Молитва ефрема сирина как найти

Приблизительное время чтения: 3 мин.


print

Молитва Ефрема Сирина читается на богослужениях в течение Великого Поста (чтение начинается за неделю до начала поста — во вторник Сырной седмицы) до Великой среды Страстной седмицы кроме субботы и воскресенья, а также в келейной молитве дома.

Творят ее таким образом:

Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

(земной поклон)

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.

(земной поклон)

Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь.

(земной поклон)

Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.

(12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Молитва Ефрема Сирина — покаянная. Ее автор, преподобный Ефрем Сирин, был сирийцем по происхождению и жил в IV веке. После себя этот святой оставил многочисленные толкования на Священное Писание, проповеди и поучения. Ефрем Сирин написал гимны и молитвы, которые еще при его жизни перевели на греческий язык. Впоследствии они вошли в современное богослужение.

Читайте также:

• Молитва Ефрема Сирина: не даждь ми духа властолюбия или сребролюбия?
• Молитва Ефрема Сирина: не даждь ми духа уныния или многоделания?
• Сирийский псалмопевец Ефрем Сирин

Вот как эта молитва переводится с церковнославянского на некоторые современные славянские языки:

Молитва Ефрема Сирина на русском

Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Молитва Ефрема Сирина на украинском

Господи і Владико життя мого, дух лінивства, безнадійності, владолюбства і марнослав’я не дай мені. Дух же доброчесності, смиренномудрості, терпіння і любові даруй мені рабу Твоєму. Так, Господи Царю, даруй мені бачити провини мої і не осуджувати брата мого, бо Ти благословен єси на віків. Амінь.

Молитва Ефрема Сирина на польском

Panie i Władco żywota mego!  Nie dawaj mi ducha próżniactwa, zniechęcenia, chciwości, panowania i gadatliwości, Za to obdarz mnie, Twego sługę, duchem wstydliwości, skromności, cierpliwości i miłości, O, Panie i Królu! Spraw, abym widział moje przewinienia I nie potępiał brata mego. Albowiem Tyś łogosławiony jest na wieki wieków. Amen.

А вот как переложил эту молитву на поэтический лад А. С. Пушкин: 

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! Дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Подробнее об этом стихотворении А.С. Пушкина читайте в материале «Отцы-пустынники…» — стихотворение Пушкина, в основу которого легла покаянная молитва Ефрема Сирина

Когда читают молитву Ефрема Сирина? Как следует молиться? Самое главное о молитве в материале «Правмира».

Содержание статьи

  • Текст молитвы Ефрема Сирина
  • Молитва Ефрема Сирина. Видео:
  • Когда читается молитва Ефрема Сирина?
  • Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?
  • Как правильно читать молитву Ефрема Сирина?
    • Другие материалы о молитве на «Правмире»:

Великим постом каждый день — с вечера воскресенья по пятницу читается удивительная молитва Ефрема Сирина.

Молитву, которую предание приписывает одному из великих наставников духовной жизни, св. Ефрему Сирину, можно действительно назвать великопостной молитвой, т. к. она особенно выделяется среди всех песнопений и молитв Поста.

Текст молитвы Ефрема Сирина

Господи и Владыко живота моего,

Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.

Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему.

Ей, Господи, Царю!

Даруй ми зрети моя прегрешения,

И не осуждати брата моего

Яко благословен еси во веки веков.

Аминь.

Молитва Ефрема Сирина. Видео:

Когда читается молитва Ефрема Сирина?

Молитва Ефрема Сирина читается дважды в конце каждой великопостной службы от понедельника до пятницы (по субботам и воскресениям она не читается, т. к. богослужения этих двух дней, как мы увидим позже, отличаются от общего великопостного строя). При первом чтении этой молитвы после каждого прошения кладется земной поклон. Потом 12 раз про себя читается молитва: «Боже, очисти мя, грешнаго», — с поясными поклонами. Затем вновь читается вся молитва Ефрема Сирина, после которой кладется один земной поклон.

Почему эта короткая и простая молитва занимает такое важное место во всем великопостном богослужении?

Потому что в ней перечисляются особым, свойственным только этой молитве образом все отрицательные и положительные элементы покаяния и определяется, так сказать, список наших индивидуальных подвигов. Цель этих подвигов, прежде всего, — освобождение от какого-нибудь основного недуга, направляющего всю нашу жизнь и препятствующего нам вступить на путь обращения к Богу.

Основной недуг — праздность, лень, нерадение, небрежность. Это — та странная лень и пассивность всего нашего существа, что тянут нас всегда «вниз», а не поднимают «вверх», что постоянно убеждают нас в невозможности, а потому и нежелательности что-либо изменить. Это поистине глубоко вкорененный в нас цинизм, который на каждый духовный призыв отвечает: «зачем?» и благодаря которому в течение всей нашей жизни мы растрачиваем данные нам духовные силы. «Праздность» — корень всех грехов, потому что она отравляет духовную энергию у самых ее истоков.

Плод праздности — уныние, в котором все учителя духовной жизни видят величайшую опасность для души. Человек во власти уныния лишен возможности видеть что-либо хорошее или положительное; для него все сводится к отрицанию и пессимизму. Это воистину дьявольская власть над нами, т. к. дьявол прежде всего лжец. Он лжет человеку о Боге и о мире; он наполняет жизнь тьмою и отрицанием. Уныние — это самоубийство души, потому что, если человек находится во власти уныния, он совершенно неспособен видеть свет и стремиться к нему.

Любоначалие! Любовь к власти. Как ни странно это может показаться, но именно праздность, лень и уныние наполняют нашу жизнь любоначалием. Лень и уныние извращают все наше отношение к жизни, опустошают ее и лишают ее всякого смысла. Они заставляют нас искать возмещения в совершенно неправильном отношении к другим людям. Если моя душа не направлена к Богу, не ставит себе целью вечные ценности, она неизбежно станет эгоистичной, эгоцентричной, а это значит, что все другие существа станут средствами для удовлетворения ее желаний и удовольствия. Если Бог не Господь и Владыка моей жизни, то я сам превращаюсь в своего господина и владыку, становлюсь абсолютным центром моего собственного мира и рассматриваю все с точки зрения моих необходимостей, моих желаний и моего суждения. Любоначалие, таким образом, в корне извращает мое отношение к другим людям, стараясь подчинить их себе. Оно не всегда побуждает нас действительно командовать и властвовать над другими людьми. Оно может выражаться также в равнодушии, презрении, отсутствии интереса, внимания и уважения к другим людям. Дух праздности и безнадежности в этом случае направлен на других; и духовное самоубийство соединяется здесь с духовным убийством.

молитва Ефрема Сирина - когда читается?

После всего этого — празднословие. Только человек среди всех созданных Богом тварей получил дар речи. Все святые Отцы видят в этом «отпечаток» Образа Божия в человеке, потому что Сам Бог явлен нам как Слово (Ин. 1,1). Но, будучи высшим даром, он в то же время и наибольшая опасность. Выражая действительно саму сущность человека, его самоисполнение, он именно благодаря этому может стать средством падения, самоуничтожения, обмана и греха. Слово спасает и убивает; слово вдохновляет, и слово отравляет. Правда выражается словом, но и дьявольская ложь пользуется словом. Обладая высшей положительной силой, слово поэтому имеет огромную отрицательную силу. Оно создает положительное и отрицательное. Когда слово отклоняется от своей божественной природы и назначения, оно становится праздным. Оно «подкрепляет» дух праздности, уныния и любоначалия, и жизнь превращается в сущий ад. Слово становится тогда действительно властью греха.

Покаяние, таким образом, направлено против этих четырех проявлений греха. Это препятствия, которые надо удалить. Но только Один Бог может это сделать. Поэтому первая часть этой великопостной молитвы — крик из глубины человеческой беспомощности. Затем молитва переходит к положительным целям покаяния. Их тоже четыре.

Целомудрие! Если не придавать этому слову, как это часто делают, только его сексуальное, побочное значение, то его надо понимать как положительную противоположность духа праздности. Праздность, прежде всего, означает рассеяние, разделение, изломанность наших мнений и понятий, нашей энергии, невозможность видеть вещи, как они есть, в их целом. Противоположность праздности и есть именно целостность. Если обычно считают целомудрие добродетелью, противоположной сексуальному развращению, то это происходит только благодаря тому, что изломанность нашего существования нигде так себя не выражает, как в сексуальном разврате, в отчуждении жизни тела от жизни духа, от духовного контроля. Христос восстановил в нас целостность, восстановил настоящую иерархию ценностей, приведя нас обратно к Богу.

Первый чудесный плод этой целостности или целомудрия — смирение. Мы уже говорили о нем. Оно, прежде всего, — победа правды в нас самих, уничтожение всей той лжи, в которой мы обычно живем. Одни смиренные способны жить по правде, видеть и принимать вещи так, как они есть, и благодаря этому видеть Божие величие, доброту и любовь ко всем. Вот почему сказано, что Бог смиренным дает благодать и противится гордым.

За целомудрием и смирением естественно следует терпение. «Падший» в своей естественной природе человек — нетерпелив, т. к., не видя самого себя, он скор на суд и осуждение других. Это понятия обо всем неполные, изломанные, искаженные. Поэтому он судит обо всем согласно со своими вкусами и со своей точки зрения. Он равнодушен ко всем, кроме как к самому себе, поэтому он хочет, чтобы жизнь для него стала немедленно удачной.

Терпение поистине божественная добродетель. Господь терпелив не потому, что Он «снисходительно» к нам относится, но потому, что Он видит реально самую глубину вещей, которую мы по своей слепоте не видим и которая открыта Ему. Чем больше мы приближаемся к Богу, тем терпеливее мы становимся, тем более отражаем в себе свойственное одному Богу бережное отношение, уважение к каждому отдельному существу.

Наконец, венец и плод всех добродетелей, всех усилий и подвигов есть любовь, та любовь, которая, как мы уже сказали, может быть дана одним Богом. Это тот дар, который является целью всего духовного подготовления и опыта.

Все это сведено воедино в последнем прошении великопостной молитвы Ефрема Сирина, в котором мы просим: «видеть свои прегрешения и не осуждать брата своего». В конце концов, перед нами стоит одна опасность: гордыня. Гордость — источник зла, и зло — источник гордости. Недостаточно, однако, видеть свои прегрешения, потому что даже эта кажущаяся добродетель может обратиться в гордость. Писания святых Отцов полны предостережением против этого вида ложного благочестия, которое на самом деле, под прикрытием смирения и самоосуждения, может привести к дьявольской гордыне. Но когда мы «видим наши грехи» и «не осуждаем брата своего», когда, другими словами, целомудрие, смирение, терпение и любовь соединяются в нас в одно целое, тогда и только тогда наш главный враг — гордость — уничтожается в нас.

Молитва Еврема Сирина во время поста

Как правильно читать молитву Ефрема Сирина?

После каждого прошения молитвы Ефрема Сирина мы кладем земной поклон. Но не только во время молитвы св. Ефрема Сирина кладут земные поклоны; они составляют отличительную характеристику всего великопостного богослужения. Но в этой молитве значение их раскрывается лучше всего. В долгом и трудном подвиге духовного возрождения Церковь не отделяет души от тела. Человек отпал от Бога весь целиком, душой и телом. И весь целиком человек должен быть восстановлен, чтобы вернуться к Богу. Греховное падение состоит именно в победе плоти (животной, похоти в нас) над духовной, божественной природой. Но тело прекрасно, тело свято. Так свято, что Сам Бог «стал плотью». Спасение и покаяние тогда — не презрение к телу, не небрежение им, но восстановление тела в его настоящем служении, как выражения жизни и духа, как храма бесценной человеческой души. Христианский аскетизм не борьба против тела, но за него. Вот почему весь человек — душой и телом — кается. Тело участвует в молитве души, так же, как и душа молится не вне, а в своем теле. Таким образом, земные поклоны, «психо-телесный» знак покаяния и смирения, поклонения и послушания, являются отличительной чертой великопостного богослужения.

Другие материалы о молитве на «Правмире»:

  • Молитва
  • Молитва — разговор с Богом
  • Молитва — встреча, молитва — диалог

Поскольку вы здесь…

У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

Сейчас ваша помощь нужна как никогда.

Утренние и вечерние богослужения дней Великого Поста – время, когда покаянная молитва Ефрема Сирина звучит многократно, а все верующие вслед за иереем преклоняют колена, и от сердца произносят каждое ее слово, испрашивая Божией помощи во все дни постного пути, ведущего к Пасхе. Но впервые в храмах она звучит ещё до начала Четыредесятницы: вечером во вторник, а затем и утром в среду Сырной седмицы.

В 2023 году — молитву с земными поклонами верующие присоединили к молитвенному правилу с вечера 21 февраля, она будет входить в него до Великой Среды — 12 апреля. Детали и толкование главной великопостной молитвы — в статье.

Молитва Ефрема Сирина и Великий пост

Не все знают, что, когда в первый раз в храме звучат слова, знакомые каждому воцерковленному верующему, происходит это не Великим Постом, а раньше, в среду Сырной седмицы (более известной, как Масленица). Это день, когда ради приготовления к будущему постному времени не положено литургии, а на Вечерне (по факту накануне среды) впервые читается эта молитва грядущего Поста. На Масленице ее можно услышать еще раз – подобная отмена литургии бывает также в пятницу этой седмицы. Если нет возможности посетить храм в эти дни, покаянную молитву прп. Ефрема Сирина следует с поклонами прочитывать дома.

Когда еще читают молитву? Хотя в сознании большинства православных она тесно связана с Великим Постом, это не совсем так:

  • Устав предписывает произносить слова прп. Ефрема в большинство будних дней всех других постов; однако, сейчас это уставное требование почти никогда не соблюдается;
  • можно в другое время, кроме Великого Поста, читать моление св. Ефрема и дома – например, она входит в число кратких молитв, которые обычно произносятся после завершения чтения Псалтири.

Текст с переводом

  1. Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми.(земной поклон)
  2. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему.(земной поклон)
  3. Ей, Господи Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь. (земной поклон)
  4. Боже, очисти мя, грешнаго/грешную.(12 раз с поясными поклонами)

И ещё раз всю молитву полностью с одним земным поклоном в конце.

Перевод:Господи и Владыка жизни моей! Не дай мне склонности к лени, к беспечности, к властолюбию и пустословию. Чистоту же души, смирение, терпение и любовь пошли мне, рабу Твоему. Да, Царь Господи, дай мне видеть мои собственные грехи и не осуждать брата моего; ибо благословен Ты в веки вечные. Аминь.

Читаем покаянную молитву дома

Так как, по слову святых отцов, «келия устава не имать», Церковь не имеет каких-либо правил чтения молитвы дома, здесь верующий исходит из своих возможностей и желания. Многие во время Великого Поста включают молитву в свое утреннее и/или вечернее «правило», произнося ее с поклонами.

Когда в Пост начинается и заканчивается чтение

Вечер вторника Сырной седмицы – обычное время, когда принято начинать читать покаянную молитву Ефрема Сирина. В православных храмах она произносится на всех седмичных великопостных службах, то есть за исключением суббот и воскресений.

Многие миряне точно не знают, до какого дня читать, и продолжают делать это дома не только в Четыредесятницу, но также в течение всей Страстной Седмицы, которая следует сразу за ней.

С точки зрения церковного Устава это не совсем верно: хотя эта седмица – время сугубого покаяния, воспоминаний о страданиях Господа, молитва св. Ефрема последний раз произносится за литургией Преждеосвященных Даров в Великую Среду. Тогда же следуют последние земные поклоны – после чего они отменяются в храме до самого праздника Пятидесятницы (Дня Святой Троицы).

Хотя дома верующий свободен выбирать образ и правило молитвы, это – тот случай, когда стоит разумно следовать за церковным Уставом, готовя душу к празднику Воскресения Христова.

Толкование молитвы покаяния

Многие недавно пришедшие к Церкви христиане воспринимают Великий Пост как, прежде всего, строгое телесное воздержание, ограничение пищи, отказ от развлечений. Молитва св. Ефрема напоминает, что это – не самоцель, но средство духовного возрастания. Протоиерей Андрей Ткачев обращает внимание на то, как часто в тексте молитвы звучит слово «дух»:

«Обратим внимание на то, что в этой молитве речь идет о духовной борьбе, то есть о такой борьбе, где один дух противостоит другому. Дух «целомудрия, смиренномудрия, терпения, любви» дай мне (просит человек словами святого Ефрема), а «дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия» не давай. На языке Библии «не давай» может означать «не допусти». Так и в молитве Господней «не введи во искушение» означает «не допусти впасть в искушение»

Еще один важный момент – то, что в молитве говорится не о тяжелых, «грубых»грехах вроде блуда, чревоугодия, пьянства, но – о том, что может быть не заметно окружающим, но удаляет душу от Бога.

Молитва Ефрема Сирина - инфографика

Молитва прп. Ефрема Сирина в инфографике

Праздность и уныние

Под праздностью разумеется не столько лень, которая проявляется «ничего не деланием», сколько внутреннее состояние расслабленности, когда человек живет рассеянно, не следя за своими помыслами и проистекающими от них поступками, не понуждая себя на изменение жизни.

Тогда, по народной пословице, «под лежачий камень вода не течет», и Господь, видя, что не нужен человеку, отходит от него. Так от праздности рождается уныние – еще один тяжелый грех. Видя свою немощь, человек начинает представлять вообще жизнь в черном цвете, ничего не желает, уверен, что, как бы он ни брался за себя – ничего не выйдет.

Вот как говорит об этом свт. Лука Крымский:

И вот уже к общему «депрессивному» состоянию подключается саможаление, склонность считать себя самым несчастным, обделенным Богом, ропот на Создателя – а там иногда даже мысли о самоубийстве. Таков «дух праздности и уныния», от которого человек просит избавления у Бога, ибо сам, своими силами, не может справиться со столь тяжелым искушением.

Любоначалие и празднословие

Вот как говорит любоначалии свт. Лука Крымский:

Но, кажется, «простой человек», не политик, не духовный учитель, к этой страсти может быть и не склонен? Увы, это не так. Более того, если уныние и праздность болезненны для души, то дух «любоначалия и празднословия», напротив, приятен: будь то желание контроля над подчиненными на работе или деспотизм «домашнего тирана» в семье. Но даже если человек одинок и не является начальствующим – всегда есть повод:

  • дать «добрый совет» ближнему, по вопросу ли духовной жизни, или мирской, а потом давить, настаивать, требовать, чтобы было исполнено, как сказано;
  • осудить согрешающего или просто немощного духовно человека, выказывая тем собственную «праведность»; в этот момент часто к любоначалию присоединяется грех празднословия, которое кажется осуждающему проявлением его остроумия и красноречия, на самом же деле – в полном смысле «праздный глагол», пустые слова – хорошо, если еще не ранящие другого человека.

Наконец, любоначалием можно считать вообще желание контролировать собственную жизнь, а не предавать ее в руки Божии. О таковых говорил еще Апостол Иаков:

И здесь построение «грандиозных планов» тоже – чистое празднословие. Итак, всякий, склонный к «любоначалию» да просит у Бога помощи преодолеть эту страсть.

Целомудрие и смиренномудрие

Это – два очень дерзновенных прошения, ибо они посвящены изменению души и всей жизни:

  • под целомудрием понимается не только хранение себя от плотского греха, а вообще цельность человека, твердость его убеждений, когда он не только не хочет, но, по своему внутреннему устроению, попросту не может пасть в грех, ибо это нарушит мир его души; стяжание этого мира – тяжелая задача, и немало слез прольет подвижник, прежде, чем его сердце, очищенное от страстей, насколько ему возможно, станет действительно целомудренным;
  • смиренномудрие – связанная с целомудрием добродетель, когда человек предает себя, свою жизнь в руки Божии, понимая свою немощь, греховность, испорченность; древние иноки отдавали себя на послушание духоносному старцу – и полагали это коротким и очень легким путем спасения; вот только путь к нему – отказ от своего «эго», сознание своих немощей, часто – невозможное без тяжелых скорбей, смиряющих гордыню.

Терпение и любовь

Достигший цельности души и глубокого смирения имеет и эти две добродетели:

  • терпение – не просто перенесение скорби «сжав зубы», но понимание: что бы Господь не делал, это делается для блага человека;

Вот что разумно советовал скорбящим свт. Феофан Затворник:

«Держи в мысли, что когда пришла беда, то ее не сбросишь, как тесную одежду, – надо перенесть. По-христиански ли ты перетерпишь ее или не по-христиански, – все же претерпеть неизбежно; так лучше же претерпеть по-христиански».

  • наконец, любовь – высшая христианская добродетель, рожденная из сочувствия к скорбящим, немощным, как и ты, людям, которые, пусть и грешники, но все – дети Божии; она открывается тому, кто если не преодолел свою гордыню, так хотя бы попытался, показал намерение измениться.

В чем помогает молитва

Внимательное чтение, осмысление каждого прошения, помогает:

  • преодолеть страсти злости, гнева: недаром последнее прошение молитвы – о том, чтобы «зрети» свои грехи; а тот, кто скорбит о своей душе, не будет гневаться на ближнего – не до того!
  • бороться с унынием, праздностью – молитва помогает этому даже физически, ведь во время нее совершаются поклоны, и хотя бы так человек трудится, сбрасывая с себя сети лени;
  • соблюдать телесный пост – ибо тому, кто занят болезнями собственной души – не до утешения чрева.

Как правильно читать

Лучше всего так, как это делается в храме – с поклонами до земли, которые совершаются после каждого прошения – всего их три:

  • после прошения о том, чтобы Господь удалил от души грехи «праздности, уныния, любоначалия и празднословия»;
  • после просьбы к Нему о даровании «целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви»;
  • после последнего прошения и благословения, завершающего молитву.

Затем нужно 12 раз поклониться в пояс, с другой краткой молитвой: «Боже, очисти мя грешнаго (грешную) и помилуй мя». В заключение молитва прп. Ефрема читается полностью, и следует один земной поклон.

В чем смысл

Молитва настраивает человека на покаяние, неосуждение ближних. Тот, кто читает ее с полным сознанием своей греховности и слабости без Господа, не останется без духовного плода.

Кто такой Ефрем Сирин

Подвижник жил в IV в., почти всю свою жизнь провел в городе Низибии (Месопотамия), где сначала активно участвовал в жизни христианской общины, затем удалился в пустыню, где начал подвижнические труды.

Преподобный Ефрем СиринУзнайте детали: Преподобный Ефрем Сирин и все  молитвы на каждый день

Прп. Ефрем – автор множества богословских сочинений, но особенную известность получили его молитвы и гимны, которых сохранилось около 400. Уже при жизни святого они не раз переводились на другие языки, например, греческий.

Именно на этом языке известны самые ранние рукописи молитвы, читаемой во время Великого Поста, тогда как ее оригинал на сирийском языке не сохранился. Именно поэтому принято говорить, что молитва «приписывается» святому, но его авторство точно не известно. Тем не менее, известные события его жизни, когда и сам подвижник много боролся со страстями, говорят о том, что текст действительно мог быть написан, как его личное покаяние.

Наталья Сазонова

  1. Бывает ли прощёное воскресенье у католиков и мусульман — и другие интересные факты

Стихотворение А. Пушкина

Отцы пустынники и жены непорочны,

Чтоб сердцем возлетать во области заочны,

Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,

Сложили множество божественных молитв;

Но ни одна из них меня не умиляет,

Как та, которую священник повторяет

Во дни печальные Великого поста;

Всех чаще мне она приходит на уста

И падшего крепит неведомою силой:

Владыко дней моих! дух праздности унылой,

Любоначалия, змеи сокрытой сей,

И празднословия не дай душе моей.

Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,

Да брат мой от меня не примет осужденья,

И дух смирения, терпения, любви

И целомудрия мне в сердце оживи.

Советуем почитать:

  1. Свт. Лука Войно-Ясенецкий. Толкование на молитву прп. Ефрема Сирина.
  2. Псалтирь, или Богомысленные размышления, извлеченные из творений святого отца нашего Ефрема Сирина, и расположенные по порядку Псалмов Давидовых / [Сост. свт. Феофан Затворник]. — Москва : Сибирская Благозвонница, 2016.

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»


Ефрем Сирин молитва

 Известнейший наставник духовный жизни преподобный Ефрем Сирин молитва составил в IV столетии. Её текст покаянный. Это, своего рода, символ Великого поста, ставящий целью очищение внутренней сущности человека от духовных недугов, препятствующих его обращению к Господу и утверждению на пути, ведущему к Небесному Отечеству.

Текст молитвы Ефрема Сирина

Молитва

Кто такой Ефрем Сирин

Этого Божьего угодника за его способности поэтически излагать духовные проповедиименовали в древности «сирийским пророком», «соловьем пустыни» и «церковной ласточкой».  Создатель исполнил его духовной мудростью и способностью доступно пояснять божественные истины всем, кто трудится над спасением собственной души.

День памяти святого

Подвижническое житие прп. Ефрема Сирина православные вспоминают 10 февраля.

Краткое житие

Доподлинных сведений о том, кем были родственники этого праведника, нет. Церковные исследователи склоняются к источникам, повествующим, что отдаленные его предки причислялись к беднейшим слоям населения и жили за счет подаяний. Однако родители и деды преподобного занимались земледелием и жили уже достаточно обеспеченно, отличаясь при этом благочестивой жизнью. Жили они близ Нисибина (или, по некотором трудам, Низибии) – небольшого города в Междуречье, в северо-восточной его области.

Ефрем Сирин

Прп. Ефрем Сирин. Миниатюра из «Слово Ефрема Сирина». XIII в. (Ath. Pantokr. 86. Fol.4)

     Отцу его при рождении младенца было видение, как из уст его маленького сына вырастает плодоносная виноградная лоза, на ветвях которой зреет множество ягод. И к сладкими тем плодами отовсюду слетаются птицы, и их становится все больше и больше. Это видение образно пророчествовало о том, что пришел в мир великий проповедник, который приведет к Господу через свои рукописные труды и проповеди множество человеческих душ.

     Искушений в жизни угодника было немало. Он сам признавался в письменных творениях, что были в его жизни и периоды духовных колебаний, и приступы раздражительности, апорой и плотские помыслы одолевали его. Изменилась жизнь угодника после того, как однажды, будучи невинно осужденным и томясь в заключении, он увидел в видении некоего светозарного мужа, поведавшего, что не бывает в человеческой жизни несправедливого наказания и что за каждым из людей наблюдает Всевидящее Око Божие.

Ефрем Сирин

Прп. Ефрем Сирин. Мозаика кафоликона монастыря Неа Мони, середина XI века

Сей светлый муж объяснил Ефрему, что если тот припомнит свои прошедшие проступки, то поймет, что и наказание послано ему по заслугам. С этого то времени в душе подвижника и произошел коренной переворот: он уверовал в то, что есть во Вселенной Всевидящий и Всеведущий Небесный Владыка, зорко наблюдающий за каждым живущим на земле.

Подвижник посвятил себя монашеству. Он сделался учеником свт. Иакова Нисибинского –епископа его родных мест и прославленного учителя Церкви.По молитвам святителя Иакова и его ученика Господь спас город от разорения персами.

Впоследствии прп. Ефрем Сирин длительное время подвизался близ Эдессы – города, в церкви которого хранился запечатленный на плащанице Нерукотворный Образ Искупителя. Здесь он проповедовал, вразумлял заблудших, трудился над толкованием Священного Писания и над созданием богослужебных песнопений. В сирийской церкви тексты, созданные этим подвижником, поют на службах Рождества и Крещения Спасителя, Страсной Седмицы, Светлого Воскресения и другихпраздненств. Его сочинения настолько просты и понятны, что каждый обращающийся к нимизвлекает для души пользу.

Житие рассказывает, что преподобный предпринял путешествие в египетскую пустыню, где поучался у прп. Паисия Великого. Встречался он также с Василием Великим и беседовал с ним о библейских понятиях, о Шестодневе.

     Угодник утверждал:

«Тело оживляется духом, а дух верою!»


Это изречение означает, что без веры душа человека безжизненна, поскольку лишена живой мысли и цели, — а это неминуемо приведет к ее к катастрофе. Поэтому душа человека во всякий час должна быть исполнена покаяния, то есть духа исправления, и тогда она твердо будет стоять на спасительном пути.

Успение прп. Ефрема Сирина. Икона. Ок. 1457 г.

Преставился подвижник в июне 373 г. Разные источники указывают различную дату: в некоторых упоминается 9 июня, в некоторых 15, 18 или 19 число.

 Когда начинается чтение молитвы Ефрема Сирина

 Слова данной покаянной молитвы начинают звучать на богослужениях еще до наступления великопостного периода. Молитва читается в приходахуже в среду и пятницу Сырной Седмицы.

 Почему читают в Великий пост

Протоиерей Артемий Владимиров поясняет:

«Что касается этой замечательной молитвы, которую мы часто произносим во дни печальные Великого поста, она имеет своей целью осуществить то, ради чего мы постимся: очистить сердце от празднословия, от любоначалия (властности, амбициозности), от нецеломудренных помыслов, гордостного самоутверждения, и, напротив, обручить душу начаткам Христовых добродетелей: смирению, братолюбию, кротости, благодарению, — вот потому-то эта молитва достаточно часто повторяется во время великопостных богослужений с земными и поясными поклонами.

Повторение – мать учения. И когда мы, взяв корзину с илом или землей, начинаем постоянно промывать ее водой, мало по малу, через ее отверстия уходят прах и нечистота, и перед нами появляется чистая тара. Таково и наше сердце: если мы постоянно «промываем» душу словами этой молитвы, Бог Своей благодатью очищает его и человеку становитсялегко».

До какого дня читается молитва Ефрема Сирина?

  В Великую Среду, в завершающей части Божественной литургии, слова этого молитвенного прошения звучат в последний раз. В дальнейшем на службах звучат уже особые тексты Страстной седмицы.

Литургия Преждеосвященных Даров
Как правильно читать

     Произнося текст молитвы Ефрема Сирина, после каждого прошения полагается совершать земные поклоны, поскольку тело человека неотъемлемо от его души и также должно участвовать в деле спасения цельной человеческой личности. До Никоновских реформ земные поклоны полагались и при 12-кратном повторении воззвания: «Боже, очистямя грешного!», однако в настоящее время принято в этой части моления совершать поклоны поясные.


Толкование молитвы преподобного Ефрема Сирина

 Молитва Ефрема Сирина состоит из обращения к Господу – Владыке живота (жизни) каждого человека, и нескольких прошений.

 Прошения содержат просьбу об избавлении молящихся от духа всяческих страстей, о наделении их духом добродетелей испособности удержатьданные добродетели в человеческой душе.

Что такое праздность

Данное понятие означает бездействие, близкое к лени и объясняемое душевной пустотой. Подобная пустота, если не заполнять ее постоянно мирской суетою, заставляет человека испытывать невыносимую скуку и тоску.

"Семь смертных грехов и четыре последние вещи" картина нидерландского художника Иеронима Босха

«Семь смертных грехов и четыре последние вещи» картина нидерландского художника Иеронима Босха

Неслучайно в данном тексте рядом с праздностью стоит дух уныния, ведь, с точки зрения святых учителей, праздность, лень и уныние – понятия близкие,образно выражаясь, это «сообщающиеся сосуды», в которых один порок вытекает из другого. Молитва же и труд – главнейшие условия спасения, в то время как пребывание без дела в христианстве всегда считалось грехом. Подобно тому, как невозделываемая почва зарастает сорняками, душа, над преображением которой не трудятся, заполняется скверными помыслами и желаниями, и быстро растлевается.

 Что плохого в унынии

     Учителя Церкви считают данный порок «родным братом» праздности, поскольку душа человека, не получая духовной пищи, не может не унывать. Душа всегда стремится к Миру Горнему, подсознательно чувствуя, что не может удовлетвориться одними только земными чувствами и благами, не способными ее насытить. Но от лености у нее нет сил добыть это необходимое ей питание, и тогда человек начинает унывать, духовно ослабевать и опускать руки, — наступает «духовная безжизненность».

Жан Дюве. Самоубийство Иуды. 1530-1540. 250х165мм. Резцовая гравюра на меди. Вена. Собрание графики Альбертина

Происходит это оттого, что нет у человека общности с Господом, как с Источником Жизни. И если не побороть вовремя этот чуждый человеческому естеству дух, может наступить крайняя его стадия – отчаяние, при котором разум человека помрачается настолько, что действия его могут привести к катастрофе или же греху самоубийства.

 Любоначалие

Это отравляющая страсть, выражающаяся в желании властвовать над другими. Часто бывает скрытой. Первым в любоначалие впал Денница, и потому, подверженные этому пороку люди уподобляются сатане.

Патриарх Кирилл пояснил суть данного порока так:

«В дни Великого поста мы многократно повторяем молитву святого Ефрема Сирина, слова которой хорошо знаем. В этой молитве перечисляются пороки, губительные для человеческой души. В этом перечислении занимает место порок ЛЮБОНАЧАЛИЕ, или (по-другому) ВЛАСТОЛЮБИЕ. Если власть понимается как источник удовольствия и наслаждения от того, что твоей воле подчиняются другие, то тогда власть становится соблазном, искушением и гибелью для человека. Вот именного от такого восприятия и переживания власти молитвой святого Ефрема Сирина мы просим Бога нас оградить».


Празднословие

     К пороку праздности близок грех празднословия – то есть пустых отвлекающих разговоров и рассуждений о том, о чем христианину не должно рассуждать. Свт. Тихон Задонский наставлял:

«Истинный постник тот, кто наложил языку своему воздержание и удерживает его от празднословия»

А свт. Феофан Затворник писал:

  Святые учителя утверждают, что за каждое праздное слово человеку придется держать ответ перед Господом, поскольку дар слова дан людям ради великой цели, и не должно с легкомыслием разбрасываться им без всякой нужды.

Празднословию родственны сквернословие, кощунственные высказывания и прочее осквернение уст. Принято считать, что человек, невластвующий над собственной речью, не в состоянии контролировать и все свое существо. В обыденной жизни это называется распущенностью.

Целомудрие

     Это драгоценнейшая христианская добродетель, противоположная греху блуда. Иногда, лишь прожив большую часть жизни, люди начинают осознавать то страшное опустошение, которое произвело в них нехранениеданной добродетели. Ищущий Бога человек не может состояться как христианин, если он нецеломудренен.

Смиренномудрие

Эта добродетель – одна из граней смирения, когда оно рождается не под влиянием окружающих обстоятельств, а в разуме человека. Часто призираемое в миру, смирение -величайшаядобродетель пред Лицом Божиим. Из-за утратысмирения дьявол восстал на своего Творца и был низвергнут с Высоты Небесной, не оставив, однако, при этом гордости.

Смирение

Поскольку мир земной находится во власти лукавого, все в нем исполнено самоутверждения: сила, власть и материальные блага имеют в нем высочайшее значение. Подобное умонастроение мерзостно Создателю и неминуемо бывает наказано. Учителя Церкви предостерегают, что, как только дух гордости коснется самого усердного подвижника, вся его жизнь и все положенные им труды делаются никчемными, все прошедшие подвиги обесцениваются пред Очами Божиими. Тот, кто хочет снискать Божию Благодать, долженвоспитать в себе смирение.

Терпение и любовь

Священнослужители образно сравнивают терпение с «раствором, все скрепляющим в духовной жизни». Верующие нуждаются в терпении. Без него не получится подвизаться ни в молитве, ни в изучении Божьего Слова, ни в воздержании, ни в каких-либо других делах. Даже скорби и болезни нужно уметь сносить безропотно, не смущаясь тем, что не видно быстрых результатов духовных трудов.

     Любовь – царица добродетелей, без которой все остальные подвижнические делания совершенно обесцениваются. Без нее невозможны крепкие связи между людьми. Сам Искупитель указал на эту добродетель как на отличительную черту Его учеников. Однако любовь должна быть пронизана разумностью и духом евангельских заповедей.

В чем помогает молитва

В тексте молитвы присутствует прошение о даровании таких добродетелей какнеосуждение ближнего и способности зреть собственные прегрешения.

От страсти гнева и злости

Из-за этих наполняющих душу скверной пороков кажется скверной и вся окружающая жизнь. Внимательно же рассмотрев свои согрешения и раскаявшись в них, одновременно испрашивая у Господа смирения, человек делается гораздо менее вспыльчивым и перестает злиться на окружающих, поскольку усматривает уже духовным зрением, что и сам он поступает ничуть не лучше.

В унынии

     Уныние, согласно святоотеческому наставлению, есть «расслабление на все доброе», происходящее от внутренней духовной незаполненности. Противоположная ему добродетель – трезвение, то есть бдительное наблюдение за состоянием своего ума и сердца. Слова данного молитвенного обращения взывают к Всемогущему Создателюо помощив отсечении греховных помыслов и настроений, наполнении сердец верующих благодатью и не допущенияих зависимости от духа уныния.

О ненавидящих и обидящих

Между людьми иной раз пролегает враждебная тень. Молитвой же за притесняющих и оскорбляющих один другого людей можно остановить в их душах движение пагубной страсти. Прп. Лев Оптинский наставлял:

«Первейшее и самое нужнейшее средство к примирению с обидящими и гонящими нас есть молитва о них по заповеди Христовой».


     Держащего внутри себя зло человека победить можно лишь противоположными добродетелями: любовью и незлобием. Так учил Искупитель и таковы святоотеческие завещания. Поэтому данная молитва, заключающая просьбу об исполнении внутреннего естества этими благодатными качествами души, помогает воссоздать между конфликтующими людьми добрые отношения. Кроме того, прося Господа указать вопрошающему собственные недостатки, люди следуют премудрому совету игумена Никона Воробьева:

«Если мы хотим, чтобы кто преодолел себя и изменил свое отношение к нам, то и сами должны сначала изгнать из своего сердца неприязнь к нему. Тогда Господь известит его сердце».


О возвращении мирных времен

     Христианам заповедано не только избегать всякого рода конфликтов, не впуская в себя дух ненависти, но и способствовать умиротворению духа ближних, враждующих друг с другом.

Новая Ладога. Внутренний двор Невской церкви, стена с отверстиями от пуль. Фото из исследовательского проекта учащегося объединения «Тайны Новой Ладоги» Дмитрия Перова

 В основе любого конфликта, будь то раздор между людьми или вражда между государствами, всегда лежит стремление поставить собственныеинтересы выше интересов оппонентов. Молитва же Ефрема Сирина содержит прошение о ниспослании духа любви, неосуждения ближних, терпения и смирения, при принятии которых умонастроение людей меняется, ипоявляется благочестивое произволение снять остроту и напряженность враждебной обстановки.

В чем смысл и значение великопостной молитвы

     Данная молитва – обращение к Господу с тем, чтобы Он дал человеку способность видеть совершаемые им проступки. Не только тяжкие, но и повседневные, ежечасно совершаемые каждым из людей, потому что христиане должны предъявлять к своей жизни высшие мерки и требования. В словах этого текста заключено также прошение о том, чтобы Всемилостивейший Создатель помог верующим в Него отрешится от всякого зла и стяжать дух добра, избавляющий от тлетворного воздействия страстей Его последователей.

Молитва Ефрема Сирина – символ Великого поста. Однако не существует никакого запрета на ее чтение и в прочее время, если она близка сердцу человека.

Стихи Пушкина

   Моитва Ефрема Сирина была любима не только великими учителями Церкви и непорочными женами, но и великим отечественным поэтом, творчески переложившим творение преподобного на поэтический лад. В конце июля 1836 г. в его душе родились следующие строки:

«От­цы пу­стын­ни­ки и же­ны непо­роч­ны,
Чтоб серд­цем воз­ле­тать во об­ла­сти за­оч­ны,
Чтоб укреп­лять его средь доль­них бурь и битв,
Сло­жи­ли мно­же­ство бо­же­ствен­ных мо­литв;
Но ни од­на из них ме­ня не уми­ля­ет,
Как та, ко­то­рую свя­щен­ник по­вто­ря­ет
Во дни пе­чаль­ные Ве­ли­ко­го по­ста;
Всех ча­ще мне она при­хо­дит на уста
И пад­ше­го кре­пит неве­до­мою си­лой:
Вла­ды­ко дней мо­их! Дух празд­но­сти уны­лой,
Лю­бо­на­ча­лия, змеи со­кры­той сей,
И празд­но­сло­вия не дай ду­ше мо­ей.
Но дай мне зреть мои, о Бо­же, пре­гре­ше­нья,
Да брат мой от ме­ня не при­мет осуж­де­нья,
И дух сми­ре­ния, тер­пе­ния, люб­ви
И це­ло­муд­рия мне в серд­це ожи­ви.»

По знаменательному стечению обстоятельств великий поэт скончался 10 февраля — в день памяти прп. Ефрема Сирина.

Татьяна Расновская

Похожие статьи

Хотим привлечь ваше внимание к проблеме разрушенных храмов, пострадавших в безбожные годы. Более 4000 старинных церквей по всей России ждут восстановления, многие находятся в критическом положении, но их все еще можно спасти.

Один из таких храмов, находится в городе Калач, это церковь Успения Божией Матери XVIII века. Силами неравнодушных людей храм начали восстанавливать, но средств на все работы катастрофически не хватает, так как строительные и реставрационные работы очень дорогие. Поэтому мы приглашаем всех желающих поучаствовать в благом деле восстановления храма в честь Пресвятой Богородицы. Сделать это можно на сайте храма

Помочь храму

Рекомендуем статьи по теме

беседа с отцом Олегом Коваленко о молитве

«Го́споди и Влады́ко живота́ моего́, дух пра́здности, уны́ния, любонача́лия и праздносло́вия не даждь ми. Дух же целому́дрия, смиренному́дрия, терпе́ния и любве́ да́руй ми, рабу́ Твоему́. Ей, Го́споди, Царю́, да́руй ми зре́ти моя́ прегреше́ния и не осужда́ти бра́та моего́, я́ко благослове́н еси́ во ве́ки веко́в. Ами́нь». Эта особенная молитва, составленная в IV веке преподобным Ефремом Сириным, читается в храме в Великий пост. Каждый год входя в нашу молитвенную жизнь, она дает нам новое дыхание и вдохновение. Но верно ли мы понимаем смысл этой молитвы? С должным ли вниманием произносим каждое слово, и не просто произносим, а сознаем и чувствуем всю глубину того, что за ним стоит?

Сегодня вместе с отцом Олегом Коваленко, клириком нашего монастыря, мы, опираясь на книгу святителя Луки Крымского, попытаемся проанализировать и понять каждую часть молитвы преподобного Ефрема Сирина. Это поможет глубже заглянуть внутрь себя, распознать корни страстей и найти нужные инструменты для их искоренения.

«Господи и Владыко живота моего…»

— Молитва преподобного Ефрема Сирина начинается словами: «Господи и Владыко живота моего…» «Живот» в переводе с церковнославянского означает «жизнь», — поясняет о. Олег. — Время от времени каждому из нас полезно себя отрезвлять и напоминать, кто Творец, Руководитель, Владыка всей жизни на Земле, в том числе и моей жизни, — это Господь Бог.

В миру мы слышим много ложных установок: «бери от жизни всё», «всё в твоих руках», «ты — хозяин своей судьбы». Но это не так. И вокруг нас масса тому подтверждений. С самых первых строк молитва прп. Ефрема Сирина возвращает сердце и ум в реальность, помогает обратить наш взор к Богу.

Последовательность страстей и добродетелей в этой молитве не случайна. Но прежде чем мы разберем эту связь, я бы хотел обратить внимание, что вместо привычных и знакомых слов «страсть» и «грех» прп. Ефрем Сирин использует понятие «дух страсти» или «дух греха». Чтобы понять, почему святой говорит именно о духе пороков и духе добродетелей, я хотел бы сослаться на книгу святителя Луки (Войно-Ясенецкого)[1], где он объясняет молитву прп. Ефрема Сирина.

Святитель Лука подчеркивает, что все пороки и все добрые дела оставляют в душе след, так «дух» остается и продолжает жить в человеке. Человек подал милостыню — и он уже не просто совершил доброе дело, но добродетель оставила маленький след в сердце. Человек был обижен, но простил — и вот это, может быть, одно из немногих прощений в его жизни оставляет след и в памяти, и в душе. Остается «дух» добродетели.

Точно так же бывает и с грехом. Важно знать и помнить, что даже если единожды прикоснуться к пороку, греховный след надолго останется в нашем сердце. Понадобится много времени и сил, чтобы побороться за его очищение. Мы не можем быть убеждены, что, один раз посмотрев какое-то непотребство в интернете, больше к этому не вернемся. Человек остается подвержен риску снова впасть в грех, если не позаботился защитить себя и состояние души и сердца расслаблено.

В Церкви есть таинство Исповеди — малое Крещение, в котором Господь прощает абсолютно все грехи, если человек раскаивается. И тем не менее дух пороков всё равно остается. Раскаяние в прегрешениях и искоренение даже духа греха — вот важнейшая задача Исповеди. Молитва прп. Ефрема Сирина отрезвляет наш ум и зовет к покаянию. Покаяние — это первая ступенька на лестнице для человека, развернувшегося от греха (о лестнице, ведущей человека к совершенству, мы поговорим позже). Вот почему эта молитва универсальна и применима к каждому из нас.

«…дух праздности…»

Святитель Лука в своей книге называет праздность матерью большого количества пороков. Хотя для нас привычнее слышать, что матерью других грехов являются гордыня или эгоизм. «Никогда не оставайся совершенно праздным… чтобы праздность не научила тебя всякому злу»[2], — так в 71-м слове говорит прп. Симеон Новый Богослов. Еще ранее Иоанн Златоуст, вспоминая писание Ветхого Завета, указывает, что некто премудрый, показывая, что праздность научила всякому злу, и беседуя о слугах, говорит: …употребляй его на работу, чтобы он не оставался в праздности (Сир. 33: 28)[3]. «Праздность — корень всему злу, особливо военному человеку» — так словам святых вторит великий полководец Александр Суворов.

И вот святой Ефрем Сирин в молитве ставит на первое место порок, который кажется для нас не таким значительным и не таким пугающим, но который на самом деле является очень серьезным и порождает большое количество других грехов.

Праздность бывает физическая, когда мы, например, ленимся делать что-то по дому, а бывает духовная — когда лень молиться, читать Священное Писание, Евангелие, участвовать в соборном богослужении в храме.

Хорошо было бы нам комплексно подойти к понятию духа праздности, на физическом уровне пересмотреть свое участие в жизни семьи или общины, сестричества, монастыря. Попробовать изменить свой подход, быть внимательным и больше помогать. И тут же будет результат. Он проявится как на человеческом уровне в виде светлой радости от преодоления себя и помощи близким, так и на духовном — в благодати Святаго Духа, наполняющего и освящающего сердце и всего человека.

В борьбе с духовной праздностью важно предпринимать конкретные шаги: принять участие в богослужении вместо просмотра фильмов и сериалов; открыть Евангелие вместо чтения новостей и социальных сетей; вместо краткой и невнимательной молитвы — встать пораньше, вдумчиво прочесть полное утреннее правило, молитву прп. Ефрема Сирина с поклонами. И результат придет тут же. У того, кто встает раньше и начинает день с молитвы, весь день проходит по-другому и успевается гораздо больше.

Вот почему Церковь благословляет семейную и монашескую общежительную жизнь, и только немногие получают благословение на отшельничество, на пустынный подвиг. Вместе намного легче побороться за молитву. В семье супруги борются за единство, чтобы одинаково смотреть на те или иные моменты. Молитвенное правило важно обсудить и вместе договориться, как оно будет происходить, в какое время, в каком формате. И если один из супругов немножко сдаст позиции, его может выручить другой. Вероятность потерять молитву уменьшается. Праздность, оказывается, вместе легче побеждать.

Большую силу имеет семейная традиция. Если в семье есть дети, важно и их приобщать к молитве, но делать это постепенно. Когда дети видят, как молятся родители (а дети всегда копируют маму и папу, их не нужно будет заставлять), они сами попросятся: «А можно мы тоже будем рядом?» И нужно подогревать этот интерес: «Да, ты уже достаточно взрослый, становись. Но ты побудь немножко с нами, а потом можешь идти в свою комнатку, отдыхать. Потому что молитва — дело серьезное и ответственное, здесь важно быть очень внимательным. Вот твои пять минут». Так дети подключаются не из-под палки, а потому что они уже взрослые, они уже «заслуживают»…

Также детям можно поручать какие-то действия: «Ты уже достаточно взрослый, чтобы зажечь свечу». А младший может потушить в конце молитвенного правила. У каждого свое участие и своя мера. Утром кто-то из детей может раздать кусочек просфоры и святую водичку. И если обычно маслицем помазывает папа, то хорошо бы раз в неделю доверить это кому-то из детей. Дети очень ценят, когда им поручают ответственные дела, и дорожат родительским доверием и вниманием. Такая семейная молитвенная традиция в последующем станет сильным основанием внутреннего стержня.

Хочется, чтобы мы дорожили всеми этими духовными инструментами и не разбрасывались ими. А если кто-то скажет: «Я всё потерял, мои дети уже выросли…» — никогда не поздно с чего-то начать. Как бы душа ни была объята грехом, всегда есть возможность исправиться, восстановиться. И чем раньше мы это осознаем и начнем менять свою жизнь, тем быстрее получим плоды еще здесь, на земле, не говоря уже о Вечности.

священник и юный пономарь

Когда речь заходит о праздности, нередко можно услышать вопрос: а как отличить праздность от отдыха?

Есть такая мысль: любой перерыв может принести пользу, если его провести с благословением, то есть с разрешения начальства или с благословением Божиим. Допустим, вы работаете над каким-то проектом, и вам захотелось прогуляться. Можно встать и пойти без разрешения, а можно спросить руководителя: «Хочу немного развеяться, можно на 15 минут отлучиться?» Получив благословение, вы вернетесь с перерыва совсем с другими силами. Если нет руководителя, то поднимите глаза к иконе, распятию и обратитесь к Богу: «Господи, помоги мне чуть-чуть отвлечься от этого дела и взбодриться, набраться сил». Решили попить чайку: «Господи, благослови!» Даже краткая молитва настраивает на отдых с пользой и защищает от соблазна говорить о чем-то неполезном, осуждать, отвлекаться от важных задач.

Если хочется поспать, можно опять-таки кратко помолиться, завести будильник на 40 минут и так набраться сил, а не проваляться весь день на диване, всю работу оставив на следующий день… Всё можно делать с пользой, если подойти к этому разумно и включить «Владыку живота моего» даже в этап отдыха. Тогда результат никогда не будет печальным.

Итак, подведем итоги.

В последовательности перечисленных в покаянной молитве прп. Ефрема Сирина страстей есть закономерность и определенная связь. Также в молитве преподобный называет не сами грехи, а говорит именно о духе страстей, потому что след или дух от пороков так или иначе остается в сердце и душе человека.

Первым в перечислении пороков преподобный называет дух праздности, кажущийся многим незначительным и несерьезным. Но праздность является входом для многих пороков, в том числе и для такого страшного греха, как уныние, которое в молитве Ефрема Сирина идет следующим.

Продолжение следует…

Записала Мария Котова

[1] Толкование на молитву святого Ефрема Сирина / Святитель Лука, архиепископ Крымский. — Москва : Сибирская Благозвонница, 2013.

[2] Слова преподобнаго Симеона Новаго Богослова / в переводе на русский язык с новогреческаго епископа Феофана. — Изд. 2-е. — Москва : Афонский Русский Пантелеимонов монастырь, (Типо-литография И. Ефимова). Выпуск первый — 1892. — 490 с.; Выпуск второй. — 1893. — 593 с.

[3] Творения святого отца нашего Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, в русском переводе : в 12-ти томах. — Санкт-Петербург : С.-Петерб. Духовной Академии, 1895‒1906. / Т. 3 (в 2-х книгах) — 1897. — 962 с. / Беседы на слова: «Целуйте Прискиллу и Акилу» и проч. (Рим. 16: 3). 181‒203 с.

27.03.2023

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как найти файл pdf на самсунге
  • Как исправить ответы в физике
  • Как исправить мелкий шрифт в одноклассниках
  • Как правильно составить отзыв на апелляционную жалобу
  • Как найти свою базу на localhost