и первородство Исава .

 «Истории Иакова». Иаков просит руки Рахили.

«Истории Иакова». Иаков просит руки Рахили.

Шестой свод посвящен «Историям Иакова» — это Сон Иакова; Встреча с Рахилью; договор с Лаваном и Уход в Ханаан .

 «Истории Иосифа». Иосиф толкует братьям свои сны.

«Истории Иосифа». Иосиф толкует братьям свои сны.

В седьмом своде, представлены «Истории Иосифа». К ним относятся: Объяснение снов братьям; Продажа братьями; Искушение жены Потифара и Объяснение снов фараону.

«Истории Моисея». Неопалимая купина.

«Истории Моисея». Неопалимая купина.

На восьмом своде расположены «Истории Моисея»: Моисей, спасенный от воды; Неопалимая Купина; Проход из Красного моря и Чудо воды, выпущенное из обрыва. Монохромная сцена показывает падение манны.

 «Истории Моисея и Иисуса Навина». Моисей показывает скрижали завета народу Израиля.

«Истории Моисея и Иисуса Навина». Моисей показывает скрижали завета народу Израиля.

Следующий девятый свод украшен «Историями Моисея и Иисуса Навина». Они показывают: Внесение Скрижалей Закона; Поклонение Золотому Тельцу; Столп Дымовой и Представление Закона евреям .

 «Истории об Иисусе Навине». Переход через Иордан.

«Истории об Иисусе Навине». Переход через Иордан.

В десятом своде «Истории об Иисусе Навине» — Переход через Иордан; Падение Иерихона; Захват Иисусом Навином солнца и луны и Разделение обетованной земли.

«Истории Давида». Триумф Давида над ассирийцами.

«Истории Давида». Триумф Давида над ассирийцами.

В одиннадцатом своде находятся «Истории Давида» — Освящение; Битва с Голиафом; Триумф Давида над ассирийцами и Давид и Вирсавия.

«Истории Соломона». Суд царя Солормона.

«Истории Соломона». Суд царя Солормона.

Двенадцатый свод посвящен «Истории Соломона»: Освящение Царя; Суд; Встреча с Царицей Савской и Строительство Храма в Иерусалиме.

 «Истории Христа».Поклонение волхвов.

«Истории Христа».Поклонение волхвов.

Тринадцатый свод содержит «Истории Христа». Изображены четыре новозаветные сцены: Рождество; Поклонение волхвов; Крещение и Тайная вечеря.

 «Истории Христа». Тайная вечеря.

«Истории Христа». Тайная вечеря.

P.S.

Вначале Великой отечественной войны ради сохранения живописи в лоджиях Эрмитажа было принято решение: холсты не снимать. Огромные окна лоджий были закрыты специальными прочными щитами. И нужно сказать, что эти меры предосторожности себя оправдали в полной мере. За всё время блокады, когда город на Неве нещадно подвергался авиационным бомбардировкам, здание лоджий не получило никаких повреждений.

Впечатляющи в Эрмитаже не только лоджии Рафаэля, но и уникальные паркетные полы. Об этом читайте нашу публикацию: Какие секреты хранит паркет Эрмитажа, который пленяет посетителей не меньше, чем произведения искусства.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Во времена моего детства в моде была песня :
Когда на сердце тяжесть и холодно в груди
К ступеням Эрмитажа ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба, забытые в веках,
Атланты держат небо на каменных руках!
Атланты держат небо на портике Нового Эрмитажа. Сейчас это место достаточно раскрученное, сюда водят туристов, приезжают свадьбы (куда они только не приезжают), а в те годы портик был почти безлюдным! И приходить погрустить туда, наверно, было очень романтично!)
Но есть у меня другое место, куда я люблю приходить » когда на сердце тяжесть», да и не только тогда! Этот зал расположен в Новом Эрмитаже и называется Лоджии Рафаэля!

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

К моему удивлению, очень немногие знают этот зал! Конечно, Эрмитаж огромен и туристы на экскурсии не могут охватить всё! Но и жители города знают про лоджии далеко не все!


Итак, сказка! О климате Петербурга не сказал только немой! Сидела как-то промозглым осенним вечером Екатерина Великая, скучала, грустила! Может, заняться нечем было, а может, фавориты все кончились! Но, как говорилось, хандра одолела матушку! И тут попался ей альбом ( были тогда альбомы?) с красотой итальянской! Библейские сюжеты, растения невиданные, животные разные, птицы райские и голубое итальянское небо!!! Увидела императрица творение Рафаэля и будучи женщиной в первую очередь, а уж императрицей без сомнения, сказала :» Хочу, хочу, хочу!» Ну, а чего хочет женщина-того хочет Бог! И закипела работа! Джакомо Кваренги снял размеры в Ватикане и начал строительство галереи. В это время бригада австрийских художников делала копии росписей и сюжетов. Конечно, были внесены и изменения! Например, имперского орла в росписях в Ватикане не было!

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

А на торцовой стене повелела императрица самого Рафаэля изобразить!

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

Правда, без скандала не обошлось! Кваренги здание построил, а холсты-то и не подошли по размеру! Пришлось уменьшать простенки, менять размеры окон! Уж не знаю, не охладела ли Екатерина к своей» хотелке» за такой срок, но спасибо ей огромное! Хотя вряд ли охладела. Писала матушка, что » чем больше смотришь-тем больше хочется видеть!» Вот и я почти всю свою сознательную жизнь насмотреться не могу!

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

Меня в эту галерею привел папа, большой любитель музеев вообще и Эрмитажа в частности. Было мне тогда года 4. Наверно, это было не самое первое место, куда мы пришли. Обычно детей начинают знакомить с Эрмитажем с парадных залов Зимнего дворца. Но вот первое, что мне запомнилось-это была кошка!

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

Уж не помню чем она меня покорила, но каждый раз говорила папе:» Пойдем кошку посмотрим!» А еще там были птички, рыбки, цветочки! Все это мне очень нравилось!
А потом, кроме вполне официальных посещений Эрмитажа с родителями или экскурсиями, мы начали бегать туда с моим еше детсадовским другом Сережкой! Мы там прогуливали уроки! «Боже, какие культурные ленинградские дети !»-скажете вы! Ничего подобного! На улицах холодно или сыро, домой не пойдешь-обязательно соседка увидит какая-нибудь! Вот и бегали мы с Сережкой в Эрмитаж, благо билеты для детей там бесплатные! А уж очереди, если они были, мы умели обходить всегда!) Когда количество прогулов достигало критического, в школу вызывали папу! Он горячо обещал принять меры, а выходя от учителей спрашивал:» К кошке ходили?» И поскольку прогуливали мы почти исключительно физкультуру, я из ненависти к ней, а Сережка из солидарности, никогда мне ничего за это не было!
В начальной школе мы так же рассматривали птичек, рыбок.

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

Каждый раз находили что-то новое! Стены покрыты удивительным узором из растений, животных, лиц, музыкальных инструментов! И нигде узор не повторяется! Вот такие » гротески» создало воображение Рафаэля!

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

Потом наше внимание привлекали оптические иллюзии! Нарисованные криво колонны, когда к ним подходишь, начинали выпрямляться и открывалось нам голубое чистое итальянское небо!

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

А еще постоянно спорили кто же здесь заглялывает в окошечко!

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

Мне казалось, что еж, а Сережка яростно объяснял, что никакой ёж там быть не может! Конечно, мы не только в этом зале проводили время, но был он один из любимейших! Позже заинтересовали нас и библейские сюжеты. Их ровно 52. И мы, росшие в атеистическом обществе, ничего не знали об этих сюжетах! Что-то рассказывали бабушки, родители. Находили какие-то сведения в книгах по искусству. На протяжении многих лет ходили мы в Эрмитаж! Не надоедало!
Примечательно, что все росписи выполнены на холстах, а впечатление, что это фрески!

Лоджии Рафаэля. Государственный Эрмитаж (Санкт-Петербург) фото

Еще эта галерея имеет удивительную и странную особенность! В зависимости от освещения, погоды, она меняет цвет! То сияет, слепит золотом! А то становится холодно -голубоватой! Если вы посмотрите разные фото, то и там заметите это! Это открытие сделал Сережка! Очень он наблюдательный был! И уж простите мне мою сентиментальность! Просто именно в эти октябрьские дни много лет назад вернулся Сережка из одной жаркой страны грузом 200. Всегда вспоминаю его в Эрмитаже! И, нет, мы не были влюблены!
Раньше эта галерея была почти всегда безлюдна. Редко кто забредет. Сейчас туда частенько водят экскурсии. Почему-то я постоянно застаю китайцев, человек по 300. Но все еще можно улучить момент и остаться в галерее одной. И тогда вокруг тебя шедевры, а над тобой яркое итальянское небо!.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как исправить числа в журнале
  • Как найти хорошего столяра
  • Как составить предложения с обращением в середине слова
  • Как исправить ошибки своих родителей
  • Как найти фургон в фойе киберпанк