Мастер-класс на тему: «Формирование
умения работать с текстом, составлять план»
Добрый день!
Упражнение
«Поздоровайся глазами»
—
Уважаемые коллеги, давайте мы начнём нашу встречу с упражнения «Поздоровайся
глазами».
—
Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча —
глазами. При этом постарайтесь взглядом создать позитивное настроение.
На современном этапе в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта обучающиеся начальной школы должны
не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться умением читать для
поиска нужной информации в тексте с тем, чтобы получать необходимые знания,
осваивая другие дисциплины, обогащать свой читательский опыт и интеллект. Все
эти умения помогут обучающемуся успешно учиться, а также справиться с
промежуточной аттестацией в 1-3 классах, и с Всероссийской проверочной работой
в 4 классе, которые являются одним из видов итогового контроля. Главная задача
учителя – это научить обучающегося работать с тестом.
Выяснение
ожиданий и опасений слушателей мастер-класса
-Для
выяснения образовательных целей, ваших ожиданий и опасений от мастер-класса
используем следующий методический прием «Фруктовый сад»
Этот
прием целесообразно использовать в работе с обучающимися. Учителю он позволит
лучше понять класс и каждого ученика, полученные материалы можно использовать
при подготовке и проведении уроков (внеклассных мероприятий).
Ученикам
данный прием поможет более четко определиться со своими образовательными
целями, озвучить свои ожидания и опасения, с тем, чтобы педагоги могли их знать
и учитывать в образовательном процессе.
Оборудование:
заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом.
Одно дерево подписано «Яблоня», второе – «Лимонное дерево». Обучающимся
раздаются также заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны.
—
Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от
мастер-класса, а опасения на лимонах.
—
Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию). Спасибо!
У каждого учителя возникает вопрос как же помочь обучающимся
установить правильные взаимоотношения с сигналами текста?
Исходя из собственного опыта, могу сказать, что дети испытывают
затруднения в понимании слов, словосочетаний, фразеологизмов, в
прогнозировании, в выделении главной мысли текста, в ведении диалога с
автором.
Постановка
задач мастер-класса
Сегодня мы рассмотрим некоторые методические приемы работы с
текстом.
Работа над пониманием слов, словосочетаний, фразеологических
оборотов
Первой ступенью работы с текстом является понимание каждого
слова, словосочетания, фразеологического оборота, входящего в текст. Потому что,
не зная отдельных слов, обучающийся может либо совсем не понять текст, либо
понять недостаточно полно, либо исказить его смысл.
Поэтому работу с текстом начинаем именно с нахождения непонятных
слов, слов, употребленных в переносном значении. Можно предложить следующее
задание:
·
Найдите знакомые слова в новом, непривычном употреблении.
Его
зарыли в шар земной,
А
был он лишь солдат. (С. Орлов)
Там
королевич мимоходом
Пленяет
грозного царя. (А.С. Пушкин)
В
лесу раздавался топор дровосека. (Н.А. Некрасов)
Работа с заголовком
Беря в руки любой текст, зрелый читатель ставит пред собой
задачу выделить главное. Именно эта цель организует анализ текста, начиная с
заголовка. Заголовок настраивает на последующий диалог с текстом. Чем лучше
обработан заголовок (вычерпан его смысл, возникли вопросы, сформулированы
гипотезы), тем полнее будет дальнейшее чтение. Поэтому важно учить детей
работать с заголовком.
·
Предположите, о чем пойдет речь в тексте, имеющем следующий
заголовок. Поставьте вопросы, на которые будут даны ответы в тексте.
«В лесу»
Прогнозирование
Большое значение в работе с текстом имеет прогнозирование. Даже
читая заголовок, обучающийся в общих чертах предугадывает, о чем пойдет речь
дальше.
·
Предположите, о чем пойдет дальше речь в тексте, который
начинается с предложения:
Соболь
– небольшой, меньше кошки зверек.
Нахождение
в тексте главной мысли
Не менее важно уметь находить в тексте главную мысль.
Обучающимся, особенно на первых порах, трудно выполнить данное задание. Здесь
можно использовать задания на восстановление рассыпанных текстов. Такая работа
требует и схватывания главной мысли, и вычерпывания смыслов из каждого слова, и
прогнозирования предстоящего текста. И самое главное, эта работа должна вестись
постоянно, а не эпизодически.
На
начальном этапе можно дать следующие задания:
·
Соберите рассыпанный текст так, чтобы получилось осмысленное
предложение.
Потому,
у, рождения, день, играл, веселую, что, крокодил Гена, гармошке, на, него,
песенку, был.
·
Распутайте и исправьте «путаницы» и «небылицы».
Деревня
пошла продавать далеко.
Старушка
от рынка была молоко.
Развитие умения выделять главную мысль в тексте
Обучающимся
начальных классов трудно понять что такое «главное» и «неглавное» в тексте,
т.е. выделить главную мысль. Опыт показывает, что лучше всего учить ребенка
выделять основную мысль на стихотворных текстах и произведениях фольклора.
·
Найдите в тексте слова, выражающие главную мысль, и объясните их
значение.
Закатилось
солнце за лесок,
Стал
лесок и темен и высок.
Кто-то
притаился за сосной,
Что-то
прошуршало за спиной,
Загорелись
в елках огоньки…
Ой!
–
Глаза
у страха велики! (В. Левановский)
Работа над пониманием текста
В работе с текстом не менее важно понимание – это выделение в
тексте непонятного и формулировка его в виде вопроса. Работа с вопросами может
быть разной. Используются следующие методические приемы:
·
Ответы на готовые вопросы.
·
Самостоятельная постановка вопросов к тексту.
·
Смешанная: постановка вопросов к тексту и ответы на заданные
вопросы. Этот прием самый интересный и наиболее часто используемый педагогами.
·
Читайте текст и отвечайте на предлагаемые вопросы.
Попробуем
поработать с текстом.
Это
случилось в Индии. Однажды западный ветер принес черную грозовую тучу, и
бешеный ливень обрушился на землю. Но не только струи дождя лились на людей, а
какие-то блестящие продолговатые предметы сыпались сверху.
У
вас возникают догадки о дальнейшем рассказе?
Вместе
с дождем с неба падали рыбы, и люди, которые видели это чудо, опускались на
колени. Они поднимали руки к небу и благодарили богов.
Американские
ученые заинтересовались этим сказочным происшествием и выяснили, что это не
единичный случай.
Какие вопросы у вас возникли? ……. Сверьте их с дальнейшим
текстом.
Какие
силы поднимают рыб в воздух? Почему потом водяные жители падают на землю?
Сформулируйте
свои догадки и сверьте с дальнейшим текстом.
Сильные
ураганы, которые проносятся над океаном, поднимают рыб вместе с водой. Когда
ураган преодолевает огромные пространства, его сила ослабевает, и поднятые ими
предметы падают на землю. Именно тогда из грозовых туч низвергается на землю
рыбный дождь.
Не
возникают ли у вас еще какие-то предположения?
В
разных местах земного шара выпадали дожди из водорослей, лягушек, мелких
камешков, а в Горьковской области однажды выпал дождь из старинных монет.
Умение
беседовать с текстом (автором)
После того как у школьников сформированы отдельные приемы
внимательного чтения, можно переходить к выработке у них умения беседовать с
текстом, т.е. с автором. Давайте побеседуем с автором. После прочтения каждой
фразы вы должны задать вопрос автору или прокомментировать прочитанное.
Три
маленькие хрюшки
Отчаянно
кричат.
Пора
помыть им ушки,
А
хрюшки не хотят.
Напрасно
мы купали
В
корыте поросят.
Они
от нас сбежали
И
в лужице лежат.
Но
нельзя забывать о воображении. Ведь для детей воображение – естественная форма
их мысли. Оно помогает им освоиться в еще не совсем понятном им окружающем
мире.
·
На что похож дождь? (на душ, на чудо, на слезы неба)
·
Какое сравнение может быть в тексте?
Летняя
ночь была теплая, как … (зола костра, мамины руки, бабушкины руки, любимое
пуховое одеяло)
·
Допишем стихотворение по двум первым строчкам, так чтобы оно
получилось мрачным, каламбурным, сочувственным, веселым:
В
зоопарке бегемот
Проглотил
ежа, и вот…
Он
глотает фталазол
И
на всех ужасно зол. (мрачно)
Поднял
он ужасный крик:
К
острой пище не привык. (каламбур)
Две
недели сторожа
Ищут
бедного ежа. (сочувствие)
Бегемот
во всю хохочет:
Еж
ему нутро щекочет. (весело)
Составление
плана
Обучающиеся
часто испытывают трудности в составлении плана. Чем же важен план текста?
Во-первых, план помогает понять текст, лучше запомнить материал, а также
является средством самоконтроля и самооценки. Чтобы составить план, нужно
понять текст. А чтобы понять текст, нужно уметь выделить в нем существенное,
разделить на части. Предлагаю комбинированную методику
обучения умению составлять план на примере небольшого рассказа.
ЗАБЛУДИЛСЯ
Стояла холодная зима.
Утром Ваня взял сани и поехал в лес за дровами.
Вдруг началась метель.
Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в лицо. Дорогу замело. Мальчик долго
бродил по лесу. Он устал, сел под ель и заснул.
Мимо ехал колхозник
Егор. Под деревом он заметил мальчика. Мальчик был ещё жив. Дядя Егор завернул Ваню
в тулуп и привез в деревню.
Вначале нужно провести диалог с этим
текстом:
«Заблудился» – возникают вопросы:
кто заблудился? Где заблудился? Почему заблудился? Кто заблудился, предположить
очень трудно.
Где заблудился? Чаще всего это бывает в лесу
или на каких-то просторах в непогоду. Почему заблудился? Плохо ориентировался в
этой местности или была непогода.
Стояла холодная зима.
Наверное, заблудился из-за метели или пурги.
Утром Ваня взял сани и поехал в лес за
дровами.
Значит, заблудился мальчик в лесу.
Наверное, началась метель, и он потерял дорогу.
Вдруг началась метель.
Значит, правильно наше предположение.
Сильный ветер крутил хлопья снега и бил в
лицо.
Всё подтверждается.
Дорогу замело.
Ещё одно подтверждение.
Мальчик долго бродил по лесу.
То же самое.
Он устал, сел под ель и заснул.
Известно, что в таких случаях люди
замерзают. Но Ваня, наверное, не погиб; рассказ называется «Заблудился», если
бы он погиб в лесу, рассказ назывался бы как-то иначе. Наверное, его кто-то
спасёт. Но кто?
Мимо ехал колхозник Егор.
Вот он и спасёт Ваню.
Дядя Егор завернул Ваню в тулуп и привез в
деревню.
Всё правильно».
После такого диалога ребёнок должен
выделить главную мысль рассказа, а для этого перечислить, о ком или о чём
говорится в рассказе и что об этом говорится: «Здесь говорится о времени года,
о Ване, о метели и о дяде Егоре. О Ване говорится, что он пошёл в лес и
заблудился. О дяде Егоре – что он нашёл Ваню и спас. О погоде говорится, что
была суровая зима и, когда Ваня пошёл в лес, началась метель.
Теперь можно выделить главную мысль
рассказа: Ваня заблудился, и его спас дядя Егор».
При нахождении главной мысли были выделены
четыре существенные мысли, теперь нужно установить их логическую
последовательность. Была зима, Ваня пошёл в лес, потом началась метель, из-за
которой Ваня заблудился. И, наконец, дядя Егор нашёл
Ваню и спас его.
После этого текст нужно разбить на части,
сгруппировав возле каждой существенной мысли относящийся к ней материал. Наконец,
каждую часть нужно озаглавить. Вначале с вопросами, о ком или о чём говорится в
тексте и что об этом говорится, к ребёнку обращается взрослый. Однако после непродолжительной
тренировки дети должны сами задавать себе вопросы.
Этот развернутый этап обучения можно
сравнить с чтением по слогам. Впоследствии человек забывает о начальной стадии
обучения чтению. Также и здесь: все эти развернутые действия-рассуждения (о чём
говорится, что говорится?) свернутся, а на смену им придёт умение выделять
существенное и главное.
При обучении составлению плана соблюдается
определённая последовательность действий, которую школьники могут записать в
виде следующей инструкции (алгоритма):
1) проведи диалог с текстом;
2) выдели существенные мысли;
3) выдели главную мысль;
4) раздели текст на части, сгруппировав
его вокруг существенных мыслей;
5) озаглавь каждую часть.
Итак, давайте ответим на вопрос: что же такое умение работать с текстом?
Я
думаю, что работа с текстом заключается в следующем:
·
Сначала нужно понять материал;
·
Затем выделить в нем наиболее существенную информацию;
·
Запомнить информацию.
А
теперь предлагаю Вашему вниманию памятку – инструкцию работы с текстом (приложение)
Заканчивая
выступление, давайте вспомним, какие приемы можно использовать для работы с
текстом.
·
Работа над пониманием слов, словосочетаний, предложений.
·
Работа с заголовком. Прогнозирование.
·
Нахождение главной мысли текста.
·
Понимание текста.
·
Умение беседовать с текстом (автором).
·
Развитие воображения.
·
Составление плана.
В
заключение нашей работы я предлагаю Вам творческое задание – составить Синквейн
на тему: Работа с текстом. Правила составления синквейна нам всем знакомы.
На первой строчке записывается одно слово –
существительное, которое является темой синквейна.
Текст
(или работа с текстом)
На второй строчке надо написать два прилагательных,
раскрывающих тему синквейна.
Интересная,
нужная.
На третьей строчке записываются три глагола,
описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
Понимать,
составлять, прогнозировать.
На четвертой строчке размещается целая фраза. Это
может быть крылатое выражение, чувство, цитата или составленное человеком предложение
в контексте темы.
Работать
с текстом нужно на всех уроках.
Последняя строчка — это слово-синоним, своё
отношение к данной теме, чувство или сравнение.
Идеальный
читатель.
Использовать
синквейн удобно на уроках литературного чтения для составления характеристик
героев.
На этом, я
заканчиваю. Надеюсь, что вы не жалеете о потраченном времени.
Спасибо за
внимание.
Приложение
Памятка-инструкция
по самостоятельной работе с текстом
Работайте
с заголовком!
Прочитав
заголовок, остановитесь!
1. Сформулируйте
для себя, о чем пойдет речь в тексте.
2. Вспомните
все, что вы уже знаете на эту тему.
3. Поставьте
вопросы, на которые, по вашему мнению, будут даны ответы в тексте.
4. Попытайтесь,
насколько это, возможно, дать на эти вопросы предположительные ответы до чтения
текста.
5. После
этого приступайте к чтению. Читая, сопоставляйте выдвинутые вами предположения
с реальным содержанием текста.
Работайте
с текстом!
Обращайте
внимание на непонятное в тексте.
1. Читая,
следите, есть ли в тексте непонятные слова и выражения. Если есть, найдите к
ним объяснение в словарях или справочниках или обратитесь с вопросом к тем, кто
это знает.
2. Непонятным
может быть само содержание текста. Подумайте, не связано ли это непонимание с
пройденным, но плохо усвоенным материалом. Подумайте, что именно из старого
материала мешает пониманию, и повторите его. Подумайте, не станет ли текст
понятным, если разобрать конкретно примеры.
Ведите
диалог с автором!
1. По
ходу всего чтения ставьте вопросы к тексту и выдвигайте свои предположения о
дальнейшем его содержании.
2. Проверяйте
свои предположения в процессе чтения.
Если
вы не можете дать предположительные ответы на свои вопросы, ищите эти ответы в
тексте. Если не можете найти ответ, помните, что в тексте его может и не быть.
В таких случаях пытайтесь найти недостающие сведения в других источниках.
Выделяйте
главное!
1. Читая
текст, старайтесь отделить в нем главное от второстепенного. Обдумайте, в какой
части текста выражена главная мысль, а что эту главную мысль поясняет или
дополняет.
2. По
ходу чтения составляйте план (устный или письменный) или конспект текста.
3. Составляйте
схемы, чертежи, таблицы, отражающие существенные моменты текста.
4. В
случае необходимости делайте выписки.
5. Рассматривайте
все данные в учебнике примеры и придумывайте свои.
На протяжении работы старайтесь представить себе то, о чем вы читаете!
Запоминайте материал!
1. Объясните
себе, в чем связь мыслей – пунктов вашего плана.
2. Перескажите
текст по плану.
3. Ответьте
на вопросы учебника или записанные в тетради вопросы учителя.
Проверяйте себя!
1. Ответьте
на вопросы, проверьте по учебнику правильность своего ответа.
2. После
пересказа проверьте, все ли выделенное вами пересказано и не было ли при этом
ошибок.
Как составить план текста?
План – это перечень основных смысловых блоков текста. Составление плана имеет большое значение при подготовке текста. Пункты плана – это ориентиры, которые помогают автору двигаться в нужном направлении – к задаче, поставленной перед текстом.
Текст, написанный без плана, напоминает поток сознания. Невозможно уловить его центральную идею, а следить за развитием мысли – крайне сложно. Такой текст имеет право на жизнь в художественной литературе, но в сфере бизнеса или науки он неприемлем. В данной статье мы рассмотрим виды планов, разберем, как составить план текста, проанализируем примеры планов.
Виды планов текста
Существуют разные виды планов текста. Мы рассмотрим вопросный, тезисный планы и план-опорную схему. Покажем примеры и разберемся, как составить каждый тип плана.
1. Вопросный план
Строится в виде списка вопросов, на которые необходимо ответить автору статьи по ходу ее подготовки. Оптимален для написания инструкций, мастер-классов, обучающих статей.
Пример вопросного плана:
- Что такое декоративная штукатурка?
- Как подготовить поверхность к нанесению декоративной штукатурки?
- Какую декоративную штукатурку лучше выбрать?
-
Сколько стоит декоративная штукатурка?
2. Тезисный план
Тезис – кратко сформулированное содержание одного-двух абзацев текста. Позволяет зафиксировать не только структуру текста, но и основные идеи и мысли, которые будут раскрыты в каждой части статьи. Универсален, можно использовать для подготовки любого текста.
На каждую 1000 знаков текста рекомендуется отводить один пункт в тезисном плане. Если вам нужно написать статью на 5000 знаков, значит, в плане должно быть 5 пунктов, если на 10 тыс. знаков – значит нужно составить план из 10 пунктов.
Пример тезисного плана текста:
- Определение контекстной рекламы, особенности и преимущества (позволяет привлечь «горячих» клиентов, уже заинтересованных в покупке товара или услуги).
- Показатели эффективности контекстной рекламы: количество показов и переходов, кликабельность (CTR), стоимость одного перехода. Формулы для расчета, ориентиры для оценки.
- Условия, при которых контекстная реклама будет эффективной.
-
Чек-лист, нужна ли читателю контекстная реклама (10-15 вопросов и интерпретация результатов теста).
3. План-опорная схема
«Опоры» – это ключевые слова и части предложений, по которым легко восстановить полный текст. Строится по усмотрению автора. Такой вариант плана хорошо подходит для устного выступления. В работе копирайтера может пригодиться для составления коротких текстов, например, новостей. В такой план можно включать основные факты, цифры, которые планируется изложить в материале.
Пример такого плана:
- Контекстная реклама.
- Количество показов, переходов, CTR, стоимость клика.
- Эффективность контекстной рекламы.
-
Чек-лист, нужна ли вам контекстная реклама?
Как составить план текста?
Существует довольно большое количество видов текстов, которые имеют четкую структуру. К ним относятся, например, новости, пресс-релизы, деловая корреспонденция, научные работы. Для примера приведем структуру новости: заголовок, лид (первый абзац – суть новости), содержание (раскрывает суть подробнее), бэкграунд (дополнительная информация).
Важно знать, какую структуру должен иметь текст, и придерживаться правил. Во-первых, читатели интуитивно ожидают, что текст определенного стиля и жанра будет иметь определенную структуру. Во-вторых, типовая структура составлена оптимальным образом для решения задачи, поставленной перед текстом.
Знание структуры текста – это важно!
Посмотрите, как значительно отличаются, например, структуры научного и журналистского текста:
- Научный текст строится так, чтобы логично, аргументированно и убедительно подвести читателя к главной мысли текста. Таким образом, главная мысль находится в конце текста.
- Журналистский текст строится по противоположному принципу: сначала – самое важное, затем – чуть менее важное, а конце – второстепенная информация.
Разница связна со спецификой текстов. В научной работе важно обосновать ее значимость, актуальность, подтвердить собственные мысли ссылками на материалы других ученых. Научные труды не читают на бегу, их внимательно изучают. Журналистские тексты «живут» в совершенно иных условиях. В них не вчитываются, их пробегают глазами за завтраком, по дороге на работу. Они должны привлечь внимание читателя и сразу сообщить ему важную информацию. Если не учесть эту разницу при подготовке материалов, тексты получатся «неработающими».
Общий алгоритм составления плана текста
Составить план любого текста поможет следующий алгоритм:
- понять задачу текста,
- определить, какая информация необходима для решения задачи,
- изложить эту информацию в виде пунктов плана,
-
логично расположить пункты – и план готов.
Пункт 2 – выбор информации – может вызывать сложность, особенно если объем текста не ограничен. Здесь можно рассуждать следующим образом: готов ли потенциальный читатель текста воспринимать большой объем информации? Например, для рекламных текстов действует следующее общее правило: чем дороже и сложнее товар или услуга, тем больше объем текста. Если товар недорогой и решение о покупке может быть импульсивным, то объем текста уходит на второй план, а основной задачей становится запоминаемость.
Давайте попробуем составить план текста по этому алгоритму!
Допустим, мы готовим посты для блога компании, которая занимается продажей бытовой техники. Какой-то общепринятой структуры для постов в блоге не существует, поэтому рамками структуры мы не ограничены.
Тема сегодняшнего поста – интересные факты о холодильниках. Итак, начали:
1. Задача текста – получить интересный материал, который люди будут охотно читать и делиться им в социальные сети, отправлять друзьям.
2. Что нужно написать в тексте, чтобы решить эту задачу? Действительно интересные факты. Сколько их должно быть? Вероятно, от 5 до 10. Меньше 5 – слишком мало, больше 10 – долго и утомительно читать.
3. Ищем фактическую информацию. Допустим, нам удалось найти 20 интересных фактов. Выбираем из них 10 самых любопытных и кратко формулируем в виде пунктов плана-опорной схемы, например:
- Холодильник императора Нерона.
- Самый дорогой холодильник в мире.
- Холодильник размером с дом.
- …
4. Теперь ранжируем пункты по тому, насколько они интересны. Самые интересные размещаем в начале, а также оставляем один из самых интересных пунктов на конец текста – чтобы пост закончился на интересной ноте и у читателя был стимул поделиться постом. Вот и все, план готов.
Общие требования к планам текста
Проверьте, что составленный план отвечает следующим требованиям:
- Логичность. Структура текста должна быть понятной и логичной.
- Отсутствие дублирования. Пункты плана не должны дублировать друг друга, информация не должна повторяться.
- Полнота. Важно, чтобы план вмещал всю информацию, которую необходимо изложить в тексте.
- Возможность развития темы. Проверьте, что в каждом пункте есть что написать. Пункт плана, который нельзя расписать подробнее его краткой формулировки, необходимо объединить с другим пунктом.
- Краткость. Избыточно формировать пункты плана как фрагменты готового текста, на данном этапе это лишняя работа. Точные и развернутые формулировки будут отшлифовываться на этапе написания текста.
- Лаконичность. Оптимально умещать план в 5-7 пунктов, так как большее число пунктов трудно запомнить. Мелкие пункты можно объединять. Проверьте, что в плане нет пунктов, которые можно убрать, и ценность текста от этого не уменьшится. Возможно, такие пункты стоит удалить.
Пример удачного плана текста
Допустим, нам нужно написать статью «Как пересадить крупный кактус?» Задача текста – объяснить процесс пересадки кактуса, чтобы читатель смог с этим справиться. Задумаемся, какие вопросы могут волновать человека, решившего пересадить кактус? Составим из них вопросный план для будущей статьи.
Допустим, у нас получился вопросный план:
- В какое время года и в какую погоду можно делать пересадку?
- Как подготовить кактус к пересадке?
- Какие потребуются инструменты и материалы?
- Как пошагово выполнить пересадку?
- Как ухаживать за растением после пересадки?
-
Как определить, что пересадка прошла успешно?
Почему этот план – удачный?
- Данный план логичен (процедура пересадки рассматривается последовательно: от подготовки до последующего ухода за растением).
- Информация в разных пунктах плана не дублируется, каждый пункт содержит новую информацию.
- План содержит все основные аспекты работы.
- Каждый пункт плана можно раскрыть, расписать более подробно.
- Пункты плана сформулированы кратко.
-
План состоит из 6 пунктов. Такое количество пунктов относительно несложно удержать в голове.
Пример неудачного плана текста
Возьмем ту же тему – «Как пересадить крупный кактус?» – и представим, как бы выглядел неудачный план.
- Как ухаживать за кактусами?
- В какое время года можно делать пересадку?
- Когда начать полив после пересадки?
- Какого размера должен быть новый горшок для растения?
- Какие потребуются инструменты и материалы?
-
Как пошагово выполнить пересадку: слегка обстучать горшок со всех сторон, чтобы корни, прикрепившиеся к стенкам, не повредились; обхватить растение сложенной в несколько раз широкой бумажной полоской; осторожно перевернуть горшок, стряхнуть осыпавшуюся землю; осмотреть корни на предмет повреждений; поместить растение в новый горшок, насыпать сверху свежий субстрат и слегка уплотнить его.
Данный план требует доработки, потому что:
- Пункт 1 содержит избыточную для данного текста информацию, его нужно убрать.
- План нелогичен: пункт об уходе за растением после пересадки поставлен на 2 место.
- Пункты 3, 4 затрагивают мелкие вопросы, их лучше объединить с более крупными пунктами.
- Пункт 6 сформулирован слишком подробно, расписывать здесь этапы пересадки было избыточно.
Теперь вы знаете, как составить план текста правильно. Выбирайте любой вид плана – вопросный, тезисный, план-схему или какой-либо другой. Главное – не забывайте: любой план всегда лучше отсутствия плана.
Рекомендуем
Данная статья – заключительная в курсе копирайтинга. В ней мы расскажем, как начать работать копирайтером, даже если у Вас пока нет опыта и портфолио.
Каждый человек способен писать тексты на хорошем уровне. Это навык, который можно освоить. В этой статье я собрал личный опыт и также опыт …
Прежде чем приступать к написанию статьи, автору необходимо понять, что именно и в каком порядке он собирается описывать. В этом помогает план текста – изложенные в виде списка и логически структурированные основные мысли статьи.
Давайте разберемся, как составить план текста, поговорим о видах планов и требованиях, которые необходимо соблюдать при их написании.
Зачем нужен план текста?
- План облегчает автору задачу и значительно ускоряет процесс написания текста, избавляет от страха белого листа.
- Закончив одну часть статьи, вам не придется думать, о чем рассказывать дальше – достаточно посмотреть в план и раскрыть следующий пункт.
- План не даст запутаться, отступить от темы, поможет более четко и доступно для читателя сформулировать свои мысли.
- Кроме того, если вы пишете тексты на заказ, после составления плана вы можете согласовать его с заказчиком, дабы тот убедился, что вы правильно поняли свою задачу.
Комьюнити теперь в Телеграм
Подпишитесь и будьте в курсе последних IT-новостей
Подписаться
Особенности написания плана
Прежде чем приступить к написанию плана текста, внимательно изучите всю найденную информацию по теме, а затем выделите основную идею. Задумайтесь о том, какую задачу должна решать статья, на какой вопрос читателя отвечать. Информация, которая содержит ответ на вопрос, и определит структуру текста.
Собранные для написания текста сведения необходимо разделить на несколько частей, разбить на смысловые блоки, выделить логические категории для удобства восприятия информации.
Поставьте себя на место читателя, обратившегося к вашей статье для решения своей проблемы. Подумайте, какие именно данные будут наиболее важны для него и какие советы могут быть максимально полезны. Теперь опишите все это в виде последовательности пунктов, и ваш план будет готов, а дальше можно приступать к написанию и редактированию материала.
При составлении плана нужно учитывать характер текста. Например, при написании новостей и обзоров в первых пунктах плана нужно отразить самые важные, привлекающие внимание данные, в середине статьи подробно раскрыть изложенные в начале сведения, а в конце расположить обобщение или дополнительную информацию. Тогда как при написании научных статей автор, наоборот, сначала излагает аргументы, ссылается на авторитетные источники и только в конце текста озвучивает основную идею материала.
Виды планов текста
Статья состоит из заголовка, введения, основной части и заключения. Рассмотрим, какие виды планов позволяют структурировать информацию основной части текста.
Назывной план
Назывной план состоит из небольших заголовков, включающих обычно от 2 до 4 слов. Глаголы в таком типе плана не используются, содержание пунктов выражается существительными в именительном падеже и прилагательными. Каждый пункт такого плана состоит из опорных слов и словосочетаний, которые отражают какой-то процесс, явление либо состояние.
Пример назывного плана для данной статьи:
- Назначение плана текста.
- Особенности написания плана.
- Виды планов текста.
- Требования к плану текста.
Вопросный план
Структура плана этого типа основана на вопросах, которые автор задает к каждому смысловому блоку текста. На мой взгляд, это самый простой вариант плана, так как уже в процессе обдумывания темы и сбора материала для статьи вопросы возникают сами собой. Этот вариант идеально подойдет, если вы пишете руководство, инструкцию или обучающую статью. Начинайте вопросительные предложения со слов: как, когда, почему, какой, сколько, кто, каким образом и т. п.
Например, к текущей статье вопросный план может быть таким:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- Какие существуют виды планов текста?
- Как проверить правильность составления плана?
Тезисный план
Тезисный план – это план, состоящий из тезисов, как и назывной, однако здесь обязательно используются глаголы, из-за чего пункты получаются длиннее. Тезис представляет собой основную мысль нескольких абзацев, которая сформулирована в одном предложении. Подлежащее в каждом пункте обозначает тему, а сказуемое раскрывает ее.
На каждую тысячу знаков рекомендует отводить один пункт в тезисном плане. Соответственно, если в статье 5000 знаков, пунктов-тезисов должно быть 5.
Рассмотрим, что такое тезисный план на примере этой статьи:
- Причины, по которым имеет смысл составлять план текста.
- Действия, которые необходимо выполнить в начале написания плана.
- Нюансы, которые необходимо учесть при составлении плана в зависимости от характера текста.
- Виды планов могут быть разными и каждый подходит для определенных типов текста.
- Требования, которым должен соответствовать правильно составленный план.
Опорный план
Опорный план-схема характерен тем, что в качестве его пунктов используются только ключевые мысли, самые значимые слова или отрывки предложений, на которые автор будет опираться при написании текста. План этого типа хорошо подходит для составления текста устного выступления, презентации, а также при написании различных небольших по объему текстов, таких как новости, анонсы, краткие обзоры и т.п.
В опорную схему уместно включить главные факты, цифры, названия предметов, а также имена действующих лиц и цитаты. Каждый пункт данного плана является опорой, вызывающей яркие, детальные картины, которые передают содержание текста. Назначение этого вида плана – систематизация собранного материала и облегчение последующего воспроизведения информации. Пункты в таком плане могут существенно отличаться друг от друга как по структуре, так и по длине.
Пример опорного плана:
- 4 причины целесообразности написания плана текста.
- Какие особенности надо учитывать при написании плана.
- 5 видов планов текста с примерами.
- В каких случаях можно обойтись простым, а когда нужен сложный план.
- Чек-лист проверки правильности составления плана текста.
Смешанный план
Совсем необязательно стремиться к тому, чтобы все пункты плана представляли собой вопросы или являлись тезисами статьи, можно составить план смешанного типа. Например:
- Зачем нужен план текста?
- Особенности написания плана.
- Какие существуют виды планов текста?
- Чек-лист проверки правильности составления плана.
Простые и сложные планы текста
Планы текста по своему типу также можно разделить на простые и сложные. Сложный план отличается большей развернутостью и содержит подпункты. Это необходимо, если статья содержит мысли разного уровня, когда определенная мысль раскрывается посредством нескольких других. Используйте сложные планы с пронумерованными пунктами и подпунктами, оформленными как маркированный список, для длинных серьезных статей со множеством подзаголовков – в этом случае вы не упустите из вида ни одну даже самую мелкую деталь.
В других случаях можно ограничиться составлением простого плана, в котором пункты располагаются последовательно.
Сложный план для данной статьи может выглядеть так:
- Зачем нужен план текста?
- В чем заключаются особенности написания плана?
- С чего начинается составление плана
- Зависимость от характера текста
- Какие существуют виды планов текста?
- Назывной план
- Вопросный план
- Тезисный план
- Опорная схема
- Смешанный тип
- Простые и сложные планы текста
- Как проверить правильность составления плана?
Требования к плану текста
Правильно составленный план текста должен соответствовать ряду требований:
- Во-первых, он должен иметь четкую, логичную структуру, при взгляде на которую сразу должно быть ясно, о чем пойдет речь в статье. Все пункты плана должны быть связаны между собой. При прочтении плана не должно возникать дополнительных вопросов, ход повествования должен быть плавным, а пункты должны подробно раскрывать основной вопрос или задачу текста.
- Следите за тем, чтобы информация в разных пунктах не повторялась – в двух разных пунктах плана не должно описываться одно и то же разными словами.
- Обратите внимание на полноту раскрытия темы – план должен содержать исчерпывающую информацию и отражать все нюансы выбранной тематики.
- В плане не должно быть лишних пунктов. Если по определенной подтеме нечего написать кроме краткой формулировки, объединяйте такие пункты с другими.
- Пункты плана не должны напоминать целые абзацы, их длина не должна превышать 9 слов. Они должны содержать только краткую информацию о том, что вы собираетесь осветить в статье.
- Будьте лаконичны – придерживайтесь небольшого числа пунктов. 5-7 пунктов для простого плана вполне достаточно. Маленькие пункты можно объединять с другими.
Заключение
Итак, мы рассмотрели, что такое план текста, и убедились, что его использование делает работу над статьей намного продуктивнее. При наличии грамотно составленного плана вы напишете текст быстрее и качественнее. План позволяет легко сфокусироваться на теме, в процессе его составления в голове автора вырисовывается четкая картина того, как должен выглядеть готовый текст и на какие вопросы читателя он будет отвечать.
Выбирайте тот тип плана, что наилучшим образом соответствует виду текста, который вам предстоит написать. И помните, что при составлении плана информационной статьи вы не обязаны неукоснительно придерживаться какого-то одного из типов и видов.
§ 1 Что такое текст
В этом уроке вы узнаете, что такое план, каким он может быть, как он помогает в наших выступлениях и письменных работах и как его нужно составлять.
План текста – это краткая программа, которую важно наметить во время подготовки к сочинению, изложению, пересказу, докладу. Составить такую программу (составить план) – значит выделить части текста (микротемы), как они располагаются по отношению друг к другу, в каком порядке. План может быть мысленным (внутренним), устным или письменным, простым или сложным. Если мы озаглавим каждую микротему, то получится план текста. Пункты плана могут быть в форме вопросов (вопросный план), в форме повествовательных предложений (план из повествовательных предложений), в форме назывных предложений, в форме цитат, о которых вы подробнее узнаете в следующих классах. План может быть картинным, например серия последовательных сюжетных иллюстраций может помочь восстановить и передать цепочку событий в рассказе, изложении.
Подробнее поговорим о вопросном плане и плане из повествовательных предложений.
Вопросный план записывается в форме вопросов к тексту. Вопросы составляются к ключевым предложениям текста. В вопросах нужно использовать вопросительные слова: когда, сколько, как, почему.
При составлении плана из повествовательных предложений нужно содержание каждого абзаца (каждой микротемы) текста сформулировать кратко.
§ 2 Учимся составлять план к тексту
Чтобы составить план к тексту, необходимо, во-первых, внимательно прочитать или прослушать текст, понять его, выяснить значение непонятных слов. Во-вторых, выделить тему текста и его основную мысль, в-третьих, разбить его на смысловые части, микротемы, в-четвёртых, озаглавить каждую смысловую часть. В ходе работы над темой мы можем уточнять, дорабатывать, перестраивать свой план, пробовать пересказать или изложить текст. Известный лингвист М.А. Рыбникова говорила: «… Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы».
План сослужит нам хорошую службу тогда, когда мы будем им пользоваться, мы будем как будто разворачивать каждый пункт плана в полный текст. При этом нужно будет продумывать переходы от одной части к другой.
Составим план к тексту об Аркадии Гайдаре.
«Ещё при жизни Аркадий Гайдар стал человеком легендарным. О нём рассказывали множество всяких историй, большей частью подлинных и интересных. Легенды шли за ним по пятам, предшествовали его появлению и долго жили после его ухода. Он обладал воображением лёгким, крылатым, неиссякаемым. Сила его воображения не вмещалась целиком на страницах его книг. Избыток этой силы как бы выплёскивался в повседневную жизнь, наполнял радостью, делал эту повседневность необычайной.
Дети не отставали от него, ходили за ним следом, как за предводителем и лучшим другом. Они гордились им и беспрекословно подчинялись его приказам, всегда точным и разумным.
У одного из московских писателей опасно заболел сын, мальчик лет восьми. Врачи прописали больному какое-то редкое лекарство. В ближайших аптеках его не было. К счастью, к этому писателю зашёл Гайдар, увидел взволнованного отца и плачущую мать. Гайдар позвонил к себе домой и попросил, чтобы на квартиру к писателю прислали всех мальчишек из гайдаровского двора.
Через десять минут раздался нетерпеливый стук в дверь. Писатель открыл и увидел на площадке не меньше десяти мальчишек. Гайдар вышел к ним, раздал всем записки с названием лекарства и сказал: «Дело касается жизни и смерти. Поняли? Сейчас же бегите в разные аптеки, лучше подальше от центра. Вот вам деньги. И звоните мне сюда».
Мальчишки умчались. Через час начались звонки. Вести неутешительные. Ещё через час раздался, как показалось Гайдару, особенно требовательный телефонный звонок. Какой-то мальчик кричал издалека, что нашёл лекарство.
Мальчик примчался с лекарством через полчаса сияющий, взмокший, счастливый».
Выделим тему текста. О чём этот текст? О том, как Гайдар наполнял повседневную жизнь радостью, о его авторитете в мальчишеской среде и умении организовать мальчиков на доброе дело.
Основная мысль текста (то, ради чего этот текст написан), может быть заключена в словах: «Спешите делать добро. Берите пример с Гайдара. В бескорыстной помощи состоит человеческое счастье».
Разделим текст на смысловые части. Их будет пять. Смысловые части будут соответствовать абзацам. Последние два абзаца лучше объединить в одну смысловую часть.
Вопросный план может быть следующим:
1. Чем был необычен Аркадий Гайдар?
2. Как относились к Гайдару дети?
3. Какая беда случилась однажды в семье московского писателя?
4. Какую команду дал Гайдар мальчишкам?
5. Как выполнили мальчишки просьбу Гайдара?
Повествовательный план может быть следующим:
1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.
2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.
3. Гайдар делает всё возможное, чтобы помочь в беде.
4. Гайдар даёт мальчишкам команду к действию.
5. Мальчики выполнили просьбу Гайдара.
Это были два примера простого плана. Сложный план включает в себя основные пункты и подпункты, он более подробный. К тексту о Гайдаре можно составить сложный план:
Сложный план может быть следующим:
1. Аркадий Гайдар – человек легендарный.
2. Гайдар — лучший друг и предводитель мальчишек.
3. Гайдар и мальчики вместе помогают в беде.
а) Своевременный звонок Гайдара с просьбой.
б) Мальчики двора откликнулись на просьбу Гайдара.
в) Команда к действию.
г) Ожидание вестей по телефону.
д) Через два с половиной часа лекарство было доставлено.
Обдуманный план очень важен на этапе подготовки к докладу, лекции, сочинению, изложению, написанию статьи и текстов других жанров. План может помочь восстановить содержание и последовательность прочитанного, услышанного. План может быть вопросным, состоять из повествовательных предложений; простым и сложным, устным и письменным, картинным.
Детей учат работать с текстом, начиная с 1 класса. Очень важно, чтобы школьники понимали прочитанное, умели ориентироваться в структуре материала, выделять главные мысли. Для этой цели им предлагается составить план текста. Как правильно сделать это, мы выясним в данной статье.
Алгоритм действий
План — это последовательное отражение всех ключевых моментов текста в предельно краткой формулировке. Опираясь на него, можно пересказать произведение, не искажая его содержания. Но далеко не все школьники знают, как составить план текста.
Рассмотрим алгоритм, которого лучше придерживаться при выполнении задания:
- Прочтите текст, стараясь вникнуть в его смысл.
- Разбейте его на смысловые части. Это могут быть главы или абзацы. В каждой выделите основную мысль, которую нужно сформулировать одним предложением.
- Придумайте короткие заголовки.
- Проверьте, не пропустили ли вы важные моменты или мысли, не нарушены ли логические связи.
- Запишите отредактированный план в тетрадь.
Младшим школьникам трудно увидеть в тексте главное. В таком случае можно вручить им простой карандаш и предложить нарисовать схематичные комиксы, отражающие смысл прочитанного. Картинки раскладываются по порядку. Пусть ребенок решит, какие из них можно убрать, чтобы комикс остался понятным. Таким образом, будут выделены основные мысли, останется только придумать подписи к пиктограммам.
Классификация
Мы выяснили, как составить план текста. Теперь поговорим о заголовках. Все планы можно разделить на:
- Вопросные. К каждой выделенной части нужно задать вопрос («Кто слепил Колобка?»).
- Тезисные. Главная идея смысловой части выражается в виде короткого предложения («Бабка лепит Колобка»).
- Назывные. При формулировке тезиса используются существительные и прилагательные («Лепка Колобка»).
- Опорные схемы. Школьник выбирает из текста слова или словосочетания, которые, по его мнению, несут на себе самую большую смысловую нагрузку (1. Старик со старухой; 2. Состряпала Колобок; 3. Взял да и покатился; 4. Заяц; 5. Волк; 6. Медведь; 7. Лиса).
- Комбинированные. При формулировке пунктов используются несколько перечисленных способов.
Деление по сложности
Размышляя над тем, как составить план текста, помните, что он может быть как простым, так и развернутым (сложным). Все зависит от того, насколько глубоко читатель хочет проникнуть в содержание произведения.
При составлении простого плана текст делится на основные части, для которых затем придумываются заголовки. Это может выглядеть так:
- Маша заблудилась.
- В плену у медведя.
- Медведь несет короб с девочкой.
- Собаки прогоняют медведя.
В сложном плане основные части подразделяются на более мелкие. Соответственно, пункты тоже разбиваются на подпункты, благодаря чему структура текста отражается более полно. Вот как выглядит сложный план той же сказки:
- В лес по грибы: а) Маша уходит с подружками. б) Девочка заблудилась.
- Избушка медведя: а) Домик в чаще. б) Маша работает у медведя.
- План побега: а) Медведь соглашается отнести гостинцы в деревню. б) Маша печет пирожки. в) Девочка прячется в короб.
- Медведь идет в деревню: а) Маша не дает медведю есть пирожки; б) Дом дедушки и бабушки; в) Медведь убегает от собак; г) Радостная встреча.
Работа по составлению плана с младшими школьниками
Ученикам начальной школы в силу возраста трудно выделить в тексте основные мысли. Много проблем вызывает у них и формулировка заголовков. Поэтому формирование необходимых навыков ведется постепенно. План текста по русскому языку (например, перед написанием изложения) сначала дается в готовом виде. Дети учатся соотносить заголовки и части произведения. Можно разрезать лист с напечатанным на нем небольшим рассказом на абзацы и попросить школьника собрать его. Так ребенок научится лучше ориентироваться в структуре произведения.
В последующем используются и другие приемы работы с планом текста. В конспект уроков по русскому языку, чтению и окружающему миру систематически включаются следующие задания:
- отгадать произведение по готовому плану;
- в правильном порядке разложить картинки к сказке, исключить лишние;
- сравнить между собой разные вида планов, составленные по одному и тому же тексту;
- найти ошибки или неточности в готовом плане;
- отредактировать заголовки, подобрать к ним синонимы.
Согласно требованиям школьной программы, дети должны научиться составлять план текста во втором классе. Этот навык пригодится им на всем протяжении школьной и студенческой жизни. Благодаря ему у ребятишек развивается логика, а также они овладевают навыками работы с информацией.