Как найти ту или иную могилу на Ваганьковском кладбище.
Поскольку информация по расположению примечательных могил на Ваганьковском кладбище очень разрозненная, я собрал наиболее интересные по моему мнению точки в этот краткий путеводитель. Местоположение некоторых из них может быть не совсем точным, пожалуйста, сообщите, если найдете ошибку.
1 Сергей Есенин /Заметный памятник. За могилой находится могила Бениславской Галины — влюбленной в поэта/
2 протоиерей Валентин Амфитеатров /небольшая могила за военным мемориалом/
3 Семен Владимирович Высоцкий и Евгения Степановна Лихолатова (отец и мачеха В.Высоцкого)
4 Булат Окуджава
5 Виталий Соломин
6 Лев Яшин, Игорь Тальков
7 А.Ф. Лосев /тропинка между 40 и 41 участками, могила слева, прямо у тропинки, черный каменный крест, рядом с ним в ограде, справа, белый памятник/
8 Михаил Танич, Римма Казакова, Михаил Пуговкин
9 Георгий Вицин, Григорий Чухрай, Владимир Ворошилов, Станислав Ростоцкий, Иулиан Рукавишников
10 Петр Фоменко
11 Андрей Миронов
12 Сонька “Золотая Ручка” /есть тропинка, сам памятник заметен издалека — позолоченная скульптура с пальмой/
13 артист балета Марис Лиепа
14 Леонид Филатов
15 Спартак Мишулин
16 Олег Даль
17 Александр Абдулов, Машенька Шилова
18 клоун Леонид Енгибаров /Могила в самом начале Церковной аллеи, справа у дороги. Если встать лицом ко входу в храм, слева начинается Церковная аллея./
19 Владислав Листьев
20 Владимир Высоцкий
21 Михей /несколько дальше могилы Высоцкого, в том же ряду/
22 Василий Аксёнов /25 уч. Могила за колумбарием, если зайти за него слева, напротив стены открытого колумбария/
23 Виктор Розов /Могила находится у самой дороги, немного левее могилы Игоря Талькова/
24 Вениамин Каверин /Могила на Саврасовской аллее, у самой дороги слева (это начало 18 уч.)/
25 Алексей Саврасов /Могила у самой дороги на 18 участке/
26 Фёдор Шехтель /Слева от дорожки огромных размеров монумент, напоминающий пирамиду, на ней крест, заключённый в круг и надпись — «Семейство Шехтель». Кстати, О.Ф. Шехтель приходился дедом знаменитому эстрадному артисту Вадиму Тонкову (дуэт Маврикиевна и Никитична). Его могила находится тут же, с левой стороны./
27 Владимир Даль /16 уч. Тимирязевская аллея. Могила с левой стороны/
28 борец, криминальный авторитет Отари Квантришвили /на центральной аллее Ваганьковского кладбища, прямо у ворот/
29 Григорий Горин (24 уч.)
30 Василий Суриков /аллея называется Суриковской. Идите по ней прямо. Могила у самой дороги, слева/
31 Василий Тропинин /11 уч. поделен на два квартала. Вам нужно дойти от центральной аллеи до конца первого квартала и свернуть налево, идти прямо. Могила В.А. Тропинина слева, у самой дороги, очень заметная./
32 Георгий Юматов /Могила возле самой дороги, приблизительно не доходя метров 50-и до массивного белого здания колумбария/
33 Николай Старостин, Эдуард Стрельцов, Георгий Гаранян
34 Евгений Дворжецкий /в том ряду могил, где похоронены Владимир Мигуля, Булат Окуджава, Григорий Горин/
35 революционеры Николай Бауман, Анатолий Железняков (матрос Железняк) /59 уч./
36 Геннадий Шпаликов /уч. 34, следуя от колумбария, отсчитайте от начала 34 участка 4 ряда могил, во втором ряду от дороги/
37 Михаил Кононов /прах захоронен буквально в двух шагах от могилы Владимира Высоцкого, справа от нее находятся большие тумбы с нишами. вам нужны 3 тумбы, образующие ряд, перпендикулярный церкви. Тумба, где захоронен М.И. Кононов крайняя слева. Ниша в середине тумбы/
38 Георгий Бурков /могила у самой дороги/
39 Эраст Гарин
40 адвокат Фёдор Плевако /5 уч., Могила на аллее между 5 и 6 уч. 2 ряд от дороги, очень заметный памятник./
41 меценат Алексей Бахрушин /высокая черная стелла/
42 Надежда Брежнева-Мамут, Андрей Ростоцкий, Валентин Плучек, Евгений Колобов, Юрий Саульский
43 владелец сети булочных Иван Филиппов (21 уч.)
44 Агапкин Василий Иванович /есть указатель, от Писательской аллеи вглубь 34 участка уходит мощеная тропинка, ведущая до самой могилы/
45 М. Л. Таривердиев /На Армянской части кладбища. Нужно подойти к входу в армянскую церковь. Справа от входа, у самых окон здания/
46 Братская могила погибших 18 мая 1896 года (Ходынка)
Фёдор Шехтель — архитектор-модернист, внесший неоценимый вклад в русское зодчество
Фёдор Осипович Шехтель (1859–1926) — архитектор-модернист, живописец, внесший неоценимый вклад в русское зодчество. Вместе с матерью жил в доме П. Третьякова, где познакомился с архитектором А. Каминским. Совместная работа повлияла на выбор образования в Московском училище живописи. Начало самостоятельной деятельности относится к 1882 г., сначала это были выгодные заказы на загородные дома и усадьбы. Следующие десятилетия стали весьма плодотворным периодом, Шехтель проектировал особняки, театры, торговые дома, церковные постройки. Характерный русский стиль перемежался с английской готикой, а затем перетёк в модерн, определив общую стилистику современной ему и будущей советской архитектуры.
Федор Шехтель скончался 7 июля 1926 г., предан земле на территории фамильного захоронения на Ваганьковском кладбище в Москве (участок № 15). Там же покоятся его супруга и дети.
Проект мемориала был выполнен самим Шехтелем ещё при жизни. Фундаментальное надгробие сооружено из серого гранита в стиле модерн и представляет собой массивную плиту с надписью «Семейство Шехтель» и стилизованным крестом. Ограда с металлической решёткой плавными линиями обрамляет семейное место, внутри двумя рядами расположены шесть гранитных надгробий. Захоронения оформлены в одном стиле: прямоугольный открытый цветник с небольшой мемориальной плитой.
Регистрационный номер
771610630540006
Категория историко-культурного значения
Федерального значения
Вид объекта
Памятник
Основная типология
Памятник истории
Сведения о дате создания
1859-1926 гг.
Адрес объекта (местонахождение)
г. Москва, Ваганьковское кладбище
Наименование, дата и номер решения органа государственной власти о постановке объекта на государственную охрану
Постановление Совета Министров РСФСР № 1327 от 30.08.1960″О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР» № 1327 от 30.08.1960 г.
Фёдор Осипович Шехтель – русский архитектор, живописец и график, сценограф. Один из наиболее ярких представителей стиля модерн в русском и европейском зодчестве, принадлежит к числу крупнейших зодчих рубежа XIX—XX столетий. Кавалер орденов Св. Анны и Св. Станислава. Являясь прославленным русским зодчим, Шехтель так и не получил диплом архитектора.
Федор Шехтель родился 26 июля (7 августа) 1859 года в семье немецких колонистов, переехавших в Россию из Баварии в XVIII веке и осевших в Саратове.
Семья Шехтелей была состоятельной, ее представителям принадлежали в Саратове несколько магазинов, домов, ткацкая фабрика и крахмальный завод, их магазины были в Москве, Нижнем Новгороде, Красноярске, Санкт-Петербурге. В 1867 году умерли отец и дядя – семья осталась без средств. Федор был зачислен в гимназию, но способности проявил только к рисованию и черчению, проучившись в гимназии всего год.
В это время мать Дарья Карловна переехала вместе с детьми в Москву, где стала экономкой в доме купца Павла Третьякова, собирателя русского искусства. Именно там будущий зодчий оказался в центре художественной жизни, общаясь со знаменитыми художниками и архитекторами. Параллельно он начал работать в мастерской Каминского, сделав в соавторстве с ним проект фасада здания Исторического музея в русском стиле.
В 1875 году Федор Шехтель поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества на архитектурное отделение. Но уже 1 сентября 1878 года был отчислен за «плохую посещаемость». Возможно, причиной была болезнь матери и необходимость зарабатывать – Федор Шехтель занялся оформлением журналов, рисованием театральных афиш, иллюстрированием книг. Он рисовал иллюстрации для юмористических журналов «Будильник» и «Сверчок», сотрудничая с Антоном Чеховым и его братом Николаем, для московских газет, оформил обложки сборника Чехова «Пестрые рассказы» и «Записки охотника» Тургенева. Подписывался Федор Шехтель псевдонимом «Финь-Шампань».
Важное место в его творчестве занимает церковная архитектура. В 1887 году был сделан проект часовни при Михайловской церкви в Таганроге. В 1888 году оформлен интерьер усыпальницы Лялиных в Даниловом монастыре, на Рогожском кладбище была возведена часовня-памятник Морозову, а позднее на фамильном участке Морозовых построена железная сень.
В 1894-1898 годах Федор Шехтель создал убранство церкви Иоанна Предтечи на Пятницкой улице и дом причта церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи, что под Бором, в Черниговском переулке, отделку церкви Данилова монастыря, трапезную Рождественского монастыря.
В 1901 году он подал прошение на звание академика в Императорскую Академию художеств, и после участия в Международной выставке в Глазго постройкой российских павильонов Центрального, Сельскохозяйственного, Лесной промышленности и Горного дела в «неорусском» стиле, стал академиком архитектуры. Продолжением темы «неорусского стиля» стал построенный в 1902 году Ярославский вокзал в Москве.
В 1908 году Федор Шехтель строит дом для Торгового дома Гальперина на Пятницкой улице. В конце 1900-х начале 1910-х годов лучшими работами Шехтеля считаются особняки Морозовой на Спиридоновке, Рябушинского, Дорожинской в Кропоткинском переулке, безвозмездная реконструкция Московского Художественного театра в Камергерском переулке.
В 1915 году Франц-Альберт Шехтель перешел в православие из католичества и принял имя — Федор.
«Шехтель был в числе непо-средственных создателей нового языка архитектуры, новой системы. Его творчество — одна из вершин первого этапа современной архитектуры, известного в России под названием „модерн“».
искусствовед Е. И. Кириченко
Революция 1917 года принесла архитектору крушение всего уклада жизни, несмотря на его искреннюю поддержку новшеств. Его дом на Большой Садовой был национализирован, зодчий вместе с семьей скитался по квартирам. Последние годы великого архитектора были полны лишений — ему по ходатайству Луначарского назначили пенсию в 75 рублей, которой не хватало на жизнь.
Он жил в коммуналке у больной туберкулезом дочери Веры в нищете, голодал, распродавал предметы искусства – в 1925 году его здоровье резко ухудшилось, зодчий слег, и, не поднимаясь с постели, Федор Шехтель умер 7 июля 1926 года.
«В мире есть множество профессий. Человек может, в соответствии со своим желанием и способностями, обучиться любой из них. При должном усердии и постоянстве занятий можно настолько глубоко изучить дело, что, например, двигатель автомобиля мастеру будет представляться знакомым, как говорят в народе, как свои пять пальцев. Таков примерный путь подавляющего большинства людей. Но если задуматься о том, как зародились в принципе те или иные профессии или изделия, то мы увидим, что в истории человечества изредка появлялись люди, которых принято называть гениями. Источником их знаний были их собственные мысли и фантазии. Никто не учит кошку, как ей выкормить своих котят, эта информация заложена в ней самой природой. Так и люди, подобные Архимеду, Сократу, Да Винчи, Тесле, Менделееву и другим, не обучались в собственном смысле слова тому, что умели и знали. К этому ряду гениев абсолютно точно можно причислить и Ф. О. Шехтеля.
Еще одной отличительной чертой гения является не то, что он создает гениальные вещи. Порой и посредственности выпадает счастье создать шедевр. Главное отличие гения в том, КАК он творит. Федор Осипович по многочисленным свидетельствам его друзей, а ими, к слову, были братья Чеховы, Левитан, Врубель, создавал свои гениальные творения в перерывах между светскими вечерами, порой с бокалом шампанского в руке. До глубины души поражает с какой легкостью и в каком количестве под рукой Шехтеля появлялись все новые и новые произведения искусства.
Только из сохранившихся зданий в Москве сегодня мы имеем около 80 построек, возведенных по проекту или при участии Федора Осиповича. А сколько его трудов, не только зданий, но картин, декораций и прочего было уничтожено советской властью, временем или просто легкомысленным отношением.
Кто-то назовет Шехтеля баловнем судьбы. Без терзаний произошел его выбор профессии, без труда он вошел в высшие светские круги своего времени через дом Третьяковых, без диплома получал он многочисленные заказы. Все это было правдой, но и свою чашу страданий Федор Осипович испил сполна. Пережил он смерть своего пятилетнего сына, трагическую любовь своей дочери Веры. Но, наверное, самым трудным испытанием было то, что в новой стране Советов он стал просто никому не нужен. Талант его оставался все тем же, опыт был колоссальным, но, несмотря на это, проекты его отклонялись, а жить было не на что. В прошлое ушли фавор, богатство, молодость и здоровье.
Бог в святоотеческой литературе часто называется Домостроителем или Художником. Его творение – мир, в котором мы живем. Мир этот антропоцентричен: все создано вокруг человека и для него. Такими же были и проекты Шехтеля. Он строил каждый свой дом для того, чтобы человеку, живущему в нем, было максимально естественно и комфортно в нем находиться. Сегодня и мы помолимся о том, чтобы Господь упокоил в своих обителях приснопоминаемого Феодора Осиповича!»
Наместник Высоко-Петровского монастыря игумен Пётр (Еремеев), настоятель храма Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище.
ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ!
Малая часть творений Шехтеля на фото:
Бывшая усадьба Горки (ныне дом-музей Горки Ленинские), Московская область (Россия).
Особняк П. П. Смирнова. Тверской бульвар, 18
Спасская церковь в Иванове. Арх. Фёдор Шехтель, постройка 1898-1937. Снесена в 1937.
Фёдор Шехтель. Царский павильон на станции Одинцово.
Городская усадьба Кузнецовых. Москва, Проспект Мира, 41, стр. 1
Церковь Василия Кесарийского на Тверской-Ямской. Непосредственно перед церковью – часовня в память дня бракосочетания государыни императрицы Александры Фёдоровны и государя Николая Александровича.
Здание театра “Парадиз” построено в 1885 г. Архитекторы К.В. Терский и Ф.О. Шехтель (фасад театра). В настоящее время театр Маяковского.
Усадьба С.П.Фон Дервиза в селе Кирицы Рязанской области.1883-1889.
Проект Исторического музея (Ф. Шехтель, 1875 г.)
Ярославский вокзал в Москве
Cемейное захоронение купцов Морозовых защищено ажурным железным навесом. Под крупнейшим надгробием лежат Тимофей Саввич (1823-1889) и Мария Фёдоровна Морозовы. Последнее по времени захоронение Морозовых на этом участке – 2005 года.
Надгробие семьи Шехтель на Ваганьковском кладбище
Полный список проектов и построек Фёдора Шехтеля.
«Фёдор Шехтель» — первая статья из серии «кладбищенских историй». Серия посвящается местам упокоения замечательных людей и просто известных личностей. Они покоятся на исторических кладбищах Москвы — Новодевичьем, Ваганьковском и Донском.
Фёдор Шехтель. Происхождение
Величайший московский архитектор эпохи модерна Фёдор Шехтель заслуживает всеобщего уважения. Несмотря на ненависть большевиков к «упадническому декадентскому стилю» и жадность и беспринципность постсоветских «градоначальников», многочисленные здания его работы до сих пор украшают Москву.
Род Шехтелей происходит из Баварии. Во времена Екатерины II его представители перебрались в колонию Шукк нынешней Саратовской области. В 20-е годы XIX века дед будущего архитектора переехал в Саратов. У него было пятеро сыновей, младший из которых по имени Йозеф (Осип) уехал в Петербург и закончил там Технологический институт. Ещё будучи студентом Осип Шехтель женился на девушке своего круга по имени Розалия Доротея (по русски Дарья Карловна) Гетлиб.
В 1859 году родился их сын Франц Альберт. Мы знаем его как Федора Осиповича Шехтеля. Вскоре Осипу Шехтелю с семьёй пришлось вернуться в Саратов.
Фёдор Шехтель. Юность
В 1875 году шестнадцатилетний Франц Шехтель перебрался в Москву. Его пригласил Павел Михайлович Третьяков. Знаменитый купец и коллекционер взял на себя заботу о воспитании будущего архитектора. Шехтель стал учеником известного московского зодчего Александра Степановича Каминского — зятя П.М.Третьякова.
Шехтель поступил в МУЖВЗ, но спустя три года был отчислен за «плохую посещаемость». Он вынужден был помогать больной матери и часто прогуливал лекции. Закончить образование Шехтелю так и не удалось. Формально гениальный зодчий рубежа XIX/ХХ веков так и не получил звания архитектора.
В это время Фёдор Осипович знакомится с Антоном Павловичем Чеховым. Позже именно Шехтель нарисует эмблему Московского Художественного Театра — легендарную чайку.
Фёдор Шехтель. Начало творчества
Шехтель начинал как строитель загородных усадеб в Великом Селе, Кирицах, Дягилеве.
Одной из первых его построек в Москве стала скоропечатня Левенсона. Здание стилизовано под средневековй замок, его отличает очень живописный силуэт. Его создают высокая шатровая кровля и шпили на башенках. Контраст кирпичной кладки и декоративной штукатурки является характерным художественным приёмом эпохи.
Не менее любопытен торговый дом Аршинова в Китай-городе. На тесном участке в узком переулке Китай-города Шехтелю удалось создать яркое, запоминающееся здание. Он сделал основной акцент на громадном арочном окне второго и третьего этажей. Зеркальное стекло эффектно сочетается с зелёной керамической плиткой.
Особняки и Художественный театр
В 1889 году Шехтель строит первый из своих знаменитых особняков. Это дом Саввы Тимофеевича Морозова в стиле неоготики. Об этом доме можно рассказать целую сагу. В нём удачно сочетаются вкусы фабриканта, стажировавшегося в Англии и молодого зодчего, влюблённого в Средневековье.
Стрельчатые окна, пинакли, зубчатый парапет отсылают нас в далёкое прошлое. Здание вышло одновременно и непривычным, и очень гармоничным. Интерьеры же поражают воображение. Шехтель вместе с Вубелем населили их персонажами давно ушедших времён, оставивших нам легенды о таинственных девах и благородных разбойниках.
Самый знаменитый особняк Шехтеля — это дом Степана Павловича Рябушинского на Спиридоновке. Между ним и особняком Саввы Морозова всего лишь 11 лет. За это время талант зодчего достиг неимоверной высоты. Недаром особняк Рябушинского считают квинтэссенцией московского модерна. В нём прекрасно всё — начиная от ограды в виде морских волн и заканчивая потрясающей лестницей в интерьере, украшенной фонарём в виде медузы.
Шехтель попробовал себя и как театральный художник. И на этой стезе его талант раскрылся в полной мере. Он не только перестроил для Художественного театра бывший «вертеп разврата» Шарля Омона в Камергерском переулке, но и написал декорации ко множеству пьес.
Новые веяния
В первые годы ХХ века Шехтель ищет новые формы. Вместо текучих криволинейных узоров, женских головок и мозаичных фризов возникают строгие прямые линии и минимализм в отделке. Шехтель использует возможности новейших материалов — железобетона и строительной стали — чтобы найти новую красоту в геометрическом сочетании несущих колонн и огромных окон. Это направление получило название «рациональный модерн» или протоконструктивизм. Характерным примером рационального модерна стал дом Московского купеческого общества на Лубянской площади.
Старость в нищете и безвестности
В 1917 году работы для архитекторов не стало. Шехтель перебивается платными лекциями. Продаёт свой особняк. Скромный дом, куда он переехал с семьёй, реквизировали большевики.
В 1918 году он начинает читать лекции во ВХУТЕМАС, создаёт проекты «в стол», работает за паёк в каких-то комиссиях. Весной 1926 года Луначарский назначил Шехтелю пенсию в 75 рублей. Её не хватало. Архитектор пишет письмо издателю Ивану Дмитриевичу Сытину и просит купить у него уникальную коллекцию живописи и скульптуры.
Моя жена стара и немощна, дочь больная (туберкулёз лёгких) и чем она будет существовать — я не знаю — нищенствовать при таких ценностях — это более чем недопустимо. Продайте всё это в музеи, в рассрочку даже, но только чтобы они кормили жену, дочь и сына Льва Фёдоровича.
Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим. Глупо, но я чист.
Великий зодчий умер от рака желудка 7 июля 1926 года. Его похоронили на Ваганьково, в фамильном некрополе. Надгробие исполнили по его собственному проекту за тридцать лет до смерти мастера. Было это в благополучном и счастливом 1895 году.
Скромный камень отмечает могилу великого зодчего, немало потрудившегося над прекрасным обликом старой Москвы.
Помним и чтим!
_______________________
Истории о замечательных людях — известных и не очень мы собираем в рубрике «Жизнь замечательных людей».
_____________
Могилу Фёдора Осиповича Шехтеля я показываю на экскурсии по Ваганьковскому кладбищу. Как заказать экскурсию по знаменитому некрополю Москвы, мы рассказали в статье «Экскурсия по Ваганьковскому кладбищу».
______________
Заказ экскурсии по Ваганьковскому кладбищу без посредников.