Модуль
Модуль — (от лат.modulus — мера) — условная единица в архитектуре и строительстве, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров частей здания или сооружения с целью их координации, придания зданию, сооружению или их частям соизмеримости. В качастве Модуля принимают меру длины (метр) или размер одного из элементов здания. Например, в классической ордерной системе Греции такой мерой, или Модулем, был диаметр нижнего основания колонны (в древнеримской — её радиус); введение модульных соотношений облегчало процесс возведения зданий из отдельных элементов (каменных блоков); появившись как следствие практической необходимости, модуль приобрёл значимый художественный смысл в архитектуре, так как позволил устанавливать простые, легко воспринимаемые соотношения (пропорции) сооружений. В современном строительстве модуль явился необходимой предпосылкой типизации и унификации всех строительных элементов и габаритов зданий в целях массового изготовления деталей в заводских условиях и монтажа их на строительной площадке. В связи с этим в СССР действовала единая модульная система (см. Единая модульная система).
-
Назначение модуля в архитектуре.
Модуль
в архитектуре и строительстве: исходная
мера, принятая для выражения кратных
(делящихся без остатка) соотношений
размеров сооружений и их частей. Модуль
является универсальным средством
дизайна. Модуль это один и тот же элемент,
размножив который и комбинируя разными
сочетаниями можно получать разные
формы, например: паркет, плитка на
тротуаре. Архитекторам удается создавать
гармонию в архитектурной композиции
сооружения, за счет сочетания и повтора
одинаковых, кратно увеличивающихся
или уменьшающихся квадратов — модулей.
Главные
требования к модулю: простота, целостность,
выразительность, возможность комбинировать
различные варианты произведения.
-
Для чего в архитектуре применяется модульная сетка?
Геометрическая
модульная сетка
— представляет собой систему прямых
и диагональных вписанных друг в друга
квадратов. Модульная сетка облегчает
и упрощает построение сложных объектов
с учетом их пропорциональных соотношений,
применяется для построения и проектирования
архитектурных сооружений во фронтальной
композиции. Модульную сетку можно
применять для построения орнаментов,
тротуарной плитки, ограждений.
-
Что такое масштаб?
Масштаб —
в общем случае отношение двух линейных
размеров. Во многих областях практического
применения масштабом называют отношение
натуральной величины объекта к величине
его изображения. При изображении
большого объекта в рисунке, чертеже,
макете и так далее, человек уменьшает
величину объекта в несколько раз. Число,
показывающее во сколько раз уменьшен
изображенный объект, есть масштаб.
Масштабность
— взаимосвязь членений архитектурной
формы с габаритами человека. Наиболее
действенными средствами выявления
масштабности сооружения являются
элементы и детали, соразмерные человеку
(ступень, окно).
-
Какие правила композиции применяются в проектировании архитектурных сооружений?
Архитектурная
композиция (творение, сочинение) —
это система создания проекта и самого
объекта архитектуры. Архитектурная
композиция — целостная система
архитектурных форм, отвечающих
художественным, функциональным и
конструктивно-технологическим
требованиям.
Создание
единства архитектурной композиции
из множества составляющих, рождение
целостного образа на основе комплекса
требований — главнейшая задача
архитектуры.
В
сложном ансамбле здания единство
достигается соподчинением: главному
объему (композиционному центру)
подчиняются второстепенные части
здания.
Важное
средство достижения единства и
художественной выразительности
композиции в архитектуре — симметрия.
Симметрия — закономерное расположение
одинаковых архитектурных форм и объемов
относительно оси или плоскости,
проходящей через центр композиции. В
крупных зданиях со сложной функциональной
схемой симметричное построение
композиции трудно осуществимо. В этих
случаях применяют в архитектуре
асимметрию. Роль асимметрии в
композиции архитектурных форм — в
выявлении динамики художественного
образа сооружения.
Ритм
и метр являются средствами гармонизации
и обеспечения единства архитектурной
композиции за счет повторяемости
элемента.
Важнейшее
композиционное средство — пропорции:
закономерное соотношение геометрических
размеров здания по высоте, ширине и
длине. Пропорции определяют соразмерность
и гармоничность элементов архитектурных
форм.
Свойствами
архитектурной композиции является ее
масштабность и масштаб. Масштабность
— взаимосвязь членений архитектурной
формы с габаритами человека. Масштаб
характеризуется крупностью членений
архитектурной формы по отношению к
размерам самого здания и окружающей
застройки. Признаки, по которым можно
судить о композиционности объекта
архитектуры: целесообразность,
целостность, наличие главного
(композиционного центра), динамизм,
равновесие и гармония.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Модуль (в архитектуре)
- Модуль (в архитектуре)
- Модуль (от лат. modulus — мера) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за М. принимались разные величины. М. сооружения могут быть: одно из основных его измерений (диаметр купола или стороны помещения в средневековых сводчатых постройках Европы и Средней Азии), размер отдельного элемента сооружения (диаметр колонны, ширина триглифа в ордерной античной архитектуре) или размер строительного изделия (длина кирпича, бревна). В качестве М. используются также и непосредственно меры длины (фут, сажень, метр и др.), образуя т. н. линейный М.
Возникнув вследствие технической необходимости, М. стал и одним из средств архитектурной композиции, которое используется для приведения в гармоническое соответствие размеров целого и его частей (например, золотое сечение в античной архитектуре, модулор в практике Ле Корбюзье). Однако применение М. никогда не означало механического расчёта всех величин: в поисках выразительных соотношений архитекторы вносили в соразмерность частей поправки, учитывающие особенности зрительного восприятия. В архитектуре 2-й половины 20 в., в связи с развитием методов сборного индустриального строительства, постоянные линейные М. получили особенно большое техническое значение как средство согласования планировочных и конструктивных элементов зданий, их унификации и стандартизации.
Основной М. размером в 10 см, производные от него укрупнённые (3 М., 6 М., 12 М., 15 М., 30 М., 60 М.) и дробные М. вместе с правилами их применения составляют модульную систему. Они установлены советскими, зарубежными и международными нормами и стандартами.
Лит.: Хазанов Д. Б., Модуль в архитектуре, в сборнике: Вопросы теории архитектурной композиции, [в.] 2, М., 1958; Архитектура жилого комплекса, М., 1969.
Д. Б. Хазанов.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия.
1969—1978.
Полезное
Смотреть что такое «Модуль (в архитектуре)» в других словарях:
-
МОДУЛЬ (в архитектуре) — МОДУЛЬ (от лат. modulus мера), в архитектуре и строительстве исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров комплексов, сооружений и их частей. В качестве модуля принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов… … Энциклопедический словарь
-
Модуль — в архитектуре классической древности и эпохи Возрождения,радиус поперечного разреза колонны при ее основании, служащий единицей,которой измеряются и определяются размеры как самой колонны, так и всехобломов того ордена, к которому она относится,… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
-
Модуль — I Модуль (от лат. modulus мера) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за М.… … Большая советская энциклопедия
-
МОДУЛЬ — (в математике) мера для сравнения однородных величин и для выражения одной из них помощью другой; м. выражается числом. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. МОДУЛЬ (лат.). 1) число, которым множатся… … Словарь иностранных слов русского языка
-
модуль — я, м. module <лат. modulus мера. 1. В строительном деле исходная единица измерения, устанавливаемая для данного сооружения или его частей. БАС 1. В архитектуре врач, зря быстрый свой успех, За модули ее принялся не на смех. Княжнин От дяди… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
-
МОДУЛЬ — (от латинского modulus мера) в архитектуре и строительстве, исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров сооружений и их частей. В качестве модификации принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов здания или… … Современная энциклопедия
-
МОДУЛЬ — (от лат. modulus мера) в архитектуре и строительстве исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров комплексов, сооружений и их частей. В качестве модуля принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов здания или… … Большой Энциклопедический словарь
-
Модуль — (от лат. modulus мера), в архитектуре и строительстве исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров комплексов, сооружений и их частей. В качестве модуля принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов… … Художественная энциклопедия
-
Модуль (арх.) — МОДУЛЬ (от латинского modulus мера) в архитектуре и строительстве, исходная мера, принятая для выражения кратных соотношений размеров сооружений и их частей. В качестве модификации принимают меру длины (фут, метр), размер одного из элементов… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
-
МОДУЛЬ — (от лат. modulus мера) 1) назв. к. л. особо важного коэффициента или величины (напр., модуль зубьев, модуль упругости, М. комплексного числа). 2) Условная единица в стр ве и архитектуре, принимаемая для выражения кратных соотношений размеров… … Большой энциклопедический политехнический словарь
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 79 человек из 33 регионов
- Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля
-
2 слайд
Архитектура — это система зданий и сооружений; формирующих пространственную среду, удобную для жизни и деятельности людей. Это отдельные здания и их ансамбли, площади и проспекты, парки и стадионы, поселки и целые города. Архитектура — искусство создавать, строить здания и сооружения по законам красоты (греческое слово «архитектор» означает «строитель»)
-
3 слайд
На эстетическое восприятие архитектурного объекта влияет разнообразие горизонтально или вертикально расположенных объемов, монотонно или разнообразно скомпонованных. Достаточно нескольких геометрических форм чтобы создать многочисленные варианты решений архитектурного образа
-
4 слайд
Конструкция – это устройство какого-либо предмета, составление целого из отдельных частей. Важное композиционное средство конструкции — это пропорции. Отношения по высоте, длине и ширине отдельных предметов.
-
5 слайд
Архитектура подчинена законам симметрии и асимметрии, ритма, вызывающее у человека определенное настроение, переживание, восприятие объекта.
-
6 слайд
Архитекторы нередко используют язык символов, преобразуя графическое начертание в форму. Китайский иероглиф «Ren», означающий «Народ», послужил для архитекторов отправной точкой в создании этого проекта общественно-делового центра в Шанхае. Проект задуман в виде двух зданий, объединенных в единое целое. Одна из высоток поднимется из воды: здесь расположатся конференц-зал и фитнес-центр. Другая башня – с фундаментом на земле, будет оборудована для деловых встреч и переговоров. Та часть конструкции, где они соединятся в воздухе, отведена под жилые помещения и отель на 1000 мест
-
7 слайд
Форма внешних объемов здания может быть самой разнообразной, однако чаще всего она близка к форме таких простых геометрических тел, как параллелепипед, куб, призма, пирамида, полусфера, цилиндр и т.д.
-
8 слайд
По виду композиции внешние объемы зданий могут быть простыми, состоящими из одного объема, и сложными – из двух и более объемов разной формы. Различают также комплексные композиции, которые состоят из нескольких зданий, составляющих единый архитектурный комплекс.
-
9 слайд
Красота здания достигается гармонией объемно-пространственной композиции,в которой взаимосвязь частей здания зависит от их функции и назначения.
-
10 слайд
Объемно-пространственная композиция – это своего рода попытка человека упорядочить окружающее пространство некоим определённым образом. Данный термин часто встречается в архитектуре, живописи, строительстве, ландшафтном дизайне.
-
11 слайд
Сложные объемно-пространственные формы
Любое объемно-пространственное формирование предполагает дифференциацию и взаимосвязь отдельных элементов.Выявление систем соподчинения элементов и основных типов их отношений-главное в изучении общих закономерностей построения композиции. -
12 слайд
Чтобы понять,как составлять сложные геометрические объемные композиции-мы должны изучить понятие модуля.
-
13 слайд
Модуль (от лат. modulus – мера) в архитектуре, условная единица, принимаемая для координации размеров частей здания или комплекса. В архитектуре разных народов в зависимости от особенностей строительной техники и композиции зданий за модуль принимались разные величины.
-
14 слайд
Используя модули многократно,по-разному соединяя их между собой,можно достичь неизмеримого богатства форм.В макетах из модулей решаются не только функционально-конструктивные задачи(гостиница,стадион,институт и т.д.),но и образно-ритмические («взлет,падение,противостояние,концентрация»)
-
15 слайд
В макетах определяли сомаштабность,пропорциональность объекта по отношению к полю и другим объектам,теперь гармония достигается в соотношении объемных частей одного объекта.Эти объекты должны быть соподчинены друг другу и составлять единое художественное и функциональное целое.
-
16 слайд
Маке́т (фр. maquette — масштабная модель, итал. macchietta, уменьшительное от macchia) — модель объекта в уменьшенном масштабе или в натуральную величину, лишённая, как правило, функциональности представляемого объекта. Предназначен для представления объекта. Используется в тех случаях, когда представление оригинального объекта неоправданно дорого, невозможно или просто нецелесообразно.
-
17 слайд
Выполните творческое задание:
Соедините объемные формы в единый архитектурный облик.Способы сочетания объемов могут быть разными,например,когда одна форма как бы пронзает,захватывает или обтекает другую.В работе можно использовать все многообразие объемных форм:цилиндры,конусы,шары,многогранники,куб и т.д. -
-
19 слайд
Выполнил:Разумовский А.Г.
МОУ «Лицей №26»
г.Саранск
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 263 356 материалов в базе
- Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Материал подходит для УМК
-
«Изобразительное искусство (изд. «Просвещение»)», Питерских А.С, Гуров Г.Е./ Под ред. Неменского Б.М.
Тема
Глава 2. Конструкция: часть и целое
Больше материалов по этой теме
Другие материалы
- 22.11.2020
- 404
- 7
- 22.11.2020
- 1506
- 17
- 22.11.2020
- 209
- 1
- 22.11.2020
- 134
- 0
- 22.11.2020
- 110
- 0
- 22.11.2020
- 163
- 0
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Мировая художественная культура: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Изобразительное искусство: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Изобразительное искусство как творческая составляющая развития обучающихся в системе образования в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС технических направлений подготовки»
-
Курс повышения квалификации «Изучение русской живописи второй половины XIX века на уроках МХК в свете ФГОС ООО»
-
Курс повышения квалификации «Маркетинг в организации как средство привлечения новых клиентов»
-
Курс повышения квалификации «Основы духовно-нравственной культуры: история и теория зарубежной культуры»
-
Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»
-
Курс повышения квалификации «Формирование метапредметных компетенций учащихся на уроках ИЗО и искусства»
-
Курсы повышения квалификации «Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов мировой художественной культуры в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»
-
Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Эксплуатация и обслуживание общего имущества многоквартирного дома»
-
Курс профессиональной переподготовки «Информационная поддержка бизнес-процессов в организации»
-
Курс профессиональной переподготовки «Стратегическое управление деятельностью по дистанционному информационно-справочному обслуживанию»
Модульная архитектура и модульный дизайн
Что такое модульный дизайн?
Модульный дизайн или «модульность в дизайне» — это конструктивный подход, который подразделяет систему на более мелкие части, называемые модулями или частями, которые можно создавать независимо друг от друга, а затем использовать в разных системах. Модульная система характеризуется функциональным разделением на дискретные масштабируемые и многократно используемые модули, строгим использованием четко определенных модульных интерфейсов и использованием отраслевых стандартов для интерфейсов. Преимущества модульной конструкции — это гибкость конструкции и снижение затрат. Примерами модульных систем являются модульные здания, солнечные батареи, ветряные турбины и так далее. Модульная конструкция сочетает в себе преимущества стандартизации с преимуществами настройки. Недостатком модульности является то, что низкокачественные модульные системы не оптимизированы для производительности.
Происхождение модульного дизайна
Исторически в классической архитектуре диаметр колонн использовался в качестве основы для ряда модулей. В японской архитектуре размеры комнат определялись комбинациями рисовых матов размером 90×180см. Работа Матилы Гики по золотому сечению была одним из источников Модулора, но в целом его работой пользовались другие архитекторы, такие как конкурент Ле Корбюзье Андре Луркат. Луркат предложил свой собственный диапазон пропорций, связанных как с работой строителей, так и с работой дизайнеров. Пропорции и модули — таким образом, стали центральной проблемой в послевоенной французской реконструкции, поскольку архитекторы изо всех сил пытались поддержать свой статус среди меняющихся веяний в строительстве.
Модульная архитектура против интегральной архитектуры
Есть много способов категоризации архитектуры. Архитектура может быть модульной или интегральной. В действительности полностью модульная или полностью интегрированная архитектура встречается редко, и почти вся архитектура находится где-то посередине.
С одной стороны, модульная архитектура имеет функционально разделенные интерфейсы между компонентами. На практике это часто приводит к единой архитектуре, в которой функциональные элементы здания сопоставляются один к одному с компонентами проекта. Однако целостная архитектура является противоположностью модульной архитектуры. Интегральная архитектура имеет связанные интерфейсы между компонентами.Это имеет тенденцию к более сложному (не однозначному) сопоставлению функциональных элементов в функциональной структуре с компонентами проекта.
Проблема модульности
Модульность означает использование одного и того же модуля в нескольких конфигурациях, что позволяет использовать самые разные конструкции без использования множества типов компонентов. Эта модульность дает несколько преимуществ, таких как снижение требований к капиталу и экономия. Модульность особенно выгодна, когда масштабы проекта относительно велики. В таких случаях это практичный и экономичный вариант. Благодаря модульности вы можете создавать различные конструкции, в то же время обеспечивая экономию средств на разработку, а также экономию средств при проектировании и строительстве. Таким образом, вы обнаруживаете, что модульность расширяет границы производительности при создании хорошего дизайна.
Но есть и плохая сторона, когда модульность может привести к избыточным затратам из-за чрезмерного проектирования, неэффективной производительности, а слишком большое количество распространенных модулей может привести к потере проектной идентичности. Примером служит Международный аэропорт имени Шарля де Голля — Терминал 2E (Париж — Франция)
Самым последним, хотя, безусловно, не окончательным расширением аэропорта имени Шарля де Голля в Париже является Терминал 2E, построенный в 2003 году. С теоретической пропускной способностью 11 миллионов пассажиров в год и площадью 230 000 квадратных метров 2E больше, но менее сложнее, чем терминал 2F авиакомпании. 2E является результатом работы Андреу над 2F. Архитектор настаивал на разработке и изменении дизайна, а не на качественном воспроизведении более ранних проектов.
Помимо своей модульной конструкции, терминал 2E был разработан с учетом постоянных условий движения. Дорожная инфраструктура является частью всей структуры объекта, так как дороги и виадуки собираются и сходятся в центре терминала, в окружении двух модулей с каждой стороны. Все эти модули, расположенные в центре зоны перрона самолета, образуют четыре узких здания шириной 60 метров, где туристы могут видеть самолеты с дороги. Каждый модуль покрыт трапециевидными оболочками, образующими четыре дуги.
Модульный дизайн
Важно использовать модульный подход в архитектурных проектах. Модульная конструкция характеризуется такими свойствами, как возможность обновления, удобство обслуживания, гибкость и так далее. Кроме того, прелесть модульной архитектуры заключается в том, что вы можете заменить или добавить любой модуль, не затрагивая остальную часть системы.