О Введенском (Немецком) кладбище я прочитал в «Комсомольской правде», которую купил 4 сентября. Из статьи Павла Клокова узнал, что здесь на 18-м участке похоронен Михаил Пришвин. Следующий день, суббота, был у меня свободным, и я решил съездить на это кладбище.
01
Станция метро «Лефортово» была открыта весной этого года.
02
Всего на этой ветке, насколько я помню, шесть станций, но с другими ветками она пока не соединена, поэтому на «Лефортово», конечной станции, было пусто.
03
Вход на кладбище меня удивил. Я еще могу понять, когда березки растут на крыше краеведческого музея в Красноборске (провинция!), но когда не березки, а почти березы растут на крышах здесь, в Москве, это вызывает недоумение.
04
Возле входа висит большая схема кладбища с номерами участков.
05
Стал читать, а на схеме обозначены только могилы Героев Советского Союза и братские могилы, в том числе могилы летчиков эскадрильи «Нормандия». Видимо, схему вывесили ко Дню Победы. Другие могилы, в том числе могила Михаила Пришвина, на схеме не обозначены. Хорошо, что в газете был указан номер участка – 18. Туда я и пошел.
06
Памятник приметный, но и участок большой, поэтому могилу Пришвина я нашел не сразу. Спрашивал пожилую женщину, прибиравшуюся на могиле, не знает ли она, где похоронен Пришвин, она сказала, что не знает. Отошел от нее немного – а вот и памятник, только стоит он на другой дорожке.
07
Памятник работы Сергея Коненкова. На камне – птица Сирин.
08
09
10
11
12
В газетной статье была фотография и камня на могиле Виктора Васнецова, но не было написано, на каком участке он стоит. Когда фотографировал птицу Сирин, решил отойти подальше, протиснулся между двумя камнями – ба! – вот же он!
13
Неподалеку, по другую сторону широкой асфальтированной дорожки, на 20-м участке, нашел памятник художнику Аполлинарию Васнецову.
14
Там же похоронен его сын, океанограф и полярный исследователь Всеволод Васнецов, бывавший в Архангельске в двадцатые годы, автор книги «Под звездным флагом «Персея»». На плите высечено изображение «Персея».
15
На памятнике Максима Петровича Головчанского, умершего в 1951 году, увидел необычную надпись. «Ветеран трех революций… старый большевик…» — это часто писали на памятниках, но «Документы об обществ., государственной и политической деятельности хранятся в Куйбышевском Краеведческом Музее и в госуд. Музее Революции в Москве» — подобного раньше не видел.
16
Максим Петрович Головчанский.
17
Странное сооружение из металлической сетки-рабицы было воздвигнуто, видимо, в девяностые годы. Для чего? Чтобы памятники не украли?
18
Курсант Свирский умер или погиб в Архангельске в 1954 году. А где учился? В Архангельске, в Соломбале, тогда было высшее военно-морское училище, он мог в нем учиться.
19
Нашел захоронение французских летчиков. «Неизвестному французскому летчику»? А как французский летчик мог оказаться неизвестным? Французов было не так уж много, все вылеты записывались, и установить, что какого-то летчика сбили и он погиб, было не так уж трудно.
20
В статье Пала Клокова прочитал: «…был такой мукомольный король в Москве Антон Эрлангер. Немец по происхождению, он развернул в России громадную деятельность и стал лучшим в своей отрасли.
В 1910 году мукомольный король умирает. Хоронят его как раз здесь – рядом с отцом на Немецком кладбище (ныне Введенском). Его родственники, по понятным причинам, были обеспеченными людьми и решили возвести рядом с могилами мавзолей, чтобы впоследствии перенести в него останки отца и сына. Архитектором проекта выбрали самого Шехтеля, а художником для внутреннего оформления – Петрова-Водкина. Мавзолей построить успели, а вот до конца оформить и перенести останки – нет. Началась Первая мировая война.
В итоге в строении похоронили только одного Эрлангера – Александра (родного сына мукомольного короля). Со временем мавзолей обветшал, его переделали в часовню».
На стенах часовни много надписей с просьбами. Почему люди считают, что если написать свою просьбу на стене часовни, в которой похоронен Александр Эрлангер, то она может исполниться, я не знаю. Дикие, темные люди? Может быть.
21
22
23
24
Самолетный винт, установленный на могиле летчика Александра Букина.
25
26
Проходя мимо этого памятника, я обратил внимание на дату смерти Кольцовых – 12 декабря 1940 года. Ему было 68 лет, ей – 60. Люди живут счастливо и умирают в один день только в сказках, а в жизни так не бывает. Видимо, что-то случилось.
27
Могилу Люсьена Оливье легко найти по указателю, установленному на главной дорожке. Странно, указателей, показывающих как пройти к могилам Пришвина, Виктора и Аполлинария Васнецовых, нет, а к Оливье – пожалуйста.
28
Памятник большой, черного цвета, и стоит недалеко от главной дорожки.
29
Не писатель, не художник, не генерал, всего лишь повар в ресторане «Эрмитаж» на Трубной площади, придумавший салат, получивший его имя. Правда, с тех лет салат сильно упростился, и сейчас никто не кладет в салат «Оливье» филе рябчика, телячий язык, черную икру и омаров.
Кладбище большое, 19 гектаров. Я ходил по нему пять часов, но осмотрел только малую часть, устал, и пошел к станции метро.
Певцу русской природы: надгробный памятник на могиле Михаила Пришвина ждет реставрация
Надгробие на могиле писателя Михаила Михайловича Пришвина будет отреставрировано. Писатель похоронен на Введенском кладбище в районе Лефортово (Юго-Восточный административный округ), его могила является объектом культурного наследия федерального значения.
Реставрационные работы планируется провести в 2023–2024 годах. Предварительно специалисты изучат состояние памятника и разработают проект его восстановления. Недавно столичный Департамент культурного наследия выдал разрешение на проведение научно-исследовательских работ. Затем в реставрационном проекте специалисты отразят все оптимальные решения по сохранению памятника.
Следующим шагом станет согласование работ с Мосгорнаследием, после чего будет выдано разрешение на реставрацию. Она пройдет за счет средств городского бюджета.
«В столице продолжается работа по сохранению надгробий, расположенных в исторических некрополях. Одним из таких памятников стала могила писателя Михаила Михайловича Пришвина. Запланирована комплексная реставрация, во время которой специалисты полностью приведут в порядок изящное надгробие, увенчанное скульптурой авторства Сергея Конёнкова», — рассказал глава столичного Департамента культурного наследия Алексей Емельянов.
Надгробный памятник знаменитому писателю на Введенском кладбище представляет собой глыбу из белого известняка, на которой установлена скульптура «Птица сирин». Персонаж из древнерусской мифологии изображен с приподнятыми крыльями, запрокинутой головой и с раскинутым веером по отвесной скале хвостом. Эту необычную фигуру из камня создал выдающийся русский и советский скульптор Сергей Конёнков в 1956 году. Для надгробного памятника он выбрал мифологическую птицу сирин — символ счастья. По убеждению скульптора, каждая строчка Пришвина вечно будет дарить людям счастье и действовать на всех благотворно.
Памятник установлен на гранитном постаменте. Перед ним располагаются две прямоугольные плиты из гранита с памятными надписями и мраморными крестами. Захоронение отделено по периметру гранитным парапетом.
Во время реставрации мастера бережно расчистят поверхности надгробия, устранят все дефекты — сколы и трещины. После этого памятник покроют специальными защитными составами, которые будут оберегать каменные поверхности от разрушения во время осадков. Также реставраторы проведут другие необходимые работы. Их точный перечень определят после того, как изучат состояние надгробия.
Михаил Пришвин (1873–1954) — русский и советский писатель, прозаик, публицист, автор множества очерков и рассказов для детей и взрослых о природе и животных. Его произведения призывают любить и оберегать окружающий мир. Он по праву считается одним из лучших отечественных авторов прозы о природе. Его рассказы и повести знакомы с детства многим поколениям русских читателей. В феврале исполнится 150 лет со дня рождения крупнейшего русского и советского литератора.
Будущий литератор родился 4 февраля 1873 года в селе Хрущево-Левшино Орловской губернии в купеческой семье.
В 1906 году в детском журнале «Родничок» был напечатал первый рассказ 33-летнего Михаила Пришвина под названием «Сашок». В этом же году он отправился в путешествие по Русскому Северу. Писатель собирал в Поморье и Выборгском крае народные сказания. Эти произведения вошли в сборник «Северные сказки». Михаил Пришвин побывал во многих отдаленных городах России, а также участвовал в экспедиции по Северному Ледовитому океану. По следам этих поездок им был издан сборник очерков «В краю непуганых птиц», за который Русское географическое общество удостоило его серебряной медали.
В годы Первой мировой войны (1914–1918) Пришвин работал военным корреспондентом. С 1920-го по 1930-й Михаил Пришвин написал множество детских рассказов, которые затем объединил в сборник «Календарь природы». Он продолжал путешествовать по городам России. Получив массу впечатлений от поездки на Дальний Восток, Пришвин написал книгу «Дорогие звери», а путешествию по Костромской и Ярославской областям была посвящена повесть «Неодетая весна». С началом Великой Отечественной войны прозаик был эвакуирован в Ярославскую область.
В 1946-м Михаил Пришвин приобрел небольшой дом в деревне Дунино, расположенной неподалеку от Москвы. Здесь он проводил каждое лето в течение 17 лет. Скончался знаменитый литератор 16 января 1954 года и был похоронен на Введенском кладбище.
Сергей Конёнков (1874–1971) — знаменитый русский и советский скульптор, художник, педагог. В 1899 году он окончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества (сейчас Московский художественный институт имени В.И. Сурикова), а затем в 1902 году — Высшее художественное училище при Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге. Его излюбленным материалом для творчества стало дерево. В 1907 году создал знаменитую «Лесную серию» — деревянные изваяния славянских языческих богов. В последующем он продолжил создавать деревянные скульптуры. В начале 1920-х годов Сергей Конёнков отправился в США и вернулся в СССР лишь в 1945 году. В Москве он получил собственную мастерскую на Тверской улице. Творчество талантливого скульптора выражалось не только в дереве, но и в бронзе и камне, в барельефах и полотнах. Среди его многочисленных работ скульптуры Александра Пушкина, Федора Достоевского, Льва Толстого, Владимира Маяковского и многих других известных деятелей культуры и искусства.
Михаил Пришвин (1873-1954) — один из лучших авторов произведений о природе. Но главным произведением писатель считал свой дневник, который вёл полвека — с 1905 года до последних дней своей жизни.
Издать его смогли только после 1990-х. 18 томов откровенных мыслей о себе и о происходящем в стране раскрывают малоизвестные стороны признанного «певца родной природы». Похоронен Пришвин на Введенском кладбище в Лефортове.
Райскую птицу Сирин видно издалека
Место захоронения писателя на участке №18 Введенского кладбища найти легко. Над ним возвышается трёхметровая белая птица Сирин работы Сергея Конёнкова. В её образе скульптор увидел суть творчества Пришвина, воспевавшего родную природу.
Известно, что Михаил Пришвин, последние полгода болевший раком желудка, при жизни высказал желание, чтобы автором надгробия стал Конёнков.
Могли посадить за одну строчку из дневника
Он застал революцию зрелым писателем и мыслителем. И тем мучительнее было её принять. Пришвина выгоняют из собственного дома под Ельцом. Чтобы не умереть с семьёй от голода, он торгует на базаре своими зимними вещами.
«Половина зимы прошла, на рынке перестают покупать тёплую одежду», — записывает он в дневнике в январе 1920-го.
Из-за нехватки жиров его качает, как «былину».
Пришвин к тому времени уже испытал на себе народнические идеи, разуверился в марксизме и сначала категорически не принимает новую власть, отнимающую дома и землю, крушащую церкви. «Убивец», «воры», «пачкуны» — такие эпитеты писатель отпускает в адрес Ленина и большевиков.
Постепенно Пришвин примиряется с действительностью, доверяя истинные мысли только бумаге. По его признанию, посадить могли даже за одну строчку из дневника.
«Меня мог учить лезгинке Сталин»
Крамольную историю 40-летней давности записывает Пришвин в дневнике в 1936 году. Летом 1896 года студент Рижского политехнического института Михаил Пришвин отправился с однокашниками в Грузию для борьбы с опасным вредителем виноградников — филлоксерой. В Тифлисе собрались студенты разных институтов, почти все занимались революционной деятельностью.
«Я попал в группу марксистов и был направлен для расследования виноградников в Гори. Так родина Сталина сделалась родиной моего марксизма, причинившего потом мне много беды», — вспоминал Пришвин 40 лет спустя.
Студенты дают ему читать Маркса и увлекают пламенными разговорами об освобождении народа. Но, конечно, молодые ребята не только работали и сидели над книгами.
«Помню — пили вино, пели «Марсельезу». Помню каких-то грузинских детей, которые меня учили танцевать лезгинку. Странно теперь думать, что среди этих детей рос и мог учить меня лезгинке сам Сталин! Помню несколько молодых людей из грузин, вовлечённых в наш кружок из семинарии», — пишет Пришвин.
«Я хочу быть лучшим человеком»
Рядом с писателем покоится его вторая жена Валерия Пришвина. Они познакомились в 1940-м, когда писателю было 67, ей чуть за сорок. Валерия Дмитриевна пришла работать литературным секретарём, а стала музой, другом и соратником.
«16 января. Минус 49° с ветром с утра. Устроил «смотрины» новой сотруднице. Её зовут Валерия Дмитриевна. Посмотрели на лицо — посмотрим на работу», — безразлично записал в дневнике Пришвин.
А каждый год они будут отмечать этот день, изменивший их жизни. «Праздник отмороженной ноги» — называл его писатель, так как Ляля, как он называл её, обморозила ноги в лёгкой обуви.
«Я хочу быть лучшим человеком и начать с Вами путешествие в неведомую страну», — вскоре признается ей Пришвин.
Они прожили в доме под Звенигородом 14 лет. Валерия Пришвина перепечатала и подготовила к изданию 120 исписанных толстых тетрадей — полувековую историю жизни писателя, философа и путешественника. А дом в деревне Дунино стал музеем писателя.
Captions
Captions
English
Add a one-line explanation of what this file represents
Summary[edit]
Description |
Русский: Могила писателя Михаила Пришвина на Введенском кладбище Москвы — общий вид. |
Date | 5 March 2014 |
Source | Own work |
Author | Сергей Семёнов (User:Stauffenberg) |
Licensing[edit]
I, the copyright holder of this work, hereby publish it under the following licenses:
- You are free:
- to share – to copy, distribute and transmit the work
- to remix – to adapt the work
- Under the following conditions:
- attribution – You must give appropriate credit, provide a link to the license, and indicate if changes were made. You may do so in any reasonable manner, but not in any way that suggests the licensor endorses you or your use.
You may select the license of your choice.
File history
Click on a date/time to view the file as it appeared at that time.
Date/Time | Thumbnail | Dimensions | User | Comment | |
---|---|---|---|---|---|
current | 10:09, 15 July 2014 | 3,000 × 4,000 (4.71 MB) | SerSem (talk | contribs) | {{Information |Description ={{ru|1=Могила писателя Михаила Пришвина на Введенском кладбище Москвы — общий вид.}} |Source =Собственная работа |Author =С… |
You cannot overwrite this file.
File usage on Commons
There are no pages that use this file.
File usage on other wikis
The following other wikis use this file:
- Usage on hy.wikipedia.org
- Միխայիլ Պրիշվին
- Usage on ru.wikipedia.org
- Пришвин, Михаил Михайлович
- Введенское кладбище
- Usage on ru.wikivoyage.org
- Культурное наследие России/Москва/Юго-восточный округ/Введенское кладбище
- Usage on zh.wikipedia.org
- 米哈伊尔·米哈伊洛维奇·普里什文
Metadata
This file contains additional information such as Exif metadata which may have been added by the digital camera, scanner, or software program used to create or digitize it. If the file has been modified from its original state, some details such as the timestamp may not fully reflect those of the original file. The timestamp is only as accurate as the clock in the camera, and it may be completely wrong.
Camera manufacturer | SAMSUNG |
---|---|
Camera model | SAMSUNG ES70, ES71 / VLUU ES70, ES71 / SAMSUNG SL600 |
Copyright holder | COPYRIGHT, 2010 |
Exposure time | 1/125 sec (0.008) |
F-number | f/3.5 |
ISO speed rating | 100 |
Date and time of data generation | 17:25, 3 May 2014 |
Lens focal length | 4.9 mm |
Orientation | Normal |
Horizontal resolution | 96 dpi |
Vertical resolution | 96 dpi |
Software used | 1002051 |
File change date and time | 14:08, 15 July 2014 |
Y and C positioning | Co-sited |
Exposure Program | Normal program |
Exif version | 2.2 |
Date and time of digitizing | 17:25, 3 May 2014 |
Meaning of each component |
|
Image compression mode | 3.7785883428386 |
APEX shutter speed | 7.13 |
APEX aperture | 3.61 |
APEX exposure bias | 0 |
Maximum land aperture | 3.61 APEX (f/3.49) |
Metering mode | Center weighted average |
Light source | Unknown |
Flash | Flash did not fire, compulsory flash suppression |
Supported Flashpix version | 1 |
Color space | sRGB |
Related audio file | RelatedSound |
Exposure index | 1 |
Sensing method | One-chip color area sensor |
File source | Digital still camera |
Scene type | A directly photographed image |
Exposure mode | Auto exposure |
White balance | Manual white balance |
Digital zoom ratio | 0 |
Focal length in 35 mm film | 27 mm |
Scene capture type | Standard |
Contrast | Normal |
Saturation | Normal |
Sharpness | Normal |