Могила кнорозова как найти

  • Главная
  • О кладбище
  • Могилы известных людей
  • Юрий Валентинович Кнорозов

j-knorozov

Юрий Валентинович Кнорозов — учёный, известный этнограф и лингвист, поразивший весь мир тем, что сумел расшифровать письмена майя, не выходя из узкого кабинета Кунсткамеры, почти доверху забитого книгами.

Вокруг личности Кнорозова много загадок. И, хотя он сам это постоянно отрицал, находя всему простые объяснения, эти ответы не всегда убедительны и объясняют далеко не всё, или не полностью. Крайне загадочная личность.

Родился в 22 ноября 1922 года под Харьковом. Но всем рассказывал, что его настоящий день рождения 31 августа, а метрическая дата – ошибка паспортного стола (интересно, как можно было перепутать столь непохожие даты). Его родители приехали в Харьков из Петербурга по службе отца, который был инженером.

Кнорозов почему-то любил подчёркивать, что он из семьи русских интеллигентов. Возможно, потому, что он был мало похож на русского. Своей крайне выразительной внешностью он обязан бабушке-армянке. Это была известная актриса, первая народная артистка Армении.

В семье Кнорозовых кроме Юрия, было ещё четверо детей: три брата и сестра. Все они стали учёными, врачами, преподавателями.

Неординарность мышления и лингвистические склонности проявились у Юрия рано. В пять лет он уже умел читать, и написал рассказ про кота, из нескольких строк. Позже учился играть на скрипке, писал стихи, рисовал, и был прекрасным рассказчиком – с детства и на протяжении всей жизни. При этом в школе Кнорозов всегда отличался, мягко говоря, неординарным поведением. Его даже пытались исключить за излишне самостоятельное мышление и неуспеваемость.

Учёный любил объяснять свою эксцентричность случаем из детства: в пять лет кто-то из братьев попал ему в лоб мячом от крокета. Внешне травма была практически незаметной, но Кнорозов рассказывал, что на какое-то время почти лишился зрения. «Могу дать рекомендацию – говорил Кнорозов, – будущих дешифровщиков бить по башке, только не ясно как».

Перед самой войной, в 1940 году, семнадцатилетний Юрий Кнорозов поступил на исторический факультет в Харькове. Там он начал активно изучать шаманистику. Потом наступила война, но в армию его не взяли по здоровью, и в 1941 году отправили на возведение оборонительных сооружений. Когда Украина была оккупирована немцами, они с семьёй оказались в окружении. Почти 2 года Кнорозов скрывался от мобилизации и добывал пропитание для матери.

В 1943 перед контрнаступлением успел с матерью выехать из Украины в Воронежскую область, где его снова признали негодным к службе из-за дистрофии. Около полугода он преподавал в начальных классах сельской школы, а к осени переехал в Москву. Сохранившаяся зачётная книжка позволила ему поступить сразу на второй курс исторического факультета МГУ. Там, на кафедре этнографии, Кнорозов занялся египтологией.

В 1944 году его снова призвали в армию, видимо, посчитав, что здоровье юноши уже достаточно наладилось. Впрочем, в ружьё не поставили, а определили сначала в качестве авторемонтника, а затем перевели в резервный артиллерийский полк под Москвой, телефонистом.

Демобилизовавшись в 1945, он продолжил обучение в МГУ. Бывшие сокурсники рассказывают, что всю стипендию он тратил на книги, а потом одалживался у них на еду. Впрочем, ел он немного, в основном, хлеб и воду. Зато курил папиросы Герцеговина Флор в большом количестве, и не гнушался выпивки.

В университете он занимался письменностью Древнего Китая и Древнего Египта, литературой Японии и Средней Азии. На практику ездил в Казахстан, где ему довелось участвовать в шаманском обряде. Его дипломная работа была посвящена шаманским практикам Средней Азии.

Интерес к индейцам майя начался с того что, будучи на практике в Казахстане, он прочёл статью немецкого лингвиста, Пауля Шелльхаса, умершего незадолго до этого, в 1945 году, о том, что письма майя расшифровать невозможно. По этому поводу Кнорозов выразился так: «Всё, что создано человеческим умом, может быть разгадано человеческим умом». Это стало своеобразным эпиграфом к последующей блестящей работе.

Правда, научный руководитель, Толстов, специализировавшийся на Средней Азии, очень плохо отнёсся к новой идее своего ученика, из которого надеялся вырастить преемника в своей узкой области. Он даже отказался дать Кнорозову рекомендацию в аспирантуру. Кнорозову пытался помочь соперник Толстова, этнограф Токарев, который, правда, не верил, что письма майя возможно расшифровать. Смысл помощи был в том, чтобы насолить своему врагу. Однако Кнорозова всё равно не приняли в аспирантуру по причине «плохой анкеты». Зато Токарев сумел добиться, чтобы Кнорозова взяли в музей этнографии в Ленинграде, в противном случае он мог бы остаться школьным учителем.

Учёный поселился прямо в своём кабинете и начал работу. В работе он использовал две книги: «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланды и «Кодексы майя». Правду о том, откуда они появились, до сих пор не знает никто. Кнорозов говорил, что их нашли в библиотеке, которую немцы готовили к эвакуации, уложенной по ящикам. Якобы именно эти книги вытащили какие-то русские военные. Но всё равно неясно, зачем военными понадобились такие книги, и почему они попали именно к Кнорозову.

В первой книге содержится труд испанского инквизитора Диего де Ланды. Де Ланда – неоднозначная личность, «чёрная легенда». Он приплыл в Центральную Америку с целью проповедовать индейцам христианство , и основательно уничтожал как самих индейцев, так и их Кодексы – рукописные книги майя. До нас дошли всего три кодекса, и это была вторая книга в руках Кнорозова.

Вначале учёный разработал сам принцип расшифровки – метод позиционной статистики: во-первых, определяется тип письма (идеографическое, морфемное, силлабическое, алфавитное). Затем производится анализ частоты появления знаков. Переведя книгу де Ланды со староиспанского, Кнорозов понял что, несмотря на вандализм по отношению к культуре майя, инквизитор весьма много знал о самих индейцах. Он даже пытался составить алфавит майя, из их символов на основе испанского алфавита – разумеется, для того, чтобы они быстрее познали слово Божье. Этот «неправильный» алфавит, который соотносил звучание испанских букв и иероглифами языка майя, оказался ключом к расшифровке Кодексов.

Кнорозов написал кандидатскую под названием «Сообщение о делах в Юкатане Диего де Ланды как этно-исторический источник». Эта работа доказывала наличие у майя не только письменности, но и государства, но заявлять это было бы рискованно: сам Фридрих Энгельс придерживался мнения, что майя были дикарями, и у них никак не могло быть государства. Однако после доклада длительностью в 3,5 минуты, Кнорозову присудили звание доктора исторических наук, минуя ступень кандидата. Это случилось в 1955 году.

Открытие тут же стало сенсацией во всём научном мире. Не хотел признавать Кнорозова только американский учёный Эрик Томпсон, который занимался тем же самым, но считал знаки майя символами. Однако вскоре даже ближайшее его окружение согласилось с тем, что Кнорозов прав. Это несмотря на холодную войну с Америкой!

Открытие Кнорозова позволило расшифровать не только дошедшие до нас письменные памятники, но и многочисленные надписи на стенах, монументах и мелких предметах древних майя. Таким образом, человечество смогло получить представление о быте, верованиях, познаниях и государственном устройстве древнего народа. С тех пор Кнорозова стали называть русским Шампольоном. И действительно, вклад его вполне сопоставим с дешифровкой египетских иероглифов великого французского востоковеда начала ХIХ века.

Перевод рукописей майя вышел в 1975 году, а в 1977 Кнорозов получил Государственную премию.

Сфера интересов Кнорозова не ограничивалась майянистикой. Он специализировался по шаманским практикам, он считается одним из основоположников семиотики – науки о знаках и знаковых системах. Если пытаться упрощённо охарактеризовать сферу его интересов и открытий, можно сказать, что он задавался вопросами, что такое информация – в частности, у биологических объектов, от вирусов до людей – и как она передаётся, преломляется и интерпретируется. Об этом говорит его «общая теория сигнализации». В ней Кнорозов классифицирует разные виды сигналов, а также определяет и исследует, в частности, феномен, названный им «фасцинация» (от латинского «fascinatio» — завораживать). Он замечает и доказывает, что некоторые сигналы имеют свойство стирать, полностью или частично, информацию, принятую ранее. Так действует на человека вспышка молнии, музыка и ритмическая речь. К фасцинации, вполне добровольной, относится желание человека повторно прослушать музыку, которую он уже хорошо знает. Ещё один очень наглядный пример фасцинации – известный случай с радиопостановкой в США «Борьбы миров» Герберта Уэллса, когда миллионы слушателей радиоспектакля впали в панику, приняв литературное произведение с апокалиптическим сюжетом за действительность, вследствие чересчур талантливого дикторского прочтения. И здесь Кнорозов ставил вопрос, а сводится ли сигнал исключительно к информации, которую он несёт? Вот почему Кнорозов интересовался шаманическими практиками, где воздействие на сознание связано с определёнными ритмами и голосовым тембром. Похоже, он и к ним нашёл ключ.

Всё это выглядит довольно мудрёно и мистично, но теория Кнорозова уже давно находят применение во многих сферах – в психологии, а также в изучении информационных процессов типа человек-машина. Кнорозов интересовался также деятельностью мозга, человеческого, и не только. Одним словом, то, чем он занимался, можно было бы смело отнести к перспективному современному междисциплинарному научному направлению когнитивистики.

Известно, что Кнорозов не просто генерировал научные идеи, но и щедро забрасывал ими всех окружающих учёных. Идей у него было явно больше, чем он успел бы всерьёз разработать. Он это понимал и любил повторять: «Я ж не осьминог».

Крайне печальный факт рабочей биографии Кнорозова – он был не выездной. Причина та же, что и при отказе аспирантуры – родственники на оккупированной территории. Причём громко возмущаться было невозможно. Кнорозов был вынужден отшучиваться: «Я кабинетный ученый, и, для того чтобы работать с текстами, не надо ползать по пирамидам». Иностранные коллеги сами приезжали к Кнорозову – майянисты, лингвисты, историки. Среди них было немало учёных с мировым именем, которые почитали за счастье работать с ним.

Личная жизнь Кнорозова тоже не является достоянием широкой публики. Известно только, что он женился по любви. Его дочь стала в последствии филогогом-вьетнамоведом. Жена учёного после родов довольно сильно заболела, от чего Кнорозов начал ещё больше пить – водился за ним и раньше такой грешок, принося ему неприятности ещё во время работы в Кунсткамере.

Зато широко известен тот факт, что Кнорозов очень любил кошек, коих у него перебывало великое множество. Одну из них, Асю (почему-то так сократилось имя Аспид), любил больше всех. Он даже сделал её соавтором своих книг, честь по чести, вписывая её кличку, но редакторы всегда её вычёркивали, что очень злило Кнорозова. Между прочим, учёный не так уж и шутил, кошка реально помогла ему. Наблюдая за тем, как она воспитывает своих котят, учёный многое понял о принципах коммуникации.

Более того, на его любимом фото с Асей кошку вечно обрезали. Фото сделала сотрудница учёного, Галина Дзенискевич. Кто-то сказал, глядя на это фото, что человеку с таким взглядом можно не только разгадывать иероглифы, но и мумии воскрешать.

Известно и то, что – то ль в рамках научного эксперимента то ль для эпатажа – Кнорозов частенько шокировал не очень знакомых людей (знакомые привыкли) тем, что вдруг начинал по-кошачьи мяукать, выражая одобрение, или фыркать и шипеть, чтобы выразить недовольство. Возможно, таким образом он проверял свою теорию фасцинации, но незнакомцам он этого не сообщал, и с удовольствием наблюдал их реакцию. Ещё он любил давать людям клички. Мексиканца, снявшего о нём фильм, Кнорозов именовал «бешеная Дакотка», а Бориса Ельцина – котом Базилио.

После перестройки учёный наконец-то смог выехать в Гватемалу. Рассказывают, как впервые попав в городище майя, он забрался на пирамиду Тикаль и долго-долго стоял молча, курил и смотрел в небо. После этого учёный успел побывать два раза в Мексике, где его приняли с великими почестями, и один раз в Америке. В 1995 году правительство Мексики присудило Кнорозову орден Ацтекского орла, который вручается за исключительные заслуги перед этой страной.

Последние годы он одиноко прожил в Петербурге, если не считать многочисленных кошек. В 1999 году у него случился инсульт. Его положили в больницу, прямо в холодный коридор, где он подхватил пневмонию, и там же, в этом коридоре, умер. Что ни говори, наша Родина умела мастерски забывать своих великих сынов. Кунсткамера, в которой он проработал, можно сказать, всю жизнь, отказалась выделить зал для прощания с учёным, поэтому оно состоялось в морге, а похоронили Кнорозова на Ковалёвском кладбище, фактически за чертой города.

В 2000 году в Мексике вышел его трёхтомник по исследованиям майя, в 2010 году открыт научный центр Кнорозова, а в 2012 году, в городе Канкуна, установлен его памятник. В Мексике учёного не забывали никогда. А на Родине забыли ещё при жизни, и несколько лет даже не думали вспоминать. Только через 5 лет после смерти на могиле учёного установили памятник, опять же, во многом стараниями мексиканских учёных. А ещё при помощи председателя совета Федерации Сергея Миронова, который, побывав в Мексике, выступил с инициативой установить памятник. На открытии памятника собрались учёные из разных частей света, а также послы многих стран Центральной Америки.

Памятник изготовил московский скульптор Николай Выборнов. Для его создания специально искали известняк желтоватого оттенка, подобный постройкам индейцев майя. Его удалось найти под Москвой. По форме памятник напоминает архитектурный стиль индейцев. По бокам памятника выбиты даты жизни на языке майя, а на фронтальной части – барельеф учёного с любимой кошкой, эскизом к которому стала та самая фотография, которую учёный так любил.

В 2011 году в Москве, через год после открытия аналогичного в Мексике, был учреждён Научный «Центр мезоамериканских исследований имени Кнорозова», также не без помощи мексиканских коллег.

Памятник Юрию Кнорозову (1922–1999) — выдающемуся ученому, дешифровщику письменности индейцев майя — установлен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга.

Юрий Кнорозов — национальный герой Мексики

Юрий Валентинович Кнорозов (1922–1999) — историк и этнограф, лингвист и эпиграфист, основатель советской школы майянистики. Главная заслуга Кнорозова — дешифровка письменности майя, открывшая человечеству целую цивилизацию. Потому имя Юрия Валентиновича стоит в одном ряду с Жаном-Франсуа Шампольоном, расшифровавшим в 1822 году египетские иероглифы. Юрию Кнорозову посвящен фильм «В поисках утерянного кода».

Умер великий ученый в 1999 году от инсульта в коридоре больницы, в полном одиночестве. Похоронен на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга.

Памятник Юрию Кнорозову

Памятник Юрию Кнорозову

В 2004 году на могиле Юрия Кнорозова установлен памятник. Автор — московский скульптор Николай Выборнов. Надгробие выполнено в стиле архитектуры майя — платформа со стелой и алтарем из розоватого известняка. На боковых гранях вертикальной плиты иероглифами майя написаны годы жизни ученого. На реверсе — копия рельефа из любимого Кнорозовым города Паленке.

Барельеф на надгробии Юрия Кнорозова

Барельеф на надгробии Юрия Кнорозова

Лицевую грань стелы украшает художественный барельеф с изображением историка с его любимой сиамской кошкой Асей. Этот портрет списан с фотографии, известной во всем мире.

Кошек Юрий Валентинович очень любил: в мифологии майя это животное — символ мудрости и ясновидения. На постаменте, под стелой, выгравирована памятная надпись-посвящение.

  • Кнорозов Юрий Валентинович
    (19221999)

    • Историк, этнограф, основатель научной школы майянистики. Доктор исторических наук (1955). Лауреат Государственной премии СССР (1977).
    • Участник Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Окончил исторический факультет Московского университета (1948). С 1948 года работал в Ленинградском отделении Института этнографии и антропологии имени Н.Н. Миклухо-Маклая АН СССР.
    • С конца 1940-х гг. занимался дешифровкой письменности индейцев майя. Составил каталог иероглифов майя (издан в 1999 году в Мексике в 3-х томах) и к 1952 году установил фонетическое чтение некоторых из них. Исследовал тексты кодексов майя. В 1975 году опубликовал полный перевод иероглифических рукописей майя. 
    • Занимался дешифровкой протоиндийского письма и письма острова Пасхи.
    • Печатался с 1949 года. Автор научных работ, посвященных этнографии Центральной Америки, древним системам письма, проблемам семиотики, сравнительно-исторического языкознания, эволюции мозга и теории коллектива. Основные работы: «Письменность индейцев майя» (1963), «Иероглифические рукописи майя» (1975). Перевел и опубликовал с комментариями «Сообщения о делах в Юкатане» Диего де Ланды (1955).
    • Награжден мексиканским орденом и Большой золотой медалью президента Гватемалы. В 2012 году в мексиканском городе Канкун ему открыт памятник. В Москве при Российском государственном гуманитарном университете действует Мезоамериканский центр имени Ю.В. Кнорозова, университет проводит ежегодные Кнорозовские чтения. С 2012 года ведет свою работу Российско-гватемальский Центр по изучению майя имени Юрия Кнорозова.
    • Умер 30 марта 1999 года. Похоронен на Ковалевском кладбище. В 2004 году на его могиле установлен памятник (скульптор Н.Ф. Выборнов).

    Ю.В. Кнорозов. Фотография И.К. Федоровой. 1971.

Вы можете поделиться информацией:

Повелитель шифров: как историк Юрий Кнорозов раскрыл тайну письменности майя

Гениальный ученый расшифровал тексты коренного народа Северной Америки, не покидая своего маленького кабинета в послевоенном Ленинграде

26 сентября 2022

«Вокруг света» рассказывает, как было сделано одно из самых выдающихся научных открытий XX века и кем был человек, раскрывший эту тайну.

Юрий Кнорозов родился 19 ноября 1922 года. Он рос творческим ребенком: любил рисовать, играл на скрипке, был отличником в музыкальной школе. Но больше всего маленького Юру увлекала история, этот интерес он пронес через всю жизнь.

С любовью к древностям

В 1939 году Кнорозов поступил на исторический факультет Харьковского университета, но учебу вскоре прервала Великая Отечественная война. В 1943 году Юрий добрался до Москвы и при содействии отца смог поступить на исторический факультет МГУ, который он закончил в 1948 году.

Еще во время учебы Юрий Кнорозов участвовал в научных экспедициях. Он побывал на территории бывшего Хорезма — государства, существовавшего в Средней Азии. Руины города Топрак-Кала — древней столицы Хорезма, расцвет которой пришелся на IV век н. э., открыл в 1938 году научный руководитель Кнорозова Сергей Толстов. Спустя несколько лет он привез на раскопки своих учеников.

Жизнь в Ленинграде преподнесла Кнорозову немало верных друзей, одним из которых был Лев Гумилев (на фото 1934 года) — историк и сын Анны Ахматовой. Поэтесса однажды подарила ученому меховую шапку, с которой тот не расставался почти полвека

Выпускную работу Юрий Кнорозов посвятил среднеазиатскому варианту легенды о Самсоне — ветхозаветном герое-силаче. У народа Хорезма он звался Шамуном-наби. Во время экспедиции Кнорозов собрал истории о местных верованиях, которые стали основным источником его исследования.

Но уже тогда его увлекла загадка письменности майя, над которой ломали голову многие исследователи по всему миру. Тогда Юрий Кнорозов воспринял эту загадку как вызов, и судьба дала ему шанс.

После успешной защиты в 1948 году молодой ученый начал работать в ленинградском Музее этнографии, расположенном в здании Кунсткамеры.

В небольшом кабинете первого отечественного музея Юрий Кнорозов совершил свои главные открытия. Коллеги историка шутили, что тот занял самое выгодное место в помещении: он мог вволю размышлять, сидя у окна, и наблюдать за остальными, в то время как его самого было почти не видно за стопками книг.

Тайна из Нового света

После войны в СССР попали немецкие труды, посвященные письменности майя. Среди этих материалов Кнорозову попалась статья Пауля Шельхаса, расшифровавшего в текстах майя числа, даты и календарные записки. Однако слова майя никому из ученых к тому моменту не поддались. Еще до этого Юрий перевел со староиспанского знаменитый текст епископа Диего де Ланда «Сообщение о делах в Юкатане», содержащий множество сведений о цивилизации майя, включая образцы их письменности.

Интерпретация алфавита майя из рукописи Диего де Ланда

Исследовательский азарт заставил Кнорозова всерьез взяться за дешифровку известных рукописей майя, и его ждал успех. Опираясь на имевшиеся в его распоряжении материалы, Юрий Кнорозов пришел к выводу, что алфавит майя, в котором ученый насчитал 355 знаков, является слоговым: каждый знак на письме равен одному слогу.

Далее Кнорозов начал постепенно выявлять наиболее часто употребляемые в рукописях майя слова, что позволило понять общий смысл отдельных предложений. Проверять гипотезы ученому помогала перекрестная проверка по разным рукописям. Работа, начатая еще в 1945 году, заняла несколько лет.

Расшифровав письменность майя, Юрий Кнорозов пришел к выводу, что доступна она была в основном представителям привилегированных сословий: позволить себе вести записи могли правители или придворные писцы. Вот почему среди сохранившихся текстов майя чаще всего встречались записи об истории династий, биографиях и заслугах правителей.

«Что придумано одним умом, может быть разгадано другим»

В 1952 году ученый написал статью, посвященную письменности майя, а затем взялся за полноценную диссертацию, которую защитил в 1955 году. По слухам, он даже не пытался произвести впечатление на комиссию во время защиты. Заняв место у кафедры, он якобы сказал: «Что тут излагать? Все, что надо, опубликовано. Оппоненты должны были изучить автореферат, а кому неинтересно — ну, что поделаешь».

Фрагмент Дрезденского кодекса — одной из сохранившихся рукописей майя

После этого воцарилась неловкая тишина… В итоге научный руководитель все же попросил Кнорозова сказать пару слов. Тот кратко, но все же посвятил окружающих в секреты своих изысканий. Планируя стать кандидатом исторических наук, исследователь был удостоен сразу докторской степени за выдающийся вклад в науку.

В 1956 году Кнорозов отправился в первую зарубежную командировку: выступал с докладом на конференции в Копенгагене. Иностранные коллеги поначалу скептически относились к его достижениям, но вынуждены были признать, что именно Юрий Кнорозов разгадал одну из сложнейших исторических загадок.

В интервью историк рассказывал, что в работе следует полагаться прежде всего на свои способности. «Что придумано одним человеческим умом, может быть разгадано другим человеческим умом», — говорил Кнорозов.

К техническим достижениям он относился уважительно, но без восторга. Журналистам исследователь терпеливо объяснял, что электронно-вычислительная техника может служить помощником, но успех исследования в итоге будет зависеть от человека.

Памятник Юрию Кнорозову в Мексике. Ученый изображен с кошкой Аспидой на руках

Причуды гения

В ученой среде Юрий Кнорозов, как и полагается гению, прослыл человеком необычным. Казалось, что с животными он ладит лучше, чем с людьми. Самыми дорогими друзьями Кнорозова были кошки — свою питомицу по кличке Аспид он даже пытался указать в качестве соавтора своих монографий. Последней компаньонкой Юрия Кнорозова стала кошка Белобандитка, не покидавшая ученого до его смерти.

Тот, кто впервые видел Юрия Кнорозова, мог обратить внимание на его не всегда уместный внешний вид. Ученый крепко привязывался к вещам, тяжело расставался со старой одеждой и совершенно не беспокоился о том, как выглядит в глазах окружающих. Когда в 1990 году Юрия Кнорозова пригласили в Гватемалу, он в любую погоду исследовал достопримечательности, облачившись в любимый черный костюм.

Главным человеком в жизни Юрия Кнорозова была его внучка Анна. С ней он каждый день подолгу беседовал по телефону, рассказывая о своей работе и повседневных делах. Фотография Анны всегда стояла на рабочем столе Кнорозова в музее. Внучке ученый завещал все свое имущество, «каким бы оно ни было».

По местам научной славы

Хотя Юрий Кнорозов не терпел тайн и отмахивался от всего мистического, в его жизни все же нашлось место необъяснимому эпизоду. Потомки сохранили много личных вещей ученого, включая детский альбом 1920-х годов. На одном из рисунков изображены змея, кустарник и подпись «поленка». Впоследствии одним из главных мест, которые исследовал Кнорозов, оказалась мексиканская деревня Паленке. На другой странице старого альбома дошкольник Юра изобразил голубого слона с непонятой тогда надписью «тамакас». Спустя 30 лет он сам выяснил, что на языке майя это значит «Млечный Путь».

Путешествовать по заочно знакомым местам Юрий Кнорозов начал лишь в преклонном возрасте: после развала СССР он получил приглашения посетить Мексику, Гватемалу, США и другие страны. По словам его ученицы Галины Ершовой, накануне своего первого полета в Гватемалу Кнорозов отказался спать и не скрывал волнения, хотя и признавался, что смотреть ему «в общем-то не на что», ведь все открытия он сделал вдали от остатков цивилизации майя.

Однако путешествовать ему понравилось — Юрий Кнорозов искренне наслаждался поездками, фотографировался на фоне им же дешифрованных надписей и посещал официальные приемы. В Мексике он был и по сей день остается главной звездой исторической науки. В 1994 году историку вручили орден Ацтекского орла — высшую награду, которую может получить иностранец от мексиканских властей.

Могила Юрия Кнорозова на Ковалевском кладбище в Санкт-Петербурге

Юрий Кнорозов скончался от инсульта в 1999 году, в ноябре 2022 года исполнится 100 лет со дня его рождения. Память об уникальном ученом собираются увековечить установкой мемориальной доски в Санкт-Петербурге. «Народное признание» Юрий Кнорозов получил еще раньше: в Москве есть мексиканский бар под названием «Кнорозов».

Ковалёвское кладбище занимает около 110 га во Всеволожском районе Санкт-Петербурга.

Этот некрополь, один из крупнейших в Санкт-Петербурге, был открыт в 1984 году, осенью. Его обширная территория разделена на 50 участков, благоустроена и снабжена необходимой инфраструктурой. Ближе к южному периметру находится деревянная церковь святителей Геннадия и Евфимия, архиепископов Новгородских, построенная в 1997 году.

На Ковалёвском кладбище предоставляются места для новых захоронений, в том числе урновых. Кроме того, проводятся родственные подзахоронения. Действует открытый колумбарий. Выделен сектор для воинских погребений. Есть отдельные участки для иудейских и мусульманских похорон.

Адрес Ковалёвского кладбища на карте

Ленинградская обл., пос. Ковалёво.

График работы

  • в летнем полугодии, с 1 мая до 30 сентября: ежедневно с 9.00 до 18.00
  • в зимнем полугодии, с 1 октября до 30 апреля: ежедневно с 9.00 до 17.00
  • единственный выходной установлен 1 января

Погребение покойных проводится ежедневно с 9 до 17 часов.

Телефон Ковалёвского кладбища

Справочная информация по телефону Городской Ритуальной Службы 8 (812) 500-35-77

Как добраться до Ковалевского кладбища

Автомобиль

С КАД (96-й километр, внешнее кольцо) через развязку налево по автодороге 41К-079. Через 2,1 км съезд направо на ул. Коммуны, затем направо на Рябовское шоссе и, проехав около 7 км, свернуть направо по указателю «Ковалевское кладбище». Далее через 2 км будет поворот налево к парковке при кладбище.

Электричка

Ехать с Финляндского вокзала до остановки «Ковалево», далее перейти ж/д пути и по дороге, идущей вдоль кладбища к Рябовскому шоссе, пройти около 800м до поворота направо к входу в некрополь.

Метро

Автобус до Ковалёвского кладбища отправляется от станции метро «Ладожская». На автобусе № 30 надо доехать до остановки «Рябовское шоссе 117». Пройти в обратную сторону на ж/д остановку «Рябовка» (после перехода через КАД) и на электричке проехать до ост. «Ковалево». Далее пройти по дороге, идущей вдоль кладбища к Рябовскому шоссе около 800 м до входа на кладбище.

Схема и план Ковалёвского кладбища в СПб

Здесь приведена точная схема кладбища, расположенного недалеко от Рябовского шоссе. План кладбища содержит информацию о местонахождении входов, расположении основных аллей и храма.

Схема Ковалёвского кладбища

Получение мест на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга

Свободные места для захоронения на территории некрополя выделяются бесплатно в порядке очереди. Родственные подзахоронения гробом разрешаются, если со времени предшествующих похорон прошло двадцать лет и более. Для урновых подзахоронений санитарные сроки не установлены.

Здесь можно приобрести подготовленные участки под погребение гробом или урной, а также арендовать место в открытом колумбарии.

Для погребения покойных, принадлежавших другим религиозным традициям (мусульманство, иудаизм), участки выделяются отдельно, по запросу родственников.

Услуги Ковалёвского кладбища: стоимость и цены

Этот петербургский некрополь имеет открытый статус и предоставляет бесплатные места для новых захоронений, в том числе для урн с прахом после кремации. На его территории также возможны повторные погребения на участках с могилами ранее похороненных родственников. Кроме того, здесь можно арендовать нишу для урны с прахом в открытом колумбарии.

Места для родственных подзахоронений сами по себе бесплатны. Однако при подготовке к повторным похоронам обычно демонтируют хотя бы часть имеющихся надмогильных сооружений. Затем их устанавливают вновь. Проведённые работы оплачиваются.

Кроме того, Ковалёвское кладбище предлагает ряд платных услуг. Их стоимость соответствует объёму и сложности выполненных работ. Минимальные и максимальные цены приведены в таблице:

Организация похорон (погребения) на Ковалёвском кладбище

Наша служба поможет безупречно подготовить и достойно провести похороны на Ковалёвском кладбище Санкт-Петербурга. Профессиональную консультацию по телефону 8 (812) 500-35-77 можно получить бесплатно. Наша линия связи доступна в любое время суток.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти офис продаж
  • Как найти приключения ребенку
  • Как найти птенца голубя
  • Как найти градус угла конуса
  • Как красиво составить игрушки