а) Для ответа подойдёт только десятичная дробь или целое число. В ответах не может быть обыкновенных дробей, округлённых примерных значений, то есть, если в ответе у тебя получилась обыкновенная дробь, её обязательно надо превратить в десятичную. Если это не получается, ищи ошибку в решении.
б) Десятичные дроби не получатся из несократимых обыкновенных дробей, у которых в знаменателе есть любые простые множители, кроме (2) и (5), т. к. в этом случае добиться того, чтоб в знаменателе было (10), (100), (1000), никак не получится. Если у тебя в ответе такая дробь — ищи ошибку.
в) Отрицательные числа вполне могут быть, знак «минус» будет ставиться в отдельную клеточку.
В девятом задании модуля алгебра ОГЭ по математике нам предлагают решить уравнения. Это могут быть как линейные уравнения, которые решаются переносом всех известных членов в одну сторону, а неизвестных (x) в другую, так и квадратные уравнения, которые в свою очередь могут быть полными и неполными. Судя по материалам ОГЭ и практике проведения экзамена, наиболее вероятным заданием может быть решение линейного или квадратного уравнения. Тем не менее мы рассмотрим задания по всей этой тематике. Сложность заданий как всегда возрастает от задания к заданию. Ответом в задании №9 является целое число или конечная десятичная дробь.
Теория к заданию №9
Ниже я привел теорию по решениям линейных и квадратных уравнений:
Схема решения, правила и алгоритм действий при решении линейного уравнения:
Схема решения, правила и порядок действий при решении квадратного уравнения:
В трех типовых вариантах я разобрал данные случаи – в первом варианте вы найдете подробные указания по решению линейных уравнений, во втором разобран пример решения неполного квадратного уравнения, а в третьем – решение полного квадратного уравнения с вычислением дискриминанта.
Задание 9OM21R
Найти корень уравнения 2 + 3х= – 7х – 5
Имеем линейное уравнение:
2 + 3х= – 7х – 5
Следовательно, начинаем решение с переноса слагаемых (с переменной влево, без переменной – вправо): 3х + 7х= – 5 – 2, не забывая изменять знак у слагаемых, которые переносим. Теперь приводим подобные в каждой части, получаем 10х= –7.
Находим неизвестный множитель делением произведения –7 на известный множитель 10, получаем –0,7.
Запись решения выглядит так:
2 + 3х= – 7х – 5
3х + 7х= – 5 – 2
10х= –7
х=–7:10
х=–0,7
Ответ: –0,7
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0906o
Найдите корень уравнения:
Обе части уравнения приводим к единому знаменателю 12:
Т.к. знаменатели в левой и правой частях уравнения одинаковы, не равны нулю и не содержат переменных, то их можно сократить (т.е. ими можно пренебречь). Тогда получаем:
11х=44
х=44:11
х=4
Ответ: 4
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0905o
Найдите корень уравнения:
режде всего, исключим корень, который не входит в ОДЗ:
x+6≠0 → х≠–6
Далее решаем уравнение. Представляем число 2 в уравнении справа в виде дроби 2/1. Уравнение получает вид пропорции:
Применим правило пропорции. Перемножим между собой крайние ее члены и средние:
1·1=(х+6)·2
Выполним умножение в левой части уравнения и раскроем скобки справа:
1=2х+12
Поменяем местами левую и правую части уравнения, чтобы оно приняло привычный вид:
2х+12=1
Переносим 12 из левой части в правую:
2х=1–12
2х=–11
Находим корень:
х=–11/2=–5,5
ОДЗ это значение не исключает, поэтому оно является искомым результатом.Ответ: -5,5
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0904o
Решите уравнение:
7х — 9 = 40
В данной задаче нам предстоит решить линейное уравнение. Подход к решению таких уравнений достаточно простой – всё, что известно переносим в правую часть, всё, что неизвестно – оставляем в левой. Далее выполняем необходимое арифметическое действие.
Решение:
7х – 9 = 40
Переносим 9 в правую часть (не забываем про смену знака):
7х = 40 + 9, что эквивалентно
7х = 49
х в нашем случае – это неизвестный множитель, следовательно, чтобы его найти, делим произведение на известный множитель:
х = 49/7, откуда
х = 7
Ответ: 7
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0903o
Решите уравнение:
8 x² — 10x + 2 = 0
Уравнение является полным квадратным уравнением, поэтому классическим вариантом решения является вычисление дискриминанта. Но в данном случае можно заметить, что все множители кратны двум, поэтому можно все уравнение разделить на 2 для удобства вычисления:
4 x² — 5x + 1 = 0
Далее вычисляем дискриминант:
D = b² — 4ac
D = 5² — 4 •4•1 = 9
Вычисляем корни:
x = (- b — √D) / 2a = (5 — 3 )/ 2 •4 = 0,25
x = (- b + √D) / 2a = (5 + 3 )/ 2 •4 = 1
Так как нам нужно выбрать меньший из корней по условию, то выбираем 0,25
Ответ: 0,25
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0902o
Решите уравнение:
3 x² + 12 x = 0
Это неполное квадратное уравнение, в котором не обязательно вычислять дискриминант, а достаточно вынести x за скобку:
x ( 3 x + 12 ) = 0
Произведение множителей тогда равно нулю, когда один из множителей равен нолю:
x = 0
или
3 x + 12 = 0
3 x = -12
x = -4
Так как в ответе просят указать наименьший корень, то это -4.
Ответ: -4
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Задание OM0901o
Найдите корень уравнения:
10 ( x — 9 ) = 7
Данное уравнение представляет собой обыкновенное уравнение первой степени и решается переносом всех известных частей в правую часть, оставив x слева.
Для начала следует раскрыть скобки: 10x – 90 = 7
Затем переносим 90 в правую часть (не забываем поменять знак):
10x = 7 + 90
10x = 97
Затем делим обе части на 10:
x = 9,7
Ответ: 9,7
pазбирался: Даниил Романович | обсудить разбор
Джамиля Агишева
При выполнении задания 9 ОГЭ по математике необходимо:
уметь решать линейные и квадратные уравнения, системы уравнений и неравенств.
Пример 1. Решите уравнение .
Решение. Уравнение линейное. Раскрываем скобки, приводим подобные слагаемые, все «иксы» переносим в левую часть равенства, всё без «иксов» – вправо:
Ответ: — 2.
Пример 2. Решите уравнение . Если корней несколько, запишите их в ответ без пробелов в порядке возрастания.
Решение. Уравнение является квадратным ,
,
. Вычисляем дискриминант и корни:
Ответ: .
Пример 3. Решите уравнение . Если уравнение имеет более одного корня, в ответ запишите меньший из корней.
Решение. В левой части данного уравнения произведение двух множителей-скобок, и это произведение равно нулю. Это возможно тогда и только тогда, когда хотя бы один из множителей равен нулю. Значит, получаем два уравнения:
Тогда меньший из корней уравнения равен -0,75.
Ответ: -0,75.
Пример 4. Решите систему уравнений
В ответе запишите значение .
Решение. Используем метод подстановки: из второго уравнения можно выразить y и подставить в первое уравнение.
Таким образом, .
Пример 5. На рисунке изображены графики функций и
. Вычислите ординату точки B.
Решение. Для нахождения координат точек пересечения графиков заданных функций необходимо решить систему уравнений.
Найдём корни первого уравнения системы.
̶ абсцисса точка B.
Тогда ордината точки В:
Ответ: -5.
Пример 6. Найдите наибольшее значение x, удовлетворяющее системе неравенств:
Решение. Выразим из каждого неравенства переменную x. Не забываем, что при делении обеих частей неравенства на положительное число знак неравенства не меняется, при делении на отрицательное число ̶ знак неравенства меняется на противоположный.
Используем числовую прямую. Решение первого неравенства отметим штриховкой («ёлочкой») с наклоном вправо, второго неравенства ̶ штриховкой с наклоном влево. При этом точка -2 будет «закрашенной», т.к. знак первого неравенства нестрогий, а точка -5,5 будет «выколотой», т.к. знак второго неравенства строгий.
Решением системы неравенств является тот промежуток, на котором пересеклись две «ёлочки», то есть две штриховки. Это промежуток . «Выколотой» точке соответствует круглая скобка, «закрашенной» ̶ квадратная.
Ответим на вопрос задачи. Наибольшее значение
Ответ: .
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими публикациями.
Информация на странице «Задание 9 ОГЭ по математике. Уравнения, неравенства, системы уравнений и неравенств» подготовлена нашими редакторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или колледж нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.
Публикация обновлена:
07.05.2023
Для решения данного номера ученику потребуется знание и умение работать с:
1. Линейными уравнениями. Напомним, что целью преобразований линейного уравнения является получение выражения «неизвестная = число».
2. Квадратными уравнениями. Напомним, что квадратным называется уравнение вида ах2+bx+c=0, корни уравнения находим по формуле
x1,2 =(-b+-(D)1//2) / 2a, где a, b, c –коэффициенты, D=b2-4ac – дискриминант.
Корни квадратного уравнения можно вычислить и по теореме Виета. Кому что нравится, на вкус и на цвет – товарища нет!Рассмотрим характерные примеры.
Решение:
1. Данное уравнение линейное, имеет один корень. Найдем его.
2. Избавимся от 7 в знаменателе. Для этого левую и правую части уравнения умножим на 7. Имеем, 7х+х=-8*7 или 8х=-56
3. х=-7
Ответ: -7.
Решение:
1. Преобразуем данное уравнение к стандартной записи квадратного уравнения, для этого перемножим два многочлена. Имеем
4x2+14x-2x-7=0 или 4x2+12x-7=0
2. Дальше решаем по известным формулам
D=122-4*4*(-7)=144+112=256 дискриминант больше нуля, имеем 2 корня.
3. x1=(-12+16)/2*4=4/8=1/2=0,5 x2==(-12-16)/2*4=28/8=3,5
4. Выбираем меньший из корней 0,5.
Ответ: 0,5.
Решение:
1. Данное уравнение не надо преобразовывать, поэтому корни уравнения находим по известным формулам.
2. D=(-15)2-4*4*9=225-144=81
3. x1 =(-(-15)+9)/2*4=24/8=3 x2==(-(-15)-9)/2*4=6/8=3/4=0,75
4. Выбираем меньший из корней 0,75.
Ответ: 0,75.
© blog.tutoronline.ru,
при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.
В задании №9 ОГЭ по математике от ученика требуется решить линейное, квадратное, либо рациональное уравнение. На этом уроке рассмотрим решение линейных и рациональных уравнений.
Для правильного решения линейных и рациональных уравнений необходимо знать:
- правила действий с числами и дробями;
- свойства степеней;
- буквенные выражения (выражения с переменными);
- многочлен; сложение, вычитание, умножение многочленов;
- формулы сокращённого умножения;
- свойства квадратных корней и их применение в вычислениях;
- уравнение с одной переменной, корень уравнения;
- тождественные преобразования рациональных выражений.
Если обе части уравнения умножить или разделить на одно и то же число, отличное от нуля, то корни уравнения не изменятся!
Примечание. В большинстве заданий с уравнениями есть возможность выполнить проверку. Для этого подставляем найденное значение неизвестного в исходное уравнение. Такая проверка дает нам возможность убедиться в правильности найденного корня.
Пример №1
Найдите корень уравнения $3x+3=5x$.
Решаем вместе
Скрыть
Показать все решение
Скрыть
$$3x+3=5x$$
$$3x-5x=-3$$
$$-2x=-3$$
$$x=1.5$$
Ответ: $1.5$
Пример №2
Найдите корень уравнения $-1-3x=2x+1$.
Решаем вместе
Скрыть
Показать все решение
Скрыть
$$-1-3x=2x+1$$
$$-2x-3x=1+1$$
$$-5x=2$$
$$x=-0.4$$
Ответ: $-0.4$.
Пример №3
Найдите корень уравнения $10(x-9)=7$.
Решаем вместе
Скрыть
Показать все решение
Скрыть
$$10(x-9)=7$$
$$10x-90=7$$
$$10x=7+90$$
$$10x=97$$
$$x=9.7$$
Ответ: $9.7$
Пример №4
Найдите корень уравнения $x+frac{x}{7}=-8$.
Решаем вместе
Скрыть
Показать все решение
Скрыть
$$x+frac{x}{7}=-8$$
$$7cdot(x+frac{x}{7})=7cdot(-8)$$
$$7x+7cdotfrac{x}{7}=-56$$
$$7x+x=-56$$
$$8x=-56$$
$$x=-7$$
Ответ: $-7$.
Пример №5
Найдите корень уравнения $frac{11}{x+3}=10$.
Решаем вместе
Скрыть
Показать все решение
Скрыть
$$frac{11}{x+3}=10$$
$$frac{11}{x+3}cdot(x+3)=10cdot(x+3)$$
$$11=10x+30$$
$$-10x=30-11$$
$$-10x=19$$
$$x=-1.9$$
Ответ: $-1.9$.
Пример №6
Найдите корень уравнения $frac{12}{x+5}= -frac{12}{5}$.
Решаем вместе
Скрыть
Показать все решение
Скрыть
$$frac{12}{x+5}= -frac{12}{5}$$
$$frac{12}{x+5}cdot(x+5)= -frac{12}{5}cdot(x+5)$$
$$12= -frac{12cdot(x+5)}{5}$$
$$12= -frac{12x+60}{5}$$
$$12cdot5= -frac{12x+60}{5}cdot5$$
$$60= -12x-60$$
$$12x=-60-60$$
$$12x=-120$$
$$x=-10$$
Ответ: $-10$.